Занятие гимнастикой для детей 3 лет. Занятия ЛФК (лечебной физкультурой) для детей

Обычно в качестве разминки используется полоса препятствий, которая уже не представляет такой сложности для детей, но позволяет разогнаться, включить все мышцы и настроиться на занятие. Когда все размялись, начинается основная часть. Здесь уже делается упор на самостоятельное выполнение всех заданий - тренер может помочь, подсказать, но ребенок старается выполнить упражнение сам, без постоянной страховки.

Продолжается разучивание базовых элементов таких как кувырки вперед, назад, хождение по бревну и дальнейшее их усложнение. Дети уже воспринимают ошибки на слух и стараются их исправлять, поэтому тренер делает упор на правильное и техничное исполнение элементов. Так на акробатической дорожке, дети начинают уверенно прыгать с двух ногах, спиной вперед, с поворотами.

Также появляются уже более серьезные элементы из гимнастики - стойки на руках, мостики. Естественно, они выполняются в облегченном варианте или с большой поддержкой тренера, но это позволяет сформировать детям определенный двигательный шаблон. Продолжается работа на снарядах.

В этом возрасте дети начинают заниматься без родителей. Это очень ответственный момент, когда необходимо научить ребенка заниматься в группе, выполнять все задания тренера. Дети очень непоседливы их внимание рассеянно, поэтому тренер старается привить им дисциплину, и в то же время сохранить позитивный игровой настрой.

Обычно, в качестве разминки используется полоса препятствий, которая уже не представляет такой сложности для детей, но позволяет разогнаться, включить все мышцы и настроиться на занятие. Когда все размялись, начинается основная часть. Здесь уже делается упор на самостоятельное выполнение всех заданий - тренер может помочь, подсказать, но ребенок старается выполнить упражнение сам, без постоянной страховки.

Продолжается разучивание базовых элементов, таких как кувырки вперед, назад, хождение по бревну и дальнейшее их усложнение. Дети уже воспринимают ошибки на слух и стараются их исправлять, поэтому тренер делает упор на правильное и техничное исполнение элементов. Так, на акробатической дорожке, дети начинают уверенно прыгать с двух ногах, спиной вперед, с поворотами.

Также, появляются уже более серьезные элементы из гимнастики - стойки на руках, мостики. Естественно, они выполняются в облегченном варианте или с большой поддержкой тренера, но это позволяет сформировать детям определенный двигательный шаблон. Продолжается работа на снарядах.

В этом возрасте очень хорошо формируется гибкость. Тренер использует как игровые методы растяжки, так уже и классические шпагаты, наклоны. Дети знают, что за проявленное терпение их будут ждать игра в поролоновых кубиках, печати и наклейки.

В конце занятия все идут на батут, где юные спортсмены уже уверенно выполняют и усложняют разученные элементы и связки, такие как прыжок в группировке, звездочка, прыжок в сед и другие. После чего наступает 5 минут баловства в кубиках, когда дети могут насладиться полной свободой.

В завершении, тренер ставит всем печати и наклейки, отмечая, что на занятии получилось особенно хорошо.

В три года просто необходимо проводить гимнастику. В этой статье приведем в пример самые распространенные упражнения для здоровья крохи.

Гимнастика для детей 3 лет с улыбкой

Все мы знаем, что гимнастика и физические упражнения всегда благотворно влияют на здоровье крохи. Благодаря упражнениям улучшаются развитие и здоровье ребенка. Некоторые типы упражнения, которые мы с вами рассмотрим ниже можно применить для зарядки по утрам, для занятия физкультурой или просто как веселую игру.

Итак, приступим.

Поднимаем выше наши ручки!

Поставьте малыша прямо, чуть расставив его ножки, а руки пусть малыш опустит. Далее малыш должен размахивать руками назад и вперед и с каждым своим разом нужно поднимать ручки все выше и выше. Это упражнение повторять следует в среднем темпе, по три - четыре раза.

Упражнение птичка

Пусть ребенок станет прямо и расставит ноги, после этого поднимет руки в стороны и опустит их вниз, при этом пусть размахивает кистями. Повторяют это упражнение, три-пять раз.

Занятие: «Я маленький»

Пусть малыш станет с немного расставленными ногами, руки опустит. Затем малышу нужно низко приседать и затем вставать. Повторять это упражнение необходимо в среднем темпе по три-четыре раза.

Упражнение «Я-пузырь»

Сначала малыш должен встать прямо, после этого присесть и выпрямиться, руки должен малыш развести в стороны. Это упражнение повторяется четыре-шесть раз.

Занятие «Где наши ладошки?»

Поставьте ребенка прямо, а руки его пусть будут опущены. Теперь ребенок должен по просьбе взрослого вытягивать руки вперед вверх ладонями, а затем прятать их за спину. Повторяют это упражнение по пять-шесть раз.

Наматывание ниточки

Поставьте ребенка прямо. Ноги пусть стоят врозь, руки пусть будут согнуты перед грудью, пальцы должны быть сжаты в кулаки. После этого нужно чтобы малыш сделал круговыми движениями кистей рук. Это должно выглядеть как наматывание нитки на клубок. Повторяют это упражнение быстро по десять-пятнадцать раз назад и вперед.

Занятие «ручеек»

Начертите на полу или выложите при помощи веревки две линии на расстоянии двадцать-тридцать см. друг от друга. Предложите малышу перепрыгивать через данный ручеек, чтобы он не задевал при этом вымышленную воду.

Цапелька

Пусть кроха ходит при этом высоко поднимает ноги. Проводится упражнение около минуты.

Достаем мячик

Садят малыша на пол ногами врозь, дают в руки мячик. Наклоните малыша вперед и положите его мячик между стопами. Пусть кроха выпрямится, а после этого снова наклоняется и берет мячик в руки. Повторяют это упражнение, по три-пять раз.

На отталкивание мячика

Еще есть такая гимнастика для детей 3 лет. Посадите ребенка на пол, согните ноги и пусть он упирается руками сзади. Пусть взрослый подкатывает к ногам малыша мячик, а ребенок отталкивает при этом мячик двумя ногами. Повторяют так четыре-шесть раз.

Поползли

Пусть взрослый возьмет палку и задержит ее в воздухе, горизонтально, невысоко. Малыш должен проползти под этой палкой. Повторяют два-три раза.

Игра для нескольких детей: дождик

Рисуют при помощи мела на асфальте круг, такого размера, чтобы в нем могли уместиться дети. Дети должны бегать и прыгать вокруг это круга. А когда взрослый кричит: «Дети, пошел дождик!», они должны побежать и спрятаться в круг. Повторяют это упражнение четыре-шесть раз.

Занятие «Колечко»

Пусть ребенок ляжет на живот, обопрется на прямые руки и постарается при помощи носочков ножек, согнутых в коленях коснуться головы. После этого отдыхает, лежа на полу.

Повторяют это упражнение шесть раз.

Занятие «Кручу-верчу»

Ребенок должен наклониться вперед, при этом держа мячик пред собой на вытянутых руках и совершать круговые движения мячом в одну и иную сторону. После чего малыш должен наклониться немного ниже и повторить вращательные движения. А уже в 3-тий раз вращательные движения производят при наклоне девяносто градусов. Повторяют шесть-восемь раз.

Упражнение «Ласточка»

Ребенка садят на пятки, опираться он должен на руки перед собой, после чего выпрямлять правую ножку. Он должен также сидеть на левой пяточке. Теперь разведите руки малыша в стороны, выпрямите спинку и пусть малыш в этом положении постоит немного. После чего нужно отдохнуть крохе и повторить тоже самое с другой ногой.

Тянем-потянем

А вот очень интересное упражнение из серии гимнастика для детей 3 лет. Положите игрушку перед ребенком, который должен стоять с ножками, расставленными в стороны. После чего ребенок должен наклониться, поднять игрушку, выпрямить ручки вверх и немного прогибаясь отдать игрушку взрослому, находящемуся у него за спиной. После этого взрослый должен положить игрушку между ножек малыша, а в третий раз - чуть поодаль за крохой.

Упражнение «Неваляшка»

Ребенок должен лечь на спину, после этого взрослый пусть зафиксирует рукой его коленки. Ребенок должен подняться без помощи рук. Повторяют три-пять раз.

Упражнение «Как пружинка»

Нужно чтобы малыш присел, подняв при этом руки вверх. А тот, кто рядом должен взять кроху за руки и сказать команду: «Прыг!».

Ребенок при помощи взрослого должен постараться подпрыгнуть как можно выше. После этого он должен опуститься вниз. Повторять это упражнение нужно три - пять раз.

Выполняя данные упражнения, дети становятся более дисциплинированны, спортивны, здоровы и закаленные.

Приводим в пример еще некоторые очень полезные упражнения для детей 3 лет.

Прихлопнем комара

Это упражнение детки очень любят выполнять. Для них это занятие является как бы игрой. Сначала малыш должен стать, руки расположить на поясе, а ноги на ширине плеч. Потом пусть кроха не отрывать ноги о земли, повернуться в левую сторону и сделать хлопок при помощи ладошек чуть выше головы. После этого можно уже возвращаться в исходное положение. Тем же образом малыш должен выполнить упражнение в правую сторону, как будто он убивает воображаемого комара. Обратите внимание на дыхание, которое должно быть правильным, когда малыш выполняет это упражнение. Когда малыш хлопает в ладоши, пусть делает вдох, а когда возвращается в исходную позицию, он должен сделать выдох. Выполняют упражнение - гимнастику для детей 3 лет пять раз.

Воробушки-попрыгунчики

Детям сильно активным понравится эта игра. Данное упражнение состоит из прыжков, очень задорных и веселых. Прыжки осуществляются на двух ногах. После этого уже поочередно на правой и левой ноге. Чтобы как можно точнее становится похожим на воробья, нужно прибавлять обороты в различные стороны. Деткам очень нравится прыгать.

После того как дети сделают наиболее активную часть гимнастики, нужно немного успокоить развалившегося ребенка или детей если их много. Подойдет для этого как нельзя, кстати, упражнение под названием «Небольшая прогулка». Сначала ребенок должен медленно и спокойно ходить по комнате, после этого нужно предложить ему совершать крадущиеся движения.

Можно и включить фантазию, для этого предложив малышу походить, пусть малыш представит себя большой птицей, которая размеренно размахивает большими крыльями. Предложите малышу аккуратно ступать ножками, как будто перешагивая через ненастоящие лужи.

Гимнастика для детей 3 лет — это очень увлекательное занятие, которое требует от людей воображения. Ведь приучить малыша к гимнастике не так-то просто. Малышу всегда будет хотеться бросить гимнастику, посидеть или поиграться. Он будет отвлекаться, поначалу очень часто, потом все реже. А, в конце концов, так втянется в это увлекательное занятие, что сам будет предлагать вам сделать гимнастику. А это как раз и есть то, что вам нужно.

Предлагаем вам еще одно увлекательное занятие под названием «Ветер качает деревья». Чтобы выполнить это упражнение нужно ноги поставить на ширину плеч, поднять руки вверх, как будто вы крона деревьев. Или малыш. Представьте порыв ветра, наклоните корпус влево на вдохе, затем пусть малыш вернется в исходное положение на выдохе, наклонитесь вправо на вдохе, выпрямитесь на выдохе. Это упражнение выполняйте пять раз.

Также очень рекомендуется выполнять упражнение для детей под названием «Гусь». Пусть кроха поставит на ширину плеч ножки, руки положит на пояс. После того как он наклонится вперед, пусть воспроизведет шипение, которое напоминает разговор гуся. Это он должен сделать на выдохе, после чего нужно вернуться в исходное положение на вдохе. Выполняют данное упражнение 5 раз.

Также можно посоветовать для малыша такое полезное занятие как «Велосипед». Проводится упражнение из положения на спине. Пусть малыш будет в том же исходном положении, пусть он представит себя ласточкой. Пусть малыш раскинет руки, полежит свободно на спине, после чего перевернется на живот.

Не стоит искать какие-то очень сложные и замысловатые упражнения для крохи. Гимнастика для детей 3 лет является очень увлекательным занятием, которое развивает воображение малыша.

Движение – это жизнь, а для маленького ребенка – еще и развитие. Гимнастика для детей 3-4 лет нужна для укрепления мышечного корсета и правильного формирования опорно-двигательного аппарата, осанки. Двигательная активность стимулирует иммунитет и мозговую деятельность малышей. Ее польза огромна, а противопоказаний практически нет. Но как заниматься с малышом дома, какие упражнения подходят для возраста 3-4 лет?

Занятия гимнастикой дома

Дети, которые посещают детский сад, делают гимнастику перед завтраком каждый день. Комплекс упражнений в дошкольном учреждении называют зарядкой. Выполняемого объема вполне достаточно для общего укрепления организма. Домашние занятия рекомендуются для детей, которые сидят дома, в том числе их можно делать в период каникул, в выходные дни.

Польза гимнастики для детей от 3-4 лет:

  • укрепляет мышцы, повышает силу и выносливость;
  • обеспечивает правильное формирование опорно-двигательного аппарата (профилактика сколиоза, вальгуса и других деформаций скелета);
  • улучшает координацию движений, ориентацию в пространстве;
  • ускоряет обменные процессы и повышает аппетит;
  • стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет здоровье.

Противопоказания

Однозначно нельзя принуждать ребенка заниматься гимнастикой силой. Нужно приобщать его к спорту только через интерес. Что касается запретов по состоянию здоровья, то физические нагрузки противопоказаны при следующих болезнях и состояниях:

  • острых заболеваниях, обострении хронических;
  • кровотечении или угрозе такового;
  • боли;
  • онкологических заболеваниях.

Дети с серьезными проблемами опорно-двигательного аппарата, различными неврологическими диагнозами нуждаются в гимнастике как никто другой. Однако в таких случаях комплекс упражнений должен подбирать специалист по лечебной физкультуре. Это же правило касается всех детей, которые состоят на диспансерном учете, имеют сердечную, печеночную, почечную недостаточность, страдают астмой.

Когда и как проводить?

Детская гимнастика проводится в форме игры. Для занятия нужно подготовить динамичную музыку. Делать упражнения под звуковое сопровождение не только весело, но и полезно. Музыка помогает поддерживать ритм и развивает слух. Также можно подобрать к движениям интересные названия (например, «а теперь сделай, как рыбка», «побудь немножко обезьянкой и сорви банан»). Другой вариант – проводить занятия гимнастикой под стишки (пример стихотворного комплекса упражнений ждет вас ниже).

Какие правила нужно соблюдать при проведении зарядки?

  1. Воздух в помещении должен быть свежим. Летом лучше перенести занятие на улицу.
  2. Выполнять упражнения нужно утром, в промежутке между гигиеническими процедурами и завтраком. В крайнем случае можно сделать гимнастику через 40-60 минут после еды.
  3. Взрослый должен следить, чтобы при выполнении упражнений ребенок делал вдох через нос, а выдыхал через рот.
  4. Если малышу года 3-4, длительность домашней гимнастики не должна превышать 15 минут. Оптимально делать зарядку около 10 минут, чтобы занятие принесло пользу и не наскучило.

Упражнения для детей 3-4 лет

Любая гимнастика начинается с разминки. Это могут быть движения руками вверх-вниз, потягивания, ходьба по кругу (на носочках, пяточках, внутренней и внешней стороне стоп), наклоны головы вперед-назад, к плечам. Разогревающая часть длится 4-5 минут. Затем приступают к основным упражнениям. Завершают гимнастику спокойной ходьбой. Для нормализации дыхания ребенку предлагают сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки в стороны и вверх. На выдохе нужно вернуться в исходное положение. Длительность завершающего этапа – 1-2 минуты.

Упражнения для детей 3-4 лет, основная часть:

  1. Бег с поднятием колен. Ребенок бежит по кругу, стараясь поднять коленки как можно выше. Длительность выполнения – 1 минута.
  2. Пятки к ягодицам. Суть упражнения в том, чтобы при беге поджать колено так, чтобы стопа дотронулась до попы. Выполняется в течение 1 минуты.
  3. Ходьба на присядках. Ребенок садится на корточки, руки на поясе. Нужно пройти так 1-2 небольших круга (40-60 секунд).
  4. Ходьба по перекладине. Необходимый атрибут – невысокая устойчивая лавочка шириной от 30 см и длиной от 1 м. Можно заменить лавочку сложенным в несколько раз ковриком. Ребенок проходит туда и обратно, подняв руки по сторонам на уровне грудной клетки.
  5. Прыжки через невысокие препятствия. Для упражнения хорошо подходят гимнастические обручи, которые выкладывают впритык друг к другу. Ребенок перепрыгивает двумя ногами, делает шаг и снова совершает прыжок. Количество прыжков – 6-10. Также полосу препятствий можно сделать их скакалок, палочек, расположенных на расстоянии 50-70 см друг от друга.
  6. Наклоны вперед. Исходная позиция – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Ребенок потягивается вверх, поднимая руки, а затем наклоняется вниз. Ручки должны коснуться носочков, а колени – остаться ровными. Длительность упражнения – 40 секунд, или 6-8 повторов.
  7. Выпады в стороны. Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Нужно потянуться левой рукой и головой максимально в правую сторону, оставив нижнюю часть тела неподвижной. После 6-7 повторов выпады делаются правой рукой в левую сторону.
  8. «Велосипед». Всем известное упражнение. Ребенок ложится на спину, поднимает ноги и делает синхронные круговые движения, напоминающие езду на велосипеде. Длительность выполнения – 1 минута.
  9. Поднятие ног. Позиция – лежа на спине, руки лежат вдоль тела. Ребенок приподнимает обе ноги вверх с ровными коленями. Количество повторов – 6-9.
  10. «Ножницы». Исходная позиция та же. Ребенок поднимает ровные ноги вверх, а затем разводит в стороны и скрещивает. Упражнение повторяют 5-7 раз.
  11. «Лодочка». Малыш лежит на животе, ручки перед собой. Нужно поднять руки и ноги вверх, задействуя мышцы спины. «Лодочку» делают 5-7 раз.
  12. «Планка». Исходное положение – упор лежа на руки. Ребенок стоит так 15-20 секунд.
  13. «Кошечка». Необходимо стать на коленки, а ладошками упереться в пол. Сначала делают прогиб и округление спины 6-9 раз. Затем имитируют потягивание кошки, медленно присаживаясь назад и не отрывая ладоней от пола. Количество повторов – 6-9.

Раз в 2-3 недели комплекс упражнений нужно корректировать, усложнять, добавлять новые элементы. Так гимнастика не надоест малышу, и он будет выполнять ее с удовольствием. Можно добавить движения с картинок, представленных ниже. Все они прекрасно подходят для возраста 3-4 года.

Гимнастика в игровой форме

С 3-летним ребенком лучше заниматься зарядкой со стишками. Например, малышам придется по нраву следующий комплекс упражнений:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили.

(наклоны головы к плечам)

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(круговые движения головой)

Медвежата мед искали

И в лесу, и в бору,

(наклоны в стороны, рука делает козырек у лба)

На лугах и в цветах,

На малиновых кустах.

(наклоны вниз к полу)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(покачивания вытянутыми вверху руками на носочках)

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

(круговые движения тазом, руки на поясе)

Много меда набирали,

Ложками его черпали,

(наклоны вперед сидя на полу, ноги по сторонам)

Мягким хлебом заедали,

Мятным чаем запивали.

(ребенок показывает, как он ест)

А потом они плясали

Вот так, вот так,

(пружинящие приседания с поворотом туловища)

Лапы выше поднимали

Вот так, вот так.

(подскоки с поднятием колен)

Также можно проводить и другие игры с элементами гимнастики. Например, такие:

Занятия гимнастикой благотворно влияют на растущий организм. Ребенок развивается гармонично, у него формируется правильная осанка, повышается иммунитет. Домашние упражнения для девочек и мальчиков могут послужить стартом спортивной карьеры. В возрасте 3-4 лет тренеры принимают детей в секции художественной и спортивной гимнастики. В любом случае, выбирая те или иные движения, нужно учитывать предпочтения малыша, его физические возможности, состояние здоровья в данный момент. Занятия должны приносить удовольствие и дарить заряд бодрости на весь день.

Этот комплекс ЛФК - подарок нашему сайту от замечательного профессионала Чесалиной Елены Николаевны , работающей инструктором в детской поликлинике Москвы уже более двадцати лет.

Комплекс упражнений для ребенка 3 лет

Упражнения показаны детям с нарушениями осанки и плоско-вальгусной деформацией стоп.

1. СТОЯ. "Улыбнулись - нахмурились" - 2-3 раза. Закончили улыбкой.

2. "Покажи язык - спрячь его" - 3 раза

3. "Хитрый язык - смотрит на одно ухо, на другое, вверх, вниз" 2-3 раза

4. "Язык танцует" Быстрые движения языком вверх-вниз, вправо-влево с произнесением различных звуков - 5-10 секунд

5. "Бокс" Сгибание, разгибание рук в локтевых суставах - 3 раза

6. "Рисуем солнышко" Круговые движения прямыми руками - 3 раза

7. "Играем в прятки" Приседания на всю стопу, ноги вместе - 3-4 раза

8. Ходьба по скамейке, дощечке шириной 10-15 см. Дома можно обозначить дорожку прямо на полу мелом или лентой.

9. "Пролезаем под забор" В домашних условиях можно использовать гимнастический комплекс, стул или другое препятствие. Прогибать спинку - 2-3 раза

10. Ходьба по массажному коврику - 10-15 секунд

11. ЛЕЖА НА СПИНЕ. "Руки встретились - разбежались" Встречные движения руками вверх-вниз - 3-4 раза

12. "Морковка на терке" Поглаживание внутренним краем стопы внутренней поверхности голени другой ноги. Пальцы подогнуть вниз. 3-4 раза каждой ногой

13. "Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет" Одновременные движения в воздухе руками и ногами - 10-15 секунд

14. "Жук перевернулся". Встать на прямые руки и ноги. Походить 10-15 секунд

15. Лежа на спине отдых. Диафрагмальное дыхание. Одна рука на животе, другая (для контроля) на груди. Вдох - живот "надуть", выдох - "сдуть". 15-20 секунд

16. СИДЯ "ПО-ТУРЕЦКИ". Руки на поясе. "Неваляшки". Раскачивать туловище вправо-влево: "Мы милашки - куклы-неваляшки"; вперед-назад: "Мы милашки - яркие рубашки". По 2-3 раза

17. "Чайник кипит". Руки в стороны - вдох, опуская руки вниз короткими рывками порционный выдох с произношением "пф-пф-пф-пф" - 2-3 раза

18. Руки сзади в упоре, ноги прямые. Согнуть ноги и опять выпрямить... "Ноги длинные - ноги короткие" - 2-3 раза

19. СТОЯ. Игра "Снежинки". "На поляну, на лужок, тихо падает снежок" - дети кружатся, выполняя движения руками. "Улеглись снежинки, белые пушинки" - присели на полную стопу. "Но подул ветерок, закружился снежок. Пляшут все пушинки, белые снежинки" - дети повторяют движения, кружась и изображая снежинки.

20. ХОДЬБА. Высоко поднимая колено на полной стопе - 10 секунд, тихо, бесшумно - 10 секунд, в обратную сторону - 10 секунд. Повторить 2-3 раза, чередуя с ползанием на четвереньках.

21. СТОЯ. На вдохе развести руки в стороны, резко выдохнуть - быстрым движением обхватить себя руками, коснувшись ладонями лопаток.

22. Встряхнуть руки, ноги и выпрямиться.

Занимайтесь на здоровье!

Казалось бы, для чего занимать физкультурой и без того подвижных детей. Тем не менее, большинство спортивных школ начинают набор детей в возрасте 4-5 лет.

В это время ребенок уже полностью владеет своим телом, пропорции его практически соответствуют параметрам взрослого человека. Именно с 3 до 5 лет дети переживают новую фазу активного роста, когда растут с такой же скоростью, как и дети до 12 месяцев.

Физкультура для детей 3-4 лет имеет множество функций, она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека, развивает мышечную структуру, прививает с малых лет культуру спорта и движения, закладывает привычку активного образа жизни на будущее. Занятия физкультурой с ребенком помогают:

  1. Укрепить сердечную мышцу и кровеносные сосуды.
  2. Улучшить пищеварение, аппетит и наладить стул. Ускорить обмен веществ.
  3. Сформировать осанку.
  4. Улучшить насыщение крови кислородом. Умеренные занятия спортом помогут в профилактике и лечении железодефицитной анемии.
  5. Сформировать нейронные связи в мозге. В дальнейшем это качественно отразится на интеллекте.

У детей к 4 годам уже существует высокая потребность в движении, они сами по себе активны, не могут усидеть на месте. Это естественное явление, задуманное природой для развития организма, особенно опорно-двигательного аппарата.

Важно! Вредно и даже опасно ограничивать двигательную активность детей в этом возрасте.

Малоподвижный образ жизни малыша может вызвать:

  1. Дисфункцию и заболевания желез внутренней секреции. Это спровоцирует гормональные проблемы в подростковом возрасте и взрослой жизни. Привычка к режиму дня и подвижности «уравновешивает» выработку гормонов роста, гормонов половых желез.
  2. Нарушение формирования костей скелета. Приводит к плоскостопию, изменению осанки, сколиозу.
  3. Замедление физического развития.

Правила организации детской физкультуры

Из-за быстрого роста и высокого расхода энергии малыш в возрасте 3-5 лет быстро теряет свой младенческий жирок и приобретает «взрослые» пропорции. Прежде чем вводить физические упражнения, необходимо установить четкий распорядок дня. Малыш должен питаться часто и небольшими порциями. Ложиться спать в хорошо проветренном помещении, засыпать и вставать примерно в одно и то же время. В возрасте 3-5 лет маленькому человеку все ещё нужен дневной сон продолжительностью около 2 часов.

За время прогулки дети должны проходить пешком 15-20 минут подряд, после чего нужно делать перерывы на отдых.

Внимание! Малыш быстрее привыкнет к занятиям физкультурой, если будет видеть пример близких – бабушек, родителей, тем более что дети стремятся подражать во всем.

В этот период дети ещё не могут долго удерживать внимание. Сосредоточиться на упражнениях могут не более 10-15 минут. После такого непродолжительного занятия обязательно должна быть пауза на активные игры, требующие много движений. Нагрузку требуется увеличивать не чаще, чем один раз в каждые 2-3 месяца.

По возможности следует добавить к занятиям плавание.

На время болезни все занятия физкультурой прекращаются. Вернуться к ним можно только: спустя 7-14 дней после перенесенной ОРВИ, спустя 3 недели после аденовирусной инфекции или тяжелого инфекционного заболевания; и в целом следует опираться на мнение педиатра в том, когда возвращаться к гимнастике. Восстанавливать нагрузку постепенно.

Виды комплексов упражнений

Физкультура для детей 4 лет должна быть веселой и интересной, чтобы удерживать внимание и не отвращать от спортивных упражнений.

Простой комплекс упражнений для семейных занятий:

  1. Простая ходьба по кругу – прогулка.
  2. Руки на поясе. Повороты головы из стороны в сторону: да-да и нет-нет.
  3. Руки на поясе. Наклоны головы в стороны.
  4. Руки подняты. Наклоны туловища в стороны – «деревья в лесу качаются».
  5. Руки на поясе. Вытягивать руки и делать хлопок – «ловить бабочек» в ладошки.
  6. Чередовать приседания и наклоны – «собирать» грибы, ягоды, цветы.
  7. «Потягушки» – встать на цыпочки, высоко над головой поднять руки, растопырить пальцы.
  8. Ходьба по кругу: прогулка закончилась, «идем домой».

Во время бега малышу может понадобиться перерыв, допустимо передохнуть 2-5 минут.

Важно! Все упражнения доделывать до конца, даже если делали перерыв; приучать заканчивать все занятия.

Комплекс для занятий на улице или детской площадке:

  1. Бег на 200-300 метров, не спеша и делая короткие перерывы, если это необходимо.
  2. Ходьба попеременно на носочках и на пятках.
  3. Руки вытянуты в стороны, ноги на ширине плеч. Махи обоими руками по часовой и против часовой стрелки.
  4. Прыжки на одной ножке. По 10 прыжков на каждую ногу.
  5. В зависимости от детской площадки: висы на лесенке, лазанье.

Простой домашний комплекс упражнений:

  1. Ходить по кругу для разогрева, можно поочередно проходить обычный круг и затем делать круг прыжками.
  2. «Часики тикают». Выполнять упражнение стоя, руки свободно свисают, расслаблены. Руки раскачивать из такого положения вперед и назад 4-5 раз.
  3. Сидя на стуле, поворачивать голову влево и вправо. Шея немного вытянута вперед, руки лежат на коленях.
  4. Прыжки по кругу, поочередно с ходьбой, 3-4 минуты.
  1. Ноги стоят чуть шире плеч. Руки опустить перед собой. Приподнять руки на уровень глаз, ладонями вверх, через секунду опустить. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Наклоны туловища вперед. Руки на поясе, ноги всегда держать выпрямленными.
  3. Упражнение «велосипед». Выполняется лежа на спине. Поднимать и сгибать ноги, «едем на велосипеде». Повторить 3-4 раза.
  4. Шаги по комнате с высоко поднятыми коленями, можно поочередно выполнять прыжки и приседания.

Комплекс посложнее, подходящий для детей 4-5 лет:

  1. Исходное положение стоя, руки вытянуты вдоль тела. Затем руки разводятся в стороны, как для объятья. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  2. Из такого же исходного положения делать повороты туловища в стороны, широко разводить руки. Повторить 4-5 раз на каждую сторону.
  3. Стоя, стопы находятся параллельно друг другу. Делать полуприседания, руки подняты и согнуты в локтях.

Занятия будут эффективнее в утреннее время, желательно не менять часто программу упражнений, чтобы малыш выполнял те упражнения, которые уже знает. Утренняя разминка бодрит и улучшает прилив крови к тканям.

Занятия во второй половине дня желательно разнообразить предметами и игрушками: взять в руки кубики, применять гимнастический мяч. В это время можно разучивать новые упражнения или выйти на свежий воздух. Как правило, когда дети перерастают грудной возраст, родители неохотно, намного реже гуляют с ними на улице, тогда как детям нужен свежий воздух в любом возрасте.

Взрослые должны поощрять участие детей в упражнениях, расспрашивать, какие упражнения нравятся, и какие они хотят выполнять.

Любые упражнения можно комбинировать, выполнять под веселую музыку. Цели таких занятий – не накачать мышцы. Выполнять следует посильно, стремясь получить больше положительных эмоций и энергии. Эти простые комплексы послужат укреплению физического здоровья и умственного развития.

Проведение совместных тренировок родителей и детей

Детей сложно чему-либо научить, не подавая личного примера. Только наблюдая за взрослыми, повторяя за ними, малыши учатся культуре спорта, питания, общения.

Активный отдых – один из наиболее интересных способов проведения семейного досуга. Во время общих для семьи занятий гимнастикой дети получают положительные эмоции, копят приятные воспоминания о времени, проведенном в кругу близких.

Специалисты, которые занимаются с детьми физкультурой, тоже, безусловно, важны. Их участие необходимо, когда уже появились проблемы, требующие лечебной физкультуры или кинезиотерапии. При помощи физических упражнений специалист может устранить нарушения осанки, остеохондроз, плоскостопие, некоторые патологии центральной и периферической нервной системы.

Занятия с детскими тренерами проходят не ежедневно, а со специалистами ЛФК – только по показаниям и курсом. Физическая культура детей и родителей – это ежедневная привычка, которая послужит для профилактики большинства заболеваний.

Кроме того, дети больше доверяют своим близким и в таких занятиях будут более расслаблены, сосредоточены на движениях и положительно настроены.

В возрасте 4-5 лет показано посещение детского садика. Там малыш учится одиночным и групповым играм, получает основы физического и социального развития.



 

Возможно, будет полезно почитать: