Рейтинг велосипедных брендов: лучшие марки велосипедов (топ10). Кто и когда изобрел велосипед: от первых до современных моделей

Решение приобрести велосипед толкает покупателей изучить всю подробную информацию о велосипедах и брендах, производящих их.

Но когда человек приходит в магазин, то, как говорится «глаза разбегаются» от разнообразия товаров. Велосипеды одних и тех же параметров, но разных производителей и по разным ценам. На каком же остановить свой выбор? Предлагаем изучить рейтинг велосипедных брендов.

ТОП 10 ЛУЧШИХ МАРОК

Среди огромного количества производителей велосипедов порой приходиться долго ломать голову над тем, какой же именно бренд заслуживает особого внимания. Надеемся, что рейтинг велосипедных брендов, представленный ниже, поможет вам сориентироваться в сегодняшнем многообразии марок и их моделей.

Выбирая велосипед и в раздумьях какую марку выбрать, можно прибегнуть к интернету, к знакомым, даже к продавцу. Но не забывайте, что продавец получит от этого пользу для себя, а знакомые и информация в интернете не всегда может вам пригодится, так как качество велосипеда зависит не только от бренда, а и от стоимости и модели.

Поэтому даже если уверенны, что одна марка занимает первые места и славится своим именем, то возможно рядом стоит велосипед такого же качества, но цена первого значительно выше, как раз за счет своего имени.

Остерегайтесь подделок, они по качеству хуже всех велосипедов! Часто подделываются известные бренды и пользующиеся большим спросом.

Нередко встречается подделка с неправильным написанием название: изменили одну букву или добавили лишний штрих в значок и в случае чего, это уже другая марка.

Поэтому, запоминайте символику брендов и внимательно осматривайте велосипед. Но есть и такая продукция, которая имеет дешевую цену лишь потому, что имеет низкое качество, будьте бдительны встречая велосипед со слишком низкой ценой, чтобы купив его, не пришлось пожалеть.

Итак, чтобы знать лучший производителей приводим список 10 самых популярных среди покупателей своим качеством.

Внимание! Представленная статья является анализом и выражением мнения автора. Мы не утверждаем, что указанные модели являются 100% лучше друг от друга. Во время проведения анализа подбирались такие параметры, как бренд, комплектация, год производства и итоговая цена.

ДЕСЯТОЕ МЕСТО - ROMET ORKAN 3.0M (550-600 USD)

Представленная модель являет собой неплохое решение для тех, кому нравится прогулочная езда.

Преимуществом покупки данного велосипеда является наличие удобной рамы и эффективной, как за свои деньги, вилки. 24 скорости не дадут устать во время затяжных подъемов, а также обеспечат возможность беспроблемного удержания скорости при спуске.

Минусом является откровенно сырая комплектация. ROMET ORKAN 3.0 M выбирают те, кому нужно быстро добраться в нужное место, и вопрос касательно комплектующих не интересен.








ДЕВЯТОЕ МЕСТО - FORWARD AGRIS 2.0 27,5 DISC (2015) (26 760 РУБЛЕЙ)

Интересной особенностью является то, что отечественная компания Forward решила следовать новым тенденциям, перейдя на стандарт колес 27.5.

При производстве рамы был учтен этот момент.

По мере необходимости, можно перейти на более распространенный вариант - 26 дюймов. Конструкция рамы создана таким образом, чтобы во время катания велосипедист использовал ее жесткость с выгодой для себя. Вилку можно заблокировать, если в этом есть необходимость.

Имеется дисковая гидравлика, но Shimano Altus - это самые бюджетные гидротормоза от производителя. Соответственно, ждать длительно плавной работы от них не стоит. То же самое можно сказать и об остальной навеске. Рама привлекательная, но за комплектующими придется следить.


ВОСЬМОЕ МЕСТО - STELS NAVIGATOR 600 (2015) (200-250 USD)

Этот велосипед привлекает потенциальных покупателей своей ценой, которая в два раза меньше, нежели в случае с конкурентами.

Если вы находитесь в поисках первого «взрослого» транспорта - можно смело выбирать представленную модель.

Основные преимущества: 18 скоростей, колеса 26 дюймов. Но для сложных прогулок этот велосипед не подойдет - класс не тот. На восьмое место мы выносим эту модель только потому, что позволить себе купить ее может каждый желающий.






СЕДЬМОЕ МЕСТО. SMART 90 (2015) (19 790 РУБЛЕЙ)

SMART 90 2015 модельного года - одно из самых привлекательных решений для совместных прогулок со своими друзьями.

По сравнению с представленными выше вариантами моделей, в данном случае используется более стабильная в плане работы вилка SR Suntour XCT ходом 100 мм. К перечню преимуществ также можно отнести наличие полупрофессиональных покрышек SCHWALBE SMART SAM в варианте 26×2.1.

Опять-таки, велосипед прогулочный, поэтому, даже несмотря на нашу симпатию к предложенному варианту, мы не можем поднять его выше.




ШЕСТОЕ МЕСТО. KROSS LEA F4 (2014) (27 190 РУБЛЕЙ)

Примечательной особенностью велосипеда KROSS LEA F4 2014 года производства является применение 24-скоростной трансмиссии.

Даже несмотря на полное отсутствие дисковых тормозов, здесь используются прочные обода Mach ER-10 с адаптированными под кросс-кантри втулками от компании Joy Tech.

Вилки SR Suntour XCT вполне хватит для катания не только по городу, но и за его пределами. Алюминиевая рама имеет хороший запас прочности и жесткости. Соответственно, в любой момент можно без лишних проблем установить что-то новое.




ПЯТОЕ МЕСТО - MERIDA MATTS 6. 40-D (2015) (29 956 РУБЛЕЙ)

Модель Matts пользуется наибольшей популярностью у производителя в данном классе. На базе велосипеда установлена 27-скоростная трансмиссия Shimano Altus.

К преимуществам также можно отнести наличие картриджной неразборной каретки на промподшипниках. Но разогнаться - это одно дело, совсем другое - остановиться.

Для обеспечения максимально эффективного торможения установлены гидравлические тормоза Promax DSK с роторами диаметром 160 мм спереди и сзади.

Пожалуй, одно из самых лучших решений, если ваш первый велосипед должен ознакомить вас со спортивным катанием на аматорском уровне.




ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО - GT AGGRESSOR EXPERT (HYDR) (2015) (28 714 РУБЛЕЙ)

Модель GT AGGRESSOR EXPERT (HYDR) 2015 года пользуется спросом за счет внедрения колес диаметром 27.5 дюймов. Конструкция рамы рассчитана на серьезные нагрузки.

Примечательно, что в данном случае вилка имеет меньший ход (80 мм вместо традиционных 100 мм).

Такая особенность только играет велосипедисту на руку, когда он преодолевает серьезные дистанции. Естественно, в качестве тормозов используется дисковая гидравлика Tektro.

Не хватило до пьедестала совсем немного - уступает модель «благодаря» рулю, выносу и манеткам, которые имеют откровенно слабенькое качество за такие деньги.




ТРЕТЬЕ МЕСТО - SCOTT ASPECT 660 (2015) (28 740 РУБЛЕЙ)

Известная американская компания SCOTT заняла третью позицию благодаря применению инновационных технологий в производстве рам. На выбор потенциального клиента представлено сразу три разновидности диаметров колес в рамках одной модели. То есть, вы можете выбрать модель с колесами 26″, 29″ и 27.5 - самыми новыми на данный момент.

Используя специальную «крутилку», можно настроить жесткость пружины вилки SR Suntour XCT-26.

Рама способна выдержать любые издевательства, причем даже в том случае, если вы планируете постоянно принимать участие в соревнованиях.

Несмотря на применение довольно серьезного оборудования, на такой велосипед непростительно ставить механические дисковые тормоза. Поэтому мы отдали третье место именно модели ASPECT 660.




ВТОРОЕ МЕСТО - CUBE AIM 26 DISC (2014) (29 990 РУБЛЕЙ)

Бренд CUBE, как утверждается на некоторых сайтах, является наиболее продаваемым на территории Европы.

Естественно, с этим можно легко поспорить, но усложнит эту задачу модель AIM 26 DISC 2014 года выпуска.

Несмотря на отсутствие новых 27.5″ колес, данная модель готова фактически к любым испытаниям в лесной и горной местности.

Базируется велосипед на оборудовании серии Shimano Acera. Установлена также вилка SR Suntour XCT, которая имеет 100 миллиметров хода. Сама же рама CUBE AIM 26 DISC разработана таким образом, чтобы верхняя труба была короткой. Как результат, райдер получает комфортную посадку.

К преимуществам также можно отнести использование качественных покрышек Schwalbe Black Jack, созданных в Германии.

«Серебро» обосновано весом, а также использованием дешевых педалей. Впрочем, особых проблем это не принесет.




ПЕРВОЕ МЕСТО - SPECIALIZED ROCKHOPPER (2015) (32 400 РУБЛЕЙ)

Компания Specialized заботится о своих клиентах, и это заметно.

С каждым годом все велосипеды подвергаются существенной модернизации, и это касается не только внешнего вида и мелких технических деталей.

Прежде всего, речь идет о составе сплава, из которого создается рама. Даже при экстремальной езде вы вряд ли сможете сломать Specialized Rockhopper.

Применение оборудования Shimano Deore позволяет гарантировать длительную эксплуатацию даже в жестких условиях езды. 27 передач, дисковые гидравлические тормоза Tektro, три варианта диаметра колес, топовая пружинно-масляная вилка Rockshox XC28 - именно это заставляет конкурентов кланяться перед представленной моделью.

ГИБРИД ВЕЛОСИПЕД – «КТО ТАКОЙ»?

Гибрид - велосипед, который сочетает в своей конструкции атрибуты горного и шоссейного велосипедов.

На таком велосипеде можно ездить, как по неровным дорогам, так и по городу.

Когда появляются новые модели велосипедов, с ними появляется и новые названия, значение которых большинство покупателей просто не понимает. Гибриды велосипедов были придуманы для разнообразия и, возможно, для большей комфортабельности.

Было время, когда все покупатели горели желанием приобрести горный велосипед, и никакой другой.

Многие считали, что такому велосипеду под силу справиться с любыми дорогами.

Чуть позже люди стали покупать шоссейные, которые легче и быстрее ездят по асфальтным дорогам.

Вот тогда и пришла в голову идея создать смесь шоссейного и горного велосипеда, и произвести на покупателей тем самым свежее впечатления. И это удалось! Легкая конструкция, как для горного велосипеда и сверх прочность, как для шоссейного.

Это отличный выбор для тех, кто любит что-то оригинальное или же кто покоряет дороги разных сложностей. На такой смеси велосипедов гибриды не остановились.

Сейчас можно назвать три самых популярных велосипеда-гибрида. Это МТВ-гибрид, шоссейный и треккинг.

Главным преимуществом гибридных велосипедов является их универсальность.

Следует отметить и то, что в последнее время спрос на гибридные велосипеды вырос. Это не спроста, такие велосипеды надежны, имеют прочную алюминиевую или стальную раму.

Колеса диаметром 28 дюймов, широкие. Как правило, оснащены амортизатором и имеют прямой руль, который можно регулировать по высоте. Большинство моделей, оснащены защитой от грязи. Отдельные модели оснащены дисковым тормозом. Посадка у таких велосипедов высокая, как и у дорожных велосипедов, седло удобное, с амортизацией.

Количество скоростей: 3х7, 3х8. Двадцать одна скорость последнее время все реже встречается, т. к. производители переходят на более массовый стандарт 3х8, т.е. на двадцать четыре скорости.

В целом гибриды хороши для велотуризма по асфальтовым и ровным грунтовым дорогам, но не подходят для зимних и внедорожных поездок.

«СТАРТ ШОССЕ» И ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА

Старт-шоссе велосипед (спортивно-шоссейный велосипед) выпускался на Харьковском велосипедном заводе им. Г. И. Петровского в трех моделях В-552, В-553 и В-555.

Пик популярности этих велосипедов был в годы Советского Союза. Сейчас современные модели велосипедов вытесняют старт шоссе. Но их не большая стоимость по сравнению с новыми моделями по-прежнему привлекает покупателей.

Преимущества велосипеда Старт шоссе:

  • Крепкая конструкция . Велосипед обладает крепкой конструкцией и отлично подходит для преодоления расстояний на дальнюю дистанцию.
  • Легированная сталь. Рама этих велосипедов изготовлена из стали легированной и, поэтому, такая прочная.
  • Сбалансированная посадка. Велосипеды старт шоссе обладают удобной посадкой и однотрубными шинами в колесах.
  • Усиленный корпус. Педали металлические и имеют усиленный корпус.
  • Количество передач. Оснащен 5-ю передачами сзади и 2мя спереди.
  • Надежность тормозной системы. Тормоза клещевого типа с центральной тягой и надежными тормозными колодками.
  • Особенные переключатели. Задний и передний переключатель с конструкцией параллелограмма.

Распознать старт-шоссе велосипед очень легко, так как спереди на рулевом стакане фигурирует эмблема ХВЗ с изображенной на ней ласточкой, закатом солнца и надписью ХВЗ, а также на раме имеется надпись «старт-шоссе».

Узнать старт шоссе легче всего по рулю, он имеет своеобразную выгнутую форму или как его еще называли «рога».

Любителям велосипедных прогулок и быстрой езды, как ни кстати подойдет такой велосипед.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что велосипеду Старт шоссе определенно есть чем похвастаться. И если учесть, что его производство было налажено еще в середине прошлого века, а этот велосипед наряду с современными, имеет хорошие показатели качества, надежности и прочности, он заслуживает уважение.

Перед тем как делать окончательный выбор, рекомендуем предварительно определиться с тем, в каком стиле вы будете использовать будущий велосипед.

Для спокойных прогулок можно обойтись бюджетными моделями, поскольку они не страдают от серьезных нагрузок.

При желании активно кататься по лесу и по горам рекомендуем приобрести модель, имеющую много передач (в идеале - 27).

Спортсменам-аматорам, соответственно, не обойтись без модели с навеской на уровень выше, чем в случае с остальными вариантами. Ну и, естественно, не забывайте правильно подбирать свой будущий велосипед по росту. Это - залог комфорта.

Средневековое изображение херувима по «Видению пророка Иезекииля». 1156

Самокат якобы 1791 года, приписываемый графу де Сивраку (Comte de Sivrac) — фальсификация 1891 года

Сведения о и самокатах до 1817 года сомнительны. Так, рисунок двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, или его ученику Джакомо Капротти, по мнению многих, является подделкой.

На витраже в церкви Св. Егидия в английской деревне Stoke Poges изображена человеческая фигура на чём-то вроде самоката, которую Н. Певзнер называет «изображением потешной лошадки, выполненным в XVII веке (C17 representation of a hobby horse)».

Самокат якобы 1791 года, приписываемый графу де Сивраку (Comte de Sivrac) — фальсификация 1891 года, выдуманная французским журналистом Луи Бодри. В действительности никакого графа де Сиврака не было, прототипом его стал Джин Хенри Сиврак, получивший в 1817 году разрешение на импорт четырёхколёсных экипажей.


Легендой, скорее всего, является и история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году.

Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своём велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч вёрст). Это был первый в мире велопробег. В сие путешествие крепостного Артамонова послал его хозяин — владелец завода, который возжелал удивить царя Александра I «диковинным самокатом».

За изобретение велосипеда Артамонову со всем его потомством была дарована свобода от крепостной зависимости. Он хранится в краеведческом музее Нижнего Тагила.

Как показал химический анализ железа, велосипед из нижнетагильского музея сделан не ранее 1870 года. Что касается Артамонова, то он впервые упоминается в книге В. Д. Белова «Исторический очерк уральских горных заводов» (издание 1898 г., С.Петербург): «Во время коронования императора Павла, следовательно в 1801 г., мастеровой уральских заводов Артамонов бегал на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем потомством».

В действительности Павел I короновался в 1797 году, а в 1801 — Александр I. Белов не приводит никаких ссылок на документы, подтверждающие его поразительную находку.


Не найдены они и впоследствии. Никаких упоминаний об Артамонове не удалось найти ни в камер-фурьерских церемониальных журналах 1796, 1797 и 1801 годов, ни в «повестке по случаю кончины Его императорского величества государя императора Павла Петровича», ни в описании коронации Его императорского величества Александра Павловича, ни в «Списке о всех милостях, излиянных покойным государем Павлом I в день его коронации 5 апреля 1797 года», ни в архивах канцелярии Н. Н. Новосильцева, созданной в 1801 году и занимавшейся рассмотрением технических изобретений, ни в подборке материалов о крепостных изобретателях, публиковавшейся в «Отечественных записках» П. П. Свиньина (1818—1830).


Не найдено и никаких других документов, которые бы подтверждали рассказ Белова. Железный «велосипед Артомонова», демонстрировавшийся в одном из уральских музеев, оказался самоделкой конца XIX века, выполненной по английским образцам.


Прототипом легенды, возможно, послужили крепостной изобретатель Е. Г. Кузнецов-Жепинский, действительно получивший вольную (вместе с племянником Артамоном) в 1801 году за свои изобретения. Однако Кузнецов сконструировал не велосипед, а дрожки с верстометром и музыкальным органом.


Эволюция велосипеда

Хотя велосипед воспринимается нами как некое простое и гениальное целое (о чем свидетельствует поговорка «изобретать велосипед»), в реальности его изобрели как минимум в три приёма.

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Он был снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной. Изобретение Дреза назвали в его честь дрезиной, и слово «дрезина» поныне осталось в русском языке. Возможной причиной изобретения стало то, что предыдущий, 1816 был «Годом без лета».

Тогда Северное Полушарие постигла самая сильная климатическая аномалия в истории, что катастрофически сказалось на урожае, вызвало голод и снизило поголовье лошадей. В 1818 году в Баден-Бадене фон Дрез получил «Großherzogliches Privileg» (тогдашний аналог патента) на своё изобретение. Вскоре машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где стала называться «денди-хорз».

В 1839—1840 кузнец Киркпатрик Макмиллан в маленькой деревушке на юге Шотландии усовершенствовал изобретение Дреза, добавив педали и седло. Получается, что Макмиллан создал велосипед, похожий на современный. Педали толкали заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колесом. Велосипед Макмиллана опередил своё время и остался малоизвестным.

В 1845 году англичанин Р. У. Томпсон запатентовал надувную шину, но она оказалась технологически несовершенной.

В 1862 году Пьер Лалман, 19-летний мастер по изготовлению детских колясок из Нанси (Франция), увидел «денди-хорз» и придумал оснастить его педалями — на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде Макмиллана, и на его машине педали нужно было крутить, а не толкать. В 1863 Лалман перебрался в Париж, где смастерил первый велосипед, напоминающий те, что нами любимы.

В 1864 году лионские промышленники братья Оливье оценили потенциал машины Лалмана и в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями. Мишо догадался сделать раму металлической. По некоторым сведениям, Мишо и придумал для устройства название «велосипед». Поработав у Мишо-Оливье короткое время, Лалман отправился в Америку, где в ноябре 1866 запатентовал своё изобретение. Очевидно, Пьера Лалмана и стоит считать фактическим изобретателем.

Велосипед «пенни-фартинг» в стиле XIX века

С 70-х годов XIX века стала приобретать популярность схема «пенни-фартинг». Название описывает соразмерность колёс, ибо монета пенни была намного больше фартинга. На втулке «пенни» — переднего колеса, были педали, и седло ездока было почти прямо сверху от них. Большая высота сидения и центр тяжести, смещённый к переднему колесу, делали такой велосипед весьма опасным. Альтернативой им были трёхколёсные самокаты.

Велосипед Лалмана, 1865 г.

В 1867 году изобретателем Каупером была предложена удачная конструкция металлического колеса со спицами. В 1878-м году английский изобретатель Лоусон ввёл в конструкцию велосипеда цепную передачу.

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец». Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.

Модели такой конструкции получили название безопасных (Safety), а слово Rover во многих языках и поныне обозначает велосипед (польское Rower, белорусское Ровар, украинское Ровер [Ров`эр]). Фирма Rover стала огромным автомобильным концерном и просуществовала до 15 апреля 2005 г, когда была ликвидирована из-за банкротства.

В 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Они были технически совершеннее, чем запатентованные в 1845 году, и получили широкое распространение. После этого велосипеды избавились от клички «костотрясы». Это изобретение сделало езду намного удобнее, что способствовало их популяризации. 1890-е годы назвали золотым веком велосипедов.

Хотя велосипеды 1890-х во многих отношениях были похожи на современные, они обычно делались из ржавеющей стали (нержавеющую сталь варить ещё не умели) и требовали трудоёмкого ухода (чистка, смазка, промывание бензином или керосином) после каждой поездки. Описание «обычной чистки велосипеда» в книге 1895 года занимает 4 страницы.

В 1898 были изобретены педальные тормоза и механизм свободного хода, позволявший не вращать педали, когда велосипед катится сам. В те же годы изобрели и ручные тормоза, но широкое применение они нашли не сразу.

Первый складной велосипед сделан в 1878 году, первые алюминиевые — в 1890-х годах, а первый лигерад (иногда называемый рикамбент, велосипед, на котором можно ездить в лежачем положении) — в 1895 году (а в 1914 году началось массовое производство лигерадов фирмой «Пежо»).

К началу XX века относятся первые механизмы переключения скоростей. Однако они были несовершенными. Одним из первых способов переключения скоростей, применяемых на спортивных моделях, было оборудование заднего колеса двумя звёздочками — по одной с каждой стороны. Для переключения скорости надо было остановиться, снять заднее колесо и перевернуть его, вновь зафиксировав и натянув цепь.

Планетарный механизм переключения передач изобретён в 1903 и стал популярным в 1930-е годы. Переключатель скоростей в том виде, в каком он применяется сегодня на большинстве велосипедов, изобретён лишь в 1950 г. известным итальянским велогонщиком и производителем велосипедов Туллио Кампаньоло (Tullio Campagnolo).

Продолжали совершенствоваться и во второй половине XX века. В 1974 году началось массовое производство велосипедов из титана, а в 1975 — из углепластика. В 1983 году был изобретён велокомпьютер. В начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.

В течение XX века интерес к велосипедам переживал свои пики и спады. Начиная примерно с 1905 года, велосипеды во многих странах, в частности в США, стали выходить из моды из-за развития автомобильного транспорта. Дорожная полиция часто относилась к велосипедистам как к помехе движению автомобилей. К 1940 году велосипеды в Северной Америке считались игрушками для детей. С конца 1960-х годов они снова вошли в моду в развитых странах, благодаря пропаганде здорового образа жизни и всеобщему осознанию важности экологических проблем.

В СССР в конце XX века наиболее распространёнными моделями велосипедов были (отсортированы по возрастанию размера): Дружок, Бабочка, Лёвушка, «Чемпион», Ветерок, Олимпик, Школьник, Орлёнок, Кросс, Кама, Десна, Салют, Уралец, Украина, «Минск», Аист, Урал, Турист, Спутник, Старт-шоссе. Существовало две модели с отсоединяемыми колёсами — «Конёк-Горбунок» и «Мишка» (для детей). А также был велосипед «Сура» (размер примерно как «Урал» или чуть больше)…

Социальная роль

Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего автомобилей и самолётов. Многие технологии металлообработки, разработанные для производства как велосипедных рам, так и других частей (шайб, подшипников, зубчатых колёс), впоследствии использовались в производстве автомобилей и самолётов. Многие автомобильные фирмы, созданные в начале XX века (например, Ровер, Шкода, Morris Motor Company, Опель), начинали как велосипедные. Начинали как производители велосипедов также Братья Райт.

Общества велосипедистов добивались улучшения качества дорог. Примером такой организации является Лига Американских Любителей Колёсного Транспорта (League of American Wheelmen), в конце XIX века в США возглавлявшая и финансировавшая Движение за Хорошие Дороги (Good Roads Movement). Улучшение качества дорог также ускорило развитие автомобилей.

Велосипеды сыграли свою роль в эмансипации женщин. В частности, благодаря им в 1890-х в моду вошли женские шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды. Кроме того, благодаря велосипедам женщины обрели беспрецедентную мобильность.

Так, например, знаменитая американская суфражистка Сюзан Энтони (1826—1906) заявила 2 февраля 1896 в интервью газете «New York World»:

"Я думаю, что он сделал больше для эмансипации женщин, чем всё остальное вместе взятое. Он даёт женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце моё наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде… это — зрелище свободной, неугнетённой женщины."

Велосипеды позволили сельским жителям чаще ездить в соседние деревни и города, благодаря чему участились браки между жителями разных населённых пунктов. Это улучшило генетическое здоровье населения благодаря гетерозису. Они уменьшили скученность в городах, позволив рабочим и служащим жить в пригородах, относительно далеко от места работы.

Почтовые службы многих стран используют велосипеды с конца XIX века. Так, британская почта (англ. Royal Mail) использует их с 1880-х. Общее количество почтальонов-велосипедистов составляет 37 000 в Великобритании, 27 500 в Германии, 10 500 в Венгрии.
Полиции многих стран используют велосипеды для патрулирования улиц, особенно в сельских районах.

Велопатрули, как и велосипедная почта, появились в конце XIX века. К примеру, полиция английского графства Кент закупила 20 моделей в 1896 году, а к 1904 году число полицейских велопатрулей составило уже 129. Преимуществами велопатрулей является свобода от автомобильных пробок, возможность патрулировать в пешеходных зонах, возможность скрытно подобраться к подозреваемому.

В Великобритании велосипеды традиционно используются для доставки газет. Это позволяет брать на работу подростков, у которых ещё нет водительских прав. В бедных странах они иногда используются для доставки обедов.

Даже автомобильная индустрия использует велосипеды. На заводе «Мерседес-Бенц» (нем. Mercedes-Benz) в Зиндельфингене (нем. Sindelfingen), Германия, рабочие передвигаются по территории завода на них. У каждого отдела — велосипеды своего цвета.

Велосипеды использовались на войне. В ходе Второй бурской войны (1899—1902) обе стороны (Великобритания и южноафриканские республики) использовали велосипеды в разведке и для доставки сообщений. Специальные части патрулировали железные дороги на велодрезинах. В первой мировой войне обе стороны активно использовали их в разведке, для доставки сообщений, для транспортировки пострадавших. Япония успешно использовала велосипеды для вторжения в Китай в 1937 году и для вторжения в Сингапур через Малайзию в 1941.

Велосипеды позволяли скрытно и внезапно перебросить тысячи солдат, застав противника врасплох. Кроме того, они не требовали ни грузовиков для своей переброски, ни дефицитного топлива. Союзники использовали в своих операциях парашютистов, экипированных . Велосипеды использовались партизанами для перевозки грузов в ходе вьетнамской войны. В Швеции велосипедные войска просуществовали до 2001, а в Швейцарии — до 2003. По некоторым данным, велосипеды использовались американскими частями спецназа в ходе афганской кампании.

В цирке на двухколёсных велосипедах ездят медведи и обезьяны, а на трёхколёсных — слоны. Чрезвычайно популярны и разнообразны также акробатические трюки с их использованием.

Велосипедные гонки

Велогонки начали проводиться сразу после изобретения велосипедов. Первые гонки проводились на «пенни-фартинг» и других опасных велосипедах, что часто приводило к травмам. С 1890-х стали популярными многодневные велогонки. К ним относится старейшая из велогонок, проводящихся до сих пор — 1200-километровая гонка «Париж-Брест-Париж», впервые прошедшая в 1891 году. Эта велогонка не состоит из этапов: секундомер включается на старте и выключается, когда спортсмен достиг финиша. Велосипедист сам решает, сколько времени ему тратить на сон. Веломногодневка «Тур де Франс», проводящаяся с 1903 года, относится к категории гранд-туров — самая популярная и престижнейшая из всех существующих велогонок.

Кроме многодневных велогонок, есть и велогонки на короткие дистанции. В США популярны велогонки на дистанции до 5 км. В последнее десятилетие приобрели популярность велогонки на горных — кросс-кантри. Близок к ним велокросс — гонки на велосипедах, очень похожих на шоссейные, по пересечённой местности. Для гонок на велодромах используются специальные трековые модели, без переключения скоростей.

Гонки, кроме того, делятся на индивидуальные и командные. Существует большое количество видов и дисциплин велосипедных гонок.

Велосипеды в настоящее время

В настоящее время велосипеды наиболее популярны в странах Северной и Западной Европы. Самая «велосипедная» страна Европы — Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра.

Следом идут Нидерланды (853 км). В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на нем около 300 километров. Наименее популярен велосипед в странах Южной Европы — среднестатистический испанец проезжает за год всего 20 километров.

Современная популярность велосипеда в Европе — результат проводимой правительствами политики, так как популяризация способствует разгрузке центров городов от автомобилей, а также улучшает здоровье людей.

Для популяризации велосипеда и велосипедного туризма принимаются следующие меры:

  1. устройство дорожек и прочей инфраструктуры;
  2. меры, облегчающие использование в сочетании с общественным транспортом (стоянки, как правило, крытые, а зачастую и охраняемые, на вокзалах и автостанциях, оборудование пассажирских поездов специальными вагонами для пассажиров с велосипедами и тому подобное).

Во многих городах Европы велосипед можно взять напрокат на вокзале.

В Копенгагене можно взять напрокат бесплатно, причём на любой срок. Такие модели под угрозой штрафа запрещено использовать вне Копенгагена. Необычный дизайн и раскраска не позволяют выдать их за собственные. Аналогичная программа есть в Хельсинки и в баскской столице Витории (c 2004 г.). Бесплатно арендовать велосипед можно и на территории парка Hoge Veluwe в Нидерландах, и в других местах.

В Амстердаме, называющем себя велосипедной столицей Европы, велосипеды можно взять напрокат не только на железнодорожной станции, но также и в пунктах проката, в большинстве спецмагазинов, во многих гостиницах.

Есть даже специальная гостиница для велосипедистов, Van Ostade Bicycle Hotel. Можно арендовать водные модели, велосипед-тандем и даже для 8 человек. В этом городе велосипеды — обычное средство передвижения, куда более распространённое, чем автомобили. Отчасти это связано с недостатком и дороговизной парковок в Амстердаме и других крупных городах.

Велосипеды рождённые в СССР

Первые советские велосипеды были выпущены в 1924 году Харьковским велосипедным заводом в количестве 2200 шт.; в 1969 выпуск велосипедов в СССР составил свыше 4 млн. шт.

Завод Baltik Vairas, хорошо известный ещё с советских времен добротными моделями для подростков «Орлёнок», был основан в 1948 г. Назывался он тогда «Шяуляйский велосипедно-моторный завод Vairas». За первые 30 лет своего существования «Вайрас» выпустил более 7,5 млн. байков и около 3 млн. двигателей для мопедов.

Уже позднее завод приобрёл новое название — Baltik Vairas. А после распада СССР в 1992−1994 г. владельцами немецкого концерна Panther был куплен контрольный пакет, а затем и большая часть акций предприятия. Так завод обрёл новых хозяев, которые с типично немецким педантизмом и скрупулёзностью начали реконструкцию предприятия.
«Baltik Vairas»-велосипеды завод реализует в странах Скандинавии, Италии, Польше, Эстонии, Латвии,

В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеды подразделяются на дорожные, легкодорожные, подростковые, спортивные, детские и специальные.

  • имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль, масса около 16 кг;
  • Легкодорожные отличаются меньшей массой (14 кг), уменьшенным сечением шин, обычно оснащаются ручными тормозами.
  • Для спортивных характерны облегченная конструкция (8-11 кг) из легированных сталей и дюралюминия, низко опущенный руль, наличие переключателя скорости и ручных тормозов (у шоссейных) или без тормозов и свободного хода (у трековых). Разновидность спортивных велосипедов:
    • - двухместный двухколесный с двойной сблокированной передачей. Такая конструкция позволяет экипажу тандема развивать скорость до 70 км/ч.
    • к группе специальных относятся цирковые, грузовые, трехколесные (для людей пожилого возраста), велоколяски и др.

Получили распространение прицепные устройства, главным образом к дорожным моделям, для перевозки грузов, а также велосипеды с подвесными моторами.

СССР по производству велосипедов занимал четвертое место в мире .

Внутренний рынок страны удовлетворялся за счет дорожных мужских моделей на колесах 28 дюймов с тормозной задней втулкой. Кроме этих наиболее массовых машин выпускаются легкодорожные, женские, подростковые, детские и спортивные.

"Школьник"

"Десна"

"Десна"

"Эстафета"

"Кама"

"Минск"

"Салют"

"Спорт"

"Турист"

"Украина"

В изобретении этого популярного транспортного средства принимал участие не один человек. Велосипед вырос, благодаря целому ряду изобретений, проследить которые можно, начиная от нашего времени и заканчивая XVIII веком. Некоторые ученые-исследователи берутся утверждать, что чертежи транспортного средства (имеющего два колеса) и роликовой цепи принадлежат Леонардо да Винчи.

История создания велосипеда имеет долгий путь развития. Причем сначала появились его аналоги. Графом Де Сивраком во Франции была построена двухколесная машина из дерева в 1791 г., названная «Селярифер». Передвигаться на ней возможно, сидя верхом, а от земли отталкиваться ногами.

Немецкий изобретатель Карл Дрейз в 1817 году создал первый самокат под названием «машина для ходьбы». Конструкция была оснащена рулем и седлом, и названа в честь создателя – дрезиной. И по сегодняшний день в русском языке используется это слово. В 1818 году данное изобретение запатентовали. Уже в 1839-40 годах оно подвергается усовершенствованию. Кирк Патрик Макмиллан – кузнец из Шотландии приделывает к нему педали. Таким образом, металлические стержни прикрепляли заднее колесо к педали, которая толкала его. Управление велосипедом осуществлял человек, который располагался между передним и задним колесами. Он управлял устройством при помощи руля, который был прикреплен к переднему колесу.

Спустя несколько лет английский инженер Тампсон получил патент на надувные шины для велосипеда. Но из-за своего технического несовершенства, они тогда не получили распространения. Лишь только в 1867 году велосипеды с педалями стали выпускаться массово.

Название «велосипед» изобретение получило благодаря Пьеру Мишо. В 70-х годах 19-го столетия приобрели популярность велосипеды «пенни-фартинг», названные так из-за соразмерности колес (монета пенни – меньше монеты фартинг). Педали были прикреплены к большому переднему колесу, а сверху от них было седло. Из-за смещения центра тяжести велосипед считался опасным средством передвижения. Альтернативой «пенни-фартинг» стали трехколесные самокаты, которые быстро завоевали популярность.

Следующий этап в истории создания велосипедов – появление металлического колеса, внутри которого были спицы. Предложил это изобретатель Эдуард Каупер в 1867 году. А уже через два года на велосипедах появилась рама. Далее, англичанину Лоусону в конце 70-х годов удается изобрести цепную передачу.

Первым, похожим на современные, был велосипед Rover – «Скиталец». Сделал его в 1884 году англичанин Джон Кемп Старли. Уже через год эти велосипеды были в массовом производстве. У Rover была цепная передача, колеса имели одинаковый размер, место водителя было в центре, между передним колесом и задним. Велосипед завоевал много поклонников в Европе. В отличие от своих предшественников он был безопасен и удобен. Созданный в дальнейшем концерн Rover, наладив производство велосипедов, стал выпускать автомобили. Но просуществовав всего лишь до 2005 года, компания стала банкротом.

Шотландский изобретатель Джон Бойд Данлоп сконструировал каучуковые шины в 1888 году, получившие довольно широкое распространение. Они были более совершенны и надежны, нежели запатентованные – резиновые. Если до этого про велосипеды говорили, что они «костотряски», то теперь езда с колесами из каучука стала более мягкой.

Золотым веком велосипедов называли девяностые годы XIX века. Вскоре появились педальные тормоза, а также механизм свободного хода, благодаря чему не надо было постоянно крутить педали. Чуть позднее изобрели ручной тормоз, однако, применять его стали намного позже.

Год 1878 отмечен появлением первого складного велосипеда. А в 90-х годах сделали первые алюминиевые устройства. В 1895 году изобрели первый рикамбент – это такой велосипед, ехать на котором можно было полулежа или даже лежа. Массовым производством рикамбентов, спустя девять лет, занялся концерн «Пежо».

Велосипеды, имеющие заднюю и переднюю подвеску, стали выпускать в 1915 году, специально для итальянской армии. Следующее десятилетие характеризуется появлением шарикоподшипников, двух – и трехскоростных втулок, конвейерных способов сборки, переключателя передач цепного привода, стальных труб и ножного тормоза.

Механизмы переключения скоростей, изобретенные ранее (начало XX века) оказались не столь совершенны. Заднее колесо велосипеда с обеих сторон оборудовали двумя специальными звездочками, и для переключения скоростей необходимо было остановиться, чтобы снять колесо, а затем перевернуть его. Цепь при этом предстояло натянуть и зафиксировать.

Изобретенный в 1903 году планетарный механизм, служащий для переключения скоростей обрел популярность лишь в 30-е годы XX века. В 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло, в дальнейшем ставший производителем велосипедов, изобрел механизм, аналогом которого является сегодняшний переключатель скоростей.

В 1974 году появились модели велосипедов из титана, а годом спустя из углепластика. Уже в 1983 году изобрели велокомпьютер, в функции которого входило отслеживание скорости, времени и нагрузки.

Нельзя сказать, что популярность велосипедов в XX веке была постоянно стабильна. В начале столетия стало развиваться автомобилестроение, машины стали более доступны, вследствие чего велосипеды потеряли свою популярность. Вновь мода на велосипеды пришла вместе с пропагандой здорового образа жизни. Сегодня наибольшей популярностью они пользуются у жителей европейских стран. Самой «велосипедной» страной считается Дания. Житель этой страны проезжает на нем 893 км за год. После Дании следуют Нидерланды (853 км). Средний житель Бельгии и Германии проезжает на велосипеде примерно километров 300 за год. Самая низкая популярность в странах Южной Европы. За год среднестатистический испанец проезжает на велосипеде около 20 км.

Надо отдать должное проводимой политике правительства, в результате которой популярность этого вида транспорта способствует улучшению здоровья людей и разгрузке центральных улиц от автомобилей. Во многих азиатских странах велосипед считается практически основным средством передвижения из-за его дешевизны. Однако и там (взять хотя бы Китай и Индию) использование велосипедов стало сокращаться. Жители городов стали переходить на мопеды, мотоциклы, автомобили. Иногда, чтобы велосипедный транспорт не мешал движению машин, власти вынуждены принимать меры против него. Например, в Шанхае, в 2003 году в декабре на время было запрещено движение велосипедистов.

Основным производителем велосипедов считается Китай, так как производства большинства велосипедных фирм находятся в этой стране. Около 95% велосипедов изготовлено в Китае.

На вопрос «кто изобрёл велосипед» есть, как минимум, четыре ответа:

  • профессор фон Дрез – изобретатель двухколёсного самоката;
  • Киркпатрик Макмиллан – кузнец, первым добавивший к «дрезине» педали;
  • Пьер Лалман – мастер по изготовлению колясок, запатентовавший велосипед с педалями;
  • Джон Старли – предприниматель, выпустивший первый велосипед современного образца.

Кроме того, изобретение очередных велосипедов не забывают приписывать Леонардо да Винчи и русскому фолк-персонажу Артамонову.

фон Дреза

Общепринятым на текущий момент годом изобретения велосипеда считается 1818, когда лесничий из города Карлсруэ в Бадене, немец Карл фон Дрез, описал и запатентовал своё изобретение – двухколёсную машину, приводимую в движение с помощью ног седока. Правильнее всего называть это изобретеним, но все элементы, кроме педалей и привода, были на месте: два колеса, рама с седлом, руль, позволяющий вращать переднее колесо.

Судьба изобретения одно время висела на волоске. Начав работу над «машиной для ходьбы», которую придумал ещё в 1810, в 1816 году изобретатель провёл полевые испытания, проехав на своём велосипеде почти 20 километров, восхитив жителей остроумием и скоростью передвижения. Она превышала 10 км/ч. В отличие от простонародья, городское правление не было впечатлено машиной и предписало фон Дрезу прекратить изобретение безделушек, как им казалось, под угрозой увольнения.

Потеря удачного места на государственной службе была серьёзной опасностью, и в течение нескольких лет изобретения никто не видел. «Помогли» распространению велосипеда тяжёлые годы. 1816-й год выдался засушливым. Урожаи были плохие, и деревенские жители, вслед за забиваемой скотиной, стали избавляться от лошадей. Когда пришла пора перевозить тяжести, вспомнили о причудливой коляске лесничего, и дрезина стала распространяться по округе.

Окончательно закрепил популярность изобретения баварский герцог, которому так понравилась новинка, что он профинансировал выпуск первой массовой партии, а уже в 1819 году велосипеды появились в Париже и Лондоне, где дальше и совершенствовались множеством местных механиков.

История развития

Первые упоминания о подобных механизмах встречаются уже в конце XVIII века, а неясные намёки находят даже в итальянских летописях середины 1400-х годов и в работах да Винчи. Современная хронология изобретений выглядит следующим образом:

  • 1818 – фон Дрез патентует свой самокат, начинается распространение конструкции по Европе.
  • 1840 – шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавляет к конструкции «машины для ходьбы» педали, но изобретение не расходится дальше окрестных деревень.
  • 1860-1866 – парижанин Пьер Лалман (по другим источникам – Мишо) при ремонте самоката закрепляет на нём педали, в течение нескольких лет новое изобретение под названием «велосипед» выпускается его фирмой в объёмах 400 изделий в год.
  • 1869 – проходит первая гонка по территории Франции.
  • 1870 – выпуск первого полностью металлического велосипеда.
  • 1876 – первый байк с приводом на заднее колесо, эксперимент англичанина Г. Бейтса.
  • 1879 – первый байк с цепным приводом, который создал изобретатель Г. Лоусон.
  • 1885 – старт продаж велосипеда «Ровер», полного конструктивного аналога современного велосипеда.
  • 1888 – первая пневматическая шина, придумал её изобретатель Дэнлоп из Шотландии.
  • 1915 – под маркой в бельгийскую армию поступают первые велосипеды с двумя подвесами.

Формы

Самокат

Всё начиналось с простейшей рамы и одинаковых колёс. Вариантов таких механизмов было множество. Назывались они «дрезиной» или «денди-хорс» (в Англии). Отлично снимая нагрузку и позволяя перевозить значительный груз, данные изобретения закрепились на европейском рынке XIX века, дав толчок новым разработкам.

Педальный велосипед

Лишь через 50 лет появилось значительное усовершенствование – педали. Они позволили изолировать пассажира от дороги и резко увеличить скорость катания, а также обеспечить комфорт от него.

Привода не существовало, и для увеличения скорости движения – особенно по неплохим, по тем временам, городским дорогам – увеличивалась окружность ведущего (переднего) колеса. Так появились всем известные «Фарт-феннинги» – от расхожих монет, которые сильно различались в окружности – велосипеды, переднее колесо которых в несколько раз превышало задние.

Новая конструкция начала порождать новые изобретения – появились и первые тандемы, создавались настоящие произведения искусства.

Ровер

Финальное усовершенствование – цепной привод на заднее колесо – потребовало ещё 30-ти лет разработки. За несколько десятилетий педальный велосипед, любимец денди и городских щёголей, превратился в «рабочую лошадку» и в годы Первой мировой войны активнейшее использовался по всей Европе.

Современные типы

После Первой мировой войны технический прогресс затронул и велосипеды. Ежегодно появлялись новинки, находившие своего покупателя. В 60-х годах появились гоночные модели, а в 70-х – горные байки. Рубеж 80-х и 90-х ознаменовался появлением велокомпьютеров и сложных систем переключения скоростей.

Велосипедный мир не стоит на месте, и уже появляются новые изобретения, такие как электрические велосипеды.

Заключение

История велосипеда – это история эффектного изобретения, на базе которого талантливые инженеры смогли создать современные прекрасные байки. Не так важно, кто конкретно изобрёл велосипед – фон Дрез в 1818 году, Мишо в 1860 или производители «Ровера» в 1885. Все они одинаково достойны звания «гениального изобретателя», потому что оставили свой след в истории современного мира.



 

Возможно, будет полезно почитать: