Тхэквондо какой вид спорта. Что такое тхэквондо? Корея под властью Монголии

Среди боевых искусств самым эффективным многие мастера считают тхэквондо. Что такое тхэквондо, каковы история и тонкости этого способа ведения боя, описано в статье.

Описание

Тхэквондо - это боевое искусство без использования оружия. Его родиной является Корея. с корейского означает "путь, проделанный голыми ногами и руками". Причем ногам отводится особая роль, они более активно задействованы в блоках и ударах, чем руки.

Когда Чхве Хон Хи, того, кто возродил это древнее мастерство, спросили: "Тхэквондо - что такое?", он ответил, что это не просто мощная техника боя без оружия для поражения одного или более противников, образ жизни.

Главными принципами корейского боевого искусства являются высокая духовность, совесть, выдержка, целеустремленность.

История

Мы уже знаем о том, что собой представляет тхэквондо, что такое понятие означает. Но мало кому известно, что первое упоминание рукопашного боя, элементы которого очень напоминают тхэквондо, относится к I веку нашей эры. Изображения воинов найдены на императорских гробницах династии Когуре. Этот период исторически относится к эпохе Трех государств. Именно в этом периоде произошло зарождение корейского боевого искусства.

Следующий этап его развития пришелся на период расцвета государства Корё, когда впервые была выделена отдельная школа тхэквондо, систематизированы накопленные знания, организована учеба учеников, преимущественно солдат и офицеров действующей армии.

Третий период относится ко времени существования государства Чосон с 14 века и до японской оккупации в 1910-1945 гг. В этот период тхэквондо было запрещено, но подпольно учителя все-таки тренировали учеников.

Четвертый период - с 1945 года (освобождение от японской оккупации) по сегодняшний день. Возродил традиции корейского единоборства Чхве Хон Хи.

Современное состояние

По 6 медалей забрали Мексика, Турция и Франция. Российские спортсмены смогли заработать только 3 медали, причем ни одной золотой они не взяли.

Система поясов тхэквондо

Как и в других боевых искусствах, уровень мастерства спортсмена определяется системой поясов. Школа тхэквондо имеет 10 уровней (кыпов) цветных поясов. Начиная с 10-го уровня - белый, бело-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-синий, синий, сине-красный, красный и 1-й кып - красный пояс - показывает самый высокий уровень мастерства в этой категории.

Следующий уровень после цветных - это черные пояса, которым соответствуют 9 данов. Спортсмены, не достигшие 15 лет, не имеют права носить черный пояс. Новый дан присваивается в том числе за наработанное количество тренировочных часов.

Форма одежды

Во время тренировок и соревнований как вид спортивной одежды используется кимоно. Для тхэквондо существует 3 его вида, в зависимости от принадлежности к мировой школе:

  • ITF - ученики носят куртку с запахом на липучке. Кимоно снизу обшито черной окантовкой. Материал - хлопок или смешанная ткань. На спине, груди и брюках вышито ITF. Пояс завязывают в 1 оборот.
  • GTF — спортсмены надевают такое же кимоно для тхэквондо, как и участники ITF, только окантовка цветная, и эмблема на куртке со своей аббревиатурой.
  • WTF - в комплект спортивной формы входит куртка цельного покроя в виде распашонки, которая может быть белой, черной или черно-красной. Снизу на спине и спереди куртки вышито WTF. Пояс завязывается на 2 оборота.

Техника боя

Тхэквондо - что такое? Это известное во всем мире боевое искусство. Техника боя состоит из множества элементов - 12 стоек, 19 блоков, 13 видов ударов кулаком, 25 видов ударов ногами (фронтальный, боковой, "ножницы", с подшагом, с уклоном, круговой и другие), могут использоваться удары открытой рукой, пальцами и прочие.

Один из уникальных приемов тхэквондо - это тхыль. Представляет собой многократные повторения одного движения. Делается сосредоточенно, сопрягается с правильным дыханием, своего рода практика медитации. В результате отработка приемов переходит на бессознательный уровень, тело работает самостоятельно, рефлекторно реагируя на выпады противника.

Тхэквондо можно назвать наиболее систематичным и научным корейским традиционным боевым искусством, которое может дать человеку намного больше, чем просто развитие физических навыков. Это дисциплина, которая может показать нам путь к укреплению нашего здоровья, как физического, так и духовного.

Давайте внимательно рассмотрим смысл слова «тхэквондо», которое состоит из трёх частей, хотя и на корейском языке это одно слово. «Тхэ» означает «нога», «стопа», «наступать»; «квон» - «кулак» или «поединок»; и «до» означает «путь» или «дисциплина». Сложив эти три части воедино, мы сможем увидеть две ключевые стороны понятия тхэквондо.

Во-первых, тхэквондо – это единоборство, которое учит человека правильно использовать своё тело. Во-вторых, тхэквондо можно рассматривать как способ сохранения спокойствия и мира. Таким образом, тхэквондо это путь, пойдя по которому человек сможет улучшить не только себя, но и мир вокруг себя.

Помимо регламентированных пхумсэ в современном тхэквондо можно выделить «фристайл» пхумсэ. В таком техническом комплексе нет строгой регламентации, что позволяет демонстрировать всю красоту тхэквондо.


Кёруги - основа спортивного тхэквондо в настоящее время, именно эта спортивная дисциплина признана Международным олимпийским комитетом как олимпийский вид спорта. Высокий уровень спортсменов требует не только развитие техники или физических качеств, но и духовного развития.

Кёруги - это практическая отработка техники самозащиты. Ученик использует все аспекты боевого искусства: сознательно-волевые, физические и технические - против силы и навыков противника. Для победы в поединке нужны быстрые рефлексы, решительность, здравый смысл, точное время реагирования, владение разнообразной техникой, хорошая концентрация на цели, чувство дистанции, хорошее равновесие, контроль движений и настойчивость. В поединке тхэквондо используются движения защиты и нападения, осваиваемые при изучении форм - пхумсэ : базовые удары ногами , комбинации ударов ногами, блоки , удары рукой , шаги в сторону и назад, скользящие шаги, комбинации шагов и обманные движения.

Можно выделить три категории применения поединка: реальные ситуации, показательные выступления и соревнования. При практическом применении в ситуации, требующей самозащиты, основное значение имеет технический аспект искусства. Здесь нет правил и реально стоит вопрос жизни и смерти. В такой ситуации те, кто занимается тхэквондо, должны руководствоваться здравым смыслом и использовать силу лишь настолько, насколько это необходимо для нейтрализации нападающего. Используемая в разумных пределах сила должна быть приложена к жизненно важным точкам тела нападающего.

При работе на тренировках, спортсмен учится преодолевать свой страх или панику, которые могут появиться в реальной ситуации. Тренировка развивает рефлексы, концентрацию, скорость и самоконтроль, необходимые для эффективной самозащиты в реальной ситуации. Развивая на занятиях дисциплину и самоконтроль, ученик получает возможность найти выход из опасной ситуации и потом не жалеть о том, что сделано.

В кёруги на показательных выступлениях ученик выполняет технические действия определенной последовательности, согласно установленным правилам и работая с партнером с определенными ограничениями, поскольку здесь это не настоящий нападающий, угрожающий жизни. Красивые и мощные атаки и контратаки должны показать разнообразные блоки, удары руками и ногами и комбинационную технику. Физическая мощь должна сочетаться с концентрацией, самодисциплиной, точной фокусировкой и точным временем реагирования. Самоконтроль и быстрые рефлексы здесь важны скорее не для победы, а для предотвращения травм.

В поединке на соревнованиях противники следуют официальным правилам , в том числе относительно разрешенных и запрещенных зон нанесения ударов, разрешенных и запрещенных ударов в определенную зону. Перед каждым поединком участникам напоминают о разрешенных и запрещенных ударах, а также о времени схватки, после которого производится подсчет очков. Для победы необходимы хорошие рефлексы, решительность, скорость, здравый смысл и чувство дистанции.


Кёкпха – техника разбивания твердых предметов рукой или ногой, - это процесс демонстрации силы и техники тхэквондо через разбивание предметов. В тхэквондо представлено огромное множество видов разбивания. Такое разнообразие обусловлено широким техническим арсеналом тхэквондо. Можно выделить разбивания в прыжках, разбивания с разворотом на 360, 540, 720, 900 градусов, акробатические разбивания, силовые разбивания.

В основном кёкпха можно увидеть на показательных выступлениях, фестивалях, спортивных праздниках. Также ежегодно всемирная штаб-квартира тхэквондо Куккивон проводит турнир «Ханмадан» (Сеул, Корея), на котором кёкпха включён в соревновательную программу.

В переводе с корейского языка Тае (тхэ) означает удары ногой, квон - кулак или удары рукой, До - это путь. Таким образом, в Таеквон-До (тхэквондо) две составляющие: первая-это «таэквон» использование рук и ног в целях самообороны, и вторая «До» жизненный путь, включающий в себя морально - этическое воспитание личностии интенсивную ментальную тренировку для развития высшего сознания через постижение культуры и философии Таеквон-До(тхэквондо). Уже в самом названии заложена суть Таеквон-До(тхэквондо), а именно гармоничное развитие человека как физически, так и духовно.

22 марта 1966 года основатель Тхэквондо генерал Чой Хонг Хи созвал учредительную конференцию для учреждения общественного объединения, которое будет развивать Таеквон-До (тхэквондо) в мире. На этой учредительной конференции было принято единогласное решение назвать юридическое лицо новой организации Международная федерация Таеквон-До по-английски International Taekwon-Do Federation сокращено ΙTF . Поэтому, когда речь идет об ИТФ это значит, что организация представляет именно то боевое искусство и вид спорта, которое создал сам его основатель. На этой же конференции генерал Чой Хонг Хи был избран Президентом Международной федерации Таеквон-До ИТФ и раз в четыре года переизбирался на следующий срок, оставаясь Президентом ИТФ до самой смерти 15 июня 2002 года.

За короткий срок существования Таеквон-До достаточно молодое боевое искусство по сравнению со многими другими - обрело огромную популярность, и на сегодняшний день численность занимающихся им около 40 млн. людей во всём мире.

Тхэквондо по сути является многоборьем, состоящим из пяти дисциплин. В программу соревнований входят четыре дисциплины: соревнование по спаррингу (масоги),соревнование по формальным комплексам (туль), соревнование по разбиванию досок (вирек-3 разных удара для женщин и 5разных ударов для мужчин), и соревнования по спец.технике Таеквон-До (т-ки - разбивание досок с прыжком в длину и высоту-3 разных прыжка у женщин и 5 разных прыжков у мужчин). Помимо соревновательных дисциплин в программу обучения входят и приёмы самообороны (хосинсул), которые являются логическим применением предыдущих дисциплин в реальных ситуациях.

Таеквон-До (тхэквондо), пожалуй единственное боевое искусство, методика преподавания которого, а также философия, порядок присвоения поясов и все его составляющие, разбивания, поединки, базовая техника, спец. техника, формальные комплексы, приёмы самообороны описаны самим основателем в одной книге -энциклопедии Таеквон-До, которая состоит из 15 томов! Существование энциклопедии, конечно, не может заменить инструктора, но позволяет избежать искажения классической техники, даёт возможность каждому корректировать и усовершенствовать свои умения, избегая ошибок и профанаций. С помощью энциклопедии искусство становиться доступно каждому, нет возможности спекулировать закрытостью системы, скрывать свои незнания под предлогом секретности. В Таеквон-До нет секретов, за исключением одного - полной отдаче тренировочному процессу. Ученик, сумевший заставить себя, достигает рано или поздно желаемых результатов, которые обычному человеку могут казаться сверхъестественными.

В Таеквон-До уникальная система выдачи поясов: существует 10 разрядов "гыпов" цветных поясов и 9 степеней (данов) чёрных. В зависимости от интенсивности тренировок чёрный пояс можно получить от одного года (если тренироваться 4 часа 6 раз в неделю) до 4-5лет, если тренироваться 2-3 раза по 1,5 часа. Чтобы получить 2й дан, надо ждать вне зависимости от технического уровня ещё 1 год, 3й дан -два года, 4й - три и так далее. Обладатели с 1го по 3й дан могут считаться помощник учителя (бо-са бом). Обладатели с 4го по 6й дан считаются учителями (са бом) и обладатели 7го-8го дана считаются мастерами (са хюн ним).Обладатель 9го дана считается великим мастером - са сон ним. Всё это показывает, что для того чтобы получить звание учителя по Таеквон-До (4й дан и выше) требуется как минимум 7 лет, время, достаточное, чтобы отличить профессионала от любителя.

Таеквон-До (тхэквондо) построено на знаниях анатомии, биомеханики, физиологии и физического воспитания. Научный подход делает искусство живым. Сколько наука развивается, столько развивается и искусство, конечно классическая техника, туль, основа ТКД, меняется реже всего, это стержень, база, на которую опираются все инструктора. Но какие методы, какие нагрузки и на чём нужно делать акцент выбирает сам инструктор. Разные инструктора это разные типы личности, это разные методики, разный подход. Это даёт возможность каждому ученику подобрать более подходящую для него школу. Возможно, эта особенность исходит из древней корейской традиции выбора учителя, где монах после нескольких лет предварительного обучения, должен был обойти как можно больше монастырей и учиться у многих учителей, чтобы выбрать одного, назвать его своим учителем и учиться у него столько времени, сколько учитель посчитает нужным.

Существует заблуждение, что в Таеквон-До (тхэквондо ) отсутствует техника рук. Конечно, хорошо разработанная мощная техника ног - это особое отличие, своего рода товарный знак, но ни в коем случае это не значит, что в тренировочном процессе меньшее время уделяется технике рук. Те, кто хорошо знаком с Таеквон-До, часто говорят, что здесь сильные удары ногами и очень сильные удары руками.

Таеквон-До (тхэквондо) помимо своей эффективности обладает притягательной эффектностью. Культура движения впечатляет зрителя и даёт наслаждение занимающимся. Здесь всестороннее развитие тела и духа сочетаются с чувством наслаждения техникой и движением. Надеюсь, что данная статья поможет всем ученикам Таеквон-До лучше понять искусство, которым они занимаются, а для тех, кто с ним ещё не знаком, станет стимулом прийти в До-янг и убедиться в сказанном.

История боевых искусств в Корее насчитывает около двух тысяч лет, начинаясь с эпохи Трех государств (I-VII вв.), когда на территории Корейского полуострова существовали три королевства - Когуре, Пэкче и Силла. В каждом из них имелись свои системы боевой подготовки. На формирование и развитие корейских боевых искусств сильное влияние оказала китайская традиция. Неслучайно комплекс корейских боевых искусств обозначается термином «квонбоп», аналогичным китайскому «цюаньфа» («кулачный бой»).

В государстве Когуре существовала система единоборств «санбэ», название которой представляло собой корейское прочтение китайских иероглифов «шоубо», обозначавших борьбу, распространенную в Китае в первые века нашей эры. В королевстве Пэкче боевые искусства были известны под названием «субак», и элементы этой древней системы сохранились до наших дней в форме субакдо. Считается, что техника субак долгое время хранилась в тайне и передавалась весьма ограниченному кругу учеников.

Особенности

Впервые она была частично открыта в 1970 году , когда в трактате Ли Дон My «Муетобот хончжи» был приведен комплекс приемов кулачного боя. Особенности субак выражаются в том, что нога бьет в основном выше пояса, используются кулаки и ударная работа локтями, большинство ударов руками производится из стойки, в исходном положении которой руки сложены перед грудью, как будто для молитвы.

Принцип и практика

Школа современного субакдо была открыта в 1915 году в Сеуле мастером Хван Ки. В технике субакдо сочетаются жесткие резкие атаки и мягкие защиты.

Практика субакдо складывается из четырех разделов: базовой техники, формальных упражнений, спарринга и отработки приемов защиты от захватов и от вооруженного нападения.

Главная цель практики субакдо заключается в воспитании уважения к жизни во всех ее проявлениях. Надо уважать, в частности, и жизнь врага, оставляя ему шанс выжить.

Отряд военых — Хваран

В 540 году королем Силлы стал Чин Хун, поставивший цель не только укрепить собственное государство, но и объединить с ним два других. Недостающее для этого количество солдат молено было возместить высоким качеством подготовки главной ударной силы армии.

Буддийскому монаху Вон Вану было поручено сформировать, обучить и воспитать отряд отборных воинов, названный «Хваран» («Цветущая молодежь»), так как в него отобрали около пятисот 14-15-летних юношей из знатных семей.

В мирное время хвараны изучали комплекс боевых искусств, близкий к субак, учились управлять страной, а на войне сражались в первых рядах и проявляли себя наиболее умелыми воинами.

Метод тренировки

Тренировка хваранов заключалась не только в совершенствовании воинского мастерства, хотя оно было весьма разносторонним, включая в себя джигитовку, занятия фехтованием и стрельбу из лука.

Юноши практиковали:

  • медитации;
  • распевали магические песни;
  • декламировали стихи, участвовали в воинских плясках;
  • изучали историю страны и буддийское вероучение.

Задачей такой комплексной подготовки было воспитание совершенной, гармоничной личности, что осуществлялось в соответствии с «пятью заповедями» Вон Ванга :

  • верность государю;
  • почтительность к родителям;
  • искренность с друзьями;
  • храбрость перед врагом;
  • разборчивость в убийстве.

Суровый тренинг и целенаправленное моральное воспитание сделали из хваранов лучших воинов своего времени, численность их корпуса увеличилась до пяти тысяч человек. С помощью хваранов и танского Китая в 668 году произошло объединение Кореи вокруг Силлы и образовалось государство Объединенная Силла.

Роспуск Хваранов

Хвараны занимали ведущие позиции в армии и государственном аппарате как в период существования Объединенной Силлы (668-976 гг.), так и в эпоху государства Коре (976-1392 гг.). Б 1392 году полководец Сун Ге И основал династию Ли, при которой господствующей стала конфуцианская идеология, а буддийское духовенство подверглось гонениям.

Корпус хваранов был распущен, они были лишены занимаемых воинских и государственных должностей, обучение по программе их подготовки повсеместно запрещено. С этого времени искусство хваранов укрывалось в буддийских храмах, передаваясь только многократно проверенным ученикам.

Объединение Кореи при участие Китая

Так как объединение Кореи в 668 году происходило при непосредственном участии Китая, квонбоп обогатился китайской традицией, появились заимствованные направления и стили (например, тансудо - «танская рука»). Произошло расслоение квонбоп на две ветви: более китаизированная включала в себя придворные боевые искусства, в том числе те, которые применялись для обучения воинской элиты, а также практиковавшиеся в буддийских монастырях; сохранившая корейскую самобытность ветвь была популярна среди простых людей.

Возникновение Тхэккен в Кореи его техника

В эпоху Объединенной Силлы и Коре оформились несколько школ и стилей корейских боевых искусств.

В наибольшей степени национальным видом боевых искусств Кореи является тхэккен. Для него характерна развитая техника ног с большим арсеналом разнообразных подножек и подсечек. Круговые удары ногами встречаются гораздо чаще прямых, проникающих, так как выше грудной клетки ногами не бьют. В поединке главной целью считается повалить противника, а не нанести ему повреждение. Удары кулаками в тхэккен полностью исключены. Руки применяются для тычковых ударов ладонью в лицо и в горло, а также для захватов руки или ноги противника, после чего ему наносится сильный удар ногой. Во время тренировок ученики набивают ноги на камнях, на стволах деревьев или прыгая через колючие кусты.

Возникновение Юсуль отшельниками

Корейские горные отшельники развивали «мягкое искусство» юсуль, техника которого была построена на бросках, болевых замках, захватах и точечных ударах в уязвимые места.

Наряду с отработанной техникой отшельник занимался своим духовным совершенствованием, предполагавшим осознание себя частью природы, умение жить в гармонии с окружающим миром и способность гармонизировать мир вокруг себя.

Еще одно боевое искусство Чхарек от отшельников

Другой вид боевых искусств, развитый среди отшельников, получил название «чхарек» («заимствование силы»). Термин «сонин» (отшельник) переводится как «совершенный человек». В основе системы духовного и физического совершенствования отшельников лежала концепция единства человека и природы. Все существование отшельника в горах подчинялось естественным природным ритмам и законам.

Суровые условия жизни сочетались с интенсивными медитациями, например, под ледяными струями водопада. Постепенно тело человека становилось нечувствительным к зною и холоду, он мог подолгу находиться без пищи и сна, приобретал звериную чувствительность и интуицию, но его дух оставался спокоен. Отшельник приобретал способность к целительству, ясновидению и гипнозу. Слияние с природой давало ему возможность черпать энергию из неиссякаемого источника и использовать ее, в частности, для самозащиты.

На что направлен Чхарек?

Чхарек направлен на развитие способностей самого человека, а природная энергия помогает этому. Занятия чхарек пробуждают скрытые резервы человека, и его мощь простирается изнутри. Природная энергия, аккумулированная в организме человека, позволяет ему выполнять такие упражнения, как «железная рубаха», когда тело выдерживает сильные удары и давление тяжелых предметов.

Техника

В чхарек нет строгих схем защиты или атаки, не существует формальных упражнений (пхумсэ). Техника работы ногами, включающая в себя типично корейские удары ногами из положения сидя, сочетается в чхарек с системой блоков, где кулак противника захватывается согнутой в локте рукой. Удержания чередуются с заломами и жесткими ударами.

Техника с оружием

Много внимания в чхарек уделено работе с оружием, преимущественно с шестом и дубинкой. Дыхательные упражнения выполняются в положениях стоя, сидя, лежа и вверх ногами. Искусство использования внутренней энергии включает в себя способность прицельной «стрельбы» ею, когда от удара по горке кирпичей разбивается нужный.

Возникновение БИ «кулак пяти видов» полководцем Чой

В королевстве Коре боевые искусства, развивавшиеся при дворе, были местными разновидностями китайских. К концу правления династии фактическая власть в стране принадлежала полководцам из клана Чхве (Чой), установившим режим по типу японского сегуната. Личная гвардия дома Чхве, самбельчхо («три особых корпуса»), изучала китайское искусство боя голыми руками, на основе которого было создано боевое искусство оренквон («кулак пяти видов»).

Оренквон состоял из пяти направлений:

  • «кулак пушечного удара»;
  • «кулак свирепого тигра»;
  • «кулак обезьяны»;
  • «кулак журавля»;
  • «кулак семи звезд».

У каждого из них существовали китайские прототипы:

  • пао-чуй;
  • хусинцюань;
  • хоуцюань;
  • хэцюань;
  • цисинцюань.

Перенятая борьба Ссирым из Монголии

В XIII веке Корея попала под монгольское влияние, проявившееся в разных областях, в том числе и боевых искусствах. От монголов корейцы переняли борьбу ссирым — борьбу на поясах, в которой запрещены удары и допускаются только броски с применением корпуса, бедер, рук и ног. Чем больше вес борца, тем больше у него шансов одержать победу.

Корея под властью Монголии

Правящая династия Коре с приходом монголов сохранила свою власть, хотя и попала в политическую зависимость, отдав часть властных полномочий в руки монгольских чиновников. Свержение монгольской династии Юань в Китае в 1368 году и установление власти династии Мин предвещало скорые перемены и в Корее. В 1392 году к власти на Корейском полуострове пришла династия Ли, тесно связанная союзническими узами с Китаем. В результате господствующим течением в государственной идеологии стало конфуцианство.

Для офицеров и чиновников были введены государственные экзамены, где необходимо было продемонстрировать знание древних трактатов, искусство стрельбы из лука и вольтижировки, а также победить в кулачном бою не менее трех соперников.

С 1592 по 1598 гг. Корея вела тяжелую войну с японской армией, в то время лучшей на Дальнем Востоке. Партизанские отряды ыйбен («армия справедливости») возглавляли местные мастера боевых искусств. На помощь пришли китайские инструкторы и войска. Они принесли с собой традицию шаолиньского ушу. Кореизированный вариант шаолиньских боевых искусств известен как соримквон.

Развитие Хельдо по время войны

В это же время развивались и другие системы самообороны, базировавшиеся на буддийской идеологии и практиковавшие использование внутренней энергии человека. Такое боевое искусство, как хельдо, включало в себя броски и обездвиживание противника через воздействие на биологически активные точки, вызывающие болевой шок или потерю сознания.

Развитие Пульмудо по время войны

Стиль пульмудо был похож на китайские стили, использующие мягкую технику работы рук; в основе техники пульмудо лежит движение открытой ладони по кругу, темп исполнения форм медленее, чем в других стилях. В пульмудо используются элементы китайских стилей журавля и богомола, сегодня к ним добавился и комплекс тайцзицюань из 24-х форм.

Развитие Пакчхиги по время войны

В конце XVI веке на северо-западе Кореи появилась техника пакчхиги. В ее основу легла работа локтями, плечами и головой. Оригинальным оружием пакчхиги была собственная коса бойца, которая становилась плеткой, когда в нее вплеталось подобие небольшой металлической гири или вставлялся острый гребень.

Боевые искусства Кореи под властью Японии

В XVII-XIX вв. боевые искусства Кореи практически не развивались: некоторые из них были позабыты, качественный уровень других снизился. В 1910 году Корея стала составной частью Японской империи, и во все сферы жизнедеятельности корейцев стали привноситься японские традиции. Не стали исключением и боевые искусства – доминировавшее когда-то китайское влияние сменилось не менее сильным японским.

Популярные единоборства страны в 20 веке

Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином «юсуль» стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших «мягкое искусство» (юсуль), получила название «кидо» («путь энергии»).

После освобождения Кореи в 1945 году национальные боевые искусства вышли из подполья, но традиция их передачи была утеряна, поэтому развивалось большое количество родственных направлений со схожим техническим арсеналом, у которых отсутствовали философские принципы и духовная основа.

Появление тхэквондо национально боевого искусства Кореи в 1955 году

После Корейской войны 1950-1953 гг. в обществе возникла идея создания единого национального боевого искусства, которое стало бы символом духа нации. Реализовал эту идею генерал Чхве (Чой) Хон Хи в 1955 году. Новое боевое искусство было создано на базе традиционных корейских видов борьбы субак и тхэккен с использованием элементов карате, которое создатель стиля изучал в Японии. Корейское национальное боевое искусство стало унифицированным вариантом, объединившим технику девяти послевоенных школ, и получило название «тхэквондо» - «путь руки и ноги», или «путь ноги и кулака». По сути, этот термин вобрал в себя все разновидности боевых искусств.

Тхэквондо - современный вид спорта, боевое искусство, имеющее духовно-философские корни и адаптированное для массового физического воспитания. В1972 году Чхве Хон Хи перевел штаб-квартиру созданной им в 1966 году Международной федерации тхэквондо в Торонто (Канада), покинув Сеул. В результате название стиля стало звучать на западный манер (таэквондо), чтобы отличаться от южнокорейского аналога, а границы влияния Международной федерации таэквондо (ИТФ) сузились.

Открытие центра популяризации тхэквондо

Тем временем развитие тхэквондо в Южной Корее успешно продолжалось. В ноябре 1972 года был открыт центр исследования, обучения и популяризации тхэквондо «Кук-кивон» в Сеуле. С 1973 года там же находится штаб-квартира Всемирной федерации тхэквондо (ВТФ).

Боевое искусство сегодня

Сегодня тхэквондо развивается в Корее как официальное государственное боевое искусство, в Сеуле создан центр изучения, развития и пропаганды тхэквондо – Кук-кивон, работающий с ноября 1972 года. Он осуществляет официальное присвоение данов и выдачу сертификатов, подготовку инструкторов, ведет хронику рекордов тхэквондо, издает учебные пособия и выпускает учебно-методические видеофильмы.

Путь руки и ноги — перевод тхэквондо

В технике тхэквондо объединены комплексы разнообразных ударов ногами, характерные для тхэккен, и элементы карате. Не случайно тхэквондо переводится как «путь руки и ноги». Этот синтетический вид, с одной стороны, возродил древнее корейское боевое искусство, а с другой – вобрал в себя элементы, которые дополнили технический арсенал стиля и сделали его гармоничным.

Тхэквон-до (тэйквондо, таэквон-до, англ. taekwondo - от корейск. тхэ - "удар пяткой во время прыжка", квон - "удар кулаком", до - "путь", "самосовершенствование") - один из видов боевых искусств, характерной чертой которого является большое количество прыжков и ударов ногами и почти полное отсутствие техник захвата и удерживания противника.

Основателем тхэквон-до является генерал-лейтенант армии Южной Кореи Чой Хонг Хи, создавший данное боевое искусство на базе таэккен (старинное название - "гаксуль", "тхэкгён" - искусства борьбы ногами, издревле известного в Корее) и каратэ. Кроме того, по мнению Чой Хонг Хи, созданное им искусство ведения боя дает человеку возможность самопознания и повышения духовного уровня посредством занятий тэгвон (боевым искусством).

Вначале данное направление было распространено лишь среди военных, носило чисто прикладной характер и именовалось "О до кван" ("Школа просветлённого пути"). Несколько позже появилось так называемое гражданское направление - "Чон до кван". 11 апреля 1955 года данную технику самообороны стали официально именовать тхэквон-до.

Международная федерация тхэквон-до (International Taekwon-do Federation, ITF) была создана 22 марта 1966 года в Сеуле. Вошли в эту организацию 19 стран, а бессменным президентом ITF на протяжении 36 лет был Чой Хонг Хи. Поскольку он вынужден был эмигрировать в Канаду - штаб-квартира организации была перенесена в 1972 году в Торонто, а с 1985 года и до настоящего времени находится в Вене.

Оставшийся в Торонто ученик генерала, в прошлом - председатель технического комитета ITF Пак Дзюн Тэ, в марте 1990 года основал Глобальную федерацию тхэквон-до (Global Taekwon-do Federation, GTF).

С 30 ноября 1972 года в Сеуле существует Всемирный центр тхэквон-до, располагающийся в специально построенном для этого дворце "Куккивон" - именно там должен зарегистрироваться каждый спортсмен, получивший дан, чтобы быть признанным Всемирной федерацией тхэквон-до (World Taekwon-do Federation, WTF).

Эта организация, созданная 28 мая 1973 года, ставила своей целью включения данного вида единоборств в программу Олимпиады. Впервые тхэквон-до было продемонстрировано на XXIV Олимпийских играх (Сеул (Южная Корея)), а начиная с 2000 года (XXVII Олимпиада, Сидней (Австралия)) данный вид спорта причислен к олимпийским.

В наши дни насчитывается 188 стран членов WTF, которые образуют континентальные федерации:
. 41 страна - Союз тхэквон-до Азии;
. 49 стран - Союз тхэквон-до Европы;
. 42 страны - Панамериканский Союз тхэквон-до;
. 43 страны - Африканский Союз тхэквон-до;
. 13 стран - Союз тхэквон-до Океании.
. В 1981 году образована федерация тхэквон-до КНДР.

По тхэквон-до регулярно проходят Чемпионаты мира, чемпионаты Европы, международные и национальные первенства и чемпионаты, включающие соревнования по нескольким дисциплинам: выполнение формального комплекса ("пумсе"), тесты, позволяющие выявить силу удара (на земле - "верёк" и в прыжке - "тэкги"), а также соревновательные поединки ("матсоги") с использованием защитной экипировки. Причем в версии ITF спортсмены используют лишь средства защиты паха и голеней, а в версии WTF обязаны проводить поединок в специальной пластиковой броне и шлеме.

Состязания по тхэкван-до проходят на площадке 12х12 или 14х14 метров, в центре которой находится место поединка - квадрат размером 8х8 метров с расположенным на нем эластичным матом, цвет которого должен гармонично сочетаться с цветами экипировки спортсменов, а фактура поверхности - обеспечивать минимальную степень отражения света, чтобы не ослеплять сражающихся и зрителей. Место поединка обозначено по периметру разделительной линией, а порой устраивается на платформе, высота которой составляет 1 метр.

За ходом схватки наблюдает рефери, находящийся в 1.5 метра от центра площадки, 4 судей, располагающихся в точках, отстоящих на 0,5 метров от угла, образованного ограничительными линиями, а также ведущий счет - его место находится в 2 метрах от ограничительной линии. За состоянием экипировки и физического состояния спортсменов следит инспекция, размещающаяся за столом у входа на место поединка.

Состязания между спортсменами-мужчинами длятся 3 раунда по 3 минуты (либо по 2 минуты - если это согласовано с WTF) каждый, продолжительность поединка женщин и юниоров составляет 2 минуты. Перерывы между раундами - 1 минута. Существует несколько систем поединков:
. Круговая система - каждый участник соревнования сражается со всеми остальными спортсменами его весовой категории, принимающими участие в состязаниях;
. Индивидуальные поединки ("олимпийская" система) - в схватке участвуют 2 спортсмена, проигравший выбывает из соревнований. Чаще всего состязания такого рода имеют место на Олимпийских играх. Участники соревнований разделены на весовые категории, причем если в какой-либо категории участников будет меньше 4 - состязания в этой весовой категории официально не будут признаны.

Командные состязания проходят следующим образом: одна команда выставляет спортсмена-участника, а вторая - подбирает для него оппонента из своего личного состава. Потому в поединках такого рода порой могут встречаться представители различных весовых категорий.

Олимпийское тхэквон-до во многом отличается от изначального. Да, отличий немало. В олимпийском тхэквон-до не применяются удары руками, отсутствуют и состязания, демонстрирующие уровень владения техническими приемами данного боевого искусства. Кроме того, бойцы обязаны выступать в специальной защитной экипировке (жилеты, шлемы, протекторы на кулаках и стопах, защита паха и нагрудник для женщин), в результате чего эффективность многих приемов значительно снижается. Модернизация олимпийского тхэквон-до, хотя и ведется, имеет одну цель - увеличить зрелищность поединка, в результате чего порой совершенно теряется прикладное значение данного боевого искусства.

Маленьких детей невозможно подготовить к занятиям тхэквон-до. Это не так. Для занятий тхэквон-до важна гибкость, выносливость, память, смекалка, мобильность мышления, а также умение при падении правильно сгруппироваться, чтобы избежать травм - именно эти качества и следует развивать у малыша. Даже если ваш ребенок в дальнейшем не проявит интереса к занятиям каким-либо видом боевых искусств - все вышеперечисленные навыки он сможет использовать в повседневной жизни.

Обладатели коричневого пояса тхэквон-до хорошо знают технические приемы данного боевого искусства - ведь они помогают тренеру в обучении новичков, а порой и заменяют его. Действительно, инструкторскую работу обладатели коричневых поясов обязаны проводить. Однако современная система присвоения цветных поясов (кроме черного) согласно результатам соревнований приводит к тому, что довольно часто у спортсменов навыки спарринга (геруги) на довольно высоком уровне, а вот познания в технике (хосинсуль) куда меньше.

Тхэквон-до - изобретение генерал-лейтенанта Чой Хонг Хи. Как и множество современных боевых искусств, тхэквон-до является синтезом нескольких древних способов ведения боя. В середине прошлого века в Корее насчитывалось немало школ различных боевых искусств (субак, тэгён, юсуль ("мягкое искусство") тансудо ("путь таньской (китайской) руки"), чхарёк ("заимствованная сила") и т.д.), действующих без какого-либо контроля со стороны государственных структур. Правительство страны приняло решение изменить данное положение вещей и по возможности объединить различные искусства ведения боя, обрести контроль над преподаванием боевых искусств и поставить их на службу государству и правящему режиму. Планы такого рода легче всего было осуществить посредством создания единоборства, которое смогло бы вобрать в себя все лучшее из давно существующих систем и тем самым способствовать их слиянию. Одно из таких направлений разрабатывал Чой Хонг Хи, соединивший навыки таэккен (старинного искусства борьбы ногами, с древних времен известного в Корее), обретенные им во время обучения у Хан Иль Дона - мастера каллиграфии и таэккен, и опыт, почерпнутый на занятиях карате, которое генерал-лейтенант осваивал в Японии. Отшлифовывать полученные навыки Чой Хонг Хи начал во время семилетнего заключения в японской тюрьме, куда был посажен как активный борец за независимость Кореи. После освобождения он служил в армии, где получил возможность апробировать, отшлифовать и применить на практике новое боевое искусство, которому 11 апреля 1955 года было официально присвоено название тхэквон-до. Однако на этом совершенствование данной системы отнюдь не завершилось. Шлифовкой первоначально установленной системы из 20 комплексов, часть которых представляли собой ката каратэ, часть - нововведения, разработанные Чой Хонг Хи, занимался не только сам генерал, который вынужден был на некоторое время покинуть родину, но и мастера, оставшиеся в Корее - именно они разработали "восемь триграмм" ("пальгве") - набор, состоявший из восьми комплексов. В 70-е годы прошлого века из тхэквон-до окончательно были убраны ката каратэ, а техники и приемы проходили тщательное изучение с использованием новейших методик современной науки. Комплексы "пальгве" были заменены другим набором, также состоящим из 8 комплексов, именовавшимся "великий предел" ("тэгук") и характеризующимся большей скоростью движений. Кроме того, был разработан набор из 9 комплексов, обязательных для изучения всем желающим получить звание мастера. И только в 80-х годах шлифовка данного боевого искусства была завершена - теперь в тхэквон-до ITF 24 комплекса - по числу часов в сутках.

Только Чой Хонг Хи пытался объединить существующие в Корее направления боевых искусств. Ошибочное мнение. Попытки такого рода в прошлом веке осуществлялись неоднократно, наиболее известная - создание объединенного боевого искусства (Тонг-Ил Мо-До) в 1979 году. Его основатель - гранд мастер Джун Хо Соук - стремился посредством научного анализа объединить техники различных школ и добиться гармоничного сочетания круговых и прямолинейных, мягких и жестких движений, а также усовершенствовать технику бросков и ударов. Кроме того, данное боевое искусство призвано пробудить скрытый идеализм занимающегося, гармонично объединить ценности Запада и Востока, духовное и материальное, традиционное и современное.

Во время поединка каждый из бойцов тхэквон-до в равной мере использует как оборонительную, так и наступательную технику. Это не так. Чаще всего спортсмены избирают какую-то одну технику, благодаря которой выигрывают максимальное количество балов. В соответствии с тем, какой технике (нападения или обороны) отдает предпочтение спортсмен, определяют его принадлежность либо к атакующему, либо к контратакующему типу.

Тхэквон-до - искусство обороны, а значит, приемы нападения на занятиях не изучаются. Ошибочное мнение. Порой в качестве самообороны приходится использовать и технические приемы нападения, потому обучение проводится всесторонне, а не ограничивается лишь отработкой защитных приемов.

В тхэквон-до не используют оружие и не изучают броски и удары в голову. Это не совсем так. Удары в область головы запрещены в соревнованиях, однако в реальном бою для защиты своей жизни или жизни своих близких данные приемы довольно эффективны. А работе с различными видами оружия в данном боевом искусстве существует раздел, именующийся "хосинсуль", и только от тренера зависит, будет ли этот раздел преподан ученикам в полной мере, освещен частично или же вообще не будет преподаваться. Кроме того, следует учесть, что техники такого рода довольно сложны в постижении. Обязательным изучение бросков, способов обороны от вооруженного противника, воздействия на уязвимые точки и т.д. является для спортсменов начиная с 5 дана и выше.

Освоение тхэквон-до лучше всего начинать с изучения истории данного боевого искусства. Лучше всего, если изучение истории и теории будет гармонично сочетаться с обретением практических навыков (изучением стоек и передвижений, базовых техник и т.д.). Тренировать нужно и тело и дух, и разум, причем лучше всего это делать одновременно, чтобы достичь гармонии. Ведь очень часто боец, прекрасно овладевший техникой, но не уделивший должного внимания психологической подготовке, проигрывает сражение более слабому технически, но обладающему более сильным боевым духом спортсмену.

Участвовать в соревнованиях по тхэквон-до не обязательно - ведь изначальный смысл боевых искусств состоит в овладении навыками защиты, а не в стремлении к победе в состязании. Соревнования по боевым искусствам нужны, однако не с целью одержать победу, а дабы проверить собственную психологическую готовность к сражению и для проверки состоятельности своей техники ведения боя, а также своего боевого духа и умения применить на практике все знания, полученные во время тренировок. В некоторых боевых искусствах (например, айкидо) той же цели служат показательные выступления, которые порой являются не менее серьезным психологическим испытаниям, чем соревнования в тхэквон-до.

Тхэквон-до - спорт, и знания, полученные на занятиях, мало пригодны в обычной жизни. Это не так. Главная задача тхэквон-до, как и любого другого боевого искусства - обеспечить возможность выхода из трудных жизненных ситуаций с наименьшим ущербом для физического и психического здоровья и максимально результативно. При этом не идет речь о получении каких-либо наград во время соревнований. Главная задача тхэквон-до - обучить человека методам самозащиты и защиты своих близких и друзей. Для того, чтобы освоить данную методику самообороны, потребуется затратить достаточно много времени и труда, однако результат того стоит.

Для занятий тхэквон-до необходимы специально оборудованные залы. Нет, ни оборудования, ни специализированных помещений для освоения данного вида боевых искусств не требуется.

Если человеку за 30 - тхэквон-до он заниматься не сможет. Безусловно, трудностей у такого ученика будет несколько больше, однако дорога в боевые искусства для него отнюдь не закрыта. Более того - существуют специальные комплексы, предназначенные для обучения способам самообороны не только вполне взрослых мужчин, но и представительниц прекрасного пола, переступивших пятидесятилетний рубеж. Опытный тренер способен правильно организовать занятия для людей различного возраста, комплекции и уровня мастерства.

Заниматься тхэквон-до можно и самостоятельно, используя книги и обучающие фильмы. Самостоятельное изучение данного вида единоборств возможно лишь в том случае, когда человек имеет недюжинный опыт в каких-либо иных видах боевых искусств, рукопашного боя или борьбы. Если же такого опыта нет - заниматься лучше под руководством опытного тренера. Ведь новичку довольно сложно освоить ту или иную технику, не совершая ошибок. На тренировке инструктор сразу же указывает на неточности и объясняет различные нюансы того или иного элемента, движения, стойки. Изучая единоборство самостоятельно, вы лишены возможности получать какие-либо консультации, потому многое можете заучить неправильно. А ведь исправлять движения, заученные с ошибками, гораздо сложнее, чем изучать их с нуля. Потому и фильмы, и различного рода литературу по тхэквон-до следует рассматривать лишь как подспорье к тренировкам под руководством опытного инструктора, а вовсе не как основной обучающий фактор.

Занятия боевыми искусствами сопряжено с большим количеством травм. Да, чаще всего без этого не обходится. Особенно часто у спортсменов, профессионально и долго занимающихся данным видом боевого искусства, страдают коленные суставы. Однако считать тхэквон-до наиболее травмоотпасным видом спорта было бы ошибкой. Ведь и в других, казалось бы, более безопасных дисциплинах (фигурном катании, художественной гимнастике, беге, велоспорте) травм ничуть не меньше, а порой, даже больше, чем во время занятий восточными единоборствами.

Детям маленького роста лучше боевыми искусствами не заниматься - они все равно не достигнут больших успехов. Совершенно ошибочное мнение! Во-первых, в боевых искусствах соперников подбирают примерно равного уровня опытности и одной весовой категории. Во-вторых, мастера-основатели многих стилей боевых искусств (например, Гичин Фунакоши, основатель Сётокан каратэ-до, и Морихэй Уэсиба, о-сэнсей айкидо, да и основатель тхэквон-до Чой Хонг Хи) не отличались ни высоким ростом, ни большой физической силой, а в детстве частенько выделялись среди сверстников хрупким телосложением и болезненностью. Однако, благодаря стараниям и упорству, сумели достичь больших результатов, и побеждали в поединках даже гораздо более рослых и физически сильных соперников.

Девочки, занимающиеся тхэквон-до, становятся мужеподобными. Ошибочное мнение. Конечно, тело станет более крепким, однако женственность девушки, занимающиеся данным видом единоборств, не теряют, более того - сохраняют хрупкое телосложение.

Болезненным детям в секции тхэквон-до заниматься нельзя. Да, для занятий некоторыми видами спорта действительно требуется идеальное здоровье. Однако в случае с тхэквон-до никаких ограничений нет. Даже если у ребенка порок сердца, астма или заболевания суставов - заниматься можно. Единственное условие - перед началом занятий следует предупредить тренера о том, что у ребенка те или иные проблемы со здоровьем. Инструктор подкорректирует нагрузку, учитывая физические возможности маленького спортсмена - и через некоторое время ваш малыш сможет заниматься вместе со всеми. Ведь тхэквон-до не только искусство самообороны, но и прекрасное средство для развития внимания, восприятия, улучшения координации движений, а также кислородного обмена в легких и сердце и т.д.

Выбрать секцию довольно сложно. Действительно, задача не из легких. Однако следует знать, на что нужно обратить внимание в первую очередь. Выбирая секцию, обязательно посетите хотя бы одно занятие и определите, что главное для тренера - победы и призы или же душевное и физическое здоровье воспитанников? И всем ли детям он уделяет равное количество внимания, или же занимается только с самыми способными, остальным ученикам предоставляя полную свободу действий? Поддерживается ли дисциплина во время тренировок? Потасовки между учениками, выяснение отношений и грубость либо подтрунивание и насмешки на занятиях неприемлемы. Кроме того, учтите, что заставлять ребенка ходить на тренировки ни в коем случае нельзя - лишь его желание должно быть основополагающим при выборе секции.

Во время соревнований по тхэквон-до за нанесение удара в лицо соперника спортсмен получает штрафные баллы. Многое зависит от того, как именно был нанесен удар по лицу: если лбом или рукой - спортсмен получает так называемое предупреждение - 0,5 штрафных балла. Если же прямой удар по лицу был произведен ногой в прыжке - боец получает максимальное количество баллов (+3), если удар ногой по лицу из положения стоя привел к падению противника - 2 балла, а в том случае, когда соперник от удара лишь пошатнулся - присуждается 1 балл.

В тхэквон-до удары в пах запрещены. Да, такие удары влекут за собой начисление нанесшему их спортсмену штрафных баллов. Однако если удар - результат обмена техническими приемами либо же к его нанесению привели действия пострадавшего спортсмена - наказания не будет.

Если после поединка у обоих спортсменов равное количество баллов - объявляется ничья. Нет, в случае равного счета победителем считается тот из соревнующихся, который нанес больше удачных ударов и чаще применял тактику нападения.

За недостойное поведение или высказывание в адрес соперника боец тхэквон-до получает штрафные баллы. Это действительно так. Более того - штрафные баллы он может получить и в том случае, если его тренер покидает предназначенное ему место или ведет себя недостойно.

Боец и его тренер могут опротестовать решение судьи. Ошибочное мнение. Попытка высказываться против решения судьи квалифицируется как недостойное поведение и влечет за собой предупреждение - т.е. начисление 0,5 штрафных балла.

Первые практические результаты занятий тхэквон-до будут заметны очень нескоро. Смотря о каких результатах идет речь. Первые успехи чаще всего приходят после 3-4 месяцев занятий. Для получения цветных поясов ("гуп" или "гып") ученик должен потратить определенное количество времени. Например, чтобы получить белый пояс (10 гып) потребуется не менее месяца, а для обретения желтого или в некоторых школах бело-желтого (9 гып) придется потратить 2 месяца упорных тренировок. По три месяца уйдет на получение оранжевого или желтого (8 гып), зеленого или желто-зеленого (7 гып), пурпурного или зеленого (6 гып) поясов. Несколько больше времени - от 4 до 6 месяцев - нужно для получения голубого или сине-зеленого (5 гып), синего (4 гып), красного или сине-красного (3 гып) поясов. Еще по 6 месяцев регулярных занятий сделают спортсмена обладателем светло-коричневого или красного (2 гып) и темно-коричневого или коричневого (1 гып) пояса. А чтобы получить черный пояс (первый дан) придется затратить еще не менее 1 года упорных тренировок, и успешно поучаствовать в немалом количестве соревнований. При этом следует учесть, что успешность освоения и применения на практике данного искусства ведения боя зависит от многих факторов: от желания ученика, квалификации инструктора, регулярности и интенсивности тренировок, физических данных и боевого духа занимающегося и т.п.

Человек, получивший черный пояс в тхэквон-до (1 дан) достиг мастерства в данном искусстве ведения боя. Ошибочное мнение. Лишь с 7 дана человек, постигающий искусство тхэквон-до, обретает звание мастера (причем для того, чтобы достичь данного уровня, нужно тренироваться не менее 7-10 лет и сдать устный и письменный экзамен). А даны с 1 по 3 (помощник инструктора) и с 4 по 6 (инструктор) рассматриваются лишь как ступени лестницы, ведущей к мастерству. Черный пояс (1 дан) служит лишь показателем того, что человек, его получивший, хорошо овладел техниками тхэквон-до, а для совершенствования духовной стороны, гармоничность которой и является отличительным признаком настоящего мастера боевых искусств, обучающемуся придется потратить немало времени и сил.

Каждый пояс в тхэквон-до имеет определенное значение. Это действительно так. Наиболее низкая ступень градации - отсутствие пояса - тоже имеет свое значение (пустота, целомудрие). Белый пояс обозначает готовность к совершенствованию, оранжевый и желтый - солнечный восход, желание получать знания. Весну, стремление к росту и совершенствованию означают пурпурный и зеленый пояса. Голубой и синий пояса символизируют небеса, молодость, творчество, красный - укрепление тела и характера, кровь и предупреждение об опасности. Коричневый пояс является символом сильной основы в боевой технике, непоколебимого характера, это цвет земли, гор. Черный же пояс, объединяющий все цвета, символизирует глубину и прочность знаний, полученных за все время подготовки.

Десятый дан в тхэквон-до присваивается только посмертно. Да, этот дан изначально был зарезервирован для присвоения посмертно. Но в наши дни нескольким бойцам из Кореи (например, Джун Чон Ри) все же удалось получить его при жизни.

Комплексы тхэквон-до составлены так же, как и древние сочетания приемов боевых искусств. К сожалению, это не совсем так. В древности движения объединялись в комплекс на основе длительных практических изысканий, позволяющих выработать систему наиболее целесообразного сочетания тех или иных элементов боевой техники. В наши дни чаще всего для создания комплекса используют определенные идеологические предпосылки. Например, траектория перемещения порой повторяет написание того или иного иероглифа, количество движений или обязательных для изучения комплексов соответствует либо какому-то временному промежутку (24 часа в сутках - 24 комплекса, официально принятых в ITF), либо легендарному количеству выдающихся личностей (например, хваранов). Бывают также случаи, когда комплекс движений является символической иллюстрацией жизни кого-то из национальных героев (например, адмирала Ли Сунь Сина).

Чтобы достичь мастерства в тхэквон-до следует посвятить как можно больше времени усиленным тренировкам физического тела. Действительно, регулярные тренировки совершенно необходимы. Однако кроме этого последователи тхэквон-до практикуют медитацию, посредством которой получают "ги" - духовную энергию. Именно благодаря самоуглублению спортсмены обретают внутренний покой, сохраняющийся даже в повседневной жизни - это позволяет им быть более рассудительными и уравновешенными как при встрече с соперником, так и перед лицом различных жизненных невзгод. Медитация служит прекрасным средством расслабления и очищения разума от эмоций, а также позволяет, если нужно, мгновенно сконцентрироваться на чем-либо и легко переключаться с одного объекта на другой. Кроме того, следует помнить, что отличительной чертой настоящего мастера тхэквон-до является развитое чувство справедливости, целеустремленность, гуманизм и высокая духовная культура, а не только идеально развитые боевые умения и навыки - исключительно на техническом и прикладном аспекте боевых искусств концентрируются только новички.



 

Возможно, будет полезно почитать: