Самостоятельные физические упражнения при парезе ноги. Лечебная гимнастика при спастических парезах и параличах - лечебная физкультура в клинике нервных болезней. Все эти упражнения на растяжку направлены на

Возникающий в результате ограничения активных движений в связи с нарушением иннервации соответствующих мышц. Другими словами - парез представляет собой частичную потерю мышечной силы. В отличие от других двигательных расстройств, парезы характерны тем, что при них поражается центральная и периферическая нервные системы, в результате чего и происходит обессиливание двигательной функции. Таким образом, парез возникает в результате поражения двигательных узлов спинного или/и головного мозга, а также нервных волокон периферической или центральной нервной системы. Как и паралич, парез может быть центральным или периферическим.
Для парезов, которые вызываются поражением периферической нервной системы (периферический парез) характерно ослабление сухожильных рефлексов со стороны пареза, а также снижение тонуса и атрофия мышц и непроизвольные сокращения некоторых волокон мышцы.
Что касается центрального пареза, то вследствие поражения центральной нервной системы сухожильные рефлексы на стороне пареза значительно усиливаются. При этом наблюдаются повышение тонуса мышц и повышение интенсивности глубоких рефлексов, появляются патологические рефлексы, содружественные движения (например, когда человек сжимает здоровую кисть, аналогичные действия выполняет и больная кисть, но уже с меньшей силой), а также при воздействии на мышцы появляются их судорожные сокращения.
По степени выраженности бывают парезы легкие и умеренные, глубокие и полные (параличи). По локализации на теле парезы подразделяются на парезы одной мышцы, парезы конечности, парезы части конечности, парезы группы мышц, а также акинетический мутизм, парапарез и параплегия, бипарез и биплегия, трипарез и триплегия . Помимо всего прочего, парез может быть психогенным, периферическим, центральным и смешанным. Для того, чтобы оценить степень выраженности пареза, условно принято пользоваться специальной шкалой - от 0 до 5 баллов, отражающей снижение силы мышц.
1) 5 баллов - нормальная сила мышц
2) 4 балла - больной в состоянии поднимать конечность, при этом преодолевая легкое сопротивление
3) 3 балла - больной может поднимать конечность только в том случае, если при этом ему не оказывается сопротивление
4) 2 балла - больной способен на движения только в горизонтальной плоскости
5) 1 балл - больной может выполнять активные движения только очень малой амплитуды
6) 0 баллов - движения отсутствуют.
Парез может быть и врожденным, и приобретенным. Самыми распространенными парезами считаются врожденные парезы руки, причем только одной. Такие парезы возникают, как правило, вследствие того, что во время рождения плечевое сплетение ребенка задевается. В этом случае наблюдается полное отсутствие движений или они ограничены. Также надо отметить, что у детей, имеющих врожденный порок развития какого-либо отдела центральной нервной системы, в некоторых случаях встречаются односторонние парезы ног и рук или только ног. Иногда у детей, которые родились с поражением мозга, парезы образуются по мере взросления, приблизительно на втором году жизни.
Приобретенные парезы , как правило, развиваются вследствие какого-либо перенесенного заболевания и практически во всех случаях связаны с нарушениями в работе периферической или центральной нервной системы – полиневритами, наследственными заболеваниями, энцефалитами, опухолями нервной системы, .
В зависимости от того, какие нервные центры или волокна поражены, могут нарушаться функции как отдельных мышц, так и их групп. Парезы могут встречаться как и в скелетной мускулатуре, так и в мышечных оболочках внутренних органов: кишечника, мочевого пузыря, сосудов.
Вообще, все парезы можно разделить на две большие группы. В первую группу входят органические парезы, а во вторую - функциональные парезы. При органических парезах есть возможность выяснить органическую причину пареза, провоцирующую тот факт, что нервный импульс не будет достигать своей главной цели - мышцы. А при функциональных парезах наблюдаются нарушения процессов возбуждения, торможения, а также равновесия и маневренности, которые происходят в коре головного мозга.
Как правило, парез проявляется тремя основными признаками:
- повышение мышечного тонуса - гипертонус
- повышение рефлексов - гиперрефлексия
- появление патологических рефлексов и сопутствующих движений.
Все эти негативные проявления присутствуют при активизации деятельности спинного мозга. По степени распространенности парезы делятся на:
1 . Монопарез - когда парализована одна конечность.
2. Гемипарез - когда парализована половина тела.
3. Парапарез - паралич двух симметричных конечностей, верхних или нижних.
4. Тетрапарез - паралич всех четырёх конечностей.
Монопарез связан с поражением периферической нервной системы, при нем наблюдается боль и уменьшение чувствительности.
Гемипарез может возникнуть в результате инсульта, энцефалита, кровоизлияния в опухоль, абцесса мозга, рассеянного склероза, мигрени.
Причиной парапареза является поражение грудного отдела спинного мозга, спинальный инсульт, инфекционный или постинфекционный миелит, а также парапарез может развиться вследствие поражения пара-саггитальной зоны головного мозга, ишемии в бассейне передней мозговой артерии, тромбоза верхнего саггитального синуса, опухоли, острой гидроцефалии.
Тетрапарез может быть результатом двустороннего поражения больших полушарий, поражения ствола или верхнешейного отдела спинного мозга. Острый тетрапарез, как правило, является проявлением инсульта, травмы, метаболических нарушений.

Лечение пареза.
Прежде чем говорить о лечении пареза, надо подчеркнуть, что парезы, как и параличи, не являются самостоятельными заболеваниями, а, как правило, становятся отражением других болезней и патологий. Поэтому, прежде всего, лечение пареза должно быть причинным, то есть направляться против основной болезни, например, это может быть сшивание периферического нерва при его травме, восстановительная терапия после инсульта, хирургическое вмешательство при обнаружении опухолей, сдавливающих нервные структуры, и т.д. Но помимо этого, обязательно должны проводиться массаж, так как мышцы атрофируются без движения.
Массаж, используемый при лечении пареза, приводят к улучшению трофики, развитию нервных импульсов. Если мышечная активность сохраняется, больному в сочетании с массажем необходимо проводить также и специальную гимнастику, при этом нагрузка должна постепенно увеличиваться, а для увеличения объема и силы мышц выполняются движения с сопротивлением. При лечении пареза необходимо сочетать массаж с тепловым воздействием. Как уже было сказано выше, это улучшает питание тканей, способствует формированию активных нервных импульсов. Однако необходимо помнить о том, что массаж, применяемый при периферических параличах, нужно строго дозировать.
Лечение пареза осуществляется под контролем и по назначению врача и, как правило, начинается с лечения заболеваний органов кровообращения, а также с лечения центральной или периферической нервной системы, осложнением которых они являются. Устранение расстройств функции конечности в результате развития пареза начинают с того, что пораженную руку или ногу укладывают в правильное положение. Для руки таким положением является легкое сгибание в локтевом суставе, разгибание в лучезапястном суставе и легкое сгибание пальцев, а для ноги - умеренное сгибание в коленном суставе, тыльное сгибание стопы, препятствующее ее отвисанию. При этом, нужно проследить за тем, чтобы нога и стопа не были повернуты кнаружи. Для того, чтобы сохранить правильное положение конечности, используют мягкие валики (из туго скрученной ваты, обшитой материей) или шины из пластичных материалов. Но важно учитывать тот факт, что больная конечность не должна оставаться обездвиженной. С этой целью с первых же дней начинается пассивная лечебная гимнастика при парезе - поочередное сгибание и разгибание в суставах больной руки или ноги. Эту гимнастику вполне может выполнять и сам больной, при этом предварительно он должен получить точные инструкции врача, особенно это касается пареза руки. Восстановлению движений способствуют также такие упражнения при парезе, при выполнении которых больной старается одновременно двигать и здоровой и больной конечностью. Когда движения появятся, надо стремиться к увеличению их объема. Так, с каждым днем больной должен стараться сделать движение хотя бы на 1-2 см больше, чем в предыдущий. По мере того, как будет нарастать сила мышц, в лечебную гимнастику можно включить и упражнения с умеренной нагрузкой - резиновой лентой, эспандером, резиновым мячом для упражнений кисти. Только такое поэтапное увеличение нагрузки приводит к хорошим результатам. Тогда как поспешный переход к непосильным упражнениям приносит вред и замедляет восстановление. Программа упражнений при парезе составляется методистом по лечебной физкультуре. Для того, чтобы облегчить больному движения в слабых конечностях, используют ортопедические аппараты.

ЛФК при парезе.
Лечебная физкультура при парезе проводится обычно одновременно с массажем, лечением лекарствами и физиотерапией.
В комплекс ЛФК при парезе применяется лечение положением или постуральные упражнения. Эти упражнения заключаются в специальном расположении тела или конечностей с использованием всевозможных приспособлений. Один из видов лечения положением - это ортостатическая гимнастика при парезе. Такая гимнастика очень эффективна в раннем послеоперационном периоде и при длительном постельном режиме. Суть ее заключается в том, что больной постепенно принимает нормальное вертикальное положение с помощью специального поворотного стола, на котором его фиксируют привязными ремнями. Стол имеет точную градуировку наклона поворота. Лечебная гимнастика при парезе возможна даже при глубоких парезах ног и мышц туловища. Ортостатическая гимнастика ЛФК при парезах позволяет больному находиться в полувертикальном и вертикальном положениях, а это имеет большое значение для улучшения функции мочевого пузыря, ведь в этом случае в нем возникают нормальные позывы к мочеиспусканию именно в вертикальном положении. Также, благодаря ортостатической гимнастике, происходит тренировка функции вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой системы, особенно сосудов ног, что предупреждает тромбофлебиты и другую патологию вен. Тренируется весь опорно-двигательный аппарат – кости, связки, суставы, мышцы. При этом наблюдается возникновение и отвлекающего эффекта: уменьшаются боли, головокружение, тошнота, ощущение сердцебиения, происходит понижение артериального давления, в том случае, если оно было повышено. При всем этом, важную роль играет психологическое состояние больного, который имеет возможность находиться в вертикальном положении и видеть окружающий мир в комнате и за окном из привычного положения. Ортостатическая гимнастика является эффективным методом плавного перехода от постельного режима к стоянию и ходьбе. Она может проводиться 2–3 раза в день.
Среди упражнений лечебной физкультуры при парезе также выделяют группы, направленные на устранение атонических и спастических парезов.
Как правило, в проведении лечебной физкультуры после операции при спастических параличах и парезах выделяют 4 этапа. Первый этап – ранний послеоперационный (со 2-го по 10-12-й день после операции), второй этап – поздний послеоперационный (12-20-й день), третий этап – собственно восстановительный (начинается с 20-го дня и заканчивается 40-м) и, наконец, четвертый этап - остаточный или резидуальный (после 40-го дня). Каждый этап имеет свои задачи.
Задача первого этапа состоит в создании той функциональной основы, которая необходима для устранения двигательных нарушений в последующем. Снятие швов обычно совпадает с окончанием первого этапа.
На втором этапе восстанавливаются основные двигательные навыки – сидение, вставание, ходьба при помощи специальных приспособлений, в брусьях или манеже.
На третьем этапе ЛФК при парезах проводятся общеукрепляющие упражнения, которые направлены на улучшение функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Данные упражнения при парезе направлены на устранение нарушения координации, укрепление мышечной силы, развитие основных способов передвижения, а также навыков, необходимых для самообслуживания.
Четвертый этап проводится в домашних условиях. Программа на него составляется в конце третьего этапа, при этом необходимо учитывать состояние больного.
На каждом этапе определенное время уделяется выполнению разных по виду упражнений. Так, на первом этапе основное время уделяется на дыхательной гимнастике – до 70% всего времени. Общеукрепляющая гимнастика составляет 20% от времени, а специальная гимнастика – 10%. На втором этапе около 45% времени уделяется специальной гимнастике, общеукрепляющая составляет 30%, дыхательная – 15%. На этом этапе вводится применение прикладных навыков, что составляет примерно 10% от всего времени. К третьему этапу дыхательная гимнастика может составлять 5% времени, общеукрепляющая гимнастика – 10%, прикладным навыкам уделяется 20% от общего времени, а на специальные упражнения отводят 65% времени. Четвертый этап может проходить без выполнения дыхательной гимнастики, если к этому нет специальных показаний. На этом этапе наибольшее внимание уделяется развитию прикладных навыков, что составляет 45% от общего времени, 30% времени занимают общеукрепляющие упражнения, а 25% – специальные.
Таким образом, при лечении спастических парезов сновные методические приемы лечебной гимнастики направлены на снижение патологически повышенного мышечного тонуса, увеличение силы мышц (что означает уменьшение степени пареза), предупреждение и устранение патологических содружественных движений, а также на восстановление бытовых и профессиональных навыков.

Профилактика пареза заключается в основном в профилактике тех заболеваний и повреждений, которые могут осложниться их развитием. Особенно большое внимание следует уделить вакцинации детей против полиомиелита.

Напоследок хочется подчеркнуть, что организм человека - это умная система, которая сама может справиться со многими болезнями. Ведь наукой уже давно доказано, что головной мозг использует только 20% своих возможностей, а при поражении одних участков мозга, другие в состоянии взять на себя его функции. Самое главное - уметь применить эти резервы, правильно ими воспользоваться. Таким образом, при выздоровлении человека большую роль играет его желание и истинная вера в исцеление.

Здравствуйте уважаемые читатели! Однажды я публиковала статью о В. А. Бандурина. Он разработал свою систему по правильному питанию и проведению лечебной гимнастики для детей с ограниченными возможностями. Обязательно почитайте этот пост, если возникает вопрос о лечении таких деток. Сегодня мы поговорим об основных принципах и целях лечебной физкультуры при ДЦП.

ДЦП представляет собой паралич центральной нервной системы, возникающий вследствие поражения одного или нескольких отделов мозга. Заболевание может начать свое развитие в период беременности, родов или новорожденности.

При ДЦП нарушается тонус мышц, что в дальнейшем приводит к формированию патологических двигательных реакций, затруднению в удерживании равновесия и противодействии силе тяжести. В дальнейшем это также приводит к формированию контрактур и деформаций конечностей.

Одним из числа наиболее эффективных и действенных средств реабилитации является ЛФК для детей с ДЦП .

Лечебная физкультура способствует развитию способностей ребенка к торможению движений, контролю над ними. Упражнения позволяют улучшить координацию, увеличивают амплитуду движений.

Потому основные цели и задачи ЛФК для детей таковы:

  • Обучение ребенка бытовым умениям;
  • Познание больным элементарной трудовой деятельности;
  • Самообслуживание без помощи родителей, сиделок и т.д.

Результат – выработка новых навыков, а также правильных движений.

Очень важно, чтобы занятия ЛФК начинались вскоре после рождения ребенка, с постепенным усложнением. Причем занятия стоит начинать, даже если у ребенка нет признаков ДЦП, но есть предрасположенность к его развитию.

Принципы методик

ЛФК, как и другие распространенные методики, базируется на ряде принципов:

  1. Регулярное и систематическое выполнение упражнений;
  2. Отсутствие длительных перерывов;
  3. Постепенное увеличение физической нагрузки;
  4. Отсутствие ориентации на других пациентов – только индивидуальные способы;
  5. Учет стадии развития болезни, возраста ребенка, его психологического состояния.

Особенно важна коррекционно-воспитательная работа, ведь она позволяет компенсировать нарушенные функции. Занятия рекомендуется проводить с ранних лет. Запомните – чем раньше, тем лучше для ребенка!

Роль занятий

ЛФК для детей с ДЦП играет важную роль:

  • Оказание оздоровительного воздействия на общее состояние организма;
  • Способствование укреплению тканей и органов в организме ребенка;
  • Активизирование ослабленных мышц;
  • Борьба с искривлением позвоночного столба;
  • Улучшение метаболизма и других процессов обмена;
  • Активизация работы головного мозга, ускорение кровообращения.

Лечебная физкультура выступает отдельным компонентом целостного комплекса, способного справиться с заболеванием.

Какие занятия включает в себя?

Все комплексы ЛФК для детей с ДЦП подбираются в индивидуальном порядке, но в него в любом случае будут входить следующие упражнения:

  1. Для расслабления;
  2. Для улучшения динамики;
  3. Для стимуляции действий;
  4. Упражнения в положении лежа, сидя;
  5. Занятия игрового типа и др.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП от инструктора с многолетним стажем – Кириченко Валентины Анатольевны

Также можно добавить то, что не вошло в фильм, это:

  • Если ребенок с трудом ходит сам или не ходит совсем самостоятельно, занятия нужно начинать близ брусьев или жесткой опоры, затем чередовать с натянутого каната на ослабленный. Потом все это проделывать возле стены.
  • Чтобы центр тяжести равномерно распределялся на обе стороны тела, упражнения нужно проделывать сначала одной ногой и рукой, затем другой.
  • На ослабленную часть (или сторону) давать большую нагрузку.
  • Упражнения на приседания не должны быть глубокие, в большинстве случаев только на высоту голени…

Занятия для стимулирования двигательного аппарата


Специалисты разработали ряд упражнений ЛФК при ДЦП, которые позволяют развивать и укреплять двигательные способности больного. К ним относится:

  1. Ребенок должен принять исходную стойку – сесть на пятки. Встаньте перед ним, его руки положите на плечи, зафиксируйте пациента в тазовой области, постепенно стимулируйте вставание на колени;
  2. Ребенок должен встать на колени. Поддерживайте его под мышки, начните передвигать в разные стороны, чтобы он учился без чьей-либо помощи переносить массу тела на одну ногу. Другую ногу он должен самостоятельно отрывать от опорной точки и разводить руки в стороны;
  3. Ребенок должен сесть на стул. Встаньте к нему лицом. Своими ногами зафиксируйте его ноги к полу, возьмите за руки. Руки тяните вперед и вверх, чтобы он учился вставать без помощи посторонних;
  4. Ребенок должен встать так, чтобы одна нога была размещена впереди другой. Попеременно подталкивайте пациента в спину, потом в грудь. Это научит его сохранять равновесие;
  5. Ребенок должен встать. Возьмите его за одну руку, начините тянуть и толкать в разные стороны, чтобы он сам сделал шаг;
  6. Следующее начальное положение для занятия – лечь на спину. Он должен надавливать стопами на прочную поверхность. Это упражнение развивает опороспособность.

Занятия для развития движений в суставах

Упражнения, необходимые для развития и укрепления суставов:

  1. Ребенок должен лечь на спину. Одну его ногу требуется держать в положении разгиба, вторую начать медленно сгибать в коленном суставе. Если имеется возможность, бедро нужно прислонить к животу, затем отвести его;
  2. Ребенок ложится на бок, начинает медленно отводить бедро, при этом колено ноги находится в согнутом состоянии;
  3. Пациент ложится на живот, на край стола, чтобы обе ноги свешивались с него. Необходимо медленно разогнуть конечности;
  4. Ребенок лежит на спине, затем начинает сгибать коленку, после чего максимально её разгибает;
  5. Больной ложится на живот, под грудную клетку ему нужно положить валик. Необходимо приподнять ребенка за вытянутые руки, произвести пружинящие движения легкими рывками. Это упражнение позволит укрепить верхнюю часть туловища;
  6. Ребенок ложится на спину. Его руку необходимо сгибать так, чтобы лицо пациента было повернуто в эту сторону. Затем проводится сгибание руки при положении головы ребенка в другую сторону.

ЛФК для детей с ДЦП видео:

Занятия для живота

Приведем ряд упражнений, необходимых для развития и укрепления мышц живота:

  1. Ребенок садится на колени к матери. Его спинку необходимо прижать к груди мамы, затем провести наклон вместе с ним. Это требуется, чтобы малыш ощущал уверенность. Далее зафиксируйте ножки и тазобедренную область малыша, чтобы он смог подниматься самостоятельно. Если подъем затруднен, мама оказывает ему помощь;
  2. Ребенок ложится на спину, прижимает обе руки к туловищу. С помощью маховых движений он совершает попытку перевернуться на живот и затем обратно. Главное – запрещается помогать руками;
  3. Ребенок ложится на спину, затем начинает делать вдохи и выдохи, втягивая живот на выдохе.

Занятия, необходимые для растяжки

  1. Ребенок садится на пол и вытягивает перед собой ноги, чтобы тело было расположено под прямым углом. Пациент вытягивает руки перед собой, делает вдох. На выдохе старается согнуть тело, чтобы удалось ладонями достать до пальцев ноги. Можно помочь ребенку и наклонить туловище еще больше, чтобы его лоб также коснулся ног.
  2. Ребенок ложится на живот, руки должны быть расположены вдоль туловища. Пациент опирается на ладони, затем медленно приподнимает грудную клетку. При этом необходимо следить, чтобы его голова была запрокинута назад, дыхание медленное.
  3. Принять исходное положение – лечь на спину, ноги соединить вместе. Приподнять выпрямленные ноги над головой, колени запрещается сгибать, руки должны лежать на полу. Постараться дотронуться пальчиками пола над головой.
  4. Сидя на полу, нужно согнуть правую ногу, чтобы пятка дотрагивалась до левого бедра. Левую стопу необходимо расположить с правой стороны противоположного колена, перевести правую руку вокруг левой коленки, удерживать с ее помощью левую стопу.

Затем левую руку завести за область спины к противоположной стороне талии, голову при этом требуется повернуть налево и наклонить, чтобы подбородок коснулся левого плеча. Следите, чтобы у ребенка правое колено не отрывалось от поверхности пола!

Все эти упражнения на растяжку направлены на:

  • Корректировку дефектов области спины и позвоночного столба;
  • Укрепление спинного мозга, спинных нервов;
  • Укрепление мышц рук и ног.

Занятия для расслабления

Для расслабления верхних конечностей требуется лечь на голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать с использованием мешочков с песком. Свободную руку требуется согнуть в колене, предплечье фиксируется инструктором (мамой). Инструктор (мама) удерживает руку пациента до ослабления тонуса мышц, затем потряхивает кисть, чередует пассивные движения (сгибание, вращение, отведение и др.).

Для расслабления нижних конечностей требуется лечь на голову, зафиксировать руки, ноги должны касаться живота. Мама удерживает голени, осуществляет движение отведения в тазобедренном суставе. После этого, зафиксировав одну ногу, производит движения по кругу с разгибанием ноги. Затем это же упражнение необходимо осуществить для второй ноги.

Занятия для корректировки дыхания

Упражнения, направленные на коррекцию дыхания (перед выполнением этих занятий требуется лечь на спину, затем медленно переходить к положению сидя и стоя):

  1. Покажите, как сделать глубокий вдох и выдох через нос, а так рот. Надувайте игрушки, пускайте пузыри;
  2. Научите произносить звуки (а, о, э и т.д.) с разной громкостью, играйте на губной гармошке, пойте;
  3. Осуществляйте вдох на счет, поднимая руки вверх, затем также на счет делайте выдох и опускайте руки. Выдох рекомендуется делать, опустив голову в ванну с водой.

Чтобы увидеть результат, занятия ЛФК для детей с ДЦП рекомендуется проводить регулярно. И помните, ДЦП – это не приговор!

На этом у меня все, но к данной теме мы еще вернемся в следующей статье, где одна наша читательница поделится личным опытом оздоровления ребенка с ДЦП.

ЛФК проводится в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) в детских садах в форме малогрупповых занятий от 3 до 5 раз в неделю с младшей группой (3-4 года) - 15 мин, со средней (4-5 лет) - 20 мин, со старшей (5-6 лет) - 25 мин, с подготовительной (6-7 лет) - 30 мин. С детьми, имеющими среднюю и тяжелую степень ДЦП, занятия ЛФК проводятся индивидуально.

B дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида имеются специализированные группы детей с церебральной патологией.

Занятия ЛФК могут проводиться также в лечебных учреждениях или реабилитационных центрах различными курсами, включая комплексное лечение.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных детских садах и школах имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Недостаток методических материалов вынуждает руководителей физического воспитания в дошкольных учреждениях модифицировать программы, используемые в работе со здоровыми детьми, или разрабатывать собственные программы, при этом специалисту необходимо хорошо ориентироваться в медицинских аспектах патологии. Для специальных образовательных школ ДЦП в 1986 г. разработана программа, но только для 1-4-х классов. Для средних и старших классов программ по физическому воспитанию и ЛФК нет. Учителю физкультуры и руководителю по физическому воспитанию необходимо знать методы и принципы последовательности формирования двигательных навыков ребенка с ДЦП. При тренировке двигательных функций необходимо соблюдать принцип онтогенетической последовательности. Тренируемые навыки целесообразно постоянно адаптировать к повседневной жизни ребенка. B первую очередь необходимо развивать реакции выпрямления и равновесия.

  • 1. Тренировка удержания головы. B положении на спине вырабатывается умение приподнимать голову поворачивать ее в стороны. Это важно для освоения следующего двигательного навыка - поворотов и присаживания. B положении на животе, для облегчения удержания головы, под голову и плечи подкладывают валик. Легче поднять голову при выполнении упражнений на большом мяче, раскачивая его вперед-назад. Раскачивание на мяче тренирует не только реакцию выпрямления головы, но и реакцию равновесия.
  • 2. Тренировка поворотов туловища. Повороты со спины на бок и со спины на живот стимулируют подъем головы, тормозят влияние шейных тонических рефлексов, развивают координацию движений, равновесие. B положении на боку ребенок видит свои руки, что способствует выработке зрительно-моторных координаций. Кроме того, вращательные движения необходимы для поддержания равновесия.
  • 3. Тренировка ползания на четвереньках. Вначале следует тренировать поднимание головы и опору на предплечья и кисти в положении на животе. В положении на четвереньках тренируется способность правильно удерживать позу, опираясь на раскрытые кисти и колени, отрабатывается реакция равновесия, для тренировки поворотов, перенос массы тела, опираясь то на одну руку или одну ногу, то на другую. При этом необходимо следить за правильным (разогнутым) положением головы. Для ползания на четвереньках надо правильно перемещать центр тяжести, сохранять равновесие и совершать реципрокные движения конечностями.
  • 4. Тренировка сидения. Умение сидеть требует хорошего контроля головы, распространения реакций выпрямления на туловище, наличия реакций равновесия и защитной функции рук. Кроме того, важна коррекция патологических поз. Устойчивость в положении сидя облегчает свободные движения рук, при этом спина должна быть выпрямлена, голова приподнята.
  • 5. Тренировка стояния. Способность к стоянию основывается на освоении сидения и вставания на колени. B позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия туловища, поскольку благодаря большей площади менее выражена реакция страха падения. Тренировка ходьбы на коленях закрепляет реципрокную функцию мышц конечностей, необходимую для вертикальной ходьбы. Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы, контроль вертикальной позы туловища и сохранение реакций равновесия.
  • 6. Тренировка ходьбы. Для тренировки ходьбы необходима вертикальная установка головы и туловища, перемещение центра тяжести на опорную ногу, перемещение неопорной ноги, правильная постановка стоп, возможность сохранять позу стоя при опоре на каждую ногу, равномерное распределение массы тела на обе стопы, правильное направление движения и ритм. Сначала ребенка обучают ходьбе с поддержкой (руками взрослого, параллельными брусьями, канатом, подвесной дорогой, шведской стенкой и пр.). Затем ребенок учится ходить самостоятельно.

Наряду с формированием основных двигательных навыков и умений необходимо решать такие задачи, как:

  • - нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей;
  • - формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп;
  • - коррекция сенсорных расстройств;
  • - коррекция координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве);
  • - тренировка мышечно-суставного чувства;
  • - профилактика и коррекция контрактур;
  • - активизация психических процессов и познавательной деятельности.
  • - нормализация дыхательной функции

Умение правильно дышать повышает физическую работоспособность, улучшает обмен веществ, помогает восстановлению речи. При ДЦП дыхание слабое, поверхностное, движения плохо сочетаются с дыханием, нарушена речь. B связи с этим для детей с церебральной патологией важно правильно выбрать исходное положение для выполнения упражнений, т.е. в зависимости от положения тела меняются и условия дыхания. Так, например, в положении лежа на спине затруднен вдох на опорной стороне, сидя - преобладает нижнегрудное дыхание, а диафрагмальное (брюшное) затруднено, стоя - преобладает верхне-грудное дыхание. B занятиях ЛФК используют как статические, так и динамические дыхательные упражнения в разных исходных положениях с разным темпом, ритмом, с акцентом на вдох или выдох, с использованием различных предметов (надувание шариков, пускание мыльных пузырей, игра на духовых инструментах и пр.). Дыхание связано также с речью, поэтому используют звукоречевую гимнастики и с осанкой, поэтому обучение дыханию сочетают с коррекцией осанки.

Коррекция осанки

При ДЦП в результате действия позотонических рефлексов, формирования патологических синергий и мышечного дисбаланса наиболее часто формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости, круглая спина (кифоз и кифосколиоз). Для нормализации осанки необходимо решать такие задачи, как формирование навыка правильной осанки, создание мышечного корсета (преимущественное укрепление мышц брюшного пресса и разгибателей спины в грудном отделе позвоночника) и коррекция имеющихся деформаций (кифоза, сколиоза). ЛФК проводится по методике коррекции нарушений осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях и методике коррекции сколиоза.

Нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей.

П.Ф. Лесгафт говорил, что элементарные движения в суставах - азбука любых сложных движений. Для детей с церебральной патологией работа суставов верхних и нижних конечностей начинается с самых простых движений, с облегченных исходных положений в сочетании с другими методами (массаж, тепловые процедуры, ортопедические укладки и пр.). Необходимо добиваться постепенного увеличения амплитуды движения в суставах конечностей, отрабатывать все возможные движения в каждом суставе. При этом можно использовать упражнения в сопротивлении в сочетании с расслаблением и маховыми движениями. Можно также использовать различные предметы (гимнастическую палку, мяч, скакалку для верхних конечностей, гимнастическую стенку, следовые дорожки, параллельные брусья для нижних конечностей).

Особенное внимание следует обратить на разработку ограниченных движений - разгибание и отведение в плечевом суставе, разгибание и супинация в локтевом суставе, разгибание пальцев и отведение большого пальца в кисти, разгибание и отведение в тазобедренном суставе, разгибание в коленном суставе, разгибание в голеностопном суставе и опору на полную стопу.

Коррекция мелкой моторики и манипулятивной функции рук

Основная функция руки - манипуляция с предметами. Даже анатомическое строение мышц рук предполагает тонкую, мелкую, дифференцированную работу. Манипулятивная функция важна для самообслуживания ребенка и для овладения профессиональными навыками. При этом самым важным является оппозиционный схват большого пальца. Существуют следующие виды схватов кисти: шаровидный, цилиндрический, крючковидный, межпальцевой и оппозиционный. B занятиях ЛФК необходимо отрабатывать все виды схватов. Для тренировки кинестетического чувства важна адаптация руки ребенка к форме различных предметов при обучении захвату. Для отработки навыков самообслуживания ребенок тренируется захватывать ложку, вилку, застегивать пуговицы и кнопки на одежде, складывать кубики, мозаику, рисовать, включать свет, набирать номер телефона, закручивать кран, расчесываться и пр. Можно использовать различные игры и занятия в виде шитья, склеивания, разрезания ножницами, печатания на машинке. После развития дифференцированной деятельности пальцев особенно важно начинать обучение письму.

Коррекция сенсорных расстройств

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает и как точно он может выразить это в речи (Левченко И.Ю., Приходько О.Г., 2001). B связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь, недоразвита зрительно-моторная координация. Для коррекции сенсорных расстройств необходимо развивать все виды восприятия, формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины предметов, развивать мышечно-суставное чувство, развивать речь и высшие психические функции (внимание, память, мышление).

Профилактика и коррекция контрактур

Аномальное распределение мышечного тонуса быстро приводит к развитию контрактур и деформаций, тормозит формирование произвольной моторики. Профилактику и коррекцию контрактур можно проводить как с помощью физических упражнений, так и с помощью вспомогательных средств. Из упражнений наиболее целесообразны упражнения в расслаблении, растягивании, потряхивании (по Фелпсу), а из вспомогательных средств, способствующих сохранению правильного положения различных звеньев тела, используются лангеты, шины, тутора, воротники, валики, грузы и др. Вспомогательные средства могут использоваться как для разгрузки (воротник Шанца, корсеты), так и для коррекции патологических поз (лангеты, шины, аппараты). Их используют 3-4 раза в день, длительность пребывания в специальных укладках зависит от тяжести поражения и переносимости процедуры. Вспомогательные средства способствуют торможению патологической тонической активности, нормализации реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов. Ортопедический режим следует чередовать с различными видами лечебной гимнастики для борьбы с контрактурами.

Активизация психических процессов и познавательной деятельности

B психологической коррекции особое внимание следует обратить на формирование конструкторской деятельности, так как в результате совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений. Важна психокоррекция памяти в связи с уменьшением объема памяти зрительной, слуховой и осязательной, а также формирование наглядно-образного мышления в процессе конструкторской и изобразительной деятельности. Кроме того, необходимо проводить психологическую коррекцию эмоциональных нарушений и речи.

Таким образом, ЛФК - важнейшая часть общей системы адаптивной физической культуры. Основными средствами являются дозированные физические упражнения. Задачи, содержание, методические приемы на занятиях ЛФК связаны с планом лечения, коррекции, обучения и воспитания ребенка и зависят от его состояния и динамики достигнутых результатов. Занятия ЛФК могут быть малогрупповыми или индивидуальными в зависимости от возраста, диагноза и степени тяжести. Полученные результаты на занятиях ЛФК закрепляются на уроках физического воспитания. Для каждого ребенка необходимо составить план коррекционной работы и оценить эффективность коррекции. Для успешного лечебно-педагогического процесса важно взаимодействие невролога, врача ЛФК, логопеда, психолога, воспитателя, педагога, а также родителей.

Нормализация дыхания

Умение правильно дышать при различной физической нагрузке обеспечивает повышение работоспособности организма, улучшает обмен веществ, укрепляет здоровье и способствует восстановлению речи у больных детей. У детей, страдающих церебральными параличами, обычно дыхание бывает слабое, поверхностное. Они плохо сочетают движения с дыханием, а многие страдают нарушениями речи, тесно связанными с отсутствием правильной постановки дыхания. Поэтому обучение больного правильному дыханию является весьма существенным не только с точки зрения улучшения его общего состояния, но и для разрешения специальных лечебных задач. Так, у ребенка, обученного глубокому ритмичному дыханию, происходит расслабление спастичных мышц и в первую очередь мышц туловища, что способствует обучению его движениям и правильной речи. При обучении ребенка дыханию важно правильно выбрать исходное положение, так как в зависимости от положения тела меняются условия для дыхания. В положении лежа на спине несколько затруднен выдох и его нужно делать с некоторым усилием, сокращая мышцы брюшного пресса. В положении лежа на животе преобладает подвижность нижних ребер, При лежании на боку дыхательные движения с опорной стороны ограничены и свободны на противоположной, при этом выдох производится более свободно, чем вдох. В положении стоя жизненная емкость легких достигает максимальных величин. В положении сидя с расслабленными мышцами живота преобладает нижнее грудное дыхание, а брюшное затруднено. При сидении с выпрямленным туловищем преобладает верхнее грудное дыхание и т. д. Способ дыхания тесно связан с осанкой, так же как и осанка влияет на способ дыхания. Поэтому обучение нормальному дыханию надо сочетать с обучением правильному расположению всех частей тела в разнообразных исходных положениях. Прежде чем подбирать специальные упражнения, надо проверить, как ребенок дышит и как он умеет управлять своим дыханием. В более легких случаях, когда не отмечается особых отклонений при дыхании, больной сможет после показа свободно выделить основные типы дыхания. Но даже в самых легких случаях он не умеет, как правило, сочетать движения с дыханием. На это надо обратить особое внимание, сделав основной задачу тренировки сознательно управляемого дыхания при различных движениях. В работе М. Мачек, И. Штефановой и Б. Швецаровой (1964) даны весьма ценные упражнения, которые нами были с успехом проверены на практике. Так, они рекомендуют упражнения под счет, с разной скоростью и длительностью вдоха и выдоха, производимые плавно, быстро, в различных сочетаниях. Например: 1) вдох быстрый, резкий на 1--2 счета; выдох медленный на 4 счета; 2) вдох медленный на 4 счета, выдох быстрый на 1--2 счета; 3) вдох спокойный на 2--4 счета; выдох тоже; 4) вдох с остановками 2--3 раза; выдох спокойный, медленный, без остановок и т. д. Эти упражнения рекомендуется проводить в разных исходных положениях: лежа, сидя, стоя, руки вдоль туловища или на опоре. В дальнейшем рекомендуется давать упражнения с соответствующими дыханию движениями рук; на сочетание вдоха и выдоха с определенными движениями, выполняемыми быстро, медленно, резко, плавно; с перемещениями каких-либо предметов -- с броском мяча и т. п., а также в сочетании с ритмичными движениями рук и ног -- при ходьбе на месте и пр. Например: 1) вдох -- лежа на спине, руки в стороны на 3 счета; выдох -- опускание рук на 4 счета; 2) вдох -- сидя, согнув руки в локтях, поставив концы пальцев к плечам, на 2 счета; выдох -- опустить руки вниз на 2 счета; 3) вдох и выдох при ритмичных движениях (как ходьба или ее имитация). Дается задание делать вдох и выдох на определенное число счетов. При более тяжелых нарушениях координации движений, при отсутствии полного дыхания и неумении выделять отдельные типы дыхания прибегают к таким приемам. 1. Задание дается не на выполнение вдоха и выдоха, а на какое-то конкретное действие, которое не может быть выполнено без активного вдоха или выдоха. Например: надувание шарика, резиновой игрушки, «игра» на флейте, дудке, губной гармошке и т. д. 2. Больной не научился еще выделять отдельные типы дыхания, хотя произвольно выполняет вдох и выдох. В этих случаях рекомендуется оказать сопротивление на соответствующих участках грудной клетки. Сила давления изменяется вместе с дыхательными движениями. В начале вдоха и в конце выдоха нажим усиливается, а в конечной фазе вдоха и в начале выдоха -- ослабевает. При выделении верхнегрудного дыхания стимуляция в виде сопротивления может быть оказана под ключицами или на грудине. Для нижнегрудного дыхания сопротивление применяется к нижним ребрам с боков или с края реберной дуги, ближе к середине. При односторонней спастичности мышц туловища и плечевого пояса можно давать упражнения в дыхании с сопротивлением в исходном положении больного лежа на противоположном («здоровом») боку.

Детский церебральный паралич возникает в результате поражения двигательных центров или двигательных путей при вирусных заболеваниях (корь, грипп и др.), сопровождающихся менингоэнцефалитом, или в результате кровоизлияния в мозг при длительных тяжелых либо стремительных родах и др. Детский паралич спастический чаще развивается вследствие кровоизлияния в мозг у недоношенных, родившихся в состоянии асфиксии детей - болезнь Литла (по имени английского врача У. Литла, описавшего ее). Заболевание проявляется повышением тонуса мышц, вследствие чего бедра ребенка повернуты внутрь, колени прижаты одно к другому (в тяжелых случаях ноги перекрещиваются, отчего ребенок не может ни сидеть, ни ходить), стопы касаются земли только носками. При волнениях, резких раздражителях (внезапный громкий звук, резкое неожиданное пассивное движение) тонус мышц усиливается, в силу чего произвольные движения затрудняются. Часто отмечаются насильственные непроизвольные чрезмерные движения – гиперкинезы.

С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.

Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:

1. Регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики.

2. Строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием.

3. Постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

Приводим способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:

1. Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.

2. Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.

3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.

4. Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.

5. Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.

6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.

7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).

8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.

9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной. Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом. Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха необходимо варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень сложности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.

РЕФЕРАТ

по физической культуре

Лечебная физкультура

при ДЦП

Детский церебральный паралич. О болезни.

Детский церебральный паралич развивается вследствие поражений головного мозга - внутриутробного, в родах, а также в период новорожденности, т, е. когда основные струк­туры мозга еще не созрели. Частота заболевания, по данным М. Н. Ни­китиной (1972), 1,71 на 1000 дет­ского населения.

Этиология и патогенез. Основное значение в происхождении детского церебрального паралича до 60-х гг. 20 в. придавалось внутриутробной гипоксии, асфиксии в родах, меха­нической родовой травме, кровоиз­лиянию в мозг. В дальнейшем стали учитываться интоксикации плода, нарушения питания матери, пере­несенные ею заболевания. С 60-70-х гг. становится все более ясной роль внутриутробных нейроинфекций в происхождении церебральной пато­логии плода – листереллезного, колибациллярного, стафилококкового, стрептококкового, гриппозного и других энцефалитов и менингоэнцефалитов.

Морфологические данные свиде­тельствуют о том, что у детей, стра­дающих церебральным параличом, процесс, начавшийся внутриутроб­но, может продолжаться годами, например, вяло текущий хронический менингоэнцефалит инфекционного или нейроаллергического происхожде­ния.

Ряд клин, и экспериментальных наблюдений дает основание полагать, что патологические аутоиммунные процессы также могут вызывать внутриут­робные энцефалопатии. Установлено, что под влиянием хронической внутриут­робной гипоксии нарушаются об­менные процессы у плода, прежде всего окислительный обмен, внутри­клеточный синтез белков, формиро­вание сосудистой системы мозга; вследствие этого может происходить нарушение участия плода в кодовом акте и возникает асфиксия родах и родовая черепно-мозговая травма.

Зависимость определенной лока­лизации двигательных расстройств от перечисленных этиологических факторов изучена недостаточно, однако уста­новлено, что гиперкинетическая фор­ма детского церебрального паралича чаще всего обусловлена билирубиновой энцефалопатией (в результа­те несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или по груп­пе крови и пр.), а также кровоизлия­нием в область хвостатого тела, воз­никающим в результате родовой травмы.

Патологическая анатомия. Наи­более характерные патоморфологические из­менения при детском церебральном параличе - пороки развития мозга: микрогирия или агирия, дисплазия или аплазия небольших участков моз­га, агенезия коры, истинная порэнцефалия, недоразвитие пирамидных пу­тей, мозолистого тела, подкорковых ядер и т. д. Может наблюдаться диф­фузный, лобарный или лобулярный склероз плаща; извилины в этих случаях уплощены, истончены, бо­розды расширены. Церебральный склероз может быть следствием хронического или интерстициального воспаления или диффузного сосудистого пора­жения. Нередко в мозге детей, по­гибших в возрасте 5-6 лет, обнару­живаются свежие очаги некроза. Белое вещество мозга может быть уплотнено и уменьшено в объеме. Мо­жет иметь место разрастание глии. Оболочки мозга уплотнены, нередко сращены с корой. Подпаутинные пространства, особенно в передних отделах, увеличены, желудочки рас­тянуты, могут обнаруживаться кисты.

Клиническая картина. В основе клинической картины детского церебраль­ного паралича лежат двигательные расстройства, формирующиеся по типу параличей и парезов, реже гиперкинезов, атаксии, а также различные нарушения речи и пси­хики.

Сложный патогенез внутриутроб­ного и родового поражения мозга влечет за собой и многообразие клин, проявлений. Выделяют три стадии заболевания.

В первой, ранней стадии ост­рые нарушения гемо- и ликвородинамики, возникшие у плода с внут­риутробным поражением мозга или в процессе родов, могут вызывать значительные нарушения регуляции тонуса мышц, чаще по типу экстензорной ригидности, и подавлять врожденные двигательные рефлек­сы. Для этой стадии характерны такие симптомы, как общее тяжелое состояние, брадикардия или тахикардия, учащенное или замедлен­ное дыхание, нистагм, судорожные подергивания мышц лица и конеч­ностей, выраженный гипертензионный синдром, расхождение ко­стей черепа, напряжение большого родничка, раннее склерозирование его краев, а затем швов (прежде всего коронарного). Судорожный синдром может появиться сразу по­сле рождения, затем исчезнуть или стойко удерживаться, может поя­виться в первые недели или меся­цы жизни; судороги обычно быва­ют полиморфными; появление начальных элементов психического и предречевого разви­тия у ребенка резко задерживается. Со стороны двигательной системы отмечается угнетение всех или части врожденных рефлексов: защитно­го – нет поворота головы в сторону (рис. 1,7), который бывает у здорового новорожденного; рефлекса опоры - нет рефлекторного выпрямления ног (рис. 1,2), хватательного, ползания и др.

Рис. 1. Некоторые виды патологических рефлексов ври детских церебральных пара­личах: 1- отсутствие защитного рефлекса (нет поворота головы в сторону, который бывает у здорового новорожденного в положении ничком); 2 - угнетение рефлекса опоры (нет рефлекторного выпрямления ног); 3 -5-лабиринтный тонический рефлекс (3 - при положении на спине - напряжение мышц разгибателей шеи, туловища и конечностей, 4 – при положении на животе - напряжение мышц сгибателей туловища и конечностей, отсутствует физиологический лордоз, 5 - в сочетании с шейным асимметричным тоническим рефлексом - при подъеме за ноги из положения на спине появляются напряжение разгибателей шеи и спины, разгибание руки, к которой обращено лицо, и сгибание другой руки); 6 - отрицательный симптом Ландау (симптом «свешенного белья» - ребенок, поддерживаемый в положении на животе, не поднимает головы, не разгибает туловища); 7 - спастическая диплегия (синдром Литтла - нарушение опорной функции ног); 8 - двойная гениплегия (паралич всех конечностей, контрактуры); 9 - атонически-астатическая форма (туловищная атаксия - ребенок стоке на широко расставленных ногах, балансируя с помощью рук для удер­жания равновесия).

В наиболее тяжелых случаях наблюдается угнетение глотатель­ного, поискового и ладонно-ротового рефлексов. Выявляется диссоци­ация между нарастающими тони­ческими шейными и лабиринтными рефлексами (рис. 1,3-5) и слабо раз­вивающимися врожденными двига­тельными рефлексами. Характерно недоразвитие или неправильное фор­мирование ягодичных мышц - они дряблые, по консистенции напоминают колотый мяч. Чем тяжелее форма заболевания, которая разовьется в дальнейшём у ребенка, тем более четко выражен симптом проколотого мяча. Икроножные мышцы уплотнены, смещены к подколенным ямкам, пяточные (ахилловы) сухожилия удлинены. Пяточные кости недоразвиты, часто развиты асимметрично. На той стороне, где пяточная кость развита слабее, двигательная патология в дальнейшем оказывается более выраженной. Очень рано, иногда к концу второго месяца жизни, формируется функциональный кифоз или кифосколиоз в поясничном и нижнем грудном отделе позвоночника. Ограничена или отсутствует экстензия кистей рук, кожно-мышечная складка между первым и вторым пальцами ки­сти укорочена. Одним из наиболее тяжелых симптомов в отношении прогноза являются торсионные спазмы, которые реализуются по механизму лабиринтного тонического рефлекса: если ребенок лежит на спине, возникает интенсивное закидывание назад головы и плечевого пояса, часто очень болезненное, с перекосом их в ту или иную сторону; если ребенок лежит на животе, возникают спазмы преимущественно в мышцах, сгибающих туловище и вызывающих его вращение.

Иногда нарушено строение артикуляционного аппарата – высокое небо, относительно небольшой объем ротовой полости, большой малоподвижный язык. Отмечается отсутствие или недостаточность первичных зрительных и слуховых ориентировочных реакций, появление которых у здорового ребенка наблюдается уже в первые недели жизни, а также отсутствие или недостаточность примитивных эмоциональных реакций, входящих в состав «комплекса оживления» у детей первых недель жизни.

Вторая стадия заболевания, которую в зависимости от причин церебральной патологии рассматривают как начальную резидуальную или начальную резидуально-хроническую, начинается после окончания острых. В клинике этой стадии появляются те симптомы дизонтогенеза, которые вызваны патологией внутриутробного развития, если она имела место, а также последствиями гипоксии или асфиксии в родах, нарушением мозгового кровообращения с последующим развитием рубцово-атрофических процессов в нервной ткани и других её изменений.

Если церебральная патология плода связана с поражением в родах, обусловленным акушерской пато­логией матери, то острые явления стихают в пределах первых четырех месяцев жизни ребенка и на этом фоне развиваются начальные резидуальные явления. Начальные резидуальные явления, обусловленные родовой травмой, могут возникнуть на фоне уже имеющейся патологии внутриутробного развития, вызван­ной воздействием таких повреждаю­щих факторов, как нейроинфекция, интоксикация и т. д. Если патологический процесс, начавшийся внутриутробно, не заканчивается в родах, то в даль­нейшем он протекает на фоне резидуальных явлений, обусловленных патологией внутриутробного разви­тия и родовой травмой. В этих слу­чаях говорят о начальной резидуально-хронической стадии болезни.

Начальная резидуальная стадия заболевания характеризуется тем, что при остающихся активными то­нических рефлексах установочные рефлексы не формируются или фор­мируются недостаточно. В норме про­цесс вертикальной установки тела обеспечивается появлением к 2 месяцу лабиринтного установочного реф­лекса с головы на шею (ребенок на­чинает держать головку), к 6 месяцам - шейных цепных симметричного и асимметричного установочных реф­лексов. Шейный цепной симмет­ричный установочный рефлекс обес­печивает повышение тонуса разги­бателей и при горизонтальном, и при вертикальном положении тела, что и делает возможным установку тела в пространстве. Шейный цепной асимметричный установочный реф­лекс обеспечивает сохранение рав­новесия тела.



 

Возможно, будет полезно почитать: