Дуэльный кодекс российской империи. Дуэль в России: правила и кодекс

Поединки получили наибольшее распространение во Франции, Англии и Германии. Уже в XVI веке при возникновении конфликтов отмечались случаи вызовов на поединок высокопоставленных и коронованных особ. Так, германский император Карл V послал вызов на поединок французскому королю Франциску I, а шведский король Густав IV - Наполеону Бонапарту. В поединке с графом Монгомери был смертельно ранен французский король Генрих II. Интересно отметить, что позднее российский император Павел I предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами.
Прошедшая во Франции революция уравняла в правах сословия. Право участия в поединках стало всеобщим.

В поединках того периода принимали участие не только мужчины, но и женщины. Так, маркиза де Пель и графиня Полиньяк со шпагами в руках оспаривали свою любовь к герцогу Ришелье.

При Людовике XIV славилась искусством фехтования оперная певица госпожа Мопен. Она успешно завершила несколько дуэлей. Однажды на балу она оскорбила великосветскую даму. Три кавалера из окружения этой дамы предприняли попытку удалить с бала дерзкую актрису. В ответ она вызвала этих мужчин на дуэль и в индивидуальном поединке с каждым заколола их. В Лондоне Роза Кробби заколола свою соперницу, отбившую у неё мужа.

В конце XVIII века при проведении поединков наряду со шпагами и саблями стали использовать и пистолеты. Английская фирма "Ментон" создала целевые дуэльные пистолеты, которые продавались парой. Пистолеты помещались в специальный футляр из орехового, чёрного или палисандрового дерева. Внутренняя поверхность футляра покрывалась бархатом или сукном и имела фигурные гнёзда, где помимо пистолетов помещались пороховница, пулелейка, запас пуль, шомполы, запасные кремни и сосуд с костным маслом для оружейных замков.

Во Франции пользовались большой популярностью дуэльные пистолеты Лепажа, Гастинн-Ренетта и Н. Бутэ; в Германии - Кухенрейтера; в Англии - Д. Ментона, Нока, Паркера, Пёрдея и др.
На начальном этапе дуэли происходили торжественно и публично.

Во Франции для проведения поединков необходимо было испрашивать разрешения у короля. Если король считал, что для защиты оскорблённой чести дуэль действительно необходима, он давал согласие на её проведение. Король присутствовал на поединке и мог его прекратить, для чего ронял на землю свой скипетр. Последняя дуэль в присутствии короля Генриха II и его двора произошла в 1547 году, когда скрестили шпаги кавалеры де Жарнак и де ля Шатеньери. В итоге, лучший боец своего времени де ля Шатеньери был ранен в колено и поединок был прекращён. Полученное ранение привело в бешенство Шатеньери и он сорвал с ноги повязку, а через трое суток скончался. Смерть любимца настолько огорчила Генриха II, что он отменил обязательность присутствия короля на дуэлях.

В 1578 году произошёл случай, когда, помимо непосредственных дуэлянтов, приняли участие в поединке и их четыре секунданта. При этом из всех участников дуэли в живых остался лишь один секундант. Это послужило основанием к принятию карающих мер. Секундантов, принявших участие в поединке с оружием в руках, ждала смертная казнь и конфискация имущества. Во Франции для разбирательства ссор между дворянами был учреждён "суд маршалов".

Обилие поединков и отсутствие единых правил их проведения побудило аристократический "Жокей-клуб" в Париже обратиться в 1836 году к графу Шатовильяру с предложением разработать дуэльный кодекс. Разработанный дуэльный кодекс предусматривал соблюдение дуэлянтами и секундантами следующих правил: - каждый поединок должен содействовать повышению уважения в обществе к чести и достоинству личности; - за нанесённое оскорбление можно требовать удовлетворения лишь единожды; - поединок должен проводиться только между двумя лицами; - в поединке можно использовать лишь сабли, шпаги и пистолеты; - секунданты должны принимать участие в выработке условий поединка и следить за их строгим соблюдением; - поединок должен проходить в соответствии с правилами (запрещалось одевать кольчуги, начинать поединок без сигнала, отступать назад и прочее); - первый стреляющий не имеет права стрелять в воздух; - право сохранившего выстрел -задержать противника у барьера и произвести выстрел; - выстреливший должен стоять у барьера в совершенной неподвижности; - право первого выстрела и выбор оружия принадлежит оскорблённому или определяется жребием.

В Германии поединки получили широкое распространение в период правления Карла Великого. Санкцию на проведение дуэлей давал Совет чести полка. В случае, если Совету не удавалось примирить стороны, его представитель обязан был присутствовать и наблюдать за соблюдением правил и условий его проведения. К концу XIX века Германия была единственным государством Европы, где существовали законы, допускающие дуэли.

Англия первоначально была страной "интенсивных дуэлей" с участием и мужчин, и женщин. В 1840 году по инициативе пэров, адмиралов и генералов было создано общество, члены которого под честное слово джентльмена обязались не принимать более участия в дуэлях и все конфликтные ситуации разрешать через суд. Таким образом, поединки в Англии были отвергнуты высшим светом, а вслед за ним и всем обществом. Дуэли в Англии прекратились.

В России рыцарские турниры не проводились вплоть до конца XVII века. Конфликтные ситуации решались проведением "судебных поединков" (судных боёв) по принципу: "кто победил, тот и прав".

Создавая регулярную армию и флот, Пётр I вынужден был привлекать для службы многих иностранных специалистов. Их быт нередко сопровождался дуэлями. Один из первых поединков в России состоялся между Патриком Ивановичем Гордоном и майором Монгомери. По примеру иностранцев российские офицеры начали принимать участие в поединках. Пётр I не считал возможным допускать гибель офицеров, крайне необходимых государству для претворения в жизнь его стратегических замыслов. Были разработаны и приняты основополагающие документы: "О нечинении иноземцам никаких между собой ссор и поединков, под смертной казнью" (от 12.1.1702 г.), "Патент о поединках и нечинении ссор", "Воинский артикул" - статьи 139-141 и "Корабельный Устав" статья 95. В "Патенте" предписывалось: "Ежели случится, что двое на назначенное место выдут и один против другого шпагу обнажит, то Мы повелеваем таковых, хотя никто из оных уязвлен или умерщвлен не будет, без всякой милости, такожде и секундантов или свидетелей, на которых докажут, смертию казнить и оных пожитки отписать. Ежели же биться начнут и в том бою убиты и ранены будут, то как живые, так и мёртвые повешены да будут".

Одновременно для разбирательства дел, порочащих честь и достоинство офицеров, по указанию Петра I были созданы "Общества офицеров".

Императрица Екатерина II подписала свой "Манифест о поединках" от 21 апреля 1787 года, в котором нашёл отражение петровский взгляд на дуэли как преступление против государственных интересов. В этом манифесте подлежал наказанию тот, кто своими действиями создал конфликт. Повторное участие в дуэлях влекло за собой лишение всех прав, состояния и ссылку на вечное поселение в Сибирь. Позднее ссылка была заменена разжалованием в рядовые и заключением в крепость.

И всё же карающие меры не смогли искоренить поединки. После окончания Отечественной войны 1812 года поединки в России активизировались. В 1863 году на базе "Обществ офицеров", в полках были созданы Суды обществ офицеров и при них - Советы посредников. Советы посредников (3-5 человек) избирались офицерским собранием из числа штаб-офицеров и предназначались для выяснения обстоятельств ссор, попытки примирения сторон и санкционирования проведения поединков.

Спустя два года Суды общества офицеров были созданы и в Морском ведомстве в лице "Общих собраний флагманов и капитанов" (суд флагманов). Император Александр III утвердил "Правила разбирательства ссор, случившихся в офицерской среде" (приказ по Военному ведомству N"18 от 20.5.1894 года). Таким образом, в России впервые были легализованы поединки. В этом же году В. Дурасов приступил к разработке Дуэльного кодекса, первое издание которого вышло в свет в 1908 году. При составлении Дуэльного кодекса был учтён европейский опыт, традиции и особенности российской действительности.

Очень важные вопросы нравственности и морали затрагивает повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание и анализ ее вы найдете в этой статье. Вопросы о правде, смысле жизни, об ответственности перед другими людьми - все это актуально всегда. Свое осмысление этих вечных проблем представил в произведении "Дуэль" Чехов.

В городке, расположенном на берегу Черного моря, два друга беседуют во время купания. Один из них - Лаевский Иван Андреевич, 28-летний молодой человек, а другой - Самойленко, военный доктор. Иван Андреевич делится со своим приятелем подробностями своей личной жизни. Так начинается повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание этого разговора приводим ниже.

История Лаевского

Из беседы приятелей мы узнаем, что 2 года назад Лаевский сошелся с одной замужней женщиной. Они уехали из Петербурга на Кавказ, намереваясь начать новую трудовую жизнь. Однако городок не понравился им. Люди оказались неинтересными, место - скучным, а трудиться в поте лица на земле Лаевский не умел и не хотел. Поэтому он ощутил себя банкротом уже с первого дня. В отношениях с этой женщиной, Надеждой Федоровной, Лаевский видит уже лишь ложь, поэтому не может больше жить с ней. Он хочет уехать обратно, на север. Однако и разойтись нельзя: у женщины нет денег и родных, а работать Надежда Федоровна не умеет. Кроме того, пришла весть о кончине ее супруга, что означает возможность венчаться с ней. Самойленко советует своему приятелю сделать именно это.

Терзания Лаевского

Все, что делает и говорит Надежда Федоровна, кажется Ивану Андреевичу либо ложью, либо чем-то похожим на ложь. Во время завтрака он едва скрывает свое раздражение. Тяжелую ненависть вызывает в нем даже то, как эта женщина глотает молоко. Его не оставляет желание побыстрее выяснить отношения и уехать.

Лаевский обычно находил объяснения и оправдания собственной жизни в каких-нибудь литературных типах и теориях. Он сравнивает себя с Печориным и Онегиным, с Гамлетом, с Анной Карениной. Лаевский то готов признать, что у него нет руководящей идеи, что он лишний человек и неудачник, то оправдывает себя. Подобно тому как раньше этот герой верил, что Кавказ спасет его от пустоты в жизни, теперь он полагает, что следует уехать в Петербург, бросив Надежду Федоровну. Благодаря этому он надеется зажить бодрой, интеллигентной, культурной жизнью.

Мировоззрение фон Корена

У Самойленко столуются Победов, только что завершивший обучение в семинарии, и фон Корен, молодой зоолог. Разговор за обедом заходит о Лаевском. Зоолог говорит, что этот человек опасен для общества, подобно холерному микробу. Лаевский развращает нравы жителей города тем, что пьет сам и спаивает других, открыто проживает с чужой женой, множит долги, играет в карты, не делает ничего. Если люди, подобные ему, размножатся, серьезная опасность будет угрожать человечеству. Поэтому Ивана Андреевича нужно обезвредить ради всеобщей пользы.

Смешливый служитель церкви хохочет, а Самойленко ошеломлен. Он может лишь сказать, что если будут вешать и топить людей, то он против такой цивилизации.

Отношение Надежды Федоровны к Лаевскому

Надежда Федоровна воскресным утром отправляется купаться в отличном настроении. Женщина нравится себе, она убеждена в том, что ею любуются все встречные мужчины. Надежда Федоровна ощущает вину перед Лаевским. Она успела наделать за 2 года много долгов в лавке Ачмианова и все еще не решилась сказать об этом. К тому же женщина уже два раза имела связь с Кирилиным, полицейским приставом. Однако она с радостью думает о том, что ее душа не принимала участие в измене. Надежда Федоровна все еще любит Ивана Андреевича, а с Кирилиным давно уже все кончено.

Пикник

В купальне женщина беседует с Битюговой Марьей Константиновной, пожилой дамой. Это еще одна героиня, которую изобразил в повести "Дуэль" Чехов. Описание разговора, состоявшегося между ними, мы не будем приводить. Скажем лишь, что от этой женщины сожительница Лаевского узнает о том, что местное общество вечером устраивает пикник, который должен пройти у горной речки.

Фон Корен по дороге к реке рассказывает о своих планах дьякону. Он говорит, что намерен отправиться в экспедицию, исследовать побережья Ледовитого и Тихого океанов. Иван Андреевич едет в другой коляске и ругает пейзажи Кавказа. Он все время ощущает неприязнь фон Корена и уже жалеет о том, что решил отправиться на пикник. Компания останавливается у татарина Кербалая.

Надежда Федоровна находится в шаловливом настроении. Женщине хочется кокетничать, дразнить, хохотать. Однако ее радость омрачает преследование Кирилина, а также совет Ачмианова остерегаться полицейского пристава. Иван Андреевич, утомленный нескрываемой ненавистью зоолога и пикником, срывается на Надежде Федоровне, которую называет кокеткой. Фон Корен на обратном пути признается Самойленко, что если общество или государство поручило бы ему уничтожить Лаевского, он охотно сделал бы это.

Разговор Лаевского с Самойленко

После пикника, уже дома, Лаевский говорит Надежде Федоровне, что ее муж умер. Он чувствует себя как в тюрьме, что особо отмечает в произведении "Дуэль" Чехов. Очень краткое содержание, к сожалению, упускает подробности внутренних переживаний героя. Скажем лишь, что Иван Андреевич решает пойти к Самойленко. Лаевский умоляет его дать в долг 300 рублей, обещает помириться со своей матерью, устроить все с Надеждой Федоровной. Самойленко говорит о том, что нужно помириться также с фон Кореном, однако Лаевский отвечает, что это невозможно. Он и готов был бы протянуть зоологу руку, однако тот, конечно, отвернулся бы от него. Ведь это деспотичная, твердая натура, и идеалы у него соответствующие. Для него люди - ничтожества. Он работает не из любви к ближнему, а ради таких абстрактных понятий, как будущие поколения, человечество, идеальная порода людей… Фон Корен убил бы любого, кто выходит за рамки узкой консервативной морали, и это лишь ради "улучшения породы". Деспоты, как отмечает Лаевский, всегда являлись иллюзионистами. Иван Андреевич говорит, что осознает собственные недостатки. Он надеется воскреснуть, измениться. Это особенно подчеркивает Чехов ("Дуэль"). Краткое содержание по главам продолжается рассказом о дальнейших событиях в жизни сожительницы Лаевского.

Лихорадка Надежды Федоровны

Спустя 3 дня после пикника у речки Мария Константиновна приходит к Надежде Федоровне. Мы не будем пересказывать в деталях весь разговор, опишем лишь его краткое содержание. "Дуэль" Чехов написал для того, чтобы мы задумались о важных вопросах. Поэтому мы попытались пересказать текст, сосредоточившись именно на них.

Итак, Мария Константиновна предлагает сожительнице Лаевского стать ее свахой. Однако Надежда Федоровна чувствует, что венчание сейчас невозможно. Женщина не может сказать всего своей приятельнице. Она запуталась в отношениях с молодым Ачмиановым и с Кирилиным. От переживаний у Надежды Федоровны начинается лихорадка.

Иван Андреевич ощущает свою вину перед ней. Однако им уже настолько овладели мысли об отъезде в следующую субботу, что он спрашивает у Самойленко, который пришел навестить больную, удалось ли ему достать денег. Тот отвечает отрицательно. Самойленко хочет попросить у фон Корена 100 рублей в долг. Тот соглашается, но при условии, что Лаевский уедет с Надеждой Федоровной.

Назначение дуэли

На следующий день, в четверг, Самойленко сообщает Лаевскому об этом условии в гостях у Марьи Константиновны. Гости, среди которых и зоолог, играют. Иван Андреевич участвует в игре машинально. Он размышляет о том, как много он вынужден лгать, о том, что это не дает ему измениться, начать новую жизнь. Необходимо решиться на что-то радикальное, однако Лаевский не может этого сделать. Ехидная записка, которую послал, по всей видимости, фон Корен, вызывает у Ивана Андреевича истерический припадок. Однако вечером, как ни в чем не бывало, он отправляется играть в карты.

Кирилин преследует Надежду Федоровну по пути домой. Он угрожает женщине скандалом, если она не назначит ему свидания сегодня же. Этот человек противен Надежде Федоровне, она умоляет оставить ее, но все же уступает. Ачмианов следит за ними.

На другой день Иван Андреевич отправляется к Самойленко. Он хочет взять у него денег, поскольку после той истерики не может больше оставаться в городе. Однако Лаевский застает лишь фон Корена. Между ними происходит короткий разговор. Иван Андреевич понимает, что зоологу известно о его планах. Лаевский ощущает его ненависть и презрение. Когда появляется Самойленко, Иван Андреевич в припадке обвиняет его в разглашении чужих тайн, а также оскорбляет зоолога, который будто того и ждал. Фон Корен вызывает Ивана Андреевича на дуэль.

Накануне поединка

Уже приближается к финалу составленное нами краткое содержание. "Дуэль" (Чехов) завершается довольно интересно. Финал произведения наверняка понравится вам.

Накануне поединка Лаевский сначала ощущает ненависть к зоологу, а затем, за картами и вином, становится беспечен. Некоторое время спустя Иваном Андреевичем начинает владеть беспокойство. Когда Ачмианов ведет Лаевского к домику, где он видит Надежду Федоровну и Кирилина, все чувства будто исчезают из его души.

В этот вечер фон Корен беседует с дьяконом о том, как нужно понимать учение Христа, любовь к ближнему. Он считает, что то, что вредит людям, что грозит им опасностью, должно быть устранено. А опасность грозит человечеству со стороны физически и нравственно ненормальных. Их необходимо уничтожить. Дьякон спрашивает его о том, каковы критерии различения, как не допустить ошибку. Зоолог отвечает, что при угрозе потопа не стоит опасаться промочить ноги. Он считает, что в случае Лаевского поможет лишь дуэль. Чехов (о чем он еще скажет), конечно же, не может с ним согласиться.

В ночь перед поединком Лаевский слушает грозу за окном, вспоминает свою жизнь, в которой видит лишь ложь. Он ощущает вину в падении своей сожительницы и готов умолять Надежду Федоровну простить его. Если бы он мог вернуть прошлое, он непременно нашел бы справедливость и бога. Прежде чем отправиться на дуэль, Лаевский идет в спальню своей сожительницы. Она глядит на него с ужасом, однако Иван Андреевич, обняв ее, понимает, что это единственный родной и близкий ему человек. Он намерен возвратиться домой живым.

Дуэль и заключительные события

Никто точно не знает правил дуэли, вспоминают ее описания у Тургенева, Лермонтова… Иван Андреевич стреляет первым. Он боится того, что убьет зоолога, поэтому стреляет в воздух. Противник его направляет пистолет прямо на Ивана Андреевича. Дьякон отчаянно кричит: "Он убьет его!" Это заставляет фон Корена промахнуться.

Вот мы и подошли к финалу, описывая краткое содержание. Чехова ("Дуэль") интересовала дальнейшая судьба главных героев. Поэтому он придумал следующий финал.

Через 3 месяца после поединка, в день отъезда в экспедицию, зоолог в сопровождении дьякона и Самойленко идет к пристани. Они говорят о перемене, произошедшей с Лаевским. Иван Андреевич теперь женат на Надежде Федоровне. Он работает с утра до вечера, чтобы рассчитаться с долгами. Решив зайти к нему, фон Корен протягивает ему руку. Зоолог остался верен своим убеждениям, однако признает, что относительно Лаевского он ошибся. Он говорит, что никто не знает правды. Лаевский соглашается с ним. Он думает, что в ее поисках люди делают два шага вперед, один шаг назад. Возможно, когда-нибудь они дойдут до настоящей правды…

На этом заканчивается повесть "Дуэль" (Чехов). Краткое содержание ее, конечно, имеет лишь ознакомительный характер. Для того чтобы в полной мере понять это произведение, следует обратиться к оригиналу. Он несравненно лучше, чем краткое содержание.

Чехова ("Дуэль") всегда интересовали непростые вопросы нашего бытия. Каждый из героев его произведения по-своему пытается ответить на них. Каковы же позиции, которые занимают персонажи повести "Дуэль" (Чехов)? Анализ произведения поможет вам разобраться в этом.

Анализ

Главными героями повести, а также основными идейными противниками являются Лаевский и фон Корен. В конце концов их взаимная неприязнь приводит к дуэли. Фон Корен размышляет в начале произведения о причинах этой антипатии. В Лаевском он чувствует необыкновенную распущенность и лживость.

Иван Андреевич, в свою очередь, считает, что фон Корен - сильная, твердая, деспотичная натура. Себя же он характеризует как падшего, ничтожного, пустого человека, который покупал свою жизнь ценой малодушия, праздности и лжи. Фон Корен является дарвинистом и противником всего, что способно навредить людям.

Доктор Самойленко считает, что если уничтожать людей, то к черту такую цивилизацию. Этот герой не принимает в Иване Андреевиче то, что он презирает службу, много пьет, разбрасывается деньгами, играет в карты. Именно Самойленко в произведении является носителем "общей идеи". Этот великодушный и добрый человек достает для Ивана Андреевича деньги, хотя и понимает, что тот бежит от ответственности. Во внутреннем монологе Самойленко он по-своему объясняет, почему, ища правды, люди допускают ошибки ("два шага вперед, шаг назад"). Скука жизни, страдания, отсутствие "общей идеи" тормозят их. Из-за этого человек не просто оказывается в нравственном тупике. В нем умирает живая личность, что изобразил в произведении "Дуэль" Чехов. Анализ повести на этом завершим. Предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять о прочитанном.

В городке на берегу Чёрного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко. Два года назад он сошёлся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, говоря себе, что начнут там новую трудовую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, трудиться на земле в поте лица Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В своих отношениях с Надеждой Федоровной он уже не видит ничего, кроме лжи, жить с нею теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у неё нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть ещё одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Добрый Самойленко именно это и советует сделать приятелю.

Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает своё раздражение, даже то, как она глотает молоко, вызывает в нем тяжёлую ненависть. Желание поскорее выяснить отношения и бежать теперь не отпускает его. Лаевский привык находить объяснения и оправдания своей жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, сравнивает себя с Онегиным и Печориным, с Анной Карениной, с Гамлетом. Он готов то обвинять себя в отсутствии руководящей идеи, признать себя неудачником и лишним человеком, то оправдывается перед собой. Но как раньше он верил в спасение от пустоты жизни на Кавказе, так теперь считает, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он заживёт культурной интеллигентной, бодрой жизнью.

Самойленко держит у себя нечто вроде табльдота, у него столуются молодой зоолог фон Корен и только что окончивший семинарию Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский так же опасен для общества, как холерная микроба. Он развращает жителей городка тем, что открыто живёт с чужой женой, пьёт и спаивает других, играет в карты, множит долги, ничего не делает и притом оправдывает себя модными теориями о наследственности, вырождении и прочем. Если такие, как он, размножатся, человечеству, цивилизации угрожает серьёзная опасность. Поэтому Лаевского для его же пользы следовало бы обезвредить. «Во имя спасения человечества мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных», - холодно говорит зоолог.

Смешливый дьякон хохочет, ошеломлённый же Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество! К черту!»

В воскресенье утром Надежда Федоровна идёт купаться в самом праздничном настроении. Она нравится себе, уверена, что все встречные мужчины любуются ею. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она наделала долгов в лавке Ачмианова рублей на триста и все не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки. По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов; Лаевский, едущий в другой коляске, бранит кавказские пейзажи. Он постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.

Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать, дразнить, кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают ее радость. Лаевский, утомлённый пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает своё раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой. На обратном пути фон Корен признается Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.

Дома, после пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти ее мужа и, чувствуя себя дома как в тюрьме, уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает все устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно. Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. Ведь это натура твёрдая, деспотичная. И идеалы у него деспотические. Люди для него - щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни. Он работает, поедет в экспедицию, свернёт себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей... Он велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой консервативной морали, и все это во имя улучшения человеческой породы... Деспоты всегда были иллюзионистами. С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознаёт их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждёт.

Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским, чувствует Надежда Федоровна, сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у неё начинается сильная лихорадка.

Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной. Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет. Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.

На другой день, в четверг, в гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. Гости, в их числе фон Корен, играют в почту. Лаевский, машинально участвуя в игре, думает о том, как много ему приходится и ещё придётся лгать, какая гора лжи мешает ему начать новую жизнь. Чтобы перескочить ее в один раз, а не лгать по частям, нужно решиться на какую-то крутую меру, но он чувствует, что для него это невозможно. Ехидная записка, посланная, очевидно, фон Кореном, вызывает у него истерический припадок. Придя в себя, вечером, как обычно, он уходит играть в карты.

По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.

На следующий день Лаевский идёт к Самойленко, чтобы взять у него денег, так как оставаться в городе после истерики стыдно и невозможно. Застаёт он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах. Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена. Фон Корен как будто ждал этого выпада, он вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.

В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведёт его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души.

Фон Корен в этот вечер на набережной беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа. В чем должна заключаться любовь к ближнему? В устранении всего, что так или иначе вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем или будущем, считает зоолог. Опасность человечеству грозит со стороны нравственно и физически ненормальных, и их следует обезвредить, то есть уничтожить. Но где критерии для различения, ведь возможны ошибки? - спрашивает дьякон. Нечего бояться промочить ноги, когда угрожает потоп, отвечает зоолог.

Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти своё прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении. Если бы можно было вернуть прошлое, он нашёл бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. Прежде чем ехать на дуэль, он идёт в спальню к Надежде Федоровне. Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.

Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности, попрёков, нечистоты... Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты. Из-за гор вытягиваются два зелёных луча, восходит солнце. Правил дуэли никто не знает точно, вспоминают описания поединков у Лермонтова, у Тургенева... Лаевский стреляет первым; боясь, как бы пуля не попала в фон Корена, делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского. «Он убьёт его!» - отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.

Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идёт к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене. Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги... Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника. Никто не знает настоящей правды, говорит он. Да, никто не знает правды, соглашается Лаевский.

Он смотрит, как лодка с фон Кореном преодолевает волны, и думает: так и в жизни... В поисках правды люди делают два шага вперёд, шаг назад... И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...

«Много ли мы видели поединков за правое дело? А то всё за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого», - писал Александр Бестужев-Марлинский в повести «Испытание». «Культура.РФ» вспоминает, как появилась традиция дуэли в России и каким русским литераторам приходилось защищать свою честь в поединке.

ИСТОРИЯ ДУЭЛИ

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент - с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Впервые у барьера в России оказались иностранцы, офицеры русской службы из «иноземного» полка в 1666 году. Спустя полвека поединки оказались под запретом. Одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь.

Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. Но тогда мода на дуэли лишь разгоралась, а в ХIХ веке, когда европейские страсти пошли на убыль, в России не было, казалось, и дня без смертельного поединка.

На Западе русскую дуэль называли «варварством». В России предпочтение отдавали не холодному оружию, а пистолетам и стреляли не как в Европе, с тридцати шагов, а едва ли не в упор - с десяти. В 1894 году Александр III поставил поединки под контроль офицерских судов, а в начале ХХ века появились в России и дуэльные кодексы.

ДУЭЛЬНЫЙ КОДЕКС

В России было несколько дуэльных кодексов, и одним из самых известных был Кодекс графа Василия Дурасова. Своды всех правил были схожи: дуэлянт не мог страдать психическими заболеваниями, должен был твердо держать оружие и сражаться. В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники, а причиной его была поруганная честь - самого оппонента или дамы. Женских дуэлей в России не было, хотя в Европе были известны несколько случаев.

Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов. Они ограждали дуэлянтов от прямого общения, готовили сам поединок и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.

Изначально дуэлянты использовали холодное оружие: шпагу, саблю или рапиру. В ХVIII веке в ход стали чаще пускать дуэльные пистолеты, которые, будучи абсолютно одинаковыми, уравнивали шансы обоих противников на победу. Стрелялись разными способами, например через плечо, стоя спиной друг к другу («неподвижная дуэль вслепую»); с одной пулей на двоих; приставив пистолет ко лбу; «дуло в дуло».

Стреляли по очереди или одновременно, на месте или приближаясь друг к другу, почти в упор, с трех шагов и через платок, держа его вместе левыми руками. В таком отчаянном поединке, защищая честь сестры, участвовал поэт и декабрист Кондратий Рылеев. Он стрелялся с князем Константином Шаховским и был ранен, но не смертельно.

ДУЭЛИ ЛИТЕРАТОРОВ

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого: «За ужином объелся я, / А Яков запер дверь оплошно - / Так было мне, мои друзья, / И кюхельбекерно, и тошно». Закончилась дуэль промахом обоих поэтов.

В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный - кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль - оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика - Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Александр Грибоедов был участником «четверной» дуэли, во время которой секундантам также полагалось стреляться после самих дуэлянтов.

Причиной поединка стала ссора балерины Авдотьи Истоминой с ее поклонником кавалергардом Василием Шереметевым. Грибоедов пригласил балерину на чай, и та оказалась в гостях у графа Александра Завадского, у которого тогда жил Грибоедов. Сам Завадский не прочь был приударить за «блистательной и воздушной» Истоминой, так что ее визит к графу крайне оскорбил Шереметева. В итоге у барьера оскорбленный кавалергард был убит.

Тогда секунданты Грибоедов и корнет Александр Якубович так и не стрелялись, но через несколько лет Якубович со словами: «Не будешь ты играть на пианино, Саша!» - возобновил дуэль и прострелил руку драматургу.

«В 14-м поехал на Кавказ. Дрался в Кисловодске на дуэли с правоведом К. После чего почувствовал немедленно, что я человек необыкновенный, герой и авантюрист, - поехал добровольцем на войну. Офицером был», - писал в своей автобиографии Михаил Зощенко.



 

Возможно, будет полезно почитать: