Спас ножевой. «Спас»: занятия для юных спасателей

Существует бесчисленное множество направлений боевых искусств под названием "спас". Что такое рукопашный бой "спас"? Какой "спас" появился первым? Пытаясь разобраться в этом вопросе, мы обратились к Роману Мискину - инструктору РБ "спас" Л.П. Безклубого, писателю, исследователю, автору статей в знаменитом журнале Русский стиль/Боевые искусства, и, наконец, бойцу ополчения в Донецке. "Спас" стал первым направлением, которое мы рассмотрели в новом цикле "Боевая анкета".

Общие вопросы


Фильм о "спасе"

1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении

Экспресс-подготовка в полевых условиях личного состава подразделений войсковой разведки и контрразведки к комплексному ведению боя (рукопашный бой без и с холодным оружием, стрелковая подготовка из короткоствольного оружия)

2. Девиз стиля (школы, направления)

Спас - это то, что спасает в бою!

3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

Подготовка пластунских команд в царской России, подготовка СМЕРШа и подразделений войсковой разведки во времена Великой Отечественной войны. Это один из классических примеров малоизвестных ранних комплексов подготовки РБ, относящихся к специальному разделу боевого самбо, разработанных в СССР в 30--40-е годы 20 в. для нужд войсковой разведки и контрразведки.

4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести

Скоростное гарантированное уничтожение противника с минимизацией усилий со стороны владеющего данным направлением РБ. Понятие мастерства в восточном понимании этого идеала отсутствует - приоритет отдается формированию устойчивого навыка как реакции на экстремальную ситуацию.

5. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

Используется комплексная техника - удары и болевые воздействия направлены на поражение уязвимых зон человеческого тела (прежде всего пах, горло, глаза, нос, почки, нервные узлы, сухожилия, суставные сумки). Ударные комбинации и болевые воздействия (например, сжатия мягких тканей, нажатия на нервные узлы открытых частей тела) составляют основу техники данного направления, сочетаются между собой и взаимопереходят друг в друга.

Немногочисленные броски имеют вспомогательную функцию и представляют из себя простые и надежные выводы из равновесия. Практически весь технический арсенал данного направления в спортивной классификации относится к запрещенным действиям. Техника основана на естественных движениях и рефлексах человеческого тела, а также предельно унифицирована - например, техника нанесения ударов безоружной рукой и с зажатым в ней оружием (нож, пистолет, подручные средства) не меняется, что позволяет:

1. упростить процесс усвоения материала;
2. сократить время обучения до выработки устойчивого навыка всего до нескольких дней;
3. сохранять боеготовность на протяжении длительного времени без возможности постоянных тренировок.

6. Тактика направления

Атакующая агрессивная манера ведения боя. Для нападения на противника, а также при отражении его атаки всегда используется встречное движение вперед с финтом (уходом) в сторону - это движение называется "гойдок", и относится к маятниковым движениям, отдаленно напоминающим обманные движения головой и корпусом у боксеров, но с проходом за противника и выходом ему за спину.

7. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

Учебно-тренировочные бои являются обязательным элементом обучения данному направлению РБ. Однако спарринги, привычные по полноконтактным поединкам (например, как в боксе, кикбоксинге, ММА и т.д.), отсутствуют в силу крайней травмоопасности технического арсенала "спаса". Кроме того, наличие протекторов на теле и перчатки у полноконтактников: 1. значительно затрудняют движения бойца;
2. изменяют технику его ударов в сравнении с ударами голыми руками;
3. не позволяют поражать уязвимые зоны.

Взамен этого в "спасе" Безклубого используется противоположный принцип - обучаемый рукопашник действует без протекторов и перчаток на своем теле, что позволяет ему двигаться естественно и закрепляет правильные навыки нанесения полноценных ударов без защитных приспособлений на своих конечностях. Оппонирующий ему партнер использует мешок в размер человеческого корпуса со специальной набивкой и обвязкой, которая позволяет держать мешок как щит. Таким образом рукопашник работает в полный контакт без защитных приспособлений на своем теле против активно двигающегося оппонента - это максимально приближает учебную схватку к реальности. Кроме того, для раззадоривания рукопашника и формирования у него навыков защитных действий оппонент может наносить толчки своим мешком-щитом, а также держать мешок одной рукой, а второй наносить из-за него удары лозиной, мягкой небольшой булавой и т.п. Таким образом в учебных схватках данного направления РБ синтезированы в одно целое работа как по мешку, груше или манекену, так и работа против непредсказуемо и быстро двигающегося партнера. В дальнейшем, после закрепления навыков работы против одного противника, количество оппонентов с мешками увеличивается до 2-х, а затем 3-х человек, что формирует навыки работы против нескольких нападающих. Учебно-тренировочные бои для рукопашника могут также усложняться работой в темноте или вслепую (рукопашнику предварительно завязывают глаза), проведением схваток в усложненных условиях рельефа, в том числе в воде, на сыпучих грунтах, снегу, льду и т.д.

Кроме этого, в самом тренировочном процессе активно используется специальный инвентарь - указанные выше мешки со специальной набивкой и обвязкой, булавы с мягким навершием, лозины и т.д. Таким образом обучение происходит в три последовательных этапа:
1. медленное освоение технических действий;
2. отработка технических действий в полную скорость и силу при помощи специального инвентаря путем выполнения определенных упражнений;
3 закрепление устойчивых навыков при работе в полную скорость и силу против оппонентов, использующих специальный инвентарь.

8. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом

Для начала занятий данным направлением РБ считается достаточным ОФП на уровне средней школы. К специальной физической подготовке можно отнести, в первую очередь, бег по пересеченной местности с рывками на максимальной скорости, специальные упражнения для развития гибкости позвоночника и правильного выполнения "гойдка", а также ряд упражнений нижней акробатики. Из упражнений с отягощениями приветствуются гири.

9. Работа против группы

Работа одного против нескольких противников, а также группа против группы являются обязательными элементами подготовки в данном направлении РБ. Система коллективных взаимодействий в групповом рукопашном бою (двойки, тройки, пятерки против группы противников) не имеет аналогов в других направлениях РБ. Хочется еще раз акцентировать внимание - это не работа двоек, троек и пятерок из тактико-стрелковой подготовки, а именно работа двойками, тройками и пятерками в рукопашном бою, т.е. голыми руками или с использованием холодного оружия.

10. Работа против оружия/с оружием

Работа с оружием является обязательным элементом подготовки и превалирует над безоружной работой.

Имеются следующие основные варианты тренировки:
1. одна рука с ножом и одна безоружная рука;
2. в обеих руках зажаты ножи (одинаковыми и разными хватами);
3. работа с топором;
4. работа с пилой-струной (т.н. туристическая пила Джилли с алмазным напылением);
5. работа подручными средствами с колющими, рубящими и/или режущими свойствами (обломок ветки с острыми краями, отвертка, веревка, расческа, ремень и т.д.);
6. работа одним пистолетом как холодным оружием, т.е. как кастетом (удары рукояткой пистолета, тычки стволом и т.д.);
7. работа двумя пистолетами как холодным оружием;
8. сочетание работы ножом в одной руке и пистолетом в другой руке.

Работа против оружия основана прежде всего на работе с оружием. Крайняя глупость сражаться голыми руками против ножа - как показывает жизненный опыт (и статистика) шансов у безоружного против вооруженного практически нет. Тем не менее, в определенных ситуациях такая возможность безоружному может подвернуться - поэтому некоторые самые надежные способы отбить или выбить оружие тренируются. Но еще раз подчеркиваю - ставка делается на работу с оружием или подручными средствами против оружия.

Отдельный раздел представляет из себя тактико-стрелковая подготовка - стрельба из одного и двух пистолетов на близких (до 20-25 м.) дистанциях в перемещении, а также без традиционного прицеливания. В специальной литературе, а также некоторых художественных произведениях данная подготовка известна под названием "качание маятника" и "стрельба по-македонски". Данный раздел тактико-стрелковой подготовки уникален в "спасе" Безклубого и лишь очень отдаленно напоминает популярные ныне разработки А.А.Потапова, С.В.Оспищева и др., в современной литературе не описан, хотя известен ряду спецподразделений силовых ведомств стран СНГ.

11. Работа на земле (в партере)

Работа на земле является обязательным разделом подготовки рукопашника. Выделяют работу рукопашника на земле против одного и нескольких нападающих, а также вставание с противника, в т.ч. при помощи нажатий на уязвимые зоны, болевых захватов, а также при помощи холодного оружия.

12. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

Работа в нестандартных условиях также является обязательным разделом подготовки. Можно выделить работу в темноте, в воде, в сложных условиях рельефа. Фактически, все тренировки с самого начала проводятся только на природе - в лесу, а затем как одно- или двухдневные курсы переподготовки на лесистых склонах, на склонах с сыпучим грунтом (например, песком или щебнем), в снегу, на льду, на скользкой грязи и т.д.

Отдельным блоком идет отработка усвоенных навыков в воде.

Подготовка в ограниченном пространстве (лифт, автомобиль и т.п.) отсутствует как раздел, т.к. все технические действия проводятся на близких дистанциях, что достигается моментальным сокращением дистанции с противником при помощи гойдка. Поэтому большинство технических действий и так приспособлено для работы в ограниченном пространстве.

Кроме работы в воде и в темноте к отдельным разделам подготовки данного направления РБ относятся:
1. работа против собаки, а также:
2. снятие часовых;
3. приемы доставки (конвоирования) языка и
4. экспресс-допрос пленных в полевых условиях.

13. Психологическая подготовка

Психологическая подготовка проходит путем постоянного психологического прессинга курсантов во время тренировочного процесса - криков, оскорблений и т.д., призванных вырабатывать устойчивость к подобным методам воздействия со стороны противника, а также необходимую здоровую злость по отношение к нему.

Для психологической разрядки и снятия стресса у занимающихся в тренировочный процесс активно включаются подвижные народные игры с веселым сценарием - смех нейтрализует побочные эффекты тренировочного психологического прессинга.

Помимо этого, для быстрого введения себя в необходимое агрессивно-атакующее состояние и выхода из него используются другие методы, например, напевание песен про себя или под нос, система визуальных образов-якорей, особые дыхательные упражнения и боевые крики, способные вгонять противника в кратковременный ступор для отвлечения внимания от своей атаки, а также быстро нормализовать дыхание у самого рукопашника.

14. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

Тренировки по данному направлению РБ развивают прежде всего взрывную реакцию психики на экстремальные ситуации, формируют устойчивый стереотип охотника или хищника при внезапном появлении противника, а также хорошую ловкость.

Помимо этого формируется нестандартность подходов к ведению боя и комплексное, объемное восприятие окружающей обстановки. Неоднократно отмечались случаи, когда присутствующий всего на одной-единственной тренировке по "спасу" рукопашник другого направления (например, кикбоксинга или АРБ) с удивлением отмечали на следующей тренировке по своему основному направлению единоборств существенный прогресс в ведении спаррингов именно за счет комплексного восприятия обстановки.

Формирование эффективных навыков ведения боя с нанесением максимального урона противнику в кратчайшее время (за 1-2 с.), приводит к устойчивости психики рукопашника в большинстве экстремальных ситуаций.

15. Уникальные особенности направления (стиля, школы)

Пожалуй, самыми уникальными особенностями данного направления являются, во-первых, его удивительная простота и естественность, во-вторых, крайняя эффективность технического арсенала, и, в-третьих, быстрота обучения (полный курс в режиме нон-стоп можно пройти за период от 3-4-х дней до одной недели в зависимости от уровня первоначальной физической подготовленности курсантов).

При этом данное направление, в отличие от многих комплексов РБ, является не набором отдельных приемов - а именно целостной системой с формированием единого двигательного навыка и способностью быстрой импровизации в неожиданно меняющейся обстановке. Естественность и немногочисленность технического арсенала и базирование на основе природных рефлексов тела позволяет достаточно долго сохранять боеспособность без поддерживающих постоянных тренировок, что выгодно отличает данное направление от других контактных направлений РБ.

Достаточным минимумом для поддержания физического и технического уровня является прохождение полного курса обучения (3-7 дней в режиме 6-8 часов тренировок в сутки), а затем условных курсов переподготовки в режиме 1-2 дня с периодичностью 4 раза в год (например, ежеквартально).

16. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления)

В обычной, гражданской жизни применение данного направления РБ чревато превышением пределов допустимой самообороны в силу ярко выраженной травмоопасности всех без исключения техник. Но то, что является минусом в мирной жизни, наоборот, является плюсом для сотрудников силовых структур, а также при прямой угрозе жизни. Поэтому желательно избегать демонстрировать данные техники при первом попавшемся случае во избежание проблем с правоохранительными органами. Тем не менее, прецеденты применения техник данного направления имели место быть, хоть и проводились вполсилы. В силу указанного выше подробности не разглашаются.

Доп. вопросы:

Бился ли ты со спортсменами, представителями других БИ, используя технику Спаса? Если да, какие результаты?

А как биться? По каким правилам? Это старая известная истина, что боксер проиграет борцу на татами, но выиграет на ринге. Так и со "спасом" - практически весь его технический арсенал с точки зрения спорта попадает в раздел запрещенных приемов. Т.е. чтобы биться со спортсменом, нужно превратиться в мальчика для битья без возможности применения тех или иных техник? Это абсурдно. Опять-таки, приоритет в данном направлении РБ отдается работе с оружием - например, с ножом или пистолетом. Много ли спортсменов-контактников рискнет выйти против пистолета? Поэтому всех желающих подраться я приглашаю на свои тренировки - после этого желание побиться практически не бывает, а наоборот, возникает интерес к изучению этой системы. "Спас" не является рукопашным боем в спортивном понимании этого слова - это обучение комплексному ведению боя, т.е. сочетанию рукопашных техник (с оружием и без него) со стрелковой подготовкой.

Ты находишься в рядах ополчения и нельзя не спросить - если "спас" - это ранняя система РБ (боевой подготовки), то насколько он эффективен на современной войне?

Так называемый "спас" Безклубого является одним из комплексов специального раздела боевого самбо, разработанных в 40-50-х гг. 20 в., поэтому часть его положений значительно устарела. В современной войне рукопашные схватки имеют место быть при зачистках в населенных пунктах, а также при работе ДРГ - и то, в крайне ограниченных условиях. Тем не менее, из опыта можно сказать, что работает где-то половина технического арсенала данного направления РБ. Например, часть техник с ножом не эффективна при работе по корпусу, т.к. современный боец защищен разгрузочным жилетом, а часто и облегченным бронежилетом. В этом случае лучшие результаты показывают адаптированные техники филиппинских школ ножевого боя. Опять-таки, те же самые разгрузка и броник не позволяют качественно выполнять "гойдок". И подобных примеров довольно много. Тем не менее, данное направление РБ представляет большую ценность даже в современной войне - при условии адаптации к изменившимся реалиям. Самое главное в этой разновидности РБ - скорость обучения, естественность и эффективность, что очень быстро формирует характер настоящего бойца.

Как ты относишься к версии о происхождении "спаса" из системы Фейрберна?

Советское самбо активно впитывало лучшие достижения из всех видов единоборств. На начальном этапе самбо формировалось как синтез японских техник джиу-джицу с национальными видами борьбы народов Советского Союза (куреш, чидаоба, русская охотницкая борьба и др.), а также с лучшими наработками западноевропейских единоборств, прежде всего английского и французского бокса. В дальнейшем специалисты по самбо активно изучали опыт всех остальных видов боевых искусств и заимствовали лучшие их достижения. Учитывая, что система Фейрберна стала основой подготовки к рукопашному бою армий стран англо-саксонской коалиции (прежде всего США и Великобритании), было бы удивительно, если бы специалисты по самбо пропустили эти разработки. Часть техник боевого самбо уже имели прямые параллели с системой Фейрберна, но развились независимо, а некоторые другие были заимствованы, например, тактические схемы перемещений вперед-вбок при атаке на противника. Это отдаленно похоже на "гойдок" - но без активной работы корпуса. Потому что "гойдок" - это прежде всего "качание маятника" во время скоротечных огневых контактов, приспособленное для ведения рукопашного боя. Схема же перемещения вперед-вбок не является ноу-хау Фейрберна и его учеников - эта тактическая схема отлично известна в европейском фехтовании, откуда через испанцев она проникла в филиппинские школы, где их и позаимствовал Фейрберн.

В наше время существует очень много направлений под названием "спас". Какое отношение к ним имеет "спас" Безклубого?

До появления статьи-письма Л.П. Безклубого "Интерес моей мысли" в №2 журнала "Техника-молодежи" за 1989 г. никаких письменных источников употребления слова "спас" в применении к рукопашному бою нет и не было. До этого слово "Спас" использовалось только в религиозной сфере.

И лишь после появления трактовки "спаса" как разновидности рукопашного боя "от дедушки в деревне" стали появляться многочисленные выдуманные "спасы".

Это стало возможным на волне ажиотажа к восстановлению русских (и, шире, вообще славянских) боевых традиций. Таким образом феномен распространения термина "спас" как обозначение различных направлений отечественного рукопашного боя можно считать удачной пиар-акцией - целевая аудитория была выбрана идеально (читатель - молодежь), носитель информации также (тираж "ТМ" на тот момент составлял 250 тысяч (!) экземпляров, один номер в среднем читали 3,5 человека. т.е. читательская аудитория была почти один миллион человек).

Абсолютное большинство так называемых "спасов" является выдумкой их авторов - это всего-навсего ответ рынка на ажиотажный спрос.

Тем не менее, непосредственно у Л.П. Безклубого занималось довольно немного человек - и в дальнейшем его ученики в середине нулевых годов 21 в. раскололись на два враждующих лагеря по политическим мотивам: одна часть поддерживает националистические украинствующие взгляды своего тренера, что вылилось в создании ряда секций РБ, ученикам которых прививается в разной степени бандеровское мировоззрение. Другая часть учеников Безклубого постаралась очистить "спас" от националистической шелухи и в своих исследованиях пришла к аргументированному выводу о том, что "спас" Безклубого является не стилем украинских запорожских казаков, как любил рассказывать Безклубый, а разновидностью советского боевого самбо, которому он обучился во время своей службы в советской армии в конце 60-х годов 20 в. В специальной литературе по самбо и РБ 30-50-х гг. 20 в. встречается весь используемый инвентарь для занятий, специальные тренировочные упражнения, а также значительная часть технического арсенала данного направления РБ. Ветераны советских силовых структур, в т.ч войсковой разведки, отмечали при демонстрации им техник "спаса", что это никакой не "спас" - а старое боевое самбо, которому сейчас, при массовом распространении восточных единоборств, почти не обучают. Во избежание развенчания мифа о "спасе" бандеровцы неоднократно прибегали к угрозам в адрес исследователей, а после киевского майдана 2014 г. и к грязным провокациям, клевете и попыткам прямого физического устранения своих оппонентов. Эта кампания клеветы и угроз в отношении независимых исследователей наследия Безклубого, развенчивающих бандеровские мифы, продолжается и поныне - в силу чего некоторые исследователи были вынуждены эмигрировать в Россию, а другие влиться в ряды ополчения Донбасса.

Специальная Прикладная Армейская Система "СПАС" - новая авторская система Воюшина Константина Владимировича, ведущего инструктора "СПАС", специалиста по специальной подготовке, консультанта по личной и специальной подготовке подразделений МО, МВД, ВВ РФ, главного инструктора по подготовке и психофизическому подбору сотрудников ряда охранных агентств, офицера МО РФ и Маматова Алексея Сергеевича, ведущего инструктора "СПАС", специалиста по специальной подготовке, консультанта по личной и специальной подготовке подразделений МО, МВД, ВВ РФ, главного инструктора по подготовке и психофизическому подбору сотрудников ряда охранных агентств, дипломированного врача невропатолога, мануального терапевта выпускника ММА им. Сеченова. "СПАС" включила техники различных направлений, таких как: Стиль Кадочникова, УНИБОС, АРБ, славянские стили и разработки армейских специалистов тактической и специальной подготовки.

Задача стаяла заполнить те пробелы, как в техническом изучении, так и в системах подготовки, которые влияют на результаты изучения боевых искусств. Существует множество стилей, направлений, боевых единоборств. Но строгое разграничение между боевыми и спортивными искусствами существует. "СПАС" - боевая система, которая призвана решать вопросы психофизики, реакции человека на экстремальную ситуацию. Наша задача обучить любого человека выживанию в любой ситуации названной экстремальной. Не обязательно это рукопашная схватка, быть может, и конфликт, заставляющий тратить эмоции, а значит силы и здоровье.

Фундамент системы "СПАС" - это индивидуальный подход во время обучения: формирование биомеханической системы действий для отдельного человека и совершенствование ее в дальнейшем. Ударные техники руками и ногами представляют собой литые, непрерывные комбинации разно уровневых усилий, а что самое главное скоростных линейно-круговых ударов всеми частями рук (пальцы, кулак, локоть, плечо) и ног (стопа, колено, бедро). Другие воздействия, от шокирующих прихватов, до надавливаний на болевые точки применяются воедино с ударами, образуя так называемую "ПАСТЬ", в которой пережевывают противника. Добавьте болевые захваты, выведения из равновесия и картина вам станет понятна! В настоящее время групповые нападения повсеместны, поэтому в нашем центре много внимания уделяется тактике действий против группы, техническим и психологическим особенностям при данной схватке. Лишь тот, кто психологически более подготовлен, может рассчитывать на выживание в экстремальной ситуации. Курс психофизической адаптации к экстремальной ситуации обязан дать обучаемому тот инструментарий, который поможет, научит работать с эмоциями и чувствами! Люди - индивидуалисты! Обучать всех одинаково, мы считаем неправильно.

Только личная подборка биомеханической системы действий, обеспечит результат. Подход к обучению прогрессивный, личный, оригинальный. Мы стараемся научить человека думать и действовать согласно его личных ощущений. Интуиция - тайный помощник наших обучаемых!

Нож - грозное оружие и обойти его вниманием мы не смогли. Ножевой бой по системе "СПАС", тоже наше детище. Долго мы ознакамливались с другими системами применения клинка, одновременно накапливали знания и умения. В основу легли армейские техники ножевого боя. Но наша задача была адаптировать бой на уничтожение в полевых условиях к действиям в городе, в штатном режиме жизнедеятельности. Нам это удалось! Отработав систему подготовки к ножевому бою и последующую методику тренировок для клинкового боя, мы ввели их в курс ножевого боя по системе "СПАС"! Клинковый бой "СПАС", представляет собой адаптированную под гражданское применение армейскую систему действий. Бой на уничтожение изучается параллельно полицейскому применению ножа, т.е. применению при котором противник выводится из строя без летального исхода!

Подручные средства - это то, что у нас под рукой: вилка, телефонная карточка, сумка, портмоне и т.д. Всем этим можно и нужно уметь работать, использовать против нападающих. "СПАС", отдает много времени и этой подготовке, потому что только полное знание обеспечивает понимание ситуации, а значит выживаемости!

На вас напали в подъезде, лифте, лестнице, вы чувствуете дискомфорт от незнания что делать, не можете применить те знания, которые у вас есть, значит, наш курс выживания в городских условиях актуален! Мы учим как себя вести, как действовать при нападении в ограниченных условиях, как предотвратить это нападение, как выработать в себе качества внимательного, усидчивого и уверенного человека. Наше поведение - отражение наших мыслей и ощущений! Как тело требуется подготавливать к нагрузкам, так и психике нужна закалка и тренировка.

Следя за новой литературой по БИ, изучая старую, мы задавали себе вопрос: почему нигде нет методик по применению гибких предметов, например веревки в бою. Решив восполнить этот пробел, создали детальный алгоритм подготовки к применению гибких длинномерных предметов.

Ну и самое главное - это пересмотренная нами идеологическая, т.е. общая система целей! Для "СПАС", главная цель не победа, а выживание в любой ситуации: от психологической целостности во время межличностного конфликта, до ситуации, где на кон поставлена жизнь и требуется мобилизация всех сил, умений и знаний. Другими словами - не победа, а если требуется избежание конфликта, отступление, но с чувством равновесия душевных и моральных основ.

В системах вроде "СПАС", учат жить, а не воевать, но основываются на физическом и психологическом раскрепощении с помощью рукопашного боя. Жизнь многомерна, и все время отдавать только боевому совершенствованию нереально. С учетом этой особенности были скорректированы упражнения, техники в "СПАС", позволяющие в минимальное время сформировать общий процесс деятельности, включающий, как интуитивно-осознанную систему самозащиты, так и внутреннюю систему адаптации и саморегулирования к отрицательным внешним и внутренним воздействиям.

Так как мы все хотим быть счастливыми, нам приходится полностью удовлетворять потребности жизни, включая и собственную безопасность, что и заставляет усиленно тренироваться.

Принцип нашей системы отличается от принципов КАРАТЭ и др. боевых искусств. Мы учим не ПОБЕЖДАТЬ, а ВЫЖИВАТЬ, что значить, не искать схватки, уметь уйти от конфликта, избежать попадания в сложную, опасную ситуацию, но, если этого не удалось сделать, то применить все свои знания, умения, силы, чтобы ВЫЖИТЬ! Так, что такое "СПАС"? "СПАС" - это изучение психофизических основ любого конфликта (внешнего или внутреннего), применение разноплановых знаний (от ведения поединка, до топографии на местности), рост физических, психологических и умственных характеристик, а кратко: знание, сила, уверенность и спокойствие! НЕ ЭТО ЛИ МЫ ВСЕ ищем?! Наш девиз, ВЫЖИВАЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ! Будьте живы!


Воины-оборотни

Истории о волкодлаках можно отыскать в сказаниях и легендах практически всех индоевропейских народов.

Первые упоминания в русской письменности о волкодлаках относятся к началу ХIII века. Но традиция оборотничества уходит глубоко в древность. О ней писал даже Геродот (V век до нашей эры) в своей «Истории», в четвёртой книге «Мельпомена» о праславянском племени невров сказано: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние». Жили невры на территории нынешней Белоруссии. Может быть, наши пращуры обладали утраченной ныне способностью к ликантропии (так сие именуют учёные)?

Сложный вопрос: действительно ли волкодлаки умели принимать облик животного?..

Как большинство людей, я скептик, и если не видел лично сам, то поверить мне сложно. Правда, неожиданно сам для себя припомнил, что мне приходилось иметь дело с человеком, который оборачивался волком… Вернее, он говорил, что такое произошло с ним.

Говорил это не лично мне, а немалому залу на Международном фестивале фантастики в алтайском Бийске весной 1998 года. Никто публично неверия не выразил, задавали ему вопросы именно как оборотню, мужчина отвечал довольно достоверно, но у меня глубокий скепсис остался.

Увы, не помню ни его имени, ни фамилии. Он приехал откуда-то с Северного Кавказа. Роста заметно ниже среднего, лет 35-45, смуглый, темноволосый с чёрными круглыми глазами чуть навыкате. Осталось ощущение какой-то пришибленности, что ли, словно он был не от мира сего.

Тогда мужчина в лесу вонзил нож в пень, перевернулся через него и стал волком. Осталось в памяти, как он с щемящим чувством (это я почувствовал) говорил о своей любви к волчице и волчатах… Каюсь, не могу сейчас вспомнить, как он вернулся в человеческое обличие. Напоследок мужчина сказал, что очень хотел бы возвратиться в волчью стаю…

А вот как с волкодлаками, делали ли они подобное?..

Мне думается, что на самом деле оборотней не было, волкодлаки лишь наводили морок-внушение на других и казались им волками, дабы внушить страх. Другая вероятная версия: витязи лишь впадали в своеобразный транс - изменённое сознание - и ощущали себя волками, медведями или волкомедведями. Возможно, это позволяло использовать скрытые резервы организма и человек становился более сильным, ловким, стремительным, как зверь. Можно сказать, что они были властелинами времени: психологически ускоряли его течение для себя, и тогда действия врага ими виделись как бы сильно замедленными, что позволяло своевременно уклоняться от ударов и наносить удары самим. Их действия оказывались быстрее мысли.

(Иногда и у обычных людей в критических ситуациях открываются неиспользуемые резервы организма… Читал про лётчика, который в падающем самолёте за несколько секунд совершил много авральных действий, на которые обычно уходило не менее минуты, и спасся…

На зимовке в Арктике случилось и такое. Вышел полярник к самолёту, принялся снег отгребать. Кто-то тронул его плечо, он обернулся и оказался нос к носу с белым медведем… «Когда я пришёл я в себя, - рассказывал потом мужчина, - то оказалось, что я сижу на крыле самолёта, а снизу на меня удивлённо смотрит медведь…» Мужчина в комбинезоне, унтах с рыхлого снега без разбега одним махом запрыгнул на крыло самолёта, которое находилось выше уровня его головы?! Он потом следы на снегу осмотрел, убедился, что прыжок совершил именно с того места, где стоял, без всякого разбега. Можете себе такое представить? Да ни один чемпион мира по прыжкам хоть в высоту, хоть в длину подобного не повторит!..)

Известные своими частыми походами на Золотую орду (во время татаро-монгольского ига?!) северные ушкуйники звались так в «честь» ушкуя, полярного медведя.

Древнерусская книга «Чаровник», попавшая в число запретных при христианстве, указывает 12 видов превращений, в том числе - в волка и медведя. Но это так, между прочим.
Кулак Перуна, Буза, Скобарь и Казачий Спас

По мере распространения христианства, которое, мягко говоря, не приветствовало оборотней, традиции витязей-чародеев стали исчезать. Или уходить в «подполье». Наследники этого ратного искусства - преимущественно в среде казаков - стали именоваться иначе, умение превращаться в волка скрывалось или упоминалось лишь как незначительная составная часть.

Примерно в это время, хотя, возможно, и значительно раньше, сформировался Казачий спас - этакий сплав боевой магии и ратного искусства арийцев-гиперборейцев, джанийцев, руанцев, новгородцев и им подобных. Понятно, что в мирное время, в быту столь специфические познания были излишни, потому они сохранились среди тех, кто постоянно воевал - среди казаков. Легко разглядеть легендарных волкодлаков в галдовниках, химородниках и чаклунах (колдунах), заморочниках, спасовцах, характерниках, казаках-пластунах, обладавших древними военными чарами, которые современному «просвещённому» человеку кажутся сказкой и находятся за гранью его понимания.

Например, искусство проникать в мысли врага (телепатия) и наводить морок - «насылать сон», внушить то, чего на самом деле нет: скажем, создать фантомов-двойников, заставляя противника «биться с пустым местом». Сейчас подобное называют гипнозом. С помощью внутренней силы (здравы) воины-маги окружали себя невидимым силовым полем, который делал их неуязвимыми. Такие казаки-характерники были способны к ясновидению, умели «заглянуть в зерцало за тысячу вёрст», нанести энергетический удар, даже - смертельный, «на двенадцати языках сердито разговаривать» и оборачиваться в волка.

Просто удивительным было воинское искусство характерника: в бою он словно исчезал и появлялся из ниоткуда с быстротой молнии, будто управлял пространством и временем, осыпая градом ударом, которые противники просто не успевали парировать. А сила удара была такова, что порой враг казался внезапно оторопевшим, а затем распадался на две части. Легко представить, какое впечатление оказывало подобное зрелище на других!

Характерник мог подолгу обходиться без еды и питья, укрыться и стать невидимым в совершенно ровной степи или в кроне дерева, сливался с конём. Подолгу сидел под водой, а затем сухой из неё выходил. Владел заговорами, знал лечебные травы и умел излечить раны с поразительной быстротой.

Порой казаки не просто побеждали противников, а делали это намеренно издевательским образом. Например, могли заставить взять в плен вместо себя козла, а то и устроить междоусобную свару, в которой враги убивали друг друга. Характерник же стоял в стороне и с усмешкой наблюдал за всем этим.

Колдун Сирко и другие

Среди всех казаков-характерников особенно впечатляюще выглядит кошевой Иван Сирко, живший в XVII веке в эпоху наибольшего расцвета Запорожской Сечи. В легендах он предстаёт фигурой просто сказочной, о нём говорилось, что равного Сирко никогда не было и не будет. Именуют его «превеликим колдуном», а турки звали «шайтаном».

Начнём с того, что он появился на божий свет с зубами и, когда бабка-повитуха проносила его мимо стола, то ухватил с него пирог и тут же съел. Представляете, каким стал этот младенец, когда вырос?! Понятно, что Сирко мог оборачиваться волком, в таком обличии пробирался в расположении турецких войск, на постовых навевал глубокий сон, а затем учинял погром…

Рассказывали, что однажды Иван Сирко подстрелил купающегося у безымянного острова чёрта, тот млыкнул (булькнул) в воду. После этого остров стали именовать Чертомлыком.

Не брала казака ни стрела, ни пуля, ни сабля. Он ловил пулю на лету рукой. А то подставлял под удар свою руку, но от острой сабли оставался лишь едва заметный синий след.

Во время знаменитого похода казаков на Крым у Перекопа произошло сражение с ханским войском. Отряд Сирко проник во вражеский тыл. Крымчане ясно видели их приближение, даже мурзы в свои подзорные трубы, но приняли за своих (навёл чародей на них морок). Каким же потрясением для врагов явилось нападение этих мнимых своих! А потому оказать достойного сопротивления они не смогли и были разгромлены. Сам хан чудом спасся бегством…

После смерти своего кошевого запорожские казаки отрезали его правую руку и возили с собой на войну. В трудные моменты выставляли вперёд со словами: «Стойте, братья-казаки, душа и рука Сирко с нами!» Многие верили, что Сирко не умер, а живёт и ныне, воюет с врагами Христовой веры.

Всеми чертами казака-характерника обладал легендарный атаман Степан Разин. Ему приписывали знания чародейства, видели одновременно в разных местах (двойники?), он умел наводить морок.

Среди запорожских казаков-характерников был известен Фесько, который в бою «отращивал» себе сразу несколько голов, так что враги не могли понять, какая из них настоящая.

Самые сильные характерники могли наводит морок даже на большое количество людей.

Такое наглядно продемонстрировал казак Шевчик. Однажды, в Рождественскую ночь 1668 года, на территорию Запорожской Сечи проник отборный отряд турецких янычар численностью в 14 000 человек. Они «сняли» не особенно бдительных часовых, которые не ждали беды, и уже готовились приступить к массовой резне спящих казаков. Но врагов обнаружил Шевчик и применил своё умение характерника: около часа янычары пробыли в странном оцепенении. Как позже говорили немногие уцелевшие: им казалось, что они стоят на главной площади Стамбула на войсковом смотре перед самим султаном… За этот час казаков разбудили, они вооружились, приготовились и по сигналу бросились на врага… Огромный отряд турок был уничтожен почти полностью, спаслось менее сотни…

В одном из походов в начале XVII века кошевой атаман запорожских казаков Кисек попал в плен. Его заковали в цепи и посадили у весла на галере. Но уже при первом заходе в порт Гезлев (современная Евпатория) он внушил надсмотрщику, что является пашой и приказал освободить всех гребцов. После чего охрана была вырезана, а галера спокойно среди бела дня уплыла из гавани, никто ничего не заподозрил. Лишь ближе к вечеру наваждение спало и янычары заметили: то что казалось им разбитыми бочками, плававшими у мола, на самом деле является трупами турков…

Казак-чародей Иван Богун однажды провёл свой отряд через польский лагерь и при этом ни одна собака не залаяла…

Когда казаки не могли уйти от погони превосходящих сил, а укрыться в степи было негде, то они останавливались. Казак-маг втыкал по кругу копья, за них все вставали, завязывали морды лошадям, чтобы те ненароком не заржали, и он внушал преследователям, что они видят лишь заросли камыша или рощицу, на которые не нужно обращать внимание. Так и происходило…

Умели характерники изготовлять «крики». Взяв обычные стебли камыша, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Этот камыш раскидывали вокруг своего лагеря. Если вражеский конь в ночи наступал на такой камыш, то ржал и будил казаков…

Пластуны - спецназ Российской Империи

Сильнейшими в армии Российской империи были казаки. Вот как оценивал их Наполеон: «Казаки - это самые лучшие лёгкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошёл бы с ними весь мир».

Интересно сказал о казаках Анри Стендаль: «Они были чисты, как дети, и велики, как боги».

Казаки тогда произвели столь устрашающее воздействие на французов, что они по сей день словом «казак» пугают своих детей.

Среди казаков была элита, лучшие из лучших - «наследники» витязей-оборотней - пластуны. Прочие названия постепенно позабылись.

Пришло это слово из Запорожской Сечи. Там по давней традиции все курени именовались либо по имени атамана-основателя (Васюринский, Поповический, Брюховецкий…), либо по местности, откуда они вышли (Полтавский, Уманский, Каневский…), но лишь один из 38 куреней звался по роду деятельности - Пластунский. В него входили лучшие из лучших казаков.

В каком-то смысле, пластуны были всегда, только звались иначе. В «Истории Кубанского казачьего войска» Ф.Щербина пишет: «По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко часами, не шелохнувшись, лежать пластом на земле, слившись с окружающей местностью, и вести наблюдения. Отсюда и пошло название «пластуны».

В 1842 году пластуны были признаны особым родом войск, так стали именоваться все пешие казачьи отряды.

Пластунами являлись люди преимущественно средних лет, утратившие порывистость молодости (нужна была трезвая голова), но сохранившие хорошие физические кондиции. Владели любым видом оружия. Экипировку имели предельно простую, но функциональную: всё необходимое носили с собой. Обладали безграничным терпением и выдержкой. Могли часами пребывать в укромном месте, идеально вписавшись в местность, высматривая врага. Бесшумно двигались, проникали в расположение вражеских войск, снимали часовых, а то и выкрадывали «языка», наносили «точечные» удары. Понятно, что они часто оказывались вынужденными принимать неравный бой и нужно было уметь постоять за себя. Будучи обнаруженными, пластуны никогда не сдавались: предпочитали погибнуть, но не попасть в плен. Так что подобное бывало редчайшим исключением.

Героя Кавказской войны потомственного казака, генерала Якова Петровича Бакланова (1809-1873 гг.) горцы прозвали «сатаной», так как были твёрдо уверены, что ему помогает нечистая сила. Ну, ещё бы так не считать, Яков Петрович страшенным по силе ударом шашки разрубал врага от плеч до самого седла, об этом потом пелось в казачьих песнях.

Однажды меткий стрелок Джанем пообещал убить его, когда тот выйдет на своё обычное место просеки на Качкалыковском хребте. Яков Петрович, зная это, всё же явился туда. Хладнокровно встал на видном месте, практически не шевелясь, и позволил сделать Джанему два выстрела (оба мимо!), а когда тот сильно удивлённый промахами немного высунулся из-за скалы, послал ему меткую пулю прямо в лоб…

Шамиль собрал 25-тысячное войско и расположился за рекой Мичик, чтобы отрезать подразделения Я.Бакланова от основных войск. Но последний сумел провести 5 рот пехоты, 6 сотен казаков с двумя орудиями сквозь линию неприятеля, не иначе как помогло искусство характерника наводить морок…

В годы Первой мировой войны Российская империя имела 24 батальона и 1-й отдельный дивизион кубанских пластунов, 6 донских и 2 терских дивизиона. К апрелю 1915 года были удостоены наград свыше 9 000 пластунов. В знаменитом Брусиловском прорыве (1916 г.) участвовало 22 батальона пластунов.

В народе ходит молва, что владел Казачьим Спасом В.Чапаев. В Первую мировую войну он лихо отплясывал «барыню» на бруствере окопа под германским пулемётным огнём и уклонялся от «своих» пуль. Василий Иванович имел странную восточного вида саблю, наведя клинок на солнце под определённым углом, мог увидеть то, что находилось за многие вёрсты, а то и десятки вёрст…

Сокровенными знаниями обладал барон Унгерн. В декабре 1917 он всего с семью казаками разоружил гарнизон станицы Маньчжурия численностью 1500 человек, а в январе 1918 со своим взводом проделал то же самое с Хайларским гарнизоном, который составляли 800 человек. В 1920 барон Унгерн в одиночку въехал днём в своём ярком монгольском халате с генеральскими погонами в занятую красными Ургу. Спешившись, приказал одному из часовых у ворот держать лошадь. Всё осмотрел, вернулся обратно и даже по пути отхлестал заснувшего часового. Когда тот поднял тревогу, барон уже находился далеко…

Во время Гражданской войны в 1920 году полковник Белой армии Васищев с 54 казаками захватил и разоружил целый корпус Красной армии, затем отпустил пленных на волю. Рассказывали, что после одного сражения на плацу в станице Наурской Васищев спрыгнул с коня, расстегнул ремень и из-под гимнастёрки горохом посыпались пули…

Новая, «советская», власть не жаловала «проклятое наследие прошлого», потому воины-маги если и не перевелись, то ушли в глубокое подполье.

(Кстати, мало кому известно, но именно русские эмигранты, офицеры-пластуны, заложили основу специальной подготовки морской пехоты США и спецчастей французской армии, в частности, Иностранного легиона.)

Лишь осенью 1943 года была сформирована дивизия пластунов под командованием генерал-майора Метельникова. Им разрешили носить старинную форму. Действия пластунов были столь успешны, что гитлеровцы их прозвали «сталинскими головорезами».

А может быть, возродить традицию и назвать несколько современных подразделений российской армии пластунскими?..

Супервоины 21-го века

Свято место пусто не бывает. Поэтому вместо Казачьего Спаса появилось самбо (САМоборона Без Оружия). По вымышленной легенде его создали чуть ли не как Франкенштейна из видов борьбы различных народов. Если вы соберёте болты, гайки, механизмы, колеса, то автомобиль из них смонтировать трудно: всё это должно подходить друг к другу, взаимодействовать. Так и тут. На самом деле базовыми стали именно те самые приёмы, которыми издревле прекрасно владели русские воины, унаследовавшие боевое искусство ариев. В частности, это доказывал Александр Суворов: «Пуля - дура, штык - молодец!» При нём часто решающей оказывалась штыковая атака с рукопашной, в которой наши предки обычно превосходили другие народы.

К созданию спортивного самбо причастны В.Ощепков, А.Харлампиев и позже Е.Чумаков. Есть ещё «боевое самбо», по которому проводятся соревнования, но оно немногим качественно отличается от выше сказанного. Но существует, скажем так, настоящая боевая самооборона без оружия, которую создал - а на деле воссоздал систему русского единоборства! - Виктор Афанасьевич Спиридонов. Он длительное время изучал боевое искусство разных народов и понял, что они имеют единый корень - боевое искусство ариев. На нём и сосредоточил свои усилия. В его уникальной системе атака фактически отсутствует: противник провоцируется на какое-то действие, после чего оказывается в положении беспомощной марионетки, которая используется по своему усмотрению мастером единоборства. Такая борьба не требует физической силы и больших затрат энергии.

Виктор Афанасьевич подготовил плеяду учеников, объездил всю страну, пропагандируя свою систему русского рукопашного боя. Выпустил три книги, которые стали настольными для поклонников единоборств: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (1927 г.), «Самозащита без оружия. Тренировка и состязания» (1928 г.) и «Самозащита без оружия. Основы самозащиты. Тренировка. Методика изучения» (1933 г.). Пропагандируя свою систему, В.А. Спиридонов объездил всю страну. После нападения Германии обучал на специальной учебной базе в Мытищах под Москвой бойцов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД. Умер Виктор Афанасьевич Спиридонов 7 сентября 1944 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Позже его систему развил, дополнил и довёл до высочайшего совершенства Алексей Алексеевич Кадочников. Теперь она широко известна как русский рукопашный стиль Кадочникова. У него тысячи последователей в разных уголках России. По его методике обучаются даже некоторые спецподразделения китайской армии под руководством российских инструкторов.

Ни одна современная армия не обходится без спецвойск. Есть таковые и в российской армии, но и в них имеется суперэлита, которую можно назвать наследницей легендарных волкодлаков, джанийцев, казаков-характерников, пластунов и других русских супервоинов. В СМИ таковой именуют группу «Альфа» спецназа ГРУ. Хотя, наверное, существуют и другие, куда более засекреченные…

Понятно, что их возможности держатся в строжайшей тайне. Сведения крайне скудны и обрывисты. Но кое-что просачивается. Например, об умении бесконтактного боя: противник валится с ног или приводится в бессознательное состояние без малейшего прикосновения к нему, одним волевым посылом. Говорят, что можно и вообще лишить противника жизни. Совсем как волкодлаки древности!

В десятках стран Азии, Латинской Америки и Африки действовал наш спецназ. Нередко вступал в прямое единоборство с американскими коммандос, и обычно с плачевными результатами для последних. Правда, американцы редко когда узнавали, с кем имели дело.

Любопытный факт, которым гордятся наши ветераны спецслужб: за всё время боевых действий в горячих точках ни один из них не попал в плен живым.

В 1997 году на спецназовские соревнования в г. Асбесте прибыли американские «зелёные береты» и «морские котики» (спецназ «море-воздух-суша»). Смотрелись они внушительно, словно истинные «рэмбо». Но эти профессионалы во всех соревнованиях уступили нашим призывникам. Больше в России американцев не видели.

А в 2011 году в открытом чемпионате мира среди полицейских в г. Орландо (Флорида, США) впервые приняла участие российская команда (Управление «А» Центра специального назначения ФСБ России). Они потрясли соперников. К ним подходили люди и изумлённо спрашивали: «Вы откуда такие?..» Американцы всегда были вне конкуренции, а тут от бессилия не нашли ничего лучшего, как использовать судей: те откровенно засуживали наших даже при явном превосходстве над соперниками, но и сие помогало не всегда…

Из известных операций вспоминается взятие афганской столицы: тогда в Кабуле за короткий срок был установлен контроль не только над дворцом Амина и его резиденцией, но и захвачены такие охраняемые объекты, как генеральный штаб, министерства обороны и внутренних дел, тюрьма, аэропорт и другие.

Читал и вот о таком. Американский самолёт с новейшей секретной аппаратурой испытывался в небе над Аравией и потерпел катастрофу. Его искали примерно двое суток, а когда нашли, то обнаружили уже без того самого оборудования. Американцы взвыли, принялись буквально носами рыть землю и установили, что с подводной лодки великой северной державы были высажены двое человек: те скрытно добрались по пустыне к рухнувшему самолёту с миниатюрным сварочным аппаратом, аккуратно вырезали необходимое и вернулись с «добычей» на борт субмарины. Если бы такое произошло столетиями раньше, то стали бы говорить про джанийцев-волкодлаков-характерников-плас тунов, а как эти супервоины называются сегодня - знают лишь они сами…

кл слова: Мискин, рукопашный бой, русский стиль, спас, анализ, история, рассказ

Спасом я заинтересовался с той самой статьи в журнале "Техника-молодежи", 2, 1989г. под названием "Интерес моей мысли" (к ней мы еще вернемся). И фактически, во многом эта статья, а также материалы в прессе про "русский стиль", и определили мои интересы на долгие годы. Столкнувшись на рубеже последнего десятилетия 20в. с рядом объективных трудностей (попросту говоря - экономический кризис в стране и банальнейшее отсутствие денег у меня лично), я в силу этих причин не смог выйти на контакт ни с автором статьи Л.П.Без(клубым), ни элементарно съездить на семинары по русскому стилю. Всё пришлось искать самому - благо помогало обучение в университете со специализацией на фольклоре. Именно фольклористика и научила меня методологии сбора подобной информации и ее обработке. Эти навыки мне помогают до сих пор.

Результатом моих поисков стали статьи в ж. "Русский стиль - боевые искусства", ныне также выложенные на многих сайтах в рунете. Сейчас я бы во многом изменил сами тексты, да и сами выводы - но пусть есть как есть. Это был мой прошлый опыт.

Но поиск и обработка информации о славянских единоборствах мною не прекращалась никогда все это время. Пришло время и практических занятий. Одним из таких ценных опытов я считаю занятия спасом у Леонида Петровича Безклубого, с которым познакомился лично в 2005г.

В результате первого же семинарского занятия я с удивлением обнаружил для себя, что занятия спасом до боли напоминают мне+ранние разработки рукопашного боя времен ВОВ и 30-х годов 20в. - так, как они иллюстрируются и описываются в книгах. Нет, это не техника самбо (или боевого самбо), как думают многие. Это были системы, которые в свое время конкурировали с самбо, но в силу ряда причин были вытеснены на периферию армейской подготовки и преданы забвению. Понятно, что иллюстрации и описания в старых методических пособиях дают только самое общее представление о технике данных систем рукопашного боя. В книгах пластики движений передать практически невозможно! Попробуйте-ка научиться танцевать по книжке - не получится! Иными словами, повторю знакомое каждому из рукопашников изречение - по книгам научиться невозможно! Нужен учитель: таким учителем для меня и стал Леонид Петрович Безклубый - человек, которому я во многом благодарен, и которого глубоко уважаю, несмотря на ряд разногласий по отдельным вопросам.

Что же из себя представляли занятия по спасу? Они очень и очень напоминали прохождение "тропы разведчика" - так, как это описано и иллюстрировано в книге К.Т.Булочко "Физическая подготовка разведчика" (Москва. Воениздат. - 1945г.). Но! Но был ряд существенных несовпадений с книгой (и это естественно!). Например, в книге Булочко прохождение "тропы разведчика" предлагалось в качестве своеобразного испытания, экзамена, теста для занимающихся после прохождения курса подготовки - в спасе же это было ОСНОВНЫМ МЕТОДОМ ПОДГОТОВКИ. Также в спасе не были задействованы все виды препятствий, предлагавшиеся в книге Булочко - например, инженерные сооружения (стенды, проволочные заграждения, канаты, механические тренажеры и т.п.). Используются только естественные преграды - деревья, камни, песок, кочки и т.д., а также препятствия в виде внезапно нападающих из-за укрытий противников. Учебным оружием выступают мешки, булавы с мягким навершием, иммитаторы ножей и т.д. - набор, в общем-то известный всем рукопашникам. Но с одной существенной деталью - все эти предметы должны изготавливаться из подручных материалов.

Однако самое главное - это пластика движений, тот самый стержень, на который насаживается техника. Многим рукопашникам знакомо выражение "ключевое действие" - и как оно по-разному воплощается в разных системах в зависимости от их пластики и манеры движений. Например, бросок через бедро в дзю-до и в айкидо выполняются совершенно по-разному - а ведь ключевое действие одно и то же! Или прямой удар в боксе - и прямой удар в каратэ: согласитесь, это "две большие разницы". Т.е. от пластики движений зависит то, как именно будет реализовываться то или иное техническое действие.

Не открою также Америки и в том, что ВСЕ ключевые действия в рукопашном бою известны ВСЕМ НАРОДАМ - т.е. никаких там особых суперсектретных техник не существует. А целесообразность применения тех или иных технических действий зависит от:
а) конкретной ситуации,
б) целей и задач данной системы,
в) условий ее существования.

Например, удар ногой снизу в пах или колено как травмирующее действие не применимо в спортивном поединке - и наоборот, было бы глупо отказываться от данной техники в бою на выживание, где на кону стоит жизнь. Но! Если нога нападающего обута в валенок, или сам нападающий из-за усталости или природных условий (грязи, болота, глубокого снега) не в состоянии нанести этот удар или этот удар будет травмоопасен для самого нападающего - значит, нужно выбирать иное техническое действие. И в силу ряда условий существования та или иная боевая система отбирает для себя определенный набор технических действий, наиболее оптимальных для данных условий. Такой оптимальный набор технических действий существует и в спасе - он полностью отвечает всем критериям спаса как боевой системы.

Однако не только простой набор определяет "лицо" той или иной системы и отличает ее от простого компилята приемов и техник. В каждой системе (если, повторяюсь, это именно система) есть структурообразующий элемент (или элементы) - тот самый стержень, на который и насаживается весь этот набор оптимальных технических действий. В айкидо, например, таким элементом является тэнкан - поворот корпуса и бедер; в ряде стилей китайского ушу им являются элементы подражания пластике ряда животных и т.д. А в спасе таким структурообразующим элементом является гойдок - тот самый стержень, на который и насаживаются все технические действия.

Гойдок на самом деле - универсальное движение, позволяющее реализовывать наиболее оптимально весь арсенал действий спаса. Если кто-то думает, что просто набегав энное количество километров по "тропе разведчика", овладеет спасом - глубоко заблуждается. Это как раз гойдок позволяет наиболее экономично реализовывать свои усилия как в защите, так и в нападении. Многофункциональность гойдка просто поражает - в гойдке можно увернуться от атаки противника, а можно напасть самому неожиданно для него. Эту технику можно использовать для безоружного боя - а можно в работе с оружием: ножом, длинно-и короткоствольным огнестрельным оружием. При этом происходит очень быстрое сближение с противником для его поражения.

По всем своим критериям спас как раз и соответствует армейскому рукопашному бою. Каковы условия этого боя? Одним из них является факт, о котором почему-то все забывают - в настоящем бою (на войне имеется ввиду) противника (врага) нужно уничтожить, нейтрализовать - а фактически, называя вещи своими именами, УБИВАТЬ. Т.е. обмениваться градом ударов просто некогда - тот же противник (или его товарищ), не будь дураком, может взять и просто-напросто пристрелить вас. Поэтому сближение с противником для выхода на дистанцию поражения должно быть максимально быстрым - а само поражение противника максимально гарантированным. Понятно, что поражающая способность невооруженной руки значительно уступает оружию - например, поражающая способность ножа больше поражающей способности кулака в 20 раз. То же самое относится и к любому острому предмету - обломку ветки с острым краем, осколку стекла и т.д., не говоря уже о саперной лопате, штыке и прочих предметах, входящих в штатное вооружение, аммуницию или подручные средства служивого человека. В качестве подручных средств можно использовать и огнестрельное оружие - но в роли холодного (например, наносить удары пистолетом). Хотя целесообразнее использовать огнестрельное оружие по своему прямому назначению. Все эти факты учтены в спасе - поэтому предпочтение отдается работе оружию.

Спортивный клуб Спас-Каменка расположен в Дмитровском районе, в 26-ти км от МКАД. Территория клуба более 60 га, 30 из которых занимает большое глубокое озеро с чистой и прозрачной водой. На берегу озера расположен арендный коттеджный поселок Спас-Каменка.

Спас-Каменка - отличное место для активного отдыха на природе в любое время года!

Летом вы можете совершать пешие и велосипедные прогулки, кататься на лодке, купаться в озере, играть в тенис или воллейбол, собирать ягоды и грибы.

Зимой вас ждет каток, горнолыжные склоны и сноупарк, подготовленная лыжная трасса вокруг озера.

Круглый год в Спас-Каменке можно заниматься рыбалкой, дайвингом, играть в пейнтбол и страйкбол, заниматься фитнесом в отлично оборудованном тренажерном зале или танцами в танцевальной студии.

СНОУПАРК

Совсем недавно на горнолыжной карте Дмитровского района появилась новая точка – Сноупарк Спас-Каменка! Это настоящая альпийская сказка в двух шагах от Москвы!


ДАЙВИНГ

Дайвинг-центр "Спас-Каменский" под под управлением группы компаний RuDIVE предлагает проведения дайвинг-курсов в Подмосковье. Сертифицированные дайверы могут приехать сюда понырять.

САУНА

Просторная сауна с большой парилкой, зоной отдыха с шезлонгами и телевизором, бадья для обливания холодной водой. Максимальное количество гостей - 6 чел.

ПРАВИЛА
прохода на территорию Спортивного клуба «Спас Каменка»

1. Проход посетителей в зону отдыха разрешён:
- по приглашению дайвинг клуба МГУ в сопровождении дежурного по дайвинг клубу;
- при условии оплаты услуг, предоставляемых в зоне отдыха, а так же, кратковременно, для ознакомления с предоставляемыми услугами;
- посетителям кафе и ресторана «Маска».
Администрация имеет право ограничить допуск отдельных лиц, без объяснения причин.

2. Проход посетителей может быть ограничен или прекращён в любой момент по указанию администрации посёлка без объяснения причин.

3. Все вышеперечисленные условия прохода в зону отдыха не дают права прохода в жилую зону.
Попытка несанкционированного прохода в жилую зону считается грубым нарушением Правил пребывания на территории коттеджного посёлка «Спас Каменка».

4. При нарушении посетителем правил поведения в общественных местах, администрация посёлка имеет право выдворить нарушителей с территории зоны отдыха без возврата платежей.
5. Порядок нахождения в зоне отдыха в обычном режиме:
. вход с 10.00 утра до 20.00 вечера
. все посетители обязаны покинуть зону отдыха до 22.00
. гости ресторана «Маска» обязаны покинуть ресторан до 23.00
. все исключения согласуются с администрацией посёлка или объявляются администрацией дополнительно



 

Возможно, будет полезно почитать: