Пристяжная лошадь: определение, особенности и интересные факты. Лошади для русской тройки


Прошел почти век с тех времен с улиц городов России проносились тройки запряженных лошадей, олицетворяющих удалую русскую душу. Они навсегда остались национальным символом, а крылатое выражение Николая Гоголя: "Какой же русский не любит быстрой езды?" ,- актуально и по сей день.

Приезжие иностранцы, впервые воочию увидевшие русскую тройку , летящую по мостовой, замирали в изумлении: такой красоты и головокружительной скорости нельзя было увидеть ни в одной стране мира. Память об этой уникальной знаменитой упряжке, благодаря живописным полотнам художников, сохранилась и сегодня.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0011.jpg" alt="Илья Пророк в огненной колеснице." title="Илья Пророк в огненной колеснице." border="0" vspace="5">


По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована с былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-02.jpg" alt=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году». Автор: Н.Е.Сверчков." title=" «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году».

Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.


Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0007.jpg" alt="

По центру упряжки впрягали "коренника"- сильную и крупную лошадь, которая должна была идти "четкой и быстрой рысью", а по бокам - "присяжных" лошадей, скачущих галопом и изогнувших головы в сторону. Такая расстановка «лошадиных сил» в запряжке давала возможность лошадям развивать головокружительную скорость. Выходило так, что коренника как бы несли за собой пристяжные лошади. Это и было секретом малой утомляемости и огромной скорости русских троек. Ну а ежели удалой кучер хотел немного "полихачить", он пускал коренника в галоп и тогда, казалось, что тройка летит над землей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0013.jpg" alt="Тройка.

До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/image-03.jpg" alt="Понесли.

И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?"

Отбор рысаков для тройной упряжи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0004.jpg" alt="Русская тройка орловских рысаков.

Украшение русской тройки

Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.


Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.

Тройки со звоном поддужных колокольчиков

С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».


В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0001.jpg" alt="Паутов Игорь. Русская тройка" title="Паутов Игорь. Русская тройка" border="0" vspace="5">


Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0-troyuka-0006.jpg" alt=" Народное гулянье.

Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно - в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.

Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.

В мире существует множество невообразимо , которые восхищают своим экзотическим видом.

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.

  1. Русская тройка

    Я создал эту тему, как филокартист. Очень надеюсь, что к ней подключатся эксперты и собиратели из других областей.

    «Вот мчится тройка почтовая...»

    Мощный рысак-коренник и две пристяжные с изогнутыми «лебедиными» шеями, идущие галопом, звон колокольчиков и бубенцов – этот образ давно стал символом России, символом русской удалой и широкой души. И сейчас без «птицы-тройки» не обходятся народные праздники-гуляния, на ней приезжают под Новый год Дед Мороз и Снегурочка, её порой заказывают на свадьбу, на ней катают заморских гостей.

    Несколько фактов.
    Уникальность Тройка – это чисто русская старинная упряжь и затея, ибо никто, кроме русских, не ездил на тройке лошадей. Особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног, а более легкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда, выглядит очень гармонично и красиво. Такая комбинация разложения «лошадиных сил», где пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками, как бы «несли» коренника, была направлена на то, чтобы все три лошади медленнее уставали, сохраняя при этом высокую скорость. Коренник должен быть на несколько сантиметров выше пристяжных, уравновешенным по характеру, однако пристяжки должны признавать в нем лидера, ибо он, по сути, единственная «управляемая» лошадь в упряжке.

    Скорость Русская тройка считалась самой быстрой. Она могла развивать скорость до 50 километров в час. Ни одна упряжь в мире не могла достигнуть такого результата!

    Порода лошадей Тройки ассоциируются у нас, в основном, с орловскими рысаками. А до того, как граф Орлов вывел эта породу, наибольшей популярностью пользовались некрупные и неказистые, но очень выносливые и быстрые вятские лошади. Еще один тип лошади для быстрой езды был выведен Забайкалье. Это – так называемые «бегунцы» с ярко выраженной рысью. Их, как правило, запрягали в пассажирские повозки. Лучшая тройка - это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.

    Применение В царские времена на тройках ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные, важные господа и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.

    Украшение Троечная упряжь обязательно богато украшалась. Например, поначалу дугу коренника окрашивали позолотой. Это было не просто пижонство: золото символизировало молнию, которые сопровождали вознесение Илии Пророка. Позднее дуги стали расписывать орнаментами и художественной резьбой.

    В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты.

    Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось - дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.

    Поддужные колокольчики выполняли две функции. Главной была сигнальная. Колокольчик издавал громкий, требовательный звон, который был слышен за две версты. Другая функция эстетическая. Курьерам, пассажирам и ямщикам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Поэтому звон колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Еще раз заметим, что такие понятия, как тройка, дуга, поддужный колокольчик, были чисто русскими и за пределами тогдашней России не встречались. Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа.

    Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми тройками появились тройки многочисленных частных владельцев. Потребности в изготовлении колокольчиков быстро росли. Литье колокольчиков в России с самого начала приняло кустарный характер. Кустарные предприятия были мелкими, но получили широкое распространение во многих городах и селениях страны. Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, который выгодно располагался посредине тракта Петербург - Москва, главной почтовой магистрали России. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

    Многие мастера любили снабжать свои изделия литыми надписями и украшениями. Год изготовления обозначался с начала XIX века. Часто ставилось имя мастера и место изготовления. Интересны отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы: "Дар Валдая" (слова из песенной строки "И колокольчик - дар Валдая"), "Кого люблю, того дарю", "Купи, не скупись, езди, веселись", "Звенит - потешает, ездить поспешает" и другие. Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.

    Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей.

    Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятие звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать "гамму" - созвучную группу, производившую при езде "согласный" звон.

    К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием "ямской гармони". Источник: Анатолий Ганулич, журнал "Охота" 1998 – 5 http://www.zooclub.ru/horses/8-2.shtml

    Надеюсь, что лучше об этом расскажут эксперты в этой области.

    Русские тройки нашли широкое отражение в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, фольклоре.

    Последнее редактирование модератором: 14 сен 2017

  2. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕЗАВТОМОБИЛЬНОЙ ЖИЗНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    Автомобили на улицах городов давно стали не роскошью, а средством передвижения. И мы даже не задумываемся, как некоторое время назад люди перемещались из точки А в точку Б. Например, как русские писатели обходились без автомобиля в XIX веке.
    Энциклопедию русского безмоторного транспорта в литературе составила Софья Багдасарова.

    Вот что писал Владимир Соллогуб в повести «Сережа»:
    «Вот мчится телега ― буйная молодость русских дорог;
    вот переваливается бричка, как саратовский помещик после обеда;
    вот гордо выступает широкая карета, как какой-нибудь богатый откупщик;
    вот дормез,
    вот коляска,
    а за ними толстый купец-дилижанс, выпив четырнадцать чашек чаю на почтовом дворе»
    .

    Итак, начнем расшифровку.

    Б - БРИЧКА


    Том Уинанс. Русская тройка. 1847

    Слово польского происхождения обозначает легкую повозку, зачастую без рессор, с открытым верхом. Главный параметр - невыносимый шум.

    В - ВОЗОК


    Сергей Иванов. Холопы боярские. 1909. Коллекция Ростроповича и Вишневской

    Термин употреблялся для зимнего вида транспорта - крытой повозки на полозьях. Возок хвалят за тепло, в нем комфортно, можно ехать лежа - «валясь в возок под меховые попоны» (Амфитеатров). Он «наполнен перинами, подушками и пр.» (Виктор Шомпулев). По окнам его могли обивать медвежьим мехом, чтобы не дуло, а изнутри отделывать красным сукном или даже бархатом.

    У Федора Кони был водевиль «Карета, или По платью встречают, по уму провожают» о важности транспорта для престижа.

    К - КИБИТКА


    Николай Сверчков. Застигнутые бурей. ГРМ

    Словом, заимствованным у кочевников, в России называли крытую повозку. Часто верх у нее был на дугах и мог откидываться - напоминая «бабушкин чепчик» (Николай Телешов). Хорошая кибитка - значит, «с просторным волчком и двойным рогожным навесом» (Иван Лажечников) или «с кожаным верхом и наглухо застегнутым фартуком» (Павел Мельников-Печерский).

    Именно в трясучей кибитке ехал Радищев: «Лежа в кибитке, мысли мои обращены были в неизмеримость мира. Отделялся душевно от земли, казалося мне, что удары кибиточные были для меня легче».

    Вяземский посвятил ей целое стихотворение, весьма злобное: «А подвижной сей каземат, / А подвижная эта пытка, / Которую зовут: кибитка». Пушкин более жизнерадостен: «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая». С другой стороны, в своих «Дорожных жалобах» он стенает: «Долго ль мне гулять на свете / То в коляске, то верхом, / То в кибитке, то в карете, / То в телеге, то пешком?»

    К - КОЛЯСКА


    Николай Сверчков. Катание в коляске (Александр II с детьми). Ярославский художественный музей

    Четырехколесный рессорный экипаж с поднимающимся верхом. Она становится героиней одноименной повести Гоголя - владелец там хвастается, что она легка как перышко, а рессоры такие, будто «нянька вас в люльке качала». В итоге оказывается, что хвастовство пустое. Одноименное стихотворение ей посвятил Вяземский: «Несется легкая коляска, / И с ней легко несется ум». Красивая коляска - вопрос престижа: Долли Облонская и ее кучер стесняются своего старого, залатанного экипажа во время визита в деревню Вронского.

    Л и д и я (глядя в окно). Погодите! Что это за коляска? Кружева! Неужели это maman взяла для меня? Какая прелесть, какая роскошь! <…> Ай! Я упаду в обморок. Это не коляска, это мечта. Можно задохнуться от счастья сидеть в этой коляске. Что со мною?
    Александр Островский . «Бешеные деньги»

    Заканчивается все это с техническим прогрессом: «Элегантная коляска, в электрическом биеньи, / Эластично шелестела по шоссейному песку» (Игорь Северянин).

    Л - ЛАНДО


    Николай Сверчков. Царь Александр III в открытом ландо. 1888. Частное собрание

    Коляска, названная в честь немецкого города, была четырехместной, с поднимающимся верхом, который по желанию превращал ее в карету. Жуковский в «Поездке на маневры» рассказывает, как крыша как-то отказалась раскрыться: «Туда, сюда, ландо упрям; / Он всех переупрямил дам, / Принудил их переселиться / Без церемонии в другой, / А сам отправился пустой».

    Красивое иностранное слово обозначало модный вид транспорта, обязательный для человека из общества. Герою Мамина-Сибиряка нужно именно ландо, чтобы «показать им всем, что и я могу ездить, как они все».

    У Григоровича читаем: «Cколько расходов, боже мой, сколько расходов! Пришлось нанять новых лошадей и обменять нашу карету на ландо; людям известного положения неловко иначе показываться по вечерам на музыке; так уж принято в Петергофе» («Город и деревня»).

    С - САНИ


    Заводской склад в Петропавловске. Самарский областной художественный музей. Фотография: russianphoto.ru

    Еще одно средство передвижения, надолго прописавшееся в поэзии. «И растопорщивши оглобли, сани ждут, / Когда их запрягут» (Жуковский); «К городу Рязани / Катят трое сани, / Сани развальные / Дуги расписные» (Мей) и т. п. В отличие от дровней, в санях можно заметить не только крестьян. Дворяне владеют собственными санями и ездят в них, улегшись поудобнее и закутавшись в теплые полсти и одеяла.

    Если верить нашим поэтам, телега на ходу стучит (Жуковский, Пушкин, Огарев), гремит (Фет , Иван Суриков) и «скрыпит» (Некрасов), особенно если она «несмазанная», что бывало часто. Ход ее ленивый, спокойный (Иван Никитин). У Пушкина движение телеги становится аллегорией бытия («Телега жизни»).

    У Некрасова ее пассажирка - жена декабриста Мария Волконская: «…Сперва / Телега меня занимала, / Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, / Я прелесть телеги узнала».

    Т - ТРОЙКА


    Николай Сверчков. Тройка. 1865. Томский областной художественный музей

    Это не вид повозки, а способ упряжки - три лошади, причем центральная (коренник) смотрит прямо, а боковые (пристяжные) красиво изгибают головы в сторону. Зимой тройкой запрягали сани, летом - колесный транспорт. Специфически русское изобретение стало национальным символом, чему способствовало воспевание птицы-тройки Гоголем - «Русь, куда ж несешься ты?» («Мертвые души»).

    Тройка, пожалуй, лидер по вдохновлению поэтов и композиторов. Тут и пушкинская «Зимняя дорога», и «Тройка мчится, тройка скачет» Вяземского, и некрасовская «Что ты жадно глядишь на дорогу…», а также «тройка удалая» с «колокольчиком - даром Валдая» Глинки… Всех не перечислить. Поэтам нравилась ее лихость и скорость - она «борзая», «бойкая», «лихая», «шальная», «бешеная»; ямщик на ней «ухарский».

    Ф - ФАЭТОН


    Фаэтон императрицы Марии Федоровны. Дания. До 1821. ГМЗ Царское Село

    Легкая коляска с откидным верхом, часто двухместная, получила название в честь сына бога Гелиоса (кстати, одного из первых погибших в дорожной катастрофе). Если верить классике, фаэтон - «красивый» (Писемский), «хорошенький» (Михаил Авдеев) и «забавный» (Федор Кони).

    У Петра Боборыкина мы видим двухместный отлогий фаэтон с открытым верхом, который вдобавок тих в езде. Запрягали в этот «легонький, щегольский» экипаж быстрых рысаков и красовались перед окружающими.

    Имя этого новатора не сохранилось, но помянем добрым словом этого человека, создавшего не просто новый вид экипажа, а один из символов, можно сказать, бренд России. Эксперимент удался.
    Сразу выяснилось, что три лошади, запряженные в ряд, бегут гораздо быстрее, чем четыре, запряженные цугом.
    Дело в том, что боковые, пристяжные, лошади идут галопом, а центральная, коренник, идет размашистой рысью.
    Таким образом пристяжные как бы «подхватывают» коренника и помогают ему бежать и тянуть повозку.
    Слаженная тройка могла достигать скорости до 40 км/ч - невиданная резвость для XVIII века!

    Поначалу на тройках возили почту, но очень быстро поняли, что и человек может сократить время в пути, если воспользуется этой запряжкой. Однако мчащаяся во весь опор тройка требовала широкой дороги - такая повозка с тремя разгоряченными лошадьми могла запросто снести все, что попадется на пути.
    Для беспрепятственного передвижения троек были проложены особые дороги - тракты, ширина которых позволяла разъехаться двум тройкам, идущим во встречных направлениях.

    Кроме того, было введено ограничение на использование троек: если в санях или в кибитке находилось меньше, чем три пассажира, впрягать третью лошадь запрещалось.
    Исключение делали только для важных персон: государственных курьеров, генералов и царской семьи.
    Те могли ездить на тройке в гордом одиночестве.

    «Синие ведерки» не являются изобретением нашего времени.
    Спецсигнал для повозок особого значения был придуман еще в те времена, когда лошадиные силы в транспорте были настоящими, с четырьмя ногами. В культурной Европе почтовые и «особые» упряжки предупреждали о своем движении по дороге звуками почтового рожка, который сейчас стал символом почты во всем мире.

    Русские же ямщики предупреждали пешего и конного о своем приближении лихим посвистом, от которого народ шарахался в стороны, - свист прочно ассоциировался с разбойниками. Почтовое начальство решило окультурить ямское дело и пригласило из Клайпеды почтальона, который должен был обучить русских ямщиков игре на рожке.

    Ямщики приняли новшество в штыки.
    Свист был куда милее слуху русского мужика, да и лошади под него бежали бойчее, как уверяли ямщики.
    Немецкий почтальон со своим рожком уехал обратно, а ямщики продолжили свистеть. Их штрафовали и даже били батогами.

    Но это не помогло - озорной посвист разносился над российскими дорогами, и кто знает, чем бы все закончилось, если бы кто-то не додумался изготовить миниатюрную копию церковного колокола и подвесить ее под дугу.

    Поддужный звон очень быстро завоевал популярность, и мода на него распространилась по всей России.
    Знатоки умели на слух определять место производства колокольчика: касимовский, пурехский, слободской, валдайский.

    Колокольчики подвешивали к дугам на сыромятных ремнях. Ремни часто перетирались, колокольчики терялись.
    Поэтому стали крепить их к дуге по несколько штук, сначала про запас, а потом, научившись подбирать их по тону, и для благозвучия. Самый крупный из колокольчиков называли «мужик», а меньшие по размеру «бабами».

    Но простым людям было запрещено ездить с колокольчиками, как сейчас обычный водитель не может ездить с мигалкой.
    И тогда нашли способ обойти колокольный запрет: вместо колокольчиков стали вешать под дугу бубенцы.

    Бубенцы звучали потише, что отражалось на их прозвищах: «воркуны», «глухари».
    Очень быстро придумали подвешивать бубенцы не только под дугу, но и на хомуты, на постромки и уздечки.
    Подобранные по тону бубенцы при движении звенели очень красиво, такой подобранный комплект называли «ямской гармонью».

    К XIX веку тройка перестала быть привилегией государственных служащих и знатных господ.
    Правда, хорошие лошади стоили огромных денег, и поэтому троечная езда была доступна только состоятельным людям.
    Простой человек проехаться на тройке мог только по большим праздникам, когда устраивались народные гуляния: Масленица, Святки, Светлая cедмица.
    Само собой, на тройке увозили из церкви молодоженов после венчания.

    Почти 200 лет Европа могла знать о странных русских экипажах только по рассказам тех, кто побывал в России и видел тройку своими глазами.
    Говорят, что многие не верили рассказчикам - этого не может быть, так никто не ездит!
    В самом деле - русская тройка единственный в истории человечества экипаж, в котором лошади должны идти разным аллюром - коренник рысью, а пристяжные галопом. Подобного не было ни до, ни после появления тройки.

    Только в 1911 году Европа получила возможность убедиться: так ездят, да еще как ездят!
    На Всемирную выставку в Лондоне впервые была привезена тройка светло-серых орловских рысаков.
    Публика рукоплескала русскому чуду, и Россия получила первую премию.

    В 1982 году на международной конной выставке «Эквитана» в Германии русская тройка получила титул чемпиона выставки, а когда в 1989 году на другой выставке русская тройка с легкостью исполняла фигуры «высшего пилотажа» для упряжек, зрители аплодировали стоя.

    Русская тройка столь прекрасное зрелище, что, повстречав ее, люди оборачиваются и провожают долгим взглядом.
    И, правда, с чем можно сравнить стремительный бег тройки? Только с полетом птицы.
    С чем можно сравнить ее красоту? С красотой русской души.

    Николай Васильевич Гоголь написал слова, которые точно передают поэтический образ России в образе летящей по степи тройки:
    «Эх, тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, - в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».
    http://www.matrony.ru/vot-mchitsya-troyka-udalaya/

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.
История русской тройки Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.
К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.
С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века – период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.
Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки – она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция
Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.


Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.
Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.
В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.
Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов … о колокольчике
Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.


Тройка . Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.
Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.
Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай – город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.
Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.
Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.
На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.
Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».
Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века.

Русская тройка - национальная российская конная упряжка и, одновременно, cимвол нашей страны в привычном для россиян виде впервые появился в середине XVIII века. Как писали газеты того времени, тройка стала порождением громадных расстояний и безобразных дорог России. Конная почта Российской империи нуждалась в легкой и быстрой упряжке для преодоления больших отрезков пути между конно-почтовыми станциями с приемлемой скоростью. Двуконная упряжка европейского типа оказалась малопригодной для дальних странствий по российской целине. Три лошади тянули почтовый фургон или дворянский возок гораздо резвее. Тройка оказалась универсальной: летом повозку ставили на колеса, зимой - на полозья. В тех территориях России, где снег лежит более полугода, санные тройки были особенно популярны. Как и любая другая великая традиция, дошедшая до нашего времени практика троечной езды за два с лишним века претерпела лишь незначительные изменения. Модели троечных экипажей менялись в след за модой и вкусами, но сам принцип запряжки и главные элементы сбруи остаются неизменными.

Среднюю в тройке, как ее еще называют, коренную лошадь, запрягают первой, точно также как и в одноконном варианте: в две оглобли с хомутом, седелком и дугой. На коренника приходится основная нагрузка: он определяет направление движения запряжки, разгоняет на прямой и сдерживает накат экипажа на спусках. Две другие лошади - пристяжки (в тройке они припрягаются по бокам при помощи хомутов или шорок с постромками, которые пристегиваются к специальным валькам, надетым на крючки повозки) помогают кореннику двигать экипаж и маневрировать им. При быстрой езде правильным аллюром коренник бежит прибавленной размашистой рысью, тогда как пристяжки скачут галопом. Иногда, снежной зимой, при движении по заметенным снегом дорогам тройку иногда запрягали цугом - след в след.

Кучер тройки управляет лошадьми при помощи четырех вожжей - длинных поводьев из кожи или тесьмы. Двумя центральными вожжами кучер управляет коренником. По одной вожже приходится на пристяжных лошадей, которые при езде галопом движутся в сборе - "лебединые" шеи изогнуты в сторону от направления движения тройки. Именно этот бешеный изгиб пристяжек, неукротимая мощь коренника создают иллюзию полета какой-то мифической трехголовой птицы.

Нигде в мире, кроме России, не было такой замечательной упряжки. Стремительный транспортный снаряд и "музыкальный инструмент" одновременно. Известно, что в старину тройку называли ямской гармонью. И каждый ямщик играл на ней по-своему. Каждый ремешок, каждый элемент троечной сбруи украшался наборами разных бубенцов, бряцал и колокольцев. Звон и бряцание предупреждали пешеходов о стремительно приближающейся тройке. Но даже такая утилитарная вещь, как предупредительный сигнал, давал пищу для русской фантазии. От их набора зависела музыкальность тройки. Под расписной дугой может быть от одного до трех т.н. "валдайских" колокольцев, звонкий голос которых можно слышать за несколько километров. Водружали их и на седелке коренника. Причем седелочные колокольцы могли быть одно-, двух- и трехзвонковые. Оснащалась сбруя и бубенцами (шарообразными колокольцами с дробиной внутри). Их помещали на наборных арканах, ошейниках, ожерельях или подгарках. Каждая тройка имела свое, присущее только ей звучание.

Богат был троечный декор. Экипаж т.н. "графского" образца - рессорный тарантас с кожаным верхом или легковые сани с медвежьим пологом. Кожаная сбруя расшивалась посеребренными цепями и художественными розетками, звездами, кожаными кисточками или щетками. Вместе с дугой и оглоблями главной функциональной деталью троечной упряжи является хомут. Этот предмет совершенствовался на протяжении столетий. Деревянные части хомута обычно делаются из ивы или вяза, обшиваются мягкой кожей и войлоком и представляют собой две половины разомкнутого овала. Верхняя часть хомута, наподобие клещей, соединена прочно и гибко ремнями, а нижние концы свободны и стягиваются на шее лошади только после того, как хомут, дуга и оглобли будут связаны ременными гужами. Благодаря пружинящему эффекту дуги и гужевого соединения существенно уменьшается травматическое трение хомутом шеи и плеч лошади, особенно во время движения по ухабистым дорогам.

Лошадей для тройки чаще всего подбирают по мастям, экстерьеру и полу. Наиболее выигрышно выглядят в тройке серые в яблоках орловские рысаки. Это крупные, нарядные по окрасу и резвые лошади - ярко выраженный упряжной тип. У орловских рысаков хорошо развитая грудная клетка, длинный корпус, не всегда достаточно сухие конечности, часто крупные копыта. Грива и хвост густые, длинные. Среди орловцев только половина имеет серую масть, много вороных и гнедых, а вот рыжие встречаются крайне редко. Последние десятилетия до кризиса и развала Росплемконзавода орловская рысистая порода заметно прогрессировалал в резвости.

Заезд лошадей в тройку начинается в возрасте 3-4 года для коренника и 2,5-3 года для пристяжек. Знакомство и заезд лошадей осуществляется сначала верхом - трое всадников ездят рядом и одновременно совершают маневры. Затем, постепенно, всех трех приучают к упряжи и экипажу. Совершенствование ездовых качеств и маневренности современной спортивной тройки может продолжаться до десяти лет. Коренник должен быть более крупным по сложению и на 5-10 см выше в холке, чем пристяжные лошади, и иметь правильное строение тела и уравновешенный характер. Пристяжки должны признавать в кореннике лидера. Троечные скачки всегда были чрезвычайно популярны в России, особенно зимой. Исторические хроники сохранили описание подобных скачек на льду Москвы-реки в 1880 году: "Ледяная дорожка была окружена деревянным забором, а рядом были построен громадный помост для зевак. Помост, набережная, и два моста, под которыми проносились тройки были забиты толпами любителей конского бега. Оглушительный вопль сотен тысяч ртов раздавался, когда побеждающая тройка пересекала финишную черту".

В 1956 соревнования троек по доработанным дореволюционным правилам были возобновлены в Москве на ВДНХ и Центральном Московском ипподроме. Одно из традиционных соревнований троек проходило во время фестиваля "Русская Зима" в Москве. В фигурной езде тройками управляли только кучера-наездники. Позже, во время скачек на резвость к ним были добавлены по два водителя-пассажира, которые управляли пристяжками. Экстерьер лошадей и внешний вид экипажа, совершенство дрессировки, слаженность действий тройки и кучера при преодолении специальных фигур езды, резвость в скачке оцениваются по 10-бальной системе. Лошади оценениваются по подбору мастей, сложению, хотя различие пород позволяется.

Троечная езда особенно была развита в Тамбовской области с 1955 по 1967 год. В это время на Тамбовском областном ипподроме было создано несколько троек, которые регулярно выезжали на соревнования в столицу. Прославился тамбовский ипподром русскими тройками, принимавшими участие в соревнованиях на Центральном Московском ипподроме, в показательных выступлениях на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве и на XX летних Олимпийских играх. В 50-е годы на одном из таких столичных супер-торжеств произошла удивительная история, достойная пера романиста. На ВДНХ в павильоне "Коневодство" экспонировалась роскошная тройка рысаков-орловцев из Тамбова. Сладили ее мастера-троечники Тамбовского областного ипподрома Николай Александрович Исаев (представитель одной из старейших в России династий наездников) и Иван Васильевич Устинов. На этой тройке белоснежных русских рысаков катали по Москве Н.С. Хрущева с его заокеанским гостем-миллиардером Сайрусом Итоном. Красавица-тройка восхитила американского гостя и в итоге была ему подарена. В 1966 году серая тройка рысаков-орловцев из Тамбова под управлением Ф.М. Сукорцева завоевала золотую медаль победителей всесоюзных соревнований на ВДНХ в Москве. А на следующий год на торжественном марш-параде по случаю 50 летия советской власти по приглашению министерства обороны Тамбовскую область снова представляла четверка серых рысаков, запряженная в пулеметную тачанку.

После долгого перерыва в 1998 г. тройка рысаков из Тамбовской области (Хрусталь, Осирис, Основной) приняла участие в возрожденном на Центральном Московском ипподроме старинном виде состязаний упряжных лошадей - беге троек. Автором, сладившим тройку, стал известнейший тренер Фирс Михайлович Сукорцев, старший мастер-наездник конефермы Волковского спиртзавода. Кроме тамбовской в показательных выступлениях приняли участие тройки Центрального Московского ипподрома, 1-го Московского конезавода, а также экипажи из Костромы, Орла и Ярославля. Раньше, в 60-е годы соревнования троек включали в себя испытания на правильность хода (рысь с правильного хода, галоп, точность остановки и т.д.), согласованность экипажа и лошадей, фигурная езда и заезд троек на резвость с водителями-пассажирами (управляли пристяжными лошадьми). По сумме баллов экспертная комиссия определяла победителя. В этот раз устроители бегов ограничились катанием пассажиров, фигурным вождением и заездом на резвость. Как и ожидалось, в фигурной езде более подготовленные москвичи заставили тамбовчан "собирать подковы". В этом виде испытаний успех во многом зависит от мастерства кучера-наездника, который в отличии от заезда на резвость, где ему помогают два водителя-пассажира, выступает соло. Мелкие домашние недоработки дали о себе знать. Однако общее впечатление от экстерьера серой тройки из Тамбова оказалось более, чем благоприятным.

Остается только позавидовать настойчивости и бескорыстию руководства Волковского спиртзавода, которое делает все возможное для возрождения традиций коневодства, которыми некогда была богата Тамбовская земля. Традиции эти стоят теперь дорого: фаэтон с кожаным верхом, соответствующий дореволюционному графскому образцу стоит 40000 рублей, наборная сбруя - 11000, чистопородный рысак - от 7000 рублей. Тамбовчане отдают дань уважения и признательности людям, не жалеющим сил и средств в споре за честь родного края. Мало, ох как мало только видеть тройку. Необходимо видеть, слышать и, самое главное, ощущать, сидя в коляске, ее ни с чем не сравнимый полет в чудном перезвоне певкой бронзы, грохоте копыт и свисте ветра. Только самое чуткое ухо может уловить в этом мощном оркестре шепот трав и шелест листвы.



 

Возможно, будет полезно почитать: