Почему у коко шанель не было детей. Последние годы и смерть. Путь в высший свет

Сколько на протяжении человеческой истории повидал мир легендарных и выдающихся женщин! И хотя все они были по-своему красивыми и величественными, ни одна из них не может сравниться с великолепной Коко Шанель.

Эта женщина покорила мир моды и стала настоящей иконой стиля, предложив миру легендарное маленькое черное платье. До сих пор её уникальный стиль остается классикой, которой отдает предпочтение большинство женщин, а фирменный парфюм из года в год остается популярным и востребованным.

Как же обычная французская девчонка по имени Габриэль, появившаяся на свет в одном из детских домов провинциального городка Сомюр, превратилась в ту, чье имя стало брендом Coco Chanel? Предлагаем вам узнать из нашей статьи, какой была биография и личная жизнь Коко Шанель.

Тернистый путь девочки из приюта

Знаменитая женщина, которую во всем мире знают как Коко Шанель, на самом деле получила при рождении другое имя. Мало кто знает, но в далеком 1883 году в приюте для бедняков родилась девочка, мать которой умерла в результате тяжелых родов. Новорожденная получила имя Габриэль, точно такое, как у медсестры, помогавшей ей увидеть мир. Полное же настоящее имя Коко Шанель, появившейся на свет августовским днем, — Габриэль Бонёр Шанель.

Официальная дата рождения Коко (Габриэль) Шанель – 19 августа 1883 года. Хотя сама она, когда выросла, настойчиво утверждала, что родилась на десять лет позже, то есть в 1893 году. И не в Сомюле, прославившемся своими виноградниками городке, а в Оверни, в самом центре Франции.

Родители маленькой девочки Габриэль официально женаты не были. Папа малютки, Альбер Шанель, был на тот момент торговцем, скитавшимся по ярмаркам. Мать, Евгения Жанна Шанель (Деволь), страдала от астмы и умерла в 1894 году.

До момента своей гибели женщина родила Альберу Шанелю всего шестерых детей: трех мальчиков и трех девочек, среди которых была и Габриэль. Прокормить шестерых детей скитавшемуся торговцу было очень сложно. Содержание многодетной семьи стало для него непосильной ношей, которую он скинул с плеч, отдав детвору в приют. При этом он клятвенно обещал им вернуться, но так и не сдержал своего обещания.

Габриэль (Коко) Шанель, биография и личная жизнь которой представляют собой наглядный пример тернистого пути к славе, не любила вспоминать годы своей жизни в приюте для сирот при Мулинском монастыре (примерно с 1894 по 1900 год).

Впрочем, когда речь заходила о том периоде, ставшая мировой знаменитостью Коко говорила, что именно безликие приютские костюмы породили в ее сознании идею о том, что женская одежда обязательно должна быть красивой и элегантной. Остальные сведения, которые известны о жизни будущей «иконы моды» тех лет, изложены весьма скудно, и потому биографический очерк этого периода такой краткий.

Позже, когда девушка отметила свое совершеннолетие, монастырь дал ей хорошие рекомендации, позволившие Габриэль Бонёр Шанель устроиться в магазин белья. Работая там днем помощницей продавца, по вечерам она уходила петь в кабаре, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Именно тогда биография девушки продолжилась под другим именем — Коко Шанель. В ее репертуаре была часто исполняемая и всеми любимая песня «Ко Ко Ри Ко», название которой стало ассоциацией для красивой певицы, а позже – ее новым именем. Так началась история французской знаменитости Коко Шанель.

Певица, танцовщица или все же – дизайнер

Несмотря на то что девушка стала более-менее известной в узких кругах, история успеха Коко Шанель пока была не столь красочной, как она того хотела. Пытаясь стать знаменитой и влиятельной, девушка обивала пороги разнообразных кастингов, пытаясь пробовать себя в роли не только певицы, но и танцовщицы, балерины, актрисы. Однако таланта девушки казалось недостаточно для того, чтобы эстрада приняла ее с распростертыми объятиями.

Юная Коко всегда знала, чего хочет. И потому овладевшая азами шитья еще во времена своего пребывания в монастыре Габриэль Бонёр Шанель стала шить шляпки для богатых парижанок. Да, кстати, в те годы Коко Шанель уже жила в Париже вместе со своим гражданским супругом – Этьеном Бальсаном, наследником огромного состояния.

Хотя Габриэль жила в роскоши и могла ни в чем себе не отказывать, такая жизнь была не для нее. Собственно, поэтому девушка в свои 22 года увлеклась шитьем дамских головных уборов.

В 1909 году Коко Шанель, история жизни которой полна падений и взлетов, наконец открывает собственную шляпочную мастерскую – прямо в квартире, где она жила с Этьеном. Ставшие известными интересные факты о таком рода творчестве милой Коко уже тогда запечатлели многочисленную очередь из богатеньких дамочек, желавших приобрести авторский головной убор.

Но свою маленькую мастерскую Коко Шанель рассматривала лишь в качестве промежуточного пункта на пути к большой славе, для которой ей требовались большие деньги.

Коко Шанель о мужчинах отзывалась как о «модных аксессуарах для красивых женщин». И так как сама она была одной из красивейших француженок, ее постоянно окружали богатые и влиятельные мужчины. Среди всех своих поклонников она выбрала Артура Кепела. Он помог ей с решением денежного вопроса и стал для Коко Шанель не просто спонсором.

Влиятельный и щедрый английский промышленник Артур изрядно поспособствовал тому, чтобы о модельере дамских шляпок узнал весь Париж. Так, в 1910 году Коко Шанель открыла собственный магазинчик на одной из улиц Парижа. Если верить Википедии, то он находится там до сих пор, через дорогу от Hotel Ritz, на улице Камбон, 31.

Взлеты и победы дизайнера-модельера

Первый магазин с весьма громогласным названием «Мода Коко Шанель» стал буквально ее «первенцем». Спустя три года успешных и плодотворных трудов, роковая женщина Коко (Габриэль) Шанель становится владелицей другого магазина, в городке Довиль (1913 год).

Мечтающая с детства о том, чтобы женская одежда была ослепительной и элегантной, Коко Шанель принимается за создание собственной линии платьев. Но свое знаменитое маленькое черное платье Коко предложит миру несколько позже, лишь в 1926 году.

Интересные факты витают вокруг этого «изобретения» французского модельера и дизайнера Коко. Так, знаменитое американское издание «Vogue» одну из своих публикаций посвятило популярному уже на тот момент изделию, приравнивая милое черное платье от Коко к автомобилю «Ford T» по комфортности, практичности и популярности.

Пошив таких предметов женского гардероба, как платья, Коко Шанель сделала основным, но не единственным своим занятием. На протяжении 5-6 лет своей жизни она также шила:

  • Брюки для женщин, которые по фасону напоминали мужские.
  • Женские деловые костюмы из грубой материи.
  • Приталенные жилеты, заменившие корсеты.
  • Модные пляжные вещи.

К тому времени Габриэль Шанель была уже весьма знаменитой персоной, которая вращалась в высоких кругах аристократического парижского общества. Скорее всего, именно общение с высокопоставленными лицами навеяло ей идею о том, что любая одежда может быть простой, но при этом должна быть элегантной. Таким образом, на сегодняшний день мы можем наблюдать фирменный стиль Коко Шанель в одежде, головных уборах, духах и аксессуарах, созданных ее собственной рукой.

Несколько лет спустя, когда число клиенток сети магазинов Шанель было уже куда более 1000, Коко представила модницам свое новое украшение – легендарную жемчужную нить. Стоит заметить, что по сей день мода на этот элегантный аксессуар не умирает и вряд ли когда-нибудь умрет.

Еще через несколько лет Габриэль, приняв во внимание советы знаменитого парфюмера Эрнеста Бо, выпускает авторские духи «Chanel № 5», которые стали легендой. На тот момент уникальный аромат удовлетворил не только саму Шанель с ее завышенными требованиями, но и большинство женщин во всем мире. С тех пор пятый номер Chanel остается лидером продаж среди прочих женских парфюмов.

Очередной победой стала презентация миру удивительных небольших сумочек, которые пришли на смену громоздким ридикюлям. Заявив, что ручные сумки непрактичны и неженственны, она представила свою линию крошечных клатчей, у которых вместо ручки была элегантная цепочка. Данный аксессуар завоевал огромную популярность среди француженок и жительниц других стран.

К другим «изобретениям» француженки Коко Шанель можно отнести прическу «а-ля гарсон». Она стала первой женщиной, которая позволила себе сделать короткую стрижку. С тех пор такая прическа стала считаться не только мужской…

Как сложилась жизнь Коко в дальнейшем

Не имеющая диплома портнихи и не умеющая толком рисовать, она удивляла мир снова и снова. Ни личные проблемы, ни даже начало Второй мировой войны не остановили уверенную в себе и решительную женщину.

Однако случилось событие, которое изменило ход ее жизни. Оставшаяся без поддержки любимого (Артур Кепел погиб в 1919 году), но пребывающая на пике своей славы, она встречает Хью Ричарда Артура, герцога из Вестминстерского аббатства. Ослепленный красотой дизайнера, он задаривал Коко Шанель цветами, драгоценностями, дорогими роскошными подарками (например, подарил дом в Лондоне).

Этот роман француженки Коко и англичанина Хью длился почти 15 лет. Но Шанель не смогла подарить детей своему партнеру. Влюбленным пришлось разойтись. Впоследствии герцог встретит другую, которую сделает своей законной женой.

После разрыва с Хью Габриэль найдет утешение в объятиях Поля Ирибарнегаре. Французскому художнику, решившемуся на развод ради Коко, не суждено было сыграть с ней свадьбу, так как в один трагический день у него остановилось сердце. Воплощение своих чувств она нашла в чёрном цвете, продолжив работать в усиленном ритме.

Ее всемирно известным творением стало милое маленькое черное платье. Создав целую линию таких предметов гардероба, она предоставила возможность женщинам ежедневно выглядеть элегантно, имея в гардеробе одно лишь черное платье и аксессуары, позволяющие создавать самые разные образы.

Умерла она, не дожив до своего 88-летия, в воскресный день 10 января 1971 года, оставив огромное наследие человечеству. И это не только фирменный стиль одежды от Сосо Chanel, соединивший простоту и роскошь, элегантные аксессуары и удивительные «Chanel № 5», но и популярные высказывания Коко Шанель о женщинах и мужчинах, которые ежедневно цитируют многие люди по всему миру.

На страницах истории она осталась женщиной, которую по праву зовут легендой, иконой стиля и выдающейся личностью, которая показала «Art de Vivre!!!» («искусство жить»). Сам Сальвадор Дали, который был близким другом Коко, после ее смерти восхищался тем, насколько удивительной и решительной была женщина, сама выдумавшая себе дату рождения, имя и даже целую жизнь. Автор: Елена Суворова

Коко Шанель (1883-1971) – французский модельер, основательница знаменитого дома моды Chanel. Эта женщина во многом повлияла на моду ХХ века в Европе; она упростила женские костюмы, позаимствовав элементы из мужских гардеробов; ввела моду на маленькое чёрное платье, приталенные жакеты, сумочки на цепочке, крупную бижутерию из искусственного жемчуга и броши-камелии. Её парфюм «Шанель № 5» является бестселлером ХХ века в мире парфюмерии.

Детские годы

Настоящее имя, которое было дано девочке при рождении, ─ Габриэль Бонёр Шанель. Она родилась 19 августа 1883 года в маленьком французском городе Сомюре в приюте для бедных. Её родители Евгения Жанна Деволь и Альберт Шанель не были официально женаты. Альберт торговал в обычной рыночной палатке, Евгения Жанна была из рода небогатого, отец её трудился сельским плотником. Габриэль была у Деволь и Шанель второй дочерью, её регистрировали приютские работники в местном муниципалитете. Это имя ей дали в честь медсестры, которая принимала девочку во время родов.

Позже в семье родилось ещё трое детей, последние роды были тяжёлыми, и во время них мама Коко умерла. Девочке на тот момент исполнилось одиннадцать лет. Вскоре и отец оставил детей, сначала они были на попечении родственников, потом попали в приют.

Там всё было одинаково серо, безлико и уныло. Но скорее всего именно это и послужило тем значимым толчком, что подрастающая девушка Габриэль хотела стать совсем другой – яркой, свободной и индивидуальной.

Сирота из приюта прекрасно отдавала себе отчёт, какое у неё может быть будущее, но тем не менее всегда мечтала о блестящей жизни. Когда Коко станет взрослой и знаменитой, она никогда не будет вспоминать о своих детских годах, проведённых в сиротском приюте. Более того, она приложит все усилия, чтобы навсегда вычеркнуть эти жуткие воспоминания о бедном детстве из своей памяти.

Молодость и Этьен Бальзан

Когда Габриэль Шанель исполнилось 18 лет, по приютской рекомендации она начала работать помощником продавца в небольшом магазинчике одежды. В свободное от магазина время, чтобы накопить хоть немного денег, девушка подрабатывала в кабаре. Она танцевала и пела свои любимые песни «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco». За эти песенки исполнительницу прозвали Коко.

Однажды в кабаре на молодую особу обратил внимание кавалерийский офицер в отставке Этьен Бальзан. Это был довольно богатый мужчина, наследник огромного состояния, он увлекался разведением породистых скакунов и красивыми женщинами, сам занимался верховой ездой. Ему очень понравилась девушка, Этьен предложил ей переехать к нему в поместье Руалье, Коко согласилась.

Она стала жить в замке, поначалу ей это нравилось, только не очень радовала роль любовницы. Особенно обижало её то, что когда Этьен принимал высокопоставленных гостей, она ела не с ними за столом, а с прислугой.

Как-то раз она сказала ему, что хотела бы стать модисткой. Этьен посчитал идею бредовой, в Париже полным-полно было модисток, а Коко ко всему прочему совершенно не имела опыта в подобном деле. Он просто пожалел денег, ведь немалые суммы были нужны ему на собственный бизнес по разведению лошадей.

Артур Кейпел и начало бизнеса

Тогда Коко завела себе нового любовника, им стал промышленник из Англии Артур Кэйпел, среди близких друзей он имел кличку «Бой». Молодой человек был ближайшим другом Этьена Бальзана, но, несмотря на это, Шанель переехала жить к Кейпелу в 1909 году.

Они были очень близки по своим интересам: и Артур, и Коко обладали спортивным характером и предпринимательскими способностями. У него уже был свой небольшой бизнес и к идее Шанель он отнёсся с пониманием. В 1910 году Артур помог ей открыть шляпный магазин в Париже на бульваре Малерб и тем самым круто изменил жизнь Коко Шанель. Не прошло и года, как этот магазинчик переехал на улицу Камбон, 31, напротив отеля «Риц», где располагается в настоящее время Дом моды Шанель. Спустя три года ещё один её бутик появился в городе Довиль.

Артур стал для Коко самой большой и романтической любовью в жизни. Он был для неё одновременно и отцом, и братом, наставлял и в тоже время баловал. Многочисленные любовницы много раз говорили ему, чтобы он бросил Шанель. А Кейпел отвечал, что это так же невозможно, как если бы он отрезал себе ногу.

Артур был вынужден жениться на другой женщине из знатного и богатого семейства. Но их отношения с Коко сохранялись до самой смерти Кейпела.

Его не стало в декабре 1919 года. Артур ехал из Парижа в Канн, на автомобиле лопнула шина, он погиб в автокатастрофе. Коко увидела кучу искорёженного металла, совсем недавно это была машина её любимого человека. Она легонько провела рукою по стеклу, которое осталось не разбитым. Всюду была его кровь, она горько расплакалась, сев на обочине.

Коко приехала в их дом и покрасила чёрным все стены. Отныне чёрный цвет присутствовал во всей её одежде, она надолго облачилась в траур. К тому времени Шанель уже стала популярной личностью, и тысячи её поклонниц мгновенно сделали то же самое. Так Коко стала законодательницей в моде чёрного цвета и маленького чёрного платья.

В обществе того времени не принимали ношения траура по мужчине, с которым не состоял в официальном браке. Но ей было на всех плевать – на окружающих, на общество, на их моральные устои. А объявленная ею мода на чёрный цвет уже полетела по всему миру. И в 1926 году один американский журнал поставил маленькое чёрное платье от Шанель на одну позицию по популярности и уникальности с автомобилем Ford.

Переворот в мире моды

Её первая шляпная мастерская в Париже быстро превратилась в модный салон. Модистка была необычная, в столице Франции она произвела фурор, самые первые модницы выстраивались в очередь за новыми шляпками.

Коко открыла в себе уникальную способность – придумывать модели. В ней проснулся настоящий художник, Шанель создавала свой, ни на кого не похожий стиль. Она имела невероятную трудоспособность. Иногда новые идеи приходили к ней во сне, и тогда она вставала и начинала работать.

Шляпки были только началом, впоследствии Коко полностью перевернула мир моды:

  • первая сказала «нет» удушающим женским корсетам;
  • ввела общепризнанный символ статуса нового поколения – твидовый костюм «от Шанель»;
  • освободила женские руки от ношения сумок, теперь сумочки на длинных цепочках можно было носить на плече;
  • длинные пышные юбки, оборки и рюши заменила строгими, чёткими, простыми линиями в одежде;
  • ввела моду на женские короткие стрижки;
  • дала возможность женщинам носить блейзеры, тельняшки, блузки с короткими рукавами, брюки и обувь на низком каблуке.

Она сделала маленькое чёрное платье самым удобным и универсальным, сексуальным и в тоже время элегантным женским нарядом; его можно было носить и в обеденное время, и вечером, в зависимости от сочетания с различными аксессуарами.

Коко Шанель – феномен, которого до этого история моды не знала. У неё получилось сделать головокружительный прыжок наверх и утвердить в мире моды свои понятия о красоте. Всё, чтобы она ни делала, становилось модным. Однажды во время морского круиза Коко загорела и в таком виде появилась в Каннах. Общество сразу же восприняло это как новую моду на загар.

Князь Дмитрий Романов и «Шанель № 5»

В небольшом городке Биаррице на юге Франции, где у Коко был модный салон, в 1920 году, она познакомилась с русским эмигрантом Дмитрием Романовым, двоюродным братом царя Николая II. Между ними завязался роман, Коко, будучи к тому времени довольно известной и богатой, сняла для их встреч виллу на берегу Атлантического океана. Дмитрий примерял на неё сапфировые и рубиновые украшения московских царей, которые ему удалось вывезти из России при эмиграции, а она купалась в его внимании.

Их роман был недолгим, в 1921 году Дмитрий женился на дочери американского миллиардера. Но благодаря этому увлечению в коллекциях Коко Шанель начали появляться русские мотивы – например, пальто на соболиной подкладке или рубашки с ручной вышивкой.

Но самое главное, что принесло это знакомство, – знаменитый парфюм «Шанель № 5». Дмитрий познакомил Шанель с Эрнестом Бо. Это был второй сын французского парфюмера, некогда работавшего в крупной российской косметической компании, которая поставляла парфюмы Императорскому двору. Молодой Бо также продолжил дело отца в мире запахов и ароматов.

После знакомства с парфюмером Коко пришла в голову идея, создать духи под своим именем. Эрнест работал несколько месяцев и создал много образцов. При выборе Коко наугад взяла флакончик под номером 5 и аромат ей очень понравился. Так появился парфюм «Шанель № 5».

Вторая Мировая война

Успех у одежды от Шанель был колоссальный. Но началась война, и Коко закрыла все свои магазины и Дом моды. Многие знаменитые дизайнеры покинули Францию, но Шанель осталась в Париже.

На этот период приходится самый скандальный любовный роман в её жизни с немецким агентом Шпатцем (Ганс Гюнтер фон Динклаге). Он был правой рукою Гитлера, а Коко агентом с прозвищем «Модная шляпка». Она активно участвовала в переговорах немцев с союзниками.

Узнав об этом, но учитывая заслуги Шанель перед Францией в области моды, правительство поступило с ней мягко. Ей предложили добровольно сесть в тюрьму либо покинуть страну. Она уехала в Швейцарию, и до 1954 года о ней ничего не было слышно.

Непревзойдённая Коко

Она вернулась в модный мир с новой коллекцией в 1954 году, ей был 71 год. Через три сезона к ней снова пришла былая слава.

Она одевала Элизабет Тейлор, Джеки Кеннеди, Одри Хепберн.

Для работы и создания новых моделей ей не нужны были бумага и карандаш, только лишь булавки, манекен и её бурная фантазия.

Коко Шанель можно отнести к долгожителям. Ей была чужда ночная богемная жизнь. Ночью она предпочитала спать, причём не менее 7-8 часов. Коко утверждала, что после бессонных ночей, ничего путного днём создать не получится. Спала всегда с открытыми окнами, вставала не позднее 7 часов утра и почти сразу же начинала работать. Коко говорила, что в жизни должно быть время только на работу и любовь, больше ни на что его не стоит тратить.

Она не позволяла себе обжорство и алкоголь, чтобы не разрушать своё тело. Её рацион всегда был простой – овощи, рыба, фрукты.

И при всём этом Коко Шанель выкуривала около 50 сигарет за день.

Смерть

Коко Шанель ушла в иной мир тихо и спокойно 10 января 1971 года. Это произошло в номере «люкс» парижского отеля «Риц», где она проживала последние годы. Великая женщина была абсолютно одинока – ни мужа, ни друзей, ни детей. Последние дни Коко провела в обществе своей домработницы. А напротив блистал известный на весь мир, роскошно отделанный Дом моды Шанель.

Девочка из сиротского приюта Габриэль и великая королева моды Коко Шанель закончила свой путь на этой земле, умерла от сердечного приступа. Её похоронили в Швейцарии на Лозаннском кладбище Буа-де-Во, в верхней части надгробья сделан барельеф, на котором изображены пять львиных голов.

И всё-таки она создала образ женщины, который до неё никто не знал.
После смерти Коко её Дому моды пришлось пережить тяжёлые времена. Возрождение его началось в 1983 с приходом нового модельера Карла Лагерфельда.

Непримиримая, храбрая, упорная – такой была Коко Шанель, женщина, создавшая маленькое черное платье и покорившая в нем весь мир. Предлагаем Вам погрузиться в историю жизни великого дизайнера.

Коко Шанель была инноватором по призванию – она первая обстригла волосы в мальчишеское каре, надела брюки и твидовый пиджак, дополнив его ниткой жемчуга. С нее началась новая эпоха в мире моды, ознаменовавшая концепцией «простой роскоши».

Именно Коко Шанель, всю свою жизнь оставаясь мадмуазель, доказала, что женщина многого стоит сама по себе, без влиятельного мужчины за спиной. Она всегда мечтала вырваться на свободу – а вырвавшись, уже не могла позволить себе ее потерять.

Детство

Габриель Шанель родилась в бедной семье торговца и дочери плотника в 1883 году, в городе Сомюре. Денег в семье не хватало, и вскоре после смерти матери отец отдал 12-летнюю Габриэль вместе с сестрами в приют при монастыре.

В будущем Шанель будет изо всех сил стараться забыть о своем бедном детстве и даже придумает себе новую историю: долгие годы она будет говорить всем, что родилась в 1893 году в Оверни, чем окончательно запутает биографов.

И все же детство серьезно повлияло на ее творчество: простые, удобные наряды в темных тонах напоминают сиротские платья, которые она носила на протяжении долгого периода своей жизни.

Шесть лет жизни в монастыре и отсутствие минимального набора необходимой одежды привели к тому, что единственной мечтой Шанель стало желание любым способом вырваться из нищеты, добиться успеха и получить возможность жить в роскоши.

Начало карьеры

Покинув монастырь, 18-летняя Габриель Шанель устраивается продавцом в магазин одежды. В стремлении к лучшей жизни она подрабатывает в кабаре, чаще других исполняя две песенки из своего репертуара — «Ko Ko Ri Ko» и «Вы не видели Коко», за которые и получает свое прозвище.

Горделивая Коко, надеясь добиться большего, соглашается стать любовницей Бальзана и переезжает в его особняк. Позже она будет пытаться вычеркнуть из памяти, что когда-то за нее платили – и станет оплачивать чужие счета сама.

Сначала Бальзан воспринимает Шанель как очередную свою утеху, однако вскоре влюбляется в непокорную девушку и даже предлагает ей замужество. Габриель отказывает ему: в тот момент она уже познакомилась с другом Бальзана, англичанином Артуром Кейпелом, носившим прозвище Бой.

Через несколько лет Шанель уходит от Бальзана и заводит роман с Боем, однако предпочитает жить одна в маленькой парижской квартирке и старается вести самостоятельную жизнь. Так или иначе, тогда она еще не могла обходиться без посторонней помощи, и Бой оплачивал ее счета.

Новые отношения поглощают ее: Шанель без памяти влюбляется в Кейпела, и их отношения приводят к прорыву в творчестве модельера. Из очередной поездки на побережье она привозит рыбацкую тельняшку, а также примеряет на себя свитера, рубашки и брюки возлюбленного.

В новом образе Шанель отправлялась гулять по городу: на чудаковатую девушку в мужских брюках все посматривали с нескрываемым удивлением. Но вскоре ее имя стало приобретать популярность в мире моды: в 1910 году Коко открывает свой первый магазин в Париже, а спустя три года – во французском городке Довиле.

Женщина-предприниматель

Расцвет ее карьеры пришелся на период первой мировой войны. Магазин в Довиле пустовал, а Коко Шанель работала санитаркой в госпитале для раненых.

В трудные военные годы Шанель настигает вдохновение: она понимает, что сейчас женщинам нужна практичная одежда из недорогих немнущихся тканей. И начинает творить.

Обратив внимание на рабочую одежду продавщиц, она создает удобное платье с карманами. Черные носки на светлой обуви, так популярные до сих пор, также были придуманы из соображений целесообразности, ведь черный цвет меньше марается.

Война закончилась, и, казалось бы, все пошло на лад: новые модели начали продаваться с удвоенной силой, возлюбленный Бой вернулся с фронта живым и невредимым. Однако счастье продлилось недолго: уже в 1918 году Бой Кейпел погибает, врезавшись в дерево на своем автомобиле Форд.

Для Шанель наступил период черного. Это был ее способ выразить скорбь по погибшему возлюбленному: носить траур ей было не положено, ведь они не были женаты, поэтому она просто перекрасила всю повседневную одежду в черный. А затем, сама того не желая, переодела в черный весь мир.

Несколько лет подряд все ее коллекции состояли сплошь из черного цвета. Оттенок, раньше считавшийся пригодным лишь для траура, стал самым модным цветом десятилетия. Так начался, пожалуй, самый успешный период в жизни Коко Шанель.

Любовница, но не жена

Как признавалась потом сама Шанель, Бой Кейпел был единственной настоящей любовью в ее жизни. После смерти Боя Шанель погружается в череду как коротких, так и длинных любовных романов, ни один из которых не привел ни к чему большему.

В 1918 году она знакомится с российским князем Дмитрием Романовым, с которым у нее случается непродолжительная интрижка. Этот период в творчестве Шанель тесно связан с русскими мотивами в одежде.

После Романова Шанель близко общается с композитором Игорем Стравинским, а затем с поэтом Пьером Реверди. Но никто не пробуждает в ней давно угасшего чувства

Почти до замужества дошли ее отношения с герцогом Вестминстерским. Она поставила ему твердое условие, что не намерена больше оставаться любовницей – только женой. Великий герцог поставил обратный ультиматум: если 46-летняя Шанель сможет подарить ему наследника, он женится на ней.

Долгие попытки лечения не дали никаких результатов, и спустя 8 лет взаимных упреков пара рассталась. Все дальнейшие романы Коко Шанель никогда больше не заводила так глубоко. На первом месте раз и навсегда оказалась работа, задвинув личную жизнь на второй план.

Годы без работы

С началом второй мировой войны Шанель закрывает все свои магазины, посчитав, что в эти тяжелые времена нет места моде. В ее жизни случается еще одно испытание: единственный племянник модельера, Андре Паласе, оказывается в плену у немцев.

В бесплотных попытках освободить его Шанель пробует все методы и, наконец, находит решение: обратившись к своему знакомому, барону фон Динклаге, служащему немецкого консульства, она возвращает племянника, а сама на время войны вступает в любовную связь с немецким бароном.

Эта связь дорого ей обойдется: после окончания войны ее обвинят в пособничестве фашизму. Согласно документам заведенных на нее дел, она состояла на службе у германской разведки и регулярно передавала противникам информацию о французском правительстве.

В 1944 году ее арестовывают по подозрению в шпионаже, однако почти сразу же освобождают – с условием, что она покинет страну. Так 61-летняя Шанель уезжает за пределы своей любимой Франции и переезжает в Швейцарию.

Новое начало. Возвращение в мир моды

Спустя десятилетие, когда шумиха вокруг произошедшего скандала была забыта, Коко Шанель возвращается в Париж и находит столицу мировой моды полностью изменившейся. На подиумах правит утрированная женственность от Dior: те самые пышные юбки, кринолины и подчеркнутая талия, которые Коко так ненавидела.

С презрением к новой моде она подготавливает свою первую послевоенную коллекцию в старых традициях. И терпит полнейший крах: женщины, за годы войны изголодавшиеся по показному богатству и роскоши, отказывались носить простые и аскетичные наряды от Шанель.

В то время мадмуазель Шанель уже исполнился 71 год. Мир моды считал ее отломанным ломтем, списанным товаром, но никак не конкурентом. Однако всего через три модных сезона ее дизайнерские идеи вновь получают признание.

Шанель совершает очередной прорыв, предлагая женщинам заменить неудобный ридикюль на функциональную, но элегантную сумочку на цепочке. Вскоре в ее коллекциях появляется ювелирная линия, приносящая Дому Шанель огромный доход.

Ее твидовый костюм, ставший классикой на все времена, был надет на Жаклин Кеннеди в день убийства Джона Кеннеди в 1963 году. Розовый жакет с брызгами крови президента навсегда остался запечатлен в журналисткой хронике и благодаря этому приобрел еще большую популярность.

Последние годы и смерть

Мадмуазель Шанель всегда славилась своим непростым, сварливым характером, а к концу жизни стала просто невыносима. Она остро воспринимала критику и была очень ревнива к конкурентам.

Именитые модельеры закрывали глаза на язвительные высказывания Шанель об их новых коллекциях. Но словам дело не ограничивалось: рассказывают, что однажды, увидев наряд Живанши на модели, разъяренная Шанель бесцеремонно распорола его прямо на бедной девушке.

Скептически она относилась и к чужой личной жизни: когда одна из моделей забеременела, Коко Шанель выгнала ее, порекомендовав «телиться в другом месте». В глубине души Шанель вспоминала свои неудачи, ведь после долгих попыток она так и не смогла завести детей.

В последние годы Шанель переехала в отель Ритц, где доводила служащих и гостей отеля. Среди ночи она могла выйти из номера и отправиться в прачечную или вовсе бродила по коридорам отеля с закрытыми глазами. Персонал боялся ее до дрожи.

Умерла эта потрясающе сильная женщина в 1971 в возрасте 88 лет. В платяном шкафу она оставила всего три наряда, а в мире моды – великолепное наследие в виде духов, сумочки 2.55 и маленького черного платья. День ее смерти стал завершением великой эпохи.

Женщина-легенда, женщина-эпоха, икона стиля Коко Шанель появилась на свет 19 августа 1883 года во Франции. Она была вторым ребенком Жанны Деволь и Альберта Шанель. Родители Коко не были официально женаты. Мать умерла при родах, а девочку назвали Габриэль в честь медсестры, которая помогла ей появиться на свет.

Габриэль не любила вспоминать о своем детстве, потому что в нем было мало счастливых моментов. Семья жила бедно, отцу дети не были нужны: когда Габриэль было 11 лет, он их бросил. Некоторое время сестры опекались родственниками, а потом девочки попали в сиротский приют при монастыре. Больше Коко своего отца никогда не видела.

Она понимала, что никакого будущего после приюта у нее не будет, но все равно мечтала о блестящем будущем, богатой жизни. Став знаменитой, Габриэль Бонёр Шанель как-то сказала, что ненавидела приютскую униформу, которую ей приходилось носить, в ней все девочки были безликими. Тогда у нее и зародилась мечта – красиво одеть женщин.


Монастырь дал Шанель рекомендацию, и она устроилась помощником продавца в магазин белья, а в свободное время пела в кабаре. Девушка мечтала стать балериной, певицей, танцовщицей, ходила по кастингам, но неудачно. Свое прозвище «Коко» она получила, потому что в кафе много раз пела песню «Ко Ко Ри Ко».

В 22 года Коко Шанель переехала в Париж, она мечтала стать модисткой, но опыта у нее не было. Через пять лет девушка встретила единомышленника, который помог ей сделать первые шаги в карьере.

Карьера

Артур Капел был молодым и успешным бизнесменом, идеи Шанель его заинтересовали. В 1910 году у Коко появился собственный магазин шляпок в Париже, а в 1913 году она открыла второй магазин в Довиле. С появлением собственного бизнеса девушка дала волю фантазии, отсутствие опыта ее не смущало. Она стала и дизайнером, и предпринимателем.


Сначала Габриэль Бонёр Шанель придумывала шляпки и продавала их известным парижанкам. Число ее клиенток росло с каждым днем. Вскоре она уже вошла в аристократическое общество, вращалась среди знаменитых режиссеров и художников, писателей, актеров. Наверное, поэтому ее фирменным стилем в одежде, аксессуарах и парфюме была элегантность.

Знаменитая жемчужная нить – элегантное украшение вне времени, моду на которое учредила Коко Шанель. В 1921 году она выпустила знаменитый парфюм «Chanel № 5». Над ароматом работал русский эмигрант Эрнест Бо. Это были первые духи со сложным запахом, которые даже отдаленно не напоминали запах известных цветов.


Через два года Коко ввела моду на загар. Она отдыхала в круизе, а затем продемонстрировала свой красивый загар в Каннах. Светское общество моментально последовало ее примеру.

Ее маленькое черное платье и сегодня входит в базовый гардероб любой женщины. Шанель первой предложила женщинам брючные костюмы и показала, что мужской стиль выглядит женственно и элегантно. Сама она редко появлялась в брюках, считала, что платья лучше подчеркивают ее совершенную фигуру. А фигура и внешность модельера действительно были совершенны.


К 50 годам она была богата и знаменита. Коллекции, созданные в этот период, отличаются свободой и игрой воображения. Когда началась Вторая мировая война, Шанель закрыла все салоны, потому что в войну людям было не до моды. В сентябре 44-го ее арестовали за якобы связь с офицером немецкой армии, но через несколько часов освободили.

Коко Шанель уехала в Швейцарию и прожила там 10 лет. Ее слава ушла в прошлое, на подиумах Парижа появились коллекции новых дизайнеров. Модный дом «Диор» пользовался ошеломляющим успехом и не оставлял шанса Шанель. Но Коко решила иначе. В 1953 году она открыла салон в Париже.


В то время ей было 70 лет, а через несколько месяцев в столице моды появился Дом Шанель. Критики не щадили модельера, она же игнорировала их выпады. В 1954 году Коко представила элегантные прямоугольные сумочки на длинной ручке-цепочке, заявив, что устала носить ридикюли и постоянно их терять. Три года потребовалось Коко Шанель, чтобы триумфально вернуться на модный олимп и сделать свой стиль доминирующим.

Личная жизнь

В ее жизни было много романов – мимолетных и продолжительных, но Коко так и не вышла замуж, не родила детей, хотя мечтала об этом.

В 22 года она стала любовницей Этьена Бальзама – офицера в отставке, к тому же очень обеспеченного. Он разводил породистых лошадей. Шанель жила в его замке, наслаждалась роскошью и раздумывала над тем, чем бы ей заняться. Затем она познакомилась с англичанином Артуром Капелом, у них был роман.


В 1924 году судьба свела Коко Шанель с герцогом Вестминстерским, богатейшим человеком Англии. Их связь длилась 6 лет, за это время герцог дважды женился и развелся. Он предлагал Шанель руку и сердце, на что она ответила:

«Герцогов и герцогинь в мире много, но Коко Шанель - одна».

Статус любовницы преследовал модельера всю жизнь. Она пережила всех своих любовников, но так и не стала счастливой в личной жизни. Смыслом всей ее жизни стала работа. Коко Шанель видела идеи новых костюмов во сне, просыпалась и принималась за работу. Женщина до глубокой старости была трудолюбива.

Смерть

Коко Шанель умерла от сердечного приступа 10 января 1971 года в люксе отеля «Риц», напротив знаменитого на весь мир Дома Шанель. Ей было 88 лет.


К этому времени ее империя моды ежегодно приносила 160 миллионов долларов дохода, но в гардеробе знаменитого дизайнера нашли всего три наряда. Это были такие наряды, которым позавидовала бы королева. Известного модельера похоронили на кладбище Буа-де-Во (Швейцария, Лозанна).


Коко Шанель (фр. Coco Chanel).
Коко Шанель – её настоящее имя – Габриэ?ль Бонёр Шане?ль (фр. Gabrielle Bonheur Chanel).
Шанель родилась 19 августа 1883года. Кажется нет необходимости говорить о том, что Шанель была французским модельером, вдохновение и модернизм которой сделали её одной из самой известной в истории моды XX столетия – об этом знают все.














А началось всё в маленьком городке Сомюре, где оказались родители Шанель – Альбер Шанель и Жанна Деволь. Отец Коко был бродячим торговцем и не сидел на одном месте. Какое-то время родители не состояли в законном браке – ему нужна была подруга, но не жена. Не такого мнения была Жанна, она любила Альбера, и на столько сильна была её любовь, что, скорее всего, это уже была не просто любовь, а болезнь. Она не могла расстаться с Альбером, чего бы это ей не стоило. Жанне приходилось зарабатывать на содержание всё прибывающих членов семейства тяжёлым трудом: работа на кухне, груды белья. Ей приходилось бороться, чтобы получить место на кухне, место гладильщицы или служанки. Здоровье её таяло, но она готова была всё снести, лишь бы быть рядом с мужем. Жанна умерла, когда Габриэль было всего шесть лет. А потом её с братьями и сёстрами оставил и отец. С этого момента Габриэль была на попечении, то родственников, то в приюте, в который её отдали, когда ей было 12 лет. В 18 лет Коко с помощью благотворительной организации оказалась в интернате для детей из знатных семейств. А затем устроилась продавцом в магазин тканей в городе Мулен. Она мечтала стать певицей и в свободное время в кафе «Ротонда» исполняла песенки «Тот, кто видел Коко» и «Ко-Ко-Ри-Ко». Вот тогда и прозвали её Коко.



Вскоре Шанель познакомилась с богатым наследником Этьеном Бальзаном. У него было поместье недалеко от Парижа, где он разводил лошадей. На его предложение стать любовницей она ответила согласием – ей давно хотелось переехать в Париж и, к тому же, Габриэль знала, что за всё в жизни надо платить. Именно здесь она стала превосходной наездницей и начала делать свои восхитительные шляпки, которые всех покоряли своей новизной и шармом. И именно здесь она поняла, как женщины преклоняются перед мужчинами, стараясь понравиться, и проигрывают сражение.


Для себя Коко решила, что из любого сражения, она выйдет победителем. В детстве ей не хватало любви, её окружало равнодушие – всё это наложило отпечаток. И Габриэль научилась бороться и побеждать, а самое главное, она научилась шить. И что бы она ни делала – шляпку или одежду, которая сидела на ней так хорошо, что об этом можно было не думать – всё привлекало внимание окружающих. И тогда Шанель поняла, что в ней есть то, которым следует воспользоваться, то есть дар творческой мысли, а главное, умение выживать.


Бальзана сменил Артур Кейпел, богатый наследник угольных шахт, превосходный бизнесмен, который погиб в 1919 году в автомобильной катастрофе. Он помог стать ей деловой женщиной. В 1910 году она открыла свой первый магазин в Париже, продавая женские шляпки, через год открылся её дом моды на улице Рю- Камбон, где находится и сейчас.
Простота и роскошь были в творениях Шанель. Она сумела изъять корсет из сознания женщин, воспользовалась мужской элегантностью, чтобы создать в гардеробе женщин такие свободные и необходимые вещи, как рубашки мужского покроя, галстуки, брюки для верховой езды, пиджаки, в которых были суровость и в то же время шарм, превосходство и покорность. В 1918 году Шанель расширила свое предприятие. Она вызвала восторг вечерним платьем из черного кружева и тюля, расшитого бисером, ансамблем платье-пальто из бежевого джерси. Всё это казалось простым, но в то же время роскошным – настоящим чудом портновского искусства.



«Мода - это нечто, что существует не только в одежде. Мода витает в воздухе. Она связана с нашими мыслями и нашим образом жизни, с тем, что происходит вокруг нас».


Ее лучшие творения: маленькое черное платье, которое, в 1926 году американский журнал Vogue приравнял к популярности автомобиля «Ford» и назвал его «фордом» моды, каскады жемчуга на простой бечевке, двухцветные туфли, туфли-лодочки, приталенный жакет, камелия из белого шелка, которые стали символами её марки. Её украшения имели потрясающий эффект, в которых сочеталась роскошь изумрудов или жемчуга с превосходной собственной бижутерией. Сочетание драгоценных камней с искусственными являлось смелой находкой, которую она использовала как роскошные украшения.



Её броши из разноцветного стекла и через плечо произвели потрясающий эффект, их в дальнейшем стали производить различные модные фирмы по всему свету. Они и сейчас считаются классикой, а модницы готовы за них отдавать приличные суммы.
Её маленькое чёрное платье можно было носить и днём и вечером, добавив нить жемчуга или другие аксессуары.


Идеи, которые она создала в начале ХХ – го века, остались вечными потому, что элегантность не поддаётся влиянию времени. Девизом облика её моделей были простота и подвижность. Многие свои открытия Шанель сделала, подглядев тот или иной образ или какой-то элемент, среди народной одежды. Например, русский стиль с вышивкой и меховой отделкой, геометрические узоры, прорезиненные плащи, модель которых она увидела, разглядев её в одежде своего шофёра. Она первая использовала в женском гардеробе трикотаж.



Шанель была в дружеских отношениях со многими людьми искусства: Пикассо, Дягилевым, Стравинским, Сальвадором Дали, Жаном Кокто и не оставалась в стороне от авангардного направления. Но она никогда не меняла своих принципов. Для неё шляпка в форме телефона или юбка, в которой можно было не идти, а только семенить, были неприемлемыми. Поэтому то, что впоследствии было названо «обликом Шанель», означало бескомпромиссный взгляд на моду, где присутствует во всём мера и удобство и никаких крайностей. «Нужно всегда убирать, удалять всё лишнее. Не надо ничего прибавлять…Нет иной красоты, кроме свободы тела…». Став модельером, она испытывала удовлетворение и считала, что одержала победу тогда, когда её идеи подхватывала улица, и её модели были на простом народе. Её принципы были создавать простые, строгие модели с четкими линиями, модели, которые подчеркивают достоинства и скрывают недостатки.



Шанель оказывала материальную поддержку многим деятелям искусства. Например, она финансировала некоторые постановки Русского балета, много лет поддерживала композитора Игоря Стравинского, помогала оплатить расходы за лечение Жана Кокто.
В той ловкости, с которой она умела придать шик любому изделию, чувствовался не только вкус, но прежде всего умение «сделать нечто из ничего».


Её клиентки учились нравиться, идя наперекор существующей моде. У Габриэль не было недостатка в идеях, да и продавать она умела, как в своё время и отец и дед. Габриэль унаследовала семейные качества – она была вынослива в работе. Работать и добиваться успеха… Шанель не рисовала свои модели, она создавала их с помощью ножниц и булавок, прямо на манекенщицах. Ей было достаточно нескольких движений рук, чтобы из бесформенной материи возникла роскошь. Иногда идеи приходили ей во сне, она просыпалась и начинала работать.
Она трудилась по 12-14 часов в сутки и того же требовала от своих коллег. Не всем было дано вынести такой труд. Шанель обладала сочетанием аристократизма и, в то же время, жёсткой деловой хваткой. Когда она ставила перед собой цель, то всегда добивалась её. По приблизительным оценкам в 20 – 30- е годы её модельный бизнес давал $200-300 тыс. в год.



Шанель была великим художником. Она хотела создавать не только новые силуэты, но и внести новые ощущения жизни. Многие годы спустя это назовут «стилем жизни».
Коко Шанель одну из представителей высокой моды журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.
Своё сороколетие она ознаменовало выпуском совершенно новых духов, в которых не присутствует запах одного какого- то цветка. Содействие в этом ей оказали Великий Князь Дмитрий и русский парфюмер–эмигрант Эрнест Бо.



Началась Вторая мировая война. В 1940 году ей пришлось обратиться к немецкому дипломату, чтобы выручить своего племянника, попавшего в плен. С дипломатом она была давно уже знакома. И когда он ей помог, её привязанность к нему ещё более возросла. В конце войны обстоятельства складываются так, что Шанель приходится покинуть Францию почти на долгие восемь лет. Её обвинили не только в любовной связи с немецким бароном, но и в контактах с начальником управления внешней разведки Германии Шелленбергом, помощником командующего "СС" Генриха Гиммлера.


Ей грозил арест. За Шанель вступился сам Уинстон Черчилль, который как-то о ней записал в своём дневнике: «Приехала знаменитая Коко, и я восхищался ею. Это одна из самых умных и очаровательных, самая сильная женщина, с которой мне когда-либо приходилось иметь дело».
Шанель закрыла все свои бутики и уехала в Швейцарию.


Оттуда она следила за изменениями, происходившими в модном мире. Появились новые кутюрье, такие как , Юбер де Живанши и другие. Шанель было 71 год, когда она снова вернулась в Париж и предложила свою коллекцию. Но показ её моделей происходил в полном молчании публики. Шанель хотела всем доказать, что мода изменяется, а стиль остаётся, но пресса говорила о том, что она не предложила ничего нового. Но не всем дано понять, что элегантность вечна. Шанель усовершенствовала свои модели, и через год почти все модницы сочли за честь одеваться у Шанель. Знаменитый костюм Шанель стал бессмертным, в нём чувствуешь себя уютно и свободно, и это ещё благодаря правильно подобранной ткани– лёгкому твиду. Костюм гарантирует надёжность во всех ситуациях.



Сумочки Шанель, обувь и бижутерия стали классическими. В 60-е годы она сотрудничала с голливудскими студиями. Мода Шанель не устареет, потому что в ней заложена философская концепция Шанель: «Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой».
Шанель покинула наш мир 10 января 1971 года, в воскресенье, в возрасте 88 лет, в номере отеля «Ритц» в Париже. «Тime Magazinе» оценила ее ежегодный доход в 160 миллионов долларов.
При этом она никогда не превозносила богатство и не восхваляла деньги. Шанель нашла среди видных деятелей искусства тех друзей, которыми гордилась. Хотя её жизнь была полностью подчинена работе – созданию одежды, самым главным для неё оставалась любовь. Поражает в ней не только успех, которого она достигла, не только её популярность, но и то, что она сумела остаться загадочной. Непостижимая Шанель…


Как и Шанель, бессмертен ее знак: две перекрещивающиеся буквы С – Coco Chanel и белая камелия на черном сатиновом банте.


с 1983 года руководит домом моды Шанель и является его главным дизайнером Карл Лагерфельд.



Коко Шанель биография







 

Возможно, будет полезно почитать: