Упражнения для нормализации мышечного тонуса. Упражнения,регулирующие мышечный тонус учебно-методический материал на тему. Упражнения для развития чувства темпа и ритма

Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.

5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

7. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце".

Упражнения для развития крупной моторики , формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (однарука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях.

6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

7. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

8. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.

10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно.

11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

14. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

15. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").

16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ребенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве.

17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках.

18. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

19. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

20. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

22. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

23. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

24. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

25. "Ласточка". И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.

26. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

27. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево. То же приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).

28. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").

Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).

Развитие мелкой моторики

приемы массажа для развития мелкой моторики

Игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры

Стихи и потешки для развития мелкой моторики

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых пяти месяцев.

Пассивная гимнастика (массаж)

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

поглаживание: совершается в разных направлениях.

растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

вибрация: нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев (можно использовать вибромассажер)

массаж с помощью специального мячика: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).

сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Пальчиковые игры

Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху, снизу, правый, левый» и так далее. После того, как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и ребенком (например, встреча ёжика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений: зайчик:

указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак

человечек: бегаем указательным и средним пальцами по столу

ёжик: руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

кошка: соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх

коза рогатая: указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем

бабочка: руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - «бабочка летит»

очки: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Описаны упражнения на освоение основных движений, на развитие ориентировки в пространстве, на развитие мелкой моторики и кистей рук, упражнения регулирующие мышечный тонус, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство, активизирующие внимание в различных видах музыкальной деятельности детей: в пении, в восприятии музыкальных произведений, музыкально-ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика как одна из методик работы

с детьми, имеющие речевые нарушения.

Для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, музыкотерапия, этнотерапия, арттерапия и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом.

«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшение речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи. М., 1948).

«Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

На огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания мне бы хотелось обратить ваше внимание. Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.

Задачи, которые ставит педагог перед детьми, используя тот или иной материал, как бы диктуются самой музыкой. «Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети» (Самойленко Н., Гринер В., Логопедическая ритмика. М., 1941).

Уделяя большое внимание развитию музыкального воспитания у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы.

Организация занятий логоритмикой требует от педагога знаний основ логопедии и владения навыками игры на фортепиано. Поэтому такие занятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель с воспитателем. В данном случае необходимо согласовывать с логопедом поставленные задачи и выбранный для занятия материал.

Если мы проанализируем рекомендуемые разными авторами схемы занятий по логоритмике, то заметим, что в них включены различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.

Музыкально-ритмические движения предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и мелкой моторики.

Материал, используемый на логоритмических занятиях.

Игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики; упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство; упражнения для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный тонус.


Упражнения на освоение основных движений.

Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения.

На занятиях по логоритмике необходимо использовать упражнения на основе разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подъемом бедра), прыжков (на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед на правой и левой ноге, прямой галоп, подскоки).

Работа над развитием основных движений проводится инструктором по физическому воспитанию или воспитателем на утренней гимнастике, физкультминутках; музыкальным руководителем и логопедом в непосредственно образовательной деятельности, досугах.

В этой работе используется:

А) упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали, как надо выполнять эти движения;

Б) упражнения под музыку, чтобы дети не только правильно выполняли движение, но и двигались в темпе музыки.

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве, мы учим детей:

Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

Строится парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

Строится в колонну, шеренгу, по кругу, по углам, врассыпную;

Ходить, бегать, двигаться подскоками врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

Строится в круг из разных положений: сидя, стоя в шеренге, стоя врассыпную;

Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;

Равномерно сужать и расширять круг;

Находить место в колонне: стоя и во время движения;

Ходить со сменой ведущих;

Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом;

Строиться из колонны в пары; расходиться направо-налево;

Перестраиваться из большого круга в маленькие кружки;

Перестраиваться из одной большой колонны в три маленькие;

Различать правую и левую руку; рассчитывать расстояние, развивая глазомер и ощущая себя в пространстве.

Развитию ориентировки в пространстве способствуют хороводы, танцы, игры и игровые задания.

Например, для обучения бегу врассыпную, хорошо использовать игру Е.Рагульской «Машины». Детям предлагается двигаться под музыку врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, а воспитатель – в роли регулировщика – контролирует выполнение задания, отправляет в «мастерские ГИБДД машины, которые столкнулись, следит за тем, чтобы дети использовали все свое пространство, а не сбивались в кучу.

Чтобы научить детей быстро строиться врассыпную, по углам, в линию, можно использовать игровой прием «Слушай команду» или «В круг…становись!» и т.п.

Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями…) и повторить его. Это задание способствует и развитию двигательной, зрительной памяти.

Упражнения для развития мелкой моторики и кисти руки.

На большое значение этих упражнений для речевого развития детей обращается внимание в книге М.Кольцовой «Ребенок учится говорить» (М., 1979), в статье Г.Чиркиной «Воспитание правильной речи у детей с дизартрией» («Дошкольное воспитание». 1980. № 8). М.Кольцова отмечает: проекция кисти руки занимает одну треть всей двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Логопедами и воспитателями используется пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики. На музыкальных занятиях рекомендуем проводить ряд упражнений под музыку из сборника «Музыкально- двигательные упражнения в детском саду»: «Веселые ладошки», «Дудочка», «Полоскать платочки», «Ветер и ветерок», «Игра с водой», «Собираем камешки», а также игровое задание «Воображаемый оркестр».

Еще больше будут способствовать развитию мелкой моторики упражнения с предметами: «Упражнения с мячами», украинская народная мелодия, композиция Н.Щербаковой; «Веселая ленточка», М. Сатулиной; «Дудочка», Т. Ломовой; «Лапоточки», чешская народная мелодия «Аннушка», композиция Н.Щербаковой.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения помогают детям сознательно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их напряжения, переключать напряжение с одних мышц на другие. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

Даются эти упражнения дошкольникам нелегко, но использовать их в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо: многим из них (особенно заикающимся) свойственны излишнее напряжение мышц, плохая координация движений. Очень хорошо эти упражнения описаны в сборниках: «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», «Ритмика. Музыкальное движение» С.Рудневой, Э.Фиш. - М.,1972.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.

1. «Ронять руки». Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.

2. «Кулачки – кисти». Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.

3. «Стряхивать воду с пальцев» или «Трясти кистями, как тряпочками». Согнуть руки в локтях. Движением предплечья сбрасывать пассивные кисти рук (с остановкой или непрерывно).

4. «Поднимать и опускать плечи». Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.

5. «Ронять корпус». Поднять руки в стороны, затем, освободив от напряжения мышцы спины, шеи, плеч, дать корпусу, голове, рукам пассивно упасть вперед.

6. «Деревянные и тряпочные куклы». Изображая «деревянных» кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, слегка отведенных в стороны рук и делают резкие повороты всего тела вправо и влево, сохраняя неподвижность в шее, руках, плечах. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. Подражая тряпочным куклам, дети расслабляются, снимая излишнее мышечное напряжение в плечах и корпусе и пассивно опуская руки вдоль туловища. Затем они переводят свое внимание на ноги и упругим сильным толчком в коленях поворачивают корпус то вправо, то влево, руки при этом непроизвольно обвиваются вокруг него, ступни стоят неподвижно.

Это упражнение можно назвать и по-другому: «Буратино и Пьеро».

Хорошим подспорьем в работе по регуляции мышечного тонуса, а также координации движения со словом и развитию памяти может стать игра со словом, созданная Л. Генераловой на основе английской детской песенки «Шалтай-Болтай» (перевод С. Маршака).

И.п. Дети стоят свободно, опустив руки и сняв излишнее напряжение в плечах и корпусе.

Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай (на каждое слово быстрым, коротким толчком дети поворачивают тело то вправо, то влево; движение идет от ног, руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса)

Свалился во сне (наклоняют вперед, роняют голову и руки вниз – расслабляются).

И вся королевская конница, и вся королевская рать (выпрямившись, идут вперед или на месте высоким твердым шагом; после слов «конница» и «рать» делают остановки)

Не может Шалтая, не может Болтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая (ставят одну ногу вперед и вытягивают обе руки, тянутся вперед; затем сгибают руки в локтях и откидывают корпус назад, как бы вытаскивая кого-то – на каждую часть фразы одно движение вперед, одно – назад)

Собрать (наклоняются вперед, уронив голову и руки вниз – расслабление).

И.Скрыпник для развития мышечного тонуса предлагает игровое упражнение «Заводные зайцы играют на барабанах» // Дошкольное воспитание -1996. -№ 8. Дети-зайцы стоят, наклонившись вперед и свободно опустив руки вниз. Звучит музыка (например, «Барабанщик» Д. Кабалевского) – дети-зайцы выпрямляются и играют на «барабанах». музыка заканчивается («кончился завод») – дети-зайцы возвращаются в исходное положение, расслабляются.

«Ванька-встанька», И.Скрыпника для координации движения со словом.

Ванька-встанька (наклоняются и выпрямляются)

Ванька-встанька (наклоняются и выпрямляются)

Приседай-ка и вставай-ка (приседают и встают)

Непослушный, ишь какой! (качают головой и роняют на грудь)

Нам не справиться с тобой. (возвращаются в исходное положение)

Учитывая сложность упражнений, регулирующих мышечный тонус, педагог должен следить за тем, чтобы у детей не было мышечных зажимов, чтобы они выполняли упражнение не формально, а учились расслаблять мышцы и снимать напряжение.

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство.

Эти упражнения направлены на передачу в движении темпа, акцентов музыкального произведения и его ритмического рисунка. В начале учебного года, приступая к работе с детьми, только поступившими в логопедические группы, начинать формировать чувство ритма с освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра (от двудольного к четырехдольному, потом к трехдольному), позднее ритмического рисунка (от чередования одинаковых длительностей к чередованию различных длительностей). Поэтому и начать надо с более легких заданий. Например, предложить детям похлопать под музыку Е.Тиличеевой «Бегаем» («Музыка и движение» / Авт.-сост. С.И.Бекина, 1981.- С.29) или под любую другую, состоявшуюся из одних восьмых или четвертных, а потом подвигаться под неё. Или предложить одним детям хлопать под музыку, а другим двигаться.

Развитию музыкально-ритмического чувства способствуют и игра на детских музыкальных инструментах, пение, и музыкально-дидактические игры, танцы, например: «Передача платочка», муз.Т.Ломовой «Мелодия»; «Забавный случай», муз. Д. Кабалевского; «Повтори, дружок, за мной», муз. Н.Щербаковой; игра «Оркестр», укр.нар.мелодия; игра «Мышеловка», муз. К. Стеценко «Гопак».

Работая над развитием музыкально-ритмического чувства у детей с речевыми нарушениями, необходимо вспомнить и о том, что разный ритм по-разному воздействует на их психофизическое состояние.

Так «маятниковый ритм» успокаивает, поэтому музыкальные произведения такого плана полезно использовать в работе с гиперактивными детьми.

Секундный «альфа-ритм» развивает внимание и память, побуждает к действию; заторможенным детям полезно давать музыку для прыжков, активной ходьбы в темпе марша, сильных хлопков.

Упражнения, активизирующие внимание.

Внимание – это сосредоточенность на определенном объекте и направленность на него психической деятельности. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно.

Предлагаю ряд упражнений, в которых развитию внимания, его характерных качеств отводится большая роль.

«Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку – дети смотрят, затем под ту же музыку повторяют те же движения.

«Запрещенное движение». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного. Это упражнение можно проводить в разных вариантах.

Первый вариант: движения выполняются поочередно (педагог – дети – педагог – дети);

Второй вариант (усложненный): педагог показывает, а дети сразу повторяют за ним.

«Упражнение с флажками» (без музыкального сопровождения). Можно использовать флажки разного цвета (при показе зеленого флажка дети шагают, желтого – хлопают, красного – кричат «Ура!», «Привет!»).

Задания на внимание являются составной частью некоторых музыкальных игр: «Кого не стало», Ф.Шуберта, «Прятки», муз. А.Филиппенко, «Магазин игрушек», «Какая игрушка спряталась», «Не опоздай», «Бери флажок».

Развитие музыкального восприятия невозможно без развития слухового внимания, чему способствуют упражнения «Барабанщики», «Запомни музыку» («Ритмика. Музыкальное движение»), и многие другие. Суть их состоит в том, что дети определенным движением реагируют на определенную музыку.

Используя то или иное упражнение, не стоит сразу добиваться четкого его выполнения. Лучше дать несколько упражнений с одним и тем же заданием. Тогда сработает закон перехода количества в качество.

Игры со словом, созданные на основе малых форм фольклора, игры с пением, танцы с пением, хороводы. При необходимости в логоритмические занятия включаются упражнения на развитие дыхания, артикуляции, голоса, мимических движений, игры с инструментальным сопровождением, игры на музыкальных ударно-шумовых инструментах, распевки для автоматизации согласных звуков.

Главное – придерживаться двух принципов в работе: индивидуальное внимание к каждому ребенку и взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения с воспитателями при активной поддержке родителей. В этом случае можно достичь максимального эффекта в коррекционной работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.


с. 1

«Логоритмика как одна из методик

для работы с детьми,

имеющими речевые нарушения»

Тяжёлые дефекты речи дошкольников сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций (повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушение ориентации в пространстве и общей, мелкой моторики, дефицит внимания и памяти и др.).

Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопед + ребёнок-логопат; логопед + родители; логопед + специалисты).

Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Цель логоритмики : коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

Активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Формирование правильного дыхания;

Развитие способности ориентироваться в пространстве;

Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

Развитие фонематического слуха;

Формирование навыка релаксации;

Увеличение объема памяти;

Развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ логопедии и владения навыками игры на инструменте. Поэтому такие занятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель с воспитателем. В данном случае необходимо согласовать с логопедом поставленные задачи и выбранный для занятия материал.

Условия проведения:

Занятия проводятся 1 раз в неделю после познавательного и логопедического;

Продолжительность – 35 минут;

Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы.

Речевой материал не выучивается;

Все упражнения выполняются по подражанию;

На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.

Структура занятия.

1 часть. Вводная, подготовительная к занятию, к речевой и моторной нагрузке (Музыкально-ритмические движения, перестроения, комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), дыхательные упражнения).

2 часть.

Основная. Включает разные виды упражнений на развитие внимания, координации движений, речи с движением, мышечного тонуса; чувства ритма, речевых и мимических движений, мелкой моторики, а также слушание; пение; игру.

3 часть.

Заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию (спокойная ходьба).

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:


  • «Небоскребы – избушки» (тема “Город”);

  • «Кусты, кустарнички» (тема “Деревья”);

  • «Животные, их детеныши» (тема “Домашние животные”).
Среди музыкально-ритмических движений на занятиях по логоритмике упражнения занимают основное место.

Упражнения на освоение основных движений.

Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков(на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки).

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:


  • Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;

  • Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;

  • Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

  • Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;

  • Равномерно сужать и расширять круг;

  • Ходить со сменой ведущих;

  • Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом.
Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями, кирпичиками, елочками…, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и зрительной памяти.

Общеразвивающие упражнения.

Эти упражнения (для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов) помогают тренировать мышцы шеи, плечевого пояса, ног, корпуса: активизируют их работу; развивают быстроту, четкость, размах движений; помогают устранять отдельные физические недостатки.

Упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения)

Эти упражнения тесно связаны с общеразвивающими. Чаще всего мы используем их на музыкальных занятиях, но можно включать их и в занятия логоритмикой.

В работе над навыками выразительного движения помогает танцевальная разминка (дети по показу взрослого, под музыку выполняют несложные движения: «фонарики», «топающий шаг на месте», «каблучок», «притон одной ногой»).

Упражнения, регулирующие мышечный тонус.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.


  • «Ронять руки». Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.

  • «Кулачки – кисти». Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.

  • «Поднимать и опускать плечи». Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.
Упражнения, активизирующие внимание.

Внимание – это сосредоточенность на определенном объекте и направленность на него психической деятельности. Недостаточное развитие внимания и памяти плохо отражается на развитии мыслительной деятельности и речи.


  • «Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку – дети смотрят, затем под ту же музыку повторяют те же движения.

  • «Запрещенное движение». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного.
Дыхательные упражнения : помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Артикуляционная гимнастика : способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает способность удерживать, переключать артикуляционные позы.

Например: Дикие животные (тема “Дикие животные готовятся к зиме”)


  • “Зайчик”. Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

  • “Сердитый волк”. Нижнюю губу прикусить верхней губой.

  • “Ежик фыркает”. Вибрация губ.

  • “Лосенок сосет молоко и чмокает”. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием при раскрытии рта (чмоканье). (Е. А. Пожиленко)
Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Например: Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,

Чем клювы у аиста и журавля.

(О.И. Крупенчук)

Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Съегирь снегиль снегирь

Воена волона ворона

Грухаль клухай

Мимические упражнения : способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)

Оркестр шумовых инструментов : включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

“Ложкари” (ложки разных размеров)

“Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)

“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)

“Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Например: Песню “Черепашонок” Муз. И. Пономарёвой инсценируем с игрушками – черепашками (лексическая тема “ Животные жарких стран”).

Песню “Шла лиса” Муз. И. Пономарёвой исполняют дети с куклами с подвижным ртом (лексическая тема “Дикие животные”).

Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Подвижные игры (тема “Части тела”)

Русская народная игра “Дударь”

Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище.

Ну, его в колоду, ну, его в сырую,

Ну, его в гнилую!

Дударь, дударь, что болит?

Водящий – голова! (спина, нога и др.)

Дети идут по кругу, держась за голову.

Игра повторяется, пока дударь не скажет :

“Ничего не болит!”, тогда все разбегаются, а он догоняет.

Игры с элементами арттерапии (тема “Зима”)

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.

Коммуникативные игры (тема “Домашние животные”)

Игра: “Бинго”

Дети парами идут по кругу и поют:

Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,

Наш лохматый серый пёсик из окна глядит,

Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О,

Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.

Говорят:


Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

О-О-О!- обнимают друг друга.

Игры с остановками (тема “Семья”)

Русская народная игра “Как у дяди Трифона”

Водящий стоит лицом к детям, все поют:

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей,

С такими ушами, с такими носами,

С такими глазами, с такими волосами,

С такими зубами, с такими руками.

Не пили они не ели, разом делали вот так!

Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.

Тот, кто точнее повторил, становится водящим.

Слушание релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

Приложение.

«Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили.

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

Логоритмика «Полетаем»

Раз, два - 2 хлопка

Стоит ракета, по очереди соединить прямые руки над головой.

Три, четыре - 2 хлопка

Самолет, по очереди вытянуть руки в стороны

Раз, два –

Хлопок в ладоши - 1 хлопок .

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре, 4 хлопка

Руки выше, плечи шире - руки к плечам. Вверх, к плечам, в стороны .

Раз, два, три, четыре, - 4 хлопка

И на месте походили. Ходьба на месте.

Психогимнастика «Шалтай-Болтай» упражнение по регуляции мышечного тонуса, координации движения со словом и развитию памяти.

Шалтай-Болтай поворачивать туловище вправо-влево,

Сидел на стене, руки болтаются

Шалтай-Болтай корпус резко

Свалился во сне. Наклонить вниз.

И вся королевская конница идти по кругу,

И вся королевская рать высоко поднимая колени

Не может Шалтая пожать плечами

Не может Болтая

Не может Шалтая-Болтая

Поднять! Упасть, расслабиться.

Логоритмика «Зайцы»

Зайцы скачут: скок-скок-скок, дети ритмично скачут

Да на тоненький ледок. Приседают, слушают, не идет ли волк.

Пошевелить ладошками-ушками.

Раз – согнуться, разогнуться наклон – прямо.

Два – нагнуться, потянуться. Наклон – потянуться.

Три – в ладоши три хлопка, хлопают три раза.

Головою три кивка. Кивают 3 раза.
У ЖИРАФОВ

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Игровые упражнения, регулирующие мышечный тонус

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 90 г. ТЮМЕНИ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЖДАНКО НАДЕЖДА ПАВЛОВНА

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС

Цель: воспитывать способность произвольно управлять мышечным напряжением; умение реагировать на акцент в музыке и различать двухчастную форму произведения.

«Смелые наездники»

Дети стоят по кругу друг за другом, руки на поясе. На первую часть музыкального произведения скачут по кругу прямым галопом.

На вторую часть останавливаются и стучат правой ногой с носка перед собой, кивая головой – «лошадки бьют копытом».

На повтор первой части опять скачут по кругу. (Музыка: «Смелый наездник» Шумана)

«Морские камешки»

Дети свободно лежат на спине по всему залу, вытянув руки за головой (изображают морские камешки). Слушают спокойно первую часть музыкального произведения – «камешки в состоянии покоя». На вторую часть дети перекатываются на живот, затем на другой бок и обратно, руки остаются за головой («поднялась буря» и перекатывает морские камешки).

(Музыка: «Море» Н. Римского-Корсакова)

«Плавные руки»

Дети стоят в кругу на большом расстоянии друг от друга. Очень медленно поднимают прямую правую руку, так же медленно опускают (пальцы при поднятии руки опущены вниз, при опускании руки пальцы подняты вверх). Так же медленно поднимают и опускают левую руку. Взгляд сосредоточен на кончиках пальцев.

«Скакать и кружиться»

Дети двигаются по кругу легкими подскоками, руки в свободной позиции (быстрая часть музыкального произведения).

Затем кружатся на полном шаге на месте (медленная часть музыки).

С повторением первой части опять движутся по кругу поскоками. (Музыка: «Этюд» Л. Шитте)

«Кружки и цепочки»

Дети стоят в четырех кружках (по углам зала), взявшись за руки. В каждом кружке назначен ведущий.

На первую часть дети двигаются в кружках поскоками.

На вторую часть музыки каждый ведущий отпускает руку своего соседа справа и ведет свою цепочку детей вдоль стены к соседнему углу (справа), где снова «заворачивает» кружок из цепочки. Таким образом, все кружки перемещаются в другой угол зала.

(Музыка: «Танец» С. Затеплинского)

«Поиграем»

Дети сидят в кругу на полу; ноги сложены по-турецки. На тихую часть музыки ударяют ладонями рук об пол возле себя, на громкую часть выполняют перед собой скользящие хлопки. Когда музыка не звучит, в спокойном темпе передают по кругу какой-нибудь предмет (мяч, куб и т.д.)

С началом звучания музыки игра повторяется.

(Музыка: «Дождливая пора» В. Воронцов

«Игра с флажками»

Дети идут по кругу, энергично размахивая перед собой флажками под громкое звучание спортивного марша.

На тихое звучание этого же марша идут на высоких носках, подняв флажки на вытянутых руках над головой.

(Музыка: «Спортивный марш» А. Пахмутовой)

«Веселая пляска»

Дети стоят в кругу, ребенок-солист в центре, держит в обеих руках по платочку. На первую часть музыки дети весело пляшут, выбрасывая поочередно ноги перед собой. Солист ходит по кругу, выбирая себе «дружка». По окончании первой части музыки он останавливается перед выбранным ребенком и кланяется ему, приглашая в центр круга и дав платочек.

На вторую часть музыки все дети хлопают, а солисты пляшут с платочками, размахивая ими над головой.

(Музыка: «Утушка луговая», р.н.м)

«Игра с бубнами»

Дети стоят по всему залу в шахматном порядке, держа в левой руке бубны. На первую часть музыки ритмично ударяют в бубен правой рукой.

На первую часть берут бубен в правую руку и, встряхивая им над головой, кружатся на дробном шаге.

(Музыка: «Ой, лопнув обруч!» укр.м.)

«Игра с обручами»

Дети стоят парами по всему залу и держатся за обручи двумя руками (один обруч на двоих).

На тихую, плавную часть музыки раскачивают обруч вправо-влево.

На громкую, быструю часть-кружатся, взявшись за обруч правой рукой. По окончании музыки опускают обруч на пол и приседают на корточки возле него. Последовательность частей музыки можно менять.

(Музыка: «Ветер и ветерок» («Лендлер»), Л. Ван Бетховен)

«Игра с ленточками»

Дети, держа в обеих руках ленточки на кольцах, движутся по залу легкими поскоками в разных направлениях (первая часть музыки). На вторую часть опускаются на одно колено и энергично взмахивают ленточками.

(Музыка: «Этюд № 47» К. Черни)

«Пружина»

Дети, сжав руки в кулачках, держат их перед собой (локти согнуты). По команде «Начинаем растягивать пружину» дети с силой разводят руки в стороны, не разжимая кулачков.

По команде «Отпускаем пружину» дети резким движением сводят руки обратно. Это силовое упражнение для рук. Оно требует большого мышечного напряжения.

(Упражнение выполняется без музыкального сопровождения

«Подушка»

Дети ладошками «взбивают» воображаемую подушку со всех сторон. Затем, вытянув руки прямо, чуть вверх и раскрыв пальцы, «кладут ладони на взбитую подушку» и начинают медленно вдавливать мягкую подушку. Педагог делает словесные указания.

«Покрасим забор»

Дети, вытянув руки вперед, вращают пальцами вправо-влево – «разминают малярные кисти». Затем опускают руки вниз и «набирают в ведрах краску на кисть». Начинают красить забор – вытянутые руки вперед движутся вверх (пальцы направлены вниз), затем руки движутся вниз (пальцы направлены вверх).

«Чтобы краска не растекалась», дети проводят вытянутыми вперед руками вправо-влево (пальцы направлены на противоположную сторону).

«Маляры устали и вытирают со лба пот» - проводят тыльной стороной ладони сначала правой, затем левой рукой, при этом с силой бросают руки вниз – отдых.

«Игра с кубиками»

Дети сидят по кругу на стульчиках, держат в руках по одному кубику.

Нужно наклониться и, положив кубик слева от себя, выпрямиться.

Педагог проговаривает слова медленно, отчетливо: «Взяли кубик, положили!» На слова «взяли кубик» дети наклоняются в правую сторону и берут кубик своего соседа справа. Затем выпрямляются и перекладывают кубик в левую руку. На слово «положили» кладут кубик на пол слева от себя, выпрямляются. Задание выполняется четыре раза.

Пробежались! И опять

Начинаем мы играть

Дети занимают любой стульчик, и игра продолжается.

(Упражнение выполняется без музыкального сопровождения)

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз - на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой - при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое - для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.



 

Возможно, будет полезно почитать: