6 йог наропы практика. Шесть йог наропы или шаданга-йога-надапада

Тайные тантрические учения махасиддхи Наропы и Тилопы

Из книги Гленна Мюллена «Чтения на тему Шести Йог Наропы. » Издательство Снежный Лев, 1997.

История

Школа Гелуг, которая сформировалась в начале XIX столетия как слияние линий из дюжины более ранних школ, получила передачу Шести Йог Наропы в основном от школы Жалу (Сакья).

Жалу получила их от Дрикунг Кагью (одной из Восьми Поздних Школ Кагью), которая, в свою очередь, происходит от Пакмо Друпа Кагью (одной из Четырёх Ранних Школ Кагью).

Линия Гелуг представляет Шесть Йог согласно тому, как они были переданы Ламой Пал Пакмо Друпа, основателем Школы Дрикунг Кагью .

Согласно линии Ламы Пакмо Друпа шесть йог перечислены следующим образом:

  1. йога внутреннего тепла ;
  2. йога иллюзорного тела ;
  3. йога ясного света ;
  4. йога переноса сознания в высшие сферы ;
  5. йога переноса сознания в другое тело (форсированной проекции);
  6. йога бардо .

При таком расположении шести йог , йога внутреннего тепла является основанием всех йог; йоги иллюзорного тела и ясного света сгруппированы вместе как основные или собственно практики для получения переживания просветления; и йоги переноса сознания в высшие сферы и переноса в другое тело являются вспомогательными приложениями или ответвлениями. Таким образом классифицируются пять йог из шести; шестая, йога бардо, считается как ответвлением йоги иллюзорного тела, как и третьей вспомогательной практикой.

Практика шести йог Наропы

Другими словами, первые три йоги – внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света – являются реальными методами для достижения просветления в течение одной жизни. В последних трёх йогах – переноса сознания в высшую сферу, переноса сознания в другое тело и йога бардо – возникает необходимость только тогда, когда просветление не достигнуто, а смерть близка, и в последний момент приходится прибегнуть к насильственному методу. Первый Панчен Лама описывает это следующим образом в труде «Золотой Ключ: Глубинное Руководство к Шести Йогам Наропы »:

Идея заключается в том, что если человек не сможет завершить все практики, ведущие к просветлению до того, как смерть придёт разрушить сосуд тела, тогда для того, чтобы завершить исполнение целей своих и других людей, практикующий применяет либо йогу переноса, либо проекции сознания в другое тело. В противном случае, если практикующий не способен осуществить этот перенос, или если он вместо этого желает попытаться достичь окончательного просветления в бардо, тогда для этого существует доктрина йог бардо.


Туммо — иллюзорное тепло

Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений » и «Практическое Руководство по Шести Йогам ») Лама Дже Цонкапа уделяет особое внимание первой из шести йог или йоге внутреннего тепла, потому что успех в остальных пяти зависит от уровня мастерства, достигнутого в практике внутреннего тепла. Как он объясняет в «Книге Трёх Вдохновений».

В общем, все системы стадии завершения высших йога тантр включают предварительный процесс контролирования жизненных энергий, протекающих через два боковых канала, расану и лалану, и перенаправление их в центральный канал, авадхути. Это является необходимостью.

Способы генерации тепла в йоге чандали

Существует множество способов для достижения этого, основываясь на традициях индийских махасиддхов, которые почерпнули из различных тантрических систем. В этой традиции (в Шести Йогах Наропы) основная техника заключается в пробуждении внутреннего тепла в пупочной чакре, «колесе происхождения [эманации]», и, затем, посредством контролирования жизненных энергий путём мантрического слога АХ — с ударением, провести тонкие поддерживающие жизнь энергии через центральный канал.

Когда эти энергии входят в центральный канал, это пробуждает четыре благодати, и практикующий культивирует медитацию на их основе таким образом, чтобы вызвать проявление врожденной мудрости махамудры…

Краеугольный камень 6 йог Наропы

В этой традиции хорошо известно выражение «внутреннее тепло , краеугольный камень ». Причина этому то, что в йогах стадии завершения практикующий с самого начала использует технологию внутреннего тепла с тем, чтобы собрать тонкие жизнедательные энергии в центральный канал. В него энергии входят, пребывают и растворяются.

Блаженства и сексуальный опыт с карма-мудрой

Усердная практика этой техники приводит к тому, что интенсивность переживания обладает силой давать контроль над потерей субстанции боддхи-ума (т.е. сексуальных капель). Затем, основываясь на этой способности, практикующий может надеятся на карма мудру как способствующее условие для пробуждения четырёх благодатей. На этом основании пробуждается врождённая благодать . Пробуждения врождённой благодати является целью практик йоги внутреннего тепла и карма мудры.

Практикующий объединяет внутреннюю благодать с [медитация на] пустоте, и во время состояния бодрствования применяет себя (ориг. applies oneself ) к доктрине иллюзорного тела. Основываясь на опыте практики иллюзорного тела, практикующий может приступить к техникам ясного света.

Практика иллюзорного тела и ясного света

Затем, ночью во время сна практикующий может культивировать осознование иллюзорной природы сновидений. Чтобы делать это эффективно, следует сперва овладеть йогой удержания ясного света сна [т.е. ясного света , который возникает в момент засыпания], и последующего вхождения в состояния сновидения с этим осознованием. Если способность удерживать ясный свет сна достигается средствами обретения контроля над жизненными энергиями, это означает, что во время практики в бодрствующем состоянии следует овладеть этим контролем и культивировать способность направлять энергии в центральный канал. Таким образом, краеугольным камнем обеих практик [йоги сна и йоги сновидений] является доктрина внутреннего тепла.

Йога бардо — перехода из жизни в жизнь

Только когда достигнут прочный прогресс в йоге сновидений, можно эффективно работать с йогами бардо. Таким образом, здесь опять [с йогами бардо] краеугольным камнем является уровень энергии (ориг. power ), достигнутый посредством внутреннего тепла…

Что касается йог особого переноса сознания и форсированной проекции, то в качестве предварительного требования к ним следует культивировать способность направлять жизнедательные энергии в центральный канал. Следовательно, йога внутреннего тепла является основанием для этих двух йог .

Успех в шести йогах

Таким образом, йога внутреннего тепла является основой успеха в остальных пяти йогах. По этой причине Цзонкапа и большинство более поздних комментаторов — школы гелугпа сделали освещение этой йоги своим приоритетом. В течение недавних столетий большинство трактатов, написанных тибетскими ламами двенадцати школ Кагью опустили пятую йогу – йогу форсированной проекции в другое тело – потому что принадлежащая этой йоге линия Наропы предположительно была утеряна со смертью сына Марпы Дармы Доди. Они составили список из шести йог, отделив йогу сновидений от йог иллюзорного тела, и рассматривали их независимо друг от друга.

Однако, Цзонкапа, подобно Пал Пакмо Друпа , обучал йоге сновидений как одной из трёх ступеней практики иллюзорного тела, и эта традиция продолжалась гелугпинской литературе комментариев. Он приводит подробное описание йоги форсированной проекции в «Книге Трёх Вдохновений», однако в «Руководстве по Практике Шести Йог» он просто упоминает название этой йоги и не освещает практику, возможно потому, что он считает её недоступной способностям и интересам большинства людей.

Несмотря на вышесказанное, однако, важно помнить, что хоть линия йоги форсированной проекции Наропы, вероятно, прервалась (и даже эта теория находится под вопросом), источником техники является Чатурпита Тантра, которая, вместе со своей устной традицией, всё еще существует.

Как бы то ни было, йога форсированной проекции несомненно наименее практикуемая из всех Шести Йог, и в действительности поддерживается только из почтения к мастерам прошлого.

Письменные источники шести йог — тайных учений Наропы

Как и во всех остальных буддистких учениях, традиция утверждает, что первоисточником Шести Йог Наропы был сам Будда, который 2500 лет назад учил многим различным сутрам и тантрам, где сутры были открытыми проповедями, а тантры – тайными проповедями Ваджраяны. Шесть Йог Наропы являются синтезом многочисленных тантрических доктрин, воплощенных в исходных тантрах, преподанных Буддой. Это объясняется Ламой Цзонкапой в «Книге Трёх Вдохновений»:

Наставления по йоге внутреннего тепла приходят к нам через Тилопу, который пояснил, что она была передачей Махасиддхи Кришначарьи, также известным [тибетцам] как Лопон Ачарьяпа, которая сплавляет воедино [учения по внутренней йоге, присутствующие в] Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре…

Учения иллюзорного тела и ясного света

Доктрины иллюзорного тела и ясного света берут начало из устной традиции учений Гукьясамаджа Тантры, как она была передана через индийского махасиддху Джнана-гарбху. Эта традиция передачи устных наставлений Гукьясамаджи Марпы использовалась как основа, обогащенная передачей Гухьясамаджи Ариев – Отца и Сыновей [т.е. Нагарджуны и его учеников Арьядевы и Чандракирти].

Практики переноса сознания и форсированной проекции в новую обитель основаны большей частью на Шри Чатурпита Тантре.

Подлинные тексты и устная передача — только для достойных

Таким образом, все шесть йог Наропы имеют истоки в подлинных тантрических текстах, преподанных Буддой. Йога внутреннего тепла является сплавом этих практик, преподанных в Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре; йоги иллюзорного тела и ясного света основаны на Гухьясамаджа Тантре; йога переноса сознания, как и йога ясного света основаны на Шри Чатупита Тантре. Все эти исходные тантры были даны Буддой. Здесь Лама Цзонкапа не упоминает отдельно йогу бардо, так как в традиции Шести Йог она рассматривается как продолжение йоги иллюзорного тела, и, таким образом, также основана на Гухьясамаджа Тантре.

Все эти исходные тантры были переведены с санскрита на тибетский и сохранены в каноне Канжур. К тому же, многочисленные комментарии к ним более поздних индийских мастеров сохранены в Танжуре. Цзонкапа указывает, что для традиции Шести Йог наиболее важным из индийских комментариев является трактат Кришначарьи о йоге внутреннего тепла.

РАБОТАЯ С ПРОТИВОРЕЧИВЫМИ ЭМОЦИЯМИ

Эти шесть йог были разработаны индийским сиддхой Наропой в дополнение к его ежедневным медитациям махамудры. В их число входят йога внутренней теплоты, йога иллюзорного тела, йога сна, йога Ясного Света, йога бардо и йога переноса сознания. Эти шесть йог призваны помочь адептам справляться с разного рода противоречивыми эмоциями. Здесь не стоит говорить о них подробно, и вот почему: прежде чем приступить к любой из них, адепт должен получить определенные посвящения и завершить приготовительные практики. Впрочем, я могу объяснять природу этих практик и основания, по которым адепт выбирает ту или иную. Перед началом практики шести йог необходимо осуществить как общие, так и специальные приготовления. Общие приготовления состоят в размышлениях о непостоянстве, о кармической причине и следствии, о новом рождении и о страданиях в колесе самсары. К специальным приготовлениям относятся покорность учителю, Ваджрасаттва, мандала и гуру-йога.

Успешно завершив предписанные приготовления, йогин или йогини может обратиться к шести йогам Наропы. Согласно традиционному учению, мистическая йога внутренней теплоты наиболее подходит людям, обладающим колоссальной энергией и самоотверженностью. Людям же флегматичным лучше всего подходят йога сна и йога Ясного Света. Другими словами, каждая из йог практикуется в соотнесении со склонностями адепта, особенностями его характера и психики. Практика мистической теплоты, например, весьма эффективна для тех, кому свойственна повышенная сексуальная возбудимость, тогда как йога иллюзорного тела рекомендуется людям с агрессивными наклонностями. Для тех, кто расположен к душевным помрачениям и искажениям, противоядием может послужить йога Ясного Света. Йога бардо практикуется для предуготовления к неизбежной кончине и посмертному бардо. Перенос сознания происходит из-за разделения тела и разума в момент смерти. Но эта практика позволяет адепту овладеть навыком переноса сознания еще при жизни.

Практикуя эти шесть йог, йогин или йогини получают способность вызывать ощущение высшего блаженства (махасукха ). Обычно наши желания бывают причиной пристрастий и маний. Но практика позволяет преобразовать низменное и подавленное в возвышенное и независимое. Тогда психофизиологические энергетические каналы (надис ), поток психофизиологической энергии (прана ), психофизиологические энергетические центры (чакры ) и эссенция жизни (бинду ) начинают действовать в своем оптимальном режиме, при этом выводя адепта на ранее неведомый уровень психосоматического здоровья и силы. Шесть доктрин Наропы потому являются самым действенным путем реализации совершенных методов (упайя ) тантрической практики, что каждая йога разработана для определенного типа эмоционального аффекта (клеша).

МИСТИЧЕСКАЯ ЙОГА ВНУТРЕННЕГО ТЕПЛА (ТУММО)

Мистическая теплота практикуется с целью преобразования сексуальной энергии в духовную. При помощи этой практики обычное телесное, половое наслаждение превращается в высшее блаженство. Этот опыт счастья ведет к альности, то есть пустоты, ибо переживание душевного блаженства неотделимо от нее. Для этого следует овладеть психофизиологической энергией, каналами, по которым она движется и эссенцией жизни. Есть три основных канала, проводящих энергию: один проходит по центру тела и соответствует позвоночнику, второй - справа от него, а третий - слева. Правые и левые энергетические каналы представляют мужское и женское начала. Еще есть пять центров психофизической энергии, которые размещены в определенных местах тела. Верхняя чакра размещается в голове и именуется еще чакрой блаженства. Чакра полного снисхождения лежит в гортани, на уровне щитовидной железы. В области сердца расположена чакра душевного излияния. Чуть выше пупка обретается чакра творческих проявлений, а ближе к гениталиям - чакра удовольствия.

Верхнюю чакру, как уже говорилось, называют центром блаженства. Согласно тантрической медико-психологической системе, даже при обычном половом акте блаженство исходит от головы. Чакра гортани заслужила звание полного снисхождения, потому что через это отверстие проходит все, что мы едим и пьем. Сердечная чакра названа центром душевного излияния, поскольку именно из нее истекают влечения и антипатии. Пупковая чакра известна как центр творческих проявлений, потому что именно здесь обретается творящая жизненная сила. Считается, что даже телесное тепло стекается сюда, чтобы стать творящим источником собственно жизненной силы. Генитальная чакра известна как центр удовольствия. Учение говорит, что в нормальных обстоятельствах переживание удовольствия нисходит от верхнего центра через сердечный и пупковый центры к генитальному, где выпускается как сексуальная энергия. Но при помощи тантрической практики сексуальная энергия намеренно сохранена и обращается вспять. Практик не теряет контроля над ней. Такое обращение хода половой энергии способно принести великое блаженство. Конечно, такого рода самоконтроль требует длительной практики.

У йогина или йогини прочищаются каналы, проводящие энергию, они начинают свободно взаимодействовать. Практика позволяет вырабатывать тепло и при его посредстве обретать блаженство. Надо сказать, что практика эта, помимо духовной самореализации, зачастую сообщают адепту восхитительное чувство полного здоровья, которое вызывается уравновешиванием первоэлементов. Кроме того, в результате практики мистического внутреннего тепла адепт становится независим от крайних природных проявлений: зноя и мороза.

ЙОГА ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА

Практика йоги иллюзорного тела позволяет нам работать с таким чувственным аффектом, как агрессия. С помощью этой практики мы можем постичь несущностную природу агрессии, тем самым необъективную природу вещей. Есть несколько способов распознать иллюзию. Первый - рассмотрение материальных объектов, второй - рассмотрение речи, а третий - рассмотрение самого процесса обдумывания. Рассмотрение материальных объектов означает отношение к ним как к своего рода сновидениям. Когда человек спит, у него возникает впечатление, будто он встречается с тем-то и с тем-то, что живет в таком-то и таком-то доме, ну, и прочее в этом роде. Но, проснувшись, он понимает: абсолютно все, что ему снилось, необъективно. Точно так же все, что видится плотным и непрозрачным в мире феноменов, на самом деле невещественно и лишено сущности. Йога иллюзорного тела позволяет осознать это в полной мере.

ЙОГА СНА

Практика йоги сна позволяет нам вызывать яркие сновидения и осознавать их в то время, пока еще спим. С ее помощью даже сны используются для духовного развития, так что адепт не теряет ни часа как во время бодрствования, так и во время сна. Эта практика состоит из двух компонентов: распознавание сновидений именно как сновидений и понимание их иллюзорности. Знакомясь с этими двумя составляющими йоги сна, йогин или йогини получают способность изменять сновидения по своему желанию. Кошмар, например, можно преобразовать в приятную грезу. Если исключить сны, предвещающие события будущего и т. п., большинство остальных окажется, как замечено, порождением нашей кармической наследственности и ее ориентации. Отношения между йогой божества (то есть визуализацией божеств) и йогой сна довольно сложны, но обе имеют дело с умозрительными образами, которые являются очень важными для понимания трансформатиннмх возможностей разума.


ЙОГА ЯСНОГО СВЕТА

Когда йогин или йогини приобретают опыт в предыдущей йоге, он - или она - привыкает удерживать сознание во время сна, не поддаваясь ни сонной одури, ни лености. При помощи йоги Ясного Света адепт вырабатывает в себе колоссальную проницательность и концептуальную ясность, поскольку незнание влияет на него гораздо меньше.

Адепт практикует йогу мистического тепла и йогу иллюзорного тела днем и медитирует в йоге сна и йоге Ясного Света ночью. Мистическая теплота и йога иллюзорного тела, как уже говорилось, действуют как противоядия от агрессивности и гипертрофированных желаний. Йога сна предназначена для того, чтобы рассеять сонную одурь и вялость. Она дополняется йогой Ясного Света. Результатом обеих практик становятся ясность ума и проницательность: йогин или йогини сохраняют ясное сознание и днем и ночью. С их же помощью можно преобразовать пять «ядов» и достичь махамудры. Шесть Йог - метод, махамудра же - цель.

ЙОГА БАРДО

Практика йоги бардо различает четыре части: естественное бардо этой жизни, мучительное бардо умирания, сияющее бардо дхарматы и кармическое бардо воплощения. Слово «бардо» буквально означает «промежуточное состояние». Естественное бардо этой жизни включает все от момента рождения до смертного часа. Таким образом, жизнь можно рассматривать как прослойку между рождением и смертью. Согласно Учению, жизнь как таковая состоит из непрерывной чреды рождений, смертей и новых рождений. В этом смысле всякая свежая мысль, новая жизненная ситуация или новое переживание тоже представляют собой рождение. Когда они вырождаются в тусклые воспоминания или уходят в подсознание, это сродни смерти. Повторение же похожих жизненных и ментальных переживаний впоне олицетворяет новое рождение. Поэтому нам следует освоиться с собственной смертностью еще в естественном бардо этой жизни. Если нам это удается, мы можем считать себя подготовленными к мучительному бардо умирания.

МУЧИТЕЛЬНОЕ БАРДО УМИРАНИЯ

У мучительного бардо умирания две фазы: внешнее растворение, когда растворяются чувства, органы чувств и внешние элементы (джунг ва ), и внутреннее, когда растворяются как грубые, так и тонкие душевные состояния вкупе с чувствованиями (сем джунг ). Согласно тантрическим воззрениям на биологию, жизнь сформировалась в результате соединения пяти первоэлементов. Те же самые элементы поддерживают жизнь человека после рождения. В них лежит и причина смерти. Гармоничное их сосуществование - основное условие жизни как процесса. Когда же они разобщаются, это возвещает наступление мучительного бардо умирания.

Вместе с растворением первоэлементов идет постепенное истечение из тела его психофизиологической энергии. В результате тело умирающего утрачивает свои нормальные функции. Первой пропадает способность усваивать пищу. Человек больше не может принимать обычную еду и питье; начинаются трудности с дыханием. Умирающий больше не владеет ни руками, ни ногами, утрачивается и контроль над кишечником. Разумом овладевают бред и помрачение.

В скорбный список злополучий и тягот умирающего входит и последовательное растворение этих пяти первоэлементов. Первоэлемент земли обеспечивает телу крепость и силу. Во время смерти, однако, этот элемент растворяется в водном Элементе, из-за чего тело делается все слабее и слабее. Шея уже не держит голову, ноги совершенно отказываются служить, ну и так далее в том же духе. Кроме этих, видимых знаков приближающейся смерти, присутствуют и психические признаки. Разум притупляется и мутнеет, мысли путаются.

Далее первоэлемент воды растворяется в первоэлементе огня. Поскольку первоэлемент воды снабжает тело всеми необходимыми жидкостями, его растворение - вполне ожидаемо - вызывает сухость полости рта и языка. Язык к тому же коченеет. При этом ментальное состояние умирающего можно охарактеризовать как взволнованное и беспокойное.

Далее следует растворение элемента огня в элементе воздуха (ветра). Физиологически это выражается в охлаждении рта и носа, поскольку теплота тела улетучивается из этой области тела. У человека периодически ускользает сознание, ему трудно воспринимать и распознавать то, что его окружает.

Этот постепенный и мучительный процесс растворения достигает высшей точки, когда от сознания отсоединяется элемент ветра. Дыхание умирающего сбивается: долгие выдохи сменяются тяжкими вдохами. Дыхание становится беспорядочным, с длинными выдыханиями и трудными вдыханиями. Накатывают галлюцинации, чья природа определяется как опытами жизни умирающего, так и его кармической наследственностью. Мозг уже не способен к осмыслению, органы чувств отказывают, и умирающий или вообще не может ничего воспринимать, или в лучшем случае неправильно понимает воспринимаемое.

Когда чувства совершенно прекращают функционировать в комплексе, сознание растворяется в первоэлементе пространства, и умирающий перестает дышать. В танатологической литературе утверждается, что при этом в области сердца еще остается слабое тепло. Говорят, будто в некоторых редких случаях умершего еще возможно реанимировать и вернуть к жизни. Если же не считать эти необычные исключения, именно здесь проходит граница между жизнью и смертью. Сила кармы вырывает сознание из тела, результатом чего становится процесс растворения как грубых, так и тонких ментальных состояний. По ходу постепенного затухания душевной деятельности усопший начинает ощущать белизну, красноту и черноту.

Тантрическая литература различает два типа источников жизненной энергии. Они известны как субстанции жизни и обретаются в двух различных местах. Один вид источника энергии - мужская жизненная субстанция, наследуемая от отца и располагающаяся в коре головного мозга, ближе к макушке. Женский источник энергии наследуется от матери и находится в области пупка. Мужская субстанция белая, в то время как женская - красная. Во время смерти из-за перетечения психофизиологической энергии мужская субстанция жизни, находившаяся в области макушки, опускается по центральному энергетическому каналу, и умерший воспринимает белизну. Белизна эта, говорят, подобная лунному свету. Тут начинается подъем женской субстанции, обычно обретающейся близ пупка. Это вызывает ощущение красноты, чей оттенок напоминает восходящее солнце. Когда обе субстанции встречаются в сердечной чакре, умерший ощущает черноту. Только теперь он совершенно мертв, свободен от телесной оболочки.

СИЯЮЩЕЕ БАРДО ДХАРМАТЫ

Появление белого и красного свечения относят к физическим феноменам, а посмертное переживание Ясного Света называют сиянием основы или конечным сиянием. Эти два вида сияния присущи разуму как таковому в качестве природы будды. Поскольку все скверны разума разом исчезли и уже не застят взгляд, у умершего появляется возможность признать ее собственной прирожденной природой. Природа будды присутствует в каждом, и никому из нас от нее не уйти, но это вовсе не подразумевает, что мы сможем распознать ее, когда придет время. Для того и предназначены практики, подобные шести йогам Наропы.

Природу разума, вполне осознанную при помощи практик, называют сыновним сиянием, а то, что в разуме присутствует врожденно - материнским сиянием. Если умерший сможет поймать этот драгоценный момент и понять, что переживание сияния в этом его состоянии - то же самое, что и познание собственной природы, он вырвется из рабства самсары. Если же он не сможет распознать в этом свою природу, ему предстоят страдания во всем их разнообразии. Его бардо наполняется угрожающими существами с несколькими головами и со множеством рук и ног. Но этим устрашения не ограничиваются. На умершего обрушиваются столь чудовищные образы и звуки, какие только можно вообразить.

После того как умерший преодолеет стадию страшных душевных мук, ему милостиво предоставляется бессознательное переживание необычайной силы. Все предыдущие явления исчезают, и он оказывается в совершенно иной среде, где все прозрачно, наполнено светом и сияет всеми цветами радуги. Этот мир населен спокойными существами, они царственно прекрасны и облачены в драгоценности. Открывается захватывающее зрелище пятицветного сияния, где каждый цвет соотносится с первоэлементом.

Тут надо особо отметить один пункт, на который умершему следует обращать внимание во время странствия в бардо, чтобы видения его не захватили: он должен сознавать, что эти явления - порождения его собственного разума и потому не относятся к объективной реальности. Тантрическая практика визуализации как мирных, так и гневных божеств считается чрезвычайно действенным способом ознакомления с подобными разновидностями психической проекции. Если мы признаем, что видения бардо - порождения разума, то должны согласиться, что можем обрести освобождение в самом бардо. Иначе мы родимся снова - вследствие нашей неисчерпанной кармической предыстории. А далее начинает проявляться кармическое бардо воплощения.

КАРМИЧЕСКОЕ БАРДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Где и в ком мы получили новое рождение, каковы наши физические характеристики и душевные свойства, определено главным образом нашими деяниями в предыдущей жизни и психической диспозицией во время смерти. Так же как с помощью духовной практики можно сделать умирание менее мучительным, можно уменьшить и «травматичность» рождения, принимая его осознанно и с пониманием. Это способ, которым высокоразвитые и сознательные существа позволяют себе родиться.

ПЕРЕНОС СОЗНАНИЯ

Йога переноса сознания (пхо ва) подразумевает переход сознания адепта в высшее состояние. Для овладевшего ею йогина - или йогини - становится по силам выпускать сознание через верхнюю чакру. Такой практик может в совершенстве управлять системой тело - разум.

Надеюсь, читателю уже стало ясно, что, следуя тантрическим путем, адепт может использовать самые различные ситуации и обстоятельства как внутреннего, душевного, так и внешнего свойства, включая сюда даже бредовые состояния разума. Трудно назвать что-то такое, что не могло бы применяться для развития духовных сил человека, если применяется правильно, а человек надлежащим образом посвящен в методику тантрических практик. Конечно, тантрический путь и его практики описаны мною лишь в самых общих чертах. Чтобы следовать путем тантрических практик, адепту следует получить знания и опыт от своего гуру, всецело ему доверяясь. Тантризм учит, что без надлежащего посвящения и передачи знаний учителем никто не может преуспеть в духовном плане. Иначе говоря, такой человек просто не поймет просветленного сиддху. Следуя сутрическим путем, можно стать архатом и бодхисаттвой, следуя же путем тантрическим, можно достичь уровня законченной самореализации, стать махасиддхой .

Линия Гелуг представляет Шесть Йог согласно тому, как они были переданы Ламой Пал Пакмо Друпа, основателем Школы Дрикунг Кагью.

Согласно линии Ламы Пакмо Друпа шесть йог перечислены следующим образом: йога внутреннего тепла; йога иллюзорного тела; йога ясного света; йога переноса сознания в высшие сферы; йога переноса сознания в другое тело (форсированной проекции); йога бардо.

При таком расположении шести йог, йога внутреннего тепла является основанием всех йог; йоги иллюзорного тела и ясного света сгруппированы вместе как основные или собственно практики для получения переживания просветления; и йоги переноса сознания в высшие сферы и переноса в другое тело являются вспомогательными приложениями или ответвлениями. Таким образом классифицируются пять йог из шести; шестая, йога бардо, считается как ответвлением йоги иллюзорного тела, как и третьей вспомогательной практикой.

Другими словами, первые три йоги – внутреннего тепла, иллюзорного тела и ясного света – являются реальными методами для достижения просветления в течение одной жизни. В последних трёх йогах – переноса сознания в высшую сферу, переноса сознания в другое тело и йога бардо – возникает необходимость только тогда, когда просветление не достигнуто, а смерть близка, и в последний момент приходится прибегнуть к насильственному методу. Первый Панчен Лама описывает это следующим образом в труде «Золотой Ключ: Глубинное Руководство к Шести Йогам Наропы»:

Идея заключается в том, что если человек не сможет завершить все практики, ведущие к просветлению до того, как смерть придёт разрушить сосуд тела, тогда для того, чтобы завершить исполнение целей своих и других людей, практикующий применяет либо йогу переноса, либо проекции сознания в другое тело. В противном случае, если практикующий не способен осуществить этот перенос, или если он вместо этого желает попытаться достичь окончательного просветления в бардо, тогда для этого существует доктрина йог бардо.

Как в более длинном, так и в кратком трактатах о системе Шести Йог («Книга Трёх Вдохновений» и «Практическое Руководство по Шести Йогам») Лама Дже Цонкапа уделяет особое внимание первой из шести йог или йоге внутреннего тепла, потому что успех в остальных пяти зависит от уровня мастерства, достигнутого в практике внутреннего тепла. Как он объясняет в «Книге Трёх Вдохновений»,

В общем, все системы стадии завершения высших йога тантр включают предварительный процесс контролирования жизненных энергий, протекающих через два боковых канала, расануи лалану, и перенаправление их в центральный канал, авадхути. Это является необходимостью.

Существует множество способов для достижения этого, основываясь на традициях индийских махасиддхов, которые почерпнули из различных тантрических систем. В этой традиции (в Шести Йогах Наропы) основная техника заключается в пробуждении внутреннего тепла в пупочной чакре, «колесе происхождения [эманации]», и, затем, посредством контролирования жизненных энергий путём мантрического слога АХ-с ударением, провести тонкие поддерживающие жизнь энергии через центральный канал. Когда эти энергии входят в центральный канал, это пробуждает четыре благодати, и практикующий культивирует медитацию на их основе таким образом, чтобы вызвать проявление врожденной мудрости махамудры...

В этой традиции хорошо известно выражение «внутреннее тепло, краеугольный камень». Причина этому то, что в йогах стадии завершения практикующий с самого начала использует технологию внутреннего тепла с тем, чтобы собрать тонкие жизнедательные энергии в центральный канал. В него энергии входят, пребывают и растворяются. Усердная практика этой техники приводит к тому, что интенсивность переживания обладает силой давать контроль над потерей субстанции боддхи-ума (т.е. сексуальных капель). Затем, основываясь на этой способности, практикующий может надеятся на карма мудру как способствующее условие для пробуждения четырёх благодатей. На этом основании пробуждается врождённая благодать. Пробуждения врождённой благодати является целью практик йоги внутреннего тепла и карма мудры. Практикующий объединяет внутреннюю благодать с [медитация на] пустоте, и во время состояния бодрствования применяет себя (ориг. applies oneself) к доктрине иллюзорного тела. Основываясь на опыте практики иллюзорного тела, практикующий может приступить к техникам ясного света.

Затем, ночью во время сна практикующий может культивировать осознование иллюзорной природы сновидений. Чтобы делать это эффективно, следует сперва овладеть йогой удержания ясного света сна [т.е. ясного света, который возникает в момент засыпания], и последующего вхождения в состояния сновидения с этим осозносанием. Если способность удерживать ясный свет сна достигается средствами обретения контроля над жизненными энергиями, это означает, что во время практики в бодрствующем состоянии следует овладеть этим контролем и культивировать способность направлять энергии в центральный канал. Таким образом, краеугольным камнем обеих практик [йоги сна и йоги сновидений] является доктрина внутреннего тепла.

Только когда достигнут прочный прогресс в йоге сновидений, можно эффективно работать с йогами бардо. Таким образом, здесь опять [с йогами бардо] краеугольным камнем является уровень энергии (ориг. power), достигнутый посредством внутреннего тепла...

Что касается йог особого переноса сознания и форсированной проекции, то в качестве предварительного требования к ним следует культивировать способность направлять жизнедательные энергии в центральный канал. Следовательно, йога внутреннего тепла является основанием для этих двух йог.

Таким образом, йога внутреннего тепла является основой успеха в остальных пяти йогах. По этой причине Цзонкапа и большинство более поздних комментаторов-гелугпа сделали освещение этой йоги своим приоритетом. В течение недавних столетий большинство трактатов, написанных тибетскими ламами двенадцати школ Кагью опустили пятую йогу – йогу форсированной проекции в другое тело – потому что принадлежащая этой йоге линия Наропы предположительно была утеряна со смертью сына Марпы Дармы Доди. Они составили список из шести йог, отделив йогу сновидений от йог иллюзорного тела, и рассматривали их независимо друг от друга.

Однако, Цзонкапа, подобно Пал Пакмо Друпа, обучал йоге сновидений как одной из трёх ступеней практики иллюзорного тела, и эта традиция продолжалась гелугпинской литературе комментариев. Он приводит подробное описание йоги форсированной проекции в «Книге Трёх Вдохновений», однако в «Руководстве по Практике Шести Йог» он просто упоминает название этой йоги и не освещает практику, возможно потому, что он считает её недоступной способностям и интересам большинства людей.

Несмотря на вышесказанное, однако, важно помнить, что хоть линия йоги форсированной проекции Наропы, вероятно, прервалась (и даже эта теория находится под вопросом), источником техники является Чатурпита Тантра, которая, вместе со своей устной традицией, всё еще существует.

Как бы то ни было, йога форсированной проекции несомненно наименее практикуемая из всех Шести Йог, и в действительности поддерживается только из почтения к мастерам прошлого.

ПЕРВОИСТОЧНИКИ ШЕСТИ ЙОГ
Как и во всех остальных буддистких учениях, традиция утверждает, что первоисточником Шести Йог Наропы был сам Будда, который 2500 лет назад учил многим различным сутрам и тантрам, где сутры были открытыми проповедями, а тантры – тайными проповедями Ваджраяны. Шесть Йог Наропы являются синтезом многочисленных тантрических доктрин, воплощенных в исходных тантрах, преподанных Буддой. Это объясняется Ламой Цзонкапой в «Книге Трёх Вдохновений»:

Наставления по йоге внутреннего тепла приходят к нам через Тилопу, который пояснил, что она была передачей Махасиддхи Кришначарьи, также известным [тибетцам] как Лопон Ачарьяпа, которая сплавляет воедино [учения по внутренней йоге, присутствующие в] Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре...

Доктрины иллюзорного тела и ясного света берут начало из устной традиции учений Гукхьясамаджа Тантры, как она была передана через индийского махасиддху Джнанагарбху. Эта традиция передачи устных наставлений Гукхьясамаджи Марпы использовалась как основа, обогащенная передачей Гукхьясамаджи Ариев – Отца и Сыновей [т.е. Нагарджуны и его учеников Арьядевы и Чандракирти].

Практики переноса сознания и форсированной проекции в новую обитель основаны большей частью на Шри Чатурпита Тантре.

Таким образом, все шесть йог Наропы имеют истоки в подлинных тантрических текстах, преподанных Буддой. Йога внутреннего тепла является сплавом этих практик, преподанных в Хеваджра Тантре и Херука Чакрасамвара Тантре; йоги иллюзорного тела и ясного света основаны на Гукхьясамаджа Тантре; йога переноса сознания, как и йога ясного света основаны на Шри Чатурпита Тантре. Все эти исходные тантры были даны Буддой. Здесь Лама Цзонкапа не упоминает отдельно йогу бардо, так как в традиции Шести Йог она рассматривается как продолжение йоги иллюзорного тела, и, таким образом, также основана на Гукхьясамаджа Тантре.

Все эти исходные тантры были переведены с санскрита на тибетский и сохранены в каноне Канжур. К тому же, многочисленные комментарии к ним более поздних индийских мастеров сохранены в Танжуре. Цзонкапа указывает, что для традиции Шести Йог наиболее важным из индийских комментариев является трактат Кришначарьи о йоге внутреннего тепла.

Шесть йог Наропы или Шаданга-йога-надапада (санскр. ?a?a?ga yoga nв?apвda; “Шестиконечная йога Надапады”) -- система практик, впервые объединённых Таликой (санскр. Talika; один из 84 махасиддх, также известный как Тилопада или Тилопа), но распространившихся под именем его ученика Надапады (или Наропа).

Во времена расцвета тантрического буддизма в Индии существовали сотни систем буддийской тантры, большинство из которых относилось к высшему классу ануттара йога тантры. Видимо изначально, каждая тантра представляла собой законченный метод для достижения пробуждения, однако позднее йогины-махасиддхи стали комбинировать методы из различных тантр, для достижения наибольшей эффективности, что и привело к появлению таких систем как Шесть Йог Наропы, Шесть йог Сукхасиддхи и др. Говорится, что йога туммо и йога кармамудры, которая имеет дело с сексуальными практиками исходят из Хеваджра-тантры, йога иллюзорного тела -- из Гухьясамаджа-тантры, йога ясного света -- из Чакрасамвара-тантры, йога сновидений -- из Махамайя-тантры, а две йоги -- переноса ума и переселения сознания -- произошли из Шри Чатухпитха-тантры.

Впервые Шесть Йог объединил в единую систему йогин-махасиддха Тилопа. Согласно Тилопе, передача йоги Внутреннего Тепла идет от Сиддхи Чарьи, Иллюзорное Тело и Ясный Свет -- от Нагарджуны, Йога Сна -- от Лавапы, Перенос Сознания и Промежуточное Состояние -- от Сукхасиддхи. Этот комплекс Тилопа передал своему ближайшему ученику -- Наропе.

Хотя практики, включённые в этот комплекс, впервые были введены в обращение не Наропой, они стали известны под его именем, так как именно его авторству принадлежит первое более-менее подробное письменное руководства по этим йогам -- «Наставление по шести учениям» (санскр. Шаддхармопадеша ). Хотя в этом сочинении была принята иная классификация этих йог, широко распространился следующий перечень:

  • 1. йога внутреннего тепла (санскр. Чандали-Йога, тиб. gtum mo), базовая практика Шести Йог Наропы, в которой преобразуются привычные тенденции к жадности и привязанности и углубляется мудрость союза блаженства и пустоты (шуньята). В йоге внутреннего тепла применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области пупка;
  • 2. йога ясного света (санскр. Прабхасвара-Йога, тиб. "od gsal), в которой концентрация на энергетическом центре, находящемся в области сердца, применяется для тренировки осознавания в фазе глубокого сна. Медитирующий практикует, пока не достигает состояния сияющей ясности, в котором все проявления видятся как игра ясности и пустоты (шуньята).
  • 3. йога сновидений (санскр. Свапнадаршана-Йога, тиб. mi lam), позволяющая сохранять осознание на стадии сна со сновидениями. Здесь применяется концентрация на энергетическом центре, находящемся в области горла;
  • 4. йога иллюзорного тела (санскр. Майядэха-Йога, тиб. Гьюлу), посредством которой медитирующий учится видеть все проявления ума в состоянии бодрствования как иллюзорное тело Йидама. Применяется концентрация на энергетическском центре, находящемся в области лба;
  • 5. йога промежуточного состояния (санскр. Антарабхава-Йога, тиб. бардо), используемая для узнавания неразделимости ясности и пустоты (шуньята) в промежуточном состоянии между смертью одного тела и зачатием следующего;
  • 6. йога переноса сознания (санскр. Самкранти-Йога, тиб. pho ba), позволяющая использовать процесс умирания физического тела для достижения Просветления;

Основа, путь и цель этих йог -- Махамудра.

Эти шесть упражнений предназначены для того, чтобы практикующий научился сохранять ясность сознания всегда, в каком бы состоянии ни находилсь тело и ум, в частности бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон, медитация, умирание и период между смертью тела и зачатием следующего. Через ученика НаропыМарпу Шесть Йог были принесены в Тибет и широко распространились в буддийских школах «традиции нового перевода» -- Сакья, Кагью и Гелуг.

Шесть йог Наропы

Махамудра и Шесть Йог Наропы являются квинтэссенцией, основой школы Кагью, одной из четырех школ тибетского буддизма. Шесть Йог или Шесть Дхарм – это техники медитации, которые совершенствуют практику Махамудры . Она помогает достичь наивысшей степени просветления – Сампаннакрамы. В Ануттара-йога-тантре такие божества, как Хеваджре или Чакрасамваре, символизируют это недвойственное состояние.

Первый Гуру школы Кагью, Тилопа, живший с 988 по 1069 год нашей эры, собирал учение о Шести Йогах Наропы из разных источников и от разных учителей. Известно, что он познал истину Иллюзорности Тела и Ясного Света от Нагарджуны. Учения о Снах он получил от Лавапы, Перемещения Сознания и Промежуточное Состояние – от Сукхасиддхи, Внутреннее Тепло – от Сиддхи Чарьи. Поскольку четыре устных традиции со временем сплелись в одну, учение и правление Тилопы прославилось вместе с именем школы Кагью (устной традиции). Затем, он передал накопленную информацию своему ученику – Наропе (1016-1100). Тот, со своей сестрой по имени Нигума , превратил учение в целую практику, назвав ее Шестью Йогами Наропы и Шестью Йогами Нигумы , обе из которых до сих пор сохранены и практикуются в буддистских школах.

Переводчик по имени Марпа собрал воедино эти практики, отвез из в Тибет и, с помощью святого поэта Миларепы, распространил тайные знания под патронажем школы Кагью. Они держались в большой строгости и каждый, кто получал право владеть ими, сохранял их в первозданном виде, относясь к каждому слову, как к святому. Именно поэтому практика Шести Йог Наропы передалась к нам в том виде, в котором ее соединил сам Тилопа.

Позже, конечно же, многие тибетские святые и учителя добавили свои комментарии к этому учению. Следует заметить, что без пояснений опытного Гуру, Шесть Йог Наропы слишком трудны для понимания обычным человеком.

В этой статье приведена общая идея Шести Йог Наропы , без внедрения в какие-либо эзотерические сферы.

Принципы Шести йог Наропы

Внутреннее Тепло вырабатывается и может быть испытано с помощью медитативных практик. Это жар, который предназначен для сжигания всех жизненных препятствий и беспорядков. Поэтому, его называют лютым, свирепым огнем кундалини . Несмотря на то, что ему уделяется особое внимание в данной практике, он никогда не работает самостоятельно. Другой, вспомогательной частью Шести Йог Наропы являются нади, прана и бинду. Эти упражнения дают возможность синхронизировать тело и ум.

Тантрические тексты описывают прану как лошадь, сознательность как наездника, нади как путь, а бинду как пищу для ума. Функции праны также изображаются символическими “лаланой и расаной”. Их две: правая и левая, и они словно две противоположности, зачинают наше понимание, нашу осознанность. Также, эти два канала изображают кармическую деятельность. Если функции праны в центральном канале (авадхути) трансформируются в прану мудрости, то ум обретает способность видеть мир недвойственным, ощущать дхарму, как нерождение. Медитация на прану, нади и бинду называется туммо. Когда внутренняя туммо синхронизирована с внешней, Махамудрой , прана, нади и бинду растворяются в Сампаннакраме, блаженстве единства всего сущего. Этот процесс также известен, как приобретение тела ваджры, голоса ваджры и ума ваджры. Туммо – это путь, благодаря которому существуют все другие виды йоги.

Иллюзорное тело Шесть йог Наропы, Тантра

Иллюзорное Тело или его видимость обобщенно разделено на три категории:

1) мирское иллюзорное тело

2) чистое иллюзорное тело

3) и самое чистое иллюзорное тело.

Вселенная и ее составляющие являются, на самом деле, не более, чем иллюзией, поскольку они состоят из пустоты, у них нет ни основы, ни “строительного материала”. Но они могут принимать разнообразные формы, похожие на тела, сны, отражения в зеркалах и так далее. Понимание этой истины помогает занимающемуся правильно медитировать и сосредотачиваться на исключительной правде. Тантра помогает понять, что пять скандх, двенадцать дхату и шесть органов чувств – это воплощение божественного в человеке. Практика Шести Йог Наропы помогает превратить повседневные мысли в божественные. Тогда вселенная приобретает форму мандалы, где каждая форма, каждый предмет – это разные формы богов и богинь, где звуки – это мантры, а мысли – трансцендентная мудрость. Даже та безупречная внешность, которую получают йогины является иллюзорной и не имеет субстанции.

Чистое иллюзорное тело по-прежнему имеет некоторый привкус искусственности. В то время, как самое чистое иллюзорное тело спонтанно, природно и рождено из чистой праны, недвойственной мысли о самом себе.

Работа со сновидениями Шесть йог Наропы

Первой ступенью работы над Снами является осознание, что вы спите. То есть, ученик должен тренироваться, чтобы входя в состояние сна он отдавал себе отчет в том, что спит. Вторая ступень – это использование сновидений для тренировки различных магических навыков, в том числе и работы над иллюзорным телом. После овладения этими практиками, сновидящий трансформирует сны в работу над Светимостью . Кроме всего прочего, работа над собой во время сна имеет огромный положительный эффекти и на жизнь в бодрствовании. Спустя какое-то время у ученика появится ощущение, что он не видит разницы между снами и реальностью, жизнью и смертью. Практика Светимости считается сущностью верного пути. Светимость в тантре спонтанна, она подобна Будде, ее можно увидеть находясь лишь в глубокой медитации или тотальном интуитивном состоянии разума. Несмотря на то, что светимость иногда приходит к людям во время ощущения смерти, обмороков, оргазмов и подобных необычных состояний, она не имеет ничего общего с другой, истинной Светимостью. Однако, подобные процедуры могут помочь человеку увидеть, что есть Светимость, поэтому не стоит избегать этих состояний. К тому же, практика Сновидений очень эффективна для достижения света. Поэтому говорится, что настоящий йогин медитирует даже тогда, когда спит. Светимость относится к последней ступени Сампаннакрамы Ануттара-йога-тантры и работа над ней ведет к опыту Самбхогакаи и Дхармакаи.

Практика Бардо йоги финал ШЕсти йог наропы

Промежуточное Состояние объясняется многими способами. Самым известным из них считается классификация Марпы, в которой бардо разделено на три типа:

1) промежуточное состояние между рождением и смертью (жизнь)

2) промежуточное состояние сна

3) промежуточное состояние становления (между смертью и перерождением).

Практика Бардо-йоги или Промежуточного состояния – это финальная часть Шести Йог Наропы.

Промежуточное состояние после смерти еще называют “телом разума”. Это очень важная часть пути каждого из нас, поскольку принятие решений, кармическая деятельность влияет на характер будущего рождения и всю окружающую ситуацию следующей жизни. Например, в каком теле или где родится душа.

В нашем бытии есть страсть, отвращение и недоумение. Из-за страсти мы превращаемся в духов, из-за отвращения – в жителей ада, из-за недоумения – в неразумных животных. Из-за собственного непонимания и слепоты мы навеки погрязаем в кругах самсары, делая из нее цель собственного существования. Тогда как Наропа учит нас тому, как раз и навсегда покончить с этим”.

Практика перемещения сознания Шесть йог Наропы

Перемещение Сознания – это практика, известная тем, что ее можно выполнять без медитации и достичь состояния Будды. Ее основой является ежесекундная готовность умереть и знать, как сделать так, чтобы родиться в хороших условиях в следующей жизни. Она тоже разделена на три части:

1) умение трансформироваться в Светимость

2) способность осознать божественную сущность и довести до совершенства иллюзорное тело

3) трансформация мирского ума в мудрость Гуру и достижение Сукхавати.

Преимущество техник Шести Йог Наропы заключается в том, что их можно выполнять в любое время и в любом месте. Более того, человек, разбирающийся в этом, может помочь другому сделать то же самое и переродиться в благоприятных условиях.

Следует отметить, что Шесть Йог Наропы не обязательно должны практиковаться одновременно и вместе. Однако, они составляют путь идущего. Нужно помнить, что первые четыре – это дороги йоги, а другие две – ее части. Не обязательно выполнять все шесть частей, и не обязательно строго следовать писаниям во время практики. Главное – это понимание и осознание. Возможно, вам хватит всего нескольких практик (возможно, даже не относящихся к Шести Йогам Наропы ) для достижения просветления.
Google




 

Возможно, будет полезно почитать: