Звуковая гимнастика при бронхиальной астме для детей. Лфк в лечении бронхиальной астмы. Можно ли заниматься спортом

Бронхиальная астма – это патология, которая характеризуется наличием воспаления в органах дыхания. Основным направлением лечения является противовоспалительная и бронхорасширяющая терапия. Но даже самые современные лекарственные средства назначаются в комплексе с физическими упражнениями. Все дело в том, что с возрастом бронхиальная астма приводит к ухудшению работоспособности легких и нарушению дыхательной функции.

Лечебная физкультура – это специально разработанная система упражнений, основной целью которых является стимулирование жизненно важных органов. Физическая нагрузка при многих заболеваниях помогают восстановить координацию движений, кровообращение, поддерживает силу мышечной ткани.

ЛФК при диагностировании бронхиальной астмы назначается пациентам различных возрастных групп, вне зависимости от типа и стадии заболевания. Особая система упражнений разрабатывается с учетом особенностей организма пациента.

Отсутствие лечения при бронхиальной астме приводит к развитию эмфизема, ухудшению дренажной функции бронхов и снижение подвижности грудной клетки. Физические упражнения способствуют нормализации вентиляции легких и нормализации газообмена.

К задачам ЛФК при бронхиальной астме относятся:

  1. Восстановление работоспособности органов дыхания и подвижности грудной клетки.
  2. Нормализация процесса дыхания.
  3. Увеличение физической выносливости организма.
  4. Улучшение дренажа бронхов при значительной выработки бронхиальной слизи.
  5. Нормализация психического состояния пациента.

С целью укрепления мускулатуры органов дыхания и улучшения вентиляции всех отделов легких используется специально разработанный комплекс дыхательных упражнений.

Противопоказания


По результатам многолетних исследований учеными было установлено, что у многих больных, которые выполняли дыхательные, гимнастические или физические упражнения, снизилась острота приступов астмы. При постоянном увеличении нагрузки, а также соблюдение правила выполнения каждого упражнения отмечается снижение частоты бронхиальный приступов. Но физическая нагрузка не всегда может принести положительных результатов. Противопоказаниями к выполнению упражнение является:

  1. Тяжелое состояние пациента.
  2. Вероятность возникновения внутреннего кровотечения.
  3. Диагностирование злокачественной опухоли, которая располагается в органах дыхания.
  4. Сильный болевой синдром во время физической нагрузки, высокая температура тела.

Стоит помнить, что выполнять физические упражнения без рекомендации врача категорически запрещено, так как это может привести к возникновению серьезных последствий. Комплекс разрабатывается специально для каждого пациента, в зависимости от его состояния, индивидуальных особенностей его организма, тяжести и степени патологии.


В результате нарушения газообмена при бронхиальной астмы развивается недостаточность кислорода в различных тканях и органах, что приводит к нарушению работы способностей многих систем. Различные методики ЛФК при бронхиальной астме позволяют восстановить процесс дыхания и ускорить процесс выздоровления.

Физические упражнения

После купирование острой стадии заболевания врач назначает проведение специальных гимнастических упражнений. Алгоритм комплекса нарушать не рекомендовано. Каждое упражнение начинает с разминки рук, ног и шеи, а затем постепенно переходят к мышцам корпуса. Именно такой подход обеспечивает повышение тонуса организма, разогрев мышечной ткани и облегчение механики дыхания. Специалисты советуют повышать нагрузку на организм поэтапно.

Важно! При большой интенсивности выполнение упражнений значительно возрастает риск развития спазмы дыхательных мышц. Но также стоит помнить, что при низкой интенсивности положительного результата не будет.

Дыхательная гимнастика

Методов выполнения упражнений на восстановление дыхательного ритма на сегодняшний день существует достаточно много. Среди медиков официально были приняты способ Стрельниковой и Бутейко. Но, даже разработанные системы упражнений не помогут избавиться от бронхиальной астмы без лекарственных препаратов.

Каждый метод имеет нюансы. Метод Бутейко основан на исключении глубокого вдоха с целью уменьшения вероятности возникновения спазма. Выполняется не больше 3 часов в сутки. При этом процесс дыхания должен контролироваться специалистом.

Метод Стрельниковой предполагает образование сопротивления воздуха в легких. Комплекс разработан учителем пения для восстановления вентиляции легких. Но не всем пациентам разрешено выполнять данные упражнения.

Даже, несмотря на то, что лечебная гимнастика при бронхиальной астме значительно облегчает процесс поступления воздуха, пациентам нужно знать о правилах их выполнения:

  1. Категорически запрещено приступать к выполнению без предварительной разминки.
  2. Избегать вдыхания холодного воздуха.
  3. Нельзя задерживать дыхание более 7 секунд.

Кроме этого врачи не рекомендуют превышать установленную нагрузку, так как она определяется зависимости от особенностей организма, тяжести и степени заболевания. Превышение нагрузки на организм может стать причиной возникновения серьезных патологий.

Массаж

Массаж относится к методикам ЛФК и показан перед выполнением физических упражнений. Он не только расслабляет, но и способствует приливу крови к мышечной ткани, а также восстанавливает кровообращение. Данную процедуру должен делать только опытный специалист. При бронхиальной астме необходимо размягчать мускулатуру грудной клетки живота и межреберных промежутков. Массаж так же помогает предотвратить возникновение застойных явлений в бронхах.


Перед выполнением упражнений необходимо провести разминку.

  1. Простые наклоны. Исходное положение – стоя, руки располагаются вдоль тела. Вдох осуществляется через нос. Выдыхать через рот, при этом губы при наклоне нужно сложить трубочкой. Выдох должен быть дальше вдоха в три раза.
  2. Руки опустить вдоль тела, встать. Во время вдоха их согнуть в локтях и сомкнуть у груди, на выдохе вытянуть руки вверх. Затем плавно опустить.
  3. Исходное положение – стоя, руки расположить вдоль тела. Сделать вдох, а на выдохе согнуть одну ногу, при этом колено как можно ближе подтянуть к груди. Повторить для второй ноги.
  4. Для выполнения данного упражнения необходимо сесть на стул. Спину необходимо держать прямо, прижимая к спинке, руки опустить вдоль тела. Сделать медленный вдох, на выдохе выполнить наклон в одну сторону. Упражнение физической культуры выполняют, наклоняясь поочередно то в одну сторону, то в противоположную.

Все упражнения делают не больше 6 раз, при этом нужно контролировать глубину и ритм дыхания. Длительность выдоха должна быть больше вдоха в два раза.

Комплекс упражнений при обострении


После стабилизации состояния пациента и купирования астматического приступа рекомендовано выполнять следующие упражнения:

  1. Лечь на спину, под голову положить высокую подушку. При вдыхании воздуха через рот нужно поднимать живот. Выдох осуществлять через рот, живот слегка втягивать.
  2. Сесть на стул. Спина должна плотно прилегать к спинке стула. Во время вдоха поднять руки, согнутые в локтях и положить на плечи. При выдохе руки снова вытянуть вдоль тела.
  3. Сесть на стул. Руки отвести в разные стороны, при выдохе сделать наклон вперед и вниз, при этом коснувшись руками пола.

По мере нормализации состояния больного в систему включают упражнения для небольших групп мышц. Затем выполняются более энергичные движения для средних и больших мышечных групп. Между упражнениями специалисты рекомендуют делать небольшие паузы. Лечебная физкультура при бронхиальной астме во время приступов не должна включать те упражнения, которые связаны с высокой и продолжительной нагрузкой.

Что подходит детям


Малышам, особенно до года, лекарственные препараты назначаются в исключительных случаях, так как они негативно влияют на организм.

При установлении бронхиальной астмы в раннем возрасте заболевание может прийти самостоятельно в период полового созревания.

С целью облегчения состояния ребенка специалисты рекомендуют:

  1. Растирать тело сухим полотенцем.
  2. Регулярно менять постельное и нательное белье.
  3. Заниматься физической культурой с целью укрепления мышц.
  4. Принимать контрастный душ.

Бронхиальная астма – достаточно опасная патология, которая может привести к развитию серьезных последствий. Лечебная физкультура занимает особое место в лечении заболевания. Благодаря специально разработанным комплексам физических упражнений, дыхательной гимнастики и массажа значительно сокращается частота приступов. Но перед выполнением упражнений необходимо проконсультироваться с врачом, так как в ЛФК имеет ряд противопоказаний.

Лечебная физкультура широко используется как метод коррекции бронхиальной астмы с доказанной эффективностью. Чтобы действие гимнастики было более выраженным, комплекс упражнений ЛФК, назначаемых при бронхиальной астме, рекомендуется выполнять ежедневно и по возможности комбинировать с дыхательными упражнениями и массажем.

Что представляет собой бронхиальная астма

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание бронхов неинфекционной природы, проявляющееся приступами удушья. На развитие патологического процесса влияет большое количество факторов. Это и наследственная предрасположенность, и наличие аллергии, и неблагоприятные экологические факторы.

Основным симптомами астмы являются:

  • Одышка с затрудненным выдохом;
  • Приступы удушья;
  • Сухой или влажный кашель;
  • Легочные хрипы;
  • Чувство заложенности в .

При аллергической форме заболевания данные симптомы появляются после контакта с аллергеном.

Основным отличием от является неинфекционная природа заболевания и обратимость бронхиальной обструкции – перекрытия просвета бронхов за счет отека и закупорки их мокротой. При бронхите процесс медленно прогрессирует, и просвет бронхов постепенно сужается все больше. При астме на фоне острого сужения бронхиального дерева развивается приступ удушья, но после применения специальных бронхорасширяющих препаратов дыхание восстанавливается.

Именно в связи с обратимостью бронхообструкции ЛФК при бронхите и астме несколько различается.

Задачи ЛФК при астме

Грамотный подход к лечению движением помогает значительно улучшить качество жизни астматика, основными задачами лечебной гимнастики при бронхиальной астме служат:

  • Стимуляция кровотока в бронхолегочной системе, улучшение процессов газообмена;
  • Повышение эластичности легочных структур;
  • Тренировка мышц, непосредственно обеспечивающих процесс дыхания;
  • Рефлекторное регулирующее влияние на функционирование дыхательного центра в головном мозге;
  • Повышение устойчивости дыхательной системы к физическим нагрузкам и стрессовым факторам;
  • Увеличение дыхательного объема , за счет чего дыхание становится более эффективным;
  • Уменьшение выраженности одышки за счет расслабления гладких мышц в стенках бронхов;
  • Урежение астматических приступов;
  • Облегчение выведения мокроты;
  • Общеукрепляющее воздействие на организм и стимуляция иммунитета;
  • Улучшение настроения и общего психологического состояния пациента.

Показания и противопоказания

Выполнение лечебной физкультуры показано всем астматикам в межприступный период. Тем не менее, нужно учитывать имеющиеся противопоказания:

  • Острый инфекционный процесс с лихорадкой и общим ухудшением самочувствия;
  • Дыхательная недостаточность III степени (нарастание частоты дыхания до 25 дыхательных движений в минуту);
  • Риск развития кровохарканья, легочного кровотечения;
  • Злокачественные новообразования;
  • Астматический статус (длительно некупируемый приступ удушья);
  • Тяжелые нарушения работы сердца;
  • Появление болей при выполнении основного комплекса упражнений.

Пациент не всегда знает о наличии у него противопоказаний к занятиям, поэтому приступать к тренировкам можно только после консультации пульмонолога или терапевта.

Обратите внимание!

Астматикам запрещено задерживать дыхание на высоте вдоха дольше, чем на 7 секунд, а также выполнять элементы гимнастики, требующие натуживания.

ЛФК при бронхиальной астме у детей

Основная трудность при лечении бронхиальной астмы в детском возрасте заключается в ограниченных возможностях применения медикаментов. Поэтому лечение движением и регуляция дыхания выходят на первый план. Тренировки разрешены малышам с 3-летнего возраста и имеют ограничения, аналогичные взрослым.

Дыхательная и классическая гимнастика для детей при бронхиальной астме должна содержать более простые элементы, которые несложно выполнить, и должна заинтересовать ребенка, чтобы у него был стимул к занятиям. Для этого к процессу желательно привлекать взрослых или других детей. Продолжительность одного занятия ЛФК не должна превышать 20 минут, дыхательной гимнастики – получаса.

Детская гимнастика для нормализации дыхания включает:

  • Дыхание с постепенным удлинением выдоха;
  • Звуковые эффекты при выдохе: свист, шипение, вибрирующие звуки;
  • Задания на кратковременные остановки дыхания после выдоха.

В рамках лечебной физической культуры упражнения при бронхиальной астме для детей включают следующие варианты:

  1. «Ворона». Удобно усевшись на стульчике с вытянутыми по бокам руками, ребенок вытягивает на вдохе выпрямленные ручки через стороны кверху, на выдохе спускает их вниз, выговаривая протяжное «каррр».
  2. «Жук». В аналогичной позиции малыш разводит ручки в стороны, держит их навесу, ноги тоже расставляет максимально широко. Во время вдоха корпус разворачивается в сторону, на выдохе вновь поворачивается прямо, в это время ребенок подражает жужжанию летящего жука: «жжж».
  3. «Гуси». По-прежнему сидя, ребенок помещает пальчики рук к надплечьям. Вдыхая, наклоняет туловище параллельно полу, выдыхая, распрямляется, произнося «гаа» или «гуу».
  4. «Журавль». Встав ровно, малыш опускает ручки вдоль туловища, затем, вдыхая, вытягивает их через стороны кверху, выдыхая, снова опускает, воспроизводя звук «ууррр».
  5. «Аист». Ребенок ставит ступни на ширину плеч, ручки отводит по сторонам. Во время вдоха попеременно подтягивает согнутые ножки кверху, на выдохе ставит на пол, произнося при этом «шшш».

Все задания повторяют по 5 раз.

Это интересно!

Отечественные исследования показали, что после 6-9 месяцев регулярных занятий ЛФК 34% детей с астмой удалось отменить гормональные лекарственные средства, частота заболеваемости вирусными инфекциями снизилась в 3,7 раза, частота приступов бронхиальной обструкции – в 4,3, продолжительность обострений – в 2,4, а нуждаемость в бронхорасширяющих ингаляторах – в 4,7 раза.

Полезное видео — ЛФК при бронхиальной астме для детей

Методы ЛФК при бронхиальной астме

Немедикаментозные терапевтические методики включают массаж, дыхательную физкультуру, гимнастику при бронхиальной астме. Осуществлять их оптимально в следующей последовательности: массаж – дыхательные упражнения – основная физическая тренировка – массаж.

Данные методики являются дополнительными, но не заменяют базисного лечения, назначенного доктором.

Физические упражнения

Физическая активность у астматиков должна включать не только комплекс ЛФК, но и плавание, ходьбу, занятия йогой и другие методы нормализации работы бронхолегочного аппарата.

Длительность, интенсивность и характер физнагрузок определяются для каждого пациента в индивидуальном порядке. Для этого нужно пойти на прием , который подберет соответствующий набор упражнений при бронхиальной астме. Первые несколько занятий лучше провести с инструктором, а потом вы сможете заниматься самостоятельно дома.

Существуют общие правила проведения ЛФК при астме:

  • Тщательно проветрить помещение перед тренировкой, как вариант – заниматься на свежем воздухе;
  • Нагрузку, кратность подходов увеличивают постепенно при условии хорошей переносимости гимнастики;
  • Если во время тренировки вы почувствовали себя плохо: усилилась одышка, сильно возросла частота пульса, появились боли в грудной клетке, – то занятие нужно немедленно прекратить и сообщить врачу об ухудшении;
  • Если астма характеризуется тяжелым течением, то нагрузки должны быть строго дозированными, а перед началом тренировки лучше воспользоваться бронхорасширяющим ингалятором.

Массаж

Массаж желательно делать до и после физических тренировок. При этом воздействуют на мышцы шеи, надплечий, грудной клетки, живота – то есть всех областей, обеспечивающих дыхательные движения. Данная методика уменьшает скованность грудной мускулатуры, облегчает дыхание и стимулирует удаление слизи их бронхов.

Выполнение массажа возможно с использованием следующих приемов:

  • Перкуссия (постукивание);
  • Вибромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Сегментарный массаж;
  • Самомассаж;
  • Постуральный дренаж (выполнение процедуры в положении, при котором улучшается отток мокроты из бронхиального дерева).

Точечный массаж можно применять, если чувствуете приближение приступа, для его профилактики, а также при уже развившемся удушье как вспомогательное средство помощи.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения помогают астматикам научиться контролировать свое дыхание, предотвращать или быстро снимать приступы, нормализовать состояние дыхательной системы в целом. Этот метод более безопасен, чем физические тренировки и практически не имеет ограничений. Вот наиболее безопасные и действенные элементы дыхательной гимнастики:

  1. Размеренно вдыхать и выдыхать воздух в течение 60 секунд, постепенно урежая дыхание и удлиняя выдох.
  2. Набрать полную грудь воздуха, выдыхать как можно дольше, воспроизводя шипящие звуки.
  3. На вдохе стиснуть пальцы в кулаки, выдыхая, поднести их к плечам.
  4. В лежачем положении попеременно подтягивать ноги, согнутые в коленках, к ребрам, на выдохе вновь их распрямляя.
  5. Встать ровно, правую ладошку поместить на брюшной пресс, левую – на грудь. Полминуты тренировать диафрагмальное дыхание: двигаться в такт дыхательным движением должен только живот, ладошка на груди остается неподвижной.
  6. Не спеша втянуть воздух носом, выдыхать быстро и резко, прерывистыми порциями.

Комплекс упражнений

Комплекс упражнений, эффективных при бронхиальной астме, включает задания, выполняемые из разных исходных положений. Количество повторений может варьировать от 5 до 15.

  1. Больной лежит в кровати. Вдыхая, вытягивает одну руку кверху, перпендикулярно к туловищу. На выдохе все мышцы руки расслабляются, и она пассивно падает на кровать.
  2. В аналогичной позиции на выдохе одна нога вытягивается кверху, задерживается там на пять секунд, затем на вдохе спускается обратно.
  3. В сидячем положении, выдыхая, наклоняют туловище поочередно вправо-влево, руки при этом пассивно движутся по бокам. Вдыхая, снова выпрямляются.
  4. В прежней позиции максимально развести ноги в стороны, руки также отвести по разным сторонам. Выдыхая, поворачиваться то вправо, то влево всем корпусом. После 5-секундной задержки вдохнуть и занять прежнее положение.
  5. Больной стоит ровно, кисти на талии, ступни на ширине плеч. На фоне максимального выдоха пытается соединить локти, не убирая ладони с талии.
  6. С опорой на спинку стула выполняется замедленное приседание на выдохе. На вдохе – возвращение к исходной позиции.

Видео — Лечебная физкультура при бронхиальной астме

Упражнения при обострении болезни

ЛФК в период обострения заболевания включает только легкие физические нагрузки, тренировочные элементы можно выполнять только при условии удовлетворительного самочувствия. В среднем допустимо делать от 5 до 10 подходов, вдох всегда должен быть короче выдоха.

  1. Брюшное дыхание в лежачем положении: при вдыхании воздуха живот надувается, при выдыхании втягивается.
  2. Присев на невысокий стульчик, полноценно вдохнуть, разведя руки вправо и влево. В процессе выдоха склониться вниз, прикоснувшись к полу кончиками пальцев.
  3. Из сидячего положения с приведенными к надплечьям руками, протягивать их горизонтально, вдыхая полной грудью.
  4. В прежней позиции перекрестить руки на груди при выдохе. Вдыхая, занять начальное положение.
  5. В сидячем положении сгибать ступни попеременно, то в подошвенном, то в тыльном направлении. На вдохе кисти стискивать в кулаки, на выдохе расслаблять.

Во время занятий ЛФК пациентам с бронхиальной астмой следует соблюдать разумную осторожность, не стремясь выполнить весь набор упражнений на первом же занятии. В этом деле важна размеренность, аккуратность и чуткость к своему состоянию. При соблюдении этих правил существует реальная возможность уменьшить частоту и тяжесть обострений астмы.

Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако "прямая" наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания - бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При "влажной" бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.

Диагностика бронхиальной астмы у детей

Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы - спирали Куршмана или кристаллы Шарко-Лейдена - обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.

Лечение бронхиальной астмы у детей

Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура , потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
- улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
- улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
- улучшение и нормализация внешнего дыхания
- улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
- увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
- десенсибилизация организма ребёнка
- нормализация основных нервных процессов
- предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
- повышение неспецифической сопротивляемости.

Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков "О", "А", "У", "И", чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков "Д", "З", "Р", "Г" с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и "звуковая гимнастика", упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.

Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:

Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 - руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 - наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 - вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 - наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад - в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 - упор присев (мощный выдох). 2 - толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 - подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 - подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.

Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить "с-с". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 - повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук "м-м". Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 - поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 - руки опустить вниз.
3 - плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 - вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук "ф-ф". Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 - поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 - медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук "с-с". Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 - поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 - медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 - медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить "у-у-ух" до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 - руки с мячом к груди (вдох). 3-4 - толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха "б-р-у-ух". Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 - руки вверх за голову (вдох). 3-4 - бросок мяча вперёд с громким произнесением "ж-ж-о-х". Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте - 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.

Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 - руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: "м-м-м". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 - руки вперёд (вдох). 2-3 - наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: "з-з-з". Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 - вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 2 - вернуться в и.п. – вдох. 3 - наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 4 - и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 - вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: "п-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 - вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) - выдох. 2 - вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: "б-а-х-х". Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 - подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: "ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 - медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: "о-х-х-х". Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос - 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос - 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 - руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 - медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 - вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: "ф-ф-ф".
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.

Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение "Маятник"
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 - ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение "Тачка"
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.

В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.

ЛФК при бронхиальной астме используется для того, чтобы увеличить продолжительность бесприступного периода, а также для снижения вероятности развития тяжелых осложнений.

В настоящее время разработано множество различных методик лечебной физкультуры. Каждому конкретному пациенту рекомендуются определенные упражнения, которые позволят ему добиться самых лучших результатов.

Специфика процедуры

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме рекомендуется практически каждому пациенту, не имеющему противопоказаний. Основными клиническими эффектами от проведения входящих в программу упражнений являются следующие:

Такие упражнения при бронхиальной астме улучшают общее состояние человека. Особенно эффективно проведение такой терапии у детей.

Показанием для проведения подобных упражнений при бронхиальной астме является наличие персистирующей или интермиттирующей формы заболевания в период ремиссии.

Кроме этого, подобная терапия назначается при развитии у пациента разного рода осложнений, особенно эмфиземы. Физические упражнения при астме могут назначаться врачами далеко не всегда. Существует целый ряд противопоказаний к их выполнению пациентом:


Некоторые из этих противопоказаний являются относительными. К примеру, при снижении уровня дыхательной или сердечно-сосудистой недостаточности лечебные упражнения пациенту можно назначать. При этом не стоит игнорировать существующие ограничения, так как это может привести к ухудшению состояния здоровья.

Даже лечебная физкультура способна привести к развитию осложнений. Наиболее частым из них является приступ удушья. Его приходится купировать специальными медикаментами. Кроме этого упражнения, выполняя неверно (с натуживанием и задержкой дыхания), способны привести к развитию эмфиземы.

Если упражнения при ЛФК выполняются пациентам слишком активно или же часто, то это может стать причиной утяжеления течения бронхиальной астмы.

Методика проведения

Лечебная физкультура при бронхиальной астме проводится по специальной методике. Назначение конкретных упражнений зависит от физической подготовленности и течения заболевания. Во время приступа удушья никакие процедуры, естественно, не проводятся.

Методика ЛФК при лечении бронхиальной астмы подразумевает выполнение упражнений из нескольких основных режимов:

  1. Общеукрепляющие упражнения.
  2. Звуковая гимнастика.
  3. Специальные упражнения.

Каждый из этих режимов приносит свой положительный результат.

Дыхательная гимнастика должна начинаться с упражнений, которые способствуют укреплению диафрагмальной мускулатуры. Для этого пациенту приходится сначала освоить так называемые диафрагмальные движения.

Такая гимнастика при астме подразумевает под собой максимально глубокий вдох с длительным выдохом. Только после освоения такого дыхания пациенту можно приступать к более серьезным физическим нагрузкам.

Дальнейшие занятия могут проводиться в положении сидя или лежа. Для этого пациент делая глубокий вдох постепенно поднимает руки в разводном положении от себя. Момент окончания вдоха и установление рук в вертикальном положении над головой должен примерно совпадать.

В дальнейшем пациент делает долгий выдох и при этом «роняет» руки вниз. При этом опускаться они должны без напряжения, но опять в разводном положении от себя.

Общеукрепляющие упражнения

Лечебный комплекс упражнений, направленный на общее укрепление организма человека, назначается после некоторого времени занятий дыхательной гимнастикой. Примерная программа ЛФК данного типа может выглядеть следующим образом:


Все эти упражнения не следует выполнять с натуживанием. Кроме этого, человек не должен надолго задерживать выдох, так как это может способствовать развитию эмфизематозных изменений.

Звуковая гимнастика

Занятие такими упражнениями можно выполнять как после дыхательной гимнастики, так и по завершении общеукрепляющей физической нагрузки. Основной смысл звуковой гимнастики заключается в произнесении тех или иных букв на выдохе.

Начинать такие упражнения следует с произнесения гласных звуков. Наиболее подходящим вариантом здесь являются буквы «о», «у», «е», «и».

Следующим этапом станут буквы «р», «з», «с». После того, как человек достигнет хороших результатов, как в звуковой гимнастике, так и в остальных физических упражнениях в рамках ЛФК, ему необходимо перейти на произнесение букв «ш», «щ» и «ж».

В процессе тренировок необходимо со временем увеличивать длительность выдоха. В первые недели проведения ЛФК для астматиков продолжительность выдоха должна составляет всего 5 секунд. Со временем длительность такого выдоха должна увеличиваться до 30 секунд.

Хроническое нарушение дыхания, сопровождаемое периодическими приступами, требует постоянного контроля со стороны пациента и комплексного лечения, при котором используется как терапия при помощи лекарственных препаратов, так и дыхательная гимнастика при бронхиальной астме.

Фармацевтическая промышленность предлагает большой выбор препаратов, способствующих не только купированию и предупреждению острого состояния, но и ослаблению воспалительного процесса в бронхиальном дереве. Однако все лекарственные средства имеют определенный перечень противопоказаний, поэтому пациенты обращают внимание на ЛФК (лечебную физическую культуру) при бронхиальной астме. Следует помнить, что оптимальный комплекс упражнений может подобрать только лечащий врач.

Правильная техника выполнения простых движений, которые включает лечебная гимнастика при бронхиальной астме, способствует улучшению газообмена в клетках, что приносит пользу даже здоровым людям. Регулярные занятия повышают эластичность стенок кровеносных сосудов, что помогает предупредить инсульт и другие внутренние кровоизлияния.

Кроме того, на организм оказывается следующее действие:
  • нормализуется обмен веществ;
  • наблюдается снижение адгезии холестериновых бляшек к сосудистым стенкам;
  • повышается иммунитет;
  • улучшается работа сердечно - сосудистой системы;
  • показатели кровяного давления приближаются к общепринятым нормам;
  • укрепляется нервная система, пациент избавляется от негативной энергии, происходит освобождение от стресса.

Таким образом, дыхательные упражнения при бронхиальной астме значительно повышают качество жизни.

Кроме общих, существуют и медицинские показания, при которых правильное дыхание показывает положительные результаты:
  • нормализация газообмена улучшает кровообращение в клетках органов дыхательной системы;
  • облегчается эвакуация скопившейся слизи;
  • специальные упражнения улучшают дыхание через нос;
  • укрепляются мышцы грудной клетки;
  • исправляется деформация позвоночника;
  • значительно облегчаются головные боли;
  • нормализуется движение лимфы;
  • предотвращается образование застойных явлений;
  • физические упражнения при астме способствуют растворению фибрина, таким образом, предупреждая образование спаек.

К состояниям, при которых физические упражнения при бронхиальной астме выполнять запрещено, относят сильный сухой или продуктивный кашель, затрудненное дыхание, при котором наблюдается нехватка воздуха, хронические заболевания или воспалительные процессы в острой стадии, обнаружение злокачественных опухолей, травмы позвоночника и т. д.

Прежде чем приступить к выполнению упражнений, следует получить консультацию специалиста, который проанализирует общее состояние больного и даст индивидуальные рекомендации.

Однако существуют правила, обязательные для всех:
  1. Для того чтобы не провоцировать осложнений, вызванных попаданием содержимого носоглотки в бронхи, дышать во время упражнений при бронхиальной астме нужно в основном через рот.
  2. Большие объемы воздуха, поступающие во время глубокого вдоха, раздражают слизистые бронхов, могут стать причиной астматического приступа, поэтому дыхание должно быть поверхностным, спокойным.
  3. Неглубокие вдохи и выдохи помогут справиться с начинающимся приступом. Способность самостоятельно успокаиваться может стать решающей в критической ситуации.
  4. В случае обнаружения мокроты в бронхах комплекс упражнений выполняется между вдохом и выдохом.
  5. Основным правилом, которое необходимо соблюдать для получения результата, является регулярность. Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме должна выполняться дважды в день.
  6. Оптимальным местом для выполнения гимнастики являются открытые площадки. Если погода не располагает к прогулкам, перед проведением физических упражнений помещение следует проветрить.
  7. Не рекомендуется выполнять дыхательные упражнения при астме сразу после приема пищи.

Как и другие комплексы физических упражнений, дыхательную гимнастику начинают с небольших нагрузок, постепенно увеличивая их. Преимуществом такой зарядки является то, что для ее выполнения не нужны специальные приспособления или тренажеры.

Рассмотрим основные упражнения:
  1. Для отхождения мокроты, накопившейся за ночь, и облегчения дыхания утром, не вставая с кровати, выполняют следующее упражнение: согнутые ноги в коленях медленно подтягивают к груди, при этом делая глубокий выдох ртом. Первые 10 дней упражнение делают 10 - 15 раз, постепенно увеличивая их количество.
  2. Следующее упражнение выполняют в положении стоя, руки на талии. Глубоко вдыхают носом, при этом максимально надувая живот. Резкий выдох осуществляют также через нос, при этом живот втягивают внутрь. Максимальное количество повторов для астматиков - не более 10, так как у некоторых пациентов наблюдалось сильное головокружение.
  3. Принцип «поочередного дыхания» состоит в следующем - правую ноздрю закрывают рукой, через левую делают вдох, затем выдыхают через правую. Так, меняя местами, делают несколько раз.
  4. Дыхательная гимнастика при астме предусматривает и глубокую вентиляцию легких. Для этого необходимо присесть на стул, положить руки на колени. На вдохе руки широко разводят в стороны, на выдохе соединяют на левом колене, подтягивая его к груди. Упражнение повторяют, подтягивая правое колено. В случае бронхиальной астмы с осложнениями такие подтягивания делают не более 10 раз.
  5. При бронхиальной астме у детей эффективным будет упражнение, которое повышает механические свойства дыхательных путей, улучшая газообмен. В его основе лежит преодоление сопротивления жидкости. Малышам будет интересно вдохнуть воздух и медленно выдохнуть его через трубочку, опущенную в емкость с водой. При этом большое значение играет постепенное увеличение временного отрезка, в течение которого производится выдох.

Изначально разработанная для профессиональных певцов, дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме на протяжении многих лет успешно используется пациентами всего мира.

Основными достоинствами является возможность выполнения физических упражнений в любых условиях и вырабатываемая способность самостоятельно купировать астматический приступ, что особенно важно в ситуациях, когда невозможно позвать на помощь.

Упражнения, выполняемые на свежем воздухе, задействуют все части тела, поэтому могут остановить не только приступ, сопровождаемый удушьем, но и помогают при болях в области сердца или печеночных коликах.

В основе системы по Стрельниковой лежит следующий принцип:
  • вдох должен быть резким, глубоким и сильным, при этом ноздри должны расширяться, во время тренировки необходимо совершать 3 вдоха за 2 секунды;
  • выдох осуществляется через рот, на нем внимание не концентрируется, поскольку гимнастика Стрельниковой при астме предполагает самостоятельное выведение лишнего воздуха из организма;
  • на занятиях дыхательной гимнастикой положение тела таково, что грудная клетка находится во время вдоха в сжатом состоянии.
Специалисты выделяют следующие преимущества системы по Стрельниковой:
  • ограниченный список противопоказаний;
  • совместимость с привычными упражнениями, такими как бег или плавание;
  • гимнастические упражнения могут проводиться параллельно с медикаментозным лечением бронхиальной астмы;
  • активные движения восстанавливают энергетический баланс, что помогает по окончании тренировки почувствовать себя увереннее;
  • физическая культура по Стрельниковой для детей уменьшает вероятность заболевания ОРВИ (острой респираторной вирусной инфекции) в несколько раз.

При диагнозе бронхиальная астма дыхательная гимнастика начинается с выполнения только трех упражнений из комплекса. Ежедневно добавляют по одному упражнению, постепенно доводя до 11.

При поддержании необходимого темпа комплекс от астмы занимает всего 8 минут, выполняется дважды в день.

При лечении бронхиальной астмы упражнения включают не только физкультуру, но и обучение правильному дыханию. Специалисты акцентируют внимание на том, что произносимые пациентом звуки при правильном вдохе и выдохе создают определенные вибрации, которые, опускаясь в грудную клетку, расслабляют дыхательные пути.

При этом важно не только сосредоточить внимание на дыхании, но и знать, какие звуки с какой громкостью произносить. Звуковая гимнастика направлена на различные цели, поэтому проводить ее следует на специальных занятиях под руководством специалиста. Особенно большое значение это имеет в процессе лечения ребенка. Например, вылечить хронический бронхит поможет тихое произношение шипящих, рычащих и других характерных звуков.

Основные правила:
  • звуковая гимнастика предполагает начинать и заканчивать каждое из упражнений звуком «ппф», который произносят через сложенные трубочкой губы;
  • еще одним упражнением, обязательно входящим в ежедневную тренировку, является «закрытый стон» - звук «ммм», выполняемый в положении сидя, руки лежат на коленях;
  • во время упражнения вдох происходит на протяжении 2 секунд, затем пауза, которая длится 1 секунду, и непосредственно звук на выдохе;
  • начинают гимнастику с произношения звука в течение 5 секунд, в дальнейшем длительность звучания увеличивают до 30 секунд.

На подготовительном этапе произносятся гласные, такие как «о», «у», «е», «и». Первый этап допускает произношение звуков «д», «с», «з». Во втором периоде добавляют шипящие звуки. Заключительным является произношение слогов «бах» или «бац». Необходимо помнить, что звуковая гимнастика выполняется в расслабленном положении, напрягать тело не рекомендуется. Звуки произносят в индивидуальной последовательности, определенной специалистом, до 6 раз в день.

При диагнозе бронхиальная астма ЛФК назначают только в период между приступами. Несложные физические упражнения можно выполнять вместе с детьми, поскольку при этом повышается работоспособность, восстанавливается энергетический баланс, происходит избавление от негативной энергии. Правильное выполнение гимнастики помогает улучшить вентиляцию легких, оптимизировать газообмен, укрепляет мышцы грудной клетки, расслабляет дыхательные пути, благодаря чему мокрота отходит легче. Комплекс упражнений включает не только общеукрепляющую физическую активность, но и основы правильного дыхания, звуковую гимнастику.

Самостоятельным лечением использование ЛФК считать нельзя.

Однако дыхательная гимнастика является составляющей комплексного лечения, является эффективным профилактическим средством, помогает предупредить астматический приступ.

Пройдите бесплатный онлайн-тест на астму

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 11 заданий окончено

Информация

Данный тест поможет вам определить, есть ли у вас астма.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

  • Поздравляем! Вы полностью здоровы!

    Сейчас с вашим здоровьем все в порядке. Не забывайте так же хорошо следить и заботиться о своем организме, и никакие болезни вам будут не страшны.

  • Пора бы уже задуматься, о том что вы что то делаете не так.

    Симптомы которые вас беспокоят указывают на то, что в вашем случае очень скоро может начаться развитие астмы, или же это уже начальная ее стадия. Мы рекомендуем вам обратиться к специалисту и пройти медицинское обследование во избежание возникновения осложнений и вылечить болезнь на чальной стадии. Так же рекомендуем ознакомиться со статьей о том .

  • Вы больны воспалением легких!

    В вашем случае наблюдаются яркие симптомы астмы! Вам необходимо срочно обраться к квалифицированному специалисту, только врач сможет поставить точный диагноз и назначить лечение. Так же рекомендуем ознакомиться со статьей о том .

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 11

    1 .

    Беспокоит ли вас сильный и мучительный кашель?

  2. Задание 2 из 11

    2 .

    Возникает ли у вас кашель когда вы находитесь на холодном воздухе?

  3. Задание 3 из 11

    3 .

    Беспокоит ли вас отдышка при которой становится сложно выдыхать и сковывается дыхание?

  4. Задание 4 из 11

    4 .

    Замечали ли вы за собой свистящие хрипы во время дыхания?

  5. Задание 5 из 11

    5 .

    Возникают ли у Вас приступы удушья?

  6. Задание 6 из 11

    6 .

    Часто ли вас беспокоит непродуктивный кашель?



 

Возможно, будет полезно почитать: