Японское боевое джиу джитсу. Бразильское джиу-джитсу. Стандарты и традиции

Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) – это древнее японское боевое искусство. Правильных и точных переводов названия нет, но существует множество вариантов.

Наиболее популярное – это «мягкий стиль» либо «искусство четырех пальцев». В статье рассмотрим что такое джиу-джитсу, историю, техники и правила боевого искусства.

Что это такое

Джиу-джитсу представляет собой вид единоборства, которые пошел родом из Японии. Оригинальное название звучит, как: дзю-дзютсу, что обусловлено отсутствием в японском языке любых шипящих звуков.

Смысл этого боевого искусства заключается в ответе мягкостью и податливостью на применяемую противником грубую силу, но с возможностью проявлять жесткость в нужный момент.

Это позволяет направлять силу оппонента в нужное русло, за счет чего она уничтожает сама себя.
В основном этот стиль включает в себя разные виды бросков, захватов, различных болевых приемов, а также воздействий на болевые точки. При этом существуют также элементы ударных техник. Уровень изучения боевого искусства разделен на даны, для которых характерны пояса разного цвета.

История

Основатель Джиу-Джитсу Такэноути Накацукасадаю Хисамори, проживавший в середине XVI века в городке Сакуси-кияма на острове Кюсю.

Его сын Такэноути Хисакацу, а после внук Такэноути Хисаёси занялись серьезным расширением техники этого вида боевых искусств, добавив в неё различные приемы, часть из которых они позаимствовали в другом восточном единоборстве – китайском .

Это обусловлено наличием тогда возможности у сына и внука изучать его в Нагасаки, у приехавших туда китайских иммигрантов.

Классическая техника

Многогранность боевой техники и возможность развития в разных направлениях, позволили Джиу-Джитсу распространиться по территории Азии, а также другим частям мира.

Яркий тому пример бразильский стиль этого боевого искусства. Смысл техники заключается в том, чтобы проявить мягкость и поддаться атаке соперника, а после удара направить его силу против него же.

Главные компоненты классического стиля – это заломы и броски оппонента. За счет этого удается нейтрализовать противника силой, применяемой им для нападения. Так, Джиу-Джитсу состоит из следующих приемов:

  1. Находясь в лежачем положении;
  2. В положении противников стоя друг напротив друга;
  3. «По-Турецки», когда оба соперника находятся в сидячем положении;
  4. Сидячий против стоячего.

Приемы традиционного стиля

Классический вариант этого боевого искусства состоит из разных типов приемов, но обо всем по порядку.

Броски

Основа в борьбе с оппонентов – это броски. Они в Джиу-Джитсу разделяются на такие виды:

  1. Взваливание нападающего противника на себя;
  2. Проведение броска посредством ног и таза;
  3. Броски, переходящие в использование болевых приемов;
  4. Проведение броска, используя верхнюю часть тела.

Болевые приемы

  1. Болевые приемы, ориентированные на конечности: руки, пальцы, ноги;
  2. Удерживающие – для обездвиживания противника;
  3. Удушающие – для выведения нападающего из строя.

Последний тип боевых приемов проводится посредством рук и ног, его целью является перекрытие доступа кислорода, чтобы устранить противника.

Поражение уязвимых точек

Большинство приемов этого боевого искусства направлены на уязвимые места тела человека, для достижения большего эффекта от использования. Для этого используются точные удары пальцами, руками, ногами либо непосредственно руками.

Нужно знать: во многих современных школах техники отличаются от классической и между собой, но общая картина остается практически неизменной.

Чтобы проводить поединки применяются татами размером 8 на 8 метров, разделенное на несколько зон:

  1. Рабочая, в которой происходит бой – 6 на 6 метров;
  2. Опасная, по краям поля поединка шириной 2 метра.

Длительность боя составляет 3 минут. Разрешено нанесение ударов по телу и голове, а также использование боевых и удушающих приемов. Результат боя возможен досрочный, когда один из бойцов победил либо отказался от продолжения схватки из-за травмы.

Если соперники равны, из-за чего трудно установить победителя, им добавляют время для заработка новых очков, а старые аннулируются. Увидеть, как выглядит это боевое искусство можно на видео:

Пояса по порядку

В детском бразильском джиу-джитсу (до 15 лет) существует пять поясов в таком порядке:

Для взрослых (от 15 и старше) система поясов по порядку меняется:

  • белый;
  • синий;
  • пурпурный (фиолетовый);
  • коричневый;
  • черный;
  • черно-красный (коралловый);
  • красно-белый;
  • красный.

Некоторые школы боевых искусств используют систему белых полосок (stripes) из обычного спортивного пластыря для мотивации учеников, которые приклеивают к поясу. Спортсмен, получивший 4 таких полоски переходит на следующий уровень поясной аттестации. И все же, стоит отметить, что в большинстве своем полоски служат больше для мотивации бойца, нежели указывают на уровень его подготовки.

Кроме цвета пояса, так же на определенную мастерскую степень достижения в боевом искусстве указывают даны, которые используют в квалификации джиу-джитсу.

Всего существует 8 дан, которые указывают уровень овладения техникой боя:

  1. Шодэн (включает 1, 2, 3 дан).
  2. Чудэн (4 дан).
  3. Окудэн (5, 6 дан).
  4. Кайдэн (7, 8 дан).

Человек, получивший 7 или 8 дан считается истинным гуру, постигшим все аспекты боевого искусства, владеющий не только высочайшей техникой ведения боя, но и психологически и энергетически способным влиять и даже управлять противником.

Джиу джитсу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании джиу джитсу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о джиу джитсу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками . Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство. Одна из версий о происхождении джиу джитсу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского джиу джитсу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского джиу джитсу . Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ джиу джитсу .

Наиболее известная версия происхождения джиу джитсу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю . Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы» . Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться джиу джитсу . Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако джиу джитсу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов джиу джитсу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы.

При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации джиу джитсу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов джиу джитсу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

Традиционные школы джиу джитсу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом джиу джитсу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю джиу джитсу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы джиу джитсу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю джиу джитсу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий. Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда.

Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного джиу джитсу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки джиу джитсу , и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

В свою очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю джиу джитсу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу, - точечного массажа применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии входящее в официальную аттестационную программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и в других странах.

В наше время, джиу джитсу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей. Сейчас сложно определить, какая версия происхождения джиу джитсу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, джиу джитсу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство , приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» - тренировка. Доги - это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой - быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств - нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

Техника

Учитывая тот факт, что развитие техники джиу-джитсу проходило в среде японских самураев как один из способов поразить пешего, но вооружённого противника, не используя при этом оружие, следует отметить некоторые особенности этого вида единоборств. Ими являются как болевое воздействие на суставы тела, так и бросковая техника. Существенным моментом есть использование ударной техники, служащей в основном для того, чтобы, остановить соперника, который нередко находится в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и произвести болевой либо удушающий приём.

За время возникновения единоборства появилась масса разновидностей джиу-джитсу, а значит - каждый вид требует особого подхода к изучению. Но, не смотря на то, что в разных школах техника дзю-дзюцу порою имела разные названия («явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку»), неизменным оставалась главная цель данного боевого искусства: эффективно поразить атакующего при помощи самозащиты.

Термин "джиу-джитсу" появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "джиу" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "джицу" переводится как "техника, способ". Итак, джиу-джитсу - это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер "циньна" (или "синь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончатльно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их было уже более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син-но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.

Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.

В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.

В современном джиу-джитсу существуют три направления:

Системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;

Системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;

Системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности.

Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.

Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать "борцовскими" (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, "классическими" его видами считаются "явара" (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё" (дубинка длиной примерно в один метр) и "бо" (шест длиной в 2-2,5 метра), а также "вэй" (веревка или пояс) и "танто" (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование "военного" оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.

Процесс обучения

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

Джиу-джитсу – это старинное искусство боя, родом из Японии. В переводе – «мягкое искусство». В Википедии называют «искусством мягкости». Это общее наименование, используемое для боевых единоборств Японии, которые содержат технику боя без оружия или с его применением. Это техника рукопашного боя, главным его принципом считается «мягкая», «податливая» работа. Основное правило – «не идти на противостояние, чтобы одержать победу», не противиться, а уступить противнику, обращая его воздействия в необходимую сторону, пока он не попадет в ловушку, и тогда направить усилия и действия врага против него.

История возникновения

В своей жизни человек создает и закрепляет четыре стены каркаса крепости , это:

  • здоровье;
  • духовность;
  • познания;
  • деятельность.

В результате краха одной из четырех стен жизнь сможет обвалиться, подобно карточному дому. Этим стоит заниматься с детского возраста. Необходимо, чтобы повзрослевший ребенок владел надежной опорой и «крепостью» с крепким фундаментом. Такие приемы должны вырабатывать выносливый, смелый характер, улучшать наилучшие качества человека.

Основы джиу-джитсу берут свое начало с середины 16 века. Хисамори Такэноути , правитель провинции Мимасака, соединил разные боевые искусства, какие применялись в сложных обстоятельствах, когда оружие было неэффективно. Он стал основателем и истории тактики ведения боя. В отличие от китайских и корейских боевых единоборств, где все сосредоточено на технике удара, технике рукопашного боя основывались на бросках, блокировании и удушье, потому что эта техника не работает против снаряжений.

Отдельные приемы борьбы хорошо применяли сворачивание и атаки большому оружию мечу и копью, с помощью кинжалов и прочего оружия. В 17 веке оружие и снаряжения превращались в домашние декорации, таким образом, рукопашные бои преуспевали как приемы самозащиты, и были сформированы новейшие техники с учетом не вооружённости врага. Послы из Китая привезли в Японию свое боевое искусство ушу, и разные техники удара были введены в джиу-джитсу.

Постепенно число техник удара сокращалось, потому что такие методики стали менее результативны и расходовали максимум энергии, интенсивные удары ногами и руками. Эти действия были нацелены в жизненно необходимые точки акупунктуры и жизненно необходимые области выше плеча, раскрытые в методике джиу-джитсу. В практику вошли свободные единоборства рандори.

Основы техники борьбы

Развитие методик джиу-джитсу происходило в окружении самураев как способ сразить вооруженного пешего недруга, не используя оружие . Это болевые приемы на кости тела, сустав и опрокидывания.

Важнейшим пунктом является применение техники ударом, предназначающейся для остановки конкурента, который пребывает в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и совершить болевой либо удушающий маневр.

Правила

У всякого вида боевого искусства имеются собственные правила. Для единоборств используют площадки, покрытые татами либо прочими материалами, самые маленькие габариты которой не менее 8х8 м. Эту территорию разделяют на две зоны: рабочую (6х6 м) и опасную (не менее 2 м). Разных цветов площадки. Сражение в 3 минуты, проходит в рабочей области. Дозволено правилами наносить удары руками, так и ногами по телу, а также в голову конкурента. Разрешено использование болевых и удушающих методов только в партере и стойке.

Приемы

Удары не так красивы, как в карате или тхэквондо, нет зрелищных ударов ногами в прыжках и с разворота. Разрешено нанесение ударов в партере , и локтями. Способов захвата и болевого воздействия на кисть руки имеется 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, действие на позвоночник и на акупунктурные точки, а еще множество удушающих приемов. Бросковая техника изобилует массой приемов. Она избрана как основа у таких видов борьбы, как самбо, айкидо , рукопашный бой.

Степень мастерства

Требования стандартов для аттестации на степень мастерства пояса различаются между всеми школами, но в основном применяют способы установления опыта спортсмена и его уровня:

  • обладание методикой, которое они обязаны продемонстрировать;
  • уровень мастерства в спарринге и на состязании.

Обладание приемами и техниками оценивается с числа приёмов, которые спортсмен способен исполнить, а также степени опыта, с которым он исполняет их на поединке. Обучающиеся награждаются за адаптацию приёмов к различным факторам. Решающая мера это способность осуществить приём благополучно, а не в строгом техническом соответствии. Поединки, конечно, исполняют существенную роль в разделении обучающихся бразильскому виду. Разрешают учителю установить степень мастерства спортсмена против соперника из другой школы. Выступление на пояс может быть выполнено следом за победой на состязании.

Высокий уровень состязаний среди школ его значимость для получения пояса считаются основным фактором , который мешает уменьшению стандартов и способности просто купить пояс. Педагоги могут учесть поведение потенциального обладателя пояса вне стен школы и отказать ему в выдаче, если он выражает противоречащие наклонности.

У отдельных школ может быть типовое анкетирование, тестирование. Могут включать устную или письменную сдачу экзаменов. Допустимо применение прочей системы многоцветных поясов до синего цвета, но на состязаниях применяется единственный стандарт разделения поясов. Имеются наименьшие требования к возрасту. К примеру, синий пояс не выдадут человеку, младше шестнадцатилетнего возраста.

Для получения черного пояса, ученик обязан быть не младше 19 лет, соответственно регламентирующей документации Федерации бразильского джиу-джитсу. Полосы на синем поясе Отдельные заведения применяют систему полос, чтобы установить повышения мастерства ученика в границах пояса. По усмотрению педагога, полосы могут выдаваться какому угодно поясу меньше чёрного цвета. Занимающиеся с чёрным поясом могут обретать мастерство - дан.

Уровни владения техниками

  • 1 дан. Не способен результативно обучать студентов, а только помогать в занятиях.
  • 2 дан. Спортсмен может квалифицированно проводить занятия в группах для новичков. Способность использования боевых техник на большой скорости.
  • 3 дан. Мастер на высшем уровне владеет базовыми техниками и техниками комбинирования и контрприемов и может использовать ее в разных ситуациях с большой силой и скоростью, а также владеет тактическими приемами.
  • 4 дан. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Возможность преподавать увеличивается.
  • 5 дан. Позволяет пройти курс обучения на «ренши», что определяет обладателя этого титула, как эксперта.
  • 6 дан. В технический арсенал входит множество способов точечного воздействия. Для этого используются знания об анатомии и физиологии тела и знание его энергетических каналов и биологически активных точек.
  • 7 дан. Боевой аспект полностью достигнут.
  • 8 дан. Адепт надевает красный пояс с золотой полосой в центре, характеризующий внутреннее наполнение.

Обучение технике

Раньше это искусство нечасто встречалось в низших слоях народонаселения, которые не были обладателями права носить оружие. Сегодня постичь его проще, достаточно посмотреть видеоурок. Основным принципом служит устремление силы противника против него самого . Борец не сопротивляется силе, а направляет её в нужное русло. Бразильская техника возникла благодаря известному Митсуйо Маэде, который странствовал, продвигая направление дзюдо.

В Бразилии он принялся обучать людей методике и приемам борьбы. Его воспитанник организовал собственную школу, которая развивалась, модифицировалась техника единоборства, улучшались приемы, так возник новейший стиль, который зовут бразильское джиу-джитсу. Имена российских спортсменов популярны в том числе за границей.



 

Возможно, будет полезно почитать: