Незрячий школьник впервые выиграл олимпиаду по химии. Как добывают золото

В этом году российские ученики завоевали 18 золотых, 14 серебряных и 6 бронзовых медалей на международных олимпиадах. Самыми успешными для нас стали физическая и естественно-научные олимпиады.

Хочу сказать, что мы делаем всё возможное, чтобы создать хорошие условия для вашей подготовки. Мы участвуем не только в промежуточных олимпиадах, их мы всегда рассматриваем как генеральные репетиции перед международными этапами, которые являются для нас основными и самыми важными. 12 декабря наша команда вернулась из Амстердама с естественно-научной олимпиады. Все шесть членов команды получили золотые медали, - напомнила министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с победителями олимпиад.

В этом году задания Международной олимпиады по физике были сложнее, чем в прошлом. Требовалась подготовка на университетском уровне, - высказал свое мнение один из победителей Василий Югов.

Министр поинтересовалась: "Кто наши ближайшие конкуренты?" Ребята ответили: почти во всех дисциплинах - китайцы. "Как вы думаете, почему?"

По словам победителей олимпиад, причин несколько. В том числе - ранний и более тщательный отбор самых успешных учеников, высочайшая мотивация и нацеленность только на победу любой ценой, чтобы потом поступить в ведущие университеты мира. Победитель международной олимпиады по информатике, сейчас уже студентка Университета ИТМО Александра Дроздова, согласна, что начинать работу с одаренными детьми надо как можно раньше - с 6-го или даже с 5-го класса. Она ведет кружок по информатике для школьников средних классов и говорит, что интерес к дополнительным занятиям у них очень большой.

Талант сразу видно. У меня один такой ученик занимается в кружке. Сейчас он в 8-м классе, уверена, что он добьется большого успеха, - говорит Александра Дроздова.

Почти все школьники благодарили не только тренеров своих сборных команд, но и школьных учителей, которые обычно за свой дополнительный труд по подготовке олимпиадников ничего не получают. В России пока нет реестра или базы данных педагогов, которые могут разглядеть и воспитать талант. Но эта работа сейчас начинается в сочинском центре для одаренных "Сириус".

К сожалению, мало кто из победителей олимпиад видит сегодня себя в науке. Бизнес приносит больше денег и славы. Особенно сложно биологам, которым для научных исследований часто требуется современнейшее оборудование, которое есть на западе, но не у нас. Идет охота за нашими математиками. К примеру, одного из героев публикаций "РГ", победителя множества международных олимпиад и конкурсов по математике, выпускника МГУ, уже перехватили западные работодатели.

Кстати

Победители и призеры международных олимпиад могут поступить в вузы вне конкурса. Кроме того, в 2018 году льготы при поступлении дадут еще 97 олимпиад из особого перечня, утвержденного Минобрнауки.

Сборная Норвегии стала победительницей неофициального медального зачета зимних Олимпийских игр в южнокорейском Пхёнчхане. Норвежская команда завоевала 14 золотых, 14 серебряных и 11 бронзовых медалей. На втором месте - сборная Германии (14, 10, 7), на третьем - Канада (11, 8, 10). В пятерку лидеров также вошли команды США (9, 8, 6) и Нидерландов (8, 6, 6).

Российская сборная, выступавшая на Играх под нейтральным флагом и названием «Олимпийские спортсмены из России», расположилась на 13-м месте. На счету россиян две золотые, шесть серебряных и девять бронзовых медалей.

Ранее сегодня Международный олимпийский комитет оставил в силе декабрьское отстранение Олимпийского комитета России (ОКР) и не разрешил российским олимпийцам пройти под национальным флагом на церемонии закрытия Олимпиады в Пхёнчхане. При этом МОК не исключил, что статус России, сразу два представителя которой в ходе соревнований попались на допинге, может быть восстановлен вскоре после Игр в случае отсутствия новых нарушений.

Подробнее о последнем дне и закрытии олимпиады читайте в наших материалах:

Олимпиада 2018, медальный зачет: сборная России по хоккею впервые за 26 лет завоевала золото (ТАБЛИЦА)

25 февраля сборная России по хоккею с шайбой впервые в истории стали победителями Олимпийских игр. Медальный зачет Олимпиады на 25.02.2018.

В мужском финале встречались сборные Германии и России. Победу в овертайме одержала российская команда – 4:3. Счет в матче за 0,5 секунды до конца первого периода открыл Вячеслав Войнов. Во втором периоде броском с острого угла Феликс Шютц пробил Кошечкина и сравнял результат, пишет «Советский спорт».

В третьем периоде Никита Гусев броском в ближнюю девятку вывел россиян вперед, но Доминик Кагун почти тут же восстановил равновесие. После этого третью шайбу у немцев забросил Йонас Мюллер. На последней минуте в меньшинстве вновь сделал счет равным Никита Гусев.

В овертайме решающую шайбу забросил Кирилл Капризов.

Россия, таким образом, выиграла олимпийский хоккейный турнир. Сборная Германии стала серебряным призером Игр в Пхенчхане.

Отметим, что российские хоккеисты вышли в финал Олимпиады впервые за 20 лет. В последний раз сборная России играла в решающем матче Олимпиады в 1998 году и тогда уступила Чехии. Титул олимпийского чемпиона россияне в последний раз завоевывали в 1992 году, когда команда также выступала под олимпийским флагом. В финале Олимпиады в Альбервилле Объединенная команда переиграла со счетом 3:1 Канаду, напоминает РБК.

Для немецких хоккеистов Олимпиада в Пхёнчхане стала лучшей в истории. Ранее немцам дважды удавалось попасть в число призеров Игр, но оба раза они завоевывали бронзу. В финале Олимпиады сборная Германии сыграла впервые.

Олимпийские игры - 2018. Хоккей. Мужчины. Финал

Россия - Германия - 4:3 (1:0, 0:1, 1:2, 1:0)

1:0 - Войнов (Гусев, Капризов) - 19:59;

1:1 - Шюц (Мацек, Хагер) - 29:32;

2:1 - Гусев (Капризов) - 53:21;

2:2 - Кагун (Мауэр, Эхлиз) - 53:31;

2:3 - Мюллер (Эхлиз) - 56:44;

3:3 - Гусев (Зуб, Капризов) - 59:04;

Вторая золотая медаль на Олимпиаде 2018 позволила сборной России, выступающей в Пхенчхане под олимпийским флагом, переместиться в общекомандном зачете с 15 на 13 место. В активе нашей сборной 17 медалей (2 золотых, 6 серебряных и 9 бронзовых ннаград). Еще одну бронзовую медаль, напомним, после допингового скандала с призером ОИ керлингистом Александром Крушельницким, Россия была вынуждена вернуть.

А лидером общекомандного зачете стала сборная Норвегии, у которой 14 наград высшей пробы. Столько же у команды Германии, но меньшее количество медалей серебряной и бронзовых проб — она занимает 2-е место. И замыкает тройку сильнейших сборная Канады.

Олимпиада, 2018, медальный зачет на 25 февраля. Таблица

Медальный зачет Олимпиада 2018 — 25.02.2018 Пхенчхан — На каком месте Россия? Сколько золота у России?

МОК запретил российский флаг на церемонии закрытия Олимпиады.

Знаменосцем олимпийских атлетов из России на церемонии закрытия Игр в Пхёнчхане будет волонтер. Об этом ТАСС сообщила руководитель наблюдательной комиссии Международного олимпийского комитета (МОК) Николь Хевертц.

В воскресенье исполком МОК оставил в силе отстранение Олимпийского комитета России. Ожидается, что восстановление членства произойдет после того, как антидопинговые службы подтвердят отсутствие нарушений со стороны российских спортсменов на Олимпийских играх.

Президент МОК Томас Бах признался, что не знает, когда с ОКР будет снята дисквалификация. Главным критерием стала «чистота» допинг-проб, взятых у россиян на Олимпиаде в Пхенчхане, пишет «СпортЭкспресс».

» Когда именно ОКР восстановят в правах? Не знаю. Это зависит от тех результатов, которые мы получим, – подчеркнул Бах. – Если полученный результат покажет, что других случаев приема допинга нет, тогда ОКР автоматически становится членом МОК».

Международная олимпиада по физике прошла в Цюрихе. Честь каждой страны защищали пять человек.

После Румынской олимпиады выбрали восемь лучших, а по итогам Азиатской определились пять человек, которые и представляли страну на Международной олимпиаде по физике. Ее победитель, московский школьник Илья Кочергин, рассказывает, как все происходило.

Олимпиада проходила в два тура - экспериментальный и теоретический. На выполнение заданий каждого из туров отводилось по пять часов. Каждому участнику дали небольшой пакет с едой, так как сидеть непрерывно пять часов без возможности перекусить проблематично. На экспериментальном туре предлагалось решить две задачи, а на теоретическом - три. Они были довольно объемные. Для меня эти задачи не были сложными. Я, когда готовился к Олимпиаде, решил все задачи прошлых лет. На сборах мы тоже решали подобные. Я без проблем решил задачи экспериментального тура, а на теоретическом немного не успел закончить одно задание - не хватило времени. Мне понравились задания экспериментального тура, было интересно, - говорит Илья Кочергин.

Нас в поездке сопровождали представители МФТИ. Они переводили на русский язык условия задачи и в случае спорных ситуаций должны были подавать апелляцию. Мы их называли «лидерами». Они написали гиду результаты. Из пяти человек четыре получили золотые медали, один серебряную. Мы особо не проявляли эмоции, спокойно отреагировали, - рассказывает Илья Кочергин.

В неофициальном командном зачете наша страна заняла четвертое место. На первом месте оказался Китай, второе было за учениками из Тайваня, третья строчка досталась Корее. Наши основные соперники - это ученики из азиатских стран. У них очень серьезное внимание уделяется подготовке к олимпиадам. Учеников освобождают от основного образовательного процесса, и в течение года они только и делают, что готовятся к международной олимпиаде. Именно этим и объясняются их высокие результаты. Я, кстати, тоже иногда не успевал ходить в школу из-за подготовки к олимпиаде, но старался нагонять упущенное по основной программе дома, самостоятельно, - добавляет он.

Я закончил 11 класс лицея «Вторая школа», поступил вне конкурса как победитель Всероссийской олимпиады в МФТИ, на факультет общей прикладной физики. Почему я выбрал это учебное заведение? Во-первых, это один из лучших вузов, во-вторых, я смогу здесь дальше заниматься наукой. Студенты МФТИ со второго-третьего курса могут уже проводить научные исследования в лабораториях, - добавил Илья Кочергин.

Я начал заниматься физикой с седьмого класса, пытался еще и на математических олимпиадах выступать, но после двухнедельных сборов по физике в Белоруссии я понял, что мне она больше нравится, - пояснил Илья.

Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил Илью Кочергина с победой в международной олимпиаде по физике.

Москвич Илья Кочергин победил в международной олимпиаде по физике. Обошел соперников из 90 стран. Молодец! Поздравляю! - написал глава столицы в своем

Российские школьники завоевали несколько золотых медалей на завершившихся международных олимпиадах по физике и математике. Так, на 48-й Международной физической олимпиаде, прошедшей в Индонезии, россияне впервые в истории взяли пять золотых медалей. На олимпиаде по математике в Рио-де-Жанейро петербуржец Михаил Иванов завоевал одно золото, а российская команда заняла 11-е место.

  • Российские школьники на 48-й Международной физической олимпиаде в Индонезии
  • Пресс-служба Минобрнауки России

Участие в Международной физической олимпиаде принимали школьники из 88 стран. Российских учеников и их тренеров уже поздравила министр образования и науки России Ольга Васильева.

«Ещё со времён Михаила Васильевича Ломоносова Россия — одна из самых активных стран, участвующих в развитии физики как науки. Мы видели это в достижении наших учёных, мы видим это и в результатах наших молодых талантов. Хочу поздравить российскую команду с ярчайшим выступлением на Международной физической олимпиаде, откуда каждый участник привезёт с собой золотую медаль», — говорится в поздравлении Ольги Васильевой, опубликованном на сайте ведомства.

Российские школьники, чьи знания по физике были отмечены золотыми медалями, поделились с RT своими впечатлениями о прошедшей олимпиаде. Выпускник московской школы №1329 Дмитрий Плотников рассказал, что соревнование не обошлось без казусов. Так, экспериментальный тур был перенесён на день, поэтому участникам пришлось провести в ожидании несколько часов.

«В ожидании многие спали прямо на полу», — признался Плотников.

Рассказал выпускник и о том, как проходила подготовка к интеллектуальному соревнованию. По его словам, помогли сборы в Московском физико-техническом институте, где участникам «объясняли сложные темы на простом языке».

Тем не менее выпускник считает, что как бы ни было приятно получить золото, самой важной задачей на данный момент для него является поступление в хороший университет.

Другой обладатель золотой медали по физике, ученик физико-математического лицея-интерната из Республики Коми Кирилл Паршуков также поделился с RT подробностями проведения олимпиады, которая состояла из двух туров: теоретического и экспериментального.

Если теория показалась Кириллу несложной, то, по его словам, «эксперимент оказалось трудно выполнить за отведённое время». Однако никакие сложности не помешали школьнику завоевать золотую медаль.

Паршуков также отметил, что при вручении награды он ощутил «удовлетворённость от достижения цели, к которой шёл три года».

Руководитель российской команды, проректор по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Артём Воронов рассказал RT, что в сравнении со школьной программой задачи международных олимпиад очень объёмные — на решение трёх задач даётся пять часов.

«Ребята приехали за десять дней до начала олимпиады, и мы решали с ними достаточно длинные и сложные задачи — чтобы набить руку и освежить их знания. Это происходило в МФТИ, у нас там специальные тренеры, тоже бывшие олимпиадники», — отметил Воронов.

Он признался, что ребята очень эмоционально переживают олимпиаду, но сама она устроена так, что всё происходит в позитивной атмосфере.

«Все очень хорошо постарались. Это совместная победа, уникальная для России — никогда в истории не было пяти золотых медалей по физике, и мы, конечно, долго шли к этой победе», — добавил Воронов.

Отличились в Рио

В субботу, 22 июля, торжественной церемонией завершилась Международная олимпиада по математике, которая проходила в Рио-де-Жанейро. На ней российские школьники заняли 11-е место в командном зачёте.

Лучший результат среди россиян показал Михаил Иванов из Санкт-Петербурга. По сумме баллов он удостоился золотой медали и занял 14-е место в индивидуальном зачёте. В разговоре с RT школьник рассказал, что подготовка к соревнованиям проходила в Сочи, а также поделился мнением о самой олимпиаде в Рио.

Медалист отметил, что подготовка проходила в течение трёх недель в сочинском образовательном центре «Сириус». Причём, несмотря на интенсивную подготовку, школьникам всё же удалось отдохнуть и познакомиться с городом.

«Оставалось несколько часов свободного времени в день, мы смотрели фильмы, играли в теннис и волейбол, посещали экскурсии по Сочи», — рассказал Иванов.

Не забыл школьник поблагодарить и тех, кто помогал ему на пути к золоту.

«Олимпиада в этом году была трудная, и во второй день я мог написать лучше. Но я рад, что получил золотую медаль, в этом огромная заслуга наших лидеров — преподавателей, сопровождавших нас на олимпиаду и объяснявших англоязычным членам жюри, что мы написали в своих работах», — рассказал Иванов.

Химия знаний

Напомним, неделю назад российские школьники также завоевали два золота и два серебра Международной олимпиады по химии, прошедшей в Таиланде. Тогда в соревнованиях приняли участие представители 76 стран, а абсолютным победителем олимпиады стал московский школьник Александр Жигалин.

Ещё одно золото завоевал Руслан Котляров из Казани, с которым также удалось поговорить RT. Он признался, что перед международной олимпиадой шла очень интенсивная подготовка, хотя по факту задания оказались относительно нетрудными.

«В общей сложности мы почти месяц изучали химию по восемь часов в день без выходных. <...> Олимпиада была, в общем-то, лёгкая и вполне делаемая. Заданий было много, но в целом сильные участники могли ещё час сидеть проверять ответы», — рассказал Котляров.

Он добавил, что несмотря на концентрацию на соревнованиях, ребятам удалось завести много новых знакомств, пообщаться и познакомиться с культурой Таиланда. Школьники смогли увидеть красоты Бангкока и его окрестностей, включая руины древней столицы Сиама.

«Так как всю технику у нас отбирали — руководители команд переводят задания лично, а утечек допустить нельзя — у нас оставалось много времени для общения. Естественно, мы завели себе кучу новых знакомых. С ними было крайне интересно, и я буду скучать», — рассказал Котляров.

На двенадцатый день рождения родители подарили Дане Гаранину магнитофон с диском «Принц и нищий». Это была первая книга, которую он смог «прочитать» сам. Потом совершенно случайно у папы нашелся «Гаргантюа и Пантагрюэль» в записи. Даня влюбился в литературу. Хотел слушать еще и еще, но в магазинах, по крайней мере в то время, не так-то просто было купить хорошую аудиокнигу.

Ночи напролет маленький Даня листал радиочастоты, находил на разных станциях рубрику «Ночная книга» и слушал все, что попадалось. Так он узнал Ремарка, Набокова, фантастов Ефремова и Лема. А с тех пор как в 14 лет у Дани появился планшет, он сам решает, кого читать и чему учиться. На смартфонах и планшетах встроены специальные программы, озвучивающие информацию, это очень помогает незрячим людям взаимодействовать с миром. В списке Даниных интересов появились философия, богословие, физика и химия.

Химию Даниил выбрал из чисто прагматических соображений. Большинство областей знаний связаны с иллюстрациями и фотографиями, а неорганическую химию достаточно было понять в теории. Но с курсом органической, которая вся в картинках, начались те же проблемы. Даня читал об опытах и экспериментах и учился держать модели молекул и частиц в голове. Это называется мысленное конструирование. Маленькую молекулу представить совсем просто. Большие надо делить по частям и мысленно собирать. Например, нужно представить молекулу бензола и потом представить, что к ней слева прикрепили молекулу такую с тем-то или без того-то. Или представить метан и три бензольных кольца вокруг, присоединенных одинарной связью. Получится трифенилметан.

Даниил увлекся химией еще до того, как она началась по школьной программе. Он вообще за самообразование и самостоятельность. Загвоздка только в том, что даже самые умные и современные приложения не научились озвучивать всю нужную информацию. Поэтому Даня часто подходил с вопросами к учителю химии Людмиле Дамбовне Кекнохаевой. Чтобы ответить на них, ей приходилось глубоко погружаться в университетскую программу.
Кроме Людмилы Дамбовны, никто не знал, что Даня увлечен химией. Он ведь всегда чем-то увлечен: стихи, романы, шахматы. И только когда Даниил выиграл городской этап олимпиады, родители серьезно поставили вопрос о дополнительных занятиях именно по этому предмету.

В истории московской школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых еще не было олимпиадников по химии. Дети там, конечно, все талантливые. Кто-то занимается художественной лепкой, кто-то поет и играет на музыкальных инструментах, кто-то танцует и занимается спортом.

Но чтобы выбрать науку химию, чтобы освоить ее в таком объеме, да еще и стать лучшим на городском этапе всероссийской олимпиады школьников – такое впервые. Поэтому Даней в школе гордятся особенно.

Даниил и Людмила Дамбовна

«Он, конечно, никогда с этим не согласится, но мы считаем Даню гением. Он талантлив и гениален в том, что такую сложную науку понял в таком объеме. Школьная программа ему уже неинтересна. Мы с ним разбираем университетский курс. И в некоторых вопросах он разбирается даже лучше, чем я, потому что многое, что проходили в вузе, я уже забыла. А Даня своими вопросами заставляет вспоминать, и мне этот процесс очень нравится», – рассказывает Людмила Дамбовна.

История не знает слепых химиков, но Даня настроен это изменить

Иногда Людмила Дамбовна просит Даниила позаниматься с детьми из других классов, подтянуть их по школьной программе или подготовить к олимпиаде. Часто ребята сами подходят с вопросами и сложными задачками. Даня, конечно, никому не отказывает.

А вот на олимпиадах ему самому нужна помощь.

Без «чужих глаз» невозможно решить ни практическую часть, которая предусматривает эксперименты, ни теоретическую, если задание не переведено на Брайль.

На всех этапах олимпиады Людмила Дамбовна была ассистентом Даниила. Она зачитывала текст задачи, Даня обдумывал алгоритм действий, потом говорил, что и в каком порядке делать. Или, если это были теоретические вопросы, диктовал ответ, Людмила Дамбовна записывала и переносила на официальный бланк.

«На олимпиадах я записываю сам, но это условные записи, потому что далеко не все можно записать по Брайлю. Следующая трудность связана с домашней подготовкой. Некоторые задачи я читаю сам, а есть те, которые мне должен прочитать кто-то, объяснить, что там нарисовано. Задачи можно сканировать (прим.: в школе есть своя типография, где с помощью специального принтера можно распечатать текст по Брайлю ), но когда там вперемежку латинские и русские буквы, компьютер их путает. Икс как букву х обозначает.

Буквально на этом практическом туре была проблема. Надо было доливать серную кислоту, а вместо этого долили сульфат железа. Возникли некоторые сложности, но все можно было поправить», – рассказывает Даниил.

Никаких других способов незрячему человеку заниматься химией нет, поэтому история не знает слепых химиков. Но Даниил Гаранин серьезно настроен это изменить. Прежде всего, он хочет выпустить свой сборник задач. Кстати, задачи он пишет уже сейчас. Даня не сказал бы, что имеет склонность к преподаванию, но все теоретики преподают, значит, наверное, и он будет. Хотелось бы, конечно, сделать свой особый вклад в науку.

Сейчас открытия стали групповыми. Посмотрите на последние Нобелевские премии по физике и химии: группы лауреатов по двое и больше человек. Так что и Даниилу хотелось бы в чем-то поучаствовать.

Но ни задачника, ни открытий, скорее всего, не будет, если не поступить на химический факультет МГУ.

По закону незрячих абитуриентов на химфаки не берут, поэтому еще в начале учебного года Даниил стал посещать курсы по физике как альтернативный вариант. Химия, конечно, в приоритете. Мэр Москвы Сергей Собянин после победы Даниила на городской олимпиаде пообещал поговорить с ректорами профильных вузов о том, как Дане поступить, и договориться с потенциальным работодателем, чтобы он проходил стажировку во время учебы. Даня говорит, что с ним лично и с его родителями Собянин не связывался, но даже несколько строк в новостях – уже бонус.

Я не верю во вдохновение

Даниил занимается математикой, физикой, поскольку они связаны с химией. Играет в шахматы, но времени на это остается совсем мало. Много читает. Любимые авторы и произведения – Уильям Голдинг, «Повелитель мух» и «Шпиль», многое у Ремарка.

Чтение Даня часто совмещает с прослушиванием классической музыки. Любимое – четвертая симфония Брамса, Бетховен, причем не пятая и девятая симфонии, которые все знают, а третья и шестая; пятая симфония Чайковского. Увлекается богословием, даже ходил в воскресную школу при Храме Христа Спасителя. Со сверстниками общается мало, гораздо интереснее для него поговорить со взрослыми.

Даня – сверхсерьезный молодой человек. Возможно, таким зрелым его мировоззрение стало под влиянием рандомного набора книг, которые удавалось найти в записи. Возможно, еще почему-то – Даниил точно не знает. Он пишет рассказы и стихи, особенно ему нравится поэзия. Впрочем, в истории Дани «нравится» – это не совсем подходящее слово. Он ко всему приступает с умом, анализируя.

«Я не верю во вдохновение. У меня никогда не было вдохновения. Я всем говорю, что играть в шахматы, решать химическую задачу и писать стихи – это одно и то же. Сесть, сделать черновик и написать чистовик.

Я хотел бы иметь психологизм Достоевского, а с точки зрения стиля лучшим считаю Набокова. Но в чем особенность. Я же физически не могу писать реалистично, потому что это надо видеть, уметь схватывать детали. Проза – это описание, сцена, там всегда есть какие-то декорации. Я же стараюсь уйти от декораций. Я могу ошибиться. И кроме того, смысл описания в том, что оно должно будить в читателе какие-то чувства. Вещи не будят во мне никаких чувств. Старый шкаф. Может, для кого-то – это воспоминание, символ чего-нибудь. А для меня это шкаф».

Чувства у Даниила вызывают мысли. Он любит все системы организации информации: стихи, рассказы, задачи шахматные, химические, физические, математические, философию, изречения. Любит красивые решения задач, красивые повороты сюжета и красивые строки стихотворений. А собственные стихи Даниила пессимистичные. Он рассуждает о жизни и смерти, о заблудившейся одинокой душе.

Но я такой же наркоман,
Как те, что на игле.
В пустой душе самообман,
Мне скучно на земле.
Вдыхаю ароматы книг,
И словно кокаин
мне в кровь иллюзии проник.
Я потому один,
Что тусклый страх в груди моей
Сознание сковал.
Я предпочел игру теней
Живым. Я предавал
Себя так часто, что боюсь
Взглянуть себе в глаза.
Я отражению клянусь,
Что нет пути назад.
Но, силу воли потеряв,
Не верю в силу слов.
Себя в бессилии коря,
Быть сильным не готов.
Не оттого печальный стон
исторгну в тишине,
Что детства светлого лишен,
Что ныне горько мне.
Но оттого, что хороню
Наивную мечту,
Предав незримому огню
Иллюзий красоту.

На вопрос, есть ли в этих строках он или все это о лирическом герое, Даня не отвечает. Говорит, что его стихи – это символизм и предупреждение.

«Мой пессимизм – это призыв к серьезности отношения. Я человек, скажу сразу, с плохим чувством юмора. Я серьезно отношусь к жизни и призываю других серьезно относиться к жизни, к ее проблемам, к смерти. Легкомыслие – это одно из качеств, которое мне не нравится в людях.

Я люблю даже излишне серьезное отношение к жизни. Полная осмысленность существования. Чтобы все было зачем-то, не просто так».

Недавно Даниил ставил вопрос: может ли он написать пейзажную лирику. Получилось.

Безответные, безвопросные
Эти ветви, эти сосны,
Эти дни и небеса.
Нет посланий четких линий,
Горизонта полоса,
Купол выси, чистый, синий.
Ни в ответе, ни в вопросе
Не отыщешь жизни оси.
Смотришь, лежа на траве,
Как в лазури купоросной,
В беспредельной синеве
Кем-то вычерчены сосны.

– О чем ты мечтаешь, Даниил?

После долгого молчания Даня отвечает вопросом на вопрос:

– В каком смысле мечтаю?

– Ну, какой видишь свою жизнь через какое-то количество лет?

– Я хотел бы, наверное, получить звание доктора наук по химии. Сделать вклад в науку. Сделать вклад в литературу. Я пишу стихи. Это вполне возможно, это не то что мечта. Не такая, как в детстве я мечтал: вот хорошо было бы получить Нобелевскую премию. Сейчас я понимаю, что это ничего не решает. Ну на что мне Нобелевская премия? Вопрос в действительности. Вопрос же не в том, что вы сейчас берете у меня интервью, а в том, что я участвую в олимпиаде, и даже скорее в том, сколько у меня знаний и насколько они реализуемы.

У каждого человека есть реальные и потенциальные способности. Есть люди – и я опасаюсь такой судьбы – которые до двадцати с лишним лет выжимают все ресурсы своей жизни, очень талантливые люди, шахматисты, химики, физики. А потом как-то все затухает. Пожалуй, я не хотел бы такой жизни.



 

Возможно, будет полезно почитать: