Современная горнолыжная техника. Основы техники катания на горных лыжах. Методика простых движений

Эта статья – мое мнение по поводу обучения современной горнолыжной технике, отзыв на статью государственного тренера СССР Ю.С. Преображенского «Резаный поворот, обучение и современные лыжи»

Методика обучения

Методика обучения любителей развивается на основе техники чемпионов спортивных соревнований, включая могул и фрирайд. Так происходит и в Альпийских странах и в России.

Мы стараемся быстро воспринимать новое и, основываясь на разработках наших коллег из Франции и других стран, адаптируем методику обучения к нашей, удивительно разнообразной российской действительности.

Правильный выбор склона – основа успешного освоения техники. Если на начальном этапе обучения есть возможность постепенно увеличивать крутизну склона, а протяженность и качество подготовки склона позволяют, то мы рекомендуем использовать последовательности упражнений для прямого обучения параллельному, резаному ведению лыж.

В этом - идеальном случае, с самого начала в упражнениях используется резаный направляющий эффект современных лыж. Контроль скорости и торможение, на начальном этапе, осуществляется поворотом к склону до остановки или торможением плугом. Различные типы соскальзывания служат для выработки навыков закантовки - раскантовки лыж и торможения, и не изучаются, в данном контексте, как способ поворота.

На втором этапе обучения, когда лыжник совершенствуется, большое значение приобретают упражнения для выработки правильной переднезадней загрузки лыж, упражнения на боковой баланс и на особенности вертикальной работы в случае резаного ведения на современных лыжах. На страницах журнала последнее время появились статьи, посвященные таким упражнениям.

Методика обучения резаному повороту разработана довольно давно. Это отмечено в постановлении Коллегии центрального совета по туризму и экскурсиям (от 28 марта 1990 г № 4-15 и от 09 апреля 1990 г. № 5-32а) “О совершенствовании системы подготовки и повышения квалификации кадров для горнолыжного туризма, спорта и отдыха”. Конечной целью обучения там принимается резаное ведение лыж, коньковый поворот и шаг-жим. С тех пор, конечно, многое изменилось, и, благодаря развитию снаряжения, резаному повороту теперь можно и нужно обучать не только продвинутых, но и начинающих горнолыжников.

В самое последнее время, спортсмены, на этапах Кубка Мира, активно используют внутреннюю лыжу в повороте. Этот элемент будет включен в методику обучения в ближайшее время.

К сожалению, схему прямого обучения параллельному резаному ведению тяжело использовать напрямую на горнолыжных курортах России.

Карвинг, но не только

За последние несколько лет качество подготовки склонов на известных горнолыжных курортах нашей страны заметно улучшилось. Теперь основным их недостатком является малое разнообразие склонов. Часто, практически невозможно подобрать необходимую последовательность склонов, где горнолыжника сразу можно было бы учить только резаному повороту. К концу дня на насыщенных, узких участках трасс нарываются бугры, и состояние склона ухудшается. Всего, в России, от Камчатки до Центральных районов насчитывается более восьмидесяти горнолыжных центров. Многие из них не обладают снегоуплотнительной техникой или, из-за проблем с финансированием, не используют ее в необходимом объеме. Для начального этапа обучения необходимы протяженные склоны крутизной до семи градусов, которых крайне мало в России.

С другой стороны, практически во всех горнолыжных центрах России присутствуют склоны с пологими участками, где можно и нужно изучать элементы резаного ведения. В то же время для контроля скорости на крутых участках и маневров на узких частях склона мы рекомендуем изучать упражнения с проскальзыванием лыж в повороте. В этом случае, на начальном этапе обучения известная последовательность упражнений – плуг, упор внешней лыжей, шаг-поворот, основной поворот на параллельных лыжах по-прежнему востребованы. Инструкторам необходимо помнить, что упоровая техника – не самоцель, большинство лыжников способны пройти путь до шага поворота – за одно, максимум два занятия. С другой стороны любители горных лыж приезжают на курорт отдыхать, а не бороться за технику, поэтому обучение должно быть не только эффективным, но и комфортным.

Как только лыжник освоил простые упражнения – переходите к более сложным, не останавливайтесь на достигнутом. При плохой подготовке трасс следует использовать упражнения на разгрузку лыж сгибанием-разгибанием, различные гирлянды соскальзываний с разгрузкой лыж, использовать выпуклые участки склона и бугры для отработки разгрузки лыж и входа в поворот.

На этапе совершенствования следует обращать внимание на вертикальную работу и положение корпуса относительно нижней части тела. Как и в случае резаного ведения, важным элементом является независимая работа ног - баланс на внешней лыже, а в глубоком снегу - равномерное распределение загрузки лыж в повороте.

О горнолыжниках - любителях, инструкторах, и платных школах.

Мне кажется, что на сегодняшний день, в России, резаный поворот применяют те, кто посвятил его изучению и тренировкам определенное время. Это спортсмены, настоящие и бывшие, владеющие резаным поворотом и любители, посвятившие время его отработке.

К сожалению, в наше стране большинство любителей обучаются катанию сами, у родителей и друзей, а не у инструктора. В нашей стране только создается система платных школ, где любой мог бы научиться катанию на горных лыжах. Их мало, и мало из тех, кто уже научился основам продолжает заниматься с инструктором. Из за этого, общая культура горнолыжной техники в нашей стране оставляет желать лучшего.

Основная причина такого положения дел - в недостаточной подготовке инструкторов. Единицы из тех, кто работает инструктором, имеют высокую инструкторскую квалификацию. Пройдя обучение в школах инструкторов однажды, и получив удостоверение кандидата-инструктора, многие считают, что обрели багаж знаний для полноценной работы, и что им нечему больше учиться. За двух-недельную школу стать инструктором просто невозможно. Начальная подготовка инструктора дает лишь возможность работать, и не является достаточной. Необходимый объем знаний, требующийся для работы инструктором очень велик, и даже спортсменам и техничным любителям необходимо время для его изучения.

Вот что представляет собой программа школ повышения квалификации инструкторов: основы физического воспитания и спортивной тренировки, физиологические основы занятий горнолыжным спортом, организация горнолыжного спорта в России, горнолыжная техника, методика обучения, прикладная педагогика, тренировка, спортивный инвентарь и снаряжение, горы и опасности в горах, лавинная опасность, обеспечение безопасности и первая доврачебная помощь, работа горнолыжного центра и его инфраструктура, горнолыжные трассы, канатные дороги, функции ПСС, соревнования, правово-экономические вопросы работы инструктора и т.д.

Постепенно накапливая опыт, и, что обязательно, проходя школы повышения квалификации, инструктор может стать тем человеком, который способен привлечь любителей горных лыж.

В этой связи, хочется обратиться к руководителям горнолыжных центров и призвать их больше внимания уделять квалификации инструкторов, принимаемых на работу. Инструктор – лицо горнолыжного центра. Высококвалифицированные, техничные инструкторы привлекают внимание не только начинающих, но и продвинутых лыжников, создавая имидж курорта, где всё призвано удовлетворять потребности отдыхающих. Инструкторы, работающие по сопровождению групп в другие страны, также должны иметь высокую квалификацию, ведь они представляют лицо туристической компании отправляющей любителей в горы.

Инструкторы, обучающие любителей и продвинутых лыжников, подготавливают почву для прогресса Российских спортивных школ. С одной стороны общий уровень горнолыжной культуры повышается. С другой стороны, система платных школ сможет создать рабочие места для спортсменов, которые, по тем или иным причинам, заканчивают выступать в профессиональном спорте. Если молодые спортсмены будут уверены в завтрашнем дне, то они будут тренироваться с большей охотой и настойчивостью. Надеюсь, что создание системы платных школ и высокая квалификация инструкторов, приведет в будущем, наших спортсменов к победам в спортивных соревнованиях самого высокого уровня.

До встречи на склонах.

Эта страничка предлагается для инструкторов и для тех кто собирается им стать. Но любой другой любитель горнолыжного спорта найдет для себя много полезного для понимания элементов горнолыжной техники. Ведь что из себя представляет катание на горных лыжах? Это есть процесс перемещения лыж по снегу с прикрепленным сверху лыжником. Написал и сам ужаснулся тому что написал. Боже какая проза по сравнению с тем феерическим миром эмоций которые ты испытываешь катаясь на лыжах или наблюдая за хорошо катающимся лыжником. Ну да ладно. Из песни слово не выкинешь.

Каким образом лыжи перемещаются вниз по склону?

Они могут скользить, соскальзывать, проскальзывать и резать. Что все это значит?

Скольжение — движение лыж в направлении их носков или в направлении продольной оси. Это может быть прямой спуск или траверс.

Соскальзывание – это движение лыж вниз по склону в направлении поперечной оси или боком.

Проскальзывание – движение лыж в повороте, при котором пятки описывают большую дугу, нежели носки. Это комбинация скольжения и соскальзывания, происходит в большинстве поворотов.

Карвинг – резаный поворот – движение лыж в повороте, при котором пятки и носки лыж пишут одинаковые дуги. Элемент проскальзывания отсутствует.


Скольжение Соскальзывание Проскальзывание Карвинг

Продолжаю.Итак, лыжи едут вниз по склону, и возникает необходимость изменить направление движения – повернуть Что нужно сделать для того чтобы прикрепленная к вашим ногам лыжа повернула? Ответ очень прост. Надо лыжу сместить в сторону от Вашего центра тяжести или Ваш центр тяжести в сторону от лыжи. О том как это сделать и пойдет речь на этой страничке.

У лыжника стоящего на снегу или летящего вниз по склону возможны четыре типа движений.

  • Движенияпо поддержанию равновесия или баланс
  • Движения для закантовки лыж
  • Вращательные движения
  • Движения по распределению давления

Движения по поддержанию равновесия — это движения поддерживающие Ваш баланс в процессе скольжения

Движения по закантовке — изменяют угол наклона лыжи к поверхности склона (снегу)

Вращательные движения — поворачивают и ведут лыжи

Движения по распределению давления — поддерживают и изменяют давление между лыжами и снегом

Итак давайте рассмотрим равновесные движения или баланс.

Баланс

Он бывает двух видов статический — когда лыжник стоит на месте и динамическим — когда лыжник скользит вниз по склону. В дальнейшем когда мы говорим баланс мы имеем ввиду именно динамический баланс — равновесную стойку в движении вниз по склону.

Что может влиять на баланс?

  • Ширина постановки ног
  • Сгибание и разгибание голеностопов, коленей, бедер и поясницы
  • Перемещение Вашего центра тяжести вперед и назад
  • Наклон корпуса в сторону горы
  • Движения Ваших рук и головы
  • Растяжение и сжатие мышц

Узкая стойка Средняя стойка Широкая стойка

Передняя стойка (носок)Средняя стойка (середина стопы)Задняя стойка (пятка)

Динамическая равновесная стойка — это ключ к успеху в освоении горнолыжной техники. Все остальные навыки лыжника будут зависеть от стойки. Всегда помните об этом при обучении и совершенствовании любых технических элементов

Закантовка

Закантовка лыж или иными словами постановка лыжи на кант позволяет лыжнику:

  • Изменять направление движения
  • Контролировать скорость
  • Менять форму и размер поворота
  • Скользить, соскальзывать и резать (дугу поворота)

Различные углы закантовки для создания и ведения поворота

Закантовка происходит от перемещения центра тяжести и достигается двумя путями

  • Заклоном тела в сторону центра будущего поворота
  • Ангуляцией — образованием углов между лыжами и разными частями тела

Заклон всего корпусаАнгуляция (угловое положение)

Для того чтобы лучше понять что такое наклон корпуса представьте себе велосипедиста на треке или мотоциклиста делающих поворот на высокой скорости при этом держащего плечи параллельно земле Угол заклона зависит от скорости и радиуса поворота. Закантовка создается путем наклона различных частей тела:

  • голеностопов
  • коленей
  • бедер
  • нижней части позвоночника
  • всего тела

Основная мысль: чем выше точка заклона тем больше угол закантовки.

Ангуляция (угловое положение) — образует углы между лыжами и разными частями тела. Говоря о лыжах ангуляция подразумевает сгибание — разгибание в продольном и боковом направлениях и позволяет:

  • изменять величину закантовки без изменения наклона корпуса
  • сохранять равновесную стойку
  • контролировать давление по всей длине лыжи
  • переносить вес с лыжи на лыжу
  • менять ритм и скорость движений
  • менять форму и радиус поворота
  • адаптироваться к изменениям рельефа и состоянию снега

В горных лыжах мы говорим об ангуляции бедер, коленей и голеностопов. Ангуляция бедер (слом в бедре, заклон) играет основную роль в изменении угла закантовки в то время как голеностопы и колени выполняют более тонкую работу.

Вращательные движения

Вращательными движениями мы называем поворачивание различных частей тела по отношению друг к другу или по отношению к лыжам. Они могут производиться за счет перемещений различных групп мышц (внутреннее) или укол палкой (внешнее). В горных лыжах присутствуют несколько типов вращательных движений которые позволяют менять направление движения лыж, а в сочетании с другими движениями позволяет это делать более эффектно, легко и непринужденно. Начинающие лыжники обычно делают вращательные движения вовлекающие все тело в начале поворота, в то время как опытный лыжник делает тонкие вращательные движения коленями и голеностопами на протяжении всего поворота. Основными вращательными движениями считаются:

  • вращение корпуса (туловища)
  • вращение корпуса (туловища) и ног в противоположных направлениях
  • вращение ног

Вращение корпусом (плечами, грудью и верхней частью спины) — движение очень мощное но очень медленное для поворота лыж, т.к. за движением корпуса следуют бедра, колени и потом голеностопы с лыжами. Кроме этого движение корпуса весьма инерционно. Поворот вращением корпуса обучали много лет назад. В современной технике не применяется и ему не учат.

Вращение корпуса (туловища) и ног в противоположных направлениях (контр — вращение) легко описывается 3 законом Ньютона » на каждое действие существует равное ему противодействие» В данном случае мы говорим что если корпус вращается вправо то ноги и лыжи вращаются влево и наоборот.

Вращение ног — повороты ног заставляющие лыжи поворачивать. В данном случае мы говорим о голеностопах коленях и бедрах. При их относительно малой массе по отношению к корпусу ноги являются самым мощным источником поворота. Не надо забывать и о преподготовке поворота (по английски это называется anticipation но я бы сказал что это раздельное движение верхней и нижней части туловища когда ноги и лыжи двигаются по дуге завершая поворот а корпус руки и плечи уже развернуты вниз в направлении центра следующего поворота.

Предподготовка

В сочетании с закантовкой и движениями по распределению давления вращательные движения являются мощным инструментом современной горнолыжной техники.


Вращение туловища Контр-вращение Вращение ног

Движения по распределению давления

Управление, контроль и манипуляция давлением на лыжи является важнейшим качеством в современном горнолыжном спорте. Эффективный контроль давления предполагает постоянную мышечную работу для осуществления специфических воздействий на лыжи как то: перенос веса с лыжи на лыжу, распределение веса по всей длине лыжи, и контроль давления между лыжами и снегом. Величина давления прикладываемого к лыжам контролируется центром тяжести лыжника или изменением радиуса поворота, скорости, величиной сгибания суставов, изменением угла закантовки или перераспределением веса.

Движения вперед и назад контролируют давление по поверхности стопы и по длине лыжи. Перемещение давления с пятки на середину и вперед позволяет использовать конструкцию лыжи для поворотов и закантовки. Центр тяжести можно переносить двумя путями: наклон всего корпуса или перемещение ног под центром тяжести.


Радиус поворота определяет величину поворота. В горных лыжах обычно говорят о трех типах поворота — короткий, средний и длинный (слалом, слалом — гигант и супер — гигант).

При коротких поворотах требуется большее давление чем при длинных.

Скорость также влияет на давление, чем выше скорость тем больше давление.

Сгибание — разгибание также оказывают влияние на давление. Скорость сгибания — разгибания определяет продолжительность загрузки Ваших лыж. Если Вы резко согнетесь вниз из высокой стойки то давление на лыжи уменьшится. Как только сгибание прекратиться давление увеличится. При резком разгибании давление сначала увеличивается, а как только разгибание заканчивается давление уменьшается. Если вы двигаетесь с постоянной скоростью то давление постоянное но с увеличением скорости растет.


Сгибание — разгибание

Сгибание позволяет преодолевать неровности рельефа и различные состояния снежного покрова. Кроме того что сгибание поддерживает баланс, оно также дает возможность делать вращательные движения более мощными. Сгибание может быть активным (сокращение мышц, сгибание коленей) и пассивным (при наезде на бугор ноги взлетают вверх)

При увеличении угла закантовки лыжи наклоняются в сторону горы, площадь опоры уменьшается, давление увеличивается. При уменьшении угла закантовки (лыжи касаются снега всей поверхностью, площадь опоры увеличивается) давление уменьшается.

Давление перераспределяется при смене опорной ноги. в конце поворота Вы переносите вес с нижней лыжи на верхнюю (со старой опорной лыжи на новую опорную лыжу). Во время переноса веса с одной внешней ноги на другую, новая опорная нога (внешняя) распрямляется в то время как новая внутренняя нога сгибается. Эта постоянная работа ног лыжника влечет боковые смещения центра тяжести с одной лыжи на другую. Чем плавнее и мягче Вы производите весь этот комплекс движений тем элегантнее дуга поворота и тем большее Вы получаете удовольствия от катания на горных лыжах


Теперь когда мы разобрали все типы движений, давайте посмотрим динамику их развития в процессе совершенствования лыжника.

Начинающий — основной тип движений вращательный. Лыжник очень часто находиться в задней стойке, лыжи ведутся плоско, закантовка практически отсутствует. Ваша основная задача как инструктора: поставить лыжника в среднюю стойку. Обращайте особое внимание на положение рук и давление голеностопом на язык ботинка. Склоны — только зеленые.

Совершенствующийся — или так называемый средний лыжник. К средним лыжникам относятся те кто может вести поворот проскальзыванием. Этот тип лыжника старается уменьшить величину упора, начинается вертикальная работа (сгибание — разгибание) при этом уменьшается роль вращательных движений, лыжник все больше и чаще ставит лыжу на кант применяя закантовку. Передне — задняя загрузка лыжи (перецентровка) улучшается в процессе совершенствования. Лыжи ведутся узко. Склоны голубые

Хорошо катающийся — лыжник у которого достигается гармония между всеми типами движений. Ширина стойки постепенно увеличивается, поворот боковым соскальзыванием заменяется динамичным резаным поворотом. В этих поворотах вращательное движение практически отсутствует. Основной тип движений передне — заднее равновесие (перецентровка) с заклоном и закантовкой. Величина заклона и соответственно закантовки зависят от крутизны склона, скорости и типа поворота. Склоны любые.

Почему я указываю на тип склонов? В моей практике я неоднократно видел как лыжники с недостаточным уровнем подготовки в силу разных причин лезут на черные, красные и бугристые трассы. Стоит такой торопыга посреди склона и боится пошевелиться. Не обладая необходимым количеством двигательных навыков, не умея контролировать скорость такие лыжники опасны как для себя так и для окружающих. Очень часто лыжник пытающийся проехать по склону который ему явно «не по зубам» натерпится такого страху что дальнейшие попытки постановки на лыжи становятся весьма и весьма проблематичными. Кроме того такой лыжник можете нанести травму окружающим. В США несколько лет назад 17 летний лыжник получил три года тюрьмы за непреднамеренное убийство другого лыжника в результате столкновения. Пожалуйста помните об этом и выбирайте склон соответствующий уровню технической подготовки Ваших студентов.

Всем желаю удачи в освоении горнолыжной техники.

На сегодняшний день одним из популярных видов спорта является горнолыжный. Этот активный вид отдыха не только укрепляет здоровье, но и дарит массу острых ощущений, заряжая позитивом. Техника катания на горных лыжах достаточно сложна. Но усвоив основные её правила, любой новичок станет настоящим профессионалом .

Умение правильно стоять

Для тех, кто совсем не знает, как кататься , следует начать с изучения стойки. Стойка является динамическим элементом катания. Находясь в постоянном движении, изменяя форму и размер поворотов, необходимо постоянно балансировать, сохраняя равновесие, отсюда меняется и стойка. Она должна быть простой и функциональной, чтобы сохранять энергетическую эффективность и силу.

По мнению инструкторов и профессиональных горнолыжников, правильная стойка должна быть высокой. Именно в таком положении вся нагрузка ложится на скелет, ему придаётся удлинённая и более устойчивая форма, это снижает мышечную усталость и придаёт силы лыжнику. При слегка согнутых ногах и расслабленных мышцах у лыжника увеличивается диапазон движений и обостряется мышечная реакция.

Говоря о правильной стойке, инструкторы используют такое понятие, как центрирование в продольном направлении. Когда находишься в центрированной стойке, давление тела распределяется по всей длине лыж, что позволяет использовать их целиком и поддерживает устойчивость.

Следует помнить о расстоянии между лыжами. Оно не должно затруднять контроль, в то же время должно быть достаточным для свободной работы ног. Правильным считается расстояние чуть меньше, чем ширина плеч.

Руки должны находиться перед телом. Это позволит не отклоняться назад и сохранять контроль в движении.

Основы движения

После усвоения основ правильной стойки можно смело переходить к обучению элементарным движениям на лыжах. Основным из них является коньковый ход. Этот классический способ передвижения используется для езды по ровным поверхностям, подъёма на невысокие склоны и . Если лыжник чувствует равновесие и спокойно балансирует, то освоение этого стиля катания, заключающегося в одноопорном скольжении, не составит никакого труда. Залогом успеха для начинающих служит умение правильно занимать базовую стойку:

  • в меру согнуты колени;
  • небольшой наклон вперёд;
  • пятки сведены под нужным углом;
  • носки разведены.

Техника движения заключается в движении одной ногой вперёд с одновременным отталкиванием другой ноги от поверхности. Ноги меняются с переносом баланса тела.

Для начинающих горнолыжников эта техника кажется сложной. Облегчить её изучение поможет чёткое понимание элементарных правил:

  • правильная изначальная стойка;
  • выполнение толчка опорной ногой;
  • сохранение жёсткого корпуса;
  • невысокое поднимание лыж при смене ног.

Есть несколько способов конькового хода (полуконьковый одновременный, коньковый одновременный двушажный, коньковый одновременный одношажный, коньковый попеременный). Разница этих способов имеет значение только . Для новичков важно освоить основные принципы этого стиля передвижения.

Основы торможения

Для тех, кто усвоил азы катания, следует изучать умение правильно тормозить. Новичкам кажется, что в этом нет ничего сложного. Но, главное, не просто затормозить, а суметь сориентироваться в конкретной ситуации, чтобы сделать это торможение безопасным. Существует три техники торможения, каждая из которых хороша в конкретных случаях.

Техника «плуг»

Это самый простой способ для снижения скорости и возможности остановиться. Суть его состоит в том, что при спуске передние части лыж сводятся близко, а задники разводятся максимально широко. При этом ноги должны быть согнуты в коленях и давление тела направлено на пятки. Минусом этого способа является длинный тормозной путь и низкая возможность управления. Подходит для торможения при небольших скоростях на плоских склонах.

Торможение упором

Основой этого стиля является перенос веса тела на вышерасположенную лыжу. Одновременно с этим нога, находящаяся снизу, ставится на внутреннее ребро так, что угол с ней и направлением спуска составлял 90 градусов. Вместе с тем, упор нужно сделать на ногу, которая находится выше. Плюсом этого вида торможения является короткий тормозной путь и быстрое снижение скорости. Этот способ используют профессионалы, и для усвоения его новичками нужна определённая практика.

Остановка с разворотом

Суть этого способа состоит в синхронном развороте перпендикулярно направлению движения. При этом основное давление тела направлено на лыжу, находящуюся сверху. Этот вид торможения подходит для профессионалов, способных полностью контролировать движение, и чувствовать момент необходимости быстрого погашения скорости.

При торможении основное давление тела необходимо перенести на верхнюю лыжу

Основы падения

Как бы смешно это ни звучало, но начинающему лыжнику, наравне с основными принципами горнолыжного катания, необходимо научиться правильно и безопасно падать. Чтобы уберечь себя от последствий падения, нужно:

  1. Снизить скорость при ощущении неизбежного падения;
  2. Прижать руки к корпусу;
  3. Постараться упасть на бок или ягодицы;
  4. При падении избавиться от палок.

Описанные выше правила не делают новичка продвинутым горнолыжником, но объясняют, как научиться кататься на горных лыжах. Усвоив эти главные , и постоянно совершенствуя их, можно добиться высоких результатов за короткое время.

«Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера Гуршман Грег

2.1. Основы обучения современной горнолыжной технике

Общий подход к обучению технике выполнения поворотов

Описанию техники выполнения поворотов посвящено немало книг и статей. Однако ни в одной из них я не нашёл простых и понятных объяснений того, что происходит в современном резаном повороте. Тренер, работающий с юниорами, должен уметь объяснить все элементы техники предельно просто и доходчиво. А это значит, что он должен и для себя понимать современную технику в рамках отдельных простых элементов. О конкретных элементах техники разговор пойдёт ниже. Здесь я бы хотел остановиться на выведенном мною определении выполнения поворота, которое, как мне кажется, существенно помогает при обучении элементам техники.

Итак, выполнение поворота - это создание условий, необходимых для того, чтобы поворот произошел, вместо приложения усилий для поворота лыж.

В этом незамысловатом определении кроется суть подхода к обучению современной технике. Обучение должно быть направлено только на отработку тех элементов, которые создают условия для резания максимально чистой дуги поворота. На это должны быть направлены все прогрессии упражнений, как в свободном катании, так и на трассе. О том, что конкретно создаёт условия для выполнения технически идеального поворота, разговор пойдёт в последующих разделах этой главы.

При работе над отдельными элементами техники очень важно создавать правильный биомеханический рисунок (последовательность движений) на каждой стадии обучения. Весьма распространённой ошибкой неопытных тренеров является создание так называемых антирисунков.

Создание биомеханического рисунка движений. Антирисунки и как их избегать

Как уже было сказано выше, биомеханический рисунок - это определённая последовательность движений. Многократное повторение конкретной последовательности движений вырабатывает так называемую мышечную память. Не буду вдаваться в детали этого сложного и не до конца изученного нейромышечного процесса. Нам, тренерам, нужно знать лишь основной принцип: мышечная память позволяет спортсмену воспроизводить биомеханический рисунок. Именно поэтому тренерам очень важно создавать прогрессии упражнений, ведущие к тому же рисунку движений, что и в настоящем повороте. Иными словами, результатом любой прогрессии или совокупности прогрессий всегда должен являться поворот в полной законченной форме. Очень часто я наблюдаю за работой тренеров, подопечные которых бесцельно выполняют различные, не связанные между собой упражнения. Как правило, подобная работа приводит к созданию как нужных, так и ненужных навыков, вырабатывая неправильную мышечную память и, соответственно, создавая биомеханический антирисунок. Антирисунок содержит в себе определённые движения или последовательности движений, которые идут вразрез с правильной техникой выполнения поворотов. Не стоит забывать, что избавляться от антирисунков значительно труднее, чем изначально развивать правильный рисунок.

Для большей ясности приведу пример весьма популярного упражнения, создающего, на мой взгляд, биомеханический антирисунок. Заключается оно в следующем: спортсмена просят взять одну лыжную палку и держать её горизонтально перед собой на уровне плеч, при этом выполняя повороты слалома (вне трассы). Нетрудно догадаться, что данное упражнение преследует своей целью улучшение дисциплины рук в слаломных поворотах. Цель, безусловно, неплохая, но посмотрим, достигается ли она и к каким последствиям на самом деле приводит предложенное тренером упражнение. Мой опыт показывает, что при выполнении юниорами данного упражнения на склоне средней крутизны происходит следующее: баланс спортсменов смещается назад, к пяткам лыж; буквально после пары поворотов ухудшается и совершенно пропадает перецентровка; сужается ведение лыж и появляется статичность; в ряде случаев резаный поворот просто пропадает и заменяется толканием лыж вбок. Это лишь самые очевидные побочные явления, сразу бросающиеся в глаза. Уверен, что подобных эффектов не будет наблюдаться у слаломистов высокого класса просто потому, что их биомеханический рисунок находится на таком уровне, что его весьма сложно изменить несколькими поворотами. Тем не менее для юниоров с ещё не сложившейся техникой повторение этого упражнения может принести гораздо больше вреда, чем пользы. Даже если это упражнение и дисциплинирует положение корпуса и рук в повороте, оно полностью нарушает баланс и работу ног. Более того, положение корпуса и рук, развиваемые этим упражнением, тоже гораздо более статичны и создают ощущения, которые далеки от тех, что испытывает спортсмен в настоящем повороте слалома.

Итак, на этом весьма простом примере видно, как легко при самых правильных намерениях создать антирисунок. Конечно, всё это познаётся лишь на практике. Например, то же самое упражнение, выполненное без палок (просто с вытянутыми впереди на уровне груди руками) или с палками, взятыми не за рукоятку, а посередине, гораздо реже создаёт антирисунок и действительно положительно влияет на положение корпуса и рук в повороте. Порой трудно предсказать, принесет ли упражнение должный результат, не увидев его в исполнении конкретного спортсмена. Иногда тренер может почувствовать возможность создания антирисунка, выполняя упражнение сам. Однако не стоит сравнивать баланс и технические навыки хорошего тренера с возможностями юниоров. То, что порой ощущается тренером как полезное упражнение, не всегда может привести к нужному результату у юниоров. Мы все делаем ошибки и порой предлагаем спортсменам упражнения, при многократном повторении имеющие потенциальную возможность создания антирисунка.

Ещё одной причиной создания антирисунков является прямое копирование техники старших спортсменов и даже звёзд с Кубка мира. Безусловно, наблюдая видеозаписи лучших в мире горнолыжников, можно лучше понять и проанализировать определённые элементы техники. Однако тренер должен чётко доносить до спортсмена разницу между грамотным анализом и слепым копированием. Вот что сказал об этом отец и первый тренер неоднократного обладателя Кубка мира норвежца Кьетиля Андре Аамодта: «Копирование юниорами техники спортсменов высокого класса очень вредно и порой опасно. Ни в коем случае не стоит копировать конечный результат, не зная и не понимая того, как тот или иной спортсмен пришёл к этому. Гораздо лучше повторять все те шаги, что привели данного спортсмена к успехам...» Я полностью разделяю данную точку зрения. Именно повторение системы подготовки великих спортсменов может привести юниоров к овладению такой же техникой.

Тренерам важно внимательно следить за спортсменами, выполняющими прогрессии упражнений, и задаваться вопросом - а не развиваем ли мы очередной антирисунок в ходе усвоения навыков? Тренеры, не задающиеся этим вопросом, как правило, в своей работе сражаются с многоголовой гидрой. Они с усилиями отрубают одну голову, в то время как непонятно откуда появляется другая. Этот бесполезный бой может продолжаться бесконечно и победного конца ожидать не приходится. Зато внимательный, вдумчивый тренер, избегающий антирисунков, почти всегда добьётся определённых результатов в рамках физических данных спортсмена.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

Часть II. Методические основы обучения

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

7.1. Общие основы методики обучения спортивной борьбе (Основу параграфа составляет материал учебника «Спортивная борьба», 1978) Если рассматривать обучение не только с точки зрения овладения техникой какого-либо движения, но и с позиций обучения всей системы организма

Из книги Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] автора Шулика Юрий Александрович

Глава 6. Планирование обучения технике и тактике тхэквондо Содержание настоящей главы не должно преследовать цели предоставления исчерпывающего учебного материала для организации многолетней технико-тактической подготовки тхэквондистов, поскольку этому служит

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

9.1. Общие основы методики обучения в видах спортивной борьбы (Основу параграфа составляет материал из учебника «Спортивная борьба», 1978)Если рассматривать обучение не только с точки зрения овладения техникой какого-либо движения, но и с позиций обучения всех систем

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Школа бокса в 10 уроках автора Атилов Аман

Из книги Основы рукопашного боя автора Бурцев Г. А.

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Основы методики обучения боксу Необходимость при обучении боксу не только овладения техникой приемов, но и развития широкого комплекса специальных двигательных качеств и тактических способностей значительно осложняет процесс обучения и требует соблюдения

Из книги «Пьянта су!» или горные лыжи глазами тренера автора Гуршман Грег

Глава 1. Общие основы методики обучения рукопашному бою Базово-кустовой метод обучения рукопашному боюИсторически сложившиеся системы спортивных и боевых единоборств ориентируют обучаемых, как правило, на определенный способ ведения боя: каратэ и бокс - применение

Из книги Своды Славянской гимнастики автора Мешалкин Владислав Эдуардович

Из книги Штурмовой бой ГРОМ. Теория и методика тренировки автора Махов Станислав Юрьевич

2.2. Особенности современной техники Эволюция горнолыжной техники идёт постоянно. Достаточно бегло взглянуть на видеозапись кумира поколения тренеров 80-х Ингемара Стенмарка и сравнить её с записями звёзд нашего времени, Майера и фон Грюнигена в гиганте и Костелича в

Из книги Бегайте быстрее, дольше и без травм автора Брунгардт Курт

7. Взгляд современной медицины В развитом технократическом обществе парадоксальность жизни человека состоит в том, что его технические возможности резко возросли, по сравнению даже с недавними предками, благодаря компьютерам, современному телевидению, транспорту,

Из книги Техническая подготовка хоккеиста автора Мельников Илья Валерьевич

Тема 1 Основы методики обучения Характеристика двигательных навыков. Обучение штурмовому бою ГРОМ представляет собой процесс овладения целой системой двигательных навыков и широким спектром специализированных качеств и умений. Двигательные навыки в штурмовом бою

Из книги автора

Часть II Курс обучения позной технике бега Введение Совершенствование беговых навыков Забудьте об идиллии райского сада, где мы бегали босые и голые, пока Адам не сорвал с древа бега кроссовки с высокой пяткой. Когда-то давно (а в некоторых культурах и до сих пор так)

Из книги автора

Последовательность обучения технике владения коньками 1. основная стойка хоккеиста (высокая, средняя, низкая); 2. скольжение на двух ногах без отрыва коньков ото льда. Выполнение упражнения можно начинать с помощью с дополнительной подвижной опоры или с помощью партнера

Добрый день, дорогие горнолыжники!

Вопрос о том, нужна ли современная спортивная техника инструкторам, в большинстве своем обучающим начинающих, обсуждается уже давно.

На протяжении ряда лет и в Северной Америке, и в Европе, инструкторские организации требовали от своих инструкторов владения определенной техникой катания, во многом даже не близкой к технике используемой ведущими спортсменами. Именно такой технике и обучались клиенты лыжных школ. Это обяснялось, как соображениями безопасности клиентов, так и просто недоступностью техники спортсменов массе инструкторов и их учеников.

Однако, ситуация существенно изменилась с появлением лыж новой геометрии. Осмелюсь сказать, что и инструктора, и их ученики вполне могут овладеть техникой выполнения резанных поворотов на подготовленном склоне близкой к той, которую демонстрируют спортсмены в свободном катании.

Безусловно, то, что делают спортсмены на трассе спуска или слалома, не нужно ни инструкторам, ни их ученикам. Тем не менее, плавное и динамичное катание на подготовленном склоне средней крутизны доступно всем, и инструктора просто должны уметь этому научить.

Уверен, что тогда нашими клиентами будут не только начинающие, но и опытные лыжники, желающие испытать новые ощущения карвинга, дающего контроль на гораздо большей скорости. К сожалению, пока большинство инструкторов как в России, так и на Западе, слабо владеют современной спортивной техникой и методами обучения таковой.

Нужно отметить, что ведущие иснтруктора-экзаменторы во всех странах владеют совремнной спортивной техникой на необходимом уровне.Хочу здесь это продемонстрировать на примере канадского инструктора, члена демонстрационной команды так называемого альянса Кандских инструкторов(CSIA).

Итак, попробуем сравнить технику спортсмена сборной Канады, выступающего на Кубке Мира и технику одного из ведущих инструкторов этой страны.

В свое время мой друг и соавтор этого сайта Грeг написал статью « « , в которой четко обозначены восемь основных элементов современной горнолыжной техники, которые должны соблюдаться как на трассе, так и в свободном катании.

Могу с уверенностью сказать, что лучшие инструкторы на Западе владеют основными элементами современной горнолыжной техники и берут ее за основу в процессе обучения студентов. Вот эти элементы:

  • лыжи параллельны во всех фазах поворота,
  • носки лыж на одном уровне,
  • угол закантовки обеих лыж одинаков,
  • параллельные голени и колени,
  • пересечение под и над происходят одновременно,
  • разгрузка вниз,
  • давление в линии падения склона и ранняя закантовка.

Давайте обратимся к раскадровкам и сравним технику спортсмена и инструктора.

На этой раскадровке представлен инструктор, а на нижней — спортсмен сборной Канады.

На первом кадре лыжник прошел линию падения склона, внешняя нога практически прямая, плечи и центр тяжести направлены в сторону движения лыж. На втором кадре инструктор заканчивает поворот, лыжи на одном уровне, руки на одинаковом расстоянии от корпуса. На третьем кадре поворот уже завершен, инструктор выполняет разгрузку вниз, при этом давление на обе лыжи одинаковое, углы наклона голеностопов почти равны, лыжи на одном уровне, руки на одинаковом расстоянии от корпуса. На пятом кадре лыжник начинает вход в следующий поворот, новая внешняя нога начинает распрямляться, колено внутренней ноги сгибается, центр тяжести смещается внутрь следующего поворота, лыжи ведутся широко. На двух последующих кадрах инструктор продолжает смещаться внутрь дуги поворота, тем самим увеличивая угол закантовки лыж.

На шестом кадре лыжник в линии падения склона, мы видим параллельные лыжи и голени, ширина ведения лыж сопоставима с шириной плеч. Корпус (плечи и таз) и лыжи направлены вниз по линии падения склона, угол закантовки обеих лыж одинаков.

Обратимся к раскадровке спортсмена выполняющего поворот на тренировочной трассе слалома-гиганта.


Полагаю, что схожесть выполнения технических элементов спортсменом и инструктором вполне очевидна. Я бы отметил у спортсмена чуть более широкую стойку и более явный слом в бедре в завершающей стадии поворота. Это вполне объяснимо, так как слом в бедре позволяет спортсмену удерживать большее давление на внешней лыже при прохождении флага, в то время как инструктору в свободном катании это не важно, и можно предположить, что на кадре 6 он идет уже с практически равной загрузкой лыж. Более того, как отмечалось Грегом, тенденцией современной техники является уменьшение ангуляция в повороте. Так что можно сказать, что техника данного инструктора даже более современна.

Особо хотел бы отметить в обеих раскадровках кадр 3. Оба лыжника демонстрируют практически одинаковое сбалнсированное положение между дугами, при котором углы наклона обеих голеностопов и коленей одинаковы, а кисти рук находятся на одинаковом расстоянии от плеч. Такая равновесная стойка позволяет полностью контролировать давление на носки лыж и их закантовку при инициации поворота.

Вполне очевидно, что на обеих раскадровках лыжники демострируют необходимые элементы современной техники. Как же это удается инструктору, не обладающему таким же уровнем тренированности и физической подготовки, как спортмен из сборной? Открою неболшой секрет. Спортсмен идет на жестких, практически прямых лыжах для слалома-гиганта длиной 191 см, в то время как инструктор использует мягкие лыжи с выраженным боковым вырезом длиной 155 см. Естественно, что такие лыжи не требуют очень высокой скорости для входа в поворот. Боковой вырез позволяет инструктору легко врезать лыжи на подготовленном склоне. Более того, относительно низкая скорость не создает инструктору проблем с пропусканием лыж под телом и перецетровкой. Полагаю, что именно такой вариант использования совремнной техники должен быть предложен нашим ученикам. Все что нужно — это подготовленний склон и любые современние лыжи длиной 155-160 см. Нужно отметить, что слаломные лыжи даже с магазинной полки могут быть слегка жестковаты. Желательно выполнять повороты среднего радиуса, близкие по форме к повортам слалома-гиганта, как делает это инструктор на раскадровке выше. Осмелюсь сказать, что я вижу в этом подходе ключ к успешному использованию совремнной техники инструкторами и их учениками. Полагаю, что очень немногие готовы выполнять подобные повороты на высокой скорости на длинних и жестких лыжах. Это скорее удел спортсемнов, а мы, инструктора, можем делать все то же самое даже более плавно и грациозно на меньшей скорости и безопасно учить этому своих учеников на мягких коротких лыжах.

По-прежнему, настаиваю что самоучением заниматься не стоит. Нужен знающий и видящий инструктор, человек который сможет увидеть ваши ошибки и показать методы и способы их устранения.

Всем желаю успехов в освоении современной горнолыжной техники!



 

Возможно, будет полезно почитать: