Естественный путь к рисованию. Николаидис К

«Не только лучший учебник по рисованию, но и лучшее пособие

по развитию навыков и умений видеть предмет »

Всемирный каталог.

Ж елание рисовать столь же естественно, как и желание говорить. Как правило, мы учимся говорить посредством практики, делая множество ошибок, когда нам два, три и четыре года. Но ведь без первых проб и ошибок в понимании сказанного и произнесении слов и фраз было бы глупо приступать к изучению грамматики или писать сочинение. Именно с произнесением первых имеющих значение слов, этим необыкновенно важным этапом в жизни каждого человека, можно сравнить ту работу, которую должен проделать ученик на протяжении первого года обучения изобразительному искусству.

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать все заново.

Задача преподавателя, на мой взгляд, - не показать ученикам, как рисовать, а объяснить, как научиться рисовать. Они должны добывать необходимую информацию сами, иначе им всю жизнь придется ограничиваться только знаниями, полученными от преподавателя. Они должны раскрыть для себя истинные истоки творческой деятельности, невидимые глазу пути, по которым движется вдохновение.

Знание, то есть все, что известно об искусстве рисунка и живописи, доступно всем.

Об этом написано множество книг. Преподаватель же может лишь указать путь, ведущий к успеху, и попытаться убедить ученика пойти по этому пути.

Мой метод состоит в том, чтобы дать ученикам возможность приобрести опыт. Я стараюсь определить, что они должны сделать, о чем подумать, с чем познакомиться.

Когда же у них накопится достаточно опыта, можно объяснить, что есть что и каким образом достигнуты те или иные результаты.

Законов изобразительного искусства, я имею ввиду основополагающих законов, совсем немного. Это законы природы, существовавшие задолго до того, как был сделан первый рисунок. Со временем, путем постоянных попыток и проб, с терпением и тщанием пробираясь вперед на ощупь, люди мало-помалу открыли некоторые законы техники рисунка и живописи. Эти правила явились результатом того, что человек смог применить законы равновесия, действие которых он наблюдал в природе, в изобразительном искусстве. Однако на первом этапе обучения не следует об этом задумываться.

Вначале все эти законы и правила их применения так и останутся для вас загадкой, как бы вы ни старались их постигнуть.

Человек может лишь устанавливать правила, но не в его власти устанавливать или менять законы природы. Но именно понимание этих законов помогает ученику в создании рисунка. Извечной проблемой является не недостаток способностей или возможностей рисовать, а недостаток понимания.

Изобразительное искусство должно быть больше занято реальной жизнью, чем искусством как таковым. Пользуясь числами, мы оперируем символами и, лишь перенеся их в реальную жизнь, наполняем содержанием. То же самое касается и правил рисунка и живописи. Их нужно не заучивать, а изучать и применять.

Теоретических знаний совершенно недостаточно. Необходима практика и еще раз практика. Упражнения, предложенные в этой книге, предназначены именно для того, чтобы дать вам возможность практиковаться как можно больше.

КИМОН НИКОЛАИДИС

25 разделов книги охватывают все аспекты техники рисования, построения композиции, выбора пропорции, отражения света и тени, восприятия и понимания жеста, а также все особенности контурного рисунка по памяти и с репродукции. Доходчиво и понятно, через систему заданий и упражнений автор последовательно раскрывает весь спектр знаний и умений, необходимых для освоения мастерства художника. Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, малками, акварельными и масляными красками. Для широкого круга начинающих художников.

Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, мелками, акварельными и масляными красками.
Книга предназначена для широкого круга начинающих художников.

Жестовый рисунок.
Материалы. Воспользуйтесь карандашом мягкости 3В или 4В (грифель карандаша должен быть тупым и толстым) и листами манильской бумаги кремового цвета размером двадцать пять на сорок сантиметров (половина листа, используемого для контурных рисунков). Рисовать можно как па одной, так и на другой стороне листа, но не делайте на каждой стороне более одного рисунка. Поскольку вам придется выполнить великое множество жестовых рисунков, можно вместо манильской бумаги воспользоваться еще более дешевой, похожей на газетную. У вас под рукой всегда должен быть достаточный запас бумаги.

Натурщика просят позировать в течение минуты или даже меньше, а затем безостановочно изменять позы. Если у вас нет модели, но даже и в случае, если она у вас есть, необходимо заниматься рисованием в таких местах, где вы сможете наблюдать людей в движении. Спортивная площадка, футбольное поле, многолюдная улица, строящееся здание, бассейн, лесопильный завод - прекрасные места для изучения жеста.

Как только натурщик принимает новую позу или люди, за которыми вы наблюдаете, начинают двигаться, рисуйте, позволяя карандашу летать по бумаге, как будто подчиняясь движению, ощущаемому вами. Рисуйте быстро, не останавливаясь, карандаш должен вести непрерывную линию. Карандаш не должен отрываться от бумаги. Пусть он вытворяет что угодно, передавая жест.

Содержание
Об авторе 5
Введение 7
Как пользоваться книгой 9
Раздел 1. Контур и жест 12
УПРАЖНЕНИЕ 1: КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 14
УПРАЖНЕНИЕ 2: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК 20
УПРАЖНЕНИЕ 3: ПОПЕРЕЧНЫЕ КОНТУРЫ 25
Раздел 2. Восприятие и понимание жеста 27
УПРАЖНЕНИЕ 4: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЖЕСТ 28
УПРАЖНЕНИЕ 5: БЛИЦПОЗА 30
Раздел 3. Вес и лепной рисунок 35
УПРАЖНЕНИЕ 6: ВЕС 36
УПРАЖНЕНИЕ 7: ЛЕПНОЙ РИСУНОК 38
Раздел 4. Рисунок по памяти и другие быстрые этюды 41
УПРАЖНЕНИЕ 8: РИСУНОК ПО ПАМЯТИ 42
УПРАЖНЕНИЕ 9: ПОДВИЖНАЯ ПОЗА 44
УПРАЖНЕНИЕ 10: ОПИСАННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 11: ОТРАЖЕННЫЕ ПОЗЫ 45
УПРАЖНЕНИЕ 12: ГРУППОВЫЕ ПОЗЫ 46
Раздел 5. Лепной рисунок чернилами. Ежедневная композиция 48
УПРАЖНЕНИЕ 13: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ 51
УПРАЖНЕНИЕ 14: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 51
Раздел 6. Лепной рисунок акварелью. Этюд под прямым углом 66
УПРАЖНЕНИЕ 15: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ 67
УПРАЖНЕНИЕ 16: Этюд под ПРЯМЫМ УГЛОМ 69
Раздел 7. Упор на контур. Голова 72
УПРАЖНЕНИЕ 17: ПЯТИЧАСОВОЙ КОНТУРНЫЙ РИСУНОК 73
УПРАЖНЕНИЕ 18: БЫСТРЫЙ КОНТУР 74
УПРАЖНЕНИЕ 19: ГОЛОВА 76
УПРАЖНЕНИЕ 20: ЖЕСТ ЛИЦА 78
УПРАЖНЕНИЕ 21: КОНТУР под ПРЯМЫМ УГЛОМ 79
Раздел 8. Особые этюды формы 90
УПРАЖНЕНИЕ 22: ЧАСТЬ ФОРМЫ 90
УПРАЖНЕНИЕ 23: ДЕСЯТИМИНУТНЫЙ ЭТЮД ФОРМЫ 92
Раздел 9. Один из подходов к проблеме техники рисования 95
УПРАЖНЕНИЕ 24: ЛЕПНОЙ РИСУНОК ЧЕРНИЛАМИ (продолжение) 95
УПРАЖНЕНИЕ 25: Спиной к НАТУРЕ 98
Раздел 10. Простые пропорции. Талант и усердие 99
УПРАЖНЕНИЕ 26: ЛЕПНОЙ РИСУНОК АКВАРЕЛЬЮ (продолжение) 99
Раздел 11. Этюд драпировки 105
УПРАЖНЕНИЕ 27: БЫСТРЫЕ ЭТЮДЫ ДРАПИРОВКИ 105
УПРАЖНЕНИЕ 28: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД ДРАПИРОВКИ 107
Раздел 12. Задрапированная фигура. Субъективный импульс 114
УПРАЖНЕНИЕ 29: ЗАДРАПИРОВАННАЯ ФИГУРА 114
УПРАЖНЕНИЕ 30: ЕЖЕДНЕВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (продолжение) 115
Раздел 13. Длительный этюд
УПРАЖНЕНИЕ 31: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТОВЫЙ ЭТЮД 120
УПРАЖНЕНИЕ 32: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД 122
Раздел 14. Свет и тень 133
Раздел 15. Подход к изучению анатомии 137

УПРАЖНЕНИЕ 33: ИЗУЧЕНИЕ КОСТЕЙ 140
Раздел 16. Длительная композиция 142
УПРАЖНЕНИЕ 34: ДЛИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 143
Раздел 17, Русинки черным и белым мелком 149
УПРАЖНЕНИЕ 35: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МЕЛКОМ 149
УПРАЖНЕНИЕ 36: ЖЕСТ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 153
УПРАЖНЕНИЕ 37: ДРАПИРОВКА ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ 156
Раздел.18. Этюды строения тела 157
УПРАЖНЕНИЕ 38: ЖЕСТОВЫЕ АНАТОМИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ 157
УПРАЖНЕНИЕ 39: ЛАДОНЬ и ПРЕДПЛЕЧЬЕ 157
УПРАЖНЕНИЕ 40: ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС 158
УПРАЖНЕНИЕ 41: НОГА И КОЛЕНО 160
УПРАЖНЕНИЕ 42: СТУПНЯ 161
УПРАЖНЕНИЕ 43: ГЛАЗ 161
УПРАЖНЕНИЕ 44: Ухо 161
Раздел 19. Анализ путем дизайна 162
УПРАЖНЕНИЕ 45: КОНТРАСТНЫЕ ЛИНИИ 164
УПРАЖНЕНИЕ 46: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ 164
Раздел 20. Этюд репродукций 168
УПРАЖНЕНИЕ 47: Композиция по РЕПРОДУКЦИЯМ 168
УПРАЖНЕНИЕ 48: АНАТОМИЯ и РЕПРОДУКЦИЯ 171
УПРАЖНЕНИЕ 49: АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИЙ 171
Раздел 21. Мышцы 172
УПРАЖНЕНИЕ 50: ИЗУЧЕНИЕ МЫШЦ 173
Раздел 22. Упражнения черной и белой масляными красками 176
УПРАЖНЕНИЕ 51: ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ 176
УПРАЖНЕНИЕ 52: ЖЕСТОВЫЙ РИСУНОК МАСЛОМ 183
УПРАЖНЕНИЕ 53: ПОЛУЧАСОВОЙ ЭТЮД МАСЛОМ 183
Раздел 23. Анализ путем дизайна (продолжение) 184
УПРАЖНЕНИЕ 54: ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМА 184
УПРАЖНЕНИЕ 55: ЛЕПКА ПРЯМОЙ И КРИВОЙ ЛИНИЯМИ 185
УПРАЖНЕНИЕ 56: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В РАМКАХ 187
Раздел 24. Субъективный элемент 193
УПРАЖНЕНИЕ 57: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД 194
Раздел 25 Подход к использованию цвета 199
УПРАЖНЕНИЕ 58: ЖЕСТ НА ЦВЕТНОЙ БУМАГЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 59: ПРЯМЫЕ И КРИВЫЕ ЛИНИИ В ЦВЕТЕ 200
УПРАЖНЕНИЕ 60: СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭТЮД (продолжение) 200
УПРАЖНЕНИЕ 61: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (варианты) 203
УПРАЖНЕНИЕ 62: ДЛИТЕЛЬНЫЙ ЭТЮД МАСЛОМ (продолжение) 203
УПРАЖНЕНИЕ 63: Полный ЦВЕТ 204
УПРАЖНЕНИЕ 64: ПРОИЗВОЛЬНЫЙ ЦВЕТ 204.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Естественный путь к рисованию, Николаидис К., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

книга грека Кимона Николаидиса "Естественный путь к рисованию".

Книга издана в 1941 году, много раз переиздавалась. Сейчас в книжных можно найти издание ООО "Поппури", г. Минск, 2003 г.

Метод Николаидиса

Для меня метод Кимона Николаидиса стал настоящим откровением. Рисовать не глядя на бумагу?! Каково, а?! Не буду пересказывать всю книгу, она очень богатая по содержанию, но расскажу и покажу вводные моменты. В основе метода два понятия: "контур" и "жест".

Контур

Николаидис утверждает, что в классических школах рисования слишком большой упор делается на видение, а на самом деле "мы скорее смотрим "через" глаза. Всегда необходимо проверить то, что вы видите, при помощи других чувств - слуха, вкуса, обоняния и осязания - а также опыта, собранного с их помощью. Просто видеть недостаточно. Необходимо иметь свежий, живой, физический контакт с предметом, который вы рисуете, посредством наибольшего количества чувств и особенно осязания "

Дальше практика. Возьмите натуру любой сложности - хоть цветок, хоть человека. "Сядьте поближе к модели или предмету, сфокусируйте взгляд на любой точке контура модели. Острием карандаша дотроньтесь до бумаги. Теперь представьте, что вы прикасаетесь не к бумаге, а к модели. Не отрывая глаз от модели, медленно двигайте взгляд по контуру модели и так же медленно ведите карандашом по бумаге. Делая это, сохраняйте уверенность, что острие карандаша на самом деле касается контура модели. Пусть вами в большей степени руководит осязание, чем зрение. Это означает, что вы должны рисовать, не глядя на бумагу, не отрывая глаз от натуры. "

Иллюстрации, что получается, из книги. Рисовали ученики Кимона Николаидиса.

А вот и мой самый первый опыт рисования, не глядя на бумагу. Пусть бросят в меня камнем, если это не дедушка Ленин! Кстати, памятники - прекрасная натура, бесплатные и молчаливые. Николаидис успокаивает учеников, мол, неважно что линии разбегаются и пропорции нарушены. Главное научиться ЧУВСТВОВАТЬ модель.

А это профиль с памятника Абаю Кунанбаеву, что на Чистых прудах. "Контур" - это не только внешний контур, это также и внутренние линии, определяющие содержание рисунка. Внутренние линии нужно рисовать, быстро кинув взгляд на рисунок, наметив кончиком карандаша начало линии и дальше продолжать рисовать, не глядя на бумагу. Причем, одна тонкость. Если будешь "бежать" взглядом быстрее карандаша, то получится на бумаге чепуха полная. Терпение, терпение, очень медленный рисунок, по сантиметру за 3-5 секунд. Высунув язычок, но не забывая дышать.


Модель - резная фигура купца. Также контурный долгий рисунок.

Жест

Вторым базовым понятием в методике Николаидиса является "жест". "Натурщика просят позировать в течении минуты или даже меньше, а затем безостановочно менять позы. Как только натурщик принимает новую позу или люди, за которыми вы наблюдаете, начинают двигаться, рисуйте, позволяя карандашу летать по бумаге, как будто подчиняясь движению, ощущаемому вами. Карандаш не должен отрываться от бумаги. Пусть он вытворяет что угодно, передавая жест. Вы должны рисовать не то, как предмет выглядит, и даже не то, чем он является, а то, что он делает. "


Мои успехи поскромней.

Есенин (памятник) - 8-10 секунд.

Мамочка. 8-10 секунд.

Тетушки на пляже (неудачные каляки-маляки). Кстати, пляж - прекрасная площадка для зарисовок. Люди позируют, слегка вертятся, а дети так вообще.

Контур и жест

Но самые интересные результаты получаются после часов увлекательнейших штудий, когда начинаешь комбинировать контур и жест. Это мои быстрые зарисовки, в течении 10-20 секунд, легкое поглядывание на бумагу, обязательное "трогание" натуры.


Тетушка загорает.

Мама курит и смотрит за купающимся сыночком.

Кайф!

Вот как получается, можно десятилетку в школе и пятеру в институте учить английский, но в итоге не бум-бум. Почему? Потому что неинтересно и скучно. А чуть начнешь практиковаться с живыми иностранцами, сразу начинает получаться за считанные дни. А вспомним еще наши ощущения, когда учились кататься на двухколесном велосипеде. Помните, когда мы поехали? Так и здесь, "прорывает" какой-то барьер, и начинаешь рисовать, точне - чувствовать мир через карандаш. Не помню, кажется, когда я был совсем маленьким, я таким способом и рисовал, а стал взрослым и забыл. Чудно..

Основное мое обучение проходит по книге К. Николаидиса «Новый учебник по рисованию» (еще известна под названием «Естественный путь к рисованию»). Эту книгу я отрыла на одном из форумов, где ее очень хвалили и советовали. Прочитав еще несколько отзывов и рецензий, я сразу же ее заказала. Книга была написана еще в 1930-х американским художником и преподавателем Кимоном Николаидисом, разработавшим свою собственную уникальную систему обучения. Его методика легла в основу всего западного обучения в художественных вузах. Из введения к книге: «Существует только один путь к рисованию - естественный. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать всё заново.»

Книга состоит из 25 разделов. Каждый раздел содержит упражнения, рассчитанные на 15 часов фактического рисования. Автор рекомендует заниматься по 3 часа каждый день. Во многих источниках указывается информация, что для прохождения всех упражнений из книги потребуется минимум год. У меня 3 часа в день заниматься возможности нет, поэтому буду дробить. Торопиться не хочу, у меня нет цели как можно быстрее пройти весь курс, постараюсь по максимуму прорабатывать упражнения. Для занятий из книги необходима живая натура, часто – обнаженная. Такой возможности у меня тоже нет, да и позировать некому. Поэтому компьютер и интернет мне в помощь.

Я уже начала заниматься и на данный момент заканчиваю 2й раздел. Упражнения первых разделов – контур, поперечный контур, жест и потенциальный жест. Со всеми упражнениями я столкнулась в первый раз. Контурный рисунок направлен на то, чтобы задействовать осязание и скоординировать его со зрением. Необходимо, не глядя на лист бумаги, рисовать, постепенно переводя взгляд по контуру предмета или модели, представляя, как по этому контуру двигается кончик карандаша. Медленно двигать взгляд и так же медленно вести карандаш по бумаге. Первое время мне сложно было рисовать, не глядя на бумагу, и я часто неосознанно бросала взгляд на рисунок. Вторая сложность – в том, что эти упражнения необходимо выполнять очень медленно и тщательно. На него отводится полчаса. Я же укладывалась в 10-15 минут. Как бы я себя не заставляла, поначалу рисуя так, как необходимо, все равно под конец дорисовывала быстро. Вот некоторые получившиеся рисунки:

И еще одно упражнение, которое нашла в интернете, на одном из англоязычных каналов на youtube, называется «продолжительный контурный рисунок» (continuous line drawing), когда рисовать необходимо не только «вслепую», но и не отрывая карандаш от бумаги. Вот пример сначала контурного рисунка и ниже продолжительного контурного рисунка одной и той же модели.

Следующее упражнение – поперечный контурный рисунок. Необходимо рисовать поперечные контуры, то есть не только те линии, которые идут по краю фигуры, а вообще любые линии, повторяющие форму фигуры на определенном ее участке. Например, рисуя линию, проходящую вокруг груди или талии человека, необходимо вести карандаш, повторяя все впадины и выпуклости, линия будет то подниматься вверх, то «нырять». Поначалу я вобще не понимала, как выполнять это упражнение. Просмотрев серию видео по теме «contour drawing» до меня наконец-то дошло, как и что делать. Примеры моих упражнений.

«Не только лучший учебник по рисованию, но и лучшее пособие

по развитию навыков и умений видеть предмет »

Всемирный каталог.

Ж елание рисовать столь же естественно, как и желание говорить. Как правило, мы учимся говорить посредством практики, делая множество ошибок, когда нам два, три и четыре года. Но ведь без первых проб и ошибок в понимании сказанного и произнесении слов и фраз было бы глупо приступать к изучению грамматики или писать сочинение. Именно с произнесением первых имеющих значение слов, этим необыкновенно важным этапом в жизни каждого человека, можно сравнить ту работу, которую должен проделать ученик на протяжении первого года обучения изобразительному искусству.

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Если учащийся пропустит этот первый шаг и не будет практиковаться таким образом по меньшей мере в течение первых пяти лет, можно считать, что он даром потратил время, и ему придется вернуться назад и начать все заново.

Задача преподавателя, на мой взгляд, - не показать ученикам, как рисовать, а объяснить, как научиться рисовать. Они должны добывать необходимую информацию сами, иначе им всю жизнь придется ограничиваться только знаниями, полученными от преподавателя. Они должны раскрыть для себя истинные истоки творческой деятельности, невидимые глазу пути, по которым движется вдохновение.

Знание, то есть все, что известно об искусстве рисунка и живописи, доступно всем.

Об этом написано множество книг. Преподаватель же может лишь указать путь, ведущий к успеху, и попытаться убедить ученика пойти по этому пути.

Мой метод состоит в том, чтобы дать ученикам возможность приобрести опыт. Я стараюсь определить, что они должны сделать, о чем подумать, с чем познакомиться.

Когда же у них накопится достаточно опыта, можно объяснить, что есть что и каким образом достигнуты те или иные результаты.

Законов изобразительного искусства, я имею ввиду основополагающих законов, совсем немного. Это законы природы, существовавшие задолго до того, как был сделан первый рисунок. Со временем, путем постоянных попыток и проб, с терпением и тщанием пробираясь вперед на ощупь, люди мало-помалу открыли некоторые законы техники рисунка и живописи. Эти правила явились результатом того, что человек смог применить законы равновесия, действие которых он наблюдал в природе, в изобразительном искусстве. Однако на первом этапе обучения не следует об этом задумываться.

Вначале все эти законы и правила их применения так и останутся для вас загадкой, как бы вы ни старались их постигнуть.

Человек может лишь устанавливать правила, но не в его власти устанавливать или менять законы природы. Но именно понимание этих законов помогает ученику в создании рисунка. Извечной проблемой является не недостаток способностей или возможностей рисовать, а недостаток понимания.

Изобразительное искусство должно быть больше занято реальной жизнью, чем искусством как таковым. Пользуясь числами, мы оперируем символами и, лишь перенеся их в реальную жизнь, наполняем содержанием. То же самое касается и правил рисунка и живописи. Их нужно не заучивать, а изучать и применять.

Теоретических знаний совершенно недостаточно. Необходима практика и еще раз практика. Упражнения, предложенные в этой книге, предназначены именно для того, чтобы дать вам возможность практиковаться как можно больше.

КИМОН НИКОЛАИДИС

25 разделов книги охватывают все аспекты техники рисования, построения композиции, выбора пропорции, отражения света и тени, восприятия и понимания жеста, а также все особенности контурного рисунка по памяти и с репродукции. Доходчиво и понятно, через систему заданий и упражнений автор последовательно раскрывает весь спектр знаний и умений, необходимых для освоения мастерства художника. Упражнения, рассуждения и советы, предлагаемые автором, охватывают все вопросы практического рисования тушью, малками, акварельными и масляными красками. Для широкого круга начинающих художников.



 

Возможно, будет полезно почитать: