История айкидо. Техника ведения боя. Оборона в реальном мире

В современном мире существует множество боевых искусств. Большинство из них имеют древнюю историю, неразрывно связанную с традициями Востока. Одним из самых загадочных и интересных является айкидо. Это исконно японский В нашей статье мы рассмотрим принципы и суть данного единоборства. Постараемся дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Борьба айкидо - что это?»

Формулировка

Айкидо - это японское боевое искусство, объединившее в себе несколько видов древних техник борьбы и самообороны. Среди них айкиджитсу, искусство фехтования на копьях и мечах, айки-дзюцу, дзю-дзюцу и т.д.

Айкидо - это по нему не проводят соревнований и чемпионатов, поэтому человечество мало что знает о данном искусстве, гармонично объединившем в себе физические и духовные практики.

Для справки

Популярный на Западе, а также и у нас в стране киноактер Стивен Сигал является обладателем седьмого дана по айкидо. Это высший ранг в данном единоборстве, означающий, что Сигал владеет им в совершенстве. В свое время он долгие годы провел в Японии, где изучал данный и даже имел свою школу, которая находилась в Токио.

История создания айкидо

Айкидо - это относительно молодой вид единоборств. Его основатель Морихей Уешиба появился на свет в 1883 году. А годом рождения айкидо можно считать 1925-й. В детстве Морихей был болезненным и хилым. Это подвигло его заняться изучением боевых искусств. Парень настолько увлекся практическим освоением древних единоборств, что не заметил, как из слабого ребенка превратился в мужчину с железными мышцами, гибкостью, как у пантеры, и безграничной выносливостью.

Уешиба долго странствовал по Японии в стремлении отыскать самых лучших учителей и жадно перенимал их знания и опыт. Спустя 20 лет тренировок он обрел славу непобедимого. Никто из соперников не мог его одолеть. И хоть тело спортсмена находилось в идеальной форме, душа Морихея все никак не находила покоя. Тогда он еще глубже погрузился в философские и религиозные учения. Результатом этого стало открытие собственной школы под названием Айкикай в 1925 году, которая и стала началом развития айкидо.

Создатель боевого искусства очень осторожно обращался со своим детищем. Считая айкидо мощнейшим оружием, прятал его от глаз людских и обучал в своей школе лишь малую группу проверенных лиц. И только после окончания Второй мировой войны айкидо было «выпущено на волю». Япония тогда находилась в плачевном состоянии, и Уешиба решил, что новое боевое искусство сможет помочь растерянным и угнетенным землякам обрести веру в себя и свою страну.

Что такое айкидо: суть айкидо и его философия

Если попытаться коротко сформулировать суть айкидо, то можно сказать, что она заключается в гармонии движений и дыхания, тела и ума, а также в полном отказе от личных амбиций.

Движения естественны, просты и лишены агрессии. Они направлены не на атаку, а на защиту. Тело борца во время схватки должно быть максимально расслабленным, а ум - напряженным. Именно уму, сознанию, духу Уешиба отводил основную роль в своем учении. Если большинство единоборств базируются на грубой физической силе, то в данном случае весь упор делается на мягкую силу разума.

Айкидо - это боевое искусство, которое не ставит перед собой цель победить. Ведь победа - субстанция относительная. Она никому не приносит пользы, лишь только ласкает самолюбие. Сегодня победишь ты, а завтра - тебя. Айкидо считает, что в этом нет никакого смысла.

Приверженцы учения Морихея Уешибы не атакуют и не дают отпор, не отвечают агрессией. Они как бы «уговаривают» противника отказаться от своих злых намерений, перенаправив его силы в безопасное русло.

Но чтобы добиваться таких результатов, нужно обладать высочайшим уровнем развития. Поэтому главная цель борцов айкидо - завоевать себя. Взять верх над собственными слабостями, вознестись над миром материальным в мир духовных высот.

Вся история человечества пронизана войнами и конфликтами. По мнению Уешибы, это является результатом амбиций и желания победить любой ценой. Человека, зверя, природу… Кто-то опускает руки и проигрывает. Кто-то развивает боевые качества и побеждает. Но всегда найдется новый агрессор, который сделает сегодняшнего победителя проигравшим. На этом основана жизнь человека и базируется большинство боевых искусств.

Философия же айкидо иная. Она сводится к тому, чтобы равняться на природу, в которой нет конфликтов, а царят гармония и любовь. Создатель этого боевого искусства верил, что его детище сможет изменить человечество - сделает его счастливым.

Техника айкидо

В этом виде единоборств отсутствуют атакующие приемы. В техническом арсенале захваты, броски, маневрирование, уходы с линии атаки. Имеется также несколько видов ударов, но они носят, скорее, отвлекающий характер, чем атакующий. Мастер айкидо изучает движения противника и разгадывает, что он будет делать в следующий миг. Он использует энергию атакующего и ставит его в неудобное положение своими действиями. Таким образом атака противника разрушается, ему приходится придумывать что-то новое.

Как расшифровывается название?

Слово «айкидо» состоит из трех иероглифов, каждый из которых отражает частичку сути боевого искусства. Так, «ай» - это гармония и истинная любовь. «Ки» означает дух, внутреннюю энергию. А «до» переводится как путь. Получается, что айкидо - это духовный путь к гармонии.

Универсальность данного единоборства

В общепринятом понимании назвать этот вид единоборств спортом, наверное, нельзя. Кто-то может сказать по поводу айкидо: «Что это за спорт, если нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнований?» Все это действительно так. Но его приверженцы и не стремятся к мирскому признанию в виде титулов, кубков и грамот. У них совершенно иные приоритеты и задачи. Более того, если спортсменом может стать только человек определенного возраста и физического развития, то мастерство айкидо с его простыми и естественными движениями доступно абсолютно каждому. И ребенку, и женщине, и глубокому старику. Чтобы побеждать себя, нужно только одно - желание.

Принципы айкидо

Ответить на вопрос: «Борьба айкидо - что это такое?» - помогут принципы этого боевого искусства. Среди них выделяют такие:

  • Расслабленность и непрерывность движений.
  • Постоянный контроль мышц.
  • Правильная работа рук.
  • Концентрация воли.
  • Уверенность в себе.
  • Умение работать в группе.
  • Умение защитить себя.
  • Постепенность тренировок - от простого к сложному.
  • Занятия в хорошем расположении духа.

Айкидо Айкикай

Айкидо Айкикай - это Международная организация искусства айкидо, которую в 40-м году прошлого века официально признало японское правительство.

После кончины Морихея Уешиба ее возглавил сын Учителя Киссемару. И по сегодняшний день династия Уешиба руководит Айкидо Айкикай. Она старается сохранить учение в его первозданном виде. Айкикай - это классическая версия айкидо.

Штаб-квартира организации и основная методико-тренировочная база находятся в Токио. Центром всех мировых филиалов Айкидо Айкикай является одноименный фонд. Его глава и руководитель центра тренировок - Досю Моритэру Уешиба. Фонд Айкидо Айкикай осуществляет методическую поддержку различных организаций данного боевого искусства, экзаменует спортсменов и выдает сертификаты. Больше никто, кроме него, не имеет на это права.

В каждом додзе, где занимаются айкидо, по всему миру, на почетном месте вы увидите портрет одного и того же человека. Это О-сенсей (или «уважаемый учитель») Морихэй Уэсиба, основатель айкидо. Скорее всего, портрет его окажется черно-белой копией одной из официальных фотографий, сделанных, когда сенсею было уже за 70. У многих, кто рассматривает эти кадры, возникает в воображении почти голливудская картина благодушного седовласого гуру, спокойно сидящего в окружении почтительных учеников. Но Морихэй Уэсиба прожил длинную и невероятно активную жизнь, в течение которой успел побыть не только учителем, но и учеником, а также военным и первопроходцем, коммерсантом и земледельцем, авантюристом и правозащитником.

На нашем сайте мы предлагаем вам познакомиться с краткой биографией О-сенсея и надеемся, что она обогатит ваше представление о корнях, происхождении и многогранном характере айкидо.

Детство, юность, армия (1883 - 1904 гг.)

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря в приморском поселении Танабе на полуострове Кии (префектура Вакаяма). Сегодня Танабе - небольшой курортный город, где можно посетить городской центр будо, мемориал, посвященный основателю, и просто искупаться и позагорать на местном пляже Оохама.

Отец Морихэя Уэсибы, Йороки, был землевладельцем и членом совета местной общины. Он был целеустремленным, страстным человеком, заинтересованным во благе своего родного края. Мать О-сенсея, Юки, происходила из благородного семейства Итокава и передала сыну интерес к духовному развитию, поэзии и творчеству в целом. В обеих линиях семейства Уэсиба можно обнаружить приверженцев боевых искусств, особенно прославился предок Юки, знаменитый самурай Китиэмон. Да и сама местность благоприятствовала развитию боевого духа. Жители Танабе считались людьми суровыми, даже жесткими, благодаря славе и аскетизму местного клана Кумано Бэтто. Согласно легендам, отсюда родом и герой пьес кабуки и народных сказок воинственный странствующий монах Бенкей.

Впрочем, в раннем детстве Морихэй Уэсиба был относительно слабым ребенком и предпочитал проводить время за чтением, мать предлагала ему будущее буддистского священнослужителя. Но отец постарался увлечь единственного сына (у О-сенсея были еще четыре младшие сестры) сумо, плаванием, рыбалкой. Предполагается, что детское увлечение рыбной ловлей с острогой позже сказалось на интересе О-сенсэя к занятиям с копьем. Постепенно Уэсиба становился все крепче, а когда на его отца напала шайка бандитов, нанятых конкурентами из совета общины, окончательно убедился в пользе и физической силы тоже.

В Танабе Морихэй Уэсиба окончил начальную школу и поступил в среднюю, затем оставив ее ради счетного училища Йосиды. Получив диплом, О-сенсэй некоторое время проработал в местной налоговой службе, где в его обязанности входила оценка земель. В сентябре 1902 года молодой человек отправился в Токио, где подрабатывал коммивояжером под началом своего родственникаКоширо Иноуэ, а также попытался основать собственный бизнес по продаже канцтоваров. По вечерам после работы он посещал районные додзе. У сенсэя Токусабуро Тозава (1848 - 1912 гг.) он изучал Тэнсин синьё-рю дзюдзюцу и, считается, также имел возможность познакомиться со школой фехтования синкагэ-рю. Обе эти школы - представители древних японских боевых искусств.

Постепенно желание стать предпринимателем угасало, а интерес к боевым искусствам, напротив, возрастал. Морихэй Уэсиба посещал и другие городские додзе, но не нашел школы, которая бы его полностью устроила и, кроме того, заболел полиневритом, что заставило его вернуться домой.

Дома Морихэй Уэсиба помогал родителям по хозяйству, рыбачил, возглавлял местную молодежную организацию и, в целом, пользовался авторитетом у земляков. Несмотря на небольшой рост (155 см) он весил 83 кг и был весьма сильным, крепким человеком, как и его предки по мужской линии. Его часто призывали в качестве третейского судьи в спорах между рыбаками и земельных разногласиях.

В 1903 году Морихэй Уэсиба женился на своей дальней родственнице и подруге детства Хатсу Итогава. Хатсу была крупной, спокойной и стойкой женщиной. О-сенсэй никогда особенно не увлекался чревоугодием, но для блюд, которые готовила Хатсу, делал исключение.Г-н Дзензабуро Акадзава (до войны - старший утидэси О-сенсэя) был хорошо знаком с семейны укладом учителя и, вспоминая те дни, говорил так: «Если бы не г-жа Уэсиба, О-сенсэй никогда не продемонстрировал бы такой выдающийся уровень неограниченной власти над внешним миром».

Спустя год, в связи с началом русско-японской войны, Морихэй Уэсиба отправился на военную службу. Это было не так просто: Уэсиба был ниже положенных для японского солдата 159 см и чуть тяжелее, чем требовалось. Ради зачисления он упорно тренировался, делая растяжки. В любом случае, армия всегда нуждается в сильных и патриотично настроенных новобранцах, так что на расхождение с нормой посмотрели сквозь пальцы. Со второго раза ему удалось записаться в пехоту. Учения в японской армии в то время были куда суровее современных. Они проходили в условиях, максимально приближенных к реальному боевому опыту. Об О-сенсэе известно, что иногда он помогал более слабым однополчанам нести их снаряжение в походах. Его военная карьера продолжалась три года, особенно хорошо ему давался штыковой бой, и постепенно он стал инструктором. Однако о его участии в непосредственных военных действиях ничего не известно. Историки говорят о том, что в то время не было принято отправлять старших сыновей на фронт.

В какой-то момент полк расквартировался в префектуре Осака, и Морихэй Уэсиба воспользовался этим, чтобы посетить додзе мастера Масакацу Накаи в городе Сакай и попрактиковаться в стиле Яги-рю дзюдзюцу. Школы дзюдзюцу еще во многом придерживались старинной традиции обучения «своих». Однако позже Морихэй Уэсиба поддерживал связь с даннымдодзе и получил сертификат о передаче умения.

По окончании войны О-сенсэю поступило предложение зачислиться в военную академию. В это время статус офицера был весьма престижен, но Морихэй Уэсиба отказался от такого лестного предложения.

Возвращение в Танабе

По возвращении в родную провинцию (1906 г.) сил и энергии у о-сэнсэя было с избытком, и он стал сам себе придумывать изнуряющие тренировки. Уэсиба надолго уходил далеко в горы, стоял под ледяными водопадами, дрался с приливными волнами и ветром на побережье. Он мог с мечом или голыми руками наброситься на древесный ствол и разломать его на куски. Не удивительно, что местные жители стали поговаривать, будто у них в горах завелся агрессивный дух - тэнгу.

Тренировки сделали Морихэя Уэсибу еще более крепким, чем прежде. Рассказывают как, например, однажды он отправился на деревенское состязание, где нужно было вымешивать в ступе горячий, как кипяток, рис - кто дольше. О-сэнсэй обошел десятерых сильных деревенских парней, выступавших один за другим, и, в конце концов, сломал пестик. После он еще не раз выигрывал на подобных соревнованиях. Так что, в дальнейшем, стоило ему появиться на сельском празднике, как ему подносили чай и пирожные, а потом вежливо просили отказаться от участия в конкурсах.

Отец о-сэнсэя искал способ направить энергию сына в мирное русло. Поэтому Йороки пригласил молодого на тот момент дзюдоиста, г-на Киёичи Такаги (Kiyoichi Takagi, 1894-1972 гг), обучать местную молодежь дзюдо. Такаги преподавал в Танабе два года. Позже он достиг степени 9 дана в Кодокане, а много лет спустя, уже в Токио, посещал додзе о-сэнсэя со своими учениками и перенимал его опыт.

Впрочем, тренировками занятия Морихэя Уэсибы в этот период жизни не ограничивались. Он почувствовал вкус к общественной деятельности. Дело в том, что японское правительство в это время стремилось сократить число синтоистских святилищ. Согласно новому закону, каждому поселению было вполне достаточно одной святыни, остальные территории отдавались под лесное хозяйство. Жители Танабе были очень религиозны, так что в округе поднялось движение протеста, которое возглавил Минаката Кумагусу (Minakata Kumagusu, 1867 - 1941 гг).

Минаката был очень интересным человеком: натуралист, путешественник, первый японец, поступивший в Мичиганский сельскохозяйственный университет. В Танабе Минаката вел богемный образ жизни, одновременно собирая образцы слизневых грибов и образцы народного фольклора. Когда зашла речь об уничтожении святилищ, эксцентричного Минакату это возмутило и как защитника окружающей среды, и как сторонника традиций. О- сэнсэй был правой рукой Минакаты в его борьбе. Морихэю Уэсибе претило желание людей нажиться на горе местных религиозных общин. В конечном итоге, петиции, статьи в зарубежных и местных газетах, переговоры с администрацией префектуры, принесли свои плоды. В Танабе было разрушено лишь шесть святилищ - куда меньше, чем в других регионах.

1911 г. Рождение первого ребенка Морихэя Уэсибы, дочери Матсуко.

Король Ширатаки

В 1912 году Морихэй Уэсиба по призыву правительства осваивать незаселенные земли переехал на остров Хоккайдо. Он возглавил группу из приблизительно 60 земляков, многие из которых были ветеранами русско-японской войны, и также как и Уэсиба, искали дело достойное своих способностей.

Поселенцы обосновались в поселке Ширатаки. Сегодня эта деревня поглощена городом Энгару, а те времена местность была практически необжита и деревней могла называться только условно. Сохранились заметки О-сэнсэя, в которых он рассказывал, что в первые годы поселенцы, в основном, расчищали лес. Они не знали метода культивации картофеля, поэтому пытались выращивать зерно, но урожаи 1913 и 1914 годов были крайне скудны. Людям приходилось закупать рис и муку на деньги, полученные от заготовки леса, собирать всевозможные дикие растения, ягоды, орехи — все, что удавалось найти в горах. Кроме того, поселенцы ловили форель и гольца. В те времена о-сэнсэя постоянно видели в округе, он повсюду разъезжал на лошади с фамильным железным веером (тессен) в руке, стараясь помочь всем, кому мог. (Веер этот теперь выставлен в местном историческом музее). Говорят, что о-сэнсэй легко управлялся с 4-килограммовым топором масакари (или аналогично тяжелым инструментом) и повалил более 500 деревьев за год.

Этот период жизни Морихэя Уэсибы известен также благодаря многочисленным легендам о его храбрости и дерзости. Например, в одной из них рассказывается, как он втянул в гору лошадь и повозку, после того, как лошадь потеряла подкову на обледеневшей дороге и упала вместе с повозкой в ущелье. Согласно другой истории однажды на дороге в Энгару его застал снежный буран, и он был вынужден спрятаться в маленькой заброшенной хижине. Ночью там же искал убежища голодный медведь-шатун. Якобы о-сэнсэй спокойно приветствовал зверя и накормил его остатками своего ужина, после чего они подружились. Многие рассказы посвящены тому, как он ловил грабителей и воров. Также говорят, что как-то один юноша сбежал из трудового лагеря (в Японии в то время применялся принудительный труд) и попросил помощи о-сэнсэя. Тот явился к владельцам лагеря и договорился об освобождении беглеца из кабалы. Тогда и другие беглые стали стекаться в Ширатаки за его покровительством, а Морихэй Уэсиба выплачивал их долги либо договаривался об их освобождении. Тогда он и получил в народе неофициальный титул короля Ширатаки.

Помимо героических подвигов, о-сэнсэй успевал заниматься вполне прозаическими, но крайне важными для общины делами. Он организовал посев мяты, повысил уровень деревообработки, пригласив специалистов из других регионов, завез коров и лошадей, создал систему распределения пищи и основал рынок. Он создал в районе первую школу, следил за санитарией и здоровьем и стал первым директором Ассоциации здравоохранения Ширатаки. В какой-то момент в деревне случился страшный пожар, но под руководством Уэсибы ее отстроили заново, лучше прежнего. Морихэй Уэсиба добился того, что в поселок, в конечном счете, была проведена железная дорога. Он также расширил святилище местного ками, установив раку своему небесному покровителю, японскому божеству Сусаноо.

В конечном итоге, за 8 лет под руководством Уэсибы бывший палаточный лагерь поселенцев превратился в преуспевающий поселок.

Ученик Такэда Сокаку

В 1915 году, проездом в Энгару, Морихэй Уэстба встретил в гостинице знаменитого учителя дзю-дзюцу (джиу-джитсу) Такэда Сокаку (Takeda Sokaku, 1859 - 1943 гг.)

Мастерами боевых искусств были и дед, и отец Сокаку, семейные «секретные техники» передавались в додзе его клана из поколения в поколение, как это было принято до периода Мейдзи. Ко времени описываемых событий, впрочем, к обучению допускались и посторонние. У Такэды, несмотря на постоянные разъезды, было более 30 тысяч учеников, среди них дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники, и даже специально направленные в Японию Теодором Рузвельтом американские полицейские.

Такэда преподавал стиль Дайто-рю айки-дзю-дзюцу, созданный им на базе айки-дзюцу, корни которого уходят к началу второго тысячелетия нашей эра. Это была комплексная боевая система, включавшая броски, приемы на удержание, технику захватов, технику выхватывания меча с одновременным нанесением удара, искусство владения копьем, мечом, шестом, дзё, алебардой (нагинатой) и некоторыми другими видами оружия. Особое значение уделялось концентрации физической и духовной сил.

Морихэй Уэсиба немедленно узнал Такэда по рассказам знакомых и попросил его стать его учителем. Такэда согласился, сказав «Я вижу, что в вас что-то есть. Останьтесь здесь ненадолго и я вас обучу». Уэсиба провел в городе месяц, оставив, к недоумению своих близких, те дела, за которыми ехал. Конечно, долго так продолжаться не могло, поэтому они расстались, пообещав друг другу встретиться снова. Позже Сокаку Такэда приехал в Ширатаки. Стиль жизни и манера преподавания Такэды во многом напоминали о старинных традициях. Вполне в его характере было во время путешествий задирать и вызывать на бой малознакомых людей. От его первых учеников требовалось полностью обеспечивать жизнь учителя. Во время пребывания Такэда в Ширатаки, Морихэй Уэсиба каждый день поднимался в три утра, чтобы набрать воды для ванны учителя, растопить очаг и прогреть комнату, приготовить завтрак. Самураи с детства были приучены бояться отравления, так что Такэда, чья молодость пришлась на тревожные годы периода Эдо, привык доверять приготовление пищи лишь самым близким людям. После завтрака Уэсиба два часа проводил в индивидуальной тренировке с Такэдой, а затем приходили остальные ученики.

В конечном итоге О-сэнсей посвятил тренировкам у Такэды пять лет и получил сертификат о достижении степени Кёдзю Дайри в Дайто-рю, обладатель которого должен был на высоком уровне владеть 348 техниками.

1917 г. Рождение первого сына, Такемори

1919 г. - Узнав о болезни отца, Морихэй Уэсиба покинул Хоккайдо, оставив свое имущество и землю Сокаку Такэда.

Под знаком Омото-кё

В январе 1920 года Йороки, отец о-сэнсэя, умер. Незадолго до его смерти Морихэй Уэсиба заезжал в город Аябэ (префектура Киото), чтобы попросить у преподобного Онисабуро Дэгути (Onisaburo Deguchi, 1871 — 1948 гг.), сооснователя религиозной секты омото-кё, помолиться о выздоровлении отца. После смерти Йороку он переселился в общину омото-кё и стал решительным последователем Дэгути.

Религия омото-кё (с яп. «учение великого начала») возникла в начале XIX в. Ее создатели: Нао Дэгути, которая записала явившееся ей откровение, и священник синто, Киссабуро Уэда, получивший весть от Бога, что ему необходимо найти эту женщину и провести в жизнь ее учение. Женившись на дочери Нао, он взял имя Онисабуро Дэгути. Согласно данной религии существует три высших божества, ряд богов рангом ниже, а священники, в зависимости от пола, проводят в мир мужскую и женскую энергию богов. Основной формой медитации в омото-кё является тинкон — особое сплетение пальцев. Религия эта, в целом, миролюбива, и в 30-40-е гг. подвергалась в Японии жестоким преследованиям, как в силу политики милитаризма, так и в результате недоразумений с имуществом верующих.

Омото-кё существует по сей день, пропагандирует распространение эсперанто и призывает к объединению мировых религий.

Один из важных принципов омото-кё — приближение к Богу через искусство, например, через достижения в каллиграфии, гончарном деле, а также — в боевых искусствах. Так что Дэгути искренне поддерживал Морихэя Уэсибу в данной сфере. На территории общины для его тренировок было построено додзе. В это время зародилась начальная форма Айкидо. В 1922 году додзе посетил учитель Уэсибы, Сокаку Такэда. Полгода он проводил в нем свои занятия и перед отъездом выдал О-сэнсею инструкторский сертификат. Тогда Морихэй Уэсиба впервые назвал свой стиль «Айки-будо».

К сожалению, для семьи Морихэя Уэсибы начало 20-х годов ознаменовались не только переездом, сменой религиозных убеждений и успешным основанием додзе, но и чередой трагедий. В апреле родился второй сын Уэсибы, Кунихару. В августе умер его старший брат, а в сентябре скончался и Кунихару. В 1922 году умерла мать о-сэнсэя, Юки.

Внезапно, в 1924 году, Онисабуро Дэгути решил отправиться в путешествие. Он замыслил ни больше, ни меньше, как создать утопическое религиозное государство, объединив Монголию, Тибет, Индию и Китай, распространить свое учение в России и Сибири, и, наконец, явиться в Иерусалим в качестве нового мессии. Каким бы нереальным не казался этот план, Морихэй Уэсиба не мог оставить своего учителя, он последовал за ним и на протяжении всей экспедиции постоянно находился рядом. Дэгути в этот момент всерьез считал себя инкарнацией будды и не обращал внимания на критику. Впрочем, по описаниям современников, он не выглядел лицемером, и был человеком доброжелательным, искренне увлеченным, пусть и несколько ребячливым.

Группа Онисабуро отправилась в Монголию, и благодаря смутной международной обстановке, им даже удалось найти сторонников среди ряда местных военных и религиозных лидеров. Этот период из жизни Дэгути и Уэсибы также полон легенд и противоречивых фактов. Рассказывают, например, что Дэгути исцелял людей и проповедовал, а о-сэнсей обрел дар уворачиваться от пуль и способность предвидеть будущее.

Как бы то ни было, закончилась экспедиция печально. Отряд арестовали, приняв заяпонских шпионов, и приговорили к смерти. 137 человек были расстреляны, спаслось лишь шестеро. Причем, спасение Дэгути, Морихэя Уэсибы и их спутников действительно можно назвать чудесным. Оставшиеся арестанты уже стояли перед стеной, Дэгути сочинял для каждого прощальные стихи, и тут из-за неисправности оружия казнь была отложена. За это время японские власти успели вмешаться в происходящее и добиться возвращения путешественников на Родину.

Неудача экспедиции не повлияла на отношения Уэсибы и Дэгути, и они продолжали по возможности помогать друг другу. Додзе о-сэнсея становилось все более популярным. В 1925 году, например, он был приглашен провести специальную демонстрацию своей техники высокопоставленных чиновникам и офицерам в императорском дворце Токио.

Прибытие в Токио

С середины 20-х годов существенное участие в развитии Айкидо принимал адмирал Исаму Такэсита (Isamu Takeshita, 1869 - 1949 гг.) Такэсита впервые услышал об О-сэнсэе от коллеги по военной академии, изучавшем Дайто-рю АйкиДзюцу в Аябе. В 1925 году Такэсита сам побывал в Аябе и под впечатлением от школы Уэсибы порекомендовал его Ямамото Гоннохоэ (он же Гонбэй, адмирал и дважды премьер-министр Японии, 1852 - 1933 гг.) При поддержке этих двоих в 1925 году Уэсиба Морихэй провел в Токио показательное выступление для военной и политической верхушки. Тогда болезнь помешала ему остаться в городе, но в феврале 1927 года он переехал в Токио со своей семьей и поселился в двухэтажном доме в районе Сиба. Благодаря влиянию Такэситы многие военные, правительственные чиновники и прочие влиятельные граждане начали учиться у О-сэнсэя. Да и сам Такэсита, несмотря на возраст (под 60), активно тренировался, он был на хорошем счету при дворе и сам обучал Айкидо принцев и принцесс. Его дневники, в которых он детально описывал техники Морихэя Уэсибы, позже здорово пригодились исследователям.

В первые годы в Токио Морихэю Уэсибе пришлось несколько раз переезжать и переносить места тренировок, потому что из-за наплыва желающих места постоянно не хватало. Постепенно учеников стало так много, а тренировки так интенсивны, что собственник очередной временной резиденции начал жаловаться, будто скоро уже и балки его дома научатся давать сдачи.

Эра Кобукана

В 1931 году школа Уэсибы получила достаточную финансовую поддержку, чтобы можно было построить постоянное додзе в районе Усигомэ (сегодня Вакамацу-чё, Синдзюку) под названием Кобукан. Тогда будущее Хомбу додзе было одноэтажным, деревянным зданием, где, однако, удалось разметить 80 матов. Кобукан стал базой О-сэнсэя, здесь же жили и обучались многочисленные учи-деси («внутренние ученики»). Так называются обучающиеся, которые одновременно работают помощниками сэнсэя, следят за порядком и чистотой в додзе и часто живут в доме учителя или при тренировочном зале.

Айкидо было открытием. Им интересовались полицейские и военные, им активно занимались флотские — причем моряки приходили в додзе из религиозных побуждений, среди них в силу их профессии было много верующих и суеверных людей. В Кобукан, проверить силу новой звезды, приходили (и часто оставались) представители других боевых искусств. Так, например, попали в Айкидо Минору Мотизуки и Гозо Сиода. В это время среди учащихся можно было встретить таких известных людей как, например, адмирал Эйсукэ Ямамото (Yamamoto Eisuke, президент Японской военно-морской академии, фактически основатель военно-морской авиации в Японии, 1876-1962 гг.), адмирал Санкичи Такахаси (Sankichi Takahashi, 1882 - 1966 гг.), адмирал и будущий командующий 2-м флотом Нобутакэ Кондо (Nobutake Kondo, 1886 - 1953 гг.) и т.д. Помимо военных и приверженцев различных школ боевых искусств, додзе посещали также актеры и танцоры. Среди них, например, техникой Айкидо интересовался наследник одной из самых известных династий театра кабуки, Оноэ Кикугоро VI (Kikugorō Onoe VI, основатель одной из первых профессиональных театральных школ в Японии, 1885-1949 гг.) Внимание представителей таких творческих профессий к боевым искусствам не должно удивлять, так как обучение искусству кабуки предполагает в том числе разучивание ряда физически сложных ката.

Занимались Айкидо и женщины, правда, всего две: мисс Казуко Секигучи (Kazuko Sekiguchi) и Такако Кунигоси (Takako Kunigoshi). По воспоминаниям учеников, О-сэнсэй никогда не делал различий между ними и учениками-мужчинами. Кунигоси после занятий обычно оставалась, чтобы сделать наброски различных техник, и ее рисунки использовались в качестве иллюстраций в первом справочнике по Айкидо, 1933 года, тогда еще под названием “Тренировки по будо” (Budo Renshu).

Время учеников

Стиль занятий и атмосфера додзе в 30-е годы существенно отличалась от современной. Чтобы попасть в Кобукан обычно требовалось две рекомендации. Новички не приступали к тренировкам с первого дня. Сначала они выполняли массу хозяйственных работ, помогали старшим ученикам.

Занятия для внешних учеников начинались в 6.30 утра, а для уче-деси — и того раньше, ведь им нужно было встать и подготовить додзе. В додзе обычно жило 8-15 таких учеников, и еще 30-40 приходило. Люди это были физически крепкие, многие из них мастера кендо или дзюдо, за 80 килограмм весом. Они тренировались так ожесточенно, что соседи называли старый зал «Адским додзе в Усигомэ».


Разминок не было, хотя, конечно, в ожидании сэнсэя ученики могли разогреваться самостоятельно. Как только заходил учитель, начиналась практика. Сэнсэй любил начинать и заканчивать тренировку упражнением кокю-ундо. Затем чаще всего использовалась техника икке в сувари-вадза. Занятие шло полтора часа. Травмы были редки, а легче всего было их заработать из-за несерьезного отношения к сэнсэю. Впрочем, судя по рассказам учеников, руки у них так уставали и болели, что они едва могли удерживать палочки для еды.

О-сэнсэй много путешествовал, успевая посещать разные додзе и школы. Возможность сопровождать сэнсэя была предметом зависти младших учеников. Морихэй Уэсиба напряженно работал над собственными техниками. Часто в додзе он мог показать что-то, чему нельзя было подобрать объяснения. Он никогда не говорил: «А тут нужно повернуться на 45 градусов», в объяснениях О-сэнсэй обычно уходил в сферу духовного. Так что ученикам приходилось собираться после тренировок и пытаться разобраться, что же им такое поведали. К тому же его техники изменялись со временем, и он мог сказать: «Смотрите! Я придумал что-то новое». Его стиль преподавания был традиционным: учитель показывает, ученики стараются понять и классифицировать.

О-сэнсэй мог отказаться демонстрировать свое искусство, если ему не нравились манеры зрителей. Тех, кто являлся в додзе в неформальной одежде, наблюдал за тренировками стоя или скрестив руки на груди, тут же выпроваживали. Рассказывают также, что основателю нравились иллюстрированные истории о героях, и по вечерам кто-нибудь из учи-деси мог делать ему массаж, пока другие зачитывали вслух журналы. О-сэнсэй улыбался и отмечал: «А вот теперь он использовал такую-то технику». Конечно, он также читал много духовной литературы. В додзе находился алтарь, посвященный ками боевых искусств. Морихэй Уэсиба глубоко почитал богов, и все, приходящие в додзе, молились перед алтарем.

Довоенный период Айкидо известен множеством легенд о том, как Морихэй Уэсиба и его ученики побеждали в различных соревнованиях и проверках их искусства. Кто-то мог перенести гигантский камень, кто-то — продержать на вытянутой руке шестерых человек, другой спокойно поднося чашку чая ко рту. Или, например, известна такая история. Как-то на О-сэнсея прямо на улице напала группа людей с деревянным оружием. Конечно же, он, легко уходя от их атак, сумел вымотать нападающих так, что они в итоге, убежали от него сами. Позже, на занятиях в полицейской школе, ученики признались Морихэю Уэсибе, что так они пытались проверить нового мастера.

Разрыв с Омото-кё

До середины 30-х годов друзья из Омото-кё активно помогали развивающейся школе Уэсибы. В 1932 году по инициативе преподобного Онисабуро Дэгути была основана организация Будо Сэнёкай (Budo Senyokai, Ассоциация распространения будо). Целью организации стала пропаганда боевого искусства О-сэнсэя на национальном уровне с помощью разветвленной сети религии. В Танабэ построили огромный зал, где О-сэнсэй также мог преподавать. К сожалению, в 1935 году произошел так называемый Второй инцидент Омото-кё, приведший к очередной волне гонений на приверженцев этой религии. Сам Уэсиба едва избежал ареста. С этого момента ему было необходимо дистанцировать свою деятельность от секты, в том числе, чтобы сохранить место инструктора в различных официальных военных учреждениях.

В предвоенные годы

В 1937 году Япония вступила в войну с Китаем, и условия военного времени сократили число желающих заниматься в Кобукане. Один за другим старшие учи-деси и новые ученики уходили в армию. Однако О-сэнсэй продолжал работу, и в 1938 году вышел второй технический справочник по Айкидо с его фотографиями. В 1939 году Морихэя Уэсибу пригласили вести занятия в Манчжурии, где он принял участие в демонстрации боевых искусств, устроенной в честь 2600-летия Японии.

В 1940 году адмирал Такэсита добился для Кобукана официального статуса, основав организацию Кобукай и став ее первым президентом. Кроме того, в 1941 году он использовал свое влияние для того, чтобы организовать показ техник Морихэя Уэсибы в Императорском дворце перед лицом самого императора и его семьи. Несмотря на приступ желтухи, О-сэнсэй провел демонстрацию на высоком уровне. Рассказывают, что один из его партнеров, Цутому Юкава (Tsutomu Yukawa, 1911-1942 гг.), один из любимых учеников О-сэнсэя, зная о болезни учителя, решил атаковать его в полсилы, и в итоге получил вывих плеча.

Новое имя и прекращение деятельности

В 1942 при поддержке правительства была проведена реорганизация и систематизация японских боевых искусств. Именно тогда школа Морихэя Уэсибы получила официальное название Айкидо. До этого использовались термины Айкидзюцу или Уэсиба-Рю Айкидзюцу и другие. Однако в этом же году, сославшись на болезнь, Морихэй Уэсиба покинул Токио, оставил все государственные должности и переехал с семьей на ферму в Ивама. Предполагается, что причинами такого поступка были либо гонения на Омото-кё, либо неприятие О-сэнсэем войны. По окончании второй мировой Айкидо, как и прочие боевые искусства в Японии, находилось под временным запретом. Лишь в 1948 году, когда страна начала восстанавливаться, О-сэнсэй и его последователи воссоединились и основали организацию Айкикай.

В предвоенный период учениками О-сэнсэя стали следующие, известные сегодня мастера боевых искусств:

Киссомару Уэсиба (Ueshiba Kisshōmaru, 1921 — 1999 гг.), третий сын Морихэя Уэсибы. В 1947 году он стал генеральным директором Хомбу додзе. После смерти отца он был вторым досю (главным учителем, хранителем традиций) Айкидо. Он же стал первым президентом Международной федерации Айкидо (IAF).

Коити Тохэй (Koichi Tohei, родился в 1920 гг.), 10 дан Айкидо, основатель общества Ки и собственного стиля Айкидо под названием Син-син-тоицу айкидо (также известного как Ки-Айкидо). Изучить переводы его работ на русский язык можно, например, на сайте http://ki-moscow.narod.ru/litra/ki.htm

Кисабуро Осава (Kisaburo Osawa, 1911 — 1991 гг), 9 дан Айкидо. Многие годы преподавал в Айкикай Хомбу додзе и был советником Киссомару Уэсибы. В 50-70-е гг. Кисабуро стал одним из самых влиятельных людей в Айкидо, вплоть до 1986 года он оставался директором Хомбу додзе, пока его не сменил внук Морихэя Уэсибы, Моритэру Уэсиба.

Нориаки Инуэ (Noriaki Inoue, 1902 - 1994 гг.), племянник О-сэнсэя. Позже он основал боевое искусство под названием Син-эй Тайдо, схожее во многом с ранней формой Айкидо.

Кэндзи Томики (Kenji Tomiki, 1900-1979 гг.), 8 дан дзюдо. Будущий основатель Томики айкидо. До конца 50-х гг он преподавал в Хомбу додзе, а затем разработал собственную соревновательную систему. В 1974 г. он основал и собственную Японскую ассоциацию Айкидо, пропагандирующую Айкидо как один из видов спорта.

Минору Мотизуки (Minoru Mochizuki, 1907-2003 гг.), 10 дан айкидо, 7 дан дзюдо, 4 дан карате, обладатель множество других достижений в боевых искусствах. Мотизуки свел полученные им знания в собственной школе Ёсэйкай. Мотизуки был первым, кто начал преподавать Айкидо на Западе во время своего пребывания во Франции в 50-х годах.

Гозо Сиода (Gozo Shioda, 1915-1994 гг.), 3 дан дзюдо, 10 дан айкидо, звание Мэйдзин (Великого мастера). Основатель Ёсинкан Айкидо. Разработанные им техники активно применялись японской полицией. В 1955 при поддержке предпринимателей он возглавил в Токио додзе Ёсинкан Айкидо. В 1990 г. Сиода, с целью распространения своего стиля, основал Международную федерацию Ёсинкан Айкидо. Он является автором множества видео-пособий и книг по Айкидо, с которыми можно познакомиться, например, на сайте http://yoshinkan-aikido.info.

- Ёшио Сугино (Yoshio Sugino, 1904-1998 гг.), 10 дан IMAF. После войны и снятия запрета на боевые искусства он преподавал Катори Синто-рю. Именно он был консультантом режиссера Акиры Куросавы при постановке боев в его знаменитых самурайских фильмах 50-х гг., включая «Семь самураев» и «Йохимбо». В 80-е и 90-е Сугино часто путешествовал по Европе, его додзе, под руководством его сына, до сих пор действует как филиал Хомбу додзе Айкикай.

Годы Великой мировой

Военная и политическая обстановка, внезапная тяжелая болезнь, все это вместе привело к переезду О-сэнсэя в 1942 году из светского Токио в деревню Ивама префектуры Ибараки в 100 км от столицы. Сегодня Ивама - часть города Касама.

Хомбу-додзе в это время было закрыто. За зданием, насколько это было возможно, присматривал сын О-сэнсэя, Киссомару. Рассказывают, что он несколько раз спасал додзё от пожара во время бомбежек.

Постепенно поправляясь, Уэсиба вернулся к тренировкам, а также занимался огородничеством и медитацией. В военный период у него учились, в основном, простые сельские жители и немногочисленные приверженцы религии Омото-кё, которые, после правительственных гонений, держались очень тихо.

У О-сэнсэя появилось время отточить свои техники. Его стиль изменялся. Он всерьез заинтересовался работой с дзе и мечом, начал систематизировать свои техники. Теперь на тренировках он все чаще начинал с базовых элементов и продвигался ко все более сложным вариантам. Он подчеркивал важность каждого элемента техники. В этот период он стал использовать термин «такемусу айки». Эта концепция, согласно которой, при высоком уровне владения айкидо появляется возможность идеально спонтанно проводить техники, полностью соответствующие характеру атаки.

Додзё в Иваме

В Иваме при Уэсибе было построено додзё и храм Айки. Изначально додзё было небольшим, в нем не было даже матов, и ученики занимались на голом деревянном полу, позже додзе выложили 24 татами.

После смерти О-сэнсэя додзё в Иваме заведовал Морихиро Сайто. А после его смерти додзё переименовали в Ибараки Сибу додзё. Сегодня главный инструктор в додзё - Хироси Исояма, 8 дан. Он начал тренироваться здесь же в возрасте 12 лет, в 1949 году. В додзё Ибараки работают около 10 инструкторов, и обычно каждый день проходит одна тренировка для постоянных посетителей додзё. А ути-дэси тренируются три раза в день и поддерживают порядок в додзё и в часовне. В наши дни площадь зала расширилась до 60 татами. Здесь же неподалеку находится додзё Хирохито Сайто - Танренкан. Из-за натянутых отношений между Хирохито и организацией Айкикай нельзя тренироваться в обоих додзё одновременно.

В 2011 году додзё существенно пострадало от землетрясения. Провалился потолок, обвалились стены, но, к счастью, никого не задело.

Храм Айки

Хонден - главное внутреннее святилище храма Айки было построено в 40х годах, а в 1962 к нему был добавлен хайден - внешний зал для синтоистских молитв и жертвоприношений. Морихэй Уэсиба ежедневно заходил в храм для короткой молитвы, и обычно раз в месяц проводил более серьезную службу. Она длилась около часа, к церемонии храм украшали приношениями фруктов, овощей и рыбы.

В 2001-2002 году семья Сайто, с одобрения Моритеру Уэсибы, провела ремонт храмовых помещений. Во время ремонта был установлен камень, на котором выгравированы слова «Храм Айки». Дизайн надписи принадлежит Сайсеки Абе, мастеру каллиграфии и Айкидо, который учил каллиграфии самого О-Сэнсэя. Традиционные службы в храме не прекратились. 14-е числа каждого месяца их проводит семья Сайто.

Помимо ежемесячных служб, 29го апреля священники Омото-кё проводят в храме Айки особую церемонию в помять об О-сэнсэе. Сотни айкидок приезжают на это мероприятие. Сначала под старинную музыку проходит служба в храме. Затем устраивается ритуальная демонстрация Айкидо и, наконец, всех приглашают на ланч на территории додзё.

После войны

Преподавание боевых искусств после войны было запрещено союзниками, но в сельской местности этому запрету следовали не так строго. Постепенно ученики Уэсибы, уходившие на фронт, возвращались в додзё. В этот период в Иваме тренировались, например: Гозо Сиода, Коити Тохэй, Минору Мотидзуки, Тадаси Абэ. Кроме того, в Иваме практиковал сын Уэсибы, Киссомару. Былая слава восстанавливалась медленно. Многим ученикам нужно было одновременно тяжело работать, и они не могли посвящать все свое время тренировкам. В это время додзё в Иваме было центром деятельности Уэсибы.

1946 г. Киссомару Уэсиба - получил диплом экономиста в университете Васеда.

1948 г. Основание некоммерческого Фонда Айкикай (Zaidan Hojin Aikikai). В 50-е годы Уэсиба стал чаще приезжать в Токио, он также путешествовал и преподавал Айкидо в других японских городах. В свою очередь, в клубах Айкидо японских университетов возникла традиция проводить гассуку (коллективные тренировки) в Иваме.

1951 г. Минору Мотидзуки отправляется во Францию, обучать дзюдо и Айкидо.

1954 г. Демонстрация Айкидо в Токио, которую посетило 15 тысяч человек.

1955 г. Публичная демонстрация Айкидо на крыше токийского универмага Такасимая. Возвращение штаб-квартиры в Токио, руководство передается Киссомару.

1958 г. Съемки американского документального фильма «Свидание с приключением» (Rendez-vous with Adventure). Герои фильма - два американских журналиста - приезжают в Токио для репортажа об открытии Токийской телебашни и заодно посещают Хомбу-додзё, чтобы узнать, что такое Айкидо и правда ли оно «работает».

1960 г. Медаль почета с пурпурной лентой от японского правительства.

1961 г. Съемки японского документального фильма Японской национальной телесети. На английском языке фильм вышел под названием Founder of Aikido, он рассказывает о жизни О-сэнсэя и тренировках в Иваме и в Токио.

1961 г. Путешествие на Гавайи, где О-сэнсэй открыл додзё в Гонолулу и сорок дней проводил тренировки.

1964 г. Вручение ордена восходящего солнца 4 степени как основателю Айкидо.

Хироси Тада отправляется в Италию, в качестве представителя Хомб-додзё Айкикай, Нобиёси Тамура отправляется во Францию, Йосимицу Ямада отправляется в Нью-Йорк, США.

1965 г. Кацуаки Асай отправляется в Германию, Сэйити Сугано отправляется в Австралию.

1966 г. Кацуо Сиба отправляется в Лондон, Англия, Тосикацу Итимура отправляется в Швецию.

1967 г. Ясунари Китаура отправляется в Испанию.

1968 г. На месте старого одноэтажного здание Хомбу-додзе возводится современное, большое додзё в пять этажей.

Последние годы

Последние годы своей жизни О-сэнсэй провел в Иваме. Район был зеленый, весной всюду цели каштаны, персиковые деревья и порой прямо посреди улицы из земли прорывался упрямый стебель бамбука. Примерно известен режим дня, которого О-сэнсэй придерживался в 1968 году, в 86 лет.

Уэсиба поднимался в 6 утра, а это значило, что ути-дэси должны были вставать еще раньше. Утро он начинал с ванной. Условия были крайне примитивные, ванна представляла собой металлический чан, прямо под которым разводили огонь. Разумеется, находиться в такой посудине было невозможно, так что в нее залезали обутыми в гэта или вставая на специальную деревянную подставку. Такие ванны в Японии назывались гоэмонбуро, в честь известного грабителя Гоэмона Исикавы, которого сварили заживо за его преступления.

После водных процедур был простой завтрак. О-сэнсэй всегда ел со своей женой, Хатсу. До старости лет у них сохранились хорошие отношения, и за едой они шутливо подсовывали друг другу кусочки еды: «Ты это ешь», «Нет, ты сам это ешь». Пища была простой, традиционной, О-сэнсэй только изредка пробовал что-либо новомодное, типа риса карри.

Также каждое утро О-сэнсей одевался в официальное кимоно и хакама, собирал самбо и шел в храм. Самбо - это поднос, который используется в синтоистских обрядах. На него ставятся две миски: с рисом и солью и чашечка ритуального саке - омики. В своей ежедневной молитве он обычно обращался к 42 наиболее популярным богам синтоизма и буддизма. Сегодня эту группу богов называют «Айки но Оками» или «Большие боги Айкидо». Кроме того, раз в месяц он проводил еще одну церемонию - самостоятельно толок в ступе рис, делал из него лепешки и подносил богам.

До самой смерти Морихэй Уэсиба присматривал за огородом, где росли редька, лук, чеснок, турнепс. Он также вел тренировки, обычно вечерние занятия, начинавшиеся в 7 часов. О-сэнсэй предпочитал техники сувари вадза - шомен учи иккё и ай-ханми кататетори ириминаге омоте.

Ужинал в 5 вечера. К 9 он обычно уже ложился спать. Бывало довольно холодно, и по старинной традиции в постели сначала лежала служанка, чтобы ее согреть. Иногда по вечерам ученики делали сэнсэю массаж ног или читали священные тексты Омото-кё.

Раз в неделю О-сэнсэй в сопровождении учеников заезжал в Хомбу-додзё. И если в Иваме он был пожилым человеком, позволявшим себе подремать на солнце или сажать с женой арахис, то в Токио он принимал роль генерального директора и президента компании. Сопровождение учителя было непростой задачей. В последние пять лет жизни Сэнсэй иногда разражался вспышками ярости, видимо, бывшими предвестниками его болезни. В такие моменты все его боялись, и шиханы выясняли у помощников заранее в каком настроение Уэсиба, чтобы, в случае опасности, исчезнуть с горизонта.

В 1969 году О-Сэнсэй заболел раком печени. Он провел некоторое время в госпитале университета Кейо, затем вернулся домой и 26 апреля умер. Двумя месяцами позже умерла его жена. Посмертно он получил буддистское имя Айки-ин Сэйбу Эню Дайдоси, а японское правительство объявило его священным национальным достоянием Японии. Прах О-сэнсэя был похоронен в Танабе в семейном храме, а волосы сохранились в Иваме, Хомбу-додзё, додзё Кумано и Аябэ.

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

Айкидо - боевое искусство, представляющее собой синтез древних техник самообороны и борьбы в сочетании с философией гармонии духа.

История возникновения айкидо

Основателем айкидо считается Морихей Уэсиба, а год основания — 1925. Заняться изучением практики мужчину подвигли его болезненность и хилость. За годы освоения древних единоборств Уэсиба из слабого и уязвимого ребенка превратился в крепкого, выносливого и мускулистого мужчину.

Он перенимал опыт у учителей многих направлений. Но несмотря на идеальное тело и славу непобедимого воина, его душа не находила покоя. Тогда он обратился к религиозным и философским учениям. Итог – создание собственной школы Айкикай, которая положила начало боевому искусству под названием айкидо и объединила в себе физическое и духовное развитие.

Только после Второй мировой войны Морихей обнародовал свое открытие. До этого в школе обучались только проверенные люди.

Сегодня существует множество стилей айкидо, со своими техниками и толкованием. Но главный его принцип – в ходе борьбы заботиться и о нападающем – остается неизменным.

Философия и принципы айкидо

Философия айкидо заключается в гармонии тела и духа, дыхания и движения, в полном отказе от собственных амбиций. Это не просто боевое искусство. Это движения, направленные на защиту, а не на атаку. Здесь упор делается на силу разума, а не на физическую силу. Во время борьбы тело должно быть расслаблено, а ум напряженным.

Цель айкидо – не победа. Цель айкидо – побудить противника не нападать и перенаправить его агрессию в мирное русло. Цель айкидо – использовать агрессию оппонента против него же самого, а самому остаться в духовной безмятежности.

Философия айкидо – равнение на природу, где царит гармония и нет конфликтов. Морихей верил, что его учение изменит человечество к лучшему.

К основным принципам айкидо относятся:

  1. Непрерывные спокойные движения и расслабленность.
  2. Уверенность в себе.
  3. Постоянный контроль за мышцами.
  4. Концентрация воли.
  5. Умение защитить себя.
  6. Тренировки в хорошем расположении духа.
  7. Освоение техники по принципу «от простого к сложному».

Стили айкидо

Хотя основатель учения был против выделения разных стилей борьбы, это неминуемо происходило. Ученики Уэсиба открывали собственные школы и преподавали практику исходя из собственного ее видения. А после его смерти школы основывались уже учениками его учеников. Поэтому неудивительно, что философия учения, по-разному истолкованная, задавала разные стили.

На сегодняшний день известно более тридцати автономных направлений айкидо, среди которых:

  • айкикай;
  • айкибудо;
  • есинкай;
  • томики-рю;
  • ивама-рю;
  • ай-рю;
  • традиционное айкидо;
  • нисио будо;
  • кобукан;
  • кокикай.

Техника айкидо

В айкидо нет атакующих приемов. Техника айкидо заключается в изучении движений оппонента и предугадывание его дальнейших действий. Итог – разрушение намерений противника за счет поглощения его энергии. К основным приемам борьбы относятся:

  • броски;
  • захваты;
  • уход с линии атаки;
  • маневренность;
  • удары отвлекающего характера.

Экипировка и оружие

Для занятий понадобится спортивная комфортная одежда, позволяющая легко передвигаться, в том числе и на коленях. На первых порах подойдет футболка и спортивные трико. Обувь в айкидо нужна только для того, чтобы дойти до татами: сама практика проходит босиком.

Серьезный подход к айкидо требует приобретения специальной одежды – кэйгори, так называется кимоно для айкидо.

Кэйгори состоит из трех элементов:

  1. Хлопчатобумажные штаны, усиленные в коленных суставах, — «дзубон».
  2. Куртка – «уваги».
  3. Плотный многослойный пояс – «оби».

Айкидо предполагает использование целого ряда оружия, среди которого:

  • «танто» — деревянный нож или «кинжал самурая»;
  • «боккен» — японский меч из дуба, который в зависимости от цели может быть гибким, с толстой рукоятью или с утолщенным лезвием;
  • «дзе» — деревянный шест;
  • «викидзаси» — короткий меч из дерева.

Пояса в айкидо

В разных стилях айкидо применяется своя классификация поясов. К примеру, в есинкай известно десять видов, а в айкикай – шесть поясов. Кстати, если обратиться к истории, в японском варианте поединка никаких цветовых градаций не было предусмотрено. Это уже было французским изобретением с целью облегчения восприятия ранга воина: от ученика до мастера.

Следует также иметь в виду, что все уровни учеников в айкидо обозначаются как «кю», а у мастеров – «дан». При этом мастера айкидо должны пройти десять данов, высшей наградой каждого из которых является черный пояс. У учеников цвета поясов меняются в зависимости от «кю».

Наиболее распространенной считается следующая цветовая классификация:

  1. Белый пояс айкидо. Пояс белого цвета получает каждый вновь прибывший ученик. При этом сей факт не означает, что он достиг шестого уровня: для этого нужно пройти соответствующую квалификацию.
  2. Желтый. Первый отличительный цвет, который говорит о том, что ученик перешел от шестого уровня к пятому и, соответственно, начал свой путь в айкидо.
  3. Красный. Присуждается ученику, перешедшему на четвертый уровень. Цвет символизирует, что ученик успешно совершенствуется как в технике, так и в знаниях.
  4. Зеленый. Говорит о том, что ученик находится на половине пути к своему первому «дану». Как правило, чтобы дойти до третьего «кю» необходим год работы над техникой и философией учения. При этом зеленый пояс уже подталкивает ученика к дальнейшему совершенствованию и не дает ему возможности сделать шаг назад.
  5. Синий. Соответствует второму уровню развития, при котором ученик уже обладает достаточной техникой, но продолжает изучать философию.
  6. Коричневый. Это последний пояс, получаемый учеником. Пройдя этот этап, ученик становится мастером и начинает свой путь по ступенькам «дан».
2018-07-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Айкидо".

На сегодняшний день, одним из интересных видов спорта является айкидо что это, какие требования к участникам, мы сейчас и расскажем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Особенности вида спорта

Как многие восточные единоборства, имеют свою философию, так и айкидо позволяет не только научиться защитить себя в сложный момент, но и наполнить свою жизнь смыслом. Устранить внутреннюю пустоту. Можно через занятия познать себя и узнать в чем заключается смысл жизни.

Такие занятия подходят как для детей, так и для взрослых . Самое главное – найти хорошего тренера, способного обучить не только правильно наносить или блокировать удары, но и откроет дверь в таинственный мир восточной философии.

Электронный ресурс Википедия, приводит следующее: айкидо представляет собой современное боевое искусство, созданное в Японии мастером Морихэем Уэсибой.

Является:

  1. гармоничным синтезом лучших компонентов традиционных боевых искусств,
  2. восточной философии,
  3. религиозных убеждений.

Считается, что айкидо будет сочетать в себе:

  1. слияние жизненной энергии и духа,
  2. достижение гармонии между ними.

Сам мастер Уэсиба хотел получить такой вид единоборств, который помогал избежать получения травм не только самим бойцом, но и его соперником. Все это вполне в духе философии и к стремлению самопознания и самосовершенствования.

Основные принципы

Те, кто занимается айкидо на профессиональном уровне, хорошо знают, что главным принципом этого болевого искусства является умение обратить силу противника против него самого. Это можно сделать только, осуществив полное слияние с сознанием противника. И такое единение должно позволить буквально «читать» соперника, точно зная, его действия и мысли. Это связано с тем, что считается важным именно единение разума и тела относительно законов Вселенной.

Самое главное остановить противника до того момента, как он сможет причинить вред как тому, кто защищается, так и себе.

Какое допускается оружие?

Говоря о боевых искусствах, стоит назвать то оружие, которое может быть использовано . Тем более, что использование его является вспомогательным разделом, больше необходимым для отработки техники и культуры работы руками и передвижения.

Все дело в том, что техника работы без оружия, имеет в своей основе правильное подъеме и опускании рук. Причем очень важно уметь удерживать центральную линию, относительно соперника. Особенно важно проводить такие упражнения с напарником, добиваясь своевременности движений.

Так как школ, практикующих айкидо очень много.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Использоваться следующие виды оружия:

  • для тренировок применяется меч из дерева – боккэн;
  • специальный деревянный шест – дзё, длина которого может достигать 128 см, в зависимости от роста и умения . При этом диаметр должен соответствовать 24-26 мм;
  • деревянный тренировочный нож – танто, имеющий длину в 30 см;
  • для более опытных бойцов может на тренировках применяться короткий стальной меч – вакидзаси, который использовали самураи;
  • может применяться бо - представляющее собой удлиненный вариант дзё, совмещенный с нагината - аналога глефы. Но этот тип оружия редко где используется на тренировках.

Причем нужно помнить, что не познав философии и не овладев своим телом и не научившись управлять разумом, применять оружие будет не так эффективно.

Различные стили айкидо

Рассматривая, что за спорт айкидо, стоит сказать, что сам мастер Уэсиба утверждал, что стилей айкидо будет ровно столько, сколько людей, готовых его практиковать.

На сегодняшний день известны следующие стили:

  • Дайто-рю Айки-дзюдзюцу – один из жестких стилей;
  • Айкикай – более мягкий, ненасильственный, но не менее эффективный;
  • Ёсинкан;
  • Ки-Айкидо;
  • Ивама-рю;
  • Томики-рю.

Эти и многие другие стили используют единую основу и философию, но при этом будут различаться по жесткости использования полученных знаний и отточенных умений.

Итоги

Каждый сам определяет, какой выбрать стиль айкидо что это даст лично ему и какие цели он будет достигать при помощи этого боевого искусства

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");



 

Возможно, будет полезно почитать: