Дыхательная практика туммо. Туммо: тибетская йога внутреннего огня. Что такое туммо

Необычайная выносливость тибетских отшельников объясняется их умением вырабатывать внутреннее тепло. Мистики умеют впадать в , которое именуется «тумо », но для обозначения понятия тепла в повседневной речи этот термин не употребляется. Отшельники Тибета способны провести всю зиму в пещере на высоте до 5000 метров в легкой одежде и чувствовать себя при этом вполне комфортно.

Действие практики тумо направлено не только на согревание тела аскета. Последователям тайных тибетских учений известны различные виды тумо. Окутываясь в теплый "божественный покров", аскет может наблюдать . Ему не нужно опасаться подхватить простуду, пока он находится под защитой тумо.

Как правильно выполнять дыхание тумо

В упражнение входят десять этапов, которые следуют один за другим, без перерыва. Ниже приведено их краткое изложение:

  • В воображении создается ментальный образ в виде артерии, толщиной в человеческий волос. Она проходит через центр тела и постепенно наполняется пламенем (или теплой воздушной струей).
  • Диаметр артерии увеличивается до толщины мизинца.
  • Артерия постепенно расширяется до размеров руки.
  • Артерия приобретает вид трубы и заполняет собой все тело.
  • Расширившаяся вена способна вместить в себя всю вселенную. Ощущение тела отсутствует, практик входит в состояние экстаза. Он чувствует себя развеваемым ветром пламенем в пылающих волнах огненного океана. Для достижения пятого этапа тумо даже самый способный ученик тратит не меньше часа. После прохождения этой стадии наблюдается повторение субъективных видений в обратном порядке.
  • Постепенно волны пламени уменьшаются и спадают, стихает буря. Наконец пылающий океан поглощается телом.
  • Сосуд сужается до размера руки.
  • Артерия не превышает толщины мизинца.
  • Толщина артерии равна толщине волоса.
  • Вена пропадает. Становятся невидимыми огонь и другие образы и формы. Существующие представления о каких-либо предметах также рассеиваются. Постепенно сознание растворяется в «Великой Пустоте».

Утро считается идеальным временем для занятия тумо. Но фактически практиковать это упражнение можно в любое время суток.

Экзамен тумо

Период обучения, во время которого оттачивается техника тумо, заканчивается экзаменом. Лунной зимней ночью полностью уверенные в своем умении ученики приходят с учителем на берег не замерзшей горной речки. Если все водоемы скованы льдом, то пробивается полынья.

Ночь должна быть морозной и ветреной, что для Тибета не редкость.Совершенно голые кандидаты на звание «респа» рассаживаются на земле, скрестив ноги. Погруженные в ледяную воду простыни вытаскивают из проруби и закутывают ими ученика. Задача аскета - отогреть определенное количество простыней своим телом и высушить их. Когда ткань высыхает, ее повторно замачивают в воде, и вся процедура повторяется до рассвета.

Победителем становится тот, кому удалось высушить на себе наибольшее количество простыней.Некоторые ученики подобным образом просушивают за ночь до сорока простыней. Впрочем, размеры отрезков ткани бывают чисто символическими. Но, нужно признать, что настоящие «респа» способны высушивать телом куски материи, размером с огромную шаль.

Таинство "Тшед"

Это еще один очень интересный ритуал, проводимых анахоретами Тибета. Его смысл заключается в том, чтобы "подарить" свое тело упырям и вурдалакам для последующего съедения. Мистики Тибета верят, что эта техника помогает им очиститься духовно и приблизиться к просветлению. Чтоб выполнять , нужно иметь стальные нервы!

Проводится обряд следующим образом - маг отправляет своего ученика в глухое и безлюдное место. Подойдет старое заброшенное кладбище или густой лес. Там ученик должен трубить в специальную трубу канглинг и призывать демонов на "пиршество". В скором времени на зов являются жуткие твари, и начинают пожирать ученика заживо.

Разумеется, все это происходит только лишь в сознании практикующегося. Но в процессе выполнения таинства Тшед ученик находится в гипнотическом трансе. Поэтому есть все основания предполагать, что он действительно чувствует, как его поедают неведомые монстры. Исследователь Тибета Александра Дэвид-Ниль писала, что среди монахов, практикующих Тшед, встречаются сильно изможденные люди, находящиеся в невероятно подавленном психическом состоянии.

Дыхание – это не просто чередование вдохов и выдохов. Правильные упражнения помогают достичь цели, расслабиться или восстановить силы, подчинить сознательные и бессознательные функции. Дыхательные техники успешно применяют в сфере бизнеса и обольщения. Большинство практик берут свое начало в йоге. Научиться правильно дышать можно самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно хорошее видео, дельные советы и терпение.

Вайвейшн, ребёфинг, свободное и холотропное дыхание составляют основу дыхательных практик в психотерапии. Холотропное дыхание признано официальной медициной 25 лет назад, его используют для успокоения, в качестве легальной замены психоактивных веществ, оно позволяет впасть в состояние глубокого транса.

Техника холотропного дыхания основывается на более глубоком и быстром чередовании вдохов и выдохов. Обязательная составляющая практики – этническая, трансовая музыка.

Задача практики – освободить энергию при помощи творческого самовыражения. Проводить сеанс холотропного дыхания нужно в паре, где партнер оказывает поддержку тому, кто совершает практику. Для проведения одной сессии требуется 2–3 часа.

Используют холотропное дыхательное упражнения для снятия стресса, избавления от страхов, родовых травм. Практика позволяет в кратчайшие сроки достичь личностного и духовного роста.

Вайвейшн

Вайвейшн – дыхательные упражнения для снятия стресса, техника живого дыхания. В процессе дыхательной практики из подсознания извлекают стрессовую ситуацию, интегрируют ее в сектор сознания, происходит устранение психологического зажима, наступает успокоение.

Дыхание вайвейшн глубже обычного, позволяет находить и расслаблять зажатые мускулы. Приверженцы техники рекомендуют использовать эту практику всем людям как инструмент оздоровления и самопознания.

Правила техники вайвейшн:

  • дыхание свободное, между вдохами не должно быть пауз;
  • вайвейшн – осознанное дыхание, нужно чувствовать циркуляцию воздуха по телу и легким;
  • длину выдоха не нужно ограничивать;
  • во время выполнения техники вайвейшн нужно думать только о себе, своем теле, отвлечься от забот и проблем.

Техника вайвейшн подразумевает полный комфорт и расслабление, поэтому проводить сеанс нужно в удобной позе и свободной одежде. Живое дыхание вайвейшн противопоказано гипертоникам, беременным женщинам. Не рекомендуют выполнять практику после травм и операций, при эпилепсии и глаукоме.

Холотропное дыхание, в отличие от техники вайвейшн, имеет серьезную медицинскую и психологическую основу. В вайвейшене больше ограничений к формату дыхания. Холотропное дыхание подразумевает групповые сеансы, вайвейшн можно осваивать самостоятельно в домашних условиях.

Брюшное дыхание

Выделяют 3 механизма дыхания – брюшное, ключичное и дыхание диафрагмой. При брюшном вдохе и выдохе под воздействием диафрагмы происходит увеличение и уменьшение объема грудной полости. Другие 2 механизма выполняются за счет расширения движений грудной клетки. Симбиоз брюшного и грудного дыхание – привычное состояние человека. Сочетание трех типов называют полным йоговским дыханием.

Брюшное дыхание позволяет получать большее количество воздуха при меньших усилиях. Освоение техники позволит улучшить физическое и умственное состояние, снять напряжение.

Техника выполнения осознанного брюшного дыхания:

  • Принять позу шавасана, мышцы расслабить.
  • Дышать спонтанно, размеренно, равномерно.
  • Внимание сконцентрировать на диафрагме, визуально представить ее в виде пластины из мышц, которая находится ниже легких.
  • На выдохе представлять, как диафрагма принимает форму купола, давит на органы брюшной полости. При этом воздух проникает в легкие.
  • На выдохе диафрагма расслабляется. Нужно ощутить, как она продвигается вверх под грудину, выталкивает воздух.

Как понять, что техника выполняется правильно? Положить правую ладонь чуть выше пупка – при правильном брюшном дыхании она будет подниматься, опускаться вместе с вдохами и выдохами. Левая ладонь при этом лежит на груди неподвижно. Цель практики – осознано усиливать движение диафрагмы, научиться ритмичному брюшному дыханию.

Полное йоговское дыхание

Полное йоговское дыхание позволяет раскрыть легкие, улучшить их вентиляцию. При регулярном выполнении практики снижается артериальное давление, организм насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы в организме, восстанавливается иммунитет и нервная система.

  • Выполнять технику полного йоговского дыхания в позе лотоса или шавасана.
  • Дышать ровно, глубоко, без пауз на вдохе и выдохе.
  • Полное йоговское дыхание проходит по методу треугольника. На вдохе последовательно увеличивается в объеме живот, область ребер, груди.
  • При выдохе мышцы расслаблять в обратном порядке.

Чтобы правильно выполнить полное йоговское дыхание, нужно научиться равномерно распределять воздух между всеми точками вдоха. В противном случае может перехватить дыхание, техника вызовет дискомфортные ощущения.

При полном йоговском дыхании мощность вдоха не нужно вдыхать до упора. Постоянный полный вдох приведет к патологическим изменениям в легких.

Полное йоговское дыхание, как и другие дыхательные практики йоги нельзя выполнять при хронических сердечных заболеваниях, болезнях крови, глазном и внутричерепном давлении. Полное йоговское дыхание противопоказано после операций, черепно-мозговых травм, при хронических воспалительных процессах в организме.

Оксисайз – дышим и худеем

Оксисиайз – дыхательная программа, направленная на сжигание лишних жировых отложений. В основе практики упражнения, которые несложно выполнить в домашних условиях. При регулярном выполнении дыхательной гимнастики оксисайз фигура приобретает красивые рельефы.

Суть гимнастики оксисиайз – выполнение практик, при помощи которых кислород проникает в проблемные места, расщепляет жир. В процессе выполнения дыхательной гимнастики оксисайз голову нельзя опускать, ягодичные мышцы всегда сжаты.

Техника выполнения базового дыхания в гимнастике оксисайз:

  • Базовое дыханиеобязательная разминка перед выполнением остальных упражнений программы оксисайз.
  • Мышцы расслабить, в пояснице не прогибаться, плечи держать ровно.
  • Вдохнуть через нос, живот надуть, грудную клетку не расправлять. На вдохе широко улыбнуться, – это позволит проникнуть в организм большему количеству кислорода, омолодить лицевые мышцы.
  • После основного вдоха сделать еще 3 маленьких вдоха.
  • Выдох делать через вытянутые в трубочку губы, выдыхать нужно с силой.
  • После основного выдоха выдохнуть остатки воздуха тремя маленькими выдохами.
  • В разминке сделать 4 подхода. После чего приступить к основному комплексу гимнастики оксисайз.

У гимнастики оксисайз нет противопоказаний, поскольку техника задержки дыхания не предусматривает. Выполнять программу можно во время беременности, при повышенном давлении.

Рыдающее дыхание Юрия Вилунаса

Основатель рыдающего дыхания – Юрий Вилунас. Юрий страдал от диабета, пытался найти выход из безнадежной ситуации. Юрий Вилунас открыл дыхательную практику случайно – в один момент он отчаялся и зарыдал. Юрий почувствовал облегчение после рыдания, появились силы. Так появилась техника Вилунас – рыдающее дыхание.

Юрий Вилунас сделал вывод, что все болезни возникают от неправильного дыхания. Внутренние органы страдают от хронического дефицита кислорода. Эффективность методики Вилунаса основано на осознанной гипоксии. Рыдающее дыхание насыщает кислородом все внутренние органы.

Основы дыхательного метода Вилунаса:

  • Рыдающее дыхание – единственная практика, при которой вдох и выдох делают исключительно ртом.
  • Схемы дыхания по системе Вилунаса. Вдох – 0,5 секунды. Выдох – 2–10 секунд. Пауза –1–2 секунды. При обычном дыхании выдох всегда короче вдоха.
  • На вдохе сделать всхлип. Вдох не должен быть сильно глубоким – воздух остается во рту, упирается в нёбо, а не опускается сразу в легкие.
  • На выдохе нужно протяжно произносить звук «ф» или «с». Допускаются звуки «ха» и «фу». Выдыхать нужно плавно и равномерно.
  • Рыдающее дыхание, которое создал Юрий Вилунас, можно проводить в любой позе или при ходьбе.

Юрий Вилунас уверен, что рыдающее дыхание способно восстановить работоспособность любого органа, кроме головного мозга. Больные с серьезными патологиями мозга физически не могут освоить технику рыдающего дыхания.

Пранаяма для восстановления жизненных сил

Пранаяма – дыхательные упражнения в йоге, которые позволяют научиться управлять праной. Некоторые дыхательные техники пранаямы помогут восстановить силы, снять усталость, улучшить мыслительные процессы.

Гармонизация манипуры и аджны – это одно из техник дыхания пранаямы. Упражнение увеличивает энергетический потенциал, учит находить выход из сложных ситуаций, надеяться только на себя.

Техника выполнения:

  • Лечь на спину, поверхность ровная и жесткая. Руки сложить на животе в районе пресса. Оказывать руками небольшое давление на пупочную область на протяжении всего упражнения.
  • Вдох – живот втянуть, выдох – максимально выдуть воздух при помощи мышц пресса, стараться вытолкнуть руки вверх. Дышать носом.
  • Вдох и выдох одинаковы по продолжительности, после выдоха сделать паузу на 4 секунды.
  • Продолжительность практики – 5–10 минут, повторять ее нужно трижды в день.

Пранаяма «чередуя ноздри» – простое упражнение, которое быстро устраняет усталость.

Техника выполнения:

Продолжительность практики – 7 минут.

Уджайи

Уджайи – пранаяма успокоения в йоге, с помощью которой приводят в порядок жизненную энергию. При регулярном выполнении техники уджайи можно защитить себя от физического и психологического истощения.

Техника выполнения пранаямы уджайи:

  • Принять положение лотоса, спина не прогибается в пояснице, мышцы расслаблены, глаза закрыты. Можно выполнять пранаяму уджайи перед шавасаной.
  • Дышать медленно, осознано.
  • Немного сжать голосовую щель. При правильном выполнении на вдохе появляется тихий звук «с», на выдохе – «х». В области живота ощущается небольшое сжимание.
  • Дыхание глубокое и растянутое. Живот при вдохе расширяется, при выдохе – полностью втягивается.

При выполнении пранаямы уджайи вдох и выдох должны быть равны по продолжительности, между ними не нужны паузы. Дыхание через голосовую щель способствует успокоению и умиротворению. Звук, который возникает при дыхании уджайи, помогает углубиться в себя, сосредоточиться на процессе чередования вдохов и выдохов. Технику уджайи рекомендуется выполнять перед сном для спокойного и крепкого сна.

Уджайи можно выполнять во время прогулки, подстраивать дыхание к темпу ходьбы. Продолжительность выполнения дыхательной практики уджайи – 3– 5 минут.

Йога туммо

Йога туммо – практика внутреннего огня, ее использую практически во всех буддийских школах. Йога туммо позволяет эффективно работать с внутренними энергиями, человек излучает тепло, становится невосприимчив к холоду.

В процессе практики йоги туммо человек сосредоточен на образе огня, чувствует живое пламя. Внимание сконцентрировано на районе пупка – энергетическом центре человека.

Йога туммо – это комплекс, который включает в себя физические и дыхательные упражнения, визуализацию, мантры, концентрацию и созерцание. В ходе выполнения туммо происходит скопление праны в пупочном центре. При правильном выполнении техник происходит повышение температуры в верхней части тела. Йогу туммо используют и для охлаждения организма, зашиты его от перегрева.

После освоения туммо можно переходить к следующей практике «Шести йог» – созерцанию иллюзорного образа.

Техники, основанные на сознательном дыхании и учении йогов, позволяют улучшить качество жизни. Практикующий человек обретает ясность мысли, сохраняет спокойствие в стрессовых ситуациях, имеет крепкое здоровье. Успех возможен только при условии регулярного и правильного выполнения практик самостоятельно или в группе.

Самое поразительное в экзотической, поразительной йоге Туммо - то, что это не какие-то полупроверенные легенды «из дебрей Индостана», а научно доказанные факты, неодкратно наблюдавшиеся нашими и западными учеными в контролируемых условиях. У йоги Туммо немало русских последователей - и даже есть мастера. Материал блога призван в целом обрисовать картину этой практики, а практическое применение рекомендуется под наблюдением опытного ведущего, носителя традиции: т.е. ламы в традиции тибетского буддизма Ваджраяны. Ведь одно дело - мокрые простыни спиной сушить, а другое - практиковать утончённую «Йогу Внутреннего тепла», да ещё и уметь передать эти не всегда понятные умом практики другим людям. К сожалению, при неверном использовании йоги Туммо можно погибнуть от переохлаждения! Гарантия безопасности лишь получение навыков от настоящего Мастера.

К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда -
Согревающий огонь блаженства Туммо...
(песни Миларепы)

Йога Туммо относится к пришедшим к нам из холодного и сурового Тибета «Шести Йогам Наропы», которые включают также Йогу осознанных сновидений, Йогу переноса сознания в момент смерти и другие утончённые практики. (Более подробно о традиции Туммо можно почитать здесь). Йога Внутреннего тепла - то есть, как раз Туммо - в этой 6-ступенчатой системе является начальной, предварительной. И эта йога действительно доступна многим, и никаких особых данных: обостренного интеллекта или выдающейся духовной силы - для нее не требуется, по крайней мере на первых порах.

Попробовать Туммо может каждый - при условии нормального физического здоровья, конечно. С другой стороны, как отмечают практикующие, принадлежащие к буддистским традициям, для того чтобы практика стала полноценной системой духовного развития, серьёзно заинтересовавшимся потребуется пройти особые подготовительные практики (в т.ч. Нёндро) и посвящения, гарантирующие, с одной стороны, аутентичность получаемых знаний, а с другой создающие подушку безопасности в работе с мощными, иногда полностью трансформирующими жизнь и сознание, энергиями. Как и в случае с Хатха-йогой, это вечное противоборство «физиков», которые хотят знать и пробовать, и «лириков», которые уверяют что без целого ряда посвящений от просветленного Учителя, религиозной веры в принципы практики и щедрого благословения свыше мало чего добьёшься - разве что, и правда, пару простыней на спине высушишь, на потеху себе и другим.

Суть самой практики в том, что мы выбираете уединённое место на природе (эту йогу нельзя превращать в шоу!) и выполняете последовательность физических (Трул-Кхор), дыхательных (Агнисара-пранама и другие) и медитативных (визуализация каналов Иды и Пингалы) упражнений. Некоторые мастера Туммо (такие, как известнейший отечественный практик Ринад Минвалеев) даже раскрывают такие последовательности для желающих попробовать свои силы!

Какой же результат всего этого? Первый и самый заметный результат, что такие техники, как ступенчатое дыхание или Агнисара действительно приводят к повышенному выделению тепла - и даже если вы не ощутите в себе силы сушить мокрые простыни на морозе, то само тело наверняка согреется. В принципе, такое открытие не ново ни для кого, кто увлеченно практиковал обычные йоговские пранаямы. Но есть и другие моменты - специальные визуализации, используемые в йоге Туммо, сокращают количество посторонних мыслей, ведут ум к состоянию однонаправленности, медитации.

Увлекшись практикой, вы в какой-то момент забудете и про холод, и про ваши планы хорошенько согреться, да и про все на свете. Приходит состояние цельности, сосредоточения в полном покое и расслаблении. Вы одновременно внутренне собраны, и совершенно отпустили всё (включая вечную озабоченность своим здоровьем). Это крайне целительное - на всех уровнях! - состояние ума. В повседневной жизни такие практики ослабляют идентификацию «я» с телом (которая в философии Йоги считается ложной!). Опытные практикующие йоги Туммо переживают глубокие медитативные состояния: Самадхи и т.п., в которых могут находиться долгое время. Буддисты, практикующие Шесть йог Наропы, развивают в себе почти сверхчеловеческую возможность к состраданию, сосредоточению и мудрости, наравне с выдающимися православными святыми. А уж контроль над умом и духовная чистота точно хороши в любую погоду, в любой сезон и на любых широтах!

Опубликовано в книге ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции ( 19 - 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург )/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135.

ТУММО: физиологическая технология холодоустойчивости

Минвалеев Р.С., Тимофеев В.И., *Танака А.
Санкт-Петербургский государственный университет
* Университет Койасан (Япония)

Тибетская йога Туммо, базовая практика шести йог Наропы, с одной стороны относится к одной из самых закрытых психотехник тибетского буддизма, а с другой стороны является своеобразной «визитной карточкой» тибетского тантризма. Способность адептов туммо длительное время противостоять холоду без признаков холодового стресса всегда привлекала внимание сторонних наблюдателей [Давид--Неэль, Элиаде]). Известная картина Н.К.Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный йог, сидящий в позе лотоса среди заснеженных горных вершин, похоже, также была зарисована с натуры.

Объективные исследования

Возникает закономерный вопрос о механизмах такого рода повышения холодоустойчивости. В рамках традиции тибетского буддизма повышение холодоустойчивости при выполнении практики туммо преподносится с одной стороны как побочный эффект тантрических практик, а с другой стороны широко используется как критерий успешной реализации [Тубтен Еше 2010, Музруков 2010].

При этом заявленная в литературе холодоустойчивость тибетских практиков туммо в объективных исследованиях на сегодняшний день не получила подтверждения. Так в 1981 году ассоцированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон с коллегами получает возможность изучить трех буддийских монахов непосредственно в местах их постоянного проживания (Северная Индия, Дхарамсала) в феврале 1981 года . Для этого времени года это достаточно суровые условия, но, судя по опубликованным в журнале Nature результатам, монахи отказались подвергать себя собственно холодовым испытаниям. А именно, температура помещения, где проводились исследования, на всем протяжении экспериментов не понижалась ниже стандартного комфортного диапазона (от 16 до 20 ⁰С), что следует из всех трех температурных графиков, представленных в работе (наиболее наглядно на рис. 1)



Рис. 1. Изменения кожной и окружающей температуры, а также сердечного ритма у испытуемого J. T. (по )

Собственно, по кусочно-линейной графической интерпретации температурных отведений от пальцев рук и ног испытуемого монаха J. T. (потратившего по устному заявлению около 6 лет на изучение практики туммо) можно заключить, что Бенсон Г. с коллегами зафиксировали известные результаты отогревания периферии у испытуемых, пришедших с мороза в теплую комнату (см. рис. 2).


Рис. 2. Изотермы обнаженного человека в условиях холода (а) и жары (б) [Бартон и Эдхолм 1957]

Второе опубликованное исследование было выполнено Марией Кожевниковой с коллегами в отдаленном женском монастыре района Амдо Тибетского нагорья. Однако по описанию условий эксперимента М.Кожевникову с коллегами так и не допустили в комнату, где проводились испытания, что в целом обесценивает опубликованные результаты об однократном повышении температуры тела у одной из испытуемых до 38⁰ С [Кожевникова 2013].

Реконструкция

Наши собственные исследования позволили реконструировать технологию туммо и провести испытания метода в различных условиях (воздушное охлаждение, водопады, холодная вода) [Минвалеев 2008-2014].

Мы исходили из того, что все тела (живые или неживые, достигшие тантрической реализации или просто обнаженные на морозе) должны подчиняться известным законам физики теплопередачи, а если речь идет о живых телах, то еще и известным законам физиологии терморегуляции [Минвалеев 2008a ,б]. Тантрические тексты весьма далеки от современной естественнонаучной парадигмы (праны, чакры, боддхичиты, переносы сознания, преобразования тела в радужный свет и проч.). Поэтому мы оставляем за пределами обсуждения религиозно-философские концепты, и далее рассматриваем только то, что может быть выполнено и проверено инструментальными средствами (включая самонаблюдение) - в данном случае, это будет тепло/жар в разных ипостасях. И вытекающая отсюда повышенная устойчивость к охлаждению (поддержанию относительного постоянства температуры тела), которая и была предусмотрена как известная проверка компетентности в туммо (высушивание мокрых простыней обнаженным телом на морозе).

Именно такой подход позволил в свое время известному исследователю йоговских практик Мирче Элиаде объединить различные способы инициации «внутреннего жара» (шаманский жар, ведический тапас, йоговская кундалини и тибетское туммо) в закономерной эволюции последовательного заимствования: «…Тум-мо является його-тантрическим упражнением, хорошо известным аскетической традиции Индии. Мы уже упоминали сильный жар, возникающий при пробуждении кундалини. Тексты сообщают, что психическое тепло образуется посредством задержки дыхания и преобразования сексуальной энергии…» [Элиаде, с.317]. Следует отметить, что этот вывод Мирчи Элиаде основан не только на сравнительных аналогиях, но и на личном опыте освоения ряда йогических практик, включая пранаямы, в ашрамах Ришикеша в Северной Индии.

К аналогичному выводу пришел и Глеб Николаевич Музруков, опубликовавший подробные наставления по практике туммо после обучения в одном из тибетских монастырей Тибетского района Амдо [Музруков 2010]. По нашему мнению, именно личный опыт Г.Н. Музрукова дал основание обозначить практику подъема кундалини «как прародительницу туммо» [Музруков 2010, c .24], что позволило и нам использовать известные йоговские технологии для воспроизводства техники туммо вне тантрических религиозных представлений.

Гипоксический стимул внутрилегочного термогенеза по [Тринчер 1960] оказался вполне адекватным объяснением разогревающего (тапас) эффекта задержек дыхания (пранаяма) и пропульсивных движений передней стенки живота (агнисара/наули), которые и нашли свое место среди "восемнадцати колес туммо", порождающих жар [Марпа].


Рис. 3. Схема визуализируемых каналов при выполнении подъема кундалини

В практике так называемого «подъема кундалини» (рис. 3) применялась последовательная тройная бандха (мула-уддияна-джаландхара) в разных вариантах. Иногда все бандхи выполнялись вместе, иногда каждая бандха в отдельности в сочетании с асанами и/или пранаямой (маха-бандха, бхуджангасана, маха-мудра, маха-ветха). Все эти технические приемы подробно изложены в авторитетной литературе [Упанишады, Путь Шивы 1994], по которой мы ее и воспроизвели, опираясь на опубликованную методику Г.Н. Музрукова [Музруков 2010], ряд опубликованных текстов по практике туммо [Цонкапа, Муллин 1998, Тубтен Еше 2010], а также на сборник [Марпа] в неопубликованном переводе Алексея Васильева.

Методика экстренного повышения теплопродукции на основе адаптированной практики йоги внутреннего тепла «туммо»

Условия применения :

Уединенное место для минимизации отвлечения внимания. Желателен внешний холод для обеспечения обратной связи эффективного освоения практики и для отвода избыточного тепла (защита от перегрева), например:

1) сидя на морозе при отрицательных температурах (парк, балкон);
2) сидя в холодной воде, оставив голову над водой (можно и в ванной со льдом);
3) сидя под водопадом, не подставляя голову под падающую воду.

Последовательность действий и визуализаций, цель которых обеспечение правильных мышечных напряжений (идеомоторика):

Подготовительные упражнения (можно выполнять в одежде для предварительного разогрева):

  1. Принимаем асану в смысле Патанджали [Путь Шивы 1994] (удобный и устойчивый сед - лотос, полулотос, по-турецки, при необходимости подкладываем что-нибудь мягкое под седалище для обеспечения поясничного лордоза и для минимизации отвлечений)
  2. Выполняем упражнения трункор (потягивание льва, натягивание лука (рис. 4), скручивание, вытягивание вверх, самомассаж от туловища к конечностям и прочий тибетский фитнес, например, по Г.Н. Музрукову [Музруков 2010])
  3. Выпрямление спины, упираясь тыльной стороны ладоней в бедра с одновременным сведением лопаток.
  4. Высмаркивание последовательно через каждую ноздрю, зажав другую.
  5. Агнисара (наули)
  6. Дыхание вазы: медленные и спокойные вдохи и выдохи с отслеживанием потоковых ощущений в ноздрях (наблюдение прохлады на вдохе, тепло на выдохе), с акцентом на брюшном дыхании (на вдохе выпячиваем низ живота, на выдохе втягиваем). Выполняется до появления успокоения, общей мышечной релаксации и способности устойчиво удерживать внимание.

Рис. 4. Предварительные упражнения трункор в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Тимофеев В.И.

Основная практика

  1. Обязательное высмаркивание последовательно через каждую ноздрю (см. предварительные упражнения) для очищения дыхательных путей.
  2. Принимаем асану. Мысленно представляем (визуализируем) внутри тела прямую трубку (сушумна/авадхута) - идеомоторный прием для поддержания прямой спины (сидеть как будто «аршин проглотил»). Сверху трубка открыта через макушку.
  3. Выдыхаем воздух и, втягивая живот, выполняем агнисару (наули) до ощущения тепла в области груди или спины, напротив грудины (запуск экстренной теплопродукции).
  4. Складываем руки в виде чаши, положив пальцы правые ладони на левые, на четыре пальца ниже пупка, соединив подушки больших пальцев над сложенными ладонями. Прижимаем соединенные большие пальцы к области под пупком (идеомоторное указание на область разжигания внутреннего тепла - см. ниже)
  5. Выдыхаем тремя медленными и спокойными выдохами, каждый из которых длиннее предыдущего, до удаления альвеолярного воздуха, потом вдыхаем в три приема, так чтобы каждый последующий вдох был длиннее предыдущего.
  6. Вдыхаем медленно и глубоко, сохраняя спину прямой, соединив лопатки, и, удерживаем джаландхара-бандху так, чтобы видеть место соединения больших пальцев рук.
  7. Мысленно представляем два потока воздуха через правую и левую ноздри отдельно и направляем визуализированный воздух («ветер») справа и слева от уже визуализированной трубки вниз (до уровня примерно на четыре пальца ниже пупка, где сложены ладони в чашу - идеомоторное препятствие для выпадения «ветра» вниз).
  8. Усиливаем преграду для предотвращения выпадения «ветра» (визуализированного потока воздуха) вниз, выполнив легкую мула-бандху (степень напряжения достаточная для привычного предотвращения отведения скопившихся газов (тех же «ветров» из кишечника).
  9. Опускаем диафрагму вниз, слегка выпятив живот (дыхание вазы)
  10. Мысленно представляем воздушный шарик внизу живота с выводной трубкой верх (сушумна/авадхута). Трубка перекрыта поддержанием джаландхара-бандхи (запечатанная ваза, сиречь кумбхака).
  11. Сдавливаем воздушный шарик снизу справа и слева, подтягивая промежность вверх (фактически, усиливаем мула-бандху).
  12. Мысленно представляем подгибание правого и левого потоков визуализированного «ветра», вслед за мышечным подтягиванием промежности (мула-бандхой), как бы вводя оба потока в центральную визуализированную трубку справа и слева снизу с мысленной опорой на контакт с областью чуть ниже пупка больших пальцев над ладонями, сложенными в чашу (см. п. 4) (рис. 5)
  13. Медленно выдыхаем через центральную трубку, как бы стравливая воздух из визуализированного шарика внизу живота, обжиманием справа и слева.
  14. В животе разгорается огненный шар, согревающий все тело, что иногда ощущается уже после практики (ощущение жара должно возникнуть само, без представлений об огне, тлеющем угольке и проч.).
  15. Некоторое время сидим и наслаждаемся выделяющимся теплом. Далее повторяем действия с п. 5 по 13, но при необходимости добавляем агнисару (п. 3)
  16. Прекращение практики выполняем последовательно, например, выходим из воды, и на воздухе некоторое время продолжаем практику согревающего дыхания для поддержания теплового баланса.

Рис. 5. Практика туммо в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Минвалеев Р.С.

Техника безопасности:

  1. К практике приступать на фоне относительного физического здоровья
  2. При появлении холодовой дрожи практику прекратить.

Выводы

  1. Физиологическая составляющая практики туммо сводится к методам повышения теплопродукции, которая и проверяется холодовыми испытаниями.
  2. Реконструированы две технологии, являющиеся производными от известных практик хатха-йоги: 1) агнисара/наули, 2) последовательность мышечных замков (бандх) для т.н. «подьема кундалини»
  3. Визуализации сводятся к идео-моторным указаниям для обеспечения правильного (в смысле йоги туммо) тонического или динамического напряжения соответствующих групп мышц.

Благодарности

Авторы выражают глубокую благодарность директору киностудии исторического фильма «Фараон» Ирине Владимировне Архиповой, организатору и вдохновителю международных научно-исследовательских экспедиций в Гималаи в рамках ее авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с), направленного на поддержку отечественной науки. Ежегодные экспедиции под ее руководством на Эльбрус в 2007 году и в Гималаи в 2008-2014 годах позволили накопить достаточный эмпирический материал для исследования йоги туммо в режиме автоэксперимента и выйти на монахов, практикующих туммо в отдаленных монастырях Гималаев.

Литература

Давид-Неэль — Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В.Ковальчук. - К.: «София», 2003; М.: «София», 2003.

Элиаде — Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред. и примеч. С.В. Пахомова. - М.: Академический Проект, 2012. - 427 с.

Тубтен Еше 2010 — Лама Тубтен Еше. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы. Предисловие ламы Сопы Ринпоче. Введение Джонатана Ландау; перевод с англ. В. Д. Ковалева. - М.: Номос, 2010. - 352 с.

Муллин 1998 — Муллин Г. Избранные сочинения второго Далай Ламы. Тантрические йоги сестры Нигумы /пер. с англ. Ф.Маликова. - М.: Цасум Линг, 1998.

Цонкапа — Чже Цонкапа. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы "Обладающее троичной надежностью" Перевод с тибетского: А. Кугявичус. Редактор перевода: А.Терентьев - СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2013.

Benson 1982 — Benson H. et al. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga // Nature. 1982; В.295(5846), - p:234-236.

Бартон и Эдхолм 1957 — Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода // Пер. с англ. - М.: Издательство научной литературы, 1957.

Кожевникова 2013 — Kozhevnikov M. et al. Neurocognitive and Somatic Components of Temperature Increases during g-Tummo Meditation: Legend and Reality // PLoS One. 2013: Epub.: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3612090/

Минвалеев 2008a — Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Савельев Е.В. Математическая модель термогенной функции легких в условиях низких температур. Термодинамический подход // Альманах клинической медицины. Том XVII, часть 1. III Троицкая конференция. Медицинская физика и инновации в медицине. - М.: МОНИКИ, 2008. - с. 205-208.

Минвалеев 2008б — Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.

Минвалеев 2008в — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: управляемое снижение атерогенных липидов и кортизола в условиях низких температур и высокогорья // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность», 20-21 октября 2008 года. СПб.: Unlimited Press, 2009, - с. 527-535.

Минвалеев 2012а — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: сравнение управляемого и неуправляемого снижения общего кортизола у здоровых людей // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», 16-18 октября 2010 года (г. Москва). - М.: Алмазный путь, 2012. - с. 172-177.

Минвалеев 2012б — Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечно-сосудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: Перо, 2012, - с. 244-249.

Минвалеев 2014 — Minvaleev R.S., Bogdanov A.R., Bogdanov R.R., Bahner D.P., and Marik P.E. Hemodynamic Observations of Tumo Yoga Practitioners in a Himalayan Environment // Journal of Alternative and Complementary Medicine, 2014, Vol. 20, No4. — p. 295-299.

Тринчер 1960 — Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. М.: Издательство АН СССР, 1960

Музруков 2010 — Музруков Г.Н. Йога Туммо: Базовая практика «Шести Наставлений Наропы». - М.: Городец, 2010. - 132 с.

Упанишады — Упанишады йоги и Тантры / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. - М.: Алетейа, 1999. - 256 с.

Путь Шивы 1994 — Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов) / Пер. с санскр. - Киев: Общество ведической культуры «Экслибрис», 1994г. - 176 с.

Марпа — Творения Марпы Лоцавы и других. «Волшебное колесо каналов и ветров» / Сост. Тхубтен Пхюнцхог, Пекин, 1993 (Неопубликованный перевод Васильева А.)

Минвалеев Ринад Султанович, СПбГУ (Россия), проф., к.б.н., [email protected]
Тимофеев Владимир Игоревич. СПбГУ (Россия), [email protected]
Танака Акеми, Университет Койасан (Япония),

Текст: Наталия Нижегородцева.
Фото: Flickr.com, BRP.

Европейские путешественники с восторгом описывают, как проводится обряд посвящения. Холодной тибетской ночью ученики отправляются на замерзшую реку. В прорубь опускают простынь, которой оборачивают йога. Его задача - высушить ткань теплом собственного тела. Минимальное количество для присвоения категории - три простыни. И вот результат: из одежды опытным йогам достаточно одного слоя ткани, причем отнюдь не гортекса!

Называется данная техника «туммо». Конечно, ученые не могли пройти мимо таких необычных способностей. Эксперименты длились долго, и одни из самые экстремальных опытов, конечно же, удавались советским специалистам. Однако, что также не удивительно, большая часть результатов была засекречена. В результате изучения была открыта функция легких по регулированию температуры тела человека. Оказывается, легкие могут генерировать огромное количество энергии, расщепляя жиры. (Особо пытливым читателям посоветую материалы Карла Тринчена, Ринада Минвалеева, Анатолия Иванова и Алексея Васильева.) Если коротко и практично, то суть в том, что организм человека устроен таким чудесным образом, что углекислый газ в крови расширяет сосуды и капилляры, и в ответ на понижение кислорода в крови запускается процесс теплообразования. Кстати говоря, ощущение тепла при физической нагрузке возникает не просто из-за самого движения мышц, а от недостатка кислорода. Йоги также достигают результата за счет дыхательных упражнений в сочетании с общим недостатком кислорода в горах. Глубокое интенсивное дыхание с задержкой на выходе является основой техники. Можно попробовать во время задержки дыхания сделать некоторые упражнения, чтобы дополнительно увеличить гипоксию. Потренироваться, конечно, лучше заранее, в идеале в горах, где кислород уже разряжен. Естественно, что для йогов туммо - это духовная практика, при которой физическое согревание можно считать полезным побочным эффектом.

Справедливо заметить, что российские поклонники здорового образа жизни также не лыком шиты. У них популярна такая методика. Считаем до семи, вдыхая воздух через нос, потом задерживаем дыхание, считаем до четырех, выдыхаем ртом, считая также до семи. При выдохе губы складываем в трубочку, отверстие должно быть небольшим, как во время свиста. Для усиления эффекта на вдохе мышцы слегка напрягаем, на выдохе - расслабляем.
Есть еще один способ согреться, многократно описанный различными практиками-эзотериками - просто дышать правой ноздрей, что заодно повысит и работоспособность.

Снимаем усталость

А эта техника поможет вам снять усталость. Пригодится и в походе, и на соревнованиях, и вообще при любых сложностях. Она известна как «Энергетический самомассаж». Время выполнения - одна минута ровно. Правда, вам понадобится доступ к голове, рукам и ногам, придется снять шлем и сапоги, ну и выполнять его лучше в помещении или укрытии.

1. Энергично растираем ладони - 5 секунд.
2. Растираем пальцами щеки - 5 секунд.
3. Расслабленными пальцами стучим по макушке головы - 5 секунд.
4. Кулаком левой руки интенсивно растираем плечо и предплечье правой руки - 8 секунд.
5. Кулаком правой руки интенсивно растираем плечо и предплечье левой руки - 8 секунд.
6. Осторожненько надавливаем четыре раза на щитовидную железу (это ниже кадыка) большим и указательным пальцем правой руки.
7. Поочередно нажимаем с одной, а потом с другой стороны на пульсирующие участки сонной артерии на шее, считая до пяти.
8. Нащупываем большим пальцем впадину в основании черепной коробки, нажимаем, считаем до трех, отпускаем. Проделать три раза.
9. Плотно захватываем большим и указательным пальцами ахиллово сухожилие, надавить и отпустить. Повторить по 3 раза на каждой ноге.
10. Энергично потереть гребнем кулака, а если не очень удобно, то пяткой, подъемы стоп обеих ног.

Завтрак снегоходчика

Если вам предстоит провести весь день на сильном морозе, попробуйте слегка «разогреть» организм заранее. Это легко сделать, даже если вы живете в спартанских условиях и на завтрак полагается обычная гречневая каша и чай. Нужно всего лишь добавить специй.

К согревающим специям относится перец (чили, черный, белый), корица, кардамон, гвоздика. Прекрасный вариант - орехи: миндаль, фисташки, кешью, грецкий орех - и сухофрукты, к примеру, изюм. Дополните завтрак столовой ложкой меда с щепоткой черного перца. Подобный «допинг» разрешен к употреблению и не займет места в багаже.
Любимую жену при сборах можно попросить приготовить в термосе имбирный чай. Для этого нужно одну чайную ложку сухого имбиря залить двумя стаканами воды, кипятить двадцать минут, процедить и добавить сахар или мед.

Лайфхак для тачскринов

Строго говоря, последний эксперимент не относится к «выживанию», это просто некое дополнение к приятной жизни в мире гаджетов. Большинство тачскрин-экранов рассчитаны на взаимодействие с токопроводящими поверхностями, поэтому пользоваться ими зимой слегка затруднительно. В продаже уже появились специальные перчатки. Их работа построена на том, что в шерсть вплетается небольшое количество токопроводящих нитей. Ассортимент широк, но отражает скорее потребность студенток в разноцветности. Но, зная принцип, можно самостоятельно апгрейдить все что угодно - от высокотехнологичных фирменных горнолыжных перчаток до хэнд-мэйд варежек от любимой бабушки. Понадобится небольшое количество токопроводящей нити. Я купила в швейном магазине металлизированную нить для вышивки. Работает! Рекомендую!



 

Возможно, будет полезно почитать: