Туна даосские дыхательные техники. Утробное дыхание. Как практиковать Утробное дыхание

В Китае дыхательные практик сыскали себе большую популярность в рамках даосской йоги во всех ее разновидностях от цигун, до собственно даосской внутренней алхимии, от боевых систем до целительства. В чем же особенности даосских дыхательных практик?

Особенность даосских дыхательных практик

Особенностью дыхательных практик даосизма является тесное сочетание собственно дыхательной техники и визуализаций, с концентрацией на определенных участках тела или состояниях.

Дыхательные практики и школы внутренней алхимии Китая

Внутренняя алхимия (нэй дань), как и западная алхимия, она первоначальной целью ставит достижение бессмертия, путем выплавления, так называемой пилюли бессмертия в нижнем котле (дань-тяне). Говоря об адепте внутренней алхимии, Мирча Элиаде писал: «Приняв свою душу за «неблагородный металл», он направляет все свои силы на то, чтобы произвести трансформацию и превратить ее автономную, вечную душу - в «золото»». Таким образом, приверженец нэй дань подвергает алхимическому воздействию - очищению, обжигу - свое тело и душу, добиваясь бессмертия не только духа, но и физической оболочки. Кстати, это очень важный момент, поскольку китайцев, в отличие, скажем, от индийцев, подразумевающие под бессмертием, в первую очередь, вечное существование души, интересовало исключительно бессмертие физическое.

Самым главным «средством» достижения бессмертия в практике внутренней алхимии выступали техники трансформации сексуальной энергии, непосредственно связанными с практикой контроля дыхания.

Эмбриональное дыхание

Одной из характерных практик даосской йоги является метод «эмбрионального» дыхания. Для него необходимо выбрать тихо, спокойное место вдалеке от всех, лучше всего в доме, где никто не живет, или в лесу. Распустить волосы и расстегнуть одежду. Лечь в правильную позу и гармонизировать вдохи, а потом задержать дыхание настолько, насколько это возможно. Затем выдохнуть, опять гармонизировать вдохи и снова задержать дыхание. Так необходимо выполнять несколько десятков раз, сопровождая дыхание сложными внутренними техниками, одна из которых называется «плавить дыхание». Эта техника считается настолько сложно и мощной, что ее запрещено выполнять каждый день. Между сеансами следует выдержать не менее пяти дней.

Традиционно считается, что «эмбриональное» дыхание приносит различные сверхспособности. В одном из древнейших трактатов по внутренней алхимии «Эффективные и секретные устные формулы, касающиеся нескольких методов впитывания дыхания» говориться: «Человек может тогда войти в воду (и не тонуть) или ходить по огню (и не обжигаться)».

Предписания, относительно дыхательных практик даосизма

Другие предписания, касающиеся дыхательных практик, рекомендуют также найти уединенное место, принять правильное положение тела, закрыть глаза и выполнять задержку дыхание в диафрагме груди таким образом, чтобы волосинка, положенная на нос и рот практикующего, не шевелилась. То есть «запечатывание» должно быть абсолютно полным. Многие китайские мастера древности утверждали, что для достижения бессмертия необходимо научиться задерживать дыхание время, равное тысячам обычных вдохов и выдохов. Но для оздоровительных целей делать такую продолжительную задержку дыхания, свершено не обязательно. Вполне достаточно, сделать полноценный вдох, задержать дыхание насколько это возможно, без ощущения дискомфорта и направить весь задержанный воздух в больной орган. Это нужно выполнять несколько раз. Таким образом, больной орган будет насыщен новой живительной силой, перемещаемой вместе с потоками воздуха. В одном из даооских текстов мы читаем: «Те, кто впитывают вдохи, должны мысленно сопровождать их до тех пор, пока они не войдут во внутренности, с тем чтобы (вдохи) проникали в жидкость (органов) и каждый вдох без напряжения достигал бы того внутреннего органа, которым он управляет, и, таким образом, они (вдохи) могли бы циркулировать по всему телу и лечить все болезни».

Дыхательные практики подражания животным

Еще одной характерной особенностью китайских дыхательных практик является подражание дыханию животных. Особенно это распространенно в школах боевого мастерства, использующих в сове арсенале повадки животных - школа змеи, школа стиль орла и так далее. Например, было очень популярно глубокое и бесшумное дыхание, напоминающее дыхание животных в зимней спячке. Оно оказывало настолько мощное седативное воздействие, что, в сочетании со специальными медитациями, позволяло перейти на новые уровни сознания.

Дыхательные практики и система цигун

Но наиболее целенаправленно дыхательные техники в Китае стали использоваться в школах цигун. Цигун дословно переводиться как «работа с энергией ци». Но тут имеется важный нюанс. В данной системе упор делается не собственно на технику дыхания, как таковую, а на состояние сознания, обретаемого посредством концентрации на различных точках тела и задержки дыхания, останавливающего внутренний поток мыслей. Также дыхание, в большинстве случаев, сочетается с плавными движениями различными частями тела. Особенно это используется в практиках тай-цзи-цюань.

Дыхательные практики Китая и Индии

В целом даосские дыхательные практики по своей продуманности очень близки индийским, но, при этом, если так можно выразиться более «практичны», ибо их применение нашло отражение не только в плане духовного совершенства, но и телесного, как отражения стремления к физическому бессмертию.

© Алексей Корнеев

Дыхательные упражнения играют в Даосской практике достаточно важную роль. Они даже выделены в специальный раздел, называющийся «Туна» (吐纳 - выплевыние (мутного) — набирание (чистого)).

Никто не будет спорить с тем, что дыхание играет очень важную роль для нашего существования, и от него зависит наша жизнь и работа всего организма, всех его функций. Дыхание может влиять как на наши эмоции, так и на физиологию тела и некоторые его химические реакции. Мы можем легко проследить зависимость между дыханием и нашими чувствами, так, например, когда человек испытывает злость или негодование, то его дыхание в это время поверхностное и быстрое, а когда человек умиротворен, то дыхание будет спокойное и более глубокое.

Также мы имеем взаимозависимую систему дыхание – работа сердца – деятельность ума. Чем чаще, поверхностней и сбивчивей дыхание, тем сердце работает более активно, а значит мозг, в свою очередь, будет склонен к перевозбуждению, а, следовательно, погрузиться в состояние глубокого Покоя во время практики будет сложнее. Соответственно, такой важный аспект, как дыхание, не может не использоваться в традиционных системах самосовершенствования. Также дыхание имеет тесную связь с циркуляцией внутренней энергии, через дыхание мы получаем не только кислород, но и вдыхаем «внешнюю Ци».

Используя различные дыхательные упражнения, мы можем укрепить организм в целом, улучшить циркуляцию внутренней Ци, накапливать жизненную силу в своем теле, в его энергетических центрах. Вот почему постановке правильного дыхания в Даосской Традиции уделяется большое внимание. Дыхательные практики играют очень важную роль в « », ведь правильное, глубокое и спокойное дыхание способствует созданию внутри нас таких условий, при которых достижение внутреннего равновесия, гармонии и глубокого Покоя будет достигнуто максимально быстро. Если же дыхание не будет отрегулировано, то обрести эти результаты будет очень сложно, а в некоторых случаях и вообще невозможно. Поэтому к этому важному этапу практики нужно отнестись со всей серьезностью и хорошо его проработать.

В практическом Даосизме существует огромное количество дыхательных техник, предназначенных как для лечения болезней, так и для накопления и контроля движения энергии. Упражнения могут отличаться друг от друга по очень разным параметрам:

  • какой тип дыхания используется (прямое, обратное, грудное, кожное/телесное, вздыхающее, смешанное дыхание);
  • ритм;
  • наличие задержки дыхания или ее отсутствие;
  • когда производиться задержка (после вдоха, выдоха или в обоих случаях);
  • методы внутренней работы при том или ином дыхательном упражнении;
  • наличием или отсутствием динамических упражнений и произношением специальных звуков.

Одно из самых сложных является «зародышевое дыхание», суть его сводиться к тому, что практикующий перестает дышать легкими, при этом его сердцебиение очень сильно замедляется, а со временем может полностью остановиться. Такой вид дыхания необходим на высоких уровнях практики, когда нужно будет находиться в глубочайшем состоянии медитации множество дней, недель подряд.

Если обратиться к истории, то уже в IV–III вв. до н.э. существовали тексты, в которых было достаточно подробно описаны различные дыхательные методы, а также в какое время суток их нужно практиковать и какую пользу они могут принести практикующему. Называются эти трактаты: «Десять вопросов» и «Речи о Высшем Дао Поднебесной», причем во втором тексте приводятся также описания сочетания Дао Инь и дыхательных упражнений. Из этих текстов ясно видно, что на момент их написания приведенные там методы имеют вполне завершенный вид, а значит, они уже существовали в еще более древний исторический период.

В трактате Гэ Хуна «Баопу-цзы» или «Мудрец, объемлющий Первозданную Простоту» (317–320 гг. н.э.) указывается, что человек, овладевший дыхательными упражнениями, которые способствуют контролю над Ци (син ци), приобретает различного рода сверхъестественные способности, ему подвластны природные силы, он может исцелять различные болезни, и ему не страшны дикие животные.

В Школе Чжэнь Дао базовые дыхательные упражения раздела Туна осваиваются на занятиях

Упражнение "Девять ветров и один дождь"
Мощное омолаживающее упражнение, стимулирующее и поддерживающее все функции организма. В 2000 году российские ученые открыли уникальный феномен биологического ресурса организма, на поддержание которого ежедневно тратиться телом столько же энергии, сколько хватило бы на пяти-шести часовой рабочий день тяжелого физического труда.
Теперь понятие «жизненная энергия» постепенно начинает превращаться в нечто более осязаемое и измеряемое, и становятся более понятны механизмы ее накопления - через медитативные, дыхательные, вибрационные и другие упражнения. Одно из таких упражнений мы Вам и предлагаем.
Представьте себе, что в вас спереди, сзади, слева и справа, а также под сорок пять градусов между этими линиями, со всех сторон, а также снизу входят насыщенные животворной энергией ветра, а сверху на ваше тело падает животворный дождь, пронизывающий Вас приятными, ласкающими потоками от макушки до пят. Это лишь заготовка. Фактура, свойства сути потоков подбираются самостоятельно, а также с помощью Учителя. Начинайте экспериментировать с самыми простыми упражнениями, расширяйте свое сознание постепенно, увеличивая количество ветров и манипулируя их качеством.

Упражнение "Омолаживающая упаковка энергии" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Освоив предыдущее упражнение и укрепив свое тело частыми массажами и набиваниями, вы можете попробовать насытить свое тело дополнительной энергией, существенно улучшив тем самым его состояние и омолодив его функции. Для этого, начиная с пальцев ног, последовательно применяйте набирающие и уплотняющие движения кистями рук, которые позволят за счет внешней ци улучшить ваш внутренний энергетический потенциал. При выполнении упражнения представляйте, как при нагребающем движении кистей энергия заходит внутрь вашего организма в определенный вами объем, а далее движениями ладоней сверху вниз максимально уплотните зашедшую энергию и работайте так до тех пор, пока не наполните весь ваш объем тела, исключая область сердца, горла и головы (с шеей работать можно).

Упражнение "ЧЕРНАЯ И КРАСНАЯ СОБАКИ ИГРАЮТ С БЕЛОЙ ОБЕЗЬЯНОЙ" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Это упражнение является родственным уже описанному ранее упражнению под названием «Игра белой обезьяны». Суть его сводится к тончайшей работе мелкими группами мышц при постоянном направленном контроле сознания. В результате этой работы организм не только получает в местах наибольшего застоя необходимую как воздух циркуляцию ци, но и регенерирует, восстанавливает мышечную ткань, улучшая ее физиологические характеристики. Из мест застоя освобождаются скованные объемы жизненной энергии, что сразу используется организмом для оздоровления и омоложения ткани в тех местах, где это крайне необходимо.
Лягте плашмя на пол, лицом вниз. Обопритесь ладонями и пальцами ног о пол. Мелкими, едва заметными движениями пальцев постепенно активизируйте организм. Первоначально, когда ваш живот и колени, а также область груди касаются поверхности пола, вы можете позволить себе едва заметные усилия, которые состоят из круговых движений пальцев, волнообразной смены давления разными пальцами о пол, смены мест опоры кистей о пол. Все это сочетается, постепенно обретая все большую амплитуду, с движениями плеч, предплечий, шеи, спины и т.д. Ноги также выполняют похожую работу, и вот наступает момент, когда ваше тело отрывается от пола, опираясь первоначально на колени, пальцы ног и ладони, и в этом положении совершает спиралевидные и циркуляционные движения над полом. Далее нагрузка может возрасти, и вы можете отжаться, оторвав колени от опоры, и выполнять разнообразные движения, опираясь на пожелания вашего организма с той дозировкой физического усилия, которая вам наиболее приятна. Периодически снова ложась на пол, вы поворачиваете тело из стороны в сторону на небольшие углы до 45 градусов, как бы перекатываясь по полу, и сосредотачиваясь на ощущении сопротивления опоры весу вашего тела. Это ощущение как бы входит в вас внутрь, и особым внутренним усилием вы как бы выталкиваете его наружу. Играя таким образом с ощущениями, вы перекатываетесь то на один, то на другой бок, достигая углов в 90 градусов от первоначальной позиции.
Сочетая отжимания с перекатываниями, вы постепенно оказываетесь на спине и предоставляете телу уже в новой позиции выполнять те напряжения, к которым оно особенно тяготеет.
При хорошем развитии упражнение может дойти до стойки, где вы сочетаете самые разнообразные движения, напряжения и расслабления, прислушиваясь к внутренним ощущениям движения вашей энергии.
Красная собака – это термин, указывающий на перемещение жизненной энергии с помощью напряжения. Черная собака – расслабления. Играя с ощущениями напряжения и расслабления, вы добиваетесь от организма умения нагружать плохо нагружаемые в обычной жизни области, ликвидировать застои и перераспределять энергию самым выгодным для него способом. Подобное упражнение особенно полезно для людей как тяжелого физического, так и умственного труда. Упражнение базируется на энергии чудесного 9 канала, о котором мы поговорим ниже, так как он является ключевым механизмом работы с энергией при большинстве омолаживающих практик.
И еще одно замечание. Дозировка усилий, выбор движения, продолжительность и интенсивность упражнения определяется исполнителем по внутренним ощущениям, что бесспорно развивает интуицию и чувственность.

Упражнение "ДЫХАНИЕ ЧЕРЕПА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Большинство ученых склоняются к мысли, что кости черепа неподвижны. Однако это не совсем так. Даосские практики предполагают неуловимые движения черепа на расширение и сужение в особом одному ему присущем ритме, индивидуальном для каждого человека. Этот ритм расширения и сужения по продолжительности может занимать до двух, трех, а то и более циклов дыхания. И потому, чтобы почувствовать этот ритм, нужно затаить свое дыхание и сосредоточиться на ощущениях прихода и ухода энергии, обхватив череп партнера таким образом, чтобы знак Истины с чуть разведенными пальцами помещался на макушке исследуемого. Далее все зависит от вашей чувствительности и вашего внимания. Руки не должны слишком сильно сжимать черепную коробку и не должны чересчур далеко отходить от нее. Предпочтительней всего легкое касание.
Ощущение прихода и ухода энергии вы почувствуете как некое расширение и уплотнение черепа, чередующиеся с уменьшением этих качеств.
Ощутив движение черепа на партнере, вы то же самое должны научиться ощущать на себе. Для этого вы накладываете руки себе на череп, охватывая Истиной зону бай-хуэй (знак Истина – это соединенные большие, указательные и средние пальцы с ладонями, распрямленными от исполнителя). Выведя жест на уровне вашего лица при подсогнутых локтях, вы получите исходное положение пальцев для накладки на голову.
Сосредоточившись на собственных ощущениях, почувствуйте приход энергии к области головы, после чего, сообразуясь с ритмом выдоха черепа, направьте энергию в область крестца и копчика, создавая там ощущение энергетического грушевидного объема.
Проследите 3-4 цикла, как энергия из копчика приливает к голове и уходит обратно. По окончанию упражнения разотрите область копчика и проекцию нижнего дань-тяня.
Упражнение активизирует работу мозга как спинного, так и головного.

Упражнение "АКТИВИЗАЦИЯ ЧУДЕСНОГО 9 КАНАЛА ЗА СЧЕТ ЦИРКУЛЯЦИИ ЭНЕРГИИ ПО ПЕРИМЕТРУ ТЕЛА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Пришла пора поговорить о тайне тайн даосских практик – девятом чудесном канале. Этот канал представляет собой изначальный океан энергии и является скорее плоскостью в поперечном срезе человеческого тела, чем каналом в обычном понимании этого слова. Однако зоны и точки, его представляющие, расположены по периметру человеческого тела, и через них можно воздействовать на сам канал.
Следует упомянуть, что в представлении даосов этот канал был хранилищем всех энергий организма, и за счет его деятельности подпитывались такие построения как дань-тяни, чудесные каналы и обычные меридианы, а также всякие другие энергетические построения. Это своеобразный царь энергетики человека и основное вместилище свободной сексуальной энергии. Укрепление и активизация этого канала способствует оздоровлению и омоложению организма человека.
Выполнив несколько раз описанное выше дыхание черепа, сосредоточьтесь на ощущении энергетической шапочки, концентрирующейся на макушке головы. Представьте себе некую емкость или шар, которая служит приемником и накопителем энергии тела в этом месте. Когда по вашим ощущениям энергии накопилось достаточно, позвольте ей свободно стекать в обе стороны от точки бай-хуэй к кончикам ушей, далее за ушными раковинами в точке под ушами, далее по середине боковой поверхности шеи, по границе инь-ян в области трапециевидной мышцы, далее через середину плечевого сустава, вниз по руке через середину локтя и предплечья к среднему пальцу. Как только вы ощутили накопление энергии на кончике средних пальцев, можете поднять руки вверх и почувствовать, как энергия скользит по средней линии тела (по руке изнутри до подмышечной впадины). Далее по границе инь-ян вниз по бокам до тазобедренного сустава и по середине боковой части ноги до наружной лодыжки. Оттуда траектория будет проходить под пятками (сразу перед ними) и через внутреннюю лодыжку подниматься вверх по середине ноги к точке хуэй-инь.
А теперь возможны варианты.
Вариант 1. Энергетическая капля, двигавшаяся по левой стороне тела, переходит на правую сторону тела, а правая – на левую. Переход этот совершается в точке хуэй-инь. После того, как переход на противоположную сторону тела завершен, энергетические капли следуют в точности по уже проложенной ранее траектории, но в обратном направлении. В точке бай-хуэй еще одна перемена, при которой энергетические капли возвращаются в изначальное положение. Выполнив столько циркуляций, сколько пожелает ваш организм, соберите всю энергию в область копчика, как описано в упражнении дыхания черепом, и завершите упражнение также, как завершалось дыхание черепом.
Вариант 2. Накопив энергосгустки в точке бай-хуэй до точки хуэй-инь, проведите энергию как в варианте 1. Далее из точки хуэй-инь переведите энергию в область копчика и оттуда пошлите ее в череп так, как это делалось в упражнении дыхание черепом. После этого повторите цикл. Выполните циркуляцию столько раз, сколько будет угодно вашему организму. При малейшей усталости или тяжести в голове прекращайте упражнение, собирая энергию в копчике, а затем переводя ее в дань-тянь.
Следует отметить, что при выполнении упражнения по варианту 1, омолаживаются кожа и мышцы, а по варианту 2 – нервная система и внутренние органы.

Упражнение "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОДПИТКА ЭМОЦИИ РАДОСТИ СО ЗВУКОМ «А» И ПОТРЯСАНИЕМ КУЛАКАМИ 9 ЧУДЕСНОГО КАНАЛА ДЛЯ ОМОЛОЖЕНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ТЕЛА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Стоя в положении стопы параллельно на ширине плеч, руки воздеты к небу и сжаты в кулак при ладонях, обращенных к исполнителю, и локтях, разведенных в сторону в плоскости чудесного канала, потрясайте, с силой сжимая пальцы, руками, сопровождая движение радостным звуком «А-а-а-а!». Почувствовав насыщение движением, расслабьтесь, оставив руки в исходном положении, и почувствуйте, как по рукам и изнутри рук энергия стекает в плоскость вашего тела. При этом локти должны находиться чуть выше линии ключиц. Почувствуйте, как все ваше тело постепенно наполняется живительной энергией и с интервалами в 4-5 секунд выполните несколько щелчков средними пальцами по центрам ладоней, все еще обращенных к исполнителю (к центральной вертикали, пронизывающей его тело от точки хуэй-инь до точки бай-хуэй). По окончании каждого щелчка сосредоточивайтесь на ощущении дополнительного перехода энергии из рук в чудесный канал.Окончив упражнение, разотрите тело, начиная с области головы и вниз до кончиков пальцев ног.

Упражнение "ПОДДЕРЖКА ОРГАНОВ (В ЧАСТНОСТИ СЕРДЦА) ЗА СЧЕТ ДЫХАНИЯ В ПЛОСКОСТИ ЧУДЕСНОГО КАНАЛА" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
После выполнения предыдущего упражнения, не покидая исходного положения, разверните кисти рук с оттопыренными мизинцами таким образом, чтобы ладони находились в плоскости чудесного канала, а ребра ладоней были направлены наружу от исполнителя. Вдохните через мизинцы энергию окружающего мира в центр грудины или в точку, расположенную посередине между мечевидным отростком и межключичной выемкой. Дайте войти остатку вдоха в зону эмоционального центра, проекция центра которого выходит на среднюю линию тела посередине между сосками неоформившихся молочных желез. Представив, что воздух заполнил поперечный срез вашего тела шириной в длину ладони, сделайте выдох горлом, сопровождая его звуком сердца, вызывающим вибрацию горла. Подберите тональность звука, наиболее комфортного для вас, начиная от простого хрипа, заканчивая рычанием.
Сделав несколько вдохов-выдохов и тем самым дав организму восстановится, спокойно вдохните через нос и, направив энергию в ту же область, произведите выдох через мизинцы рук, четко представляя как патогенные энергии, волнение, стрессы уходят прочь из вашего организма.
Упражнение можно выполнять и в следующем режиме. Несколько вдохов через пальцы и выдохов через горло, а затем несколько вдохов через нос и выдохов через пальцы. Количество упражнений определяется самим исполнителем по самочувствию. В этой же манере можно поддерживать другие внутренние органы, но для этого следует выбирать соответствующий палец и использовать дыхание, соответствующее органу

Упражнение "ОМОЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМА И СТИМУЛЯЦИЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА СЧЕТ АКТИВИЗАЦИИ ПОТОКОВ ВОЗДУХА, ВОДЫ И ОГНЯ" В ТЕХНИКЕ ЦИГУН ШОУ ДАО.
Упражнения с чудесными срединными каналами человека играют в даосских практиках очень важную роль по управлению энергиями организма. Однако сила этих каналов настолько велика, что может нанести вред при неправильном исполнении упражнений, поэтому мы приводим наиболее безопасный вариант активизации переднего и заднего срединных каналов, способствующий омоложению организма и стимуляции его деятельности. Для успешного выполнения этого упражнения необходимо овладеть техникой «трех нижних», описанной выше (более подробное описание вы найдете в книге «Секс и долголетие» А.Н.Медведева).
Действие 1. Активизируйте жизненность упражнением со смещением центра тяжести на пятки.
Действие 2. Поддержите чудесный канал за счет потрясания рук, сопровождаемого эмоцией радости.
Действие 3. Сосредоточьтесь на приятном ощущении томления в половых органах.
Действие 4. Махом кистей рук со слегка растопыренными пальцами по направлению от половых органов к области головы и далее за голову создайте ощущение приятного ветерка, обдувающего лицо и активизирующего ощущение передней части тела.
Действие 5. Сосредоточившись на точке хуэй-инь, максимально расслабив ее, почувствуйте сексуальное томление в этой зоне, которое является ключевым в упражнении по пробуждению жизненности.
Действие 6. Сосредоточьтесь на ощущении томления, распространяющегося от точки хуэй-инь к анальному отверстию.
Действие 7. На выдохе с резким поджиманием ануса пошлите ощущение приятных прохладных потоков к области головы по спине и приятного сексуального переживания от точки хуэй-инь к области бай-хуэй (базовое ощущение пробуждения жизненности).
Действие 8. Отследите встречу потоков, идущих от хуэй-инь и анального отверстия в области бай-хуэй, и слейте их воедино при продвижении по волосистой части головы к области лба.
Действие 9. На вдохе затяните смешанный поток с волосистой части головы в область носовой полости, а ощущение ветерка с макушки головы направьте вниз по спине. Смешанный поток скользнет по языку, подведенному к альвеолам за зубами верхней челюсти, в область глотки и далее вниз в емкость нижнего дань-тяня, которая тут же активизируется при приходе потока.
Действие 10. Дайте энергии распределиться по первоначальным позициям для совершения нового цикла.
Примечание. Даосы связывали энергию огня с областью анального отверстия и позвоночника, энергию воды с областью точки хуэй-инь, а энергию воздуха – с областью гениталий. Таким образом, воздух движется по передней части тела, а затем переходит на заднюю. Огонь движется по задней стороне тела и, объединяясь с потоком воды, направляется в область дань-тяня, как уже было описано. Вода от точки хуэй-инь поднимается к области бай-хуэй на выдохе, после чего сливается с огнем. При повторении 2, 3 и далее циклов обмахивание руками можно исключить, сосредоточившись лишь на ощущении прохода ветра на выдохе к области лица, головы, а на вдохе – вниз за спину. Упражнение выполнять не более 3-4 раз. При подборе дозировок продвинутым ученикам ориентироваться по собственным ощущениям.

А.Н.Медведев
Журнал "Боевые Искусства Планеты"

В китайском цигун существуют два базовых метода дыхательной практики. Это, так называемое, естественное (буддийское) дыхание и парадоксальное (даосское) дыхание . Главное и фундаментальное различие между ними состоит в том, что если в естественном (буддийском) типе дыхания во время вдоха живот, наполняется и выпячивается, а во время выдоха втягивается; то при парадоксальном (даосском) дыхании – наоборот, во время вдоха живот втягивается, а во время выдоха – выпячивается.

Во всех руководствах по цигун излагаются оба метода дыхания и китайские мастера дыхательного цигун могут свободно переходить от одного метода к другому. Поскольку сравнительный анализ этих двух методов очень важен с практической точки зрения, рассмотрим каждый из них более подробно и обстоятельно.

Даосское парадоксальное дыхание основано на интенсивном применении Мула-бандхи при полном отсутствии Уддийана-бандхи. Мула-бандха – это исключительно сильная по своему воздействию техника сублимации сексуальной энергии, основанная на периодическом чередовании втягивания и расслабления нижней части живота (лобковой зоны), половой сферы, а также ануса и промежности. В случае китайского парадоксального дыхания втягивание и сжатие этих зон происходит во время вдоха, а их расслабление, сопровождающееся расширением нижней части живота, – во время выдоха. Существенно важным является качественное расслабление вышеуказанных зон во время выдоха.

Эффект воздействия поистине уникален. Этот вид дыхания также можно назвать прокачивающим дыханием , поскольку оно снимает сексуальный перегруз и направляет сексуальную энергию цзин вверх по позвоночнику. Прокачивающее даосское дыхание – прекрасный метод для периодов длительного полового воздержания, а также для тех, кто практикует сексуальную йогу, будь то тантрический (индийский) её вариант или даосский (китайский).

Переход с буддийского естественного дыхания на парадоксальное даосское немедленно и весьма очевидным образом приводит к возрастанию способности самоконтроля во время сексуального общения. Практика даосского дыхания весьма сильно благоприятствует устранению преждевременной эякуляции у мужчин, а женщинам помогает легко и успешно практиковать циркуляцию энергии по микрокосмической орбите во время полового акта. Кроме того, регулярная практика даосского парадоксального дыхания обеспечивает здоровое состояние всей мочеполовой сферы, а также излечивает такие заболевания как аденома простаты и фибромиома матки, делая излишним оперативное вмешательство. Мула-бандха работает по принципу, который я называю «грязная губка в проточной воде». Если мы будем ритмично сжимать и отпускать эту грязную губку, то в скором времени вся грязь удалится, промоется, и губка вновь станет чистой. В этом заключаются великие достоинства метода даосского парадоксального дыхания, которое также можно назвать «Мула-бандха Пранаяма».

Здесь я должен сделать определённые пояснения. Дело в том, что я использую термин Мула-бандха несколько вольно. На самом деле, в парадоксальном дыхании используются три различные техники. Это:

1) Ваджроли мудра , при которой женщины сжимают влагалище, а мужчины втягивают половой орган и мошонку.

2) Мула-бандха , при которой женщины сжимают шейку матки, а мужчины – зону промежности (между мошонкой и анусом).

3) Ашвини-мудра , при которой сжимается анус (сфинктер заднего прохода).

Для удобства я буду использовать только один из этих технических терминов – Мула-бандха , имея при этом в виду все три вышеуказанные техники вместе взятые. Таким образом, для меня Мула-бандха – это сочетание всех трёх сублимационных техник, общее понятие, охватывающее и Ваджроли-мудру, и собственно Мула-бандху, и Ашвини-мудру. Поскольку все три задействованные зоны сжатия находятся в одном регионе, эта вольность, на мой взгляд, вполне оправдана, так как позволяет избежать излишней терминологической загромождённости.

Итак, даосское парадоксальное дыхание полноценно задействует Мула-бандху (втягивание нижней части живота, половой сферы, ануса и промежности), но при этом, к сожалению, исключает Уддийана-бандху – втягивание средней части живота, включая область пупа и Дань-Тяня. В этом заключается главный недостаток этого метода дыхания. В даосском дыхании на вдохе живот втягивается, а на выдохе – выпячивается. При таком режиме дыхания выполнение Уддийана-бандхи делается невозможным. Между тем, эта техника исключительно важна и рассматривается в Хатха-йоге как один из наиболее эффективных и ценных методов. В Хатха-йога Прадипике по поводу этой бандхи сказано следующее:

«Пупок прижми к позвоночнику. Такова Уддийана-бандха – тот лев, что одолеет слона по имени смерть » (Глава II, 56).

«Уддийана проста, коль учителем дана. Поступающий так, даже если стар, вновь становится молодым » (Глава II, 57).

«Прижми к спине всё, что выше и ниже пупка. Одолеешь смерть за полгода. Сомнений нет ». (Глава II, 58).

«Из всех бандх Уддийана – наилучшая. Утвердись в ней – и освобождение придёт само собой » (Глава II, 59).

«Нет ничего лучше трёх бандх. Все мастера практикуют их непременно, ибо известны три, как самые главные из всех техник Хатха-йоги » (Глава II, 75).

Как видим, самые главные техники классической Хатха-йоги – это три бандхи (три замка): Джаландхара-бандха (шейный замок), Уддийана-бандха (втягивание средней части живота) и Мула-бандха (втягивание низа живота и половой сферы). Конечно, сами по себе три базовые бандхи мало практикуются. Как правило, они выполняются не как отдельные упражнения, а как технические элементы, входящие в состав йогического дыхания – Пранаямы.

Хотя в индийской йоге Уддийана-бандха считается наиболее важной из трёх бандх, с этим можно поспорить. На мой взгляд, по своей важности Мула-бандха ничуть не уступает Уддийана-бандхе. Спорить о том, какая бандха более значима – всё равно, что спорить, какая физиологическая система важнее – мочеполовая или пищеварительная. Конечно же, такого рода дискуссии не имеют никакого смысла.

В естественном (буддийском) типе дыхания, несомненно пришедшем в Китай из Индии, на вдохе живот наполняется и выпячивается, а на выдохе – втягивается. Такая дыхательная техника очень удобна для практики Уддийана-бандхи – втягивания средней части живота (зона пупа, а также выше и ниже этой зоны) во время выдоха.

Что же именно даёт Уддийана-бандха? Перечислю её главные достоинства, её уникальный вклад в практику дыхательного цигун:

а) полноценный массаж всех внутренних органов, расположенных в брюшной полости. Особенно благотворное влияние оказывает Уддийана-бандха на всю систему пищеварения: на желудок, кишечник, на печень и почки. При этом происходят весьма сильные энергетические процессы, ибо Уддийана-бандха работает как мощный энергетический насос. Однако сильное воздействие осуществляется даже на чисто физиологическом уровне. Здесь я позволю себе ещё раз вернуться к метафоре грязной губки. Представим себе эту губку, которую мы поместили в проточную воду. Сжимаем-отпускаем, снова сжимаем, снова отпускаем. Губка быстро и эффективно освобождается от заполнившей её грязи. Нечто подобное происходит и во время дыхательной практики с использованием Уддийана-бандхи. Стимулируется кровообращение, ликвидируются застойные явления, спайки, рассасываются доброкачественные опухоли и так далее. Всё это можно реализовать только посредством естественного (буддийского) дыхания, основанного на применении Уддийана-бандхи. Без этой бандхи осуществить столь амплитудное и столь выраженное воздействие на брюшную полость и содержащиеся в ней внутренние органы – принципиально невозможно.

б) С точки зрения энергетической (прана, ци) Уддийана-бандха представляет собою самый мощный энергетический насос, энергетическую помпу, резко усиливающую как циркуляцию энергии внутри нашего тела, так и энергообмен с окружающей средой.

Уддийана-бандха (и об этом чётко говорится в классических текстах Хатха-йоги) активизирует энергопоток через поясничный отдел позвоночника. Таким образом, она оказывает благотворное воздействие как на этот отдел позвоночника, так и на всю поясничную зону. Это очень легко увидеть, если у вас там имеются проблемы (радикулит, тяжесть и боли в пояснице, «усталость» спины). Достаточно в повседневной жизни держать живот слегка подтянутым (даже без полноценной Уддийана-бандхи), как вскоре поясница начинает согреваться, а боль и усталость постепенно растворяются.

В даосском парадоксальном дыхании Уддийана-бандха отсутствует и это очень часто приводит к болям в пояснице. Если практиковать парадоксальное дыхание сидя в Сиддхасане и в достаточных объёмах (по 30-50 минут дважды в день), то при отсутствии специальных упражнений для снятия перегруза с области поясницы, в конечном итоге можно заполучить тяжёлый приступ радикулита .

Наконец, отсутствие Уддийана-бандхи приводит к появлению у тех, кто практикует парадоксальное дыхание, специфического даосского животика. Интересно, что при этом на животе очень хорошо видна разделительная линия между «нижней территорией» живота, относящейся к сфере воздействия Мула-бандхи, и «средней территорией» живота (область пупа и Дань-Тяня), относящейся к сфере воздействия Уддийана-бандхи. Ниже этой демаркационной линии живот подтянут, жировые отложения отсутствуют, а вот выше – начинается всё это безобразие. Как видим, даосское пузо – вовсе не достоинство, не свидетельство изобилия жизненной энергии, накопившейся в области живота, а всего лишь малоприятное следствие практики даосского дыхания, не уравновешенной совершенно необходимыми дополнительными упражнениями для брюшного пресса.

Тем не менее, бояться даосского парадоксального дыхания не нужно. Во избежание возможных обострений (болей в пояснице и появления даосского животика) вполне достаточно ежедневно выполнять небольшой комплекс из следующих 4-х упражнений:

1. Крокодил, ноги расставлены.

2. Крокодил, ноги сомкнуты.

4. Вращение поясничного отдела позвоночника, сидя в Сейдза.

Все эти упражнения приведены в главе «Практика для даосского круга». Если не лениться и ежедневно выполнять этот небольшой, но очень полезный комплекс упражнений – никаких проблем не будет.

Таким образом, каждая из рассмотренных двух бандх имеет свои достоинства и свои недостатки. Мула-бандха обеспечивает такое воздействие, которое невозможно получить посредством Уддийана-бандхи. И наоборот, то, что даёт Уддийана-бандха – не может дать практика Мула-бандхи.

Медитативное дыхание.

Первый и важнейший шаг на пути к эффективной медитации - это правильное дыхание. В китайской медитации используются два базовых метода дыхания - даосский и буддийский.

Д аосское, или обратное дыхание, служит для подготовки ци к циркуляции, и поэтому правильности его выполнения придается огромное значение. В даосском дыхании «обратным» по отношению к «нормальному» является движение нижней части живота. На вдохе она НЕ РАСШИРЯЕТСЯ, а ВТЯГИВАЕТСЯ, а на выдохе - соответственно, наоборот.

Никогда не задерживайте и не форсируйте дыхание! Вдыхайте медленно через нос, плавно и легко, втягивая и поднимая нижнюю часть живота. Когда легкие наполнятся, начинайте мягко выдыхать.

Вдох считается иньским процессом, а выдох - янским. Вдох и выдох должны образовывать подобие символа Инь — Ян, плавно переходя друг в друга в текучем циклическом движении. На выдохе медленно, без усилий выталкивайте Даньтянь и всю нижнюю часть, живота вниз и вперед («во вне»). Область Данътяня - место, где генерируется и накапливается ци перед началом малой циркуляции. Поэтому мышцы вокруг Данътяня нужно тренировать, чтобы они могли в должной степени обеспечивать дыхательные движения живота. Поначалу выпячивание нижней части живота при выдохе может казаться трудным, но с практикой мышцы научатся растягиваться больше и больше, позволяя вытягивать всю нижнюю часть живота от пупка до лобковой кости. Не форсируйте этот процесс, но работайте настойчиво и регулярно.

Даосское дыхание - глубокое: не в том смысле, что оно тяжелое, а в том, что легкие при нем задействуются почти на полную мощность. Часто люди, выполняя тяжелую физическую работу, дышат тяжело, но не глубоко. Глубокое дыхание заставляет внутренние органы вибрировать в ритме дыхания, что стимулирует их деятельность и укрепляет их. Но этого не происходит, если дыхание не глубокое, даже при самых напряженных гимнастических упражнениях: они укрепляют лишь мышцы, принося мало пользы жизненно важным органам.

В буддийской методике движения нижней части живота противоположны даосским, то есть на вдохе живот выпячивается, а на выдохе - втягивается. Такой вид дыхания называется также «нормальным». Так дышат, например, певцы.

Оба метода используют один и тот же принцип генерирования энергии ци. Различие между ними - лишь в координации движений живота с дыханием. Многие медитирующие практикуют и даосский, и буддийский методы, легко переключаясь с одного на другой.

Медитация и циркуляция ци.

Научившись правильно дышать по вышеописанным методам, можно приступать к медитации и осваивать циркуляцию ци. Первый шаг - достижение спокойствия ума при концентрации на глубоком дыхании. Требуется войти в как бы умиротворённое состояние и оставаться в нем до тех пор, пока выпячивание и втягивание Даньтяня не начнет происходить без сознательного усилия и внимание не перестанет блуждать.

С достижением контроля над мышцами живота дыхание становится как бы мехами, раздувающими огонь ци в печи Даньтяня. Весь процесс генерирования и накопления ци в Даныпяне называется «дыханием нижнего уровня», а простые вдохи — выдохи в легких - «дыханием верхнего уровня». Первая система ставит целью накопление ци как энергии, а вторая - ци как воздуха. Избыточная ци в Даныпяне вызывает у большинства людей подергивание и ощущение тепла в области живота. «Мехи» (глубокое дыхание), таким образом, вызывают огонь (накопление ци) в районе Даньтяня. Когда это происходит, ци уже готова вырваться из Дянътяня и отправиться в другую полость. Чтобы быть уверенным в том, что накопленная ци пойдет в нужную полость, надо принять правильную позу (со скрещенными ногами). Когда ци готова вырваться из Даньтяня, нельзя позволить ей уйти в ноги. Если же ноги правильно скрещены, поток ци частично перекрывается. Дело в том, что, направившись вниз, ци может застрять в некоторых полостях. Для начинающего ученика это опасно, поскольку он еще не имеет опыта контроля над ци. Эта остаточная ци в полостях позднее будет влиять на циркуляцию в ногах и даже, в исключительных случаях, может вызвать паралич.

Когда ци входит в нежелательный канал и вызывает какие — то проблемы, это называется цзоу хо, или «утечка огня». Поэтому, осваивая круговорот ци, всегда держите ноги скрещенными. Ноги можно не скрещивать только тогда, когда малая циркуляция уже полностью освоена и вы начинаете пробовать большую.

Чтобы правильно начать малую циркуляцию, ци должна направиться в полость Вэйлюй, расположенную в копчике.

Итак, ци идет из Даньтяня вниз через промежность, называемую «Морским дном» (Хайди), в копчик. По пути к Вэйлюй ци проходит и через другие полости, но Вэйлюй проявляет наибольшую сопротивляемость: здесь поток ци блокируется костью.

Во время медитации разум должен сознательно вести ци по ее круговому руслу. Без сознательного руководства циркуляция ци не будет последовательной и плавной. Иногда случается, что ци проходит из Даньтяня в Вэйлюй без сознательного усилия, но для дальнейшего продвижения активное командование со стороны разума необходимо. Начиная с Даньтяня, разум остается спокойным и полностью сосредоточенным только на проведении ци через Вэйлюй. Этот процесс никогда нельзя «подталкивать» силой. Просто сосредоточьтесь на следующей полости, и пусть ци сама дойдет туда. Расслабление помогает лишь локальной циркуляции. Для более длинных круговоротов совершенно необходимо волевое сосредоточение.

Секрет ввода ци в Вэйлюй заключается в том, что нужно мягко сжать анусна вдохе. Это называется биган («закрывание ануса»). На выдохе же анус расслабляется и ци направляется разумом в Вэйлюй. Это сунган («расслаблениеануса»). Такая координация необходима всегда, даже после освоения малой циркуляции.

Из Вэйлюй ци идет вверх вдоль позвоночника к следующему из главныхпрепятствий - Цзяцзи. Она расположена на спине, прямо позади сердца, между остистыми отростками шестого и седьмого грудных позвонков. Когда ци доходит сюда, сердце начинает биться быстрее, что может помешать сосредоточению.

Последнее из главных препятствий на позвоночнике - Юйчжэнь, или Наоху. Эта полость находится в основании черепа, на конце затылочной кости. Здесь канал отчасти перекрывается костью. Если энергия не пройдет через эту точку плавно, она может войти в другие каналы на голове или в мозг. В этом случае возможны головные боли или лихорадочные, бредовые мысли.

Когда ци входит в голову, ощущение циркуляции ци становится иным, чем в спине. Поскольку слой мускулатуры на голове очень тонок, ощущения сокращения мышц здесь не будет. Будет зуд, может быть щекотно, словно по голове ползают насекомые, и это ощущение пройдет через макушку головык лицу.

Рассмотренные три главные полости в китайской медитации называются «Тремя воротами», или сань гуань.

После прохждения точки Юйчжэнь разум ведет ци через макушку головы вниз, через срединную линию лица и груди, обратно в Даньтянь, где цикл начинается снова. Обычно достижение малой циркуляции требует трех медитаций в день на протяжении как минимум 90 дней. На большую же циркуляцию иногда тратятся годы.

Пока что мы совсем мало внимания уделяли дыханию в процессе управляемого круговорота ци. Теперь же сообщаем, что циклическое движение энергии должно быть точно скоординировано с процессом глубокого дыха ния (рис.1). На этом рисунке показана базовая схема даосской медитации, в которой один полный круг малой циркуляции происходит за время двух вдохов — выдохов. В таблице 1 перечислены названия важнейших точек и даны их буквенные обозначения, используемые в рис. 1, 2 и 3.

Сначала, во время первого вдоха, создание ведет ци из носа в Даньтянь. Затем вы выдыхаете и ведете ци из Даньтяня в Вэйлюй. Снова вдох - и ци ведется вверх к точке на уровне плеч, называемой Шанбэй или Дачжуй (см. табл.1). Наконец, вы выдыхаете и ведете ци через голову в нос, завершая цикл. Итого один круговорот ци за два дыхания.

Когда этот двухдыхательный цикл освоен, можно приступать к циклу «однодыхательному». Он является базовым в боевом цигун. Однодыхательный цикл показан на рис. 2. Ци ведется до копчика на выдохе и затем до
носа на вдохе.

Иногда новички говорят, что они не чувствуют потока ци или чувствуют, что ци остановилась в одной точке. Ответ в обоих случаях будет один: продолжайте выполнение цикла. Поначалу поток ци будет больше воображаемым, чем реальным, но при упорной практике он станет сильнее и ощутимее. Помните, что поток ци существует всегда, иначе вы бы не жили. Поскольку ци следует за мыслью, движение внимания будет вызывать соответствующее движение ци по каналам и постепенно удалит все препятствия.

Опытные ученики могут пробовать обратить поток ци в малой циркуляции, то есть сделать так, чтобы энергия шла вверх по груди и вниз по спине. В обратной циркуляции этапы движения ци таковы:

Вдох - из Дяньтяня в нос;

Выдох - через голову в Шанбэй;

Вдох - в копчик (Вэйлюй);

Выдох - возвращение в Дянътянь.

Однодыхательный цикл следует тому же принципу. Обратная циркуляция помогает лечить болезни и прочищать труднопроходимые при обычной циркуляции места.

К однодыхательным циклам относится также буддийская система циркуляции ци (рис. 3). Медитирующий буддист вдыхает и ведет ци из носа вниз, через промежность в копчик. Затем он выдыхает и ведет ци вверх вдоль позвоночника, через голову в нос. Буддисты также могут менять направление

Точка

Даосское название

Название в акупунктуре

Месторасположение

Дяньтянь

Цихай

Полтора дюйма ниже пупка

Хайди

Хуэйинь

Основание таза

Вэйлюй

Чанцян

Линтай

На позвоночнике на уровне сердца

Шанбэй

Дачжуй

Верхняя часть спины

Юйчжэнь

Наоху

Основание черепа

Тянълингай

Байхуэй

Суляо

Дуци

Шэньцюэ

Таблица №1

циркуляции. Следует помнить, что в буддийском методе Даньтянь расширяется (т. е. живот выпячивается) на вдохе и сжимается на выдохе.

Есть и другие методы медитации, в которых Даньтянь не задействуется как источник ци. Роль такового могут играть солнечное сплетение, центр лба и другие точки; иногда ци генерируется без координации с дыханием.

Совет начинающим.

Человек, подходящий к медитации серьезно, на первых порах не должен пытаться заниматься циркуляцией ци. Ваша начальная цель - натренировать мышцы вокруг Даньтяня для естественного и легкого даосского дыхания. Это достигается предварительной практикой обратного дыхания. Когда мышцы адекватно натренированы и сознание в достаточной степени успокоено - только тогда можно переходить к циркуляции.



 

Возможно, будет полезно почитать: