Правила дорожного движения и самокат. Yedoo Mezeq Disc: для комфортной езды даже по грунтовой дороге. Какой самокат брать

Это была довольно спонтанная покупка. Я никогда в жизни не ездила на самокате, почему-то в моем детстве было полно трехколесных велосипедов, был двухколесный "Друг" с убирающимися боковыми колесиками, были Школьники, Салюты и Камы, а вот самокатов не было. Они для меня существовали только в книжках Крапивина, вместе с деревянными тротуарами старой Тюмени. Вопрос "зачем тебе самокат, если у тебя есть прекрасный велосипед" звучал очевидно. Тем не менее, я решила попробовать, благо, стоит он недорого, по сравнению с велосипедом. Купила - не пожалела:)

1. Какой самокат?
У меня Oxelo Town 7 XL Susp - продается в Декатлоне за 4500. Отличается двумя амортизаторами, спереди и сзади. Двухподвес, епта! :) Амортизаторы, в отличие от своих братьев на двухподвесах-ашанбайках реально работают. По крайней мере так говорят все, кто пробовал самокаты без них - мне-то сравнить не с чем. Они помогают съезжать с небольших бордюров и уменьшают вибрацию на покрытии, отличающемся от идеально гладкого асфальта. Самокат стальной и весит 5,5 кг. Он довольно оперативно складывается пополам, плюс еще можно опустить руль, вытащить ручки руля и сложить их по бокам. Колеса диаметром 200мм. Фирма изготовитель - французская, а производят, как обычно, в Китае.

Менее дорогая модель Town 5 XL стоит на тысячу дешевле, амортизаторов не имеет, весит на 1кг меньше. Более дорогая модель - самая последняя и навороченная - Town 9 Easyfold - имеет механизм быстрого складывания, ручной тормоз, амортизатор спереди и более удобный вынос руля, но не имеет заднего амортизатора. Весит 5,9. Ее цена 6000, что лично для меня уже выходило за пределы спонтанной покупки из серии "засвербило в одном месте, а вдруг два раза покатаюсь и заброшу".



Самокаты Oxelo Town 7XL Susp и Oxelo Town 9 Easyfold

Взрослые самокаты Oxelo выдерживает ездока весом 100 кг, высота руля рассчитана на рост от 145 до 195 см (она регулируется). Слабые места конструкции - естественно, складной механизм, а также амортизаторы. Со временем первое начинает люфтить, а второе становится слишком мягким. Это я не из практики говорю, мой-то самокат пока новый, а из отзывов. Но еще вес потребителя важен - ресурс, конечно, будет разный для моих 54 кг и для человека, приближающегося к верхней планке дозволенного веса. Что примечательно - Декатлон дает гарантию два года! По-моему, это дофига. Причем чинить они самокаты не умеют, запчастей нету. Они просто возвращают деньги и можно купить на них новый самокат. (По крайней мере, так без проблем делает московский и питерский декатлон судя по отзывам в самокатном сообществе.) В течение 2 лет! Естественно, гарантия не распространяется на колеса и подшипники, но колеса они продают запасные, а подшипники там такие же, как у роликовых коньков, т.е. купить не проблема.

Совет по конкретно моей модели: ручки руля зажимаются сверху дополнительной скобой. Нужно подтянуть винты на этой скобе так, чтобы ручки не двигались и не дребезжали, иначе держаться за них не очень приятно. Скобу теперь невозможно открыть, и вы потеряли возможность складывания ручек вдоль рулевой колонки - но оно вам надо? Гораздо важнее крепкий монолитный руль без всяких люфтов.

Еще один момент: дека самоката свободно крутится вокруг рулевой колонки на 360 градусов, такова особенность конструкции. Когда человек первый раз поднимает самокат за руль или стойку, чтобы перенести через бордюр или спустить по лестнице, это оказывается полной неожиданностью, и дека со всего размаху больно стукает по ноге. После чего привыкаешь поднимать его аккуратнее и немного отставлять его от себя, когда несешь.

Ручной тормоз есть только у модели Town 9, у остальных - ножной. Вот это крыло над задним колесом - оно же и тормоз, нажимаешь на него ногой и тормозишь. Я думаю, что ручной тормоз, конечно, удобнее, но и ножной не вызывает проблем. На самом деле функция любого тормоза на таком самокате - притормаживание. Тормозной путь довольно большой получается. Подозреваю, что колеса такого самоката просто нельзя блокировать резко, а то можно через руль кувыркнуться. Тормоз используется в ситуациях типа "подъезжаю к светофору, надо притормозить" или "впереди куча народу, надо замедлиться, чтобы аккуратно их объехать". Для экстренной остановки можно - и гораздо проще и эффективнее - просто спрыгнуть:) В общем, ручной тормоз хорошо, но и без него неплохо.

Что касается механизма быстрого складывания у последней модели - в нашем городе вообще по-барабану, как складывается самокат. Сама возможность его складывания хороша, она пригодится для малогабаритной кладовки или чтобы положить самокат в багажник автомобиля. Но именно разница в складывании за 3 секунды или за 20 секунд важна в Москве, где люди используют самокат для того, чтобы добраться до дома до метро и от метро до работы, исключив тем самым нудное ожидание и пересадку в наземный транспорт. В Краснодаре скорее всего складывать его придется крайне редко.

А что еще есть хорошего в продаже, кроме самокатов в Декатлоне? В Краснодаре есть дилер швейцарской фирмы Micro. Она отлично зарекомендовала себя у родителей, которые покупают своим детям недешевые, но качественные и долговечные самокаты. Для взрослых у них тоже есть линейка из нескольких моделей на колесах диаметром 145 и 200 мм. Есть модели серии Flex - с пружинящей гибкой декой из стекловолокна и фанеры, которая выполняет роль амортизатора. А пружинных амортизаторов в самокатах Micro нет, хотя в следующем году они обещают выпустить такую модель - ее уже анонсировали. Видимо, маркетологи Micro оценили популярность "подвесного" бестселлера Oxelo, который дешевле почти в два раза, но практичнее на дорогах реальной жизни. Мне приглянулся дизайн самокатов Micro, они очень красивые! Мой Oxelo по сравнению с ними выглядит простовато и минималистично. Но наличие амортизаторов и соотношение цена/качество для меня были в приоритете.


1) Самокат Micro Flex Blue 200; 2) Некто Хью Джекман на самокате Xootr - это какой-то актер, я плохо знакома с современным кинематографом:)

Есть еще популярная модель канадской фирмы Razor (собирается в Китае) - A5 Lux. Этот самокат без амортизаторов, его цена сравнима с моим Oxelo. Его преимущество - вес, всего 4 кг, это самый легкий самокат на 200мм колесах.

Нельзя для полноты обзора не упомянуть американские самокаты Xootr. Невероятно стильные и очень надежные, они стоят в Москве от 16000 до 30000 рублей, и покупатели очень даже находятся. (В США их цена почти в два раза меньше.) Эти самокаты самые быстрые и накатистые, благодаря очень твердым колесам с квадратным профилем, произведенным с большой точностью. Но, увы, на тротуарах реальных российских городов их скоростные преимущества нелегко использовать, они слишком вибрируют и гремят. На одном самокатном форуме владелец Xootr спросил: "Как можно бороться с громыханием, еду и перед пешеходами неудобно?" Ему ответили: "Вариант лишь один: кричи им всем на ходу, что купил его за 16 тысяч!" :) Зато Xootr - единственные представленные в России самокаты, выдерживающие не 100, а 120 килограмм ездока, и у них самая просторная дека (приятно для людей с большим размером ноги).

А что есть плохого? Самокаты на колесах диаметром 100-150мм не плохие, а хорошие для своих целей - они очень компактные, позволяют проехать пару километров от остановки метро до работы и сложить самокат практически в карман. Они легкие - подходят для детей, которым не под силу будет поднять или спустить по лестнице 5-килограммовый самокат. Другие самокаты на маленьких колесиках предназначены для трюков и прыжков - они очень прочные. Но для передвижения по тротуарам на нормальные расстояния все они не подходят, маленькие колеса недостаточно стабильны на неровностях. А еще есть много разных клонов фирмы Oxelo - Explore, Trolo, Weelz и другие. Они очень похожи на Oxelo, только цвета отличаются. Возможно, их и делают в Китае на одном заводе. Но судя по всему, у Oxelo контроль качества выше. Потому что с клонами случается, что они разваливаются на ровном месте, а про Oxelo таких отзывов нет. Кроме того, Декатлон дает 2 года гарантии, а цена у клонов всего на 500-1000 (максимум) рублей меньше, так что не стоят они того.

2. Как далеко можно доехать на самокате и как быстро? Устаешь ли на нем?
Первая поездка мне показалась неожиданно тяжелой! Это несмотря на то, что я регулярно езжу на велосипеде, постоянно хожу в горы и иногда бегаю. Просто совершенно новая нагрузка. Я в первый раз проехала 15 км и у меня болело все: попа, ноги, пресс. Пульс просто зашкаливал! Уже следующая поездка на 20 км далась намного легче. Сейчас я уже проезжаю такое расстояние без проблем, и уже ничего не болит:) Пульс по-прежнему в аэробной зоне, но уже не такой высокий.

Оптимальным расстоянием для самокатной поездки считается 5-7 км (в один конец, там поделать какие-то дела и столько же назад). Если надо ехать дальше, логичнее уже все-таки сесть на велосипед. Но ездить на самокате настолько прикольно, что я прямо-таки мучаюсь выбором каждый раз: самокат или велосипед? Так что никто не мешает хоть 50 км ездить на самокате, или сколько душе угодно. А если поймешь, что переоценил свои силы - всегда можно сложить самокат и сесть в трамвай.

Какая скорость? Средняя скорость у меня пока получается 11-12 км/ч. Хотя вчера вот она повысилась до 13, что дало мне повод для гордости:)

На самом деле, после велосипеда нужно немножко поменять сознание. Сначала тебе кажется "ууу, медленно". Но не надо сравнивать себя с велосипедистом. Надо сравнивать себя с пешеходом. Потому что самокатчик - это не "недоразвитый велосипедист", а "ускоренный пешеход". Один раз мы встретились с Митей, я с самокатом, а он пешком. И прошли несколько кварталов. Мне неохота было просто катить самокат рядом, я встала на него и балансировала, не отталкиваясь, а только лишь касаясь носком земли, чтобы не терять равновесие. При этом я невольно передвигалась так быстро, что ему пришлось идти в приличном темпе, чтобы не отставать, и в конце концов он попросил меня "спешиться". Тогда я поняла, насколько быстрее пешехода можно передвигаться, вообще не напрягаясь! И до меня дошло, что торопиться-то не обязательно. Хотя я все равно езжу быстро, мне нравится сочетать удобство передвижения с кое-какой физической нагрузкой, потому что засиживаюсь за компьютером, в спортзал лень, и все такое. Но если надо доехать и "не вспотеть" - это можно без проблем, все равно будет в два раза быстрее, чем пешком.

Насколько больше времени занимает самокат по сравнению с общественным транспортом? Я выяснила, что примерно одинаково. Трамвай-то едет быстрее, но он, во-первых, делает остановки, а во-вторых, до него надо дойти пешком от дома, и подождать иногда приходится.

3. Зачем нужен самокат, если есть велосипед?
Бесспорно, велосипед более быстрое и эффективное средство передвижения! Но у самоката есть свои преимущества:


  • Ну он правда прикольный:) Очень! Это, видимо, связано с позой во время движения. Ты вроде как стоишь, и при этом летишь над асфальтом. Очень классные ощущения. Напоминаю, что у меня в детстве не было самоката!:)

  • Самокат хорош для недалеких поездок по делам, когда нужно заходить в разные помещения. К примеру, нужно по-быстрому съездить в банкомат, на почту, в магазин и еще в кафе на соседнем квартале зайти кофе попить. Велосипед нужно вытащить из дома (иногда нет грузового лифта, иногда лифта вообще нет! я сейчас живу на втором этаже, а раньше таскала велик пешком на пятый...). Для велосипеда нужна определенная одежда - в юбке не поедешь, в широких штанах не поедешь, с сумочкой неудобно - нужен рюкзак... Кроме того, я для себя приняла решение на велосипеде ездить в шлеме, а он мнет прическу:) Велосипед нужно будет на этом маршруте пристегнуть замком у банка, у почты, у магазина и у кафешки, и столько же раз отстегнуть. Самокат я завожу во все эти учреждения/заведения и на него даже никто внимания особенно не обращает. Охранник в Табрисе просит меня поставить самокат у двери в уголке рядом с ним. В большом гипермаркете самокат можно сложить и положить в тележку (если он, конечно, не слишком грязный:) На работе его можно сложить и спрятать под столом. В общем, я даже в аптеку через два квартала и в магазин в 500 метрах от подъезда езжу на самокате, пешком уже кажется слишком медленно:)

  • Самокат позволяет сгонять по делам, и при этом потренироваться. (Это если ваши дела не против, что вы вспотели, волосы всклокочены и на щеках здоровый румянец:) Велосипед требует не-прогулочной скорости, чтобы получить аэробную нагрузку. Передвижение по городу часто не позволяет ездить так быстро: светофоры, припаркованные в правом ряду машины, на тротуаре свои "пробки" из пешеходов. Моя средняя скорость на велике получается довольно скромная...при том, что я стараюсь ездить преимущественно по проезжей части, где это целесообразно, и как могу, стараюсь не слишком отставать от скорости потока. Но я осторожный велосипедист.

  • Самокат хорош для тех, кто боится или просто не хочет ехать на велосипеде по дороге и ездит в основном по тротуарам. Самокат - он узкий, и на нем можно спокойно лавировать между пешеходами в таких ситуациях, где на велике проще спешиться и катить его, иначе получается сплошная дерготня. И не забываем, что по ПДД велосипед должен ехать по проезжей части, а вот самокат как раз приравнивается к пешеходу.

  • На самокате вполне безопасно ездить в наушниках и слушать музыку: скорости не те, что на велосипеде, и езда по тротуару (но все же надо быть бдительным, потому что пешеходы спиной тебя не видят и могут в любой момент остановиться или шагнуть в сторону).

  • Самокат практически не нужно обслуживать: не надо регулировать тормоза и переключатели, не надо чистить и смазывать цепь, достаточно раз в год менять подшипники.

  • На самокате удобно гулять с ребенком, который ездит на своем детском самокате или беговеле - не нужно бегать за ним, чтобы его догнать и контролировать.



Покатушки московского сообщества Let"s kick Moscow (letskick.ru)

4. А что у нас с тротуарами? Насколько самокат требователен к качеству покрытия?
В целом самокат, конечно, менее требователен к покрытию чем ролики, за счет больших колес. С лонгбордом не могу сравнить, поскольку не пробовала на нем кататься. В магазине перед покупкой разрешается кататься на самокате по всей его площади сколько душе угодно, но на улицу-то выйти не дадут! По-хорошему, нужно пройти пешком или проехать на велике конкретно в тех районах, где собираешься ездить, и посмотреть, что там творится.

Пока у меня не было самоката, я на тротуары внимания не обращала. Вообще, последний раз на качество дорожного покрытия я смотрела в середине 90х, когда увлекалась роликами. На них тогда возможно было кататься только по Красной, что мы с подружкой и делали каждые выходные, туда-сюда. В то время я мечтала, что пройдет лет 10, и кругом будет хороший гладкий асфальт, и я везде буду гонять на своих роликах, снимая их только, чтобы поспать...Теперь же я обнаружила, что тротуары в городе в основном выложены плиткой.

Плитка - она бывает разная. Улицы Ставропольская и Суворова, например, имеет прямо-таки очень хорошую плитку. Ровные крупные квадраты, мой самокат едет по ним практически бесшумно. На Красной и других улицах в центре абсолютно точно такая же плитка положена под углом 45 градусов - не квадратами, а ромбиками. Лучи поноса тем, кто это придумал! Ехать по ней в два раза хуже! Везде сейчас сдирают старую - часто очень даже еще хорошую плитку и кладут новую, с тактильной полосой посередине. Умолчим про то, что в Европе для этого не тратят деньги на замену всего тротуара, а наклеивают в нужных местах полиуретановые ребристые блоки. Главное, что меня беспокоит - когда они доберутся до Ставропольской, по которой проходит большинство маршрутов моего "комьютинга"? Потому что новую кладут как раз чертовыми ромбиками! Широченная полоса этих тактильных ребер посередине тротуара тоже мало радует: не всегда есть возможность ехать с одного краю тротуара, часто пешеходный траффик требует лавирования вправо-влево, а как это делать, если посередине у нас тактильная плитка?

Самая жесть - всякая заковыристая плитка типа как на площади перед Пушкинской библиотекой, та, которая косит под брусчатку и выложена фигурами в виде рыбьей чешуи. Благо, ее немного.

Вообще, с покрытием есть три основных вопроса: накат, вибрация, звук.

Накат на плитке, конечно, падает, по сравнению с хорошим асфальтом. Но поскольку хороший асфальт встречается лишь в небольших количествах, привыкнуть к нему не успеваешь, и по плитке особо медленным себя не ощущаешь.

Вибрация - с ней неплохо справляются амортизаторы, и еще к ним не помешает добавить велосипедные перчатки (в них и держаться за руль удобнее). Мне на моих маршрутах довольно редко встречаются участки такого мрачного асфальта или плитки, на которых меня трясет, и обычно они короткие. Например, у меня на улице Димитрова асфальт на тротуаре великолепный! Но почему-то до самой Ставропольской его не дотянули...метров пять оставили старого. Ну вы знаете, как у нас делают. Или по всей улице идет нормальная плитка, а какой-то магазинчик себе вокруг крыльца оригинальные узоры разложил.

Звук...звук - проблема больше психологическая, чем практическая. Вроде как стыдно ехать и греметь на всю округу. По хорошей плитке, как я уже упомянула, все происходит тихо. По плохой - громче, но во-первых, я же понимаю, что мне это слышно, а другим людям за городским шумом - не так уж. Во-вторых, можно наушники надеть!:)

Ну а вообще, если попадается совсем уж паршивый участок пути, можно всегда прокатить самокат пешком или перенести его. Вовсе не принципиально везде проехать, не сходя на землю. В целом я, честно говоря, покупая самокат, ожидала худшего как от наших тротуаров, так и от амортизаторов самоката за 4500 рублей. Реальность оказалось весьма неплохой! Но есть угроза со стороны надвигающейся на город тактильной плитки.
Где я пока ездила: Ставропольская вся из конца в конец, Суворова, Красная, Ленина и др. улицы в центре.

И последнее на тему покрытия - твердые полиуретановые колеса не любят мокрых поверхностей, поэтому в дождь и после дождя от самоката придется отказаться, иначе можно крепко навернуться.

5. Есть ли какие-то особенные техники езды?
Самокат тем и хорош, что учиться на нем не нужно, в отличие от роликов, скейта или лонгборда. Встал и поехал. Сперва будет удобно отталкиваться только одной ногой и при попытке поменять ноги организм будет стремиться потерять равновесие и упасть. Эту его слабость нужно строго игнорировать! Ноги менять обязательно через каждые 3-10 толчков, и если чуть-чуть потерпеть, то через полчаса все уже будет получаться почти одинаково любой ногой - и стояние, и толкание. Есть техника наиболее эффективного толчка, но она сама приходит в процессе. Важно стараться, чтобы ступня опорной ноги всегда была на деке самоката целиком, не свешивалась с нее наполовину. Тогда самокат не будет накреняться в сторону при толчке. Руль должен быть примерно на уровне пупка. Для самого сильного толчка и более скоростного катания надо опустить его ниже, но не всем нравится ездить, наклонившись.

Еще для передвижения в городской среде необходимо освоить технику под названием "зашагивание на бордюр". При приближении к коварному бордюру нога поднимается вместе с самокатом, руки подкручивают руль так, чтобы задняя часть самоката приподнялась, делается шаг - и опа, готово, мы зашагнули на бордюр, без шума и пыли, на зависть всем прохожим. Звучит очень просто! Но у меня пока в 80% случаев все заканчивается душераздирающим стуканием о бордюр декой самоката:) Но я не сдаюсь! На велосипеде я за 7 лет так и не освоила преодолевание бордюров - позорно слезаю с велосипеда перед теми, которые выше 5 сантиметров. На самокате у меня уже и то лучше получается:) На низенькие бордюрчики - то, что остается при нормально сделанном пандусе - самокат заезжает сам.

6. Что такое футбайк и чем он отличается от самоката? Или правильно говорить "кикбайк"?
Правильнее - футбайк. Kickbike - это финский бренд, один из производителей футбайков. Футбайками называют самокаты на больших надувных колесах. Размеры колес - от 12 до 28 дюймов. Иногда переднее колесо больше, а заднее меньше. На таких самокатах организуют настоящие профессиональные гонки, проводится кубок Европы. Гонщики развивают скорость не меньше велосипедистов. Так же, как и в мире велосипедов, в мире профессиональных самокатов имеет значение каждая мелочь в эргономике рамы и навеске, и, конечно, вес.


Соревнования по футбайку

Кроме спортивных самокатов, есть и обычные прогулочные. Чехия - мировая столица самокатства!:) Там есть несколько производителей, такие как Yedoo, Kostka, Mibo, K-Bike, и широченный модельный ряд, в котором куча самокатов для самых разных целей: от прогулок по городу до гонок, от кросс-кантри до даунхила. В России широко представлены самокаты Yedoo, они же самые доступные по цене.


Футбайки Yedoo City на последнем московском велопараде. Я хочу такой, честно признаюсь:) Не взамен своего маленького самоката, а в дополнение.

Футбайк позволяет ездить на большие расстояния, чем маленький самокат, и совершенно нетребователен к дорожному покрытию. Можно ездить даже по лесным тропинкам. Инерция движения у самоката дольше, и за счет того, что он лучше проходит неровности, средняя скорость получается выше - до 15-18 км/ч (у не-спортсменов). Но он тяжелее (обычный вес около 8-9 кг), дольше разгоняется, больше размерами (длина самоката с колесами 12-16" примеро 100-130 см), хотя есть и складные модели.


Футбайки Mibo Mastr Top и Kostka Rebel

А еще футбайки активно используются в ездовом спорте, для тренировки собак в бесснежный сезон и соревнований по драйленду - так называются летние гонки на собачьих упряжках по грунту. Можно тренироваться и гоняться также и на велосипеде (называется байкджоринг). Но самокат больше похож на нарту: точка крепления потяга ниже, а каюр не может помогать педалями и толкает самокат так же, как нарту, при этом тренируясь к снежному сезону и сам. Кроме того, с самоката проще спрыгнуть и не так далеко лететь, в случае падения:) Для дог-скутеринга используют самокаты с большими колесами, от 20", и очень желательны дисковые тормоза. На гонках есть дисциплины "скутер, 1 собака" и "скутер, 2 собаки"- больше впрягать в самокат небезопасно, слишком велика скорость. Большее количество собак уже впрягают в карт - специальную тележку на колесах.



Дог-скутеринг с хаски

7. А на маленький самокат нельзя сделать надувные колеса, как на больших, чтобы мягче была езда?
Можно. У Micro есть модель Flex Air - на надувных колесах 200 мм диаметра. Потребители отзываются о ней неоднозначно: ехать мягко, комфортно и совершенно бесшумно, не страшна никакая самая кривая плитка, ни щербатый асфальт...но накат и скорость заметно хуже. Это неизбежно - чем тверже колесо, тем оно быстрее. Кроме того, с надувными колесами нужно следить за давлением в шинах, не забывать подкачивать, ну и, естественно, их можно проткнуть.
Надувные micro-вские колеса продаются отдельно, правда, недешево - 1200 рублей одно колесо, и некоторые самокатчики ставят переднее такое колесо на более дешевые самокаты других фирм. Утверждается, что одного переднего достаточно, чтобы критично увеличить комфорт, но при этом не так сильно потерять в скорости.

8. У самоката такой маленький клиренс, почему нельзя сделать побольше?
Потому что придется слишком глубоко приседать, чтобы толкаться - для накачки ягодичных мышц оно, конечно, хорошо, но для долгой езды слишком утомительно, к тому же, будут страдать колени. Чем ниже дека, тем проще и менее утомительно катание, но слишком низко тоже не сделаешь - тогда любое мало-мальское препятствие будешь цеплять брюхом. Золотой серединой считается 6-8 см.

9. А велокомпьютер можно поставить?
Теоретически можно - велокомпьютеры позволяют задать любой диаметр колес. Практически с проводным компьютером получится ерунда: дека самоката вращается вокруг рулевой колонки на 360 градусов, когда его поднимаешь, а еще иногда самокат придется складывать - провод не выдержит. Беспроводной комп - должно быть можно, но меня лично жаба душит его даже на велосипед покупать, у меня там простенький проводной. На самокате меряю скорость и расстояние с помощью разных приложений для смартфона.

10. А не стесняется ли взрослая тетка ездить на самокате?
А чего стесняться - это же взрослый самокат:) Вообще, мне кажется, этап, когда на все необычное тыкали пальцем, наша провинция уже пережила. BMX-еры же не стесняются ехать на маленьком велосипедике стоя, чтобы добраться до нужных мест, где они делают свои трюки. Я не успеваю заметить, как реагируют пешеходы на самокатчика и реагируют ли они вообще?... - я слишком быстро оставляю их позади.

Я вижу других взрослых на самокате только по выходным на Красной, то есть, люди катаются для развлечения, что само по себе неплохо. Но мне интересно, использует ли еще кто-то самокат для пресловутого комьютинга? А может быть, вы ездите по делам на лонгборде или роликах? Расскажите!

Сначала это смотрелось необычно, теперь же новый вид транспорта прочно вошел в нашу жизнь. Самокат - это просто, удобно, экологично, недорого и... быстро. В пределах Садового кольца офисные работники могут добираться на самокатах из пункта А в пункт Б намного быстрее, чем на машине. Кроме этого самокат позволяет лишний раз размяться и просто получить удовольствие от жизни. Особенно классно самокаты подходят для прогулок с детьми, которые просто обожают это двухколесное транспортное средство. Самый частый вопрос, который задают владельцам: "Какую скорость ты на нем развивал?" Лично я без проблем обгоняю по городу большинство машин. Но судя по этому посту, это далеко не предел.

Самокат традиционно ассоциируется в сознании с детским развлечением: это простенький двухколёсный «конь», на котором можно неспешно нарезать круги по двору. «Скоростные рекорды на самокате» - это даже не смешно, ну, как на нём вообще можно разогнаться?

А теперь внимание: рекорд скорости на самокате – это честные 89 км/ч! В полтора раза превысили разрешённую городскую скорость, что сложно сделать даже на простом велосипеде. Конечно, это делал профессионал, управляющий специально переоборудованным самокатом (на нём стояли 28” велоколёса), но и стандартные модели могут выдавать более чем приличные показатели.


Средняя скорость самоката

Естественно, средняя скорость самоката зависит от того, к какой категории этот конкретный самокат относится. Самым важным фактором является размер колёс, заметную роль играет высота расположения деки, вес модели и наличие амортизаторов, остальные моменты менее существенны.

Ниже мы приводим примерную статистику для каждого вида двухколёсных коней:

Детские самокаты. Небольшие модели с пластиковыми колёсами, на которых изначально не предполагается «гонять» - ни в каком виде. Хорошая средняя скорость для такого самоката составляет 16-17 км/ч по ровной поверхности. Именно на этой скорости ездят дети, которые провели за рулём своего «байка» 2-3 года и хорошо умеют им управлять;

Самокаты с колёсами 100-125мм. Немногим отличаются от детских: средняя скорость такого взрослого самоката колеблется в пределах 18-19 км/ч;

Самокаты с 200-миллиметровыми колёсами. Модели с диаметром колёс 200-230 мм изначально рассчитаны на скоростное передвижение по городу, поэтому из стандартных вариантов они показывают самые лучшие результаты. По ровной поверхности такой самокат легко идёт 22-23 км/ч (при наличии определённого опыта у водителя).

Всё это – средняя скорость на самокате по городу, для лёгких (не утяжелённых для прыжков и трюков) моделей без амортизаторов. С появлением пружинной амортизации скорость сразу падает на 3-5 км/ч, каждые 200 граммов веса в среднем дают -1 км/ч.

Скоростные рекорды на самокате

Если Вы хотите гонять по-взрослому, то скорость движения самоката по ровной поверхности Вас интересует мало. Хочешь разгона – езжай с горки, это знает каждый ребёнок. Итак, средняя скорость самоката при спуске:

Детские модели и самокаты с маленькими колёсами. При большом желании разгоняются до 30-40 км/ч, но мы крайне не рекомендуем Вам заниматься подобным экстримом! Маленькие колёса не предназначены для таких скоростей, любая неровность дороги приведёт к катастрофе;

Самокаты с колёсами 200мм. Можно разогнаться до 40-45 км/ч, если уклон хороший.

ВАЖНО: Если Вы хотите ставить скоростные рекорды на самокате, обязательно пользуйтесь защитой! Шлем, наколенники, налокотники, перчатки, очень желательна «черепашка» (защита спины). Не пренебрегайте этими средствами ни в коем случае, и улётных Вам разгонов!

Сегодня мы расскажем, как безопасно кататься на самокате по городу, что для этого нужно. Ведь все мы знаем, что постоянно кататься на одном и том же месте может быть утомительно, хочется новых впечатлений, приключений. А может вы купили самокат, чтобы быстро добираться до метро, когда вы едете на работу или с неё. В любом случае, вот вам несколько советов по использованию вашего самоката в городе.

Самокат и ПДД

Согласно правил дорожного движения России самокат отнесён к категории пешеходов . Вот выдержка из раздела 1 «Общие положения» ПДД:

"Пешеход " - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства .

Если вы читаете наши статьи в другой стране, то уточните статус самокатов в ПДД. Хотя обычно все, кто поменьше велосипедов (ролики, самокаты, скейтборды и так далее) приравниваются к пешеходам.

Так как вы, передвигаясь на самокате, считаетесь пешеходом, то вам совершенно законно можно передвигаться по тротуарам . Следовательно, вам открыты все пешеходные зоны, парки, скверы, набережные и прочие места, предназначенные для пешеходов.

А вот выезжать на проезжую часть и двигаться по ней при наличии тротуара рядом запрещается. Будьте внимательны! Для пересечения проезжей части используйте пешеходные переходы .

Самокат и Общественный транспорт

Возможно вы просто хотите покататься в новом парке, или вы выбрали самокат для того, чтобы быстро, без пробок, добираться до станции метро или автобуса, а потом и до работы. С технической точки зрения, как только вы встали с самоката и взяли его в руки, самокат является ручной кладью.

Согласно пункту 1.2 статьи 22 ФЗРФ от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

Для удобства себя и окружающих, перед тем, как зайти в общественный транспорт, самокат лучше перевести в сложенное состояние. Нередко он оборудован специальным ремешком для переноски, а если его нет, то шикарным дополнением будет складная сумка для самоката, которая позволит вам спокойно переносить его, не боясь испачкать себя или окружающих.

Самокат и Безопасность движения

Не стоит забывать, что, двигаясь на самокате вы должны быть предусмотрительны и ответственно подходить к вопросам безопасности. Не стоит гнать по людному тротуару, вы можете ненароком столкнуться с каким-то прохожим и вовсе не по своей вине. Однако синяки и ссадины достанутся обоим.

Будьте особенно осторожны, когда объезжаете детей, их действия труднее всего предугадать. Снижайте скорость и будьте готовы в любой момент затормозить, когда рядом дети. Они часто бывают импульсивны и мечутся в разные стороны, как угорелые. Не то чтобы это было чем-то плохим, дети всегда подвижны. Но случайное столкновение с ребенком не сулит вам ничего хорошего.

Если вы собираетесь опередить ребенка, идущего со взрослым, то делайте это только со стороны взрослого. Взрослые гораздо реже пытаются прыгнуть под колёса, а ребенок едва ли побежит куда-то сквозь родителя, только от него.

Нелишним будет и наличие у вас Шлема. Всё-таки приложиться головой о какую-либо поверхность (окромя подушки в 11 вечера, конечно) не очень приятное дело. Поэтому подумайте о безопасности самого ценного и защитите свою голову.

Чего стоит избегать

Самый злой враг любого пользователя самоката - это плохое покрытие . Если вы используете самокат с полиуретановыми колёсами, то постарайтесь избегать брусчаток, тротуарной плитки и прочих поверхностей с плохим покрытием. Это замедляет вас и доставляет дополнительные неудобства.

Маршруты лучше прокладывать так, чтобы они не пролегали через участки с плохим покрытием. Даже если по гугл-картам вам придётся ехать дольше, в конечном счёте вы выиграете за счет скорости передвижения и комфорта.

Остерегайтесь собак . Неизвестно почему, но движущихся быстрее обычного потока (велосипедистов, скейтеров, любителей роликовых коньков и самокатов) они очень недолюбливают, любят гоняться и хватать за штанины. Будьте бдительны!

Что взять с собой

Обязательно возьмите с собой деньги и небольшой набор шестигранников. В случае поломки вы сможете либо оперативно починиться, либо добраться до пункта назначения на общественном транспорте или такси.

Надеемся, что наши советы упростят вам жизнь и помогут получить максимум удовольствия и пользы от катания на самокате. Если вам что-то интересно, не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях.

Купил самокат ради передвижений по городу. В Москве самокаты пока редкость для перемещений по городу, хотя вызывают интерес у людей. Сразу скажу, что на небольшие расстояния до 7 км самокат оказался эффективным средством.

Для начала расскажу какие бывают самокаты и их особенности. Сначала я думал, что стоит выбирать максимально лёгкий самокат и заказать его в интернет-магазине. Вес самокатов для взрослых начинается от 3.5 кг и выше (есть модели даже с электромоторами под 20 кг). Поэтому я тупо выбрал в яндекс-маркете самый легкий. В реальности получилось так, что в очередной раз покупая игрушки для ребёнка в знакомом магазине в ТЦ Совенок (я там работаю недалеко и часто захаживаю) обнаружил, что к ним завезли много разных самокатов. Поэтому подвернулась возможность протестировать самокат вживую перед покупкой. Это оказалось полезным делом, т.к. сразу всё стало ясно.

Во-первых, у всех самокатов разная высота платформы, на которой стоишь. Через инет я выбрал модель, в которой была очень высокая и узкая платформа, а значит будет больше нагрузка на колени. Это был более спортивный вариант, хотя и легкий. Поэтому я в итоге выбрал с широкой и низкой платформой модель Explore Voltage. Стоил он в районе 3 тыс рублей всего-то. У низкой платформы есть как плюсы, так и минусы. Плюс - при отталкивании одной ногой вторую ногу не нужно сильно сгибать, как бы приседая, чтобы достать до земли. И вообще можно даже не приседать, а отталкиваться мысочком. Минус - любая мало-мальская неровность или минимальный бордюр в 2 см высотой может привести к цеплянию дном платформы за землю, а значит можно сильно упасть на скорости. Вообще оказалось, что Москва совершенно не приспособлена для перемещений на самокатах, но об этом ниже.

Во-вторых, важна ширина платформы. Я взял широкий, но есть также более спортивные варианты с узкой платформой. Узкая платформа не удобна, т.к. когда едешь на большие расстояния активную ногу надо чередовать, а значит переступать на платформе с ноги на ногу. На широкой платформе это легче сделать. Но встать двумя ногами даже на широкую платформу проблематично как по ширине, так и по длине.

В-третьих, амортизация. В этом плане самокаты сильно отличаются от велосипедов. Все велосипеды имеют передний амортизатор и надувные шины. Но велосипед приводится в движение педальной тягой напрямую через вращение заднего колеса, а значит потери энергии через амортизацию минимальны. Самокат же приводится в движение отталкиванием. Основная нагрузка идёт на руль и переднее колесо. Это значит, что передний амортизатор и надувные шины будут гасить энергию. Возникает нерешаемая дилемма: если брать без амортизаторов и надувных колёс - быстрее разгоняешься, меньше устаёшь. Если с амортизаторами - комфортнее ехать по плитке, стыкам, но энергия быстрее теряется. Я взял без амортизаторов и надувных колёс, т.е. полностью жёсткое соединение. Это позволяет быстро и просто разгоняться, но при этом каждый мало-мальский стык на дороге (даже банальные трещины в асфальте) сильно отдаётся по всему телу. К тому же чем меньше деталей, тем надежнее самокат. Надувные колёса неминуемо проколятся, а это значит надо ещё возить с собой ремкомплект. Амортизатор надо также смазывать и т.д. Так что я против них на самокатах.

Далее - тормоза. Это важный момент, также сильно отличающийся от перемещения на вело. В большинстве самокатов стоит задний ножной тормоз. Это значит, что активной ногой можно нажать на заднее колесо (через пластину, чтобы не портить обувь), затормозив его. Но эффективность этого тормоза исключительно низкая. Это и понятно - контакт идёт через минимальную площадь (острие колеса - т.е. самая тонкая его часть). Поэтому экстренно затормозить вообще не возможно. В условиях Москвы, где через каждый 30 метров есть автомобильный съезд из дворов это значит, что надо постоянно перед ними замедлять ход в плановом режиме, точно также как и перед бордюрами. Так что средняя скорость передвижения из-за этого падает. На вело можно затормозить практически моментально. Ногами же об землю тормозить крайне не удобно и сложно. Тормозной путь в любом случае большой. А если уклон вниз в горку, то ехать вообще опасно, т.к. тормоз даже без разгона не может удержать самокат в стоячем положении. Так что тут ничего особо не поделать. Есть самокаты с передним тормозом, но он во-первых ставится только на надувные колёса, во-вторых передним тормозом экстренно не затормозишь, т.к. перелетишь через руль.

Надежность крепления руль-платформа - тоже очень важное место. Например, при торможении задним тормозом даёт о себе знать эффект рычага - очень большая "выламывающая" нагрузка на руль в переднем направлении, что может в итоге разрушить самокат, если крепление платформы с рулем слабое. Это слабое место практически всех самокатов. Поэтому надо смотреть на это сочленение.

Скорость складывания. На этот счёт я читал, что многие самокаты сложно быстро сложить или разложить. На моём это делается за пару секунд с помощью эксцентрика велосипедного типа.

Ну и по мелочи: должно быть переднее крыло от брызг, смотреть на высоту руля под себя и поддерживаемую нагрузку в килограммах. Если большой вес тела, то это может стать существенным ограничителем, т.к. некоторые самокаты имеют макс.нагрузку 60-70 кг.

Наиболее важной характеристикой перемещения по городу является средняя скорость движения.

По многочисленным данным у меня получаются следующие результаты для перемещения по Москве (указаны средние скорости):
- самокат 9 км/ч
- обычный мой пеший шаг 6 км/ч
- вело 14-15 км/ч
- авто 18 км/ч (да-да, это не опечатка - именно такая средняя скорость по пробкам москвы - данные усреднения за год).

Итого самокат показывает слабые данные на первый взгляд. Например, на самокате сложно даже обогнать бегущего в неполную силу человека на ровной дороге (сравнивал специально). Но конечно энергии тратится на порядок меньше, чем при беге. При этом надо сказать, что Москва совершенно не приспособлена для перемещения на самокатах.

Сравнивая с вело получается двоякие ощущения. Как бы не говорили про повышение комфортности города к велосипедистам, но факт в том, что вело слишком тяжел для небольших перемещений - вело не положишь в багажник машины в любой момент, в метро занести вел получится только с боем, в костюме также на вело особо не поездишь, с пакетами на вело ехать крайне сложно и т.п. У самоката нет всех этих минусов, но при этом получается что даже эта плитка для слепых на каждом съезде доставляет существенные проблемы при перемещении.

Одна из особенностей перемещения на самокате по Москве. Если едешь по незнакомому маршруту приходится ехать очень аккуратно, проверяя каждую кочку, трещину и съезды в этом жутко неровном московском асфальте. Но второй раз едешь уже проще и быстрее. Так что для челночных проверенных маршрутов очень удобно. Временной выигрыш проявляется при поездкам на расстояния от 2 до 7 км по моим оценкам. На близкие расстояния пеший ход может оказаться быстрее - ведь самокат нужно ещё достать/спустить/разложить/сложить, если много подъёмов то на них всё-равно не заехать, подъёмы и лестницы тяжело преодолеваются - проще пешком идти и другие особенности влияют. Вот до метро например, мне не эффективно ездить на самокате - быстрее пешком. Да и в метро самокат получается не очень удобным - поэтому от этой идеи я отказался как и в своё время отказался с вело (т.е. кофмортнее с метро вообще не связываться, а доехать/дойти по поверхности своим ходом). Особых проблем с переноской сложенного/разложенного самоката в плане его тяжести нет (мой весит 6 кг). Но в итоге я его вожу в багажнике авто - очень удобно если надо потом доехать куда-то с работы и оставить машину. На дальние расстояния 7 км и более - тоже неэффективно ездить, т.к. быстрее чем метро он ехать не будет. Если только для прогулок. Ну я и брал самокат вообще-то для летних вечерних поездок от работы до дома 22 км, но лишь как замена пешему ходу, т.к. пешком этот маршрут занимает 4 часа. Пока на самокате этот маршрут я не осилил - не дошли руки и пока холодновато для длительной езды. Но по результатам потом выложу данные. Например, на тестовой поездке (маршрут см.выше карта) получается, что я ехал всё время вниз. Но как раз от м.Спортивная и дальше через центр к Белорусской уже будет подъём и насколько будет легко ехать 22 км пока не ясно через центр города с плиткой, брусчаткой и большим потоком людей на улицах.

Самый большой минус самоката на мой взгляд в том, что его нельзя оставить без присмотра где попало. Замком его не привяжешь, как вело, т.к. у самоката фактически нет ни одного места, куда можно продеть замок велосипедного типа. Т.е. в тот же магазин съездить за продуктами - проблема. Зато самокат стоит очень дёшево и его не жалко сломать или потерять.

Резюмируя всё вышесказанное: самокат интересное приобретение, в современном тренде, не вызывает отторжения пешеходов как велосипедисты. Но пока есть сомнения в его безопасности - цепляние дном платформы за небольшие кочки и бордюры + малоэффективность тормозов.



 

Возможно, будет полезно почитать: