Александр Иваницкий: современная жизнь стала жёсткой. Владимир Иваницкий: «В будущее российской борьбы смотрю с оптимизмом


Спортивные достижения:
1966 Чемпионат Мира - золото
1965 Чемпионат Мира - золото
1965 Чемпионат СССР - золото
1964 Олимпийские игры - золото (97 кг)
1964 Чемпионат СССР - золото
1963 Чемпионат Мира - золото
1963 Заслуженный мастер спорта СССР по ВБ
1962 Чемпионат Мира - золото

Дата рождения: 10.12.1937

РАССКАЗ ОБ АЛЕКСАНДРЕ ИВАНИЦКОМ

Родился 10 декабря 1937 года в с. Яровая Краснолиманского района Донецкой области (Украина). Отец - Иваницкий Владимир Селиверстович. Мать - Иваницкая Мария Михайловна. Супруга - Иваницкая Татьяна Владимировна. Сын: Владимир. Дочь - Екатерина. Внуки: Иван, Александра, Никита, Анна, Мария, Анастасия.

Сегодня это трудно себе представить, но триумфальная спортивная биография А. Иваницкого вообще могла не состояться. В 4-летнем возрасте будущий борец пережил Ленинградскую блокаду. Его и брата Юрия спасла Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Изможденных, опухших от голода, уже переставших ходить, январской ночью братьев вывезли по Ладоге в тыл. Затем было возвращение в освобожденный от блокады город, начальная школа и дворовый доморощенный спорт. Лапта, городки, казаки-разбойники, конечно - футбол и хоккей, где мяч и шайбу заменяла пустая консервная банка, разнокалиберные лыжи и коньки, велосипед (единственный на весь двор), самокаты и прочая ребячья «самодеятельность» - все это было той своеобразной детской спортивной вольницей, в которую с упоением, с жадностью бросались послевоенная питерская детвора.

Удивительно, но один только ленинградский двор (так называемая «Дурдинка» - дом с башенкой на углу Обводного канала и Лиговского проспекта) дал стране двух олимпийских чемпионов: Эльвиру Озолину, победительницу в метании копья в Риме в 1960 году и Александра Иваницкого, завоевавшего «золото» в Токио в 1964 году.

Любопытная деталь - сам Иваницкий никогда, даже в самых смелых своих мечтах не видел себя ни спортсменом, ни тем более борцом. Учась в техникуме, он посещал музыкальный кружок. Научился играть на контрабасе, начал осваивать саксофон. Он считал, что «большой» спорт для него заказан, как и для всех перенесших блокаду. До сих пор он не может объяснить, почему на школьных уроках на последних страницах тетрадей он почти машинально рисовал богатырей.

В борцовский зал его за руку, чуть ли не насильно привел приятель, который услышал, что там ищут высокорослых ребят. Александру в ту пору исполнилось 17 лет, он вымахал под 190 сантиметров, и хотя не мог ни разу подтянуться на руках на турнике, решился переступить порог борцовского зала. Буквально через месяц состоялся чемпионат Ленинграда по борьбе самбо среди юношей, и произошло настоящее чудо: Александр стал чемпионом в тяжелом весе.

Он так вспоминает о своем первом чемпионском титуле. Борцом он был, разумеется, еще «никаким» - так, какие-то разрозненные начальные навыки. Вместо легких кожаных борцовских ботинок на ногах - тряпичные гимнастические тапочки. Правда, перед соревнованиями ему выдали во временное пользование спортивную форму. Борьба проходила в актовом зале какого-то профтехучилища. Зрителей не было, поэтому спортсмены раздевались прямо в партере, складывали одежду на спинках кресел - каждая команда особо, оставляя одного в качестве охранника. Александру поручили сторожить пальто, чемоданчики, ботинки, шарфы - он ведь был тяжеловесом, а значит, выступал в числе последних. Попав впервые на соревнования, он с интересом за всем наблюдал: как вызванные на ковер борцы сходятся по свистку на середине, пожимают друг другу руки, расходятся в противоположные стороны, поворачиваются друг к другу лицом и - схватка начинается.

«Мне тогда, - вспоминает Александр Владимирович, - сразу же пришла в голову мысль. Вот они пожали руки, сделали шаг-другой навстречу, оказались спина к спине, затем развернулись, теперь уже оказались лицом к лицу и сошлись в захвате. А что если после того, как я окажусь за спиной соперника, мгновенно развернуться, и пока тот будет поворачиваться ко мне лицом, я уже успею броситься к нему в ноги и повалить на ковер. Ведь свисток о начале поединка уже дан, и мы обменялись рукопожатием. Так я и поступил. Соперника я от волнения толком и не разглядел - запомнил лишь лицо, усыпанное подростковыми прыщиками. Мы, как полагалось по тем правилам, пожали руки, разошлись, оказавшись спиной к спине. И когда он развернулся ко мне лицом, я уже успел подхватить его под коленки и что есть силы дернуть».

…Когда прозвучал финальный свисток, судья поднял в знак победы руку Александра, чему тот был несказанно удивлен. Оказывается, в конце концов он набрал больше баллов - всего лишь на «четвертушку» (была и такая оценка, самая низкая по тем временам, в одну четверть балла). За кулисами его поздравляли, жали руку, тормошили, а он был почти невменяем - от усталости, от переживаний, - но запомнил на всю жизнь одобрительные слова тренера: «А знаешь, у кого ты выиграл? У самого чемпиона Ленинграда прошлого года!»

Александр помнит предельно ясно свою реакцию на эти слова до сих пор. Он чуть не рухнул от страха на дощатый пыльный пол за кулисами. «Если бы кто-нибудь перед схваткой, - признается Александр, - догадался намекнуть мне, с каким титулованным соперником мне, зеленому новичку, придется бороться, я ни за что бы не выиграл». Видимо, в соревновательной суматохе его просто забыли предупредить. Именно это незнание о грозившей ему «опасности» и породило победу…

Если говорить о самых интересных страницах борцовской биографии Александра Иваницкого, прежде всего надо отметить, что его появление на спортивной арене в роли тяжеловеса (или супертяжеловеса, как теперь именуется эта весовая категория) положило начало совершенно новому типу тяжеловеса. Раньше настоящим тяжеловесом считался лишь тот борец, кто имел вес не менее 125 кг, и на ковре царили богатыри весом и под 140, и под 200 кг (например, американец Тейлор на Мюнхенской олимпиаде в 1972 г.). Александр стал родоначальником совершенно иного типа атлетов - высокий, поджарый (боевой вес 105-107 кг), великолепно сложенный и, главное, вооруженный отличной техникой. В скорости выполнения приемов, их разнообразии, тактическом рисунке поединка он не уступал так называемым «мухачам», то есть борцам легких весовых категорий. Прямым продолжателем этого стиля в последующем стал тяжеловес Александр Медведь, трехкратный олимпийский чемпион. А в классической борьбе нагляднее всего подобный типаж представлен уже современным атлетом, также трехкратным олимпийским чемпионом, легендарным Александром Карелиным. Следует повторить, что А. Иваницкий был родоначальником этого направления: он своей борьбой, своими победами доказал, что тяжеловесу нет необходимости обрастать броней жировых напластований.

Сам Александр не любит повествовать ни о своих подвигах, ни об изнурительной спортивной доле. Ему претит, когда какая-либо спортивная знаменитость позволяет себе стенания по поводу изматывающих тренировок, травм, нервных срывов. Его точка зрения проста: если человек занимается своим любимым делом, ему всё в радость. Если с натугой - бросай, сел не в свои сани. Спортсмена ведь никто не понуждает. Он занимается тем или иным видом спорта по доброй воле, а раз так - «нечего нудить».

Не забывал Александр и об образовании: в 1957 году он окончил Ленинградский радиотехникум по специальности гидроакустик. В 1966 году получил диплом Государственного центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) в Москве (педагогический факультет). В 1979 году окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС (факультет журналистики).

Любимый «конек» Александра Иваницкого - тактика поединка. При встрече с юным поколением борцов он обязательно рассказывает о своем поединке с Александром Медведем на Спартакиаде народов СССР 1959 года в Москве. Оба они незадолго до этого были включены в состав сборной СССР по вольной борьбе, оба боролись в тяжелом весе. Эта весовая категория считалась особой. Редко удается воспитать тренеру настоящего тяжеловеса. И на тренировках партнера себе подстать подобрать сложно. Поэтому двум Александрам постоянно приходилось меряться силами друг с другом. Сколько вместе провели спаррингов - сотню, две - никто не считал. На официальных соревнованиях один раз выиграл Иваницкий (отборочные соревнования перед поездкой сборной страны в Японию), другой раз победил Медведь (чемпионат страны 1961 г. в Минске). А так - сплошные ничьи. Не толкотня, не пыхтение, а действительно боевые ничьи: кто-то выигрывал, потом отыгрывался, приемы - один за другим, а в результате - ничья. Знали-то друг друга как облупленные…

Ничья на той спартакиаде была нужна Александру Медведю как воздух. В этом случае он становился бронзовым призером и получал шанс сразу войти в тяжеловесную элиту сборной СССР. Иваницкому же для получения бронзы была нужна только победа, и тогда он тоже попал бы в число избранных. Истекала последняя минута поединка, измотавшего обоих до предела. Пот застилал глаза, а на судейском табло значилась ничья. «Бронза» уплывала из рук Иваницкого. Ему позарез нужен был напоследок хотя бы один результативный бросок, необходимо хотя бы «через не могу» вырвать у Медведя один балл.

Вот как об этой последней минуте рассказывает сам Александр: «Секунды таяли с неумолимой быстротой. Я заметил, что в спешке Медведь раза два украдкой бросил взгляд на часы. Я видел, он устал не меньше моего, что он весь в напряжении - ждет не дождется, когда истекут последние секунды и раздастся гонг. И тут меня словно осенило. Надо ухитриться развернуть его спиной к часам. Сделать так, чтобы он не видел стремительного бега секундной стрелки. Мы на середине ковра. Часы за спиной противника. Ух, получилось! Мы полусогнутые, Медведь напряженно смотрит мне в глаза, понимая, что я в последнее мгновение ринусь в отчаянную атаку. Я чуть приподнимаю голову, как бы давая понять, что поверх Александра смотрю на часы. На моем лице он читает полнейшее разочарование. Вот-вот прозвучит свисток арбитра. Делаю шаг навстречу Медведю. Протягиваю руку для приветствия. Он тоже, облегченно вздыхая, распрямляется. На лице его появляется подобие улыбки, в которой вся усталость и удовлетворение оттого, что наконец-то все так благополучно для него разрешилось. А я в молниеносном броске уже у него в ногах. Рывок - и Александр, как говорят борцы, «на втором этаже». Я знаю, что для верного броска, а значит, для столь желанной победы у меня есть еще в запасе три-четыре секунды. Зал просто ахнул: что-то будет! А меня душит дурацкий хохот - хохот до колик, до слез. И нет уже сил для броска, руки сами разжимаются, и Медведь то ли выскальзывает, то ли сползает со «второго этажа» на ковер. Свисток. Ничья. Бронза у моего друга. А я не могу остановиться. Ну надо же, на какой пустяковине провел соперника! В зале тоже смеются. На трибунах болельщик свой, профессиональный - зрители оценили и замысел «трюка», и его исполнение, и растерянность оторванного от ковра Медведя, и то, что броска… не было. И тогда, и теперь доволен и я, что махнул рукой на верный выигрышный балл и на бронзовую медаль. Их еще много будет впереди, - добавляет Александр, - а вот такой спонтанной импровизации забывать не надо. Они дорогого стоят».

Начиная с 1962 года А. Иваницкий выступает в печати, написал ряд книг, в том числе «Тайная сила ростка», «Удаль молодецкая», стал автором документальных телефильмов («Залог победы», «Жизнь после жизни» и др.), занимался преподавательской деятельностью на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, в преддверии московской Олимпиады организовал там спецкурс «Спортивная телерадиожурналистика». После завершения спортивной карьеры в 1967 году был принят на работу в отдел спортивной и оборонно-массовой работы при ЦК ВЛКСМ на должность заместителя заведующего отделом. Отвечал за развитие массовых подростковых соревнований «Кожаный мяч» (футбол) и «Золотая шайба» (дворовый детский хоккей). В 1973 году был назначен Главным редактором Главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР.

На спортивном телевидении своим высшим достижением Александр считает Олимпиаду-80. Проходила она, как известно, в сложной политической обстановке, что, впрочем, не умалило ни значения Игр, ни их масштаба. Такое огромное комплексное спортивное мероприятие проходило в стране впервые. Телевизионный вариант Гостелерадио СССР должно было обеспечить для всего мира. Многим хотелось, чтобы у русских все сорвалось - опыта-то никакого…

Ситуация осложнялась еще и тем, что спортивное телевидение всегда служило своеобразным полигоном для всех остальных телевизионных форм. Именно в спорте впервые опробовались все новинки: замедленные повторы, телесъемки в движении, с воздуха, на мотоциклах, автомобилях, подводные съемки. Именно в спорте нашли применение миниатюрные телекамеры. Тем более новое слово обязаны были вносить Олимпиады: во-первых, они делались всей мощью той или иной страны, а во-вторых, Игры делались интернациональной командой.

Москве же нужно было опираться только на свои силы. И тогда А. Иваницким была воплощена в жизнь следующая задумка: за 4 года до Олимпиады он с помощниками перешерстил все областные, краевые и республиканские телестудии, отобрал режиссеров не просто талантливых, а тяготеющих к тому или иному виду спорта, более того, знающих о нем не понаслышке. Затем на все предшествующие Олимпиаде 4 года закрепил каждого режиссера за «своим» видом спорта. Они отвечали за его показ на Гостелерадио, выезжали на сборы в команды, посылались в соцстраны на стажировку. А перед самой Олимпиадой впервые в истории спортивного телевидения в Москве в концертной студии Останкино собрал всех ведущих спортивных режиссеров мира. Три дня шел семинар, на котором наши «спецы» перед столь представительной аудиторией защищали каждый свой проект, свою концепцию показа своего «родного» вида спорта на Олимпиаде. Пройдя такое горнило, они не ударили лицом в грязь во время самих соревнований, и даже самые предвзятые критики - американцы, наблюдавшие за каждым нашим шагом в самой Москве, в Останкино, где у них была своя законспирированная по случаю бойкота студия, ничего не могли сказать.

Дело в том, что еще до Олимпиады-80 Александр Иваницкий сумел внедрить в наше спортивное телевидение еще одну новинку, разделившую стилистику спортивной телережиссуры на «до» и «после» Олимпиады. Названия у нее до сих пор нет. Сам же Александр окрестил ее «крупным планом». За плечами Александра до прихода на телевидение был большой спорт и журналистика. У него не было режиссерского образования, тем более - телевизионного. Но с первых же своих шагов на новом поприще он обратил внимание на то, что все виды спорта (чаще других хозяевами телеэкрана были футбол и хоккей) показываются как бы с высоты птичьего полета. Главная камера, камера номер один, ставилась по центру поля на самой вершине трибун. Она-то в основном и давала картинку, рисунок всей игры, сверху ведь четче всего видно все поле, все комбинации. Но эта телекартинка, по мнению Александра, была лишена эмоции, то есть ей недоставало крупных планов: лиц игроков, тренеров, болельщиков. Пытаясь разобраться в своих сомнениях, Александр вступал в разговоры с режиссерами. Общая их точка зрения была таковой: главное - рисунок, нельзя разрывать ткань игры, разрушать ее вставками крупных планов. Телекамера - это глаза болельщика, взгляд с трибун человека, который хочет любоваться футбольными кружевами и не хочет при этом, чтобы ему кто-то мешал.

А. Иваницкий принимал их возражения, но про себя продолжал с ними свой творческий спор. Ведь спортсмен, рассуждал он, не видит себя со стороны, тем более с высоты птичьего полета. Но разве от этого у него меньше эмоций, чем у болельщиков? Он же внутри события, где все крупно: мяч, руки, ноги, свисток арбитра, напряженное лицо вратаря, радость от забитого гола удачливого нападающего или огорченная гримаса мазилы.

Долго пришлось убеждать режиссеров, но все же получилось. Была найдена та соразмерность в применении крупного плана, которая не разрушала ткань трансляции, а, наоборот, обогащала ее, насыщая эмоциями, присущими любой игре; была выработана такая мгновенная кнопочная реакция, которая позволяла в доли секунды давать нужный план, переключая телекамеры, насыщать экран реалиями спортивных противостояний. На московской Олимпиаде впервые в мировой практике это было воплощено как бы в единый почерк, стало единым подходом в показе спортивного зрелища. Режиссеры будто обрели крылья, творчески выросли. Ведущий режиссер Олимпиады Ян Садеков даже умудрился увидеть своим телеоком трепещущие крылья стрекозы, севшей на лопасть весла «восьмерки» за миг до старта лодки. И трепет ее крыльев чудесным образом передал безмолвное напряжение ожидания.

А еще А. Иваницкий гордится тем, что Гостелерадио СССР в ту пору стало лидером спортивного вещания в мире. Пожалуй, ни в одной стране не было телестанции, которая в течение года давала бы более 700 часов спортивного вещания, не оставляя «за бортом» ни одно крупное спортивное событие. Тогда на голубом экране находилось место и футболу, и хоккею, а также биатлону, легкой атлетике, фигурному катанию, спортивной и художественной гимнастике, лыжам, утренней зарядке, городкам, планерам, парашюту и багги, очеркам о наших прославленных спортсменах и тренерах. Спортивное телевидение тогда говорило на понятном для большинства языке о мужестве, добре, верности…

В 1991 году А. Иваницкий перешел на вновь созданный телеканал РТР, где возглавил спортивную редакцию «Арена» - точнее, начал создавать «с нуля» спортивное вещание. «Арена» на тот момент имела в своем распоряжении один шатающийся стул, но через полгода РТР уже показывал зимние Олимпийские игры из Альбервилля. Наряду со становлением спортивного телевещания на общенациональном государственном телеканале А. Иваницкий явился инициатором создания первого в истории нашей страны специализированного спортивного спутникового телеканала «Метеор-Спорт» (1996). Канал работал в экспериментальном режиме в течение месяца, круглосуточно показывая летние Олимпийские игры в Атланте. В 1993 году А. Иваницкого избирают в Бюро спортивных экспертов Евровидения.

10 декабря 1997 года Федерация борьбы России, отмечая 60-летие А. Иваницкого, вручила ему памятную планшетку, на которой выгравировано: «4-кратному чемпиону мира, чемпиону Олимпийских игр по вольной борьбе. Великому тяжеловесу России, который не проиграл ни одной схватки и ни одного балла зарубежным тяжеловесам». Вот этим своим рекордом, известным только узкому кругу посвященных, А. Иваницкий гордится, наверное, больше всего.

Александр Владимирович Иваницкий - Заслуженный мастер спорта СССР, олимпийский чемпион (1964), четырехкратный чемпион мира (1962-63, 1965-66), чемпион СССР (1964-65). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1965), Дружбы народов (1980), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), медалями и другими знаками отличия.

Обычно профессиональные спортсмены редко задумываются над тем, чем будут заниматься после окончания карьеры. сайт вспоминает тех, кто решил попасть в телевизор и добился этого. Мастера спорта, чемпионы мира и Европы, олимпийские чемпионы и призеры Олимпиад – все, кто сейчас работает корреспондентами и комментаторами на различных телеканалах.

Владислав Батурин

Выпускник динамовской спортшколы играл в «Динамо-2» у Олега Долматова, конкурировал за место в раме с Сергеем Овчинниковым, играл на взрослом уровне в Южно-Сахалинске и Самарканде, но из-за проблем с коленом закончил карьеру уже в 22 года. Работает на «НТВ-Плюс» со дня основания компании – Батурин победил в самом первом конкурсе комментаторов вместе с Юрием Розановым и Ильей Казаковым.

Его программа «Свисток» одно время считалась уникальной – нигде на телевидении судьи не приходили разбирать ошибки коллег. К Батурину – приходили. В прошлом сезоне Владислав наконец-то отработал два финала – Кубка английской лиги на «НТВ-Плюс» и Суперкубка УЕФА на большом НТВ.

Константин Генич


Футболист, своим голом выведший «Амкар» в премьер-лигу , мог вполне играть за сборную Израиля, если бы пожелал, но предпочел вернуться в Россию. В 2006 году Любомир Кантонистов попросил Василия Уткина взять на работу его друга, закончившего играть из-за травмы крестообразных связок. Другом оказался Константин Генич. Этим летом Константин вполне мог оказаться на ВГТРК, но после некоторых размышлений все же решил остаться на Плюсе.

Денис Стойков


Стойков на телевидение попал благодаря двум серебряным медалям чемпионата мира по современному пятиборью и совету супруги Веры Серебровской – ныне журналиста канала «Россия 24». Поработав на «ТВ Центре» меньше года, Денис сел в кадр новостей на канале «Спорт». Сейчас же Стойков съездил на две Олимпиады, комментируя современное пятиборье, а в последнее время его можно услышать и на теннисных трансляциях.

Ирина Слуцкая


Самая искренняя фигуристка последнего десятилетия, главная надежда женского одиночного катания Солт-Лейка и Турина, кажется, начала работать на Первом канале сразу же после того, как повесила коньки на гвоздь, а по факту – даже раньше. Слуцкая вела ледовые проекты со звездами. После рождения первого ребенка Ирину можно было увидеть в ледовом балете, а после рождения второго – как одну из альтернатив Виктору Гусеву в вернувшихся новостях спорта Первого канала.

Денис Панкратов

Самую точную характеристику комментатору Панкратову дал, пожалуй, его коллега с «НТВ-Плюс» Денис Косинов: «Бывший спортсмен, комментирующий бездарно, – Алексей Смертин. Неспортсмен, комментирующий шикарно, – Юрий Розанов. Бывший спортсмен, комментирующий великолепно, – Денис Панкратов».

Помимо политической трибуны Дениса можно услышать на трансляциях родного плавания на «НТВ-Плюс», а увидеть – в программе «Вызов Дениса Панкратова», где он задает довольно бодрые вопросы гостям из спортивного круга. Статус одного из величайших пловцов конца XX века позволяет.

Станислава Комарова

От Станиславы Комаровой в Афинах на спине ждали только золота, однако и серебро, по ее собственным словам, – тоже результат. Пекин из-за травмы пришлось пропустить, а в Лондон она поехала уже как корреспондент и комментатор Плюса. Стасе также нравится заниматься с детьми – Комарова дает уроки плавания в одном из фитнес-центров Москвы – а также мечтает открыть свою собственную школу в 50-метровом бассейне.

Геннадий Орлов


Главный болельщик «Зенита» в российском телеэфире может отличаться неточным произношением фамилий, но вот уже три года матчи сине-бело-голубых ассоциируются с его голосом – во многом, по просьбе руководства клуба . Геннадий Сергеевич играл и за «Зенит», и за «Динамо» из Ленинграда во второй половине 60-х, а теперь является президентом ассоциации спортивной прессы Петербурга и порой воспринимается как спортивный директор клуба.

Иоланда Чен


Бывшая рекордсменка мира в тройном прыжке и дочь знаменитого тренера попала на телевидение случайно. Для человека в нулевые сказать, что Чен начала работать на канале СТС, да еще под руководством бывшего главного редактора телеканала «Спорт» Василия Кикнадзе – за сумасшедшего сочтут. Но в те времена у СТС была спортивная редакция и именно с программы «Спорт на грани» Чен и ушла на «НТВ-Плюс» по приглашению Анны Дмитриевой. Их дуэт с Василием Парняковым многие считают лучшим комментаторским дуэтом в легкой атлетике, но и после ухода Парнякова с телевидения Иоланда отвечает за работу у микрофона на «королеве спорта».

Александр Хаванов


Пожалуй, лучший хоккейный эксперт на отечественном телевидении. Бывший защитник «Сент-Луиса» и сборной России и во время игровой карьеры приходил в студию «НТВ-Плюс» в качестве гостя. Когда же карьера начала идти на спад, хоккеисту пришлось переехать доигрывать в Давос, а после Швейцарии Хаванова позвали «в телевизор» окончательно. При нынешнем недостатке в хоккейных экспертах, думается, не прогадал никто.

Ольга Богословская


Чемпионке мира-1993 в эстафете 4х100 идти в журналисты подсказал врач легкоатлетической команды. Практически сразу после сезона-94/95 Ольга пошла в телекомпанию «Останкино» (будущий Первый канал), куда ее взяли через три дня после стажировок.

Свой первый комментаторский опыт Богословская описывает так: «Меня попросили с Ростиславом Орловым прокомментировать легкоатлетический турнир «Русская зима», и Орлов сделал то, что я никогда не делаю со стажерами. Он, видимо, хотел показать, что я по отношению к нему никто, и не давал мне сказать ни слова. А час спустя, когда я просто сидела и созерцала пространство, он вдруг задал мне какой-то вопрос. Я опешила и не смогла грамотно сложить фразу. Я тогда сказала себе: если у тебя будет получаться, никогда так не делай».

Получаться действительно стало – вскоре Ольга перейдет на ВГТРК и станет ведущим легкоатлетическим комментатором канала.

Борис Майоров

Сейчас мало кто помнит, кто же из двух братьев Майоровых был заводилой на хоккейной площадке, но в комментаторском деле лучшим без сомнения называют Евгения. После смерти брата в 1998-м на «НТВ-Плюс» пришел Борис Александрович. Мало кто из комментаторов имеет опыт тренера – Майоров же смотрит на хоккей не как игрок. Пожалуй, забудем о неудачном опыте работы в футбольном чемпионате Испании и скажем, что в хоккее для Бориса Майорова неизвестного почти нет.

Владимир Касторнов

Касторнов начинал на молодежном уровне вместе с Сергеем Тетюхиным, потом поиграл в одинцовской «Искре» и за рубежом – во Франции, Греции, Турции, Польше. Закончив с активным волейболом, он основал свое агентство и стал вести дела многих игроков. По собственному признанию, Владимир ужасался репортажами волейбольных комментаторов и поэтому не отказался от приглашения «НТВ-Плюс».

Андрей Беляев


Беляев играл в «Химках» в годы их становления, когда подмосковный клуб еще не был таким богатым. Он прошел долгий путь к микрофону – в сезоне-1997/98 выиграл первую лигу, через год – высшцю (на фото – четвертый слева в верхнем ряду). В 2004-м Андрей вернулся в «Химки» в качестве пресс-атташе. А после того, как закончил журфак МГУ и побеседовал с Михаилом Решетовым, числится комментатором на «НТВ-Плюс». Одним из четырех баскетбольных, кстати.

Владимир Гомельский


Носитель самой звучной баскетбольной фамилии России. Под руководством Папы Владимир Александрович провел пять сезонов в ЦСКА как игрок, но после тяжелой травмы с баскетболом младший Гомельский закончил. Поработав до распада Союза помощником тренера в ЦСКА и главным в Киеве, Венгрии и сборной РСФСР, Гомельский в 1989 году пришел на программу «Лучшие игры НБА». В дальнейшем будет работа на НТВ, запуск канала «Спорт», 7ТВ и Первый канал. Сейчас же Владимира Гомельского можно услышать на матчах ЦСКА по «НТВ-Плюс», а также в новостях спорта на Первом.

Анна Дмитриева

Главный человек на отечественном спортивном телевидении. Привела на экран несчитанное количество комментаторов и бывших спортсменов. Член Академии Российского телевидения – без нее современные спортивные телепрограммы выглядели бы по-другому. С 2010 года Анна Владимировна отошла от дел в НТВ-Плюс, исключительно занимаясь комментариями тенниса (четырехкратная абсолютная чемпионка СССР, если кто забыл).

Александр Метревели


Другая половинка знаменитого дуэта АДАМ – Анна Дмитриева/Александр Метревели. Именно они начинали вести эксклюзивные репортажи с кортов Уимблдонского лаун-теннисного клуба для НТВ в 1995 году. В теннисе они также были вместе, частенько играя в парном разряде. Александр Ираклиевич бывал минимум в четвертьфиналах всех турниров Большого шлема, а 1973-м и вовсе дошел до финала Уимблдона.

Николай Попов


Знаменитый советский шахматист Николай Сергеевич Попов пришел на телевидение в 1985-м. Самым известным его репортажем стали вовсе не шахматные матчи, а комментарий финальной серии НБА-1997 вместе с Александром Гомельским. В настоящее время по-прежнему работает в системе ВГТРК. Голос Попова можно слышать на всевозможных трансляциях – от тенниса до фигурного катания.

Владимир Иваницкий

Сын главного редактора спортивных программ Гостелерадио 70-80-х, олимпийского чемпиона по вольной борьбе Александра Иваницкого был обречен попасть в телевизор. В юные годы стал мастером спорта СССР по самбо и дзюдо, Иваницкий-младший после окончания карьеры поступил на журфак МГУ. Впервые к микрофону Владимир сел в 23 года на Играх Доброй воли в Москве. «За первые репортажи мне отец сказал: «Молодец». А я по пальцам одной руки могу перечислить, сколько раз за всю жизнь он меня похвалил», – вспоминает Иваницкий-младший. Он и сейчас работает комментатором и делает для «НТВ-Плюс» передачи, пропагандирующие спорт.

Татьяна Грачева

Серебряного призера сиднейских Игр по волейболу в кабину пригласил комментатор «НТВ-Плюс» Алексей Мельников, когда Грачева была еще действующей спортсменкой и имела контракт с московским «Динамо». По собственном признанию, еще в детстве она больше хотела стать диктором, а не спортсменкой. В 2008-м закончила карьеру и полностью переключилась на телевидение. «Мне хочется рассказать зрителям, почему в волейболе происходит именно так, а не иначе», – так формулирует свою позицию Грачева.

Елизавета Кожевникова


Елизавета уже в 20 лет стала двукратным призером Олимпийских игр в могуле. Но к 23-м медалистка Лиллехаммера и Альбервилля получила тяжелые травмы коленей и завязала со спортом. Зато волшебным образом оказалась перед микрофоном – Анна Дмитриева предложила молодой девушке попробовать себя в роли комментатора горрных лыж. У Кожевниковой начало получаться, а после трансляций из Нагано ее взяли в штат «НТВ-Плюс».

Сергей Наумов


Ватерполист Сергей Наумов выигрывал со сборной СССР две бронзы Олимпийских игр, брал Кубок мира и три раза побеждал на чемпионате Европы. В 1995 году он пришел на телевидение – еще играя в водной поло – а окончательно перепрофилировался в Атланте-1996.

Наумов был и редактором, и ведущим новостей, а в итоге стал комментатором. Водного поло и, как ни странно, гандбола: «Был такой забавный случай: на одном из чемпионатов мира, который я комментировал в Тунисе, у сборной было много травмированных игроков, и мне пришлось принимать участие в тренировках. Так что в гандбол я тоже играть умею, раз меня попросили поучаствовать».

Ляйсан Утяшева


Чемпионка мира и многократная чемпионка Европы по художественной гимнастике оставила спорт в 2006-м и раскрутилась в другом направлении. Сначала на канале НТВ Утяшева вела утренний эфир, а днем снималась в программе про автомобили. В 2010-м на НТВ и «НТВ-Плюс» выходила программа «Личный тренер», в которой гимнастка делала зарядку вместе со зрителями и звездами шоу-бизнеса. На Олимпиаду в Лондон Утяшева поехала в составе бригады «НТВ-Плюс». Все олимпийские дни Ляйсан работала на трансляциях своей родной гимнастики.

Ольга Васюкова

Одна из немногих олимпийских чемпионок, которая ведет новостные выпуски. Васюкова победила в групповых упражнениях по синхронному плаванию в Сиднее и практически сразу после этой победы оставила воду. В 2003 году ее пригласили в спортивную редакцию ВГТРК читать в кадре «Вестей» отчеты о голах-очках-секундах, но очень скоро был создан специализированный спортивный телеканал, где она трудится и по сей день, порой комментируя соревнования по синхронному плаванию.

Анастасия Мыскина


Первая в истории современной России победительница турнира Большого Шлема появилась на телевидении еще в 2007-м, когда Мыскина не до конца определилась с продолжением своей теннисной карьеры. Каналу НТВ как раз нужна была соведущая в футбольную программу Василия Уткина "Наш футбол". Сама теннисистка вспоминает, что, по ее мнению, это было ужасно. Не будем оценивать такую самокритику, но на телевидение Мыскина еще вернется - на канале "Домашний" сейчас идет две программы с Анастасией в роли ведущей, а теннисный канал НТВ-Плюс горд таким именитым экспертом.

Михаил Решетов

В графе "любимый комментатор" в Решетов указал Владимира Гомельского в паре с собой, любимым. Нескромность порой работников микрофона только украшает, да и в большом спорте Михаилу есть чем похвастать. До того, как сесть в комментаторскую кабину, Решетов играл за основной состав ЦСКА, получил серебро чемпионата мира среди клубных команд, а между делом при поступлении в институт выполнил норматив мастера спорта по плаванию в стометровке кролем. Несмотря на это главным своим плюсом считает коммуникабельность.

Материалы: Gazeta.ru, сайт НТВ-Плюс и «России 2»

Фотографии: скриншоты телеканалов «НТВ-Плюс Наш Футбол», «Россия 2», Первого канала, сайты ntv.ru, gazeta.ru


    (10.12.1937 г.р.)

    Олимпийский чемпион по вольной борьбе в весовой категории свыше 97 кг, заслуженный мастер спорта, видный деятель и организатор отечественной спортивной телерадиожурналистики.

    Родился в селе Яровая Краснолиманского района Донецкой области.

    Отец - Иваницкий Владимир Селиверстович, бухгалтер, мать - Иваницкая Мария Михайловна, домохозяйка.

    В 1939 году Иваницкие переехали в Ленинград, туда с Донбасса направляли строителей в связи с прокладкой рокадной железной дороги для переброски войск в случае войны.

    Начало Великой Отечественной войны застало семью в Ленинграде, который вскоре был блокирован гитлеровцами. Отец подал заявление в военкомат о направлении добровольцем на фронт, но к этому моменту город стал прифронтовым. Так вся семья, отец, мать, дети Саша и Юра, испытали на себе все ужасы блокады. Зимой 1942 года обессиленных малышей (Саше было только 4 года) вместе с родителями по знаменитой Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера, вывезли в тыл. Из блокадного Ленинграда строителей перебрасывали на Урал - надо было строить железную дорогу к шахтам, добывающим медную руду. После снятия блокады семья вернулась в Ленинград.

    Разрушенный город возвращался к жизни вместе с выжившими его обитателями. В 1944 году Саша поступил в начальную школу. Весь круг детских развлечений сводился к нехитрым дворовым играм: лапте, городкам, футболу и хоккею (причём вся экипировка собиралась «с миру по нитке», а роль мячей исполняли пустые консервные банки).

    В 1951 году Александр поступил в Ленинградский радиотехникум. Посещал музыкальный кружок, учился играть на контрабасе и саксофоне, играл в волейбол, увлекался фехтованием.

    В 17 лет Саша имел рост метр девяносто. Дворовый приятель Владимир Дзюба уговорил его пойти заниматься в секцию самбо спортивного общества «Труд». Уже через месяц неожиданно для всех Александр завоевал свой первый титул - стал чемпионом Ленинграда по борьбе самбо среди юношей в тяжёлом весе.

    В этом же году Александр встретил своего учителя - Сергея Андреевича Преображенского, который был старшим тренером Ленинграда по вольной борьбе. Тренер был морским офицером, воевал под Ленинградом, прошёл всю блокаду, закончил войну в Кёнигсберге. Дом тренера стал вторым домом и для Александра, и для других учеников Сергея Андреевича.

    В 1955-м году окончил техникум и получил специальность гидроакустика.

    В 1958 году был призван в ряды Вооруженных Сил.

    Выступал за Вооружённые Силы, с 1958 года - за ЦСКА.

    В составе сборной команды СССР с 1959 года.

    Свой первый чемпионат мира Александр Иваницкий выиграл в 1962 году в Толидо (США), где его соперником в финальном поединке был легендарный турецкий борец Хамид Каплан. Ещё трижды Иваницкий подтверждал звание сильнейшего борца планеты в 1963 году в Софии (Болгария), в 1965 - в Манчестере (Англия) и в 1966 - в Толидо (США).

    Чемпионом СССР по вольной борьбе в тяжёлом весе Иваницкий стал в 1964 и 1965 годах. Главным оппонентом Александра в эти годы был друг и постоянный спарринг-партнёр Александр Медведь

    Александр Иваницкий - чемпион Игр XVIII Олимпиады 1964 года в Токио в весовой категории свыше 97 кг.

    Александр Иваницкий являл собой пример нового типа борца-тяжеловеса. Как и величайший штангист Юрий Власов, Иваницкий считал, что тяжеловес не должен побеждать за счёт жировых отложений, лишнего веса. Он строил свою тактику на сочетании боевого веса 105-107 кг (в то время как основные его соперники весили 125-140 кг) и отличной техники, не уступающей по скорости и разнообразию борцам лёгких весовых категорий. Великолепно сложённый, Александр был воплощением своей теории. Последователями этого стиля стали трёхкратные олимпийские чемпионы Александр Медведь и практически все последующие отечественные тяжеловесы.

    Все эти годы Иваницкий продолжал образование. В 1966 году окончил педагогический факультет Государственного центрального ордена В.И. Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК), а в 1979-м - факультет журналистики Академии общественных наук при ЦК КПСС.

    В ряду достижений борца-тяжеловеса Александра Иваницкого есть рекорд, которым он гордится особо: за всё время выступлений на чемпионатах мира, Играх XVIII Олимпиады 1964 года в Токио, т.е. за пять лет, с 1962 по 1966 год, Александр не проиграл ни одного поединка, ни одного балла своим соперникам! Для сравнения можно представить себе боксёра, не пропустившего ни одного удара.

    Завершил спортивную карьеру в 1967 году. Работал заместителем заведующего отделом спортивной и оборонно-массовой работы при ЦК ВЛКСМ, курировал детско-юношеские соревнования «Кожаный мяч» и «Золотая шайба».

    С 1962 года печатался в спортивной прессе; автор ряда книг («Шестое чувство», «Тайная сила ростка», «Удаль молодецкая», «Решающий поединок»), документальных телефильмов («Залог победы», «Жизнь после жизни» и др.). Работал преподавателем на кафедре журналистики МГУ, был организатором спецкурса «Спортивная телерадиожурналистика» для подготовки специалистов спортивного вещания, которым предстояло работать на Играх XXII Олимпиады 1980 года в Москве.

    В 1973 году Иваницкий был назначен главным редактором Главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР.

    Президиум Всесоюзной федерации спортивных журналистов избрал Александра Иваницкого заместителем председателя (1975).

    Александра Иваницкого по праву можно считать автором прорыва в спортивной телерадиожурналистике и, в частности, в подготовке и организации телерепортажей с арен Игр московской Олимпиады 1980 года. За один предолимпийский цикл, с 1976 года, Иваницкий создал группу талантливых режиссёров спортивного вещания, собранных из телестудий всей страны, каждый из которых специализировался на определённом виде спорта. За 4 года, предшествующие Олимпиаде, режиссёры «вживались» в свои виды спорта, знакомились с их спецификой и тонкостями, знакомились с командами, выезжали на сборы и стажировки за рубеж. В дальнейшем они должны были нести ответственность за трансляции перед руководством Гостелерадио. Такая система полностью оправдала себя и получила самую высокую оценку ведущих спортивных режиссёров мира.

    Ещё одно новшество было внедрено Александром Иваницким в наше спортивное телевещание - «крупный план», как назвал его автор. В 1970-1980 годы трансляции спортивных состязаний велись, как правило, с позиции камеры, установленной на большой высоте с тем, чтобы постоянно иметь общую картинку спортивной площадки. Это диктовалось в первую очередь спецификой игровых видов спорта. При таком подходе зритель не имел возможности ощутить всю бурю эмоций, переживаемых спортсменами в ходе борьбы, почувствовать атмосферу соревнований, реакцию болельщиков. Лиц просто нельзя было рассмотреть. Как спортсмен, испытавший на себе и победы, и поражения, Иваницкий понимал важность донесения до зрителя ценности усилий, прилагаемых атлетами для достижения наивысших результатов. Надо было найти «золотую середину» в сочетании общих и крупных планов, что усилиями профессионалов было с блеском сделано. На московской Олимпиаде впервые в мировой практике был продемонстрирован новый подход к осуществлению спортивных трансляций, который невероятно обогатил режиссёрскую практику и значительно «приблизил» спортивных болельщиков к «работе» спортсменов и тренеров, а значит, и к спорту.

    В те годы Гостелерадио СССР стало лидером спортивного вещания в мире.

    В 1991 году А. Иваницкий возглавил спортивную редакцию «Арена» вновь созданного телеканала РТР.

    В 1993 году Александра Иваницкого избирают в Бюро спортивных экспертов Евровидения.

    Александр Иваницкий стал инициатором создания первого в России специализированного спортивного спутникового телеканала «Метеор-Спорт» для трансляции соревнований Игр XXVI Олимпиады 1996 года в Атланте.

    С 2008 года Александр Владимирович - председатель Комитета по национальным видам спорта и туризму Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России».

    А.В. Иваницкий награждён орденами Трудового Красного Знамени (1965), Дружбы народов (1980), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), медалью «За трудовое отличие», другими медалями и знаками отличия.

    Александр Владимирович Иваницкий глава большой семьи. Супруга Иваницкая Татьяна Владимировна - педагог, сын Владимир - спортивный телерадиожурналист, дочь Екатерина также закончила факультет журналистки. Внуки: Иван, Александра, Никита, Анна, Мария, Анастасия. Все они активно занимаются спортом: горными лыжами, самбо, плаванием.

    Александр Владимирович интересуется живописью, музыкой, историей, любит собирать грибы. Имеет дом в деревне, в котором организовал музей крестьянского дореволюционного быта.

    А.И. Иваницкий разделяет свою жизнь на три периода: «спортивный», «телевизионный» и «свободный полёт».

    Живёт и работает в Москве.


    Александр Владимирович Иваницкий (род. 10 декабря 1937, село Яровая, Краснолиманский район, Донецкая область) - советский борец вольного стиля и самбист, чемпион и призёр чемпионатов СССР по вольной борьбе, призёр чемпионата СССР по самбо, многократный чемпион мира по вольной борьбе, олимпийский чемпион 1964 года, заслуженный мастер спорта СССР (1964).

    Биография

    Александр Иваницкий родился в 1937 году в селе Яровая Донецкой области. В детстве переехал в Ленинград, во время блокады Ленинграда был эвакуирован, по окончании войны вернулся в Ленинград. Жил в известном доме по адресу Лиговский проспект, 130 (так называемая «Дурдинка»). Борьбой начал заниматься в 1954 году и уже через месяц выиграл чемпионат Ленинграда по самбо.

    На летних Олимпийских играх 1964 года в Токио боролся в весовой категории свыше 97 килограммов (тяжёлый вес). В схватках:

    • в первом круге на 1-й минуте тушировал Санджаа Церендонина (Монголия);
    • во втором круге выиграл решением судей у Лэрри Кристофа (США);
    • в третьем круге на 3-й минуте тушировал Яноша Режняка (Венгрия);
    • в четвёртом круге выиграл решением судей у Стефана Стингу (Румыния);
    • в пятом круге в схватке с Лютви Ахмедовым (Болгария) была зафиксирована ничья и по меньшему количеству штрафных баллов А. В. Иваницкий стал чемпионом Олимпийских игр;

    Четырёхкратный чемпион мира (1962, 1963, 1965, 1966), чемпион СССР (1964, 1965). Не проиграл ни одной схватки и ни одного балла зарубежным спортсменам.. На соревнованиях различного уровня неоднократно встречался с Александром Медведем, победив и проиграв по одному разу; остальные все встречи свелись вничью.

    Окончил Ленинградский радиотехникум по специальности гидроакустик (1957), Государственный центральный институт физической культуры (1966), Академию общественных наук (факультет журналистики, 1979). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1965), Дружбы народов (1980), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), другими медалями.

    После завершения спортивной карьеры в 1967 году был принят на работу в отдел спортивной и оборонно-массовой работы при ЦК ВЛКСМ на должность заместителя заведующего отделом и отвечал за развитие массовых подростковых соревнований «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». В 1973 году был назначен главным редактором главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР. Принял активное участие в организации телевещания 22-х Олимпийских игр. В 1991 году А. В. Иваницкий перешёл на созданный телеканал РТР, где возглавил спортивную редакцию «Арена». Член Бюро спортивных экспертов Евровидения.

    С 1962 года А. В. Иваницкий выступает в печати. Является автором ряда книг, в том числе «Тайная сила ростка», «Удаль молодецкая». Автор документальных телефильмов («Залог победы», «Жизнь после жизни»). Занимался преподавательской деятельностью на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

    Живёт в Москве. Сын - Владимир Александрович Иваницкий (р. 1963) - известный российский спортивный комментатор, в разное время работавший на РТР и «НТВ-Плюс», сейчас работает на «Матч ТВ».

    Выступления на чемпионатах страны

    • Чемпионат СССР по самбо 1960 года - 03 !;
    • Чемпионат СССР по вольной борьбе 1960 года - 02 !;
    • Чемпионат СССР по вольной борьбе 1961 года - 03 !;
    • Чемпионат СССР по вольной борьбе 1962 года - 02 !;
    • Вольная борьба на летней Спартакиаде народов СССР 1963 года - 02 !;
    • Чемпионат СССР по вольной борьбе 1964 года - 01 !;
    • Чемпионат СССР по вольной борьбе 1965 года - 01 !;
    • Чемпионат СССР по вольной борьбе 1966 года - 02 !;

    Традиции отечественного спорта не только необходимо сохранять, но и развивать. Один из выдающихся советских спортсменов (олимпийский чемпион Токио-1984, неоднократный чемпион мира по вольной борьбе), организатор соревнований "Кожаный мяч" и "Золотая шайба", многолетний куратор спортивного вещания в нашей стране Александр Владимирович Иваницкий - уникальный человек, с которым мы знакомим наших читателей. Выдающийся спортсмен, не проигравший в многочисленных схватках с иностранными спортсменами-борцами в схватках ни одного балла(!) Александр Иваницкий приложил много усилий, чтобы отстоять вольную борьбу в программе Олимпиад.

    СПРАВКА
    Александр Владимирович Иваницкий (р. 10 декабря 1937, село Яровая, Краснолиманский район, Донецкая область) — советский борец вольного стиля, олимпийский чемпион 1964 года, заслуженный мастер спорта СССР (1964).
    Родился в 1937 году в селе Яровая Донецкой области. В детстве переехал в Ленинград, во время блокады Ленинграда был эвакуирован, по окончании войны вернулся в Ленинград. Жил в известном доме по адресу Лиговский проспект, 130 (так называемая «Дурдинка»). Борьбой начал заниматься в 1954 году и уже через месяц выиграл чемпионат Ленинграда по самбо.
    На летних Олимпийских играх 1964 года в Токио боролся в весовой категории свыше 97 килограммов (тяжёлый вес). В схватках:
    - в первом круге на 1-й минуте тушировал Санджаа Церендонина (Монголия);
    - во втором круге выиграл решением судей у Лэрри Кристофа (США);
    - в третьем круге на 3-й минуте тушировал Яноша Режняка (Венгрия);
    - в четвёртом круге выиграл решением судей у Стефана Стингу (Румыния);
    - в пятом круге в схватке с Лютви Ахмедовым (Болгария) была зафиксирована ничья и по меньшему количеству штрафных баллов А. В. Иваницкий стал чемпионом Олимпийских игр.
    Четырёхкратный чемпион мира (1962, 1963, 1965, 1966), чемпион СССР (1964, 1965). Не проиграл ни одной схватки и ни одного балла зарубежным спортсменам.
    На соревнованиях различного уровня неоднократно встречался с Александром Медведем, победив и проиграв по одному разу; остальные все встречи свелись вничью.

    Окончил Ленинградский радиотехникум по специальности гидроакустик (1957), Государственный центральный институт физической культуры (1966), Академию общественных наук (факультет журналистики, 1979). Награждён орденами Трудового Красного Знамени (1965), Дружбы народов (1980), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), другими медалями и наградами.

    После завершения спортивной карьеры в 1967 году был принят на работу в отдел спортивной и оборонно-массовой работы при ЦК ВЛКСМ на должность заместителя заведующего отделом и отвечал за развитие массовых подростковых соревнований «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». В 1973 году был назначен главным редактором главной редакции спортивных программ Гостелерадио СССР. Принял активное участие в организации телевещания 22-х Олимпийских игр. В 1991 году А.В. Иваницкий перешёл на созданный телеканал РТР, где возглавил спортивную редакцию «Арена». Член Бюро спортивных экспертов Евровидения.

    С 1962 года А. В. Иваницкий выступает в печати, автор ряда книг, в том числе «Тайная сила ростка», «Удаль молодецкая», автор документальных телефильмов («Залог победы», «Жизнь после жизни»), впоследствии занимался преподавательской деятельностью на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.

    В настоящее время проживает в Москве.



     

    Возможно, будет полезно почитать: