Учимся кататься на двухколесном велосипеде. Первые шаги и правила как научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде

Езда на велосипеде это один из видов оздоровительных упражнений, она развивает ловкость, силу, выносливость, смелость, укрепляет мышцы и ног, и рук. Велосипедные прогулки дарят и детям, и взрослым массу положительных эмоций. Есть несколько методов обучения езды на велосипеде и, несмотря на различные подходы, все они эффективны. Но также существует в этих методах и нечто общее.

Умение езды на велосипеде является «пожизненным», т.е. если вы однажды научились кататься, то даже спустя двадцать лет, сев на велосипед вы поедете. Период обучения часто проходит довольно сложно, дети падают, получают ссадины и синяки, плачут. Поэтому особенно важно в этот период поддержать своего малыша, не критиковать его, не ругать, а вселить в него уверенность и веру в свои силы, тогда все у вас рано или поздно получится.

Возраст, с которого следует начинать обучение, в принципе не имеет значения, существуют только «нижние» рамки. Первую велосипедную поездку можно совершать уже в годик-полтора, конечно же, на трехколесном велосипеде. Многие родители скептически относятся к такому виду транспорта, но он поможет вашему ребенку овладеть самыми простейшими навыками езды – крутить педали, поворачивать. При выборе трехколесного велосипеда обратите внимание на то, что он должен соответствовать возрасту малыша, быть устойчивым, с удобным сидением и рулем, с легким ходом. Интересный дизайн поможет привлечь внимание ребенка. Первым этапом будет освоение руля, ребенок научится его крутить, объясните ему, что при повороте руля поворачивает и велосипед. Затем происходит освоение педалей. Первое время родители будут его подталкивать, но как только малыш осознает, что может передвигаться сам, будет с радостью крутить педали. Следите, чтобы ребенок избегал склонов и больших гор, поскольку на трехколесном велосипеде тормозить достаточно трудно.

Двухколесный велосипед.

С возрастом ребенка пора переходить на двухколесный велосипед. Обычно это происходит после трех-четырех лет. Отдельного внимания заслуживает вопрос об вспомогательных колесах велосипеда. Часто родители устанавливают их на длительное время, и когда приходит момент перехода на более взрослый велосипед, оказывается, что без двух заветных колесиков никуда. Чаще всего их рекомендуют скручивать, можно оставить одно, чтобы научить ребенка балансировать, но здесь есть риск, что в дальнейшем малыша будет перевешивать на ту сторону, где было прикреплено опорное колесо.

Для начала проведите подготовку к езде. Помните о защите для ребенка, обязательно надевать защитный шлем, желательно надевать налокотники и наколенники, которые помогут избежать появления ссадин и синяков, а чем меньше травм, тем охотнее ребенок воспринимает обучение. Затем выберите подходящее место для катания. Дорога должна бать ровной, в длину примерно 50 метров, без существенных препятствий в виде деревьев и корней, камней, выбоин и т.д. и с небольшим склоном. Сняв дополнительные колеса, отрегулируйте высоту седла, ребенок должен доставать ногами до земли. Будьте настроены оптимистично, поддерживайте ребенка, не давите на него.

Обучение проходит в несколько этапов , за один раз обучайтесь одному навыку. Целью преподавания техники езды является освоение трех основных навыков: балансировка и управление рулем, кручение педалей, торможение и остановка. Если пытаться освоить все за один раз, скорее всего, ни к чему хорошему это не приведет. Перед тем как перейти к следующему этапу, убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущий, чувствует себя комфортно и уверенно. Когда ребенок учится все делать по порядку, обучение происходит быстрее.

Этапы обучения.

Балансировка и управление рулем. Для начала следует обучить ребенка балансировке. Отправляйтесь в верхнюю точку дороги. Посадите ребенка на его велосипед так, чтобы он располагался вниз по склону. Велосипед будет медленно скатывать по склону, а ребенок будет держать баланс и предотвращать падения, пользуясь ногами. Пускай малыш повторит это упражнение несколько раз, и с каждой попыткой будет стараться как можно дольше ехать, не касаясь ногами земли. Контроль за счет ног позволяет ребенку быстро научиться балансировать. Также на этом этапе возникает понимание влияния управления рулем и на баланс, и на движение в требуемом направлении. Данный этап считается законченным, когда ребенок проедет по всему склону, не касаясь ногами земли.

Кручение педалей. После небольшого отдыха переходите к следующему упражнению: стоя на месте, ребенок ставит ноги на землю, а затем на педали. Проделывать это нужно быстро, не глядя вниз. Затем пускай попробует постоять на педалях. Когда ребенок уже уверенно катится по выбранному склону, попросите его поднять ноги немного выше от земли и во время движения ставить их на педали. Обратите внимание ребенка на то, что когда велосипед начнет останавливаться, ноги необходимо поставить на землю, иначе он упадет.

Когда ребенок будет готов спускаться с горки и при этом крутить педали, попросите его во время спуска для начала делать 1-2 оборота педалями. С каждым разом это количество увеличивайте. Несколько таких попыток приведут к тому, что ребенок будет уже проезжать дольше без касаний ногами земли, начнет ехать по горизонтальной дороге.

Тормоз. Теперь, когда ребенок уже немного ездит, пришла пора научиться тормозить. Большинство детских велосипедов оснащены ножным тормозом, который срабатывает при вращении педалей в обратную сторону. Объясните ребенку принцип работы тормоза, практиковать это умение следует в то время, когда малыш катится по склону, при этом его ноги стоят на педалях, но не крутят их.

Освоив все этапы, повторите их для закрепления навыков. На следующий день можно приступать к езде по ровной дороге.

(1 голос : 5 из 5 )

Приходит время, и родители понимают, что малышу пора пересаживаться на двухколесный велосипед. У кого-то этот момент настает в четыре года, у кого-то чуть позже. Взрослым надо немного помочь малышу, чтобы он освоил «взрослый» велосипед, пусть и в уменьшенной копии. Ему точно понравится.

Очень хорошо, если до двухколесного велосипеда у малыша был беговел – двухколесная каталка, похожая на велосипед, но без педалей. Уже в два года он может научиться балансировать, разгоняясь и поднимая ноги, держать руль прямо, вписываться в повороты и не бояться скорости. После беговела единственное, что придется уяснить ребенку, – крутить педали для большей управляемости и скорости велосипеда. Умение кататься на трехколесном велосипеде или двухколесном велосипеде с дополнительными маленькими колесами сзади (по сути, на четырехколесном) – тоже полезная подготовка, но все же не совсем то, что беговел с его тренингом баланса.

Самостоятельная езда на двухколесном велосипеде дарит малышу много радости, укрепляет его уверенность в себе, идет на пользу здоровью. Некоторые дети осваивают езду на двухколесном велосипеде буквально за день-два, быстро «схватывая» нужное положение тела и контакт с педалями, другим требуется больше времени. Впрочем, надо помнить одно: малыш обязательно научится, главное – поддержать его в этом стремлении.

Итак, подготовительный этап. Было бы неплохо приобрести для малыша детский велосипедный шлем, налокотники и наколенники. Это защитит его от травм и ссадин, которые иногда порядком отбивают охоту к обучению. Седло велосипеда надо отрегулировать по росту ребенка – так, чтобы, сидя на нем, он на согнутых пальцах ноги стоял на земле. И выберите для тренировки ровную просторную площадку с твердым покрытием – лучше асфальтированную. А теперь приступим.

Первое упражнение – на равновесие без педалей (как раз для тех, у кого не было беговела). Нам понадобится бордюр. Пусть ребенок попробует сделать так: из положения «одна нога стоит на земле», другой ногой он слегка отталкивается от бордюра и пытается проехать в таком положении 1–2 метра. Так ребенок постепенно научится держать равновесие. Можно обойтись без бордюра: просто отталкиваться от асфальта и проезжать с чуть приподнятыми ногами какое-то небольшое расстояние.

Самый сложный механизм, который придется освоить ребенку, – это педали. Чтобы их «прочувствовать», можно провести такое тренировочное упражнение. Малыш садится на велосипед, вы надежно держите его двумя руками за плечи или спину, а он плотно ставит ноги на педали и крутит их. Причем сразу скажите ему, что педали надо вращать достаточно быстро (но без рывков), потому что при медленном темпе удерживать равновесие сложновато. После того, как малыш понял, как крутятся педали, запомнил это движение, переходим к следующему упражнению.

Ребенок крутит педали, а вы идете рядом, слегка придерживая его за плечо. Пусть ваша помощь не явная, но в то же время будьте готовы подхватить малыша при возможном падении. Незаметно отпускайте его плечо – пусть едет сам. И, если у него получится, сообщите ему об этом: «А ты знаешь, что пять метров проехал сам, без моей поддержки?» Малыш, скорее всего, будет собой гордиться.

А теперь решающий момент. Пусть ребенок осознанно попробует прокатиться сам. Для этого ему понадобится оттолкнуться ногой (правой или левой, в зависимости от личного удобства), в ту же секунду поставить обе ноги на педали и начать их крутить. Если он «поймает» положение тела и поедет, поверьте: он не забудет этого навыка никогда. Не зря же есть выражение «Это как езда на велосипеде», когда говорят о том, чему научился раз и навсегда.

С чего начать

Лучший возраст для обучения езде на велосипеде - от 3 до 6 лет. Точные сроки зависят от уровня развития и комфорта ребёнка. Не принуждайте учиться, когда у ребёнка нет желания.
Если вы задумались о велосипеде заранее, купите беговел. На нём можно кататься уже с 1,5 лет. Управляя беговелом, ребёнок быстро научится держать равновесие и поворачивать и обретёт уверенность. Всё это поможет ему потом на педальном велосипеде.

Отличные марки беговелов – Woom (больше подойдёт для ежедневных прогулок), Early Rider (отлично подходят для спортивных свершений, многие дети оценили их в качестве спортивных снарядов на разных беговел -гонках).

Также неплохие беговелы у брендов Puky, Strider, Runbike и Kokua.

Если у ребёнка не было беговела, для начала обучения вы можете открутить у обычного велосипеда педали. Покатавшись несколько часов, дней или недель на таком импровизированном беговеле, малыш также научится держать баланс. Это упростит дальнейшее обучение.

Выбираем велосипед. Рост и вес

Размер рамы - самая важная характеристика для первого педального велосипеда. Верхняя труба рамы не должна касаться паха ребёнка, а сам он должен стоять на земле полной стопой.

Не покупайте велосипед на вырост - ребёнку будет сложно самостоятельно стартовать и управлять велосипедом с очень большой рамой. Это может затруднить или застопорить обучение.

Чем легче велосипед, тем лучше . Чтобы начать движение на стальном велосипеде, вес которого часто равен весу ребёнка, понадобится помощь взрослых. Лёгкий алюминиевый велосипед ребёнок сможет разогнать и остановить самостоятельно. Таким велосипедом легче управлять, и носить по лестницам его тоже легче.

Выбираем велосипед. Немного деталей

Чем лучше велосипед приспособлен для детей, тем легче детям учиться ездить на нём. Ободные тормоза лучше ножного, они эффективнее тормозят и не провоцируют случайные падения, если ребёнок прокручивает педали назад. Небольшие ручки тормозов удобнее нажимать, небольшое расстояние между педалями позволит поставить ноги параллельно, а не разводить широко - крутить педали будет проще.

А вот боковые колёса необязательны и даже нежелательны, они помогают научиться крутить педали, но мешают научиться держать баланс и поворачивать телом, а это более важные умения для управления велосипедом.

Адаптированные к детской анатомии велосипеды делают несколько специализированных фирм , например, английская Frog Bikes и австрийская Woom Bikes. По цене эти бренды дороже на 20-30% более-менее адекватных достойных, но все-таки слишком тяжёлых, моделей велосипедов для детей. К тому же эти бренды в цене теряют гораздо меньше со временем. Многие продают их после двух сезонов катания на Авито всего на 25-30% дешевле, чем купили. Так что это неплохое вложение средств.

Площадка для обучения и техника вождения

Найдите площадку с ровным асфальтом или грунтом, широкую, без машин и без препятствий. Подойдёт пустая парковка или спортивная площадка.
Начните обучение езде на педальном велосипеде, когда ребёнок уже уверенно управляется с беговелом или велосипедом без педалей: разгоняется, едет с поднятыми ногами и поворачивает.
Опустите седло так, чтобы ребёнок сидя на велосипеде касался земли полной стопой, такая посадка придаст ему уверенности.

Научите ребёнка не глядя находить педали. Для этого попросите его сидя на велосипеде закрыть глаза, поднять ноги, согнув их в коленях, и постепенно опускать, нащупывая педали.

Поставьте педали в положение для старта, одна педаль должна быть наверху и немного впереди. Посадите малыша на велосипед, придерживайте его за корпус. Пусть он поставит одну ногу на верхнюю педаль, удерживая вторую на земле, затем нажмёт на педаль, начав движение, и подтянет вторую ногу на вторую педаль. Если велосипед слишком тяжёлый и ребёнок не может стронуть его самостоятельно, легонько подтолкните его.

Во время движения без усилия придерживайте ребёнка за талию, плечо или корпус, чтобы стабилизировать его положение, можно также легонько (не жёстко) придерживать за седло для страховки. Не держите велосипед за руль, это помешает ребёнку управлять балансом.
Скажите малышу, чтобы во время движения он смотрел вперёд, а не на землю, это поможет ему двигаться ровнее.

Торможение

Если у велосипеда ободные тормоза, для начала покажите, как ими пользоваться, не забираясь на велосипед. Для этого дайте ребёнку пройтись, ведя велосипед за руль. Пусть он нажмёт на ручки и посмотрит, что происходит, как от сильного или слабого нажатия останавливается велосипед. Это подготовит ребёнка к остановке в движении
Научить пользоваться ножным тормозом можно только в движении. Придерживайте ребёнка, просите повернуть педали назад и обращайте его внимание на то, что происходит.

Советы

Не забывайте о безопасности. Обязательно наденьте на малыша подходящий шлем, который не будет давить или сползать, закрывая обзор. Можно добавить велоперчатки, которые защитят руки от царапин, а на первое время ещё и наколенники с налокотниками.
Не делайте обучение утомительным. Не заставляйте ребёнка тренироваться, если у него испортилось настроение или он устал. Такая тренировка не поможет и может отбить охоту кататься.
Не торопитесь. Если в этом году обучение не идёт ни в какую, возможно, стоит отложить его на следующий год или переключиться на другие виды активностей.

Малышам нравятся трехколесные велосипеды. Они быстрые, удобные и оснащены громким гудком, который пугает голубей и прохожих. Но ребенок вырастает и меняет детский байк на взрослый, у которого всего два колеса. Как помочь юному владельцу освоить новый транспорт? Сначала малыша учат держать равновесие и управлять рулем. Показывают, как крутить педали и правильно тормозить. А затем позволяют экспериментировать и веселиться.

Экипировка и удобный руль

Обучение начинается с покупки правильного велосипеда, который соответствует возрасту и росту ребенка. Родители идут в магазин вместе с малышом и «примеряют» понравившееся транспортное средство:

  1. Поддерживая мини-байк, усадить юного водителя на сиденье.
  2. У хорошего велосипеда руль находится на уровне детской груди.
  3. Нога ребенка, упирающаяся в нижнюю педаль, прямая, но ему не приходится становиться на носочек, чтобы достать.
  4. Сиденье удобное, ничего не мешает и не давит.

Велосипед, купленный «на вырост», будет стоять в гараже или коридоре, припадая пылью. Ребенку сложно управлять массивным железным байком, который тяжелее и выше его в два–три раза.

Начинать рекомендуют с велосипедов с задним тормозом. Ребенку проще провернуть педали в противоположную сторону, чтобы остановиться, чем постоянно держать палец на кнопочке, расположенной на руле, и стараться случайно на нее не нажать.

Малышам до 4–6 лет больше подходят трехколесные байки или варианты с дополнительными маленькими подпорками. Школьникам покупают обыкновенный велосипед без рамы, чтобы было проще закидывать ногу.

Вместе с транспортным средством приобретают наколенники с налокотниками, крепкий шлем и удобную закрытую обувь. Падения неизбежны, но чем надежнее защищен малыш, тем меньше травм он получит.

Перед тренировкой ребенок надевает брюки и кофту с длинными рукавами. Лучше выбрать старые вещи, которые не жалко порвать и выбросить. Никаких сандалий, шлепок или неудобных туфлей. Идеальный вариант обуви – кроссовки с плотной подошвой. Они не натирают и защищают пальцы ног от ссадин.

Эмоциональный настрой

Ребенку страшно садиться за руль двухколесного транспорта, ведь байк постоянно заносит то влево, то вправо, и малыш может упасть. Заставлять дочь или сына нельзя. Обучение из-под палки отбивает желание и редко дает положительные результаты.

Юного водителя знакомят с новым транспортом. Выходят с ним на прогулку и предлагают катить рядом с собой или проехаться на велосипеде, как на самокате. Малыш может поставить одну ногу на педаль, а второй отталкиваться от асфальта. Ребенок повеселится и расслабится, привыкнет к двухколесному байку и перестанет его бояться.

Затем родитель предлагает залезть на сиденье, поставив обе ноги на педали. Удерживая велосипед за руль и багажник, он медленно наклоняет его в разные стороны. Пускай малыш попытается выровнять байк или поставить ногу на землю, чтобы не упасть. Главное, не сильно его раскачивать, чтобы не упустить.

Велосипед превращают в веселый аттракцион, а обучение в игру. Если кто-то из родителей умеет кататься, ему рекомендуют оседлать детский транспорт и сделать маленький круг, чтобы показать, что ничего страшного нет.

Тренироваться нужно в местах, где мало людей и домашних животных. Малыш, переехавший кошку или птичку, откажется от велосипеда надолго, если не навсегда. Дорога должна быть ровной, без ямок и резких склонов, ведь достаточно небольшого углубления или камушка, чтобы юный велосипедист потерял равновесие.

Родителям советуют захватить с собой мини-аптечку с ватой, пластырем и антисептиком, чтобы обрабатывать царапинки и ранки. Во время тренировок важно сохранять спокойствие и не кричать на ребенка, ведь он только учится. Нельзя показывать волнение, ведь малыш из-за маминых или папиных страхов и постоянных подсказок и одергиваний становится неуверенным и рассеянным.

Этап 1: Короткие дистанции и торможение

Детям, которые в раннем возрасте освоили трехколесный велосипед, легче тренироваться. Они умеют крутить педали и поворачивать, медленнее устают. Ребенку, который впервые узнал о существовании двухколесного транспорта, придется учиться с нуля. Сначала он привыкает к рулю, поэтому на время велосипед превращают в самокат. Как?

С байка снимают педали, ведь они только мешают и отвлекают внимание юного водителя. Сиденье опускают, чтобы малыш доставал ногами до земли или бордюра. Сидя на импровизированном самокате, ребенок учится держать равновесие.

Он должен отталкиваться от асфальта и поджимать нижние конечности, стараясь балансировать и крепко сжимать руль. Если транспортное средство вдруг начинает падать в сторону, малыш останавливается и быстро упирается ногами в землю.

Важно: Некоторые дети предпочитают спрыгивать с наклонившегося велосипеда. Перед тренировкой малышу объясняют, что нужно удерживать равновесие и не отпускать руль, иначе он так и не сможет побороть страх.

Ребенку, научившемуся преодолевать небольшие дистанции, показывают, как тормозить. Возвращают педали на место и предлагают отталкиваться от земли, а по сигналу останавливать велосипед, не касаясь стопами асфальта.

Если ребенку сложно сконцентрироваться на двух задачах одновременно, на помощь приходит папа:

  1. Родитель хватается за сиденье одной или обеими руками и толкает транспортное средство вместе с юным водителем.
  2. Малыш ставит ноги на педали, но не крутит их. Только управляет рулем и балансирует, чтобы железный конь не упал.
  3. Папа должен двигаться быстро, желательно бежать. Преодолев 50–100 метров, взрослый дает сигнал «Стоп», убирая ладонь.
  4. Малыш проворачивает педали и плавно тормозит, а когда велосипед полностью остановится, опускает ноги на асфальт.

Папа или мама бежит рядом с транспортным средством, чтобы успеть подхватить ребенка, если он потеряет равновесие. Дети, которых никто не подстраховывает, чаще паникуют и во что-то врезаются или падают.

Этап 2: Равновесие

Юного велосипедиста, умеющего тормозить, учат отталкиваться и набирать скорость, а также своевременно запрыгивать на сиденье и удерживать равновесие. Сначала у ребенка не получается. Транспорт падает, стоит малышу закинуть ногу или неудачно повернуть руль, поэтому рядом с ним должен находиться взрослый.

Бегать за велосипедом, согнувшись напополам, не очень удобно. Высока вероятность потянуть спину или вывихнуть ногу. Современные родители используют ручку-толкатель, чтобы удерживать велосипед.

Экономные и сообразительные взрослые отдает предпочтение обычной скакалке. Обматывают спортивный инвентарь вокруг седла, а когда транспорт начинает падать, натягивают поводок и возвращают его в вертикальное положение.

Важно: Нельзя хватать за плечи или руль, мешая ребенку управлять велосипедом, иначе он никогда не научится удерживать равновесие.

Детям перед тренировкой рассказывают, что нельзя наклонять тело в стороны. Руками нужно упираться в руль, чтобы велосипед, наехавший на камень, вдруг не поднялся на заднее колесо и не сбросил пассажира. Велосипедист должен усвоить эти правила, а потом уже приступать к практическим занятиям:

  1. Малыш самостоятельно разгоняется и запрыгивает на свой байк, начинает крутить педали.
  2. Папа или мама бежит рядом, но когда ребенок наберет скорость и полностью сосредоточиться на дороге, отпускает багажник и позволяет юному водителю прокатиться без посторонней помощи.
  3. Если велосипедист начинает паниковать, его успокаивают, а затем предлагают затормозить.
  4. Родители должны похвалить малыша, ведь он управлял двухколесным транспортом без посторонней помощи. Это подбодрит ребенка и повысит его самооценку.

Когда юный водитель научится преодолевать длинные дистанции без падений, ему показывают, как правильно поворачивать. Желательно тренироваться на широкой дороге или рядом с клумбой, вокруг которой можно нарезать круги.

Этап 3: Безопасность

Первые 2–3 месяца дети катаются на велосипеде только под присмотром родителей. Если мама или папа решает, что малыш достаточно взрослый, то с ним проводят профилактическую беседу, рассказывая правила дорожного движения для владельцев двухколесных байков:

  1. На дорогу, предназначенную для автомобилей, выезжать запрещено. Только велосипедисты с большим стажем умеют вовремя затормозить или свернуть на обочину, избежав аварии.
  2. Дорогу переходить по зебре, железного коня катить рядом.

Детям объясняют, что нельзя проверять лужи и съезжать со слишком высоких горок, если не уверен в собственных силах. Управлять велосипедом на большой скорости сложно, можно потерять равновесие и упасть, повредив руку или шею.

Малышу, который покорил железного коня, устраивают тест. Предлагают прокатиться в парке по людным дорожкам, аккуратно объезжая гуляющих посетителей. Если ребенок справился с заданием, нужно проверить, насколько быстрая у него реакция.

Папа прячется за деревом, а когда велосипедист проезжает рядом, неожиданно выскакивает и преграждает путь. Малыш должен вовремя затормозить или свернуть, при этом сохранить равновесие и не упасть. Главное, чтобы в экстренной ситуации взрослый успел схватить велосипед и вернуть его в вертикальное положение. Ребенка, успешно сдавшего все экзамены, можно отпускать с друзьями и не волноваться, ведь он стал настоящим профессионалом.

Кататься на двухколесном байке весело и полезно. Дети быстро осваивают велосипед, но если у малыша не получается, рекомендуют подождать. Давить на малыша нельзя, лучше познакомить его с самокатом или ранбайком. После таких транспортных средств ребенку будет легче удерживать равновесие и не падать.

Видео: как научить ребёнка ездить на велосипеде

Как научить ребёнка кататься на велосипеде? Наверное многие родители задаются этим вопросом. Конечно, для самых маленьких существуют трёхколёсные велосипеды с ручкой, поэтому всё обучение заключается в том, чтобы научить ребёнка поворачивать руль в нужную сторону и крутить педали. Настоящее же обучение езде на велосипеде начинается, когда приходит время садиться уже на настоящий . Хотя и тут многие родители решают вопрос просто - устанавливают дополнительные колёсики и забывают про них на долгое время, пока ребёнку уже не придёт время кататься на почти взрослом велосипеде, а тут вдруг оказывается, что без обучающих колёсиков никуда. Так всё же, как научить ребёнка кататься на велосипеде, когда стоит начинать обучение, какие методы использовать и сколько нужно тренироваться?

Ориентировочно с 2-х лет ребёнка можно начинать сажать на велосипед с 12” колёсами (размер дутика), конечно же с дополнительными обучающими колёсиками. А вот годам к 3-3.5 можно потихоньку начинать учить и на двух колёсах. Некоторые для этого сначала скручивают одно дополнительное колёсико, а потом через некоторое время и второе. На мой взгляд это не очень правильно и только создаст лишние трудности ребёнку. Поэтому скручиваем обучающие колёсики, опускаем пониже седло (чтобы можно было достать ногами до земли), выбираем ровную дорожку, обязательно одеваем на ребёнка шлем и начинаем обучение.

Во-первых ребёнок должен понять, что у велосипеда теперь только два колеса и ничто не будет его удерживать в вертикальном положении, стоя на месте. Вообще это понимание должно придти довольно быстро, главное не переборщить и всё время подстраховывать 🙂
Во-вторых он не должен бояться падения. Конечно, должно быть понимание, что падать не нужно т. к. будет больно, но если вы рядом, то страха падения быть не должно, это будет мешать обучению.
В-третьих объясните, что нужно постоянно крутить педали и стараться поддерживать скорость, иначе будет «бух» 🙂
Наконец, наберитесь терпения, и приготовьтесь хорошенько походить и побегать 🙂


Во время обучения вы идёте сбоку от ребёнка, при этом придерживать можно под руку, за подтяжки или даже просто за шкирку, только за шею сильно не хватайте 🙂 Можно, конечно, придерживать за седло, но в таком положении вы долго ходить не сможете, спина не железная. Периодически пробуйте ослаблять хватку и просто придерживать, давая тем самым некоторую свободу. По ходу обучения не стесняйтесь подбадривать и хвалить малыша, это усилит его старание.

Для первых выездов будет достаточно 40-60 минут, дети быстро устают от однообразного занятия, поэтому от продолжительных тренировок эффект будет минимальным. Когда будет получаться и ребёнок сам начнёт втягиваться, то и продолжительность катания можно увеличивать, но больше 2-х часов в 3-4-летнем возрасте ездить не стоит.

Особое внимание стоит уделить торможению, т. е. остановке и спешиванию с велосипеда, а также началу движения. Со вторым, конечно, сложнее. Детские велосипеды весьма тяжёлые, а длина шатунов небольшая, поэтому многим детям просто тяжело начать движение. Ну а научиться тормозить и выставлять ногу особого труда составить не должно, надо просто порепетировать это вместе.

Когда ребёнок уже, вроде бы, научился кататься и кажется, что может ездить вполне самостоятельно, то не торопитесь сами садиться на велосипед и отправляться с ним на велопрогулку. Если позволяет физическая форма, побегайте подольше с ним рядом, дайте окончательно основаться на велосипеде, попробуйте различные манёвры: повороты, развороты, торможения, объезд препятствий и т. п. Не лишним будет попробовать разыграть подобие какой-то экстремальной ситуации, например, внезапное появление человека, кошки, препятствия и т. п. Тут, конечно, надо быть очень осторожным и не переусердствовать. Но это даст вам понять, насколько действительно ребёнок готов к самостоятельной езде. Если получается ехать, держать равновесие, останавливаться, то это ещё не значит, что ребёнок полностью готов к более серьёзным выездам.

Для совместных велопрогулок, когда ребёнок уже достаточно уверенно будет чувствовать себя на велосипеде, места катания выбирайте наиболее тщательно. Ведь находясь в седле, вы уже не сможете так быстро реагировать на манёвры ребёнка, поддержать, подстраховать. Поэтому для таких выездов лучше всего подойдут заранее проверенные вами дорожки в парках, где поблизости нет автомобилей. Но тут стоит учесть момент, что в парках часто выгуливают собак, с этим нужно быть внимательным.

В возрасте 5-6 лет можно уже начинать прокладывать более протяжённые маршруты, но больше 20 километров старайтесь не ездить. Конечно, нужно учитывать и уровень физической подготовки ребёнка. Кому-то и 30 километров будет нормально, а кому 10 хватит за глаза. Меня в возрасте около 6 лет отец возил на 50 километров, но конечно это уже был явно перебор 🙂

Не превращайте выезды с ребёнком в погоню за километрами с целью достижения каких-то результатов. Катайтесь в своё удовольствие, давайте ребёнку возможность остановиться там, где ему захочется, посмотреть цветочки, белочек, отдохнуть и перекусить.

Теперь небольшой рассказ, о том, как я учил своего сына кататься на 2-х колёсах за 4 выезда. На момент обучения ребёнку было чуть более 3.5 лет. Весной был куплен велосипед Author Orbit (16”), после этого раз десять выкатывались на нём с дополнительными колёсами. Но вот поехали на дачу и взяли его с собой. В результате выяснилось, что по неровной грунтовой дороге ехать с дополнительными колёсиками просто невозможно. Поэтому сразу было принято решение их скрутить и начать обучение.

День первый. Около часа ходили, привыкали к новым ощущениям, но попыток поехать самостоятельно не было, т. е. не было даже каких-то намёков на чувство равновесия. Ну да ладно, подумал я, к концу лета глядишь и поедет.

День второй. Также ходим рядом, но уже стало заметно, что появилось какое-то чувство равновесия и понимание, в какую сторону надо крутить руль для того, чтобы «ловить» велосипед. Уже хорошо.

День третий. От вчерашнего чувства равновесия не осталось и следа. Зато появился страх падения и ребёнок даже перестал пытаться ехать, а просто заваливался налево, т. е. туда, где шёл я. Тянешь его вправо - едет, даёшь слабину - рулим в канаву. Даже пару раз дал мягко приземлиться в кусты, но не помогло. Подумал, как же побороть этот страх. Выход из положения оказался очень простым - я просто пошёл с другой стороны. Конечно, держать ребёнка левой рукой мне было не так удобно, но зато какой эффект. Падать налево стало уже не интересно, а направо видимо просто не успело дойти 🙂 Прошло ещё минут 10-15 и я понял, ОН ЕДЕТ! На этом занятие было закончено и пошли спать.

Ну а на четвёртый день вышли на асфальтированную дорожку в соседнем районе. Кстати до него доехал уже вполне уверенно, приходилось только придерживать и подталкивать на неровных местах. Ну а на асфальте вообще никаких проблем - он едет, а я бегу. Вот такие дела, возможно гены 🙂

Честно говоря, уже с трудом вспоминаю свои ощущения, когда мне купили первый велосипед. Впрочем, первым был совсем маленький трёхколёсный, потом был трёхколёсный побольше, даже уже с цепным приводом, ну а потом дутик с 12” колёсами. Приставные обучающие колёсики конечно же были к нему в комплекте, но мне их упорно не ставили, они и по сей день где-то валяются в первозданном виде 🙂 Поэтому приходилось мне учиться самому, подолгу отталкиваясь ногами и ползая таким образом вокруг дома на даче. Вот тут и начинаешь понимать, зачем придуманы беговелосипеды (run bike). Хотя, как показывает практика, без них можно прекрасно обойтись 🙂



 

Возможно, будет полезно почитать: