Формы и виды физических упражнений. Виды, формы занятий физическими упражнениями. Ритмическая гимнастика, дыхательные упражнения

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применя-емые для развития физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека.
Слово физические отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной). Физиче-ская работа внешним проявляется в виде перемещения тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово упражнения обозначает повторяемость действий, и совершенствование способа исполнения этих действий.

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой- как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего внутренним и внешним содержа-нием. Внутреннее содержание- это совокупность физиологических, психологических и биомеха-нических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например, прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталки-вание, полет, приземление.
В настоящее время существует несколько классификаций физических упражнений. По анатомическому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мыш-цы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляют различ-ные комплексы упражнений (утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).
По признаку физиологических зон мощности различают упражнения максимальной, субмак-симальной, большой и умеренной мощности. Для упражнений с нагрузкой максимальной мощно-сти, которую человек может выполнять не более 20 сек. Упражнения с нагрузкой субмаксималь-ной мощности могут продолжаться от 20 сек. до 5 мин. Упражнения с большой мощностью мож-но выполнять в пределах от 5 до 30 мин. К упражнениям умеренной интенсивности относятся та-кие, которые могут продолжаться свыше 30 мин.
По признаку преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств физические упражнения классифицируются на скоростно-силовые виды упражнений (прыжки, метания); упражнения на выносливость (плавание, лыжные гонки, бег на средние и длинные ди-станции); на координацию движений (прыжки в воду, фигурное катание, гимнастические и акро-батические упражнения); на гибкость (упражнения в растягивании, улучшающие подвижность в суставах); упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в изменяющихся условиях (подвижные и спортивные игры, фехтование, бокс, различные виды борьбы).

Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1.По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

2.По их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гомнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.)

3.По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:

а)скоростно-силовые виды упражнений, характеризйещиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания т.п.);

б)упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

в)упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках т.п.);

г)упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, срортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4.По признаку биомеханической структуры движения:

а)циклические (бег);

б)ациклические;

в)смешанные упражнения.

5.По признаку физиологических зон мощности:

а)максимальной мощности;

б)субмаксимальной мощности;

в)большой мощности;

г)умеренной мощности.

6.По признаку спортивной специализации:

а)соревновательные;

б)специально подготовительные;

в)общеподготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.


  • Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.


  • Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на групп. Загрузка.


  • Следующий вопрос ». Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на групп.


  • Основные виды классификации физических упражнений . Классификация физических упражнений – упорядоченная совокупность их с подразделением на группы и по... подробнее ».


  • Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физичес�.
    Классификация видов физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от.


  • Внеклассная работа – система организованных занятий физическими упражнениями
    1. Кружок физической культуры - основная форма проведения групповых занятий с
    избранном виде спорта и на этой основе выполнению требований спортивной классификации ; в) готовить...


  • Основная задача физических упражнений профилактической направленности - повышение устойчивости орган... подробнее ».
    Классификация видов спорта. современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп, в зависимости от...


  • Современные системы физических упражнений представляют собой совокупность специально подобранных физ. Классификация видов спорта. современной практике физического воспитания виды спорта подразделяют на пять групп...


  • При физической работе важное значение имеет правильная организация рабочих движений, чере¬дование ст. Классификация основных форм деятельности человека: физический труд и энергетические затраты.


  • Главная / Физическая культура / Шпаргалка по физической культуре.
    Эффект упражнения : понятие, ближайший и следовой эффект, кумулятивный эффект; адаптация и ее механизмы.
    Классификация соревнований: - по цели: основные (главные ), подводящие, отборочные (для...

Найдено похожих страниц:10


Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, пятиминутки в течение дня (производственная гимнастика), самостоятельные тренировочные занятия. Утренняя гигиеническая гимнастика выполняется в утренние часы после пробуждения.

Упражнения в течение дня или так называемые пятиминутки или физкультпаузы, выполняются в перерывах между работой, учебой. Пятиминутки выполняются с наступлением утомления и способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени, например, сидя за компьютером.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе, в спортивном зале или на свежем воздухе. Для себя вы должны выбрать, такие виды и формы самостоятельных физических упражнений лучше всего подходят для вашего состояния, долгосрочной пользы.

Различают три вида физических упражнений: силовые, скоростно-силовые, на выносливость.

Те люди, которые занимаются ходьбой или бегают на длинные дистанции, будут наслаждаться результатами этого вида физической активности до старости лет. Короткие дистанции в высоком темпе только для молодых. Внимание, при любом выбранном вами виде спорта не рекомендуется бегать по дорогам и городским улицам с интенсивным движением транспорта. В воздухе содержится огромное количество вредных выхлопных газов, что навредит вашему здоровью.
Ходьба, медленный бег, самый лучший вид физических упражнений. В любом возрасте он доступен. При ходьбе участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме. Активизирует деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма. Выбор продолжительности и темпа бега зависит от подготовленности.

К другим видам самостоятельных занятий можно отнести плавание, гольф, лыжи, коньки, альпинизм, теннис, сквош, велосипед, танцы и аэробика, тренажерный и атлетический зал… Свежий воздух лучше, чем занятия в душном, не проветренном помещении. Еще одно предупреждение, не рекомендуется после занятий принимать холодный душ. Холодный душ вызывает простудные заболевания. Лучше контрастный душ.
Занятия любыми видами и формами физических упражнений продлевает жизнь, делает ее полноценной и деятельной. Малоподвижный образ жизни, вялость и тучность увеличивают вероятность ранней смерти. В любом возрасте можно подобрать для себя физические упражнения, от которых вы будете получать удовольствие. Даже если вы никогда не занимались, и не располагаете большим количеством свободного времени, начните прямо сейчас, потянитесь, покрутите головой, расправьте плечи, поприседайте, попрыгайте и вы почувствуете прилив сил, хорошее настроение.

Занятия физическими упражнениями станут для вас ежедневной потребностью. Ведь вы хотите быть сильными, красивыми, выносливыми. Жизнь трудна и прекрасна, врач Авиценна в своей практике писал: «…Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи, и режим сна».


Введение

Заключение


Введение


В современном мире здоровье и здоровый образ жизни имеет большое значение для каждого человека. Каждый из нас старается следовать определенным правилам, которые помогут поддержать здоровье, тем самым улучшив жизнь любого человека.

Физическая нагрузка положительно влияет на организм человека. В ее основе лежит представление о генетических и функциональных резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость психофизиологического и социокультурного развития и сохранение здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся условий внешней и внутренней среды.

Виды и формы физических занятий могут быть разными.

Так же большое значение имеет оптимизация физической нагрузки. Это зависит от общей и моторной плотности занятия.

Целью данной работы является изучение форм занятий физическими упражнениями.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд определенных задач:

изучить учебные формы занятий физическими упражнениями;

изучить внеучебные формы занятий физическими упражнениями.

Структура работы: данная работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и писка использованной литературы.


Формы занятий физическими упражнениями


В настоящее время выделяют урочные и неурочные формы занятий физическими упражнениями. К урочным формам относятся учебные занятия.

Учебные занятия - основная форма физического воспитания. Учебные занятия могут быть:

теоретические, практические, контрольные;

элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;

индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);

самостоятельные занятия по заданию и под контролем учителя.

Теоретический материал дается учащимся в форме лекций. Практические занятия могут быть двух видов:

методико-практические;

учебно-тренировочные.

Практический раздел изучается на учебных занятиях разного направления.

Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия проводятся по расписанию, с учащимися, которые отстают по тем или иным аспектам и для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия проводятся под контролем учителя и по его заданию. Такая форма занятий может проводиться как в учебное, так и внеучебное время.

Занятия по контролю проводятся для обеспечения оперативной, текущей и итоговой информации о степени усвоения учебного материала.

Контрольные занятия проводятся в течение учебной четверти или семестра после прохождения отдельных разделов программы.

В конце семестра и учебного года учащиеся сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса - экзамен.

Рассмотрим внеурочные занятия физическими упражнениями.

Внеучебные занятия организуются в форме:

Во-первых, физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);

Во- вторых, занятий в секциях, организованных профсоюзом, спортивным клубом или другими организациями;

В-третьих, самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом. Самодеятельные занятия проводятся самими занимающимися сугубо по их желанию, в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями.

Практически, независимо от избранного гимнастического вида оздоровления, такие занятия могут проходить индивидуально или в группе, самостоятельно (со знанием дела или без должных представлений о предмете) или с использованием чьей-то помощи.

Это не значит, что самодеятельные занятия не имеют никакой организованности; они проводятся в установленное время, при должной готовности занимающегося (настрою, экипированности и т.п.), взаимной договоренности людей при групповой форме занятий, соблюдении правил поведения и межличностных отношений и др.

Все это - элементы организованности. Больше того, нормальные самодеятельные занятия имеют свою программность - и это тоже элемент организованности.

Однако по отношению к педагогически организованным самодеятельные занятия отличаются большей свободностъю. Она отнюдь не сводится к выбору вида упражнения (хотя и в этом тоже есть отличие); свободность выражается в определении для занятия места в общем режиме жизнедеятельности, базы для занятий - по вкусу, выборе конкретных упражнений («хочу прыгать на батуте»), нагрузки и продолжительности их выполнения в одном занятии и на протяжении каких-то календарных периодов; постоянстве, регулярности, наконец - попросту в возможности прекратить их или перейти на другие упражнения, сменить место занятия и т.п.учебный занятие физический упражнение

В самодеятельных занятиях оздоровительной гимнастикой, как правило, не придерживаются четкой разделенное их на части и строгого варьирования нагрузки - здесь больше полагаются на самочувствие и удовлетворенность.

Хотя при разумном отношении к оздоровлению все основные методические принципы и правила должны соблюдаться вне зависимости от используемых форм занятий и от того, сам ли человек стремится к совершенству или его к этому ведут и направляют.

Главное - осознанность полезности оздоровления и стремления к нему с помощью доступных средств и форм организации;

В-четвертых, массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий - спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Соревнование - серьезное испытание физических и волевых качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективно использована для решения задач физического и нравственного воспитания (развитие физических и волевых качеств, формирование сознательного поведения и др.).

Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически подготовленным людям. Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности, необходимой для нормального функционирования организма молодого человека.

Любое физкультурное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.

Во вводной части педагог создает рабочую обстановку, ставит перед учащимися цель и задачи, рассказывает то, чем они будут заниматься на занятии. Данная часть длятся 5 минут.

Подготовительная часть занятия включает общую и специальную разминку. Задача общей разминки - активизировать мышцы опорно-двигательного аппарата и функции основных систем организма, тесно связанных с физической нагрузкой, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Продолжительность подготовительной части от 15 до 30 минут.

Основная часть занятий бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью. В сложной части применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки.

Основная трудность при проведении сложной основной части занятий заключается в том, чтобы определить порядок выполнения разнородных упражнений. Рекомендуется в самом начале основной части разучивать технику физических упражнений большей координационной сложности. Тренировочные нагрузки для развития физических качеств целесообразно планировать в следующем порядке: упражнения на быстроту движений, затем на силу и в конце занятия на выносливость. Основная часть занимает в среднем 70% времени.

В заключительной части постепенно снижается функциональная активность занимающегося и организм приводится в сравнительно спокойное, состояние. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

При необходимости в заключительной части проводится анализ проделанной работы, определяются задания для самостоятельной подготовки.

Таким образом, польза физкультуры, особенно выбор индивидуально подходящих занятий, поможет развитию выносливости, увеличению объема легких, укреплению сердечной мышцы, повышению содержания липопротеинов высокой плотности. Содержание количества холестерина при этом снижается, что значительно предотвращает риск заболевания атеросклерозом.

При регулярных занятиях физкультурой эффективно укрепляется костная система человека. Люди, занятия физической культурой для которых стало неотъемлемой частью жизни, способны с легкостью справиться с физическими, эмоциональными, стрессовыми ситуациями. Сильно повышается работоспособность, человек довольно быстро избавляется от излишнего веса.

Совершенно необязательно, чтобы получить максимальную пользу физкультуры, тратить время и большие средства для посещения тренажерных залов. Простая ходьба, включенная в режим дня, при регулярных занятиях, способна избавить человека от множества проблем, связанных со здоровьем.

Систематические занятия бегом, особенно при стрессовых ситуациях, дадут исключительно положительные результаты. При этом важно отметить высокое эмоциональное состояние, улучшение зрения, слуха при занятиях ходьбой или бегом. Замечено значительное улучшение общего состояния, исчезают головные боли, сон становится более крепким, спокойным. Из циклических упражнений прекрасным оздоровительным видом считается езда на велосипеде, которая благотворно сказывается на состоянии мышц рук, ног, развивает силу, выносливость, ловкость.


Заключение


Таким образом, изучив литературу по проблеме, мы пришли к выводу, что физкультура как направление имеет собственную цель и ряд определенных задач, так же она имеет собственный объект и предмет работы.

Физическая культура как определенное направление оказывает большое влияние на здоровье человека, его жизнь и деятельность, стимулирует его на осуществление и принятие определенных мер по отношению к самому себе и к окружающим его людям.

Изучение основ физкультуры и является важным аспектов в любом образовательном процессе и в любой деятельности человека.

Следует сказать о том, что важное значение имеет общая и моторная плотность занятия. Именно от этого зависит эффективность всех физических нагрузок.


Список использованной литературы


1.Антипов В.А., Разумахина Е.Г. Реализация функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике./ ТиПФК.- 2009. - № 3.- С.12.

2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.

Визитей Н.Н, Курс лекций по социологии спорта: учеб.пособие. - М: Физическая культура, 2008. - 328 с.

Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Юрий Дмитриевич Железняк, Павел Карпович Петров. - Москва: Академия, 2009. - 264с.

Жолдак В.И., Камалетдинов В.Г. Очерки социологии физической культуры и спорта. - Челябинск: УралГАФК, 2010. - 340 с.


Теги: Формы занятий физическими упражнениями Реферат Туризм

Физиологическая классификация объединяет физические упражнения с подобными функциональными характеристиками в группы. Существуют различные варианты физиологической классификации физических упражнений (Солодков, Сологуб, 2005).

  • В зависимости от объема вовлеченной активной мышечной массы все физические упражнения распределяют на:
    • локальные -упражнения, в выполнении которых участвует до 1/3 всей мышечной массы (стрельба, некоторые гимнастические упражнения);
    • региональные - упражнения, в выполнении которых участвует от 1/3 до 1/2 всей мышечной массы (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами туловища);
    • глобальные - упражнения, в выполнении которых участвует более 1/2 всей мышечной массы ( , гребля, езда на велосипеде).
  • Классификация по типу сокращения основных мышц :
    • статические - выполняются без перемещения тела или частей тела в пространстве, характеризуются изометрическим типом мышечного сокращения (удержание штанги, «крест» гимнастический на кольцах);
    • динамические - характеризуются изотоническим типом мышечного сокращения (все виды локомоций: , бег, ).
  • Классификация по силе сокращения требует учета двух зависимостей мышечного сокращения: «сила-скорость» и «сила-выносливость»:
    • силовые - это упражнения с предельным или околопредельным напряжением мышц в статическом или динамическом режимах при небольшой скорости движения;
    • скоростно-силовые (мощностные) - это динамические упражнения, во время выполнения которых ведущие мышцы проявляют одновременно относительно большую силу и скорость сокращения, то есть мощность (длительность от 3-5 с до 1-2 мин);
    • упражнения на выносливость - во время их выполнения ведущие мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения, но способны поддерживать или повторять их в течение длительного времени (от нескольких минут до многих часов).
  • Энергетическая стоимость физических упражнений характеризуется такими показателями : энергетическая мощность и общие энергетические расходы:
    • энергетическая мощность - это количество энергии, расходуемой, в среднем за минуту во время выполнения данного упражнения. Этот показатель измеряется в физических единицах (Вт, ккал мин -1 , кДж мин -1), а также в «физиологических» - скорости потребления кислорода (мл О 2 мин -1) или в МЕТах (метаболический эквивалент, то есть количество О 2 , потребляемое за 1 мин на 1 кг массы тела в условиях полного покоя, лежа: 1 МЕТ = = 3,5 мл О 2 кгмин -1). По показателям энергетической мощности физические упражнения делятся на легкие, умеренные (средние), тяжелые и очень тяжелые. При оценке тяжести работы следует учитывать также ряд факторов: характер выполняемой работы (статический, динамический), объем активной мышечной массы, размеры и массу тела, возраст, пол, степень тренированности, условия внешней среды (температура, влажность и т. д.) (см. приложение 2). Целесообразно учитывать также ряд физиологических показателей: скорость потребления кислорода, ЧСС, ЛB, температуру тела, ДК, содержание молочной кислоты в крови;
    • валовый (общий энергетический расход ) - это количество энергии, расходуемой за время выполнения упражнения. Он равняется производному средней энергетической мощности и времени выполнения упражнения. В зависимости от характера физических упражнений этот показатель может составлять от 500 ккал до нескольких тысяч.

Приложение 2 - Классификация физических упражнений по затратам энергии у лиц разного возраста, ккал кг -1

Пол и возраст

Упражнения

умеренные (средние)

очень тяжелые

  • В зависимости от вклада мышечной силы в выполнение упражнений и предельного проявления двигательных качеств они делятся на атлетические и технические:
    • атлетические -выполняются за счет внутренних мышечных сил. Для них характерны очень большие физические нагрузки, которые предъявляют высокие требования к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления двигательных качеств (все виды легкой атлетики, плавание, гребля, спортивные игры и единоборства);
    • технические - выполняются в основном за счет внешних сил - тяги двигателя, силы гравитации, силы воздушного потока и др. (автоспорт, санный, парашютный спорт, авиа- и дельтапланеризм, конный спорт).
  • В соответствии с общей кинематической характеристикой , то есть по характеру протекания во времени, атлетические упражнения делятся на циклические и ациклические:
    • для циклических упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений при относительно постоянной структуре и мощности (бег и ходьба, конькобежный спорт, лыжные гонки, велосипедный спорт);
    • для ациклических упражнений характерны резкие изменения вида двигательной активности и мощности в течение их выполнения (спортивные игры, единоборства, метания, прыжки, упражнения на водных и горных лыжах, фигурное катание).

В соответствии с относительной нагрузкой на анаэробные и аэробные энергетические системы все циклические упражнения делятся на и . Энергетическая и характеристика анаэробных и циклических упражнений представлена в приложениях 3 и 4 и в теоретическом вступлении к последующим практическим занятиям.

Приложение 3 - Энергетическая и эргометрическая характеристика анаэробных циклических упражнений

Приложение 4 - Энергетическая и эргометрическая характеристика аэробных циклических упражнений

Анаэробная мощность

Вклад энергетических систем, %

Главные энергетические субстраты

Рекордная мощность, ккалкг 1

Рекордная продолжительность,мин

Фосфагенная + лактацидная

Лактацидная + кислородная

Кислородная

Максимальная

Мышечный гликоген

Околомаксимальная

Мышечный гликоген и глюкоза крови

Субмаксимальная

Мышечный гликоген, жиры, глюкоза крови

Жиры, мышечный гликоген, глюкоза крови

Классификация ациклических упражнений включает четыре класса:

  • взрывные - характеризуются наличием одного или нескольких акцентированных кратковременных усилий большой мощности («взрыва»), придающих большую скорость всему телу и/или верхним конечностям со спортивным снарядом (прыжки, метания);
  • стандартно-переменные упражнения - объединены в непрерывный, строго фиксированный стандартный ряд разнообразных сложных действий (элементов), каждый из которых является законченным самостоятельным действием и потому может изучаться отдельно и входить как компонент в самые разнообразные комбинации (комплексные упражнения, соревновательные упражнения в спортивной и художественной гимнастике и акробатике, фигурном катании на коньках и водных лыжах, синхронном плавании и т. д.);
  • нестандартно-переменные (ситуационные) упражнения характеризуются резким нестандартным чередованием периодов с различным характером и интенсивностью двигательной деятельности (спортивные игры и единоборства, все разновидности горнолыжного спорта);
  • интервально-повторные упражнения - включают общие и комплексные тренировочные упражнения, состоящие из стандартных комбинаций различных или одинаковых элементов, разделенных периодами полного или частичного отдыха (тренировочные упражнения с повторным пробеганием определенных отрезков дистанции на большой скорости, чередующиеся с периодами полного или частичного отдыха; поднимание штанги несколько раз подряд; биатлон и спортивное ориентирование).

Форма и содержание упражнений

Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма – это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека.

Категория формы и содержания берет свое начало из философии материальной диалектики. Реально форму и содержание разделить нельзя, ибо форма есть не что иное, как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии, а содержание есть не что иное, как внутренний смысл данной ему формы. Данные характеристики используются только в русскоязычной литературе.

1) СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - это совокупность процессов (психологических, биологических, биохимических, и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающегося. Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего его содержанием.

При выполнении физического упражнения всегда предполагается сознательная установка на достижение конкретного результата. Реализация этой связана с предвидением результата и оценкой условий его достижения, разработкой программы действия и выбором способа выполнения, управления движениями, волевыми и другими психомоторными процессами.

Выполнение упражнения означает переход на тот или иной уровень его функциональной активности. Функциональные сдвиги, происходящие во время выполнения упражнения, стимулируют последующие процессы адаптации и восстановления, благодаря чему, выполнение физических упражнений служит фактором повышения функциональных возможностей организма и совершенствования его структурных свойств.

Содержание составляют входящие в него двигательные акты (фазы или звенья) и вся сумма процессов и явлений (физиологических, психологических и биомеханических), которые происходят у человека при выполнении физических упражнений (например, физиологические сдвиги, психические процессы, степень проявления физических качеств). Эффект упражнения определяется его содержанием. Содержание – целевое назначение упражнения, общая форма движений. Содержание обуславливает оздоровительное значение упражнений (приспособление организма, улучшение показателей здоровья, воспитание физических качеств, что улучшает физическое развитие); образовательную роль (учатся управлять своими движениями, овладевают двигательными умениями и навыками); влияние на личность (морально-волевые качества).

  • Внутреннее содержание – это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
  • Внешнее содержание представляет собой совокупность элементов, из которых состоит данное физическое упражнение. Например, прыжок в длину с разбега состоит из четырех элементов: разбег, отталкивание, полет, приземление.

1) ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ - представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.

2) Форма физического упражнения - это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. Форму физических упражнений определяют их двигательный состав и структура (техника). В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

  • Внутренняя структура" физического упражнения характеризуется тем, как во время его выполнения связаны между собой различные процессы функционирования организма, как они взаимодействуют и согласуются друг с другом.
  • Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причём содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Так повышение скоростно-силовых качеств, сказывается на соотношении опорных и безопорных фаз, на амплитуде и других признаков формы движений в спринтерском беге.

Со своей стороны и форма влияет на содержание. Несовершенная форма физического упражнения препятствует максимальному проявлению функциональных возможностей, как бы сковывая их. Совершенная же форма способствует наиболее эффективному использованию физических способностей. Так, при одной и той же скорости передвижения на лыжах человек, в совершенстве владеющий техникой бега на лыжах тратит на 10-20% энергии меньше, чем тот у кого форма движений не совершенна.

Таким образом, хотя содержание и форма физического упражнения неотделимы друг от друга, между ними существуют определённые противоречия. Их преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве с соответствующим изменением формы движений.

К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.

Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотношением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например, выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. Нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.

Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая педагогическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы выступает взаимосвязь, согласованность двигательных умений и навыков, входящих в данное двигательное действие. В качестве внешней формы выступает результат решения поставленной задачи («освоение», «не освоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, а формы - техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Нахождение оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений в каждый конкретный момент является одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.

  • Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимосвязью, взаимодействием, согласованностью и связью различных функциональных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения.
  • Внешняя структура физического упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Например: Основное упражнение – прыжки в высоту с разбега способом «перешагивания» целостное двигательное действие, выполненное с учетом правил соревнований.

  • Содержание.
    • Фазы упражнения: разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, переход через планку, приземление.
    • Процессы: повышение ЧСС, ЛВ, МО, МПК, идет через расход энергии, которая восстанавливается анаэробным путем (за счет АТФ и Кр. ф.) и т. д.

Форма упражнения:

1. Разбег прямолинейный выполняется с ускорением, наибольшая скорость достигается на последних шагах, угол 300 - 400, длина разбега – 5-7 беговых шагов, скорость разбега высокая (7 м/с и больше). Последние 3 шага – подготовка к отталкиванию – выполняются в ритме 1…, 2, 3, ноги как бы опережают туловище, предпоследний шаг – широкий (6, 5 - 7 стопы), последний (1-й от планки – самый короткий, (5 - 5, 5 стопы).

2. Отталкивание: нога ставится выпрямленной (рычаг), скорость отталкивания – доли секунды. При отталкивании различают угол постановки ноги (450), угол амортизации и угол отталкивания (65 - 900). В момент соприкосновения с грунтом толчковая нога несет очень большую нагрузку, отталкивание осуществляется за счет сил мышц-разгибателей толчковой ноги и координирующих действий всех частей тела прыгуна.

3. Полет. Траектория полета имеет параболическую форм у и зависит от угла вылета, который составляет 60 - 650, начальной скорости и сопротивления воздуха. С момента отделения прыгуна от земли действует сила тяжести, и прыгун перемещается равномерно вниз с ускорением 9 - 8 м/с2. В первой половине полета ОЦМТ прыгуна равномерно поднимается, а во второй половине равномерно падает.

4. Приземление. Нагрузка при приземлении равна ______, где ______ вес спортсмена, ________ - высота полета, _______ - путь торможения; например, при результате Т. Быковой 2,04 нагрузка при приземлении составила 200 кг.

Внутренняя форма – это взаимодействие всех процессов, происходящих в организме.

Группа Характеристика
Соревновательные упражнения Целостные двигательные действия (или их совокупность), которые являются упражнения средствами ведения соревновательной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований. Удельный вес этих упражнений в тренировочном процессе, как правило, невелик, за исключением спортивных игр и единоборств.
Специально-подготовительные Упражнения, включающие элементы соревновательных действий, их связи и вариации, подготовительные и двигательные действия, сходные с ними по форме или характеру проявляемых усилий. В зависимости от преимущественной направленности, они подразделяются на подводящие и разливающие. Так как форма и содержание упражнений, как правило, тесно взаимосвязаны, такое деление является достаточно условным.
Подводящие Упражнения, способствующие (облегчающие) освоению техники соревновательных упражнений, форма которых имеет с ними определенную схожесть (например, перекаты в группировке - подводящее упражнение к кувырку, махи ногами подводящее упражнение к ударам ногами, имитационные упражнения и др.).
Развивающие Упражнения, направленные на воспитание физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости (беговые упражнения, упражнения с отягощениями, увеличивающие подвижность суставов, подвижные и спортивные игры и др.).
Специально-развивающие Упражнения, которые по форме и содержанию приближены к соревновательным развивающие упражнениям, но создают дополнительные условия для стимулирования развития функциональной подготовки, присущей конкретному виду спорта (выполнение соревновательных упражнений с отягощениями, выполнение упражнений методами.
Общеподготовительные Упражнения всестороннего функционального развития организма Они могут соответствовать особенностям избранного вида спорта или находиться с ним в определённом противоречии (у меренный бег. передвижения на лыжах, плавание, силовые и гимнастические упражнения и др.). Несмотря на то. общеподготовительные упражнения оказывают опосредованное влияние на спортивные результаты, их удельный вес достаточно высок, особенно на ранних этапах тренировки.

При рассмотрении содержания упражнений с педагогической точки зрения важным является тот факт, что они целенаправленно развивают способности человека в единстве с формированием определенных умений и навыков. Это значит, что для учителя главным аспектом в осмыслении сути упражнений должен быть обобщающий педагогический аспект, при котором определяется их значение для реализации воспитательно -образовательных задач.

Их воздействие не ограничивается биологической сферой человека, оно распространяется на психику, сознание и поведение. Научное понимание сути упражнений несовместимо с односторонней оценкой их как биологического раздражителя или как средства воздействия на духовные начала.

От содержания упражнения зависит его форма, которая представляет его внутреннюю и внешнюю структуру (построение, организацию). Внутренняя структура упражнения характеризуется связью между собой различных процессов функционирования организма, их соотношением, взаимодействием и согласованием. Нервно-мышечная координация, взаимодействие моторных и вегетативных функций, соотношение различных энергетических (аэробных и анаэробных) процессов, например, при беге будут иными, чем при поднимании штанги. Внешняя структура упражнения - это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма упражнения взаимосвязаны. Содержание является определяющим, оно играет ведущую роль по отношению к форме. Для достижения успеха в упражнении необходимо обеспечить соответствующее изменение его содержательной стороны, создав условия для повышения функциональных возможностей организма на основе формирования силовых, скоростных или других способностей, от которых зависит результат. По мере изменения элементов содержания упражнения меняется и его форма (повышение мощности или скорости движений или выносливости сказывается на амплитуде движений, соотношении опорных и безопорных фаз, других признаках формы упражнения).

Форма влияет на содержание. Несовершенная форма упражнения препятствует максимальному выявлению функциональных возможностей, сковывает их. Совершенная форма способствует эффективному использованию способностей (при одной и той же скорости передвижения на лыжах обучаемый, в совершенстве владеющий техникой лыжного бега, тратит энергии на 10-20% меньше, чем тот, у кого она несовершенна). Самостоятельное значение формы упражнений выражается в том, что разные по содержанию упражнения могут иметь сходную форму (ходьба или бег на различные дистанции). Различные по форме упражнения могут иметь общие черты содержания (бег, гребля, плавание с одной и той же физиологической интенсивностью).

Содержание и форма упражнения неотделимы друг от друга, между ними возможны определенные несоответствия и противоречия. Их преодолевают, обеспечивая развитие физических качеств в единстве с изменением формы движений. Понимание отмеченных соотношений формы и содержания упражнений - условие целесообразного использования их в практике физической культуры и спорта.

Классификация физических упражнений

Классифицировать физические упражнения означает логически представить их как упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. Значение классификации определяется тем, какой именно признак положен в ее основу, насколько он важен в научном и практическом отношении. Если в

основе классификации упражнений лежит признак, существенный для физического обучения, классификация помогает правильно ориентироваться в огромном многообразии упражнений, рационально выбирать и целесообразно использовать их.

Известно много различных классификаций физических упражнений, которые строились, например, по формальному признаку: упражнения со снарядами, упражнения на снарядах, упражнения без снарядов, как определялось в немецкой или сокольской гимнастической школе. Классификации строились по частным признакам, узкой постановкой задач физического обучения, например по анатомическому признаку в шведской гимнастике с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или по утилитарному признаку, как классификация Эбера во Франции.

Юдиной научно разработанной классификации упражнений пока не создано. Проблема заключается в том, что систематизировать упражнения исходя из объективных возможностей, предоставляемых ими для реализации задач всестороннего физического воспитания и образования, и сгруппировать их так, чтобы можно было выбирать упражнения по признаку наибольшей эффективности, довольно сложно. Это актуально, так как постоянно возникают новые виды упражнений, в том числе и экстремального характера.

Физические упражнения принято группировать по принадлежности к исторически сложившимся условиям в гимнастике, спортивных играх. Внутри групп существуют деления, например в гимнастике - спортивная, аэробика, шейпинг, художественная гимнастика, эстетическая гимнастика. Такая классификация не отличается достаточной четкостью, не отражает глубокого взаимопроникновения и изменения сложившихся ранее средств и методов физической культуры.

Распространенной является классификация упражнений по требованиям, которые предъявляются к физическим качествам человека, по некоторым дополнительным признакам. Так, скоростно-силовые виды упражнения характеризуются максимальной интенсивностью, мощностью и усилиями - спринтерский бег, метания, прыжки и поднимание штанги.

Упражнения, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях, представляют циклическую группу - бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции.

К группе упражнений с проявлением координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений относятся гимнастика и акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание.

К группе упражнений с комплексным проявлением физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий относятся борьба, бокс, фехтование, спортивные игры.

В ряде специальных дисциплин пользуются частными классификациями физических упражнений. В биомеханике принято подразделять их на локомоторные (направленные на передвижение тела в пространстве), вращательные, перемещающие (связанные с перемещением внешних физических тел). В физиологии - на упражнения, выполняемые в различных зонах физиологической интенсивности работы (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной).

Распространена классификация упражнений по особенностям структуры движений, когда выделяют группы циклических, ациклических и комбинированных упражнений. Большое методическое значение имеет группировка упражнений по их конкретному назначению в процессе освоения целевых двигательных действий, с выделением подготовительных и основных упражнений, общеподготовительных и специально-подготовительных.

Классификации, составленные на основе различных признаков, в определенной мере имеют научное и практическое значение. Они дополняют друг друга, в совокупности помогают ориентироваться в многообразии явлений, их свойств и отношений.

В каждой классификации предполагается, что упражнение обладает постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия, который зависит от того, кто именно это упражнение выполняет, как оно выполняется, под чьим руководством и в какой обстановке проводятся занятия. Чтобы правильно судить о возможном эффекте упражнения,недостаточно представлять лишь его место в классификации - надо рассматривать каждое упражнение в единстве с методикой и другими условиями его применения.

Понятие о технике физических упражнений и двигательных

В процессе совершенствования физических качеств изыскивают рациональные способы выполнения двигательных действий. В каждом произвольном двигательном акте есть задача, осознаваемая как желательный результат действия, способ, каким она решается. Двигательная задача может быть решена несколькими способами. Например, рывок штанги можно выполнить приемом в сед или с помощью движения «ножницы».

Для спортсмена эти задачи могут быть менее или более эффективными. Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений .

Это понятие находится в одном ряду с понятием «форма физического упражнения», если рассматривать не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие в том, что термин «техника» относится к эффективным формам упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений. Степень эффективности техники упражнений в каждый момент относительная, так как сама техника не остается неизменной. Она беспрерывно совершенствуется и обновляется, становясь эффективной как у отдельного обучаемого (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения упражнениям и формирования физических качеств).

Прогресс техники упражнений обусловлен совершенствованием спортивного инвентаря, одежды, оборудования, что постоянно приводит к появлению эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере спортивной техники, столь значительно изменившейся во всех видах спорта за последние годы.

Различают основу техники движений, ее главное звено и детали.

Основа техники движений как совокупность звеньев и структуры движений необходима для решения двигательной задачи определенным способом (порядок проявления мышечных у



 

Возможно, будет полезно почитать: