Кто придумал ролики? История развития развития роликовых коньков

Доброго времен суток, мои дорогие читатели. Сегодня расскажу вам интересные факты про роликовые коньки. Почему я захотел про это написать? Потому что в недавнем времени стал вопрос, куда повести крестницу погулять в город. Уже вроде бы и много где были, и на аттракционах всех в городе катались, и пирожные все перепробовали. Ну и погода сейчас холодная по паркам гулять. Идем с ней, как то за руку, а она меня и спрашивает, а ты умеешь кататься на роликах. Меня начала разбирать улыбка, поскольку я еще два года назад только закинул свои ролики, так как тогда меня пробило именно на ролики. Я себе и купил достаточно качественные и хорошие коньки и немного тренировался на выходных. А потом переезд меня заставил забросить их, так как далековато ездить до хорошего покрытия, чтобы кататься. Ну и в городе есть, конечно же, роллердром, на который мы в следующие выходные и пойдем. Малявке решил подыскать ролики здесь http://rollerland.com.ua/kids_roller_skates , может что вы подскажите на этот вопрос. А пока я подобрал для вас интересные факты про роликовые коньки.

Первый патент на ролики сделали в 1819 году. Хотя упоминание их появления было еще в 1700-х годах. Но тогда наверное люди еще особо и не запаривались насчет патентов.

В 1863 году бизнесмен из Массачусетса изобрел первый роликовый конек, который позволял фигуристам поворачиваться.

С 1970-х годов ролики начал получать все больше и больше улучшений, что позволило проще обслуживать эти предметы, пластиковые колеса позволили делать более плавные движения.

В докладе Национальной ассоциации спортивных товаров было указано, что боле двух с половиной миллионов человек играют в хоккей на роликах. И другие игры, такие как Роллербол начинают набирать популярности все больше и больше.

Опрос в Америке показал что десять миллионов людей отдают все же предпочтение классическим роликам с двумя осями, а вот двадцать девять миллионов людей предпочитают именно роликовые коньки.

Одним из самых безопасных видов спорта и отдыха для детей всех возрастов, является именно катание на роликовых коньках в закрытом помещении. Комиссия по безопасности потребительских товаров и услуг определила, что именно катание на роликах в три раза безопаснее чем игра в баскетбол или в футбол. (по какому параметру это определялось, я конечно же, не могу знать, но если задуматься - это может быть правдивой информацией)

Катание на роликовых коньках входит в топ деятельностей, которые улучшают и поддерживают физическую форму.

Катание на роликах сжигает 600 калорий в час и обеспечивает хорошую кардиотренировку.


Официальная презентация роликовых коньков состоялась в 1760г. Их изобретателем был Жан-Жозеф Мерлин (Jean-Joseph Merlin). Колеса на этих роликах были металлическими. Хотя и до этого роликовые коньки уже существовали. Имеется запись, датируемая 1743г, в которой упоминается катание на роликах. Изобретение роликовых коньков было запатентовано во Франции в 1819 году М. Петитбледом. (Petitbled). Хотя существует предание, что еще японские ниндзя особым образом прикрепляли к ногам бамбуковые каточки, что давало им возможность передвигаться с огромной скоростью.

На первых роликах колеса располагались, так же как и на современных, в одну линию. Такие модели называются инлайновыми (inline). А в 1863г в Нью-Йорке были разработаны коньки квады. В них колеса располагались по обе стороны от платформы. Это придавало им дополнительную устойчивость и уменьшало количество падений. И новичкам было значительно легче научиться кататься. Таким образом, квады надолго вытеснили инлайновые роликовые коньки. Автором изобретения был Джеймс Леонард Плимптон (James Leonard Plimpton). В 1866г в Ньюпорте по инициативе Плимптона была открыта первая площадка для катания на роликовых коньках. Этот вид развлечения приобретал все большую популярность среди населения.

В 1876 году конструкция роликовых коньков была дополнена сразу двумя нововведениями. Первое из них – это колесо, которое состояло из 2 подшипников и оси. Автором его был Уильям Баун (William Bown). Современные колеса для роликов разрабатывались и совершенствовались на основе этого изобретения. Второе – тормоз для роликовых коньков. Эта конструкция тормоза для квадов практически не претерпела изменений и по сей день

Привычные для нас роликовые конки с колесами, расположенными в одну линию, появились в 1979 году. Их принципиальная схема была разработана еще в 60х годах компанией Chicago Roller Skate Company, но не пользовалась особой популярностью. И только несколько лет спустя на них обратили внимание Скотт и Бреннан Олсоны. Они решили, что ролики такой конструкции как нельзя лучше подходят для тренировок хоккеистов безо льда, ведь по форме они очень близки к обыкновенным конькам. Олсоны усовершенствовали модель, оснастив и дополнив ее последними техническими новинками. Ролики крепились на ботинках от хоккейных коньков. Через несколько лет Скотт Олсон основал компанию Rollerblade Inc. Инлайновые коньки стали популярными, их начали производить и другие фирмы. Квады перестали быть популярными, хотя и не исчезли полностью. Они производились в основном для детей.

В том же 1979г колеса для роликов стали делать из полиуретана. До этого колеса изготовлялись из самых различных материалов, например, из металла или даже твердых сортов дерева (самшита). Но дерево быстро изнашиваются, а металл совсем не гасит вибрации. Полиуретан обладает такими свойствами как стойкость к стиранию, ударопрочность, упругость, сопротивление качению. Это позволило сделать колеса гораздо более долговечными, уменьшить вибрацию при качении и легче управлять движением.

До конца 20 века, ролики имели жесткий ботинок. В 1995г фирма К2 начала производить роликовые коньки с удобным мягким ботинком. Это нововведение, конечно, быстро стало широко использоваться.

John Joseph Merlin ). К сожалению, конструкция была несовершенной: изобретение мастера оказалось практически неуправляемым. И прямо во время бала Мерлин въехал в большое зеркало. [ ] Пострадали и зеркало и сам изобретатель. Публика сочла новинку травмоопасной и не пожелала прокатиться на таком снаряде. Первый патент на роликовые коньки был получен во Франции в 1819 году М. Птиблэ (M. Petitbled).

Роликовые коньки в начале 19-го века не были похожи на современные. Коньки с попарным расположением колес, квады , впервые появились в 1863 году в Нью-Йорке и были разработаны Джеймсом Леонардом Плимптоном (англ. James Leonard Plimpton ). Первый публичный роллердром был открыт при поддержке Плимптона в 1866 году в Ньюпорте . Именно данная конструкция коньков оставалась доминирующей почти до конца 20-го века.

В 1876 году Уильям Баун (William Bown) разработал и запатентовал прообраз современных колес для роликов: колесо содержало 2 подшипника и ось. Тогда же в 1876 году был запатентован первый тормоз для роликовых коньков. Подобная конструкция тормоза до сих пор используется на квадах .

В 1979 году Скотт Олсон (Scott Olson) и Бреннан Олсон (Brennan Olson) представили роликовые коньки с привычной сегодня схемой расположения колес в линию (inline) [ ] , разработанные в 1960-х фирмой «Чикагоу Роллер Скэйт Кампани» (Chicago Roller Skate Company). Они решили, что эти коньки имеют большой потенциал для проведения тренировок хоккеистов без льда. В результате были использованы ботинки от хоккейных коньков и применены последние на тот момент технологии. Через несколько лет Скотт Олсон основал компанию «Роллерблэйд» (англ. Rollerblade Inc. ) Успех был оглушителен. Вскоре многие другие фирмы стали изготавливать подобные коньки, так что разработки Олсона фактически создали новую индустрию, а инлайн-ролики стали гораздо более популярны, чем привычные на тот момент квады. В СССР в 1970 производились инлайны(дату проверить, скорее всего, производство с 1960 г).

До середины 1990-х годов практически все роликовые коньки имели жёсткий ботинок, напоминающий горнолыжный ботинок. В 1995 году фирма K2 (англ. K2 ) представила первые ролики с мягким ботинком, которые гораздо лучше подходили для прогулочного катания и вскоре заняли доминирующую позицию.

В 1997 году в Америке появилась новая фирма Upsidedown [ ] , чья первая модель роликов - Damocles - стала поистине революционной. Многие её детали - раму, баклю (пластиковая застежка в верхней части ботинка, фиксирующая ногу), каф (манжета роликов с жёстким ботинком, на который крепятся бакли), соулплэйты (вставки из жёсткого пластика, крепящиеся к нижней части ботинка и предназначенные для выполнения скольжений) - можно было заменить. Кстати, название компании было символичным: она хотела перевернуть всю индустрию агрессив-скейтинга с ног на голову (именно так переводится с английского словосочетание upside down), позволив менять практически все детали роликовых коньков на аналогичные, но уже других производителей. Это дало бы роллерам уникальную возможность создать ролики, которые полностью удовлетворяли бы их требованиям и предпочтениям. Спустя год компания поменяла своё название на более короткое и звучное USD и очень скоро превратилась в одну из крупнейших и наиболее уважаемых фирм на рынке агрессив-скейтинга.

Классификация современных роликовых коньков

Роликовые коньки делятся по стилю катания:

  • Фрискейт (разг. fsk) - быстрое экстремальное городское катание с трюками из прыжков и преодоления препятствий. Особенностью фрискейт роликов является прочный жёсткий ботинок для устойчивости, крепкая рама для прыжков и съемный сапожок-вкладыш (англ. liner) внутри ботинка для плотной фиксации ноги.
  • Слалом - артистичное катание по разметке из конусов и выполнение фигур. Особенностью роликов для слалома является уменьшенный вес, жесткая рама для точной передачи усилий и средняя мягкость для большей свободы движения. Ролики для слалома, как правило, выбирают профессионалы или начинающие роллеры, которые целенаправленно собираются заниматься слаломом.
  • Агрессив - экстремальное катание в городе (называется «Стрит») и в рампе (называется Верт) с выполнением прыжков, вращений, скольжений и акробатических элементов. Особенностью агрессивных роликов является массивный тяжелый ботинок для устойчивости и амортизации, короткая по высоте и твёрдая рама для скольжений и широкие маленькие колёса для стабильных приземлений.
  • Бег - (или спидскейтинг, speedskating) бег на роликах. Особенностью беговых роликов является лёгкий ботинок (да и в целом всю конструкцию стараются максимально облегчить) без боковой поддержки и колёса большого диаметра для максимальной скорости.

  • Фигурное катание - выполнение элементов из ледового фигурного катания на роликах. Особенностью роликов для фигурного катания является специальный стопор в передней части рамы, необходимый для выполнения вращений, и колёса, расположенные по дуге, аналогичной форме лезвия для ледовых фигурных коньков .
  • Хоккей - игра в хоккей на роликах. Особенностью хоккейных роликов является низкий ботинок для манёвренности, прочность для безопасности и хорошая вентиляция.
  • Внедорожное катание - катание вне города и асфальта. Особенностью внедорожных роликов являются большие пневматические резиновые колёса большого диаметра.
  • Downhill - "вниз с холма". Скоростной спуск по дорогам "под горку". Очень-очень отдаленно можно записать к Speed skating. Требования к роликам - обеспечение наибольшей устойчивости, прочность. Могут использоваться длинные рамы с 5 колесами.
  • Строение роликовых коньков

    Роликовые коньки состоят из следующих частей:

    • Внутренник (англ. liner) - мягкий сапожок, фиксирующий ногу внутри ботинка. Внутренник отсутствует на фитнес и других видах роликов с цельным ботинком.
    • Ботинок (англ. shell) - основная часть роликового конька к которой крепится рама.
    • Манжета (англ. cuff) - система поддержки и фиксации голеностопа. Имеет полукруглую форму и крепится к ботинку. Обычно изготавливается из пластика или углепластика (карбона). Может отсутствовать на профессиональных моделях (беговых роликах) или иметь массивное строение для наилучшей фиксации и поддержки ноги на агрессивных роликах.
    • Бакля (англ. buckle) - часть кафа, пластиковый ремень с зубчиками, который используется для фиксации манжеты. Для придания жесткости ботинку и наилучшей фиксации в некоторых моделях роликовых коньков может быть дополнительно установлена на ботинок и замещать собой пяточный ремень.
    • Пяточный ремень (англ. strap) - ремень, крепящийся к ботинку и фиксирующий пятку. Обычно изготовлен из «липучки», реже в виде бакли.
    • Рама (англ. frame) - это пластиковая, металлическая и иногда карбоновая (углепластиковая) несущая конструкция, которая с одной стороны прикреплена к ботинку, а с другой к ней крепятся колёса. Рама для роликов может быть съёмной, или являться монолитной частью ботинка. Чаще встречаются съёмные рамы.
    • Колёса - полиуретановые колёса различной жёсткости. На дешёвых или детских роликах можно встретить колёса из пластмассы . На роликах-внедорожниках ставят пневматические колёса. В колёса вставляются подшипники и втулки. Колеса крепятся к раме осями .
    • Пяточный тормоз - тормозная колодка. Обычно ставится на один ботинок. Бывает пассивный (закреплен) или активный (тормозная колодка опускается, когда ролик выдвигается вперёд).

    Ботинок

    Ботинки можно разделить на жёсткие и мягкие, высокие и низкие, а также классифицировать по материалам, из которых они изготовлены: пластик, углепластик (карбон).

    Мягкий ботинок (SoftBoot)

    Ботинки большинства роликов, предназначенных для обычного катания, - мягкие. Мягкий ботинок обеспечивает достаточную для большинства случаев жесткость и управляемость, к тому же он попросту легче, чем жесткий. Основное его предназначение - создавать ощущение комфорта у людей, которым полная фиксация ноги не нужна. Большинство роликовых ботинок являются высокими, то есть поддерживают голеностоп от изгиба вбок, что позволяет предотвратить растяжения. Для новичков без особой спортивной подготовки рекомендуется именно такой ботинок. [ ] Есть также и низкие ботинки, верхняя часть которых заканчивается чуть выше уровня щиколотки, слегка прикрывая её сбоку.

    Жёсткий ботинок

    Жёсткий ботинок хорошо «держит» ступню. Жесткий ботинок делается достаточно тесным, из твёрдого пластика с внутренним мягким «валенком» (иногда он также называется «лайнер», от английского «liner») и, благодаря этому, хорошо фиксирует ногу. Используется в беговых роликах с низким ботинком, где голеностоп не зафиксирован и с мягким ботинком просто не удастся эффективно бежать, в слаломе, где повышенная фиксация ноги облегчает выполнение особо трудных элементов, во фрискейте и агрессиве ботинках, где нужна повышенная прочность ботинка для выполнения трюковых прыжковых элементов.

    Каркасный ботинок

    Эти ботинки, напоминающие по виду крепления для сноуборда, состоят из пластиковых креплений, в которых закрепляется нога роллера, обутая в кроссовку. Существуют фитнес-модели роликов с таким ботинком, но особую популярность приобрели агрессивные ролики с ботинком такого рода (XSJado).

    Низкий ботинок

    Если это мягкий ботинок (SoftBoot), то высота края ботинка над щиколоткой 2-3 см, такие ботинки называются «training», что подразумевает, что он предназначен для более комфортной тренировки спидскейтеров . Ролики с таким ботинком как правило оснащаются длинной рамой с колёсами от 90 мм.

    Беговой ботинок является наиболее низким и жёстким из вышеперечисленных, поэтому требует тщательного подбора под ногу, и, как правило, последующей подгонки. Зачастую, профессиональные беговые ролики изготавливаются под конкретного спортсмена. Высота верхнего края бегового ботинка - чуть выше щиколотки. Сам ботинок изготавливается из углепластика (иногда из стеклопластика) с тонкой прослойкой 1-2 мм кожзаменителя (или микрофибры) на внутренней поверхности, для смягчения соприкосновения с ногой. Голеностоп в таком ботинке абсолютно свободен и никак не фиксируется, поэтому для катания в таких ботинках необходима правильная техника. В то же время, жёсткость фиксации стопы позволяет более точно позиционировать конёк при беге, жёсткость подошвы способствует более полной передаче усилия, а свободный голеностоп облегчает движения ноги. К тому же вес такого ботинка намного ниже.

    Рама

    Материал и строение рамы определяется стилем катания, которые предполагается при выборе роликовых коньков покупателем. У большинства фитнес-моделей рамы несъёмные, поэтому замена рамы невозможна.

    Рамы для фитнеса

    Обычно имеют длину 240-280 мм (в том числе зависят от размера ноги и соответственно ботинка), изготавливаются из пластика либо алюминиевых сплавов. В такие рамы обычно устанавливаются колеса от 76 до 82 мм.

    Рамы для хоккея

    Хоккей подразумевает значительные нагрузки на раму, в том числе - ударные, поэтому рамы более жесткие и тяжелые и обычно более короткие. Изготавливаются обычно из металла, либо, реже, из пластика. Часто раммы хоккейных роликовых коньков имеют возможность установить колеса на разной высоте относительно поверхности (т. н. роккеринг), таким образом, достигается повышенная маневренность. Хоккейные рамы рассчитаны на диаметр колес от 72 до 80 мм.

    Рамы для слалома, фрискейта

    Изготавливаются из металла, причем обычно не легкие алюминиевые сплавы, из которых рама изготовлена методом, а сплавы магния и титана. Рамы изготавливаются экструдированием (выпрессовкой или выдавливанием), либо вытачиваются на высокоточных станках с ЧПУ. Имеют длину от 216 до 270 мм и рассчитаны на установку колес от 72 до 84 мм. Часто имеется возможность установить роккеринг (аналогично рамам для хоккея).

    Рамы для агрессивного катания

    Обычно самые низкие и жесткие (для дополнительной устойчивости при прыжках), изготавливаются только из пластика. Имеют относительно небольшую длину и рассчитаны на колеса до 61 мм диаметром. Иногда содержат заменяемые части, которые подвержены наибольшему повреждению (истиранию) при исполнении трюков.

    Рамы для powerbladingа

    Разновидность рам для агрессивного катания, подразумевающая установку колес большего диаметра (до 80мм) с сохранением возможности скользить по перилам и граням (то есть с проточкой посередине). Как правило делаются полностью из пластика.

    Рамы для скоростного катания (даунхила)

    Обычно имеют значительную длину (до 300 мм) и рассчитаны на установку колес диаметром до 110 мм. Изготавливаются из сплавов различных металлов и имеют значительную жесткость.

    Материалы для изготовления рам

    Нейлон (капрон и им подобные материалы)

    Данные материалы достаточно мягкие и поэтому используются либо в самых дешевых либо в устаревших моделях роликовых коньков. Часто рама изготовлена как часть ботинка (единая форма для литья). Мягкость материала компенсируется его толщиной. Итогом является относительная тяжесть рамы.

    Стеклопластик

    Композитный материал. При изготовлении рамы в качестве основы (матрицы) используется более жесткое стекловолокно, которая заполняется нейлоном. Данные рамы легче и жестче чистых нейлоновых. Технология изготовления относительно недорога, поэтому данные рамы обычно ставятся на роликовые коньки начального уровня либо на роликовые коньки для начинающих. Основной их недостаток - недостаточная прочность рамы, поэтому они плохо переносят высокие прыжки и ударные нагрузки.

    Углепластик (карбоновые рамы)

    Так же композитный материал, однако вместо матрицы используется углеволокно (более жёсткое и легкое нежели стекловолокно) или углеволокно в сочетании со стекловолокном. Основное преимущество таких рам - упругая деформация, то есть рама позволяет себя гнуть в некотором диапазоне и при этом возвращается к первоначальной форме. Недостаток таких рам - они дороже стеклопластиковых, поэтому ставятся на фитнес-модели верхнего уровня.

    Композит

    Такие рамы изготавливаются процессом холодного прессования с последующим спеканием под давлением сандвича из углеткани и стекловолокна. Зачастую такие рамы даже превосходят алюминиевые по прочности и сопротивлению кручению и излому, однако цена позволяет использовать их только на дорогих фитнес-моделях.

Роликовые коньки, или «ролики» по-простому, появились как замена ледовых коньков в теплое время года и для катания в помещениях. Впервые роликовые коньки начали использовать в Северной Европе и Скандинавии, где ледовые коньки были популярным средством передвижения по замерзшим рекам и каналам. В более теплое время года местные жители осваивали простейшие модели роликовых коньков: ботинки с деревянными катками. Их конструкция повторяла ледовые коньки: колеса ставили в один ряд – такой дизайн получил название «инлайн», что значит «в линию», а число колес варьировалось. Первое историческое упоминание о роликовых коньках приходится на 1743 год: их использовали в Лондоне в театральной постановке для имитации ледовых коньков. Все детали этой истории, включая имя создателя, утеряны в веках. Первым изобретателем, чье имя прошло испытание времени и дошло до нас, стал Джозеф Мерлин (в его честь в наше время назвали довольно популярную модель роликов Rollerblade) в 1760 году в Лондоне. Мерлин использовал ролики для привлечения внимания к своим другим изобретениям, подчеркивая используемые передовые технологии. Он сконструировал ролики с одним рядом небольших металлических колес и катался на балах, собраниях и торжествах, играя на скрипке. Недостатки дизайна, равно как и нехватка умения, делали маневрирование и торможение непростыми трюками: на одном из балов изобретатель, не справившись с управлением, врезался в большое и дорогое настенное зеркало, разбил его и сильно травмировался. Пострадали, кроме самого Мерлина, репутация роликов и их дальнейшее развитие - желающие повторить подвиги Мерлина нашлись далеко не сразу.

Мерлин не запатентовал свое изобретение, так как не был уверен в его технической законченности и функциональности, что подтвердил инцидент с зеркалом. Первый патент на ролики был получен только в 1819 году в Париже месье Петитбледом, его изобретением были инлайн ролики с тремя колесами.

На фото (слева направо): Джозеф Мерлин 1760г., Ролики Шалера 1860г., Ролики Петитблед 1819г.

Для изготовления колес предлагалось использовать металл, дерево или слоновую кость. Месье Петитблед позиционировал эти ролики как полноценную замену ледовым конькам, но технически ролики имели ряд серьезных недочетов. На них можно было ездить только вперед, колеса из предложенных материалов проскальзывали, сильно усложняя управление роликами. В последующие годы увидели свет еще несколько вариантов инлайн роликов; были трехколесные модели, пятиколесные, проблему управляемости пытались решить рокерингом колес (крайние колеса ставили меньше центральных). Рубен Шалер в 1860 году предложил ставить на колеса резиновые или кожаные кольца, чтобы увеличить сцепление. Также в его модели инлайнов колеса ставились в раму, очень похожую на современную. Однако заметного успеха все эти идеи не имели.
Массовому распространению роликов мешали две проблемы.
1) Плохая маневренность. На роликах можно было кататься только прямо, они были неустойчивые, поворачивать было почти невозможно, ехать спиной вперед тем более. В основном, причиной были технические недостатки: скользкие колеса, малый контроль ролика, а также, первым роллерам не хватало умения.
2) Торможение. Несовершенство конструкции, отсутствие штатного тормоза и низкий уровень катания не позволяли контролировать скорость.

Из-за этих проблем ролики более века оставались уделом эксцентричных одиночек или использовались только в особых случаях, прежде всего, в театре.
Массовую популярность роликам принес Джеймс Плимптон, изобретя в 1863 совершенно новый тип роликов – квады, что фактически положило начало современному роллерспорту. Отказавшись от копирования ледовых коньков и инлайн дизайна своих предшественников, Плимптон установил колеса попарно, два спереди, два сзади. Ролики стали намного более устойчивыми, значит более простыми в использовании. Для маневренности колеса были установлены на подвеску с резиновыми амортизаторами, она могла вращаться и наклоняться в сторону поворота, и роллер мог поворачивать просто наклонившись в нужную сторону.


На фото (слева направо): Первая модель квадов 1863г., роллердром 1880-е, улучшенные квады 1866г., прекрасная незнакомка на квадах 1880-е.

Проблема с торможением была частично решена маневренностью роликов и их устойчивостью. Плимптон не ограничился только выпуском роликов, которые производились, конечно же, вручную в те годы и стоили недешево. В 1866 году он открыл в Нью-Йорке свой роллердром и прокат роликов. Им была основана ассоциация роллеров Нью Йорка, разработана система профессиональных тестов и отличительных медалей для роллеров, проводилось групповое обучение по всему миру.

В течение нескольких лет Плимптон дорабатывал дизайн своих роликов. Он улучшил систему крепления к ботинкам, была сделана полностью металлическая модель. Стоит отметить, что подшипники для роликов тогда еще не изобрели. Первым, кто предложил использовать подшипники для уменьшения трения при вращении колес, был Д.Гидман в 1852 году, но практического применения его изобретение тогда не нашло. В течение 1876-1884 годов стараниями Вильяма Боуна и Джозефа Генри Хью была усовершенствована ходовая часть роликов, сконструирована система колеса-втулки-оси-подшипники, и в 1884 году Ричардсон получил патент на установку стальных подшипников в ролики. В 1876 году был получен патент на передний тормоз. В 1880-х годах производство квадов было поставлено на конвейер, что уменьшило их цену более чем в два раза. К концу века совершенствование квадов было практически завершено, их дизайн останется неизменным последующее столетие.


На фото: Роллердром 1885г.

Подкрепленные техническими новинками, квады стремительно набирали популярность. Они стали действительно массовым и доступным развлечением. Появляются новые виды катания, такие как роллер хоккей - его назвали роллер поло - и танцы. На квадах катаются по улицам, танцуют, соревнуются; организуются национальные ассоциации и появляются профессиональные инструкторы. Первый официальный хоккейный матч на роликах состоялся в 1878. Американская национальная лига роллер поло была основана в 1882 году. Новый ролледром Колизей в Чикаго в 1902 году собрал более 7000 человек в вечер открытия. В России тоже были роллердромы или «скетинг-ринги». А.И. Куприн пишет в своем рассказе 1910 года: "Едем на скетинг-ринг. Круглый, гладкий, как лед, манеж, а в местах для зрителей - пропасть публики, и, что всего обиднее, половина из них - наши хорошие знакомые, со многими из которых я имею солидные деловые связи. На манеже молодые люди обоего пола бегают и крутятся, как сумасшедшие, на коньках с колесиками. Грохот невыбразимый!"


На фото: Квады и их популярность. Конец 19 века и начало 20 века.

На ролики обращает внимание индустрия кино. Чарли Чаплин более чем прилично владел роликами и в 1916 выходит его фильм The Rink (Роллердром), где основное действие происходило на роллердроме.


На фото: Квады 1910-20-е годы.

Что же в это время происходило с инлайнами? Они оказались в тени квадов, непопулярны, но не забыты. Пытливые умы изобретателей не оставляли попытки доработать их конструкцию и были представлены многие решения, используемые в современных роликовых коньках.


На фото: Инлайны начало 20 века.

Вальтер Нильсон, Нью Йорк, в 1892 году представляет 14-колесные комбинированные инлайн ролики. В них он предлагает использовать подушечки из резины или кожи для торможения, это был прародитель современных штатных тормозов.
В начале 20-го столетия появились внедорожные инлайны, они имели два больших колеса и ехали подобно велосипеду за счет педалирования.
В 1900 году запатентованы инлайны на двух колесах.
В 1905 году был получен патент на раздвижные инлайн ролики.
В 1910 были разработаны ролики для хоккеистов с тремя колесами, причем крайние были меньше центрального.
Не получив широкого распространения, инлайны использовались в основном профессиональными спортсменами для имитации ледовых коньков.

Катание на роликах во всех формах набирало популярность вплоть до Первой Мировой войны, во время которой было не до роликов. Во время Великой Депрессии ролики снова стали набирать популярность по причине своей дешевизны. Чарли Чаплин в одном из своих самых лучших фильмов The Modern Times 1936 года демонстрирует уже трюковое катание.

В 1937 году была основана американская национальная ассоциация владельцев роллердромов. Сейчас она известна как ассоциация роллерспорта. Единственным важным изменением в дизайне квадов в 20 веке был материал колес. Их стали делать из резины, а потом из полиуретана. В остальном конструкторы квадов остались консервативны и верили, что лучшее - враг хорошего. В мире же инлайнов продолжались инновации:
В 1938 на рынке появились Джет Скейтс, ролики модульного дизайна, их можно было превратить в коньки, также они имели штатный тормоз. Производитель заявлял, что это уникальная разработка, хотя впервые оснащение тормозом было предложено еще в середине 19 века.
В 1953 были разработаны ролики с двумя полностью резиновыми колесами. Производитель описывал их как тихие и маневренные.
В 1960-х появляются модели для тренировки фигурного катания. Они производятся с рокерингом и передним тормозом. В эти же годы в СССР производятся инлайны с четырьмя колесами и передним тормозом. Их можно увидеть в фильме «Королева бензоколонки» (1962)
В 1966 Чикагская Компания Роликов начала производить инлайн ролики, в которых ходовая часть и ботинок были одним целым. Именно эта модель попала потом в руки братьям Олсонам.

Популярность роликов продолжает расти. Джен Келли в фильме 1955 года «Всегда хорошая погода» демонстрирует очень достойное катание даже по сегодняшним меркам. Кораблик, пауэрслайд на квадах, прыжки, танцы. Посмотрите сами.

Тему танцев на роликах продолжает фильм 1968 года «Смешная девочка», за главную роль в этом фильме Барбара Стрейзанд получает Оскара.


На фото: на классическим постере фильма изображена девчонка в роликах.

В 1970-е роллермир переживает второй бум, прежде всего, в Америке. Катание на роликах теперь не просто развлечение и отдых. Катание на роликах – это круто! И самое крутое - это роллер диско. Люди толпятся в очередях на роллер дискотеки, Голливуд делает фильмы о роллердиско.


На фото: Роллердиско.

Кроме танцев на роликах развитие получают и другие виды роллерспорта: фигурное катание, спидскейтинг, артистик катание, фристайл, роллер дерби и хоккей на роликах. Также уличное катание становится очень популярным. И, когда казалось популярности квадов ничто не угрожает, инлайны берут реванш.

В 1979 профессиональному хоккеисту Скотту Олсону попались на глаза старые ролики, произведенные в 60-х чикагской компанией роликов. Он понял, что может кататься и тренироваться круглый год и где угодно, а не только на льду. Вдохновившись идеей и используя свой опыт катания на существующих инлайн моделях, Скотт с братьями Бреннаном и Джимом решили сделать свои ролики, применив все удачные разработки в мире инлайнов: они переработали дизайн - ролики стали цельными с полиуретановыми вставками для поддержки - поставили полиуретановые колеса, металлическую раму, по два подшипника на колесо и носочный тормоз от квадов. И В 1980 был основан Rollerblade Inc.. Первые модели имели различные проблемы, их было неудобно надевать и снимать, тормоз был ненадежен и отваливался. В 1983 вышла первая по-настоящему массовая модель TRS Lightning. В ней ненадежный носочный тормоз был заменен на пяточный, изменен ботинок, рама сделана из стекловолокна, колеса были лучше закрыты от попадания грязи. Это был закат эпохи квадов и начало эпохи инлайнов. Следом на рынок последовали другие компании: К2, Ultrawheels, Salomon, Roces; появляются еще инновации, например софтбут К2.


На фото: Современные роллеры.

Остальное уже история, которую мы все знаем. Инлайн ролики становятся комфортнее, более управляемыми и скоростными чем квады, завоевывают массовую популярность. Спортсмены спидскейтеры быстро переходят на инлайны, бурно развивается фитнес катание. Появляется совершенно новое направление агрессивных роликов, Саломон выпускает в начале 2000-х линию фрискейт роликов и потихоньку развивается фристайл слалом. В России открывается первый магазин Роллерклуб. В 2005 году образуется Роллершкола Кирилла Рязанцева, первая роллершкола России. В 2006 году известнейший спортсмен Себастьян Лафарг выпускает первые ролики Себа, которые станут эталоном современных роликов.

Изучая историю роликов, можно обратить внимание на интересный факт. Веками конструкторы пытались прикрепить тормоз к роликам, убежденные в том, что проблема с торможением возникала из-за отсутствия тормоза. Но, как только ролики стали конструировать спортсмены, основываясь на своем понимании техники катания - ролики стали хорошо управляемыми, с цепкими колесами и отличной боковой поддержкой, то стало возможно эффективно маневрировать и тормозить "техничными" способами - плуг, т-стоп, пауэрслайд, параллель, мэджик и другие слайды. И тормоз стал ненужным.


Видео: Фрискейт 2008 года. Лучшие французские фрискейтеры, автор Кирилл Рязанцев.

Статья подготовлена инструктором по роликам


В какой стране и когда были изобретены роликовые коньки?

Ролики существуют в мире уже почти 250 лет. Их история началась во второй половине ХVIII века, когда они были изобретены в Бельгии. Однако большой популярностью это изобретение не пользовалось, несмотря на то, что бельгийцы устроили презентацию в столице Британской империи. На время о роликах как-то забыли. Первый крытый каток для катания на роликах появился в том же Лондоне лишь в первой половине ХIХ века. - http://www.medportal.ru/enc/pediatrics/n...

Как ни странно, ролики изобрели довольно давно - в 1760 г. их прототип был представлен бельгиецем Жаном-Жозефом Мерлином. Хотя и говорят, что подобные приспособления в эпоху Средневековья использовали для передвижения японские ниндзя, деля их из бамбуковых палок, в это верится с трудом.


Изобретение роликовых коньков было запатентовано во Франции в 1819 году М. Петитбледом.
На первых роликах колеса располагались, так же как и на современных, в одну линию. Такие модели называются инлайновыми (inline).
А в 1863 г. в Нью-Йорке были разработаны коньки квады. В них колеса располагались по обе стороны от платформы. Это придавало им дополнительную устойчивость и уменьшало количество падений, а новичкам было значительно легче научиться кататься. Поэтому квады надолго вытеснили инлайновые роликовые коньки.

Первая волна популярности роликовых коньков началась в 1884 году после изобретения резиновых колёс и уже в 1890 году на Всемирной выставке Экспо в Лондоне в Кристал Палац был открыт первый зал для катания на роликах с полом из деревянных досок.
Катание на роликах было важным элементом феминистского движения на Западе; к 1920 году оформились мировые федерации по хоккею и по спортивным танцам, но массовыми не стали.

Только танцевальная культура "диско" 70-х-80-х годов дала мощный толчок катанию на роликах для удовольствия, развлечения, общения. В США в этот период существовало около 6 тысяч залов, где по ровной поверхности катались по кругу под громкую музыку.

Привычные для нас роликовые коньки с колесами, расположенными в одну линию, появились в 1979 году. Их принципиальная схема была разработана еще в 60-х годах компанией Chicago Roller Skate Company, но не пользовалась особой популярностью.

И только несколько лет спустя на них обратили внимание Скотт и Бреннан Олсоны. Они решили, что ролики такой конструкции как нельзя лучше подходят для тренировок хоккеистов безо льда, ведь по форме они очень близки к обыкновенным конькам.

Олсоны усовершенствовали модель, оснастив и дополнив ее последними техническими новинками. Ролики крепились на ботинках от хоккейных коньков. Через несколько лет Скотт Олсон основал компанию Rollerblade Inc. Инлайновые коньки стали популярными, их начали производить и другие фирмы. Квады перестали быть популярными, хотя и не исчезли полностью. Они производились в основном для детей.

В том же 1979 г. колеса для роликов стали делать из полиуретана. До этого колеса изготовлялись из самых различных материалов, например, из металла или даже твердых сортов дерева (самшита). Но дерево быстро изнашиваются, а металл совсем не гасит вибрации.

Полиуретан обладает такими свойствами как стойкость к стиранию, ударопрочность, упругость, сопротивление качению. Это позволило сделать колеса гораздо более долговечными, уменьшить вибрацию при качении и легче управлять движением.

До конца 20 века, ролики имели жесткий ботинок. В 1995 г. фирма К2 начала производить роликовые коньки с удобным мягким ботинком. Это нововведение, конечно, быстро стало широко использоваться. -



 

Возможно, будет полезно почитать: