Алекс занарди (alex zanardi): все в твоих руках. Алессандро Дзанарди: жизненный путь несгибаемого гонщика

23 октября Алексу Дзанарди исполнилось 52 года. Банально, но факт: 17 лет назад, 15 сентября 2001-го, жизнь итальянского гонщика разделилась на «до» и «после»: в страшной аварии на немецком «Лаузицринге» Дзанарди пострадал так сильно, что медики еле спасли гонщика и были вынуждены ампутировать ему обе ноги: одну на уровне бедра, вторую - у колена. Такое могло бы сломить кого угодно, но вся жизнь Алекса с 2001 года – яркий пример, что сдаваться нельзя нигде и никогда.

Авария и её последствия

Сезон-2001 складывался для двукратного чемпиона CART Дзанарди плохо, но именно в Германии Алекс проводил отличную гонку: перед финальным пит-стопом итальянец лидировал. Однако на непрогретых шинах Дзанарди потерял контроль над машиной, которую развернуло. Тёзка Тальяни не сумел объехать болид и врезался в него на огромной скорости. Сам Дзанарди аварию не помнит: как это часто бывает, мозг надёжно стёр неприятные воспоминания…

Алекс очнулся уже в больнице, выйдя из комы. «Я не мог поднять руки, - вспоминал Дзанарди. - Я весь был в трубках и проводах: у меня было больше телеметрии, чем у болидов Формулы-1! А потом жена Даниэла сказала мне, что я потерял ноги. Но это все равно был хороший день: по крайней мере, я остался жив. Доктора спасли мою жизнь, ведь к моменту доставки в больницу у меня оставалось меньше литра крови. Думаю, на то, что я выживу, ставила только моя жена».

Дзанарди покинул больницу спустя 48 дней, перенеся 16 операций. Спустя месяц Алекс смог заняться вопросом протезов. Алекс сам спроектировал максимально подходящие ему протезы и спустя месяц научился ходить заново. Спустя год пилот восстановил физическую форму и понял, что хочет вернуться в гонки.

Возвращение за руль

«Моя первая машина была сконструирована таким образом, чтобы я мог делать всё руками, - говорит Алекс. - Знаете, мои руки были заняты сильнее, чем у Хендрикса на гитаре! Если бы вы вставили мне в рот швабру, я бы ещё и кокпит протирал! В разговоре с механиками и инженерами я предложил нажимать педаль тормоза правой ногой – той, что осталась подлиннее после аварии. Они ответили, что это невозможно, ведь нужно прикладывать тормозное усилие в сто килограммов.

Но у меня аллергия на слово «невозможно». Я пошёл домой, взял весы, прислонил их к стене и сказал сомневавшемуся инженеру нажать на них ногой максимально сильно. Он добился 105 кг. Я сказал - моя очередь, и выжал 125 кг. Инженер и не представлял, что я способен на такое. Так что мы установили обычную педаль тормоза с прикреплённой к ней ногой, чтобы моя нога всегда была на педали. После первого же быстрого круга я понял, что теперь смогу снова стать профессиональным гонщиком».

В 2003 году Дзанарди вернулся на «Лаузицринг» и проехал по нему 13 кругов - именно столько оставалось до финиша злополучной гонки-2001. Кстати, её вообще могли не провести: с момента терактов 11 сентября прошло лишь четыре дня, многие спортивные мероприятия, связанные с Америкой, были отменены, но вот этап IndyCarв Германии всё-таки решили провести, убрав все спонсорские наклейки с болидов.

Вернёмся в 2003-й. Доктора до последнего не хотели пускать гонщика за руль, мучая проверками («Я сказал им: «Эй, ребята, я потерял ноги, но не голову!») - и напрасно. Быстрейший круг Дзанарди оказался так хорош, что позволил бы ему оказаться на стартовой решётке аж пятым - после такого результата итальянец понял, что готов полноценно возобновить карьеру.

Фото: Martin Rose/Bongarts/Getty Images

В 2004-м Дзанарди дебютировал в чемпионате ETCC, который спустя год стал WTCC– чемпионатом мира по турингу. Многие конкуренты называли выступления Алекса не более чем красивым маркетинговым трюком - пока в августе он не выиграл гонку! Ещё по одной победе Дзанарди одержал в 2006, 2008 и 2009 годах, прежде чем завершить карьеру в WTCC.

В 2014 году Алекс принял участие в сезоне спринтерской серии Blancpain (без особого успеха), а в 2018-м поразил всех во время разового участия в этапе DTMв итальянском Мизано. После 13-го результата в первой гонке Дзанарди финишировал пятым во второй, верно сориентировавшись в непростых погодных условиях.

Паралимпиада

И всё-таки главные успехи Алекса после аварии связаны не с автоспортом, а с Паралимпийскими играми. Дзанарди впервые познакомился с ручными велосипедами в 2007 году и постепенно начал уделять всё больше внимания тренировкам на них и соревнованиям. Алексу удалось отобраться в состав сборной Италии на Паралимпиаду в Лондоне, где он просто блистал, завоевав две золотые медали и одну серебряную. Интересно, что две из трёх гонок проходили на автодроме «Брэндс-Хэтч» - прекрасно знакомом Дзанарди по его карьере гонщика.

Спустя четыре года 49-летний Алекс выступил на Паралимпиаде в Рио-ди-Жанейро - и снова успешно. Дзанарди завоевал личные золото и серебро и добавил к ним ещё одну победу в эстафете.

Интересно, что «серебряная» гонка Дзанарди состоялась 15 сентября – то есть аккурат в 15-ю годовщину аварии на «Лаузицринге». После финиша у Алекса спросили, ни обидно ли в такой день остаться только вторым. «Ну, всё-таки я закончил этот день лучше, чем 15 лет назад! Лучше быть с серебряной медалью, чем лежать в госпитале в Берлине», - ответил итальянец.

Что дальше?

Итак, Дзанарди 52 года. После страшной аварии Алекс добился новых успехов в автоспорте и стал настоящей паралимпийской легендой. Однако на пенсию Дзанарди не торопится: в ближайших планах участие в «24 часах Дайтоны» 2019 года в составе «БМВ». Более того, не исключает Алекс и выхода на старт Паралимпиады в Токио в 2020-м. Разве кто-то удивится, увидев его не просто в протоколе, но и на высшей ступени подиума?

Алекс – один из самых успешных и популярных гонщиков серии CART конца 90-х. За свою продолжительную карьеру ему удалось завоевать 2 чемпионских титула в одной из сильнейших американских серий того времени, вернуться в Формулу-1 после четырехлетнего перерыва и еще выиграть множество гонок в различных кузовных сериях. Но больше всего Дзанарди известен в мире автоспорта благодаря своей невероятной силе воли и преданности любимому делу – он вернулся в автогонки после страшнейшей аварии, в которой ему ампутировали обе ноги…

Жизнь будущего гонщика началась в Болонье 23 октября 1966 года. Впервые за руль транспортного средства, коим оказался карт, Алекс сел в 13 лет, что по нынешним меркам довольно поздно. В 1988-м Дзанарди дебютирует в итальянской Формуле 3, а через 2 года становится сильнейшим гонщиком серии. Благодаря высоким результатам, в 1991 году Алессандро получает долгожданное повышение и начинает выступать за юниорскую команду Бенеттона — Il Barone Rampante, которая в том сезоне дебютировала в младшей Формуле. В первом и единственном сезоне за Benetton Junior Дзанарди трижды поднимался на верхнюю ступень пьедестала, а в итоговой классификации занял второе место.

Талантливый гонщик не остался без внимания Формулы старшей и уже в конце 1991-го года Алекс проводит три гоночных уик-энда за команду Эдди Джордана. В следующем сезоне Дзанарди пришлось довольствоваться ролью резервного гонщика в Минарди, где участвовал в трех гран-при вместо травмированного Кристиана Фитипальди, но этого было явно недостаточно для амбициозного итальянца. В межсезонье Алекс тестировал Бенеттон, но тем не менее подписал контракт с более скромным Лотусом, в котором выступал наравне с более опытным Джонни Хербертом. В том же 1993-м Дзанарди набирает свои первые очки, точнее очко, – на гран-при Бразилии. Голодный до высоких результатов Алекс прогрессировал от старта к старту, но многочисленные сходы и проблемы с машиной не позволяли занимать высокие места, да еще вдобавок Дзанарди попал в страшнейшую аварию в Спа, после которой был вынужден пропустить остаток чемпионата и половину следующего.

Кто бы мог тогда представить себе, что эта авария станет не самой страшной в его карьере.. Вернувшись в Большой Цирк в середине следующего сезона, в руках Алекса была абсолютно неконкурентоспособный автомобиль, который к тому же еще и часто ломался. В результате в сезоне 94 в графе очки напротив фамилии Дзанарди красовался бублик.

Чувствуя, что в Формуле-1 не совсем все идет так, как хотелось бы, Алекс пробует себя в спортс-карах прежде чем принять решение о переезде в Америку – для участия в популярнейшей серии CART в команде Target, которой руководил Чип Гэннэси. Несмотря на скептицизм гоночного инженера команды Мо Нанна, 1996й, 97й, и 98й года стали самыми успешными в карьере Дзанарди. Всего Алекс побеждал в Америке 12 раз, каждый раз прокручивая после победы «жука»; именно Алессандро ввел моду на большое количество дыма после финиша.

Сэр Фрэнк Уильямс заполучил в 1999-м году самого сильного новичка Формулы-1. Эта сделка, казалось, была выгодна им обоим: сэр Фрэнк получал сильнейшего гонщика, а Алекс получал сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии мира. Но вновь не сложилось. Дзанарди показывал результаты гораздо слабее, чем брат великого чемпиона, а несколько серьезных ошибок только усилили слухи о том, что в команде его скоро заменят. К концу сезона Алекс так и не смог набрать ни одного очка. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика Формулы-1, а то памятное 6е место в Бразилии и 1 очко – единственным.

Дзанарди собирался с мыслями весь 2000-й год,а в 2001-м решил совершить «камбэк» в CART. И это ему удалось. Контракт был подписан с тем самым Мо Нанном, который когда-то не верил в него. 15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце, но после памятных событий 11-го сентября до последнего момента было неизвестно состоится ли гонка или нет. И гонка состоялась. За 13 кругов до финиша безусловным лидером гонки был Алекс, в голове у него уже крутилась мысль, что «вот она! Победа!» после всех этих провальных гонок. Но после того как Дзанарди выехал из боксов, его машина потеряла управление и оказалась поперек трассы. Алекс Тальяни на скорости 190 миль в час не успел увернуться от неожиданно появившейся на трассе машины. Эта авария, пожалуй, одна из самых страшных в истории автоспорта – кокпит был разорван на две части и в первые секунды после аварии вообще с трудом верилось, что там мог остаться живой человек.

Благодаря оперативным действиям врачей, Дзанарди удалось спасти несмотря на огромную потерю крови, но обе ноги пришлось ампутировать выше колена, а сам Алекс окзался в коме. Боль после аварии была настолько сильной, что, по своим собственным словам, он не мог поднять голову от подушки, а все тело было в каких-то трубках и датчиках:«на мне было больше телеметрии, чем в машине Формулы-1». Узнав, что у него нет обеих ног, Дзанарди не впал в отчаяние и стал ценить жизнь лишь больше.

После длителньного курса реабилитации Алекс принимает невероятное решение – вернуться в автогонки, для чего ему были разработаны специальные протезы (размерчик ноги, кстати, был уменьшен с 44го до 36го). Для дебюта (как это не странно звучит) Дзанарди выбрал Чемпионат Европы по автогонкам в классе «Туринг» (ETCC) и в 2004-м году стал боевым пилотом. В следующем году Алессандро перешел в WTCC и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии в Лаузитце. В Лаузитц, кстати, Дзанарди позже вернулся, чтобы проехать те самы злосчастные 13 кругов. А в 2005-м Алекс вновь сел за руль машины Формулы-1, протестирорав BMW.

Алессандро Дзанарди о своем возвращении в автоспорт: « Когда я вернулся в гонки в Туринг многие люди говорили, что это всего лишь маркетинговый ход. Но все эти разговоры стихли после того, как я выиграл свою первую гонку (Германия, 2005)! Мои соперники сначала держались подальшего от моего заднего и переднего бампера и старались избегать столкновений со мной. Тогда я начал выгрывать и теперь отношение соперников изменилось – ведь я такой же гонщик на трассе, как и они.»

Когда его автомобиль проносится мимо трибун в Хокенхайме или Монце, Брно или Спа, люди говорят: «Это Алекс». Других слов не нужно. Равно как не важно, сколько очков на этот раз привезет своей команде гонщик. Алекс Занарди свои главные поединки уже выиграл. Наедине с собой.

На церемонии открытия, в августе 2000 года, комментаторы назвали это кольцо «самым безопасным в мире». Гоночная трасса EuroSpeedway, построенная в местечке Лаузиц, что в получасе езды от Дрездена, действительно была «самой» по многим показателям: 159 миллионов евро инвестиций; 3,2-километровый овал и 4,3-километровая трасса Гран-при; 120 тысяч зрительских мест. Максимально возможная скорость — 400 км/ч.

Первая трагедия произошла спустя восемь месяцев. 25 апреля 2001 года во время тестовых испытаний за рулем Audi нашел свою смерть Микеле Альборето, бывший гонщик «Формулы-1», последний раз выступавший за Minardi в 1994 году — в сезоне, когда погиб Айртон Сенна. Спустя несколько дней на том же кольце машина убила одного из распорядителей гонок. «Это аварии, увы, типичные для подобных автосостязаний, — сказал тогда один из топ-менеджеров «Лаузицринга» Ханс-Йорг Фишер. — Я не вижу в этом дурного знака».

А потом наступило 15 сентября. Миру тогда было не до автогонок. Еще в августе на «Хунгароринге» Шумахер в очередной скучный раз стал чемпионом. А 11 сентября пали башни-близнецы в Нью-Йорке, и «выездную сессию» американского чемпионата CART (Championship Auto Racing Teams), которая должна была состояться на «Лаузицринге», устроители посвятили памяти жертв террористов. За тринадцать кругов до финиша лидировавший в гонке Алекс Занарди остановился в боксах для смены резины. Выезжая с пит-лэйна, гонщик слишком резко начал ускорение на холодных покрышках — машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Алекса Тальяни, несшийся со скоростью 320 км/ч. Автомобиль Занарди буквально разрезало надвое. Трудно было представить, что человек, находящийся в машине, мог остаться в живых. Вертолет доставил пилота в берлинскую клинику. Попади Занарди на операционный стол несколькими минутами позже, он был бы уже мертв от потери крови.

Авария произошла в повороте, названном GoodYear. Для Алекса этот год оказался самым страшным из всей его 34-летней жизни.

ЗАВТРАК ЧЕМПИОНА. На своем официальном сайте Алессандро Занарди дает о себе такую «объективку»: «родился 23 октября 1966 года в Болонье, сейчас живу в Монте-Карло. Рост 177 см, вес 70 кг. Увлекаюсь рыбалкой, плаванием и авиамоделизмом. В личном гараже у меня BMW M5, Honda NSX и Honda CRV». Все остальное — как бы между прочим. А остальное — это четыре десятка гонок в «Формуле-1» и сотни — в других чемпионатах, громкие спортивные титулы, страшные аварии и поражения, за которые его даже отчисляли из команд.

Началось все, разумеется, с карта, подаренного отцом. Эта «тачка с мотором» вывела в люди многих великих гонщиков. Занарди — не исключение: он становился чемпионом Италии по картингу два года подряд: в 1985 и 1986 годах. А на следующий год даже завоевал титул чемпиона Европы.

Когда 21-летний Алессандро перешел на следующую ступеньку профессионального автоспорта, у него не получилось практически ничего. В одном сезоне «Формулы-3» за ним было лишь 14-е место, а в следующем — 6-е. Злые языки говорят, что денег на гонки ему одолжил родитель другого спортсмена — Макса Паписа — с условием, что Алессандро не будет «бодаться с его сыном» на трассе и «поддавками» отработает полученные $30 тысяч. Все это, конечно, вранье. Что и подтвердил Занарди, завоевав в 1990 году звание вице-чемпиона Италии и Кубок Европы в Ле Мане. А когда Алессандро пересел за руль Reynard команды Il Barone Rampante «Формулы-3000», его успехи были замечены в конюшнях «Формулы-1».

«Королева автоспорта» оказалась неблагосклонной к итальянцу. Занарди кочевал из Jordan в Benetton, потом переходил в Lotus. Его звали «подменить» то Шумахера, то Хаккинена. Он попадал в «завалы», ломал «коробки», улетал с трассы во время дождя и завоевал за годы гонок в «Формуле-1» одно-единственное очко. Плюс ко всему — открытый и жизнерадостный характер Алессандро не всегда вписывался в холодный пафос самых престижных гонок мира. На пресс-конференции, предварявшей Гран-при Малайзии, ему задали вопрос: «Как вы готовились к этапу?» «Любил в сауне свою жену» — ответил Занарди.

Гонки, конечно, он тоже любил. «Главное для пилота — любовь к своему делу. Как только гонки станут для тебя всего лишь профессией, ты не сможешь ездить хорошо», — эти слова многие сочли непрофессионализмом. Но дело было в другом. Просто Занарди всегда был индивидуалистом и во время соревнований, по его признанию, упивался не скоростью, а сиюминутным одиночеством. Наверное, поэтому звездный час его карьеры наступил за океаном — в стране победившего эгоизма.

ВОТ ТАКИЕ ПОНЧИКИ. «Я сразу увидел, что парень чертовски хорош, — вспоминал впоследствии Чип Ганасси, владелец команды серии CART. — Мне хватило всего нескольких кругов, которые он прошел по треку за рулем IndyCar, чтобы это понять. Пообщавшись немного с Алексом, я неожиданно подумал: «А ведь он самый неитальянский гонщик из всех итальянцев, которых я видел! Умный, осмотрительный, спокойный. Алекс будет моим», — решил я тогда».

Он ошибся. Упрямый Занарди был только «своим». Мо Нанн, гоночный инженер в команде Ганасси, однажды бросил ему в сердцах: «Ты просто ананас!» — так в Америке называют людей твердолобых. Алекс не только не обиделся, а нарисовал этот колючий плод на своем гоночном шлеме.

Приехав в 1996 году в Америку, Занарди сразу же завоевал титул «Новичок года», заняв третье место в чемпионате серии CART. В 1997 и 1998 годах Занарди становился чемпионом, раз за разом потешая публику своим фирменным «донатсом». Donuts — американские пончики. После очередной победы Занарди рисовал их на асфальте колесами своей машины, нажав до упора газ и резко бросив сцепление. Правда, называл он эти круги по-итальянски — tondi.

Неудачная попытка еще одного выступления в «Формуле-1» — в сезоне 1999 года Алекс вместе с Ральфом Шумахером представлял цвета Williams — еще раз подтвердила, что «самые быстрые гонки мира», как иногда называют серию CART, — это как раз для него.

РЕКОНСТРУКЦИЯ. Спустя три дня после аварии врачи вывели Занарди из комы и сообщили страшную весть: гонщику пришлось ампутировать ноги: одну чуть выше, другую ниже колена.

Страшно подумать, но уже через несколько дней Алекс нашел в себе силы ответить на вопросы циничных журналистов Bild: «Я потерял обе ноги, но я выиграл жизнь! А это, согласитесь, немало. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом. У меня будет новая жизнь, из которой я постараюсь выжать максимум возможного… Момента аварии я не помню, да и не хочу вспоминать, если честно. Это роковое стечение обстоятельств. Болид потерял управление, я пытался «поймать» его, но потом как-будто выключили телевизор. Первое, что я увидел, придя в себя, была моя жена Даниэла…»

Занарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

«Того, что осталось от моих ног, достаточно для стимулирования нервных и мускульных импульсов, необходимых для того, чтобы снова ходить…» — заявил Алекс.

Появление Алессандро Занарди на церемонии вручения «Золотого Шлема» 18 декабря 2001 года уже само по себе стало событием. Когда награду получил Михаэль Шумахер, он тут же преподнес трофей Алексу. Покачиваясь, итальянский гонщик приподнялся с инвалидной коляски. В это время на экране замелькали кадры самых выдающихся побед Занарди. Произошедшее было явной инсценировкой, на которые горазды устроители «Формулы-1», но зрители плакали совершенно искренне. Они знали, что пережил Занарди за те три месяца, что отделяли церемонию от страшного уик-энда на «Лаузицринге».

ЧЕРТОВА ДЮЖИНА. В одном из интервью 2002 года Алекс грустно похвастался: «Вот, купил себе новые кроссовки — первую после аварии пару обуви…» Однако все понимали, что для настоящего гонщика, каким является Занарди, научиться ходить — это далеко не все.

Старая итальянская пословица гласит: Col tempo la foglia di gelso diventa seta — «Время и терпение превращают тутовый лист в шелк». В мае 2003 года устроители гонок серии CART решили преподнести Алексу Занарди подарок в виде возможности проехать те самые 13 кругов, которые не успел проехать гонщик за двадцать месяцев до этого. Трасса — тот самый злополучный «Лаузицринг».

Надо было знать Занарди, чтобы почувствовать: он постарается проехать так, как он гонял здесь до аварии. Затаив дыхание, зрители наблюдали, как болид с номером 66, под которым выступал Алекс в 2001 году, выехал на трассу и промчался со скоростью, которая позволила бы ему квалифицироваться пятым, будь он официальным участником соревнований. Стотысячные трибуны разразились овациями. Немцы, многие из которых видели предыдущую трагическую гонку Занарди, кричали: Glueck auf, Alex! Именно счастья оставалось пожелать гонщику. Все остальное он берет у жизни сам.

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ. «Как говорят у нас в Болонье, giuoco di mano, giuoco di villano — волю рукам дают только мужланы. Но у меня, как видите, теперь не слишком много выбора». Так комментировал Занарди работу конструкторов команды Ravaglia, модифицировавших для него автомобили.

Все началось с BMW 540i, повседневной машины Алекса, которую доставили в Падую для переделки. Инженер Роберто Тревисан, с которым Занарди сотрудничал еще во время гонок в «Формуле-3000», тогда пошутил: «Скоро будем готовить тебе машину для кольцевых гонок». Так оно и вышло.

Конструкторы Ravaglia перепробовали множество вариантов, пока не пришли к лучшему из них. Управление газом было вынесено на рулевое колесо, под левую руку. Сцепление же — в виде небольшого рычажка на рукоятку КПП, — под правую. Педаль тормоза сделали не подвесной, а напольной — именно так на нее удобнее жать протезом.

25 сентября прошлого года Алекс испытал автомобиль на трассе в Монце. «После аварии моей самой большой мечтой было снова посадить себе на плечи сына, Никколо. Благодаря врачам я смог это сделать. Моя вторая мечта осуществилась благодаря друзьям из Ravaglia Motorsport — я снова могу участвовать в гонках», — это признание может выбить слезу даже у людей с проволокой вместо нервов.

Сегодня Алессандро Занарди пилотирует специально подготовленный BMW 320i на престижных соревнованиях серии European Touring Car Championship. Его выступления пока нельзя назвать блестящими, но те, кто знает Занарди, уверены, что «ананас еще покажет класс».

ПРОСТО САНДРИНО. «Чудом избежав два года назад смерти, — признался Занарди, — я дал себе слово вернуться к нормальной жизни, а не влачить существование инвалида. Сейчас я могу ходить, плавать, кататься на лыжах, участвовать в гонках…»

Когда будете в Монако, то, если повезет, увидите не скучнейший из этапов «Формулы-1», а то, как Алессандро Занарди лихо выводит из гавани свою 58-футовую яхту Akuna Matata. А в родном для гонщика местечке Кастельмаджиоре соседи, которые по-прежнему называют мировую знаменитость Сандрино, расскажут вам рецепт его любимой пасты, тальятелле и ньокки. Он же итальянец и ананасы любит только на своем шлеме.

Этот человек покорил меня своим жизнелюбием, силой духа, несгибаемым характером, невероятным трудолюбием. Прочитав об Алессандро Дзанарди много материала, я решила рассказать вам о нем своими словами, как я все увидела и почувствовала, представив себе все то, что произошло с этим мужественным человеком. Я позволила себе некоторые литературные приемы, чтобы рассказать вам историю о гонщике не сухим языком Википедии и других источников, при этом полностью сохранив все биографические факты жизни спортсмена.

▪ ▪ ▪ ▪ ▪

Солнечные лучи настойчиво пробиваются сквозь оконное стекло, беззаботно щебечут птицы, устроившись на ветвях высоких деревьев, за окном плывут легкие облака, ежеминутно принимая новые причудливые образы, и кажется, что ничего не изменилось, все как обычно. Все, как и прежде, если только не думать о том, что случилось, если бы не было такой боли в местах ампутации ног, если бы вокруг была не больничная палата. Ах, если бы, если бы, если бы…

Алессандро лежал на больничной койке, лицо его было невероятно бледным, он потерял много крови, несколько дней находился в коме, его жизнь висела на волоске. И вот теперь, когда смерть отступила, нужно учиться жить дальше, жить таким, каким он стал после аварии. В голове возникали картины прошлого, такого далекого и безвозвратного.

Он рос непослушным и озорным ребенком, был невероятным проказником. Родителей волновала гиперактивность сына и его нежелание сосредоточиться на чем-то одном. Вместе с отцом он часто смотрел гонки «Формулы-1» по телевизору. Однажды они даже вместе пытались соорудить собственный маленький карт из подручного материала, найденного в мастерской отца. Сандро хорошо помнит это время. Как это было давно, и как тогда было замечательно!

С 13 лет он начал серьезно заниматься картингом, ему это очень нравилось, теперь он понял, что спорт в его жизни займет главное место. А родители все еще считали его страсть мимолетным увлечением. Но судьба сама расставила все по своим местам, от нее не уйдешь. Постепенно стало очевидно, что у Сандро великолепные способности, и у него может быть большое будущее в мире спорта. Но семья Дзанарди не была состоятельной, да и ряд трагических событий настроил мать и отца против того, чтобы их сын выступал на серьезных соревнованиях. О том, чтобы он посвятил себя полностью автогонкам, не могло быть и речи! Но в конце 1987 года отец одного из друзей Сандро по картингу предложил ему поддержку для выступлений в автогонках – он готов был выступить в роли спонсора. Алессандро согласился вопреки мнению родителей.

На одном из крупных соревнований он, единственный в пелотоне, облепил свой карт наклейками шинной компании «4 Stars», не придавая этому смысл, просто понравились яркие картинки. В тот день Алессандро приехал на подиум. А после гонки босс этой самой шинной компании предложил ему контракт. Им был нужен тест-пилот для их новой продукции в высшем классе национального картингового чемпионата. В обмен они были готовы оплачивать гонщику технику и расходы на участие в соревнованиях.

«Я сам никогда всерьез не надеялся, что карьера моя пойдет дальше картинга. А родители даже никогда не рассматривали такую возможность, – рассказывал Дзанарди. – Картинг, в конце концов, был не слишком опасной игрой, но переход в Ф-3 был для них концом мечты о моей безопасности. Он разрушал тот защитный кокон, который они столько лет вокруг меня создавали»

Победа Алекса Дзанарди на Oran Park Raceway в 1987 году

Воспоминания несут его по волнам памяти. Далекий 1991 год... С экранов телевизоров доносятся вести о распаде СССР, идет война в Персидском заливе, около Ливорно паром сталкивается с нефтяным танкером, и больше ста жертв погружают Италию в траур.

Алессандро Дзарти принимает участие в итальянской «Формуле-3», затем дебютирует в международном чемпионате «Формула-3000». Он выигрывает дважды и становится вице-чемпионом по итогам чемпионата-1991. Потом были две гонки в Формуле-1 за команду «Джордан», но он не набрал ни одного очка. Алессандро до сих пор помнит то жгучее чувство обиды, которое разлилось в груди, но винить, кроме себя, было некого. Он помнит и то, как в 1992 был тест-пилотом «Минарди» и принял участие в трех этапах, но в двух из них даже не прошёл квалификацию, а в третьей – сошёл. В 1993 году Алессандро подписал контракт с командой «Лотус».

А в августе 1993 в Спа-Франкошам Алессандро впервые осознал, что автогонки – это большой риск, смерть прошла совсем рядом, только подмигнув ему. Во время практики в «Красной Воде» у его «Лотуса» на скорости в 289 км/ч отказала активная подвеска и машина врезалась в стену. Удар был страшным, мало кто в паддоке надеялся, что гонщик выживет. Но Дзанарди отделался сотрясением мозга и повреждением спинного нерва, на несколько дней парализовавшим левую руку. Хотя именно тогда ему впервые пришло в голову, что игра, возможно, не стоит свеч. Во второй гонке за британский коллектив Дзанарди завоевал свое первое очко на чемпионате мира. Но «Лотус» стал банкротом, и Сандро вне зависимости от своих желаний покинул чемпионат.

Алессандро Дзарти и Рене Арну

Странная вещь – память. Она хранит в себе все, и не отпускает ни на минуту. Алессандро вспоминает, что было много и радостного в его спортивной карьере. Он уезжает в Америку, где его окрестили на свой лад и стали называть просто Алекс. Для большого числа поклонников CART Алессандро Дзанарди был кумиром, как Михаэль Шумахер – для поклонников «Формулы-1». Кроме таланта, его обожали за то, что он был своим парнем, искренним и честным.

Этап серии CART в Лонг-Бич, 1998 год

Его дебют был успешным: стартовал с поула уже во второй гонке и выиграл три гран-при в том сезоне. Дзанарди закончил 1996 год с бронзой чемпионата. Следующие два года он доминировал на трассах, уверенно выиграв чемпионаты 1997 и 1998 годов и одержав двенадцать побед. Оба этих сезона Алекс по-прежнему провел в составе конюшни Чипа Гэнасси.

Именно Дзанарди ввел моду на большое количество дыма после финиша, каждый раз прокручивая после победы «жука»

Он выигрывал гонки, стартуя с последнего места, срывал овации невероятными обгонами, ставил рекорды, выиграл в одну калитку два чемпионских титула. Самым близким и преданным другом стал партнер по команде Джимми Вассер. Его Алессандро вспомнил с особым теплом. В Америке Алекс стал по-настоящему счастлив. Удача всегда была на его стороне. Он стал известен и богат, обрел семью. У них появился большой дом на берегу озера, в котором всегда было много друзей.

Алекс Дзанарди против Брайана Херты на трассе Лагуна-Сека в 1996 году. Невероятный обгон!

// Последний круг – Алекс Занарди делает маневр, который вошел в историю, как «The Pass». Позже такой обгон был запрещен в последующих гран-при //

Но через три года все резко изменилось. Алессандро даже не сразу понял, что именно, но смятение в его душе росло день ото дня. Он начал чувствовать, что устал от чужой страны, языка, стиля жизни и принял решение вернуться домой. Он оставил все и снова отправился туда, где были его друзья и родные. Вернувшись в Европу, Алесанндро снова захотел попробовать себя в «Формуле-1». Ему поступило предложение от «Уильямс». Сандро получил сильную машину и возможность доказать всему миру свои амбиции в сильнейшей гоночной серии. Но все пошло не так, как предполагалось. Им были допущены досадные ошибки, да плюс ко всему болид «Уильямса» 1999 года, оснащенный двигателями «Супертек», был недостаточно быстр и ненадежен. Когда Дзанарди не набрал ни одного очка, с ним разорвали контракт. Этот сезон стал последним в его карьере гонщика «Формулы-1».

Сандро пытался понять, почему у него не сложилось с «Формулой-1». Может быть дело в том, что к тому времени в «Формуле-1» уже вступала в силу эпоха менеджеров. Судьбы пилотов решались не на трассе, а в кулуарах, а он не умел, а может быть не хотел с выгодой обустраивать свои дела. Прямолинейный, честный, импульсивный, порой излишне доверчивый, он оказался в атмосфере интриг и многоходовых шахматных комбинаций этого аристократического клуба, став разменной пешкой в руках опытных игроков, и он начал совершать одну тактическую ошибку за другой. Сандро вспоминает это все снова и снова, стараясь как можно дальше отогнать мысли о самом страшном дне его жизни.

Память… она безжалостно несла его в тот злополучный черный день. В 2001-м он решил вернуться в CART. Наверное, это все же судьба, от которой не уйдешь. Сандро отказывался от многих предложений, поступающих ему. Друзья и семья не понимали его. Но он объяснял это себе внезапно навалившейся хандрой и жуткой усталостью. И вдруг, неожиданно для многих, и главное для самого себя, Алессандро подписал роковой для себя контракт с новой конюшней, созданной его бывшим гоночным инженером Мо Нанном, команда которого еще была не готова бороться на высоком уровне.

15 сентября должен был состояться этап на автодроме в Лаузитце. Он помнит тот день до мельчайших подробностей. Солнце светило особенно отчаянно, а небо было пронзительно-синим. То насмешливое палящее солнце и сейчас стои́т у него перед глазами. Не было тревоги и волнения, а было только одно желание – победить! Алессандро уже успел поучаствовать во многих авточемпионатах, ему был знаком головокружительный вкус успеха и славы, и он решил снова и снова доказывать, что способен на очень многое. Ничто не предвещало беды. Уже за 13 кругов до финиша он стал безусловным лидером гонки, в голове у него лихорадочно звенело: «Давай, ты сможешь!» За тринадцать кругов до финиша, лидировавший в гонке, Дзанарди остановился в боксах для смены резины.

«Ну вот, гонка выиграна. Теперь меня уже никто не остановит! Если бы я только знал, что случится несколькими секундами спустя»

Выезжая с пит-лэйна, Сандро слишком резко начал ускорение на холодных покрышках – машину развернуло, и она встала поперек трассы. В ту же секунду в нее врезался болид Тальяни, входивший в поворот и мчавшийся со скоростью 320 км/ч. От удара легкий «Рейнар» буквально переломился пополам вместе с Дзанарди... Трибуны и комментаторы едва успели ахнуть. А дальше темнота… Алессандро провалился в холодную бездну. Больше он ничего не помнит…

Весь пелетон потом будет ломать головы, что же стало причиной этого трагического пируэта – гонщики сойдутся на том, что на асфальте оказалось масло, пролившееся из машины технической поддержки

Авария была настолько жуткой, что никто не ожидал, что Дзанарди выживет. Наверное, это было настоящее чудо, что он не погиб! Но от его обеих ног ниже коленей практически ничего не осталось – авария навсегда изуродовала Алессандро. В тяжелейшем состоянии вертолет доставил его в ближайшую больницу, вопрос жизни и смерти решали минуты и даже секунды. Вместе с умирающим гонщиком поехали его жена Даниэла и священник серии, который в дороге соборовал Алессандро, готовя его к смерти по церквному канону. Уже почти никто не сомневался, что выжить у него нет ни малейшего шанса.

В тот день его сердце останавливалось 7 раз, он потерял 75 % крови, в его теле оставалось меньше литра крови, сердце качало только плазму и воздух, в тот день он должен был умереть

Врачи боролись за его жизнь и выиграли эту труднейшую партию у смерти. Дзанарди делали операции каждые двое суток, извлекая из тела обломки машины. После них полтора месяца в больнице были потрачены на то, чтобы снова научиться делать простейшие вещи – например, дышать самостоятельно после отключения аппарата вентиляции легких. Потом его перевели в одну из клиник Болоньи, где врачи были просто потрясены мужеством пациента.

Сейчас к нему возвращаются воспоминания. Боль душевная смешалась с болью физической, и не понятно, как теперь с этим жить… «Неужели все потеряно навсегда, кто я теперь и кому я нужен?» – эти мысли не покидали Алессандро, они вихрем проносились в голове, и избавиться от них хоть на мгновение не было никакой возможности.

В эти непростые дни его поддерживали друзья, близкие и просто люди, не знающие его лично, но услышав об ужасной трагедии, случившейся с ним, слали ему слова поддержки и утешения. А однажды на его имя из далекой заснеженной России пришла бандероль, в ней находилась книга неизвестного ему автора Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в переводе на итальянский. Он открыл ее, начал читать и уже не мог оторваться. Повесть захватила его. Книга была о летчике Маресьеве, который, потеряв обе ноги, сумел вернуться в строй. И после прочтения Алессандро поверил в то, что и он сможет доказать всем и прежде всего себе, что списывать его еще рано!

«Если бы до аварии я спросил себя: Что я буду делать, если подобное случится? Ответ был бы: Покончил с жизнью. Но когда это произошло, мне пришлось повторить вопрос, и на этот раз серьезно. Серьезный ответ: жизнь – это прекрасная возможность, зачем от нее отказываться»

Специалисты пообещали изготовить такие протезы, на которых он сможет ходить без костылей. Размер ноги при их изготовлении был уменьшен с 44-го до 36-го. Цель Алессандро была снова начать водить машину. Он знал, что сможет, был уверен, ведь русский летчик смог! И тоже он сможет. Обязательно сможет! Начались интенсивные тренировки. Сначала нужно было научиться обходиться без костылей, а потом – найти подходящую машину.

Прошло время. Сколько было приложено усилий, сколько пролито пота, а может быть и слез – как знать – известно только самому Сандро, равно как и чего ему стоило снова встать в строй! Летом 2002 года упорство Дзанарди было вознаграждено – он начал уверенно ходить на протезах. Он с женой Даниэлой выбрался в Торонто на гонку серии CART – повидаться со старыми друзьями. Алекс был встречен как герой, а дирекция гонки даже попросила оказать им честь и сделать отмашку флагом на старт и финиш.

2002г. Алессандро готов вернуться в профессиональный автоспорт

У Алессандро оставалась одна заветная мечта. Мысли о ней не выходили из головы, он думал постоянно о том, что хочет вернуться на «Лаузитцринг» и все же доехать те 13 оставшихся кругов. И эта мечта воплотилась в реальность. В мае 2003 года CART вновь приехал на этот немецкий автодром, и к этому времени Алессандро понял, что может без проблем управлять картом, если ступни протезов жестко зафиксировать на педалях. Алессандро впервые сел в кокпит модифицированного болида и после пары кругов понял, что для него ничего не изменилось. Нет страха, а тело помнит все движения. Символическое шоу на «Лаузитцринге» прошло восхитительно. Дзанарди вывел свой «Рейнар» на овал перед переполненными трибунами и наконец-то провел до конца свою незаконченную гонку.

13 кругов Алессандро Дзанарди по Лаузитцрингу

«Это было как воссоединение с любовью всей твоей жизни, которую у тебя внезапно отобрали на полтора года», – признается потом Дзанарди

Позже Алессандро предложили поучаствовать в европейской серии «Туринг» (ETCC), предоставив ему специальную машину с ручным управлением. Результаты пробных гонок 2003 года были впечатляющими настолько, что на следующий год Дзанарди перешел в WTCC, выехал на трассу уже как боевой пилот и одержал свою первую победу в гонках после страшной аварии. А 2005-м перешел в мировую серию, где уже не просто участвовал, а выиграл гонку!

10 лет назад в Ошерслебене Алессандро Дзанарди впервые выиграл после чудовищной аварии, в которой он лишился ног

Он по-прежнему мечтал вернуться в «Формулу-1», пусть даже в качестве тестера. И, как известно, мечтам свойственно сбываться. Ему позвонили из «БМВ». И в 2006 году Дзанарди принял участие в показательных заездах команды «БМВ». Под него специально переделали рулевое управление болида, и он снова выехал на автодром, как и в старые добрые времена. Алессандро, без обеих ног, но все такой же неукротимый, быстрый, отважный, снова был за рулем одного из самых скоростных в мире автомобилей!

У Алессандро появилась новая мечта – выступить на Паралимпийских играх. В качестве вида спорта он выбрал ручной велосипед, наиболее близкий вид спорта к тому, чем он занимался всю жизнь. В 2009-м Дзанарди в классе ручных велосипедов выиграл марафон в Венеции, в 2010-м в Риме, в 2011-м одержал победу в Нью-Йорке. 5 сентября 2012 года на Паралимпийских играх он завоевал золотую медаль на дистанции 16 км, а 7 сентября 2012 года выиграл второе золото на дистанции в 64 км.

Он и сегодня в строю, этот итальянский Маресьев. Своим примером показывая, что нет ничего невозможного, а жизнь прекрасна во всех ее проявлениях. И что не стоит сдаваться, а нужно идти вперед и только вперед, пусть даже вопреки!

Ежегодная гонка «24 часа Спа» 2015 год

«Никогда не чувствовал себя несчастным, и думал о том, что могу сделать еще, а не о том, что потерял. Каждый день может дать вам что-то новое. После аварии мой образ жизни изменился. Никогда не считал, что моя жизнь стала драматичной, просто она стала другой»

▪ ▪ ▪ ▪ ▪

Двукратный чемпион автогоночной серии CART (1997-1998)

Чемпион Italian Superturismo

Победитель гонок WTCC

В ноябре 2011 года Дзанарди одержал победу в престижном Нью-Йоркском марафоне в классе ручных велосипедов.

Топовое фото: Global Look Press /Fabio Bozzani/dpa

    The fall and rise of Alex Zanardi is one of motor sport"s most heartening stories of the nineties. Sadly, there was to be no happy ending, as a cruel epilogue found the Italian all but crushed after a nightmare return to Grand Prix racing with Williams in 1999 which yielded not a single points finish, having gloried in three seasons of almost unbroken success racing for Chip Ganassi in the CART series.

    The first chapter in the career of this untypically quiet and unassuming Italian began with seven seasons spent racing karts before he contested the national Formula 3 series in 1988. His promise shone through the following year but his Racing for Italy Ralt RT33 was handicapped when a change to unleaded fuel in mid-season hobbled his Toyota engine and his results inevitably suffered. However, switching to a Dallara chassis in 1990, Alessandro finished second in the championship just three points adrift of Roberto Colciago, winning two of the series" 12 rounds.

    Having made an inauspicious debut in F3000 at the tail-end of the 1989 season, nothing much was expected of Zanardi when he took his place in the new II Barone Rampante team for the start of the 1991 campaign. Extensive pre-season testing gave the Italian an early advantage, but despite victories at Vallelunga and Mugello he eventually lost the championship to the more consistent finishing record of Christian Fittipaldi. Not that it really mattered, for by this time Zanardi had been chosen to fill the Jordan seat vacated by Michael Schumacher for the final three races of the season. His hopes of a place in the Tyrrell line-up for 1992 were dashed when the team opted for de Cesaris, but he secured a testing contract with Benetton and ultimately made three unhappy appearances for Minardi in place of his former F3000 adversary Fittipaldi, who had injured his back.

    Alessandro was offered a chance to prove himself in 1993 when Mika H?kkinen left Lotus for McLaren, and Peter Collins was to be pleased with the Italian"s early form. He drove a storming race at Monaco, where he was unlucky to miss the points, and his contribution to the development of the team"s highly complex active suspension programme drew warm praise, but his season came to a premature end after an extremely violent 150 mph accident at Spa"s notorious Eau Rouge which finished with his car destroyed and Zanardi in hospital with severe concussion. While he recovered from this shaking, he was rested in favour of Pedro Lamy for the remaining Grands Prix. The Portuguese hot-shot retained the ride for the 1994 season, although Zanardi was kept on in the role of test driver. As fate would have it, Lamy was subsequently badly injured in a testing accident at Silverstone, putting Alessandro back in for the balance of a dispiriting season as the once great Team Lotus heaved its dying breath.

    Zanardi was forced to sit out the 1995 season, save for an occasional Lotus GT drive, but at the end of the year he secured a deal to compete in the Indy Car series with Target/Chip Ganassi Racing after glowing recommendations from Adrian Reynard and Rick Gorne. Alex adapted to CART in sensational manner. The brilliant Italian won 15 races from his 51 starts and claimed successive PPG Cup championships in 1997 and 1998. It is all the more perplexing, therefore, that, thus far, he has been unable to translate his considerable skills to any telling effect in a Formula 1 car. At the time of writing his place at Williams seems under threat, but if he keeps his seat perhaps a revitalised figure will reappear. Certainly no one would begrudge him another chance.

    (c) "Who is Who" by Steve Small, 2000



     

    Возможно, будет полезно почитать: