История специального олимпийского движения в россии. Основная программа специальной олимпиады

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра Физической Культуры и Оздоровительных технологий

Курсовая работа

Тема: «Специальная олимпиада и специальное искусство - два магистральных направления социальной интеграции лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии»

Выполнил: Одесская М.Н.

студент III курса группы

факультета АФК

Проверила: зав. кафедры ФК и ОТ

д.б.н., доцент В.Н. Пушкина

Архангельск, 2015

Введение

1.1 Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады

2.1 Основные отличительные черты креативных видов АФК

2.3 Специальное искусство как вид креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных виды АФК

Заключение

музыкальный инвалид олимпийский философский

Введение

Проблема инвалидности, в целом, и проблема инвалидности лиц с поражением интеллекта, в частности, -это одна из самых сложных проблем современности. К ней привлечено внимание широких слоев населения нашей страны: политологов, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы. Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукрашивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социалистического строя над всеми другими системами общественного устройства. Однако проблема социальной интеграции лиц с поражением интеллекта -- это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Поэтому становится ясна актуальность темы данной работы. Действительно, в адаптивной физической культуре двумя магистральными направлениями социальной интеграции лиц с поражениями интеллекта можно назвать Специальное Олимпийское Движение и Специальное искусство.

Целью данной работы является ответить на вопрос: как Специальное олимпийское движение и Специальное искусство позволяют людям с поражением интеллекта интегрироваться в общество.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть на каких философских аспектах базируется Специальное олимпийское движение

Понять, как организовано Специальное Олимпийское движение и как инвалиды в нашей стране могут туда попасть

Определить, что такое Специальное искусство, что в него входит и каким образом оно помогает лицам с проблемами интеллекта интегрироваться в общество.

Глава 1. Специальная олимпиада как метод интеграции инвалидов в общество

1.1 Нетрадиционная модель соревнований Специальной Олимпиады

Нетрадиционная модель соревнований была специально разработана для лиц с поражением интеллекта. По мнению ее разработчиков, она существенно уменьшает негативные стороны традиционной модели, является более гуманной и в большей степени подходит для лиц с интеллектуальными недостатками. Самыми важными отличительными чертами этой модели являются следующие. Главная (первичная) функция нетрадиционной модели соревнований, так же, как и традиционной, предполагает определение победителей и призеров состязаний, однако при этом фактически отменяются процедуры их окончательного ранжирования от лучшего до худшего и фиксации рекордов. В нетрадиционной модели среди участвующих в соревнованиях специальных спортсменов не может быть проигравших. Каждый из них участвует в церемонии награждения, оказывается на пьедестале и обязательно получает награду. С этой целью все участники соревнований разделяются по результатам предварительных состязаний на так называемые дивизионы (правило дивизионирования), количество спортсменов или команд, в которых должно быть не более восьми и не менее трех. При этом уровни подготовки (физические способности и технические навыки) участников соревнований одного дивизиона не должны отклоняться более чем на 10% (правило ~ 10%).

Таким образом, в модели соревнований Специальной олимпиады полностью исключается обязательное выявление иерархии мест (ранга) каждого участника на основе показанных спортивных результатов от лучшего к худшему, что характерно для традиционной модели соревнований. Здесь ранжирование осуществляется только внутри дивизионов, и делается все, чтобы исключить негативную оценку тех, кто оказался за чертой медалистов (церемония награждения, вручение наградных лент и др.). В соревнованиях Специальной олимпиады все участники получают награды, а количество комплектов медалей равняется количеству дивизионов, что дает шанс получить золотую медаль даже тем лицам, физические кондиции которых значительно ниже соревнующихся в других (более сильных) дивизионах.

Подобная организация соревнований снимает также проблему фиксации рекордов, главным из которых считается прогресс собственных достижений, а не абсолютный показатель результата. Ясно, что у представителей и победителей более слабых дивизионов абсолютный показатель результата будет значительно ниже, чем у представителей и победителей более сильного дивизиона. Поэтому нет смысла это подчеркивать, чтобы не уменьшать радость у обладателей медалей и наград более слабых дивизионов.

Принципиальное отличие нетрадиционной модели соревновательной деятельности состоит в ее функциях, связанных с социальной оценкой спортивного результата и достижений специальных спортсменов. Прежде всего, здесь введен строгий запрет на использование материального вознаграждения специальных спортсменов, а также отменен денежный взнос за участие в соревнованиях.

1.2 Философские аспекты специального олимпийского движения

Специальное олимпийское движение является значительно более “молодым” (Первые международные Специальные олимпийские игры были проведены в 1968 году, в этом же году была официально зарегистрирована частная благотворительная организация Special Olympics International (SOI) - Международная организация Специальной олимпиады) по сравнению с паралимпийским. Но, не смотря на это, оно получило бурное развитие в мире в последние годы, в чем огромная заслуга Юнис Кеннеди- Шрайвер - основательницы этого движения. В настоящее время Международная организация Специальной олимпиады объединяет более 160 стран и является самой большой международной программой в мире, организующей круглогодичные тренировки и соревнования для детей и взрослых с нарушением интеллекта.

Этому способствовали следующие обстоятельства:

Разработка и внедрение в практику организаторами Специальной олимпиады нетрадиционной модели соревновательной деятельности специальных атлетов, более “мягкой” и гуманной по сравнению с традиционной моделью соревнований для здоровых людей, использующейся в паралимпийском движении;

Наибольшее количество лиц с поражением интеллекта по сравнению с инвалидами других нозологических групп (например, по данным Г.Ф. Морозовой Морозова Г.Ф. Некоторые результаты анализа демографической ситуации в России в свете развития специального олимпийского движения: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (30 ноября - 1 декабря 2000 г.). - М.: Специальная олимпиада России, 2000. - С. 12. , в мире людей с интеллектуальной недостаточностью насчитывается более 300 миллионов, в составе населения стран европейского и североамериканского континентов они составляют 2-3%, а в странах Африки, Южной Америки, Азии -8- 10%; по данным Минобразования России, дети с нарушением интеллекта составляют 70,9% от общего числа обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях, не считая 26 тысяч детей, обучающихся в общеобразовательных школах в так называемых специальных (коррекционных) классах;

Большие возможности программ Специальной олимпиады для осуществления социализации и социальной интеграции лиц с поражением интеллекта, повышения уровня качества их жизни.

В советский период развития нашей страны проблема исследования и формирования потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации каждого конкретного человека, и тем более имеющего ограниченные возможности здоровья или инвалидность, не входила в число приоритетных, среди которых доминировали проблемы подготовки подрастающего поколения в трудовой и военной деятельности или, по-другому, - всесторонне развитых строителей общества новой формации. Происходящие в настоящее время процессы гуманизации общества, гуманитаризации образования привлекли внимание ученых и специалистов к проблемам изучения человека, его личности, причем независимо от состояния его здоровья.

Миссия Специальной олимпиады и ее основная цель, заключаются в том, что магистральным направлением данного вида адаптивного спорта является организация круглогодичных тренировок и соревнований для детей и взрослых с отклонениями в умственном развитии, не столько для достижения максимальных рекордных результатов, сколько для улучшения физической формы, получения радости, развития дружественных отношений между членами семей, другими специальными спортсменами и обществом в целом.

Уточнение и детализация философских аспектов специального олимпийского движения изложены в его основополагающих установках (принципах):

1. Люди с отклонениями в умственном развитии могут, при соответствующем обучении и поощрении, учиться, получать удовольствие и пользу от участия в индивидуальных и командных видах спорта, адаптированных по мере необходимости к потребностям людей с определенными умственными и физическими ограничениями.

2. Целостный тренировочный процесс, организованный под руководством квалифицированных тренеров и сконцентрированный на улучшении спортивной формы участников тренировок, исключительно важен для развития спортивных навыков, а спортивные соревнования среди людей равного уровня способностей являются наиболее корректным методом оценки навыков, определения прогресса и стимулирования личного роста.

3. Посредством спортивных тренировок и соревнований люди с отклонениями в умственном развитии совершенствуются физически, умственно, социально и духовно; обеспечивается укрепление семейных взаимоотношений; а общество, в целом, в результате непосредственного участия и наблюдения за мероприятиями объединяется с людьми с отклонениями в умственном развитии на принципах равенства и принятия друг друга.

4. Любой человек с отклонениями в умственном развитии, соответствующий критериям минимального уровня поражения (см. гл. 14), должен иметь возможность получать пользу от программ спортивных тренировок и соревнований, предлагаемых Специальной олимпиадой.

5. Международная организация Специальной олимпиады должна преодолевать все расовые, половые, религиозные и географические границы, а также разделения по признакам национального происхождения и политической философии, создавая возможности для спортивных тренировок и соревнований согласно единым общемировым стандартам для всех людей с отклонениями в умственном развитии, соответствующих определенным ниже критериям.

6. Международная организация Специальной олимпиады приветствует и стремится развивать спортивный дух и интерес к участию в спортивных состязаниях только ради участия. Для достижения этой цели Special Olympics предполагает предоставить каждому спортсмену возможность участвовать в тренировках и соревнованиях, позволяющих наиболее полно продемонстрировать потенциал каждого спортсмена вне зависимости от его или ее уровня способностей. Именно поэтому Международная организация Специальной олимпиады требует, чтобы в программу Игр и турниров Специальной олимпиады были включены виды спорта и типы программ для спортсменов всех уровней способностей, а соревнования по командным видам спорта предоставляли каждому спортсмену возможность участвовать в каждой из Игр.

7. Международная организация Специальной олимпиады приветствует развитие возможностей для спортивных тренировок и соревнований на местном и районном уровнях, в рамках отдельных обществ (включая школы), что представляет собой средство вовлечения в программы наибольшего количества спортсменов, имеющих право принимать участие в деятельности по программам Специальной олимпиады.

1.3 Основная программа Специальной олимпиады

Поскольку к соревновательной деятельности по официальным видам спорта Специальной олимпиады допускаются дети с 8-летнего возраста, то тренировочные занятия с ними целесообразно начинать с 6-7-летнего возраста. Большинство детей этого возраста владеет рядом базовых навыков, характерных для обычных детей, но их действия более напряжены, менее естественны и ловки. Они ходят, бегают, карабкаются, многие умеют одеваться, пользоваться туалетом, питаться. Однако более сложными моторными навыками овладевают с большим трудом. У детей с умственной отсталостью может отсутствовать координация процесса планирования и выполнения двигательного действия.

Все виды спорта, по которым могут проводиться тренировки и соревнования с лицами, имеющими отклонения в развитии интеллекта, Международная организация Специальной олимпиады (SOI) разделяет на две категории:

Официальные виды спорта;

Национально-популярные виды спорта.

К официальным видам спорта, утвержденным Советом директоров SOI, относятся:

Летние виды спорта:

Плаванье

Легкая атлетика

Баскетбол

Велосипедные гонки

Конный спорт

Тяжелая атлетика

Настольный тенис

Волейбол

Гимнастика

Катание на роликовых коньках

Зимние виды спорта:

Горные лыжи

Лыжные гонки

Фигурное катание

Конькобежный спорт

Национально-популярными видами спорта являются виды спорта, не классифицируемые SOI в качестве официальных видов спорта, но включаемые SOI в программы тренировок и соревнований Специальной олимпиады.

Для утверждения какого-либо вида спорта в качестве национально-популярного вида спорта необходимо выполнение ряда процедур и соответствие определенным критериям:

а) официальное положение о проведении тренировок и соревнований по данному виду спорта должно быть представлено в Департамент SOI по Всемирным играм и соревнованиям;

б) консультативный комитет по медицинским вопросам должен изучить данный вид спорта и определить его соответствие стандартам SOI в отношении здоровья и безопасности;

в) должно существовать подтверждение наличия интереса к данному виду спорта со стороны тренеров, людей с отклонениями в умственном развитии, школ, групп членов семей спортсменов, специализированных агентств и т.д., работающих с потенциальными спортсменами Специальной олимпиады;

г) должны быть разработаны правила, которые могут быть использованы при проведении соревнований, и создан Консультативный комитет по данному виду спорта;

д) признание данного вида спорта должно содействовать круглогодичному проведению соревнований и тренировок, что является основной деятельностью Специальной олимпиады, и создаст дополнительные значимые возможности для людей с отклонениями в умственном развитии, включая виды спортивных состязаний для людей с различными уровнями способностей, виды программы для спортсменов с наиболее ограниченными способностями и т.д.

Международная организация Специальной олимпиады (SOI) определяет и запрещенные виды спорта, которые, по ее мнению, не обеспечивают соблюдение минимальных стандартов здоровья и безопасности или подвергают здоровье и безопасность специальных спортсменов необоснованному риску. В настоящее время к запрещенным видам спорта относятся: бокс, фехтование, стрельба, каратэ и иные виды боевых искусств.

После определения уровня минимального поражения и допуска к участию в тренировках и соревнованиях по программе Специальной олимпиады (В деятельности Специальной олимпиады могут участвовать лица, имеющие и ряд других отклонений в развитии (поражения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.), но только в том случае, если они имеют минимальный уровень поражения интеллектуальных функций. Поражение интеллекта является главным (определяющим) признаком для включения желающих в программу Специальной олимпиады), центральным является вопрос разделения спортсменов на дивизионы.

Система разделения на дивизионы

1. Соревнования Специальной олимпиады предоставляют спортсменам возможность продемонстрировать спортивные навыки, полученные во время тренировок. Спортсмены в рамках каждых соревнований должны стремиться продемонстрировать наилучшие показатели. С целью получения спортсменами максимального опыта участия в соревнованиях они должны быть организованы так, чтобы все внимание концентрировалось на спортсменах. В специальном олимпийском движении этот принцип означает, что вне зависимости от занятого места любое выступление является личной победой.

2. Международная организация Специальной олимпиады разработала соответствующие правила, обеспечивающие наиболее успешное участие спортсменов в состязаниях и стимулирование их спортивного духа на всех уровнях проведения соревнований. Соревнования должны проводиться регулярно, согласно утвержденным правилам, при обеспечении грамотного судейства. Членам семей, друзьям и зрителям должна быть предоставлена возможность разделить со спортсменами успех, достигнутый ими во время соревнований.

3. Фундаментальное отличие соревнований Специальной олимпиады от состязаний, организуемых другими спортивными организациями, заключается в том, что приветствуется участие спортсменов с любым уровнем способностей. Соревнование построено таким образом, что между собой соревнуются спортсмены одинакового уровня способностей, для чего они разбиваются на дивизионы. Исторически SOI предлагает формировать дивизионы таким образом, чтобы разница между наибольшим и наименьшим результатом в рамках каждого дивизиона составляла не более 10%. Эта рекомендация не является правилом, однако должна рассматриваться в качестве принципа формирования дивизионов спортсменов, равных по уровню способностей, при наличии соответствующего количества участников.

В целом в основе разделения на дивизионы лежит три критерия: распределение спортсменов по половому признаку, по возрастным группам и по уровню способностей. При этом должны учитываться следующие моменты:

1. Способности спортсмена являются основным фактором при разделении на дивизионы в рамках соревнований Специальной олимпиады.

Способности спортсмена или команды определяются результатом, зарегистрированным по итогам предыдущих соревнований или по итогам отборочного тура. При формировании групп важными факторами выступают также возраст и пол.

2. Соревнования считаются организованными наилучшим образом, когда в каждом дивизионе участвуют, по меньшей мере, три и не более восьми спортсменов или команд одинакового уровня способностей. Однако в некоторых случаях количество спортсменов или команд, участвующих в соревнованиях, оказывается недостаточным для достижения этой цели.

Необходимо отметить, что в нашей стране вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными структурами по этому вопросу занимается «Специальная олимпиада России», президентом которой является А.В. Павлов.

Одна из ведущих отечественных программ по специальному олимпийскому движению реализуется Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор С.В. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличительными особенностями программы Специального олимпийского комитета (СОК) Санкт-Петербурга являются:

Интеграция усилий государственных, общественных, коммерческих организаций на основе коллективного договора между СОК, комитетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирующими вопросы физической культуры и спорта, образования, социального обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детскими домами-интернатами; специальными, коррекционными образовательными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессионального образования и науки (СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;

объединение программ специальной олимпиады и программ специального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;

большой охват занимающихся, как организованных в государственных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.

Исходя из вышеуказанного становится понятно, что главное в Специальной олимпиаде - это социализация и интеграция в общество людей с умственной отсталостью, информирование общественности об их возможностях и талантах, а тренировки и соревнования выступают в качестве эффективного средства - доступного и интересного для таких людей, с помощью которого и реализуются миссия и цель Специальной олимпиады.

Глава 2. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные виды АФК как средство социализации и интеграции лиц с поражениями интеллекта

2.1 Основные средства и отличительные черты креативных видов АФК

Отличительными чертами креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры являются следующие.

1. Творчество, стремление к познанию нового, неизведанного являются главной отличительной чертой креативных телесно-ориентированных видов двигательной активности. Именно здесь творчество становится ведущей целью, самой сущностью занятий, непременным атрибутом деятельности, без которого она превращается во что-то другое.

2. Другой отличительной особенностью креативных телесно-ориентированных видов двигательной активности является обязательное объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий. Максимально возможное привлечение в сферу адаптивной физической культуры средств и методов психологии и психотерапии и, с другой стороны, обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями адаптивной физической культуры - вот главный признак этой отличительной особенности данного вида адаптивной физической культуры

3. Важнейшей отличительной особенностью креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры является интеграция двигательной деятельности со средствами и методами искусства. Это подчеркивается в полном названии данного вида адаптивной физической культуры, которое включает в себя определение - художественно-музыкальное. Опыт практической работы показывает, что здесь широко используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и т.д. и т.п.

4. Принципиально важной отличительной особенностью креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов двигательной активности является вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатлениями, образами, активностью. Здесь происходит не просто смена вида деятельности, например, умственной на физическую, а полное переключение сознания, погружение его в новую, необычную для повседневности деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга, его обоих полушарий, всех сфер человеческого восприятия. Это достигается использованием образов, музыки, выполнением новых ролей, сложных действий и т.п., что невозможно достичь при выполнении хорошо известных, автоматизированных действий (ходьбы, бега, езды на велосипеде, плавания, лыжных прогулок и др.), применяемых, например, в рекреации именно для смены вида деятельности.

5. Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, депрессию, тревожность, отчужденность), проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше познать и понять себя; совместно переживать ситуации с другими людьми (детьми и взрослыми); экспериментировать со своим телом и движениями; развивать эстетические чувства и получать сенсорное удовлетворение и радость от ощущений собственного тела (Н.Ю. Оганесян, 2003).

6. В настоящее время креативные телесно-ориентированные практики получили наибольшее развитие в психиатрии, психотерапии, в нетрадиционных системах оздоровления.

2.2 Цели, задачи, функции и принципы креативных видов АФК

Главная цель креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры заключается в обеспечении возможности для творческого развития и самовыражения занимающихся через движение, музыку, образ путем интеграции компонентов физической культуры и искусства, объединения духовно-телесных составляющих человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида.

Реализация этой цели позволяет приобщать данную категорию населения нашей страны к доступным видам деятельности, способным обеспечить самоактуализацию, самопознание и самопонимание, удовлетворение от активности; снятие психологических напряжений, устранение “мышечных зажимов”, коррекцию негативных состояний и, в конечном счете, вовлечение в занятия другими видами адаптивной физической культуры и, в перспективе, - в профессионально-трудовую деятельность.

Основными задачами креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры являются:

1) развитие креативных (творческих) и эстетических способностей у инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

2) обеспечение возможностей для развития сферы чувств, соучастия, сопереживания, самовыражения своего состояния, настроения, духовной сущности человека в сфере двигательной практики;

3) преодоление психологических комплексов, снятие “мышечных зажимов” с помощью физических упражнений, музыки, танцев, сюжетных игр и т.д. и т.п.;

4) активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества, совершенствование коммуникативной деятельности;

5) приобщение к искусству и другим видам творческой деятельности, к видам адаптивного спорта, связанным с искусством (танцы в колясках, фигурное катание и др.);

6) приобщение к другим видам адаптивной физической культуры и доступным областям профессионально-трудовой деятельности.

При проведении занятий по креативным телесно-ориентированным практикам рекомендуется выполнять ряд условий:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой занимающийся чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность;

Подбор заданий, соответствующих возможностям занимающегося, исключение негативных оценок их действий, идей, результатов, поощрение фантазий и творчества;

- “оживление” абстрактных символов, усиление положительной мотивации к занятиям и личной заинтересованности участников занятий в происходящем;

Реальное проживание, проигрывание, прочувствование всевозможных воображаемых и реально существующих в жизни ситуаций;

Использование метода перенесения смысла с одного познаваемого объекта на другой (СВ. Дмитриев, 2005) за счет применения метафор (перенесение одного образа в другой - более сложный и семантически более богатый), аналогий (вскрывает внутреннюю сущность объекта, делает “необычное знакомым”, понятным для занимающегося), аллегорий (сопоставление несопоставимого) и других идеальных образований, составляющих универсальный механизм творческой деятельности и играющих немалую роль в художественном осмыслении действительности.

Самыми главными функциями креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры являются творческая (что прямо указывается в названии видов), развивающая, воспитательная (самовоспитания) и личностно-ориентационная.

Что касается развивающей функции, то необходимо иметь в виду, что в креативных видах двигательной активности акцент в процессе занятий делается не на развитие моторики занимающихся, а на формирование и развитие их личностных качеств - интеллекта, воображения, эмпатии и др.

Большими воспитательными возможностями обладают средства искусства, художественно-музыкальные способы воздействия на занимающихся, их участие в театрализованной деятельности и др.

Значительные резервы креативных телесно-ориентированных практик имеются для формирования навыков самонаблюдения, самооценки, самоконтроля, самоорганизации.

Следует отметить, что именно в этом виде адаптивной физической культуры имеются наибольшие возможности для формирования аксиологической (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентации, мотивов, интересов. Это объясняется взаимоусиливающими влияниями интегрированных средств физической культуры и искусства, художественного осмысления и трактовки действительности.

Коррекция негативных психологических состояний, осуществляемая в креативных телесно-ориентированных практиках, возможность вытеснения предшествующей личностной позиции дают основания для утверждения о большом значении рекреативно-оздоровительной функции в этом виде адаптивной физической культуры.

Вид деятельности занимающихся, применяемые средства, методы, организационные формы занятий креативными телесно-ориентированными практиками позволяют выделить еще ряд функций адаптивной физической культуры в число ведущих. Здесь имеются в виду эстетическая, зрелищная, коммуникативная и гуманистическая функции.

Что касается принципов адаптивной физической культуры, то среди них в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках доминирующее положение занимают социальные принципы: гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации.

Велика роль и специально-методических принципов, таких, как дифференциация и индивидуализация, учет возрастных особенностей, оптимальность и вариативность, профилактическая направленность.

2.3 Специальное искусство как магистральное направление интеграции в общество лиц с нарушениями интеллекта

Ярким примером креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры являются мероприятия, проводимые в рамках программы «Спешиал Арт». К ним могут относиться различные форматы проведения: выставки по художественно-прикладному творчеству, творческие конкурсы, танцевальные, развлекательно-игровые программы, концертные программы и др.

По положению о проведении мероприятий по программе «Спешиал Арт» специального олимпийского комитета города Санкт-Петербурга миссией данной программы является организация круглогодичной творческой деятельности и проведение мероприятий по различным жанрам искусства для людей с проблемами интеллекта, предоставление им возможности на постоянной основе развивать свои способности, таланты, испытывать радость и делиться достижениями, навыками и дружескими чувствами со своими семьями, другими участниками и обществом в целом.

Главная цель - помочь людям с проблемами интеллекта участвовать в жизни общества в качестве полезных и уважаемых граждан, предоставляя им равную возможность в развитии и демонстрации своих умений и таланта через участие в выставках творческих работ, выступлениях на лучших сценах города.

Задачи программы «Спешиал Арт»:

Увеличение количества занимающихся творчеством, среди людей с нарушением интеллекта.

Привлечение максимального внимания государственных и общественных организаций, благотворительных и коммерческих учреждений, широких слоев общественности к проведению мероприятий в работе с детьми-инвалидами.

Выражение признательности общества детям, родителям, педагогам и специалистам, занимающимся проблемами творческой адаптации детей-инвалидов.

Лица с проблемами интеллекта могут радоваться, приобретать знания и пользу от участия в фестивалях, концертах, выставках, при необходимости адаптированных к их потребностям при соответствующем обучении и поддержке.

Базой для развития творческих навыков, а также оценки этих навыков, мерой прогресса и побуждения к личностному росту являются последовательные занятия под руководством квалифицированных педагогов, учитывающих способности занимающихся. Мероприятия стремятся поддержать дух состязаний, любовь к творчеству, создают для каждого участника условия для проявления всех своих потенциальных возможностей и обеспечивают участие каждого, чтобы достичь наибольшего количества участвующих.

Таким образом, мероприятия “Спешиал Арт” приносят людям с проблемами интеллекта физическую, умственную, социальную и духовную пользу, укрепляют семью и общество в целом путем непосредственного участия или в качестве зрителей

Заключение

Итак, рассматривая актуальную проблему социальной интеграции инвалидов с поражением интеллекта, можно сделать следующие выводы:

Так как основная деятельность по программе Специальной олимпиады направлена преимущественно на социализацию детей и взрослых с поражением интеллекта, их интеграцию в общество, то тренировочные занятия и соревновательная деятельность здесь выступают в большей степени как повод, условия, среда, с помощью которых и осуществляется эта социализация. В данном случае основная целевая установка и преподавателя, и занимающегося замыкается на процесс достижения результата, а не сам результат. Ведь именно в процессе обучения или развития физических качеств происходит интеллектуальное развитие ребенка и взрослого, их общение с педагогом и сверстниками, вхождение в социум и даже завоевание своего социального пространства. Причем чем в более раннем возрасте организована работа по тренировке умственно отсталых детей, тем больше шансов добиться положительной динамики, как в умственном, так и физическом их развитии. Таким образом, Специальная олимпиада, помогающая всем людям с умственной отсталостью в социальной адаптации и самореализации, создающая для них возможности добиться успеха как на спортивной арене, так и за ее пределами, является важнейшим социальным феноменом современности, олицетворяющим идеи справедливости и гуманизма. Мероприятия “Спешиал Арт”, как разновидность креативных телесно-ориентированных видов адаптивной физической культуры -это ещё одно важнейшее направление социальной адаптации лиц с ограничением интеллекта, так как само по себе искусство, в каком бы виде оно не проявлялось, является сильнейшим стимулом для развития личности в целом, так как приносят людям с проблемами интеллекта физическую, умственную, социальную и духовную пользу, укрепляют семью и общество в целом путем непосредственного участия или в качестве зрителей.

Список использованной литературы

1. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т.1, 2-М.: Советский спорт, 2005

2. Веневцев С.И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта / С.И. Веневцев. - М.: Советский спорт, 2004. - 90с.

3. Морозова Г.Ф. Некоторые результаты анализа демографической ситуации в России в свете развития специального олимпийского движения: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (30 ноября - 1 декабря 2000 г.). - М.: Специальная олимпиада России, 2000. - С. 12.

4. Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт): Учеб.-метод. пособие. - Уфа: Изд-во Вост. ун-та, 2004 (Тип. Изд-ва Вост. ун-та). - 63с.

5. www.specialolympics.org

6. http://www.sok.spb.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интеграция инвалидов в обществе. Спорт в жизни инвалида и человека с ограниченными функциональными возможностями. Стремительное развитие адаптивной физической культуры. История появления и развития программы "Специальная Олимпиада", ее атрибутика.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2009

    Маршрут олимпийского огня московской Олимпиады. Подготовка к проведению, открытию спортивных игр на территории Советского Союза. Проведение мер по обеспечении безопасности. Праздничный фейерверк. Торжественное закрытие XXII летних Олимпийских игр.

    презентация , добавлен 22.03.2015

    Значение Зимней Олимпиады 2014. Международный опыт подготовки и использования Постолимпийского наследия. Стратегическая важность региона Сочи. Хронологию строительства объектов Олимпиады "Сочи-2014". Перспективы использования объектов Олимпийского Сочи.

    дипломная работа , добавлен 21.04.2016

    Знакомство с основными инцидентами во время эстафеты Олимпийского огня. Красная поляна как уникальное и экологически чистое место, которое не уступает горноклиматическим курортам Швейцарии и Франции. Анализ видов, включенных в программу игр Олимпиады.

    реферат , добавлен 17.02.2016

    История олимпийского движения. Экологические возможности Красной Поляны. Сравнительная характеристика стран претендентов. Спортивные игры, включенные в олимпиаду. Конькобежный спорт. Экономика – рентабельна ли олимпиада?

    контрольная работа , добавлен 24.07.2007

    Ознакомление с историей и ролью Олимпийского огня как символа и незаменимого атрибута Игр. Рассмотрение масштабов эстафеты в Сочи 2014 года. Театрализирована церемония открытия и закрытия олимпиады. Основные спортивные достижения Российской Федерации.

    доклад , добавлен 05.03.2014

    Отличительные характеристики спорта высших достижений и современного олимпийского движения. Развитие олимпийского движения, проблемы гуманизации спорта высших достижений. Маркетинг в олимпийском движении. Олимпиада "Сочи-2014" - национальный PR-проект.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2012

    Символика Олимпийских игр. Открытие греческих спортивных праздников и атлетических игр в Олимпии. Проведение состязаний по бегу, прыжкам, метанию, гимнастике. Использование в церемониях открытия и закрытия Олимпиады флага, эмблемы и олимпийского огня.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Туризм как важнейший метод социализации инвалидов способствующий интеграции в жизнь социума и развивающий их навыки и способности. Экономическая целесообразность - один из факторов, определяющих роль инклюзивной туристической сферы в развитии страны.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2017

    Мельбурн - один из важнейших культурных, экономических и спортивных центров Австралии. Игры XVI летней Олимпиады. Кафедральный Собор Святого Павла. Вокзал Флиндерс-стрит. Карлтон-гарденз. Королевский Выставочный Центр. Музей Золота и башня "Эврика".

Официальный сайт Специальной Олимпиады России: http://www.specialolympics.ru/
Официальный сайт Архангельского регионального отделения Специальной Олимпиады России: http://spolrussia29.ru/
e-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ
Частный летний лагерь для людей с нарушениями интеллекта положил начало всемирному спортивному движению.

Специальная Олимпиада на протяжении вот уже более 43 лет меняет к лучшему жизнь инвалидов и отношение общества к ним.

Юнис Кеннеди Шрайвер открыла мир спорта для детей с нарушениями интеллекта на занятиях в летнем лагере, ставших прототипом соревнований Специальной Олимпиады.

В начале 1960-х гг. внимание Юнис Кеннеди Шрайвер привлекла проблема несправедливого отношения общества к людям с нарушениями интеллекта. В частности, для детей с особыми потребностями даже не строились отдельные площадки для игр. Юнис решила бороться с несправедливостью. Очень скоро она смогла найти способ реализовать свои убеждения на практике, организовав летний лагерь для детей и молодежи с нарушениями интеллекта.

Ее целью стало выяснить, могут ли (и если да, то в каком объеме) такие дети заниматься спортом и другими активными видами отдыха, и не заострять внимание на том, чего они делать не могут.

Ее идеи получили развитие и привели к появлению Специального Олимпийского движения во всем мире.

В июле 1968 года на Воинском поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более трех миллионов человек из 180 стран мира.

В 1988 году на XV Зимних олимпийских играх в Калгари президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Ю.Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «Олимпиада».

… принимая во внимание усилия Special Olympics International, способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признает Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования “Олимпиада”…

Хуан Антонио Самаранч – Президент Международного Олимпийского комитета, 15 февраля 1988 г., Калгари, Канада, XV зимние Олимпийские Игры
Заслуга Юнис и ее мужа, Сарджента Шрайвера, видного деятеля демократической партии США, состоит в том, что они сумели доказать: регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают умственно отсталым людям приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. 16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 110 тысяч детей и взрослых. Работают около 60 местных отделений Специальной Олимпиады России.

История Специального Олимпийского движения в России
Февраль 1990 г.

В Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «Спешиал Олимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре принимали участие российские (А.А. Дмитриев, В.М. Мозговой) и американские (д-р Хиели и д-р Долан) ученые в области физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физвоспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации «Спешиал Олимпикс Интернешнл» во главе с президентом этой организации г-ном Сарджентом Шрайвером. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «Спешиал Олимпикс».

Июнь 1990 г.

Прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских Специальных Олимпийских Играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу. Этот первый опыт участия в международных соревнованиях «Спешиал Олимпикс» дал возможность тренерам понять принципы этого движения, поближе познакомиться с его требованиями и правилами.

Апрель 1991 г.

В Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс», в котором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Татьяна Сарычева, Александр Болошев, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

Июнь 1991 г.

Делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу.

Декабрь 1991 г.

В связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная Олимпиада Евразии. Целью ее создания была помощь в организации самостоятельных национальных программ «Спешиал Олимпикс» в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза.

В Петрозаводске проведены первые зимние Специальные Олимпийские Игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

Март 1993 г.

В Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных Олимпийских Играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

В Ашхабаде (Туркменистан) в летних Специальных Олимпийских Играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальными проблемами в них не смогли принять участие остальные страны.

Июль 1995 г.

В Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных Олимпийских Играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации «Спешиал Олимпикс». Такой быстрый рост Специального Олимпийского движения в странах постсоветского пространства может быть объяснен тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с умственной отсталостью. Выявилось, что активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе. Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация, официально признанная Олимпийским Комитетом России, являющаяся национальным комитетом международной общественной организации Special Olympics International.

Сентябрь 1999 г.

Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» – единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях. «Специальная Олимпиада России» организует всероссийские соревнования по отдельным видам спорта и олимпиады, комплектует и направляет сборные команды на европейские и мировые соревнования, организует общероссийские семинары, обучает тренеров и судей, выпускает методическую литературу. Основная задача «Специальной Олимпиады России» – распространение Специального Олимпийского движения в стране и вовлечение большего числа лиц с умственной отсталостью к занятиям спортом по программам «Специальной Олимпиады». Для этого дирекция проделывает большую работу по организации территориальных отделений и региональных центров.

С 1 по 8 февраля в Торонто, прошли Шестые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры, которые ежедневно транслировались по всем телеканалам канадского телевидения! Более чем 1780 атлетов из 82 стран боролись за медали на этих Играх.

Новый миллениум открыл для нас Европейские Летние Специальные Олимпийские Игры, которые прошли с 27 мая по 4 июня в Гронингене, Нидерланды. 50 спецолимпийцев участвовали в соревнованиях по боулингу, баскетболу, гимнастике, плаванию, настольному теннису, футболу и конному спорту и завоевали 71 медаль, из которых было 35 золотых, 27 серебряных и 9 бронзовых!

В марте 2001 года, стартовали Седьмые Международные Специальные Олимпийские Зимние Игры в Анкоридже. 2000 атлетов из 100 стран. Россия представила на этих соревнованиях делегацию из 70 человек и завоевала немалое количество медалей.

Весной 2002 года, прошел Чемпионат России по мини-футболу в прекрасном городе Смоленск. В чемпионате участвовало 170 спортсменов из 17 территорий России: Ярославль, Смоленск, Вязьма, Свердловская область, Омская область, Республика Коми, Курганская, Воронежская, Архангельская, Псковская области, Республика Марий-Эл, Красноярский Край, Республика Удмуртия, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Республика Чувашия, Калуга, Хабаровский край. В итоге чемпионата, прошла жеребьевка на Всемирные Летние Специальные Олимпийские Игры 2003 года в Дублине, по которой были отобраны: основной состав - спортсмены из Республики Удмуртия; запасной состав – спортсмены из Санкт-Петербурга. В конце сентября в Москве прошел прошел Европейский баскетбольный турнир Специальной Олимпиады. Соревнования столь высокого уровня состоялись в России впервые.

В июне прошли Летние Всемирные Игры Специальной Олимпиады в Дублине, Ирландия. Впервые в истории спецолимпийского движения, Летние Игры прошли за пределами Соединенных Штатов Америки. В основном составе делегации Российской Федерации было 104 человека из разных городов России, от Москвы до Омска.

При использовании материалов Официального сайта Специальной Олимпиады России: www.specialolympics.ru

Специальная Олимпиада и Паралимпиада – это две отдельные организации, признанные МОК. Уникальный характер Специальной Олимпиады состоит в том, что она предоставляет спортивные возможности лицам с нарушениями умственного развития на всех уровнях атлетических способностей. Паралимпиада представляет спортивные возможности спортсменам элитного уровня с физическими или умственными недостатками.

История со движения в России

В феврале 1990 г. в Сухуми (Грузия) прошел первый всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с умственно отсталыми людьми по программе «Спешиал Олимпикс». На этом семинаре была создана общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. Тогда российские специалисты впервые познакомились с программой «Спешиал Олимпикс».

В 1990 г. прошли первые всесоюзные соревнования, на которых были отобраны спортсмены из России, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана, принявшие в том же году участие в летних Европейских Специальных Олимпийских Играх в Глазго (Шотландия) по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу.

Весной 1991 г. в Москве, на базе ГЦОЛИФКа, проведен всесоюзный семинар «Спешиал Олимпикс». После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские Игры; они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех республик.

В июне 1991 г. делегация из 113 человек, среди которых были представители всех союзных республик, приняла участие в летних Всемирных специальных олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, гандболу.

В декабре 1991 г. в связи с распадом Советского Союза Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады был ликвидирован и создана общественная организация Специальная Олимпиада Евразии. Целью ее создания была помощь в организации самостоятельных национальных программ «Спешиал Олимпикс» в 12 молодых странах на территории бывшего Советского Союза.

В 1992 г. в Петрозаводске проведены первые зимние Специальные Олимпийские Игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

В марте 1993 г. в Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных Олимпийских Играх в соревнованиях по лыжным гонкам, горнолыжному, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

В 1994 г. в Ашхабаде (Туркменистан) в летних Специальных Олимпийских Играх Евразии участвовали спортсмены из Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Киргизстана в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, баскетболу, настольному теннису, футболу. К сожалению, в связи с материальными проблемами в них не смогли принять участие остальные страны.

В 1995 г. в Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных Олимпийских Играх участвовали уже самостоятельные команды России, Азербайджана, Армении, Грузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в одной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации «Спешиал Олимпикс».

Такой быстрый рост Специального Олимпийского движения в странах постсоветского пространства может быть объяснен тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта.

Выявилось, что активные занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на функционирование основных систем организма лиц с умственной отсталостью, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяющих им адаптироваться к жизни в обществе.

Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация, официально признанная Олимпийским Комитетом России, являющаяся национальным комитетом международной общественной организации Special Olympics International.

В сентябре 1999 года Министерством юстиции РФ была впервые зарегистрирована «Специальная Олимпиада России» – единственная в нашей стране организация, представляющая Россию в SOI, в том числе на международных соревнованиях.

«Специальная Олимпиада России» организует всероссийские соревнования по отдельным видам спорта и олимпиады, комплектует и направляет сборные команды на европейские и мировые соревнования, организует общероссийские семинары, обучает тренеров и судей, выпускает методическую литературу. Основная задача «Специальной Олимпиады России» – распространение Специального Олимпийского движения в стране и вовлечение большего числа лиц с умственной отсталостью к занятиям спортом по программам «Специальной Олимпиады». Для этого дирекция проделывает большую работу по организации территориальных отделений и региональных центров.

Кроме Паралимпийских игр проводятся игры Специальной Олимпиады дня инвалидов, лиц с нарушением интеллекта и прочих адаптационных способностей. Международное движение объединяет более 180 стран.

Специальная Олимпиада - общественная организация, в которой отсутствуют гонорары и не продаются билеты на соревнования, ее финансирование осуществляется за счет добровольных взносов и пожертвований.

В соревнованиях выявляются индивидуальные возможности спортсменов, регламентируются их личные достижения, а медали отдельных стран не подсчитываются. Специальная Олимпиада предназначена для атлетов практически любого возраста (с 8 и до 80 лет), независимо от их физических возможностей. Соревнования проводятся на всех уровнях, начиная от класса и школы, до Всемирных игр Специальной Олимпиады для детей и взрослых. Каждый участник в Специальной Олимпиаде может стать победителем.

С целью дифференциации спортсменов по уровням подготовленности проводятся предварительные соревнования (тестирование), по итогам которых участники соревнований делятся на дивизионы. Соревнования проводятся между спортсменами каждого дивизиона, что позволяет создать условия для спортивной борьбы по принципу «равный соревнуется с равным». Пьедестал для награждения рассчитан на 8 мест, по количеству участников соревнований в дивизионе. Спортсмены, занявшие с 8 по 4 места, награждаются лентами или значками, с 3 по 1 - медалями.

Основательница движения Юнис Кеннеди Шрайвер в июне 1963 г открыла в своем доме в Мэриленде лагерь со специальной спортивной программой для людей с нарушением интеллекта.

Первые международные игры Специальной Олимпиады прошли 19 и 20 июня 1968 п в Чикаго. В соревнованиях по легкой атлетике и плаванию приняли участие около 1000 спортсменов. Первые международные зимние игры Специальной Олимпиады состоялись в феврале 1977 г. в Стимбоут-Спрингз.

В феврале 1988 г. на XV Олимпийских зимних играх в Калгари Президент МОК Хуан Антонио Самаранч подписал договор с Юнис Кеннеди Шрайвер о праве использовать в названии движения «Олимпиада». Организация получила всемирное официальное признание. За заслуги в развитии данного движения и его гуманизм Юнис Кеннеди Шрайвер является единственной женщиной, чей профиль вычеканен на монете достоинством в 1 доллар США.

В феврале 1990 г. в Сухуми (Грузия) прошел первый Всесоюзный семинар для специалистов по физической культуре, посвященный организации спортивной работы с людьми с умственной отсталостью по программе Специальной Олимпиады. На этом семинаре была создана всесоюзная общественная организация «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады», которая положила начало развитию этого движения во всех республиках бывшего Советского Союза. В семинаре приняло участие более 300 человек: российские (АЛ. Дмитриев, В.М. Мозговой и др.) и американские (доктор Хиели и доктор Долан) ученые в области образования и физического воспитания лиц с умственной отсталостью, работники министерств образования, социального обеспечения, здравоохранения, преподаватели физического воспитания, дефектологи, а также специалисты из международной организации Специальной Олимпиады.

В 1990 г проведены первые всесоюзные соревнования, где были отобраны спортсмены, принявшие в том же году участие в летних Европейских играх Специальной Олимпиады в Глазго (Шотландия). В соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, гимнастике и гандболу от СССР участвовали представители России, Азербайджана, Белоруссии и Узбекистана. Первый опыт участия в международных соревнованиях Специальной Олимпиады дал возможность понять принципы этого движения, познакомиться с его правилами.

В 1991 г. на базе Государственного центрального института физической культуры был проведен Всесоюзный семинар Специальной Олимпиады, в кагором участвовали и известные в прошлом спортсмены: Александр Балашов, Алжан Жармухамедов, Людмила Кондратьева, Галина Прозуменщикова. После этого были проведены летние Всесоюзные Специальные Олимпийские игры. Они проводились по 9 видам спорта в городах России, Украины и Молдовы. В них приняли участие спортсмены с умственной отсталостью почти из всех союзных республик. В июне 1991 г. делегация Советского Союза, состоящая из 113 человек, приняла участие в летних Всемирных Специальных Олимпийских играх в Миннеаполисе (США), в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, тяжелой атлетике, гимнастике, волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису и гандболу. Уровень физического развития и физической подготовленности лиц с умственной отсталостью, вовлеченных в программу Специальной Олимпиады, колеблется от самого низкого до среднего. Представители Советского Союза, участники Всемирных Специальных олимпийских игр имели довольно высокий уровень физической подготовленности.

В декабре 1991 г. в связи с распадом Советского Союза «Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады» был ликвидирован и на его основе создана общественная организация «Специальная олимпиада Евразии». Цель ее создания - помощь в организации самостоятельных национальных программ Специальной Олимпиады в 12 странах на территории бывшего СССР.

В 1992 г. в Петрозаводске (Россия) прошли первые зимние Специальные олимпийские игры Евразии, в программе которых были соревнования по лыжным гонкам и конькобежному спорту; в Санкт-Петербурге проведен турнир по хоккею на полу.

В марте 1993 п в Австрии 156 спортсменов и тренеров из России, Беларуси, Казахстана и Туркменистана участвовали в зимних Всемирных Специальных олимпийских играх по лыжным гонкам, горнолыжному спорту, конькобежному спорту, фигурному катанию, хоккею на полу.

В 1995 г. в Нью-Хейвене (США) в летних Всемирных Специальных олимпийских играх участвовали самостоятельные команды России, Азербайджана, Цгузии, Беларуси, Казахстана, Туркменистана и Украины, а спортсмены из Молдовы, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана соревновались в объединенной команде Евразии, так как в этих странах еще не были созданы самостоятельные национальные организации Специальной Олимпиады.

В 1997 г. в Торонто (Канада) в зимних Всемирных Специальных олимпийских играх участвовали спортсмены из России и семи других стран СНГ.

В настоящее время во всех странах ближнего зарубежья работают самостоятельные организации Специальной Олимпиады, которые организуют круглогодичные тренировки и проводят национальные Специальные олимпийские игры и соревнования. Каждые два года спортсмены принимают участие во Всемирных летних или зимних играх Специальной Олимпиады. Специалисты и тренеры ежегодно участвуют в региональных семинарах Специальной Олимпиады.

В 1999 п в Российской Федерации учреждается общественная общероссийская благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада России». Основная цель, заявленная в Уставе организации - содействие средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов с умственной отсталостью. Президентом Специальной Олимпиады России был избран Андрей Владимирович Павлов, занимавший этот пост до мая 2016 г. Новым президентом и председателем Правления Специальной Олимпиады России стал Смирнов Юрий Валентинович, кандидат технических наук, доктор философии, академик Международной академии минеральных ресурсов, председатель общественной палаты Ивановской области. Он обладал значительным опытом руководящей работы, в том числе, в Совете Федерации и был награжден большим количеством правительственных наград.

На конец 2016 г. в движении Специальной Олимпиады России участвуют около 120 тысяч детей и взрослых. Работают 63 юридически зарегистрированных территориальных отделений Специальной Олимпиады России.

Девиз участников Специальной Олимпиады: «Позвольте мне победить, но если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!»

Специальная Олимпиада - самое распространенное спортивное движение такого рода. Оно является доступным, постоянно совершенствуется, предлагает различные спортивные программы, ориентированные на лиц с нарушением интеллекта, имеющих разные способности, и предоставляет возможность любому, кто пожелает, найти свой интерес в этом движении.

Специалисты подбирают физические упражнения таким образом, чтобы предоставить возможность каждому человеку, имеющему нарушения интеллекта и прочих адаптационных способностей, начиная с пятилетнего возраста, участвовать в занятиях физической культурой и спортом, спортивных соревнованиях (с 8 лет) и получать от них пользу, независимо от уровня подготовленности, пола и возраста.

В Специальной Олимпиаде участникам предлагаются тренировки и соревнования более чем в 38 видах спорта. Кроме того, для лиц с глубокой умственной отсталостью, имеющих сопутствующие нарушения (например, детский церебральный паралич), предлагается программа тренировки двигательной активности (ПТДА), включающая специальный подбор физических упражнений и элементов из различных видов спорта.

Имеется также программа Объединенного спорта, в которой наряду с лицами с интеллектуальными нарушениями участвуют и здоровые спортсмены.

Программа «Спортсмен-Лидер» предполагает оказание помощи тренеру самими спортсменами при организации и проведении тренировок и соревнований.

По программе «Здоровые атлеты» во время проведения соревнований спортсмены проходят бесплатное обследование, получая заключение специалистов о состоянии здоровья и рекомендации по дальнейшему обследованию выявленных функциональных нарушений организма.

Программа «Факельный пробег» объединяет представителей силовых структур стран мира, принимающих участие в сопровождении факела с Олимпийским огнем, доставляемым ими к месту проведения Европейских или Всемирных игр Специальной Олимпиады.

Семейные программы Специальной Олимпиады предполагают активную под держку атлетов в плане тренировочной и соревновательной деятельности членами их семей. Это может проявляться в совместных занятиях, оказании всесторонней помощи спортсменам, тренерам и организаторам регулярных занятий и спортивномассовых мероприятий.

В целях безопасности спортсменов в Специальной Олимпиаде некоторые спортивные дисциплины запрещены. Например, в легкой атлетике запрещено метание копья и молота, прыжки с шестом, прыжки в воду, прыжки на батуте, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, все виды единоборств (кроме дзюдо), в том числе карате, регби, американский футбол, все виды стрельбы и фехтование.

Популярность движения Специальной Олимпиады в странах бывшего СССР объясняется тем, что оно стимулирует развитие и использование средств физической культуры и спорта для людей с нарушением интеллекта. Активные занятия физической культурой и спортом по программам Специальной Олимпиады оказывают положительное влияние на деятельность основных систем организма, способствуя тем самым развитию коррекционно-компенсаторных функций, позволяя, спортсменам адаптироваться к жизни в обществе.

Незаменимую роль в процессе социализации спортсменов с нарушением интеллекта играют правила и нормы, разработанные Специальным Олимпийским Комитетом и регулирующие участие в спортивной деятельности.

Правила поведения лиц с умственной отсталостью при занятиях спортом.

  • 1. Правила служат критерием поведения спортсмена: участник признает правила соревнований в качестве критерия не только для того, чтобы оправдать свое поведение, например участие в соревнованиях с целью победить, но также и для того, чтобы расценить поведение других. Например, если соперники не выполняют правила игры, то их победа не должна быть засчитана.
  • 2. Правила являются народными, социальными и всеобщими: данные характеристики помогают людям понимать складывающиеся ситуации. Участники спортивного мероприятия понимают друг друга, благодаря установленным правилам. Зрители тоже понимают, что происходит в каждом случае.
  • 3. Правила необходимо учить, чтобы знать не только правила проведения различных спортивных мероприятий, но и правила взаимоотношений.

Система правил налагает определенные обязанности на спортсмена с умственной отсталостью: каждый вид спорта имеет собственные правила, собственные требования к уровню подготовленности спортсмена, тренировочную программу и т.п.

Развитие различных форм спортивной активности лиц с умственной отсталостью требует тщательного ознакомления этих спортсменов с нормами и правилами, связанными с их участием в спорте. Спортивные организации для лиц с умственной отсталостью должны совершенствовать методы, с помощью которых лица с умственной отсталостью могут выучить правила.

Организация Специальной Олимпиады России благополучно развивается. Помимо роста числа участников и практикуемых видов спорта растет количество соревнований и увеличивается тренерский коллектив.

Количественные показатели переходят в качество: повышается уровень подготовленности атлетов, развиваются коммуникативные навыки, мышление, волевая сфера, что приводит их к успешной социализации и ощущению себя полноправными гражданами страны.

Со стороны общества формируется толерантное отношение к людям с проблемами интеллекта, понимание их, появляется желание оказывать им поддержку.

Поскольку к соревновательной деятельности по официальным видам спорта Специальной олимпиады допускаются дети с 8-летнего возраста, то тренировочные занятия с ними целесообразно начинать с 6-7-летнего возраста. Большинство детей этого возраста владеет рядом базовых навыков, характерных для обычных детей, но их действия более напряжены, менее естественны и ловки. Они ходят, бегают, карабкаются, многие умеют одеваться, пользоваться туалетом, питаться. Однако более сложными моторными навыками овладевают с большим трудом. У детей с умственной отсталостью может отсутствовать координация процесса планирования и выполнения двигательного действия.

Все виды спорта, по которым могут проводиться тренировки и соревнования с лицами, имеющими отклонения в развитии интеллекта, Международная организация Специальной олимпиады (SOI) разделяет на две категории:

  • - официальные виды спорта;
  • - национально-популярные виды спорта.

К официальным видам спорта, утвержденным Советом директоров SOI, относятся:

Летние виды спорта:

Плаванье

Легкая атлетика

Баскетбол

Велосипедные гонки

Конный спорт

Тяжелая атлетика

Настольный тенис

Волейбол

Гимнастика

Катание на роликовых коньках

Зимние виды спорта:

Горные лыжи

Лыжные гонки

Фигурное катание

Конькобежный спорт

Национально-популярными видами спорта являются виды спорта, не классифицируемые SOI в качестве официальных видов спорта, но включаемые SOI в программы тренировок и соревнований Специальной олимпиады.

Для утверждения какого-либо вида спорта в качестве национально-популярного вида спорта необходимо выполнение ряда процедур и соответствие определенным критериям:

  • а) официальное положение о проведении тренировок и соревнований по данному виду спорта должно быть представлено в Департамент SOI по Всемирным играм и соревнованиям;
  • б) консультативный комитет по медицинским вопросам должен изучить данный вид спорта и определить его соответствие стандартам SOI в отношении здоровья и безопасности;
  • в) должно существовать подтверждение наличия интереса к данному виду спорта со стороны тренеров, людей с отклонениями в умственном развитии, школ, групп членов семей спортсменов, специализированных агентств и т.д., работающих с потенциальными спортсменами Специальной олимпиады;
  • г) должны быть разработаны правила, которые могут быть использованы при проведении соревнований, и создан Консультативный комитет по данному виду спорта;
  • д) признание данного вида спорта должно содействовать круглогодичному проведению соревнований и тренировок, что является основной деятельностью Специальной олимпиады, и создаст дополнительные значимые возможности для людей с отклонениями в умственном развитии, включая виды спортивных состязаний для людей с различными уровнями способностей, виды программы для спортсменов с наиболее ограниченными способностями и т.д.

Международная организация Специальной олимпиады (SOI) определяет и запрещенные виды спорта, которые, по ее мнению, не обеспечивают соблюдение минимальных стандартов здоровья и безопасности или подвергают здоровье и безопасность специальных спортсменов необоснованному риску. В настоящее время к запрещенным видам спорта относятся: бокс, фехтование, стрельба, каратэ и иные виды боевых искусств.

После определения уровня минимального поражения и допуска к участию в тренировках и соревнованиях по программе Специальной олимпиады (В деятельности Специальной олимпиады могут участвовать лица, имеющие и ряд других отклонений в развитии (поражения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др.), но только в том случае, если они имеют минимальный уровень поражения интеллектуальных функций. Поражение интеллекта является главным (определяющим) признаком для включения желающих в программу Специальной олимпиады), центральным является вопрос разделения спортсменов на дивизионы.

Система разделения на дивизионы

  • 1. Соревнования Специальной олимпиады предоставляют спортсменам возможность продемонстрировать спортивные навыки, полученные во время тренировок. Спортсмены в рамках каждых соревнований должны стремиться продемонстрировать наилучшие показатели. С целью получения спортсменами максимального опыта участия в соревнованиях они должны быть организованы так, чтобы все внимание концентрировалось на спортсменах. В специальном олимпийском движении этот принцип означает, что вне зависимости от занятого места любое выступление является личной победой.
  • 2. Международная организация Специальной олимпиады разработала соответствующие правила, обеспечивающие наиболее успешное участие спортсменов в состязаниях и стимулирование их спортивного духа на всех уровнях проведения соревнований. Соревнования должны проводиться регулярно, согласно утвержденным правилам, при обеспечении грамотного судейства. Членам семей, друзьям и зрителям должна быть предоставлена возможность разделить со спортсменами успех, достигнутый ими во время соревнований.
  • 3. Фундаментальное отличие соревнований Специальной олимпиады от состязаний, организуемых другими спортивными организациями, заключается в том, что приветствуется участие спортсменов с любым уровнем способностей. Соревнование построено таким образом, что между собой соревнуются спортсмены одинакового уровня способностей, для чего они разбиваются на дивизионы. Исторически SOI предлагает формировать дивизионы таким образом, чтобы разница между наибольшим и наименьшим результатом в рамках каждого дивизиона составляла не более 10%. Эта рекомендация не является правилом, однако должна рассматриваться в качестве принципа формирования дивизионов спортсменов, равных по уровню способностей, при наличии соответствующего количества участников.

В целом в основе разделения на дивизионы лежит три критерия: распределение спортсменов по половому признаку, по возрастным группам и по уровню способностей. При этом должны учитываться следующие моменты:

1. Способности спортсмена являются основным фактором при разделении на дивизионы в рамках соревнований Специальной олимпиады.

Способности спортсмена или команды определяются результатом, зарегистрированным по итогам предыдущих соревнований или по итогам отборочного тура. При формировании групп важными факторами выступают также возраст и пол.

2. Соревнования считаются организованными наилучшим образом, когда в каждом дивизионе участвуют, по меньшей мере, три и не более восьми спортсменов или команд одинакового уровня способностей. Однако в некоторых случаях количество спортсменов или команд, участвующих в соревнованиях, оказывается недостаточным для достижения этой цели.

Необходимо отметить, что в нашей стране вопросами организации адаптивного спорта лиц с нарушениями интеллекта, взаимодействия с международными структурами по этому вопросу занимается «Специальная олимпиада России», президентом которой является А.В. Павлов.

Одна из ведущих отечественных программ по специальному олимпийскому движению реализуется Специальным олимпийским комитетом Санкт-Петербурга (президент В.Л. Мутко, генеральный директор С.В. Гутников), который отметил в 2001 г. свое десятилетие. Отличительными особенностями программы Специального олимпийского комитета (СОК) Санкт-Петербурга являются:

Интеграция усилий государственных, общественных, коммерческих организаций на основе коллективного договора между СОК, комитетами и департаментами администрации Санкт-Петербурга, курирующими вопросы физической культуры и спорта, образования, социального обеспечения, и учреждениями, находящимися в их ведении (детскими домами-интернатами; специальными, коррекционными образовательными учреждениями; учреждениями дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности детей, психоневрологическими интернатами и др.), а также учреждениями и организациями профессионального образования и науки (СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга и др.), другими структурами;

объединение программ специальной олимпиады и программ специального искусства (Спешиал Арт) в единую программу;

большой охват занимающихся, как организованных в государственных структурах, так и обучающихся в домашних условиях.

Исходя из вышеуказанного становится понятно, что главное в Специальной олимпиаде - это социализация и интеграция в общество людей с умственной отсталостью, информирование общественности об их возможностях и талантах, а тренировки и соревнования выступают в качестве эффективного средства - доступного и интересного для таких людей, с помощью которого и реализуются миссия и цель Специальной олимпиады.



 

Возможно, будет полезно почитать: