Лечебная физическая культура в дошкольных учреждениях. Рабочая программа (старшая группа) на тему: Лечебная физкультура в детском саду (предметные кружки, их результативность)

Знакомя молодых пап и мам с работой по лечебной физкультуре и ее требованиями, мы нередко наталкивались на недоверие с их стороны. Они заявляли, что дети маленькие и не могут выполнять указанные упражнения. Поэтому мы решили уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой ЛФК в детском саду и дома.
Составили перспективный план работы с родителями.
Каждый учебный год мы начинаем с практического семинара для родителей. Проводились такие семинары: «Особенности физического и психического развития детей преддошкольного возраста», «Организация занятий ЛФК в детском саду и в семье»и др. Перед проведением семинаров знакомили родителей с особенностями физического развития детей. Одновременно

Врач - ортопед проводила индивидуальные беседы с родителями. В систему работы детского сада прочно вошла утренняя гимнастика с коррекционными упражнениями, которая проводится с музыкальным сопровождением. Мы познакомили родителей со структурой утренней гимнастики, проведя ее на родительском собрании. Разработали примерные комплексы утренней гимнастики на субботние и воскресные дни, с указанием дозировки, постепенного усложнения упражнений. Сделали подборку статей по данному вопросу и оформляли папки-передвижки. Родителям показывали физкультурные занятия и занятия по ЛФК и приемы обучения некоторым видам движений, оборудование, которое можно использовать в домашних условиях. Давали советы по проведению занятий в выходные и праздничные дни, соблюдая дома санитарно-гигиенические условия.

Проводим видео съемку занятий в течении года, и показываем родителям динамику овладения детьми разных упражнений.

Посмотрев подготовленные занятия, и попробовав упражнения на семинаре – практикуме для родителей, они еще раз убедились, что систематические занятия приносят большую пользу. После родительских собраний они стали более внимательно прислушиваться к рекомендациям инструкторов, воспитателей, советоваться с ними.

Так же мы составили памятку для родителей

В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и в детском саду:

  • прежде всего необходимо, чтобы у малыша была своя мебель, со-
    ответствующая его росту (стол, стул, кровать);когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола или подставки, ноги согнуты в коленях под прямым углом.
  • Следите, чтобы ребенок сидел за столом прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы один локоть свисал со стола), можно откинуться на спинку стула. Нельзя наклоняться низко над столом; расстояние от глаз до поверхности стола должно быть равно длине от локтя до кончиков пальцев. Если ребенок продолжает ниже наклонять голову во время чтения, рисования или письма, его необходимо показать врачу-окулисту;
  • правильную осанку у ребенка надо терпеливо воспитывать, она
    не только благотворно влияет на внешний вид, но и на его здоровье, на
    органы, расположенные в грудной клетке и брюшной полости;
  • не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с
    прогибающейся сеткой. Лучше приучать детей спать на спине.
  • обратите внимание, чтобы дети не спали на высокой подушки, позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка;
  • последите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и
    сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать»
    пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление. Чуть пораньше выходите
    в детский сад, чтобы ребенку не пришлось всю дорогу бежать за папой
    или мамой, которые часто тянут его за руку, в большинстве случаев за
    одну и ту же каждое утро. Так может развиться дисбаланс мышечного
    корсета и нарушение осанки.

В летнее время необходимо обучать детей плаванию, дошкольники хорошо усваивают технику. А самые маленькие пусть учатся плавать в ванной с помощью мамы и папы после консультации с детским врачом.

Плоскостопие

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности стопы. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, толстой подошвой, так как они лишают стопу ее естественной гибкости.

Поэтому в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Противопоказания при плоскостопии:

  1. 1.бег, соскоки, подскоки на жесткой поверхности
  2. 2.ходьба босиком

показания при плоскостопии:

  1. правильно подобранная обувь
  2. ежедневная гигиена стоп

Специальные упражнения при плоскостопии в домашних условиях

Специальные упражнения в исходном положении лежа

  • Руки за голову, отведение и приведение ноги, пятка пола
    не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикально. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп медленный, средняя амплитуда движения.
  • «Строим два моста - большой и маленький» - согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Вернуться в и. п., то же другой ногой. Повторить 4-6 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
    • «велосипед»- руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п., то же левой ногой. Повторить по 4 раза, темп средний, полная амплитуда движения.
    • «Маятник часов» - стопы касаются стены или стоп партнера, одновременные повороты стоп вправо-влево. Повторить 6-8 раз, темп средний. Стопы держать строго вертикально.
    • «Танец жука, лежащего на спине» - ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание рук и ног с произношением звука «ж-ж-ж». Повторить 3-4 раза, темп средний. Звуки произносить на выдохе.
    • «Паровоз» - лежа на боку. Сгибание и разгибание ноги,
      носок на себя. Повторить 6-8 раз на каждом боку, ускоряя
      и замедляя темп.
    • «Чей шарик больше?» - лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола, рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы. Повторить по 8 раз каждой ногой, темп средний.
    • «Строим норку» - лежа на животе, пальцы под подбородок, стопы стоят на носках, минимально сгибая колени, отгребать пальцами песок назад. Повторить 8 раз, темп средний.
    • «Я на солнышке лежу» - лежа на животе, ноги согнуты в
      коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы. Повторить 8-10 раз, темп средний.

«Хвост самолета» - лежа на животе, руки под подбородком, согнуть ноги, колени в стороны, стопы соединить подошвами друг к другу. Вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз,темп средний.

Специальные упражнения с мячом- обычным или массажным

(постепенно от занятия к занятию диаметр мяча уменьшается)

  • «Шагающий на мяче» - лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад. Повторить 6 раз, темп медленный.
  • Удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и. п. Повторить 8 раз в среднем темпе.
  • Ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону. Повторить 4-6 раз в каждом направлении. Все время удерживать стопы на мяче.
  • Массажный мяч между стопами, с надавливанием выполнять массаж данной области. Повторить 10-12 раз, темп медленный.
  • «Башня из кубиков» - ноги прямые, мяч в голеностопных
    суставах. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повторить 6 раз, темп средний.

Специальные упражнения, выполняемые сидя на полу, руки в упоре сзади

Носки на себя, согнуть ноги, поставить стопы только на пятки. Носки не касаются пола. Вначале выполнять попеременно, затем одновременно. Повторить 8-10 раз, темп средний.

Платочки лежат на уровне коленей. Согнуть правую ногу и взять платочек у левого колена, вернуться в и. п., тоже левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой, темп средний.

Ноги согнуты, стоят на полу. «Малая гусеница» - сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

  • «Большая гусеница» - максимально согнуть стопы, носки на себя,

Перекатиться на носки и подтянуть пятки. Повторить8 раз, темп медленный.

  • Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально, соединить большие пальцы, развести в стороны, мизинцем коснуться пола. Повторить 3-4 раза.
    • Пальцы стоп широко расставить и сжать. Повторить10-12 раз,

То же, но удерживать согнутые пальцы на 6 счетов. Проверять степень работы всех пальцев. Повторить 4-6 раз, темп медленный.

Руки на пояс. Перед ребенком большой лоскут ткани, собрать пальцами стоп ткань под средний отдел стопы и затем, отталкивая ткань, вернуть ее в и. п. Повторить 4 раза, темп средний.

  • «Кто сильнее?» - взять пальцами стоп шарф, поднять ноги и тянуть шарф в разные стороны. Повторить 3-4 раза, темп средний.

Пальцами одной ноги захватить карандаш и нарисовать на полу геометрическую фигуру (треугольник, круг, квадрат и т. п.). Затем то же другой ногой. Повторить 4 раза, темп средний.

Специальные упражнения в исходном положении сидя на стуле

  • Руки на пояс, перекаты с пятки на носок. Большая ампли-
    туда. Повторить 10 раз, темп средний.
  • Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом, смена
    положения ног. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуться в и. п. Повторить 4-6 раз, темп средний.
  • Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10-12 раз каждой ногой, темп средний. То же, отгребание песка.
  • Стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и
    опускать пятки. Повторить 12 раз, темп средний.
  • Перекаты гимнастической палки(скалки), кисти на коленях, надавливают, усиливая воздействие. Повторить 10-12 раз.
  • Поднимать за веревку груз и удерживать его, пока он не коснется пола. Вес груза 200-300 г, длина веревки 25-30 см

Движение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.

На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям.

Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.

С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.

Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.

Стремление родителей заработать на жизнь приводит к недостатку времени для активного времяпровождения с детьми. Как результат – развитие гиподинамии.

Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.

Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:

  • для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
  • для детей 5-6 лет – 30-35 минут.

Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.

Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.

Какие есть преимущества у лечебной гимнастики

Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ:

  1. Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка.
  2. Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма.
  3. Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия.
  4. Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
  5. Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать.
  6. Корректируют патологические состояния.
  7. Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем.

Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов:

  1. Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
  2. Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений.
  3. Регулярность нагрузок.
  4. Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.
  5. Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает.
  6. Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются.
  7. Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление.
  8. Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.

Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения.

При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма.

Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений.

ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.

Примеры лечебной гимнастики в детском саду

Рабочая программа по ЛФК в детском саду должна быть разработана специалистом и состоять из определенного комплекса упражнений.

Ниже приведен перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду.

Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.

Подготовительный этап:

  1. Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно.
  2. Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.
  3. Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет.
  4. При команде «стоп2 остановиться.
  5. Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.

Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия:

  1. Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.
  2. Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова.
  3. Исходное положение то же; разводить сначала носки в стороны, потом пятки.

Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата:

  1. Сесть на пол, ступни соединить вместе. Стараться опустить колени как можно ниже и дотронуться до пола, имитируя взмахи крыльев бабочки.
  2. Сесть на пол, ноги на ширине плеч. Левой рукой достать правый носок и наоборот.
  3. Всем известное упражнение «березка». Лечь на спину, ноги поднять вверх и стараться держать их ровно.
  4. Лежа на спине, ноги поднять на расстояние 40 см. от пола и выполнять махи ногами, имитируя движение ножниц.
  5. В положении лежа на животе руки выпрямить вперед. Поднимать руки с ногами и головой вверх. При этом голову не запрокидывать. Имитировать кораблик.
  6. Лежа на спине, поднять голову и руки. Выполнять упражнение, имитирующее плаванье.
  7. Упражнение «кошка». Стоя на четвереньках, изобразить добрую кошку, прогнуть спину и посмотреть вверх, злую – округлять поясницу и посмотреть вниз.
  8. Лежа на спине, стараться достать головой до ног, прогибая при этом спину.

Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей.

Выводы

В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Эта работа должна быть сплоченной и длительной.

На сегодняшний день практикуют проведения кружка ЛФК в детском саду по программе, которая предполагает командное участие в играх. В качестве дополнительных приспособлений используют спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно посещают подобный кружок и тщательно выполняют упражнения за педагогом.

Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие, очень важные для благоприятной жизнедеятельности особенности быстро растущего организма малыша. В дошкольные годы наблюдается значительный прирост скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости и ловкости, формируются многие двигательные умения и навыки, но база (физкультурные залы и места для самостоятельных занятий физическими упражнениями), в которой это происходит, выступает сдерживающим фактором, не позволяющим в полной мере обеспечить развитие психофизического и морфофункционального потенциала, заложенного в ребенке природой. Имеющиеся помещения, отведенные в большинстве детских садов как для музыкальных занятий, так и для занятий физическими упражнениями, отвечают требованиям лишь детей до 3 лет. В связи с этим необходим поиск эффективных путей решения данной проблемы.

В идеале каждый детский сад должен быть оснащен физкультурными залами с соответствующими приспособлениями для реализации двигательных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Очевидно, решение этого вопроса не может носить только экстенсивный характер (расширение площадей для занятий физическими упражнениями). Интенсивный путь развития в настоящее время наиболее приемлем для бюджетной сферы образования. Однако и он в нынешних экономических условиях подходит далеко не для всех дошкольных учреждений России. Поэтому задача административно-хозяйственных и педагогических коллективов ДОУ - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нестандартным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомо-физиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Одним из направлений решения этой проблемы является создание простейших тренажеров, тренажерных и тренировочных устройств.

Занятие лечебной физкультурой целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями, стараясь сохранить данный состав группы на весь период пребывания в стационаре или санатории. Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальные физкультурные костюмы и тапочки.

Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, в колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий -- так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1 -- 2 двигательных навыков.

В ДОУ проводятся практически все существующие формы лечебной физкультуры: утренняя гигиеническая гимнастика, которая проходит с обязательным включением одного - двух специальных упражнений; занятия (ведущая форма), самостоятельные занятия (под контролем врача, педагогов и родителей), которые также включают 3 - 4 специальных упражнения; прогулки; оздоровительный бег; игровые занятия. Каждый курс ЛФК начинается с обязательного тестирования силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса при нарушении осанки и плантографии при плоскостопии. Общее руководство работой инструктора по лечебной физкультуре в ДОУ осуществляет врач - ортопед и педиатр, которые в карте развития ребенка регистрируют ежегодную динамику изменения осанки ребенка. На основе проведенных тестируемых показателей врачом - ортопедом и инструктором по ЛФК даются рекомендации инструктору по физической культуре, инструктору по обучению плаванию, исключаются противопоказанные для данного ребенка упражнения. Инструктором по ЛФК совместно с врачом - ортопедом разработаны комплексы физических упражнений и занятий для детей всех возрастных групп с учетом диагнозов детей.

Учитывая особенности развития детей, посещающих ДОУ проводятся следующие виды физкультурных занятий:

  • - обычного типа
  • - с элементами спортивных игр
  • - с элементами психогимнастики
  • - сюжетно - игровые
  • - физкультурно - познавательные.

Для улучшения коррекционной работы специалисты ДОУ внедрили новую здоровьесберегающую форму занятий - на занятиях по ЛФК, физической культуре, логоритмике используются фитболы.

При разработке двигательного режима в ДОУ учитываются индивидуальные особенности физического развития детей и их диагнозы. Наряду с перечисленными видами двигательной активности специалисты в своей работе используют:

  • - физминутки (ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятия)
  • - гигиеническую гимнастику после дневного сна (с использованием корригирующих дорожек и нестандартного оборудования)
  • - неделю здоровья (2 раза в год)
  • - физкультурные досуги (2 раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками 1-2 групп)
  • - физкультурно - спортивные праздники (2 раза в год на открытом воздухе с привлечением родителей).

Важное значение в ДОУ предается лечебно - оздоровительной работе, которая строится по трём направлениям:

  • 1. Интенсивная. Профилактика готовит ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени. Проводятся закаливающие процедуры.
  • 2. Восстановительное. Используется система защитных мер для предупреждения ОРВИ, в группах проводится фитотерапия и аромотерапия.
  • 3. Реабилитационное. Занятия по профилактике плоскостопия, нарушений ОДА, массаж, физиопроцедуры.

По назначению и рекомендациям врача - ортопеда дети с нарушением ОДА получают физиотерапевтические процедуры в комплексе с массажем. Медсестра проводит следующие виды массажа: общеукрепляющий, а также массаж спины, верхних и нижних конечностей, с учетом диагноза детей.

Особое внимание педагоги уделяют организации детей на занятии: на спинках стульев имеются - массажеры для профилактики нарушений осанки, на полу размещаются коврики - тренажеры для профилактики плоскостопия. Специалисты на занятиях умело чередуют разные виды деятельности, предупреждая утомления детей.

Специфическими особенностями развития детей с нарушением опорно - двигательного аппарата являются двигательные затруднения; речевые расстройства. Дети с нарушением ОДА имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. Педагог - психолог ДОУ содействует обеспечению индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого - педагогического изучения детей, занимается профилактикой и преодолением отклонений в интеллектуальном и личностной развитии ребенка.

Проектная работа:

На тему: «Лечебная физкультура в детском саду»

Подготовила: Увалиева Л.А.

Алматы, 2014 год

«Идеал воспитания - это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета» Ж.Ж.Руссо

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим наше дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего детского сада осуществляется по нескольким направлениям:

1. Лечебно-профилактическая (фито, приём настоек и отваров, витаминизированные напитки «Арт лайф» в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка.

3. Физкультурно-оздоровительная работа.

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологии.

5. Внедрение лечебной физкультуры в детском саду.

Остановимся на разделе ЛФК.

Лечебная физическая культура - это лечебная гимнастика, которая содействует восстановлению здоровья и трудоспособности людей. Она широко применяется в практике работы в лечебных и лечебно-профилактических учреждениях. В ЛФК применяются упражнения, влияющие как на весь организм человека, так и на отдельные его части.

В ЛФК широко применяются упражнения для восстановления двигательных функций организма, исправления как функциональных нарушений при заболеваниях внутренних органов, так и дефектов в развитии отдельных частей тела.

Актуальным является вопрос оздоровления детей в детских учреждениях. ЛФК является одним из активных факторов по оздоровлению детей и профилактике их здоровья - всё это является подспорьем в решении задач воспитания всесторонне развитой личности. «Дети должны получить умственное воспитание, физическое воспитание и техническое»,- сказал К.Маркс.

Ведь гармонически развитый ребёнок сочетает в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

В нашем саду внедряется программа ЛФК. Она реализуется с помощью совместных усилий семьи и детского сада. При этом ведущая роль принадлежит именно нам - работникам детского сада. Педагогически грамотное использование всех видов физических упражнений в их совокупности, обеспечит выполнение основных задач физического воспитания детей. Значительную роль в реализации играет материальная база детского сада: спортивная площадка, спортивный зал, оборудование и инвентарь.

Мы обратили внимание, что физкультурных занятий для совершенного укрепления здоровья, воспитания положительного отношения к спортивным занятиям, профилактике заболеваний недостаточно, поэтому отобрали основные задачи, которые будут решаться на ЛФК.

Основные задачи ЛФК для дошкольников:

1. Укрепление здоровья

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма, ослабленным болезнью.

3. Повышение физической и умственной работоспособности.

4. Освоение основных двигательных умений и навыков, предусмотренных программой по ЛФК.

5. Обучение рациональному дыханию, воспитание правильной осанки, а в необходимых случаях её коррекция.

Из поставленных задач вытекают цели ЛФК, исходя из тех проблем, которые возникают в процессе роста детского организма.

Цели лечебной физкультуры для дошкольников мы выделили следующие:

1. Укрепление здоровье, содействие правильному физическому развитию и закаливанию.

2. Привитие детям гигиенических знаний и навыков.

3. Формирование двигательных навыков и умений, их развитие.

4 Воспитание смелости, настойчивости, дисциплинированности, чувство товарищества и т.д.

5. Формирование навыков правильной осанки.

6. Воспитание у детей устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

7. Привитие детям организационных навыков.

Средства ЛФК:

1.Ходьба усиливает обмен веществ, кровообращение, улучшает дыхание. При ходьбе участвуют все мышечные группы. Ходьба является средством повышения уровня физической работоспособности и применяется для больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, при хронических заболеваниях. Мы настоятельно рекомендуем родителям водить детей на пешие прогулки по экологически чистым зонам. В нашем детском саду имеется экологическая зона здоровья - хвойная аллея. Детям рекомендуются:

Различные виды ходьбы со сменой видов.

Ходьба на тренажёре.

Ходьба по дорожке здоровья в спортзале.

Ходьба по тропе здоровья на спортплощадке.

2. Бег - интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребёнка. Является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты и выносливости

В ЛФК предлагается оздоровительный бег трусцой в сочетании с дыхательными упражнениями:

«Лошадка». Детям предлагается вспомнить: как цокают копыта лошадей по асфальту и передать звучание цоканьем языка, убыстряя и замедляя движение бега по сигналу педагога.

«Ворона». Дети медленно бегут, размахивая руками как крыльями, плотно сжав губы, под декламирование педагога: «Летела ворона, в клюве сыр держала. Села на ветку и крикнула «Кар!» - кричат все дети, остановив бег.

«Пожарники». Детям предлагается стать пожарными кранами и погасить пожар, выдувая «воду» (воздух) вытянув губы трубочкой. Дети с одного края площадки бегут к противоположной, плотно сжав губы и надув щёки. На противоположном конце площадке «гасят пожар» - выдувая воздух.

3. Прыжки используются в период выздоровления. Способствуют упругости мышц, придают эластичность связкам, развивают координацию движений.

4. Игры - спортивно-прикладное средство. Влияет на психическую сферу человека, снимает отрицательные эмоции, отвлекает от болезни.

5. Самомассаж и взаимомассаж.

Формы:

    Процедуры лечебной гимнастики

    Дозированная ходьба по пересеченной местности

    Ближний туризм

    Оздоровительный бег

Методы:

    Словесные

    Строго регламентированные упражнения

    Гимнастические

    Спортивно прикладные

Наиболее актуальным вопросом дошкольного детства является формирование осанки. Формирование правильной осанки должно занять первостепенное место в работе по ЛФК с ослабленными детьми. У дошкольников развитие костно-мышечной системы ещё не завершено. Во многом она состоит из хрящевой ткани. Этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что создаёт возможность нарушения осанки при неправильном положении тела. Неправильная поза представляет особую опасность для малоподвижных детей, т.к. мышцы, удерживающие тело в вертикальном положении не получают должного развития.

Различают 2 вида осанки: правильную физиологическую и патологическую.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорций тела, но и физической выносливостью ребёнка.

Для патологической осанки характерно следующее: «отстающие» лопатки, сведённые плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость. Наиболее серьёзным видом нарушения осанки является сколиоз.

В целях устранения данных недостатков и их профилактики нами разработаны упражнения по коррекции и профилактике правильной осанки. Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребёнка, создаёт достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определённую или неудобную позу:

Игровые упражнения на дыхание и осанку.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку.

Комплексы упражнений для профилактики сколиоза.

Упражнения, исправляющие осанку.

Хорошее развитие грудной клетки и полноценное дыхание - залог прочного здоровья. Основные пути, ведущие к развитию полноценного дыхания, по мнению Е.А.Аркина, следующие:

1. упражнения в беге;

2. гимнастика дыхательных мышц;

3. приучение к правильному дыханию;

4. правильная постановка пения.

Решение этой задачи тесно связана с другими разделами программы: музыка, логопедия, работа с родителями.

Одним из эффективных элементов закаливания является точечный массаж - надавливание подушечек пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных точек и разветвлений нервов.

Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

Если боль ощущается от лёгкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали - от себя вправо (тонизирующие воздействия). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать её целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево.

Для того, чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный надстрой,. Это легко сделать, например, предложив детям игру «Скульптор», в которой, опираясь на прошлый опыт работы с глиной или с пластилином, можно дать возможность ребёнку творчески подойти к процессу и почувствовать внутренний настрой созданного образа. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только нежно, т.к. в этом случае ответственность за эмоциональное состояние перекладывается на подсознание ребёнка. Появляется доверие к создателю - внутреннему Я.

Упражнения разработаны и расписаны в программе:

На массаж головы;

Массаж лица;

Массаж шейных позвонков;

Массаж рук;

Массаж ног;

Массаж спины;

Массаж живота;

Массаж грудной области

Массаж шеи;

Массаж ушных раковин

Коррекционная, оздоровительная работа:

    Дыхательные упражнения

    Упражнения на осанку

    Точечный массаж

    Самомоссаж, взаимомоссаж.

ЛФК в детском саду ведется как часть физкультурного занятия, а также на индивидуальных занятий с ослабленными детьми под строгим медико-педагогическим контролем. Работа анализируется и диагностируется 1 раз в полугодие

В диагностике ЛФК мы опирались на этапный контроль:

Начало учебного года (сентябрь):

    Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей

    Распределить детей на подгруппы с учетом физического развития ребёнка.

    Составить план работы с детьми в соответствии с уровнем физического развития ребёнка.

Конец учебного года (май):

    Откорректировать подгруппы детей по уровням физического развития. Дать анализ динамики показателей физического развития, физической подготовленности и физической подготовленности детей (по стандартам, индивидуальным приростам). Составить планы работы с детьми в летний период (по закаливанию организма).

Содержание этапного контроля включает различные тесты, которые позволяют увидеть целостную картину физического состояния каждого ребёнка, что вовлекло участие специалистов разных профилей, однако у инструктора ЛФК сосредоточены все данные обследования детей по всем возрастным группам: со 2 младшей

На конец учебного года по данным тестов, карт здоровья, данных контроля в течение года показали положительную динамику по оздоровлению ослабленных детей, изменение групп риска на меньшую, снижение заболеваемости детей простудными заболеваниями

Простудные заболевания:(за 2014 год)

Начало года-29%

Конец года:-7%

Врач совместно с инструктором по физкультуре распределили весь контингент детей по группам здоровья. Есть две группы: основная и группы риска. В основную группу входят дети, не имеющие хронических заболеваний, не состоящие на учёте Д, а также не болеющие часто. В группы риска входят все остальные дети.

Группы риска делятся по следующим принципам:

Группа по сколиозу.

Группа по плоскостопию.

Группы по гипертензионному синдрому.

Группа часто болеющих детей.

К концу года группы риска уменьшились на 15%, данные дети пополнили ряды основной группы здоровья.

Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приёмам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Литература:

1.Береснёва З.И, Казаковцева Р.Г. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДУ. М.2004 г.

2. Зимонина В.Н. Рабочий журнал инструктора (воспитателя ДУ) по физической культуре. М. 2003 г.

3. Рокитянский В.И. Гигиена физкультурника. М. 1968 г.

4. Хрущева СВ. Физкультура в школах и детских садах. М. 1986 г.

5. Интернет-ресурсы

Нелли Верховенко

Мастер - класс на тему :"Лечебная физкультура в детском саду – как средство профилактики

Цель : сохранение, укрепление здоровья детей, коррекция имеющихся

нарушений осанки и плоскостопия .

Задачи :

1. Приобщение родителей к систематическим занятиям ЛФК детей

дошкольного возраста в течение учебного года.

2. Формирование и закрепление навыка правильной осанки у детей

дошкольного возраста.

3. Своевременная коррекция имеющихся нарушений осанки и плоскостопия

у детей дошкольного возраста.

4. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм детей дошкольного

возраста.

Вступительное слова инструктора по физической культуре и лфк Верховенко

Нелли Вячеславовны.

Комплекс упражнений по лечебной физической культуре

демонстрируется для родителей с подробным объяснением всех исходных

положений, положений звеньев тела, осанки , во время выполнения

упражнений ЛФК, на примере трёх детей (поочерёдно выполняющих

упражнения).

Комплекс упражнений по лечебной физической культуре (ЛФК) .

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия :

1. «Гусенички» - сжимать и разжимать пальцы по твёрдой поверхности,

продвигая их вперёд.

2. «Пила» - сидя на полу, стопы вместе, подошвы друг к другу, распиливаем

бревно стопами (мысленно) .

3. Исходное положение : сидя на полу, ноги согнуты, стопы вместе,

поочерёдно поднимать над полом носки, затем пятки.

4. Исходное положение : сидя на полу, ноги согнуты, стопы вместе, развести

носки в стороны, возвратить в и. п., затем пятки развести в стороны,

возвратить в и. п.

Выполнять упражнения с массажным мячиком (с шипами) – перекаты

правой и левой ногой, двумя ногами, упр. «Пила» с мячиком между стопами.

Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки :

1. «Бабочка» - сидя на полу, подошвы вместе, коленями стремиться достать

2. «Самолёт» - ноги широко развести в стороны, носки смотрят вверх,

правой рукой тянуться к правому носку, левой рукой тянуться к левому

носку ногу.

3. «Берёзка» - И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, понять ноги под углом 90

градусов, медленно опустить в И. П., поясницу не отрывать от пола.

4. «Ножницы» - И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, поднять ноги над

ковриком на 30 -40 см не отрывая поясницу, выполнять махи ногами,

имитация ножниц. 5. «Улитка» - И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, согнуть ноги и прижать к

груди, обнять сверху их руками, возвратить в и. п.

6. «Горка» - И. П. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, пятки

максимально приближены к пояснице, поднять таз вверх максимально,

принять И. П.

7. «Лодочка» - И. П. – лёжа на животе, руки и ноги прямые, нужно поднять

руки и ноги вместе с головой над полом, возвратить в И. П., не

запрокидывать голову назад.

8. «Плавание» - И. П. – лёжа на животе, ноги прижаты к полу, поднять

руки, голову, туловище над полом, выполнять гребкообразые движения

руками через стороны, имитация плавания.

9. «Звёздочка» - И. П. - лёжа на животе, руки и ноги прямые, поднять руки и

ноги над полом, развести их широко в стороны, возвратить в И. П.

10. «Крылья» - И. П. – лёжа на животе, руки и ноги прямые, согнуть руки,

прижать предплечья к туловищу, максимально поднять туловище над

ковриком, взгляд направлен вниз, ноги лежат неподвижно, (выполнять

движения, имитирующие полёт птицы, возвратиться в исходное

положение.

11. «Кобра» - И. П. – лёжа на животе, руки согнуты и ладони находятся на

уровне плеч, разогнуть руки – посмотреть вперёд, возвратить в и.

12. «Кошка» - И. П. – упор стоя на коленях (на четвереньках, добрая кошка –

прогнуться в пояснице – посмотреть вверх, злая кошка – округлить

поясницу – посмотреть вниз.

После продемонстрированных упражнений все желающие родители задают

интересующие их вопросы.


Публикации по теме:

" Мы сердце свое должны поберечь: от мыслей тяжелых и тягостных встреч, от злобы и зависти, лени и бед. Пусть в нашем сердечке горит солнца.

Использование подвижных игр при коррекции осанки и профилактики плоскостопия Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на.

Массажный коврик для профилактики плоскостопия у детей. В основе коврика половик ручной работы имеюший легкий массажный эффект, и два.

ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СТОПЫ! Массаж ступней является прекрасной профилактикой плоскостопия. .Плоскостопие -одно из самых распространенных.

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Как добиться положительного настроя ребенка Очень важно, чтобы гимнастика не стала для ребенка неприятной обязанностью,.

Профилактика проблем осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста.



 

Возможно, будет полезно почитать: