Правильное историческое фехтование, или что такое HEMA и с чем их едят. Что такое Historical European Martial Arts (HEMA)? История появления

24 октября на YouTube состоялась премьера документального фильма «Back to source» («Назад к истокам»), рассказывающего о людях, занимающихся историческим европейским фехтованием HEMAHistorical European Martial Arts»). Одна из ключевых тем картины - отличие реальных средневековых боёв на мечах от образа, который создаётся в фильмах и сериалах.

Сбор средств на съёмки и монтаж «Back to source» проходил с конца августа по конец сентября 2014 года. Авторам картины было необходимо 5,5 тысяч фунтов стерлингов, однако им удалось привлечь почти 7 тысяч. Основная часть этих средств пошла на подготовку реквизита и демонстраций боёв.

Полуторачасовая картина из нескольких частей представляет собой нарезку из интервью с людьми, занимающимися HEMA. Они рассказывают о том, что ими движет, о тонкостях производства аутентичных мечей, о сложности добычи информации из средневековых текстов и об отличиях реальных боёв с применением холодного оружия от тех, что показывают в кино.

По словам поклонников HEMA, они начали заниматься этим ремеслом, потому что «мечи - это круто» и потому что устали от постоянной гонки за новизной.

В фильме демонстрируется несколько видов боёв, которые обычно не показывают в голливудских фильмах. Например, в некоторых случаях рыцари в доспехах при столкновении один на один хватали меч за середину лезвия, превращая его в более манёвренный и лёгкий в обращении кинжал. Таким образом они могли извернуться и повредить противнику руку на сгибе. Одному из бойцов такая травма могла стоить жизни.

Бойцы HEMA, по их словам, со скепсисом смотрят на схватки с использованием мечей в голливудских фильмах. Например, столкновения в «Звёздных войнах» они называют чистой хореографией: актёры и каскадёры «танцуют» в кадре, даже не изображая желания друг другу навредить.

То же самое касается и фильмов о Средневековье или фэнтези вроде «Игры престолов». Бои в них выглядят опасными только из-за быстрого монтажа: на самом деле актёры целенаправленно бьют друг другу в мечи, не создавая для противника почти никакой опасности.

В реальных боях, которые практикуются в HEMA, динамика создаётся уже не монтажными склейками, а скоростью нанесения ударов, зачастую даже не имеющих явного замаха - чтобы соперник не успел парировать.

Реконструкция, как и любая историческая дисциплина, претерпевает постоянные изменения. Реконструкция сегодня - не то, что реконструкция вчера. Уже никому не нравятся сведеные кольчуги, уже никто не делаем мечи из подручного металлолома, а и требует от мастеров закупаться правильной сталью со сложной цифрой. Еще немного, и историческая реальность раскроется перед нами, как цветок под лучами солнца.

Однако реконструкция - дисциплина не только изменчивая, но и комплексная. С одной стороны - чего уж проще: взял меч и руби. Или алебарду - и руби сильнее. Но почему же тогда все без исключения источники говорят нам не просто о фехтовальщиках, но о фехтовальщиках, которые «учились владеть оружием с детства»? Ответ прост: искусство фехтования в «тогда» в первую очередь являются залогом не только здоровья и долголетия, но и успешного финансового положения,. Фехтование - это умение пользоваться не только и не столько оружием, сколько своим разумом и телом, причем в любой ситуации.

Именно на исследование этого вопроса направлена деятельность групп HEMA - Historical European Martial Arts. Сложилось так, чтопрямая традиция фехтования и борьбы в европе была прервана неумолимым техническим прогрессом. Эти группы изучают фехтование от начала его письменной истории - манускрипта I.33, до современного армейского штыкового боя.

Когда у техники нет живых представителей, приходится становится ее живым представителем самому. Занятие это трудное и долгое, ведь недостаточно просто изучить манускрипт - нужно ещё первести его с древне-непонятного языка на современный, понять, что именно хотел сказать автор, выяснить, какими способами может быть выполнен тот или иной прием, сотни раз повторить все эти способы - и только после нескольких десятков спаррингов с удачным его применением можно будет утверждать, что - да, Мароццо, Фиоре, Мейер делали это именно так. Данный подход к историческому фехтованию возник относительно недавно, и в мире не так уж много групп, которые этим занимаются. Однако их вклад в развитие чисто европейских боевых искусств уже настолько велик, что его признают и на международном уровне.

Итак, от слов к делу. Хочу показать и рассказать о том, что тако историческая техника и тактика боя, и почему реконструктору стоит иметь ее ввиду.

Первый ролик - школа The Real Gladiatores, многим исзвестная. Изображено там не просто «что-то их Тальхоффера», а принцнип развития и применения контрударов.

Классический длинный меч как он должен быть.

Второй ролик - не менее разнообразные развития и приемы + несколько более натуральных спаррингов.

Это только начало и верхушка айсеберга под назнванием «Исторические боевые искусства».
На загнивающем западе уже ддавно и стабильно проходят вполне официальные и вполне спортивные соревнования по «традиционным» боевым искусствам, и это не только бои на мечах и рапирах - туда входит и безоружный, и ножевой бой.
Ответить на вопрос «чем мы хуже?» предлагаю самим, а так же задуматься над тем, что нам нам мешает научиться применять то же самое в тяжелом пацанском бугурте или на правильных крутых маневрах с уколами - техника старого боя позволяет быть адаптированой и под то, и под другое. А главное - имеет много больше общих прав называться «реконструкцией», даже если на бойцах фехтовальные маски и тактические перчатки.

И добавлю, как «пользователь» этих самых техник - именно благодаря их изучению, я понял, зачем мечу гарда, и насколько важны такие мелочи, как положение ног или клинка при ударе.

18.08.2017, 12:28

За последнюю неделю несколько человек задали нам один и тот же вопрос: что такое намасник и вообще, нужно ли усиление на маску?

Историческое фехтование (HEMA - Historical European Martial Arts) предполагает использование более тяжелого оружия, нежели спортивные рапиры, шпаги или сабли. В связи с этим ударные нагрузки на маски (и на голову спортсмена) несколько выше. Одна маска не обеспечивает полностью адекватной защиты - необходимо использовать усиление «намасник». Также бытует мнение, что эта деталь продлит жизнь вашей маски.

На что прежде всего нужно обратить внимание при выборе данного аксессуара: степень защиты маски (насколько намасник ее закрывает), материал, прочность, вес, насколько хорошо он сидит на маске, удобство крепления, транспортировка, дополнительные детали, облегчающие жизнь в бою (не принципиально).

Расскажем на примере достаточно удачной модели от PBT.

В отличие от тренерских намасников, используемых в спортивном фехтовании, данная модель закрывает не только переднюю и верхнюю часть, но еще и затылок.

Накладка на маску выполнена из очень плотной замши, уплотнитель проложен равномерно по всей накладке, улучшенная защита с боков. Затылочная часть набита шести миллиметровым уплотнителем для максимальной защиты.

Используемые материалы обеспечивают прочность и легкость намасника, что немаловажно.

Посадка на маску - идеальная. Усиление легко надевать/снимать.

Крепления выполнены из широких резинок, которые расположены под подбородком и на затылке. Последнее имеет закрепку на широкой липучке, для того чтобы настроить накладку (при необходимости).

Как хранить-перевозить? Производители учли и этот момент! Армирование легко складывается и за пару секунд превращается в пласт высотой пару сантиметров.

Хотим отметить, что PBT первыми разработали специальные отверстия с двух сторон, которые позволяют лучше слышать. Эта деталь является приятным дополнением, к которому пришел производитель, основываясь на многолетнем опыте и пожеланиях фехтовальщиков.

Накладка на маску от PBT выпускается универсального размера, а значит подойдет для любой спортивной и тренерской маски. А если вы уже успели познакомиться с от PBT, для нее имеется подобная побольше (размер также универсален).

А на видео всем известный Matt Easton детально рассматривает все ее преимущества.

27.03.2016, 12:20

24 октября на YouTube состоялась премьера документального фильма «Back to source» («Назад к истокам»), рассказывающего о людях, занимающихся историческим европейским фехтованием HEMA («Historical European Martial Arts»). Одна из ключевых тем картины — отличие реальных средневековых боёв на мечах от образа, который создаётся в фильмах и сериалах.

Сбор средств на съёмки и монтаж «Back to source» проходил с конца августа по конец сентября 2014 года. Авторам картины было необходимо 5,5 тысяч фунтов стерлингов, однако им удалось привлечь почти 7 тысяч. Основная часть этих средств пошла на подготовку реквизита и демонстраций боёв.

Полуторачасовая картина из нескольких частей представляет собой нарезку из интервью с людьми, занимающимися HEMA. Они рассказывают о том, что ими движет, о тонкостях производства аутентичных мечей, о сложности добычи информации из средневековых текстов и об отличиях реальных боёв с применением холодного оружия от тех, что показывают в кино.

По словам поклонников HEMA, они начали заниматься этим ремеслом, потому что «мечи — это круто» и потому что устали от постоянной гонки за новизной.

В фильме демонстрируется несколько видов боёв, которые обычно не показывают в голливудских фильмах. Например, в некоторых случаях рыцари в доспехах при столкновении один на один хватали меч за середину лезвия, превращая его в более манёвренный и лёгкий в обращении кинжал. Таким образом они могли извернуться и повредить противнику руку на сгибе. Одному из бойцов такая травма могла стоить жизни.

Бойцы HEMA, по их словам, со скепсисом смотрят на схватки с использованием мечей в голливудских фильмах. Например, столкновения в «Звёздных войнах» они называют чистой хореографией: актёры и каскадёры «танцуют» в кадре, даже не изображая желания друг другу навредить.

То же самое касается и фильмов о Средневековье или фэнтези вроде «Игры престолов». Бои в них выглядят опасными только из-за быстрого монтажа: на самом деле актёры целенаправленно бьют друг другу в мечи, не создавая для противника почти никакой опасности.

В реальных боях, которые практикуются в HEMA, динамика создаётся уже не монтажными склейками, а скоростью нанесения ударов, зачастую даже не имеющих явного замаха — чтобы соперник не успел парировать.

Картина «Назад к истокам» доступна для бесплатного просмотра на YouTube. Дополнительные средства, собранные на Kickstarter, авторы использовали, чтобы перевести её на пять языков, однако среди них нет русского.

(Вадим Елистратов)

У любого явления есть причинно-следственная связь. Ничто не возникает из ниоткуда и ничто не исчезает в никуда. Даже если поначалу Вы не задумываетесь «почему?», то потом обязательно приходите к вопросу «а как?». Так и с HEMA . Так ли это на самом деле или нет, но все начиналось так…

Появление HEMA в Европе в виде, близком к нынешнему, можно со всей ответственностью отнести как минимум к Викторианской Англии, «когда несколько членов Лондонской стрелковой бригады принялись под руководством одного энтузиаста-исследователя древних видов оружия и способов его применения за изучение древних методик работы мечами, обнаруженных в старых итальянских и французских, а порой и английских книгах» . Не исключено, что подобные интересы возникали и в более ранние периоды и в других странах.

Представители MHFA в национальной библиотеке г. Валетты, Мальта

Современное же течение Historical European Martial Arts (HEMA) , также часто называемое как Western Martial Arts (WMA) , существует уже около 20 лет. Аббревиатура HEMA используется в основном клубами и школами Европы и в ряде других стран. Аббревиатура WMA в основном используется в США. В конце 80-х профессором Ханс-Петер Хилс (Hans-Peter Hils) была написана диссертация о важном научном значении фехтовальных трактатов в изучении истории литературы Германии. Впоследствии, опираясь на его работу, профессор Райнер Велле (Rainer Welle) написал о мастерах по древнему рукопашному бою, преподававшемуся в немецких школах. Обе работы стали фундаментальными для течения, которое сегодня называется HEMA . Диссертации, помимо массы полезной информации, содержали в себе информацию о манускриптах, их местонахождении в библиотеках и даже коды, по которым их можно было там отыскать.

В середине 90-х некто Кристоф Кайндель (Christoph Kaindel) , впоследствии ставший одним из основателей школы фехтования «Lichtenauer Fechter» , перевел манускрипт Зигмунда Ринека (Sigmund Ringeck) на современный немецкий язык. Впоследствии этот перевод сделал возможным появление первого официального руководства по историческому фехтованию, написанного Джоном Клементсом , руководителем школы фехтования эпохи Ренессанса «The ARMA» .

В конце 90-х появляются различные клубы и школы, изучающие и практикующие HEMA . Большинство из них расположено в Центральной Европе. Основной целью последователей и активистов HEMA становится поиск манускриптов и трактатов, их изучение, перевод на современный язык, транслитерация текстов (перевод рукописных текстов в удобный и читаемый вариант), интерпретация написанного в соответствии с нынешним восприятием прошлых эпох и с учетом уже известных исторических фактов о культуре, быте и философии народов, живших в эти эпохи. Так начинается увлекательное путешествие в удивительный мир HEMA .

По началу большинство клубов действует независимо друг от друга. Но с развитием новых возможностей в коммуникации и обменом информации (большим объемом информации: фото, видео, тексты), развитием Интернета и появлением социальных сетей, уже накопленной клубами большой информационной базой, появилась возможность сотрудничества независимо от географического положения клуба или школы.

В 2001 году появляется европейская коалиция HEMAC — Historical European Martial Coalition . В тоже время организуется международный слет любителей и активистов HEMA во французском городе Дижон (Dijon) , на базе школы HEMA «De Taille et d’Estoc» . С тех пор «Dijon» проводится каждый год уже более 10 лет, привлекая в свои ряды представителей HEMA клубов и школ со всего мира. На протяжении последнего десятилетия появляются другие альянсы и коалиции, о которых можно прочитать в разделе «Ассоциации HEMA» и которые позволили максимально расширить кругозор и географию интересов поклонников HEMA .

II Международная конференция 2012 года, Ассоциация исторического фехтования Мальты (MHFA)

В настоящее время интересы HEMA и WMA охватывает более чем 2000-летний период развития фехтовального искусства, начиная с эпохи римских гладиаторов. Если говорить о литературном наследии, то это почти 700-летний период, начиная с первых работ средневековья начала XIV века и заканчивая XX столетием, вплоть до Второй Мировой войны. Появляются новые интерпретации старинных манускриптов, переводы на английский язык, новые книги современных авторов, изучающих HEMA . Активистами HEMA проводятся локальные и выездные семинары и мастер-классы, показательные выступления, турниры. Подобная деятельность позволяет обмениваться научными и практическими наработками в изучении HEMA .

Если обратиться к первоочередным приоритетам HEMA сообществ, о которых как правило пишется в разделе «Цели и задачи», то сразу обращаешь внимание, что сообщества стараются максимально дистанцироваться от:

  • Medieval & Renaissance Re-Enactors (Реконструкция Средневековья и эпохи Возрождения );
  • Society for Creative Anachronism (SCA) (Общество творческих анахронистов );
  • Stage Combat enthusiasts (Сценическое фехтование );
  • Live Action Role Players (LARP) (Живая история или Ролевое фехтование );
  • Sport/Olympic Fencers (Спортивное и Олимпийское фехтование );
  • Asian Martial Artists (Восточные боевые искусства ),

хотя не отрицают, что любой человек самостоятельно может принимать участие в любом из этих направлений. Правда, последнее время в связи с большим наплывом желающих заниматься HEMA , появлением новых клубов и объединений, эти границы в некоторых случаях могут стираться и ты думаешь: «Это все-таки реконструкторы, занимающиеся HEMA , или практики HEMA , ударившиеся в реконструкцию?». В основном это происходит по тем же причинам, что и у нас — за счет пополнения людей увлекающихся RPG и LARP. Кроме того, эта грань менее ярко выражена в странах Восточной Европы: Польше, Чехии, Словакии и т.д.

Клубы и школы занимаются изучением различных видов оружия — это могут быть римский гладиус, немецкий дюссак и американский томогавк, шотландский палаш и французская дуэльная шпага, итальянская рапира и эспадрон, классическая шпага и рапира начала 20-го столетия и т. д. На турнирах чаще всего можно встретить следующие виды стального оружия:

  • федершверт и лонгсворд;
  • меч и баклер (I.33);
  • рапира и дага;
  • сабля Хаттона и палаш;
  • дага;
  • рукопашный бой (grappling).

Для изучающих HEMA , пожалуй, камнем преткновения становится определение практической эффективности изучаемой методики. Совершенно очевидно, что п роверить эффективность боевого искусства можно только в реальных боевых условиях: будь то военный поход или поединок один на один. Но именно отсутствие определенности в этом вопросе и позволяет получить все то разнообразие исторического фехтования, которое мы сегодня наблюдаем.

Swordfish-2012. Швеция

Зарубежные любители HEMA поступили следующим образом. Для любого изучающего HEMA первоочередными факторами являются:

  • наличие оригинального методического первоисточника;
  • соблюдение идеи целостности восприятия и использования первоисточника, сведение к минимуму вмешательства современных навыков фехтовании.

При наличии единой исходной теоретической базы каждый человек определяет для себя один из двух путей или оба сразу. Часть исследователей придерживается философии представителей некоторых восточных единоборств и следует идее, что если нет возможности проверить эффективность методики фехтования в реальном поединке, то и нет необходимости пытаться искусственно создавать эти условия, загоняя искусство во всевозможные рамки правил, конвенций и ограничений. Поэтому ограничиваются свободными поединками и показательными выступлениями в контакт, делая акцент на отточенность и соответствие техники первоисточнику. Другая группа считает, что эффективность можно проверить, поместив людей в более или менее условно-реальные условия боя, но в рамках жестких правил и конвенций. Поэтому проводятся всевозможные турниры, поединки на выбывание и т. д.

По сути, с позиции современного человека, правы и те и другие. Поэтому из всего сообщества HEMA можно выделить две подгруппы, принадлежность к которым определяется исключительно индивидуальными предпочтениями каждого отдельного индивидуума, а не группой, школой или клубом в целом:

  • теоретики — контактное фехтование с максимальным соблюдением изучаемой техники и тактики;
  • практики — контактное, условно-прикладное турнирное фехтование, с элементами спорта.

Урок. Роберт Райтсон и Андрю Фист, «Sussex Sword Academy». Великобритания

Изучающие HEMA могут выбрать себе то направление, которое им больше по душе. Понятно, что турнирная практика требует дополнительной физической подготовки участника, а также умения действовать в ограниченный период времени и в соответствии с установленными правилами. Правила поединков в клубах и школах отличаются. Даже в рамках одного турнира, проводимого ежегодно, правила могут меняться. Это делается с целью избежания унификации правил, как в спорте, чтобы участники не стремились максимально упрощать технику, сводя все к паре-тройке «коронок». С другой стороны, теоретики посвящают больше времени вниканию в философию, тактику и технику изучаемой методики фехтования и оттачивают ее на тренировках и свободных поединках.



 

Возможно, будет полезно почитать: