История возникновения и развития айкидо. Оборона в реальном мире. Подготовка в айкидо

Как ни коротка история айкидо в России, но столько желающих ее рассказать, что невольно приходит на ум анекдот про Ленина и бревно, который применительно к нашей ситуации подходит как по количеству человек, заявляющих, что они несли это бревно, так и по той свободной интерпретации, кому досталась самая тяжелая его часть.

Понимаю, что это не скромно, понимаю, что кому-то это не нравится, но волею судеб я не просто оказался в гуще событий, связанных с зарождением и развитием айкидо в СССР и в последующем в России, но эта история творилась при непосредственном моем участии. И, несмотря на то, что до меня доносились разные фантастические рассказы о происходивших событиях, непосредственным участником которых я был, я полагал, что время написания истории айкидо у нас еще не наступило, да я и не отношу себя к любителям мемуарного жанра. Многие недоумевали, почему я как очевидец не берусь за перо, чтобы внести ясность и написать, как оно все было на самом деле, но я все отнекивался, полагая, что главное - конкретное дело, а не слова, вокруг него. Но, к сожалению, истину легко скрыть, а факты извратить, особенно когда по прошествии времени уже не будет тех, кто может подтвердить или опровергнуть. Это и стало тем последним аргументом, который подвигнул меня на это неблагодарное занятие - рассказать, как это было. Я понимаю, что написать это нужно именно сейчас, когда еще так много живых свидетелей происходившего, и каждый сможет взять слово, если будет с чем-то не согласен.

Андеграунд

Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

Всем, занимающимся айкидо, интересно появление и развитие айкидо в мире, но, наверное, занимающимся айкидо в России интересна история появления айкидо в России, и естественно, возникает вопрос: «А кто же первый?»

Мы понимали, что со временем будет много кандидатов, которые захотят, чтобы именно их считали первыми, и утверждать это будет тем проще, чем меньше будет оставаться участников тех событий. Мы понимали это, и мы действительно серьезно занимались анализом и историей - кто же первым начал практиковать айкидо в СССР. Мы анализировали происходившее не только в больших городах, но и в глубинке, расспрашивали иностранных специалистов о русских, которые тренировались за рубежом.

Возможно, действительно есть люди, которые занимались айкидо гораздо раньше описываемых здесь событий, и мы не смогли их выявить, но существует достоверный факт, что первая секция, именно секция, которая была организована на территории СССР - была организована Владиславом Алексеевичем Рукавишниковым . Молодым преподавателем он был послан работать в Мали, где впервые узнал и увлекся айкидо, занимаясь в секции сенсея Ван Бая. Вместе с ним айкидо практиковали еще двое русских, которые вернувшись в СССР прекратили занятия, во всяком случае, никаких сведений о том, что они продолжали заниматься айкидо сами, либо организовав группу, мы не имеем. Напротив, Владислав Алексеевич Рукавишников, вернувшись в СССР в 1969 году, организовал секцию айкидо.

Какие были яркие вдумчивые айкидоки первой поры: Альфат Макашев, Олег Андреев, полковник Липовка. Как много могли бы они сделать для айкидо, но жизнь распорядилась иначе. Человек предполагает, а Бог располагает. Только Альфат Макашев остался в айкидо. Олег Андреев - директор фабрики Микробиологических удобрений в Колпино, полковник Липовка - преподаватель Военного института физкультуры. Кстати, его диссертация была именно по айкидо.

Я впервые познакомился с айкидо в начале 70-х годов по какой-то книге, и первые попытки разучить эти приемы я предпринимал со своим другом, в то время актером Пушкинского театра Костей Смирновым. Сегодня отец Константин служит в церкви на Конюшенной площади, в той самой, где отпевали Пушкина. После Константина Смирнова моим партнером по айкидо стал мой ученик по самбо и дзюдо Володя Спиров. Сейчас он живет в Лондоне.

В то время я очень увлекался кэмпо и любил спарринговать с каратистами. Благодаря этим спаррингам я был вхож в мир каратэ , и примерно в 1973-74 годах я познакомился с крайне интересным человеком, человеком огромной эрудиции, по достоинству не оцененной до сих пор, Альфатом Макашевым. В Петербурге его знают как «отца восточных единоборств», первого тренера по каратэ, подготовившего целую плеяду тренеров и чемпионов. Через него я и познакомился со всей группой, практиковавшей в Ленинграде айкидо под руководством В.А. Рукавишникова. Периодически мы встречались, обменивались опытом. Также были очень интересные тренировки, которые проводил приезжавший из Москвы Герман Васильевич Попов, большой специалист по единоборствам. Основное его направление, которое он практиковал, была школа Чой, но он очень много интересного показывал и из раздела айкидо.

Существует мнение, что мы оказались в положении сирот, не имея зарубежных наставников, но анализируя тот период и оценивая положение дел в нашем айкидо сегодня, я все больше утверждаюсь в мысли, что нам в некотором смысле повезло: у нас не было Учителей , беспрекословному авторитету которых мы должны были подчиняться, принимая на веру их восприятие айкидо. С ними у нас не было бы возможности такой большой и кропотливой творческой работы по поиску истины, по раскрытию секретов айкидо. Разглядывая снимки и рисунки в книгах, мы старались понять все тонкости проведения приемов, исходя из накопленных знаний и законов дзюдо, самбо, рукопашного боя и т.д. Сотни и тысячи раз мы пробовали разные варианты, даже самые нелепые. Это дало нам возможность прочувствовать на себе и сформулировать основные принципы, на которых построено айкидо. Найти «узелочки» в приемах. Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

С каким удовольствием вспоминается то время. И не только потому, что мы были молоды. С какой чистотой и бережностью мы относились друг к другу. Это было самое чистое по духу айкидо без интриг, политики и попыток самоутверждения за счет других. Как восторгались тем новым, что удавалось понять. Мы находились в атмосфере свободного творчества, не связанные никакими условностями, корыстью, оглядкой на начальство и на результаты (система оценки тренерской деятельности в спорте). Не было организационной структуры, не надо было заниматься администрированием. Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

С середины 80-х годов появились практикующие айкидо в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, и других регионах. Я знаю, как там развивалось айкидо, но писать о развитии айкидо в других регионах считаю неправильным. Иначе это будет описание истории развития айкидо в каждом из регионов. Возможно, в дальнейшем я расскажу об этом подробнее.

На пути к официальному признанию айкидо в СССР


В середине 80-х годов в тогда еще Ленинград к моему знакомому приехали его друзья из Швейцарии. Среди них была девушка по имени Карола, которая занималась айкидо и имела 1-й Дан. Я встретился с ними и договорился с Каролой о совместной тренировке.

Мы с Альфатом стали штудировать технику, готовя самые замысловатые комбинации. А она попросила нас показать только иккё . И всю тренировку мы занимались только иккё . Зато какое разнообразие техники, сколько тонкостей мы узнали. И самое главное - мы поняли, какое большое значение в изучении техники айкидо имеет кихон , мы впервые увидели принципы преподавания айкидо японцами и узнали многие упражнения разминки. Это была наша единственная встреча с Каролой. Позже она прислала мне учебник по айкидо, который пошел по рукам и вернулся ко мне только лет через 15, и то благодаря дарственной надписи на нем.

В 1987 году я смог получить официальное «в порядке эксперимента» разрешение на преподавание айкидо.

В этом же году меня пригласил в качестве тренера по айкидо в кооператив «Ювентус» Яков Борисович Никитин , созданный им на базе Педиатрического института, а на следующий год я начал тренировки по айкидо еще в двух залах.

В 1988 году была открыта секция айкидо в Тихвине. В 1989-м под руководством Василия Емельяненко начались занятия в созданном им клубе по направлению Такемусу . Василий с первых дней имел тесные связи с айкидоками из Скандинавии, благодаря которым у них был быстрый прогресс, лишенный ошибок.

Начали открывать секции наши ученики. В городе образовалось довольно большое количество клубов, что дало нам возможность 7 января 1989 года создать Федерацию Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

В 1988 году в Москве прошла учредительная конференция по созданию Федерации Боевых Искусств СССР, которая ставила своей целью провести ревизию и объединение практикующих восточные единоборства, а так же создать условия для дальнейшего их развития.

На этой конференции мы познакомились с Александром Качаном , Огняном Найдовым-Железовым и другими ребятами, практикующими айкидо в Москве. Они имели связи с Айкикай Хомбу Додзё. Более того, Московский Университет, благодаря им, имел аккредитацию в Айкикай Хомбу Додзё. Их же заслуга в том, что еще при подготовке этой Конференции айкидо как полноправный член было внесено в список восточных единоборств, практикующихся в СССР.

21 января 1990 года в Москве Слава Матвеев организовал первый в СССР Всесоюзный семинар по айкидо. Это дало сильнейший толчок в развитии айкидо в СССР, в чем, несомненно, главная заслуга Славы. Были приглашены практикующие айкидо из многих городов и республик СССР. Приехали те, кто создал первые секции айкидо на Украине, в Белоруссии, в Азербайджане, в Узбекистане, в Казахстане, в Эстонии, в Латвии, городах - Курск, Новосибирск, Владикавказ, Барнаул и т.д., прошу прощения у тех, кого не назвал. Ленинград был представлен Федерацией Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

Этот семинар прошел довольно драматично, но его результатом стало создание Всесоюзной комиссии по развитию айкидо в СССР, которую возглавил начальник Управления единоборств Госкомспорта СССР Юрий Алексеенко . Кроме того, произошло реальное объединение практикующих айкидо.

С этого времени начались регулярные встречи, совместные тренировки, проведения фестивалей и праздников, приглашения друг друга на семинары, которые зачастую проводили иностранные специалисты. Всесоюзная комиссия стала регулярно проводить совещания по рабочим моментам, оказывать помощь практикующим айкидо на местах.


Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

В буквальном переводе с японского "айкидо" означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки) и, по традиции, считается одним из видов "будо" (Путь боевых искусств). Однако, в том виде, в котором айкидо существует и практикуется в настоящее время во всем мире, оно представляет собой систему физического, духовного и нравственного совершенствования личности. Айкидо отличается от других, рожденных в Японии и ставших интернациональными боевых искусств, ярко выраженным оборонительным характером, отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любого возраста, пола и физических возможностей. А также глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией Ки.

Основатель айкидо О"Сэнсэй (Великий Учитель) Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей. Его общественная деятельность вызывала зависть политических противников, которые нередко прибегали к услугам наемных громил, жестоко избивавших Ёроки. Увиденное в раннем детстве насилие оставило глубокий след в сознании Морихэя и желание разделаться с обидчиками отца стало главным побудительным мотивом его стремления к физическому совершенствованию.

В отрочестве Уэсиба был хрупким и болезненным, однако, энергичность, целеустремленность и хорошие манеры выгодно отличали его от других детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определялось влиянием буддийских священников Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро. бывших его наставниками. По настоянию отца он занимается плаванием и сумо; в это время начинает проявляться его интерес к боевым искусствам.

Научившись читать в семилетнем возрасте и успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба становится служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уезжает в Токио. Вначале он изучает торговое дело, а потом открывает в квартале Асакуса собственный магазин "Уэсиба Сокай". Его интерес к будо растет, и он тратит все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава. а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболевает авитаминозом и вынужден возвратиться в Танабэ, где спустя некоторое время женится на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляет его и, едва оправившись от тяжелой болезни, он приступает к ежедневным тренировкам, безжалостно увеличивая нагрузки. Постепенно его силы восстанавливаются, и накануне своего двадцатилетия Морихэй выглядит совершенно иначе. Его тело покрывает броня мускулов и, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см.), он значительно сильнее многих. Однако, чисто физическое совершенство не удовлетворяет его и Уэсиба отправляется в Сакай к известному мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу; полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В этот период Уэсиба отдает много сил решению местных социально-экономических проблем, и его бурная политическая деятельность приносит ему известность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал несгибаемой волей. Его стремление всегда быть впереди других проявлялось во всем, в том числе и в деревенских состязаниях по приготовлению рисовых лепешек. Уэсиба столь искусно и энергично управлялся с тяжелой кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял позади всех соперников.

В 1903 году отношения между Россией и Японией серьезно осложнились, и Уэсиба вступил добровольцем в расквартированный в Вакаяма пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и доблесть Уэсибы в период боевых действий были высоко оценены командованием, и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до демобилизации Уэсиба получает предложение поступить в военную академию, однако, он решительно отказывается от продолжения военной карьеры.

Возвратившись в Танабэ. он с головой погружается в общественную жизнь округа, что, однако, не мешает ему организовать для молодежи клуб дзюдо, под руководством имевшего тогда третий дан Киечи Макаги, где он сам усердно тренировался. Одновременно он продолжает совершенствоваться в Ягю-Рю у Накаи. с которым не порывал связи на протяжении всего периода армейской службы, и в 1908 году получает диплом этой школы.

В 1910 году японское правительство приступает к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекает перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили, и земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком погружен в дела колонии: по его инициативе построены торговый центр, школа и больница; он вносит существенный вклад в расширение местного храма и организует ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев, которые почтительно именовали его "Король Cиротаки".

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба повстречал известного мастера Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Такэда, который согласился обучать его искусству и, спустя некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нем, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот йен за каждый новый прием. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно, как и деньги) учебе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получает в 1916 году заветный диплом Дайто-Рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив все свое имущество учителю Такэда, отправляется на родину. По дороге он узнает, что в Аябэ живет Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий огромным духовным потенциалом. Готовый на все, чтобы вылечить отца, Уэсиба решает посетить Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи производит неизгладимое впечатление на Уэсибу. Он проделает свой путь на родину, но, прибыв в Танабэ, к своему глубокому огорчению узнает, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный потерей самого любимого в мире человека, ощущая свое бессилие перед неумолимой смертью, Уэсиба замыкается в себе и проводит время в страстных молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, Уэсиба, в конце концов, принимает решение стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжаете семьей в Аябэ, где ведет жизнь аскета, полностью отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в т. ч. изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов секты, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия Дэгучи потерпела крах и ее участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. Именно года ему нанес визит один морской офицер - эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооруженный деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю и Основатель айкидо объяснил ему, что чувствовал каждый удар еще до того, как он был нанесен в действительности. Эта способность предвидеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба вдруг испытал доселе неизвестное ему чувство. На него снизошло откровение, и ему открылась сущность будо. Он не мог двинуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветленность. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. Он начал понимать щебетание птиц и почувствовал способность проникнуть даже в замыслы божественного творца Вселенной. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы повергнуть противника с помощью силы, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, благосклонно принять все сущее и способствовать его расцвету. Он осознал, что практика будо неизбежно должна приводить к совершенствованию нас самих и окружающего нас мира. Это озарение круто изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятия Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовет айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, известность Учителя Уэсибы быстро растет, его дом в Аябэ все чаще посещают известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих покровителей, адмирала Такэситы, он переезжает в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Он постоянно получает приглашения продемонстрировать свое мастерство, проводит двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Вместе с тем, постоянного Додзе он в ту пору еще не имеет и вынужден арендовать залы в различных районах Токио.

Одним из наиболее памятных событий этого периода стало посещение школы Уэсибы основателем дзюдо профессором Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления, сказал: "Вот мой идеал будо",- и вскоре направил несколько своих лучших учеников в Айки Додзе.

Весной 1931 года завершилось строительство нового Додзе в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо, которое получило название Кобукан. В то время число постоянно живших в школе Уэсибы учеников - учидэши - не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи с трудом выдерживали тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как "Адское Додзе" в Ушигомэ".

Эти годы можно с полным правом назвать периодом расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов постоянно растет.

С началом Второй Мировой войны большинство талантливых учеников Уэсибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Сам Учитель, которому претит мысль об использовании будо в милитаристских целях, удаляется в Ивама (префектура Ибараки), где находится "Святыня Айки" и посвящает себя занятиям будо и земледелию. Тренировки в токийском Центре ведет его сын Кисшомару - нынешний Дошу (Мастер Пути) и именно в это время название "айкидо" начинает использоваться официально.

Окончание войны и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо, продлившийся около двух лет. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновляет свою деятельность и получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа). Начинается период возрождения и бурного распространения айкидо сначала в Японии, а затем и во всем мире. К середине 70-х годов процесс интернационализации айкидо охватывает около тридцати стран. В 1976 году создается Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Япония) свыше миллиона человек.

УЭСИБА Кисшомару, АЙКИДО Ходзанся, Токио, 1985 г. ТИССЬЕ Кристиан, АЙКИДО. Основной курс, т.1 СЕДИРЕП, Болонья, 1982 г.

На сегодняшний день, одним из интересных видов спорта является айкидо что это, какие требования к участникам, мы сейчас и расскажем.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Особенности вида спорта

Как многие восточные единоборства, имеют свою философию, так и айкидо позволяет не только научиться защитить себя в сложный момент, но и наполнить свою жизнь смыслом. Устранить внутреннюю пустоту. Можно через занятия познать себя и узнать в чем заключается смысл жизни.

Такие занятия подходят как для детей, так и для взрослых . Самое главное – найти хорошего тренера, способного обучить не только правильно наносить или блокировать удары, но и откроет дверь в таинственный мир восточной философии.

Электронный ресурс Википедия, приводит следующее: айкидо представляет собой современное боевое искусство, созданное в Японии мастером Морихэем Уэсибой.

Является:

  1. гармоничным синтезом лучших компонентов традиционных боевых искусств,
  2. восточной философии,
  3. религиозных убеждений.

Считается, что айкидо будет сочетать в себе:

  1. слияние жизненной энергии и духа,
  2. достижение гармонии между ними.

Сам мастер Уэсиба хотел получить такой вид единоборств, который помогал избежать получения травм не только самим бойцом, но и его соперником. Все это вполне в духе философии и к стремлению самопознания и самосовершенствования.

Основные принципы

Те, кто занимается айкидо на профессиональном уровне, хорошо знают, что главным принципом этого болевого искусства является умение обратить силу противника против него самого. Это можно сделать только, осуществив полное слияние с сознанием противника. И такое единение должно позволить буквально «читать» соперника, точно зная, его действия и мысли. Это связано с тем, что считается важным именно единение разума и тела относительно законов Вселенной.

Самое главное остановить противника до того момента, как он сможет причинить вред как тому, кто защищается, так и себе.

Какое допускается оружие?

Говоря о боевых искусствах, стоит назвать то оружие, которое может быть использовано . Тем более, что использование его является вспомогательным разделом, больше необходимым для отработки техники и культуры работы руками и передвижения.

Все дело в том, что техника работы без оружия, имеет в своей основе правильное подъеме и опускании рук. Причем очень важно уметь удерживать центральную линию, относительно соперника. Особенно важно проводить такие упражнения с напарником, добиваясь своевременности движений.

Так как школ, практикующих айкидо очень много.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Использоваться следующие виды оружия:

  • для тренировок применяется меч из дерева – боккэн;
  • специальный деревянный шест – дзё, длина которого может достигать 128 см, в зависимости от роста и умения . При этом диаметр должен соответствовать 24-26 мм;
  • деревянный тренировочный нож – танто, имеющий длину в 30 см;
  • для более опытных бойцов может на тренировках применяться короткий стальной меч – вакидзаси, который использовали самураи;
  • может применяться бо - представляющее собой удлиненный вариант дзё, совмещенный с нагината - аналога глефы. Но этот тип оружия редко где используется на тренировках.

Причем нужно помнить, что не познав философии и не овладев своим телом и не научившись управлять разумом, применять оружие будет не так эффективно.

Различные стили айкидо

Рассматривая, что за спорт айкидо, стоит сказать, что сам мастер Уэсиба утверждал, что стилей айкидо будет ровно столько, сколько людей, готовых его практиковать.

На сегодняшний день известны следующие стили:

  • Дайто-рю Айки-дзюдзюцу – один из жестких стилей;
  • Айкикай – более мягкий, ненасильственный, но не менее эффективный;
  • Ёсинкан;
  • Ки-Айкидо;
  • Ивама-рю;
  • Томики-рю.

Эти и многие другие стили используют единую основу и философию, но при этом будут различаться по жесткости использования полученных знаний и отточенных умений.

Итоги

Каждый сам определяет, какой выбрать стиль айкидо что это даст лично ему и какие цели он будет достигать при помощи этого боевого искусства

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.



 

Возможно, будет полезно почитать: