Школьные годы Игоря Акинфеева: будущий супергерой сидел на галерке и читал на уроках "Советский спорт". Светлана хоркина, александр карели и мария шарапова - как учились прославленные спортсмены, что учили в школе, а что самостоятельно и даже онлайн 10 фу

Михаил Галактионов – о действительно важном.

Михаил Галактионов прошел все стадии детско-юношеского футбола: закончил академию «Динамо», работал детским тренером, следил за подростками во время работы в юношеской сборной, сейчас возглавляет молодежную. Мы попросили его ответить на важные вопросы для родителей, которые собираются отдать ребенка в футбол или уже сделали это.

  • В начале сентября проводится набор во всех спортшколах и академиях России
  • Какую школу выбрать?
  • Каким должен быть детский тренер?
  • Футбол - это крест на школе?
  • Пробиваются только блатные?
  • Футбол вреден для здоровья?
  • Почему не стоит уезжать в интернат раньше 13 лет?

Интервью было записано в Саранске после окончания турнира , куда Галактионов привез сборную России U-20.

Я - родитель, хочу отдать сына в футбол. Куда мне стремиться: в топ-академию или школу попроще?

Нужно смотреть не на бренд, а на конкретного тренера. Если он учит, то ребенок будет прогрессировать, вне зависимости от команды. Можно прийти в топовую академию, но и там столкнуться с пробелами в образовании. К сожалению, это так. Не все могут дать ребенку то, что ему нужно на определенном этапе. Такая проблема существует - увы, поэтому нужно очень ответственно отнестись к выбору.

Я - обычный родитель, не разбираюсь в футболе. Как мне понять, что тренер - качественный?

Я бы смотрел на то, как тренер общается с детьми, заинтересован ли он в ребенке, что предлагает в тренировочном процессе. Плюс он должен любить профессию, это всегда чувствуется. Родители увидят, если тренер отрешен или не слишком заинтересован в развитии ребенка. На первом этапе тренер должен учить, как правильно поставить опорную ногу, каким способом отдавать передачу, обучать базовым техническим приемам… А если он дает кросс детям 6-10 лет, то родителям нетрудно сделать вывод, что это не самый подходящий выбор.

Вообще у вас есть ощущение, что в последние годы футбол стал более привлекательным видом спорта? Хороших тренеров стало больше, инфраструктура - лучше?

В первую очередь можно говорить о том, что улучшились условия - во дворах, школах, академиях. Почти в каждом дворе сейчас есть поля, другой вопрос, что количество детей, играющих в футбол во дворе, снизилось. Там играют в основном гости столицы из стран СНГ, а наши дети - в гаджетах. Массовый футбол развивается - факт, много любительских лиг 8 на 8, но это непрофессиональная прослойка, для людей, которые, как мне кажется, не реализовали себя когда-то в качестве игрока и сейчас получают удовольствие от игры в футбол.

Вообще по школам идет большой наплыв, но нам бы очень хотелось, чтобы молодые тренеры, которые приходят в профессию, делали свою работу вдумчиво, а не просто из-за заработка. Тренер - это состояние души, профессия, требующая полной отдачи. Нужна глубина знаний (вопрос даже не в уровне лицензии). Это и теория, методика подготовки игроков, и специфика построения тренировочного процесса, и возрастные особенности подготовки молодых игроков, и биомеханика с биохимией… Все это очень важно.

Большинство руководителей заблуждаются, думая, что на группы набора самых юных ребят можно ставить неопытного тренера. В Европе - наоборот, с группами набора работают самые лучшие и опытные тренеры, поскольку важно увидеть ребенка с хорошими качествами (не умениями - это разные вещи, - а именно качествами). Нужно смотреть не на текущие способности, а на базовые качества и задатки. На это уже накладывается обучение.

Также большая проблема - серьезная конкуренция в плане селекции: кто у кого переманит футболиста из академии в академию, кто первым привезет талантливого парня из региона. В итоге ломаются судьбы детей. Ребенка привозят, он занимается несколько лет, а затем на его место привозят нового мальчика. Через какое-то время нового мальчика меняет следующий. Такой подход не дает ребенку полностью проявить себя, он в постоянном стрессе, так как от него все время требуют результат. Для чего? Почему? Он должен спокойно развиваться и получать игровое образование.

Как родителю себя вести? Можно ли что-то советовать ребенку от себя, или это вмешательство в работу тренера и не совсем правильно?

Родитель имеет на это право - давать что-то свое, но ни в коем случае это не должно быть параллельно с тренерскими указаниями во время тренировки или игры. Это может быть дополнением, но не должно идти в противовес. Родитель не должен говорить: «Не слушай тренера, это неправильно. Делай, как я тебе скажу». Тогда мы ставим под вопрос компетенцию тренера, мешаем ему, хотя должны помогать. «Да, тренер правильно все делает, внимательно слушай его, но в дополнение к этому можешь еще…» - вот это более правильный подход.

Я отдал ребенка в футбол, но хочу еще записать его на плавание или акробатику. Можно?

Я за разносторонний подход. Считаю, что зацикливаться на футболе нельзя. Раньше все это замещал двор - гимнастика, акробатика, хоккей, волейбол, баскетбол - вообще все виды спорта, сейчас этого нет. Если есть возможность и время, то для общего развития ребенка любое дополнительное образование - это здорово. Поэтому если время позволяет, то, конечно, нужно отдавать. Плавание - идеальное дополнение к любому виду спорта, на мой взгляд. Также, может быть, гимнастика, акробатика, ритмика.

Отдать ребенка в футбол = крест на школе?

Ни в коем случае. Игрок должен быть образован. Глупо считать, что в футбол играют люди, которые плохо учатся. Образование должно быть. Карьера может не сложиться, но общество не должно получать людей с большими пробелами в общем образовании только потому, что ты играл в футбол.

Я лично говорю своим игрокам, что необходимо учить иностранный язык. Любые знания важны, чем их больше, тем лучше футболисту. Очень приятно приезжать в академию «Краснодара», где есть, например, уроки по шахматам, уроки по судейству, многие другие профильные предметы. Детям дается посыл, что если не получилась карьера игрока, то можно пойти в другие сферы футбола - менеджмент, судейство, тренерская работа и так далее. Система должна готовить не просто футболистов, а личностей.

Получается, родитель должен влиять на ребенка, одергивать его и не давать забрасывать учебу?

Конечно, но отсюда вытекает еще одна проблема - детей, которые рано уезжают от родителей, попадают в интернат. Есть такая дилемма, что ребята живут в интернате, на базе клуба, но им нельзя тренироваться дополнительно (риск получить перетренированность). Хотя есть тренажерный зал, бассейн, три поля - занимайся, но нельзя. И при этом у них очень слабое образование в школе. Отчасти это вопрос к интернату, но в большей степени вопрос контроля. Когда рядом папа или мама, то можно попросить совет, тебя направят, поддержат, помогут, а здесь ты предоставлен сам себе в возрасте, когда, скорее всего, к этому еще не готов. Кто-то ответственно себя ведет, а кто-то - нет. Это действительно большая проблема, что дети рано уезжают из семьи.

Раньше скольких лет лучше не уезжать в интернат?

Насколько я знаю, возрастной ценз в Европе - 13-14 лет. Раньше этого возраста дети не уезжают из своего региона. Хотя там, конечно, проще, все более компактно.

Моему сыну 14-15 лет, он играет в средней школе, даже не в Клубной лиге Москвы. Пусть будет условная московская «Смена». Шансов попасть в большой футбол почти нет?

Почему? Это заблуждение - думать, что большинство игроков топ-академий становятся профессионалами. Там тоже не очень большой процент. Вы назвали «Смену», я могу сюда отнести ФШМ, «Торпедо» и некоторые другие школы, которые дали футболу очень много игроков, потому что тренеры работали качественно, игроки росли. «Смена»: Березуцкие, Бояринцев, Симутенков и многие другие. Тот же «Красногвардеец», да много таких школ, которых нельзя отнести к топам, но они дали огромное количество профессионалов. Принадлежность к такой школе - это вообще не приговор.

Важно понимать: смотрят не на команду, а на конкретного игрока. Команда может все выигрывать, 10 лет подряд брать чемпионат Москвы, но начинаешь смотреть, и в ней нет индивидуальностей. Нет личностей - хорошо обученных, самодостаточных футболистов.

А в первой лиге есть какая-нибудь средняя команда, которая проигрывает, но с резким мальчишкой с отличным видением поля, который великолепно обучен, техничен - он и попадает на карандаш скауту. У нас очень хорошие отношения с ведущим скаутом ЦСКА Андреем Мовсесьяном, который вместе со своим селекционным отделом и, безусловно, с тренерским штабом команды занимался комплектованием сегодняшнего ЦСКА. Вот он оценивает не команды, а личности детей - насколько это индивидуально сильный и образованный футболист.

Футбол - это полезно для здоровья?

Любительский - да. Профессиональный? Нужно понимать, что это огромный труд. Футболом можно заниматься для здоровья, это будет полезно для организма. Но если ребенок и его родители на этапе спортивного совершенствования понимают для себя, что необходимо двигаться дальше, когда придется тренироваться по два раза в день, уезжать на долгосрочные сборы и так далее, то невозможно избежать травм различного характера. Случаются и серьезные травмы, из-за которых ломаются судьбы. Например, я сам закончил очень рано по состоянию здоровья и не смог выйти на более высокий уровень. Хотя играл в юношеских сборных страны, закончил школу «Динамо», прошел все ступени, но, к сожалению, такие примеры бывают.

Есть ощущение, что повсюду игроки-переростки с переписанными документами. Это так?

Анализируя последние годы, могу сказать, что по моим ощущениям переписанных игроков стало намного меньше. Больше чистоты и ответственности со стороны академий и школ. Мне тяжело говорить за всю систему футбола в России, возможно, это осталось на низших уровнях в определенных регионах, но, как человек, который погружен в детско-юношеский и молодежный футбол и сам в нем работал, могу сказать, что футбол стал намного чище.

Академия футбола имени Юрия Коноплёва / Фото: © Детская футбольная лига

Еще один устойчивый массовый стереотип - везде пробиваются только блатные. Этого стоит опасаться?

В целом этого опасаться стоит всегда и везде, причем, не только в футболе. Я это категорически не приемлю. В каждом интервью подчеркиваю, что мы открыты для всех. Чистота отбора - это очень важный момент. Без него не может быть нормальной работы ни в детской академии, ни в юношеской, ни в молодежной сборной, ни в профессиональном футболе, да вообще нигде. Футбол - это конкуренция, и играть должны сильнейшие ребята, а не те, за которых попросили. Если ты сильный, то проявляешь себя, стараешься - получаешь шанс. Я за чистую конкуренцию.

Наверное, это еще можно встретить на некоторых этапах, но здесь мы снова возвращаемся к личности тренера. Если тренер подстроится под такую ситуацию, то его сомнут. Он перестает быть стержневым, становится бесхребетным тренером, не принципиальным в своих решениях. Это зависимость от определенных людей и потеря самодостаточности.

Тренер может победить или проиграть, это футбол, но его репутация должна быть чистой. Все должны знать, что он профессионал, последователен в своих решениях и ни от кого не зависит.

Очевидно, что для ребенка на всех этапах развития важно регулярно играть. Мой 12-летний сын прочно осел на скамейке. Что делать?

Если это локальная история, то можно попробовать перетерпеть. Возможно, поговорить с тренером относительно перспектив. Но если вы видите, что это глобальная ситуация - от полугода и больше, то в таком случае надо всерьез подумать о смене команды. Нет ничего страшного в том, чтобы перейти в клуб уровнем или даже лигой ниже. Важно играть - это факт. Зачем быть 20-м в топовой академии, если можно быть на первых ролях в команде уровнем пониже?

Вы много стажировались в Европе, прекрасно знаете голландскую систему подготовки. Какое главное различие? В чем мы проседаем?

Ментальность. Ментальность всех - родителей, тренеров, детей.

  • Ментальность родителя в Голландии: родители пришли посмотреть на тренировку или игру, дети играют в открытый футбол. Все довольны, общаются, у родителей пикник, люди на позитиве. Футбол - повод собраться, в общем, праздник.
  • У нас: приезжаю на первенство Москвы и вижу, как родители могут подраться между собой, могут быть в состоянии алкогольного опьянения, тренер кричит, что нужно выбивать мяч и тянуть время при счете 1:0. Стрессовая атмосфера, которая не очень похожа на праздник.

Я не говорю, что так происходит всегда и везде - конечно, нет, но сам факт, что такое возможно, уже заставляет задуматься. Зачем? Почему так?

Еще одно важное различие - методика. В Европе ребенка учат, как правильно поставить опорную ногу, как правильно выполнить технический прием, то есть базовым вещам. Приведу другой пример. У нас в одной из академий 8-летним ребятам предлагают упражнение - квадрат «6 против 3» с проникающими передачами. У меня вопрос - для чего? Ответ: «Чтобы они правильно открывались между линиями и контролировали мяч». Задаю еще один вопрос: «В каком формате они проводят игры?» Ответ: «4 на 4». То есть, по сути, первокласснику дают программу обучения 10-11 класса, которую он априори выполнить не может.

И таких нюансов очень много, это лишь один из примеров. Вот еще один: гуляя в парке с семьей возле дома, иногда поглядываю за тренировками академии, которая тренируется в этом парке. Дети 12-14 лет могут бегать 5 по 300 метров, 5 по 400 метров, проводить всю тренировку без мяча. Анализирую и задаю себе вопрос - зачем? Любопытства ради приехал посмотреть игру этой команды на первенстве Москвы. И тренер спрашивает с игроков: «Почему вы не можете сделать передачу?» А как они ее сделают, если их заставляли всю неделю бегать и прыгать без мяча? Такие нюансы очень важны, у многих нет общего понимания тренировочного процесса.

Вопросы по методике - понятно: изменения должны идти сверху, а как быть с первой проблемой - ментальной? Всем чаще улыбаться?

Да, наверное, нужно проще к этому относиться. В специфике юношеского футбола главным является воспитание личности, а не ее подавление. Нельзя давить на детей морально и давать установку в стиле «победа или смерть». Безусловно, психология победителя очень важна, любой мальчишка, игрок, тренер хочет выиграть. Но главное - каким способом. За счет хорошего качества игры, анализа ошибок и их дальнейших корректировок. Главная цель - стать обученным и качественным игроком к моменту перехода в профессиональный футбол. Тренер должен дать образование игроку, а вовсе не добиться с ним результата любой ценой.

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Valery Sharifulin/TASS

    Вратарь московского ЦСКА Игорь Акинфеев, завершивший этой осенью карьеру в российской сборной, поступил в магистратуру РГУ им. Губкина по направлению "менеджмент". В 2008 году он уже успел окончить Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ).

    "Когда бывают вопросы, скажем, про какую-то биржу, я полный ноль и ничего не понимаю. Мне интересны какие-то азы, - рассказал Акинфеев университетскому телевидению. - Понятно, что я не суперумный человек, футбол большую часть моей жизни занимает. Но для себя открою что-то, буду понимать, что и как делать в будущем, мало ли что".

    • Игорь Акинфеев больше не будет выступать за сборную России
    • Игорь Акинфеев: главное о вратаре сборной России
    • Экс-футболист "Манчестер Юнайтед" стал священником

    В этом же вузе в разное время учились и многие другие успешные российские спортсмены. Если для тех, у кого футбольная карьера не сложилась, получение образования выглядит логичным, то среди топовых футболистов это не самая актуальная тенденция.

    Тем не менее, такие случаи есть - и в России, и в других странах. Русская служба Би-би-си рассказывает о некоторых из них.

    Хуан Мата

    30-летний полузащитник "Манчестер Юнайтед", чемпион мира 2010 года в составе сборной Испании, играет в Англии с 2011 года. Еще до отъезда с родины он, выступая за "Валенсию", поступил в Политехнический университет Мадрида, учебу в котором заканчивал уже в статусе игрока "Челси". Сейчас у него есть две ученых степени - в области спорта и маркетинга.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images

    "Я не считаю, что футбол и учеба - взаимоисключающие вещи. Я сосредоточен на карьере, но умею получать удовольствие и от других вещей, например, от учебы", - рассказывал Мата в интервью The Independent. Газета отмечала, что в Англии досуг футболистов, как правило, выглядит по-другому: паб, букмекерская контора, поле для гольфа.

    Андрей Аршавин

    Один из самых талантливых и успешных российских футболистов 2000-х годов в возрасте 17 лет поступил в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (СПбГУПТД) на химико-технологический факультет. Затем он перевелся на факультет технологии и дизайна одежды.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images

    На сайте университета ему посвящена отдельная страница, на которой перечислены главным образом его спортивные успехи, но упомянута и тема диплома - "Разработка технологии процесса изготовления спортивной одежды".

    • ЧМ-2018 принес российской экономике почти триллион рублей
    • Кокорин и Мамаев. Что нужно знать о плохих парнях российского футбола
    • Футбол - это война. Иногда вполне реальная

    Трудно сказать, в какой степени полученное образование пригодилось футболисту. В 2010 году Аршавин запустил собственный бренд одежды, но, судя по всему, развития эта история не получила.

    Преподаватели СПбГУПТД предлагали ему поступать в аспирантуру, но Аршавин выбрал футбол и играет в него до сих пор. Сейчас 37-летний футболист выступает за алматинский "Кайрат".

    Венсан Компани

    32-летний бельгийский капитан "Манчестер Сити" в прошлом году получил степень магистра делового администрирования в бизнес-школе Манчестерского университета.

    "Я всегда считал, что образование это очень важно, это еще в детстве вложила в меня моя покойная мать, - рассказывал Компани. - Когда играешь на топ-уровне, даже собственными деньгами распоряжаешься так, как будто управляешь бизнесом. Мне было важно понимать, о чем говорит мой бухгалтер".

    Правообладатель иллюстрации Getty Images

    Выбор именно бизнес-образования он объяснял тем, что по натуре он предприниматель: "Я получил MBA, чтобы подкрепить это академическими знаниями".

    Отец Венсана выделяется на фоне других родителей футболистов так же, как и его сын - на фоне своих коллег. На этой неделе 71-летний Пьер Компани стал первым темнокожим мэром в истории Бельгии. Он выиграл выборы в коммуне Гансхорен, входящей в состав Брюссельского столичного округа.

    Роман Широков

    "Студент РГСУ стал обладателем Суперкубка УЕФА". Новость с таким заголовком была опубликована на сайте Российского государственного социального университета 30 августа 2008 года. Широков на тот момент играл за петербургский "Зенит" и параллельно учился по специальности "юриспруденция".

    Правообладатель иллюстрации Alexander Demyanchuk/TASS

    Окончив университет, он успел поиграть за "Краснодар", "Спартак" и ЦСКА, а в 2016 году завершил карьеру. Несколько месяцев спустя он начал учиться спортивному менеджменту в Высшей школе экономики.

    "Некоторые спрашивали, зачем мне это нужно - затем же, зачем и вам; вы пришли учиться, и я хочу", - объяснял Широков.

    Ромелу Лукаку

    Еще один игрок "Манчестер Юнайтед" с университетским образованием. Его родители приехали в Бельгию из Заира, который теперь называется Демократической Республикой Конго. Отец без особых успехов выступал за местные футбольные клубы, а мать работала уборщицей.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images

    Лукаку отправился в футбольную школу в пять лет, но родители разрешали Ромелу и его брату Джордану заниматься футболом лишь при условии хороших оценок в школе. Они хотели видеть сыновей учеными, а не спортсменами.

    Дети все-таки выбрали футбол, но образованием Ромелу Лукаку пренебрегать не стал. Он получил диплом бакалавра в области туризма и преуспел в языках - он владеет английским, французским, голландским, конголезским и испанским.

    • Лука Модрич: от ребенка войны до лучшего в мире футболиста
    • Усэйн Болт - футболист: кому нужна авантюра великого спринтера?
    • Не только Роналду: секс-скандалы с участием звездных футболистов

    "В Бельгии очень серьезно относятся к образованию. Плохо учишься в школе на неделе - в выходные не играешь в футбол. Можно получить травму и больше не играть на высоком уровне. А если нет диплома, что тогда?" - рассуждал Лукаку в 2012 году. Сейчас ему 25, и он на пике футбольной карьеры.

    Дмитрий Булыкин

    У Дмитрия Булыкина сложилась заметная карьера на клубном уровне - он играл за московские "Локомотив" и "Динамо", немецкий "Байер", бельгийский "Андерлехт" и несколько клубов из Нидерландов.

    Правообладатель иллюстрации Никольский Алексей Image caption Владимир Путин и Дмитрий Булыкин во время чемпионата мира по футболу в России

    Учебное заведение он выбрал типичное для российских футболистов - все тот же РГУФКСМиТ, но в учебе продвинулся дальше многих; в 2007 году Булыкин стал кандидатом педагогических наук. Тема его диссертации звучала так: "Техника стартовых действий в футболе и легкоатлетическом спринте".

    "В Голландии к тому, у кого есть такая ученая степень, обращаются со словом "доктор". Вот и мне иногда говорят: "Здравствуйте, доктор Булыкин", - рассказывал футболист в 2011 году, выступая за "АДО Ден Хааг".

    Два года назад он завершил спортивную карьеру и сейчас работает советником генерального директора "Локомотива".

    Симон Миньоле

    Дела 30-летнего вратаря сборной Бельгии и "Ливерпуля" в клубе идут не лучшим образом. У него нет твердой позиции в стартовом составе, хотя его называли одним из самых талантливых вратарей своего поколения. Но и сказать, что его футбольная карьера не сложилась, нельзя.

    Правообладатель иллюстрации Getty Images

    Параллельно с игрой в футбол Миньоле получил степень по политологии в Лёвенском католическом университете. Кроме этого, он владеет английским, французским, голландским и немецким языками.

    "Я занимался этим в свободное время, - рассказывал Миньоле об учебе. - Не так уж просто после тренировки садиться за учебу, когда все остальные наслаждаются жизнью".

    В День знаний футболисты сборной России постарались вспомнить интересные моменты из школьной жизни. К примеру, братья-защитники Алексей и Василий Березуцкие постоянно пользовались своим сходством.

    ПО ТЕМЕ

    Как рассказал один из Березуцких, когда учительница вызывала к доске на физике или математике Василия, шел Алексей . Он отвечал, получал хорошую оценку, а одноклассники все, естественно, смеялись, прекрасно понимая, что это на самом деле Леша, а не Вася.

    По той же схеме работали и другие известные футбольные братья-близнецы – Дмитрий и Кирилл Комбаровы. "На свидания ходить не приходилось, но Дима за меня как-то раз сдавал экзамен в школе , – поведал Кирилл. – На четверку. Это была география, и он лучше подготовился. Мы подрисовали ему родинку, и он пошел вместо меня сдавать экзамен. Заметил ли кто-то? Нет, все прошло гладко. Многие нас только по родинке и различали".

    Голкипер "Спартака" Артем Ребров, который примет участие в сентябрьском сборе команды Фабио Капелло, рассказал, что регулярно прогуливал уроки. При этом он заявил, что экс-главный тренер красно-белых Валерий Карпин очень похож на его школьного учителя физики .

    "Сразу вспоминаю учителя физики, который любил повторять: "Моя указка-меч – твоя голова с плеч". Это я, конечно, не к тому, что у Карпина такая же философия! Но тот преподаватель, как и Валерий Георгиевич, умел ставить на место", – цитирует вратаря "Чемпионат.com".

    Интересно, что самый популярный российский футболист – Андрей Аршавин – в школе был настоящим хулиганом . Он ленился делать "домашку", потому и двойки получал регулярно. Да и вел себя Аршавин отнюдь не образцово. Например, скрывал от мамы записи в дневниках, где требовали ее немедленного появления в школе. Андрей слишком откровенно говорил с учителями, конфликтовал со сверстниками и рвал классные журналы. Зато он очень любил литературу, да и вообще во всех предметах находил что-то интересное. Аршавин считался крайне талантливым, пусть и трудным ребенком.

    Бытует мнение, будто совмещать спорт и учёбу невозможно и все профессиональные спортсмены неучи. Мы докажем обратное на примере биографий гимнастки, борца и теннисистки.

    Светлана Хоркина - двукратная олимпийская чемпионка и кандидат наук

    Светлану Хоркину называют «Королевой брусьев». Она выиграла все крупные гимнастические соревнования, придумала несколько новых элементов, стала заслуженным мастером спорта и удостоилась государственных наград.

    При этом Хоркиной удалось окончить Белгородский университет и защитить кандидатскую диссертацию на тему «Изучение спортивно-гимнастических упражнений с применением линейно-дидактического программирования».

    Вот как сама Светлана рассказывает о совмещении спорта и учёбы в одном из интервью :

    «С первого по одиннадцатый класс я училась в среднеобразовательной школе № 19. Первые три года нами занималась Нина Николаевна Хельм, заслуженный учитель СССР. Именно она дала мне возможность полюбить школу. Она одна из первых поняла, что я уже выбрала свой путь - спорт. Я уже тогда ездила по соревнованиям, где-то пропускала уроки, но те азы и ту базу за три класса, которые были окончены мной на «отлично», усвоила на 100%. За это я очень благодарна Нине Николаевне и когда приезжаю в Белгород, всегда стараюсь зайти в школу. 10–11 классы я училась экстерном, потому что впереди была Олимпиада 1996 года, и мне нужно было срочно поступать в университет. Тогда поступить в вуз было очень легко: мастера спорта сдавали только сочинение на зачёт. Я писала Горького «На дне», чтобы поступить на филологический факультет, и, конечно же, поступила».

    Александр Карелин - трёхкратный олимпийский чемпион и доктор наук

    Александр Карелин - один из самых титулованных российских спортсменов. Он трижды выиграл Олимпийские игры (впервые в 21 год), девять раз - Чемпионат мира, и двенадцать - европейское первенство. Занесён в Книгу рекордов Гиннеса как спортсмен, в течение тринадцати лет не проигравший ни одной схватки. Удостоен звания Героя России.

    Карелин достиг высот не только в спорте, но и в образовании. Сначала окончил Новосибирский автотранспортный техникум, затем Омский институт физической культуры. В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения контрприёмов от бросков с прогибом», а в 2002 стал доктором педагогических наук.

    Вот что ответил Александр Александрович, когда в одном из интервью его спросили, не мешала ли ему борьба учиться:

    «Наоборот, это мне помогало. После тяжёлых, изматывающих тренировок, когда за два часа теряешь по три килограмма веса, я приходил в школу и отдыхал. Именно тогда я понял, что учиться - легко и просто. [...] Помню, когда поступил в техникум, наш куратор, увидев, что я разговариваю, была в шоке. Она меня даже спросила: «Саша, ты умеешь говорить?» (Смеется.) Почему-то считается, что борцы - люди недалёкие. Про нас даже анекдот такой есть. «Глупая морда на толстой шее. Кто это?» Ответ: «Борец!» (Смеется.) Но я хочу сказать вам, что именно благодаря борьбе я стал больше читать, больше думать. Борьба - это искусство превосходства не только в технической оснащенности или физической массе, но и в мысли. А ещё борьба - это процесс преодоления себя».

    Мария Шарапова - пятикратная победительница «Большого шлема» и снова студентка

    Мария Шарапова выиграла все турниры «Большого шлема» и олимпийское серебро. Она получила звание заслуженного мастера спорта России и награждена орденом «За заслуги перед Отечеством».

    Шарапова окончила теннисную академию Ника Боллетьери и в 14 лет начала профессиональную спортивную карьеру. Сейчас ей 31, она одна из самых высокооплачиваемых и известных теннисисток в мире, но два года назад вновь «села за парту». Мария поступила в престижную Гарвардскую школу бизнеса.

    О студенческой жизни она с удовольствием рассказывала в своём Instagram .

    «После 300 прочитанных страниц и трёх часов сна вполне реально впасть в уныние (цифры я, кстати, слегка преувеличила), но только не здесь! Какой же это замечательный опыт»
    «Я так люблю учиться на свежем воздухе после долгих часов, проведённых в аудиториях», - писала она.

    Кстати, английский Шарапова выучила самостоятельно онлайн!

    «Из-за постоянных тренировок и соревнований я учусь онлайн в национальной школе Кейстона. Мне присылают книги, я их изучаю, выполняю домашние задания, а потом по интернету онлайн сдаю экзамены»

    Рассказывала спортсменка в одном из старых интервью .

    Вывод

    Спорт не мешает, а помогает учёбе. С хорошей школьной базой спортсменам легче найти себе применение после завершения карьеры. Можно даже доктором наук стать - было бы желание!

    Если ваш ребёнок обожает спорт, а вы хотите, чтобы у него была «подушка безопасности», присмотритесь к семейному образованию. Это современная форма обучения, позволяющая учиться без отрыва от тренировок и соревнований. Подробно про семейное обучение и то, как совмещать спорт с учёбой, у нас есть отдельная .

    За футболистами укрепилась слава скандалистов и не очень далеких людей, многие думают, что спортсменам просто не нужно учиться и развивать интеллектуальные способности. Но это все стереотипы. Игровая карьера заканчивается еще до наступления сорока лет и нужно думать не только о спортивных результатах.

    Многие футболисты с детства посвящают себя этому виду спорта, а учеба и школа отходят на второй план. Биография большинства игроков описывает только лишь спортивные достижения. "РГ" пытается опровергнуть сложившиеся стереотипы и приводит подборку наиболее умных и образованных игроков в этом виде спорта.

    1. Сергей Богданович Семак

    Сергей Богданович родился в селе Сычанское Луганской области на Украине. Свою футбольную жизнь начинал в Луганске, в спортивном интернате. Школу Семак окончил с золотой медалью, что, конечно, несвойственно для футболистов из-за напряженного графика игр и тренировок. В 1992 году он поступил на дневное отделение МГАФК, но учебу бросил. Через несколько лет восстановился на заочном отделении и с успехом окончил высшее учебное заведение. Напомним, что Сергей Богданович Семак является пятикратным чемпионом России по футболу.

    2. Валерий Васильевич Лобановский

    Выдающийся футбольный тренер, имевший признание по всему миру, окончил школу на Украине. Учеником он был прилежным - много читал и вообще учился хорошо. Особых забот родителям он не доставлял, но они волновались по поводу его увлечения футболом, так как мальчику приходилось часто менять обувь. Школу Валерий Васильевич закончил с серебряной медалью, а само учебное заведение (киевская школа № 319) теперь названо в его честь, там же установлена мемориальная доска и открыт музей тренера. Валерий Васильевич Лобановский является обладателем Кубка обладателей кубков 1975 и 1986 в качестве тренера.

    3. Кларк Джеймс Карлайл

    Бывший игрок английских клубов "Бернли", "Лидс", "КПР" и английской молодежки считается в Британии самым умным футболистом. Он имеет два высших образования, одно из них - Стаффордширский университет по специальности "спортивный журналист". Карлайл стал первым в истории британским футболистом, который победил в телевизионной викторине Countdown, где участники составляют слова из случайно выпавших букв. В свое время он выиграл в этой передаче у многолетнего ее победителя со счетом 89:55. К сожалению, особых успехов именно в качестве футболиста Карлайл не сыскал.

    4. Фрэнк Джеймс Лэмпард

    Один из ветеранов английского футбола, человек, чье имя связывают с расцветом лондонского "Челси". Фрэнк Лэмпард окончил Брентвудскую школу в графстве Эссекс, причем в дипломе у него одни пятерки, даже по латыни. Партнеры по команде в шутку называют Фрэнка "профессором" из-за его высоких результатов в тесте на коэффициент интеллекта. По мнению проводивших этот тест ученых, Лэмпард показал самый высокий результат среди футболистов Британии. Стоит отметить, что он успешно совмещает интеллект и образование с блестящей игрой в футбол, о чем говорят его достижения - трехкратный чемпион английской премьер-лиги, победитель Лиги чемпионов и Лиги Европы УЕФА. Всего у Фрэнка Лэмпарда в коллекции 13 трофеев.

    5. Хуан Мануэль Мата

    Еще один представитель "синих" - лондонского "Челси". Хуан Мата начал свою футбольную карьеру Мата в детской команде клуба "Реал Овьедо", затем перебрался в школу мадридского "Реала", где оказался невостребованным. Наибольшую популярность игрок получил, выступая за "Валенсию" из одноименного испанского города. Про школьные годы Маты мало что известно, но одно можно утверждать с уверенностью - он получил высшее образование в мадридском политехническом университете на факультете журналистики.

    6. Сократес

    Капитан сборной Бразилии на Чемпионатах мира 1982 и 1986 с родился в семье налогового агента Раймундо, который еще и увлекался философией. Отец Сократеса запрещал сыну играть в футбол. Несмотря на это, юноша успешно совмещал образование и свою страсть к футболу. В 16 лет тренер в колледже позвал футболиста с собой в клуб "Ботафого", тот согласился, но при условии продолжения учебы. В 1978 году Сократес получил диплом врача и перешел в "Коринтианс". В 1983 был признан лучшим футболистом Южной Америки. Будучи всесторонне развитым человеком, Сократес попал в зависимость от алкоголя, что в конце концов его и погубило.

    7. Славен Билич

    Известнейший югославский тренер и футболист Славен Билич всегда выделялся среди прочих. Футбольную карьеру начал в "Хайдуке" из Сплита. Успел поиграть в Германии за "Карслруэ", в Англии за "Вест Хэм" и "Эвертон", завершил карьеру все в том же "Хайдуке". Билич является самым успешным тренером национальной сборной Хорватии за все время ее существования. Славен Билич имеет степень юриста, еще в Англии поклонники "Вест Хэма" прознали об этом и называли хорвата "рекордсменом среди защитников по количеству мозгов". Сам Билич считает, что заслуга в его образовании целиком и полностью лежит на плечах отца, профессора университета экономики и юриспруденции.



     

    Возможно, будет полезно почитать: