Система физкультурно спортивной деятельности. Характерные особенности физкультурно-спортивной деятельности учащейся молодежи. Значимость внеурочной деятельности

Федерации, спортивные ассоциации, профессиональные лиги, ДЮСШ, спортивные клубы, добровольные спортивные общества и фитнес-клубы - все это организации, работающие в сфере физкультуры и спорта. В России функционирует множество таких организаций, преследующих конкретные цели, будь то учебно-тренировочная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа с населением или организация физкультурно-спортивной работы по воспитанию спортсменов-профессионалов. Пропаганда ЗОЖ, внедрение в массовое сознание идеи важности физического развития, воспитание спортивной культуры становятся все более актуальными в современном обществе. Это связано с тем, что продолжительность и качество жизни населения напрямую зависят от проводимой в стране физкультурно-спортивной политики.

Правовой аспект

В России деятельность физкультурно-спортивных организаций регулируется Федеральным законом № 329-ФЗ.

Направленность и специализация таких образований различна, но все они имеют юридическую природу. Согласно статье 10 организационно-правовая форма физкультурно-спортивных организаций и их функционирование идентичны нормам, предусмотренным для коммерческих и некоммерческих организаций. Коммерческие компании работают на прибыль (например, фитнес-клубы). Некоммерческие объединения преследуют другие цели: приобщение населения к ЗОЖ, популяризация отдельных спортивных направлений и тому подобные. Членство физкультурно-спортивных организаций в спортивных объединениях международного уровня дает им соответствующие статусу права и обязанности, но только если последние не идут вразрез законодательству РФ. Эффективная работа таких объединений способствует подъему любительского и профессионального спорта.

Организаций:

  • распространение среди населения физкультуры и спорта;
  • охрана и укрепление здоровья спортсменов и всех лиц, причастных к спортивным и тренировочным мероприятиям;
  • обеспечение необходимых условий для тренировочного процесса;
  • содействие спортсменам и тренерам в достижении высоких результатов в спортивной деятельности.

Государственные физкультурно-спортивные организации

Для обеспечения учебного и тренировочного процессов, создания спортивного резерва и подготовки профессиональных спортсменов в стране создаются специальные учреждения. К ним относятся организации физкультурной и спортивной направленности и учреждения образовательного характера. Учебный и тренировочный процесс предполагает подготовку и проведение мероприятий, включая материальное обеспечение участников в период соревнований (питание, экипировка, медобслуживание). Подготовка проводится на основании типовых учебно-тренировочных программ, разработанных по результатам научно-прикладных исследований в области ФКиС. Также государственные организации осуществляют большинство управленческих функций. Ниже перечислены виды государственных ФСО.

Государственные ФСО Госорганы

Федеральные органы управления ФКиС

Минспорт

Росспорт

Органы управления ФКиС субъектов РФ Спорткомитеты (краевые, областные, республиканские), различные министерства, департаменты, управления.
Муниципальные органы управления ФКиС Спорткомитеты (городские, сельские), отделы администраций
Образовательные и научные учреждения в сфере ФКиС Университеты, институты
Учреждения физкультурно-спортивного направления, осуществляющие дополнительную образовательную и подготовительную деятельность в сфере ФКиС, а также центры спортивной подготовки. Детские спортшколы, детско-юношеские спортшколы олимпийского резерва, УОР и т. п.

Негосударственные

Ведомственные, общественные и частные организации, работающих в сфере ФКиС, создаются с целью приобщения широких слоев населения к ЗОЖ, а также для создания резерва в спорте и подготовки спортсменов-профессионалов. К таким организациям относятся федерации, ассоциации, спортклубы, фитнес-клубы и тому подобные. Важнейшей общественной физкультурно-спортивной организацией России является ОКР.

Общероссийское общественное объединение ОКР способствует развитию профессионального и массового спорта, внедряет и поддерживает принципы олимпийского движения в стране, представляет Россию на международных мероприятиях, проводимых под эгидой Международного олимпийского комитета, утверждает состав участников от России и обеспечивает жизнедеятельность членов делегации на время поездки. Финансируется ОКР за счет собственных источников, добровольных пожертвований и средств из федерального бюджета. Также в стране существуют организации, отвечающие за подготовку и представительство паралимпийского, сурдлимпийского движения России и специальной олимпиады. Это Паралимпийский комитет России (спорт для людей с ограниченными возможностями), Сурдлимпийский комитет России (спорт для людей с нарушением слуха) и Специальная олимпиада России (спорт для людей с интеллектуальными нарушениями).

Общероссийские, региональные и местные федерации

В целях пропаганды и развития определенного вида(ов) спорта, проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов создаются федерации общероссийского уровня. Организации, образованные на территории субъектов РФ, считаются региональными физкультурно-спортивными общественными организациями, а федерации, созданные на территориях городского округа, муниципалитетов или внутригородского муниципального образования Москвы и Санкт-Петербурга, являются местными спортивными федерациями. Обязанности общероссийских, местных и региональных спортивные федераций достаточно обширны. Они предполагают активную деятельность по организации, проведению, контролю, усовершенствованию спортивных направлений, за которые та или иная организация отвечает.

Спортивные федерации общероссийского уровня имеют право проводить первенства, чемпионаты и кубки России, разрабатывать регламенты соревнований, использовать символику сборных команд, осуществлять контроль над деятельностью судей и тренеров, проводить их аттестацию, осуществлять формирование сборных команд РФ, организовывать и проводить спортивные мероприятия межрегионального, всероссийского и международного уровня. В круг обязанностей общероссийских спортивных федераций входит развитие того или иного спортивного направления в стране, формирование сборных России для участия в международных соревнованиях, внесение предложений по проведению физкультурных и спортивных мероприятий, разработка программ развития определенной спортивной дисциплины, ведение информационной работы, организация детско-юношеских соревнований, противодействие допингу и дискриминации. Спортивные федерации регионального уровня имеют схожие права и обязанности только на уровне субъектов Российской Федерации.

Спортивные клубы

Юридические и физические лица имеют право по месту жительства или работы, а также на базе различных спортивных объединений (школьных, студенческих и т. п.) создавать физкультурно-спортивные клубы, осуществляющие физкультурную, тренировочную, соревновательную и воспитательную деятельность. Их финансирование осуществляется за счет собственных средств и других источников, не запрещенных законом. Основным видом деятельности спортивных клубов является организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с различными группами граждан.

Спортивные клубы бывают разных типов:

  • при общеобразовательных организациях;
  • при образовательных организациях профессионального и высшего образования;
  • при предприятиях, учреждениях, организациях;
  • фитнес-клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях по месту жительства;
  • детские, подростковые клубы;
  • клубы при учреждениях и организациях адаптивной физкультуры и спорта.

Большая часть населения сегодня занимается в фитнес-клубах, которые есть во многих населенных пунктах. Данные заведения стали открываться в России после перестройки. Сейчас это популярный вид спортивно-оздоровительных платных услуг, позволяющий не только корректировать фигуру, но и добиваться значительных результатов в укреплении здоровья и поддержании хорошего самочувствия. Фитнес-индустрия предлагает широкий спектр услуг для разных групп населения. Эксперты отмечают, что темпы развития подобных услуг в мире уступают только высоким технологиям. Ключевые особенности фитнеса - это постоянное техническое совершенствование, обновление тренировочных программ и возможность индивидуального подхода к клиентам. Если сравнивать Россию с другими странами, то здесь уровень спортивной активности пока еще низкий. В России изначально фитнес-индустрия работала на премиум-класс, и только с 2005 года появились клубы среднего класса, что, безусловно, увеличило количество приверженцев спорта.

Физкультурно-оздоровительная работа

Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкультура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга. К подобным услугам относятся:

  • учебный и тренировочный процесс;
  • проведение занятий по физкультуре и спорту;
  • организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
  • предоставление населению сооружений, отвечающим всем требованиям для занятий спортом;
  • предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера и пр.

Занятия по физкультуре и спорту включают работу в группах по общей физической подготовке и индивидуальные программы, организацию соревнований и различных видов досуга.

Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений. Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий в конкретной спортивной дисциплине. Информационно-консультационные и образовательные услуги включают предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.

Оздоровительные физкультурно-спортивные организации различаются по формам собственности, деятельности, составу услуг. Их объединяет следование потребительским предпочтениям и требования к качеству оказываемых услуг.

Требования к оздоровительным услугам

Спортивные услуги должны формировать идею ЗОЖ у граждан, являться экологичными и безопасными. Должны быть обеспечены комфортность, эстетичность, своевременность, зрелищность, информированность, социальная адресность предоставляемых услуг, а также этичность персонала. Формирование ЗОЖ предполагает распространение знаний о важности занятий, доступность спортивных услуг для населения, использование различных методик и видов мероприятий, направленных на укрепление и оздоровление организма, поддерживающих здоровье граждан, обучение и врачебную консультацию.

Социальная адресность предусматривает соответствие услуг ожиданиям, а главное - возможностям различных групп. Все спортивные услуги должны отвечать требованиям безопасности и не наносить ущерб жизни, здоровью и имуществу потребителей. Для этого должны быть учтены требования пожарной безопасности, норм санитарной гигиены, медицинского обслуживания и предупреждения травматизма. В спортивных сооружениях должны присутствовать необходимые показатели микроклимата, не должен быть превышен допустимый уровень содержания вредных веществ и шума. Существуют определенные требования к прилегающим территориям, к уборке этих территорий и внутренних помещений. Обслуживающий персонал обязан иметь необходимую спортивную и профессиональную квалификацию, обеспечивать безопасность потребителей, знать порядок действий во внештатных ситуациях, иметь навыки преподавательской и организационно-методической деятельности.

Организация физкультурно-спортивных мероприятий

Подобные мероприятия могут иметь различную направленность: учебно-тренировочную, агитационно-пропагандистскую, соревновательную. Условия их проведения определяется организаторами, которые имеют право:

  • останавливать и прекращать мероприятия;
  • корректировать время;
  • утверждать итоги;
  • содействовать обеспечению общественного порядка на мероприятиях;
  • определять компенсационные выплаты волонтерам, судьям, контролерам-распорядителям, а также нормы предоставления им вещей и снаряжения, нормы питания и условия проживания;
  • устанавливать дополнительные требования для зрителей;
  • использовать наименования мероприятия и его символику;
  • размещать рекламу в месте проведения мероприятия;
  • выбирать производителей экипировки и оборудования;
  • освещать мероприятия;
  • определять виды, порядок применения, исполнения и прекращения спортивных санкций.

Порядок проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий в субъектах РФ, а также международных спортивных мероприятий имеет свои особенности и регламентируется статьей 20 федерального закона № 329-ФЗ.

Организация физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в обязательном порядке включает разработку положений о соревнованиях, утверждение оргкомитета и плана подготовки к мероприятию. В плане решаются все вопросы, касающиеся проведения мероприятия: место, сценарий открытия и закрытия, назначение судейской коллегии, места проживания и питания участников, рекламные вопросы, обеспечение медицинского обслуживания и множество других организационных вопросов. От четкости, продуманности и грамотности подготовительной части зависит итог проведения мероприятия.

Спорт в массы

Государственная политика по развитию массовой физкультуры и спорта реализуется всеми субъектами Российской Федерации. Главная цель - привлечение население к регулярным занятиям спортом и физкультурой. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы проходит по всем направлениям и затрагивает различные группы населения. Используется соревновательная практика, различные смотры-конкурсы, учебно-тренировочные сборы, семинары, конференции, пропаганда ЗОЖ и так далее. Организация массовых физкультурно-спортивных мероприятий в субъектах способствует увеличению приверженцев ЗОЖ, особенно среди подрастающего поколения.

Актуальным остается вопрос организационной работы с отдаленными сельскими поселениями, в которых нет даже ДЮСШ. Правильно поставленная работа с населением способствует:

  • укреплению организма;
  • развитию ключевых двигательных качеств;
  • формированию привычки заниматься физкультурой и спортом;
  • воспитанию определенных моральных качеств, которые будут полезны в повседневной жизни.

Формами работы с населением являются занятия в кружках и секциях, туристические походы, спортивные соревнования, праздники физкультуры и спорта и тому подобное. И чем больше подобных мероприятий проводится в субъектах Российской Федерации, тем выше процент населения, приобщающегося к физическому воспитанию и идеям ЗОЖ.

Спортивно-оздоровительные услуги

В настоящее время на территории России существует большое количество оздоровительных физкультурно-спортивных организаций. Спортивно-оздоровительные услуги оказываются в оздоровительных комплексах, тренажерных залах, центрах, студиях, клубах и подобных предприятиях. Успешная деятельность, безупречная репутация гарантирует организации стабильный поток клиентов. Направленность оздоровительных тренировок в основном сводится к общефизической подготовке в соответствии с возрастом и физическими данными учащихся, а также к закаливанию, плаванию, оздоровительному бегу и ходьбе. Подобные услуги приобретают популярность в фитнес-центрах. В частности, курс «здоровый позвоночник» вводится во многих фитнес-клубах, так как именно проблемы со спиной беспокоят сегодня каждого второго гражданина России.

В зависимости от комбинации упражнений и их темпа, занятия фитнесом носят спортивный или оздоровительный характер. В случае с оздоровлением предполагается умеренная аэробная нагрузка и акцент на развитие гибкости и мышечной силы. Осуществление спортивно-оздоровительной деятельности также проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, при которых открываются клубы по спортивным интересам, секции, школы здоровья и тому подобное. Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия включают различные соревнования, праздники, фестивали, спартакиады. Их проведение включает в себя разработку планов мероприятий, их положений и других организационных моментов.

Заключение

Физкультурно-спортивная организация - это организация, преследующая цель проведения массовой физкультурно-оздоровительной работой и (или) развития спорта высоких достижений. Большое значение сейчас имеет развитие как профессионального, так и массового спорта. В Российской Федерации на данном этапе существует огромное количество физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых отвечает определенной миссии: спортивные школы, клубы, физкультурно-оздоровительные центры, фитнес-клубы, государственные комитеты, федерации и так далее. Совершенствование работы данных организаций имеет первостепенное значение для поддержания здоровья населения, для привлечения молодого поколения к занятиям спортом, чтобы те предпочли ЗОЖ алкоголю, курению и другим пагубным привычкам. В странах, где спортивной политике уделяется повышенное внимание, где создаются все условия для приобщения населения к занятиям физкультурой и спортом, продолжительность жизни возрастает, а также решаются злободневные социальные проблемы (наркомания, преступность и тому подобные). Безусловно, популяризация массового спорта в стране - это долгосрочная задача, в решении которой должны принимать участие все члены общества. Специалисты отмечают подъем спортивного движения в России, повышение числа людей, занимающихся физкультурой и спортом. Идеальным показателем к 2020 году, по мнению правительства Российской Федерации, будет привлечение половины населения государства к занятиям спортом, в том числе восьмидесяти процентов детей.

Здоровье является величайшей ценностью. Каждый человек хочет быть здоровым и сильным. Особенно актуальным является в настоящее время здоровье детей. Спортивная внеурочная деятельность позволяет педагогам выполнять государственный заказ.

Учеными было установлено, что на 20 % физическое состояние малыша определяется наследственными факторами, а также воздействием окружающей среды. Около 10 % - результат функционирования системы здравоохранения, а оставшаяся половина зависит от человека - от его образа жизни.

Большую часть своего времени ребята проводят в школе, поэтому укрепление их психического, физического здоровья является не только задачей родителей, но и делом педагогов.

Деятельность спортивной организации направлена на формирование у подрастающего поколения правильного представления о здоровом образе жизни, а также проведение мероприятий, направленных на профилактику простудных заболеваний.

Цель деятельности

Спортивное направление внеурочной деятельности - разновидность работы классного руководителя. Здоровье нации является мерой качества жизни любой страны. Культурную, интеллектуальную, экономическую, национальную безопасность страны характеризует здоровье детей. Школа является социальной средой, в которой ребенку придется решать различные психологические трудности.

Различные виды спортивной деятельности благоприятно отражаются на физическом состоянии детей, их эмоциональном состоянии. Особенно актуальным является вопрос, связанный с закаливанием и оздоровлением детей в малокомплектных школах.

Спортивная деятельность - это возможность справиться со следующими проблемами:

  • проводить системный анализ педагогической работы, направленной на формирование здорового образа жизни, укрепления психологического и физического состояния детей;
  • создавать комфортную развивающую среду на базе индивидуально-дифференцированного подхода к разным категориям школьников с обязательным учетом морального и психического здоровья, индивидуальных особенностей.

Задачи деятельности

В настоящее время основной задачей педагогов является разработка системы мероприятий, направленных на формирование у детей положительного отношения к своему здоровью.

Спортивная деятельность - это возможность решать следующие задачи:


Значимость внеурочной деятельности

В настоящее время спортивная деятельность - это способ совершенствования правовых и нормативных условий создания и сохранения здоровья школьников. Она способствует популяризации туризма, спорта,

Успех спортивных мероприятий, предлагаемых ребятам во внеурочное время, зависит от заинтересованности педагогов.

Как должна быть продумана такая деятельность? Спортивное направление позволяет всестороннее развивать школьников, использовать массовые формы для организации их свободного времени.

Особенности здоровьесбережения школьников

Спортивная деятельность - это важное направление в работе любой образовательной организации. В современной трактовке здоровье школьников подразумевает систему признаков:

  • соответствие дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной системы;
  • приспособление организма к новым условиям;
  • высокая физическая и умственная работоспособность

Ежегодные медицинские осмотры, проводимые в рамках ОУ, выявляют у детей основные отклонения:

  • нарушение органов зрения;
  • проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
  • болезни сосудов;
  • нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта

Основной причиной снижения здоровья является падение уровня жизни, постоянные стрессы, некачественная экологическая обстановка в стране, минимальная двигательная активность, недостаточная квалификация учителей в вопросах охраны здоровья, неполноценное питание.

Содержание физкультурно-спортивной работы

В наши дни наблюдаются существенные изменения ценностей в образовательном процессе. Помимо повышения качества образования, на первый план выходит и вопрос адаптации и сохранения здоровья школьников, так как это является одним из требований ФГОС НОО.

При совместных усилиях педагогов, родителей, специалистов, владеющих теоретическими знаниями по валеологии, можно воспитывать у детей правильные привычки и навыки, стимулировать их двигательную активность.

При продумывании форм внеурочной деятельности, учителя осуществляют преемственность между воспитательным и учебным процессом, что способствует сбережению здоровья. В систему мероприятий можно включить:


Программа «Здоровье»

Во многих образовательных учреждениях функционирует такая программа, которая состоит из нескольких разделов:

  • повышения медицинских знаний учителей;
  • обучение детей в учебное и внеурочное время правилам сохранения здоровья;
  • работа с родителями;
  • проведение праздников

Для реализации намеченных целей применяются разные формы работы учащихся, педагогического коллектива, администрации образовательного учреждения. Эмоционально-игровая деятельность способствует повышению уровня знаний детей о способах сохранения здоровья, правильного питания.

Принципы формирования внеурочной деятельности:

  • учет возрастных особенностей;
  • базирование на ценности воспитательной системы ОУ;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм;
  • учет склонностей и интересов школьников.

При организации внеурочной спортивной деятельности педагоги учитывают запросы родителей, а также законных представителей школьников, советы детского психолога.

При реализации программы «Здоровье» в школе создается здоровьесберегающая образовательная атмосфера, которая способствует не только сохранению здоровья, но и росту творческого потенциала школьников. Программа создана с целью рационального применения здоровьесберегающих технологий в ходе обучения детей. Она ориентирована на охрану и укрепление здоровья посредством различных форм внеурочной работы.

Перспективным направлением спортивной работы является организация школьного туристического общества. Помимо знакомства с историческим наследием региона, страны, ребята, посещающие туристический клуб, смогут сформировать правильные представления о здоровом образе жизни.

Возникновение физических упражнений исторически обусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и, естественно, в развитии физических качеств.

Заимствуя на первых этапах своего развития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности (бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал эти действия их трудового или военно-прикладного значения. Становясь спортивными, они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей (изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи на охоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении и сопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнения самого по себе.

Основные виды спортивной деятельности всегда связаны с определенными двигательными действиями – физическими упражнениями. Их отличительной особенностью является специальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие и совершенствование физических качеств человека). Одновременно физические упражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности. В связи с этим физические упражнения стали специальным предметом психологического исследования и изучения: без точного анализа психологических основ – физических упражнений – нельзя разработать рациональные методы обучения и спортивной тренировки.

Спортивная деятельность – это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.

Таким образом, определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой – к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.

Соревновательная деятельность спортсменов является основным объектом исследований в психологии спорта и практического приложения психологических рекомендаций. Для того, чтобы спортсмен достиг высоких спортивных результатов, необходимо знать особенности того или иного вида спорта и спортивного амплуа и соответственно этому те требования, которые предъявляются к личности спортсмена, его психическим качествам и уровню их совершенства.

Разные авторы включают в структуру личности различные компоненты. В спортивной психологии чаще всего выделяют характер во всем многообразии его проявлений, темперамент и способности при ведущей роли такого компонента, как направленность.

Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.

Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга. Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.

Спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.

Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов. Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования – важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.

Спортивное достижение – это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.

Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение – это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные виды физкультурно-спортивной деятельности

Введение

1 Классификация современных физкультурно-спортивных видов деятельности

1.1 Восточные единоборства

1.2 Атлетическая гимнастика

2. Причины становления современных видов спорта

4. Профессиональные качества тренера - педагога по современным видам спорта

Заключение

Список литературы

Введение

Физическая культура часть общечеловеческой культуры

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Спорт - явление культурной жизни

Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт -- это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможное гей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно "открыто" новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое совершенствование правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий ее многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

1 Классификация современных физкультурно-спортивных видов деятельности

Развитие области физической культуры и спорта связано с постоянным увеличением ее видового разнообразия, появлением новых видов физкультурно-спортивной деятельности, возрастанием популярности традиционных видов спорта, обновлением перечня видов спорта и дисциплин. физический совершенствование личность спорт

Исследование процесса становления современных видов спорта

Краткое описание новых, современных видов спорта

Одна из тенденций, характеризующих современное отечественное физкультурно-спортивное движение, - появление новых современных видов спорта. Особым фактором при этом выступает включение ряда из них (кёрлинга, бейсбола, пляжного волейбола и других видов спорта) в программу зимних и летних олимпийских игр.

Развитие современных видов спорта предусматривает освоение специальных знаний, необходимых для использования в личностном и профессиональном развитии, самосовершенствовании, организации здорового стиля жизни. На занятиях используют спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального опыта физкультурно-спортивной деятельности, для повышения уровня функциональных и двигательных способностей.

К современных видам спорта относятся:

Восточные единоборства;

Атлетическая гимнастика;

Гидроаэробика;

Стретчинг;

Шейпинг;

Велоспорт ВМХ - кроссовый велоспорт;

Кинологический спорт;

Натурбан;

Пляжный волейбол;

Пейнтбол;

Роллерспорт и скэйтбординг;

Сноуборд;

Танцевальный спорт;

Флорбол.

Пауэрлифтинг;

Стритбол;

Боулинг;

Это только некоторые из современных видов спорта. Кратко проанализируем каждый.

1.1 Восточные единоборства

Восточные единоборства - древнейшее направление в нетрадиционных видах спорта, имеющее несколько стилей, начиная от комплекса оздоровительной гимнастики и заканчивая боевым искусством. Некоторые стили восточных единоборств включены в систему обучения в школах и некоторых вузах Китая, Японии. Восточные единоборства объединяют различные виды упражнений, которые можно выполнять с оружием и без оружия, с партнером или без него. Во всех восточных единоборствах присутствуют твердые и силовые движения, быстрота реакции, гибкость, реактивные движения. В перечне видов спорта, включенных в настоящее время в Российские государственные программы физического воспитания, имеются следующие виды восточных единоборств: айкидо; дзюдо; различные версии каратэ.

1.2 Атлетическая гимнастика

Атлетическая гимнастика - гениальное изобретение человечества, как построение человеческого тела, через физические упражнения с отягощениями. Новый виток популярности на данный вид спорта пришелся на ХХ век.

Гидроаэробика - выполнение физических упражнений в воде, является эффективным средством повышения уровня физической подготовленности для лиц с различным физическим развитием и практически любого возраста. "Структура занятий, дозировки физической нагрузки, музыкальное сопровождение могут быть такими же, как при занятиях ритмической гимнастикой. Однако сопротивление воды усложняет движения, и его преодоление приводит к более быстрому, чем на суше, развитию силы, различных мышечных групп" . Систематическое выполнение физических упражнений в воде нормализует деятельность нервной системы, снимает излишнюю возбудимость, улучшает сон.

Йога - слово "йога" в переводе с древнеиндийского языка означает "союз, соединение, связь, единение, гармония". "Философы - материалисты трактуют этот термин как единение, гармонию физического и психологического состояния человека, как гармонию полного физического здоровья и духовной красоты человека. Упражнения, основанные на понимании не только физических, но и духовных, нравственных правил усовершенствования личности, - это и есть система йоги. Известно великое множество ее разновидности, разделов, упражнений. Наиболее важны для понимания на первоначальном этапе освоения йоги основные дыхательные упражнения и философская основа йоги". Йога - это не просто принятие различных замысловатых поз и расслабление, а настоящая сложная техника контроля над телом и концентрация внимания на нем.

Стретчинг - растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; все движения должны находиться в определенных пределах индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять "легкий стретчинг"; при положении сустава в крайнем разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не показывается, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнения" . Этот вид гимнастики широко используется как вспомогательное средство в различных видах спорта.

Шейпинг - эффективное средство для укрепления здоровья и совершенствования телосложения людей различного возраста. Он объединяет в себя упражнения аэробики и атлетической гимнастики. При занятиях шейпингом интенсивность физической нагрузки дозируется строго индивидуально. Для шейпинга характерен строгий врачебный контроль за состоянием физического развития и функциональной подготовленностью с помощью современной электронной аппаратуры. Получает широкое распространение среди населения.

Велоспорт ВМХ - кроссовый велоспорт - разновидность велокросса, осуществляемого на велосипедах специального класса (кроссовых велосипедах ВМХ). Проводится на специализированных спортивных сооружениях - крытых и открытых велодромах ВМХ. Трасса велоспорта ВМХ с комбинацией препятствий и поворотов имеет длину от 270 до 400 м. Для международных соревнований длина трассы равна 300-400 м".

Кинологический спорт - виды спорта, объединенные Российской лигой кинологов. Включают в себя комплексные и прикладные виды кинологического спорта. Такие как: преодоление собакой трассы с препятствиями на время и чистоту; преодоление собакой барьеров на время и чистоту; обязательные и произвольные программы упражнений под музыку со служебными и декоративными породами собак; кинологические прикладные многоборья; ездовой спорт (на лыжах, санях, нардах; тележках, повозках), гонки на собаках (буксировка). Соревнования по кинологическому спорту проводятся как в личном, так и в командном первенстве. Сооружения для кинологического спорта включают открытые сооружения (круговые беговые дорожки, спортивные и тренировочные площадки кинологического спорта) и крытые сооружения (спортивные залы), используемые комплексно для различных видов и дисциплин кинологического спорта.

Натурбан - скоростной спуск на санях (одноместных - для женщин и мужчин, двухместных - для мужчин) по естественному склону с намораживаемой ледяной трассой. Длина трассы, уклоны, количество виражей определяется по месту.

Пляжный волейбол - спортивная игра, аналогичная волейболу, осуществляемая на открытой песчаной площадке. Специфическое требование к сооружению - наличие слоя песка толщиной не менее 30 см.

Пейнтбол - прикладной вид спорта, командная игра, со стрельбой из специальных маркеров пневматического действия, стреляющих желатиновыми шариками с минеральным красителем. Команды игроков, стартующие со своих баз, стремятся захватить флаг противника и поразить при этом как можно больше игроков команды противника. Место проведения игры - открытая площадка с системой установленных искусственных укрытий. При упрощенных правилах игры осуществляется так же, как физкультурно-рекреационное занятие.

Роллерспорт и скэйтбординг - катание на роликовых коньках и роликовых досках. Роллерспорт включает, как массовые физкультурно-оздоровительные занятия, так и спортивные дисциплины: хоккей на роликовых коньках; фристайл на роликовых коньках и роликовых досках; фигурное катание на роликовых коньках; скоростной бег на роликовых коньках. Для фристайла используются специальные устройства: рампы, трамплины, раскатные горки и др. Комплексы сооружений для роликовых коньков и скейтбординга включают, в основном, сооружения двух типов: роликодромы, строящиеся в настоящее время в Москве, и скейтпарки, получившие большое распространение за рубежом. Скейтпарк - комплекс с развитым составом спортивных сооружений для роликовых коньков и скейтбординга, включающий как крытые так и открытые сооружения: площадки различных видов, дорожки, прямые наклонные трассы, наклонные изогнутые трассы. Составы сооружений различных скейтпарков, их габариты определяются по месту и варьируются в большом диапазоне.

Сноуборд - скольжение по естественному заснеженному склону на специальной доске (зимний Олимпийский вид спорта). Трассы сноуборда оборудуются на естественных и искусственных склонах. Параметры трасс определяются на основании требований правил соревнований с учетом местных условий.

Танцевальный спорт - вид спорта, основанный на исполнении определенных Европейских и Латиноамериканских танцев. Владение школой хореографии оценивается при исполнении танцевальными парами фигур, перечень которых определяется для каждого танца и класса спортсменов. Соревнования различных уровней проводятся между спортивными танцевальными парами различных классов по программам Европейских, Латиноамериканских танцев или программе 10 танцев. Тренировки и соревнования осуществляются в танцевальном зале. Соревнования высших уровней осуществляются в демонстрационном зале со стационарными зрительскими местами.

Флорбол - спортивная игра, аналогичная хоккею, где вместо шайбы используется специальный мяч. Основное место проведения - спортивный зал. В команде играют 5 полевых игроков и вратарь. Рекомендуемый размер игрового поля 40Ч20 м. Допускается игра в залах меньших габаритов с уменьшением числа полевых игроков. Возможно проведение игры на открытых плоскостных сооружениях.

Пауэрлифтинг - силовой вид спорта, суть которого заключается в преодолении веса максимально тяжелого отягощения. Этот вид спорта также называют силовым троеборьем. Связано это с тем, что в качестве соревновательных дисциплин в него входят три упражнения: приседания со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамье, и тяга штанги - которые в сумме и определяют квалификацию спортсмена. В пауэрлифтинге, в отличие от бодибилдинга, важны силовые показатели, а не красота тела.

Стритбол - уличный баскетбол. Появился в 50-х гг. XX века в бедных кварталах США. Две команды по три человека играют на корте размером в половину баскетбольной площадки, забивая мяч в одно и то же кольцо. В команде 4 игрока (3 основных и 1 запасной).

Боулинг - спортивная игра в шары, которая произошла от игры в кегли. Цель игры - сбить с помощью как можно меньшего количества пускаемых руками шаров кегли, установленные особым образом в конце безбортовой дорожки. В мире существует много разновидностей боулинга: 5-кегельный боулинг отличается от 10-кегельного не только количеством кеглей, но и, например, количеством бросков в каждом фрейме, а также различной игровой ценностью кеглей, кэндлпин-боулинг отличается, прежде всего, формой кеглей, которые напоминают свечи. Самый распространённый в мире вариант - это 10-кегельный боулинг, в котором кегли установлены в виде треугольника.

Паркур - искусство перемещения и преодоления препятствий. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и соревнований). Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах.

Существуют широко известные традиционные, развивающиеся виды спорта, включенные в рекомендованную общую номенклатуру новых, современных и развивающихся видов спорта:

- бильярд - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия;

- водное поло - командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить гол в ворота соперника. Игра при этом проходит в бассейне с водой;

- гольф - спортивная игра, в которой отдельные участники или команды соревнуются, загоняя маленький мячик в специальные лунки ударами клюшек, пытаясь пройти отведённую дистанцию за минимальное число ударов.

2. Причины становления современных видов спорта

В исследовании процесса становления новых видов спорта, на наш взгляд, целесообразно выделить два аспекта:

1. Выявление факторов, влияющих на процесс становления современного вида спорта.

2. Определение и характеристика этапов становления нового вида спорта.

Проведенные исследования позволяют предположить, что эффективность процесса становления нового (современного) вида спорта определяется комплексом следующих взаимосвязанных факторов:

1. Государственной поддержки.

2. Олимпийской перспективы.

3. Общественного управления.

4. Естественной доступности.

5. Социальной доступности.

6. Общественного мнения.

7. Спонсорской привлекательности.

8. Конкуренции.

9. Методического и кадрового обеспечения.

10. Международного сотрудничества.

11. Человеческого фактора.

Значимость фактора государственной поддержки для становления новых видов спорта во многом решающая, поскольку им определяются многие аспекты финансового, юридического, нормативного и кадрового обеспечения этого процесса. Несомненно, что государственная политика в сфере физической культуры и спорта, о содержании которой в настоящее время ведется широкая дискуссия, должна обеспечивать возможность удовлетворения потребностей населения в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Социальная значимость какого-либо нового вида спорта во многом определяется наличием у него "олимпийской перспективы", которая реализуется в двух аспектах:

Включением (или перспективой включения) вида спорта в программу олимпийских игр;

Перспективой завоевания призовых мест на официальных международных соревнованиях, и прежде всего на олимпиадах.

Важным компонентом процесса становления современного вида спорта представляется формирование структуры и механизмов общественного управления, т.е. системы функционирования общественных организаций, осуществляющих управление развитием вида спорта как централизованно (национальная федерация), так и на местах (региональные отделения и федерации).

Несомненно, что успешность развития ряда видов спорта обусловлена фактором естественной доступности, то есть наличием естественных природных и климатических условий. К этому же фактору можно отнести и сложившуюся базу спортивных сооружений.

Представляется, что "данный фактор имеет наибольшую значимость для обеспечения массовости занятий видом спорта" . Вместе с тем завоевание высоких наград на международной арене в определенный период времени может обеспечиваться целевой подготовкой довольно ограниченного контингента высококвалифицированных спортсменов.

Фактор общественного мнения во многом обусловливает влияние факторов социальной доступности, конкуренции и спонсорской привлекательности. Данный фактор обеспечивается деятельностью средств массовой информации в двух аспектах:

Формирование имиджа вида спорта;

Раскрытие изюминки соревновательной борьбы.

Становление нового вида спорта во многом определяется влиянием фактора спонсорской привлекательности, под которым можно понимать степень заинтересованности потенциальных спонсоров, инвесторов во вложении средств в его развитие.

Фактор конкуренции предполагает опосредованное воздействие традиционно популярных видов спорта на процесс становления нетрадиционных.

Возникновение и развитие нового вида спорта, как правило, тесно связано с международным спортивным сотрудничеством. В связи с этим проявление фактора международного сотрудничества во многом определяется наличием конструктивной поддержки со стороны международных спортивных федераций, а также зарубежных спортивных объединений, клубов и иных организаций.

Человеческий фактор в современной теории управления рассматривается как один из важных для эффективного обеспечения функционирования какой-либо системы. Несомненно, что успешность процесса становления нового вида спорта во многом определяется профессиональными знаниями и умениями включенных в него людей, а также их личностными качествами.

Проблема определения этапов становления новых современных видов спорта, несомненно, требует комплексного социально-экономического изучения. Важная составляющая последнего, по-видимому, - обобщение опыта практической деятельности в данной сфере.

Эффективное методическое и кадровое обеспечение занятий новым видом спорта, с одной стороны, удовлетворяет требование сохранения здоровья занимающихся, с другой - является основой подготовки спортсменов высокой квалификации.

Становление нового вида спорта представляет собой многоаспектный процесс взаимосвязанной деятельности государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом. При этом ведущую роль в определении стратегии вида спорта должна сыграть национальная федерация.

В разных видах спорта процесс их становления имеет несомненную специфику. Вместе с тем выявление общих закономерностей данного процесса позволит взаимообогатить стратегии развития новых современных видов спорта.

3. Направленность современных видов физкультурно - спортивной деятельности

Каждому человеку, кому небезразлично свое физическое и духовное состояние, а особенно будущему специалисту в области физического воспитания, следует знать все многообразие систем физических упражнений по формированию культуры движений и коррек ции телосложения, уметь ориентироваться при выборе определенного вида гимнастики или силового вида спорта с учетом индивидуальных особенностей, возраста, пола, физической подготовленности и функционального состояния организма школьников, уметь правильно организовать и провести такие занятия в условиях средней школы или детских лагерей отдыха.

Для того, чтобы правильно составить комплекс гимнастики, определить величину нагрузки и воздействия на организм детей, необходимы знания таких предметов, как: анатомия, физиология, гигиена физического воспитания, теории и методики физического воспитания и спорта, а также теоретические знания и технические умения специальных дисциплин (спортивные и подвижные игры, гимнастика, легкая атлетика).

В процессе организации и проведения практических занятий используются такие традиционные методы обучения, как: поточный, серийно-поточный, интервальный и метод "круговой" тренировки. Использование этих методов дает возможность обеспечить комплексное воздействие на организм занимающихся. Для поддержания интереса к занятиям преподавателю необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усвоения танцевальных и комплексных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. Для этого применяются специфические методы: метод усложнения, метод музыкальной интерпретации, метод сходства, метод блоков и другие.

Для того, чтобы контролировать у занимающихся качество выполнения упражнений применяются различные приемы получения информации о результате выполненных действий. Это корректирующая информация о биомеханических характеристиках движения и оценочная информация, которая всегда носит положительную окраску, активизирующую учащихся.

Общие и индивидуальные замечания должны быть даны в дружелюбной форме.

Направленность современных видов физической культуры - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

Степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

Интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

Характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

Выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

Степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

Проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

Уровень физического совершенства и отношение к нему;

Владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

Системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

Широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности .

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педа-гогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами - утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность - личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем-здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня - положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность "на себя". Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

4. Профессиональные качества тренера - педагога по современным видам спорта

Для эффективной организации учебно-тренировочного процесса необходимо иметь практический опыт :

Анализа планов и процесса проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий с различными возрастными группами, разработки предложений по их совершенствованию;

Определения цели и задач, планирования, проведения, анализа и оценки физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения; - наблюдения, анализа и самоанализа физкультурно-спортивных мероприятий и занятий с различными возрастными группами населения, обсуждения отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

Ведения документации, обеспечивающей организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и эффективную работу мест занятий и спортивных сооружений;

В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;

Планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;

Организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся, использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

Применять на занятиях средства и методы, адекватные поставленным задачам, оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;

С помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;

Использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

Определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;

Уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиены, профилактики и контроля за состоянием своего организма;

Материал дисциплины базируется на ранее полученных студентами знаниях по таким учебным курсам, как "Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки", "Анатомия", "Физиология", "Психология", "Гигиена", "Спортивная медицина" и др.

Основы теории и методики обучения занятиям;

Историю возникновения и развития;

Принципы работы и устройства основного оборудования для занятий и правила эксплуатации;

Технику безопасности при занятиях; - медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства;

Заключение

Сегодня в спортивно-оздоровительной индустрии происходит много качественных изменений, которые, несомненно, могут повлиять на будущее развитие этой сферы. К этим изменениям, на наш взгляд, относятся следующие:

Здоровый образ жизни становится для многих неотъемлемой чертой;

Руководители и специалисты спортивно-оздоровительной сферы считают, что ключевым фактором успеха в их деятельности становится качество предоставляемых услуг;

Технологическая революция и научно-техническая информация приводят к изменениям в самом спорте, в подготовке спортсменов и в проведении занятий по физической подготовке. Это и компьютеры, и новейшие тренажеры, вплоть до робота-партнера в отдельных видах спорта;

Групповые занятия все больше вытесняются индивидуальными программами.

Несомненно, тенденции, проявившиеся в спорте 80-90-х годов, будут проявляться и в последующие годы, особенно в первые годы XXI века. Старение или рост численности пожилого населения, в большинстве стран, включая Россию, серьезно повлияет уже в начале нового на популярность видов спорта, на посещаемость спортивных соревнований и их восприятие телезрителями. Скорее всего, людей больше будет тянуть к оздоровительным видам спорта, к играм на свежем воздухе. Появление пляжного волейбола и ошеломительный рост его популярности - яркое тому подтверждение. И если для 90-х годов XX в. характерным является стремление уйти в свой собственный дом, то это неминуемо скажется в начале XXI в. на организационной структуре спортивно-оздоровительных клубов: от больших и комплексных - к клубам маленьким, специализированным, с высокой технологической оснащенностью и высоким качеством предоставляемых услуг.

Почти 10 лет назад наш известный философ Н.Н. Визитей задал вопрос: высок ли в нашем обществе фактический уровень понимания спорта сегодня? Отвечая на этот вопрос, он подчеркнул, что "если оценивать тот уровень понимания спорта как социального феномена, достигнутого к сегодняшнему дню в сфере философско-социологических исследований, то уже нельзя высказать удовлетворение".

На наш взгляд, в ближайшее время мы должны сосредоточить свое внимание на объективном понимании населением, правительством и политическими партиями роли спорта в нашем обществе и правовом закреплении ее в соответствующих законодательных актах.

Список литературы

1. Брянкин С.В. Структура и функции современного спорта. 1982. - 71 с.

2. Волков Н.И. Рекорды выносливости: прошлое, настоящее, будущее//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 10.

3. Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педагогических технологий детско-юношеского спорта. - М.: ФиС, 1998. - 240 с.

4. Кузин В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 9, с. 55-57.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое положение, организационно-правовые формы и виды физкультурно-спортивных некоммерческих организаций. Проблемы правового статуса спортивных федераций в России. Процедура регистрации и ликвидация физкультурно-спортивной некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России. Модель массового спорта. Организация физкультурно-спортивной деятельности по хоккею с мячом для школьников как одному из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации. Государственные и негосударственные физкультурно-спортивные организации. Центры спортивной подготовки. Cпортивно-оздоровительные клубы в Европе. Уровни физической активности населения Японии.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2016

    Общая психологическая характеристика спорта как вида деятельности. Структура спортивной деятельности и ее социальные функции. Типология спорта, разработанная в США. Социальная поддержка и стресс зрителей. Проблема индивидуального выбора вида спорта.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Работа физкультурных и спортивных организаций в современной Белоруссии. Сущность кадрового планирования, цели и задачи физкультурно-спортивной организации. Планирование спортивной деятельности на примере организации "Брестский областной ЦОР по футболу"

    дипломная работа , добавлен 18.05.2011

    Общая характеристика спортивной деятельности. Психогигиеническое значение климата в коллективе. Сила мотива и эффективность деятельности. Исследование мотивации спортсменов, занимающихся историческим фехтованием, от различных факторов их деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2012

    Понятие и предмет спортивного менеджмента - теории и практики эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях. Виды и формы спортивных организаций. Основные принципы и социальные функции спорта.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Медицинская, физкультурно-спортивная, пролонгированная реабилитации. Восстановление профессиональной работоспособности организма. Виды упражнений. Реакция на физическую нагрузку. Педагогические, психологические, медико-биологические средства профилактики.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Система физической культуры и спорта в РФ. Физкультурно-оздоровительная работа и развитие достижений. Пропаганда физической культуры и спорта. Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, их социальная защита.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2009

    Национальные физкультурно-спортивные организации. Региональные и городские общественные физкультурно-спортивные организации. Взаимодействие с органами управления физической культурой и спортом. Создание общественной физкультурно-спортивной организации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция №1. Основы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная технология как учебная дисциплина.

Технология - это научное проектирование и точное воспроизведение в реальности гарантирующих успех педагогических процессов в физическом воспитании.

Данное понятие предполагает переход от производительности в построении и реализации педагогического процесса физического воспитания к строгой обоснованности каждого элемента и этапа, с нацеленностью на объективно-диагностируемый результат. Т.о. начинается поиск истинно-фундаментального и прикладного физкультурно-спортивного знания.

Т.о. физкультурно-спортивная технология - это систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного физкультурно-спортивного процесса.

Определять совокупность взаимосвязи средств, методов и определённых процессов, необходимых для создания органического целенаправленного и преднамеренного физкультурно-спортивного влияния на формирование человека с заданными качествами будет физкультурно-спортивная система.

Объектом физкультурно-спортивной деятельности является двигательная деятельность человека, которая строится на основании двигательной закономерности тела человека.

Под структурой физкультурно-спортивной системы мы понимаем совокупность инвариативных элементов (учащиеся; условия, отражающиечеловека; качества цели; содержание средств воздействий; тренера и инструкторы; организационные формы работы и т.д.).

Виды проектирования физкультурно - спортивных технологий.

Виды проектирования.

Разовое проектирование - создание и эксплуатация до износа новшества. Приходящее ему на смену новшество требует нового проекта.

Перманентное (адаптационное) проектирование - разрабатывается проектная концепция и методика её развития до проекта конкретных новшеств, учитывающих специфику среды. Здесь необходим идеальный (системный) объект, в котором эти новшества будут систематизированы и учтены. Здесь можно достраивать слои: функциональные, морфологические.

Поколенное проектирование - предполагается последовательная модернизация новшества. Переход из одного поколения в другое осуществляется добавлением новых функций и совершенствованием существующих характеристик.

Мутационное проектирование - создание организационного механизма, выполняющего постоянное допроектирование новшества. При этом грань между проектированием и реализацией стирается.

Проектирование игровой имитации - использование механизмов восхождения от абстрактного к конкретному.

Система управления физкультурно-спортивной технологией.

Система управления физкультурно-спортивной технологией имеет 3 этапа:

Этап - Характеризуется сильным вниманием к тому, что должен выполнить ученик. В документах планирования указываются упражнения, способы выполнения и дозировка.

Этап - С описанием методики выполнения и дозировки предполагаются указания о должных нормах тренировки.

Этап - Характеризуется наличием управления тренировочными эффектами.

Под управлением мы понимаем перевод какой-либо системы в желаемое состояние.

Состояние системы определяется совокупностью значений и существенных перемен.

Система - это совокупность элементов, образующих единое целое.

При планировании мы можем создать различные пространства состояний (т.е. состояния, которые может принять физкультурно-спортивная технология).

Рассогласованием называют различие между действительным и должным значениями существенных переменных.

Контроль за нагрузками в физкультурно-спортивной деятельности.

Контроль за нагрузками заключается в ежедневной регистрации количественных значений тренировочных упражнений, выполняемых занимающимися.

Характеристики нагрузки:

Специализированность.

Сложность (психическая и координационная).

Напрвленность.

Величина.

Специализированность - это мера сходства цели с конечным результатом. Сюда можно отнести упражнения, которые по своим биохимическим, биомеханическим, физиологическим, энергетическим показателям имеют сходства с аналогичными показателями конечного целевого комплекса. Чтобы оценить меру специализированности надо оценить структуру целевого физкультурно-спортивного упражнения (комплекса), исследовать структуру тренировочных заданий.

Специализированность нагрузки оцениваем по:

Механизмам энергообеспечения (биохимический подход).

Биофизический подход (ЧСС, томография и т.д.).

Мерам совпадения действий с целевым физкультурно-спортивным комплексом.

Коэффициентам специализированности физкультурно-спортивной нагрузки (отношение частного объема специализированных упражнений к общему объёму).

2. Сложность - характеризуется возможностью занимающихся удовлетворять требованиям, возникающим перед ними в связи с выполнением физкультурно-спортивных упражнений.

Параметры сложности оцениваются по переносимости занимающимися психических, физических и интеллектуальных перегрузок.

Критерии сложности игровых физкультурно-спортивных упражнений:

Соответствие цели занятия.

Объём и степень разнообразия технических, тактических, ролевых действий.

Скорость выполнения этих заданий.

Активность игроков.

Игровые задания можно разделить на 4 степени сложности;

Превышает нормативное игровое задание по каким - либо параметрам.

Соответствует нормативному игровому заданию.

Ниже уровня сложности нормативного игрового задания.

Упрощенные упражнения или игровые задания, где отсутствуют смысловые задания.

3. Контроль за направленностью физкультурно-спортивной нагрузки - это физкультурно-спортивный режим, который надо воспроизвести.

Факторы, влияющие на контроль и направленность нагрузки:

Значение компонентов упражнений или заданий.

Методы их управления.

Уровень исходной работоспособности занимающихся.

Компоненты: длительность упражнений, интенсивность, количество повторений этого упражнения, длительность интервалов отдыха, характер отдыха, количество занимающихся.

Методы; непрерывный, переменный и повторный.

Величина - определяется как производная нагрузки на интенсивность. Она определяется пульсовой стоимостью занятия.

Интенсивность - это степень воздействия упражнения на развитие тех или иных систем.

Показатели объёма величины нагрузки: количество упражнений, количество тренировочных занятий, количество тренировочных дней в технологическом цикле, время тренировочной и соревновательной деятельности.

Список литературы:

нагрузка спортивный технология проектирование

1. Петросян С.А. Шаги в профессию, Введение в специальность «педагогическая деятельность»; - Ростов - на Дону: Старые русские, 2010.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Правовое положение, организационно-правовые формы и виды физкультурно-спортивных некоммерческих организаций. Проблемы правового статуса спортивных федераций в России. Процедура регистрации и ликвидация физкультурно-спортивной некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2012

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России. Модель массового спорта. Организация физкультурно-спортивной деятельности по хоккею с мячом для школьников как одному из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Национальные физкультурно-спортивные организации. Региональные и городские общественные физкультурно-спортивные организации. Взаимодействие с органами управления физической культурой и спортом. Создание общественной физкультурно-спортивной организации.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2016

    Медицинская, физкультурно-спортивная, пролонгированная реабилитации. Восстановление профессиональной работоспособности организма. Виды упражнений. Реакция на физическую нагрузку. Педагогические, психологические, медико-биологические средства профилактики.

    презентация , добавлен 16.03.2014

    Общая характеристика спортивной деятельности. Психогигиеническое значение климата в коллективе. Сила мотива и эффективность деятельности. Исследование мотивации спортсменов, занимающихся историческим фехтованием, от различных факторов их деятельности.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2012

    Субъекты физической культуры и спорта в Российской Федерации. Государственные и негосударственные физкультурно-спортивные организации. Центры спортивной подготовки. Cпортивно-оздоровительные клубы в Европе. Уровни физической активности населения Японии.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2016

    Укрепление здоровья человека, повышение его работоспособности. Нормативно-правовое и ресурсное обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в Республике Беларусь. Формы организации физкультурно-оздоровительных услуг населению. Услуги фитнес-центров.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Физкультурно-оздоровительные клубы как приоритетная форма организации дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в общеобразовательных школах. Новые формы и методы организации спортивно-оздоровительной работы с подростками.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Правовая и законодательная основа физкультурно-спортивного движения в России, его цели и задачи. Анализ эффективности физкультурно-спортивных моделей за рубежом и в России. Хоккей с мячом как один из видов массового физкультурно-спортивного движения.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2011

    Исследование понятия оздоровительной физической культуры. Роль занятий физическими упражнениями для сохранения здоровья человека. Изучение особенностей организации массовой физкультурно-спортивной работы в домах отдыха, пансионатах и туристских базах.



 

Возможно, будет полезно почитать: