Школьный тур олимпиады по биологии

Школьный тур олимпиады включает задания тестового типа, задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствия и задачу по генетике. Школьный тур заданий - это первый шаг в подготовке к муниципальному этапу олимпиады, а также его можно учитывать при подготовке к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по биологии

11 класс

2016-2017 учебный год

I. Задания с выбором одного правильного ответа.

1. На рисунке изображен мох кукушкин лен. Структура, обозначенная цифрой 3, представляет собой

а) плод б) слоевище в) гаметофит г) спорофит.

Рис.1

2.Наземный образ жизни характерен для:

а) спирогиры; б) плеврококка; в) хлореллы; г) улотрикса

3. На кристах митохондрий происходит:

а) синтез митохондриальной ДНК; б) окисление органических соединений;

в) синтез митохондриальных белков; г) синтез рибосом.

4. Спирали ДНК удерживаются:

а) водородными связями; б) ковалентными связями; в) ионными связями;

г) пептидными связями

5. Укажите схему строения вещества, которое приносит аминокислоты к рибосоме и и-РНК

а) 1; б) 2; в) 3; г)4.

6.Под какой цифрой на рисунке 2 показаны зрелые шишки сосны?

рис.2

а) 1 ; б) 2; в) 3; г)4.

7.Какой признак характерен для организма, которому соответствует строение головного мозга, показанное на рисунке

рис.3

а) теплокровность; б) волосяной покров; в) диафрагма; г)трубчатые легкие.

8. Из перечисленных ферментов, в тонком кишечнике не функционирует:

а) липаза; б) химотрипсин; в) амилаза поджелудочной железы; г) пепсин

9. Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей:

а) дендрит → синапс → тело нейрона → аксон;

б) аксон → тело нейрона → дендрит → синапс;

в) дендрит → тело нейрона → аксон → синапс;

г) дендрит → синапс → аксон → тело нейрона

10. Мальчик имеет группу крови 0 , его мать – группу крови А и отец группу крови В . Вероятность того, что у его сестры будет такая же группа крови:

а) 1/16; б) 1/8; в) 1/4; г) ½

11. На графике представлен увеличение числа особей популяции за единицу времени.

Проанализировав график, можно сделать вывод:

а) чем больше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;

б)чем меньше особей в популяции, тем выше скорость ее роста;

в) рост числа особей в популяции постоянен;

г) максимальная скорость роста наблюдается при численности особей - от 400 до 600.

12.Изучите график: Какое из данных утверждений анализа графика ошибочно характеризует полученные закономерности:

а) температура влияет на и на процесс фотосинтеза, и на дыхание;

б) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при более высокой - дыхание;

в) при температуре меньше 10∘C интенсивность фотосинтеза и дыхания уменьшается;

г) при температуре выше 60∘C все процессы - и фотосинтез, и дыхание прекращаются;

13.Сколько молекул АТФ образуется при неполном окислении 5 молекул глюкозы:

а) 38; б) 190; в) 10; г) 180.

14. К продуцентам в экосистемах относятся

15.Клетка печени обезьяны содержит 48 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в каждой из ее дочерних клеток, образовавшихся в результате митоза?

а)23 хромосомы б) 48 хромосом; в) 46 хромосом; г) 24 хромосомы.

II. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

1.Какие органы образуются из мезодермы в процессе индивидуального развития:

а)нервная трубка;

б)сердечная мышца;

в)легкие;

г)эмаль зубов;

д)скелет;

е) почки.

2.Признаки, характерные для представителей царства Грибы:

а) клеточная стенка содержит хитин;

б)автотрофы;

в) запасной углевод гликоген;

г) клеточная стенка содержит целлюлозу;

д) гетеротрофы;

е) запасное питательное вещество крахмал.

3.Какие признаки характерны для мейоза?

а)наличие двух следующих друг за другом делений

б)образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией

в)расхождение гомологичных хромосом в разные клетки

г)образование диплоидных дочерних клеток

д)отсутствие интерфазы перед первым делением

е)конъюгация и кроссинговер хромосом.

4. Что из перечисленного, согласно И.П. Павлову, относится ко второй сигнальной системе?

а) речь ;

б) сознание;

в) абстрактное мышление;

г) орудийная деятельность;

д) условный рефлекс;

е) озарение.

5. Укажите признакие, характеризующие движущую форму естественного отбора.

а) обеспечивает появление нового вида;

б) проявляется в меняющихся условиях среды;

в) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде;

г) выбраковываются особи с отклонением от нормы;

д) возрастает численность особей со средним значением признака;

е) сохраняются особи с новыми признаками.

III.Задания на установление соответствия.

1. Установите соответствие между характеристикой и видом обмена веществ.

2. Установите соответствие между признаком, характеризующим неясыть (семейство совиные) и критерием вида.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

IV.Задача по генетике

Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.

Ответы школьной олимпиады по биологии

11 класс

(максимальное количество баллов - 42 балла)

I. Задания с выбором одного правильного ответа

(max - 15 баллов, 1 балл за правильный ответ)

Представляет собой целую систему олимпиад по предметам, входящим в обязательную программу общеобразовательных учреждений страны. Участие в такой олимпиаде – почетная и ответственная миссия, ведь это шанс школьника показать накопленный багаж знаний, защитить честь своего учебного заведения, а в случае победы – еще и возможность получить денежное стимулирование и заработать привилегию при поступлении в лучшие университеты России.

Практика проведения предметных олимпиад существует в стране более ста лет – еще в далеком 1886 году представители органов образования инициировали соревнования между юными талантами. Во времена Советского Союза это движение не просто не прекратило существование, но и получило дополнительный импульс к развитию. Начиная с 60-х годов прошлого века практически по всем основным школьным дисциплинам стали проводиться интеллектуальные состязания всесоюзного, а затем и всероссийского масштаба.

Какие предметы входят в олимпиадный перечень?

В 2017-2018 учебном году школьники страны смогут побороться за призовые места в нескольких категориях дисциплин:

  • в точных науках, к числу которых относятся информатика и математический блок;
  • в естественных науках, к которым относят географию, биологию, астрономию, физику, химию и экологию;
  • в области филологии, включающей олимпиады по немецкому, английскому, китайскому, французскому, итальянскому языкам, а также русскому языку и литературе;
  • в сфере гуманитарных наук, состоящей из истории, обществознания, права и экономики;
  • по другим дисциплинам, к которым относятся физкультура, мировая художественная культура, технологии и безопасность жизнедеятельности.

В олимпиадных заданиях по каждой из перечисленных дисциплин обычно выделяются два блока заданий: часть, проверяющая теоретическую подготовку, и часть, направленная на выявление практических навыков.

Основные этапы олимпиады 2017-2018 года

Проведение Всероссийской школьной олимпиады включает в себя организацию четырех этапов состязаний, проводимых на различных уровнях. Итоговое расписание интеллектуальных битв между школьниками определяют представители школ и региональных образовательных властей, однако, вы можете ориентироваться на такие периоды времени.


Школьников ожидают 4 этапа соревнований разного уровня сложности
  • Этап 1. Школьный. Соревнования между представителями одной школы будет проводиться в сентябре-октябре 2017 года. Олимпиада проводится между учащимися параллели, начиная с пятого класса. Разработка заданий для проведения предметных олимпиад в данном случае возлагается на членов методкомиссии городского уровня.
  • Этап 2. Муниципальный. Этап, на котором проходят состязания между победителями школ одного города, представляющими 7-11 классы, будет проведен с декабря 2017 по январь 2018 года. Миссия составления олимпиадных заданий возлагается на организаторов регионального уровня, а за вопросы, связанные с предоставлением места и обеспечения процедуры олимпиад, отвечают местные чиновники.
  • Этап 3. Региональный. Третий уровень олимпиады, который будет проводиться в январе-феврале 2018 года. На этом этапе в состязаниях принимают участие школьники, получившие призовые места на городской олимпиаде, и те, кто победил в региональных отборах прошлого года.
  • Этап 4. Всероссийский. Самый высокий уровень предметных олимпиад будет организован представителями Минобразования Российской Федерации в марте-апреле 2018 года. На него приглашаются победители регионального уровня и ребята, победившие в прошлом году. Однако не каждый победитель регионального отбора может стать участником данного этапа. Исключение составляют школьники, получившие у себя в регионе 1 место, но отстающие по очкам от победителей на уровне других городов. Призеры Всероссийского этапа могут потом отправиться на соревнования международного уровня, которые проходят в летнее время.

Где найти типовые задания по олимпиаде?

Конечно, чтобы достойно выступить в этом мероприятии, нужно иметь высокий уровень подготовки. Всероссийская олимпиада представлена в сети собственный сайтом – rosolymp.ru, – на котором ученики могут ознакомиться с заданиями прошлых лет, проверить свой уровень при помощи ответов на них, узнать конкретные даты и требования к организационным моментам.

Хорошей традицией стало проведение Всероссийской школьной олимпиады. Её основная задача – выявление одаренных детей, мотивация школьников к углубленному изучению предметов, развитие творческих способностей и нестандартного мышления у детей.

Олимпиадное движение приобретает все большую популярность у школьников. И тому есть причины:

  • победители всероссийского тура принимаются в ВУЗы вне конкурса, если профильным предметом является олимпиадный предмет (дипломы победителей действительны в течение 4 лет);
  • участники и призеры получают дополнительные шансы при поступлении в учебные заведения (если предмет не по профилю ВУЗа, победитель получает дополнительных 100 баллов при поступлении);
  • значительное денежное вознаграждение за призовые места (60 тыс., 30 тыс. рублей;
  • и, конечно, известность на всю страну.

Прежде чем стать победителем необходимо пройти все этапы Всероссийской олимпиады:

  1. Начальный школьный этап, на котором определяют достойных представителей на следующую ступень, проводиться в сентябре-октябре 2017 г. Организацию и проведение школьного этапа осуществляют специалисты методического кабинета.
  2. Муниципальный этап проводиться между школами города или района. Проходит он в конце декабря 2017г. – начале января 2018 г.
  3. Третий тур более сложный. В нем принимают участие талантливые учащиеся со всей области. Региональный этап проходит в январе-феврале 2018 г.
  4. Заключительный этап определяет победителей Всероссийской олимпиады. В марте-апреле соревнуются самые лучшие дети страны: победители регионального этапа и победители прошлогодней олимпиады.

Организаторами заключительного тура являются представители Министерства Образования и науки России, они же подводят итоги.

Показать свои знания можно по любому предмету: по математике, по физике, по географии, даже по физкультуре и технологии. Можно состязаться в эрудиции по нескольким предметам сразу. Всего 24 дисциплины.

Олимпиадные предметы подразделяются по направлениям:

Направление Предметы
1 Точные дисциплины математика, информатика
2 Естественнонаучные дисциплины география, биология, физика, химия, экология, астрономия
3 Филологические дисциплины литература, русский язык, иностранные языки
4 Гуманитарные дисциплины экономика, обществознание, история, право
5 Прочие искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности

Особенность заключительного этапа олимпиады состоит в двух видах заданий: теоретические и практические. Например, чтобы получить хорошие результаты по географии учащиеся должны выполнить 6 теоретических задач, 8 практических заданий, а также дать ответ на 30 тестовых вопросов.

Первый этап олимпиады начинается в сентябре, а значит, желающие принять участие в интеллектуальном марафоне должны готовиться заранее. Но прежде всего, должны иметь хорошую базу школьного уровня, которую постоянно нужно пополнять дополнительными знаниями, выходящими за пределы школьной программы.

Официальный сайт олимпиады www.rosolymp.ru размещает задания прошлых лет. Эти материалы можно использовать в подготовке к интеллектуальному марафону. И конечно не обойтись без помощи педагогов: дополнительные занятия после уроков, занятия с репетиторами.

Победители заключительного этапа примут участие в международных олимпиадах. Они образуют сборную команду России, которая будет готовиться на учебно-тренировочных сборах по 8 предметам.

Для оказания методической помощи на сайте проводятся установочные вебинары, образован Центральный оргкомитет олимпиады, предметно-методические комиссии.

Олимпиада школьников по биологии.

2017-2018 учебный год.

Школьный этап.

Задание 1

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа. Среди них только один – верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 40)

1. Основной запасной углевод у растений – это:

а - гликоген;

б – крахмал;

в – хитин;

г – витамин.

2. Живые клетки часто отсутствуют в растительных тканях:

а - покровной;

б - основной;

в - механической;

г - запасающей.

3. Малое количество жиров содержится в семенах

а - гороха;

б – кедра;

г - подсолнечника.

4. Корень выполняет функцию:

а – механическую;

б – всасывающую;

в – проводящую;

г - все эти функции.

5. У моркови имеется:

а – корнеклубень;

б – корневище;

в – клубень;

г – корнеплод.

6. Для дыхания в кожице имеются:

а – отверстия;

б – чечевички;

в – устьица;

г - трахеи.

7. Клубень является видоизменением:

а – побега;

б - главного корня;

в - бокового корня;

г - придаточного корня.

8. Замыкающие клетки образуют:

а – устьица;

б - столбчатую ткань;

в - губчатую ткань;

г. проводящие пучки.

9. Черенок – это:

а - основание цветка;

б - стеблевидная часть листа;

в - основание плода;

г - отрезок любого вегетативного органа.

10. Обоеполыми называют цветки, имеющие:

а – чашелистики и тычинки;

б – тычинки и пестики;

в – чашелистики и лепестки;

г –лепестки и пестики.

11. Двойное оплодотворение характерно для:

а – кукушкина льна;

б – орляка;

в – тиса;

г – яблони.

12. Много семян находится в плодах:

а – подсолнечника;

в – гороха;

г - всех этих растений.

13. Сочными плодами обладает:

а – фасоль;

б – редис;

в – рябина;

г – пшеница.

14. У водорослей не бывает:

а – стебля;

б – листьев;

в – корней;

г - всех этих органов.

15. Ризоиды служат для:

а - всасывания питательных веществ;

б - вегетативного размножения;

в - прикрепления к субстрату;

г – фотосинтеза.

16. К мохообразным растениям относится:

а – ламинария;

б - сфагнум;

в – олений мох;

г - все эти растения.

17. Споры у хвощей:

а – отсутствуют;

б - созревают на заростках;

в - созревают в колосках на верхушках побегов;

г - созревают на поверхности листьев.

18. В бактериальной клетке отсутствует:

а – ядро;

б – митохондрии;

в - комплекс Гольджи;

г - все эти органоиды.

19. Плод картофеля носит название:

а - ягода;

б – клубень;

в – коробочка;

г - корнеплод.

20. Клетки грибницы снабжают организм лишайника:

а - водой и органическими веществами;

б - водой и минеральными веществам;

в - исключительно водой;

г - кислородом и углекислым газом.

21. Самый крупный подвид тигра:

а - амурский;

б - индийский;

в -южно-китайский;

г -бенгальский.

22. Животное, у которого трехкамерное сердце и размножение не связано с водой, называется:

а -дальневосточная жерлянка;

б - тигровый уж;

в -чешуйчатый крохаль;

г - азиатский бурундук.

23. Только венозная кровь находится в сердце у:

б -кита-полосатика;

в- амурского полоза;

г- утки –мандаринки.

24.Симметрия тела:

а- у гидры и дождевого червя лучевая;

б- у гидры и дождевого червя двусторонняя;

в- у гидры лучевая, а у дождевого червя двусторонняя

г- у гидры двусторонняя, а у дождевого червя лучевая.

25.Споры грибов, в отличие от споры бактерий

а- выполняют функцию размножения;

б- служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий;

в- представляют собой зародыш гриба со всеми органами;

г- представляют собой половые клетки.

26.Сходство клеток растений и животных проявляется в том, что у них есть:

а- вакуоли с клеточным соком;

б- оболочка из клетчатки;

в- разнообразные пластиды;

г- ядро и цитоплазма.

27.Дрожжи относятся к царству:

а- растения;

б- животные;

г- бактерии.

28. Алтайская пищуха относится к отряду:

а- зайцеобразные;

б- грызуны;

в- насекомоядные;

г-хищные.

29.Среди беспозвоночных животных тип Членистоногие по числу видов:

а- самый малочисленный;

б- самый многочисленный

в- равен типу моллюсков

г- занимает второе место

30. Аскарида не переваривается в кишечнике, так как она:

а- отличается большой плодовитостью;

б- может жить в бескислородной среде;

в- быстро двигается в направлении, противоположном движению пищи;

г- покрыта оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

31.Основным строительным материалом в клетке служат:

б- углеводы;

г- витамины.

32.Углевод, который откладывается в запас у человека, животных и грибов, это:

а- крахмал;

б- глюкоза;

в- глюкагон;

г- гликоген.

33.Химическое расщепление органических веществ пищи в пищеварительном канале происходит под воздействием:

а- гормонов;

б- ферментов;

в- антител;

г- витаминов.

34.На рост человека наибольшее влияние оказывают гормоны:

а- гипофиза;

б- щитовидной железы;

в- надпочечников;

г- поджелудочной железы.

35. Мозолистое тело соединяет:

а- спинной и головной мозг;

б- большие полушария головного мозга;

в- гипоталамус и гипофиз;

г- мозжечок и большие полушария головного мозга.

36. Вкус, воспринимаемый вкусовыми рецепторами задней трети языка, является:

а- кислым;

б- солёным;

в- горьким;

г- сладким.

37. Группы крови у людей отличаются друг от друга:

а- солевым составом плазмы;

б- видами сахаров;

г- видами белков в плазме и эритроцитах.

38. Росянковые растения получают из пойманных насекомых:

а- воду, необходимую для жизненных процессов при произрастании на сухой почве;

б- фосфор, необходимый для синтеза нуклеиновых кислот;

в- углеводы, которых образуется недостаточно при фотосинтезе;

г- азот, необходимый для синтеза белка.

39. Присутствие жирных кислот и аминокислот в желудке запускает секрецию гормона:

а - холецистокинина;

б- инсулина;

в- адреналина;

г- гастрина.

40.В мочевом пузыре у человека:

а- образуется моча;

б- всасывается вода в кровь;

в- накапливается моча;

г- накапливается вода.

Задание 2

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа. Среди них правильных может быть от нуля до пяти. Отметьте верные ответы, подчеркнув их.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 20)

1. У каких из нижеперечисленных растений соцветие - кисть:

а – смородина;

б – кукуруза;

в – укроп;

г – груша;

д – рожь;

е – черемуха;

ж – одуванчик;

з – морковь;

и – ландыш.

2. Основные признаки класса двудольных:

а – зародыш имеет обычно 2 семядоли;

б – листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;

в – корневая система мочковатая;

г – корневая система обычно стержневая;

д – цветки обычно трёхчленные, околоцветник простой;

е – листья простые и сложные, жилкование перистое;

ж - цветки обычно пятичленные, чашечка и венчик хорошо выражены.

а – это высшие растения;

б – имеют корни, стебли и листья;

в – есть цветки;

г – формируют семена;

д – образуют плоды;

е – образуют класс Однодольные.

4. Какие из перечисленных характеристик соответствуют бактериям:

а – наличие рибосом;

б – крупные размеры;

в – имеют мембранные органоиды;

г – имеют одну кольцевую молекулу ДНК;

д – есть клеточная мембрана;

е – являются эукариотами.

а – чага;

б – сыроежка;

в – головня;

г – фитофтора;

д - грибок кандида;

е - мукор;

ж – рыжик;

з – подберезовик.

6. У каких животных развитие происходит с метаморфозом:

а-таракан;

в- тритон;

г - шмель;

д- ящерица

7. К двустворчатым моллюскам относятся:

а- умбониум ребристый;

б- мидия Грея;

в- гребешок японский;

д- кальмар;

8. Для кишечнополостных животных характерна:

а –многоклеточность;

б- двухслойность;

в- трехслойность;

г- сетчатая нервная система;

д- двусторонняя симметрия.

9. К семейству Куньи отряда Хищные относятся:

а- соболь;

в- медведь;

г- лисица;

10. К земноводным относятся:

а- амурский полоз;

б- безлегочный тритон;

в- дальневосточная квакша;

г- китайская долгохвостка.

Задание 3

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет».

(МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 15)

1. У тюльпана простой околоцветник.

2. Растения способны синтезировать органические вещества из неорганических.

3. Корневище, корнеплод, луковица являются видоизменениями побега.

4. Для растительных клеток характерно наличие клеточных стенок.

5. Мочковатая корневая система характерна для подавляющего большинства двудольных.

6. Одуванчик, подсолнечник, маргаритка относятся к семейству крестоцветных.

7. Косули, олени, кабаны являются представителями отряда парнокопытных.

8. Для пшеницы характерен плод - семянка.

9. В половом процессе инфузорий участвуют оба ядра.

10. Акулы и скаты относятся к хрящевым рыбам.

11. Мышечная и нервная ткань обладают свойством возбудимости.

12. Селезёнка – это эндокринная железа

13. Миофибрилла – это единичная мышечная клетка.

14. Нервная клетка называется нейрон.

15. Большинство пищевых цепей состоят из 5-7 звеньев.

Задание 4

Задание содержит фотографии.

Подпишите названия растений по фотографиям. Укажите какие из них занесены в Красную книгу.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 18)

1____________________________________ 2.___________________________________

____________________________________ _____________________________________


3.___________________________________ 4.________________________________________

____________________________________ _________________________________________


5._____________________________________ 6._____________________________________

______________________________________ ______________________________________

Подпишите названия животных по фотографиям. Укажите кто из них занесен в Красную книгу.

(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 12)


7.___________________________________ 8._______________________________________

____________________________________ ________________________________________


9._________________________________ 10._________________________________________

___________________________________ _________________________________________

11._____________________________________ 12.________________________________________

_______________________________________ ________________________________________



 

Возможно, будет полезно почитать: