Упражнения на развитие мышечного тонуса. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Картотека игр. Факультет специального образования

Нормализация мышечного тонуса является одной из важнейших задач формирования двигательных навыков ребенка. Отклонение от нормального тонуса может быть причиной нарушений двигательной активности ребенка и сказывается на ходе его общего развития.

Пониженный мышечный тонус приводит к снижению психической и двигательной активности ребенка. Повышение тонуса наоборот, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной неустойчивости, нарушении сна.

Поэтому ребенка необходимо обучить управлению собственным мышечным тонусом и обучить его приемам расслабления, то есть релаксации.

Для обучения управлению мышечным тонусом и овладения навыками релаксации можно предложить следующие виды упражнений.

«Огонь и лед» – попеременное напряжение и расслабление всего тела. Инструкция: «Огонь!» – дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. Инструкция: «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.


«Тряпичная кукла» – детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Инструкция: «Представьте, что вас подвесили за руку, за палец, за плечо и т. д.». Упражнение выполняется в произвольном темпе.


«Стираем белье» – дети выполняют интенсивные движения руками, имитируя процесс стирки брюк. Инструкция: дети совершают плавные, широкие движения руками изображая полоскание брюк в проточной воде. После чего брюки необходимо выжать, встряхнуть и развесить.


«Пляж» – детям предлагают представить, что они лежат на теплом песке и загорают. Ласково светит солнышко, веет легкий ветерок. Инструкция: «Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над волной. Прислушайтесь к своему телу. Удобно ли вам? Попробуйте максимально расслабиться».


«Ковер-самолет». Инструкция: «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, покачивает, убаюкивает. Усталое тело расслаблено, отдыхает. Далеко внизу проплывают поля, луга, реки, озера. Постепенно ковер-самолет снижается и приземляется в вашей комнате. Потягиваемся, делаем глубокий вдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Упражнения для перераспределения мышечного тонуса

Инструкция: «Передайте по кругу: стакан с горячим чаем, тарелку с супом, таз с мокрым бельем, пушинку, ежика, гирю, котенка».


Инструкция: «Выйди и войди: как Пьеро, как Буратино, как Мальвина, как солдат, как Карабас Барабас, как Карлсон, как Бармалей и т. д.».


Инструкция: «Изобразите движение в невесомости – прямое и попятное; движение по горячему песку при палящем солнце; перетягивание каната; движение по каменистой тропинке; по топкому болоту; по мху; по сугробам сквозь метель; изобразить отдых в высокой луговой траве, испытать наслаждение от легкого дуновения ветра».

Инструкция: «Изобразите движения животных. Представьте себя каким-нибудь животным или птицей и воспроизведите движения».

Инструкция: «Изобразите повара; фотографа; художника, парикмахера и т. д.».

Упражнения

на регуляцию мышечного тонуса

Упражнение 1 «Потягивание»

На счет раз, два - поставить правую ногу в сторону на носок, вытянуть руки

вверх вправо и по­тянуться.

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 2 «Разогрев»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены.

локтю, от локтя к плечу, затем - плечо, шею.

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 3 «Растяжка»

На счет раз, два - поднять руки вверх и потянуться.

На счет три, четыре - вернуть­ся в исходное положение.

На счет три, четыре - вернуть­ся в исходное положение.

То же самое нужно выполнять с наклоном в сторону

и разведени­ем рук в сторону.

Повторять каждое упражнение 4-6 раз.

Упражнение 4 «Железный человечек»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

На счет раз - напрячь все мышцы тела, включая мускулату­ру шеи.

На счет два - максимально расслабиться (наклониться впе­ред, руки вниз).

Повторять упражнение 4-6 раз для большей заинтересован­ности детей в выполнении тре­нинговых заданий учитель может использовать различные игровые ситуации, сопровождать выпол­нение упражнений стихотворны­ми текстами, например:


Помимо заданий на формиро­вание правильной осанки и сня­тие мышечных зажимов, большое значение для профилактики нару­шений голоса у детей и подрост­ков имеют упражнения, которые способствуют формированию правильного дыхания. Прежде всего, детям нужно научиться дышать носом, скоординиро­вать носовое и ротовое дыхание, сформировать нижнее реберный тип дыхания. При выполнении упражнений следует избегать глубокого вдоха для предупреж­дения гипервинтеляции, которая может вызвать головокружение.

Упражнение 5 «НОС-НОС»

Исходное положение: ноги на ши­рине плеч, руки внизу, выдохнуть.

На счет раз - закрыть правую ноздрю пальцем правой руки ­вдох,

на счет два - задержка ды­хания.

На счет три - закрыть пальцем левой руки левую ноздрю и вы­дохнуть. Чередовать вдох и вы­ дох, меняя руку.

Повторять упражнение 4-8 раз. Необходимо следить, чтобы плечи при выполнении этого уп­ражнения не поднимались. По­сле овладения этим комплексом упражнений для выработки коор­динации движений рекомендуем использовать динамические уп­ражнения.

Упражнения выполняются ана­логично упражнению 5 с добавле­нием различных движений голо­вы и плеч, например, с наклоном головы в сторону, с поднятием плеч. Вдох и выдох осуществляются, как описано выше.

Упражнение 6 «Приседа­ние»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки в стороны, вы­дохнуть.

На счет раз - вдох носом, при­сесть, поднять руки вверх, на счет два - сидеть.

На счет три - медленно вер­нуться в исходное положение, разводя руки в

стороны и выды­хая на счет 10.

Повторять 5-6 раз.

Упражнение 7 «Пузырьки»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, выдох­нуть.

На счет раз - сгруппироваться в положении сидя, голова опуще­на, не дышать.

На счет два, три - выпрямить­ся, вытянуть руки вверх и вдох­нуть.

На счет четыре - вернуться в исходное положение.

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 8 «Свеча»

Представить, что в руках за­жженная свеча.

Вариант 1 : На счет раз - сде­лать вдох носом.

На счет два ­подуть на свечу так,

чтобы пламя свечи наклонилось параллельно полу.

Вариант 2: На счет раз - сде­лать вдох носом.

На счет два­ подуть на свечу, произнося звук «ф». Добрать воздух.

На счет три - резко погасить свечу, выдыхая на звук «ф».

Вариант 3: На счет раз - вдох­нуть через нос.

После задержки дыхания, сделать дробный вы­дох и затушить три свечи.

На счет три - вдохнуть. На счет четыре ­задуть пять свечей.

Повторять упражнение 4-8 раз.

При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы пле­чи не поднимались.

Фонационные упражнения начинают с произнесения отде­льных звуков, затем

слов, фраз, речевой материал усложняется постепенно

Упражнение 9

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу.

На счет раз - вдохнуть носом.

На счет два, три, четыре - вы­дохнуть, произнося звук "с".

Удлинять продолжительность выдоха, считая до 12

Аналогично проводятся упраж­нения при произнесении звуков - "ш", "а", "у".

Повторять упражнение 4-6 раз

Упражнение 10 «Дробное произнесение звуков»


Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох­нуть носом.

На счет раз, два, три - выдыхая воздух, произносить звук "с",

де­лая паузу после каждого счета.

Аналогично проводятся упраж­нения при произнесении звуков "ш", "а", "у".

Повторять упражнение 4-6 раз.

Упражнение 11 Произнесе­ние фраз

После предварительного вдоха на выдохе произносить фразы:

Около кола колокола

Ума палата да разума маловато

Чужим умом умен не будешь

От топота копыт пыль по полю летит.

По завершению работы над отдельными звуками, словами, фразами

произнесении различных скороговорок, стихов, а затем в спонтанной речи.

Упражнение 12

Сделать вдох носом, а затем на выдох произносить одну, за­тем две, три и так

Ужа ужалила оса

Ужалила его в живот

Ужу ужасно больно

Однажды галок поп пугая,

В кустах увидел попугая.

И говорит тот попугай:

Пугать ты галок, поп, пугай,

Но галок, поп, в кустах пугая,

пугать не смей ты попугая.

Как под елкою зеленой

скачут весело вороны.

Целый день они скакали,

громко-громко все кричали:

Только к ночи уставали,

тихо-тихо засыпали:

Кар-кар, кар-кар, кар-кар.

В лесу становиться темно

и нам домой пора давно.

Тихо-тихо мы шагаем

птицам спать мы не мешаем.

Продолжительность голо­совых тренировок строго до­зируется и обусловлена пси­хосоматическим состоянием тренирующихся. Начиная с пер­вых занятий, следует избегать переутомления. Вначале про­должительность не превышает 2-З-х минут с 5 –

10- минутным перерывом, постепенно время занятий удлиняется и на заклю­чительном этапе достигает 15 - ­20 минут при 4-5-разовом вы­полнении в течение дня.

В заключении хочется отме­тить, что при проведении не­сложных упражнений у детей вырабатываются навыки пра­вильного дыхания и фонации, ко­торые благоприятным образом сказываются на развитии звуча­ния и позволяют предотвратить возникновение органической па­тологии гортани, а значит - со­хранить голос ребенка здоро­вым.

Логоритмические упражнения в работе логопеда.

Сегодня мы затронем тему, логоритмические упражнения. Сама по себе методика проведения таких занятий не нова, но в своей работе логопеды мало её используют, т.к. не владеют основами логоритмики.

Логопедическая ритмика - это своеобразное средство воздействия на логопедических детей по преодолению звуковых нарушений речи.

Объектом логоритмики является структура речевого дефекта и нарушение звукопроизношение у лиц с речевой патологией.

Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Задачи – оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена:

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией;

Развитие речи и коррекция речевых нарушений.

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов начинается с различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, муз. игрушек и заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты звука, ритма, динамической насыщенности музыки.

Второе звено логоритмического воздействия составляет развитие речи и коррекция речевых нарушений. В это звено входит:

Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с тахилалией, брадилалией, спотыканием, с ринолалией, с дизартрией);

Развитие орального праксиза (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, с заиканием);

Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, и т.д.);

Развитие фонематического восприятия;

Воспитание темпа и ритма речи;

Средствами логопедической ритмики являются:

Упражнения, регулирующие мышечный тонус;

Упражнения, активизирующие внимание;

Речевые упражнения без музыкального сопровождения; и т.д.

Проведение логоритмических занятий требует некоторых методических пояснений:

    В программе обучения и воспитания логопедических детей логоритмические занятия не представлены. Поэтому их лучше проводить, как элемент группового занятия, или 2 раза в неделю со всей группой детей во второй половине дня.

    Продолжительность занятий от 30 до 35 минут в зависимости от возрастной группы.

    Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.

    Упражнения подбираются дифференцированно, в зависимости от уровня развития моторики детей.

    В подгруппе для детей со средним уровнем моторики больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности и гибкости, двигательной выносливости; для детей с низким уровнем моторики – точность, четкость, последовательность.

    Нагрузку в течение занятий необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребенка.

    Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом – логопедом, владеющим инструментом или пользующимся магнитофоном, но возможно взаимодействие двух специалистов – логопеда и музыкального работника. Присутствие воспитателя группы является обязательным.

    Заниматься следует в мягкой обуви и свободной одежде, не сковывающей движения.

Сейчас подробнее рассмотрим примерную схему логоритмического занятия.

Задачи:

    Развивать статистическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус.

    Добиваться четкой переключаемости движений.

    Формировать двигательную память.

    Развивать чувство ритма.

Ход занятия (включает в себя).

Вводная часть.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега.

Упражнения для развития речевого дыхания.

Основная часть.

Упражнения для развития мышечного тонуса.

Упражнения на развитие статистической и динамической координации движений.

Упражнения для развития чувства ритма.

Упражнения для развития мимической и мелкой моторики.

Упражнения для развития переключаемости движений.

Заключительная часть.

Упражнения на расслабление мышечного тонуса.

Упражнения для развития дыхания.

Теоретические аспекты логоритмики мы рассмотрели, а теперь подробнее рассмотрим упражнения, игры, которые применяются на логоритмических занятиях.

Упражнение «Муха».

Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в неё, поймать её, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая ей: «з-з-з-з». Выпустить муху, разжать ладошку, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй и т.д. поочередно с первым пальцем. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:

На паркете в восемь пар мухи танцевали,

Увидали паука - в обморок упали.

Упражнение «Тополиный пух».

Начало лета, жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с одной руки на другую, дуть на него, снова ловить и проговаривать стих-е:

Летом снег! Просто смех!

Снег по городу летает,

Почему же он не тает?

    Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. Здесь детьми усваиваются такие понятия как, «сильно, слабо». Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента.

Упражнение 1. На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую – двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку – идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено.

Упражнение 2 . На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую – пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

Упражнение 3. Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания занимающиеся дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании музыки и слабые – при тихом..

Упражнение 4. Вращение кистями рук вверху (3-5 сек) – напрягая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз – расслабление.

    упражнения, активизирующие внимание воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Воспитывать внимание помогают слово, музыка, жест. На логоритмическом занятии проводятся обычно одно – два упражнения на активизацию внимания.

Упражнение 1. Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д.Кабалевского «Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.

Упражнение 2. Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. На следующий акцент идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты) собирая их в цепочку.

Упражнение 3. «Жуки» Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу педагога бегут врассыпную: «Жуки летают». Затем по сигналу останавливаются, быстро ложаться на спину и болтают в воздухе ногами и руками: «Жуки упали на спинки и не могут перевернуться». По сигналу педагога быстро встают.

    Речевые упражнения без музыкального сопровождения хорошо подходят для детей с заиканием. Эти задания можно использовать при проведении утренней зарядки воспитателем, или физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как с движением, так и без них.

Упражнение 1. Речевые упражнения с одновременным выполнением действий .

Дети стоят, вытянув руки назад. Делают круги руками и говорят:

Быстро вертится крыло,

Мелит мельница зерно,

А из молотой муки

Испекут нам пироги.

Дети перебрасывают мяч от соседа к соседу в правую или левую сторону:

Целый день я лечу

Целый день я скачу,

Больше прыгать не могу,

Ах, сейчас я упаду.

Упражнение 2. Раздельное выполнение речевых упражнений и действий.

Дети делают прыжки ногами врозь и вместе под текст, произносимый педагогом:

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось

Ножки здесь и ножки там,

Что за шум и что за гам!

Дети садятся на корточки, опустив головы и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся, сколько возможно, вверх, поднимая руки. Текст говорит педагог:

Сначала буду маленький,

К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большой,

До лампы дотянусь.

Мы рассмотрели общие средства логоритмической ритмики.

Упражнения и игры для коррекции дислалии .

    Игра на развитие фонематического слуха «Шмели и жуки».

Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками» «летят» на полянку. По сигналу логопеда «ш-ш» - «шмели» останавливаются и на месте быстро машут «лапками», «Жуки» продолжают летать. По сигналу «ж-ж» «жуки» останавливаются и машут «лапками», а «шмели» летают вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» улетают с поляны.

    Игра на развитие артикуляционной моторики «Лошадки».

Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению логопеда: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами» - двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.

    Игра на развитие речевого дыхания.

Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки 2,3,4,5 с большим пальцем. Пальцы касаются друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:

Куры, гуси, да индюшки

Закусили лебедой,

Наклевалися петрушки,

Побежали за водой. (то же левой рукой, затем двумя).

    Игра на развитие фонематического слуха «Кто внимательный?».

Дети идут по кругу под музыку, логопед называет звуки, дети хлопком выделяют нужный звук, двумя хлопками необходимый слог, приседают на правильно выделенное слово.

Упражнения и игры для коррекции ринолалии.

Цель таких упражнений: развивать мимику лица, общую моторику, подвижность небной занавески, речевую моторику, преодоление назального оттенка речи.

1. Упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением (текст песен насыщен гласными звуками).

2. При пропевании гласных звуков снимается назализация голоса.

3. Игра «Поезд». Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов – руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дол гудок.

4. Игра «Гуси». Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

5. Игра «Самолеты». Дети имитируют проверку бензонасосов, произносят с-с-с, моторов –ррр, Самолеты полетели, приземлились и уходят. (дети садятся на стулья). И др.

Мы с вами рассмотрели основные этапы и приемы логоритмики для детей с нарушением речи.

Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз - на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой - при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое - для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.

  • Часть вторая. Содержание и структура логопедической ритмики глава первая. Музыка и всестороннее развитие личности
  • 1. Музыкально-ритмическое воздействие на детей дошкольного возраста, школьников, подростков и взрослых с речевой патологией
  • 2. Задачи музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей, подростков и взрослых
  • 1. Общая характеристика средств логопедической ритмики
  • 2. Ходьба и маршировка в различных направлениях
  • 3. Упражнения на развитие дыхания, голосам артикуляции
  • 4. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
  • 5. Упражнения, активизирующие внимание
  • 6. Счетные упражнения
  • 7. Речевые упражнения без музыкального сопровождения
  • 8. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра
  • 9. Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
  • 10. Ритмические упражнения
  • 11. Пение
  • 12. Игра на музыкальных инструментах
  • 13. Музыкальная самостоятельная деятельность
  • 14. Игровая деятельность
  • 15. Упражнения для развития творческой инициативы
  • 16. Заключительные упражнения
  • Часть третья. Логопедическая ритмика в системе реабилитационных методик глава первая. Методика обследования психомоторных и сенсорных функций у лиц с нарушениями речи
  • 1. Методика исследования психомоторных функций
  • 2. Методика исследования сенсорных функций
  • Глава вторая. Логопедическая ритмика в системе комплексной психолого-педагогической работы и медицинских мероприятий по преодолению заикания
  • 1. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей дошкольного. Младшего и среднего школьного возраста
  • 2. Нарушения моторной, эмощюнально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся подростков и взрослых
  • 3. Содержание занятий по логопедической ритмике с заикающимися
  • 4. Зависимость логоритмического воздействия на заикающихся от этапа коррекционной работы
  • Глава третья. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дислалии, ринолалии, дизартрии, расстройств голоса
  • I. Нарушения моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией, с расстройствами голоса
  • 2. Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, ринолалии, дизартрии, нарушений голоса
  • I. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у детей с алалией
  • 2. Поэтапное использование логоритмических средств в процессе логопедической работы с детьми, страдающими алалией
  • Глава пятая. Логопедическая ритмика в реабилитационных методиках по восстановлению речи у больных с афазией
  • 1. Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у больных с афазией
  • 2. Кинезитерапия больных с афазией в системе восстановительного обучения
  • 1. Задачи и содержание работы музыкального руководителя
  • 2. Подготовка кадров. Оформление помещения для занятий
  • 4. Упражнения, регулирующие мышечный тонус

    Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз - на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой - при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом - останавливаются, прячут их за спину.

    Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое - на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое - для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

    Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

    1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

    2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку - ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку - берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

    3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую - двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку - идут по кругу, размахивая флажками, на тихую - останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

    4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую - пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

    5) Детей делят на группы по 3-4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку - идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки - опять скачут по кругу.

    Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).

    6) Построиться тройками и на громкое звучание идти по кругу, на тихое - останавливаться. Средние из троек проходят на носках через все ворота, образованные руками крайних. С возобновлением громкого звучания все опять идут тройками по кругу.

    7) Построиться в два круга: внешний (4-5 человек) и внутренний (7-8 человек) (во внутреннем большее число). Внешнему кругу дается большой резиновый или волейбольный мяч, а внутреннему - малый резиновый мяч. На громкую музыку внешний круг перебрасывает свой большой мяч.

    На тихое звучание музыки малый мяч передают по внутреннему кругу, а внешние в это время прекращают переброску. На остановку в звучании музыки занимающиеся меняются местами.

    Оба круга идут на носках в разных направлениях. На громкое звучание музыки внутренний круг входит обратно во внешний, образуя большой круг.

    9) Все стоят в две шеренги, на расстоянии 6-7 шагов друг против друга, раздвинув ноги на ширину плеч. У каждого в правой руке обруч, за который одновременно держится левой рукой сосед справа. Образуется неразрывная цепь людей с обручами в руках. На тихое звучание музыки шеренги качаются вправо, затем - влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на громкое звучание музыки занимающиеся перебрасывают обручи с одной шеренги в другую по воздуху, причем каждый бросает тот обруч, за который он держался правой рукой. На тихое звучание музыки возобновляется покачивание.

    10) Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания занимающиеся дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании музыки и слабые - при тихом.

    В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающих и коррекционные упражнения. Обще развивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), малые (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

    Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лежа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; лазанье по гимнастической стенке; перелезание через скамейки; пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте (наклонная доска, скамейка), по подвижности (мостик - качалка), по расположению в пространстве (горизонтальная или наклонная доска или скамейка). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат)

    Упражнения и игры . Вращение кистями рук вверху (3-5 сек.) - напрягая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз - расслабление. Повторить 2-3 раза.

    Кружение на месте, руки да поясе (4-6 поворотов).

    Притопывания ногами, руки за спиной - мышцы напряжены(5-8 сек.), руки опущены, исходное положение - основная стойка, мышцы расслаблены.

    Топтание на канате, стоя поперек него (15-20 сек.) - ноги напряжены, соскок с каната на пол - расслабление.

    Прыжки обеими ногами на месте, в 8 и 16 тактах на вторую четверть - хлопок руками над головой.

    Стоя в кругу, свободно покачивая руками впереди назад (8 тактов). Покачивание правой ногой - руки в стороны (4 такта), левой ногой - руки в стороны (4 такта).

    1) Игра с водой. (Старинная французская мелодия.)

    Дети, опустившись на колени и сидя на пятках, располагаются свободно лицом водном направлении, руки лежат на коленях. (Тренированные дети могут делать упражнение лежа на животе («как рыбки»). 1-2 такты: дети отводят плавно руки назад, сводя лопатки и слегка откидываясь туловищем назад. 3-4 такты: дети приводят руки в исходное положение, как бы захватывая воду кистями рук. 5-8 такты: повторение движений. 9-12 такты: дети кистями рук, поочередно правой и левой, бьют по воображаемой воде, так, чтобы брызги летели во все стороны. 13-16 такты: движение рук назад и вперед, как в начале упражнения.

    2) Галоп и высокий бег. (Музыка Д. Кабалевского.)

    Дети делятся на подгруппы. Такты 1-8: дети легко и стремительно движутся галопом. Такты 9-16: дети движутся высоким бегом, немного откинув туловище назад и высоко поднимая ноги в коленях. Шаг равен одной четверти. Такты 17-24: снова стремительный галоп. С последним аккордом - четкая остановка прыжком с одной ноги на две. Характер движений должен отразить динамичность и легкость музыкального звучания.

    3) Бабочки. 1-3 такта: прилетает бабочка-дети движениями изображают бабочку: описывают круг руками снизу вверх, соединяя вверху ладони тыльной стороной (1 такт), затем описывают руками круг сверху вниз (2 такт) и плавно вытягивают вперед руки ладонями вверх (3 такт) - это бабочка показывает свои усики. 4-6 такты: прилетает вторая бабочка (повторяются движения 1 -3 тактов). 7-12 такты: прилетают третья и четвертая бабочки (повторяются движения 1-3 тактов). 13-14 такты: руки постепенно поднимаются, кисти рук колышутся: бабочки поднимают крылышки. 15 такт: руки плавно опускаются. 16-18 такты: повторяются движения 13-15 тактов. 19 такт: руки плавно поднимаются, кисти слегка отстают. 20 такт: руки плавно опускаются. 21-22 такты: повторяются движения 19-20 тактов. 23-26 такты: дети поднимают и опускают руки, затем разбегаются в разные стороны - бабочки разлетаются. Музыка повторяется, дети тоже повторяют движения, стоя врассыпную. На 23-26 такты дети кружатся.

    Музыка заканчивается, дети приседают - бабочки покружились и сели на цветок.

    4) Пружинки (для старшей группы). (Русская народная мелодия «Посеяли девки лен». Автор упражнения - С. Руднева.)

    Исходное положение: руки на поясе. Такты 1-4 (пиано; на «раз» и на «два» каждого такта дети исполняют небольшое полуприседание, на «и» выпрямляют колени. Между движением вниз и вверх остановок не делают. Движение легкое, пружинистое, плясового характера. Такты 5-8 (форте). Дети легко подпрыгивают на месте на двух ногах (по два прыжка на такт). При приземлении колени слегка сгибаются.

    Упражнение прививает детям навыки правильного исполнения бега, прыжков, подскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения).

    При показе и исполнении упражнения педагог обращает внимание детей на легкий, плясовой характер музыки и движения, увеличение силы движения с усилением звучания музыки.

    5) Легкие и тяжелые руки. (Венгерская народная мелодия.)

    Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1-2: плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину. Такты 3-4, 5-6, 7-8: повторение движений I-2 тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9- 12: сильное качание рук вперед и назад до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки. Такты 13-16: плавный подъем рук и опускание вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

    Этим упражнением воспитывается умение менять мышечный тонус.

    6) Качание рук и мельница. (Английская народная мелодия. Автор упражнения - Е. Дубянская.)

    Дети стоят, свободно расположившись по всей комнате так, чтобы не задевать друг друга при движении рук. И.п. - руки подняты в стороны. Такты 1 -8: дети качают руками перед корпусом, на нечетных тактах скрещивая их перед грудью, на четных - взмахивая в стороны. Такты 9-16: «мельница» - на каждый такт дети взмахом описывают руками большие круги: вперед - вверх и назад - вниз.

    Упражнение совершенствует навыки махового движения. Внимание детей направляется на различный ритм первой и второй частей мелодии.

    Расположение детей то же. Такты 1-8: дети легко раскачивают руками: на нечетные такты - вперед, на четные - назад. Такты 9- 12: исполняют круговые взмахи вперед - вверх при легком пружинящем сгибании колен. Такты 13-15: с каждым взмахом дети усиливают движение, одновременно пружинящим движением приподнимаясь на носки. После последнего взмаха вперед - вверх (на «раз» 16-ого такта) медленно и плавно опускают руки в стороны и вниз.

    Игры, регулирующие мышечный тонус.

    Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер 6/8.)

    Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены, играют водой: плавно разводят руки в стороны и назад, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад, затем возвращаются в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

    Кистями рук легко бьют по воде. Темп плавных движений устанавливают сами дети. Педагог напоминает им, как приятно летом играть теплой водой, как она блестит на солнце, активизируя тем самым воображение детей и помогая им спять напряжение. Движения должны быть выразительными и искренними.

    Ветерок и ветер. (Музыка Л. Бетховена.)

    Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей.

    1)«Ветерок слабо колышет ветви деревьев (кустов)» - дети переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их впереди вверх. Движения плавные.

    2) То же самое, но с поднятыми вверх руками.

    3) «Поднялся ветер» - дети сильно бросают руки то вправо, то влево.

    4) «Ветер улегся» -дети повторяют движения № 1, постепенно опуская руки вниз.

    Упражнение на снятие напряжения в плечах, локтях, кисти и пальцах:

    «Листочки-пальчики должны слегка шевелится на ветру».

    Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия.)

    Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны и выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют подъем, касаются пола концами пальцев и приставляют ногу к другой ноге; то же левой ногой; тоже обеими ногами вместе.

    Упражнение на раскрепощение голеностопного сустава.

    Рисуем на песке.

    Дети свободно размещаются в зале, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены вниз. Концами пальцев правой и левой руки Дети рисуют на песке (над полом): длинную прямую линию. Плавно отводят правую руку вправо, затем приводят руку в исходное положение; то же левой рукой в левую сторону; правой рукой, отведя ее вправо и назад, рисуют закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивают вправо, глаза следят за движением руки; то же движение в обратном направлении; то же движение исполняется левой рукой в левую сторону; дети рисуют перед собой любые мелкие узоры по своему выбору. По окончании руки свободно висят внизу.

    Эти упражнения снимают напряжение в плечах, корпусе, шее.



     

    Возможно, будет полезно почитать: