Самые известные женщины-гонщицы. Женщины в автогонках

Множество женщин регулярно выступают в самых разных соревнованиях – от картинга до гонок на выносливость и даже высших категорий «формульных» серий. Некоторые даже преуспели. История женщин в автоспорте началась с невинного увлечения Мэри Март Дезенш , более известной как Камилла дю Гас . Это была весьма эксцентричная по тем временам особа – в конце XIX века в рамках перформанса она поднялась на воздушном шаре. Кроме того, она любила демонстрировать свои отличные навыки в фехтовании и стрельбе. Она даже прыгала с парашютом. И в 1901 году дю Гас снова ошеломила мир – она вышла на старт гонки Париж-Берлин. Жена богатого французского ритейлера добралась до финиша на 33-м месте, а затем переключилась на другие увлекательные занятия. Профессиональной гонщицы из неё так и не вышло, зато она стала первой женщиной в соревнованиях автомобилей на скорость.

Через 20 лет на трассу вышла первая настоящая гонщица – Элишка Юнкова . Девушка, которой тогда было всего 20 с небольшим, была очарована автомобилями – это была общая страсть с её мужем Винценцом. В 1922 году Винценц Юнек одержал победу в чешской гонке в горах, и Элишка решила поддерживать мужа на поприще скорости в качестве бортмеханика. Однако вскоре дало о себе знать ранение, полученное Юнеком в Первой мировой, - гонщик не мог переключать передачи. И за руль вызвалась сесть Элишка.

На будущий год 23-летняя девушка дебютировала в гонках, а уже в 1924-м одержала свою первую победу. Элишка Юнкова быстро стала известной на всю страну. Но ей было мало – она отправилась на европейские соревнования. Нетрадиционный подход к гонке резко выделял Элишку на общем фоне, ведь она зачем-то изучала трассу, прикидывала оптимальные траектории и занималась прочими скучными вещами. Именно это принесло девушке успех – в 27 лет она выиграла Гран-при на «Нюрбургринге» в категории двухлитровых машин. Элишка Юнкова на данный момент является единственной женщиной, выигравшей соревнования класса Гран-при.

На следующий год Юнкова за рулём Bugatti Type 35B отправилась покорять знаменитую «Тарга Флорио». Первый круг она завершила позади Луи Широна, пилота заводской команды Bugatti, но уже на втором вышла в лидеры. В самой концовке у неё возникли проблемы, но в итоге она финишировала пятой, опередив таких ребят, как Луиджи Фаджиоли и Тацио Нуволари . Чуть позже Элишка навсегда покинула мир автоспорта – во время Гран-при Германии на «Нюрбургринге» в 1928 году её автомобиль, в котором также находился её муж, попал в аварию. Юнкова выжила, но Винценц скончался на месте. Трагедия стала ударом для Элишки, которая распродала все гоночные автомобили и на трассы больше не выходила.

С чужой подачи увлеклась гонками и Пэт Мосс – сестра знаменитого британского гонщика Стирлинга Мосса . Поначалу автомобили её мало интересовали, а покатушки на ферме за рулём семейной машины были просто развлечением. Но однажды брат затащил Пэт на гонки. Рёв двигателей, зашкаливающие спидометр и адреналин поразили девушку. В 17 лет по протекции менеджера Стирлинга Пэт вышла на старт местных гонок.

Стирлинг становился всё известнее и известнее, и вместе с этим росла популярность всей фамилии. Пэт Мосс давали всё более и более серьёзную технику и в 1960 году она выиграла ралли в Бельгии за рулём Austin-Healey 3000, затем пришли успехи в Голландии и Германии. В итоге Пэт Мосс стала пятикратной чемпионкой Европы по ралли среди женщин. Карьеру Мосс прекратила в связи с рождением ребёнка, но продолжала время от времени выходить на старт серьёзных гонок, пока в 1974-м не распростилась с автоспортом окончательно.

Когда Мосс завершила карьеру, в Формуле-1 появилась , 33-летняя итальянка из Фругароло. В своём первом Гран-при за рулём частного «Брэбэма» ей не удалось пройти квалификацию, зато в 1975-м, когда ей достался March 751, она финишировала шестой в «Монжуик-парке». Широко известно, что это единственный случай, когда женщина набрала очки в Гран-при Формулы-1, но редко упоминается о другом – это был первый Гран-при Ломбарди за рулём 751-й модели, ранее она гонялась на других машинах. Правда, больше блеснуть Ломбарди не удалось, и после безуспешного сезона 1976 года в Формуле-1 она не выступала, зато приняла участие в гонке высшего дивизиона – 400-мильной гонке на легендарном суперспидвее в Дайтоне.

В одно время с Ломбарди в американских гонках блистала другая гонщица – Ширли Малдауни . Она не была первой гонщицей или даже первой победительницей национального этапа под эгидой ассоциации NHRA, проводящей самые престижные соревнования по дрэг-рэйсингу. Однако она выиграла в высшей категории – Top Fuel. И выиграла не гонку, а чемпионат. Даже три! В 1977, 1980 и 1982 годах именно Ширли Малдауни была сильнейшей дрэгстершей США. Её имя увековечено в Автоспортивном зале славы США и Международном автоспортивном зале славы.

Но по части успехов и побед европейские женщины ни в чём не уступали американкам - в 1974 году состоялось первое выступление в чемпионате мира по ралли. За рулём Alpine-Renault A110 она финишировала двенадцатой в Ралли Франции. Правда, в том году Мутон ещё выступала в национальном первенстве, легко, кстати, выигранном. Позже она также одержала победу в женском кубке Ралли Монте-Карло, а также несколько раз финишировала в топ-7 «абсолюта» в Монако и Франции. Перед сезоном 1981 года раллистка подписала контракт с командой «Ауди» и тут же произвела фурор – за рулём Quattro она выиграла Ралли Италии! На будущий год она выиграла ещё три гонки и закончила чемпионат на втором месте, уступив лишь гениальному лидеру «Опеля» Вальтеру Рёрлю.

Мишель Мутон и по сей день остаётся самой успешной гонщицей в истории автоспорта – только ей удалось одержать несколько побед на уровне чемпионата мира. Ни до, ни после неё подобных результатов не добивался никто, при этом имя Мутон себе сделала в эпоху машин Группы B – чрезвычайно мощных монстров, которые были запрещены по соображениям безопасности. Она продолжала гоняться вплоть до 1986 года, после чего обзавелась семьёй, а также помогла организовать Гонку чемпионов, одно из самых ярких автоспортивных шоу на сегодняшний день.

После Мутон на авансцену раллийных гонок вышла немка . Устроившись инженером в BMW, Кляйншмидт в 1987 году отправилась на ралли Париж-Дакар в качестве зрителя на собственном мотоцикле. Ютта фактически проехала весь маршрут, наблюдая за пилотами. Этот опыт настолько увлёк гонщицу, что уже в 1988-м она официально вышла на старт – на мотоцикле BMW, который Ютта собственноручно подготовила у себя в гараже. Позже ей надоело работать на BMW, она

уволилась и посвятила себя гонкам. В 1994 году она впервые выступила на «Дакаре» за рулём автомобиля, а уже в 1997-м выиграла первый этап. 2001 год принёс Кляйншмидт победу – ей противостояли партнёр по команде Хироси Масуока и «Лис пустыни» Жан-Луи Шлессер , но всё было безуспешно. Это единственный случай в истории, когда женщина одержала победу на «Дакаре».

В наши дни наиболее успешной среди гонщиц уже долгие годы остаётся , чьё имя появляется не только в протоколах самых престижных американских гонок, но даже в ситкомах и мультсериалах. Спонсоры в очередь выстраиваются, чтобы их рекламировала именно Патрик, за что Данику часто называют «американской Анной Курниковой». Но не стоит думать, что столько внимания вокруг неё сосредоточено только по соображениям шоу-бизнеса.

Дебютную «Индианаполис-500» Патрик закончила на четвёртом месте и в 2007 году получила контракт с Andretti Green Racing, одной из ведущих команд серии . В новых цветах Даника завоевала свой первый подиум, а в 2008-м выиграла свой первую гонку – успех пришёл на японском овале в Мотгеи. Затем она финишировала третьей в Индианаполисе, но по окончании сезона 2011 года решила переключиться на соревнования . Пока её лучшим финишем в Sprint Cup является восьмое место в «Дайтоне-500» прошлого года, но Даника набирается опыта и продолжает выступать за одну из сильнейших команд первенства, где компанию ей составляют чемпионы Тони Стюарт и Курт Буш .

М еждународная автомобильная федерация (FIA) объявила о создании Женской комиссии по автоспорту. Целью этой организации станет "содействие всестороннему участию женщин во всех сферах автоспорта". Первое заседание новой комиссии прошло 26 апреля под председательством знаменитой пилотессы, вице-чемпиона мира по ралли Мишель Мутон.

Как сообщается в пресс-релизе, Женская автоспортивная комиссия будет содействовать организации обучения и профессиональной подготовке женщин-пилотов. Кроме того, WMC "примет активное участие в международных форумах и конференциях, посвященных роли женщин в спорте".

Повышенное внимание женщинам в автоспорте Международная автофедерация начала уделять после прихода на пост президента FIA Жана Тодта в 2009 году. Возможно, причиной тому стал тот факт, что Жан Тодт выступал в чемпионате мира по ралли в качестве штурмана в те же годы, что и Мишель Мутон.

Начало

Вопреки широко распространенному заблуждению, за время существования автоспорта в гонках выступали сотни женщин-пилотов. Причем в начале и середине XX века их было ничуть не меньше, чем сегодня. История участия женщин в автоспорте практически не уступает по своей продолжительности истории самих автогонок.

Первой женщиной в автогонках считается парижанка Мэри Март Дезенж, более известная под псевдонимом Камилл дю Гас. В 1901 году она приняла участие в гонке "Париж-Берлин". Штурманом пилотессы стал ее муж, Жюль Креспин. Камилл стала единственной женщиной из 154 участников, и тем не менее смогла финишировать 32-й.

Первая женщина в истории автоспорта - Камилл дю Гас.

Камилл продолжала выступать в автогонках вплоть до 1904 года, когда Автомобильный клуб Франции запретил ей выходить на старт под предлогом "женской нервозности". Это заставило ее переключиться на гонки моторных лодок, где она едва не погибла год спустя. Позже она выступала на скачках, занималась благотворительностью и помогала бездомным животным. Умерла "Валькирия механики", как ее прозвали современники, в Париже, в 1942 году, во время немецкой оккупации.

Куда больших успехов в автогонках сумела добиться чешка Элишка Юнкова спустя два десятилетия. Настоящие имя и фамилия Элишки - Альжбета Поспишилова, а Юнковой она стала после того, как вышла замуж за Винсента Юнека. Именно Винсент привил ей интерес к автомобилям и гонкам, и поначалу Элишка была лишь его механиком.

Однако травма руки, полученная Юнеком во время войны, мешала ему выступать на должном уровне, и в 1923 году за руль их гоночного Bugatti Type 30 впервые села его жена. Уже в следующем году она одержала свою первую победу на гонке Лашотин-Тремосна, став национальной знаменитостью. В 1925 году она вновь победила, и вскоре уже конкурировала с лучшими пилотами того времени.

Элишка Юнкова стала первой пилотессой, на равных конкурировавшей с мужчинами, и единственной, выигравшей гонку Гран-при.

В 1926 году Элишка выиграла гонку по скоростному подъему на холм Клаусенпасс, а затем одержала победу на Гран-при Нюрбургринга. Благодаря этим победам она получила большую известность в Европе, а пресса дала ей прозвище "Королева руля". В 1928 году на знаменитой сицилийской гонке Тарга-Флорио она опередила таких пилотов, как Луиджи Фаджиоли, Рене Дрейфус, Эрнесто Мазерати и Тацио Нуволари, и лишь на последнем круге упустила победу из-за неполадок машины.

Но в том же году гоночная карьера Элишки оборвалась - так же неожиданно, как началась пятью годами раньше. Во время очередного Гран-при Нюрбургринга ее муж не справился с управлением автомобилем, вылетел с трассы и погиб. Это событие навсегда изменило жизнь Юнковой - она отказалась от выступлений в соревнованиях и продала все гоночные автомобили.

На подаренном ей Этторе Бугатти автомобиле она отправилась в путешествие на Цейлон. После Второй мировой войны Юнкова вновь вышла замуж, но, оказавшись в социалистической Чехословакии, не получила разрешения выезжать за границу. Ее заслуги были во многом забыты, но Элишка дожила до того времени, когда "железный занавес" пал, и в 1991 году она даже приняла участие во встрече, посвященной Этторе Бугатти, в качестве почетного гостя. Умерла она в Праге, тремя годами позже, в возрасте 94 лет.

В 1950-е годы одну из первых ролей в гонках на выносливость и ралли играла бельгийская пилотесса Жильберт Тирьон. В 1956 году она заняла вторые места в своем классе на Ралли Монте-Карло и Милле Милье, а затем победила в абсолютном зачете первого Ралли Корсики на Renault Dauphine. В 1957 году она стала второй на американской гонке "12 часов Дайтоны" и после этого завершила карьеру.

Пэт Мосс, сестра одного из лучших гонщиков XX века Стирлинга Мосса, также добилась успеха в автоспорте.

В 1960-е пришел черед Пэт Мосс, сестры знаменитого гонщика Формулы-1 Стирлинга Мосса. Пэт одержала ряд побед на раллийных гонках с 1960 по 1962 годы. В 1963 она вышла замуж за известного шведского раллиста Эрика Карлсона, выступавшего за SAAB, и также перешла в шведскую команду.

Формула-1

Примерно в те же годы женщина впервые появилась на старте чемпионата мира Формулы-1. В 1958 году итальянка Мария Тереза де Филипис, выступавшая на болиде Maserati 250F, заявилась на Гран-при Монако. В той гонке Марии не удалось пройти квалификацию, и она не вышла на старт. Однако спустя несколько месяцев она приняла участие в Гран-при Бельгии в Спа и не только пробилась на стартовую решетку, но и сумела закончить гонку, заняв 10-е место. Правда, оно было последнее среди финишировавших.

В том же сезоне де Филипис еще дважды выступала на Гран-при, оба раза не закончив дистанцию. На следующий год она вновь попыталась пробиться на старт Гран-при Монако и снова не прошла квалификацию - на этот раз выступая на Behra-Porsche. Несмотря на столь скромные достижения, Мария долгое время была единственной женщиной в истории чемпионата мира.

Формально Мария Тереза де Филипис стала первой из пятерых пилотесс, выступавших в Формуле-1. Но на деле ни Дивина Галика в конце 1970-х, ни Дезайр Уилсон в 1980-м году, ни Джованна Амати в 1992 году не выходили на старт чемпионата мира, так как ни разу не смогли пройти квалификацию. И единственной женщиной, кроме де Филипис, действительно участвовавшей в гонках "королевы автоспорта", была Лелла Ломбарди.

Лелла Ломбарди начала заниматься автоспортом слишком поздно - к моменту первого старта в Формуле-1 ей было уже 34.

Ломбарди (тогда ее звали Мария Грация - псевдоним "Лелла" она взяла себе после того, как занялась автоспортом) родилась в Турине, в самой обычной семье, и долгое время об автогонках и не помышляла. В картинге она дебютировала лишь в 1965 году, когда ей было уже 26 лет.

Тем не менее, в 1971 году, выиграв мексиканскую Формулу-Ford, она получила спонсорскую поддержку Shell и сумела выйти на старт Формулы-3 и Формулы-5000, а затем и попробовать свои силы в чемпионате мира. Первый опыт, правда, оказался неудачным - в 1974 году на Гран-при Великобритании Ломбарди не смогла пройти квалификацию.

Однако уже в 1975 году Лелла села за руль заводского March 741. Первой гонкой для итальянки стал Гран-при ЮАР, где она смогла квалифицироваться, но сошла с дистанции из-за отказа мотора. А следующим этапом стал исторический Гран-при Испании в Монжуик-парке.

Ломбарди стала единственной пилотессой в истории Формулы-1, сумевшей результативно финишировать в чемпионате мира. Помог ей в этом автомобиль March 741. Правда, итальянка набрала всего 0,5 очка.

Приехав на барселонскую трассу, гонщики обнаружили, что уровень безопасности на ней совершенно не соответствует нормам чемпионата. Даже стальные отбойники были не везде закреплены. Разгорелся скандал, в результате которого двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди демонстративно проехал очень медленный круг в квалификации, и покинул автодром.

Ломбарди стартовала предпоследней, однако уже на первых кругах гонки лидеры начали сходить один за другим. Наконец, на 26-м круге лидировавший Рольф Штоммелен из-за поломки антикрыла вылетел с трассы, перелетел через отбойник и врезался в группу людей. Штоммелен получил несколько переломов, а четыре человека (пожарный, журналист и двое зрителей) погибли на месте.

Спустя еще три круга гонка была остановлена. Ломбарди к тому моменту отставала от лидеров, Йохена Масса и Жаки Икса, на два круга. Однако благодаря многочисленным сходам, занимала шестую позицию. Гонка так и не была возобновлена, и так как пилоты прошли менее 2/3 дистанции, они получили только половину от полагающегося числа очков. Таким образом, Лелла Ломбарди заработала 0,5 очка - этот результат до сих пор остается лучшим для женщин в Формуле-1.

Слева - Тару Ринне. Справа - Тару Ринне, Мика Сало и Мика Хаккинен на подиуме чемпионата Финляндии по картингу 1980 года.

Далеко не всегда талантливые девушки-пилоты попадали в высшую лигу автоспорта. Многие из них, потенциально ничуть не менее одаренные, чем их сверстники, по разным причинам завершали свою гоночную карьеру задолго до того момента, когда получали шанс показать себя.

Так, юная финка Тару Ринне в детстве на равных конкурировала с будущими пилотами Формулы-1 Микой Сало и Микой Хаккиненом в картинге. Она выиграла чемпионаты 1979 и 1982 года, а Хаккинен всего лишь раз, в 1981 году, сумел опередить Тару по итогам сезона. В 1983 году верх вновь взяла Ринне, но после окончания последней гонки была дисквалифицирована за использование нелегитимного топлива.

Получив годичный запрет на выступление в автоспорте, Ринне переключилась на мотогонки, так больше и не вернувшись к выступлениям на четырех колесах. А Мика Хаккинен пробился в Формулу-1, где в 1998-99 годах стал двукратным чемпионом мира...

Мишель Мутон

Но если в Формуле-1 дела у женщин складывались не слишком хорошо, то во многих других видах автоспорта со второй половины 1970-х пилотессы начали выходить на первые роли. Одной из наиболее ярких представительниц этого поколения стала француженка Мишель Мутон.

Раллийная карьера Мутон началась в 1974 году, за рулем частного Alpine-Renault. Высокие результаты во французском и европейском чемпионатах привлекли к ней внимание и позволили пересесть на Porsche Carrera RS, за рулем которого в 1977 году она одержала свою первую победу в международных гонках, на Ралли Испании.

Мишель Мутон выиграла свою первую гонку в чемпионате WRC уже в первый год выступления за Audi Team. Даже соперники удивлялись ее бесстрашию и умению совладать с самой сложной техникой.

Еще больших результатов она добилась на FIAT 131 Abarth, выиграв в 1978 году автомобильный Тур де Франс. Наконец, в 1981 году Мишель заметила раллийная команда Audi, посадив француженку за руль своего A1 Quattro в чемпионате WRC. Несмотря на многочисленные технические сбои в первой половине сезона, Мутон быстро освоилась за рулем новой машины и в том же году одержала первую для Audi, себя и всех женщин победу на чемпионате мира - на Ралли Сан-Ремо.

А в 1982 году случилось и вовсе невероятное - Мишель Мутон вела борьбу за титул чемпиона мира! Она выиграла Ралли Португалии, Ралли Акрополиса и Ралли Бразилии, возглавив чемпионат. Однако неудачи, аварии и технические неполадки на нескольких последующих гонках лишили ее преимущества.

Свою роль сыграла и психология - накануне предпоследнего ралли сезона, в Кот-д"Ивуаре, Мишель узнала о смерти своего отца. В результате Мишель, одержавшая больше всех побед в сезоне, уступила титул Вальтеру Рерлю на Opel, отстав от него всего на 12 очков.

Мутон стала первой и пока единственной женщиной, победившей на знаменитой гонке Pikes Peak и установившей там абсолютный рекорд.

В 1984 году Мишель приняла участие в покорении знаменитой вершины Пайкс Пик в штате Колорадо, США. Мутон, выступавшая на хорошо знакомом ей автомобиле Audi A1 Quattro, сумела с первой попытки победить в абсолютном зачете престижной гонки. Год спустя она вновь вернулась на Pikes Peak International Hill Climb и установила новый абсолютный рекорд трассы. Мишель Мутон стала первой и пока единственной женщиной, которой это удалось.

После отмены в 1986 году самой мощной раллийной "группы B" Мутон покинула чемпионат мира по ралли, выступая в гонках лишь эпизодически. А с 1988 года она стала организатором знаменитой Гонки Чемпионов, ежегодно подводящей итоги автоспортивного сезона.

Ютта Кляйншмидт

В то время, когда Мишель Мутон выигрывала этапы чемпионата мира по ралли и штурмовала высоты Пайкс Пик, немка Ютта Кляйншмидт училась в исневской Академии технологий и естественных наук на факультете физики и техники. Став в 1986 году дипломированным специалистом, она устроилась инженером отдела разработки в компанию BMW, а параллельно занялась выступлениями в ралли-рейдах.

Уже в 1987 году она впервые стартовала в египетском "Ралли Фараонов" на мотоцикле. Год спустя, также на мотоцикле, дебютировала и в знаменитом ралли "Париж-Дакар". В 1992 году она стала победителем среди женщин на ралли "Париж-Кейптаун" и "Ралли Фараонов". Попутно она начала выступления и в кольцевых гонках на выносливость, "24 часа Нюрбургринга" и "24 часа Спа".

В 1993 году она впервые приняла участие в ралли-рейде в качестве штурмана Жан-Луи Шлессера на его багги. Ютта продолжала выступления и на мотоциклах, но все чаще стала оказывать предпочтение четырехколесным транспортным средствам. Уже в 1994 году Кляйншмидт сама села за руль Mitsubishi Pajero.

Ютта Кляйншмидт за свою карьеру одержала немало побед. Но ее высшим достижением стало первое место в абсолютном зачете ралли-рейда "Париж-Дакар" 2001 года.

Наконец, в 1997 году она стала первой женщиной в истории, выигравшей спецучасток на ралли-рейде "Париж-Дакар". В 1999 Кляйншмидт впервые попала на подиум, заняв третье место в общем зачете знаменитого марафона. А в 2001 году Ютта, выступавшая за команду Ralliart Mitsubishi, стала первой женщиной в истории, выигравшей "Ралли Дакар".

В 2002 году Кляйншмидт заняла в "Дакаре" второе место и вскоре после окончания рейда перешла в команду Volkswagen. Ее новым штурманом стала Фабриция Понс, которая в восьмидесятых была бессменной напарницей Мишель Мутон...

Ширли Мальдони

Но если в Европе на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов эталоном женщины за рулем были Ломбарди и Мутон, то за океаном правили совсем другие королевы. В США чемпионат мира по ралли или Формула-1 всегда были не только малопопулярны, но даже малоизвестны, зато большое развитие получили трековые гонки, а также соревнования драгстеров.

Главной звездой американского автоспорта того времени были Ширли Мальдони - "Первая леди драгрейсинга", как называла ее пресса. В 1977 году Ширли стала первой женщиной, победившей в наиболее престижной категории National Hot Rod Association (NHRA) - Top Fuel.

Ширли Мальдони - единственная женщина-пилот, вошедшая в число лучших гонщиков планеты безо всяких оговорок и скидок на половую принадлежность.

Однако на этом Мальдони не остановилась, и в 1980-м году она стала первым гонщиком в истории NHRA, сумевшим стать двукратным чемпионом. А спустя еще два года - и первым трехкратным. К тому моменту Ширли Мальдони было уже 42 года. При этом ей пришлось выдержать огромное давление со стороны тех, кто считал, что драгрейсинг - не женское дело.

"Если вы спросите меня сейчас, кого из гонщиков я уважаю больше всего, то я назову Ширли Мальдони, - сказал Дон Гарлиц, один из наиболее авторитетных гонщиков в истории драгрейсинга. - Она пошла наперекор всем. Ее не хотели видеть в Top Fuel - ни ассоциации, ни гонщики, никто..."

В 1984 году Мальдони попала в тяжелую аварию, из-за которой врачам пришлось сделать пять операций. Она провели на больничной койке 18 месяцев, и все же смогла вернуться в автоспорт. Однако поскольку Мальдони, практически не имевшая спонсоров, была вынуждена выступать на собственные средства, у нее не было шансов на успех. Ширли окончательно прекратила выступления только в 2003 году.

Даника Патрик

Успехи Ширли Мальдони фактически открыли дорогу женщинам во все виды американского автоспорта. Результаты пилотесс на трассах самых престижных американских чемпионатов - NASCAR и Indycar - стремительно росли. В девяностых годах успели проявить себя Милка Дуно и Сара Фишер. Однако еще больших успехов добилась Даника Патрик.

Несмотря на то, что Даника родилась и выросла в США, впервые она заявила о себе в Европе. На рубеже веков она выступала в английских гоночных чемпионатах. На фестивале Формулы-Ford Патрик заняла второе место, что стало повторением высшего достижения для женщины на этом соревновании.

Яркая внешность Патрик привлекала к ней повышенное внимание еще до ее появления в главной гоночной лиги Америки, но своими результатами на трассе Даника быстро доказала, что достойна войти в историю автоспорта не только благодаря своим природным данным.

Вернувшись в США, Патрик к 2005 году пробилась в основную гоночную серию страны - IRL, став пилотом команды Rahal Letterman Racing. Несмотря на то, что Даника достаточно успешно выступала в младших сериях, это решение было подвергнуто критике. Обладая яркой внешностью, Патрик не стеснялась сниматься для мужских журналов, что привело к обвинениям со стороны некоторых гонщиков в том, что она использовала тот факт, что она женщина, в целях самопродвижения.

Данике Патрик предлагали выступать в Формуле-1, что сулило пилотессе значительно большие гонорары и всемирную известность. Однако Патрик на контакт с командами чемпионата мира не пошла. Не последнюю роль в ее решении сыграл хозяин команды Andretti Autosport, за которую выступает Патрик, Майкл Андретти.

Сам Андретти, уже бывший чемпионом Indycar, пробовал свои силы в Формуле-1 в 1993 году, однако успехов не снискал, зачастую уступая своему напарнику по McLaren, Айртону Сенне, целый круг! Незадолго до финиша чемпионата Андретти был уволен - его заменил Мика Хаккинен.

Впоследствии сам гонщик и его отец, чемпион мира 1978 года Марио Андретти, утверждали, что дело вовсе не в гоночном таланте - в британской команде Майклу не оказывали никакого внимания и практически лишили его тестов. Однако авторитет американских гонщиков тогда был подорван надолго.

Однако вскоре после начала чемпионата критика стихла. Уже на трассе Kansas Speedway Патрик смогла выиграть свою первую квалификацию, став всего лишь второй женщиной в истории IRL, после Сары Фишер в 2002 году, кому это удалось. Но не удовлетворившись этим, по ходу сезона она завоевала поул-позишн еще дважды, повторив рекорд Томаса Шектера по количеству первых мест в квалификации в дебютном сезоне.

На самой знаменитой гонке Америки, Инди-500, она сумела завоевать четвертую позицию на старте, упустив поул из-за собственной ошибки, и стала первой пилотессой, лидировавшей в этом престижном соревновании. Из-за аварии Патрик закончила гонку четвертой, что также стало высшим достижением для женщин на этой трассе. Благодаря своим успехам, Патрик была объявлена "Новичком года" как в Инди-500, так и по итогам всего сезона.

Успехи Патрик привлекли к ней внимание не только в США, но и в Европе. В 2008 и 2009 годах активно муссировались слухи о том, что Даника может подписать контракт с одной из команд Формулы-1. Такая сделка интересовала, в первую очередь, Берни Экклстоуна - появление в пелотоне столь яркой личности безусловно повысило бы интерес к чемпионату мира. Однако сама Патрик все предложения отвергла.

Женский век

В начале XX века гонки были чем-то экзотическим, экстремальным и неизвестным - таким же, как подъем на Эверест или полет на самолете. И среди женщин, приходивших в автоспорт, подавляющее большинство составляли любительницы приключений, для которых соревнования были лишь одним из способов времяпрепровождения.

Новые времена вряд ли увеличили число женщин, интересующихся автоспортом, но зато сделали их более профессиональными. В современном мире женщинам доступны все те же виды совершенствования навыков и гоночного мастерства, что и мужчинам, и потому с каждым годом результаты женщин в автоспорте растут.

Женский экипаж Matech Competition: Синди Аллеман, Рахель Фрей и Наташа Гашан.

Более того, в 1990 году впервые был организован ралли-рейд Rallye Aicha des Gazelles - "Ралли газелей", участвовать в котором могут только женщины. Рейд ежегодно проводится в пустынях Марокко, где десятки пилотесс соревнуются между собой на автомобилях, мотоциклах, квадроциклах и грузовиках.

Изначальной целью, которую ставил перед собой организатор гонки, француз Доминик Серр, была борьба с предрассудками в отношении женщин. С тех пор "Ралли газелей" прочно вошло в число главных автоспортивных событий Франции и в значительной степени потеряло свой идеалогический статус. А борьбой с предрассудками теперь занялся другой француз - президент FIA Жан Тодт.

Женщины в автогонках

"Почему среди гонщиков нет женщин?" - неверный вопрос. В автоспорте есть женщины. Они бывают заметны, притом не только из-за фигуры или обаяния. Многие из них столь же быстры, как их коллеги-мужчины.

Правильные вопросы другие: почему женщин почти не было в Формуле 1? Где выступают самые успешные девушки-гонщицы? Увидим ли мы женщину в Ф1?

Формула 1 - мир мужчин. За 64 года существования чемпионата, лишь 5 женщин выходили на старт Гран-при. За тот же срок представителей мужского пола в Ф1 было около 850.

Почему в истории Королевы автоспорта не было успешной пилотессы? Потому что женщинам не столь интересны гонки? Или потому что они не так быстры? Или потому что возможностей им так и не представилось?

Женщины-гонщицы в Формуле 1

Мария Тереза де Филиппс: 5 Гран-при за период 1958-69 годов. 3 раза Марии-Терезе удавалось пробиться на стартовую решётку, но очков она так и не набрала.

Лелла Ломбарди : 17 Гран-при в 1974-76 годах. 12 раз из этих попыток Лелла смогла стартовать в гонках и заработала 0,5 очков.

Дивина Галика : 3 участия в Гран-при в 1976 и 78 годах, но ни разу эта женщина не смогла показать достаточно быстрый результат в предстартовой квалификации, чтобы её допустили к гонке.

Дезире Уилсон : 1 Гран-при в 1980 году, но ей также не удалось квалифицироваться для старта.

Джованна Амати : 3 Гран-при, все в 1992 году. И вновь ни разу не показала достаточную скорость.

Лелла Ломбарди. Гран-при Британии 1974 год. Выступала под номером 208 - который означал частоту "радио Люксембург" - спонсора команды. Вторая женщина в Ф1.

Женщины в гонках кроме Формулы 1

Даника Патрик : первая женщина, выигравшая гонку в самой престижной американской серии IndyCar в 2008 году. Также на её счету самый высокий финиш в гонке "500 миль Индианаполиса" среди женщин - третье место в 2009.

Мишель Мутон : француженка выступала в чемпионате мира по ралли в 1974-86 годах. Ей принадлежат 4 победы, 9 подиумов и 162 победы на отдельных раллийных этапах.

Лин Сен Джеймс (Lyn St James ) : две победы в гонке "24 часа Дайтоны", первое место в "12 часах Себринга". Также американка дважды выступала в Ле Мане, а в гонке Инди-500 стала первой женщиной - лучшим новичком.

Сьюзи Вольфф , тест-пилот команды Williams: "У многих складывается впечатление, что женщинам всего лишь сложно попасть в Ф1. Но ведь существуют тысячи талантливых мужчин, которые пытаются пробиться, но безуспешно".

Сьюзи права. Даже если гонщик талантлив, на стартовой решётке лишь 22 места. И лишь некоторые из них время от времени становятся вакантными.

В молодёжном автоспорте талантливые девушки есть, но они на вес золота по сравнению с сотнями быстрых и перспективных парней. Даже по такой статистике женские шансы на переход в Формулу 1 всегда меньше мужских.

"Одна из основных проблем в том, что девушкам часто не от кого черпать вдохновение, у них нет кумиров, в то время как у молодых парней всегда есть такие примеры, как Себастьян Феттель. Страсть опередить своего кумира - большой стимул", - рассказывает Сьюзи Вольфф.

А когда у женщины-автогонщицы всё же появляется шанс проявить себя, то над ней всегда незримо витает дополнительный прессинг. "Быть женщиной в мире мужчин - сложно, очень. Нужно работать не просто вровень с ними, нужно делать больше", - продолжает Сьюзи.

"Обращаю ли я внимание на то, что обо мне говорят мужчины на трассе? Нет, совершенно. Я всегда говорила, что гоняюсь я для себя, потому что я люблю гонки. Цель моих выступлений не в том, чтобы доказать миру, насколько быстра может быть женщина на гоночной трассе".

Берни Экклстоун, бессменный руководитель чемпионата, недавно сказал о Сьюзи: "Если она столь же быстра за рулём, насколько красива вне машины, то это грозная и нужная чемпионату сила".

Сьюзи Вольфф: "Сложности для меня, как для женщины? Ничего особенного. Иногда сложно заставить себя снять шлем перед камерами, или чтобы поговорить со своим инженером. А самое страшное в такие моменты, когда кто-то из команды подходит и протягивает кепку. Представляете, что творится с волосами? Я вот представляю, и от этого становится страшно!

Мне нравятся журналы мод, сумочки - обычные вещи. Но когда речь заходит о настройке и пилотировании гоночной машины, то совершенно неважно, как ты выглядишь".

Хотя Вольфф согласна с тем, что женщины редко любят рисковать, но гонщицы выделяются из этого ряда: "Я не такая, как другие женщины. Я другая, даже если судить хотя бы по моей карьерной стезе. Я столь же агрессивна, как и парни, когда на мне надет шлем. Да и Формула 1 заставляет не столько рисковать, а, скорее, ясно понимать - стоит ли взять риск на себя, или лучше откатиться назад. И это правило действует во всём - от обгона до гоночной стратегии и работы с шинами".

Многие убеждены, что для успешных выступлений в гонках женщинам не хватает физической силы, чтобы справится с огромными нагрузками в этом виде спорта, но Вольфф опровергает это мнение: "У женщин на 30% меньше мышечной массы, поэтому мы должны тренироваться больше. Но это не означает, что мы недостаточно сильны для управления болидом Ф1".

Доктор Риккардо Чеккарелли, работавший в командах Toro Rosso и Lotus F1, а ныне - основатель исследовательского центра "Formula Medicine", занимающегося изучением физических нагрузок гонщиков, уверен: физическая сила не столь важна, как думают многие люди.

"Пилотам Формулы 1 недостаёт культуры физических упражнений. Слишком многие гонщики излишне концентрируются на физической силе, ущемляя ментальную часть вопроса. Да, для выступлений в гонках необходима мощная мускулатура шеи верхней части тела, чтобы гоняться без переутомлений. Но при достижении определённого уровня нет больше смысла развивать мускулатуру и дальше. В дополнительной мышечной массе нет смысла.

Тренировки на выносливость, а не тренировки для набора массы - вот ключ. Сердце станет крупнее, качая больше крови к мозгу. Приток крови, в свою очередь, увеличивает эффективность мозга и улучшает способности гонщика выполнять все необходимые за рулём задачи. Понемногу гонщики приходят к этой концепции, но до полного понимания ещё длинный путь.

Женщины-руководители в Формуле 1

Сьюзи Вольфф указывает на растущее количество женщин в Формуле 1. Среди них теперь сразу две руководительницы команд: Клэр Уильямс, дочь сэра Фрэнка, и Мониша Кальтенборн - глава команды Sauber. "Эти женщины работают в Формуле 1 потому что они успешны, а не потому что командам требуются именно женщины", - говорит Вольфф.

Чтобы женщина-автогонщик стала успешной, ей необходима ещё и конкурентоспособная машина вместе с хорошей командой. А до сих пор эти компоненты успеха не встречались на женском пути в Ф1. Из всех пяти девушек, пытавшихся пробиться на стартовую решётку Гран-при, трое не смогли даже квалифицироваться для допуска к старту. И не потому, что они были медленны - просто их болиды не позволяли проехать быстрее.

Итальянка Джованна Амати, к примеру, не смогла квалифицироваться за рулём болида Brabhamв трёх гонках 1992 года. Позже в том году Деймон Хилл, будущий чемпион мира, также несколько раз проваливал квалификацию в этой же машине.

Гонщицы в Формуле 1 будут обязательно

В 1975 году Лелла Ломбарди стала первой, и пока единственной женщиной, которая смогла заработать очки в чемпионате мира. Половина очка была начислена потому, что на момент остановки Гран-при Испании гонщики проехали слишком небольшую дистанцию. Лелла стала шестой лишь в третьей своей гонке. И после этого она провела ещё 14 Гран-при.

Помимо Ломбарди, ни одной гонщице не было дано более трёх гонок для адаптации. Но теперь 31-летняя Сьюзи Вольфф очень хочет завершить эту неутешительную статистику. Пока она выступала в Гран-при лишь раз - да и то не в самой гонке, а в пятничной тренировке.

Так когда мы увидим в Формуле 1 настоящую женщину-автогонщицу?

"Несомненно, в течение следующего десятилетия", - говорит Сьюзи. "Несколько девушек находятся довольно близко от попадания в Ф1. Одна из команд обязательно найдёт достаточно смелости, чтобы предоставить шанс женщине. В Формуле 1 много людей, которые ждут этого момента".

Возможно, что одна из гонщиц чемпионата Формула Е сможет произвести впечатление на боссов Ф1. неплохо выступала в IndyCar. пока не столь опытна, зато растёт стабильно и быстро, с победами и хорошими достижениями в серьёзных чемпионатах.

Так какая же из команд первой примет волевое мужское решение и пригласит женщину-пилота?

Считается, что автогонки – это исключительно мужской вид спорта. Но вопреки всеобщим убеждениям, в истории автоспорта можно найти и женщин, которые отважились бросить вызов скорости и опасности.

Первая женщина в автоспорте

Едва автоспорт обрел свою популярность в мире, как появилась и первая женщина – гонщица. В 1901 году ею стала француженка Камилла де Гас. Однако ее карьера в автогонках закончилась после того, как ей удалось занять 32 место в ралли «Париж-Берлин». Камилла увлекалась в дальнейшем многими видами спорта, в том числе мотоспортом, прыжками с парашютом, скачках на лошадях и так далее. Но в автоспорте ее имя больше не упоминалось.

Первый триумф в женском автоспорте

Продолжить начинания Камиллы де Гюс удалось чешке Элишке Юнковой. В 1920-е она выступала наравне с такими величайшими пилотами того времени как Альберто Аскари, Тацио Нуволари и другими. Она попала на первые гонки благодаря своему мужу банкиру. Всего за четыре года своей карьеры в автоспорте ей удалось выиграть 56 кубков в различных видах гонок. Однако она отказалась продолжить карьеру автогонщицы после того, как погиб ее муж в 1928 году.

Первая участница Формулы-1

В Формуле-1 участвовали исключительно мужчины, но в 1958 году Тереза Мария де Филиппс разрушила все стереотипы. Ей удалось занять десятое место в самом престижном авторалли, выступая на частном автомобиле Maserati. Однако ее дальнейшие попытки были неудачными, даже после подписания контракта с известной командой Porsche.

Многократная чемпионка

В начале 60-х годов на арене автоспорта появилась Патриция Мосс. Она была сестрой известного гонщика Стирлинга Мосса, так что гонки это у них семейное. Ей удалось выиграть такие соревнования как Liege-Roma-Liege, Tulip Rally и многие другие. Ее карьера завершилась после того, как она вышла замуж за самого сильного гонщика Скандинавии Эрика Карлсона. В дальнейшем она выступала лишь в гонках для ветеранов автоспорта.

Непобедимый дуэт

Мишель Мутон и Фабриция Понс первый женский дуэт, выступавший на Гран-При и Чемпионатах мира по ралли. Однако, как и предыдущие их коллеги, карьеру они закончили в связи с созданием семьи и рождением детей. Но однажды испытав адреналин, они не смогли окончательно бросить автогонки, и спустя несколько лет возвращаются в автоспорт. По возвращении в мир гонок Мутон участвовала в паре с Пьеро Льятти, а Понс организовала свою известную во всем мире Гонку чемпионов, где участвовали все звезды автоспорта всех сезонов.

Покорительницы грузовиков

Среди известных женщин, официально участвовавших в гонках, были и те, кто сделал это на грузовиках. Так, например, Дивина Галика, была первой, кто покорил грузовик и смогла участвовать в гонках наравне с мужчинами. По ее стопам пошли Эллен Лор, Мина Куопалла и другие смелые женщины, не боящиеся огромных стальных машин.

Известные автогонщицы США

Соединенным Штатам принадлежат не менее известные женщины в автоспорте. Например, Линн Сент-Джеймс, которая уже в достаточном зрелом возрасте умудрялась участвовать в автогонках Индианаполиса. В 1968 году жене известного гонщика Крейга Бридлоу, Кейт удалось побить рекорд скорости в 496 км/ч, и до сих пор ее еще никто не обогнал. Сегодня среди американских гонщиц больше всех надежд подает Сара Фишер, которую выбрали для испытания болида McLaren.

Отечественные автогонщицы

Во времена СССР тоже было немало женщин, желающих бросить вызов мужчинам в состязаниях на гоночных автомобилях. В 80-е годы самыми известными среди них были Илона Алишаускене и Рута Крикштампонене. В 90-е годы в чемпионате мира по авторалли участвовали Наталья и Яна Франчук, Любовь Стаммо и Галина Чаус. Сегодня на Украине есть только одна единственная женщина в автоспорте – Ольга Петренко.

Несмотря на многочисленные попытки женского пола в Формуле-1 первой достичь финишной линии, ни одной из них это еще не удалось. Еще Мишель Мутон говорила, что в обычных авторалли можно где-то притормозить, где-то с осторожностью преодолеть крутой поворот, а в Формуле-1 так никогда не получится. Поэтому наверное, до сих пор только мужчинам удается финишировать первыми, так как женщины, чересчур осторожничают.



 

Возможно, будет полезно почитать: