Упражнения для развития техники игры на гитаре. Техника современной классической гитары (упражнения для продвинутых гитаристов)

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.

Уже упоминались классические упражнения 1234. Сегодня давайте обсудим как они могут помочь, не только при обучении, но и после длительных перерывов в занятиях. Именно такой случился у меня совсем недавно и сейчас, находясь в отпуске с гитарой, у меня есть куча времени чтобы постараться вернуть себе форму.

Итак, у нас есть , и некоторое количесво времени (все же и отдохнуть хочется).

Все упражнения, которые мы рассмотрим сегодня, не будут иметь какой-либо теоретической ценности, это будет чистая механика.

Запомните, что каждое упражнение следует играть по всему грифу, и использовать переменный штрих, за исключением случаев, где штрих обсуждается отдельно.

Если вы почувствовали боль или сильную усталость в руках, следует остановиться и отдохнуть. При частой игре серии упражнений руки привыкнут и даже после длительных перерывов вам не нужны будут остановки, достаточно будет лишь снижать темп метронома.

Начнем с первого упражнения, которое показывают абсолютно все преподаватели абсолютно всем начинающим гитаристам.

Упражнение №1

Включите метроном в темпе 88, если такой темп будет сложным, можно начать и с 50. Играть следует от первого лада до последнего доступного, у меня на гитаре 24 лада, значит последним у меня окажется 20 лад.

После того как вы закончили с первым упражнением, без остановки переходим упражнению №2.

Упражнение №2

Второе упражнение так же не особо утруждает мозг, зато тренирует работу с использованием различных комбинаций пальцев левой руки. Движение вниз от 6-ой до 1-ой струны идет с использованием одного паттерна, при обратном движении от 1-ой к 6-ой струне используется зеркальный паттерн. Здесь мы отрабатываем связку пальцев 1,3 и 2,4. Подобные «связки» пригодятся в будущем хотя бы для игры квинтовых аккордов, что конечно же поддержат все любители поиграть с перегрузом.

Упражнение №3

В следующем упражнении продолжим тренироваться в отработке использования различных комбинаций пальцев левой руки. на этот раз основная группа пальцев на которые ориентировано упражнение 1,2,3 и 2,3,4.

Упражнение №4

В 4-ом упражнении мы занимаемся отработкой связки пальцев 3,4 и 1,2.

Эти 4 упражнения мы уже рассматривали несколько месяцев назад, давайте дополним наш арсенал новыми.

Упражнение №5

Упражнение №5 — движение в обратную сторону

Пятое упражнение соберет в себе одновременно упражнение 1 и частично упражнение 3. Одно движение с 6-ой струны до 1-ой занимает достаточно большое количество времени, поэтому с упражнением 5 вы можете работать не по всему грифу, а, например, только до 12 лада.

Играя, упражненеи №5 в первый раз возможно вы будете часто путаться в пальцах, это нормально, просто уделите ему немного времени.

Во всех упражнениях выше, номер лада соответствуюет пальцу левой руки, используйте эту аппликатуру для движения по всему грифу.

Упражнение №6

В заключительном на сегодня упражнении, так же используется переменный штрих, смена струны не влияет на движение медаиатора. То есть для первой триоли используется движение вниз/вверх/вниз, следующая триоль на 5-той струне будет играться штрихом вверх/вниз/вверх. Группируя ноты по 2 триоли мы получаем законченный цикл движений медиатора вниз/вверх. Если темп метронома 88 в этом упражнении для вас слишком медленный можете увеличить его на 15-20 ударов.

Все перечисленные упражнения следует играть в качестве разминки, иногда возможно чередование с разминкой которую предлагает . Общее время зависит от скорости метронома, обычно при 88 ударах все упражнения играются менее чем за полчаса.

PS: многие, играя эти упражнения, ошибочно говорят, что играют хроматическую гамму. Это не так. Попробуйте сами догадаться почему или дождитесь следующей части.

Продолжая серию полезных видео-уроков, публикуем на сайте сайт очередное видео с просторов YouTube под названием 4 базовых упражнения для гитариста (автор видео-источника нот, с которых была снята идея — AndyMcFishka — можно перейти по видео на канал и подписаться).

Вы можете прямо сейчас просмотреть видеоролик и тогда уже вернуться к нашим комментариям, так как неизбежно хочется сделать несколько замечаний.

Полезные упражнения для гитариста на развитие пальцев

Для начала давайте выведем те мега-полезные советы, которые относятся ко всем этим упражнениям сразу:

1. При исполнении каждого из упражнений следует пользоваться метрономом.

Важность такого совета сложно переоценить. Где взять метроном?

Вы можете приобрести стационарный механический или электронный метроном в музыкальном магазине, можете скачать программу-метроном на компьютер, можете установить приложение с метрономом на собственный телефон.

Кроме того метроном можно с легкостью заменить драм-машинкой, например, на вашей новомодной примочке или партией ударных, записанной в какой-нибудь музыкальной программе.

2. Всегда начинайте упражняться с медленных темпов.

Скорость — это хорошо, но все ноты в вашей игре должны звучать четко и одинаково (по громкости и качеству звукоизвлечения). Без звона, без дребезжания.

3. Как только вы осваиваете упражнение настолько, что без труда повторяете его 5 раз подряд (в заданном темпе), вы можете повысить скорость колебаний метронома на 4 единицы.

Таким образом, ваша скорость будет постоянно расти.

4. При извлечении нот на грифе гитары крайне важно следить за постановкой рук.

Каждый палец левой руки должен занимать свой отдельный лад и извлекать звуки именно на этом самом ладу.

При движении вверх/вниз по грифу гитары одновременно смещаются все ваши пальцы, то есть, смещается вся кисть руки.

Именно так вы научитесь позиционной игре и выработаете правильную артикуляцию пальцев.

5. При выполнении каких-либо упражнений на гитаре вообще пытайтесь скопировать (повторить) игру «учителя».

Именно так и нужно извлекать ноты. Пальцы не должны прыгать по гитаре, а перемещать их следует лишь тогда, когда сменяется вся позиция в целом.

6. Большие и длинные упражнения, которые охватывают почти весь гитарный гриф (например, первые 2 в этом видео), нужно начинать с первых ладов, постепенно продвигаясь вверх по грифу, а затем в обратном порядке.

7. Чтобы освоить гитарную технику игры, готовьтесь много и долго заниматься.

При этом занятия должны быть регулярными, ежедневными. Лучше заниматься неделю по одному часу в день, чем 7 часов в один из дней недели.

Чем больше вы занимаетесь и упражняетесь, тем лучше ваша техника звукоизвлечения, тем четче и быстрее вы играете в результате.

8. По нашему личному убеждению игра на гитаре полезнее, чем компьютерные игры. Расставляйте правильно приоритеты!

9. Для вашей же простоты мы решили записать данные упражнения в нотах и табах Guitar Pro, и вы сможете просто скачать готовый файлик с данными упражнениями, чтобы заниматься по ним и развивать работу левой руки.

10. Если вы скачаете архив с табулатурами и запустите его, то увидите, что начальный темп в них — 200 ударов в минуту, но здесь уже с помощью Guitar Pro вы сами сможете понизить скорость.

Такой большой темп вы установили не случайно, а чтобы вы сами научились изменять темп и ставить тот, который подходит именно вам!

Если же вы понятия не имеете, как в Гитар Про меняется темп и скорость композиции – гуглите (для смены темпа кликните мышкой по цифре 200 на панели инструментов и установите начальное значение – 40)!

Вы обязательно должны научиться менять темп ударов в программе Guitar Pro, так как этот навык поможет вам еще много-много раз.

Да и метроном покупать не придется, так как его вы сможете запустить в этой же программе!

1. 1-2-3-4 лады по разным струнам.

Потом сдвиг вверх по грифу (2-3-4-5). ВАЖНО: Пальцы не убирать с грифа. т.е. когда вы ставите 4й палец предыдущие 3 должны лежать на струне.

2. 1-3-2-4 и в обратном порядке 4-2-3-1 по разным струнам.

3. 1-2-3-4 (все пальцы лежат на струне) затем сдвиг руки на 1 позицию и 5-4-3-2. затем сдвиг пальца и 3-4-5-6 затем сдвиг руки и 7-6-5-4. Так же в обратном порядке.

4. Очень полезное упражнение(и тяжелое для новичков.

Суть в том, что палец прижимает в один момент только 1 струну, а остальные глушит.

Для начала, чтобы было проще, делаем баре указательным пальцем на 5 ладу (3, 2, 1 струны).

Извлекаем струну 3, затем выгибаем палец так, чтобы 3я заглохла и звукоизвлекаем вторую, затем выгибаем палец чтобы 2я заглохла и извлекаем первую.

Суть в том, чтобы звуки не накладывались(были максимально разделены), а палец только менял изгиб, а не дергался вниз/вверх.

И Самое Главное — начинайте играть МЕДЛЕННО.

Ставьте на метрономе(даже не пробуйте играть без метронома) 40 и медленно задирайте скорость по 4 вверх, если сыграете упражнение по всему грифу без ошибок 5 раз.

Скачиваем ноты и табы этих упражнений в Guitar Pro:

Занимайтесь в свое удовольствие, а что неясно – пишите нам в комментариях!

Многие гитаристы хотят овладеть виртуозной техникой, играть все "быстро и громко", так сказать. К сожалению, далеко не все молодые исполнители осознают что может стоять за легкостью исполнения, которую можно наблюдать у маэстро гитары со сцены. Всю работу над техникой гитариста можно условно разделить на две формы:

  1. развитие техники и овладение новыми приемами игры на гитаре
  2. поддержание пальцев в хорошей форме

Да-да, именно так. И у хорошего гитариста происходит постоянная работа над обеими формами совершенствования техники.

Но давайте же уже приступим к работе. В предыдущих материалах, посвященных предполагалась работа с комплексом упражнений в течении 90 минут ежедневно! Практика показывает, что такое количество времени, потраченное только на поддержку исполнительского аппарата в тонусе могут позволить себе лишь немногие, относящие себя к профи и имеющие большие амбиции в гитарном музицировании.

Нижеприведенные упражнения следует играть также ежедневно, но время работы с ними сокращается примерно до 45 минут в день. Упражнения скомпонованы с учетом напряжения и расслабления разных групп мышц, давая возможность поочередно напрягать одни и расслаблять другие. Поэтому этот комплекс как и предыдущий следует играть в порядке описываемой очередности с учетом комментариев.

Это простое упражнение с учетом различных комбинаций арпеджио играйте на открытых струнах в течение 12 минут. На каждый из шести тактов следует уделить около 2 минут, повторяя проигрывание.

Далее в течение 2-3 минут занимаемся работой над координацией левой и правой руки гитариста. В нижеприведенном нотном примере дается только лишь ритмическая схема этого упражнения. Да, вы можете начать с того, что поиграете только эту схему, но тогда речь не будет идти о координации обеих рук. Для достижения лучшего эффекта в правой руке следует играть описываемую схему, не забывая акцентировать отмеченные ноты, а в левой руке - простая хроматическая гамма. Сначала на второй, затем на третьей струнах. Гамму можно играть просто вверх, начиная от открытой струны и заканчивая нотой на 12 ладу, а затем вниз, начиная с ноты на 12 ладу. В правой руке используйте для начала только пальцы i-m. В дальнейшем, конечно же, никто вам не запрещает модернизировать аппликатуру правой руки.

Не спешите с темпами, но следите за качеством переходов из позиции в позицию и красивым звуком. Качество переходов заключается в том, чтобы весь восходящий и низходящий пассаж был ровным по ритму и темпу, ноты - строго указанной длительности, как если бы они исполнялись без смены позиций.

Следующие 6-7 минут сконцентрируйтесь на технике легато левой руки. Для этого играйте описываемое упражнение аппликатурой: 1-2, 2-1, 2-3, 3-2, 3-4, 4-3. Как правило упражнения на легато в левой руке сложнее даются в медленном темпе, однако тем более они могут быть полезны.

Теперь левая рука просто "просит" помощи. Давайте дадим ей больше движений, а также активизируем правую руку. Для этого отлично подойдут гаммообразные пассажи.

Каждое из трех последующих упражнений исполняйте примерно по 2 минуты. Эти же пассажные упражнения уже были использованы в " " и сопровождаются видео примером.

Играем это упражнение с IV по IX лад и пальцами i-m

Этот вариант упражнения играем с I по VII лад пальцами i-m.

Заключительное упражнение на пассажнyю технику играйте 2 минуты с I по V лад и пальцами m-a

Ваш исполнительский аппарат на этом этапе игры упражнений находится в разогретом виде, однако, давайте доиграем ещё несколько упражнений на легато, задействовав при этом оставшиеся ранее без внимания пары пальцев: 1-3, 3-1, 2-4, 4-2, 1-4, 4-1. На это упражнение по аналогии с предыдущим упражнением на легато отведите примерно 6-7 минут.

Завершает комплекс ежедневных упражнений гитариста игра арпеджио. Это аналогия первого упражнения, но с использованием других комбинаций нот и, соответственно, аппликатуры правой руки. Отведите на все арпеджио-упражнения около 12 минут, т.е. примерно по 2 минуты на повторение каждого такта.

Итак, по прошествии примерно 45 минут вы подготовили свой исполнительский аппарат, т.е. руки, к игре на гитаре. Но, возможно, не стоит сразу переходить к игре пьес. Помните, что хорошая игра требует свежей головы. Сделайте небольшую паузу прежде, чем продолжить занятия. Сохраните свой напор и желание заниматься на длительный период. А разогретые пальцы остаются в такой форме в зависимости от вашей физиологии вплоть до нескольких часов.



 

Возможно, будет полезно почитать: