Бросание шаров. Бочче. Правила игры

Петанк – эта игра такое же национальное достояние Франции как Эйфелева башня, «Марсельеза», суп буайбес и футболист Зинедин Зидан. Расскажем об истории петанка, а также о правилах и местах с ним связанных.

История игры петанк

История игры петанк, родиной которой считается французская провинция Прованс, насчитывает тысячелетия и уходит в античную эпоху. Как известно, еще в VI веке до нашей эры древние греки соревновались в метании камней на дальность. Римляне состязались уже и на точность, бросая камень или каменный шар как можно ближе к какому-либо предмету. Центурионы всячески поощряли это увлечение легионеров - ведь таким образом воины развивали глазомер, меткость и скоординированность движений. Победителей армейских соревнований даже награждали. Причем не только деньгами, но и отпуском домой. Так что усердия и спортивного азарта древнеримским игрокам было не занимать, и состязания превращались в первоклассное шоу, не хуже боя гладиаторов в Колизее.

Увы, с падением Римской империи подобные игры были надолго забыты. Лишь в XIII-XIV веках в Европе распространяется игра boules («шары»), похожая на античные забавы. Теперь шары были не каменные, а деревянные. Игра быстро завоевала массовую популярность. В нее играли сутки напролет. Секрет прост - играли на деньги. Феодальные власти и церковь не одобряли это повальное увлечение. В некоторых странах игру даже запретили под страхом крупных штрафов или телесных наказаний. Конечно, это было бессмысленно. Поэтому со временем власти выработали более реалистичную политику, запретив играть в общественных местах и солдатам во время несения караула.

Правила игры петанк

В игре принимают участие две команды. Расскажем общие правила игры в петанк. Команда может состоять из одного, двух или трех игроков. В игре используется не более 12 шаров. Если в командах один или два игрока, то каждый играет тремя шарами. Если по три игрока, то каждому достается два шара. Жребий решает, какой команде делать первый бросок. Эта команда чертит на земле круг диаметром около 30 см. Игрок бросает деревянный шарик - кошонет на расстояние от 6 до 10 метров, но не ближе чем на 50 см от любого препятствия. При этом ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится. После того как кошонет остановился, любой игрок первой команды бросает первый шар, стараясь попасть как можно ближе к деревянному кошонету. При броске ноги игрока не должны выступать за пределы круга. После первого броска игрок второй команды встает в тот же круг и старается бросить свой шар ближе к кошонету или выбить шар противника. Следующий бросок делает команда, чей шар находится дальше от кошонета, и бросает шары до тех пор, пока один из них не ляжет к кошонету ближе остальных шаров противника. После этого за броски берется другая команда. Если у одной из команд не осталось шаров для броска, то другая команда бросает свои оставшиеся шары, стараясь разместить их как можно ближе к кошонету. После того, как все шары обеих команд брошены, производится подсчет очков. Команда получает столько очков, сколько ее шаров размещено ближе к кошонету, чем ближайший шар противостоящей команды. Раунд считается законченным, когда каждая команда бросила все свои шары. Команда-победительница начинает новый раунд, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего раунда, и снова бросает кошонет. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не набрала 13 очков. Следует отметить, что в петанке существует два вида бросков шара. И они настолько отличаются друг от друга, что профессиональные игроки специализируются, как правило, только на чем-то одном. Первый вариант: бросок, при котором игрок старается разместить свой шар как можно ближе к кошонету. Второй вариант - игрок старается выбивать шары противника.

Считается, что петанк в его современном виде изобрел некто Жюль Ленуар в 1907 году. Произошло это в портовом провансальском городке Ла-Сьота. Никогда не слышали о таком? А ведь именно здесь сняли свою знаменитую короткометражку «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьоты» братья Люмьер, с чего и началась история мирового кинематографа. Жюль Ленуар, несмотря на то что ему уже перевалило за 60 лет, очень любил играть в шары с друзьями. Однако по причине застарелого ревматизма провансалец не мог играть по правилам (перед броском шара было необходимо сделать три шага). Тогда Ленуар изменил правила и стал бросать шар сидя на стуле (отсюда и произошло название петанк, pied tanque - в переводе с французского «ноги вместе») или просто стоя на месте. Нововведения пришлись по вкусу большинству игроков, и ровно три года спустя в Ла-Сьоте состоялся первый турнир по петанку.

Во Франции есть несколько изготовителей шаров для петанка, использование которых одобрено Международной федерацией петанка: La Boule Obut, Boule Unic, La Boule Integrale, La Boule Bleue, La Boule Noire, Okaro, Boules JB, L"Artisanale, Boule V.M.S.

Федерация строго регламентирует стандарты изготовления шаров:

Диаметр от 70,5 до 80 мм;

Вес от 650 до 800 г;

На шаре должны быть выгравированы вес и компания-производитель;

Шар нельзя наполнять песком или другим материалом в качестве утяжелителя.

Кошонет изготавливается из ценных пород дерева. Его диаметр - от 25 до 35 мм.

Опытные игроки используют шары разной твердости для разных покрытий (твердые лучше катятся, хуже отскакивают, однако лучше передают энергию броска в нужную точку).

В спортивных магазинах обычно продаются комплекты по 3, 4 и 6 шаров. Набор для начинающего игрока в петанк обойдется в сумму от 2000 до 3000 руб.

Правда, возникли небольшие проблемы, так как участники турнира приехали со своими шарами самых разных размеров и материалов (дерево, камень, кость и т. д.). Большинство игроков использовали деревянные шары, в которые для тяжести и устойчивости вбивали гвозди с большими шляпками. Дискуссии о том, какой именно шар правильный, тянулись вплоть до 1927 года, когда слесарь Жан Бланк придумал способ соединения двух кованых полушарий. Тем самым он на долгие времена обеспечил процветание фирме по выпуску металлических шаров, которая теперь носит его имя.

Лучшие места для игры в петанк

Гревская площадь — старейшая и красивейшая в Париже. Именно здесь по выходным собираются любители петанка и играют до темноты. В Барселоне петанк известен уже два столетия. Самая популярная игровая площадка среди барселонских поклонников петанка оборудована на площади Антонио Гауди, где высится знаменитый собор Саграда Фамилиа, недостроенный архитектурный шедевр. В Нью-Йорке офисные сотрудники и во время ланча могут сыграть пару партий в петанк - все необходимое для этого есть в Центральном парке. На Лазурном берегу, в Ницце, соревнования по петанку проводятся на респектабельной Английской набережной, неподалеку от фешенебельного отеля Negresco.

В городских скверах Парижа, Барселоны или Лондона вы обязательно увидите песчаную или травяную площадку с нарисованным на краю кругом. И вокруг нее группу людей, горячо обсуждающих очередной бросок. Раздаются одобрительные крики или насмешливый свист.

Хитрости игры в петанк

У профессионалов есть заповедь — boule devant, boule d"argent («шар, положенный перед кошонетом, — серебро»). Действительно, такой позицией вы серьезно осложните игру соперника. Своим шаром он рискует пододвинуть ваш биток еще ближе к кошонету («вешке»). Если игрок - не виртуоз, способный заместить ваш шар своим, его шансы на победу невелики. В любом случае остерегайтесь забрасывать шар за «вешку». Мало того, что шар попадет в «мертвую зону», он еще и подыграет противнику. Его retro (шар, закрученный в обратном ходу направлении), попав в вашего «предателя», отразится в сторону «вешки». Вам же, чтобы выпутаться из этой ситуации, придется «утопить пробку», то есть метким броском смести всю эту композицию целиком с поля игры.

Состязание в самом разгаре

Правила игры в петанк незамысловаты. Первым делом вбрасывают небольшой деревянный шар cochonet («свинка»). Один за другим игроки соперничающих команд стараются либо «положить» как можно ближе к кошонету свои шары, либо выбить подальше от «свинки» чужие. Техника бросков разная. Есть два вида игроков - «пойнтеры» (стараются бросить свои шары поближе к кошонету) и «шутеры» (выбивают чужие шары). Партия ведется до 13 очков. Если команда проиграет всухую, со счетом 0:13, то это страшный позор. Согласно традиции, неудачники должны поцеловать в ягодицу девушку по имени Фанни. А поскольку девушки с таким именем под рукой может не оказаться, на каждом шародроме имеется деревянное или глиняное изображение этой красотки. После шутливого ритуала проигравшие угощают победителей в ближайшем баре. В Ла-Сьоте в таких случаях говорят: «Фанни платит за выпивку».

Правила игры петанк просты, да и сама игра не требует особой физической подготовки. Ряды ее поклонников растут с каждым годом. Лучшие игроки вступают в ассоциации петанка и принимают участие в международных соревнованиях. Все прочие просто играют с друзьями, неспешно измеряя расстояние между шарами и энергично обсуждая сыгранные партии в ближайшем кафе за столиком, уставленным тарелками с козьим сыром, тонко нарезанным хамоном и бутылками бордо или риохи. Удачной игры!

Игра в шары - бочче (итал.) имеет древнейшую историю (первые известные упоминания - 2-3 тыс. лет до н.э.) и является родоначальницей различных игр, таких как боулинг (кегельбан), петанг, кёрлинг (на льду) и ряда других. Исторически становление этой игры произошло в Древнем Риме, в средние века она получила распро-странение в Европе, а затем значительно позже в Америке и Азии.
В настоящее время спортивная игра бочче популярна во всем мире. Свыше 50 стран мира входят в состав международной федерации бочче (СБИ), штаб квартира которой находится в г. Лугано, Швейцария. В Италии, Швейцарии, Франции, других европейских странах, в ряде стран Южной и Северной Америки бочче является любимой игрой жителей.
Варианты названий: Петанк, Петанг, Боча, Бочча, Бочче, Шары, Petanque, Petank, Petanq, Petankki, Bocce, Boccia, Boule, Balinaje.

Бочче. Правила игры.

В игре могут принимать участие от двух до восьми человек (малый набор) или от двух до двенадцати человек (большой набор) или, при объединении наборов, от двух до двадцати человек.

На одного игрока или одну команду полагается по четыре шара одного цвета.

Один игрок или одна команда играют только одним цветом шаров.

Одна команда может состоять из четырех или двух человек.

В игре могут принимать участие две команды (малый набор ) или три команды (большой набор ) или, при объединении наборов, пять команд.

Суть игры заключается в следующем: жребий определяет игрока, бросающего стартовый шар (маленький, белый). Следующим броском игрок стремится разместить свой шар как можно ближе к стартовому. Следующий игрок бросает свой шар с таким расчетом, чтобы его шар оказался ближе к стартовому. При этом разрешается выбивать шары противника на дальние позиции. При игре командами сначала бросает игрок команды вытянувший жребий, потом игрок следующей команды и так до тех пор пока все игроки во всех командах не сделают свой бросок. После чего игроки определяют чьи шары располагаются наиболее близко к стартовому и начисляют очки. Наиболее близкий, к примеру шар получает 20 очков, следующий - 19 и т.д. Максимальная стоимость одного шара определяется количеством шаров участвующих в игре. Если шаров двадцать то и максимальное количество очков за один шар будет равно двадцати, если восемь шаров, то восемь. Суммируя очки определяют кто из игроков набрал максимальное количество. Этот игрок выигрывает партию и получает право на первый бросок в следующей партии. Количество партий определяют играющие. По результатам всех партий определяется победитель турнира.

Технические правила игры Московской федерации игры «Бочче»

1. Площадка для игры в шары — «Бочче».
1.1. Игра в шары проводится на ровной (горизонтальной) площадке с гладкой поверхностью, ограниченной по периметру досками или другими неметаллическими ограждениями высотой 25 см. (допустимое отклонение +2 см.).
1.2. Длина площадки может варьироваться от 24,0 до 26,5 м, а ширина от 3,8 до 4,5 м. Идеальные размеры, рекомендуемые для международных соревнований - 4,5 х 26,5 м. Обычно игры проводятся одновременно на нескольких смежных площадках.
1.3. Ограждение на торцевых сторонах площадки, наиболее часто подвергаемых ударам шаров, состоят из подвижных досок, закрепленных только в верхней части и поворачивающихся вокруг оси крепления (рис.1).


Рис. 1. Торцевое ограждение.

Торцевые ограждения должны иметь с внутренней стороны амортизи-рующую удары шаров, накладку из технической резины, синтетического каучука и т.п.
Находящиеся вблизи площадки и вокруг ее ограждения люди, их вещи, а также другие предметы (светильники, тросы, кабели, стены, защитные сетки и т.д.) при судействе рассматриваются как посторонние предметы, столкновение шаров с которыми приводит к аннулированию технического результата действия игрока. Не разрешается крепить контейнеры для шаров на ограждения вокруг площадки.
1.5. На игровой площадке в соответствии с рис.2 должны быть проведены горизонтальные поперечные линии. Эти линии обозначаются цветным материалом (мел, мраморная крошка, краска и т.п.), который не должен влиять на состояние поверхности площадки. На боковых ограждениях площадки наносят вертикальные линии: соответствующие горизонтальным и являющиеся их продолжением.


Рис. 2. Разметка площадки.

1.6. Линии А, В, С, D (A",B",C",D") расположены симметрично относительно средней линии Е, проходящей через центр площадки. В течение матча происходит последовательная смена направления игры (вбрасывания шаров). После вбрасывания всех шаров в направлении А-А" и подсчета очков игра продолжается в противоположном направлении (А"-А) и т.д. Ниже дается описание правил игры в направлении А-A"!. В скобках приводятся обозначения линий для игры в противоположном направлении.
1.7. Стартовая зона А-В (А"-В") предназначена для нахождения игроков обеих команд.
1.8. Линии А и А" совпадают с торцевыми краями площадки и обозначают границы, за которые запрещено заходить игрокам, начинающим разбег для проведения бросков.
1.9. Линия В (В") указывает границу, с которой производится вбрасывание маленького шарика «паллино», а также броски шаров способами «пунто» и «раффа».
1.10. При вбрасывании шарика «паллино» из зоны А-В (А"-В") линия В (В") определяет максимальное расстояние, на которое он может быть вброшен.
1.11. Линия С (С") определяет максимальное расстояние, с которого игрок может осуществлять бросок шара способом ««воло»;
1.12. Линия D (D") определяет максимальную границу, которой может достигнуть игрок, осуществивший бросок шара способом «пунто», а также минимальное расстояние, которое должен пролететь шар, брошенный способом «раффа», прежде чем он коснется площадки.
1.13. Линия D" (D) определяет минимальную границу выбивания шаров способом «раффа», за исключением шарика «паллино» и шаров, составляющих с «паллино» единое целое.
1.14. Средняя линия Е указывает минимальное расстояние, на которое должен быть вброшен шарик «паллино» и определяет максимальную границу, которую не должен пересекать игрок, бросивший шар способом «раффа» или «воло».
1.15. Таким образом, зона Е-В" (Е-В) определяет ту часть площадки, в пределах которой должен остаться шарик «паллино» после его вбрасывания с линии В (В"). В начале матча «паллино» не вбрасывается, а устанавливается судьей в центр зоны АЕ (АЕ), который отмечается разметочной точкой Р" (Р).
1.16. Арбитр и игроки перед началом матча должны убедиться, в пригодности для игры поверхности площадки. Если матч начался без предварительной проверки, то он должен закончиться с теми же линиями и измерительными устройствами. После начала игры в течение всего матча не допускается корректировка линий разметки и измерительных устройств.
1.17. В случае полного или частичного стирания горизонтальных линий измерения должны проводиться от центров линий, нанесенных на боковых ограждениях.

2. Шары и шарик «паллино».
2.1. Шары и паллино должны быть сделаны из однородного синтетического материала и иметь строго сферическую форму.
Паллино: диаметр 4 см, вес 60 г.
Шары: диаметр 11 (10,6) см, вес от 920 до 1000 (900) г. В скобках указаны параметры шаров для юниоров и женщин.
2.2. Перед началом матча арбитр должен проверить пригодность шаров и «паллино» для игры.
2.3. В течение матча шары заменять нельзя. Если игрок или команда, несмотря на запрет, все же заменили шар, то игроку (команде), нарушившим данное правило, засчитывается поражение в этой партии матча.
2.4. В случае повреждения шары или «паллино» могут быть заменены только с разрешения арбитра. Кроме того, замена шаров разрешается в случаях прерывания матча (например, из-за плохой погоды) или если продолжение матча перенесено в другое спортивное сооружение.
2.5. Не разрешается смачивать шары слюной, а только предназначенной для этого водой.
2.6. Если игрок по ошибке бросает принадлежащий противнику шар, то бросок этого шара аннулируется и шар возвращается противнику. При этом игрок-нарушитель наказывается лишением одного из своих шаров. Если ошибочно брошенный шар принадлежит его товарищу по команде, то бросок этого шара аннулируется.
2.7. В процессе игры маркировки позиций шаров команд должны отличаться друг от друга, например, как показано на рис. 3.


Рис. 3. Обозначение положения шаров.

3. Регламент игры и составы команд.
3.1. Цель игры - расположить свои шары ближе к «паллино» по сравнению с шарами противника.
3.2. Матч по игре Бочче может состоять из одной или трех партий. Каждая партия играется до 15 очков и состоит из нескольких игр.
3.3. Начисление очков за каждую игру производится после ее завершения, т.е. после вбрасывания игроками всех шаров в одном из направлений А-А" или А"-А ().
3.4. Очки начисляются только той команде (игроку), чей шар (шары) оказывается самым близким к «паллино». При этом количество начисляемых очков равно числу шаров, находящихся ближе к «паллино», чем ближайший к нему шар противника.
3.5. В процессе игры могут осуществляться три вида бросков:
а) «пунто» - подкат своего шара как можно ближе к шарику «палли-но»;
б) «раффа» или «воло» - броски на выбивание, при которых брошен-ный шар ударяет другой шар или "паллино", которые игрок предваритель-но указывает арбитру.
3.6. Матчи команд проводятся в трех разрядах:
1) одиночные - один на один с четырьмя шарами у каждого из игроков;
2) парные (двойки) - двое на двое с двумя шарами у каждого игрока;
3) из трех человек (тройки) - трое на трое с двумя шарами у каждого
игрока.
К соревнованиям допускаются только укомплектованные команды.
В процессе игры каждый игрок должен ввести в игру все принадлежа-щие ему шары, при этом каждая команда по своему усмотрению определя-ет очередность бросков среди своих игроков.
3.7. В играх двоек и троек команды должны иметь капитана из числа играющих, которому дано право говорить с арбитром и решать с ним все вопросы, возникающие в ходе партии, в том числе и возможность изучить положение шаров на близком расстоянии (подойти к шарам). При возникновении такой необходимости капитан должен каждый раз просить разрешения арбитра и показать ему игрока, который подойдет к шарам.
3.8. Время, которое дается игроку на подготовку и выполнение одного броска - 1 минута.
3.9. Время, предоставляемое каждому игроку для ухода с площадки в течение каждой партии - 3 минуты (но только после осуществления бросков всех своих шаров и не более двух раз в течение партии).
3.10. Время (тайм-аут), предоставляемое тренеру (представителю команды) для прерывания игры и консультаций с игроками - 2 минуты 1 раз за игру.
Тайм-аут предоставляется команде только тогда, когда один из ее игроков готовится к броску.
3.11. В любое время матча, но при условии завершения командой всех
бросков, она, с согласия арбитра, может произвести замену игроков.
3.12. В индивидуальных партиях замена игроков не допускается.

4. Пробные броски.
Перед началом партии обе команды (игрока) по очереди могут выпол-нить пробные броски всех своих шаров в обоих направлениях.

5. Начало матча и вбрасывание шарика «паллино».
5.1. В начале партии «паллино» устанавливается в точках Р" (Р).
5.2. Бросается жребий между двумя командами за право броска первого шара или выбора стороны, откуда должна начаться партия. Команда, выигравшая жребий, получает право первого броска (или выбора стороны), другой команде соответственно предоставляется возможность выбрать сторону (или право начать игру).
5.3. Команда, начинающая партию или в очередной раз производящая вбрасывание шаров, может бросать первый шар любым способом, включая «раффа» или «воло». В случае если бросок аннулирован, эта же команда делает другой и так до тех пор, пока он не будет засчитан.
5.4. В случае если первая игра аннулирована, то она повторяется с противоположной стороны площадки с установкой «паллино» в центре соответствующей разрешенной зоны. Право первого броска принадлежит той команде, которая имело его перед этим.
5.5. В последующих играх «паллино» вбрасывается той командой, которая выиграла предыдущую игру. После неправильного вбрасывания «паллино» одной из команд, это делает другая, которая имеет право только на одно вбрасывание. Если и это вбрасывание окажется неудачным, то арбитр должен поставить «паллино» в соответствующей точке Р" (Р). Во всех случаях право броска первого шара принадлежит той команде, которая
первой вбрасывала «паллино».
5.6. Вбрасывание «паллино» в начале каждой игры производится только по команде арбитра, в противном случае оно не засчитывается.
5.7. Вбрасывание «паллино» не засчитывается, если шарик «паллино»:
1) пересекает линию В" (В) или его проекция приходится на эту ли-
нию;
2) не доходит до линии Е или его проекция приходится на эту линию;
3) касается бокового ограждения или останавливается на расстоянии меньше или равном 13 см;
4) выходит за пределы площадки;
5) выходит за пределы площадки, а потом вновь туда возвращается вследствие соударения с посторонними предметами;
6) пересекает линию Е, но задевает арбитра, даже если после этого соударения он остается в пределах разрешенной зоны.
5.8. Если на площадке остается только шарик «паллино», то команда, чьи шары были аннулированы (удалены), должна бросать следующий шар, чтобы игра могла продолжаться.
5.9. Если шар или «паллино» самопроизвольно (от сотрясения площадки, ветра и т.п.) сдвинулся с места, то он должен быть возвращен в прежнее положение, если оно было отмечено, в противном случае он остается на новой позиции.

6. Способы бросания шаров (основные положения).
6.1. Шар может быть брошен способами «пунто», «раффа» и «воло». Для того чтобы броски «раффа» или «воло» были засчитаны, игрок должен объявить арбитру, какой тип броска он будет выполнять и в какой шар или «паллино» он собирается попасть. В случае если игрок хочет изменить тип броска или цель (ударяемый шар), он должен уточнить предыдущее заявление, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только противником не будет использовано правило преимущества.
6.2. При выполнении любого броска нельзя опираться ногой на бортовое ограждение, иначе брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.3. При выполнении любого броска игрок не может заступать вытянутой вперед ногой за линию броска, в противном случае брошенный шар не засчитывается, если только не будет использовано правило преимущества.
6.4. После броска способом «пунто» игрок не может заходить за линию D(D"), а после выполнения броска способами "раффа" и "воло" за линию Е, если у него еще остались шары для игры. В противном случае один из них аннулируется.
6.5. Шары, задевшие ограждение до того, как они войдут в игру, аннулируются, если только не будет использовано правило преимущества.
6.6. Те шары или "паллино", которые откатываются только за счет смещения ограждений (вибрация при ударах и т.д.), не задетые другими движущимися шарами или "паллино", должны быть возвращены в первоначальное положение. Но если эти шары или "паллино" при своем перемещении сталкиваются с движущимися после правильного удара шарами, то после прекращения движения их оставляют в новой позиции.
6.7. Шары или "паллино" после ударов об ограждения и возврата их на площадку засчитываются, если только они не задевали посторонних предметов.
6.8. Если шары или "паллино" при правильных бросках выходят за пределы площадки, то они не засчитываются (удаляются с площадки), даже если они возвращаются на площадку после соударения с посторонними предметами.
В этом случае, если при возврате на площадку шар или "паллино" вызывают перемещение неподвижных помеченных шаров, то последние должны быть возвращены в первоначальное положение. Если же шар, возвращаясь на площадку задевает другие движущиеся шары, то они остаются в тех местах, где они остановились, в то время, как шар, вызвавший их движение, аннулируется.
6.9. Случайное появление на площадке посторонних предметов, которые искажают траекторию движения шара до того, как он вступил в игру, влечет аннулирование броска без потери шара и его повторное исполнение.
6.10. Игрокам запрещается преднамеренно останавливать брошенный шар или изменять его траекторию. В случае нарушения этого правила команде противника дается максимальное количество очков по числу участвующих в игре шаров этой команды.
6.11. Если шар, вылетевший с соседней игровой площадки заденет стоящие отмеченные шары или "паллино" и явится одновременно помехой при выполнении игроком броска, то сдвинутые шары должны быть возвращены в исходное положение, а бросок повторен.
6.12. Если вброшенный шар (после его введения в игру) случайно отклоняется от своей траектории арбитром или игроком, то он аннулируется. По решению арбитра бросок может быть повторен.

7. Бросок «Пунто».
7.1. Бросок «пунто» заключается в подкате шара к «паллино». При выполне нии «пунто» игрок не должен заступать за линию В (В") до момента выпуска шара из руки. В случае указанного нарушения бросок аннулирует-
ся с потерей этого шара, за исключением использования противником правила преимущества.
7.2. Если шар, выпавший из руки игрока, выполняющего бросок «пунто» будет им пойман до пересечения линии С (С"), то бросок может быть повторен без потери шара. После пересечения линии С (С") шар считается
введенным в игру и не может быть остановлен.
7.3. Команда, у которой аннулируется вброшенный шар должна бросать следующий до тех пор, пока вброшенный шар не будет засчитан или пока не будут вброшены все шары. Если все шары команды окажутся аннулированными, то противник получает количество очков, равное сумме уже вброшенных засчитанных шаров и оставшихся не вброшенных.
7.4. При всех видах бросков игрок не может играть следующим шаром до полной остановки всех шаров на площадке после предыдущего броска. В противном случае бросок аннулируется с потерей шара, если соперником
не использовано правило преимущества. Игрок не может выполнять любой бросок без разрешения арбитра, в противном случае бросок аннулируется с потерей шара.
7.5. Если арбитр ошибся в оценке позиции шаров, то все вброшенные после судейской ошибки шары должны быть вброшены заново. Маркировка шаров должна сохраняться на площадке до окончания вбрасывания всех шаров.
7.6. Если арбитр непроизвольно удаляет с площадки шар, коснувшийся бокового или торцевого ограждения до того, как противник воспользовался правилом преимущества и до того, как он столкнулся с другими шарами, то этот шар аннулируется и на площадку не возвращается.
7.7. Если два шара, принадлежащих разным командам окажутся на равном расстоянии, то команда, которая бросила шар последней и вызвала это равенство, должна продолжать свои броски пока не изменит позицию в свою пользу, даже если ей придется использовать все свои шары. Если по окончании вбрасывания всех шаров обеими командами указанное равенство сохранилось, то игра считается нулевой (очки не начисляются) и ее необходимо повторить, но с противоположной стороны площадки. Смещение шаров при броске «пунто».
7.8. Смещение (перемещение) шаров или «паллино» от первоначального положения и расстояние между шарами измеряются специальным измерительным инструментом, используемым в течение всей партии. Для измерения больших расстояний арбитр может воспользоваться складным метром или рулеткой. Измерения расстояния смещения шаров должны проводиться после маркировки их позиции на площадке.
Удар по цепочке.
7.9. Бросаемый шар, который ударяет другой шар, а тот в свою очередь ударяет третий шар и т.д. или «паллино» аннулируется, если смещение любого задетого шара от исходного положения превышает 70 см или расстояние от места первого соударения до конечного положения последнего сдвинутого шара превышает 70 см (рис. 4).


Рис. 4.

7.10. Если бросаемый шар после первого соударения проходит путь больший 70 см, а все остальные шары смещаются на расстояние меньшее 70 см (рис. 5 с учетом п. 7.9.), то бросок засчитывается, но все сдвинутые шары ставят на место за исключением случая использования правила преимущества.


Рис. 5.

7.11. Если бросаемый шар или сдвинутые при соударениях шары задевают бортовые или фронтальные ограждения площадки, то для оценки смеще-ний измеряют суммарное расстояние, т.е. от места соударения до борта плюс от борта до места остановки шара (рис. 6).


Рис. 6.

8. Бросок «Раффа».
8.1. Бросок способом «раффа» заключается в ударе определенного шара (своего или противника) или «паллино», выполненный с соблюдением определенных технических правил.
8.2. Для того чтобы бросок был засчитан, игрок должен указать арбитру шар, по которому он хочет бить и тип броска. В случае промаха брошенный шар аннулируется (удаляется с площадки), при этом все, что было сдвинуто, должно быть поставлено в первоначальное положение, если при этом противником не используется правило преимущества.
8.3. Шар, брошенный способом «раффа» с линии В (В") должен приземлиться за линией D (D") . Шар, который попадает на эту линию или опускается на площадку до нее, должен быть аннулирован за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.4. Игрок может переступить за линию В(В") только после того, как он бросил шар, даже если шар еще не коснулся площадки. В случае если игрок переступил за линию до начала броска, брошенный шар аннулируется, за исключением случая использования противником правила преимущества.
8.5. Бросок «раффа» по «паллино» разрешается в любом месте игровой зоны. Бросок «раффа» по шарам разрешается только тогда, когда они расположены в пределах зоны D"A" (DA).
8.6. Шары и «паллино», находящиеся на расстоянии 13 см и менее от заявленного шара или «паллино» образуют с ним единое целое (мишень). В этом случае бросок засчитывается при попадании в любой из шаров или «паллино», образующих мишень.
8.7. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар, или «паллино», аннулируется, а все что было сдвинуто возвращается в исходное положение, если не использовано правило преимущества.
8.8. Если «паллино» находится перед линией С" (С), а шар, выбитый способами «раффа» или «воло» после соударения с торцевым бортом пересекает линию С"(С), то он должен быть поставлен рядом с местом соударения с бортом, но не менее 13 см от него. Если возвращается брошенный шар, то он остается в том месте, где остановился.

9. Бросок «Воло».
9.1. Бросок «воло» заключается в попадании брошенным шаром в заявлен-ный шар или «паллино» непосредственно с лета или после отскока от покрытия площадки в точке, удаленной от края выбиваемого шара или «паллино» на расстояние менее 40 см.
9.2. Чтобы бросок «воло» был засчитан, игрок должен заявить этот тип броска ("воло") и указать шар, по которому он хочет бить, затем он должен подождать пока арбитр начертит перед указанным шаром круговую дугу радиусом 40 см от его края и даст разрешение на бросок.
9.3. Бросок «воло» производится в пределах линии С (С"). Игрок может заступить за линию С (С") только после выпуска шара из руки, в противном случае шар аннулируется, за исключением случая использования правила преимущества.
9.4. При броске «воло» можно бить по всем шарам или «паллино», находящимся на расстоянии менее 13 см от указанного шара, если только между шаром, по которому ударили, и точкой удара о покрытие было менее 40 см (рис. 7).


Рис. 7.

9.5. Шары, которые находятся в пределах зоны D - D" , можно выбивать только броском «воло», т.к. бросок «раффа» в этой зоне запрещен.
9.6. Брошенный шар, который не попадает в заявленный шар («паллино»), или попадает за пределы очерченной зоны или на саму линию, аннулируется.
9.7. До тех пор, пока игрок не бросил последний шар, он не может перейти линию полуполя Е и после броска шара способом «раффа» или «воло» он должен вернуться в зону АВ (А"В").

10. Правило преимущества.
Все неправильные броски засчитываются или нет в зависимости от воли команды противника.

11. Остановка матчей.
11.1. Матчи, прерванные из-за плохой погоды или по другим непредвиденным обстоятельствам, должны продолжаться с тем же счетом, который имелся в момент прекращения матча.
11.2. В случае изменения погоды только арбитр может решить вопрос о прерывании игры. В случае если одна из команд покинет поле без разрешения арбитра, матч для этой команды считается проигранным.
11.3. В случае остановки матча по непредвиденным обстоятельствам команду, даже в индивидуальных играх можно полностью заменить, при этом матч продолжается с тем счетом, при котором был прерван.
11.4. Команда может производить замену только один раз.

12. Права и обязанности игроков.
12.1. Не играющие в данный момент игроки должны оставаться в пределах исходной зоны АВ (А"В"), если у них еще остались шары. Игроки могут заходить за линию В (В") в следующих случаях: без разрешения арбитра для разравнивания поля перед выполнением броска и во время игры после броска шара; с согласия арбитра для изучения позиции шаров с близкого расстояния, но при этом нельзя оставлять никаких предметов на площадке или чертить знаки пути, который шар должен проделать. Игрокам, которые заходят за линию В (В") в случаях, не указанных выше, делается предупреждение, а в повторном случае аннулируется шар, которым предстоит играть.
12.2. Игрок должен выполнить техническое действие (подготовку к броску и сам бросок) в течение предусмотренного времени - 1 минуты, после чего, в случае нарушения этого требования, команде делается предупреждение. При каждом последующем нарушении временного регламента команда лишается не введенного в игру шара. В этом случае капитан показывает арбитру игрока, у которого отбирается шар. Предупреждение действует в течение партии.
12.3. Игрок, который покидает игровую площадку без разрешения арбитра или вступает в пререкания с игроками, зрителями или арбитром может быть удален, а его команда объявляется побежденной. Вся команда должна быть в единой форме, состоящей из майки или куртки (с эмблемой), длинных брюк и спортивной обуви.

» Петанк. Правила игры (3)

Петанк. Правила игры (3)

Шары

СТАТЬЯ 16 - Бросок первого шара

Любой член команды, выигравшей жеребьевку или последний раунд, бросает первый шар следующего раунда.

Во время броска, игрок не должен держать во второй руке другой шар.

Запрещено смачивать шар или кошонет.

Если первый брошенный шар выходит из игры, игру продолжает оппонент. Так продолжается до тех пор, пока в игре больше не останется шаров. Тогда вступает в силу Ст.29.

СТАТЬЯ 17 - Поведение зрителей и игроков во время игры

Во время броска шара, зрители и другие игроки должны соблюдать тишину.

Оппоненты не должны ходить, жестикулировать или каким-либо образом отвлекать игрока, который собирается бросить шар. Только члены команды игрока могут стоять между кругом и кошонетом.

Оппоненты должны находиться за кошонетом или игровым кругом на расстоянии не менее 2-х метров.

Игроки, не соблюдающие эти правила, будут удалены с соревнования, после предупреждения судьи.

СТАТЬЯ 18 - Остановленный, отклоненный или пересекший границу шар

Разыгранный шар нельзя бросить повторно. Исключение составляет случай, когда шар был остановлен или отклонен от курса шаром или кошонетом, принадлежащим другой площадке, животным или любым другим движущимся объектом. А так же в случае, описанном в Ст.8.

Игрокам не разрешается делать пробные броски во время игры.

Если площадка отмечена организаторами, кошонет должен быть брошен внутри нее.

Во время раунда шар или кошонет, пересекающий границу площадки, считается действительным, за исключением случаев описанных в Ст.9 и 19. Следующий раунд играется на первоначально отмеченной площадке.

Если площадка ограждена твердыми барьерами, то ее границы должны быть на расстоянии не менее 0,30 и не более 4,00м. от барьеров.

СТАТЬЯ 19 - Шары, брошенные не по правилам

Любой шар, полностью выходящий за рамки игровой площадки, считается вне игры. Шар, колеблющийся на границе - находится в игре. Шар выходит из игры только в случае полного пересечения границы.

Если шар возвращается на игровую площадку под действием ветра или наклона площадки, он, тем не менее, остается вне игры и немедленно удаляется с площадки. Любой объект, который был смещен этим шаром, возвращается на свою позицию только в случае, если она была зафиксирована.

Любой шар, находящийся вне игры, должен быть немедленно удален с площадки, в противном случае, как только следующий шар будет введен в игру, он становится в игре.

Любой шар, остановленный зрителем или судьей, остается на том месте, где он остановился.

Любой шар, остановленный игроком, принадлежащим играющей команде, выбывает из игры.

Любой шар, остановленный игроком-оппонентом, по решению игрока будет либо брошен заново, либо останется на месте.

Если шар был остановлен самим игроком, то оппонент имеет право:

оставить его на том месте, на котором он остановился;

переместить его на любое место на прямой - от места остановки до его первоначальной позиции, но в пределах площадки и только в случае, если первоначальная позиция была зафиксирована.

Любой игрок, намеренно остановивший шар, должен быть дисквалифицирован вместе со своей командой.

СТАТЬЯ 21 - Продолжительность игры

После броска кошонета, у каждого игрока есть 1 минута для того, чтобы бросить шар. Отсчет времени начинается с момента остановки предыдущего шара, а если необходимо проделать измерения, то с момента решения окончательных результатов.

Это правило распространяется и на бросок кошонета после каждого раунда.

Игроки, не соблюдающие эти правила, будут подвергаться штрафам Ст.10.

СТАТЬЯ 22 - Случайное перемещение шаров

Если шар сдвинут под действием ветра или наклона площадки, он должен быть возвращен на свою первоначальную позицию. Это же правило распространяется на любой шар, случайно сдвинутый игроком, судьей, зрителем, животным и т.п.

Во избежание разногласий, игроки должны фиксировать положения шаров и кошонет. Претензии относительно незафиксированных шаров, не рассматриваються. В этом случае, только судья принимает решение относительно положения шара или кошонет.

СТАТЬЯ 23 - Игра шарами, которые не соответствуют требованиям

Игрок, который играет не своим шаром, получает предупреждение. Такой шар остается в игре, но должен быть немедленно заменен.

В случае повторения этой ситуации в течение игры, бросок шара аннулируют, и все что он сместил, должно быть возвращено на свои места.

Перед броском игрок должен удалить все следы грязи с шара. Штрафы, накладываемые за нарушение данного правила, описаны в Ст.10.

Игроки не должны до окончания раунда поднимать с площадки разыгранные шары.

СТАТЬЯ 24 - Шар, брошенный не по правилам

Все шары, брошенные не по правилам, считаются вне игры и все, что они сместили, возвращается на прежнее место. Это же правило распространяется на шары, которые брошены не из того круга, начерченного в начале текущего раунда.

Однако оппонент может толковать правила в свою пользу и рассматривать ошибочно разыгранный шар, как действительный. В этом случае, брошенный шар и все, что он сдвинул, остается на новой позиции.

Команда, готовящаяся бросить кошонет, должна стереть все круги, расположенные возле нового места игры.

В России есть Национальная федерация петанка, хотя назвать этот спорт широко распространенным довольно сложно. Играть в него довольно интересно, тем более что делать это можно практически везде. Правила петанка предполагают участие от двух до шести человек, также необходим инвентарь. А вот к площадке никаких специальных требований нет. Как же играть?

История петанка

Игры с похожими правилами были известны в Древнем Риме и Греции. Где-то в приоритете была дальность броска круглых камней или деревянных шаров, в других местах ценилась точность. После игра была на некоторое время забыта, однако вернулась в Средние века и очень быстро набрала популярность. В XVI веке она даже некоторое время была запрещена, поскольку считалось, что людям лучше уделять время более полезным в жизни стрельбе из лука и фехтованию, развивающим силу и ловкость.

Несмотря на все препятствия, игра была не забыта и под разными названиями до сих пор существует в странах Средиземноморья и Великобритании. Ну а в своем современном виде она обрела второе рождение во французском Провансе уже в начале XX века.

Секрет популярности прост - правила петанка не предполагают возрастных ограничений и серьезной спортивной подготовки. А играть в него можно практически где угодно - на траве, гравии, земле, песке. На асфальте получается хуже, но тоже можно. Инвентарь тоже прост - до 12 шаров, а также мишень, называемая кошонет. При желании снаряды можно изготовить из подручных средств, например, собрать подходящие камушки. Конечно, это будет уже не совсем петанк, правила игры не будут соблюдены, но скорее всего все равно будет очень весело. Во Франции и Бельгии это почти национальный спорт, которым занимаются все от мала до велика. Одним словом, неудивительно, что люди продолжают играть в петанк.

Правила игры

Участники делятся на две равных команды, каждая из которых получает одинаковое количество шаров. Потом бросается жребий: кому метать на площадку кошонет - маленький шарик, выступающий в качестве мишени. Бросок производится из специально очерченного круга диаметром около полуметра.

Команда, выигравшая жеребьевку или предыдущий раунд, имеет право на первый бросок. Каждый раз, когда снаряд одной команды ложится ближе к кошонету, чем у другой, происходит переход хода. При участии 6 игроков используется до 12 шаров - по два на каждого. Международные правила предусматривают не больше минуты на ход, но при игре с друзьями этим вполне можно пренебречь. Цель состоит в том, чтобы после всех бросков шары одной команды оказались ближе к кошонету, чем снаряды другой. Достичь этого можно, в том числе нарушая вражеские позиции или даже перемещая мишень.

После окончания сета производится подсчет очков - проводятся измерения. Игроки выясняют, насколько далеко от мишени находится ближайший шар одной из команд, и сколько снарядов соперников находится ближе к кошонету. Итог и будет счетом сета. Обычно игра длится до набора 13 очков. В общем и целом правила очень напоминают керлинг, разве что площадка не покрыта льдом, а мишень подвижна.

Кошонет

В переводе с французского это слово означает "поросенок". Обычно он яркий, поскольку должен быть хорошо виден из круга для броска на расстоянии до 10 метров, сравнительно небольшой - всего 3 сантиметра в диаметре, и сделан из дерева, то есть довольно легкий.

Кошонет и шар для броска сильно отличаются как по размеру, так и по весу в пользу последнего. Согласно международным правилам, кошонет может быть перемещен в ходе первого броска или в результате последующих действий игроков, но только из-за взаимодействия со снарядами команд. Переносить его вручную запрещено. И если мишень оказывается за пределами площадки, она выводится из игры.

Шары

Петанк предъявляет строгие требования к снарядам, которые бросают игроки во время игры. Во-первых, они должны быть металлическими, а во-вторых, составлять в диаметре от 7,04 до 8 сантиметров. При этом их вес составляет от 650 до 800 граммов. Запрещено смачивать, нагревать или еще каким-либо образом воздействовать на поверхность шара. Они не должны быть изношены, но на них могут быть нанесены логотипы или, например, инициалы игрока. Как правило, команды используют шары разного цвета, чтобы их было хорошо видно из круга.

Стратегии

Существует 3 основных методики ведения игры, которые не запрещают правила петанка.

  1. Размещать свои шары как можно ближе к кошонету. Это самая простая, но иногда и самая действенная тактика. Если цель состоит в этом, то и достичь ее проще всего именно так. Можно различными способами защищать свои позиции, например, размещая свои шары за снарядами противника. Но эту методику можно совмещать и с другой.
  2. Выбивать шары противника. Для этой тактики требуется некоторый опыт и понимание законов физики. Тем не менее эта методика может быть очень продуктивна, если все подступы к мишени закрыты.
  3. Выбивать кошонет. Как правило, это работает, только если у противников не осталось шаров, а их позиции хорошо защищены. В ином случае такой ход может обернуться сокрушительным поражением.

Итак, правила петанка довольно просты. Чтобы достичь успеха, нужно лишь набрать опыт и развить глазомер. А там кто знает? Может быть, очень скоро эта игра станет олимпийской дисциплиной?

«Ничто не может помешать кому-либо играть в эту игру. Она подходит для любого возраста, как для молодых, так и для старых…»
Франсуа Рабле (1494-1553 гг.)

Зима доживает свои последние недели и скоро ей на смену придут теплые дни. Все мы опять сможем проводить много времени на свежем воздухе.
Если для вас выезд за город не очередной повод залить глаза, а что то большее, то тогда мы расскажем вам об одной очень старой, но очень интересной игре, которая сможет украсить ваш отдых с друзьями. Эта игра имеет название «петанк».

Суть игры состоит в том, что игроки делятся на 2 команды и кидают по очереди шары к мишени, выигрывает та команда чьи шары будут ближе к битку. Но о правилах немного позже, сначала коротко об истории игры.

Само слово «петанк» (petanque) пришло к нам из Прованса – на местном диалекте «pеd tanco» означает «ноги вместе» это напоминало игрокам о том, что при броске нельзя переступать нарисованный на песке круг.

В похожую на петанк забаву играли еще в Древнем Египте, именно оттуда солдаты Македонского привезли ее в Древнюю Грецию.

Уже в средние века игру эту стали называть «буле» и она очень часто подвергалась запретам, потому как тогда шары весили гораздо тяжелее, чем нынешние и очень часто игры заканчивались увечьями и даже смертью.

Годом основания игры многие считают 1907г.,именно с этого времени петанк не претерпел никаких изменений и дошел до наших дней. В начале прошлого века самая популярная площадка для любительской игры в петанк находилась в Париже, перед кафешантаном, где заправляла веселая Фанни. Если некая команда проигрывала со счетом 13:0, всем ее участникам полагалось целовать хохотушку в предназначенное для сидения место. Традиция сохраняется и по сей день.

Среди поклонников петанка были и есть Андре-Мари Ампер, Жорж Сименон, Джина Лоллобриджида, Роберт Де Ниро. Бросанием шаров снимал стресс Конрад Аденауэр, тайская принцесса-мать Шринагариндра играла в петанк каждый день, даже когда ей исполнилось девяносто лет, а лидер «Роллинг Стоунз» Мик Джаггер однажды за одну партию выиграл у двух своих соотечественников, усомнившихся в его мастерстве, 19 тысяч долларов.

Игра по своей сути чем то напоминает бильярд только на земле, играть в неё сможет абсолютно каждый не смотря на возраст. Советуем всем оценить эту действительно увлекательную игру и при желании можно устроить небольшой турнир. Дерзайте.

P.S. Немного о правилах:

Для начала по жребию одной из команд бросается кошонет, тот самый маленький деревянный шарик на расстояние от 6 до 10 метров с точки броска. Это делается из очерченного от руки на земле круга диаметром примерно 45 см. Все последующие броски осуществляются также из этого круга.

Таким образом, вы определили месторасположение мишени, которой в этой игре является кошонет. Далее по очереди по одному участнику из каждой команды совершают броски металлических шаров с таким расчетом, чтобы их шар лег ближе к кошонету, чем шар противника.

Та команда, чей шар окажется дальше от “мишени” совершает следующий бросок. И продолжает броски до тех пор, пока их шар не окажется ближе или у них не закончатся все шары. В итоге переход хода всегда осуществляется к той команде, чей шар лежит дальше от кошонета.

Подсчет очков ведется по окончанию шаров у обеих команд. Команде победителю начисляется столько очков, сколько ее шаров находится ближе к кошонету, чем ближайший шар противника.



 

Возможно, будет полезно почитать: