Подвижная игра для школьников. Подвижные игры для младшего возраста. Упражнения с бросанием и ловлей

Методический сборник "Игры для учащихся младшего школьного возраста"

Учитель физической культуры - Сазонов Алексей Сергеевич
Школа - МБОУ лицей № 26, г.Шахты, Ростовская область

Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста.

ВВЕДЕНИЕВ данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет. В первой части сборника можно найти игры любой направленности, как для зала, так и для спортивной площадки. Многие игры можно включать в календарно-тематическое планирование как подвижные игры на уроках по кроссовой подготовке, легкоатлетической подготовке, гимнастике и при планировании вариативной части рабочей программы.
Во второй части сборника представлены только те игры, которые вошли в мое календарно-тематическое планирование по физкультуре для 1-4 класса (3 часа).

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

Дедушка-рожок
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка».
На игровой площадке проводят две линии на рассто¬янии 10-15 м. Между ними посередине в стороне чер¬тится круг диаметром 1-1,5 м.
Из числа играющих выбирается водящий («пятнаш¬ка»), но его называют «дедушка-рожок». Он занимает свое место в круге. Остальные играющие делятся на две ко¬манды и становятся в своих домах за обеими линиями.
Водящий громко спрашивает: «Кто меня боится?»
Играющие дети отвечают ему хором: «Никто!»
Сразу после этих слов они перебегают из одного до¬мика в другой через игровое поле, приговаривая:
«Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!
Дедушка-рожок,
Съешь с горохом пирожок!»
Водящий выбегает из своего домика и старается «за¬пятнать» (дотронуться рукой) бегущих игроков. Тот, кого водящий «запятнает», уходит вместе с ним в его дом-круг.

Не урони мяч
Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4-6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3-4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каж¬дый стоящий первым получает мяч и зажимает его меж¬ду ног.

Свободное место
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Осталь¬ные дети становятся в круг, очерчивая к тому же неболь¬шой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и иг¬рок - в другую. Каждый из них стремится быстрее обе¬жать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продол¬жается.

Дети очень любят бегать, прыгать, соревноваться.

Подвижные игры развивают не только ловкость, выносливость, быстроту реакции, но также многие из предложенных нами игр развивают внимание, логическое мышление, умение быстро переключаться.

Гуси-лебеди

Игра развивает реакцию и выносливость вашего ребенка.

На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2 — 3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка».

По сигналу — «Гуси-лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «Гуси-лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей».

Выигрывают игроки, ни разу не пойманные.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, выносливость, координация, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

По алфавиту

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное ко-личество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брю-неты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация

Количество игроков: 5 и более

Место игры: помещение

Успей подобрать

С этой игрой можно весело провести время в коллективе.

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 тенисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 2

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

Шишки, желуди, орехи

Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.

Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более

Место игры: улица

Птицы, блохи, пауки

Группа делится на две команды. Каждая команда в тайне от другой решает, кем она будет, — «птицами», «пауками» или «блохами». Две команды встают в линейки в центре зала лицо друг другу жест, обозначающий выбранное животное.

Пауки убегают от птиц, блохи от пауков, птицы от блох. Тот, кто не успел добежать до противоположной стены, переходит в другую команду.

Возраст: от шести лет

Цель игры: разрядка, концентрация внимания

Количество игроков: 10 — 30

Место игры: просторное безопасное помещение

Цель

Это интересная игра, развивающая ловкость, меткость и координацию. Дети стоят за линией круга. В центре круга — ведущий. У одного из игроков мяч. Те, что стоят за кругом, кидают мяч в ведущего, стараясь попасть в него, или передают мяч товарищу, чтобы тот сделал бросок.

Ведущий бегает, уклоняясь от ударов мяча. Игрок, который не попал мячом в ведущего, встает на его место.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, координация, ловкость, меткость, реакция

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Необходимы вещи: мяч

Дай руку

Перед игрой дети выбирают территорию, за преде-лы которой нельзя выбегать.

Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.

Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.

Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.

Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, ловкость, реакция

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Попрыгунчики — воробушки

Замечательная детская игра. Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела.

В центре круга находится ведущий — «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками».

Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают.

«Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга.

Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим и игра начинается сначала.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, ловкость, мышление, реакция

Количество игроков: 3 и более

Место игры: улица

Британский Бульдог

Играет влияет на выносливость и реакцию ребенка.

Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные — с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».

Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».

Возраст: от шести лет

Игра развивает : выносливость, реакция, сила

Количество игроков: 4 и более

Место игры: улица

Бездомный заяц

Интересная игра для детей младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки — зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц — охотником.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, выносливость, мышление, реакция

Количество игроков: 3 и и более

Место игры: улица

Белые медведи

Белые медведи — подвижная коллективная игра для детей младшего школьного возраста. Развивает активные творческие двигательные действия, мотивированные сюжетом игры.

На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место — льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке.

«Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого.

Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!».

«Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину.

Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат».

Когда будут переловлены все «медвежата» — игра заканчивается.

Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Примечание. Пойманный «медвежонок» не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил «медведь». При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

Возраст: от шести лет

Игра развивае т: ловкость, реакция, фантазия

Количество игроков: 7 и более

Три, Тринадцать, Тридцать

Три, Тринадцать, Тридцать — игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей. Может использоваться в школе на физкульт-минутках учеников младших классов.

Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел — какое действие обозначает. Игроки строятся в Шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук.

Если водящий (учитель) говорит «три» — все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» — руки на пояс, при слове «тридцать» — руки вперед и т. д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.

Возраст: от шести лет

Игра развивает : внимательность, реакция

Количество игроков: 7 и более

Лиса и куры

Играющие, изображающие кур, то взлетают на «насесты» (встают на рейки), то слетают на землю (спрыгивают с реек), то ходят около «курятника». «Лиса» находится поодаль. Подобравшись к «курятнику», она может осалить любого игрока, касающегося земли хотя бы одной ногой. Осаленного берет за руку и ведет в «нору». Но по пути встречается «охотник». «Лиса» выпускает «птицу», а сама убегает в «нору». «Птица» возвращается в «курятник», после чего «куры» слетают с «насестов». Игра повторяется 5—6 раз.

Достань орешек

Ребятам показывают белочку, рассказывают о ней и предлагают поиграть в игру. Подвешивают на нитках орешки. Детей учат, оттолкнувшись одновременно обеими ножками, подпрыгнуть и схватить орешек. Ребята подпрыгивают, пока не достанут. «Добычу» складывают в корзинку. Вместе с учителем ребята идут в другой конец комнаты, рассаживаются на стульях или на ковре. Учитель колет орешки и раздает ребятам. Слушают русскую народную потешку «Сидит белка на тележке, продает она орешки».

Достань колокольчик

Ребята сидят на стульях, им рассказывают о божьих коровках, показывают иллюстрации. Поют песенку:

Божья коровка, черная головка,

Улети на небо, принеси нам хлеба,

Черного и белого, только не горелого.

Ребятам раздают фигурки божьих коровок, показывают нарисованные на полу дорожки, путь к цветам на полянке (там развешаны колокольчики на нитках).

Ребята цепочкой бегут друг за другом. На «полянке» останавливаются, подпрыгивают, оттолкнувшись двумя ногами, дотягиваются до колокольчика. Попрыгав в высоту, дети спокойно возвращаются «домой».

Белки и собачки

Ребята встают в круг, выбирается водящий, он будет за собачку, все остальные — «белки». Водящий должен поймать мяч у «белок», которые перекидывают его друг другу.

Зайцы в огороде

Чертятся 2 круга, один в другом. Выбирается один ведущий — «сторож», остальные участники — «зайцы». «Сторож» стоит во внутреннем круге — «огороде». «Зайцы» находятся в большом круге и прыгают на двух ногах — то в «огород», то в свой круг обратно. По сигналу «сторож» ловит «зайцев», находящихся в «огороде», догоняя их до пределов внешнего круга.

Часовые и разведчики

Участники игры делятся на две равные команды: «часовых» и «разведчиков» — и выстраиваются в шеренги вдоль двух противоположных сторон площадки на расстоянии 10—20 метров одна от другой. Перед носками играющих чертятся линии, а посередине площадки на одинаковом расстоянии от команд рисуется кружок. В него кладут мяч или другой предмет.

Игроки команды «разведчиков» должны стараться унести мяч, а команда «часовых» должна его стеречь.

По сигналу 2 игрока (крайние с правого фланга каждой шеренги) выбегают на середину площадки к мячу. «Разведчик» делает различные движения, чтобы отвлечь внимание «часового» и унести мяч в свою команду. «Часовой» повторяет все движения «разведчика» и в то же время следит за мячом. Если «разведчик» схватит мяч, «часовой» старается его догнать и осалить, чтобы взять в плен. Если «часовой» не поймает «разведчика» с мячом до линии его «дома», то сам идет в плен на противоположную сторону и становится на левом фланге команды противника.

Игра продолжается до тех пор, пока не переиграют все «часовые» и «разведчики». В конце игры подсчитываются пленные в каждой команде. Выигрывает команда, имеющая больше пленных. Затем играют второй раз, поменявшись ролями. После второй игры опять подсчитывают пленных. Побеждает команда, сумевшая в роли «разведчиков» и «часовых» захватить больше пленных.

Можно играть и один раз. В этом случае игроки в командах рассчитываются на первый и второй. Играющие под первым номером в одной команде — «разведчики», а в другой — «часовые», у играющих под вторым номером роли меняются.

По условиям игры «часовой», не повторивший всех движений «разведчика», проигрывает. Ловить убегающего можно только до черты его «дома». Если, убегая от преследователя, игрок потерял мяч, он идет в плен.

Коршун и наседка

В игре участвуют 10—12 ребят. Один из играющих выбирается коршуном, другой — наседкой. Все остальные — цыплята. Они становятся за «наседкой», образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди — за «наседку». «Коршун» становится в трех-четырех шагах от колонны. По сигналу руководителя он старается схватить «цыпленка», стоящего последним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как «наседка» все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а вся колонна отклоняется в противоположную от него сторону.

Игра продолжается несколько минут. Если за это время «коршуну» не удастся схватить «цыпленка», выбирают нового «коршуна», и игра повторяется.

Охотник и сторож

Из числа играющих выбираются охотник и сторож. «Сторож» становится посередине площадки. Возле него чертят круг диаметром в 2 м, остальные играющие (звери) разбегаются по площадке в разных направлениях. «Охотник» гонится за ними, стараясь кого-либо запятнать. Пойманные отводятся в круг под охрану «сторожа». Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Но если «сторож» или «охотник» запятнают выручающего, он сам отправляется в круг.

Вырученные «звери» убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по усмотрению руководителя.

Лягушка и цапля

По углам большого квадрата ставят стулья, к ножкам которых привязывают веревку на высоте 40—50 см, образуя веревочный четырехугольник — «болото». Вокруг болота — «луг». Выбирают водящего — «цаплю». Остальные играющие — «лягушки». «Лягушки» находятся в «болоте», а «цапля» гуляет по лугу. По сигналу «цапля» идет на «болото» и ловит «лягушат». Они могут спастись, если успеют запрыгнуть на «кочки» — четыре гимнастических скамейки, стоящих за пределом «болота».

Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. 8 середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:

Мы — два брата молодые,

Два Мороза удалые:

Мороз — Красный нос,

Мороз — Синий нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

И начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Воробьи-попрыгунчики

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот», он помещается в центре круга. Остальные играющие — «воробышки» — становятся за кругом, у самой черты. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» — «воробышком», и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

Карусель

Играющие становятся в круг. На земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом кругом-кругом,

Все бегом-бегом-бегом.

Играющие двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде руководителя: «Поворот!» — они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь «сесть на карусель», т. е. взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места «на карусели» можно только до третьего звонка (хлопка). Опоздавший на карусели не катается.

Совушка

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные — жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает — все оживает!» все «жучки», «бабочки», «птички» бегают по кругу, «махая крылышками», «совушка» в это время спит, т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает — все замирает!» — «птички», «жучки» и «бабочки» останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а «совушка» в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в гнездо — середину круга; они тоже становятся Совушками и при повторении игры все вместе вылетают на охоту.

Волки во рву

Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70—199 см одна от другой. Это коридор, «ров». Линии могут быть не параллельными, а сужаться с одной стороны до 70 см, с другой — доходить до 100—120 см, чтобы в ходе игры ребята сами выбирали место, где им легче перепрыгивать «ров».

Двое водящих («волки») становятся во рву, остальные («козы») встают шеренгой на одной стороне площадки за линией «дома» (в 10—15 шагах от коридора). На другой стороне площадки линией обозначается «пастбище». По сигналу «козы» бегут из «дому» на «пастбище» и по дороге перепрыгивают через «ров». «Волки», не выходя из «рва», стараются осалить как можно больше «коз», за что «волкам» зачисляются очки.

После 3—4 пробежек выбирают новых «волков», и игра повторяется. Те ребята, которые ни разу не были осалены, считаются победителями. К ним причисляются и те «волки», которые набрали большее количество очков.

Веселые зверята

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома» на расстоянии 15—20 метров один от другого. Посередине площадки становится водящий. «Охотник», стоя лицом к ребятам, которые располагаются за одной чертой, громко считает: «Раз, два, три!» Все играющие хором говорят: «Мы веселые зверята, мы зайчата и бельчата, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» — и перебегают на противоположную сторону за линию другого «дома». Водящий ловит бегущих. Пойманные отходят в сторону. После этого водящий снова считает до трех, «зверята» повторяют речитатив и перебегают обратно. После трех- четырех перебежек пойманных пересчитывают, и они возвращаются в общий строй. Выбирают нового водящего, игра повторяется.

Правилами запрещается салить перебегающих за границей «дома». Спасаясь от преследования, нельзя забегать за боковые границы площадки.

Побеждают те, кто меньшее число раз был осален.

Воробьишки

Ребятам предлагают изобразить воробьишек, прыгать на двух ногах — показывают, как это делается: ноги слегка согнуть в коленях, отталкиваться двумя ногами, подпрыгнуть вверх.

Руководитель читает стихотворение:

Воробьишки, бойтесь кошки

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке.

По сигналу ребята подпрыгивают 4—5 раз на месте, затем берутся за руки, идут по кругу, останавливаются и снова подпрыгивают во время чтения стихотворения. Ребята сначала учатся прыгать по одному, затем парами лицом друг к другу.

Прыгайте, зайчата!

Ребятам говорят, что к ним в гости прискакал зайчик. Он здоровается с ребятами и рассказывает, какие у него сильные ноги. Зачем? Чтобы далеко прыгать, быстро бегать. Дети тоже должны двигаться, чтобы быть здоровыми и красивыми.

Читают стихотворение:

Прыг-прыг-скок

По двору, по улице.

Прыг-прыг-скок

По весенней лужице

Прыг-прыг-скок!

Детям предлагают побыть зайчиками. По сигналу ребята должны несколько раз прыгнуть вперед. Учитель хлопает в ладоши. Дети поворачиваются и прыгают обратно.

Гоп-гоп, мой конь

Ребятам показывают картинку, рассказывают о коне. Читают стихотворение:

Вы думаете, это — просто палка?

Это же лошадка!!!

Нет, я не шучу.

Со мной садитесь, покрепче держитесь,

По двору, по саду я вас прокачу.

Потом ребята свободно бегают — «скачут верхом на коне», подскакивают на месте, подгоняют коня: «Гоп-гоп!»

Бег сменяется подскоками и наоборот. Дети бегают, прыгают, топают ногами.

Лягушки

Мелом рисуют дорожку, вдоль на расстоянии 1 м раскладывают игрушки — лягушат. По другую сторону вдоль дорожки сидят ребята. Можно загадать загадку:

Скачет по дорожке,

Вытянувши ножки:

Ква-ква-ква!

Педагог показывает и объясняет, как нужно подпрыгивать на месте. Дети повторяют несколько раз. Потом им показывают, как нужно перепрыгивать через дорожку. Игра начинается по сигналу. Учитель следит, чтобы ребята немного наклонялись вперед, сгибали ноги в коленях, энергично отталкивались, прыгали вперед и вверх.

Боевые петухи

Чертится круг диаметром 2 м. Две команды становятся шеренгами напротив друг друга. Выбирают капитанов, которые посылают одного из своих игроков в круг. Каждый из них выгибает одну ногу, руки кладет за спину, и по сигналу участники поединка начинают плечом и туловищем выталкивать друг друга из круга, стараясь не вставать на вторую ногу. Нельзя также снимать руки со спины. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов, капитаны сражаются последними. Побеждает команда, в которой окажется больше победителей. Поединок заканчивается вничью, если оба игрока (в паре) оказались за пределами круга.

Играть можно и сидя. Пояс (тесьма) связывается кольцом. Играющие приседают и надевают кольцо на колени так, чтобы ноги нельзя было разогнуть. Руки просунуты под коленями. Прыгая в таком положении на носках, играющие стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто не удержит равновесия, проигрывает.

Игра должна проходить в пределах небольшой площадки, за границы которой выходить нельзя.

Охотники и лисицы

Площадка размером до баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего — «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие — «лисицы».

«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» 2 раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.

Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы продолжить салить «лисиц».

Игра идет до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником». Игра повторяется.

В процессе игры важно следить за тем, чтобы «лисицы» не забегали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником «охотника». Перед началом игры можно условиться, что салить нельзя, например, в голову, грудь и т. п.

Охотники и утки

Одна команда располагается по кругу диаметром 15—20 м. В середине круга произвольно располагаются игроки другой команды. «Охотники» стараются попасть мячом в «уток». Осаленные игроки выходят из круга. Через определенное время или когда все игроки внутри круга будут выбиты, команды меняются ролями. Побеждает команда, выбившая больше соперников или сделавшая это раньше.

Молчанка

Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то рассмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант, В конце игры ребята свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.

Коршун

Играющие выбирают «коршуна» и «наседку», остальные — «цыплята». «Коршун» роет ямку, а «наседка с цыплятами» ходят вокруг него и на распев говорят слова:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу.

По копеечке,

По совелочке.

«Коршун» роет землю, ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает, «Наседка с цыплятами» останавливается, спрашивает коршуна:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?

— Ямку рою.

— На что тебе ямка?

— Копеечку ищу.

— На что тебе копеечка?

— Иголочку куплю.

— Зачем тебе иголочка?

— Мешочек сшить.

— Зачем мешочек?

— Камешки класть.

— Зачем тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что?

— Ко мне в огород лазят.

— Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

«Коршун» старается поймать «цыплят», «наседка» защищает их, гонит «коршуна»: «Ши, ши, злодей!» Пойманный «цыпленок» выходит из игры, а «коршун» продолжает ловить следующих. Игра заканчивается, когда поймано несколько «цыплят».

Гуси-лебеди

На одной стороне площадки проводят линию, отделяющую «гусятник», а на другой стороне — линию, отделяющую «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка». Остальные игроки — «гуси» и «лебеди», они становятся в ряд в «гусятнике». «Волк» располагается посередине площадки. «Пастух», стоящий сбоку от «гусей», говорит:

Гуси-лебеди, гулять,

Пока волка не видать!

«Гуси-лебеди» летят на «пастбище», подражая птицам, гуляют там. «Пастух» говорит громко:

Гуси-лебеди, домой,

Серый волк за горой!

Гуси (спрашивают). А что он там делает?

Пастух. Гусей щиплет!

Гуси. Каких?

Пастух. Серых да белых!

После последних слов «гуси» бегут в «гусятник». А «волк» ловит их (до линии «гусятника»).

Пойманных подсчитывают и отправляют в «логово волка», где они остаются до его замены. С одним «волком» играют 2—3 раза. Затем выбирают новых «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечают лучших «гусей» (не разу непойманных) и лучшего «волка» (поймавшего больше «гусей»),

У медведя во бору

Выбирается один водящий — «медведь», он становится в углу площадки. Остальные играющие — дети, они располагаются на другой стороне площадки в своем «доме». Пространство между «берлогой» и «домом» детей — «бор». Дети идут в бор за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «медведю». Дети припевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит

И на нас рычит!

После последних слов «медведь», притворявшийся спящим, потягивается и бежит к детям, а они разбегаются в разные стороны, стараясь не попасться «медведю» и скорее прибежать «домой». «Медведь» стремится поймать их. Кого «медведь» поймает, тот меняется с ним ролью. Если ему не удастся никого поймать и все дети успеют спрятаться в домик, «медведь» возвращается в «берлогу» и продолжает водить.

Котята и щенята

Дети распределяются на две подгруппы — котят и щенят. «Котята» находятся около гимнастической стенки, «щенята» — на другой стороне площадки, в домиках за гимнастическими скамейками. Учитель предлагает первой группе детей-котят побегать легко, мягко. На слова учителя: «Щенята!» — вторая группа детей перелезает через скамейки и бежит за «котятами» лая: «ав-ав-ав». «Котята», мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. «Щенята» возвращаются в свои домики. После 2—3 повторений дети меняются ролями, и игра повторяется.

Бездомный заяц

Ребята-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу учителя «зайцы» выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгая на одной ноге. «Зайцы» спешат занять домик, но одному домика не хватает. Он становится бездомным «зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:

Зайцы в поле побежали,

По полянке поскакали...

Дети выбегают и резвятся на площадке. Игра продолжается.

Лиса в курятнике

Гимнастические скамейки ставят квадратом — это насест. На скамейках стоят дети — это куры. Внутри квадрата (курятника) бегает «лиса». «Куры» то спрыгивают с «насеста» и бегают по «курятнику», то залезают на него. «Лиса» старается поймать «курицу», которая хотя бы одной ногой касается земли. После того как «лиса» поймает 3—5 «кур», из числа самых ловких назначается новая «лиса». Игра повторяется 4—5 раз.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Откуда?

— Из города...

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания: ребята читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего.

Пчелки и ласточка

Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум-зум-зум!

Зум-зум-зум!

«Ласточка» сидит в своем «гнездышке» и слушает их песенку. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный играющий становится «ласточкой». Игра повторяется.

Воробушки и кот

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий -«кот» встает в середину круга. «Воробушки» то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна. «Кот» бегает по кругу и старается поймать их. «Воробушек», до которого дотронулся «кот», все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных «воробьев».

Мышка и две кошки

Нужно выбрать двух «кошек» и одну «мышку». Играющие встают в круг и держатся за руки. На противоположных сторонах круга «ворота» открыты, «кошки» вбегают в круг и выбегают из него только в открытые ворота. Перед «мышкой» же играющие открывают любые ворота. Если одной из «кошек» удалось поймать «мышку», она с ней встает в круг, а вторая «кошка» выбирает для игры других «кошек» и «мышку».

Дятел

Ребята собираются на площадке, выбирают водящего — «дятла». Все встают в пары и образуют круг, «дятел» встает посередине. Играющие ходят по кругу, и все вместе говорят слова:

— Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел отвечает:

— Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он «дятел». Игра повторяется.

Лиса и птицы

Ребята (птицы) — на скамейках, бревнах, пеньках (гнездах). В углу площадки — нора «лисы». Птицы вылетают поклевать вредных насекомых. По сигналу: «Лиса!» — все «птицы» летят в свои «гнезда». «Лиса» выбегает из «норы» и пытается поймать «птиц». Пойманных она уводит к себе в «нору». После двух повторений выбирают новую «лису».

Космонавты

Перед проведением этой игры можно провести с ребятами короткую беседу об освоении космоса, напомнить названия некоторых планет, рассказать о них.

Для игры надо заранее начертить в разных уголках площадки контуры ракет и в каждом контуре отметить по 3, 4, 5 мест для пассажиров, но так, чтобы для нескольких участников игры мест в ракетах не хватало. Можно возле ракет положить таблички с надписью: «Земля — Луна — Земля», «Земля — Марс — Земля», «Земля — Нептун — Земля», «Земля — Венера — Земля», «Земля — Сатурн — Земля».

Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Как только сказано последнее слово, руководитель дает свисток и все ребята разбегаются, стараясь занять любое свободное место на ракетах (сталкивать тех, кто уже стоит, нельзя).

Опоздавшие собираются в центре круга.

Охотник и зайцы

По залу в различном порядке лежат обручи — это домики «зайцев». Выбирается ведущий, который будет «охотником». По сигналу учителя: «В лесу спокойно!» — ребята прыгают в разных направлениях по залу. По сигналу: «Охотник!» — дети должны быстро допрыгать до «домиков».

Не оставайся на полу

Ребята встают в круг и считалкой выбирают водящего. После того как выбрали водящего, все ребята разбегаются. Водящий ловит только тех детей, которые находятся на полу, если ребенок находится на каком-либо возвышении, то его ловить нельзя. Тот, кого поймали, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.

Пустое место

Ребята стоят в кругу, выбирают считалкой водящего. Водящий идет за кругом детей и говорит слова:

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу,

К одному я подойду

И тихонько постучу.

Стучит в спину любого ребенка:

— Тук-тук-тук.

Ребенок отвечает:

— Кто там?

Водящий говорит: «Я — Вова, побежим на перегонки?»

Встают спинами друг к другу и после счета «Раз, два, три!» — бегут по кругу в разных направлениях и стараются быстрее занять пустое место. Кто прибежит вторым, тот водящий.

Подвижные игры для младших школьников имеют особенную значимость. Они служат не только физическому развитию, но и социальному. Поэтому, даже если ваш ребёнок посещает спортивные секции, поощряйте его играть с друзьями. Детям начинают нравится игры с множеством участников и более сложными правилами.

Итак, несколько простых подвижных игр для детей дома и на улице.

  1. Собачка.

Развивает координацию и ловкость.

Один из игроков встаёт в центр – он будет «собачкой». Остальные встают в круг и начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача «собачки» – поймать его. Когда мяч пойман, собачка встаёт в круг, а её место занимает тот, кто последним кинул мячик.

  1. Олимпиада.

К сожалению, игра в резиночки уже не так популярна, как раньше. Однако, можно приобрести резинку и научить ребёнка прыгать через неё или играть в «Олимпиаду». Эта игра подходит и для помещения.

Резиночка перекрещивается так, как показано на фото. Игроки говорят: «О-лим-пи-а-да», раскачивая резинку, и на последнем слоге запутывают её, поднимая или опуская руки, ставя ноги. Задача игроков – пролезть через резинку, не задев её. Коснувшийся проигрывает.

  1. Классики.

Мелом на асфальте рисуют крупные клетки с цифрами. Участники кидают камень на определённую клетку. При попадании нужно допрыгать до неё на двух или на одной ноге, не наступая на линии. При ошибке ход переходит следующему игроку.

  1. Десяточка.

Учит ловкости, координации движений, умению ждать своей очереди. Все по очереди бросают мяч разными способами, а остальные участники следят за правильностью выполнения. При ошибке мяч переходит к следующему участнику.

Движения могут быть следующие (как вы, так и дети могут придумывать свои движения на каждую цифру):

– 10 раз бросить мяч об стену;

– 9 раз бросить мяч об стену и поймать после отскока от земли;

– 8 раз бросить мяч об стену правой рукой;

– 7 раз – левой рукой;

– 6 раз бросить мяч под правую ногу, стоя боком к стене и поймать после отскока от стены;

– 5 раз – под левую ногу;

– 4 раза бросить мяч, повернуться вокруг себя и поймать;

– 3 раза бросить мяч, сделать 3 хлопка и поймать;

– 2 раза бросить мяч одной рукой, а поймать другой;

– 1 раз бросить мяч, повернуться вокруг себя, хлопнуть и поймать.

  1. Жмурки.

В неё иногда играют и раньше школьного возраста, однако, маленьким детям сложно соблюдать правила, кроме того, игра может вызывать дискомфорт. Только к школьному возрасту дети могут находиться достаточно длительное время с завязанными глазами.

Ребёнку завязывают глаза и раскручивают. Другие участники бегают рядом, а ведущий пытается их поймать. Можно договориться, что игроки будут хлопать, мяукать и т. п. Другой вариант – дайте каждому ребёнку по бубенчику, тогда водящий будет искать убегающих по звуку. Когда вода ловит одного из участников, он должен на ощупь угадать, кто перед ним прежде, чем пойманный станет ведущим.

  1. Карта сокровищ.

Взрослый прячет «клад» и предлагает детям найти его по карте. Обычно составляется карта для поиска каждой подсказки, так приключение длится дольше и становится интереснее. То есть ребёнок доходит по карте до дерева. Под деревом он находит ещё одну карту, на которой отмечено, как дойти до следующей подсказки.

  1. Крокодил.

Направлена на развитие воображения и театральных способностей.

Ребёнок загадывает слово и пишет его на листе бумаги. Потом он изображает загаданное жестами, позой и мимикой. Остальные угадывают, что показывает ведущий. Правильность догадки проверяется по бумажке с ответом. Следующим показывает тот, кто отгадал загаданное первым.

  1. Колечко-колечко.

Развивает внимание.

Все садятся в ряд и складывают ладони вместе. Водящий зажимает между рук колечко или другой небольшой предмет. Вода обходит всех детей, пропуская свои ладони между ладонями каждого из участников. Кому-то одному ведущий передает таким образом колечко. Потом вода говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Задача того, кому досталось колечко, – выбежать, а остальных – задержать его. То есть участники должны внимательно следить за действиями водящего и догадаться, кому из детей он отдал колечко.



 

Возможно, будет полезно почитать: