Крестовский стадион схема секторов. Стадион «Зенит Арена» (43 фото)

Большие проекты всегда вызывают не менее большой интерес. Многие, особо не разобравшись, начинают их ругать. Это же проще всего! Другие, немного включив голову, восхищаются инженерными и техническими решениями. Не избежал этой участи и строящийся стадион «Зенит Арена» в Санкт-Петербурге. Проект сложный, дорогой, но безумно интересный в техническом плане. А некоторые решения, примененные на стадионе, просто уникальные.

Мне довелось провести на стройке один день и не раз удивиться многим интересным моментам. Но сначала немного истории.

С 1950 по 2006 году в Санкт-Петербурге на Крестовском острове находился стадион им. Кирова. Он являлся одним из самых больших стадионов в мире - был самым большим во всём Советском Союзе, России и Европе.

Последний официальный матч на том поле был сыгран 6 июля 2006 года, и уже к концу 2006 года стадион был демонтирован, чтобы на этом же месте начать строительство нового и почти самого дорогого стадиона в мире. Бюджет проекта примерно равен 35 миллиардам рублей.

И началась стройка…

В течении 2007 года было выполнено свайное поле и полностью завершены земляные работы. В 2008 году был готов проект, он прошел госэкспертизу, но из-за разных коллизий строительство было остановлено.

В декабре 2008 года работы по строительству были возобновлены. Но уже в декабре 2009 года после проверки проекта стадиона на соответствие требованиям FIFA выяснилось, что по ряду критериев уже строящийся стадион не соответствует этим стандартам. Основные претензии предъявлялись к конфигурации трибун (обеспечение комфортной видимости, расположение люков) и планировке подтрибунных помещений, которые были поделены мощными стенами на небольшие отсеки. Холлы и открытые пространства внутри практически отсутствовали. Для исправления выявленных недостатков в апреле 2010 г. был привлечен новый генпроектировщик - «Моспроект-4», имеющий большой опыт в проектировании спортивных сооружений (например, стадион «Локомотив» в Москве).

Планировка подтрибунных помещений, конфигурация трибун были приведены в соответствии с требованиями FIFA, предъявляемыми к стадионам такого уровня. Появились большие холлы и свободные пространства, были найдены места для размещения дополнительных кафе, баров на всех уровнях стадиона. В связи с вносимыми изменениями строительство было сново остановлено в декабре 2009 года и возобновлено в полной мере в августе 2010 г.

С 2008 года строительство ведет «Инжтрансстрой», входящий в структуру «Трансстроя».

Новый стадион в 2018 году примет матчи чемпионата мира. В том числе и полуфинал. Финальный же матч пройдет в Лужниках. Планируется, что к моменту окончания строительных работ стадион станет одним из самых технологически продвинутых и совершенных спортивных сооружений в Европе. На нём будут отсутствовать легкоатлетические дорожки и он будет предназначен только для проведения футбольных матчей.

Давайте посмотрим на это чудо инженерной мысли. Раскрою сразу несколько технических решений, на которых стоит заострить внимание:
- выкатное футбольное поле;
- огромный железобетонный мост пролетом 100 метров на котором находится трибуна;
- раздвижная крыша.

А остановка строительства пошла только на пользу. За это время свайное поле застабилизировалось и сейчас оно уже не дает осадок. С ним еще связана одна история. Дело в том, что первый генподрядчик («Авант») немного перестарался со сваями, и их получилось больше, чем надо было. В итоге несущая способность поля оказалась больше в два раза, чем было запланировано по проекту. Там вообще случилась темная история с ними… Но зато потом при изменении проекта это сыграло на руку - новый проект стадиона и все изменения прекрасно укладывались в лимиты весов и нагрузок. Только потребовалось сделать усиление ростверков под чашей стадиона.

Ну, хватит вступлений, пора смотреть!

1. Прекрасный вид со стороны Приморского района. Сам стадион напоминает летающую тарелку. Кстати, он имеет специально аэродинамическую форму, так как здесь особенно пришлось учитывать ветровые нагрузки.

2. На стадионе будут проходить все главные культурные мероприятия и концерты Питера. А еще представьте какой-нибудь рок концерт на этом стадионе...

3. Отрицательный угол фасада хоть и красив, но накладывает особые нормы при проектировании и расчетах. Так же от этого фасада ничего не должно отвалится при пожаре для обеспечения эвакуации зрителей. Вообще, пожарным нормам и безопасности на стадионе уделено самое пристальное внимание.

4. По площади это самый большой стадион в Восточной Европе.

5. В связи с тем, что погодные условия в Санкт-Петербурге являются неблагоприятными для роста травы зимой, а город является самым северным, из представляющих Премьер-лигу, авторами проекта было принято архитектурное решение, при котором поле стадиона будет выдвигаться за его пределы, а крыша будет раздвижной, чтобы закрывать поле во время непогоды и холодного времени года. Само поле будет жить на улице, обдуваемое морским ветром. В холодное время оно будет находиться в теплице. Но, самое главное, естественный газон будет получать необходимый солнечный свет для своего роста. А внутри стадиона, уже без футбольного поля, можно проводить концерты, выставки и другие массовые мероприятия, не боясь повредить газон.

6. Первоначальный проект стадиона был из немецкой стали. Но потом решили сэкономить и сделать все из железобетона. Но столкнулись с тем, что конструкции стадиона при использовании бетона стали сильно толще и архитектурный проект не вписывается в существующий конструктив. Пришлось делать запредельное армирование конструкций, но это все равно вышло дешевле, чем использование импортной стали. Сейчас чаша стадиона полностью готова, а металлоконструкции крыши сделана на треть.

7. Для монтажа 22 000 тонн металлоконструкций крыши применили необычный метод. Обычно создаются временные опорные конструкции, и на них ведется монтаж. Но такой способ не обеспечивает необходимую точность и, самое главное, для него требуется два 700 тонных крана. А на стадионе они никак не хотели помещаться.

8. Поэтому решили все сегменты крыши смонтировать на стапеле башенными кранами в одном месте, а потом по направляющим рельсам сдвигать в проектное положение. Этот способ сложнее и требует больше временных конструкций, но в итоге дает высочайшую точность сборки и выигрыш по времени.

.::кликабельно::.

9. Пока в нагромождении строительных конструкций трудно увидеть что будет, но рендеры это позволяют.

10. Стадион в футбольной конфигурации.

11. Решение было очень не однозначным и оно встретило много противников. Но начавшийся монтаж крыши показал, что это правильный путь.

12. Каждая колонна временной конструкции имеет уникальный проект и крепление в чаше. Какие-то колонны ставятся прям на трибуны, но большинство пронзают их до необходимой отметки.

13. Самая изюминка стадиона - мост, который обеспечивает выкатку поля на улицу. Пролет плоского перекрытия более 100 метров! Это уникальная конструкция из предварительного напряженного железобетона. Максимальный нормативный прогиб нижней плиты моста по её центральной оси (посредине пролёта) - 210 мм, а расчётный - 87 мм. На этом мосту находятся трибуна с фанатским сектором (это значат прыжки и прочие футбольные радости) и часть крыши. По сути, это как кусок пирога, который отрезан от остальной конструкции и живет своей жизнью.

14. Внутри трибун в этом секторе не будет баров, ресторанов и других помещений. Только диафрагмы жесткости и небольшие комнатушки.

15. Сейчас мост полностью готов. Нет, вообще удивительно. Ладно бы это был свод, я еще понимаю. Но плоское перекрытие с такими допусками… Фантастика.

16. А это конструкция футбольного поля. Вес ее около 7,8 тысяч тон. Первоначально предполагалось, что конструкцию будет заталкивать под стадион гидравлика, но это медленно, сложно и не надежно. В итоге эта часть тоже была перепроектирована - все футбольное поле будет чуть приподниматься на воздушной подушке, снимая часть нагрузки на ролики. А далее электромоторы в течении нескольких часов передвигают поле. В отличие от полсуток в случае с гидравлическими толкателями.

17. На северной трибуне расположился стапель, где собирают сегменты крыши.

.::кликабельно::.

18. Еще одной особенностью стадиона будет единый центр управления. Сюда будет стекаться вся информация о стадионе, о передвижении людей, о нагруженности магистралей и т.д.

19. На стадионе будет смонтирована система видеонаблюдения, которая в реальном режиме времени позволяет отслеживать любого зрителя от входных кордонов безопасности до его места на трибуне. Система сразу идентифицирует его билет, портрет и его послужной список болельщика.

20. Под крышей будет стоять система дымоудаления и пожаротушения. Все это тоже, естественно, уникально. В случае системы пожаротушения, то она сможет действовать весьма локально. Если кто-то пронес файер (вдруг) и зажег его, то система распознает место (соотвественно вычисляем кто это), вокруг места создается водяное облако из распылителей, а сверху из брандсбойта подается вода именно на этого человека. Полный космос, короче.

21. Реконструированный фонтан, который был около стадиона имени Кирова.

22. Но, пора подняться наверх, на стапель. Видите наклонную серую штуковину? Это пилон, на которой будет опираться крыша, помимо стен. Ферма под пилоном - временное сооружение на период монтажа крыши.

23. Приморский район.

24. Входная группа реставрирована не вся, а частично: реставрированы сами павильоны, а фонтан и лестница реконструированы.

25. Сейчас первые два сегмента собраны и потихоньку движутся на свое место на южной трибуне. Но из-за того, что мост там закончили недавно, то сейчас надо ждать, пока смонтируют направляющие рельсы, по которым и перемещаются сегменты.

26. Какое-то грандиозное царство фермчатых конструкций и металла.

.::кликабельно::.

27. На стапеле сегменты собираются с высочайшей точностью. Далее они готовятся к транспортировке, где стыкуются с уже готовыми и установленными сегментами крыши. По сути, это будет бублик. А по центру раздвижной сегмент крыши.

.::кликабельно::.

28. Не читая ниже попробуйте догадаться, как сегменты скользят по направляющим?

29. Пилон крупным планом. Много вопросов вызвал его отрицательный угол работы. Логичнее было бы сделать его положительным, то есть он смотрел бы тогда наружу. Но современные методы расчета и моделирования позволяют реализовать очень смелые проекты.

30. Первоначально крыша опиралась только на эти пилоны, но в итоге пришли к выводу, что это слишком рискованно и решила часть нагрузки передать чаше стадиона.

31. Кардан, который передает усилия от тросов на сегмент. Дело в том, что сегмент передвигается по кривой, а усилие от домкрата прикладывается только прямо.

32. Для монтажа крыши были построены два «рельсовых» пути.

.::кликабельно::.

33. Домкрат. На удивление весьма скромный.

34. Решено построить станцию метро «Новокрестовская» на Невско-Василеостровской линии, которая к 2017-2018 годам станет промежуточной станцией между станциями «Приморская» и «Улица Савушкина». Говорят, что даже уже в этом году начнутся работы.

35. А вот и отгадка про трение. Скольжение обеспечивают листки фторопласта.

36. Только подкладывай новый и конструкция весом от 621 до 1113 тонн скользит как по маслу.

37. Красота стыков и болтов.

38. Строительство Западного Скоростного диаметра. Кстати, вокруг стадиона будет парковка всего лишь на 4000 мест. При вместимости стадиона в 68 000 мест, это означает, что всем придется добираться общественным транспортом.

39. И несколько рендеров стадиона. Посмотрите, какая красота будет.

На последок небольшая история с названием. Дело в том, что официального названия у стадиона нет. Его еще предстоит утвердить Топонимической комиссии. А название «Зенит Арена» прижилось с легкой руки строителей.

Строительство стадиона "Зенит-Арена" является самым долгим мероприятием в российском футболе. Долгострой начался в 2007 году и не завершился до сих пор, сроки сдачи объекта постоянно откладываются, а стоимость растет изо дня в день. В газетах регулярно появляются обнадеживающие заявления подрядчиков и руководителей про строительство стадиона.

"Зенит" уже заждался новой арены, но повлиять игроки на скорость воздвижения никак не могут. Итак, перенесемся лет на десять назад, когда только появилась идея о строительства нового стадиона.

2005 год

В марте 2005 года появилась информация о том, что на Крестовском острове будет снесена арена имени Кирова, а на ее месте начнется с нуля строительство стадиона. "Зенит" тогда еще был далек от кубка УЕФА и Халка в составе. Руководство объявило, что новая арена будет стоить сто пятьдесят миллионов долларов, а вместимость составит 50 тысяч зрителей.

Уже в апреле появилась концепция будущего стадиона. Основой стал "Олд Траффорд". Позже эта идея была раскритикована Демитом Момотом, который считал открытый стадион неподходящим для российского климата. Через полгода руководство заявило, что строительство стадиона "Зенит-Арена" уже стоит 250 миллионов долларов.

2006 год

В январе организаторы стройки пообещали сдать "Газпром-арену" (так планировали назвать стадион) к 2009 году. Уже тогда аналитики предсказали неоднократное перенесение сроков. В апреле вице-губернатор Санкт-Петербурга пообещал, что строительство стадиона "Зенит-Арена" стартует в конце нынешнего года.

Летом 2006-го был представлен проект арены, который разработала японская фирма. Строение должно было получить крышу в виде космического корабля с возможностью подогрева. Стоимость проекта составляла 225 миллионов долларов. В конце года был определен строитель. Им стала компания ООО "СИНТЕЗ-СУИ", которая обещала построить стадион "Зенит-Арена" за 6,7 миллиардов рублей.

2007 год

В марте Валентина Матвиенко заявила, что стройка завершится к концу 2008 года, а следующий сезон команда проведет на новом стадионе. Через месяц губернатор Петербурга сказал, что стадион "Зенит-Арена" получит выдвижное поле, которое стоит дополнительных денежных средств. В сентябре вице-губернатор дал заявление, в котором указал, что строительство идет с опережением графика. Он пообещал, что в декабре 2008 года арена будет готова.

2008 год

В марте сообщил, что воздвижение нового стадиона может подорожать. Для дополнительных инвестиций был привлечен "Газпром". Через месяц Александр Дюков дал понять, что в 2009 году новый стадион ФК "Зенит" не увидит. Сроки сдачи были передвинуты предположительно на 2010 год. Кроме того, стоимость стройки теперь составила 13-14 миллиардов рублей.

В середине лета случилось очередное подорожание стадиона "Зенит-Арена". Теперь цена составляла колоссальные 23,7 миллиарда рублей. Руководство пообещало, что вместимость составить 62 000 человек. В конце года было объявлено, что стройкой займется компания "Инжтрансстрой", которая заключила контракт на 13,2 миллиардов рублей.

2009 год

В апреле в СМИ появляется информация, что в 2010 году знаменитая Metallica выступит на открытии стадиона. В декабре прошла проверка строящейся арены, и было установлено, что она не соответствует требованиям ФИФА. Претензии были к расположению трибун и подтрибунным помещениям.

2010 год

В феврале 2010 года стадион решили сделать вместительнее (67 000), что повлияло на его стоимость. Из-за корректировок бюджета в апреле вновь увеличиваются сроки строительства. Из-за этого стоимость опять повышается. В конце года президент "Зенита" заявил о завершении перепроектировки арены. Новая вместительность составит 68000 человек.

2011 год

В январе Главгосэкспертиза приказывает демонтировать уже построенную крышу арены, что приводит к дополнительным затратам и переносу сроков сдачи. Теперь общая стоимость стройки уже составляет космические 33 миллиарда рублей. В октябре вновь сносят крышу, которая не понравилась заказчику. В ноябре назначают сдачу готовой арены на 2013 год. Стоимость возросла до 40 миллиардов рублей.

2013 год

В начале года опубликовано, что стадион готов на 34,4 %. В феврале следственный комитет начинает расследовать дело о мошенничестве, связанное со строительством арены. В деле фигурирует первый подрядчик и сумма в 500 миллионов рублей.

В марте руководство стройки обещает сдать арену летом 2016 года. Летом выясняется, что стройка стадиона "Зенит-Арена", которому предстоит принимать матчи домашнего ЧМ-2018, завершена лишь на 35%.

2014 год

В апреле назначена точная дата сдачи объекта - 15 июня 2016 года. Вице-губернатор исключил увеличение стоимости и назвал цифру в 34,9 миллиарда рублей.

2015 год

В марте закрыто дело о хищении 145 миллионов рублей. Причина - истечение срока давности. В ноябре было объявлено - первый матч на новой арене "Зенит" проведет в сентябре 2016 года. Через месяц дата вновь была передвинута на декабрь.

2016 год

В феврале подрядчик просит повысить сумму стройки до 35,3 миллиардов рублей. Летом пропадает 144,5 миллионов рублей, которые предназначались для установки видеотабло. Появилась информация, что рабочие не получают зарплату. 13 июля, по словам генерального подрядчика, состоялась попытка рейдерского захвата Не исключил он, что таким образом администрация города пытается оттянуть сроки сдачи объекта.

30-е годы было принято решение, что Крестовский остров станет местом для активного отдыха горожан (постановление объединенного пленума Ленинградского областного и городского комитетов (ВКПб) от 15 декабря 1934). Стадион на 100 000 зрителей должен был стать доминантой нового спортивно-развлекательного центра города. Его проектированием было поручено заниматься известному архитектору, профессору Академии художеств, почетному член-корреспонденту Королевского института Британских архитекторов Александру Никольскому.

Строительство началось в 1934 году. Только для создания нулевого уровня стадиона понадобился 1 млн м 3 грунта, еще 2 млн м 3 ушло на строительство самого холма. Помимо стадиона, проект должен был включить площадки для любительского спорта, яхт-клуб, центр парусного спорта, водный театр, пляж, трамплины, вышки, плавучие фонтаны и открытые бассейны.

Стадион был открыт 30 июля 1950-го года, здесь состоялся первый матч двух лениградских команд – «Зенит» и «Динамо». На церемонии открытия собралось более 110 тыс. зрителей. Спустя 30 лет, накануне Олимпиады 1980 года, стадион был реконструирован. Впоследствии реконструкции повторялись еще дважды: к Играм доброй воли (1994 год) и юбилею Санкт-Петербурга (2003 год).

Строительство стадиона «Зенит Арена» («Питер Арена») по проекту японского бюро началось в 2006 году. Первоначально работы выполняла компания «Авант», но вскоре заказчик проекта — Комитет по строительству Санкт-Петербурга расторг договор с «Авантом» и объявил новый конкурс.

Победителем нового конкурса в конце 2008 года стала компания «Трансстрой», к этому моменту реализовавшая большое количество знаковых проектов, в том числе, в области строительства спортивных сооружений и инфраструктурных объектов в Санкт-Петербурге. В 2013 году основные проектные вопросы были решены, при этом были сохранены все концептуальные основы проекта, заложенные Кисе Курокавой. Раздвижная крыша, «парящая» на 8 пилонах, выкатное поле, входы в виде порталов космического корабля и, конечно же, сама «тарелка», возвышающаяся на холме. За год до завершения капитально-строительных работ на стадионе — в мае 2015 года составляет более 70%.

Дизайн

В концепции стадиона, заложенной архитектурным бюро Kisho Kurokawa Architect&Associates, заложена идея стадиона-достопримечательности мирового масштаба, привлекающего всеобщее внимание прогрессивным дизайном и высокими технологиями. Одна из характерных особенностей стадиона — сочетание исторически сохраненных элементов стадиона (павильоны, лестница, фонтан) и высокотехнологичных решений, таких как выкатное поле и раздвижная крыша.

Внешний силуэт арены напоминает космический корабль-тарелку, приземлившуюся на остров. Масштабный купол арены опирается на 8 мачт и формирует образ парусника, гармонично вписывающий неземной объект в окружающий морской пейзаж. Материал, используемый для покрытия раздвижной части купола, светопрозрачная пленка ETFE помимо своего основного назначения – защиты стадиона от осадков и удержания тепла – может служить для проецирования изображения внутри крыши.

В концепции дизайна и отделке использованы строгие прямые линии, нейтральные цвета и светлые оттенки. При выборе материалов были учтены все требования по предъявляемой к ним прочности. Пол большей части зрительских зон будет облицован керамогранитной плиткой, стены окрашены, а потолки декорированы металлической решеткой. Для отделки использованы современные материалы высшего качества, прежде всего, российского производства. Для общественных зон, баров и ресторанов с прилегающими частями коридоров и холлов, как для активной публики, так и для зрителей категории ВИП, также выполнена функциональная современная отделка. Зона зрителей категории ВИП на центральной западной трибуне выполнена с отделкой клубно-ресторанного типа с использованием облицовки из дерева и мягкой мебели.

Схема стадиона «Санкт-Петербург»

Этапы подготовки

Стадион «Санкт-Петербург» стал похожим на окончательную версию в 2016 году, хотя темпы строительства снизились. Если говорить о готовности в процентах, то в начале прошлого года она составляла 82%. Это говорило о том, что к середине года стадион будет полностью достроен. Но из-за споров в финансовом вопросе между подрядчиком и администрацией города, процент строительства резко упал до 3.


Предварительно срок сдачи проекта был назначен на конец 2016 года. Но в сложившейся ситуации окончательный срок сдачи был под вопросом. Для проведения ФИФА необходимы гарантии готовности стадиона к началу 2017 года, в противном случае проведение мероприятия на данном месте будет невозможным. В итоге было найдено компромиссное решение, а строительство стадиона завершено на 100%.

Цифры

Готовый проект стадиона «Зенит-Арена» включает в себя следующие технические характеристики:

— вместимость стадиона на футбольных мероприятиях 68000 зрителей;
— вместимости стадиона на концертных мероприятиях 80000 зрителей;
— на верхних трибунах сможет разместиться 46000 человек, на нижних — 22000 человек;
— общая площадь арены составляет 287600 кв.м.;
— площадь коммерческих помещений 26000 кв.м.;
— внешняя парковка на 2732 места, внутренняя — 240 мест.

Транспортная доступность и благоустройство

Стадион расположен в живописном месте – на одном из самых больших и зеленых островов, омываемых Финским заливом — Крестовском. История Крестовского острова, как главного места для активного времяпрепровождения горожан, насчитывает более 100 лет. На протяжении более чем 50 лет здесь находился один из самых известных и крупных в России стадионов – им. Кирова.

Расстояние от стадиона до исторического центра города – около 8 км. Новый спортивный объект не изменит сложившейся панорамы в зоне исторической застройки. В ближайшем окружении – Приморский парк Победы и более десятка других спортивных объектов (велотрек, баскетбольный центр, яхтенный и гребной клуб, центр спортивных единоборств, теннисные корты и т.д.).

К Чемпионату мира по футболу рядом с ареной планируется строительство станции метро «Новокрестовская», пешеходного моста и яхт-клуба с причалом для общественного водного транспорта.

Как добраться до стадиона?

— доехать до станции метро «Крестовский остров», далее пешком до стадиона через главную аллею Приморского парка Победы - Батарейную дорогу (2,5 км, время в пути – 20-25 минут). Для тех, кому сложно преодолеть такое расстояние, организовано движение экомобилей до Велосипедной аллеи, сервис предоставляется бесплатно;

— по Яхтенному мосту. До Яхтенного моста можно добраться на трамвае № 19 от станции метро «Старая деревня» и № 48 от станции метро «Черная речка»;

— от станции метро «Выборгская» (шаттл S4), время в пути - около 22 минут. Остановка у метро «Выборгская» на существующей автобусной остановке на Лесном проспекте;

— от станции «Площадь Восстания» (шаттл S2), время в пути - около 35 минут. Остановка на Лиговском проспекте, между Кузнечным и Лиговским переулками (у дома № 30 по Лиговскому пр.), у входа в ТРК «Галерея».

В пятницу, 31 марта, генподрядчик – ОАО «Метрострой» – должен окончательно сдать заказчику , ныне фигурирующий под названием «Санкт-Петербург Арена». «Диалог» вспоминает все этапы стройки, за время которой успело пойти в школу и закончить её целое поколение петербуржцев, а финансовые затраты увеличились до таких размеров, что объект вошёл в непочётный пантеон самых дорогих спортивных площадок мира.

«Самое дорогое, что у вас есть»

«Зенит-Арена»… как много в этом слове. Вспомним, что во время выступления на втором тестовом мероприятии 22 февраля нынешнего года группы «Танцы Минус» её вокалист Вячеслав Петкун рассказал со сцены анекдот: «Прилетели на Землю инопланетяне и сказали: «Земляне, отдавайте нам самое дорогое, что у вас есть». Подумали земляне, и отдали… «Зенит-Арену». Для петербуржцев пресловутый стадион стал чётким синонимом долгостроя и ямы для бюджетных средств. Два или три года назад в соцсетях пользовалась определённой популярностью «фотожаба» на тему «Питер-2050»: на фоне сверкающего небоскрёбами Приморского района пролетает футуристический самолёт, а внизу… раскинулась стройплощадка, явно далёкая от превращения в готовый объект.

На самом деле, несчастья будущего стадиона начались задолго до того, как стартовало строительство. Дело в том, что стадион имени С. М. Кирова, на месте которого решили построить новую арену, являлся памятником истории и культуры федерального значения. Но 17 августа 2006 года на нём состоялся последний футбольный матч (между «Петротрестом» и щелковским «Спартаком»), а уже в сентябре площадку вывели из эксплуатации, чтобы к середине октября того же года снести окончательно. Для этого пришлось – вопреки возражениям общественности – лишить стадион охранного статуса.



Проект нового стадиона разработал японский архитектор Кисё Курокава. До того по его проектам были построены, среди прочего, арена Oita Bank Dome в городе Оита (также с раздвижной крышей и диаметром купола 274 метра) и стадион Toyota в одноименном населённом пункте (его крыша складывается, подобно мехам аккордеона). Автор проекта не дожил не только до открытия стадиона, но и до появления сколько-нибудь значимой его части в бетоне, поскольку умер 12 октября 2007 года от острой сердечной недостаточности.

Поначалу работы шли довольно бодро: уже в 2007 году было завершено свайное поле, а летом заложили первый камень новой арены. Губернатор Валентина Матвиенко заявила, что в марте 2009 года «Зенит» сможет сыграть первый матч на новой арене. Неосторожное заявление, потому что дальше начались странности.

Дополнительное время

Интересно, что доработанный проект стадиона был готов только в январе 2008 года, и к лету должен был получить согласование Главгосэкспертизы (соответственно, первые два года работы шли без проекта). В том же году на объекте в первый раз сменился генподрядчик – вместо компании «Авант» им стал «Трансстрой». В апреле президент ФК «Зенит» Александр Дюков заявил, что сдать стадион возможно будет в 2010 году.


фото ИА «Диалог»

2010 год наступил – и в мае гендиректор главного подрядчика, компании «Трансстрой», заявил, что объект можно будет сдать к концу 2011 года, если не возникнет новых вопросов у экспертов. Когда и этот срок наступил, сроки сдачи в очередной раз отодвинули на полтора года: дело в том, что проект опять пришлось перерабатывать в связи с изменением требований ФИФА и УЕФА.

В 2011 году, однако, стадион опять не сдали. Более того – новые изменения сроков принесла «смена караула» в Смольном. Ключевой для администрации Матвиенко проект (вероятно, Валентина Ивановна очень переживала, что не только не удалось достроить до её ухода на иной пост, но этот проект вообще очень сильно ударил по её имиджу) превратился в «чемодан без ручки» для нового губернатора Полтавченко. Речи о том, чтобы прекратить строительство (которое на тот момент было завершено не более чем на треть), конечно, не шло, но на несколько месяцев процесс затормозился из-за того, что финансирование было приостановлено — «до выяснения обстоятельств».

В 2012 году, когда на стадион уже было потрачено 14 миллиардов рублей, разгорелись новые скандалы. В сентябре, посетив объект, премьер-министр Дмитрий Медведев высказался о том, что это уже не просто долгострой, а национальный позор. Чуть позже досталось и губернатору Георгию Полтавченко: в эфире телеканала 100ТВ он неосмотрительно предложил болельщикам поучаствовать в строительстве стадиона, после чего во время матча на стадионе «Петровский» удостоился кричалки: «Губернатор-жлоб, продай дачу, дострой стадион».


фото пресс-службы Смольного

Заодно объектом (а точнее, расходами на его возведение) заинтересовались контрольные органы, заявившие о первых выявленных . В дело вступил такой тяжеловес, как председатель Счётной палаты РФ : его заинтересовало то, каким образом после победы «Трансстроя» на тендере с предложением построить арену за 9 миллиардов рублей её стоимость вдруг повысили ещё на 5 миллиардов.

Незадолго до начала нового, 2013 года городские власти озвучили новые сроки сдачи стадиона: 20 октября 2015 года. Но всё тот же Степашин в мае 2013 года , в которое, по его мнению, будет завершено строительство: конец 2016 года или начало 2017-го. Тогда это казалось, во-первых, далёким будущим, а во-вторых, по-настоящему позорным результатом. В итоге, как видно с высоты марта 2017 года, осторожный прогноз главы Счётной палаты оказался правильным, несмотря на попытки городских властей (в лице тогдашнего вице-губернатора Марата Оганесяна) делать «более лучшую» мину при плохой игре: в апреле 2014 года он заявил , что стадион должны сдать в мае 2016-го. Этого не произошло, а Оганесян в итоге лишился не только кресла, но и свободы. Тем не менее, в июле 2015 года сделал сменивший его Игорь Албин – к счастью, об этом потом не вспомнили.

Дальше работа шла более-менее по накатанной: в октябре 2013 года прошёл новый конкурс на достройку стадиона (в результате которого заниматься этим продолжил «Трансстрой»). Ещё два года процесс двигался, проценты на официальном «прогресс-баре» строительной готовности росли, хотя и как-то слишком уж постепенно: от 35 процентов в июне 2013 года к 70 процентам весной 2015-го и 80 процентам – в ноябре того же года. Но весной и летом 2016-го грянул скандал с генподрядчиком, закончившийся объявлением нового конкурса. При этом все понимали, что затягивать достройку стадиона уже нельзя, потому что это означало бы невозможность принять матчи Кубка Конфедераций и Чемпионата мира по футболу 2018 года. Такого скандала не потерпел бы никто, вплоть до президента.

В итоге 27 октября на арене сыграли первый , в феврале провели «проверочные», но вполне полноценные мероприятия – и . Побывавшие на них корреспонденты «Диалога» отметили, что стадион выглядит вполне готовым. Таки дождались!

Стадион, стадион… какой стадион?

Такой же «скользящей», как и срок сдачи, оказалась, собственно, и цифра затрат на строительство стадиона. Изначально в проекте называлась цифра в 6,7 миллиарда рублей, и эти средства должен был дать «Газпром» как владелец футбольного клуба «Зенит». А дальше, опять-таки, началось странное. В апреле 2008 года прозвучала сумма в 14 миллиардов рублей. Тогда президент ФК «Зенит» Александр Дюков объяснил такое подорожание отсутствием согласования проекта с Главгосэкспертизой, а также особенностями грунта. В октябре того же года оказалось , что строить стадион будут уже за бюджетные средства, так как Смольный решил не инвестировать деньги в «Охта-Центр» (решение, как оказалось позже, было правильным, так как проект провалился, однако взамен пришлось взвалить на город обязательства по арене). Получилось как в фильме «Место встречи изменить нельзя»: «Кофелёк, кофёлек… какой кофелёк?..» Заодно прозвучала и новая цифра: 23,7 миллиарда рублей, то есть в три с половиной раза больше изначальной.

Те, кого эта информация тогда шокировала (то есть, наверное, все горожане), вскоре поняли, что впадать в ступор им предстоит ещё не один раз. В 2010 году Главгоэкспертиза разрешила увеличить смету проекта до 33 млрд рублей, а в ноябре 2011 года – после многочисленных доработок проекта в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА, предусматривавших, в частности, увеличение вместимости арены – была названа новая сумма: 40 миллиардов . В октябре 2012 года в Главгосэкспертизу внесли для согласования обновлённую смету, которая «потолстела» ещё раз: теперь – до 43,8 миллиарда (по курсу на тот момент – около $1,4 млрд, что делало стадион вторым по стоимости в мире). Наступивший двумя годами позже валютный кризис, с одной стороны, сделал рублёвые затраты менее тяжкими, а с другой – означал повышение валютных расходов ровно в той же мере, что вырос курс «зелёного».

Эту цифру затем не раз пересчитывали, поэтому к 2016 году стадион фактически «похудел» до 34,8 миллиарда рублей. Однако в июне 2016 года при корректировке бюджета к этой сумме добавили ещё 4,3 миллиарда. В итоге, как объявил уже в конце прошлого года сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов, свести смету к 41 миллиарду рублей, однако фактическая сумма всё равно оказалась выше. Каким же образом?

Как «сдать» объект, не сдавая его

В августе 2016 года на большой пресс-конференции председатель комитета по строительству Сергей Морозов за наделавшую незадолго до того много шума корректировку адресной инвестиционной программы (которая была истолкована так, что город забирает средства от строительства школ и больниц для того, чтобы доделать многострадальную арену). Заодно была объявлена новая дата окончания работ: 26 декабря. А поскольку незадолго до того на объекте сменился генподрядчик (вместо «Трансстроя», попавшего в тотальную немилость к городским властям за «уползшие» сроки завершения строительства и прочие «художества», на площадку пришёл «Метрострой»), такой оптимизм казался безумным.

Но 26 декабря, действительно, было о том, что строительные работы на «Зенит-Арене»… завершены – однако для того, чтобы стадион можно было использовать по прямому назначению, необходимы дополнительные работы, контракт на каковые и был заключён к «Метростроем». Занавес, facepalm.

«Поручение губернатора выполнено – до конца 2016 года введён в строй стадион с рабочим названием «Зенит-Арена», и у меня в руках акт ввода в эксплуатацию этого сложного, но очень важного объекта. Надеюсь, что совсем скоро культурно-спортивный стадион на Крестовском острове станет одной из точек притяжения и одним из любимых мест для жителей Санкт-Петербурга», — заявил 29 декабря вице-губернатор Игорь Албин, пребывая вместе с Полтавченко на стадионе после того, как Госстройнадзор на ввод в эксплуатацию.

Разумеется, к этой дате готовность объекта не дотягивала до вожделенных 100 процентов совсем немного. Тем не менее, городские власти заявили, что ещё три месяца (и 950 миллионов рублей) необходимы на окончательное, теперь уже совсем окончательное, доведение арены до ума – на установку и наладку оборудования, прокладку второстепенных коммуникаций и устранение новой неожиданной проблемы: вибрации выкатного поля. Затем, в начале января, с «Метростроем» ещё один «дополнительный» контракт на сумму 2 миллиарда рублей – эти деньги были необходимы на обустройство зон контроля доступа и на «приспособление арены к требованиям ФИФА». Под эту «адаптацию» можно, в принципе, подверстать всё, что угодно, но пятница, 31 марта – срок уже действительно последний из последних, потому что в третьей декаде апреля на арене должен пройти первый футбольный матч.

В итоге конечная, последняя, итоговая стоимость строительства, по оценке «Фонтанки» , составила 48 миллиардов рублей – это на 5 миллиардов больше последней официально утверждённой сметы. Часть этой суммы, впрочем, город надеется вернуть, отсудив у «Трансстроя». Удастся ли это сделать – вопрос открытый.

Быстрее, выше, дороже… ещё дороже!..

Собственно, такая стоимость не только кажется запредельной, но и обеспечивает «Зенит-Арене» место в ряду самых дорогих стадионов мира (пусть и далеко от первой тройки). По крайней мере, в абсолютных величинах. А ещё стоит учесть, что самые дорогие стадионы мира строятся, как правило, в странах со значительно более высоким показателем ВВП на душу населения – в первую очередь в США. Кроме того, значительную часть средств на их возведение вкладывают сами команды, спортивные лиги или частные инвесторы, которые затем получают, например, право присвоить объекту своё название (что мы и видим в случае трёх из указанных ниже арен). Итак — короткий экскурс в мир самых дорогих спортивных объектов планеты.


Пальма первенства принадлежит нью-йоркскому Yankee Stadium: площадка, расположенная в районе Бронкс, обошлась в 2,3 миллиарда долларов (131 миллиард рублей), из которых 1,2 миллиарда пришлось на бюджетные средства. Как и в случае с петербургским стадионом, строительство сопровождалось многочисленными скандалами – по финансовым вопросам (естественно), а также в связи с утерей территории зелёных насаждений, так как арену возвели на месте парка. В этом, правда, американцы приняли соломоново решение: в новый парк, удачно названный «Полем наследия» (Heritage Field), превратили территорию снесённого старого стадиона, так как новый объект построили не на месте прежнего, а через дорогу от него. Арену начали строить, кстати, в том же 2006 году, что и стадион на Крестовском, а завершился этот долгий и трудный процесс значительно быстрее: к апрелю 2009 года.


Более миллиарда долларов за «штуку» стоили и четыре других недавно построенных в США футбольных стадиона – MetLife под Нью-Йорком (1,6 миллиарда), AT&T в Далласе/Форт-Уэрте, Levi’s в Сан-Франциско (по 1,3 миллиарда) и U.S. Bank в Миннеаполисе (1,1 миллиарда). Эти арены, кстати, являются открытыми – без крыши. Затмить их всех обещает (по стоимости) новый Los Angeles Stadium в Калифорнии: на него предполагается потратить 2,66 миллиарда долларов… но только частных средств, которые вкладывает в проект спортивный магнат Стэнли Крёнке (ожидая, что удастся получить налоговые льготы от властей).


Сингапур, Национальный стадион (январь 2014 г.) Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Среди финалистов «ценовой гонки» – как ни странно, и Национальный стадион в Сингапуре. На нём имеется не только раздвижная кровля (благодаря которой здание имеет статус самого крупного купольного сооружения в мире с диаметром 310 метров), но и сдвигающийся первый ярус. Такое инженерное решение было применено для того, чтобы арена могла принимать не только футбольные матчи, но и крикетные, и легкоатлетические состязания. Стадион был построен за три года – после того, как в 2010 году был снесён находившийся на этом же месте предшественник – и открылся в июне 2014 года. Причём, как и в случае с петербургской ареной, не обошлось без задержки… на целых два месяца. Стоимость строительства составила 1,87 млрд сингапурских долларов (то есть 76 млрд рублей по нынешнему курсу). Нужен ли Сингапуру (фактически – городу-государству, которое никогда не блистало достижениями своей футбольной сборной) такой гигантский и баснословно дорогой объект – вопрос открытый. По крайней мере, «Город льва» может себе это позволить.


Нужно упомянуть и лондонский стадион «Уэмбли», также созданный на месте снесённой прежней арены и открытый в 2007 году. Стоимость его строительства составляет по меркам 2017 года 947 миллионов фунтов (по текущему курсу – 67,3 миллиарда рублей). Знаковый элемент его конструкции – наклонная арка, поддерживающая всю массу северной части раскрывающейся кровли и около 60 процентов массы южной половины. Другая крупная (и дорогая) новая арена в Лондоне – Олимпийский стадион, построенный специально к открытию ОИ-2012. Его строительство обошлось в 486 миллионов фунтов (£608 млн, если сделать поправку на изменения курса), и ещё 274 миллиона ушло на последующую реконструкцию для соответствия требованиям IV категории УЕФА. В сумме – около 63 миллиардов рублей.


Для сравнения: самым дорогим культурным объектом в мире (и единственным, строительство которого обошлось более чем в миллиард долларов США) является Elbphilharmonie в Гамбурге. Вот нам и разница в приоритетах…

Что в имени тебе своём

Наконец, переменчивым оказалось даже само название будущего стадиона. Рабочим его обозначением было «футбольный стадион в западной части Крестовского острова», но пока ещё не был снят вопрос о финансовом участии «Газпрома» в строительстве, городские власти всерьёз рассматривали вопрос о присвоении объекту названия «Газпром-Арена». В декабре 2009 года председатель комитета по физической культуре и спорту городского правительства Вячеслав Чазов неожиданно заявил, что именно такое название получило больше всего голосов на конкурсе. Топонимическая комиссия в ответ указала, что проводимый комитетом конкурс являлся неофициальным, тогда как в голосовании, организованном самой комиссией, название «Газпром-Арена» шансов на утверждение не имеет.

«Скорее всего, стадион будет «Крестовским» или «Приморским» - по Приморскому парку Победы, в котором он находится», - передавала тогда «Карповка» слова члена ТК Алексея Ерофеева.

Другими популярными у участников опросов на эту тему названиями стали «Петербург-Арена», «Зенит» и, как ни странно, «стадион имени Кирова». Добавим, что в феврале 2014 года фракция КПРФ в Законодательном Собрании внесла предложение о присвоении именно последнего названия строящейся площадке, однако успеха не добилась. А поскольку давно было известно, что стадион будет эксплуатировать футбольный клуб «Зенит», название «Зенит-Арена» прочно закрепилось за ним до присвоения официального имени, в том числе – в народном сознании.

В итоге, однако, ФИФА утвердила название «Санкт-Петербург Арена», под которым стадион принимал февральские мероприятия. В будущем оно может снова измениться: в ходе второго теста – то есть концерта 22 февраля – вице-премьер Виталий Мутко ФК «Зенит» «продать» имя стадиона спонсору, чтобы получать от него деньги на содержание объекта.

Итог

В конце концов, величайший петербургский долгострой современности всё-таки завершён. Для этого понадобилось потратить десять с половиной лет, сумму, сравнимую с десятой частью бюджета Петербурга за год, и не поддающееся исчислению количество нервных клеток горожан. Чего стоит одно только прошлогоднее решение о перераспределении средств АИП, истолкованное петербуржцами однозначно (и со злорадством подхваченное в иных кругах)! Промежуточным итогом стало, среди прочего, Георгия Полтавченко (сделанное в марте 2015 года, когда исход строительства стадиона был ещё далеко не определён) о намерении Смольного отказаться в перспективе от подобных «мегапроектов», требующих больших расходов бюджетных средств.

Конечный вердикт выносить пока рано: стадион ещё не вошёл в нормальную рабочую колею, не подсчитаны-пересчитаны все денежные затраты. В том, что подобные пересчёты ещё будут, сомневаться не приходится: федеральные власти в лице министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова уже заявили о необходимости аудита крупных спортивных строек, в том числе «Зенит-Арены». Это значит, что упала ещё не последняя голова того, кого признают виновным (или хотя бы крайним) в неудачах и растратах при строительстве, и не перемещён с одного счёта на другой последний рубль. Мы наблюдаем последнюю главу, но не эпилог этой долгой и поучительной истории.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

7 мая довелось посетить вторую "тестовую" игру Зенита на новеньком стадионе на Крестовском острове. Примечательна она была тем, что организаторы в дополнение к самому стадиону тестировали ещё и схему доставки болельщиков на игры июньского кубка Конфедераций. Метро около арены достроят только к следующему лету, поэтому пока маршруты следующие:


  1. От метро "Крестовский остров" через Приморский парк победы. Чуть меньше 2км пешком, 25 минут.

  2. От метро "Старая Деревня" и "Черная речка" на трамваях 19 и 48, выйти на пересчении ул Яхтенной и Савушкина и пешком, через новый Яхтенный мост дойти до стадиона. От остановки до входных групп окло 1,7км, 20 минут пешком. Я прогулялся этим маршрутом, было интересно посмотреть на трамваи и новый мост!

  3. Всякие экзотические варианты с бесплатными автобусами-шаттлами от разных станций метро. С этим даже не пытался разбираться, ибо понятия надежность и скорость в моем понимании с массовыми мероприятиями несовместимы.

Схема для лучшего понимания местности

Угол Яхтенной и Савушкина. До начала матча ещё целый час, но болельщики уже активно подтягиваются к стадиону. Впрочем, и к находящемуся по соседству парку 300-летия Санкт-Петербурга сегодня повышенный интерес - там в честь праздников расположились лагеря военной техники, старой и новой, а так же устраивались разнообразные военно-патриотические движухи. Я не попал, и теперь немного жалею.

Спешить мне пока некуда, поэтому задерживаюсь на остановке и разглядываю трамваи, развозящие болельщиков. Эта парочка только едет подбирать зрителей. В первом трамвае ничего особенного, новый, но уже относительно распространенный у нас продукт Усть-Катавского вагоностроительного завода. Такие начали в 2013 году в центре появляться, на возрожденном 3-м машруте, и вот потихоньку расползаются по городу.

Следующий за ним тип уже интереснее, это тверской "Витязь". Мне такие раньше вообще не встречались, но оно и не удивительно, в городе они используются только с этой зимы, да ещё и в тех районах, в которых я бываю нечасто. Это подтверждается и бортвым номером, по которому легко определяется гость из другого трамвайного парка.

Теперь о грустном. Новые трамваи - это очень хорошо, но факт того, что их специально загоняют "под игру" на эти маршруты оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, получается наглядная демонстрация трамвая, как самостоятельного городского транспорта (не только лишь метро!), быстрого, современного, удобного и способного переваривать большие потоки людей. С другой - горький привкус показухи, так как на следующий день "Витязи" и прочие приглашенные гости опять будут заменены на старенькие ЛВС-86. Надеюсь, что хотя бы к 2018 смогут укомплектовать эти маршруты нормальным транспортом на постоянной основе. И заменить пути хотя бы на пересечении с автодорогами:)

Заканчиваю с транспортом и отпраляюсь в сторону стадиона, по нечётной стороне Яхтенной улице. Очень много машин! Удивительно, но думал, что про новый мост никто особо и не вспомнит, и в его окрестностях будет малолюдно. Как бы не так! Не только пешеходы, но и автомобилисты решили воспользоваться преимуществами альтернативного маршрута. Логика понятна - "Запаркуюсь у "Карусели"/"Питерленда"/на Яхтенной/у парка, а дальше быстренько пешком по мосту". Вот только таких хитреньких было сильно больше, чем парковочнх мест, которых в окрестностях парка в выходные и так дефицит. Образовался локальный транспортный коллапс, поэтому автомобилистам советую машину оставлять подальше от Яхтенной. С которой после игры потом ещё и выехать будет ой как непросто...

С благоустройством на этой стороне Яхтенной пока беда, в какой-то момент тротуар заканчивается и начинается вытопатнный "газон", после которого нужно протискиваться к мосту между стройкой и дорогой.

Страждующие найти парковку. Автомобилистами рулит ДПС, людские потоки организовывали волонтёры, ребята в красных жилетках. А вот что там делал представитель Парковок Петербурга в сером, для меня осталось загадкой.

Дошёл до моста! 7 мая его открыли для публики первый раз, и надо понимать, что это пока тестовый режим. В дальнейшем предполагается подстветка, дорожная разметка и прочий декор. Пока готово только самое необходимое. Газоны вот только-только обозначили свежей землей:) Это не дело, конечно, ничего хорошего в таком грунте само не вырастет, особенно если в дальнейшем не прикрыть их оградками от толп болельщиков.

Атмосфера футбольного праздника, только ради нее иногда стоит выбираться на игру!




Вид на Яхтенную улицу. Так себе вид:). Интересно, какое впечателние будет складываться у иностранцев о Петербурге после путешествия на стадион этим маршрутом? Советские панельные дома выглядят стремно, но вот виды с моста их компенсируют. Или нет? Что думаете?

Дядьке футбол безразличен, у него рыбалка сегодня!

А в парке праздничная движуха. Пока проходил по мосту, началась высадка морского десанта, с выстрелами, дымовой завесой и прочими спецэффектами!

А это уже Крестовский остров, самая западная его часть. Остров слегка расширили в сторону залива, чтобы было место для ЗСД и будущей станции метро. Синие заборы вдали - это городок строителей, где-то там и будет вестибюль "Новокрестовской".

Идёт активное благоустройство. Лет через 10 здесь будет красивый парк, ну а пока так... Досадно видеть, что природе придётся начинать здесь всё сначала, раньше за стадионом был очень зелёный, даже слегка дикий район, не думал, что так мало смогут сохранить от него.

Мост пройден, вот и стадион! Наконец-то вблизи на него нормально посмотрю, а не из окна автомобиля проносясь мимо по ЗСД!

Подошёл поближе, убедился - арена вблизи действительно выглядит ужасно:) Всегда досадно видеть, когда замысел архитекторов оказывается нарушен в мелких деталях и материалах. Если кто не понял, я сейчас о композитных панелях, разноцеветных стеклопакетах на лестницах и белых рамах, на которых они деражатся. Материалы по цвету и качеству соответствуют торговому самострою где-нибудь в Адлере, но никак не "самому дорогому стадиону в галактике". Подозреваю, что такая "оптимизация расходов" на материалах - одна из причин, по которой пришлось в очередной раз менять подрядчика уже на финишной прямой строительства.

Сравните с одним из поздних рендеров проекта, по клику больший размер. Композитные панели намного меньше, стекла прозранее, рам вообще не видно. Вроде и мелочи, но на итоговое впечатление влияют очень сильно.

А что с остальными аспектами стадиона? Пока сказать сложно, работы на вспомогательных объектах еще идут, и мы видим пока тестовое, черновое функционирование арены. Например, не все входные группы ещё готовы, 7 мая пришлось идти главным, которые со стороны "Крестовской", проходить там досмотр-контроль, и потом уже подходить к нужному входу в сектор. У меня был "С", это около главной лестницы. А вот фанатские сектора, главная трибуна - это всё уже дальше, и если пришел на стадион со стороны Яхтенного моста, то идти к местам было бы совсем неудобно.

Инфраструктура до зоны безопасности пока не готова к массовому зрителю - урн мало, в туалеты очереди, газоны от зрителей защищены только игнорируемыми всеми табличками "По газонам не ходить"

Чем дальше от стадиона, тем лучше он выглядит! Самый выигрышный вариант - это с квадрокоптера вечером, когда расстояние и подстветка маскируют халтурное отношение к материалам:)
На этом снимке также видна и основная входная группа. "Дверей" более чем достаточно, за 20 минут до начала матча в очереди стоять почти не пришлось, досмотр-контроль прошел минуты за три. Проверяют тщательно.

Павильоны остались от старого стадиона. Надстроили полноценный третий этаж вместо балкончиков, перекрасили, поменяли окна. Вроде и выглядит неплохо, но мне не понравились. Как-будто какие-то детали убрали или халтурно восстановили. Долго рассматривал старые фото, но так и не понял, что именно не так. samiznaetekto , может, ты видишь, где схалтурили? Раньше было принято на стены по бокам от колонн большие плакаты вешать, может быть в этом дело?

Поднимаюсь по главной лестнице ко входам. Магазинов, как с сувенирами, так и с едой, хватает, и есть много свободного места для установки новых. Можно размещаться как снаружи, так и в подтрибунных помещениях, хот-догов хватит на всех!

Вид в сторону метро "Крестовский Остров". "Маршрутом 1" воспользовалось намного больше людей, чем новым Яхтенным мостом. 7 мая на новом стадионе было около 30 тысяч зрителей, это уже больше, чем 20+ помещавшихся на "Петровском". Новая арена рассчитана на 68 000 футбольных болельщиков. Для тех, кто не в курсе - нагрузку на новую арену поднимают постепенно, чтобы отработать все сценарии и процедуры.

Вход около главной лестницы. Здесь очередь, но можно зайти в стадион правее или левее и пройти к своему сектору уже внутри. Заскочив по пути в туалет или за хот-догом. Трюк про соседние входы рассказывали волонтеры-стюарды, но болельщики им не особо доверяли и не спешили расходится. Я поверил, попал вовнутрь за минуту. Впрочем, эта очередь двигалась тоже достаточно быстро, там в дверях только билеты проверяют. Сами двери неудобные, не автоматические раздвижные, а обычные и без фиксаторов.

Поле, триубуны, крыша. Где-то за 10 минут до начала матча, поэтому пока нижние сектора еще не заполнились болельщиками. На второй этаж пускали зрителей только у над нашими секторами, напротив пока пусто.

После первого тестового матча очень много было разговоров про некачественный газон, неоднородность цветра травы было видно и на этот раз. Я не знаю, насколько это на самом
деле критично, но эксперты пишут, что поле всё-таки запороли, основная причина - организационный бардак, при котором очень долго было не ясно, кто отвечает за состояние газона де-юре и де-факто. Аномально холодные апрель (снег и ночные морозы до -10 во второй половине!) и май тоже не добавили траве пышности и прочности. Хорошая новость в том, что проблема эта решается как минимум несколькими способами, и слишком уж переживать на этот счёт не стоит. Как и удивляться, ибо пословица про "первый блин" не просто так у нас в России популярна. Для тех, кто хочет узнать больше, советую статью на "Фонтанке", про страдания Зенита там можно пропустить, а проблемы газона описаны подробно - http://www.fontanka.ru/2017/05/10/025/ . Так же рекомендую пост lisaivolk о летящей из под ногу футболистов в разные стороны траве (Спойлер - это абсолютно нормально) - http://lisaivolk.livejournal.com/250400.html

Футбольная часть стадиона очень понравилась, если сравнивать с "Петровским". Самое очевидное - "Петровский" не был чисто футбольным стадионом, там были ещё беговые дорожки и прочая ерунда, отдаляющая зриетелей от поля. Здесь же трибуны практически нависают над газоном, и видно игру намного лучше. Второе - это кресла. Сидеть было удобно, задница не уставала. Место! Места было достаточно, и для ног, и в плечах, на "Петровском" при наличии габаритных соседей досидеть до конца тайма было проблемой.

Крыша 7 мая была открыта. Чаша стадиона хорошо защищена от ветра, но холодный воздух сверху проникает, поэтому одеваться нужно по погоде с небольшим запасом по утеплению, не рассчитывать на закрытую крышу и отсутствие ветра. С одной стороны, оно помогает, но с другой - ты полтора часа сидишь почти без движения, это совсем не то же самое, что полтора часа ходить пешком.

Места для прессы. Сначала подумал "А нафига столько? Окуда у нас столько журналистов и комментаторов?" А потом впомнил про Кубок Конфедераций и ЧМ-2018. Понаедут со всех стран!

Игра началась, но болельщики всё еще подтягиваются на свои места. Минут 15 после старта еще прибывали. Не расчитали с пробками или расстоянием от метро? Кружили вокруг стадиона? Или просто слишком долго перед матчем разогревались?

В перерыв взял себе чай (100р) и хот-дог(200р). По вкусу ничего особенного, по ценам - грабёж! Но это неизбежное зло массовых мероприятий. Точек общепита внутри самого стадиона предостаточно, но в очереди всё равно постоять придется. Если голод совсем одолел, то лучше выйти до свистка на перерыв. Принимают к оплате банковские карты, но не везде и лучше уточнять у продавцов. А ещё лучше подготовить заранее кэш, так как оплата проходила долго, а за тобой очередь страждующих, неудобно.

Туалетов на всех хватает. Мне оба раза попадались унитазы без воды, с этим непорядок.

Слышал жалобы на низкие потолки - смотрите сами. Не пять метров, как в сталинках, но и не критично низко. Придираются)

Досмотрел игру, грустный и замерзший пошёл в сторону дома. Сначала план был ещё чуть-чуть поснимать стадион и окрестности с нового моста, тем более что закатный свет и подсветка включилась...

Но май в Петербурге в этом году теплотой совсем не радует, поэтому предпочёл согреться быстрым шагом в сторону дома! Пока шёл к мосту, заметил все те же проблемы, что и по пути к стадиону - пешеходные маршруты в сторону моста не продуманы и не обозначены, поэтому упирался то в автобусную остановку, то в газон, то в забор. Надеюсь, этот момент организаторы к следющей игре учтут.

Спасибо за внимание! Буду рад вашим вопросам насчет стадиона, моста и окрестностей, а так же вашими впечатлениями от арены, если вы тоже сходили на игру!



 

Возможно, будет полезно почитать: