Школа йоги — путь к здоровью вместе с Бойко. Эффективные занятия йогой нидрой с В. Бойко

Виктор Сергеевич Бойко — йога-практик, учитель и йога-терапевт. Школа йоги Виктора Бойко широко известна в России и за рубежом благодаря эффективной программе оздоровления и саморазвития, разработанной ее автором.

Биография

Виктор Бойко родился 1 апреля 1948 г. в поселке Ички Крымской области, в обычной советской семье. Он ничего не знал о йоге до 16 лет, когда прочел «Лезвие Бритвы» Ивана Ефремова. Тогда он не мог и подумать, что эта тема вскоре из «волнующей», преобразится в главную тему его жизни…

Окончив среднюю школу и железнодорожный техникум, отслужив два года в ракетных войсках, Виктор Бойко поступил в Севастопольский приборостроительный институт. В студенческое время ему посчастливилось найти «Йога-дипику» Айенгара, по которой он стал заниматься самостоятельно. Несмотря на упорство, первые годы практики не дали результата — не удалось добиться ни особенной гибкости, ни хорошей ратяжки. Эта неудача, по признанию Виктора, заставила его по-настоящему вдуматься в текст «Йога-Дипики» и углубиться в изучение основ йоги. Десять лет поиска сведений о техниках йоги, философии Востока, о принципах биомеханики и физиологии движения, а также постоянные эксперименты над собственным телом привели Виктора к пониманию самого принципа хатха-йоги. Это помогло выстроить собственную практику и получить результаты куда большие, чем просто «гибкость» и «выносливость». Йоги в корне перестраивала принцип мышления, и даже саму жизнь. Параллельно «сами собой» вокруг стали появляться люди, которым было необходимо поправить здоровье, и приобретенный опыт стал находить все более широкое применение.

С 1987 года Виктор Бойко переехал в Москву, и его специализация все больше стала перемещаться от «инженерии» в сторону «йога-терапии». Заниматься с людьми приходилось нелегально, поскольку с начала 80-х йога в Союзе был официально запрещена. Тем не менее, зная об успехах Бойко в терапевтической практике, его приглашали к сотрудничеству медицинские институты. Центр вегетативной патологии исследовал его в процессе практики асан и пранаям при помощи специальной аппаратуры, чтобы изучить благотворное влияние гимнастика йогов на нервную систему и применять ее при лечении различного типа неврозов.

В 1989 году, когда йогу «выпустили» из подполья, в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по йоге, которую посетил сам Б.К.С. Айенгар. Среди трех сотен участников семинара, знаменитый учитель заметил «продвинутого» практика, вывел его из ряда занимающихся и на нем стал показывать технические нюансы выполнения асан. После семинара Айенгар подарил «заочному» ученику оригинал «Йога Дипики» и пригласил посетить свой институт в Пуне (обычно, чтобы попасть туда, приходится два-три года ждать в очереди). Однако Виктору Бойко Пуна уже была не к чему. К тому времени он выстроил собственную методику занятий йогой, отличную от метода Айенгара. Впрочем, это не означало «конец обучения». В том же году Виктор Бойко попал на занятия первого индийского учителя йоги в России Лакшмана Кумара, преподававшего при посольстве Индии. В 1991 году из группы занимающихся были отобраны 11 лучших йога-практиков (среди них был Виктор Бойкро, Андрей Лаппа, Роман Амелин, Константин Данильченко, Владимир Фентисов и другие). Для них был проведен усиленный курс, после чего все 11 получили уникальные документы — сертификаты на право преподавания йоги в России, подписанные индийским послом! Одновременно вместе с друзьями из той же группы Виктор Бойко организовал свой первый йога-центр под названием «Классическая йога», который проводил множество выездных семинаров сначала в Подмосковье, а затем по всей России от Севастополя до Новосибирска.

«Школа йоги Виктора Бойко» была организована в 2000 году и сегодня имеет немало филиалов в России и СНГ. Здесь новичков предупреждают: «Йога — это не спорт. Если вы пришли «подтянуть фигуру», вам не сюда». Занятия в школе йоги Виктора Бойко преследуют цель саморазвития через обретение физического здоровья и душевного спокойствия. Одна из отличительных особенностей системы Бойко — индивидуальная работа с каждым учеником, поэтому занятия проводятся только в небольших группах (8-12 человек). При помощи преподавателей каждый ученик осваивает йогу в том режиме, который подходит только ему и именно сейчас. Это делает практику йоги «заточенной» на решение определенных задач конкретного человека. В сочетании с «мягкой» техникой освоения асан, это позволяет в краткие сроки восстановить здоровье и прочувствовать основной эффект йоги, ведущий к «пробуждению» — состояние «пустоты ума», или как говорится в йога-сутрах Патанджали, «Йога читта вритти ниродхах».

Неделю назад вернулась из Минска с семинара по йоге с Виктором Бойко, который назывался «Медитативная практика асан» и был организован центром «Аури». Честно говоря, думала, что не буду ничего об этом писать. Но сегодня поняла, что всё-таки стоит, тем более, что это не кто-нибудь, а сам Бойко!

Зал, где проходил семинар, и прекрасные люди в нем

Виктор Бойко — это один из пионеров йоги ещё времен Советского Союза. Честно скажу, книг его я, к своему стыду, не читала, поэтому всё что здесь напишу — это выводы, сделанные именно на семинаре, в ходе живого общения. Возможно, я что-то не так поняла, услышала или запомнила.

Ранее мне случалось натыкаться на его форум в интернете, и сложилось впечатление, что люди, которые там общаются, на кого-то или на что-то очень обижены, и на этом форуме они нашли успокоение своей измученной душе, понося и критикуя всех и вся — эзотерику, новейшие направления йоги, известных практиков и т.д. На форуме они выплескивают свои чувства, обличая всех, кого считают «неправильными» и «плохими» и это, видимо, помогает им чувствовать себя хорошими.

Что ещё я откуда-то знала про Бойко, так это то, что он противопоставляет себя всем другим практикам, позиционируя свое понимание йоги как единственно верное, опирающееся на древние писания. Такая категоричность тоже не помешала мне принять решение об участии в семинаре — ну просто это ж сам Бойко, практик с невероятным стажем и почти легенда! Кроме того, я знала ещё, что он занимается йогатерапией, а это мне интересно. Мне всегда нравилась цитата то ли из его интервью, то ли из книги:

«Незачем скитаться по миру в поисках учителей, нужно распознавать качественную информацию вокруг, продуктивно мыслить и действовать. Через какое-то время занятий каждый сам поймет что есть йога и что можно от нее получить. »

Собственно, эта мысль очень совпадает с моей личной точкой зрения — я всегда считала и считаю, что учиться стоит в первую очередь просто у мира и у собственных ощущений в ходе практики. Не обязательно ехать в Индию, чтоб быть йогом. А может быть и бессмысленно, потому что практика йоги индуса не может быть идентична практике йоги европейца по весьма объективным причинам (например, ). Достаточно иметь тело, душу и разум, чтоб практиковать и совершенствоваться в этом.

И вот я на семинаре. И почему-то Виктор Сергеевич как будто специально начинает с того, что подтверждает все мои самые негативные опасения — первые полчаса он излагает собственную, и надо признать, не самую радужную, картину мира. Но я всё же дотерпела до конца и полезную мысль для себя нашла. Точнее не мысль, а очередное подтверждение своих собственных открытий в практике, что всегда радует.

Насколько я поняла из семинара, подход Бойко к йогатерапии таков: расслабься, и тело всё само исправит в себе. Тут я полностью согласна, ибо именно так я и излечила свой хронический пиелонефрит с помощью йоги, при чем за одну ночь (). Видимо, именно так и работает йогатерапия по методу Бойко. Из комплекса, который мы выполняли на занятии у Виктора Сергеевича, видно, что принципы физиологичности практики ему не интересны (шесть длинных Джану Сиршасан подряд во всех вариациях и ни одной компенсаторной асаны между ними — чуть разогнулась потом!) Так откуда же тут терапевтический эффект? Все очень просто — после практики асан была длинная йога-нидра. В процессе расслабления тело чинит всё, что вы поломали себе во время практики или до неё. Более того, если практика получается именно медитативной, то тело лечит себя уже в процессе асан, что в идеале и должно происходить. На семинаре у меня не получилось достичь этого состояния. И вообще, я могу пересчитать по пальцам случаи, когда я «улетала» в это состояние в ходе групповой практики, тогда как в процессе занятий дома, наедине с собой, оно достигается легко.

Виктор Сергеевич очень долго пытался вытянуть из присутствующих откровения о том, что с ними происходит, когда они погружаются в медитативное состояние в процессе практики. Ага, щас. Кто ж расскажет такое после того, как эзотерика им же самим авторитетно и категорично названа слабоумием? Тем не менее, Бойко даже намекал на собственный внетелесный опыт, когда в ходе йогической практики он внезапно увидел панораму Неаполя с точки, с которой этот город никогда ранее не видел. Представляю как сложно, наверное, человеку, который начисто отрицает эзотерику, признаваться в таких вещах. Или может быть он просто считает, что ВТО — не эзотерика? Или у него есть какое-то научное объяснение этому феномену? Жаль, что не спросила — боялась, что если научного объяснения нет, то такой вопрос его явно расстроит. Как по мне, то подобные эффекты хороши во время медитаций, шавасан и йога-нидр, но никак не в ходе обычной практики асан. Которые тоже, конечно, следует практиковать медитативно, никто не спорит, иначе это уже не йога. Но улетать в Неаполь стоя на голове, всё же, наверное, не стоит. Я за управление сознанием во время практики асан, при чем точка концентрации для каждой асаны своя, это не обязательно межбровье или лицо. Так что тут моё понимание йоги не согласно с бойковским)))

Виктор Сергеевич приводил в пример историю, как к нему пришел больной мужчина, который первые несколько месяцев просто спал в йога-нидре, а практиковать асаны начал только тогда, когда он наконец достаточно отдохнул от жизненной гонки. В результате этот мужчина здоров и счастлив, что прекрасно, конечно же. Бойко утверждает, что жизнь большей части людей — это один сплошной напряг, гонка за деньгами, успехом и т.п. и поэтому люди болеют (особенно богатые — те вообще несчастны в своем комфорте и чем выше забор вокруг их виллы, тем они несчастнее). На мой взгляд, тут есть некий пробел в теории, из-за которого она становится узкой. Получается, что йога по Бойко подходит только тем, кто устал от жизни и действительно имеет проблемы из-за перенапряжения. Но есть люди, и их ничуть не меньше, которым наоборот, чтоб чувствовать себя хорошо, необходима постоянная движуха. И проблемы со здоровьем у них начинаются как раз в периоды эмоционального и физического застоя в жизни. Для тех, например, кто знаком с Системно-векторной психологией Бурлана, этот факт просто очевиден.

Ещё я убедилась в том, чего боялась — похоже, Виктор Сергеевич действительно думает, что люди (грубо говоря, все, кроме него, его учеников и Патанджали) не видят разницы между йогой и физкультурой. Кстати, я время от времени встречаю преподавателей йоги, которые тоже считают, что они чуть ли не единственные во всем свете, кто понимает что такое «настоящая» йога. Такие люди почему-то всегда агрессивны, и это неприятно. Мое восприятие вполне могло быть искажено всевозможными предварительными отзывами о Викторе Сергеевиче и впечатлением от его форума. Если у тебя, читатель, есть свое, отличное и более позитивное восприятие, буду рада отзывам!

Спасибо большое всей нашей дружной йогической компании — девчонкам и Диме Труханенко, который организовал поездку на этот семинар.

Основатель школы йоги, Виктор Бойко, родился в небольшом поселке Советское в Крыму. Закончил технический ВУЗ по специальности «инженер-строитель». В двадцать лет увлекся йогой и ее основополагающими принципами. Учился практиковать по книге Айенгара «Йога дипика», делился приобретенным опытом с единомышленниками. К 2000 году накопил достаточно опыта и открыл свою школу йоги, где практикуется Бойко йога – авторская методика оздоровления и саморазвития при помощи принципов и асан.

Бойко сторонник принципов, изложенных в «Йога-сутрах» Патанджали:

  • расслабление;
  • освобождение ума;
  • удобство;
  • неподвижность;
  • избавление от негативных эмоций;
  • непричинение вреда.

Школа Бойко это особый подход к студентам. Все ученики занимаются по индивидуальной программе, учитывая возраст, особенности физического развития и состояние здоровья. Студент школы должен систематически заниматься и развиваться, работая над собой тщательно и интенсивно по собственной программе с описанием асан. Если начать систематическую практику асан дома, делать домашние задания и расширять свои знания во всех планируемых аспектах проводимых мероприятий, то оздоровительный эффект будет заметен. В противном случает эффект от занятий сведется к нулю.

По мере оздоровления и приобретения навыков в выполнении асан программа корректируется опытными инструкторами йогатерапевтами.

В школе проводятся и групповые занятия, группы формируются небольшие по 6-12 человек, чтобы инструктор мог каждому ученику уделить внимание и откорректировать его действия.

На собственном примере

Впервые прочитав книгу И.А.Ефремова «Лезвие бритвы», Бойко узнал о йоге и стал искать доступную литературу, параллельно практиковать асаны, почерпнутые у Айенгара. За пять лет усиленных занятий Бойко не достиг желаемой гибкости и той гипермобильности, которую описывает Айенгар. Имея достаточно крупную от природы комплекцию, Виктор понял, что достигнуть ее, несмотря на регулярные занятия, он не сможет. Осознание этого не заставило опустить руки, а лишь подвигло на изучение первоисточника. Целеустремленный молодой человек начал изучать биомеханику и физиологию движений, обратился к философским системам Востока, а также теории Анохина, рассматривающего теории функциональных систем.

По мере накопления знаний и опыта формировалось понимание глубокой сущности йоги, изложенных Патанджали. Йогическая практика коренным образом изменилась, Бойко стал получать от занятий намного больше, его опыт рос, и к нему стали приходить люди с различными проблемами со здоровьем.

Бойко не только великолепный учитель, но и отличный писатель, его книги переиздаются несколько раз, завоевывают популярность, по ним люди учатся понимать язык тела и самоизлечиваться.

  • В 1998 году на прилавках книжных магазинов появилась первая книга В. Бойко «Йога. Скрытые аспекты практики».
  • В 2001 году увидела свет еще одна книга « Йога: искусство коммуникации».

Индийская философия йоги

Согласно индийской философии, душа каждого из нас находится в ловушке физического тела во время каждого последующего воплощения. Даже физическая смерть не приносит освобождение души.

Философия и психология йоги интерпретирует сон как процесс, в ходе которого органы чувств перестают функционировать. Мысли не вступают в контакт с внешним миром и замолкают, но ум имеет шанс познать себя. Сон и сновидения – объекты восприятия ума, которые становятся одновременно как субъектом, так и объектом познания.

Упражнения, разработанные Бойко базируются на древнем учении и классической практике Патанджали, жившем во втором веке до н. э. на территории нынешней Индии. По Пратъяхару Патанджали – это возможность «выключить» рецепторы, поэтому релаксация есть одна из важнейших техник контролирования возбудителей, поступающих извне.

Йога Бойко создана на основе оригинальных переводов и тантрических текстов, благодаря пониманию этих методов.

Практика йоги сна принадлежит к группе менее известных методов, но метод неинвазивный и эффективный, особенно во время хронической напряженности и умственной перегрузки. Методика основана на знании связей между частями тела и соответствующими точками мозга.

Большое внимание в школе уделяется классическим асанам, а также техникам, направленным на расслабление.

При записи на занятия в школе все новички проходят специальный тест, по результатам которого оцениваются их физические данные. Опытные йогатерапевты предлагают выполнить несколько простых асан, чтобы затем составить индивидуальную программу занятий.

Раз в неделю ученик должен приходить на занятия, чтобы посмотреть, чему научился дома и если в этом есть необходимость, подредактировать программу.

Программа йоги Бойко довольно интенсивная. Если человек целеустремленный и поставил перед собой цель оздоровления, то не следует игнорировать занятия дома, надо заниматься регулярно и усиленно, лишь один раз в неделю приходить в зал.

Программа разработана так, чтобы за курс человек овладел всеми необходимыми техниками.

Последнее - это Шавасана и расслабляющий сон - Нидра, по-другому йога психического сна, когда ум и тело максимально расслабляются. По представлениям Свами Сатьянанда Сарасвати, человек во сне находится в состоянии потенциальной осознанности, а вовсе не в бессознательном состоянии. А чтобы использовать данное состояние, необходимы постоянные тренировки. Сам Свами предпочитал техники Ньясы.

Йога Нидра - замечательное искусство

Каждая поза йоги отстраивается в школе Бойко и преподается в особом стиле пластичном и мягком, не имеет ничего общего с динамичными асанами.

Основной эффект в терапии заболевания достигается за счет авторской техники расслабления. Он считает, что стоит расслабиться, и тело само все сделает, исправит себя. После целого комплекса асан, которые совершаются подряд и без единого перерыва, Бойко широко практикует целебные свойства йогического сна «Йога Нидра», делая длинную йогу Нидру.

Его огромное влияние на человека изучил и доказал индийский наставник йоги Свами Сатьянанда Сарасвати Парамхамса Нага (ученик и последователь Свами Шивананды и основатель Бихарской школы).

Необходимость глубокой релаксации является одним из самых естественных потребностей современного человека. Эта потребность скрывается внутри нас и время от времени, особенно в моменты напряжения и спешки, дает знать о своем существовании.

На самом начальном этапе, когда В. Бойко столкнулся с учением Свами Сатьянанда, он был убежден, что йога Нидра является только одним из вариантов релаксации, и рассматривал Нидру, как неотъемлемую часть всей тренировки йоги. Постепенно пришло понимание, что она является самостоятельной техникой, которая позволяет углубить контакт с самим собой. Но чтобы увидеть это и понять, необходима подготовка.

В течение нескольких лет опыта и дополнительной подготовки был разработан свой собственный путь практики Нидра йоги, который можно назвать «органическим опытом молчания».

Органический – потому, что такой род практики доступен каждому вне зависимости от возраста, опыта, религии и вероисповедания. Это имманентный и универсальный опыт, к которому человек всегда стремился, опыт, который рождается из других видов деятельности.

Процесс изменений, произошедших с нашей помощью снаружи в окружающей среде и с другими людьми, начинается с перемен, которые происходят внутри. Древние философы и духовные учителя всех культур подчеркивают это в своих учениях. Платон, Будда, Сократ некоторые из великих мыслителей и реформаторов проповедуют сентенцию: «Познай самого себя». Методы релаксации, медитации и самоанализа были и являются неотъемлемой частью практически всех традиций и культур. На рубеже веков интерес к релаксационным упражнениям, в большинстве случаев вдохновленные индийской йогой, у современного человека становится все более возрастающим и необходимым.

Бойко утверждает, что причиной болезни, особенно у богатых и успешных людей, является постоянная и напряженная жизнь, сводящаяся к гонке за деньгами и успехом.

Практика йоги Нидра

Сознательная релаксация, полное физическое, психическое и эмоциональное расслабление – вот что характеризует йогу Нидра. Эта практика помогает не только расслабиться, но и обрести более глубокий контакт с самим собой.

Умственная энергия, направленная на части тела, образы, впечатления, дыхание, стимулируют точки в мозгу и вызывают поток жизненной и ментальной энергии. В тантрическом языке есть метафорическое описание – освящение сознания, объединение мысли с телом, материального образа, решений и идей с реальностью.

  1. Примите Шавасана (поза трупа).
  2. Ноги разведите в стороны под острым углом, руки расслабьте и положите параллельно корпусу раскрытыми ладонями вверх. Закройте глаза, повторяя про себя: «Я не сплю», полностью расслабьтесь.
  3. Глубоко вдохните и ощутите, как приятные успокаивающие волны прошлись по вашему телу. Выдохните и расслабьтесь. Почувствуйте, как каждая клеточка вашего тела получила свободу и расслабилась, как вас оставило напряжение.
  4. Осознайте каждую клеточку и часть тела, находящиеся в контакте с полом.
  5. Почувствуйте, как тело наливается тяжестью, как оно давит на вас, и вы проваливаетесь. Затем - чувство невесомости, вы легки как перышко и парите в воздухе.
  6. Три раза уверенно и с чувством повторите свою цель, решительное утверждение, намерение (санскальпу) (каждое решение в Нидра воплощается в жизни). Санскальпа может стать творцом вашей судьбы и дальнейшей жизни.
  7. По очереди называйте все части тела и перемещайте ваше сознание за ними, осознавайте их. Делайте все мысленно, без движений, но максимально быстро.
  8. Заставьте ваше тело почувствовать жару и холод, осознайте явления. Представьте жару, изматывающую летом или сковывающий тело мороз.
  9. Подобным образом заставьте тело ощутить боль и осознать это. Затем чувство блаженства и осознайте его в полную силу.
  10. Осознайте дыхание. Считайте «вдох-выдох» от 54 до 0.

Представьте себя на цветущем альпийском лугу, где щебет птиц и бездонное синее небо, аромат цветов и естественные звуки ничем не нарушаемого равновесия в природе. Ощутите гармонию со всем окружающим миром под звуки мантры ОМ.

Прислушайтесь к звукам, поступающим извне, прочувствуйте и осознайте их, постепенно перейдите к звукам, наполняющим помещение.

Трижды уверенно и решительно повторите свою санскальпу. Мысленно взгляните на себя сверху. Внутренним глазом осмотритесь вокруг, обратите внимание на свое выражение лица и во что вы одеты. Не открывая глаз пошевелите пальцами ног и рук, сядьте скрестив ноги. Спойте три раза мантру ОМ и только теперь откройте глаза.

Скрытые аспекты практики, гармония и внутренний баланс

В.Бойко на практике доказал, что йога, идеология, религия независимы друг от друга. Обучая, он придерживается принципа, что йога должна делать жизнь приятной и легкой, должна помогать жить. Занятия по методике Бойко подходят для людей, имеющих проблемы физиологические и психологические, душевные раны. Всего лишь несколько занятий по авторской программе – и человек начинает по-другому воспринимать окружающий его мир, чувствовать свой внутренний, и более осознанно совершать поступки.

В. Бойко применяет в асане шавасана йогу Нидра и, как трактует Бихарская школа йоги, говорит, что медитация и расслабление – это одно и то же.

Глубокая тишина релаксации при йогическом сне - отсутствие негативных стимулов и шума, а также того, что управляет нашими мыслями, идеями, эмоциями.

Это вовсе не означает, что в ходе сна нет звуков, мыслей, эмоций, идей. Они есть, только их природа глубже и правдивее. Они появляются в моменты внутреннего мира и спокойствия, поэтому не вызывают у человека хаос и дисгармонию.

Нидра - это не гипноз и не эзотерические упражнения, цель которых заключается в предоставлении уникальных экстатических переживаний, не вид бегства от реального ответственности и реального мира. Нидра - не отдельная школа или вид йоги. Это единственный метод, который является полезным и вдохновляет в пассивном процессе самоанализа и осознанности. Специально разработанный логический набор физических и умственных упражнений, которые приводят к спокойствию и познанию самого себя. Целью является получить напряжение и состояние обновления, благополучия и интеграции.

Состояние интеграции для многих может быть важным и ожидаемым шагом в развитии личности, может быть понято, как состояние внутреннего мира, баланса к окружающей действительности.

Обычное значение слова «релаксация» является способом получения состояния обновления и легкости. Взаимное сотрудничество расслабленных мышц уравновешивает нервную систему и психическое спокойствие, является основой общего воздействия на организм. Нидра сон – это расслабление и попытка контролируемого выхода из мира ощущений. Это не полный разрыв от того, что находится вне человека, но опыт состояния на границе экстерналии и ментального мира.

За полгода занятий в школе Бойко, за счет авторской техники глубокого расслабления и йоги Нидра, у студентов наблюдаются значительные улучшения психического и физического состояния, устанавливается внутренний баланс и душевное равновесие.

Йога-нидра значительно отличается от того, что представляет себе среднестатистический человек, слыша слово «йога». По своей сути – это техника расслабления, но расслабления не только тела, но и сознания. Второе название этого – йога психического сна, однако техника йога-нидра имеет совершенно другую природу и имеет другие цели.

Применение такой техники йоги заключается в обращении сознания внутрь самого себя и отвлечения от внешних раздражителей, приводя организм в состояние полного расслабления. Тренируя свое сознание таким образом, можно добиться множества положительных эффектов: укрепить память, повысить творческие способности, эта методика даже приводит к преобразованию личности.

Основателем этого вида йоги является . Он разработал эту методику в середине прошлого века, исследовав физиологии мозга и древние йогические практики. По его словам, он осознал, что засыпая, находится не в бессознательном состоянии, а в состоянии потенциальной осознанности, которая доступна любому. Только чтобы использовать его, нужны плодотворные тренировки. В выборе тренировок Сатьянанда остановился на технике ньясы.

Особенности практики

Слово «ньяса» в переводе с санскрита означает приложение или прикладывание. Она является частью тантры, в которой внимание направлено поочередно на отдельные части тела. Восприятие при этом идет по всем направлениям: аудиально, визуально и кинестически. Ньяса бывает внешняя, при которой осуществляются прикосновения пальцами рук, которые сформированы в определенную мудру, характерную для определенной части тела, и внутренняя, когда тело изучается только через сознание. Для каждой части тела есть свои мантры.

В действительности это происходит следующим образом: инструктор называет части тела, действия и рецитирует мантры, а ученик направляет свое внимание поочередно на разные части своего тела, расслабляется и анализирует ощущения от происходящего. Последовательность произношения частей тела и действий может быть различной, есть разные схемы и закономерности.

Неотъемлемая часть практики йога-нидра – это самкальпа – намерение трансформации себя. По словам самого Свами Сатьянанды, самкальпа – это средство преобразования самого человека. Не стоит считать самкальпу исполнением желаний или силой воли.

Выбор самкальпы зависит от настоящих потребностей в здоровье, успехе, ликвидации вредных привычек, и др. Однако при выборе следует соблюдать основные принципы, которым должна соответствовать формулировка:

  • содержать только утвердительные формы (категорически нельзя использовать отрицания);
  • быть только в настоящем времени;
  • в форме первого лица.

Йога-нидра показана в первую очередь тем, кто чувствует свое физическое или умственное истощение, кто устал от жизни, от ее привычного пассивного образа. Она способна омолаживать и возрождать личность, ее рекомендуют духовно ищущим людям, страдающим от дисгармоний (злобы или страха). Также ее используют люди, желающие развить ментальную чистоту и осознанность.

Основной особенностью йога-нидра является то, что на ее занятиях не выполняются активные движения, такие как асаны, вьяямы, виньясы и другие. Все занятия проводятся в положении лежа. Средняя продолжительность одной практики составляет около часа. Для занятий рекомендуется использовать удобную одежду, для таких занятий она может быть не специально спортивной, но удобной она должна быть. Также можно использовать для практик дополнительные коврики или одеяло.

Во время практики не надо погружаться в сон, нужно просто быть максимально расслабленным, однако если новичок все-таки заснул, в этом нет ничего критичного. Не нужно напрягаться, дыхание должно быть ровным и спокойным, замедлять или ускорять его искусственно не нужно. Главное – это быть спокойным и слушать голос инструктора, следовать его указаниям, перемещать сознание. Это классический подход к практике.

Школа Виктора Бойко

В России понятие йога-нидра тесно связана с Виктором Сергеевичем Бойко и его школой йоги. В школе Бойко, которая была открыта в 2000 году, основные направления – это йога-терапия и техники глубокого расслабления. Терапевтический эффект от занятий в школе Бойко в основном и достигается за счет техник глубокого расслабления, в числе которых широко используемая йога-нидра.

В среднем спустя полгода практики в школе Бойко, новичкам удается достигнуть душевного равновесия и спокойствия, то есть практики дают достаточно быстрый результат. Это немаловажная заслуга того, что программа занятий в школе Бойко разрабатывается для каждого ученика индивидуально. При составлении программы проявляется большое искусство учителя, который учитывает все особенности здоровья, возраст ученика и его комплекция. Плюс к этому в программу постоянно вносятся коррективы.

Отзывы на сайте школы йоги подтверждают вышесказанное, многие излечились от своих недугов. Занятия йогой по методу Виктора Бойко подойдут тем, кто хочет найти в себе внутреннее равновесие, кто хочет избавиться от проблем со здоровьем путем расслабления. Однако любителям динамичной йоги практики по методу Бойко скорее всего не подойдут.

Как проходят занятия

Для практики йога-нидра, практикующему необходимо принять позу мертвеца (шавасану) – ноги разведены под небольшим углом, руки параллельно телу ладонями вверх. В этой позе нужно устроиться поудобнее, чтобы во время занятия не двигаться совсем. Глаза должны быть закрыты и не открываться на протяжении всего занятия. Йога-нидра это не сон, все время нужно находиться в сознании, новички могут мысленно повторять фразу «я не сплю».

Начните с глубокого вдоха, почувствуйте спокойствие во всем теле, во время выдоха полностью расслабьтесь. Находясь в полной тишине на полу, осознайте полностью ваше тело, и позвольте расслабиться каждой его части. Нельзя чтобы где-то осталось напряжение.

Осознайте части своего тела, которые находятся в контакте с полом: руки, ладони, локти, ноги, лопатки, икры, пятки, заднюю поверхность бедра, осознайте их соприкосновение с полом. Осознайте контакт головы и пола, осознайте все тело.

Пробудите чувство тяжести во всем теле, все ваше тело становится тяжелым, оно почти утопает в пол. После этого пробудите чувство легкости, почувствуйте, что вы почти парите над полом. Осознайте невесомость.

Повторите трижды санкальпу, которую вы выбрали. Повторяйте ее уверенно и с выражением, помните, что любое решение в йога-нидра воплощается в жизнь.

Перемещайте ваше сознание от одной части тела к другой, осознавайте их по мере их называния. Сознание должно переходить между частями тела без физических движений. Происходить это должно максимально быстро.

Пробудите в вашем теле поочередно чувство холода и ощущение тепла. Представьте, что тело замерзает, ощутите чувство холода. Затем вспомните чувство тепла, которое испытываете летом, осознайте его.

Попробуйте воссоздать чувство боли, любой по природе. Попробуйте возбудить это чувство. Сразу после этого воссоздайте чувство удовольствия, также любой природы. Постарайтесь прочувствовать удовольствие в полной мере.

Переключите внимание на дыхание, отслеживайте его и осознавайте. Считайте все ваши вдохи и выдохи, следуя от 54 до 0. Удостоверьтесь, что осознаете все происходящее и не спите.

Представьте себя в лесу, прочувствуйте гармонию вокруг вас. Вас окружают деревья, цветы, птицы и животные, вы слышите звуки и ароматы. Прочувствуйте гармонию и умиротворение под звуки мантры ОМ.

Осознайте ваше естественное дыхание и прислушайтесь к звукам из внешнего мира. Не пытайтесь понять их природу, просто переходите от звука к звуку, от звуков из внешнего мира к звукам в вашей комнате.

Трижды произнесите санкальпу также как в начале занятия, с чувством решительности и уверенности. Осознайте все ваше тело.

Представьте, что вы смотрите на свое тело сверху, вы видите, в чем вы одеты и какое выражение на вашем лице. Осознайте полностью ваше тело и точки соприкосновения его с полом. Не открывая глаза, попробуйте представить себе ваше окружение. После этого подвигайте пальцами рук и ног, и, не открывая глаз, принимайте позу со скрещенными ногами, удобную для вас. Повторите мантру ОМ три раза и когда сможете осознать окружение, открывайте глаза.

А также оздоровлении , практикуется в школе Виктора Бойко.

Биография Виктора Сергеевича Бойко

Виктор Сергеевич Бойко родился в поселке Ички (Советское), который находится в Крыму. По образованию он инженер-строитель, окончил Севастопольский приборостроительный институт. Первые сведения о йоге получил из фантастического романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы». Практиковать эту традицию Бойко начал еще в 1971 году, используя для обучения классический труд йогина Айенгара «Йога дипика».

В 1991 году, после окончания курса при индийском посольстве в Москве, получил сертификат на право преподавания . В том же году вместе с единомышленниками зарегистрировал первый в СССР Центр классической йоги, а затем, в 1993 году, основал собственную школу в Москве, которая успешно действует и в настоящее .

Сила метода в искусстве коммуникации

В своей книге « . Искусство коммуникации» Виктор Сергеевич Бойко отмечает, что целью этой древней практики является налаживание контакта, коммуникации сначала с собственным , а затем - со своей психикой или бессознательным. Это медленная и скрупулезная , дающая в конечном итоге прекрасные результаты. Школа Бойко практикует, в основном, медитативные аспекты древней традиции, которые дают мощный терапевтический эффект.

Знаете ли вы? Считается, что раджа Тапасвиджи прожил 186 лет, с 1770 по 1956 год (это зафиксировано в документах его княжества). Он с молодости практиковал , а в возрасте примерно 50 лет удалился в Гималаи для самосовершенствования.

Данная практика базируется на «Сутрах» Патанджали, написанных во II веке до н.э. Это выражается в освоении техник глубокой релаксации, таких как Шавасана и Нидра, выполнению статических (йогических поз). Динамические элементы практически не используются. Подход к занятиям персонализированный, адепты занимаются по индивидуальным программам. Чтобы получить отдачу от занятий и закрепить результаты, рекомендуется заниматься не менее четырех раз в .

На собственном примере

Начав заниматься и прозанимавшись несколько лет, Виктор Сергеевич Бойко пришел к пониманию, что для него, из-за плотной комплекции, в принципе недостижима гипермобильность, которой он хотел достичь. Это подвигло его параллельно ознакомиться с различными восточными практиками, биомеханикой, физиологией движения и т.д. Благодаря дополнительным знаниям и непрекращающимся занятиям , у него сложилось понимание классической «Сутры» Патанджали.

Со временем Бойко изменил подход к практике, в результате чего добился гораздо более интересных результатов, чем тех, на которые рассчитывал, приступая к занятиям . Одним из следствий этого стало появление последователей, которые желали избавиться от проблем со и улучшить качество с помощью данной традиции.

Индийская философия йоги

Хотя Бойко практикует аспекты традиции, полностью базирующиеся на наследии Патанджали, считающегося основателем классической йоги, в том числе ее философско-религиозной стороны, его не интересует метафизика данной традиции. По его словам, философия данной традиции не может быть сегодня руководством к действию.

Важно! По мнению Бойко, у современных людей отсутствует взаимодействие между физической оболочкой и бессознательной частью психики, а йога способна выправить такое положение, грозящее в будущем проблемами для всей цивилизации.


В основе направления йоги, которое исповедует Бойко, лежит понимание того, что сущность данной традиции характеризуется не выполнением сложных асан, доступных и хорошим , а особым состоянием . Это состояние достигается через использование определенных медитативных техник и асан, помогающих адепту обрести физический, психический и ментальный покой.

Йога Нидра - замечательное искусство

Одной из ключевых техник, применяемых Бойко и его последователями в процессе занятий, является йога Нидра, называемая еще йогой или же йогическим сном. Данная психотехника была создана в середине XX века известным йогином Свами Сатьянанда Сарасвати на основе древних техник и научных исследований по физиологии . Если описывать кратко, то данная техника выполняется следующим образом: адепт принимает Шавасану (позу мертвеца), закрывает и расслабляется. Инструктор называет определенные части тела, дает указания мысленно выполнять определенные действия.

Адепт перемещает свое сознание в названные части тела и выполняет действия. В определенные моменты адепт повторяет про себя т.н. санкальпу (можно перевести как «намерение», «решимость»). Это короткое, всегда позитивное утверждение, обязательно относящееся к настоящему времени. Нужно отметить, что использование санкальпы в данной технике необязательно.

Важно! К выбору санкальпы нужно относиться очень осторожно во избежание негативных последствий. Рекомендуется для начала выбрать какую-либо простую универсальную установку, например «Я полностью спокоен и расслаблен».


В процессе выполнения адепт глубоко расслабляется и впадает в пограничное состояние между и бодрствованием. Продолжительность выполнения техники - не менее часа. С помощью Нидры человек как бы стравливает накопленное напряжение и обретает новое качество .

Скрытые аспекты практики, гармония и внутренний баланс

В книге Виктора Сергеевича Бойко «Йога: скрытые аспекты практики» рассматриваются проблемы этой традиции и некоторые практические рекомендации по ее освоению. Там утверждается, что при надлежащем уровне овладения этой традицией, адепт получает ясность восприятия мира, чувство и познание самого себя. Вместе с тем, автор останавливается на «скрытых аспектах», он обращает внимание на опасность занятия такими техниками, как , и самьяма без соответствующей подготовки и опытного наставника. Бойко отмечает следующие преимущества данной практики:

  • отсутствие необходимости в специальных приспособлениях или особых помещениях;
  • благотворное воздействие практики не только на тело, но и на психику;
  • тысячелетия существования данной традиции, что позволило методом проб и ошибок выработать безопасные и эффективные техники;
  • способность глубоко расслаблять тело и сознание адепта.

Школа йоги Виктора Бойко - Реал йога

Центр классической и йогатерапии или Школа йоги Виктора Бойко находится в Москве. Имеется ряд филиалов в следующих городах: Брянск, Владивосток, Донецк, Екатеринбург, Калуга, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Обнинск, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Санкт-Петербург, Томск, Уссурийск, Челябинск, Хабаровск, Ярославль. Есть филиалы и в Израиле. В интернете школа представлена порталом RealYoga. Там имеются контактные данные, как самой школы, так и ее филиалов.
Иногда по названию портала школу Виктора Бойко неофициально называют «Реал йога». Школа не декларирует какие-то узкие направления деятельности, как-то «помогаем восстановить фигуру после родов». Ее цель - помочь адепту обрести новое качество , открыть дополнительные возможности и духовного оздоровления. В школе Бойко особо подчеркивают, что придерживаются исключительно классической традиции и не практикуют такие модные ныне направления как , йогабит или йогалатес. Ключевые практики - классические и релаксационные медитативные техники.

Как проходят занятия

Отличием школы Виктора Бойко от многих других является индивидуальный подход к адептам. Если на ознакомительном занятии может присутствовать несколько десятков , то на обычных занятиях - не более тринадцати. При этом занятия не являются коллективными, т.е. ученики не совершают одновременно одни и те же действия по указаниям инструктора, а занимаются по индивидуальной программе (исключением являются занятия в детских группах).

Важной особенностью школы является отсутствие деления групп на мужские, женские, для начинающих и т.п. Исключением, опять-таки, является детские классы, где занимаются с детьми от 7 лет, причем в игровой форме. Формат занятий следующий: раз в неделю ученик посещает группу, остальное время занимается дома. Общее количество занятий, как домашних, так и в школе, должно составлять не менее четырех в неделю. Идеальным является шесть занятий в неделю. В группе занимаются 2 часа, дома рекомендуемая продолжительность практики от 1,5 до 2,5 часов. По достигнутым результатам индивидуальная программа может корректироваться инструктором. В заключение можно сказать, что школа Виктора Бойко по праву пользуется известностью и авторитетом. Практикуемые в ней аспекты классической не отличаются эффектностью, но уж точно доказали свою эффективность за прошедшие тысячелетия. Методика занятий, применяемая в школе, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ученику. Занятия, при условии их регулярности и необходимой частоты, обычно приводят к оздоровлению тела и внутреннему спокойствию.

 

Возможно, будет полезно почитать: