Устное народное творчество небылицы для детей. Небылицы для детей

Заставить детей заниматься тем, чем им не хочется, довольно сложно. Еще сложнее, если ребенок гиперактивный, редко сидящий на одном месте. Такого егозу можно занять делом, только если хорошенько его заинтересовать. И короткие небылицы для детей тут могут оказаться весьма кстати. Особенно если они действительно интересные.

Прежде всего, это способ мышления. Весьма интересный и увлекательный. Небылицы (детские) являются небольшими рассказами или потешными стишками, где все наоборот. К примеру, кот живет в будке и охраняет дом, а пес ловит мышей. Логически рассуждающий малыш сразу заметит, в чем же кроется несоответствие, и обязательно поправит рассказчика.

Примеры

Существует масса небылиц, которые были написаны довольно давно. Вот одна из них:

На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.

Такие короткие небылицы для детей действительно помогают развить логическое мышление. Во-первых, зайцы на березах не сидят, а скачут по травке. Во-вторых, книг они тоже не читают. В-третьих, медведи не умеют летать. Даже двухлетний малыш быстро сможет понять, в чем заключается подвох в таком стишке.

"Ехал Ваня на коне..."

Такие небылицы (детские), как про Ваню на коне, который вел собачку на ремне, не слишком-то и короткие. Поэтому рассказывать их лучше уже более сознательным малышам. К примеру, старшим дошколятам или младшим школьникам. Примечательно, что примерно в пятом классе детей нередко заставляют учить эту известную небылицу, поскольку она хорошо развивает память, логику и внимание (надо же отследить, в каком именно порядке идут предложения в стишке).

В чем еще польза

К сожалению, современные дети слишком много времени проводят за просмотром мультфильмов и мультсериалов. Это существенно сказывается на их мировосприятии. Так, некоторые малыши совершенно не отличают реальность от виртуальности. Поэтому стоит не только отказаться от такого рода досуга, но и изучить народные небылицы для детей. Они помогут определить, насколько же реально то или иное событие. К примеру:

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Малышу стоит рассказать о том, что хрюшки водятся в хлеву или на специальных фермах, а не на облаках. А за небо прицепиться хвостиком нельзя. Еще лучше, если под рукой окажутся картинки с реальным положением дел: вот мама-хрюша, вот поросята, вот хлев, вот тот, кто кормит животных. Такие незатейливые короткие небылицы для детей будут гораздо лучше всяких мультфильмов и комиксов про супергероев, которых не существует в природе.

Откуда появились?

Вообще изначально такой жанр был придуман нашими предками, которые сочиняли стихи и песни по принципу "что хочу, то и говорю". Примерно оттуда же появились известные стихи-небылицы для детей типа:

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.

И про кирпич, который, как стекло, плывет по реке. Их придумали давно, но пользуются спросом они и сейчас. Во-первых, это смешно, развивается чувство юмора. Во-вторых, размышляя на тему, заданную стихом, ребенок включает логику.

Маршак и его небылицы

У такого известного писателя, как Самуил Маршак, из-под пера вышло немало таких произведений. Одно из них называется довольно длинное произведение, заслуживающее внимания. Подходят такого рода небылицы для детей 3 класса школы. Чем произведение может пригодиться? Во-первых, речь идет о пионерах, коих в наше время уже и нет. То есть можно рассказать детям о том, кто же это такие были, чем занимались, во что одевались. Во-вторых, у стихов глубокий смысл, понять который могут даже такие маленькие школьники.

"Вот какой рассеянный..."

Это хоть и не короткие небылицы для детей, но все-таки достойное внимания произведение. Во-первых, тут речь идет о том, что так хорошо знакомо малышам: как одеваться по утрам, как успевать по своим делам. Совсем маленьким деткам можно читать произведение по строкам, чтобы они успевали оценить и юмор, и отсутствие логики в действиях главного персонажа. Ведь сковороду на голову вместо шапки не надевают, а руки в брюки не суют. Маршак действительно постарался, создав такое прекрасное, полезное и веселое произведение, которое не теряет актуальности уже многие годы.

Перевертыши

Этот термин был введен Корнеем Ивановичем Чуковским, который был мастером по сочинению веселой чепухи. А ведь небылицы-перевертыши для детей - это не что иное, как забавный бред, ерунда, то, чего быть не может в природе. Например:

Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.

Такого не бывает в настоящем мире, зато это весело и смешно. Такие перевертыши (когда все перевернуто с ног на голову) могут заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Особенно если задать правильный тон рассказу, делать паузы в нужных местах, смысловые ударения и усиления, чтобы было интереснее слушать и воспринимать.

Сочинять или читать?

Многие родители задаются вопросом о том, самим ли им придумывать истории или же брать те, которые уже были написаны ранее. Все зависит от того, насколько хорошо работает фантазия у взрослых, насколько хорошо ребенок воспринимает на слух информацию. Есть целая категория малышей, которые не любят слушать, когда им читают. А вот рассказы воспринимаются ими "на ура". В этом случае нужно или заучивать стишки, или сочинять их. Последнее не так уж и сложно, как кажется. Рифма необязательно должна присутствовать во всех строках. Например:

Кот в лесу нашел арбуз,

Променял его на сало,

Мишка прячет в лапе туз,

Ему меда мало.

Такое вот бредовое стихотворение можно сочинить на ходу, буквально за пару секунд. Малышу же останется лишь разобраться в том, что в нем правда, а что вымысел. Например, мишка и правда любит мед, его всегда мало, но прятать туз он в лапе не может, поскольку он все-таки животное, а не человек.

Как быть воспитателям и учителям?

Конечно, и те, и другие просто не в состоянии каждый раз придумывать самостоятельно новые стишки деткам. Поэтому разумнее обратиться к уже написанным произведениям. Так, например, в детской дошкольной и школьной (младшего возраста) хрестоматии очень много примеров народных небылиц и тех, что были написаны известными авторами. К примеру:

Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Это из народного. Или произведение "На Горизонтских островах" Бориса Заходера. Оно целиком и полностью состоит из небылиц и небывальщин, того, чего быть не может или может, но наоборот. Если познакомить детей с таким стихотворным рассказом, есть возможность развить не только логическое мышление, но и существенно повлиять на мировосприятие ребенка. Для малышей, которые еще ходят в детский сад, будет интересна стихотворная небылица Корнея Ивановича Чуковского "Путаница", где речь идет о том, как животные перестали быть собой. Это простое, легкое и смешное произведение, которое учит тому, что каждому свое место в мире, у каждого свое предназначение, а если все перепутать, то жить станет гораздо сложнее. Выбирая произведение, стоит сначала обратить внимание на то, что именно малышу интереснее слушать, а также на возраст, ведь далеко не все стишки можно понять в два-три года и даже в пять лет.

Чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы.

Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

Небылицы в развитии

Что такое небылицы? Определение для детей такое - это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

  1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
  2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
  3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» - «снегобы».

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
"Га-га-га" - пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
- Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

У меня на грядке -
Крокодил растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

Я не зря себя хвалю...

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Жили-были...

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Перепутаница 3

Погляди-ка, у зайчонка
Мёду - полных два бочёнка,
А морковки нету!

А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!

А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки-то нету!

А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!

А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!

А у Маши в кружке
Квакают лягушки.
Лягушонок скачет -
Что же это значит?

Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Рассказы - небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

Чем рыбу ловить будешь?

Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

Детские стихи-небылицы -огромный кладезь народной мудрости. Многие писатели настаивали на том, что небылицы-это в первую очередь особенная детская интелликтуальная игра, благодаря которой можно гармонично развить своего ребенка.И как оказалось, они были правы, потому что дети могут не только играть, используя самые различные средства, включая игрушки, машины, куклы. Дети могут играть так же весело, но только своими мыслями. Небылица является плодом фантазии и воображения, которая позволяет ребенку расширить значительно границы существующей действительности, по новому посмотреть на каждый предмет, сделать мир интереснее.

Всегда задорные, смешные и веселые - они нравятся детям.

В них рассказывается о том, чего на самом деле не бывает

и быть не может.

Часто взрослые могут услышать как ребенок сам составляет небылицы. Не нужно останавливать малыша, пусть сочиняет, возможно именно в вашей семье растет великий сказочник.

Несмотря на то, что борьба за право сочинять и рассказывать длилась долгие годы, сегодня этот жанр можно по праву считать, интересным и полезным. возрожденным.

Использование игры- как средство развития интеллектуальных способностей ребенка

Развивать у детей психические процессы(Фантазию, логическое мышление, речь, воображение

Активизировать познавательные интересы.

Формировать внутреннюю позицию будущего школьника.

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю, что любое предложение,

прямо сразу повторю.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время, Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

Ну а кактус в это время, мыл старушку на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел старушку на ремне.

А собачка в это время,

Мыла Ваню на окне.

Знаюя, что говорю,

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок,

А чего хвалится зря.

Владимир Шаинский «Про кота».

Я купил на птичьем рынке говорящего кота,

Но не знал еще что будет,

С ним сплошная маета маета,

Убежал мой кот из дома,

И явился в деитский сад.

Пел он песнюЧунга-чанга

Тридцать три часа подряд.

Небылицы-небылицы,

Переходят все границы.

Ну и что же,ну и что же.

Быль и небыль так похожи.

В воскресенье пол второго,

Марсианин прилетел,

Позвонил по телефону,

Познакомиться хотел.

Я как раз снимался в фильме

А где это видано,

Ив какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес,

Да на полочку унес,

А полочка обломилась

И яичко разбилось,

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась,

Ой, куда-куда,-кудах,

Не бывало так у нас.

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безьязыкий «караул» закричал!

Ехала деревня,

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки,

Лают ворота,

Он схватил дубинку,

Разрубил топор,

И по нашей кошке,

Пробежал забор,

Крыши испугались,

Сели на ворн,

Лошадь погоняет,

Мужика кнутом.

На болоте стоит пень,

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

    Куда бегал?
    - В лес-дуброву.
    - Что там делал?
    - Кору драл.
    - Куда клал?
    - Под колоду убирал.

  • Лиса по лесу бежала,
    Лиса хвост потеряла.
    Ваня в лес пошёл,
    Лисий хвост нашёл.
    Лиса рано приходила,
    Ване ягод приносила,
    Её хвост отдать просила.

  • Между небом и землёй
    Поросёнок рылся,
    И нечаяно хвостом
    К небу прицепился.

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
- Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!

  • Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на кобылке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Съехали с гор,
    Развели костёр,
    Кушают кашку,
    Слушают сказку.

  • Тень-тень-потетень,
    Выше города плетень.
    Сели звери под плетень.
    Похвалялися весь день:
    Похвалялася лиса:
    - Всему свету я краса!
    Похвалялся зайка:
    - Поди, догоняй-ка!
    Похвалялись ежи:
    - У нас шубы хороши!
    Похвалялся медведь:
    - Могу песни я петь

  • На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень.
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется.

  • Была репа важная,
    Дивилась бабушка каждая.
    Одним днем не обойдешь кругом.
    Всей деревней ели целую неделю


Еще по этой теме...

Олеся Емельянова

Быль или небылица

Это игра для детей 3-6 лет. Участников может быть сколько угодно. Начертите на земле линию или, если игра проводится в помещении, то положите на пол ленту или веревку. Дети должны встать за линией, а ведущий должен встать перед ними. Перед тем как начать игру нужно познакомить детей с условными знаками. Если ведущий скажет то, что может случиться в жизни (быль), надо встать и поднять руки над головой, если сказал то, чего быть не может (небылица), нужно присесть на корточки. Можно придумать и другие условные знаки, но они должны очень сильно отличаться друг от друга, чтобы нельзя было быстро поменять один на другой. После этого ведущий читает детям короткий стишок, а те должны отреагировать на него правильным условным движением. Сам ведущий никаких движений делать не должен. Каждый, кто показал правильный знак, делает шаг вперед. Все, кто ошиблись, остаются на прежних местах.

Победит тот или те, кто на момент окончания игры продвинется дальше всех. Для большей честности можно всю площадку для игры разлиновать на полосы-шаги. А можно наоборот позволить правильно ответившим игрокам делать шаг или прыжок максимальной длины.

Зеленым цветом отмечены двустишия-были, а красным – небылицы:

Чтоб спастись от зимних вьюг,
Ласточки летят на юг.

На работе балерины
Набивают пух в перины.

В море каракатица
Не плывет, а катится.

От крылечка до калитки
Целый день ползли улитки.

Чтоб охотиться, сычи
Вниз бросают кирпичи.

Африканская горилла
Ест слонов и крокодилов.

Из древесной почки
Выросли листочки.

В чаще грибника Петра
Покусала мошкара.

Чтоб от насморка лечиться,
Муравьи едят горчицу.

Подарила Мише Света
Шоколадную конфету.

У летающих ежей
Восемь ног и шесть ушей.

Мальчик Петя на прогулке
Собирал с деревьев булки.

Носороги и слоны
Прилетели к нам с Луны.

В зоопарке обезьяны
По утрам едят бананы.

Петушок, пропев зарю,
Говорит цыплятам: «Хрю!»

Надоил Семен с быка
Два бидона молока.

У могучего орла
Две ноги и два крыла.

Получилась изо льда
Очень мокрая вода.

Утром волк зубастый
Чистит зубы пастой.

Две голодные медузы
Ели в море кукурузу.

Чтоб зимой не мерзли уши,
Надевает шапку Луша.

Молодой рыбак Федот
В лодке по реке плывет.

Муха с кухни у Антошки
Вилку унесла и ложку.

У Наташи привиденье
Съело в доме всё варенье.

Футболисты ЦСКА
В мяч играют из песка.

На столе у бабы Юли
Тесто лезет из кастрюли.

В зоопарке росомаха
Обогнала черепаху.

Раки свищут на горе
К наводненью и жаре.

В небе самолет кружится,
Машет крыльями, как птица.

У игрушечной матрешки
Ручки длинные и ножки.

Белка между елок скачет
На зиму орешки прячет.

На работе дядя Миша
Продает коньки и лыжи.

В парке видела Алена
Стайку воробьев зеленых.

Через каждые пять лет
Кошка изменяет цвет.

В Калахари круглый год
Кактус пляшет и поет.

Иногда и днем луна
Людям на небе видна.

Куклу новую Матрена
Уронила вверх с балкона.

По команде умный пес
Коле тапочки принес.

Прячет мама-кенгуру
Кенгуренка в кобуру.

После дождика из манки
Выросли в лесу поганки.

От пирожных и сиропа
Растолстела Пенелопа.

На учениях солдаты
Учатся бросать гранаты.

Ходит голубь по дорожке,
У него четыре ножки.

В огороде у Ларисы
Кабачки воруют лисы.

На краю земли восточном
Солнце светит днем и ночью.

У упавшего спортсмена
Забинтовано колено.

Злой зубастый крокодил
Мотороллер проглотил.

Принтер напечатал фото
Полосатого енота.

Петя с помощью корзин
Превращает снег в бензин.

Под водой на дне морском
Скат питается песком.

У коровы на картинке
Очень грязные ботинки.

Сбросил дикобраз иголки,
Стал совсем-совсем не колкий.

На зеленом апельсине
Шкурка стала темно-синей.

Под водою водолазы
Дышат через трубку газом.

Пятилетний мальчик Вася
Пятый год в десятом классе.

В Антарктиду дядя Вася
Летом плавал на матрасе.

Злой Антошка из окошка
Окатил водою кошку.

Пролетели стаей
В небе горностаи.

Ночью в полной темноте
Ездят мыши на коте.

Летом во дворе Егорка
С ледяной катался горки.

На веселом карнавале
Дети в масках танцевали.

У полярного бобра
Прямо в айсберге нора.

После вторника среда
Наступает не всегда.

Весь свой век огромный кит
В море ест и в море спит.

Делают томатный сок
Из репьев и из досок.

Не бывает малышей
Без цветных карандашей.

Под окном в весенний день
Белая цветет сирень.

Если в клеточку тетрадь,
То нельзя в ней рисовать.

Видел Ян, как гусеница
В огороде съела птицу.

Из орлиного птенца
Можно вырастить скворца.

От простуды у Тимура
Поднялась температура.

Роет под землею ход
Маленький проворный крот.

Внука Вани Ванин дед
Младше на пятнадцать лет.

За обедом съела Даша
Сто тарелок манной каши.

В огороде Прошка
Посадил картошку.

Обшипела Петю с пня
Ядовитая свинья.

Прыгает по ветками птичка –
Желтопузая синичка.

Сорвала Анюта розу,
И теперь в руке заноза.

Возле старого пруда
Страус сел на провода.

Дядя Коля для красы
Отрастил себе усы.

В гололед и в гололедицу
Хорошо на санках едется.

Добавляют чайки в чай
Лебеду и молочай.

Изловился сом в реке
И сварился в кипятке.
(сом сам себя не мог изловить и сварить)

У морского львенка
Шкура, как клеенка.

Даже у китайца
На руке пять пальцев.

Огуречная ботва
Вдвое слаще, чем халва.

Научить ежа легко
Пить из блюдца молоко.

Внуки бабе Оле
Грядки пропололи.

Шланг, покрытый чешуей,
Называется змеёй.

Прописал врач Мише
От ангины лыжи.

В мультиках на роликах
Ездят львы и кролики.

Рыба умная дельфин
Есть не станет парафин.

Тощий суслик на пригорке
Столбиком стоит у норки.

Не дают калеке
Книг в библиотеке.

Восьмилетний мальчик Коля
Получил пятерку в школе.

У лягушки из пруда
Поседела борода.

Все всегда кладут в салат
Шоколад и мармелад.

Слава радугу нашел
И по радуге пошел.

Кошка спит на батарее
И становится добрее.

На базаре нам казах
Взвесил дыню на часах.

Повар дядя Боря ловко
Заморозил кекс в духовке.

Злой пингвин схватил енота
И унес к себе в болото.

Влад по телефону
Позвонил Семену.

Вместе с дедушкой Егор
Красит краскою забор.

За день вылилась вода
Из дырявого пруда.

У китайца Ли из рук
Панда кушает бамбук.

Ехал поезд по мосту
И сигналил всем «Ту-ту!»

Ян, нажав на выключатель,
Кошкин выключил мурчатель.

Смотрите также:

НЕБЫЛИЦЫ


Детские небылицы в стихах

Про красную мышь и зелёную лошадь

Я шёл и расспрашивал
разных прохожих
Про красную мышь
И зелёную лошадь.
И мне отвечали
Десятки прохожих:
- Таких мы не видели-
Даже похожих.
Кругом улыбались:
-Всё это - фантазия!-
Какой-то старик проворчал:
-Безобразие!

Я шёл через город
Нелеп и взъерошен.
я спрашивал всюду,
Меня не смутишь:
-Ну кто-нибудь видел
Зелёную лошадь,
Зелёную лошадь
И красную мышь?

Вдруг кто-то окликнул
меня из окна.
И я увидал
голубого слона,
Который сказал:
-Поищи их на пристани.
Недавно туда
Прошагали туристами
Зелёная лошадь
и красная мышь.
Ну, топай скорее,
чего ты стоишь?

В волнении я прибежал
на причал,
Где белый кораблик
кормою качал.
Кораблик уже уходил
От причала.
Зелёная лошадь
У борта стояла,
А красная мышь
мне махала с кормы…
с тех пор, к сожаленью,
Не виделись мы.
Ты скажешь: всё это
неправда одна.
Не веришь?
Спроси голубого слона.
Г.Сапгир

***
Бочонок собачонок

Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха - Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы - Четыре метра!
Писку-визгу - Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да еще
Глоток веревки
И моточек газировки! - - Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
Тюк
Мальчишек,
Пук
Девчонок
Да бочонок
Собачонок!
Заходер Борис

А может, а может...
Из м/ф «Пластилиновая ворона»

Одну простую сказку,
А может, и не сказку,
А может, не простую,
Хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства,
А может, и не с детства,
А может, и не помним,
Но будем вспоминать.

Нам помнится, вороне,
А может быть, собаке,
А может быть, корове,
Однажды повезло.
Прислал ей кто-то сыра,
Грамм, думается, двести,
А может быть, и триста,
А может, полкило.

На ель она взлетела,
А может, не взлетела,
А может быть, на пальму
С разбегу взобралась.
И там она позавтракать,
А может, пообедать,
А может быть, поужинать
Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,
А может, не бежала,
А может, это страус злой,
А может, и не злой.
А может, это дворник был.
Он шел по сельской местности
К ближайшему орешнику
За новою метлой.

Послушайте, ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Но тоже хорошо.
У вас такие перья,
У вас рога такие,
Копыта очень стройные
И добрая душа.

А если вы споете,
А может быть, залаете,
А может, замычите √
Коровы ведь мычат,
То вам седло большое,
Ковер и телевизор
В подарок сразу вручат,
А может быть, вручат.

И глупая ворона,
А может быть, собака,
А может быть, корова,
Как что-то запоет.
И от такого пения,
А может, и не пения,
Упал немедля в обморок
От смеха весь народ.

А сыр у той вороны,
А может быть, собаки,
А может, и коровы,
Конечно же упал.
И прямо на лисицу,
А может, и на страуса,
А может, и на дворника
Немедленно попал.

Идею этой сказки,
А может, и не сказки,
Поймет не только взрослый,
Но даже карапуз,
Не стойте, и не прыгайте,
Не пойте, не пляшите
Там, где идет строительство,
Или подвешен груз.
Успенский Эдуард

Три мудреца
Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее
Старый таз,
Длиннее
Был бы мой рассказ.
Перевод С. Маршака

Вот сказали, воробья не видать,

А воробушек по улице идет,

В левом крылышке скрипочку несет,

Правым крылышком наигрывает,

С ноги на ногу попрыгивает.

И-та-та, и-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота котовича,

За Иван Петровича.

Стали кошку хоронить,

Во все колоколы звонить.

Ти-ли-ль дон,

Ти-ли-ль дон,

Загорелся козий дом,

Коза выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Побежала к дубу,

Прикусила губу,

Прибежала к городу,

Опалила бороду.

Ерема, Ерема,

Сидел бы ты дома,

Точил веретены,

Пятки зелены.

Пряха по ниточке пряла,

В коробочки клала,

Мышка клепала.

Мышка божится,

На печку ложится,

Не дорог попред (ниточка)

Пастухам на обед.

Кошка ходит по краю,

Она лычко дерет,

Коту лапотки плетет,

А коту-то недосуг -

Надо пиво варить,

Надо пиво варить,

Да надо сынушка женить.

Сын Максим, балалаечник,

Балалаечку купил,

Да все девчонок полюбил:

Ты сутуленькая,

Ты горбатенькая,

Выйди, выйди за меня,

Да за богатенького.

У меня-то про тебя

Молока цела река,

Киселя целы амбары.

Шли бараны по дороге,

Промочили в луже ноги.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали ноги вытирать,

Кто платочком,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Зайчик белый, куда бегал?

Во лес дубовый.

Чего делал?

Лыки драл.

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Я не знаю, я не знаю.

Гром по горам прокатился –

С дуба комар повалился,

Грохнулся о корневище

Старый комар-комарище.

Мигом слетелися мухи –

Две грохотухи-горюхи,

Подняли бедного братца,

Стали жужжать, убиваться:

Старый комар-комарище,

Как тебе больно, дружище!

Бедный наш светик-сударик,

Как тебя жаль нам, комарик!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К праздничку дала:

Чашечку собачка моет языком,

Мышка собирает крошки под окном,

По столу котище лапою скребет,

Половичку курочка веничком метет.

Слетались все птицы:

Чечетки-сестрицы,

Кукушка-подружка;

Воробушек-шурин

Глазки прищурил;

Ворона-невеста

Села на место.

Только нет жениха.

Не позвать ли петуха?

Покупал баран баранки

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил –

Про себя не позабыл!

А для женушки – подсолнушки.

У нашего луня,

У милого друга,

Сорок кадушек

Солёных лягушек,

Сорок амбаров

Сухих тараканов,

Пятьдесят

Поросят –

Только ножки висят.

Сайты детских садов
Как создать сайт ДОУ...

онкурсы на сайте
Детские творческие конкурсы, конкурсы для педагогов, голосование.

. "Болеем за Россию-2014"
"Подарок для папы к 23 "Кормушка для пичужки"

Заказать свидетельство
Сертификаты и свидетельства

Все мы знаем, как любят дети всякие небылицы. Ребенок часами увлеченно сочиняет: то про папу, который может всех победить, то про маму, которая на самом деле не домохозяйка, а зачарованная принцесса, и сам выдумщик, оказывается, может летать, и делает это каждую ночь после вечерней сказки, а на балконе у него живет маленький добрый дракончик…

Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

Наследие скоморохов
На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель », на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом...

Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное,
Чтобы курочка
бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую
поличку взнес,
А безрукий клеть
обокрал,
Голопузому за пазуху
поклал,
А безногий вперед
побежал,
Безголосый караул
закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное?

Прощайте, колыбельные!
Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
Няньками в патриархальных семьях часто были 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.

Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была
вежливая,
На свинье к обедне
езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков
с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны...

Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

Вспомним Пушкина
Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку
засмолили и
написали: «Огурец».
Там на неведомых
дорожках
Скелеты прыгают
на ножках,
А тридцать
три богатыря
В помойке ищут
три рубля.
А с ними дядька Черномор
У короля полтинник спер.
Там царь Кощей
по рынку ходит,
И спекуляцию наводит.
Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет
с одной ногой…

Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.

Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. Рисунки по таким сочинениям выглядят очень забавно. На странице представлены небылицы, которые дети придумали к уроку литературного чтения во втором классе. Иногда используется понятие небывальщина, это то же что и небылица, только устаревшее, разговорное выражение.

Злой кабан сидел на ветке
И чирикал со своей соседкой
Как вчера он у болота
Встретил синего бегемота
Тот взобрался на сосну
И хотел поймать лису

Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул

Ложка прыгнула в тарелку
А тарелка побежала
И упала с самовара
В самоваре был чаек
Он разлился на полок

У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.

Храмцов Сережа

Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.

Парфенов Илья

Жуйков Андрей

Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.

Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

Кривоногова Кристина

Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
Мы с ним ходим на прогулку,
Мы с ним ходим на обед.
Любит он с вареньем булку
Заедать мешком конфет.
Жернакова Тамара

Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.

Ашканова Эдда

Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

Чепасов Егор

Новый трюк! Смертельный номер!
Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
И вдобавок на носу двухметрового удава…
Волк держал как колбасу…
Все кричали: Браво! Браво!
Вдруг - немыслимое дело! На удава муха села…
И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
Волк качнулся – и удава
Проглотил как колбасу.
Рот открыв от удивленья,
Волка слопал крокодил.
Но и сам через мгновенье
Льву в желудок угодил.
Зашатался лев - и прямо
Рухнул в пасть гиппопотаму.

Харитонов Даня

Жил кот на крыше, полетел он с крыши.
Ничего не понял я, как крылья появились у кота…
И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.

Степаненко Надя

Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.

Григорук Кирилл

На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!

Иванова Лиза

Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!

Перевозкина Даша

Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.

Гуляева Настя

Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.

Воробьев Саша

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

Пехтерева Настя

Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!

Что случилось? Не пойму:
Тут лиса кричит му-му,
А вороны гавкают,
Поросята крякают,
Мухи по полю гуляют,
Кони по небу летают.
Ой!
Карандаш сломался вдруг!
Разъяснилось все вокруг.

Плыли по реке
Тигры в друшлаке,
А за ними слон
На коне верхом.

Сейчас теплое лето
Все люди в шубы одеты,
На снегу цветут цветы,
Греются на травке
Тюлени и моржи

Сидит ежик на сосне
Новая рубашка
На голове сапожок
На ноге фуражка

Я стоял на остановке, ждал тролейбус.
Вдруг телега подъезжает, а в телеге два ежа.
"Два ежа, два ежа, нас везите не спеша!"
Подъезжаем к светофору-света нет!!!
Сигнал дает полосатый бегемот.
Едем дальше: вдруг по зебре
Пробегает пятилапый крокамот
А по улице шагает мохноногий кашалот.



 

Возможно, будет полезно почитать: