Все виды каратэ. Что такое каратэ

Сегодня все чаще среди интересующихся каратэ как видом спорта и боевым искусством возникает понятие «виды каратэ». Что же это такое или что под этим подразумевается. Постараемся разобраться.

С момента возникновения и до образования многочисленных спортивных, традиционных и прочих федераций и ассоциаций никто не задумывался, каким собственно видом каратэ он занимается. Все известные мастера прошлого занимались каратэ. Уже позднее пошло разделение на стили и школы со своими техническими наборами, собственными ката, своими взглядами на теорию и методику боевого искусства каратэ. Основатель современного каратэ Гитин Фунакоши всегда выступал против разделения каратэ на стили.

Гитин Фунакоши

Но время идет, каратэ развивается, им занимаются уже по всему миру не только взрослые бойцы, как в старину, но и дети, начиная иногда уже с четырех лет. Все больше становится «отцов-основателей» собственных стилей, школ и т. д. У каждого из них свое видение каратэ, как правило «самое правильное». Оставим их мнения на их совести и попробуем все же определить, что можно назвать «вид каратэ».

В настоящее время крупнейшей мировой организацией каратэ является WKF (Всемирная федерация каратэ). В нее входят национальные федерации сотни с лишним стран и вероятнее всего именно на базе WKF каратэ рано или поздно войдет в Олимпийские игры. В WKF входят четыре классических стиля каратэ: Сётокан, Вадо-рю, Сито-рю и Годзю-рю. Проводятся национальные чемпионаты, Чемпионаты мира и Европы. Они проходят по единым спортивным правилам. Таким образом, можно выделить в качестве одного из видов - «спортивное каратэ ». Кроме WKF существует еще множество других организаций, которые проводят свои соревнования: Федерация Асихара-каратэ, Косики каратэ, Киокусинкай и т. д. Все они проводят соревнования по определенным правилам (например, в Киокусинкае запрещены удары руками в голову). И все они, тоже, заявляют о себе, как об организациях, проводящих соревнования по своим видам спорта. Просто в народе они называются контактным каратэ.

Пойдем дальше. Многие старые мастера и их современные последователи считают, что, в связи с опасностью, каратэ должно оставаться исключительно боевым искусством, а не видом спорта, с проведением чемпионатов, присвоением званий, включением в олимпийскую программу. Такое мнение тоже весьма распространено. Его адептов достаточно для создания собственной системы - «контактное каратэ» (есть и такие федерации).

Есть также сторонники еще одного вида - «традиционное каратэ». До сих пор сохранились старые семейные школы, в которых мастерство передается от отца к сыну. Они не состоят в федерациях, не участвуют в чемпионатах, их не волнуют звания мастеров спорта и медали. Они занимаются каратэ в старом стиле - для собственного развития. Кихон, ката, кумитэ - три кита, на которых стоит каратэ. Выдерни одного из них и все сооружение рухнет. В отличие от современного спортивного каратэ, в котором все больше происходит разделение на «катистов» и «кумитистов» в традиционном каратэ бойцы практикуют все составляющие, годами шлифуя технику и работая над собой, т. к. только в этом случае происходит полноценное освоение каратэ.

Следующим видом можно назвать «боевое каратэ ». Это не уличные потасовки и не вид спорта. Это техника, используемая в армии и спецподразделениях других ведомств. По нему также проводятся чемпионаты, но уже свои, внутренние. Боевое каратэ иногда не очень красиво, но там это и не нужно. Главное, что оно эффективно в бою и помогает выжить. К такому каратэ можно отнести Дзёсинмон Рауля Рисо. Это практический вид каратэ. Он включает кроме техники рук и ног работу с современным оружием и против него и другие навыки, которые нужны в реальном бою. Это боевое каратэ.

В наше время спорт все больше молодеет. 30 лет это уже можно сказать пенсионный возраст для спортсмена-профессионала (учитывая, что сейчас детей отдают в секции с 4 - 5 лет). Этот общий процесс затронул и каратэ. Существуют так называемые «турниры белых поясов». Это соревнования для начинающих иногда аж с 4 лет. Поэтому можно смело добавить к уже перечисленным еще один вид - «детское каратэ». Чем оно отличается от других? По сути ничем. Та же работа на тренировках, изучение техники, соревнования. Но есть специфика работы с детьми - им сложнее удерживать внимание на тренировках, сложнее овладевать техническими приемами и пр. Поэтому, работая с детьми тренер должен быть еще педагогом и воспитателем, да и просто терпеливым человеком, дабы не перегнуть палку с нагрузками на физику, на психику и т. д. Начинать работать с детьми нужно с ОФП и общеразвивающих упражнений и только через какое-то время переходить к специфике каратэ. Перефразируя Маяковского можно сказать, что «с детьми надо работать так же как со взрослыми, только лучше».

Вот, вкратце, мы и получаем ответ на вопрос: что такое «виды каратэ». Вибирайте, кому что ближе, кто чего хочет добиться и... приступайте к тренировкам! Всем удачи!

Карате как вид спорта

Современное карате - один из самых распространенных в мире видов спорта, которым занимаются миллионы людей.

Соревнования проводятся по различным правилам. Несмотря на разнообразие школ и стилей, у них много общего. Среди этого многообразия можно выделить несколько направлений.

В наши дни проводятся состязания:

По выполнению формальных упражнений - ката,

По разбиванию различных предметов - тамеше-вари,

По кобудо - упражнениям с древним окинавским холодным оружием.

К отдельным направлением спортивного карате относятся традиционные показательные выступления. В ходе таких выступлений иногда даже ставятся мировые рекорды - например, в тамешевари.

Выполнение ката

Все движения, входящие в ката и комплексы, строго регламентированы в последовательности, темпе, скорости выполнения. Включенные удары, блоки, перемещения строго обязательны. Соревнования по ката проводятся личные и командные (обычно три участника). Ката выполняются обязательные и по выбору, из заранее объявленного списка. Всего известно более 50 ката.

Качество выполнения ката оценивается в совокупности и по отдельным параметрам. Это точность, скорость, правильное распределение усилий, стабильное равновесие, концентрация внимания на воображаемом противнике, психологическая мобилизация, правильность стоек, верная последовательность движений, защит и ударов, правильное дыхание, а также - понимание внутреннего духа ката.

В командных соревнованиях по выполнению ката требуется соблюдение полной синхронности движений всех участников.

В большинстве школ имеется свой набор практикуемых ката. К наиболее известным и широко распространенным относятся следующие:

1. Ананку - «мир с юга».

2. Бассай-дай - «Взятие крепости».

3. Бассай-се.

4. Вансу - «Китайский военный посол».

5. Ванкан - «Царская корона».

6. Ганкаку - «Журавль на утесе».

7. Годзюсихо-дай - «Пятьдесят четыре шага».

8. Годзюсихо-се.

9. Джитте - «Десять рук».

11. Джион - «Звук храма».

12. Кайсикен-седан.

13. Кайсикен-нидан.

14. Канку-дай - «Созерцание небес».

15. Канку-се.

16. Курурунфа - «Прекратить разрушение».

17. Кусанку - «Китайский мастер».

18. Мейкье.

19. Найфанчин - «Удержание своей земли».

20. Нидзюсихо.

21. Нисэйси - «Двадцать четыре».

22. Пинан (Хейян) - «Спокойствие сознания».

23. Рохай - «Образ журавля».

24. Сайчин - «Три битвы».

25. Сайфа - «Ломаем и рвем».

26. Сей пай - «Восемнадцатый».

27. Сейсан - «Тринадцатый».

28. Сеинчин - «Дальняя прогулка завоевателя».

29. Сансэиру - «Тридцать шесть».

31. Сисотин - «Бой в четырех направлениях».

33. Сэйентин.

34. Супаримпей - «Сто восемь».

35. Тинто - «Китайский мастер единоборств».

36. Тинте - «Загадочная рука».

37. Тэнсе - «Смена рук».

38. Унсу - «Рука в облаке».

39. Хангецу (Сейсан) - «Полумесяц».

40. Энпи - «Полет ласточки».

Спортивный поединок, или кумите, - это возможность померяться силами, определить уровень мастерства. Сам термин состоит из слов куми - «встреча» и те - «рука». Спортивный поединок в карате регламентируется строгими правилами.

В спортивном карате используется несколько видов кумите:

Кихон или якусоку кумите - условная форма атаки и защиты;

Кумите на количество шагов и техник (санбон-кумите - на три шага, гохон-кумите - пять шагов);

Кихон иппон-кумите - полуусловный бой на один иппон (победу);

Дзю-кумите или шиай-кумите - свободный спарринг.

Соревнования по кумите проводятся согласно правилам себу-санбон (до трех иппонов или шести вазари) или себу-иппон (до одного иппона или двух вазари).

Критерии оценки в спортивном карате достаточно условны. Эффективной атакой - иппоном - считается разрешенный правилами точный, контролируемый удар рукой или ногой, условно нанесенный в зачетную зону тела противника. При этом судьи оценивают условное поражение противника с точки так, как если бы все происходило в действительности: после удара противник должен лишиться способности к дальнейшему сопротивлению.

Сегодня в спорте широко распространо полноконтактное карате, более известное как соревнования по карате «фул-контакт». Однако и здесь остается много условностей, применяется специальная защитная техника: перчатки, шлемы, накладки и иное защитное оборудование, что значительно ограничивает возможности применения реальных боевых приемов. «Фул-контакт» имеет много общего с кикбоксингом и фактически представляет собой европеизированный вариант карате.

В соревнованиях по спортивному карате могут вводиться дополнительные ограничения, например запрет наносить удары в голову. Иногда, наоборот, разрешаются удары ногами в нижнем уровне, подсечки и др. приемы.

Состязания в карате проводятся в весовых и возрастных категориях.

Тамешевари

Соревнования по разбиванию предметов, или тамешевари, предназначены для проверки физической силы, точности и скорости нанесения удара. Чаще всего для этого используются дюймовые доски, палки, кирпичи, черепица или ледяные глыбы.

Иногда соревнования по разбиванию предметов проводятся в качестве квалификационных состязаний, после выполнения которых участники допускаются к состязаниям по кумите.

Разбивание предметов может осуществляться ударами рук и ног, на месте, в движении и прыжке.

Состязания по кобудо очень похожи на соревнования по выполнению формальных упражнений - ката. Но выполняются они с различными видами холодного оружия, которые берут начало от традиционных орудий труда крестьян острова Окинава. В Древней Японии, Китае и некоторых других государствах простолюдинам запрещалось иметь оружие. Чтобы защищать себя, они были вынуждены учиться обороне с помощью подручных средств. Считается, что таким образом и зародились многие из восточных единоборств.

В кобудо практикуется использование следующих видов оружия:

Бо - шест длиной 182 см;

Нагината - разновидность алебарды;

Дзё - палка, посох (120 см);

Тонфа - ручка жернова;

Кама - серп;

Сай - короткий трезубец;

Нунчаки - видоизменённый цеп;

Ходзё - веревка;

Кусари - длинная цепь с грузами на концах;

Тэссен - веер;

Сюрикен - метательные звезды;

Тамбо - короткая палка, длинной в локоть.

В начале большинства соревнований по карате проводятся показательные выступления участников и организаторов. Демонстрируемые умения часто граничат со сверхъестественными способностями и достойны занесения в книгу рекордов Гиннесса.

Квалификационная система

По завершении каждого этапа обучения в спортивном карате проводятся экзамены по нескольким направлениям:

На знание базовой техники - кихон;

На правильность выполнения формальных технических комплексов - ката;

Спортивный поединок - кумите;

Разбивания предметов ударами рук, ног, головы - тамешевари.

Каждая школа или стиль современного карате использует собственные программы экзаменов.

Уровень подготовки в карате определяется системой кю и данов. Кю - ученическая степень, дан - мастерская. Всего насчитывается десять ученических и десять мастерских ступеней. Кроме того, в школе Дзёсиндо предусмотрена степень кандидата на первый дан. Им становится тот, кто сдал основные экзамены на степень первого дана. Он носит черный пояс без желтых полос. После сдачи дополнительного экзамена ему присваивается степень первого дана. Дополнительный экзамен проводится не ранее чем через полгода после сдачи.

Классификация по IOD (МОД)

10-й кю - белый пояс.

9-й кю - белый пояс (одна красная полоска).

8-й кю - белый пояс (две красные полоски).

7-й кю - белый пояс (три красные полоски).

6-й кю - синий пояс.

5-й кю - синий пояс (одна красная полоска).

4-й кю - зеленый пояс.

3-й кю - зеленый пояс (одна красная полоска).

2-й кю - коричневый пояс.

1-й кю - коричневый пояс (одна красная полоска).

1-й дан хо - кандидат на мастерскую степень (черный пояс).

С 1-го по 10-й дан черный пояс с желтыми полосками (количество желтых полосок соответствует степени дана).

Из книги С эмблемой ЦСКА автора Гулевич Дмитрий Ильич

Королева спорта Сухо щелкнул выстрел. Привыкшие к грохоту артиллерийской канонады, бомбардировкам, они не сразу услышали его. Может быть, поэтому произошла небольшая заминка на старте и лишь в следующее мгновение все рванулись вперед. Метров триста бежали рядом, затем

Из книги Надежды и муки российского футбола автора Мильштейн Олег Александрович

Из книги Карате для начинающих автора

Александр Бубнов Мастер спорта международного класса по футболу, бывший игрок «Динамо» (Москва) и других клубных команд, игрок сборной СССР, футбольный аналитик Это самый гармоничный вид спорта Футбол – прекрасная игра. Футбол – это доступность, возможность

Из книги Растяжка-расслаблением автора Цацулин Павел

Что такое современное карате Истоки современного карате Современное карате представляет собой неразрывный сплав четырех составляющих. Это: духовное и нравственное развитие, физическая культура и оздоровление, спорт, искусство самообороны.Японцы обозначают

Из книги Не сотвори себе кумира автора Галинский Аркадий Романович

Истоки современного карате Современное карате представляет собой неразрывный сплав четырех составляющих. Это: духовное и нравственное развитие, физическая культура и оздоровление, спорт, искусство самообороны.Японцы обозначают слово «карате» тремя

Из книги Книга-оружие «Запрещенные» приемы удушения автора Травников Александр Игоревич

Современное карате для начинающих Основные стойки СтойкиОбучаясь карате-до, необходимо подготовиться к освоению достаточно сложных действий - ударов, защит, бросков, приемов. Для этого вначале следует отработать ряд стандартных положений тела, или

Из книги Как выжить в уличной драке. Иллюстрированный самоучитель рукопашного боя автора Терехин Константин Игоревич

Из книги Школа ножевого боя [Хваты, боевые стойки, движения, удары, техники защиты и метания боевого ножа. По системе спецназа КГБ] автора Травников Александр Игоревич

Из книги Бег для всех. Доступная программа тренировок автора Яремчук Евгений

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

2. Техники удушающих захватов и приемов оперативного карате Главное и основное отличие системы оперативного карате и рукопашного боя от всех иных школ и стилей боевых искусств можно сформулировать очень кратко: «Нет правил – есть задача, которую нужно решить». Задачи

Из книги автора

Глава 3. Прикладной раздел техники удушающих захватов и приемов оперативного

Из книги автора

2. Техника выполнения удушающих захватов и приемов прикладного раздела оперативного карате 2.1. Удушающие приемы с использованием захватов пальцами рук («голыми» руками)Прием № 1.Удушающий прием выполняется пальцами одной руки с захватом шеи или трахеи. Подход спереди

Из книги автора

Почему именно окинавское карате? Позвольте мне сказать несколько слов: чем-то карате, которое я предлагаю, даже более того, настоятельно советую для использования в уличных драках, отличается от обычных представлений о нем.Прежде всего, хочу обратить внимание на

Из книги автора

Школа ножевого боя по системе оперативного карате Главной задачей следующего этапа в обучении искусству рукопашного боя с ножом после овладения основами отечественного армейского искусства ножевого боя является совершенствование приобретенных навыков, умений и

Из книги автора

Естественный вид спорта Бег – это естественная физическая деятельность человека. Любой здоровый человек способен бежать, пусть даже очень медленно.Для занятий вам потребуются не только тщательно подобранные спортивные туфли, но и большое желание привнести движение в

Из книги автора

Карате Боевые традиции карате зародились на острове Окинава, который в настоящее время принадлежит Японии. Но так было не всегда.В 1606 году японский князь Симадзу Иэсиха при помощи трех тысяч самураев клана Симадзу (согласно другим источникам – клана Сацума) захватил

Карате (в переводе с японского "путь пустой руки") — одно из самых известных и популярных японских боевых искусств .

Но зародилось карате не в Японии, а на острове Окинава . Стратегически выгодное положение острова, располагающегося между Китаем и Японией , привело к тесным контактам его населения с материком: окинавские мастера переняли многое из китайских боевых искусств . Но в начале 17-го века остров потерял свою независимость и был оккупирован Японией . Захватчики-самураи ввели на Окинаве чрезвычайно жестокие порядки , притесняющие местное население. Например, самурай имел право безнаказанно испытать остроту меча на любом жителе острова, а тем было запрещено носить любое оружие для самозащиты. Но окинавцы научились сопротивляться захватчикам: на основе китайского кунг-фу и местных боевых практик была разработана эффективная система боя , позволяющая безоружному человеку (отсюда и название "пустая рука") — или вооружённому предметами обихода, например, сельскохозяйственными орудиями — противостоять профессиональному воину самураю. Мастера карате тренировались пробивать руками доспехи, вести атаку, каждый удар которой мог стать смертельным для противника.

В конце 19-го века из вассальной провинции Окинава превратилась в полноправную префектуру Японской империи. Во время медицинского осмотра при призыве окинавцев в армию, врачи поразились необыкновенно хорошим уровнем физического развития призывников. Было установлено, что эти молодые люди занимались карате . В результате это боевое искусство в форме военизированной гимнастики стало активно внедряться при обучении в местных школах. В начале 20-го века окинавцы из-за экономического кризиса массово переселялись в Японию, что заложило основы для развития там искусства карате. Одним из популяризаторов катате был окинавский мастер Мотобу Тёки .

В отличие от многих видов единоборств, карате в Японии в основном развивался по модели западного спорта , а не традиционной школы боевых искусств. Сейчас в мире огромная масса людей занимается карате, чему способствует наличие множества спортивных федераций и объединений , занимающихся популяризацией этого спорта. По карате проводятся соревнования, этот вид спорта является кандидатом на включение в олимпийскую программу.

Однако, несмотря на западный вектор развития, карате сохраняет глубину , присущую восточным боевым искусствам, в частности, опору на философскую систему дзен-буддизма . Мастер Масутацу Ояма указывал, что карате подразумевает слияние технических приёмов физического развития с продвижением по духовному Пути всестороннего самосовершенствования.

Занятия карате способствуют развитию силы, ловкости, реакции . Навыки, приобретаемые спортсменов в процессе тренировок, напрямую зависят от выбранного стиля карате. Например, самым жёстким стилем является карате-кёкушинкай (основатель Масутацу Ояма). Здесь поединок идёт в полный контакт , разрешены удары ногами в голову. Среди других стилей можно отметить: Сётокан, Годзю-рю, Вадо-рю, Сито-рю. В 80-е годы прошлого века были созданы два прикладных направления карате, во главу угла которых ставилось эффективность боевого применения : Уэти Рю, Кёкусин Будокай.

Тренировки по карате включают в себя работу с базовой техникой (стойки, удары, блоки), спарринг и формальные комплексы упражнений (ката). Если сравнивать карате с китайским кунг-фу , от которого оно произошло, то сразу обращает на себя внимание лаконичность японского стиля, его минимализм , отсутствие всего, без чего можно обойтись в поединке. Зато все приёмы, которые могут привести к быстрой и эффективной победе , отрабатываются до уровня максимального мастерства .

Как и другие боевые искусства, карате включает систему рангов — символами которой являются цвета поясов кимоно. Мастера высшего уровня носят чёрные пояса , которые в соответствии с восточной диалектикой инь-ян , со временем выцветают и становятся белыми , как пояса самых младших учеников .

Благодаря всестороннему физическому развитию , которое получают занимающиеся карате, этот вид спорта стал популярным во всём мире , а не только в Японии. Сочетание восточной философии , возможности постоять за себя в бою, зрелищность поединков (особенно в сценах популярных кинофильмов) привлекают к занятиям этим единоборством детей, мужчин и женщин всех возрастов, любителей и профессионалов .

КАРАТЭ-ДО (КАРА-пустая, ТЭ-рука, ДО-путь) - это искусство ведения рукопашного боя, основанное преимущественно на ударах руками и ногами. Зародившееся на древнем Востоке и прошедшее путь до настоящего времени, оно является эффективнейшей самозащитой без применения какого-либо вида оружия.

Удивительно, что исследование приемов КАРАТЭ, созданных нашими предками и усовершенствованных в длительном изучении и применении, показывают, что эти приемы соответствуют современным научным принципам. Однако дальнейшее усовершенствование всегда возможно.

Толкование значения "пустая рука" имеет не только дословный смысл, но и характер философии Буддизма - ЗЭН: " истолковать (показать) себя пустым ". Мастер КАРАТЭ как боевого искусства - Фунакоши Гичин - избрал именно этот характер значения КАРАТЭ. Он писал: "Как зеркальная поверхность отражает любую точку перед собой, и тихая долина перестает существовать даже от малейшего звука, так и занимающийся КАРАТЭ должен изгнать из своего ума начисто эгоизм и злобу, и добиться взаимодействия всех сил, действуя в направлении последних. Это и является смыслом КАРАТЭ". КАРА - опустошение.

История каратэ

Истоки КАРАТЭ датируются более, чем тысячелетиями назад. Индийский монах Дхарма, бежавший от гонений в Китай, будучи в монастыре Шао Линь, обучал его учеников методом физической тренировки для развития умения терпеть (выносливости) и физической силы, и перенес эту суровую дисциплину как часть своей религии. Эти методы физических тренировок были в дальнейшем развиты и усовершенствованны, и в то же время были известны как искусство борьбы (драки) Шао Линя. Благодаря своей эффективности, это искусство было нужно монахам монастыря для защиты от набегов вооруженных кочевников. Не имея оружия, монахи Шао Линя нашли способ защитить себя и монастырь, изучая и совершенствуя искусство рукопашного боя, унаследованное от Дхарме. Впоследствии борьба распространилась по всей территории древнего Китая и всего Востока. Выходцы из Шао Линя, оседая на новых местах, образовывая свои школы, совершенствуя это искусство. Так сложилась целая система, названная позже У-ШУ (европейское название - КУНГ-ФУ). Далее это искусство перекочевало на остров Окинава, где смешалось с местными видами борьбы и еще более окрепло в результате практического применения. Лорд Кагошима на самом южном окончании о. Киушу в Японии запретил под страхом смерти пользование оружием, поэтому большой подъем развития получили приемы боя ОКИНАВА-ТЭ ("рука Окинавы").

Переходя по наследству - от отца к сыну - боевое искусство древнего Востока постепенно уходило в тайну каждого мастера. Из-за своей смертоносной силы и колоссального эффекта. владеющие этим искусством стали преследоваться властями. Они уходили в горы и там все более и более совершенствовали свое искусство, придавая ему более философский характер. Постепенно ОКИНАВА-ТЭ стало достоянием лишь самураев и знатных династий, которые тщетно хранили секреты боевого искусства, передавая знание его по наследству - от поколения к поколению. По этой причине ОКИНАВА-ТЭ было почти забыто широкими массами людей; лишь самурайские фамилии да немногие, никому не известные старые мастера, навсегда поселившиеся в горах и отрекшиеся от всего мира, бережно хранили тайны могущества этого вида борьбы.

Японской общественности это боевое искусство впервые было показано в 1922 году мастером с Окинавы Фунакоши Гичином, умершим в 1957 году в возрасте 88 лет. Свою борьбу он назвал КАРАТЭ ("пустая рука") . Будучи преподавателем (профессором) колледжа на Окинаве, Фунакоши Гичин был приглашен с лекцией и демонстрациями традиционного боевого искусства Министерством просвещения в Токио. Его выступления произвели на публику такое впечатление, что он был наводнен просьбами преподавать КАРАТЭ в Токио. Вместо возвращения на Окинаву, Фунакоши начал обучать своему искусству в различных университетах и в Кодокане - центре ДЗЮ-ДО, пока не обосновал в 1936 году ШОТО КАН - величайшую в истории КАРАТЭ школу в Японии.

Японская Ассоциация КАРАТЭ (НИПОН КАРАТЭ КЕКАЙ) была основана в 1955 году Фунакоши как главным инструктором, который по праву был назван Отцом КАРАТЭ. В то время Организация имела всего лишь несколько членов и группу инструкторов, которые изучали КАРАТЭ под руководством старого мастера. Ассоциация была утверждена как корпорация Министерством просвещения в 1958 году. В это же время Ассоциация провела первый Всеяпонский чемпионат по КАРАТЭ; сейчас они проводятся ежегодно, что помогло становлению КАРАТЭ как виду спорта (соревновательного). Имея огромный опыт развития, Ассоциация сейчас насчитывает в своем составе 100. 000 действующих учеников и приблизительно 300 филиалов и клубов КАРАТЭ по всему миру.

Роль КАРАТЭ в современный век огромна. Как практическое средство самозащиты оно широко изучается в частных клубах, а в Японии оно является частью тренировочной программы для полицейских и членов вооруженных сил. Огромное число колледжей сейчас включает КАРАТЭ программу физического воспитания; и вместе с этим растет количество женщин, изучающих его приемы. В Японии и в других странах мира, кроме того, растет популярность КАРАТЭ как соревновательного вида спорта, дающего огромную пользу тренировке ума, воли, физической закалки.

Возникшее и развившееся на Востоке как боевое искусство, оно сохранилось и шагнуло через века, и стало не только высокоэффективным средством самозащиты, но и существует и сейчас как захватывающий соревновательный вид спорта, дающий наслаждение энтузиастам и поклонникам всего мира.

Основные принципы

  • ЦУКИ ("укол мечом")
  • УЧИ ("рубка мечом")
  • ГЕРИ ("удары ногами")
  • УКЕ ("блоки")

Перечисленные выше элементы составляют основные приемы КАРАТЭ. Они являются начальной и конечной целью КАРАТЭ. Эти основные движения усваиваются меньше, чем за 2 месяца; однако в совершенстве изучить их выполнение за такой срок невозможно. Поэтому необходимо практиковаться регулярно, используя максимум концентрации и усилий в выполнении каждого движения. Однако тренировка не достигнет цели, если она неправильно проводится. Если даже изучать технику КАРАТЭ на научной основе, вместе с инструктором и используя правильный график тренировок, все усилия могут быть тщетными, так как тренировка по КАРАТЭ считается научной лишь тогда, когда она ведется на основе правильных физических и физиологических принципов.

Тренировка каратэ

Тренировка КАРАТЭ - это сложный физический и психологический комплекс упражнений, требующий полного понимания каждого элемента. Без этого тренировка КАРАТЭ невозможна. Основной подготовкой, способствующей овладению этого искусства, является психологическая подготовка бойца. Перед каждой тренировкой необходимо прежде всего правильно настроить свою психику и направить свои мысли в нужное русло. Для этого надо сесть на колени, поджав под себя ноги так, чтобы колени были сведены вместе и направленны вперед, пальцы одной ноги лежали на пальцах другой, корпус прямой, плечи расправлены и параллельны полу, руки на бедрах, подбородок слегка приподнят и смотрит вперед, челюсти плотно сжаты, глаза закрыты. При этом тело полностью расслабленно, разум освобожден от посторонних мыслей и всякого рода переживаний. Ваша цель одна - Вы пришли в зал, чтобы что-то с собой унести, чтобы узнать то, что еще не знаете, чтобы научиться тому, что еще не умеете, чтобы превозмочь себя... Иначе тренировка пройдет впустую.

Помните:"как только Вы перестаете грести, Вас относит назад". Эту фразу необходимо повторять про себя по нескольку раз в течение всей тренировки, вникая в смысл каждого ее слова.

Для изучения КАРАТЭ необходимо правильно и четко управлять своими мыслями. Чтобы развить в себе такое качество, полезным будет следующее упражнение. Сядьте, как указано выше, расслабьтесь, забудьте о всех проблемах, тревожащих Вас, представьте, что Вас неудержимо засасывает в болото. Ваше тело наполняется тяжестью. Вы чувствуете это. Организм наливается теплом. Вас начинает медленно тянуть к полу: постепенно опускается голова, плечи, корпус. Наклоняясь вперед, Вы медленно вытягиваете вперед руки. Тяжесть полностью наполняет Ваше тело, Вы целиком прижали свой корпус к коленям, и, до конца расслабившись, как бы обтекаете телом свои колени. Руки вытянуты вперед. И вот Вы полностью погрузились в затянувшее Вас болото; Вы лежите на дне самой трясины, не в состоянии пошевелиться. Но Вам жизненно необходимо вырваться из этого омута. Для этого необходимо резкое движение, сильный рывок, который вытянет Вас на поверхность, но для этого Вам нужно не просто усилие, а свехсила, которая на первый взгляд Вам не по плечу. Но она есть в Вас и в Вашем сознании, и Вы должны поверить в нее, иначе Вам не выбраться из этой трясины. Чтобы сделать этот спасительный рывок, Вы должны полностью сосредоточиться на нем и, собравши в себе все силы, с резким выдохом (можно даже с выкриком) выпрыгнуть из принятого положения как можно выше. Такое упражнение поможет Вам в овладении умением управлять собой, своими мыслями и чувствами.

На протяжении всей тренировки Вы должны полностью и до конца очистить свой разум от желания показать свою силу, от корыстных побуждений, от злобы, зависти и жестокости. Помните, что КАРАТЭ является искусством самообороны, а не нападения, применяемым в самом исключительном случае, когда Вам или Вашему здоровью грозит опасность. Пытайтесь все конфликты решать мирным путем. Ведь не случайно старые мастера этого боевого искусства говорили, что "настоящий каратэист не тот, кто без страха и колебаний лезет в драку, а тот, кто сможет уйти от драки". Именно уйти, а не убежать.

В бою психологическая подготовка играет одну из самых важных ролей, если не самую важную. Необходимо знать, что в схватке с противником прежде всего нужно победить его психологию, а уж потом вступать с ним в технический контакт с непосредственным применением приемов КАРАТЭ. Ведь победа над противником в психологической схватке - это половина фактической победы в реальном контактном бою.

Во время спарринга или боя постоянно смотрите в глаза противнику, не отрывая своего взгляда ни на мгновение. Этим самым Вы обеспечиваете себе полный обзор всех частей тела противника и всех его движений.

Никогда не переоценивайте и не недооценивайте противника, тем более никогда его не бойтесь.

Не стоит также переоценивать своих возможностей; четко определите их для себя и действуйте согласно им.

Старайтесь как можно меньше отступать от противника, придавая ему уверенности. Помните: "чем дальше Вы отходите от противника, тем ближе он к Вам подходит".

Пропущенные Вами удары противника не только физически поражают Вас, но придают Вашему противнику лишнюю уверенность, которая не в Вашу пользу.

Никогда не утешайтесь временным успехом, нерасхолаживайтесь и не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что Ваши возможности неограниченны, и совершенствование всегда реально.

Вот несколько советов для психологической тренировки КАРАТЭ и моральной подготовки к бою и ведения его. Усвоив эти правила, Вы можете переходить к изучению техники КАРАТЭ и методики ведения профессионального рукопашного боя.

Форма, равновесие и центр тяжести

КАРАТЭ является не только спортом, где концентрируются самые благоприятные виды использования человеческого тела или используются принципы из учений физики и физиологии. Все боевые искусства и многие другие виды спорта зависят от правильной формы для эффективности их приемов. В бейсболе хорошая форма необходима для того, чтобы добиться высокой неуязвимости. Фехтовальщик тратит годы для совершенствования движений, чтобы легко увидеть неподготовленного. Отличная форма особенно важна в КАРАТЭ. Все части тела должны взаимодействовать, обеспечивая необходимую устойчивость для поддержания приемов (ударов) при выполнении ГЕРИ или ЦУКИ.

Ученики часто должны стоять на одной ноге в атаке или в защите. Поэтому равновесие приобретает первостепенную важность. Если стопы располагаются далеко друг от друга и, следовательно, с понижением центра тяжести, ГЕРИ или ЦУКИ получаются сильные. Однако они будут слабыми, если центр тяжести слишком высоко и ступни сближены свыше того, что максимально допустимо. Поэтому, несмотря на то, что устойчивость важна, существуют определенные точки, ближе которых нельзя становиться. Если ученик чрезмерно заботится о равновесии, он может потерять подвижность. Поэтому позиция тела и, следовательно, центр тяжести зависят от разных обстоятельств.

Центр тяжести всегда перемещается. Иногда вес тела поровну распределен между обеими стопами, а иногда он распределяется сторону больше, чем на другую. Когда выполняется ЙОКО-ГЕРИ (удар ногой в сторону), вес полностью перемещается на одну ногу. В этом случае Вы должны твердо стоять на одной ноге, иначе удар или выполнение ГЕРИ может нарушить это равновесие. Однако, если Вы стоите на одной ноге слишком долго, противник может Вас легко атаковать. Поэтому Ваше равновесие должно постоянно перемещаться с одной ноги на другую. Центр тяжести должен быстро перемещаться слева направо и назад, кроме того, Вы должны уклоняться от движений противника или при удобном случае атаковать его. В то же время Вы должны постоянно искать открытия в защите Вашего противника.

Понятие КАРА, как оговаривалось выше, имеет не одно традиционное значение. Одним из них является понятие "центра тяжести", который находится на уровне пупка. Все ГЕРИ и ЦУКИ в КАРАТЭ исходят именно из него, то есть Вы всю Вашу внутреннюю силу, заложенную в КАРА как бы переносите в бьющую руку или ногу. Поэтому в бою рекомендуется руки держать у живота (у КАРА) . В таком положении они всегда готовы к нанесению удара или постановки блока, а также находятся в нужном - согнутом - положении, что является немаловажным моментом во время ведения боя, ведь согнутую руку (ногу) гораздо сложнее сломать, чем выпрямленную в суставах.

Сила и быстрота

Овладение одной лишь мускульной силой не дает превосходства в боевых искусствах, а также в других видах спорта. Эффективное использование силы важно. Примерно силы в любом движении зависит от ряда факторов. Одним из них, наиболее важным, является быстрота. Основные удары ЦУКИ и ГЕРИ в КАРАТЭ достигают своей силы концентрации максимума усилий в момент касания.

Эта концентрация сил зависит во многом от быстроты, с которой выполняются приемы. Другим одинаково важным фактором является достижение большой быстроты при увеличении силы. Сила удара ЦУКИ, производимого опытным каратэистом, приблизительно равна 1500 фунтов (680,4 кг). Быстрота - важный элемент в приложении силы, однако можно не добиться ее большого эффекта без хорошего контроля.

Движение основных приемов КАРАТЭ нуждается в тренировках движений не только по медленно движущимся объектам, но и по легким объектам, движущимся с максимальной скоростью. Сильные тренировки и медленные упражнения в поднятии штанги необходимы для тренировки силы, однако не так эффективны в КАРАТЭ, как сила, развивающаяся при шатании бруса или ударов (по макиваре) с большой скоростью. Другим принципом является то, что большая быстрота достигается тогда, когда сила движется по более длинному пути к цели. Например, в ударе ногой колено бьющей ноги сгибается, насколько возможно, и тело перемещается относительно цели так, чтобы нога полностью разогнулась в момент удара. Если удлинить путь ноги к цели, то удар ногой получится сильнее.

Для того, чтобы увеличить силу и быстроту, необходимо тренироваться в ответных атаках на неожиданные и непредвиденные нападения. Такие тренировки вместе с пониманием умения применять динамику движения могут быть средством уменьшения времени реакции.

Концентрация силы

ЦУКИ или ГЕРИ будут слабыми, если бить лишь одной рукой или ногой. Для достижения максимальной силы необходимо использовать силу всех частей тела одновременно Когда делается ЦУКИ или ГЕРИ, сила движется из центра тела основных мышц к конечностям, окончанию кисти или стопы. Эта сила движется от одной части тела к другой со скоростью приблизительно 0,01 м/с. Все движение от начала до конца продолжается 0,15 - 0, 18 сек. , если такая скорость движения возможна в правильно выполненном действии. Тренировка способствует тому, что вся имеющаяся концентрируется в ударной точке.

Важно, чтобы различные мышцы и сухожилия держались свободно и расслабленно, позволяя немедленно ответить на изменение обстоятельств. Если мышцы уже напряжены, то их больше нельзя напрячь в момент концентрации. Сила, концентрируемая во время удара, должна мгновенно расслабиться для подготовки к следующему движению. Постоянная тренировка в напряжении и расслаблении тела очень важна для приобретения мастерства в выполнении приемов КАРАТЭ.

Роль мышечной массы

Силу для движения тела дают мышцы. Всесторонне натренированные, мощные и эластичные мышцы - вот, что необходимо в КАРАТЭ. Даже если ученик имеет большой опыт в теории КАРАТЭ и знает принципы динамики движений, его прием будет слабым, если его мышцы не будут достаточно сильны и крепки. Поэтому необходима постоянная тренировка в укреплении и усилении мышц тела. Если тренировка в КАРАТЭ ведется по-научному, очень важно знать, какие мышцы участвуют в различных частях движения приема.

Когда отрабатывается новый прием, ученики одновременно используют необходимые мышцы или мышцы, которые в действительности мешают выполнению приема. Поэтому начинающие должны внимательно следовать советам своего учителя. Когда нужные мышцы действуют полностью и гармонично, прием получается сильным и эффективным. С другой стороны, если действуют ненужные мышцы, результатом является в крайнем случае потеря энергии, и, что хуже всего, неэффективный прием.

Наконец, важна быстрота мышечной концентрации, потому что сильное напряжение мышц производит силу.

Важным элементом в выполнении приемов в боевых искусствах и других видах спорта является ритм. Правильное применение серии движений в любом виде спорта невозможно без ритма. Также есть ритм, необходимый для движений атлета, более того запутанный и непохожий, так называемый музыкальный ритм. Для изучающего КАРАТЭ правильный ритм в обоих случаях: в основных приемах и еще больше в продвинутом спарринге (КУМИТЭ). Ритм особенно важен в выполнении официальных упражнений (КАТА). Вы должны хорошо подготовиться, чтобы чуть раньше, чем надо, выполнить 3 наиболее важных элемента, применяя силу в свое время, контролируя быстроту в приемах и от приема к приему, и плавно перемещая тело от одного приема к следующему. Эти требования неосуществимы без ритма. КАТА, выполненное лицом, продвинувшемся в КАРАТЭ, мощное, ритмичное и, следовательно, красивое.

Чувство времени

Правильное чувство времени крайне важно в выполнении приемов. Если чувство времени недостаточно, не развито, прием может не получиться. Удар ГЕРИ или ЦУКИ, направленный в цель либо слишком рано, либо слишком поздно, часто безрезультатен. Начинать прием сперва важно в любой рассчитанный промежуток времени. Начиная свое движение более эффективно, игроки в бейсбол и гольф тренируют свой размах, обрабатывая его. Однако не имеется удобных случаев для отработки подобных размахов в КАРАТЭ, где исход схватки решают мгновения. Недостаток в чувстве времени может быть гибельным.

Атака в КАРАТЭ должна начинаться рукой или ногой из обычной готовой позиции или защитной. Очевидно, рука или нога (стопа) должна всегда располагаться так, чтобы приемы можно было легко и быстро применить. Немедленно после применения приема она должна возвращаться в свою прежнюю позицию, готовясь для следующего движения. Кроме того, на всем продолжении этого движения тело должно держаться расслабленно, однако настороженно, с мышцами, полными энергии и готовыми для любого случая.

Низ живота и бедра

Тренеры современного спорта подчеркивают постоянно роль бедер в доставке максимума силы в любое движение. Например, они говорят: "Бейте Вашими бедрами" или "Бросайте Вашими бедрами" , или "Поддайте Вашими бедрами" . В Японии Танден приобретает важность сразу же после начала обучения. Учителя боевых искусств и учителя других искусств и дисциплин постоянно подчеркивают важность Танден в достижении мастерства. Эта область особенно подчеркивается потому, что там сосредоточен чувствительный человеческий дух, и что эта область обеспечивает основные силы и равновесие.

Танден в действительности есть площадь позади пупка в центре тела. Если встать прямо, центр тяжести располагается точно там (КАРА). Если стойка в КАРАТЭ правильная, центр тяжести находится в Танден. Правильная стойка дает возможность ученику правильно уравновесить верхнюю и нижнюю части своего тела, приводит в гармоничное взаимодействие его мышцы и дает минимальную потерю энергии.

Если сила концентрируется в Танден, она, как струя, вливается в выполнение приемов КАРАТЭ; кости таза и голени крепко поддерживают бедра и туловище при повороте. Эта мощная цепкая поддержка позволяет выполнить сильные приемы. Центр тела, то есть низ области живота и бедер играет большую роль в различных движениях КАРАТЭ. Следовательно, нужно стараться делать ЦУКИ, ГЕРИ и УКЕ, бедрами помогая им.

На сегодняшний день общее число школ и стилей каратэ неизвестно никому. Может быть их несколько сотен, может несколько тысяч. Дело в том, что в современное время появилось много доморощенных «сэнсеев», которые проповедуют собственные стили, известные только им самим и якобы идущие от боевых искусств китайско-окинавского происхождения, а фактически ничего общего с ними и вообще с карате-до не имеющие.

Существует ряд причин, послуживших появлению такого количества направлений. Не все люди одинаково могли выполнять те или иные движения ката в силу разницы в физических данных, и случалось так, что находились каратэки, выполняющие, казалось бы, то же самое, но так, как им позволяло их тело. Недостаток прилежания – тоже причина: ученик заучивает ката неверно или подолгу не тренируется и забывает традиционные ката, пробует выполнить их, а в итоге получаются совсем другие движения. Есть люди, которые пытаются смешать традиционное карате с другими восточными единоборствами. А кто-то и вовсе придумывает с нуля свой стиль и называет его впоследствии «Каратэ». Наконец, смысл одного и того же ката (бункай) мог пониматься по-разному, что приводило к изменениям в исполнении ката. В этой статье мы попытаемся вкратце рассказать вам об известных нам стилях, начиная от общеизвестных традиционных, заканчивая экзотическими, совсем на карате не похожими.

Шотокан (Сетокан) – Основатель: Гичин Фунакоши. Самый академичный из классических японских стилей, фактически является «азбукой» каратэ. Он имеет несколько ярких, характерных особенностей:

1) Этот стиль требует хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи. В Шотокан, с точки зрения требований предъявляемых к технике исполнения, — полное соответствие канонам Шаолиня: обязательны те же резкость, мощь, сила, низкие стойки, предельная концентрация усилий в любом действии. Эти качества были обязательны в каратэ Итосу и Мацумуры, они же стали обязательными и в Шотокан. Так сохранилась традиция старошаолиньского цюань-фа.

2) В каждом действии должны присутствовать:

  • правильное дыхание, что помогает активизировать циркуляцию «ки»;
  • своевременность действия;
  • контроль движения ударной конечности, т.е. четкое окончание приема;
  • развитие максимально возможной силы и скорости за минимально короткий отрезок времени, особенно в конечной фазе удара или блока;

3) Обширная программа обучения, недаром Шотокан называют «Азбукой каратэ-до»: необходимо изучение более 20 ката. В этом также прослеживается влияние северошаолиньской традиции, где практика ката (тао) — основа тренинга. Особенно серьезное внимание уделяется:

  • выработке жесткого баланса, общей устойчивости;
  • вращательным «щелчковым» движением бедер в горизонтальной плоскости, в прямом или обратном удару направлении, что генерирует огромную разрушительную силу в ударах и блоках;
  • своевременному и мгновенному включению всех групп мышц в конечной фазе удара.

Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели — прямая, что резко контрастирует, например, с Годзю-Рю или стилями китайского цюань-шу, изобилующими круговыми движениями. Низкие, широкие, прочные стойки. Переходы динамичные и четкие. Удар идет от бедра, мощные, энергичные движения, очень богатая и сложная техника рук. Блоки жесткие, движения экономные. Удары ногами на нижнем и среднем уровне. Имеется хорошо продуманная бросковая техника. Главное в атаке — правильный выбор момента для нападения, быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств. В защите — надежность и сила блока, чтобы у противника не возникало желания снова идти в атаку. Главный принцип ударов ногами: «Человек прочнее стоит на двух ногах, чем на одной». Фунакоси провозгласил основополагающий принцип каратэ: «Каратэ ни сэн тэ нас ли» — «В Каратэ атака не имеет преимущества». Более широкое толкование означает: «Каратэ не есть оружие агрессии». Тем самым Фунакоси подчеркнул идею гуманности каратэ-до. Однако наряду с общефилософским смыслом, этот девиз содержит прямое практическое толкование: в момент атаки рука или нога нападающего превращается в цель для защищающегося и может быть поражена мощным блоком или контрударом. Вот почему ката в Шотокане обязательно начинаются с блокирующего движения. Шотокан вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Серин-Рю и более «тяжелые» и «силовые» ката Серэй-Рю. Всего в Шотокан изучают более 20 ката: Тайкеку 1-3, Хэйан 1-5, Тэкки 1-3, Бассай-Дай, Бассай-Шо, Канку-Дай, Канку-Шо, Эмпи, Сочин, Мэйке, Джион, Джиин, Джиттэ, Хэнгэтсу, Ганкаку, Чинтэ, Нидзюшихо, Ванкан, Унсу, Годзюшихо — (дай и шо).

Сито-рю – один из 4 крупнейших стилей японского каратэ-до. Основатель: Кэнва Мабуни. В основном жесткий, стиль Сито-Рю акцентирует внимание на ката из Серэй-Рю, не отказываясь при этом от мягкости, свойственной Серин-Рю. Стиль представляет собой нечто среднее между окинавскими и японскими стилями. Ката: Пинан 1-5, Бассай, Кошокун-дай, Кушанку, Сочин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу, Сайфа, Сэйэнчин, Сэйпай, Сэйсан, Супаримпэй, Санчин, Тэншо и другие. Всего в стиле насчитывается более 50 ката. Стилю свойственны круговые движения и высокие стойки. Спарринги проводятся по правилам WKF.

Годзю-рю – Основатель: Тедзюн Мияги. Один из 4 крупнейших стилей каратэ-до. «Го» — прочность, твердость, сила; «дзю» — мягкость, плавность. Годзю-Рю представляет собой систему каратэ, состоящую из сочетания жестких и мягких, медленных и быстрых движений, совмещенных с глубоким брюшным дыханием. Важным аспектом Годзю-Рю явлется тренировка с поднятием тяжестей. Ката: Тэкисай 1-2, Сайфа, Сисочин, Сэйшан, Сэйпай, Сансэру, Сэйунчин, Курурунфа, Супаримпэй и Тэнсе, Фукю 1-2.

Вадо-рю – «Путь мира». Один из 4 крупнейших стилей японского каратэ-до. Основатель: Хиронори Оцука. С 1922 года начал изучать Шотокан под руководством Фунакоси Гитина. Параллельно он стал учеником Мотобу Теки, который, в отличие от сенсея Фунакоси, основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Шотокан и Синдо-Есин-рю. Воспитанный в классических традициях бу-дзюцу, школы дзю-дзюцу Синдо-Есин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства. Это, пожалуй, самый «японский» стиль каратэ. Главный смысл Вадо-Рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии определенного состояния разума. Оцука сделал акцент, прежде всего, на духовности. Ката: Пинан 1-5, Пассай, Найханчи, Кушанку, Джион, Ваншу, Сэйшан, Чинтэ, Джиттэ, Нишэйши, Рохай.

Киокушинкай – Основатель: кореец японского происхождения Ояма Масутацу, на основе различных стилей японского каратэ, Годзю-Рю, Шотокан, и корейских систем рукопашного боя. Киокушинкай — это, прежде всего, предельная эффективность боевого тренинга, постоянная психологическая и физическая готовность к схватке, максимальный реализм поединков, приоритет практики перед теорией. Внешне техника Киокушинкай больше всего похожа на технику Годзю-Рю. Ката: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Санчин, Тэнсе, Цуки-но-ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай-дай, Гэкисай-шо, Сэйэнчин, Канку, Суши-хо, Га-рю, Сэйпай, Ура-тайкеку 1-3, Ура-пинан 1-5, Кихон-ката 1-2. Поединки проводятся с полным контактом, без использования защитного снаряжения. Удары руками в голову, спину и шею запрещены. Методы обучения отличает большая суровость и воинская дисциплина.

Шинкиокушинкай — После смерти Масутацу Оямы международная федерация Киокушинкай карате (IKO) распалась на несколько независимых организаций. Одну из них возглавил его ученик Кэндзи Мидори. Иероглиф «ШИН» — «НОВЫЙ» или «ОБНОВЛЕННЫЙ» состоит не только в названии, но и в философии фактически нового стиля:

  • «ШИН» — это новый взгляд на каратэ как на боевое искусство, на технику и тактику реального каратэ.
  • «ШИН» — это новое понимание отношений мастера и ученика, которое идет от сердца к сердцу (КОКОРО).

Тем не менее, правила соревнований практически не отличаются от Киокушина.

Киокушин-кан — Основатель: Рояма Хацуро. История создания данного стиля аналогична с появлением Шинкиокушинкай :).

Ашихара-каратэ – контактный стиль, основанный в 1980 г. Хайдеэюки Ашихарой. Создан на основе киокушинкай каратэ, бокса, айкидо.

Дзёсинмон-Шоринрю — «Школа непоколебимого духа». Основатель: Икэда Хосю. Стиль состоит из трех, связанных в единую систему, частей:

  • Каратэ-до — искусство владения в бою своим телом;
  • Кобудо — искусство владения традиционным оружием;
  • Сэйтай («регуляция тела») — система комплексов упражнений, призванная необходимым образом, в зависимости от поставленной задачи, балансировать интеллектуальную, физическую и энергетическую составляющие человека. Стиль вряд ли можно отнести к разряду силовых. В технике используется много бросков, выведений из равновесия. Ката: Ананку, Ваншу, Сейшан, Томари Ха Бассай, Киян но Cинто, Годзюшихо, Яра Кушанку. Эти ката приблизительно в равной пропорции принадлежат к ветвям Сюри-тэ и Томари-тэ, но все же правильнее отнести Дзесинмон к Сюри-тэ, или еще точнее к Серин-рю, на что указывает и название стиля.

Дзюкэндо – «Путь мягкого кулака». Основатель: Тун Циньзак, соединивший технику нескольких стилей ушу с различными японскими методами.

Сюдокан – основатель: Тояма Канкэн.

Дошинкан – Основатель: Итикава Исао. На первом месте в Дошинкан стоит духовное и моральное воспитание в соответствии с принципами самурайского кодекса Буши-до. Стержнем системы обучения в школе Дошинкан являются ката.На этапах «кю» осваивают 13 ката: 5 ката «Кеку», 5 ката «Пинан» и 3 ката «Найханчи». На этапах «дан» помимо «высших» ката (Ванкан, Симпатан, Тэнъю и других) значительное внимание уделяется технике работы с оружием.

Исшин-рю – «Школа одинокого сердца». Основатель: Тадзуо Симабуку Стиль создан на базе Серин-рю и Годзю-рю. Ката: Ваншу, Кушанку, Найханчи, Санчин, Сэйшан, Сэйенчин, Унсу, Чинто, и 7 ката с оружием.

Кодзё-рю – стиль окинавского каратэ, созданный семьей Кодзё.

Мотобу-рю-кэнпо-каратэ – Основатель: Мотобу Теки. Отличается более высокими стойками, стремлением к бою на ближней дистанции, сочетанием жестких яростных атак с мягкими отводящими блоками и грациозными перемещениями.

Нанбу-до – Основатель: Нанбу Ёсинао.

Окинава-кэнпо-каратэ – Основатель: Накамура Сигэру. Отличительной особенностью является практика кумитэ в протекторах (в перчатках и с упругим нагрудником).

Рюкю-кэнпо-каратэ – Основатель: Оята Сэю. Основное внимание уделяется на удары и нажимы по болевым точкам.

Рюэй-рю – Основатель: Накаима Норисато, который изучал цюань-шу в Китае. В этом стиле равное внимание уделяется и бою голыми руками, и работе с традиционным окинавским оружием. В бою голыми руками важное место занимает спарринг с реальными ударами. Ката: Анан, Нисэйши, Охан, Пайхо, Пайку, Пайчу, Санчин, Сансэру, Сэйшан, Сэюнчин, Хэйку.

Серин-Рю — «Школа Шаолиня» — группа стилей традиционного окинавского каратэ, оказавшая огромное влияние на развитие многих стилей современного каратэ-до. Направление сформировалось в результате обобщения техники Сюри-тэ и Томари-тэ. Основатель: Мацумура Сокон. Серин-Рю дал начало 4 родственным окинавским школам:

  • Собаяси Серин-Рю — школа «малого леса», основатель Тетоку Киян.
  • Кобаяси Серин-Рю — школа «молодого леса», основатель Тосин Тибана.
  • Мацубаяси Серин-Рю — школа «соснового леса», основатель Нагаминэ Сесин
  • Мацумура каратэ , основанная Сокэном Хоханом.

Стиль Серин-Рю базируется на более высоких стойках, нежели в позднейших японских стилях, обеспечивая большую подвижность в бою.

Серэй-Рю — «Школа просветленного духа». Крупнейший стиль окинавского каратэ, происходящий от Наха-тэ, с включением многих аспектов техники Томари-тэ. В значительной степени стиль Серэй сохранил систематизацию техники свойственную Шаолинь-цюань. Некоторое представление о том, что представляет собой эта школа, дает ката Тэкки, практикуемая большинством современных мастеров каратэ. В Серэй-Рю культивируется физическая мощь, резкость, четкость, закалка рук и ног, устойчивость и пробивная сила. Ката: Тайкеку 1-3, Ваншу, Ананку, Найханчи 1-2, Цюэ-Се, Эмпи-Шо, Пассай-Дай, Горэй-Шо, Дан Эн-Шо, Санчин, Нан Дан-Шо, Тэгатана, Канку-Шо и Тэншо.

Сёриндзи-кэнпо – «Кулачный бой монастыря Шаолинь». Система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, основанная Накано Мичиоми. Система включает в себя изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка, развитие биоэнергетических возможностей организма, выработку умения сознательно управлять циркуляцией энергии, направлять ее в любую точку тела и в окружающее пространство, а также совершенствование тела.

Сёриндзи-рю кэнко-кан – Основатель: Кори Хисатаки (ученик Тетоку Киян). Особенностями стиля является практика ударов кулаком в вертикальном положении и акцент на работе ног с использованием пятки в качестве основного оружия. В обязательную программу входит также борьба против партнера с оружием. Тренировочные занятия на «продвинутой» стадии обучения проводятся в протек­торах и защитных шлемах.

Косики-каратэ – спортивный вариант стиля Сёриндзи-рю-кенкокан, «жесткое, традиционное» каратэ-до. Главная особенность косики-каратэ заключается в обязательном использовании защитного снаряжения.

Синдо-рю – «Школа Истинного Пути» – один из стилей окинавского каратэ, принадлежащий к семейной традиции Ханаширо. Важнейшие принципы школы — «иккэн хиссацу» (одним ударом — наповал) и «мэцкэй сутэ-ми» (хладнокровная решимость идти в бою до конца). Превыше всего в школе Синдо-рю ценится умение не доводить дело до столкновения и, таким образом, побеждать без боя. Полная программа обучения рассчитана на 12 лет, в том числе 8 лет на каратэ и 4 года на кобудо.

Чито-рю Основатель: Цуеси Читозе.

Уэти-рю – Основатель: Уэти Канбун. Школа основывается на жестких атакующих и мягких защитных действиях. Поединки проводятся в полный контакт и без протекторов. Основная идея такова: спортивная схватка должна как можно больше походить на реальный бой. Правила достаточно свободные. Ката: Санчин, Сэйшан, Сансэру, Кансива, Каншин, Сэйрю, Кансю, Сэйшин.

Шотокай-рю (Шотокай) – «Каратэ-до общества Сето» — детище двух известных учеников Фунакоси. После смерти Учителя в рядах его последователей произошел раскол. Часть учеников во главе с Фунакоси Йоситакой и Накаямой развивали и модернизировали техники старшего Фунакоси, приближая их к современным реалиям, результатом чего явилось создание Японской Ассоциации Каратэ-до (JKA) и начало активной соревновательной практики. Другая группа, под руководством Эгами Сигеру и Хирониси Гэнсина сделала акцент на духовной стороне Шотокан каратэ-до. В то время, как Фунакоси обучал по правилу: «Всегда начинай и заканчивай блоком», Эгами и Хирониси рекомендовали вести себя свободней, подчиняясь лишь собственной интуиции. Также они делали большой упор на развитие психологических аспектов рукопашного боя. Техника Шотокай сходна с техникой Шотокан, но в большей степени сохранила в себе характерные черты исходных техник Фунакоси.

Шотокан-рю – крупнейший стиль японского каратэ, был создан ближайшими учениками и сыновьями Фунакоси Гитина. Таким образом, тот Шотокан, который мы знаем сегодня, есть детище таких мастеров, как Фунакоси Йоситака, Накаяма Масатоси, Эгами Сигеру, Хирониси Генсин, Обата Исао, Хироси Ногути. В основе стиля лежит техника Сюри-тэ, для которой были характерны изощренные приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, которую Фунакоси изучал у мастеров Адзато и Итосу. Впоследствии Фунакоси и его ученики дополняли ее новыми элементами, такими как, удары ногами на верхнем уровне, ведение боя преимущественно на средней дистанции, хорошо разработанная система спортивного поединка. Таким образом, происходила универсализация стиля Шотокан. На сегодняшний день он включает в себя старые приемы Окинавы и наисовременнейшие приемы спортивного раздела каратэ-до.

Кусин-рю – это относительно немногочисленная современная японская школа каратэ. Основатели: Киндзё Кэнсэй и японский мастер дзю-дзюцу Камисима Санносукэ. Очень важную роль в Кусин-рю играет практика вольного боя в полный контакт. Первоначально такие схватки проводились без всяких протекторов. Ученикам дозволялось наносить удары руками и ногами противнику в любую область, чтобы они на собственном опыте могли научиться уходить от ударов и развить естественную интуицию. Благодаря влиянию Камисима Санносукэ, арсенал Кусин-рю включает большое количество болевых приемов и бросков дзю-дзюцу. Двенадцать ката Кусин-рю мастер Киндзё Кэнсэй заимствовал из Годзю-рю и Сёрин-рю. Это Гэкисай, Сэйсай, Санчин, Сэсан, Сэёнтин, Сэпай, Супаринпэй, Бассай-Дай, Бассай- Шо, Тинто, Кушанку и Годзюшихо.

Госоку-Рю — Основатель: Сокэ Кубота Такаюки. Жёсткий и быстрый стиль, сочетающий в себе как технику быстрого и динамичного стиля Сётокан, так и мощного стиля Годзю Рю. Он не выглядит чересчур эффектно, но он очень эффективен. Стиль Госоку Рю похож на Сётокан. Основное отличие состоит в том, что он сочетает прямолинейные мощные движения из Сётокана с быстрыми и мягкими круговыми движенями из Годзю Рю. Акцент же ставится на практическое применение и cпарринги (бои). В Госоку Рю распространены быстрые подсечки и броски, атаки в кумитэ часто заканчиваются на полу. Из других стилей Госоку Рю выделяет быстрая работа ногами, которая добавляет скорости и мощи за счёт использования вращения бедёр. Госоку Рю применяет техники айкидо, дзюдо и дзю-дзюцу для боя на полу, а также для техник контроля ограничения движения, применяемых в правоохранительных органах. В Госоку Рю изучаются ката стиля Сётокан и 50 собственных, разработанных непосредственно Сокэ Кубота Такаюки. В Госоку Рю атака начинается мягко, но заканчиается жёстко. Мягкая часть атаки позволяет сконцентрировать силу перед своим телом, а жесткая часть позволяет ударить с максимальным эффектом.

Каратэномичи — «Путь пустой руки». Современное японское ударно-бросковое единоборство, популяризируемое Яхарой Микио. Не случайно в названии вида фигурирует термин «мичи» (путь), благодаря которому основатели хотели придать названию единоборства этическое значение. Это путь спортсмена к физическому и морально-нравственному самосовершенствованию посредством регулярных тренировок и участия в соревнованиях. Правила соревнований позволяют спортсменам применять широкий арсенал технико-тактических действий: удары руками, локтями, ногами, головой, бросковые приемы. Критерии выявления победителя основываются на принципе «итигэки хиссацу» («поразить одним ударом»): за проведение одного чистого приема присуждается чистая победа. В основу стиля заложена техника Шотокан и Дзюдо.

Кудо «Путь пустоты/ Простой путь» или Дайдо Дзюку Карате-До «Школа великого пути». Основатель: Адзума Такаши. Стиль создан на основе Киокушинкай, Муай-Тай и Дзюдо. На сегодняшний день многие спортсмены не считают Кудо разновидностью карате и рассматривают его как отдельный вид спорта, ссылаясь на главное отличие Кудо от Карате — отсутствие ката. Тем не менее, философия и техника карате легли в основу создания данного стиля. Бои проходят в полный контакт в защитных шлемах (у женщин и детей предусмотрена кираса), разрешены броски, любые удары руками и ногами, болевые и удушающие приемы.

Новые стили появляются не только в Японии. Не отличились и мастера единоборств из других стран. Так, на постсоветском пространстве были созданы следующие направления:

Араши карате (Арашидо) — Стиль, на первый взгляд напоминающий Кудо. Бои проводятся в полный контакт в защитных шлемах с минимумом правил. Кудо и Арашидо — это фактически ММА в кимоно.

Син-Сёбу – «Истинный дух борьбы». Основан в СССР в 1991 году. Это универсальное течение каратэ-до, объединяющее лучшие достижения техники различных школ боевых искусств и, таким образом, избегающее односторонности развития. Основу Син-Сёбу составляет Шотокан. Стиль карате Син-Сёбу явился продолжателем традиций советской школы карате «Цунами». Философия тренировок по карате Син-Сёбу довольно оригинальна и заслуживает особого внимания. Карате Син-Сёбу позиционируется как лучший стиль рукопашного боя, который при этом помогает личности развиваться гармонично. Считается, что карате син себу – это еще и эффективная методика познания смысла жизни. На тренировках это достигается путем получения умений входить в бодай и нехан — состояния, близкие к понятию нирваны – единства тела и духа и единство человека с окружающим миром.

СЭН’Э – «Система эффективной нейтрализации противника» (SEN’E – The System of Effective Neutralization of Enemy). Стиль основан Алексеем Борисовичем Штурминым и Тадеушем Рафаиловичем Касьяновым. Изначально, школа «СЭН’Э» получила своё название в 1975 г., благодаря одному из своих учеников Льву Слабскому, который, просматривая корейские словари, нашёл слово «Сэнэ», которое выражало идею, духовную концепцию школы. «Сэнэ» — «вся жизнь»,»дело всей жизни». В основу стиля легла база Шотокан, с добавлением более широкого арсенала ударов руками, ногами и борьбы. Бои проводятся не в полный контакт, без защитного оборудования.

Кой Но Такинобори Рю (Кои Карате) — «Путь карпа, плывущего вверх по водопаду». Основатель: Кочергин Андрей Николаевич. Жёсткая боевая система. Основа технического арсенала, кихон КОИ, призван отвечать двум изначальным принципам каратэ: Иккэн хиссацу - «одним ударом наповал» и Мэцкей сутэми - «хладнокровная решимость идти в бою до конца». Основа стиля – Хокутоки – японские бои без правил. В Кои есть два основных правила: нельзя выдавливать глаза и бить в гортань. Все остальное разрешено. Бои проводятся без какого-либо защитного оборудования в полный контакт. В стиле предусмотрена дисциплина танто-дзюцу – бои на деревянных ножах.

Дзендо — «Путь добра» - смешанное единоборство, созданное на основе карате, бокса и дзюдо в 2006 году и называвшееся изначально Боевое карате Хокутоки. В 2009 году было принято современное название. Вобрало в себя опыт в организации тренировочного процесса и экипировки, приёмов и стиля ведения поединков из многих стилей - кудо, Армейский рукопашный бой, самбо, джиу джитсу, вольная борьба. Ориентировано как на спортивные поединки так и на самооборону в условиях реальной уличной схватки. Стиль молод и постоянно дополняется новыми техниками, корректируются правила. Основатель: Вахнович Виктор. Экипировка и правила соревнований схожи с Кудо.

Фри Файт Каратэ — «Каратэ свободного боя» - стиль каратэ, основанный на базе Киокушинкай, Ашихара-каратэ, Шут Файтинге, рукопашном бое и боксе. Универсальная система обучения, построенная на индивидуальных психофизиологических особенностях и способностях занимающегося. Динамично развивающееся направление боевых искусств. Основатель: Штопоров Александр Германович. Различные техники соединялись и отсеивались в условиях жесткой конкуренции. Цель создания стиля - максимально эффективно использовать возможности человека и его организма. Принципы «Одним ударом наповал» и «Только опыт имеет значение» были основными. Каждый человек, приходящий в Додзё, имеет шанс привнести в развитие этого боевого искусства что-то своё, открыть новые грани и сделать освоение техники истинным Путем к раскрытию своих физических и духовных возможностей. Соревнования проводятся по правилам: Фулл Контакт — Свободная манера ведения поединка, без ограничения способов нанесения ударов с использованием таких защитных приспособлений как, боксерские перчатки, бинты для рук, шлем, капа, защита на пах, защита на голень. Нок Даун — Силовой, атлетический способ ведения поединков, подразумевающий под собой «близкий» контакт, умение нанести сильный удар с малой амплитудой, высокие морально-волевые качества спортсменов. Отсутствие ударов руками по голове, захватов, борьбы, подсечек. На фоне этих ограничений, для достижения победы, появляется необходимость в использование и наработке высоких и разнообразных ударов ногами в голову. Наращивание силы и скорости, а также разнообразия ударов ногами на остальных уровнях.

Каминари Карате «гром, гроза» — жесткое направление контактного карате. Поединки проходят по правилам, близким к ММА. «Фирменный» стиль ведения поединков отличается агрессивным, быстрым способом ведения боя. Основное направление подготовки спортсменов проводится по правилам и тактико-техническим нормативам, предусмотренными смешанными поединками. Но в то же время, сохранена основа каратэ — традиционные ката.

Эншин Карате — Основатель: Йоко Ниномия. Стиль по правилам близкий к Киокушинкай и Ашихара карате. «Максимальный результат от минимальных физических затрат» — эта стратегия называется «САБАКИ». Техника Эншин представляет собой сочетание ударной техники каратэ и бросков из арсенала дзю-до. «ЭН» переводится как открытый (незаконченный) круг, а «ШИН» означает сердце (Кокоро) или внутренний дух. Комбинация из этих двух слов и их значения, составляют наиболее важные философские аспекты данного стиля.

Укидо-кан — Современное боевое искусство, созданное в США в 1991 году. Основатель: «Зал (кан) пути (до) энергии (ки) Уркидеса (У)». Техника данного искусства включает удары всех видов, захваты, болевые приемы, броски. Укидо-кан является симбиозом 9 дисциплин, которые изучал его основатель - каратэ, тансудо, кэнпо, айкидо, дзю-дзюцу, бокса, фулл-контакта, кик-боксинга, муай-тай.

Американское кэнпо-каратэ Паркера – основатель: Эдмунд Кеалох Паркер (праправнук гавайского короля Камехамеха I, правившего в начале XIX в.). Основу этого стиля составили 150 приемов базовой техники из японского дзю-дзюцу, окинавского кэнпо, гавайских (полинезийских) методов боя, а также уличной техники драки.

Сербия (Югославия):

Фудокан каратэ-до – «Несокрушимый дом». Основатель: Илия Йорга. Свой стиль доктор Йорга создал из-за неудовлетворенности слишком условным характером бесконтактных поединков. Йорга подчеркивает, что Фудокан — это традиционное каратэ, в котором кихон, ката и кумитэ играют одинаково важную роль. В поединках выше всего ценится победа одним решающим ударом (принцип «иккэн хиссацу — одним ударом наповал»). Техника Фудокан включила в себя элементы Шотокан, Годзю-Рю и Сито-Рю. Ката: Тайкёку 1-3, Мэйкё 1-3, Тэйдзи 1-3, Тэкки 1-3, Санчин, Канку-Дай, Канку-Шо, Хэйан 1-6, Фудо 1-6, Бассай-Дай, Бассай-Шо, Дзион, Эмпи, Хангэцу, Ганкаку, Сочин, Годзюшихошо, Годзюшиходай, Нидзюшихо, Джиттэ, Джиин, Ванкан, Унсу, Чинтэ, Сэцубама-Яма, Каминару, Китэй-ката, Вашиномае, Канку-ой-куми. Последние 5, все Тэйдзи, Мэйкё 2-3 и Хейан-ой-куми (6й) Йорга создал заново на основе классических ката упомянутых стилей.

Оперативное карате -создано в 1970-х годах на Кубе. Имеет прикладную направленность. Основатель: Рауль Рисо. На основе техники карате Дзесинмон. Дополнительное направление российского оперативного карате - разработка систем реабилитации организма после тяжелых физических нагрузок, изучение основ медицинских знаний и основ классической и традиционной реанимации и оживления. Это направление разрабатывает Юрий Маряшин. Система создана на базе знаний и опыта всех видов боевых искусств, в том числе и практического опыта подготовки и применения. Оперативное карате преподаётся также в виде школ классического карате по программам Дзёсиндо и Дзёсинкан, ставших самостоятельными стилями прикладного и оперативного карате. В обучении, также, используются технические комплексы (ката).

Бразилия:

Мачида-каратэ — это боевое искусство на стыке каратэ Шотокан и смешанных единоборств. Основатель: экс-чемпион UFC Лиото Мачида.

Тактика различных школ и стилей каратэ в основе своей едина и сводится к применению комбинаций ударов и блоков в сочетании с подсечками и бросками. Для бросков чаще всего используются болевой захват руки в запястье или локте, задняя подножка с фронтальным ударом, перебрасывание через колено с приседанием и т.п. Кроме того, в некоторых школах каратэ используют подхват обеими руками за щиколотки противника в нырке, бросок с обхватом бедер после серии подготовительных ударов и даже бросок через бедро с подворотом, характерный для дзюдо.

Методика обучения в различных школах каратэ, по сути дела, также одна и также. Первый этап — постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. На этом же этапе закладываются основы духовной и морально-волевой подготовки учеников. Второй этап — разучивание комбинаций (рэндзоку-ваза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском и овладение комплексами формальных упражнений (ката). На этом этапе предполагается активный духовный рост, способствующий достижению совершенства. Третий этап — участие занимающихся в свободных поединках, выработка их индивидуального почерка и оттачивания мастерства. Важное место на этом этапе занимает психологическая подготовка. Четвертый этап — совершенствование в духовной сфере. Начиная с этого этапа для большинства занимающихся каратэ становится основной профессией, смыслом жизни, а сами они становятся носителями духовной мудрости и мастерства каратэ.



 

Возможно, будет полезно почитать: