Упражнения на ловкость и координацию движений. Как развить ловкость и молниеносную реакцию

Упражнения на координацию движений полезны всем, но, в первую очередь, спортсменам, поскольку они развивают ловкость и быстроту, помогают победить в соревнованиях. Тем, кто уверен, что ловкость – это врожденное качество, хочется сказать, что разработаны специальные упражнения, которые помогают совершенствованию и развитию данной способности.

Что подразумевает понятие «ловкость», происходит которое от «ловить» — «лов? Для предков от этого умения зависела добыча достаточного количества пищи, т.е. охота и рыбалка. Под понятием «ловкость» подразумевается комплекс качеств: быстрота реакции, гибкость, подвижность, точность движений, скоординированность. Если они нормально развиты, у организма появляется тонус, не позволяющий застать врасплох в неожиданных ситуациях: турист, перепрыгивая через кустарник вблизи незамеченного ручья, сможет в полете правильно среагировать потому, что у него развита координация движений.

Перед тем, как приступать к тренингу, необходимо оценить с помощью несложных тестов текущий уровень координации, для чего потребуется встать на одну ногу, поднять повыше согнутую вторую. Минуту постояв в таком положении, повторить тренинг для другой ноги. Это поможет понять, на какой ноге выполнять его легче, насколько легко это делать? Повторить предложенный тест с закрытыми глазами, удерживаясь по 30 секунд на каждой ноге. Если сделать тест сложно, значит, необходимы упражнения на развитие координации. Доказано, что в течение жизни лучше удается развить больше одну руку и ногу.

Как правильно делать упражнения на координацию движений

Целью комплекса является научиться перемещать тело независимо от зрительных ощущений и мозга:

  • Стоя на одной ноге (руки в стороны) сохранять равновесие в течение минуты. Сменить ногу и повторить тренировку. Голову во время выполнения поворачивать поочередно в стороны, не фиксируя взгляд. По мере роста навыка, выполнять тренинг с закрытыми глазами.
  • Встать на одной ноге напротив двери или стены. Бросить мяч, а когда он отскочит от стены, стараться поймать снаряд, не глядя на него. То же проделать, сменив ногу.
  • Из положения «стоя на одной ноге», подпрыгнуть, сменив в полете ноги, чтобы приземлиться на другую. Во время следующего прыжка, вернуться в исходную позицию. Выполнять действия несколько минут.
  • В транспорте удерживать равновесие исключительно с помощью ног, т.е. не держась за поручень.
  • «Жонглирование». В каждую руку взять по мячу, подбрасывать их вверх и ловить поочередно — то левой, то правой рукой: какой рукой снаряд подбрасывают, той же и ловят.
  • Усложнить предыдущие действия можно так: снаряд подбрасывается правой рукой, ловится — левой. Затем, наоборот.
  • Теперь мячи подкидывают одновременно, но, как и в предыдущем тренинге, ловит мяч «правой» руки рука левая, а подброшенный левой рукой снаряд – правая.

Улучшить реакцию помогут тренировки, выполняемые в непривычных условиях и из необычного положения. Главное, удерживая равновесие, научиться точно и с максимальной скоростью воспроизводить новые движения.

Для начала необходимо научиться простым комбинациям. Чем движения сложнее и быстрее, тем интенсивнее тренировка, значит, нагрузку получает помимо мускулов, нервная система. Развить ловкость помогают командные игры: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Для развития способностей нельзя пренебрегать бегом по пересеченной местности, во время которого приходится перепрыгивать и огибать неожиданные препятствия. Ходьба по бревну, бордюру, рельсу так же поможет развить координацию. Чтобы эти упражнения усложнить, во время выполнения можно перекатывать вокруг туловища мяч, перебрасывать его из руки в руку.

Первое упражнение.

Второе упражнение.

  • Дотрагиваться до темени ладонью одной руки, помещенной на расстояние 10 сантиметров от головы.
  • Другой рукой описывать одновременно параллельно плоскости живота круги.

Третье упражнение.

  • Вытянуть вперед руку, вращать ею по часовой стрелке, а кистью – против.
  • Движения должны быть плавными, без рывков.
  • Сделав их 10-15 раз, сменить руку и повторить все для другой.

Четвертое упражнение.

  • Вперед вытянуть обе руки.
  • Одной постараться изобразить геометрическую фигуру, другой выполнять произвольные движения.
  • Поменять через 15 минут руки и повторить тренинг.

Какие упражнения помогают развивать ловкость и быстроту

Развить координацию, силу спины и рук помогает ходьба на руках, толкание мяча перед собой. Точность, глазомер и реакция улучшаются благодаря перебрасываниям мяча, отскочившего от стены, между партнерами: мяч кидает один игрок, второй ловит его, отскочивший от стены, и возвращает назад аналогичным образом.

Прыжки на месте с одновременным ведением мяча – еще одно упражнение на координацию движений, ловкость и быстроту. Для того, чтобы его усложнить, можно поворачивать корпус на 90 градусов в прыжке в одну, затем, в другую стороны, использовать два мяча. Силу ног и координацию развивают прыжки на двух и одной ноге (боком, спиной или прямо) через гимнастическую скамейку. Сложнее выполнять тренинг, ведя одновременно с прыжками мяч.

Еще одно продуктивное упражнение: подбросить мяч, сделать кувырок, поймать его. Для усложнения, кувырок сделать быстро, встать, подпрыгнуть и в прыжке поймать мячик.

Ловкость – это понятие комплексное, оно определяет способность человека быстро координировать движения в соответствии с изменяющейся обстановкой. Ловкость включает скорость реакции, координацию, чувство равновесия, .

Иными словами, ловкость – это умение точно и быстро выполнять координационно сложные движения, что-то вроде физического интеллекта. Обладая скоординированностью и точностью движений, организм находится в определенном тонусе и не позволит застать себя врасплох.

Ловкость – это врожденное качество , однако при усердных тренировках, особенно если начать их в младшем школьном (или лучше дошкольном) возрасте, даже неуклюжий и медлительный ребенок сможет повысить свою скорость и развить ловкость в движениях.

Обычно невысокие люди более ловки в движениях, нежели те, кто имеет рост выше среднего. Они с рождения обладают хорошей способностью скорее перемещать тело в различные точки пространства – им это делать удобнее. Но и высокие (а также очень высокие) люди могут развить в себе и ловкость, и быстроту реакции.

С ловкостью тесно связана реакция и координация, поэтому развивая реакцию и скорость ориентации в пространстве, мы тем самым будем развивать и ловкость в целом.

Самый простой и надежный способ развития вышеперечисленных качеств – регулярные занятия спортом.

Не обязательно одним видом, и необязательно таким, который рекомендуется для увеличения ловкости – исподволь сделает свое дело. Но, тем не менее, существуют разновидности спортивных занятий, которые целенаправленно развивают координацию и быстроту тела.

Виды спорта для ловкости и реакции

  • Баскетбол
  • Футбол
  • Волейбол
  • Хоккей
  • Теннис и настольный теннис
  • Бадминтон
  • Водные лыжи
  • Прыжки с вышки
  • Единоборства

Упражнения на ловкость и реакцию

(выполняются самостоятельно или с партнером)

    1. одновременно по прямой, высоко поднимая бедра.
    2. Мяч катится свободно по прямой, а вы быстро перепрыгиваете его на одной или на двух ногах.
    3. Партнер на расстоянии 5 м передает вам мяч ногой – вы пытаетесь от него увернуться.
    4. Прыгаете через гимнастическую скамью и ведете одновременно мяч или бьете мяч об стену.

  • Стараться сохранить равновесие, стоя на одной ноге минуту. Руки при этом разведены в стороны, голова поворачивается по сторонам, без фиксации взгляда (это помогает держать равновесие). Когда навык достаточно разовьется, можно будет закрывать глаза – это сложнее.
  • Стоять на одной ноге напротив стены, кидать в стену мяч и ловить его после отскока. Смотреть при этом только на мяч.
  • Несколько минут : стоя на левой ноге, подпрыгнуть, приземлившись на правую.
  • Сохранять равновесие в транспорте, не держась за поручни, удерживаясь исключительно при помощи ног.
  • Простое жонглирование: взять по теннисному мячу в руки, подбросить правой мяч и поймать его, проделать то же левой. Чуть усложняем: левая рука подбрасывает мячик – правая ловит. И наоборот.
  • Прыгать на месте, поворачиваясь на 90 градусов в стороны и одновременно вести мяч.
  • Кувырки разнообразные. Для усложнения: подбросить мяч, кувыркнуться и поймать мяч.
  • , успевая сделать хлопок между отжиманиями.
  • Ходьба на руках: партнер держит вас за ноги, а вы катите перед собой руками мяч.
  • Прыжки через барьеры. Бег с препятствиями.

Сопутствующие упражнения

  • Хождение по скамье, рельсам, бревнам и брусьям
  • Игры с мячом – самые разнообразные
  • Жонглирование двумя предметами (можно и тремя, но это уже дополнительная сноровка)
  • по пересеченной местности
  • Детские игры, типа «Вышибал»
  • Снежки
  • Паркур – но осторожно
  • Шутеры, гонки и симуляторы на компьютере – но в меру
  • Прыжки на батуте: с падением на спину, на колени, на живот и с поворотом на 180 и 360 градусов.

Как правило, реакция зависит от скорости работы мозга: чем быстрее человек воспринимает информацию и думает, тем быстрее он реагирует на окружающий мир и его сюрпризы.

Вот почему развивать реакцию нужно еще и психологическим путем. Здесь будут очень полезны математические вычисления в уме и решение задач на сообразительность, причем на время.

ЛОВКОСТЬ

Ловкость – качество или способность, которая определяет отношение НС к навыкам. Чем выше двигательная ловкость, тем выше уровень двигательного навыка.

Ловкость – двигательная способность быстро найти правильный выход из любого положения.

Существует 3 уровня ловкости: 1) В – уровень мышечно-суставных увязок, 2) С – уровень пространства, D – уровень действий.

Движения уровня С, обеспеченные надежными широкими фонами уровня В называются телесной ловкостью. Ловкость, выявляющаяся в действиях уровня Д и опирающаяся на фоны 2 других уровней называется ручной или предметной ловкостью.

Ловкость не содержится в двигательном акте сама по себе, а выявляется только из его столкновений с внешней переменчивой обстановкой.

Итак, первое из установочных сейчас существенных свойств ловкости – то, что она всегда обращена на внешний мир. Ловкость требуется там, где возникшая перед нами задача обладает рядом осложнений, но во всех случаях предполагается, что, несмотря на эти осложнения, мы сумеем с её помощью успешно решить эту задачу.

Адекватность – свойство уметь к каждому, появившемуся перед нами замку скомбинировать безупречно подходящий ключ

Количественная сторона правильности движения выражается в его точности. Точность движения – это точность его сенсорных коррекций. В каждом двигательном навыке точность подвергается и хорошо поддается значительному развитию путем упражнения. Ещё одна сторона ловкости – быстрота. Быстрота – обязательное условие для ловкости, звучит как нечто само собою разумеющееся. Быстрота делится на быстроту поведения и быстроту результата. Быстроту, проявленную в ловкости, можно разделить на 3 направления:

Быстрота находчивости (изобрести правильный, удачный выход из положения, несмотря на какую-то неудачу), которая, между прочим является главным звеном ловкости и подразделяется на пассивную находчивость или стабильность движений, или же двигательную изворотливость и на активную находчивость, она же инициативность движения;

Быстрота решимости (выбор одного из нескольких планов действий);

Быстрота «спорости» (когда движения легко и плавно переходит в другое, когда мышечные импульсы не мешают друг другу и точно согласуются, когда всё это совершается в высоком темпе, то это означает «работа спорится»)

Хотел бы ещё отметить, все говорят: «Поспешишь – людей насмешишь!». Но, истинно ловкие движения неторопливы. Объяснение этому очень простое. При плохой, не ловкой, неумелой работе делается много лишних движений, откуда следует, что если работа рациональна и методична, то она хорошо укладывается во времени даже и при большой быстроте результата и не вынуждает ни к какой особой поспешности.

Общие упражнения для развития ловкости:

1. Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.

2. Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.

3. Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.

4. Падение назад и быстрое вставание.

5. Падение вперед и быстрое вставание.

6. Гимнастическое «колесо» влево и вправо (переворот боком).

7. Стойка на голове, вначале с опорой у стены.

8. Стойка на руках.

9. Ходьба на руках.

10. Прыжки на батуте с поворотом на 180-360° с падением на спину, на колени, на живот, с поворотами на 180 и 360°, сальто вперед и назад. После приземления - немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок ловит мяч и отдает пас.

11. На линии штрафного броска устанавливается гимнастический подкидной мостик. Игрок разбегается и, отталкиваясь, забрасывает мяч в кольцо сверху. Более сложный вариант упражнения: во время разбега игрок ведет мяч, а бросок выполняет с поворотом.

12. Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1 или 2 раза) во время двух шагов,

Ловкость можно тренировать, используя элементы других видов спорта - например, водные лыжи или прыжки в воду с 1-3-5-метровой вышки: солдатиком, головой вниз, совершая сальто.

Отлично помогает для развития координации, а следовательно, и ловкости, ходьба по гимнастическому бревну, по рельсу, скамейке с вращением мяча вокруг корпуса, с финтами в сторону, вперед.

Специальные упражнения для развития ловкости

1. Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей.

2. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.

3. Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.

4. Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа -до 30м.

5. Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.

6. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.

7. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.

8. Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.

9. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.

10. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.

11. Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении.

12. То же, что и упр. 11. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника - увернуться от мяча.

13. Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.

14. Игра в «пятнашки» в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.

15. Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.

16. Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10-12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.

17. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.

18. Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.

19. То же, что и упр. 18. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.

20. Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.

21. Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.

22. Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.

23. Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.

24. Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно подают ему мячи. Ловля передачи и бросок по кольцу выполняются в одном прыжке.

25. Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°.

26. Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.

27. Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.

28. Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.

29. Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.

30. Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.

31. Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков - слабой рукой).

32. То же, что и упр.

31. Упражнение выполняется двумя мячами

Совпадение названия этого параграфа с названием книги Бернштейна Н. А. не случайно. Множество интересных и полезных мыслей, рассуждений и рекомендаций можно почерпнуть из нее при внимательном чтении. Вот некоторые из них – о ловкости и ее развитии.

«... Ловкость есть способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво.

Ловкость не содержится в двигательном акте самом по себе, а выявляется только из его столкновений с внешней постоянно изменяющейся обстановкой.

Вся трудность заключается именно в том, чтобы быстро и правильно найти нужный выход из внезапного изменения обстановки.

В целом ряде двигательных действий требуется быстрое приспосабливание движений к таким внешним явлениям, которые невозможно предусмотреть заранее.

Ловкость – это способность справиться с двигательной задачей правильно. Правильно выполненное движение – это движение, которое действительно приводит к требуемой цели, решает возникшую задачу (делает то, что нужно). Количественная сторона правильности движений выражается в их точности.

Нередко приходится слышать и встречать в литературе утверждение о том, что ловкость чисто прирожденное качество. Выносливость, силу, быстроту можно развить, говорят нам, но ловким надо родиться.

Ловкость – развиваемое качество. Она развиваема и упражняема у всех, правда, не всякий вид ловкости – в одинаковой мере у каждого человека. Ловкость накапливается с двигательным опытом.

Двигательный навык не формула движения. Это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.

Каждый новый, хорошо освоенный навык повышает и общий уровень ловкости. Особенно плодотворно для общего развития двигательной ловкости овладение разносторонними, несходными между собой двигательными навыками.

В каждом двигательном навыке правильность движений следует развивать с самых первых шагов. Именно в это время закладывается основа двигательного навыка. Именно в это время сознательное внимание еще может вмешиваться в те подробности движения, которые потом ускользнут от него в область автоматизма. Стало быть, небрежное отношение на первых порах к качеству результата – грубейшая из ошибок. Когда движение удается еще еле-еле, можно сделать себе снисхождение по части скорости или силы, но никоим образом не в отношении правильности и точности. Это въестся потом так, что отделаться будет невыносимо трудно.

При работе над двигательным навыком все время, – и тогда, когда уже в нем достигнута полная «форма» (хотя можно ли когда-нибудь сказать, что она окончательно достигнута?), – нужно при выполнении движения сосредоточивать все свое внимание и всю волю на качестве результатов. Нужно думать и помнить не о самих своих движениях, а о сути задачи: как можно дальше прыгнуть, как можно точнее отразить по желаемому направлению мяч и т.п.

Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее и во множестве других. Поэтому для воспитания ловкости очень важно и полезно упражнять глазомер, тренировать в себе мышечно-суставную оценку размеров и расстояний. Эти качества растекаются потом по всем многообразным навыкам.

Существенный признак ловкости – быстрота. Из двух одинаково рациональных движений, конечно, более ловким будет то, которое выполнено быстрее. Высокая рациональность обесценивается, если работа ведется «с прохладцей».

Чем больше накопленный вами опыт, тем больше предпосылок к тому, чтобы заранее почувствовать приближение того внешнего события, на которое вам нужно будет отозваться реакцией. При этих условиях может получиться действительно молниеносная быстрота реакции: ваше ответное движение начнется или абсолютно одновременно с тем, на которое оно собирается ответить, или даже раньше его. Вряд ли нужно доказывать, какое огромное жизненное значение могут иметь эти молниеносные и предвосхищающие реакции в боевой обстановке, в рукопашной схватке.

Само собой разумеется, что значение развития всех перечисленных качеств и свойств отходит на второй план по сравнению со значением находчивости – главного ядра двигательной ловкости. Нет спора, встречаются люди, которые от природы одарены высокой степенью находчивости по сравнению с окружающими. Но точно известно, что находчивость в движениях прямо зависит от накопленного двигательного опыта».

Упражнения для развития ловкости

Упражнение 1

Техника выполнения

Прыжки на скакалке. При каждом обороте скакалки перепрыгивайте через нее, держа обе ноги вместе.


Варианты выполнения

Поочередно подпрыгивайте на правой и левой ноге.

Подпрыгивайте только на одной ноге.

Через один оборот скакалки перекрещивайте руки перед собой.

При каждом прыжке делайте два оборота скакалкой.

Вращайте скакалку в обратном направлении, чтобы она приближалась к ногам сзади, и выполняйте таким образом любые из предложенных выше видов прыжков.

Характер воздействия

Развивается координация рука-глаз и рука-нога, чувство времени, выносливость. Улучшается ритм при спарринге и выполнении комбинаций приемов.

Упражнение 2

Техника выполнения

Примите исходное положениебоевая стойка. Из боевой стойки поднимите к груди колено правой ноги и одновременно с этим прыгните вперед на левой ноге, перемещая тело усилием правого колена. Продолжайте выполнять упражнение, поочередно прыгая на левой и правой ноге. Количество повторений 10–15 раз. Темп выполнения средний.



Характер воздействия

Развивается координация, равновесие, ловкость, способность координирование перемещать все тело, балансируя на одной ноге и сохраняя постоянным центр тяжести. Полезное упражнение для отработки атак в скольжении и прыжке.

Важные моменты

При выполнении старайтесь выпрыгивать вперед, а не вверх.

Во время приземления, после прыжка, сохраняйте равновесие, следите, чтобы нога касалась поверхности сначала передней частью стопы, затем пяткой.

Упражнение 3

Техника выполнения

Примите исходное положение – боевая стойка. Из боевой стойки прыгните вперед и, приземлившись, коснитесь пальцами правой руки пола справа от себя. После следующего прыжка коснитесь пальцами левой руки пола слева. Темп выполнения средний. Количество повторений 10–15 раз.



Характер воздействия

Развивается координация верх– низ, равновесие, ловкость, способность менять высоту положения тела при выполнении захватов и бросков.

Важные моменты

Во время выполнения старайтесь выпрыгивать не только вперед, но и вверх.

Контролируйте чувство равновесия во время приземления.

При приземлении старайтесь сначала касаться поверхности передней частью стопы, затем пяткой.

После выполнения серии прыжков контролируйте дыхание.

Упражнение 4

Техника выполнения

Примите исходное положение – сидя на корточках. Из приседа выпрыгните вверх, широко расставив в стороны руки и ноги. Приземляясь, примите исходное положение. Темп выполнения средний. Количество повторений 10–15 раз.



Характер воздействия

Развивается общая координация при выполнении неожиданных и быстрых движений, а также координация, ловкость, равновесие и скорость.

Важные моменты

Во время выполнения старайтесь подпрыгнуть максимально высоко.

Выпрыгивая вверх, как можно широко раскрывайте корпус в полете, при приземлении обязательно группируйтесь.

Старайтесь приземляться на поверхность на передние части стоп, затем на пятку.

Контролируйте дыхание после серии прыжков.

Упражнение 5

Техника выполнения

Примите исходное положение – сед на корточках. Из этого положения поставьте ладони на пол, прижмите подбородок к груди и выполните кувырок вперед. Темп выполнения средний. Количество повторений 10–15 раз.



Характер воздействия

Важные моменты

Обязательно группируйте тело во время выполнения кувырков.

При выполнении на твердой поверхности будьте максимально осторожны, чтобы не травмировать тело, голову и позвоночник.

Контролируйте дыхание после серии кувырков вперед.

Упражнение 6

Техника выполнения

Примите исходное положение – сед на корточках. Из этого положения поднимите кисти рук ладонями вперед на уровень головы. Резко опустите бедра на пол и перекувыркнитесь назад, помогая себе руками.



Характер воздействия

Развивается общая координация тела. Развиваются навыки падения и восстановления.

Важные моменты

При выполнении кувырков на твердой поверхности будьте предельно осторожны, чтобы не травмировать голову, шею и позвоночник.

Выполняя кувырок, обязательно группируйтесь, то есть прижимайте подбородок к груди, чтобы не удариться о поверхность затылком.

Упражнение 7

Техника выполнения

Упражнение выполняется в паре с партнером. Примите исходное положение – сед на корточки лицом друг к другу и упор ладонями в ладони партнера. По команде одновременно оттолкнитесь друг от друга и выполните кувырок назад, быстро возвращаясь в исходное положение. Темп выполнения средний. Количество повторений 10 раз.



Характер воздействия

Развивается общая координация тела, равновесие, ловкость, гибкость. Развиваются навыки падения и способность менять высоту положения тела.

Важные моменты

При выполнении кувырка назад обязательно группируйтесь, прижимайте подбородок груди, чтобы не удариться о поверхность затылком.

Партнеры должны отталкиваться друг от друга только с минимальным усилием.

Контролируйте дыхание после серии кувырков назад.

Упражнение 8

Техника выполнения

Примите исходное положение – лежа на поверхности на спине, поднимите вверх бедра обеих ног. Из этого положения поочередно совершайте ногами вращательные движения, как при езде на велосипеде. Темп выполнения быстрый. Количество повторений – непрерывное выполнение в течении 1–2-х минут.



Характер воздействия

Развивается координация верхней и нижней частей тела, сила, ловкость.

Координация верхней и нижней частей тела необходима для согласованных движений при перемещениях с ударами и бросками.

Важные моменты

Старайтесь максимально высоко приподнять бедра над поверхностью (положение тела – «березка»), помогайте себе руками, поддерживая поясницу.

Выполняйте движение ногами в максимально быстром для вас режиме.

Сохраняйте равновесие вашего тела и контролируйте дыхание.

Варианты выполнения

Поочередно подтягивайте колени к груди, положив кисти на затылок и приподняв плечи над полом.

Поочередно сгибайте и выпрямляйте ноги, прикасаясь к коленям локтями.

Упражнение 9

Техника выполнения

Примите исходное положение – туловище естественно выпрямлено, ноги вместе, стопы соединены, руки расположены в свободном положении. Из исходного положения, подпрыгнув, прикоснитесь коленями к груди. Темп выполнения средний. Количество повторений 8–10 раз.


Характер воздействия

Развивается координация верхней и нижней частей тела, сила, гибкость. Повышается эффективность ударов ногами в прыжках.

Важные моменты

Для предотвращения травм голеностопа обязательно приземляйтесь на передние части стоп.

Прыжок выполняйте на выдохе, возврат в исходное положение – вдох.

Варианты выполнения:

Подпрыгнув, прикоснитесь пальцами рук к пальцам вытянутых в стороны ног.

Упражнение 10

Техника выполнения

Примите исходное положение – стоя спиной к стартовой линии.

Из этого положения выполните бег спиной вперед на дистанцию от пятидесяти до ста метров.


Характер воздействия

Развивается общая ловкость тела, координация, восприятие, равновесие. Развиваются навыки перемещений при обороне.

Важные моменты

Занимайтесь на твердой поверхности, свободной от препятствий, старайтесь не упасть на спину.

Упражнение 11

Техника выполнения

Из исходного положения держа обе ноги вместе, прыгайте из стороны в сторону. Темп выполнения максимально быстрый. Количество повторений 10 раз за один подход.


Характер воздействия

Повышается подвижность и способность управлять весом тела. Развивается сила, координация, равновесие. Повышается скорость и подвижность при перемещениях, а также способность управлять телом как единым целым.

Важные моменты

Во избежание травм голеностопа, после прыжка приземляйтесь на передние части стоп.

По мере развития силы и скорости увеличивайте темп, амплитуду и количество повторений.

Контролируйте дыхание после каждой серии прыжков.

Упражнение 12

Техника выполнения

В течение одной-двух минут проводите бой против воображаемого соперника.

Характер воздействия

Развивается общая ловкость тела, координация, чувство времени, выносливость. Развиваются необходимые для спарринга навыки.

Важные моменты

Во время выполнения упражнения варьируйте различные передвижения, удары руками и ногами.

Контролируйте свое дыхание.

Упражнение 13

Техника выполнения

Примите исходное положение – лежа на спине.

Из исходного положения поднимите ноги вверх, перенеся вес тела на верхнюю часть спины и плечи, и упритесь кистями в поясницу для сохранения равновесия. Задержитесь в этом положении на 10–15 секунд.


Характер воздействия

Развивается общая ловкость тела, гибкость, равновесие. Развиваются навыки падений и ведения боя лежа.

Важные моменты

Удерживайте прямое положение ног и старайтесь максимально вытянуть тело вверх.

Сохраняйте естественное дыхание.

Упражнение 14

Техника выполнения

Примите исходное положение – сидя на поверхности, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди, руки обхватывают ноги.

Из исходного положения качнитесь назад и, выпрямив ноги, коснитесь ступнями пола за головой. Темп выполнения быстрый. Количество повторений 10–15 раз.



Характер воздействия

Развивается общая ловкость тела, гибкость. Развиваются навыки падений и ведения боя лежа.

Важные моменты

Прекратите выполнять упражнение при появлении болей в спине или шее.

Сохраняйте чувство равновесия во время выполнения.

Выполняйте движение назад на выдохе, возврат в исходное положение – вдох.

Упражнение 15

Техника выполнения

Примите исходное положение – упор лежа на одной руке, ноги выпрямлены назад.

Из исходного положения, как можно быстрее переставляя ноги, пройдите вокруг опорной руки. Чередуйте выполнение упражнения на правой и левой руке. Темп выполнения средний. Количество повторений 5–8 раз.



Характер воздействия

Развивается общая ловкость тела, сила, равновесие.

Сохраняйте исходное положение тела на протяжении всего выполнения упражнения.

Контролируйте ваше дыхание.

Упражнение 16

Техника выполнения

Упражнение выполняется в паре с партнером. Примите исходное положение – сидя спиной друг к другу, ноги выпрямлены перед собой, руки в свободном положении.

Из исходного положения, по команде, разворачивайтесь, принимая стойку на коленях. Затем, обхватив друг друга за плечи или руки, преодолевая сопротивление, старайтесь повалить партнера на поверхность. Проигравшим считается тот, кто первым коснется поверхности какой-либо, кроме коленей, частью тела.



Характер воздействия

Развивается общая ловкость тела, равновесие, скорость, сила. Развивается умение выбирать правильное положение тела при проведении захватов.

Важные моменты

Во время борьбы старайтесь контролировать чувство равновесия.

Не допускайте грубости во время выполнения упражнения.

Контролируйте ваше дыхание.

Упражнение 17

Техника выполнения

Примите исходное положение – туловище естественно выпрямлено, ноги вместе, стопы соединены, руки в свободном положении.

Из исходного положения поднимите вверх правую руку и, выпрыгнув, совершите в воздухе оборот вокруг своей оси вправо на 360 градусов. Затем поднимите левую руку и выполните прыжок с оборотом вокруг своей оси влево на 360 градусов. Старайтесь приземлиться в ту же точку, откуда выпрыгивали. Количество повторений 3–5 раз.



Варианты выполнения

Если вы легко можете выполнить прыжок с разворотом на 360 градусов, постарайтесь совершить в воздухе полтора или два оборота.

Характер воздействия

Развивается пространственное восприятие.

Важные моменты

Чтобы избежать травм голеностопа, во время выполнения прыжков старитесь приземляться на передние части стоп.

Выполняйте прыжки на выдохе, возврат в исходное положение – вдох.

Упражнение 18

Техника выполнения

Примите исходное положение – боевая стойка. Из боевой стойки закройте глаза и выполните любое установочное упражнение, обращая основное внимание на то, чтобы двигаться в нужном направлении. На первых занятиях можно периодически открывать глаза и проверять, в правильном ли направлении вы перемещаетесь. Упражнение выполняется в течение 10–15 секунд.



Вариант выполнения

Закройте глаза и попытайтесь выполнить комбинацию технических приемов в движении по прямой линии.

Характер воздействия

Развивается пространственное восприятие, координация, равновесие.

Упражнение 19

Техника выполнения

Примите исходное положение – туловище естественно выпрямлено, ноги вместе, стопы соединены, руки выпрямлены в стороны.

Из исходного положения выполните десять-пятнадцать оборотов вокруг своей оси, а затем сразу же постарайтесь пройти по прямой линии.





Характер воздействия

Упражнение эффективно развивает координацию и равновесие, сокращает период восстановления после выполнения техники с вращением.

Важные моменты

Старайтесь заниматься на открытом пространстве, свободном от препятствий и острых предметов.

После выполнения вращений контролируйте положение вашего тела.

Упражнение 20

Техника выполнения

Примите естественную стойку, закройте глаза и попытайтесь вслепую поймать любой брошенный вами вверх предмет. Выполните такое количество попыток, чтобы вам удалось поймать предмет.



Характер воздействия

Упражнение способствует развитию способности оценивать расстояние по звуку, что необходимо для ведения боя в темном или плохо освещенном помещении.

Упражнение 21

Техника выполнения

Упражнение выполняется в паре с партнером. Примите исходное положение – встаньте напротив партнера на расстоянии вытянутой руки.

Из исходного положения партнер проводит разнообразные атаки рукой, а вы встречаете их соответствующими блоками. Начинайте с ограниченного количества техник и постепенно расширяйте упражнение до свободного обмена ударами.

В упражнении можно использовать техники ударов ногами, захватов и бросков в соответствии со спецификой изучаемого вами боевого искусства.

Упражнение можно выполнять в группе, когда один спортсмен становится в центре круга, а остальные в произвольном порядке поочередно атакуют его.



Характер воздействия

Упражнение эффективно развивает способность распознавать разнообразные виды атак и быстро отвечать на них соответствующими действиями.

Упражнение 22

Техника выполнения

Один спортсмен держит в руках ремень, а второй становится приблизительно в метре от него. Первый спортсмен разворачивается вокруг своей оси и вращает ремнем над самым полом. Второй спортсмен перепрыгивает через ремень.




Варианты выполнения

1. Вращения выполняются с разной скоростью.

2. Первый спортсмен держит два ремня, по одному в каждой руке.

3. Вращения выполняются неожиданно.

4. Ремень вращается на уровне головы, и второй спортсмен должен поднырнуть под него.

Характер воздействия

Развивается пространственное восприятие, ловкость, координация, чувство времени. Сокращается время реакции при выборе ответных действий.

Упражнение 23

Техника выполнения

Упражнение выполняется с партнером и использованием «лап».

Примите исходное положение – стоя лицом к партнеру в боевой стойке. Из боевой стойки партнер периодически выставляет в сторону «лапу», ваша задача наносить по ней определенные удары рукой или ногой.





Варианты выполнения

«Лапа» выставляется через равные промежутки времени.

«Лапа» убирается через 2–5 секунд в зависимости от уровня подготовки.

«Лапа» выставляется в разных положениях, в зависимости от того, какой тип удара вы выбираете (прямо для прямого удара ногой, в сторону – для бокового удара ногой, на уровне головы – для прямого удара рукой).

Упражнение можно выполнять в группе.

Характер воздействия

Упражнение развивает навыки обнаружения и отождествления, чувство времени, мощность, скорость. Изменяя периодичность появления мишени и место ее расположения, вы отрабатываете способность быстро определять возможную точку нанесения ударов и атаковать ее.

Важные моменты

Обязательно варьируйте различную технику нанесения ударов и соблюдайте точность ее выполнения.

Контролируйте ваше дыхание.

Упражнение 24

Техника выполнения

Упражнение выполняется в паре с партнером. Примите исходное положение – стоя лицом к партнеру на расстоянии вытянутой руки. Один закрывает глаза, а другой легко шлепает его ладонью по любому участку тела. Первый, не открывая глаз, пытается дотронуться до второго, а тот, в свою очередь, стремится увернуться. Второй продолжает прикасаться к первому через разные промежутки времени и уклоняться от ответных касаний. Первый спортсмен на протяжении всего упражнения остается на месте, а второй может перемещаться в любом направлении.

Характер воздействия

Упражнение эффективно развивает осязательное восприятие, скорость, чувство времени, умение быстро реагировать на действия соперника, основываясь на касании. Данное упражнение необходимо для контактного спарринга и различных видов борьбы.

Уважаемые родители , хочется познакомить Вас снекоторыми

особенностями развития такого физического качества, как ловкость.

Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации и т.д. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, от ребёнка требуется проявление ловкости. С самого начала жизни ребёнка родители начинают следить в первую очередь за его физическим развитием: как рано начал держать голову, когда перевернулся на животик, когда обратно, хвастают про то, что начал рано ходить, бегать, прыгать и т.д. Но наверняка, мало кто из родителей задумывается, как трудно это всё даётся их малышу. И тем более, мало, кто задумывается, что все эти движения, новообразования, которые происходят с ребёнком, зависят от развития его ловкости. Некоторые сетуют на то, что их ребёнок неуклюжий, у него ничего не получается, «как слон в посудной лавке». Некоторые говорят о том, что их ребёнок, напротив, всё успевает, некий такой энерджайзер. Но, опять же практически все грешат на наследственность, и мало кто задумывается, что детскую ловкость, также как и другие физические качества можно и нужно развивать. Что же такое ловкость? И как можно развивать ловкость у ребёнка дошкольного возраста? А ещё, как можно измерить ловкость у дошкольника? На эти вопросы есть ответы.

Ловкость – это физическое качество человека, заключающееся в способности быстро осваивать новые движения и их сочетания, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Согласитесь, в современном мире будет очень трудно без этого физического качества! Поэтому просто необходимо обратить внимание на развитие ловкости ребёнка именно в дошкольном возрасте, когда все его качества только закладываются и формируются.

О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение ребёнком движений, включённых в подвижную игру или физическое упражнение с меняющимися условиями или дополнительными заданиями, например, бег змейкой, прыжки с продвижением вперёд и т.д. Причём нужно следить, чтобы ребёнок выполнял все движения правильно.

Ловким можно назвать ребёнка, затратившего на правильное выполнение задания минимальное количество времени, например, быстро влез и легко слез с лестницы, с лёгкостью донёс воздушный шарик на подносе в известном аттракционе или набрал больше всех воды ложкой и т.д. Но ловкость не заключается только в быстроте реакции. Иногда нужно задержать ответное движение, быть сосредоточенным на движении, подключать внимание и мышление во время действия. Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества .

В ловкости проявляется способность ребёнка точно оценить и выполнить движение с учётом их пространственных, временных и силовых характеристик. Например, в метании в движущуюся цель. Одним из проявлений ловкости является также умение сохранять равновесие тела в движении и статическом положении. Например, пройти по перевёрнутой скамейке или кто дольше простоит на одной ноге и т.д. Для совершенствования ловкости необходимы упражнения более сложные по координации, взаимосочетанию, условиям проведения, т.е., говоря другими словами, ловкость нужно развивать.

Ловкость сочетается со способностью сохранять устойчивое положение тела в разнообразных движениях и позах. Упражнения в ловкости требуют большой чёткости мышечных ощущений, напряжённости внимания.

Упражнения, для развития ловкости детей:

    Зеркальное выполнение упражнений:

Стоя лицом к ребенку, выполняйте движения руками и ногами, туловищем, а детикопируют движения, как в зеркале;

Метание малых мячей не только правой (сильной), но и левой (слабой)

рукой;

    Изменение скорости или темпа движений:

Выполнение комбинаций упражнений на скамейке (бревне) вначале в

медленном, а затем в быстром темпе;

Метание малых мячей в цель на скорость;

Быстрое выполнение упражнений утренней гимнастики и др.

    Бег

Бег с изменением направления движения (для начала пусть малыш вас преследует): поворот кругом во время бега, бег «змейкой», бег по диагона

  • Прыжки

Прыжки на двух ногах, на одной ноге через предметы (набивные мячи,гимнастические палки), уложенные по одной линии.

    Упражнение «Колпачок»

Поставьте ребенка в комнате, с закрытыми глазами, далее наденьте на головуколпачок, пусть ребенок откроет глаза, и пройдет по комнате, так что бы он не упалу него с головы.

Хорошо если Вы сможете устроить игры на детском дворе, что бы веселее былоустроить комодные игры,

ведь уроки ловкости никому не повредят, неправда ли?

Как проверяют ловкость?

Ловкость выявляется по времени челночного бега, выполняемого на ровной дорожке с плотным земляным покрытием. Он включает в себя бег по прямой 10 метров с двумя поворотами (общая дистанция 30 метров). На одной стороне кладётся 2 кубика, на другой стороне ставится стул или скамейка. Учитывая особенности дошкольного возраста, предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребёнок бежит на другую сторону, кладёт кубик, бежит за другим, его также переносит и останавливается. Показателем ловкости будет время, затраченное на выполнение задания.

Можно использовать и другое задание – обежать 8 флажков на подставке (или кубики), расстоянием в промежутке 1 метр до первого флажка и после последнего расстояние 1,5 метра; длина общей дистанции 10 метров.

Теперь зная, как измеряется и с помощью, каких приёмов развивается ловкость ребёнка, Вы можете самостоятельно упражняться в повышении этого физического качества Вашего малыша! Успехов Вам!!!



 

Возможно, будет полезно почитать: