Технологии в футболе. Презентация к уроку по физкультуре (6 класс) на тему: Инновационные технологии в мини-футболе

Несмотря на то, что футбол является самым популярным видом спорта, особенно в этом году, современные технологии входят в него неохотно. Часть из них пытается внедриться из других отраслей, таких как телетрансляции и мобильные сети, другая часть - тесно связана со спортивной деятельностью. Однако в 2018 году некоторые инновации все же вошли в футбол. Вероятно, причина в успешно проведенном чемпионате мира в России. Об этом пишет портал ЦарьГрад .

Стоит отметить, что среди трендов есть и те, которые не сильно изменят игру, но существенно улучшат ее динамику. В нашей статье мы расскажем о новых технологиях настоящего и будущего, о которых должен быть в курсе каждый современный болельщик.

4К сегодня – 8К завтра

Стандарт высокой четкости изображения 4K Ultra HD впервые появился в Бразилии и был лишь тестовой игрушкой. Сегодня же практически каждый стадион в мире транслирует картинку в стандарте 4К. Некоторые технари до сих пор утверждают, что между стандартами 720р и 1080р (Full HD) нет никакой разницы. Так вот, они ошибаются.

Нельзя не отметить и то, что с тех пор, как к формату 4К добавилась функция HDR, трансляции футбольных матчей стали куда более красочные и захватывающие. Четкие детали, высокая передача цвета, качественная картинка без искажений и задержек – все это привлекает в футбол все больше болельщиков, что напрямую влияет на развитие всего спорта в целом. С увеличением количества болельщиков увеличился и спрос на спортивные ставки. Любители футбола теперь воспринимают его не только как игру, но и как способ получения небольшого заработка. О том, как выбрать хорошую букмекерскую контору для размещения ставок, вы можете узнать .

Мобильные сети 4G+ и 5G

Еще каких-то несколько лет назад никто даже не мог подумать, что появится сеть, которая позволит «раздать» интернет более чем 60 000 пользователям одновременно. Теперь это никого не удивляет. К примеру, на прошедшем чемпионате мира по футболу в России все болельщики получили доступ в интернет, средняя скорость которого составила 20-30 Мбит в обе стороны.

Теперь практически во всех городах мира, в том числе и на Украине, доступна технология LTE-Advanced, которая способна обеспечить пользователей высокой скоростью передачи данных до 150 Мбит. Главное преимущество сети заключается в сокращенном времени отклика. Когда болельщики узнали о том, что теперь можно смотреть футбольные матчи в Full HD или 4К прямо с мобильного телефона, у футбола появилось еще больше поклонников.

Как сообщает портал Новое Время , в скором времени в Украине появится стандарт связи 5G. Проект будет утвержден уже в ближайшее время, вместе с ним появятся и новые возможности – от современных камер безопасности до полезных сервисов ЖКХ.

Система EPTS

Система EPTS (Electronic Performance and Tracking Systems) – это система подсчета статистики, которая стала популярной после выхода книги «Moneyball».

Когда в спорт пришел анализ статистики игроков, а вместе с тем и большие данные, оказалось, что можно не просто экономить на трансфере, но и выстроить целую систему игры. В качестве достоинства данной системы стоит отметить тот факт, что с ее появлением стало возможно в реальном времени следить за позицией игроков на поле относительно мяча и получить достаточное количество важных метрик для анализа.

Технология VR

Виртуальная реальность (VR) позволила болельщикам самим управлять камерой во время матча и тем самым почувствовать себя режиссером трансляции. То, что можно было потрогать на тестовых стендах на прошлом Чемпионате мира по футболу, сегодня доступно практически бесплатно. Технология виртуальной реальности была внедрена в футбол для того, чтобы привлечь как можно больше болельщиков. Благодаря VR любители футбола могут следить за любимыми игроками в деталях, а для частных компаний и брендов VR стал хорошим инструментом для создания новых рекламных кампаний.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Инновационные технологии в мини-футболе Выполнил: учитель физической культуры Кореньков Алексей Юрьевич

Инновационные технологии в образовании - э то организация образовательного процесса построенная на качественно иных принципах методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов характеризуемых: усвоением м аксимального объема; максимальной творческой активностью широким спектром практических навыков и умений.

Презентация инновационного продукта Мини-футбол в школе

Инновация заключается в совокупном использовании педагогических, в том числе инновационных, технологий:

Урок - презентация в 6 классе Мини-футбол.

Занятие построено с применением активных методов обучения и инновационной технологии – технологии модерации Технология модерации предполагает следующие этапы построения занятия: Инициализация (начало занятия) Вхождение в тему Формирование ожиданий учащихся Проработка содержания темы Подведение итогов (рефлексия) Эмоциональная разрядка (разминки, игровые упражнения)

Цели и задачи урока Цель: закрепление правил игры в мини-футбол Задачи: Обучение технике ударов. Развитие выносливости, координации. Воспитание трудолюбия, активности, товарищества.

Навыки и качества, приобретаемые на занятии НАВЫКИ: з дорового образа жизни; п оказа и выполнения техники удара; КАЧЕСТВА: б ыстрота, ловкость, выносливость, самоконтроль; д ружба, взаимопомощь.

Оборудование Футбольные мячи Флажок Секундомер

«Придумай себе имя» Построен на технологиях: развивающего обучения, здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, игровой.

Цель метода: акцентировать внимание детей на свои достижения на занятии. Задачи: з аинтересовать детей «новыми именами», характеризующими их достоинства; о существить самоконтроль детей за своими достижениями; п родемонстрировать себя с лучшей стороны. Технология проведения: Дети придумывают имена, соответствующие своим способностям

Метод «Мое настроение» Технологии: личностно-ориентированная, игровая Цель: сформулировать ожидания обучающихся от данного занятия. Задачи: п омочь детям сформулировать ожидания (ожидания в разных областях – фишки разного цвета); н астроить детей на получение успеха.

Технология проведения Инновационный продукт «Наше настроение» - общий успех всех детей. - спортивные достижения - проявление взаимопомощи - здоровый образ жизни

Здоровьесберегающая технология Техника безопасности Надеть спортивную форму и спортивную обувь на резиновой подошве. Ногти на руках должны быть коротко подстрижены. На одежде не должно быть металлических крючков, пряжек, пуговиц. У играющих не должно быть колец, медальонов, сережек, очков. Не нарушать дисциплину во время игры, не толкать в спину, не ставить подножки - знать и выполнять правила подвижной или спортивной игры. Овладевать правильной техникой игр - залог профилактики травм костно-связочного аппарата и мышц.

Игра «По дорожке, по тропинке» Технология: игровая, личностно-ориентированного обучения, коллективного взаимообучения Цель: провести разминку с мячом Задачи: п овысить активность детей за счет игрового момента; д ать возможность каждому проявить умения, лидерские способности. Технология проведения: Игра выполняется под музыку. Дети идут по кругу в колонне по одному. Тот, чьё имя назвали, выходит из строя и показывает упражнение с мячом, остальные повторяют.

техника – ваше оружие. Удары. Цель: познакомить с разными техниками удара. Задачи: з аинтересовать детей игрой мини-футбола; Обучить технике разных видов ударов.

Метод «Релаксация» Л ичностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая, игровая Цель: провести релаксацию детей Задачи: Развивать у детей воображение, коммуникативные навыки. Технология проведения: Звучит музыка «Времена года». Дети лежат, мысленно представляя сезонные изменения в природе

Занятие входит в цикл занятий с использованием инновационных технологий. Результаты, полученные на данном этапе демонстрируются на соревнованиях

Тула - Р язань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми младшего и среднего звена по формированию технико-тактических навыков игры в мини-футбол.

Данный материал является обобщением опыта физкультурно-оздоровительной работы, одним из направлений которой является развитие мини-футбола. ...

Методика обучения техническим приёмам в мини-футболе.

В данной статье описываются принципы,методы и последовательность обучения техническим приёмам в мини-футболе....

Обучение технике приема и передачи мяча в мини-футболе

С каждым годом мини-футбол становится всё популярнее и популярнее и понемногу выходит из тени своего «большого брата» благодаря своей техничности и красочности игры на паркете. И в наших суровых клима...

В 2018 году, накануне чемпионата мира в России, VAR ввели в официальный регламент «Правил игры в футбол». ЧМ в России стал первым в истории футбола, где была использована система видеоповторов.

Система видеоповторов в футболе нужна чтобы минимизировать количество ошибок, которые могут сделать арбитры, и приблизиться к уровню максимально справедливого судейства во время футбольных матчей. Бонусом к главному целевому назначению идут несколько моментов, которые стали особенно заметны во время ЧМ 2018 года В России. Мы увидели как VAR меняет стиль игры команд и отношение болельщиков к судьям. Разбираемся как развивалась и как работает эта современная технология.

Назначение и суть технологии

VAR (Video assistant referee) - технология, которая помогает главному арбитру принимать решение с помощью видеоповторов. В обеспечивающей инфраструктуре любого матча матче, где применяется система VAR, присутствует специальная бригада из трех человек - видеоарбитра, его помощника и оператора видеоповторов. Они работают изолированно в специально отведённом помещении. Во время матча судья имеет возможность прямой связи с бригадой VAR. Он может получать рекомендации от видеоарбитра по спорным эпизодам или воспользоваться специальным экраном, который находится у края поля.

Главный арбитр может обратиться к VAR в четырех случаях:

  • нарушения правил во время ситуаций с забитыми мячами;
  • ситуации по рассмотрению назначения пенальти;
  • ситуации с выдачей красных карточек;
  • наличие ошибок с идентификацией игроков, совершивших нарушение.

Лимита на обращения рефери к видеоповторам нет, хотя в процессе разработки и тестирования системы звучали пожелания о том, чтобы у команд была возможность ограниченное число раз просить арбитра обратиться к видеоповтору. Но это осталось лишь пожеланиями и сегодня судья обращается к видеоассистенту только тогда, когда сомневаеться в своем решении. То есть сами футболисты не могут оказывать психологического давления на главного судью и влиять на использование VAR.

Путь VAR до турнира FIFA

Система VAR активно тестировалась в разных футбольных турнирах перед тем, как была применена во время главного турнира под эгидой FIFA. Тестирования начались в августе 2016 года в США - в MLS.

В декабре 2016 система была использована во время клубного ЧМ в Японии. Именно тогда во время матча возле футбольного газона впервые появился монитор, куда мог подойти арбитр и пересмотреть спорный эпизод. Следующей страной, которая начала тестировать VAR во внутреннем чемпионате, стала Австралия.

На международном уровне VAR впервые использовали во время Кубка Конфедераций в России летом 2017-го. После этого VAR ввели в свои внутренние чемпионаты с сезона 2017/2018 Германия, Италия и Португалия.

АПЛ - профессиональная футбольная лига 20-ти английских футбольных клубов, которая валяется высшим дивизионом в системе футбольных лиг Англии - не торопится вводить или тестировать VAR. Эффективность системы вызывает вопросы среди клубов Премьер-лиги. Однако она будет использоваться в матчах Кубка Англии и Кубка Лиги. Видеоповторы могут появится в АПЛ только через один сезон и только при спорных вопросах в ключевых эпизодах игры.

Порядок работы VAR на ЧМ в России

На ЧМ в России комната с дополнительными судьями (четыре человека) располагалась не на стадионе, а в международном вещательном центре. Они отсматривали игру с задержкой в несколько секунд и сообщали главному арбитру в наушник, если замечали что-то достойное внимания. В каждом матче один ответственный за VAR и команда из трех помощников рассматривали игру с 33 камер, восемь из которых записывали телодвижения игроков в замедленном режиме.

Официальная статистика эффективности

После группового этапа глава судейского комитета FIFA Пьерлуиджи Коллина проанализировал работу арбитров на чемпионате мира. Был сделан вывод, что арбитры приняли 99,3% правильных решений используя VAR. В целом, на групповом этапе ЧМ-2018 системой VAR арбитры воспользовались в 335-ти случаях.

До использования VAR на чемпионатах мира процент судейских ошибок составлял около 5%. Используя VAR, арбитры максимально уменьшили количество своих ошибок менее, чем до 1%.

Джанни Инфантино на итоговой пресс-конференции на ЧМ объявил: в 62 матчах (встреча с журналистами проходила до решающих игр) судьи пользовались VAR 19 раз. 16 раз они изменили решения с неверных на верные, еще в трех - подтвердили свои правильные суждения. Точность решений судей с использованием VAR увеличилась до 99,32%.

VAR - будущее честного футбола

Система VAR требует доработок. Правильность решения все еще остается подверженной человеческому фактору. VAR используют не для просмотра всех эпизодов в штрафной, а только тех, которые вызывают интерес у главного арбитра или его помощников. Но споров и разговоров о спорных эпизодах станет меньше, если арбитры во время матчей (как в хоккее) или на пресс-конференциях после них будут объяснять свои решения. Непонимание болельщиков стихнет, когда трактовка эпизодов станет общедоступна.

XSPORT.ua, eurosport.ru


Возможно, грядущий Чемпионат Мира по футболу станет последним в привычном нам формате. Ведь то и дело появляются новые технологии, которые могут в самом ближайшем времени кардинально изменить как саму игру, так и турниры. И сегодня мы расскажем про 5 самых интересных и неожиданных технологичных нововведений , которые может ожидать футбол в будущем .


Brazucam – это технологичная вариация футбольного мяча Brazuca, созданного компанией Adidas специально для Чемпионата Мира в Бразилии. Но, в отличие от своей первоосновы, спортивный снаряд обладает шестью встроенными видеокамерами.



Техническая инновация, реализованная в Brazucam, предназначена не столько для игровой составляющей футбола, сколько для телевизионной. Мяч со встроенными камерами позволяет режиссерам трансляции показывать игру под совершенно новым углом. Ведь если раньше мы могли следить за футбольными матчами со стороны игрока или зрителя на трибунах, но сейчас мы можем увидеть его и со стороны основного спортивного снаряда – мяча.



Мяч с камерами пока что не планируется использовать в официальных играх, в том числе, и в рамках Чемпионата мира в Бразилии. Он используется лишь для рекламной компании этого футбольного турнира. Но в будущем компания Adidas планирует продвигать эту идею в «большом футболе».



Компания Adidas несколько лет назад запустила вполне удачную – цифрового персонального тренера, который поможет любителям спорта заниматься физическими упражнениями: составит программу, научит правильным движениям и проконтролирует их выполнение.



Но технологию miCoach стали использовать не только спортсмены-любители, но также профессионалы, в том числе, футболисты. Компания Adidas даже подписала контракт с американской футбольной лигой MLS, подразумевающий поставку всем командам из этого чемпионата набора специализированной игровой формы, оснащенной множеством датчиков, отслеживающих действия и физическое состояние футболистов на поле.





Датчики эти отправляют данные со скоростью 200 показателей в секунду, так что тренерские и медицинские команды клубов смогут в режиме реального времени иметь представление о полезных действиях игрока и его «физике».



Разумеется, подобные технологии развивает не только Adidas, но и другие компании, занимающиеся производством спортивных товаров. К примеру, американская фирма Under Armour выпустила на рынок «умную» футбольную форму с названием .



Этот спортивный костюм оснащен датчиками, способными измерять важнейшие показатели жизнедеятельности организма спортсмена. Речь идет о температуре тела, давлении, частоте сердечных сокращений, уровне метаболизма, скорости движения, положении тела в пространстве и т.д. При помощи Under Armour E39 контролировать это можно вне отрыва от тренировки или матча.



«Умная» футбольная форма Under Armour E39 позволяет в любой момент времени получить максимально подробную информацию о физическом состоянии игрока, чтобы лучше понимать, чего от него ожидать, не пора ли уменьшить нагрузку на него во время тренировок или заменить по ходу матча.



Форма Under Armour E39 может работать, коммуницируя при помощи беспроводных интерфейсов с компьютером, планшетом и даже смартфоном.
В мире регулярно проходят соревнования среди роботов по футболу, что должно демонстрировать развитие новых технологий и искусственного интеллекта. Но обычно участвующие в таких турнирах машины совершенно не похожи на человека. А вот компания Honda построила первого успешного человекообразного робота-футболиста – ASIMO.



Впрочем, изначально ASIMO не задумывался для участия в спортивных состязаниях. Проект этот получил старт еще в 1986 году, когда Honda решила начать разработку и производство универсальных роботов-андроидов, которые могли бы выполнять множество разнообразных функций. С тех пор мы увидели робота-официанта, робота-помощника для больных людей и даже робота-дирижера. А недавно на основе ASIMO был представлен и робот-футболист.



Конечно, ASIMO пока что далеко до профессиональных спортсменов. Но он уже может выполнять большинство из применяемых настоящими футболистами движений. Компания Honda даже проводит показательные футбольные матчи среди ASIMO. Она надеется, что в будущем такие роботы смогут играть в настоящий футбол не хуже, чем хорошие футболисты. И будет это всего через несколько лет – прогресс продвигается невероятно быстрыми темпами.



Много лет футбольная общественность вела оживленные споры, вводить или не вводить в футболе систему, которая могла бы заменить судью в спорных моментах определения гола. Сторонники этой инновации указывали на огромное количество вопиющих ошибок от рефери, которые зачастую решают судьбу матчей. Противники предлагали не подрывать авторитет арбитров и не нарушать динамику игры.



Но футбольные власти все-таки вынуждены были ввести это нововведение под давлением общественности. Из всех возможных вариантов системы определения голов, в том числе, и использующихся в других видах спорта, была выбрана немецкая разработка GoalControl.



Суть ее заключается в установке по периметру поля четырнадцати камер, отслеживающих положение мяча. И при пересечении им линии ворот, система GoalControl тут же отправляет сообщение об этом судье на экран «умных» часов у него на запястье.



Система GoalControl была успешно опробована в 2013 году на Кубке Конфедераций и Клубном Чемпионате мира. И осенью того же года ФИФА приняла решение использовать ее на Чемпионате мира в Бразилии в июне-июле 2014. Так что этот турнир станет началом новой эпохи в мировом футболе – более технологичной, лишенной ошибок и субъективизма.


За минувшие почти полтора века правила игры в футбол неоднократно менялись, неизменным же в ней остались только мяч, его форма и размер. Однако если не брать в расчет то, какой снаряд футболили люди под стенами китайских дворцов или среди римских колоннад, и сравнить мяч конца позапрошлого века с современным, получится тот же результат, что и при сопоставлении самоходной паровой повозки XIX века с болидом Mercedes SLR.

Форма примерно та же, а вот содержание — принципиально иное. Да и с формой (а точнее, с цветом мяча) не все так просто. В привычном для нас облике футбольный мяч появился в 1970 году на Чемпионате мира в Мексике. Изготовленный фирмой adidas, он стал первым мячом, визуально «составленным» из 12 черных пятиугольников и 20 белых шестиугольников. Непривычная по тем временам раскраска объяснялась просто: на экране черно-белого телевизора (этот чемпионат впервые транслировался по телевидению) такой снаряд будет лучше видно.

Этот же факт повлиял и на название мяча — Telstar (Star of Television — звезда телевидения). До того знаменательного года футбольные мячи шились из прямоугольных кожаных полосок, обычно белых или бежевых. По этой же схеме до сих пор делаются волейбольные мячи, однако нагрузки на них несопоставимы. Футбольные — довольно быстро теряли правильную форму. Варианты их дизайна предложили практически все крупные производители спортивной экипировки, однако чередование черных и белых многоугольников стало классическим. Так родился хорошо узнаваемый символ футбола.

При создании нового официального мяча Чемпионата мира-2006 adidas+Teamgeist дизайнеры решили «поиграть» с устоявшимися стереотипами и прибегли к компьютерному моделированию. Полученный в результате спортивный снаряд состоит теперь не из 32 частей, как его предшественники, а из 14 — 6 «пропеллеров» и 8 «турбин».

Новая 14-панельная конструкция, основной особенностью которой является меньшее количество соединительных швов, обеспечивает «однообразное» поведение мяча вне зависимости от расположения точки удара. Панели не сшиты между собой, а соединены путем термической обработки. Это сделало мяч практически водонепроницаемым и придало ему форму почти идеальной сферы.

«Каркас» его, выполненный из композита на основе латекса и ткани, позволяет равномерно распределить энергию удара, что делает траекторию его полета предсказуемой. По результатам лабораторных испытаний, точность мяча повысилась на 30%. В завершение к этому он покрыт особой прозрачной полимерной пленкой, которая увеличивает износостойкость и водонепроницаемость. Опробовав его в действии, Дэвид Бэкхем сказал: «Этот мяч делает именно то, что я от него хочу, он идеально чувствует удар».

Тем не менее, каким бы идеальным ни был полученный снаряд, точность удара определяется тем, как игрок его обработал. И 60% успеха, не считая, конечно, мастерства футболиста, зависит от бутс. Наглядным примером стал финальный матч Чемпионата мира 1954 года в Швейцарии. За час до игры мелкий моросящий дождь перешел в настоящий ливень, превратив поле в болото.

Немецкая сборная, экипированная самыми совершенными по тем временам бутсами с вкручивающимися шипами, тут же заменила шипы на более длинные. В результате, в то время как игроки сборной Венгрии буквально вязли на поле в глубокой грязи, немцы получили ощутимое превосходство в маневренности, и им удалось забить решающий гол и увезти домой Кубок мира.

«Предназначение такой обуви — защитить ноги спортсмена от травм и сделать его игру максимально удобной», — говорит доктор биологических наук Борис Дышко, вице-президент АСИ (Ассоциация спортивного инжиниринга), специалист по биомеханике спортивной обуви. «Современные бутсы представляют собой сложную систему, компоненты которой, подобно автомобилю, можно представить следующим образом: кузов или верх, трансмиссия и, наконец, колеса, роль которых в данном случае играют шипы».

До недавнего времени самым лучшим материалом для изготовления верха (проще говоря, собственно ботинка без подошвы) считалась кожа акулы или кенгуру, обладающая рядом уникальных свойств. Она хорошо держала форму, не промокала и, самое главное, обеспечивала отличное сцепление с мячом. Однако среди тенденций последних лет можно отметить стремительный переход к искусственным материалам. Их преимущество в том, что разработчики могут придать таким бутсам любые необходимые качества: сделать их более прочными или совсем легкими, водонепроницаемыми или быстросохнущими. Возможность моделирования нужных свойств будущего материала привела к тому, что в линейках топовых моделей мировых производителей все чаще стали появляться бутсы из искусственных материалов, хотя еще несколько лет назад это считалось дурным тоном.

Конструкция современных бутс — под стать высокотехнологичным материалам, из которых они изготовлены. Это и особые амортизирующие вставки под пятку и под носок, различные вставки, предотвращающие скручивание и деформацию стопы, специальным образом простроченная или покрытая тонким резиновым рисунком внешняя поверхность бутсы — для лучшего контакта с мячом. Особого внимания заслуживает отношение разных дизайнеров к шнуровке. На некоторых моделях она смещена от центра на внешнюю сторону стопы и стала скрытой, а узел шнурков прикрыт язычком. Подобная конструкция призвана снизить травматизм при столкновениях футболистов.

Другие модели выполнены и вовсе без шнуровки, она заменена эластичными вставками. До сих пор не существует консолидированного мнения, какой вариант лучше, и игроки выбирают то, что им приглянется, а профессионалы… «а профессионалы играют в той обуви, с производителем которой подписали контракт», — добавляет Дышко.

Пожалуй, самой важной деталью бутсов являются шипы. В футболе (есть еще и регбийные бутсы) самыми популярными моделями считаются 6- и 12—13-шиповые. Первые используются для игры на мягких травяных полях, вторые — на более жестких. Однако в последнее время эти формулы, как и многое другое, претерпели изменения. На новых моделях настройка обуви под конкретное поле производится изменением не только количества шипов, но и их формы. Так, для мягких полей может быть выбрана формула с 6 или 8 металлическими шипами классической круглой формы. Для более твердых — 10 шипов, но уже пластиковых или прорезиненных. Разработка их формы, места положения на бутсах, да и форма самих бутсов — серьезные задачи, решением которых занимаются специалисты самых разных направлений в исследовательских центрах практически всех крупных компаний-производителей спортивной экипировки. Именно в таких центрах и создается спортивная обувь. Новой моделью здесь занимаются несколько лет, и можно предположить, что уже сегодня тестируется обувь, которая появится на прилавках через 2—3 года, однако эта информация держится в секрете.

Мы попросили Бориса Дышко составить некий прогноз бутсам: какими они могут быть в ближайшем будущем. «В первую очередь их форма останется примерно такой же, однако, возможно, окончательно уйдет шнурок. Во-вторых, подобно современным стелькам, способным запоминать форму ноги, видимо, появятся бутсы, которые будут принимать форму ноги. Однозначно полагаю, что состоится переход на искусственные материалы. Не исключено, что в обуви будут монтироваться микрочипы, помогающие подстраивать ее под внешние условия. Может быть, в бутсы будут встроены элементы, позволяющие игроку быстрее бегать за счет неких пружинных свойств» (см. подверстку «Волшебные перчатки»)

Роль высоких технологий в футболе действительно все возрастает. И дело не только в экипировке, но и в организации самой игры.

Чуть больше года назад все мировые СМИ сообщали о том, что на Чемпионате мира по футболу-2006 будет использована новая технология, которая поможет безошибочно определять, пересек ли мяч линию ворот. Однако Оргкомитет ФИФА предпочел вначале опробовать эту систему на юниорском чемпионате мира, прошедшем в Перу осенью 2005 года. В ходе турнира был выявлен ряд серьезных недоработок, которые не позволили ФИФА утвердить эту технологию на нынешний чемпионат, однако Ассоциация, разумеется, не отказалась от ее последующего внедрения и дала инженерам время на доработку.

Технология Cairos System была разработана немецкой компанией Cairos Technologies совместно с Институтом Фраунхофера (Fraunhofer IIS) при поддержке adidas. Суть этой технологии заключалась в том, чтобы разместить в мяче и на игроках миниатюрные датчики и с их помощью получать информацию о местонахождении «объектов» в каждый момент времени.

Чувствительные антенны, расположенные по краям поля и на мачтах освещения, 2 000 раз в секунду получают данные со всех датчиков, находящихся на поле (они размещены на всех движущихся объектах — то есть на футболистах, судьях и мяче). Собранная информация передается на центральный компьютер. На основе этих данных можно построить трехмерную модель игрового поля и моментально «в динамике» оценивать положение каждого игрока относительно мяча.

Положение вне игры, аут, взятие ворот, а может, даже и нарушение правил в момент борьбы за мяч — все это будет безошибочно фиксироваться, не оставляя поводов для досужих споров. Некоторые видят в этом отказ от «старого доброго» футбола, однако есть и другие мнения. Например, известный спортивный комментатор Виктор Гусев считает, что не нужно отказываться от технологий, «которые могут повлиять на то, чтобы в каждой конкретной ситуации торжествовала справедливость на поле».

Помимо «судейской» составляющей здесь имеется и другой важный момент. Так, после обработки собранной с датчиков информации получаются совершенно уникальные статистические данные, о которых тренеры и спортивные комментаторы могли только мечтать. Сила удара, скорость полета мяча, расстояние до ворот, а кроме этого — скорость игрока, его активность на поле, результативность. Это уже — тренеру на заметку.

Еще в 2002 году Майк Райт и Нобуйоши Хироцу из Университета Ланкастера разработали новые методы математического моделирования футбольных матчей. Собрав статистику по играм команд британской высшей лиги, ученые пришли к выводам, что большинство тренеров слишком поздно заменяют игроков, а значит, упускают возможность положительно повлиять на ход игры. Ученым удалось вычислить, какое воздействие может оказать своевременная замена игрока. Принять верные решения может помочь компьютер, снабженный специальной статистикой, про которую мы упомянули выше.

Эта разработка не осталась незамеченной. Спустя несколько лет на службе у ведущих сборных и клубов Европы появились подобные компьютеры. Вся система получается довольно громоздкой и неповоротливой, но ценность информации с лихвой это покрывает. Матч снимают сразу 12 операторов, их видеоматериалы моментально поступают в единый центр, где довольно большая команда людей без остановки сортирует и раскладывает изображение нужным образом.

В результате у тренера на экране есть динамическая статистика по каждому игроку: скорость бега, количество покрытых километров, точные/неточные пасы и так далее. Уже к концу первого тайма у тренера есть готовые выкладки по результативности каждого игрока, и потому он может скорректировать игру своих подопечных, сделав необходимые замены. Правда, стоимость подобной программы в разных вариантах исполнения составляет от 100 тысяч до миллиона евро. К сожалению, у отечественных клубов пока таких денег нет, но прогресс дошел и сюда.

В московском «Спартаке», в частности, используют норвежскую программу Interplay. Изображение поступает с камеры одного видеооператора, и один человек обрабатывает результаты. Видеозапись всего матча разбивается на эпизоды: штрафные, угловые, ауты, спорные ситуации, голевые моменты. Тренеру доступны подборки отсортированных эпизодов, и он может быстро посмотреть их, будь то текущий матч или один из предыдущих. Оперативная информация, пусть и не в полном объеме, все равно является неплохим подспорьем для тренеров.

Разработка полноценной футбольной аналитической программы идет и у нас. Ее название уже известно — «Зенит», но темпы разработки оставляют желать лучшего. Тем не менее тенденции в «технологизации» тренерской работы очевидны.

Волшебные перчатки

Новый материал d3o, разработанный компанией с одноименным названием, обладает поистине уникальными свойствами. В обычном состоянии этот полимер гибок и эластичен, но стоит его подвергнуть резкому воздействию, как менее чем за сотую долю секунды он твердеет и остается в этом состоянии до тех пор, пока воздействие не закончится. После этого он возвращается в свое исходное состояние. Процесс превращения очень похож на кристаллизацию, когда свободные молекулы под воздействием тех или иных физических процессов объединяются в правильную кристаллическую решетку. В случае с d3o «кристаллизация» происходит в момент удара, часть энергии которого расходуется как раз на структурное преобразование материала. Совместная работа специалистов d3o и компании Sells, известного производителя амуниции для голкиперов, привела к созданию уникальных аксессуаров. Новые перчатки Contour d3o и щитки на голень d3o Pro Pad пройдут боевое крещение уже на этом чемпионате мира.

Стало известно, что в этой защите будут играть вратари сборных Польши Ежи Дудек и Англии — Роберт Грин. В новых перчатках Sells полимер d3o находится на тыльной стороне ладони и прикрывает костяшки. Пока вратарь ловит мяч, мягкие эластичные вставки не мешают ему, но если приходится выбивать мяч кулаком, они твердеют всего за 10 миллисекунд, защищая руки от травм и формируя твердую платформу для удара. Этот же принцип используется и в щитках для голени. По результатам проведенных испытаний, новые d3o Pro Pad обеспечивают отличную защиту ноги и превосходят стандартные образцы не только по удобству, но и по поглощению энергии удара.

В канун предыдущего Чемпионата мира по футболу вычислительные центры двух ведущих британских университетов (Ольстера и Уорвика) попытались спрогнозировать победителей. Обе программы кроме футбольной статистики (мировых рейтингов, результатов матчей, сыгранных в последнее время, и т. п.) учитывали множество других параметров, таких как поправки на переезды команд из Кореи в Японию и даже финансовые риски. Результаты центров сильно разошлись друг с другом.

Хотя команда из Ольстера и назвала победителя правильно, объяснить, как явные аутсайдеры Турция и Корея смогли занять 3—4-е места, не сумели ни одна компьютерная программа и ни один болельщик. Здесь, возможно, и кроется ответ на вопрос: почему футбол существует столько столетий и почему люди любили его, даже когда он находился под строжайшим запретом.

В этом виде спорта, несомненно, есть нечто, что заставляет болельщиков верить в чудо и с замиранием сердца следить за разворачивающейся на поле баталией, и сомневаться, казалось бы, в предрешенном результате. И пусть тренер делает абсолютно правильные и своевременные замены, и пусть безупречный мяч летит только туда, куда его направляют идеальные бутсы. Все равно футбол останется игрой, в которой самое главное — импровизация, а любые технические новшества так и останутся навсегда лишь дополнительными «аксессуарами».

Смена вех Установить место и дату появления игры в мяч не представляется возможным из-за широчайшей географии и внушительного возраста этого народного развлечения. Однако найдено множество доказательств того, что игрой в мяч еще 4 000 лет назад увлекались в Древнем Китае, а при археологических изысканиях в Египте были найдены изображения играющих (примерно четырехтысячелетней давности) и сами мячи (набитые папирусом, древесиной пальм и обтянутые кожей или тканью). Впрочем, историки и политики как спорили между собой, какая страна является родиной футбола, так и будут спорить. Пожалуй, все же логичнее придерживаться «классической» версии.

А она такова: несмотря на то, насколько были близки или далеки от современных правил футбола древнеримский «гарпастум» (игра с мячом), грузинский «дело» или более поздние французский «ла суль» и итальянский «кальчио», именно англичанам мы обязаны современным футболом. И тому есть сразу два объяснения. Название современной игры первый раз документально встречается в указе короля Эдуарда III, где он обращает внимание шерифов на то, что «стрельба из лука заброшена из-за бесполезных и беззаконных игр в футбол».

К тому же именно в Англии в 1863 году была образована первая в мире футбольная ассоциация, разработавшая официальные правила игры, повсеместно принятые спустя несколько десятилетий.

Смотрите футбол - любите футбол