Что такое ушу? Полезно ли ушу для детей

Если вы не ставите своей целью воспитать из вашего малыша чемпиона, а просто хотите, чтобы он вырос здоровым и физически развитым, то помочь вам могут в этом спортивные секции, в частности - секция ушу.

Любой родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос умным, красивым, а самое главное - здоровым. Мы, родители, заботимся о правильном питании детей, о полноценном сне, о прогулках, записываем их в различные развивающие центры. Но, зачастую, этого бывает не совсем достаточно. Проблема в том, что наши малыши сейчас весьма ограничены в физической активности, т.к. мы не можем, в силу ряда причин, отпустить их надолго на улицу одних. А прогулка с мамой или папой не заменит подвижных детских игр. А если отстаёт физическое развитие, то начинает хромать и интеллектуальное.

Ушу может стать для ребёнка хорошим помощником в ускорении физического, а вместе с тем и умственного развития, поможет ему приобрести силу, ловкость, гибкость и грациозность движений. Занятия ушу способствуют так же умению концентрироваться, улучшению внимания, вырабатывают психологическую устойчивость. Заниматься ушу могут как мальчики, так и девочки.

Существуют «внешние» и «внутренние» стили ушу. Занятия ушу нужно начинать с «внешних» стилей, т.к. «внутренние» стили включают в себя работу с внутренней энергетикой человека, что является небезопасным и требует руководства опытного учителя.

Выбор секции ушу для ребёнка

В каждом, даже небольшом городе, можно найти секцию ушу. В крупных городах - областных центрах обязательно есть региональная федерация ушу и все секции работают под руководством этой федерации. На сайтах федераций, как правило, вы сможете найти список тренеров и адреса районных представительств. Можете позвонить по контактному телефону и узнать адрес ближайшей к вам секции (обычно занятия проводятся в спортзалах средних школ или в спорткомплексах), познакомиться с тренером и посмотреть тренировку. Можно попроситься на пробную тренировку, чтобы оценить нагрузки и возможности вашего ребёнка.

Если секция ушу не состоит в региональной федерации, то обязательно наведите все справки об этой секции и о тренере. Нередко под маркой ушу разного рода "мастера кун-фу" занимаются совсем не ушу.

Итак, вы приняли решение - секция ушу!

На что обращаем внимание

1. Возраст. Лучший возраст для начала занятий - 5-6 лет, т.к. ребёнок в этом возрасте уже способен правильно воспринимать указания тренера и выполнять их.

2 Форма. Для начала вам потребуется удобная спортивная форма и легкая обувь на гибкой и тонкой подошве. Позднее, если занятия ушу увлекли ребёнка, и вы намерены продолжать занятия и участвовать в соревнованиях, можно будет приобрести специальную форму: традиционную китайскую куртку и широкие штаны.

3. Программа конкретной секции ушу. Всё ли вас устраивает? Начальная программа обычно включает в себя общефизическую подготовку: упражнения на ловкость, гибкость, силу, выносливость и быстроту. К этому добавляются специальные упражнения (техника ушу): передвижения и позиции, движения руками и ногами, упражнения на концентрацию, расслабление, дыхание. При регулярных занятиях ушу развиваются практически все мышцы.

После того, как будут освоены азы базовой техники: шпагат, мостик, кувырки, необходимый уровень силы и выносливости, начинается изучение гимнастических комплексов (таолу). В них воедино сведены удары, прыжки, движения ног и рук, имитирующие бой с одним или несколькими противниками.

По ушу проводятся соревнования. В любительских соревнованиях внутри клуба или между клубами могут принимать участие даже пятилетние ребята. Эти соревнования обычно небольшие по числу участников, что позволяет детям спокойно освоиться и привыкнуть к атмосфере дружеского соперничества. Но на этих соревнованиях также присутствуют судьи, выставляются оценки, вручаются грамоты и награды. В результате у детей повышается самооценка, развивается целеустремлённость, оптимизм и эмоциональная уравновешенность, и к школе у таких детей, как правило, нет проблем с концентрацией внимания, они более социально адаптированы, они терпимее и мудрее своих сверстников.

После освоения таолу переходят к более сложным комплексам: без оружия, с изогнутым (дао) и прямым (цзянь) мечом, с шестом (гунь) и копьём (цян). Обычно это в возрасте 7-14 лет. Ну а потом, если ребёнок всерьёз увлёкся ушу, то далее подключается акробатическая подготовка, сложные прыжки, контактное единоборство (сань-да) с оружием или без него.

Вот такой путь ждёт вашего ребёнка, начавшего заниматься этим прекрасным видом спорта.

В заключение хотелось бы сказать, что чтобы получить всю ту пользу, которую дают детям занятия ушу, вовсе не обязательно становиться чемпионом, достаточно просто заниматься и получать от занятий ушу удовольствие.

А. А. Маслов

Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. -

М.: Алетейя, 2003, с. 314-322, 330

Оккультно-мистические практики в современном Китае не исчезли, нолишь приобрели новые формы и новый «лексикон», которым они рассказывают о себе. Если раньше людям обещали бессмертие или жизнь, которая продлится сотни лет, то сегодня чаще всего идет речь об обещаниях крепкогоздоровья, могучей мужской потенции и «белизны» женской кожи (отбеливание кожи «под иностранцев» - современный канон красоты). Сегодня древние магические приемы в снятом, несколько завуалированном виде используются практически повсеместно.

Одной из форм проявления древнего магического искусства в современной жизни является широко известная во всем мире китайская традиционнаямедицина. Под термином и , сегодня означающим «медицину», первоначальноподразумевались либо особая категория медиумов, врачующих посредствомсобственного тела, либо жесты и приемы, которые они при этом выполняли. Впринципе, даже сегодня суть магического врачевания, которое и подразумевается под «традиционной китайской медициной», особо не изменилась - в деревнях по-прежнему, приступая к излечению больного, прежде всего оценивают соотношение в его организме энергий инь-ян, состояние «внешних и внутренних духов», и «прогоняют болезни» при помощи трав и т. д.

Таким же отголоском, причем вполне «живым», древней магической культуры является ушу, обычно переводимое как «боевое искусство», хотя, в сущности, оно представляет собой сложнейший комплекс психо-физического воспитания человека. Традиционные методы ушу, в отличие от современногоспортаи гимнастики ушу, непосредственно связаны с раскрытием духовных сил человека, его внутренним очищением и воспитанием. А методики, используемыедля этого, во многом повторяют магические приемы древних даосов и магов,например дыхательно-медитативная практика (цигун или нэйгун), многократное выполнение комплексов-таолу , некоторые из которых имеют исключительно ритуальный характер. Более того, существуют стили ушу, которые вообще никогда не предназначались для боевого использования и были порождены исключительно народной магической культурой. Они базируются на имитации движений животных, которая в свою очередь связана с широкоизвестными ритуалами мистического перевоплощения в животных.

Другиестили, особенно на юге Китая, где особенно сильна была магическая культура,непосредственно родились из ритуальных танцев, выполняемых под музыку иудары в гонги и барабаны, вводящих человека в психосоматический транс. Поразительно, но сегодня многие из этих стилей ушу, особенно на Западе,считаются «прикладными» и боевыми, и мало кто знает об их реальной магической истории.

Сложность понимания ушу заключается именно в его современном состоянии - на первый взгляд, оно стало достоянием широкой публики, превратилось в зрелищный вид спорта. В сущности, ушу повторило путь многих других некогда магических систем духовной практики, например магического врачевания, ставшего широко известной «китайской традиционной медициной», илигеомантики фэншуй, даосской диетологии - все они так или иначе превратились в предмет коммерции и с этого момента целиком утратили свое действительно мистическое содержание.

Ушу как способ психофизического воспитания, включающий множество компонентов - от физической тренировки до диетологии, возник относительно поздно, не раньше ХV-XVI вв. Сами же компоненты существовали задолгодо этого периода, и потому в общем можно согласиться с тезисом о древности происхождения ушу. По сути, в истории существовало
315

Несколько форм ушу (сам термин возник в III в.), которые затем слились воедино. Долгое время основное направление ушу существовало исключительно как система армейской подготовки, включая способы боя с длинным и коротким оружием, рукопашный бой, вольтижировку, даже построение боевых порядков. Параллельно развивалась некая игровая или потешная система, включавшая в себя элементы боевой практики, которая демонстрировалась при императорском дворе или на народных праздниках. Причем такие развлекательные народные представления получили колоссальное распространение в эпохи Тан-Сун в виде так называемых «представлений под навесом» (канпэн). Это было сродни цирковому развлечению: бойцы не столько вступали в поединки перед публикой, сколько, например, демонстрировали способность очень быстро вращать алебарду, весящую пару десятков килограммов, или выполняли групповые комплексы с длинными шестами.

Однако настоящий перелом в ушу происходит в ХVI-ХVП вв. - когда боевые и игровые методы сливаются с ритуальными оккультно-магическими комплексами. Это и становится зарождением ушу как системы физического и духовного - духовного в традиционном китайском смысле - воспитания последователей. Тем не менее до сих пор сохранилось очень много стилей ушу, носящих чисто развлекательный или оздоровительный характер, и хотя им традиционно приписывается эффективность в бою, в действительности это не более чем дань народной традиции. На юге Китая, в провинциях Гуандун, Фуцзянь и в Гонконге, комплексы упражнений таких стилей совершаются под удары в гонги и барабаны, ритмично, с четкими остановками и резкими ускорениями. Примечательно, что именно из этих южных стилей ушу родилось японское каратэ.

Ушу, известное нам сегодня, - это далекий, но тем не менее явственный отголосок тех мистерий и культов, которые пришли из глубокой древности. Это прекрасный пример того, как мистическая традиция и закрытые методы духовной практики могут скрываться под внешней оболочкой физической культуры, боя, а сегодня даже и спорта.

Подавляющему большинству людей порой сложно понять, что существуют по сути два ушу, которые между собой практически никак не связаны. Одно было создано самой китайской традицией в ХVП-ХVIII вв. на основе магически-оккультных методик установления связи с запредельным миром, энергетической подпитки и воспитания человека-воина. Но не воина как некоей агрессивной личности, а уникального существа, способного без злобы и агрессии блестящим образом противостоять этому миру. Это путь безукоризненного мастерства. Он требует очень больших усилий, вдумчивости и немалой внутренней интеллигентности.
316

Другое ушу, как ни странно, тоже было создано китайской традицией. Это путь внешний, показной, довольно простой и не требующий внутренних усилий. Этот тип ушу (а на самом деле речь идет не только об ушу, но и о многих явлениях китайской традиции, в том числе медицины, диетологии, живописи и т. д.) создан в основном для того, чтобы сохранить в нетронутом виде истинные ценности, мистическое знание, удовлетворив людей недалеких, невдумчивых и амбициозных. Не случайно все, абсолютно все, что написано про ушу в Китае, есть легенда, миф, таолу намеренно искажаются, в описании упражнений цигун меняется порядок движений, в описании речитативов - порядок иероглифов. Так работает механизм сокрытия мистического знания в ушу. Причем онне управляется кем-то конкретно, но исторически выработан самой культурой.

Такая двойственность ушу - прекрасная лакмусовая бумажка. Чем дальше следует продвигаться вперед, тем остается меньше людей, способных выдержать такое внутреннее напряжение. Они отпадают, спотыкаются о ложные цели или свои амбиции. Не случайно в китайских учениях, в том числе и вушу, последователи называются «идущими по Пути» или «вступившими наПуть» (жу дао). А теперь задумаемся, сколько вокруг нас людей, о которыхможно сказать - «идущие по Пути»? Вот они-то и есть воистину «занимающиеся искусством» (лянь гун), как говорят об истинных последователях ушу.

Точкой концентрации всех векторов в ушу, равно как и во всех другихдуховных практиках Китая, является фигура учителя или наставника, который по своему статусу является продолжателем традиции магов, хотя «выглядит» значительно более современным. Вообще понятие наставника в мистической традиции Китая порой разрастается до фантасмагорических масштабов: реальным людям могут приписываться подвиги древних мастеров, необычайные возможности, и по своему облику в таких рассказах эти людиоказываются очень близки к бессмертным-сяням .

Приведем лишь один пример. В буддизме наставников принято именовать фаши - дословно «наставники дхармы», то есть буддийского учения. Однако точно так же на юге и в центральных регионах Китая именуют людей,признанных местным сообществом в качестве наставников, причем не обязательно буддийских. Они, например, могут давать наставления в медицине, ушу, гадании, живописи.

Сегодня практически все известные мастера ушу, которые получили буддийское посвящение, но не обязательно были монахами либо покинули монастырь, также именуются фаши, причем такое звание дает им местное сообщество, а не они сами. Если внимательно посмотреть, какие в действительности функции они выполняют, окажется, что фаши не обучают людей непосредственно (это за них делают их ученики), но, выполняя определенныеупражнения, медитации, или, наоборот, практически мгновенно
317

Они способнывходить в необычное состояние, в котором начинают говорить или показыватьвещи, не характерные для их уровня знания. В этом состоянии они могут врачевать людей на расстоянии. В частности, мне приходилось видеть в провинции Хэнань следующий способ врачевания: фаши садился на стул в пареметров от больного, прикрывал глаза и начинал медленно раскачиваться, затемделал небольшой толчок рукой в воздухе или какое-то смахивающее движениеперед собой. На этом лечение заканчивалось, вредоносные духи были изгнаны.Примечательно, что такое лечение нередко оказывалось очень эффективным.В той же провинции Хэнань практически все известные мастера ушу именуются фаши. Поначалу может сложиться впечатление, что это происходит из-затого, что многие из них связаны с буддийской практикой, например, обучалисьв монастыре Шаолиньсы или у его последователей. Однако термин фаши распространяется прежде всего на тех, кто способен либо «передать истину», тоесть быть посредником в передаче духовного знания от верхних духов к ученикам, либо на тех, кто способен входить в состояние транса в момент выполнения комплексов таолу.

По сути, фаши - это воспроизведение древнейшего искусства медиумов.Сам термин фаши встречается еще в древнейших текстах периода Чжоу. Знаменитый востоковед де Гроот наблюдал практику фаши на юге Китая в началеXX в. и пришел к выводу, что так называли неких людей, «захваченных духами». На Тайване фаши выполняет функцию «мастера ритуалов» во времяхрамовых церемоний, призывая духов спуститься на землю и войти в конкретных людей. В этот момент люди могут задать духам любые вопросы, причембольшинство из них интересуют самые бытовые проблемы, например, у духовнередко спрашивают номера лотереи, которые могут выпасть при следующемрозыгрыше.

Путешествуя по многим районам Китая, бывая в самых отдаленных уголках и горных районах, я с интересом наблюдал за теми людьми, которых местные жители называют «наставниками» (шифу).Поведение их может показаться странным и далеким от норм того, чтообычно принято называть наставничеством или мастерством. Прежде всего, большинство из них не отличается какими-то сверхъестественными или необычайными способностями, например, мастера ушу отнюдь не являются самыми лучшими бойцами, не обладают угрожающим видом. В основном это пожилые люди скромного, а нередко вообще неприметного вида, их лица выражают смущениеи даже растерянность, когда их вдруг начинают именовать мастерами.

Думается, путаница происходит из-за абсолютного несовпадения понятиямастерства на Западе и в Китае. Для западной традиции мастер - это могучийи самый лучший боец, строгий и жесткий ментор. В Китае же наставник выполняет совсем иную миссию - он опосредует связь своих учеников с Небом,с духами мастеров предыдущих поколений. И поэтому самое важное - всевремя находиться рядом с мастером.
319

Мир ушу знает множество мифов и рассказов о подвигах мастеров, причем именно с этих рассказов начинается обучение в любой традиционной школе ушу. Например, шаолиньская традиция ведет свое начало от индийского монаха-миссионера Бодхидхармы, который девять лет провел в медитативномсозерцании, сидя лицом к стене в одной из пещер гор Суншань. Как рассказывают все более или менее известные хроники монастыря Шаолиньсы, именноон стал основателем чань-буддийского учения и боевого искусства шаолиньских монахов. Однако эти предания в их окончательном виде сформировалисьне раньше XVII в., то есть через более чем тысячу лет после того, как приходилв Китай легендарный Бодхидхарма. Современные же исследования показали,что прямого отношения к ушу Бодхидхарма не имел, к тому же Шаолиньсыникогда не былцентром ушу. Это не является секретом и для современныхшаолиньских наставников, которые тем не менее регулярно приписывают Бодхидхарме и другим подобным героям древности создание многих боевых имедитативных комплексов, авторство «тайных трактатов». Зачем же эти истории передаются от поколения к поколению?

Думается, это объясняется не какой-то «мистифицированностью » сознания, но использованием древнейшей медитативной техники. Рассказывая омастерах, пересказывая реальные или, чаще всего, выдуманные истории из ихжизни, называя их по имени, ныне живущее поколение последователей темсамым как бы призывает духов древних бойцов на себя. Вспомним, что приисполнении ритуала похорон или поминовения китаец должен многократноназывать усопшего по имени, дабы тот не заблудился в мире духов, не превратился в «сиротливую душу», не обратился во вредоносного гуя, а продолжалпомогать своим потомкам. Точно так же школы ушу, построенные по принципу семьи, где все считаются братьями-сестрами, отцами-детьми, поминают своих «родственников», устанавливая связь с их духами. Известно много историйо том, как последователи учились во сне, когда к ним приходил наставник,умерший сотни лет назад, и показывал секреты ушу. Мне неоднократно приходилось видеть, как ученики, прикрыв глаза и войдя в медиативный транс,начинали выполнять мощные, жесткие движения, которых до этого никогда неучили, а придя в себя, рассказывали, что им явился некий наставник и сталпомогать им.

Вообще образ наставника в духовной традиции Китая сведен к некоему абстрактному мифообразу, абсолютному Учителю, связанному с древними секретами и самой энергетикой древних мудрецов. Будучи передатчиком этойтрадиции, он отсутствует как индивидуальная личность и являет собой неболее чем одно из звеньев в цепи «преемствования духа древних». В этом онтакже
320

схож с древним магом, ибо в тонком мире для человека не может бытьникакой окончательной самоидентификации, у него нет окончательного лика,поскольку его физическое тело является лишь временной оболочкой, тогда какего существование выходит за рамки земной жизни. Такое представление отом, что все внешнее - тленно и временно, а все внутреннее - истинно ивечно, проявилось, в частности, в существовании дихотомии «внешнее-внутренее» (нэй-вай) во всех областях искусства, в интеллектуальных поисках самосовершенствования и политического управления. Причем отнесение ко «внешнему» или «внутреннему» того или иного явления зависит исключительно отпозиции самого классифицирующего. Например, все последователи ушу относят свою школу ко «внутреннему» направлению и в то же время всех остальных считают «внешними» или идущими «внешним путем» (вай дао).

Соотнесение со внешним или внутренним никоим образом не связано стехническим мастерством бойца ушу, искусностью живописца или точностьюпредсказаний гадателя. Существует лишь один критерий - приобщенность ктрадиции конкретной школы, передача духовного, а не технического компонента традиции. Причем под «духовной передачей» подразумевается способность последователя адекватно воспроизводить то состояние сознания, которое было присуще его наставникам и которое в свою очередь и является «передачей истины» (чжэньчуань). И сегодня, например, наставник, который преподает при Шаолиньском монастыре ушу, но при этом не является воспитанникомШаолиньсы или самой шаолиньской школы, именуется вай ди - «внешнийученик». Традиционными наставниками он отвергается как «плывущий в другом потоке».

Тот, кто находится рядом с наставником, когда он пребывает в состоянииозарения или одержимости духами древних, и есть человек, перенимающий отучителя истинную благодать. Не техническое мастерство, не какие-то секретыпередаются последователю, а ощущение, принесенное из потустороннего мира.Это и есть то, что именуется чжэньчуань - «передача истины» (одно из самыхрасхожих понятий в китайской мистической культуре). Рядом с мастером могут находиться сотни учеников, но лишь нескольким из них посчастливится уловить это ощущение и пережить мистическое откровение. Они и будут называться «воспринявшими истину». Все же остальные получат «ложную традицию» {цзя чуань), хотя проходили точно такое же обучение, как и «истинные ученики», с той лишь разницей, что в силу многих причин они оказалисьнеспособны пережить экстатический транс и мистическое откровение.

В самом понятии «передача истины» или «истинная традиция» нет и оттенка философского созерцания или вопроса «что есть истина?». Истина в данном случае - та благодать, которая ощутимым образом исходит от наставника и рядом с которой надо пребывать. Именно поэтому учитель «учит молчанием», передавая знания одним своим присутствием.
321

В реальной жизни этообучение выглядит чаще всего как обычная жизнь рядом со своим наставником в течение многих лет. Ученик вместе с ним странствует по разным местам,принимает пищу, нередко живет в его доме. Преданность и внутренняя благодарность наставнику - важнейшая часть этой традиции, поскольку в противном случае обрывается связь со всеми поколениями предыдущих мастеров иученик оказывается вне традиции, «вне передачи» и по сути перестает быть учеником.

Имена учеников, которым была «передана истина», обычно заносятся вособые генеалогические книги (цзя пу), существующие у каждой школы ушу,гадателей, каллиграфов, художников. В них подробно указывается, как осуществлялась передача благодати от учителя к ученику, причем такие книги сабсолютной точностью скопированы с обычных семейных хроник. Небольшоеколичество учеников, занесенных в цзя пу (обычно их два-три), говорит вдействительности не о том, сколько человек обучалось у наставника, а о том,сколько испытало соприкосновение с миром духов и способно передавать этотимпульс дальше.

В этом смысле становится более понятным известный китайский постулато необходимости передавать учение «от сердца к сердцу» (и синь чуанъ синь).«Сердце» (также «душа» - синь) в китайской традиции означает совокупностьдуховно-психических свойств человека и в этом плане логически противостоит«телу» (ти), и таким образом, любое учение есть передача личных свойств ипереживаний просветленного учителя. Именно поэтому не существует каких-то секретов, которые можно было бы «подсмотреть», украсть или выдать, -все обучение сведено к особой роли личности наставника, его личного магнетизма, и далеко не всегда его технических знаний.

Смысл жизни такого наставника - в сохранении этого духовного импульса, этой истины, которую нельзя растерять в бренном мире. И ради этогоможно пожертвовать карьерой, удалиться на старости лет в уединенную деревню или в горный скит. История донесла до нас слова Шэнь Чоу (1427-1509),одного из четырех великих наставников династии Мин. За год до своей смертион собственноручно сделал каллиграфическую надпись на своем портрете, написанном одним из художников.

Прямо над своей головой на картине он размашисто начертал: «Некоторые считали, что глаза мои слишком малы. Другие же утверждали, что челюсти мои слишком узки. Я не знаю, да и откуда же мне знать, чего мне недостает? Да и в чем смысл сравнения глаз и лиц? Волнения мои лишь о том,как не утратить истинность. Ко всему же остальному был я столь беспечен всеэти восемьдесят лет, и остаюсь им сейчас, когда смерть стоит лишь в шаге отменя». И подписался - «Старик с каменистых полей».

322

* * *

То, что нередко представляется нам крайне загадочным, потаенным в китайской культуре, оказывается, наоборот, вторичным относительно действительно мистической культуры. То, что мы видим, можем прочитать илиуслышать, принадлежит уже к традиции редуцированной, более того - нередко крайне рационалистической. Продуктами многоэтапной рационализации мистического можно считать целый ряд явлений культуры, в том числефилософию, живопись и поэзию, китайскую медицину, комплекс боевых искусств ушу, даже фанатичное следование формам приготовления пищи и заварки чая.

Парадокс заключается в том, что для Китая эта эзотерическая традицияне была традицией тайной, недоступной, хотя она и могла быть сокрытой отдругих людей. Но скрывалась не техника, не приемы и не методики, которыеможно либо выучить, либо, как делают многие современные китайцы и европейцы, внешне сымитировать, подражая, скажем, китайскому ушу, а на самомделе занимаясь обычной гимнастикой или спортом. Недоступность истиннойтрадиции обеспечивалась уже самим состоянием, в котором должен находиться человек, дабы вступить в контакт с миром духов, обрести трансцендентацию сознания, покинуть пределы своего физического тела. Ряд методик, например способы медитации, «внутреннего искусства» или ушу, могли подвести человека к определенной черте, способствовать его прорыву в область изначального опыта, но однако все это базировалось на определенной природной предрасположенности человека к трансу. Становится ясно, почему некоторымметодикам, которыми технически можно овладеть за несколько месяцев, последователей обучали десятилетиями - у них стремились развить способностьк трансцендентации сознания. Например, многие методики так называемых«внутренних стилей» ушу могут быть разучены за весьма короткий срок, порой измеряемый неделями, а техникой всего стиля можно овладеть за парулет. Тем не менее последователей обучают десятилетиями, раскачивая и разрабатывая их сознание, выводя его за пределы привычных конвенций, вербального опыта.

Нередко для непосвященного наблюдателя китайская культура представляется углубленно-философичной и утонченно-самоуглубленной. Она же, наоборот, нервно-яркая, невротизированная, как невротизирован любой магический ритуал, напрямую обращающийся к сознанию человека. И она не может быть воспроизведена вне самого Китая.

Ушу - это обобщенное название боевых искусств, существующих в Китае. Название состоит из двух иероглифов - «у» и «шу», что в переводе с китайского означает «военное искусство».

По сути ушу - это то же самое, что и кунг-фу. Однако по российской традиции термином «кунг-фу» называют боевые искусства, а «ушу» - гимнастические упражнения, являющиеся основой как физического, так и духовного совершенствования.

Исторически искусство ушу зарождалось как система знаний, позволяющая обеспечить выживание человека в любых условиях. Подобная подготовка помогала развить способности к быстрому принятию необходимого решения и немедленному действию. Однако ушу предназначено не только для боевой подготовки: методики, которые задействует искусство, позволяют также развить скрытые способности организма, быстро восстановить затраченные ресурсы, добиться оздоровления и самосовершенствования.

Гимнастика ушу

Гимнастика ушу представляет собой комплекс упражнений, включающих в себя физическую и дыхательную практику, исключая духовную и медитативную. Она направлена на достижение гибкости, развитие мышц и суставов, поддержание выносливости и оздоровление организма.

Гимнастика ушу обладает следующими преимуществами:

  • В связи с предъявлением в ушу особых требований к гибкости спортсмена, упражнения способствуют развитию не только мышц и сухожилий, но и суставов. Как говорят на Востоке, «тот, кто сохранит гибкость, отдалит старость»;
  • Гимнастика эффективно развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Это обусловлено необходимостью выполнения упражнений на гибкость и расслабление мышц;
  • Занятия ушу положительно сказываются на развитии опорно-двигательного аппарата, формировании осанки;
  • Ритмичные и в то же время плавные движения спортсмена снимают эмоциональное и мышечное напряжение.

Несмотря на то, что ушу первоначально сформировалось в качестве боевого искусства, гимнастические упражнения не являются имитацией движений в бою, они выполняются плавно и мягко, чтобы избежать растяжений связок и сухожилий.

Перед тем, как приступать к гимнастическим занятиям по ушу, необходимо соблюсти несколько важных советов:

  • Лучше всего заниматься ушу рано утром или вечером, предварительно очистив кишечник;
  • Не делайте упражнения на полный желудок или испытывая сильный голод;
  • Используйте во время гимнастики свободную одежду из натуральных тканей, не сковывающую движений;
  • По древней китайской традиции заниматься ушу следует, стоя лицом на север;
  • В упражнениях используйте принцип постепенности, соблюдая умеренность в нагрузке;
  • Занимайтесь ушу регулярно - не реже двух раз в неделю.

Вне зависимости от того, новичок вы или человек, который занимается ушу всю жизнь, каждая тренировка должна начинаться с отработки базовой техники. В нее включаются упражнения на развитие гибкости:

После разминочных упражнений занятия ушу подразумевают собой выполнение стоек и ударов. Стойки - это не статичные позиции, а динамика в действии, особые шаги, которые, в зависимости от ситуации, отличаются по форме и длине. В начальный период изучения стоек ушу для начинающих предполагают следующее положение рук: кисти прижаты к поясу и сжаты в кулаки, локти отведены назад.

Основные стойки в ушу:

  • Бинбу. Ноги вместе, спина прямая, вес равномерно распределен на обе конечности;
  • Мабу. Важнейшая стойка в ушу. Используется не только для отработки технических действий, но и для тренировки дыхания, силы мышц ног, повышения выносливости. Ноги поставлены на ширине плеч, стопы направлены вперед и параллельны друг другу. Спортсмен приседает, сгибая ноги в коленях так, чтобы бедра были параллельны поверхности. Спина прямая, живот втянут, колени развернуты наружу;
  • Гунбу. Стойка позволяет быстро маневрировать, давая возможность нанесения мощного удара, как в движении, так и на месте. Одной ногой выполняется длинный шаг, нога сгибается в колене. Носок впереди стоящей ноги находится на одной линии с пяткой сзади стоящей конечности;
  • Сюйбу. Стойка используется при ударах ногой, отходом с блоком и разрывом дистанции. Ноги расставлены в стороны. Присаживаемся на одной ноге, согнув ее в колене, переносим на нее всю тяжесть тела. Носок впереди стоящей ноги находится на одной линии с пяткой ноги, стоящей сзади.

После того, как ученик научился стойкам, ушу для начинающих предполагает освоение техники передвижения в стойках как по направлению вперед, так и по направлению назад. Задача обучающегося - научиться переходить из одной стойки в другую, учитывая правильное положение корпуса, рук и ног.

Ушу для детей

Согласно исследованиям, занятия ушу улучшают нервно-психическое состояние и физическую подготовку детей. Выполнение сложно-координированных движений комплекса ушу способствует формированию таких качеств, как выносливость, дисциплинированность, уравновешенность, концентрация, внимание, память, быстрота и скорость реакции. Детям, занимающимся данным видом гимнастики присущи энергичность, оптимизм, состояние эмоциональной удовлетворенности.

В ходе тренировок дети выполняют упражнения, направленные на стабилизацию дыхания, а также расслабление (нервное и мышечное) после занятий.

Ушу для детей предполагает изучение упрощенного курса, без перегрузки физическими упражнениями, учитывая недостаток навыков моторики и координации движений у ребенка.

Китайское ушу - это одна из самых многогранных и эффективных боевых систем в мире. В наше время уже не для кого не секрет то, что ушу активно развивается в пользу спортивно-соревновательного прикладного аспекта.

Спортивное ушу - это, прежде всего, путь к самосовершенствованию личности через освоение боевых комплексов, дыхательной гимнастики , психофизического тренинга, поединков с противником и т.д. Занятия ушу доступны людям любого возраста и различного уровня физической подготовки, развивают силу, гибкость, координацию движений, выносливость, концентрацию внимания, имеют большее оздоровительное значение и положительное психофизическое воздействие.

Спортивное ушу развивает человека, прежде всего физически, а участие в соревнованиях позволяет провести внутреннюю переоценку своих способностей, перешагнуть через "немогу" и выработать тем самым целый ряд полезных в жизни качеств, таких как целеустремленность, выносливость, решительность, способность мгновенно оценивать ситуацию и т.п.

Спортивное ушу делится на два основных раздела - ушу-таолу и ушу-саньда (или более традиционное название - саньшоу) кроме этого существует еще два, менее известных вида, которые будут описаны ниже.


Ушу-таолу
включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке, все эти технические действия сведены в комплекс движений (таолу) эмитирующий бой человека с одним или несколькими противниками, с оружием и без. Характер соревнований определяется регламентом соревнований. Соревнования подразделяются на: личные, командные и лично-командные.

В базовый набор технических действий ушу-таолу входят наиболее зрелищные приемы, отобранные из таких известных традиционных стилей ушу, как чацюань, хуацюань, паоцюань, хунцюань, шаолиньцюань, тайцзицюань и др. На соревнованиях спортсмены соревнуются в обязательной программе, в которую входят три раздела:

Цюаньшу (комплексы упражнений без оружия), включает три стиля: чанцюань, наньцюань, тайцзицюань. Каждый из этих стилей имеет свою характерную особенность, свою базовую технику, как правило спортсмены специализируются в одном из этих стилей.

Дуань цисе (комплексы упражнений с коротким оружием), включает: даошу (упражнения с изогнутым мечом дао), цзяньшу (упражнения с прямым мечом цзянь).

Чан цисе (комплексы упражнений с длинным оружием), включает: цяншу (упражнения с копьем), гуньшу (упражнения с шестом).

Традиционные стили ушу без оружия, разделены на четыре группы по принципам приложения силы, схожести принципов движения, техник и т.п. 1-я группа: багуа, синъи, бацзи. 2-я группа: тунбэй, пигуа, фаньцзы. 3-я группа (подражательные стили и дитан): стиль пьяницы, обезьяны, змеи, журавля, богомола и т.п. 4-я группа: шаолиньцюань, паоцюань, хуацюань, хунцюань и др. (это самая многочисленная группа, сюда входят все стили, не вошедшие в 1-3 группы).

Традиционное оружие ушу разделено на три группы: Одиночное оружие: различные виды алебард, шест, копье, двуручный меч и т.п. Парное оружие: парные мечи, парные кинжалы, парные цепи и т.п. Гибкое оружие: гибкое копье, девятизвенный и трехзвенный цеп и т.п.

Дуйлянь (поединок с заранее определенной последовательностью движений) включает: поединки один на один или один против нескольких противников без оружия, с оружием, вооруженного (ых) против безоружного (ых).

Ушу-саньда (саньшоу) - свободный бой. Как спортивное единоборство ушу-саньда было возрождено лишь в конце 80-х годов нашего века, хотя различные формы поединков существовали в Китае с глубокой древности. Современное саньда это динамичный вид контактных поединков с жесткими правилами, запрещающими только серии ударов в голову. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата длившегося более двух секунд. Саньшоу включает удары руками, ногами, захваты, заломы, броски, удары в прыжке из любых стилей. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один без оружия в защитной экипировке (шлемы, жилеты, перчатки, иногда футы и наколенники). Поединок проводится в три раунда по 2 минуты на открытом, без канатов, помосте (лэйтай) 8 на 8 метров поднятом на 60 сантиметров над уровнем земли.

Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2 или 3 балла. Победителем объявляется спортсмен, набравший в ходе схватки наибольшее количество баллов. Если спортсмен два раза в раунде выталкивается за пределы помоста, то он объявляется проигравшим в раунде.


Туйшоу
- дословно толкающие руки. Вид поединка между двумя невооруженными противниками в стиле тайцзицюань. Техника туйшоу включает восемь основных технических действий из арсенала тайцзи: пэн, люй, цзи, ань, цай, ле, чжоу, као. Задача спортсмена, используя технику тайцзицюань заставить противника потерять равновесие или опрокинуть его на землю. Соревнования проводятся на круглой, диаметром 6 метров, площадке, в два раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, 3, 4 или 5 баллов.


Дуаньбин, чанбин
- свободный бой на коротком (дуаньбин) и длинном (чанбин) оружии. Этот вид контактных поединков в старом Китае также назывался лэйтай. В настоящее время в Китае соревновательные поединки с оружием почти забыты, и чаще используются в тренировочном процессе традиционных школ ушу. Технические действия спортсмены демонстрирует в поединке один на один в защитной экипировке. В дуаньбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения мечом (цзяньшу, даошу), в чанбин разрешаются любые атакующие и защитные действия из техники владения копьем (цяншу).

Соревнования в дуаньбин проводятся на круглой площадке диаметром 9 метров, в чанбин на прямоугольной площадке 14 на 8 метров в три раунда по 3 минуты. Бой контролируется судьей на помосте и боковыми судьями, которые оценивают технические действия в зависимости от чистоты и эффективности на 1, 2, или 3 балла.


Гибкость в практике ушу.


Методы развития гибкости.

В силу своей специфики, обусловленной наличием большого количества широко-амплитудных и сложно-координационных движений, занятия ушу предъявляют повышенные требования к такому параметру подготовки, как гибкость. В ушу данный раздел подготовки носит название жоугун.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В основу упражнений для развития гибкости положены разнообразные движения: Сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращательные и круговые движения. Так как главной причиной ограничения гибкости является напряженность мышц-антагонистов, то развитие способности сочетать сокращения мышц, производящих движение, расслаблением растягиваемых мышц, является определяющим фактором выполнения упражнений для развития гибкости. Упражнения на гибкость разделяют на активные и пассивные. Активные упражнения характеризуются включением в работу мышц, проходящих через данный сустав, а пассивные - использованием внешних сил.


Активные упражнения для развития гибкости.

К активным упражнениям для развития гибкости относятся пружинистые и маховые движения, статические напряжения, упражнения в преодолении сопротивления внешних сил.


Пружинистые движения

Пружинистые движения выполняют сериями из 3-5 ритмичных повторений подряд с постепенно увеличивающейся амплитудой. Они основаны на свойствах мышц, не только растягиваться, но и сокращаться, возвращаясь в первоначальное положение. Пружинистое выполнение упражнений позволяет легче увеличивать амплитуду, достигать ее максимальной величины.


Маховые движения

Маховые движения выполняются в виде однократных и повторных взмахов. Использование инерции движений позволяет повысить их эффективность. Маховые движения сначала выполняются с незначительной амплитудой, постепенно доводя ее до максимальной.


Статические напряжения

Эти упражнения основаны на зависимости величины растягивания от его продолжительности. При выполнении этих упражнений сначала необходимо расслабить участвующие в упражнении мышцы, а затем выполнить упражнение и удерживать конечное положение от 10-20 секунд до нескольких минут.


Пассивные упражнения

Эти упражнения выполняются по действием внешних сил, таких как давлении массы тела, с помощью партнера, использование специальных тренажерных устройств. В этих упражнениях мышцы растягиваются до определенной степени и находятся в этом положении некоторое время. Уровень прилагаемой силы, как правило, определяется субъективно, но амплитуда должна постоянно находится на около предельном уровне возможностей данного человека. Упражнения выполняются до наступления болевых ощущений.


Методические указания по развитию гибкости.

Общая гибкость является основой для развития специальной гибкости. Если вы хотите улучшить гибкость ног для выполнения амплитудных ударов ногами и выполняете упражнения только для нижней части тела, то отсутствие гибкости в области спины будет серьезным препятствием для эффективного выполнения амплитудных движений. Только на фоне гармоничного развития гибкости и подвижности основных суставов тела можно специализированно совершенствовать подвижность именно тех суставов, движения в которых строго соответствуют решаемой двигательной задаче. Для достижения максимальной амплитуды движений в специальных упражнениях целесообразно использовать какую-либо предметную цель. Например, при наклоне вперед коснуться пола пальцами рук, затем ладонями и т.д.

Прежде чем выполнять упражнения с большой амплитудой необходимо усилить кровообращение в тех мышцах, которые будут подвергаться растягиванию, для того, чтобы мышцы приобрели рабочее состояние, Недостаточное разогревание мышц является основной причиной возникновения мышечных травм при выполнении упражнений с большой амплитудой.

Упражнения эффективны только в том случае, когда максимальная амплитуда достигается без сильных болевых ощущений. При этом необходимо учитывать, что боль бывает двух видов - приятной и неприятной, режущей.

Общее число повторений упражнения в каждой группе на растягивание определенно мышечной зоны должно постепенно возрастать: от примерно 10 упражнений в первом занятии до 100-120 через три месяца ежедневных тренировок. Максимальное количество повторений в одном занятии при сгибании позвоночника - 90-100, тазобедренного сустава - 60-70, плечевого - 50-60, других суставов - 20-30. Для получения максимального эффекта от занятий целесообразно ежедневное выполнение упражнений в течении одного часа в период развития гибкости и 30 минут - в период поддержания гибкости. Если тренировка проводится два раза в день, дозировка упражнений на гибкость в каждом занятии может быть уменьшена, но в сумме она не должна уступать объему ежедневной одноразовой тренировки. Под воздействием регулярных тренировочных нагрузок уровень гибкости довольно быстро повышается, при этом с каждым занятием увеличивается и продолжительность сохранения высокого уровня гибкости в течение дня.

Быстрый рост показателей гибкости происходит примерно на протяжении первых трех месяцев занятий, затем увеличивать показатели гибкости становится значительно труднее. Если прекратить упражнения на гибкость, то она постепенно уменьшается и через 2-3 месяца доходит примерно до исходных величин. Перерыв в занятиях не желателен более чем на 1-2 недели.

В силу специфики и характерных особенностей боевых искусств, в общей совокупности выполняемых упражнений для развития гибкости преобладают активные упражнения, так как в практике боевых искусств гибкости проявляется, главным образом, в активных ее формах. Для получения эффекта от выполнения упражнений необходимо умение расслабляться и правильно дышать. Дыхание должно быть ровным, глубоким и естественным. Любые задержки дыхания, вызванные отсутствием контроля над ним, приводят к скованности движений и затрудняют растягивание мышц, так как мышцы не получают достаточное количество кислорода. Умение расслабляться - это то качество, без которого невозможно добиться каких-либо серьезных результатов в любой двигательной деятельности.

Совершенствование способности к быстрому переходу мышц от напряженного состояния к расслабленному труднее, чем наоборот, от расслабленного к напряженному. Для того чтобы почувствовать расслабление, тепло и тяжесть в мышцах, необходимо предварительно напрягать их в течение 5-10 секунд. Напряжение мышц должно сочетаться с выдохом и задержкой дыхания, расслабление - с активным выдохом.

Перед выполнением упражнения на растягивание мышц необходима общая разминка. Эффект разминки сохраняется при пассивном режиме 10-15 минут, при активной двигательной деятельности 30-40 минут. Так как эффект от выполненных упражнений в одном подходе сохраняется в течение 8-10 минут, то желательно между подходами делать перерыв в 1-2 минуты.

При работе над гибкостью в практике боевых искусств необходимо соблюдать основные принципы занятий, к которым относятся:

    постепенность, подразумевающая поэтапное возрастание сложности упражнений и увеличения нагрузки;

    регулярность, подразумевающая ежедневное выполнение упражнений для развития гибкости;

    комплексный подход к развитию гибкости, подразумевающий равномерное развитие подвижности всех групп суставов и увеличение эластичности всех мышц и связок, задействованных в выполнении техники ушу.

У шу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимнодополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать "внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем "внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.



 

Возможно, будет полезно почитать: