Развитие вашего мозга: рекомендации и упражнения. Ежедневные упражнения для тренировки мозга


Как бы банально и приторно это не звучало, но чем лучше развит мозг человека, тем выше его потенциал, тем более эффективно он принимает решения и действует, тем грамотнее стоит отношения с окружающими людьми, объектами и явлениями мира. Да что говорить – карьера, обучение, образование, личная жизнь, финансовое благополучие, самореализация – все эти и многие другие составляющие нашей жизни напрямую зависят от того, насколько хорошо развит наш мозг.

Но есть ли возможность развивать его, ведь это никакая не мышца и не способность? Конечно, такая возможность существует, тем более тот факт, что ученые уже десятки лет твердят, что человек использует свой мозг, пусть и на пять процентов, но все же не максимально, неоспорим и только добавляет мотивации. И для тренировки и развития есть специальные упражнения и . С несколькими такими упражнениями вы познакомитесь в этой статье.

Всего мы рассмотрим пять упражнений:

  • Упражнение «Две минуты концентрации»;
  • Упражнение «Помехи»;
  • Упражнение «Тренинг мозга»;
  • Упражнение «Освобождение сознания»;
  • Упражнение «Пульс».

Каждое из них способно стать для вас отличным помощником в развитии мозговых и интеллектуальных способностей.

Упражнение «Две минуты концентрации»

Еще одно развивающее упражнение, основанное на , представляющей собой важнейшее качество для интеллектуального и физического труда. Такой фитнес для мозга позволит мыслить четче и будет развивать навык правильной оценки собственных действий, а также повысит вашу способность к усвоению новой информации и овладению новыми умениями.

Для упражнения приготовьте часы с секундной стрелкой и положите их перед собой. Теперь расслабьтесь и подготовьтесь к фокусировке на секундной стрелке. Когда решите, что готовы, начинайте следить за тем как она движется.

В течение двух минут старайтесь фиксировать все поступающие в сознание мысли на движении стрелки – это поможет вам «отключиться» и сосредоточиться только на себе и стрелке часов. Если же вы невольно задумаетесь над чем-то и внимание рассеется, просто отдохните немного и начините упражнение сначала.

Изначально сохранять концентрацию может быть достаточно сложно, но по мере практики сосредотачиваться станет все легче. От двух минут через несколько дней или недель вы должны перейти к десяти. Так вы научитесь в любой нужный момент концентрироваться на том, что для вас важно.

Упражнение «Помехи»

Это упражнение научит вас не обращать внимания на внешние раздражители и самому не совершать лишних действий во время выполнения чего-либо. Кроме того, такая гимнастика для мозга служит отличной профилактикой , перенапряжения и суетливости. Чтобы оно дало максимальный эффект, вам следует расслабиться, принять удобное положение и обеспечить себе такие условия, чтобы ничто не отвлекало.

Итак, для выполнения задания вам потребуются часы с секундной стрелкой, телевизор (именно телевизор!) и место, где вы будете сидеть, например, кресло или стул. Положите часы перед собой, включите и найдите какую-нибудь развлекательную программу. Как только подготовитесь, начинайте фокусироваться на движении стрелки часов, стремясь не воспринимать поступающую из телека информацию и не отвлекаясь на нее. Концентрироваться на стрелке нужно две минуты.

Наблюдая за движением стрелки, одновременно перебирайте в уме четные числа – от 2 до 10 и потом обратно, и так по кругу. Ваша задача – равномерно распределить внимание между всеми выполняемыми задачами. Если же внимание отвлечется или вы собьетесь со счета, начните упражнение сначала.

После того как справитесь с первой частью задания, усложните его – на стрелку часов направьте только треть внимания, вторую треть – на последовательность чисел и третью – на чтение детских стишков, к примеру: «Наша Таня громко плачет – уронила в речку мячик, тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч» и т.п. Либо можете выбрать не стих, а какую-то песню и т.д. Когда и это задание будет даваться вам легко, придумайте что-нибудь еще, а потом – еще. По сути, продолжать эту тренировку мозга можно до бесконечности. Со временем вы заметите, что в своей каждодневной жизни вы можете совершать нужные действия эффективнее, а также то, что этих действий вы можете совершать несколько, причем практически одновременно и без отвлечения на нечто второстепенное.

Упражнение «Тренинг мозга»

Чтобы упражнение возымело больший эффект, займите удобное положение, закройте глаза. Теперь представьте свой мозг внутри черепа – где он находится, как выглядит, где берет начало. После этого вообразите мысленный палец или какой-то тонкий предмет, при помощи которого можно помассировать мозг и снять с него напряжение. Используя его или мысленный палец, дотроньтесь до внешнего слоя мозга, постепенно продвигаясь дальше. Старайтесь фокусироваться на расслаблении, получаемом от действия пальца или «массажера».

Не следует торопиться – напряжение должно спадать постепенно, а высвобождающаяся энергия должна плавно продвигаться к центру мозга. Через несколько минут вы почувствуете ощущение тепла внутри головы и, возможно, легкий звон в ушах. Этого не нужно бояться – напротив – продолжайте массаж, повторяя указанную выше последовательность действий.

Если в процессе в голове возникнут посторонние мысли, не придавайте им значения, а воспринимайте как само собой разумеющееся. После того как выполните несколько подходов, сформируйте в голове мысль, что отныне вы всегда можете воздействовать на свой мозг, его клетки и сосуды, расслаблять их и снимать напряжение. Как только гимнастика будет окончена (обычно требуется около 10-15 минут), вы будете пребывать в состоянии расслабленности и позитива и станете чувствовать себя лучше, а ваш мозг получит больше ресурсов для активной деятельности, например, для .

Упражнение «Освобождение сознания»

Самый эффективный способ освободить сознание – это понять, что в нем происходит в текущий момент времени. Для выполнения упражнения вам нужно подготовить листок и ручку и написать все, что вас действительно заботит сейчас. Это могут быть планы и цели на ближайшее и далекое будущее, идеи, требующие осмысления, предстоящие покупки, дела и прочее. Только имейте в виду, что писать нужно максимально кратко, но стремясь ничего не упускать. На этом этапе описывать детали не надо. Главное – записать как можно больше своих забот, т.к. от этого зависит результат упражнения.

По завершении первого этапа переходите ко второму – сокращайте написанные формулировки. Сведите их к минимуму, чтобы от каждого исходного словосочетания осталась буквально пара слов. Говоря проще, сокращайте до того момента, когда не будет ничего, что требует записи.

Написание такого списка позволит вам выкинуть из своей головы мусор и сумятицу, ведь, когда перечень будет готов, у вас появится возможность одним только взором охватить все свои дела и планы, которые нужно реализовать, а также все мысли, занимающие ваше сознание, а значит, и разобраться с ними.

Также помните о том, то, выбирая то, о чем вам нужно подумать, не нужно спешить и суетиться. Записав, оцените все, что есть, по 10-балльной шкале, и начинайте выполнять дела, и держа в голове всю картину.

Ваша задача – поставить свое сознание в позицию настоящего времени – здесь и сейчас. По мере применения этого упражнения старайтесь с каждым разом совершенствоваться в восприятии собственных ощущений. Однако вам не нужно доводить себя до исступления – давайте себе время на разгрузку.

Добившись эффективности, вы заметите, как высвобождается энергия на более активную деятельность и работу, в том числе и над собой. Ваш мозг будет менее озабочен решением бесконечного потока задач. Такая тренировка мозга повысит вашу личную продуктивность и способность к решению проблем.

Упражнение «Пульс»

Заключительное упражнение, для выполнения которого вам понадобится карандаш и лист бумаги. Вам нужно поставить карандаш на лист и начать медленно чертить линию, полностью сосредоточившись на точке ее начала. Старайтесь следить за собой, и всякий раз, когда внимание будет отвлекаться, фиксируйте на листке этот момент, делая завиток. Когда линия достигнет края листа, начните вести новую, но уже в другую сторону. Выполняя упражнение, оценивайте свои линии – лучшей будет та, на которой будет меньше всего завитков.

Такой фитнес для мозга будет тренировать и вашу способность к сосредоточению, и способность к расслаблению, и к одновременной манипуляции физическими объектами (попробуйте, кстати, выполнять задание двумя руками, прикрепив листок к столу). А приятным бонусом станет общее .

Здесь же хотелось бы добавить, что превосходной гимнастикой для мозга является выполнение привычных дел другой рукой (для левшей – правой, для правшей – левой), разгадывание кроссвордов и сканвордов, решение головоломок и , игра в шахматы, чтение, пополнение словарного запаса, и, конечно же, физические нагрузки, улучшающие кровообращение и расширяющие сосуды.

Так что развивайтесь, тренируйтесь умственно и физически, занимайтесь самообразованием – и ваш мозг будет находиться в состоянии постоянного развития. Но не забывайте и отдыхать!

Фев 17 2016

Тренировка для мозга направлена на стимуляцию нейронных процессов и поднятия тонуса, пробуждения неактивных связей. Занятия ускоряют мыслительный процесс, организует его. Смена состояния сознания открывает потенциальные пути решения задач, улучшается память. Физические упражнения повышают кровоснабжение сосудов мозга, насыщая его кислородом.

Организация мышления

Мыслительный процесс не состоит из статичных восприятий или отдельных эмоций. Он представляет собой движение мыслей — анализа и синтеза. Вся информация о проблеме выстраивается в иерархию последовательных суждений. Человеческое сознание оперирует объективными представлениями. Сознание сличает и различает их, укладывает в ячейки прежнего опыта.

Однако ячейки, связанные с прошлыми навыками (мыслительные шаблоны), не всегда подходят для решения новых задач. Поэтому требуется обновление структур сознания.

Процесс течения мыслей представляется в виде схемы ввода и вывода с разными этапами переработки информации. На первом этапе имеются предварительно собранные знания о проблеме, последний этап предполагает вывод или готовый результат. Между начальным и конечным этапом существует ещё ступени обработки – этап потенциальных возможностей достижения результата и этап выбора ответа, одного из всех возможных.

Итак, как улучшить результативность этих этапов обработки информации?

Прежде чем приступить к упражнению, необходимо разбудить свой мозг – выпить чашку кофе, скушать конфетку (глюкоза необходима для работы нейронных клеточек). С помощью легкой разминки включить воображение и успокоить эмоции:

  1. Сделайте несложную дыхательную гимнастику: глубоко вдыхайте и выдыхайте. Как можно глубже сделайте выдох, задержите на пару секунд дыхание и вдохните. При таком способе дыхания кислород хлынет в легкие и в кровь в максимальном объеме.
  2. Мысленно посчитайте от одного до ста, затем в обратном порядке. Выполняйте счет максимально быстро.
  3. Настройте воображение на работу — представьте ярко-зеленый квадрат. Затем усилием воли превратите квадрат в ромб, затем в треугольник.
  4. Возьмите какой-нибудь текст прочитайте несколько страниц задом наперед.

Человеческий мозг выполняет свою работу, создавая нервную активность в разных областях. Согласно психофизиологии, за творчество, эмоции и интуиции отвечает функция правого полушария. Там хранятся все наши иррациональные желания и фантазия.

Больше всего правое полушарие развито у детей, пока они познают мир и формируются структуры интеллекта.
У взрослого правополушарное мышление отходит на второй план и вся работа переноситься на левое – логичное, речевое. Чтобы разбудить творческое полушарие, необходимо задействовать ту часть тела, которой управляет правое полушарие – левую руку.

Упражнения для развития не ведущего полушария мозга

Попытайтесь научиться писать левой рукой, уделите весь день, чтобы сделать левую руку ведущей в действиях – здоровайтесь левой рукой, мойте посуду левой рукой. Попробуйте писать или нарисовать несложную фигуру одновременно двумя руками, параллельно. В упражнение с рисованием внесите искажение восприятия – рисуйте на листе, не глядя на лист, а смотря на рисунок в зеркало. Попробуйте дорисовать половинку изображения, используя отражение в зеркало.

Упражнение восьмерка

Рисование в воздухе восьмерок одновременно двумя руками. Затем попробуйте делать два действия сразу разными руками: правой рукой гладьте макушку головы, другой в это время стукайте по груди. Научитесь печатать на клавиатуре двумя руками.

Упражнение со словом

Возьмите ручку и лист бумаги сядьте за стол. Запишите на бумаге любое слово, которое пришло внезапно на ум. Придумайте десять предложений, в которых будет содержаться это слово.

С Викиум вы сможете организовать процесс ежедневных тренировок мозга по индивидуальной программе

Одевайте наручные часы на другую руку, это вызовет ощущение непривычности и новизны. Позже вы научитесь смотреть время на левой (правой) руке. Само явление новизны стимулирует нервную деятельность, не дает мозгу уснуть. Это приучить мозг к гибкости, постоянным переменам.

Игра в ассоциации и трансформации

Возьмите какую-нибудь картинку или предмет и придумайте несколько ассоциаций, связанных с вещью. Трансформация слова подразумевает смену графического образа, такое упражнение подойдет для тех, кто занимается иностранными языками и переводами. Например, поменять одну-две буквы в слове, объединять словосочетания в одно слово, превращать в близкий синоним.

От спора к сотрудничеству. Метод цветных шляп Боно

Многие древние философы высказывали мысль о том, что в споре рождается истина. Они применяли методы диалога и критики, чтобы выявить логическое зерно в рассуждениях (о боге, душе).

Помимо продуктивности в анализе ситуации, это занятие будет хорошим тренажером для вашего мозга.

Однако, один современный ученый предположил, что самым продуктивным способом в создании эффективного решения, будет параллельное рассуждение всех участников спора, их единодушное согласие. Но это не значит, что все участники должны принимать одну единственную точку зрения. Каждый из собеседников временно соглашается с остальными (даже если решение противоречит его логике) – учитывается конкретное мнение. Потом, участники меняют умозрительную перспективу и принимают другой или даже противоположный вариант. Сравнивают мысли и впечатления.

Первая шляпа «черная », эта шляпа означает, что вы должны подвергать данную теорию критике, выявить все её недостатки и опасности. Обдумать негативные последствия её выбора.

«Желтая» шляпа , означает солнечный свет, позитивную логику. Вы должны подумать над действиями и результатами, какие выгоды и ценности они вам принесут.

«Красная» шляпа означает чувства и эмоции. В состоянии «красной шляпы» можно выражать все эмоции и чувства, без ограничения, относительно какого-либо дела, теории. Не выбирать слова, а говорить так, как они приходят на ум спонтанно.
Выражать можно все что угодно, при условии, что ни одно высказанное мнение не подвергаться осуждению и логическому объяснению.

«Зеленая шляпа» направляет мысли участника в творческое русло, означает поиск альтернативный путей решения проблемы. Объем возможностей, содержащихся в данной идеи.

«Синяя шляпа» — состояние, когда вы просматриваете результат и последовательность операций в мышлении. Она осуществляет контроль над сознанием, подводит окончательные или промежуточные итоги в задаче. Проводит последовательные связи между мыслями. Организует задачу в целом.

«Белая шляпа» , в этом состоянии вы проводите анализ имеющейся информации: какая информация имеется, какая информация доступна, какой информации не хватает и где её взять?

Методика направлена как на группу участников обсуждения, так и для индивидуальной практики разных способов мышления.

Когда нам необходимо что-то вспомнить, нервное напряжение становится интенсивнее, запуская процесс поиска и ассоциаций. Попробуйте ускорить свое мышление, вспоминая детали прошедшего дня или историю из прочитанной книги.
Чтобы ускорить процесс мышления и запустить воображение, начинайте читать чуть быстрее чем вы обычно читаете, старайтесь не останавливаться на прочитанном тексте. На первых порах следите за текстом с помощью указателя. Мозг перестанет улавливать конкретный текст и перейдет на более простой уровень восприятия – образы, смысл.

Упражнение для улучшения памяти

Одним из способов запоминания является метод однократного прочитывания . Прежде всего надо усвоить, что излишнее умственное напряжение способствует не запоминанию, а возникновению головной боли. Подумайте о том, что запоминаемая информация и цифры не несет какой-то жизненно важной информации, вам не нужно вовсе стараться её запомнить. Старайтесь посмотреть на порядок цифр или предложения один раз.

Память также стимулирует чтение книг без повторов – не читайте одни и те же книги по много раз. Вы научитесь запоминать информацию, удваивая её важность (у вас нет больше возможности к ней вернуться). К тому же вы экономите время и даете себе шанс открыть в мире информации что-то новое.

Упражнение на параллельное мышление

Когда вы выполняете физические упражнения дома или в фитнес-клубе вы можете сочетать занятия с мыслительным процессом. Например, вспоминать все подробности и вещи, встречающиеся по пути на работу. Прокручивать информацию, нужную в подготовке к докладу или курсовой.

Наблюдение за хаосом

Хаос – это довольно относительное понятие. С точки зрения логики в природе творится сплошной хаос. Разум пытается его предугадать, втиснуть в рамки логики. Но периодически, наблюдая за хаосом, мы видим в нем новые упорядоченные системы, закономерности. Рекомендуем вести наблюдения за любыми хаотичными явлениями. Это может быть игра детей в песочнице, группа голубей в парке, течение капель воды по стеклу во время дождя.

Улучшайте и разнообразьте сенсорные ощущения

Неврологи и психиатры советуют снимать стресс с помощью эфирных масел. Согласно их мнению, цитрусовые запахи влияют на увеличение концентрации внимания. Запах можжевельника, сосны снимают стресс, отвлекают от навязчивых мыслей.

Разнообразьте вкусовые ощущения – попробуйте блюда, фрукты те, что вы ещё не пробовали. Рассмотреть и ли усилить одно из всех чувств поможет частичное отключение ведущих. Например, пробуя на вкус апельсин или новое блюдо, закройте глаза.

Другой эксперимент – когда принимаете душ, сосредоточьтесь на шуме воды и телесных ощущениях, также закрыв глаза.
Для зрительных экспериментов подойдет просмотр фильма без звука. Улучшения концентрации ощущений на кончиках пальцев способствуют поверхности разной фактуры: бархатная обивка кресла, шелковая рубашка.

Учите иностранные языки

Иностранные языки ведут к целым комплексам элементов для развития гибкости мышления. Изучение иностранного языка, расширит объем прежних понятий слова. Сквозь призму другой картины миры, можно наблюдать иные способы суждения и конструирование мысли. Ни одна вещь так не учит более глубокому и ясному понимаю родного языка, как иностранный язык.

Занимайтесь спортивными играми, гимнастикой

Работоспособный тонус нервной системы зависит не только от умственных задачек, но и от тонуса всех мышц тела. Наполнение кровеносных сосудов в конечностях и циркуляция крови влияют на степень сознания, исключают ошибки иллюзий. Чем интенсивнее умственная работа, тем больше она требует компенсацию от тела. При движениях мышц, насыщение кровью и питание нервных клеток возрастает во много раз. К тому же интеллектуальная деятельность требует периодов отдыха, выхода эмоций.

Хорошим развлечением и тренировкой координации является настольный теннис. В процессе игры вы оттачиваете рефлексы, улучшаете связь координации глаз и рук. Тренируется интуиция времени – момент подачи меча, момент удара ракеткой.

Из физических упражнений на стимулирование обоих полушарий мозга может быть перекрестный шаг, детское ползание. При движении правой и левой стороны рук и ног, происходит интеграция нейронных сигналов между ними.

Массаж челюстных мышц (в области сочленения верней и нижней челюсти) ведет к расслаблению лицевых всех мышц, полезной зевоте и высвобождению дополнительной энергии.

Если вы не знаете, как заставить мозг работать, чувствуете постоянную усталость, жалуетесь на несовершенную память, то вам помогут полезные продукты, а также выполнение физических и дыхательных упражнений. Всё это, плюс напитки помогут осуществить профилактику заболеваний мозга и центральной нервной системы.

Витамины для мозга

Самыми полезными считаются витамины, которые относятся к группе B. Они помогают комплексно ухаживать за центральной нервной системой (ЦНС) и обогащают органы кислородом. Целесообразно начать принимать подобные витамины в случае, если требуется восстановление внимания, функций запоминания или при возникновении пробелов в памяти.

Витамины этой группы влияют на память (долгосрочную и оперативную), помогают её тренировать и повышают интеллект. К ним относится:

  • тиамин (B1);
  • рибофлавин (B2);
  • никотиновая кислота (B3);
  • пантотенат кальция (B5);
  • пиридоксин (B6);
  • фолиевая кислота (B9);
  • цианокобаламин (B12).

Как на мозг влияют другие витамины?

Чтобы витамины группы B усвоились организмом правильно, и появилась возможность активизировать их влияние на состояние органа ЦНС, следует принимать витамин C. Его можно купить в аптеке или найти в цитрусовых, шиповнике, яблоках или других жёлтых фруктах. Самое большое количество витамина C содержится в свежей чёрной смородине.

Для правильной работы всех отделов головного мозга и ускорения выполнения всех его функций, рекомендуется принимать витамин D.

Он защищает от развития опухолей и восстанавливает эластичность сосудов и капилляров. Такой витамин можно получить из молочных продуктов, рыбьего жира и зелени (к примеру, петрушки).

Кроме самых распространённых витаминизированных продуктов, участвующих в получении, усвоении и переработке веществ, полезными также являются бобовые (в них же содержится витамины B6 и B9), печень и растительное масло.

Презентация: "Комплекс упражнений Гимнастика мозга"

В них можно найти витамин E, выполняющий функцию укрепления стенок капилляров, участвующий в защите головного мозга от разрушительных процессов и выведении токсинов из тканей этого органа.

Продукты для мозговой деятельности

Для улучшения памяти рекомендуется употреблять блюда из гречневой или овсяной крупы, а также горох и орехи (к примеру, B5 есть в фундуке). Некоторое количество витамина B1, B2, B3 содержится в мясе (свинине, говядине), рыбе, зелёных овощах и молочных продуктах. Такие полезные органические соединения содержатся также в яйцах (особенно лецитина).

Среди полезных продуктов, призванных тренировать мозг человека, считаются морепродукты благодаря цинку и железу.

К примеру, блюда из устриц, помогают запоминать информацию и восстанавливают концентрацию. Не менее полезной считается рыба, которая содержит омега-3 жирные кислоты. Всё дело в полезных жирах, которые положительно влияют на состояние функции нейронов.

Фрукты и овощи также помогают активизировать деятельность в мозгу, благодаря антиоксидантам, содержащимся в их вкусной мякоти. Кроме того, в малине, ежевике и чернике содержатся растительные пигменты (флавоноид и физетин), которые помогают улучшить функции памяти. Морковь, шпнат и свекла также способствуют восстановлению работы ЦНС и предупреждает возникновение воспаления.

Напитки и ароматы для мозга

К напиткам, которые способствуют улучшению состояния головного мозга, можно отнести чёрный и зелёный чай. Свежезаваренный чай восполняет недостачу катехинов (органических веществ) в органе ЦНС. Этот антиоксидант способен нейронам расслабиться, и ускорят избавление от умственной усталости.

Презентация: "Аэробика для мозга"


Для очищения крови и сосудов головного мозга рекомендуется принимать отвар из липового цвета, зверобоя, листьев смородины или клевера. Подобную процедуру также можно производить с использованием листьев мелиссы, хрена и пустырника. Все эти травы и растения выполняют функции антиоксидантов.

К ароматам, которые призваны успокоить нервную систему и способствующим нормализацию работы головного мозга относят: хмель, валериану, лимон, ландыш, апельсин и розу.

Для восстановления бодрости также может помочь несколько капель эфирного масла с запахом лаванды, медленно тающие в аромалампе.

Физические упражнения для мозга

Для активизации работы главного органа ЦНС рекомендуется выполнять следующие физические упражнения:

  • бег на месте, который переходит в быстрый шаг;
  • мостик из лежачего положения тела, при котором руки, обхватывают ступни;
  • вращения головой, кувырки из сидячего положения и стойки на голове.

Каждое упражнение рекомендуется делать минимум 2 и максимум 15 раз для того, чтобы избавиться от усталости и тренировать активность мозговой деятельности. Полезной для этого органа считается практически любая физическая активность, в ходе реализации которой соблюдается техника безопасности и правильно рассчитаны способности и силы.

Упражнения подобного плана могут стимулировать головной мозг и укрепляют функции нейронов (а также связи между ними), увеличивает приток крови к мозжечку и снижает риск проявления заболеваний сосудов.

Другие упражнения, которые насытят мозг кислородом

Для правильной работы всех основных зон самого важного органа центральной нервной системы следует позаботиться о насыщении полушарий кислородом.


В список упражнений, на которые уйдёт 10 минут в день, входит:
  • стимуляция функций полушарий головного мозга за счёт правильного дыхания. Дышите поочерёдно каждой ноздрёй;
  • через 7 дней после выполнения предыдущего упражнения подключите к своей тренировке мозга это упражнение. Сделайте вдох и задержите дыхание на 8 ударов пульса, потом выдохните воздух и снова отсчитайте 8 ударов сердца.

Употребление витаминов, полезных продуктов и свежих напитков способствует восстановлению функций мозга и делает нейронные связи более прочными. Для того, чтобы заставить головной мозг работать и ускорить процессы в нём, помогут физические нагрузки и регулярное выполнение дыхательных упражнений.

Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти Нил Барнард

Глава 7 Физические упражнения для укрепления мозга

Физические упражнения для укрепления мозга

Упражнения полезны по ряду причин, укрепление здоровья мозга – одна из них. Только представьте себе, как ваше сердце накачивает мозг кровью и кислородом, наводя в нем порядок и омолаживая нейроны. Именно так все и происходит. С помощью томограмм головного мозга было доказано, что мозг у регулярно занимающихся спортом людей имеет свои физические особенности. Гиппокамп – часть мозга, отвечающая за работу памяти – увеличивается при выполнении любых упражнений, дающих нагрузку на сердце. Причем это происходит, судя по всему, независимо от возраста человека. С годами у физически активных людей вероятность заболеть Альцгеймером или заработать инсульт значительно ниже, чем у тех, кто так сильно дружит с диваном. Подобно тому, насколько соблазнительной может показаться праздная жизнь домоседа, удивительный потенциал физических упражнений способен переманить вас на свою сторону и заставить хорошенько попотеть.

Если вы несильно горите желанием начать тренироваться, то позвольте мне вас мотивировать последними научными открытиями:

Ученые из Колумбийского университета предложили группе молодых (возрастом от двадцати одного года до сорока пяти лет) людей в плохой физической форме начать программу тренировок. Каждый из участников мог выбрать в качестве упражнений занятия на беговой дорожке, тренажере «бесконечная лестница», на эллиптическом или велосипедном тренажере. Их попросили заниматься по сорок минут в день четыре раза в неделю в течение двенадцати недель. Затем ученые исследовали их мозг с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ). Томограммы показали, что в мозгу участников появились новые кровеносные сосуды и сформировались дополнительные клетки – не где-нибудь, а именно в гиппокампе. Чем больше подопытные приводили себя в форму, тем заметнее становились изменения структуры их мозга, и тем более высокие результаты они показывали при прохождении тестов для оценки когнитивных способностей.

«Но мне уже давно не двадцать один!» – возможно, подумаете вы. Что ж, судя по всему, упражнения точно так же полезны – или даже еще эффективнее – для пожилых людей. На самом деле они способны предотвратить постепенное уменьшение мозга в размерах с возрастом.

Исследователи из Университета Иллинойса набрали пятьдесят девять пожилых людей – каждый из них был старше шестидесяти и вел малоподвижный образ жизни – для выполнения ими тренировочной программы. Три раза в неделю добровольцы приходили на групповые тренировки и выполняли аэробные упражнения – те самые, которые способствуют повышению частоты сердцебиения (например, бег), в отличие от поднятия тяжестей или растяжек, которые не заставляют ваш пульс ускоряться с такой силой.

Шесть месяцев спустя ученые измерили размер мозга каждого из участников. Используя МРТ, они определили количество у них серого вещества – части головного мозга, состоящей преимущественно из нейронов. Также они измерили количество белого вещества, состоящего в основном из аксонов – длинных отростков, обеспечивающих связи между нервными клетками. Таким образом, белое вещество – это набор волокон, соединяющих между собой различные области мозга и нервной системы в целом.

После этого исследователи сравнили полученные томограммы с теми МРТ, которые были сделаны в начале эксперимента полгода назад. Оказалось, что всего после шести месяцев регулярных упражнений количество серого вещества заметно увеличилось, особенно во фронтальных долях головного мозга, ответственных за память и внимание. Белого вещества у этих людей также стало больше, причем в том месте, которое обеспечивает коммуникацию между собой правого и левого полушариев.

В другом, проведенном позднее, исследовании ученые сосредоточили свое внимание на переднем гиппокампе, который, как правило, в процессе старения усыхает ежегодно на 1–2 %. Исследователи попросили 120 пожилых людей начать регулярно совершать пешие прогулки и стали следить за изменениями размеров гиппокампа каждого из них.

Три раза в неделю участники эксперимента выходили на прогулку. Первую неделю они гуляли всего по десять минут, однако им задавали достаточно большой темп для того, чтобы заметно увеличить частоту их пульса. Каждую неделю прогулки удлинялись на пять минут, пока не стали сорокаминутными. Затем к этим сорока минутам добавили по пять минут разминочных упражнений в начале и конце занятия.

МРТ действительно подтвердили, что упражнения смогли обратить вспять процесс постепенного уменьшения размеров мозга в процессе старения. По сути, они способствовали росту переднего гиппокампа. Помимо этого, память участников эксперимента также стала работать значительно лучше.

Значит ли это, что физические упражнения на самом деле способны огородить нас от проблем с памятью в старости? Ответ прост – да, способны. Ученые из Сиэтла обнаружили, что среди пожилых людей старше шестидесяти пяти вероятность развития любых форм деменции у тех из них, кто три раза в неделю тренировался, была на 40 % ниже, чем у их ленивых друзей. Пятилетнее исследование нью-йоркских ученых дало практически аналогичные результаты. Участники, регулярно выполнявшие физические упражнения и соблюдавшие правильный режим питания, снизили риск Альцгеймера на 60 %.

Исследователи из Швеции провели похожее наблюдение – они следили за тем, что происходит с людьми в процессе старения, – и обнаружили, что у самых физически активных из них вероятность развития болезни Альцгеймера была на 60 % ниже остальных. Особенно заметной польза физических упражнений была для людей с аллелью АПОЕ е4, а это в очередной раз подтверждает тот факт, что правильный образ жизни способен одержать победу над генетической предрасположенностью.

Несколько различных групп ученых независимо друг от друга оценили вклад физических упражнений в профилактику деменции, и хоть полученные ими результаты и не совпали между собой полностью, однако в среднем было показано, что регулярные аэробные нагрузки снижают риск нарушений умственной деятельности на 30 %, а риск Альцгеймера падает и вовсе в два раза.

Из книги Совершенствование мужской сексуальной энергии автора Мантэк Чиа

Глава 6. Танец яичек: упражнения для укрепления таза «Если мужчина однажды имеет половой акт без излияния семени, то его жизненная сущность усиливается. Если он совершает это дважды, его слух и зрение становятся яснее. Если трижды, то все его физические болезни исчезнут.

Из книги 1000 секретов женского здоровья автора Дениз Фоули

ГЛАВА 84 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Что бы вы сказали, если бы ваш доктор сообщил вам, что, усвоив одну-единственную здоровую привычку, вы сможете снизить вес, уменьшить риск заболеть раком, остеопорозом, улучшить сердечную деятельность, избавиться от симптомов

Из книги Заболевания позвоночника. Полный справочник автора Автор неизвестен

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Здоровый позвоночник – это непременное условие успешного оздоровления. Разработаны специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление и сохранение гибкости позвоночника.Позвоночник условно можно разделить на 4 отдела: шейный,

Из книги Похудеть? Не проблема! автора Лариса Ростиславовна Коробач

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Вряд ли многие из вас в восторге оттого, что придется заниматься какими-то упражнениями. А кто обещал, что будет легко? И что вы хотели – совсем ничего не делать и похудеть за два месяца на 15–20 кг?Но не отчаивайтесь. Многие не занимаются не потому, что

Из книги Диабет автора Надежда Александровна Долженкова

Глава 9 Физические упражнения и диабет Всего лишь 100 лет назад главным и единственным средством лечения диабета были диета и физические упражнения. В те времена к физкультуре относились всерьёз. Но после открытия, а затем и широкого распространения инсулина и

Из книги Чудо голодания автора Поль Чаппиус Брэгг

Глава 26. ШЕСТОЙ ДОКТОР - ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Бездействовать - значит покрываться ржавчиной, а ржавчина означает упадок и разложение. Другими словами, деятельность - жизнь, а застой - это смерть. Если мы не используем наши мускулы, то мы их теряем. Чтобы сохранить мышцы

Из книги Практическая система возвращения жизни автора Владимир Васильевич Жикаренцев

Физические упражнения Когда ум соединяется с материей, появляется Жизнь. Когда ум соединяется с какой-то точкой тела, в этом месте тела появляется Жизнь. Помещая ум в какую-то область тела, вы исцеляете её, потому что в ней появляется Жизнь.Как люди обычно выполняют

Из книги Диабет. Мифы и реальность автора Иван Павлович Неумывакин

Физические упражнения Многие, когда я задаю вопрос: занимаетесь ли вы физическими упражнениями, особенно по утрам? - удивляются: а разве недостаточно, что в течение дня я кручусь как белка в колесе? Объясняю: такая монотонная, однообразная работа никакого отношения к

Из книги Исследование Гормона Роста автора Рональд Клац

Глава 18. Усиливающие эффект физические упражнения Чтобы получать пользу от гормона роста, заниматься физкультурой необязательно. Но повышать уровень гормона роста без физических упражнений - все равно что ездить на «Мерседесе», используя низко октановый бензин: он

Из книги Чистка суставов. Современные и традиционные методы автора Людмила Рудницкая

Глава 10. Физические упражнения для очищения суставов и профилактики суставных заболеваний Метод ударного кровотокаЭтот метод был разработан Л. и Г. Погожевыми и И. А. Сударышкиной. Комплекс упражнений повышает эффективность очищения суставов от шлаков, восстанавливает

автора Ирина Николаевна Макарова

4 глава Физические упражнения Физические упражнения являются основным средством кинезитерапии, или лечебной физкультуры (ЛФК), которая входит в комплекс терапевтических и восстановительных мероприятий на всех этапах лечения и реабилитации больных с различными

Из книги Питание как основа здоровья. Самый простой и естественный способ за 6 недель восстановить силы организма и сбросить лишний вес автора Джоэл Фурман

Важны ли физические упражнения и какие упражнения подойдут лучше всего? Да, важно делать физические упражнения, но даже если ваши возможности ограничены, не стоит отчаиваться. Агрессивный план питания, предложенный мною на страницах этой книги, позволит вам похудеть.

Из книги Массаж и лечебная физкультура автора Ирина Николаевна Макарова

4 глава Физические упражнения

Из книги Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти автора Нил Барнард

Глава 6 Упражнения для мозга, способствующие созданию когнитивного резерва В большой, просторной квартире на последнем этаже дома по улице Кернел делового района Сан-Франциско сидит, сгорбившись над компьютерным монитором, юноша. В верхней части экрана появляется

Из книги Лечение перекисью водорода автора Лариса Станиславовна Конева

Глава 10 Меню для укрепления мозга На протяжении многих лет ученые говорят нам о пользе тех или иных продуктов для здоровья сердца, избавления от лишнего веса, борьбы с диабетом, облегчения хронических болей и улучшения других аспектов наших с вами жизней. К этому

Из книги автора

ГЛАВА 6 ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Дыхательные упражнения связаны с другими упражнениями - физическими. В самом деле, ведь при «чистом» дыхании упражняются мышцы, органы, все клеточки организма, вплоть до самых глубинных.Одной из причин, усугубляющих заболевания (особенно

анна основа

Мозг – сложная и не изученная до конца часть человеческого организма. Он отвечает за важные функции в процессе жизнедеятельности: память, внимание, эмоции, принятие решений, координацию и мышление. Мозг делает людей такими, какие они есть. Несмотря на стремительное развитие современной медицины, он до сих пор таит в себе неразгаданные тайны. Внутренние резервы мозга выходят далеко за границы изученного: ученые считают, что люди используют всего 5-10% от его потенциала.

Что же не позволяет ? Дело в матушке-природе: наградив человечество величайшим подарком – интеллектом – она создала и защитные функции, спасающие ум от чрезмерной нагрузки. Поэтому он сам себя охраняет, работая в «режиме экономии» и не позволяя быстро исчерпать свои резервы.

Однако мозг, как и другие части человеческого тела, на протяжении жизни нуждается в постоянной тренировке. К тому же в организме все взаимосвязано: активный и светлый ум повышает уровень здоровья, настроения и самочувствия. Держать его в тонусе помогут различные игры и упражнения для развития мозга. Они помогут , память, развить творческие и аналитические способности.

Игры для развития мозга

Одним из наиболее действенных и интересных методов тренировки ума считаются игры для развития мозга. С их помощью можно весело и с пользой провести свободное время. Так почему бы не сделать такие занятия привычкой? Ведь ничто не мешает в свободное время вместо рутинных дел пару часов посвятить зарядке для ума. Главная цель – чтобы мозг начал активно работать, искать способы решения задач и ответы на вопросы.

Популярны такие логические и интеллектуальные игры для развития мозга:

шахматы;
шашки;
судоку;
покер;
нарды;
коллективные игры;
логические головоломки и другие.

Они помогают развивать интеллект, логику и память. К тому же настольные игры позволяют прочувствовать радость соперничества и победы, не зря они известны с давних времен. Такое времяпровождение – мощная тренировка сразу для нескольких способностей человека: логических, аналитических и дедуктивных, образного мышления, концентрации. Доказанный факт, что люди, с детства занимающиеся шахматами либо похожими играми, в зрелом возрасте гораздо сообразительнее своих сверстников.

Итак, игры и внимания способствуют:

Улучшению стратегического мышления, так как они предполагают тщательное обдумывание действий на несколько шагов вперед, изучение альтернативных вариантов развития событий. Отличное умение для применения в жизни, например, при поездках в незнакомые места, когда нужно оперативно проложить маршруты и выбрать среди них оптимальный.
Приобретению навыка запоминания возможных результатов от задуманных действий. Привычка, полезная в быту, работе и бизнесе. Она позволяет уменьшить количество необдуманных и импульсивных решений, так как в голове сразу складывается цепочка «решение-действие-результат».
, повышению стрессоустойчивости и уменьшению вероятности лишних конфликтов.
Развитию эрудированности, ведь многие коллективные игры подразумевают непрерывное получению новой информации.

Упражнения для развития полушарий мозга

В зависимости от преобладающего полушария определяются способности и предпочтения человека. Правое полушарие – , эмоции, образное и абстрактное мышление. Оно хорошо развито у людей творческих профессий. Левое отвечает за логику, системность, аналитические способности, рационализм. Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо тренировать обе части.

Разработаны комплексы упражнений для развития полушарий мозга, которые значительно улучшают те или иные качества человека. Приведем популярные варианты с краткими описаниями:

Понадобится пара ручек и листок бумаги. Нужно одновременно обеими руками рисовать геометрические фигуры, цифры, буквы. Кажется, что упражнение достаточно простое, однако на практике мало у кого получается выполнить его с первого раза.

Очень быстро по порядку перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Сначала можно попробовать на одной руке, а затем уже одновременно на обеих.
Упражнение «дирижер». Для его выполнения нужно в свободное время представить себя дирижером оркестра, включить музыку и поднять обе руки до уровня плеч, чтобы одна находилась немного ниже другой. В таком положении одновременно вырисовывать в воздухе вертикальный знак бесконечности: правой рукой от середины знака совершать движения вправо и вверх, левой – влево и вверх. Далее повторить все в обратном порядке.
Гимнастика, помогающая разгрузить одно полушарие от монотонной работы и активизировать другое. Понадобится лист бумаги формата А4, на котором рисуются две ровные четкие линии в виде горизонтального символа «Х». Лист повесить на уровне глаз и, глядя на него, выполнять следующие действия:

— доставать левым локтем до правого колена и наоборот, держа спину прямо, сделать 6 подходов для каждой стороны;

— касаться левым локтем левого колена и наоборот, спину также не сгибать, количество повторений равно предыдущему.

Такое упражнение займет всего пять минут, зато эффект почувствуется сразу – ясная и посвежевшая голова.

Следует знать, что полушария головного мозга имеют обратную связь со сторонами тела человека. То есть, чем активнее тренировать левую сторону физическими нагрузками, тем больше совершенствуется правая часть мозга и наоборот.

Упражнения для развития правого полушария мозга

Правая часть головного мозга заведует целостным восприятием реальности, усиливает интуитивное постижение действительности, творческие способности. Поэтому развитию этого полушария способствуют: , визуализация, медитация, рисование. В общем, все действия, связанные с оперированием целостными образами.

Результативные упражнения для развития правого полушария мозга – сочинение стихотворений, пение, танцы, создание литературных произведений, пусть даже это будет ведение дневника или блога. Главное, чтобы эти виды деятельности были непосредственно связаны с функциями, за которые отвечает данное полушарие.

В качестве примера можно посоветовать популярные сейчас курсы правополушарного рисования. Специальная техника, применяемая при срисовывании изображения, учит отходить от шаблонных стереотипов мышления и как можно реалистичнее воссоздавать на бумаге нужный предмет. Такие занятия позволяют расширить границы сознания, взглянуть на привычные вещи другими глазами, по-новому оценить окружающий мир и развить воображение.

Упражнения для развития левого полушария мозга

Так как левое полушарие мозга отвечает за способности к анализу и вычислению, то лучшие упражнения для его развития это:

Решение математических задач и изучение точных наук. Чем больше количество и выше сложность заданий, тем лучше развивается левое полушарие.
Разгадывание кроссвордов, сканвордов, ребусов. При подобных упражнениях задействовано аналитическое мышление, что подразумевает развитие данной части мозга в большей степени.
Физические упражнения, направленные на правую сторону тела.

Упражнения нейробики для развития мозга

Представляют собой совокупность упражнений, направленных на использование чувств непривычным образом, что повышает мозговую активность и улучшает умственные способности. При этом нужно выполнять следующие действия:

После утреннего пробуждения одеться и умыться, не открывая глаз. Или альтернативный вариант – завтракая, общаться в близкими людьми, не используя речь.
Поменять привычный распорядок жизни, «сойти с проторенных дорог». Для улучшения работы мозга полезно периодически менять маршруты на работу и домой, использовать для держания столовых приборов непривычную руку, найти другие магазины для покупки продуктов, записаться на лепку из глины, прогуляться под дождем либо бесцельно понаблюдать за облаками.
Замечательное упражнение для развития мозга — поездки по незнакомым местам. Путешествия отлично стимулируют работу ума. Есть мнение, что благодаря «бродячему» образу жизни древние люди совершили громадный скачок в совершенствовании предметов труда и умений. К тому же посещение всяческих мест предполагает , а это также способствует улучшению мозговой деятельности.
Брать пример с детей: они подвижны, постоянно находятся в состоянии восприятия и познания окружающего мира. Взрослый же человек может не заметить цвет куртки знакомого, либо стоимость приобретенной вещи. Получается, что у детей мозг более активен, чем у людей старшего возраста.

Для восстановления и улучшения работы клеток мозга можно порекомендовать своеобразную «гимнастику для ума»:

выполнять несложные действия с закрытыми глазами;
приобретать в магазине новую продукцию либо заказывать в ресторане неизвестные блюда;
общаться с незнакомыми людьми, заниматься изучением иностранного языка, впитывать новую информацию;
найти интересные хобби либо изучить узконаправленную сферу;
смотреть телевизор с выключенным звуком, одновременно комментируя увиденные диалоги;
искать и регулярно менять любимые духи;
пробовать сделать как можно больше действий нерабочей рукой;
придумывать неожиданные ответы на повседневные вопросы, удивляя при этом собеседников;
: предметы одежды темных и холодных оттенков разбавить яркими цветными вещами – это непременно отразится на образе мышления;
научиться определять достоинство денежных купюр с помощью пальцев, выучить язык жестов – это положительно скажется на развитии чувственного восприятия;
сочинять шутки и анекдоты;
вносить разнообразие в домашний отдых: почему бы вместо лежания на диване не посидеть на полу?

Без регулярных нагрузок и тренировок мозг человека, как и его тело, становится «закоснелым» и все хуже выполняет свои функции. Из-за этого снижается уровень умственных и физических способностей человека. Чтобы замедлить такие изменения и в любом возрасте получать удовольствие от жизни, нужно взять за правило непрерывно заниматься гимнастикой для совершенствования ума. Пусть советы и рекомендации помогут выбрать подходящие способы развития мозга и сделать их укоренившейся привычкой.

17 марта 2014, 11:51

 

Возможно, будет полезно почитать: