Этюды для театральной студии. Упражнения для актерского тренинга. Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Сколько не клади зубы на полку, но творческие люди нуждаются в самовыражении. И дабы раскрыть актерский талант, усовершенствовать сценическое мастерство, нужно упорство и терпение. Приобрести и отточить все навыки, необходимые профессиональному актеру, помогут упражнения по актерскому мастерству. Ведь актер на сцене непросто механическая кукла, которая бездумно выполняет установки режиссера, а кукла, умеющая мыслить логично, просчитывать действия на несколько шагов вперед. Профессиональный актер пластичен, имеет хорошую координацию, выразительную мимику и внятную речь.

Прежде чем начинать на полную катушку изучать и прорабатывать этюды и сценки, нужно немного разобраться в себе. Настоящему актеру необходимы определенные черты характера, которые надлежит активно в себе развивать. Другие же качества стоит запрятать в дальний угол и вспоминать о них крайне редко.

Рассмотрим такое качество, как любовь к себе. Казалось бы – нормальное состояние для каждого человека. Но у этого качества есть 2 стороны:

  • Самолюбие – заставляет каждый день развиваться и учиться, не опускать руки. Без этого качества стать знаменитым актером не сможет даже очень талантливый человек.
  • Себялюбие и самолюбование – тупик для актерской карьеры. Такой человек никогда не сможет работать на зрителя, все внимание будет приковано к собственной персоне.

Хороший актер не может быть рассеянным. Он не должен отвлекаться на посторонние шумы во время игры на сцене. Ибо актерское мастерство по своей сути подразумевает постоянный контроль себя и партнера. В противном случае роль просто станет механическим представлением. А внимание позволяет не упускать важные детали во время обучения, просмотра театральных постановок, мастер-классов и тренингов. Для того чтобы научиться концентрироваться, используйте упражнения для развития внимания из сценического мастерства.

Внимание – основа хорошего старта театральной карьеры

Развитие внимания начинается не со специальных упражнений, а с повседневной жизни. Начинающему актеру следует много времени проводить в людных местах, наблюдать за людьми, их поведением, мимикой, характерными особенностями. Все это в дальнейшем можно использовать для создания образов.

Заведите творческий дневник – это обычный дневник творческого человека. В нём выражайте свои мысли, чувства, записывайте все изменения, которые произошли с окружающими предметами.

После заполнения творческого дневника, можно переходить к отработке сценок и этюдов. Начинающий актер обязан максимально точно передать образ и мимику человека, за которым наблюдал. Нужно помещать прототипы в нестандартные ситуации – именно такие постановки показывают, насколько актер смог понять и вжиться в образ неизвестного человека.

«Слушаем тишину»

Следующее упражнение – умение слушать тишину, нужно научиться направлять внимание на определенную часть внешнего пространства, постепенно расширяя границы:

  • прислушаться к себе;
  • слушать, что происходит в комнате;
  • прислушаться к звукам во всем здании;
  • распознать звуки на улице.

Упражнение «Тень»

Оно не только развивает внимание, но и учит осознано двигаться. Один человек медленно делает какие-либо беспредметные действия. Задача второго – максимально точно повторять все движения, стараться их предугадать, определить цель действий.

Пантомимы и инсценировки

Хороший актер умеет выразительно передавать эмоции словами и телом. Эти навыки помогут вовлечь в игру зрителя, донести до него в полной мере всю глубину театральной постановки.

Пантомима – особый вид сценического искусства, основанный на создании художественного образа посредством пластики, без использования слов.

  • Лучшее упражнение, чтобы научиться пантомиме – игра «крокодил» . Цель игры – без слов показать предмет, фразу, чувство событие. Простая, но веселая игра прекрасно тренирует выразительность, развивает мышление, учит быстро принимать решения.
  • Инсценировка пословиц . Цель упражнения – при помощи небольшой сценки показать известную пословицу или афоризм. Зритель должен понять смысл происходящего на сцене.
  • Игра в жесты – при помощи невербальных символов актер может очень многое сказать на сцене. Для игры надо не менее 7 человек. Каждый придумывает себе жест, показывает его окружающим, затем показывает какой-нибудь чужой жест. Тот, чей жест показали, должен быстро повторить его сам, и показать следующий чужой жест. Кто сбился – выбывает из игры. Эта игра – комплексная, развивает внимание, учит работать в команде, улучшает пластику и координацию рук.

Упражнения для развития пластики

Если с пластикой дела обстоят не очень хорошо, можно легко исправить этот недостаток. При регулярном выполнении следующих движений дома можно научиться лучше чувствовать собственное тело, умело им управлять.

«Красим забор»

Хорошо развивает пластику кистей и рук упражнение «красим забор». Необходимо красить забор, используя кисти рук вместо кисточки.

Какие упражнения делают руки послушными:

  • плавные волны от одного плеча к другому;
  • невидимая стена – необходимо руками прикасаться к невидимой поверхности, ощупывать ее;
  • гребля невидимыми веслами;
  • выкручивание белья;
  • перетягивание невидимого каната.

«Собери по частям»

Более сложное задание – «собери по частям». Надо собрать по частям какой-нибудь сложный механизм – велосипед, вертолет, самолет, создать из досок лодку. Взять невидимую деталь, ощупать руками, показать размер, вес и форму. Зритель должен представлять, какая запчасть находится в руках у актера. Установить деталь – чем лучше пластика, тем быстрее зритель поймет, что собирает актер.

«Гладим животное»

Упражнение «гладим животное». Задача актера – погладить животное, взять его на руки, покормить, открыть и закрыть клетку. Зритель должен понимать – это пушистый заяц или скользкая, извивающаяся змея, маленькая мышка или большой слон.

Развитие координации

Актер должен обладать хорошей координацией. Этот навык позволяет выполнять сложные упражнения на сцене, выполнять несколько движений одновременно.

Упражнения на развитие координации:

  • Плаванье. Вытянуть прямые руки параллельно полу. Одной рукой совершать круговые движения назад, другой – вперед. Двигать руками одновременно, периодически менять направление движений каждой руки.
  • Постучать - погладить. Одну руку положить на голову и начать гладить. Другую руку поместить на живот, легко постукивать. Движения делать одновременно, не забывая менять руки.
  • Дирижер. Руки вытянуть. Одна рука совершает движения вверх-вниз на 2 такта. Другая – совершает произвольные движения на 3 такта. Или рисует геометрическую фигуру. Действовать обеими руками одновременно, периодически менять руки.
  • Путаница. Вытянуть одну руку, прямой рукой совершать круговые движения по часовой стрелке, при этом одновременно вращать кистью в другом направлении.

Эти упражнения первое время выполнять непросто. Но постоянная практика дает результаты. Каждое упражнение стоит повторять не менее 10 раз каждый день.

Сценки и этюды для начинающих актеров

Начинающему актеру необязательно все придумывать с нуля. Умение качественно копировать и подражать – неотъемлемая часть сценического мастерства. Нужно просто найти фильм с любимым персонажем, постараться максимально точно скопировать его мимику, движения, жесты и речь, передать эмоции и настроение.

Задание кажется простым, но на первых порах могут возникнуть затруднения. Только регулярные занятия помогут отточить мастерство подражания. В этом упражнении не обойтись без внимания и умения сконцентрироваться на мелочах. Хорошим даром подражания обладает Джим Керри – у него есть чему поучиться.

Упражнение «Додумай»

Актерская профессия предполагает хорошо развитую фантазию и воображение. Развивать эти навыки можно при помощи упражнения «додумай». Необходимо пойти в места большого скопления людей, выбрать человека, понаблюдать, обратить внимание на внешний вид и манеру поведения. Потом придумать ему биографию, имя, определить род занятий.

Сценическая речь

Хорошая сценическая речь подразумевает не только четкое произношение и хорошую артикуляцию. Хороший актер должен уметь тихо кричать и громко шептать, одним только голосом передавать эмоции, возраст и душевное состояние героя.

Чтобы научиться предавать эмоции словом, необходимо какую-либо простую фразу произнести с точки зрения разных персонажей – маленькой девочки, зрелой женщины, мужчины в возрасте, знаменитого актера или политического деятеля. Нужно найти особенные интонации для каждого персонажа, использовать типовые речевые обороты.

Упражнения для развития сценической речи:

  • Задуваем свечи . Набрать побольше воздуха, поочередно задуть 3 свечи. Количество свечей нужно постоянно увеличивать, задействовать при вдохе мышцы диафрагмы.
  • Отрабатываем технику выдоха . Для этого упражнения подходит стихотворение «Дом, который построил Джек». На одном дыхании необходимо произносить каждую часть произведения.
  • Улучшаем дикцию . Невнятная речь недопустима для хорошего актера. Нужно честно определить проблемные звуки в своей речи, ежедневно произносить скороговорки, которые направлены на устранение проблемы. Заниматься надо не менее получаса 3–5 раз в день. Скороговорки учат четко говорить в быстром темпе, что крайне важно в актерской деятельности.
  • Интонация играет видную роль в создании правильного образа . Для тренировки необходимо ежедневно читать вслух художественные драматические тексты.

Упражнения по актёрскому мастерству можно изучать самостоятельно, на помощь придут различные тренинги. Но лучше заниматься в компании таких же единомышленников – можно пойти на курсы или устраивать дома театральные вечера. Главное, никогда не сдаваться, всегда верить в собственный талант, двигаться к намеченной цели.

Конспект занятия театрального кружка для младших школьников

Тема занятия: Этюдная деятельность. Этюды на импровизацию.
Цель:
Обучающая: научить обучающихся выполнять образные упражнения, используя различные средства общения (жесты, мимику, речь).
Развивающая: развитие умения согласовывать свои движения с движениями партнеров по спектаклю, умение слушать партнера и не мешать ему.
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства – творческое восприятие природы, жизни, искусства.

Задачи:
закрепить полученные знания в практической работе «Этюды на импровизацию по заданной теме»;
проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, а также изученных и сформированных на предыдущих занятиях.

Методы:
Словесные (объяснение, инструктаж)
Практические (практическая работа учебных упражнений, игровых упражнений)

Тип занятия: применение практических умений и навыков
Форма занятия : групповая
Вид занятия: взаимообучение, закрепление изученного материала.
Оборудование:
реквизиты (стулья, перья, бисер, лоскутки ткани),
наглядный материал для импровизации.
Межпредметные связи : музыка, мировая художественная культура.
Ожидаемый результат:
Обучающихся должны научиться основам построения этюда, как основной составляющей актерского мастерства.

Ход занятия.

I. Приветствие. Организационный момент

Цель: настроить обучающихся на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние детей до начала занятия
Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с обучающимися, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…
Обучающиеся приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы обучающихся: проявление чувства, переживания.
Руководитель кружка: Уважаемые дети! Сегодня темой нашего занятия является «Этюдная деятельность. Этюды на импровизацию»
Целью нашего занятия является закрепление полученных знаний в практическом применении выполнение образных упражнений, используя различные средства общения (жесты, мимику, речь).
Мы с вами в течение нескольких предыдущих занятий изучали тему «Этюдная деятельность».
Хочу напомнить вам, что этюд является основой развития актерского мастерства. Следовательно, чтобы овладеть основами актерского мастерства, мы должны хорошо овладеть техникой подготовки этюдов.
II. Актуализация опорных знаний.
Руководитель кружка. Изучая курс «Основы актерского мастерства» мы с вами изучили историю театра, его типы и виды. Кроме этого, мы изучили понятие сценической культуры, сверхзадача художественного произведения.
И сейчас мы с вами вспомним:
- Что такое этюд?
- Какова цель этюдной работы?
- Из каких компонентов состоит этюд?
- Что мы должны фиксировать и где импровизировать, работая над этюдом?
- На каком материале строится этюд?
- Что такое «предлагаемые обстоятельства» этюда?
- Какие бывают виды этюда?
- Каково место этюда в работе над постановкой драматического материала? (дети дают ответ)
Итак, суммируем изученное.
В современной театральной педагогике этюд - упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники и которая состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем. Желательно, чтобы этюд содержал меньше слов, или был совсем без слов. Этюдная зарисовка должна содержать определенные события из жизни предмета, а ее содержание ассоциироваться с логикой поведения человека в различных жизненных ситуациях.
На предыдущем занятии для закрепления этой темы вы получили такое домашнее задание: придумать парный и групповой этюд на темы: «Лучшие подруги», «Утренний рацион домашней птицы», «Животные». Но перед тем, как вы покажете свои этюды, мы построим «Творческий круг», которое поможет вам настроить себя на выполнение своего домашнего задания.
(Руководитель проводит разминку)
Упражнение 1. Обучающиеся под музыку по кругу, высоко поднимая ноги, делают несколько шагов, от медленного до самого быстрого.
Упражнение 2 . Становятся в шахматном порядке, четыре шага вперед, семь назад,три вперед и один назад (2 раза).
Упражнение 3. Дети стоят в колонне по одному, по сигналу руководителя идут, изображая хомячков с надутыми щечками. Когда пришли, останавливаются, хлопают себя по щечкам, потом снова надуваются и уходят. Мы должны размять наши ротики, и это артикуляционная гимнастика, чтобы мы правильно и четко произносили слова - это называется дикция и это важный компонент культурного языка.
Упражнение 4. Обучающиеся четко произносят скороговорки, которые уже знают и сочетают их с игрой в творческом кругу.
(Дети выполняют подготовленные этюды под музыкальное сопровождение)
Руководитель кружка. Вы хорошо справились с домашним заданием и раскрыли в своих этюдах тему и добились поставленной цели. Самым важным является то, что вы включили вашу фантазию и смекалку, полученные ранее знания с умением использовали на практике.
Мы с вами изучили создание этюдов с воображением, а теперь мы научимся создавать этюды на импровизацию.
Этюд как мы знаем - это упражнение, которое помогает нам развивать свое актерское мастерство. Актерские навыки нужны в повседневной жизни, а обладание ими делает вас открытыми к общению, убедительными, позволяет общаться с кем угодно и на любые темы.
Быть выразительным - эмоционально и словесно, запоминаться. Чтобы этого достичь, достаточно развить свою природную артистичность, избавиться от зажимов - внутренних и телесных, страха сказать или сделать что-то не так.
Итак, этюд на импровизацию - это всегда небольшой отрезок жизни, созданный воображением, который базируется на запасе наблюдений и живыми чувствами исполнителя, то есть - событийный эпизод.
Главное в нем воссоздать событийное движение. Какое-то событие взятое отдельно и сыграное – становится главным.
Темы для импровизации, которые вы сейчас получите – это лучший путь развития ваших творческих способностей и уверенности в себе. Приобретенные знания помогут вам не только сыграть свою первую роль, но и чувствовать себя увереннее в любой жизненной ситуации.
Сейчас вы сыграете этюд на импровизацию «Поход в супермаркет».
Парные этюды:
Этюд 1. «Самый яркий сказочный сон»
Этюд 2. «Дорога в Центр творчества»
Этюд 3. «В городском транспорте».
(Дети выполняют этюды под музыкальное сопровождение)
III. Заключительная часть.
Руководитель кружка. Мы сегодня с вами на практике усвоили создание этюдов на импровизации. Вы хорошо справились со своими заданиями и закрепили их на практике.
Заключительное слово руководителя.

МО Красноуфимский округ

МКОУ «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»

Театральное творчество

младших школьников

Сборник упражнений, заданий и игр

Электронный сборник

учитель начальных классов

Чатлык

2015 год

Театральное творчество младших школьников. Сборник упражнений, заданий и игр. Комарова Т.А. 2015.

Пособие для педагогов содержит комплекс упражнений, заданий и игр с методическими рекомендациями, используемые на уроках и занятиях театральным творчество, направленные на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления. Цель пособия – оказать помощь учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования в подготовке к урокам, занятиям и создания на них творческой атмосферы.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………………………...с.4

1.Театральное творчество

1.1. Основные направления работы с детьми………………………………….. с.6

2. Приложение

2.1 Артикуляционная гимнастика…………………………………………… с.10

2.2.Стихи для театра……………………………………………………………с.13

2.3.Скороговорки………………………………………………………………с.15

2.4.Игры ………………………………………………………………………. с.17

2.5.Ритмическое чтение……………………………………………………….. с.21

2.6.Мимические каноны……………………………………………………… с.23

2.7.Маски………………………………………………………………………. с.24

2.8. Упражнения, задания, игры……………………………………………… с.25

Используемая литература……………………………………………………………………с.29

Пояснительная записка

Актуальность: В современном обществе резко повысился престиж интеллекта и научного знания. Отсюда стремление научить детей читать, писать и считать, а не способности чувствовать, думать и творить. Таким образом, эмоционально-духовная сущность превращается во вторичную ценность. Дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны.

Электронные игрушки и компьютеры, популярные в последнее время, не способны компенсировать ребенку детское сообщество, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности. Такие дети не умеют занять себя в свободное время, на окружающий мир смотрят без особого удивления и интереса, как потребители. У них недостаточно развиты память и внимание, а психологи, отмечая недостаток наблюдательности и творческой выдумки, часто ставят диагноз: "не доиграл", т.е. не натренировал свою фантазию в радостном процессе игры.

Работая с детьми на уроках музыки в школе, у меня возникла потребность найти такую форму развития у детей творческих способностей, которая была бы близка и интересна мне и максимально действенна и эффективна для детей.

Так, мною была разработана программа «Театральное творчество» для учащихся начальных классов.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат.

Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

Опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

Помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

Через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

Научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Уроки театрального творчества необычные, проводить занятия нужно эмоционально и увлекательно. На уроках от педагога требуется хорошее настроение и доброжелательность. На протяжении нескольких лет мне пришлось выработать определённую структуру занятий.

Структура урока выглядит так:

    Приветствие и артикуляционная гимнастика

    Гимнастика для лица

    Скороговорки

    Упражнения на технику речи (стихи, ритмическое чтение)

    Задания на пластику движений (игры)

    Подвижные игры

Структура может меняться. Это зависит от основной цели урока, возраста школьника, степени усвоения материала. Только нужно следить за тем, чтобы статичные упражнения чередовались с подвижными, своевременно происходила смена одного задания другим.

Важным условием всей работы является сохранение игрового начала: короткое объяснение – пробный показ – краткий анализ показа – поточный показ и анализ учеников – поощрение лучших. Излишний разбор ошибок снижает интерес детей и эмоциональность урока.

Каждый урок должен обязательно нести в себе какой-то новый элемент, упражнение задание или игру. Если задание оказалось сложным для ваших детей, то его надо заменить на более лёгкое, чтобы к нему вернуться на другом этапе.

Особое место в занятиях уделяется работе с воображаемым предметом, которой мы уделяем большое внимание на протяжении всего курса. Это один из элементов системы К.С.Станиславского, очень ценимый им, который обогащает фантазию, развивает творческое воображение, логику и последовательность действий.

Основная работа по развитию речи (постановка дыхания, тренировка речевого аппарата, пословицы и скороговорки) ведётся в первые два года обучения, когда дети это делают с удовольствием. На третьем году обучения мы больше внимания уделяем выразительности речи, ищем краски для выражения творческих идей, задумок.

Заканчиваем урок, как правило, эмоциональными занимательными или подвижными играми, чтобы дети ушли с занятия с хорошим настроением.

    Театральное творчество

    1. Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи . Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи . Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Основными требованиями в работе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений, развивающих именно эти навыки:

    Домысливание предлагаемых обстоятельств;

    Рассказ о герое от его собственного лица;

    От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;

    Придумывание событий до этюда и после него;

    Характеристика героя по его собственной речи и т.д.

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.

На заключительном выступлении показываются инсценировки стихов, фольклорные праздники, «деревенские посиделки». Школьники участвуют в спектакле как в коллективном творчестве, используя рабочую терминологию актерского искусства.

Упражнения по развитию речи

«Артикуляционная гимнастика»

Прежде всего, обращается внимание детей на то, что для достижения выразительности речи им нужно хорошо развитые губы. Произнести скороговорку с вялыми губами нельзя, а для этого нам нужно их «размять», как разминается спортсмен перед соревнованиями. Некоторые упражнения могут показаться смешными, но нужно сдерживаться и старательно выполнять эти движения.

Каждое упражнение делается по 5-8 раз, после чего следует пауза, во время которой губы расслабляются.

Пословицы и поговорки

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать её шёпотом, но так, чтобы тебя услышали в конце класса. Только после этого произнести её вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.

Пословицы выражают народную мудрость. И от детей нужно требовать не просто её произнести, а выразить её смысл. Говорить её надо, всегда к кому-то обращаясь!

«Дыхательная гимнастика»

Все встали и сделали вдох! На секунду задержали воздух и спокойно сделали выдох, произнеся определённый звук. Не надо стараться взять воздух до предела и не нужно напрягаться! На три секунды - вдох, секунда – задержка, на пять секунд спокойный плавный выдох. Диафрагматическое дыхание совершается главным образом при помощи опускания диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперёд. Это не исключает рёберного дыхания, когда расширяются боковые стенки грудной клетки. Правильным дыханием является смешанно-диафрагматическое. Нужно объяснять детям, как при чтении стихов правильно добирать воздух, чтобы не разрывать строчки.

Упражнения для голоса неразрывно связаны с дыханием. Поэтому важно следить за добором дыхания, положа ладонь на живот. Некоторые ребята говорят глухо, тихо, как бы «в живот». Нужно вывести звук в артикуляционный аппарат, вперёд.

«Ритмическое чтение»

Ритм – слово греческое, обозначает соразмерность, стройность – соразмерное чередование музыкальных звуков, одно из основных выразительных и формообразующих средств музыки. Ритм отражает ритмику речи и методику стиха.

Для проведения ритмического чтения я воспользовалась карточками. Карточки для учителя и для учащихся. Я начинаю читать, а дети должны почувствовать ритм стихотворения и продолжить его чтение из своей карточки. В притихшем классе звучит мой голос необходимой силы, тембра; дети практически знакомятся с темпом речи, эмоциональной окраской стиха. При необходимости нужный отрывок можно повторить. Предлагаю детям продолжить чтение стихотворения в нужном ритме, начатое мной. Правильное нахождение отрывка поощряется. Это вырабатывает сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения.

Выразительность

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

    раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;

    передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

«Мимические каноны»

Эмоции - это мимические выражения психических процессов, которые проявляются в человеческих лицах и показывают отношение человека к окружающему миру. Если выделить в лице человека основные физиономические черты или иначе сказать эмоциональные элементы, то мимика лица представляет строгую логическую систему, согласно которым можно систематизировать различные явления окружающего мира и аспекты человеческой жизни, и в том числе можно систематизировать эмоции.

Эмоции или настроения. Особенностью настроений по сравнению с эмоциями является большая продолжительность и длительная постоянность эмоциональных переживаний .

Повторяем: улыбнулись, испугались, поревели и т.д.

Маска

Слово «маска» произошло от русского слова «мазать». Вначале так называлось все, что наносилось на лицо (маски из растений для ухода за кожей или разрисованные маски богов). Потом появились маски театральные, их использовали актеры, чтобы изобразить какого-либо героя. Сейчас слово «маска» означает «накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или героя из сказки, мультфильма».

Маска позволяет перевоплотиться, то в героя, то в злодея, то в глупца, то в мудреца! Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается - театральное представление.

ПРИЛОЖЕНИЕ

2.1. Артикуляционная гимнастика

Окошко

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Широко открыть рот - «жарко», закрыть рот - «холодно»

Чистим зубы

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи и внутри

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Месим тесто

Улыбнуться, пошлепать языком между

губами - "пя-пя-пя-пя-пя...«, покусать кончик языка

зубками (чередовать эти два движения)

Чашечка

Ободок у языка – тонкая полоска,

Вверх его мы загибаем-

Чашечку мы получаем.

Шарики

Надуть щёки, сдуть щёки

Дудочка

Мои губы – трубочка-

Превратились в дудочку,

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Загнать мяч в ворота

«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Заборчик

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Маляр

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд-назад –

Наш маляр работе рад!

Грибочек

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

Пароход гудит

Губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое

"ы-ы-ы..."

Индюки болтают

Рот чуть-чуть приоткрываю,

Язычок приподнимаю,

На губу положу, по губе им повожу.

Бл-бл-бл – заболбочу.

Киска

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Лошадка

Я лошадка серый бок!

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

Орешки

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки "

Часики

Влево –вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Блинчик

Улыбнуться приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

2.2. Стихи для театра

Осень - Зима

Бабу снежную лепила
Света в садике сама,
Только пальчики застыли,
Заморозила зима.

Подошел Андрей к сестричке,
Говорит серьёзно ей:
- Как наденешь рукавички,
Будет пальчикам теплей.

Света варежки надела,
Это сразу помогло:
Ручки Светины согрелись
Стало пальчикам тепло.


Возле дома снежный дед
В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу,
Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть
Бабу снежную лепить.
А она сказала: - Скука!
Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат –
Маленьких снеговичат.


Шел однажды
Дед Мороз
По лесной аллее.
Видит –
Кустик,
А на нем
Ягоды алеют!
Что за чудо!
Средь зимы
Ягоды алеют!
Осторожно дед Мороз
Вышел из-за ели.
Только – фьють!
И кто куда –
Ягоды взлетели!
Вот так чудо!
Нет, не чудо:
Снегири взлетели!


Я – белый гриб, я – царь грибов,
Бесценный дар грибных лесов.
Росту в дубраве и в бору.
Прославлен широко в миру.
И если ты меня найдёшь,
Узнаешь сам, как я хорош!


Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.


Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....


2.3. Скороговорки

Слово СКОРОГОВОРКА составлено из основ двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ.

Скороговорки

    учат чёткому и внятному произношению;

    помогают овладеть техникой речи.

Наши руки были в мыле,

мы посуду сами мыли,

мы посуду мыли сами –

Помогали нашей маме!

Встретил в чаще ёж ежа:

    Как погода, ёж?

    Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Карп Карлыч

У Карла Карпыча

карпа купил.

На рынке Кирилл

крынку и кружку купил.

Пётр Петров

Пошёл погулять,

Поймал перепёлку,

Пошёл продавать.

Просил полтинник,

Получил подзатыльник.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека цап.


2.4. Игры для театрального творчества

    Игра «Давай притворяться»

-кушать мороженое

-чистить зубы

-пить молоко

-расчёсывать волосы

-задувать свечу

    Игра «Кто что делает?»

-Что этот предмет делает?

- ветер - лягушка

- солнце - облако

- дерево - варежка

- дом

- машина

- кошка

3. Игра «Что было бы, если…»

    -если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?

    -какое желание ты загадаешь, если найдёшь волшебную лампу?

    -куда ты полетишь, если у тебя будет ковёр – самолёт?

    -тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?

    -если бы ты был воспитателем?

    -если бы ты стал совсем зелёным? Чем ты тогда будешь?

    -если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда хотел стать?

    Игра «Что ты видишь?»

    Назови предметы, которые ты видишь?

    -я вижу…

    Игра «Каким бывает?»

Дерево – большое, зелёное, высокое, раскидистое, лиственное, хвойное, маленькое, стройное.

-молоко

-друг

-лес

-мультфильм

6. Игра «Кто откуда?»

    Назвать место, где этот представитель животного мира живёт: небо, море, земля, вода, трава.

    -кузнечик - щука - зебра

    -дельфин - заяц - орёл

    -ласточка - воробей - змея

    -медведь - лягушка - бабочка

    -улитка - акула - налим

    Игра «Угадай конец фразы»

    Дети ели ка..

    На столе лежит бумага и кра..

    В лесу растут гри..

    В саду растут цве..

    У нас есть петух и..

    Зимой бывает хо..

    Игра «Шаги»

Кто быстрее доберётся до доски, говоря на каждый шаг слова.

-имена - деревья

-вежливые слова - ласковые слова

-овощи - слова утешения

-фрукты - всё мокрое

-животные - всё горячее

-цветы - всё круглое

    Игра «Как можно узнать?»

-холодно на улице или нет?

-сварилась картошка или нет?

-сладкий ли чай?

-пишет фломастер или нет?

-высохла ли рубашка?

-крепко ли завязана верёвка?

-есть ли вода в стакане?

-есть ли мячик в закрытой коробке?

-есть ли кто в доме?

-интересная ли книжка?

10. Игра «Построить взрослых»

-по степени значимости

    -по росту

    -по цвету волос

    -по длине волос

    -по силе

    -по толщине

11. Игра «Часть и целое»

Часть какого предмета или существа вы называете?

    Винт-вертолёт, самолёт

    Колесо- стрелка- карман-

    Руль- кнопка- дверь-

    Парус- страница- ветка-

    Вагон- каблук- шишка-

    Крыша- козырёк- перо

12. Игра «Не говори, НЕТ»

-Деревья высокие?

    -Да

    -На деревьях сидят птицы?

    -Да

    -На деревьях сидят машины?

    -…

13. Игра «Что вокруг?»

    Вот стоит автомобиль, а что у него есть?

    -руль, сиденье, дверцы, колёса, мотор.

    -А что есть у дерева?

    -А что есть у дома?

    -Что вокруг дома?

    -Что на улице?

    1. Ритмическое чтение

    Завести велели мне

    Новые привычки

    Никогда девчонок НЕ

    Дёргать за косички

    Никогда с братишкой НЕ

    Драться за обедом

    На уроках больше НЕ

    Говорить с соседом

    Я согласен даже НЕ

    Рисовать на карте!

    И согласен даже НЕ

    Танцевать на парте!

    Но не смейте делать мне

    Никаких упрёков

    Если даже я и НЕ

    Выучу уроков

    В старину учились дети

    Их учил церковный дьяк,-

    Приходили на рассвете

    И твердили буквы так:

    А да Б – как Аз да Буки,

    В –как Веди, Г –глагол.

    И учитель для науки

    По субботам их порол.

    Трудно грамота давалась

    Нашим предкам в старину,

    А девицам полагалось

    Не учиться ничему.

    Обучались лишь мальчишки

    Дьяк с указкою в руке

    Нараспев читал им книжки

    На славянском языке

    Есть слова – словно раны,

    Слова - словно суд, -

    С ними в плен не сдаются и в плен не берут

    Словом можно убить, словом можно спасти

    Словом можно полки за собой повести!

    Словом можно продать, и предать, и купить

    Слово можно в разящий свинец перелить.

    Но слова всем словам в языке у нас есть,

    Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь:

    Повторять их не смею на каждом шагу,-

    Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

    Откуда начинается Россия?

    С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

    О чём грустят глаза её степные

    Над камышами всех её озёр?

    Россия начинается с пристрастья

    К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

    Вот в чём её звезда.

    Она прекрасна!

    Она горит и светит в темноте

    Отсюда все дела её большие,

    Её неповторимая судьба.

    И если ты причастен к ней, - Россия

    Не с гор берёт начало, а с тебя.

    Вверх, по недоступным

    Крутизнам встающих

    Гор, туман восходит

    Из долин цветущих;

    Он, как дым, уходит

    В небеса родные,

    В облака свиваясь

    Ярко-золотые.

    Луч зари с лазурью

    На волнах трепещет:

    На востоке солнце,

    Разгораясь, блещет.

    И сияет утро,

    Утро молодое…

    Ты ли это. Небо

    Хмурое, ночное?

    Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лёд…

    На красных лапках гусь тяжёлый

    Задумав плыть по лону вод,

      1. Упражнения, задания и игры.

    Задания и игры

      «Зёрнышко»

    В зёрнышке или семечке как бы спрятаны разные растения. Мы попытаемся из зёрнышка «вырасти», превратиться в какое-нибудь растение, вид которого я изображу при помощи своего тела и рук. Теперь мысленно представьте дерево, которое будете изображать. Я буду считать до десяти, а вы в это время - «расти».

    2. «Ай да я!»

    Сидя в полукруге, дети по порядку ведут счёт, начиная с 1, но пропуская число 3, а далее все числа, которые делятся или оканчиваются на 3, вместо них говорят: «Ай да я1» Кто ошибся – выбывает.

    3. «Эстафета»

    Слева направо нужно быстро встать, чётко назвать имя и фамилию, сесть. Как только один ученик коснётся сиденья, встаёт другой и т.д.

    4. «На одну букву»

    За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «с». Кто первый?

    5. «Кто сзади?»

    Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Тот, на кого я укажу, подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.

    6. «Фотографы»

    У стола три ученика. Какое-то время их рассматривает класс. Они выходят за дверь, что-то меняют в своём облике, даже могут меняться одеждой и обувью. Класс должен восстановить их прежний облик.

    «Индивидуальные задания»

    1.«Рисунок пальцами»

    Двое или несколько ребят становятся друг перед другом и поочерёдно «рисуют» в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники должны угадать и назвать нарисованное.

      «Сочини сказку»

    В сказках всегда происходят разные события и чудеса. Мы будем внимательно слушать своих товарищей, которые будут говорить по фразе, выстраивая сюжет сказки. Например, первый говорит: «Алёнушка собирала в лесу грибы», второй: «Она собрала уже почти целое лукошко», третий …

      «Общая работа»

    Различные виды работ выполняют вместе два ученика: поднимают и перенося воображаемое бревно; гребут «катаясь на лодке»: «пилят дрова» двуручной пилой; качают воду при помощи пожарной помпы и др.

      «Рассказ – картинка»

    Сейчас мы нарисуем картину. Каждый из вас по очереди должен сказать слово или предложение, чтобы у вас получилась словесная картина. Например, один говорит слово «скамейка», второй – «парк» и т.д. Чем больше деталей, тем лучше.

    Игры с использованием карточек

      «Слово наоборот»

    Ведущий называет слово, а дети должны его сказать наоборот. Сначала надо давать простые слова: кот, роза,…а потом задание можно усложнить.

      «Земля и воздух»

    Кидающий мяч должен громко сказать слово «Воздух», «Земля» или «Вода», а тому, кто ловит мяч, нужно мгновенно назвать птицу, животное, рыбу или насекомое, которое обитает в этих средах.

      «Мячики со словами»

    Ученик, кидающий мяч, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол. Костёр … горит.

      «Фоноскоп»

    С помощью этого фантастического прибора можно по звуку узнать любую вещь. Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь? Звуки разные - карандаш постукивает то по книге, то по стулу.

      «Тень»

    Разделитесь на пары. Один в каждой паре будет Человеком. Он ходит по комнате, как в лесу, собирает грибы, рвёт ягоды, ловит бабочек. Второй будет его тенью. Он следует за его спиной.

    Творческие задания на сценической площадке.

      «Войди в образ»

    Нужно пройти по сцене, потом встать и пройти уже в образе того или иного человека: очень старого, больного, раненого.

      «Профессионалы»

    Вообразите себя представителем той или иной профессии и при помощи искусства пантомимы покажите его в работе. А мы зрители, должны догадаться, кого вы изобразили.

      «Окно»

    Между вами окно с очень толстым стеклом, через которое звуки не проходят. Вы хотите что-то сказать товарищу. Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщить партнёру. Для этого он может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах.

      «Скульптор и модель»

    Представьте, что вы скульптор и из глины творите образы людей разных профессий. Скульптор задумывает, в каком положении фигура каждого будет воплощена в скульптуре.

    Развивающие игры

      «Повтори быстро»

    Если ведущий говорит слово «повторите» и следом называет любое другое слово, то дети должны его повторить. А если ведущий говорит слова: «Скажите», «громко», то тот кто их повторит – выбывает.

      «Выполни уговор»

    Водящий стоит перед строем. Уговор с игроками: если водящий кланяется, то все поворачивают головы в стороны; протягивает к ним руки – скрещивают руки на груди; топнет ногой – они тоже топают.

    Командные игры

      «Пройди спиной вперёд»

    На пути ставятся один за другим с интервалом три стула. Нужно обойти стулья «змейкой», двигаясь спиной вперёд, затем пробежать по прямой и осалить следующего.

      «Испорченный телефон»

    Каждой команде даётся по короткой скороговорке. По сигналу первый читает скороговорку и шёпотом передаёт второму, третьему и т.д. Кто быстрее и не исказит.

    «Сказочные эстафеты»

      «Конёк – горбунок»

    Положив на спину мяч и придерживая его руками, добежать до стула, влезть на него, издать ржание коня и вернуться бегом к старту.

      «Лягушка – путешественница»

    Два ученика кладут на плечи палку и держат её руками. «Лягушка» висит на руках, поджав ноги. Нужно обежать стул и вернуться. Лягушка всё время должна квакать!

      «Лиса Алиса и кот Базилио»

    «Коту» надевают повязку на глаза и «шлёпанцы» на ноги. «Лиса» берёт одной рукой за щиколотку ноги сзади, а другой рукой опирается на плечо «кота»Так им надо преодолеть дистанцию до стула, где Базилио возьмёт 5 монет, и вернуться обратно.

    Используемая литература:

      Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2013.

      Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2011.

      Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2011.

      Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению

    дикции. – М., 2013.

      Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2011.

Опыт работы педагога дополнительного образования. Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка

Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым.
Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на первом году обучения- сплотить дружный творческий коллектив. Впервые придя на занятие, ребята испытывают большие затруднения в общении: они стесняются педагога, друг друга, боятся выходить на сцену, при виде зрителя, не могут говорить громко и четко. И чтобы ребятам помочь на своих занятиях я использую развивающие театральные игры.
Игра, как особая форма общения в процессе театральной деятельности, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психологических процессов: (внимания, памяти, воображения, речи), являющимися основополагающими компонентами актерской деятельности.
Методы, формы и содержание театральных игр и тренингов, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели:
- погружают детей в присущую им атмосферу игры;
- развивают память, внимание, воображение, фантазию, творческое мышление;
- придают учебному процессу необходимые для ребят качества интересного, увлекательного и веселого труда.
Основные требования, которым я придерживаюсь в организации игр:
- Содержательность и разнообразие тематики игр на занятиях.
- Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации игр.
- Постоянное, ежедневное включение игр во все формы педагогического процесса.
-Последовательность и постепенное усложнение содержания тем и сюжетов, выбранных для игр, соответствующих возрасту и умению детей.
Проанализировав свою игровую деятельность на занятиях, я составила список игр, упражнений и тренингов, которые я использую на данном этапе своей педагогической деятельности.
Это развивающие игры и упражнения, которые включают в себя:
Игровые упражнения на развития воображения и фантазии;
Сценическое внимание и память;
Речевые упражнения;
Этюды;
Игровые упражнения на сплочения коллектива;
Игры- драматизации.

Игровые упражнения на развития воображения и фантазии
Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Цель: развитие творческого воображения, мышления и фантазии.
На таких упражнениях дети могут работать коллективно, в группах или в парах.
«Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем "скульптор" и "глина" меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.


«Волшебная палочка». Упражнение проводиться в группах. Требования к упражнению: вижу, как дано, отношусь, как задано. В этом упражнении ребята по очереди оправдывают предметы (карандаш-чем он может быть? - червяком, градусником, дирижерской палочкой, микрофоном).
«Сказка». Упражнения выполняется в группах, или в парах. Каждый выбирает себе сказку (в начале занятия определяем каким способом будем работать- лепить или рисовать) по итогу дети демонстрирую свое произведение и рассказывают по иллюстрациям свою придуманную сказку. Педагог может усложнить задание и попросить ребят играть по ролям сюжет выбранной ими сказки.
«Живая картина». Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный мной человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:
1) действовать в довольно быстром темпе;
2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур.

Сценическое внимание и память
Цель: развитие произвольного и не произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти.
«Зеркало». Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала".


«Сыщики». Каждый участник выполняет какие-либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты я предлагаю угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их «подозреваемый»
«Упражнение с предметами». На столе произвольно раскладывают несколько предметов (это могут быть карандаш, пинал, тетрадь, часы, монета, клей, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Ведущий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места.
«Пианино». Учащиеся садятся рядом и друг другу кладут руки на колени, задача запоминать последовательность выполнения движений, придерживаться темпа и ритма игры.

Таких игр, тренингов и упражнений очень много. На каждое занятие я стараюсь подбирать что-то новое.
Особое внимание уделяю речевым играм. Очень часто у детей младшего школьного возраста встречается недостаток речи такие как: «проглатывание» или «съедание» окончания слова, невнятность, нечеткость.
Причины невнятной речи: неподвижные, вялые губы, плохо раскрытый рот. Чтобы избавится от этих недостатков, я выполняю с детьми такие упражнения:
артикуляционная гимнастика, которая позволяет развивать дикционный аппарат (губы, язык и челюсть).

Хороший результат в сценической речи дает использование чистоговорок и скороговорок.
Чистоговорки - это те же скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания.
Использую логическое обыгрывание скороговорок.
Задание: сказать скороговорку:
От топота копыт, пыль по полю летит.
Требование к упражнению:
- Сказать с радость,
- с упреком,
- с огорчением,
- с насмешкой,
- по секрету.
Так же использую игровые упражнения для развития речи в движении, за основу берутся ранее изученные скороговорки и подбор к ним разных, не сложных движений, которые выполняются совместно.
Тренировка речи в движении воспитывает умение соединить в единое сценическое действие речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу действия темпо-ритмах.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Игры на сплочения коллектива.
Позитивные отношения между детьми - залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей играть вместе, а не рядом.
Самые часто используемые мной это игры –соревнования.
Цель таких игр:
-Развивать чувство собственной значимости, самоуважения.
-Учить детей преодолевать замкнутость, пассивность.
-Формировать умение проектировать свои действия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать с ними свои действия, предлагать свою помощь, соблюдать правила, сотрудничать в совместной деятельности.

Игра- драматизация.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли… В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Этюды.
На своих занятиях актерского мастерства мне важно научить детей умению подлинно действовать в вымышленных обстоятельствах:
Чтобы научить детей действовать в предлагаемых обстоятельствах. Я использую развивающие упражнения- этюды (этюд-это эпизод, со своей маленькой историей) Например: создать живую картину (столовая, парк, перемена, стадион и т. д.) Каждый исполнитель определяет для себя, кто он в этой ситуации? Что он может делает? Здесь проявляется важное качество - импровизация. В театральном искусстве это необходимо для исполнителя.
Такие упражнения развивают у детей логику мышления, внимания, фантазию, и главный аспект - коллективно-творческая деятельность.
Содержание этюдов самое разнообразное: одиночные, парные, групповые. Все выдуманные ситуации должны ребятам быть знакомы, по их жизненному опыту. Важно, чтобы они верили в то, что они делают на сцене. В этюдах дети показывают все условно, предметы все воображаемые. Чтобы достоверно показывать, делаем упражнения: действия с воображаемыми предметами. Пример:
Конфета (учитывая объем, вес,) или книга (старая, новая, тяжелая, легкая), сначала я даю детям предметы настоящие, чтобы они подержали, посмотрели со всех сторон, покрутили в руках. После того, как дети познакомились с предметом, показывают условно.

Театральный кружок «Мир сказки» существует в нашем детском саду 4 года. Кружок еще молодой, но уже есть некоторые успехи, это, прежде всего наши дети. Как отмечают педагоги и родители: произошли изменения в сфере развития у детей навыков общения. Повысился уровень поведенческой активности, дети стали более активны, любознательны. В группе детского сада дети, посещающие театральный кружок стали лидерами, они могут самостоятельно организовать совместную деятельность со сверстниками, построить свое отношение с взрослыми. Как отмечают воспитатели групп, дети стали менее конфликтны, агрессивны.

Главная цель театрального кружка «Мир сказки» – развитие социальной уверенности детей посредством театрального искусства. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.).

Вся работа построена на игровых приемах, с использованием социогровых методов. На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно- индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей. Набор в кружок «Мир сказки» ведется по желанию детей и по рекомендации педагога-психолога. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.

Первое занятие (совместно с педагогом-психологом) направлено на самовыражение детей, на объединение совместной деятельностью, на знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, на развитие сплоченности и повышению самооценки.

Второе занятие – направлено на развитие театральных навыков: разыгрывание этюдов, сценок, работа над сценическим образом, над эмоциональностью речи, разучивание ролей, кукловождение.

Дети театрального кружка активно участвуют в жизни детского сада и города. Предлагаем конспект открытого занятия нашего кружка.

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности с использованием социгровых методов «Мы играем» для детей старшего возраста

Программное содержание

  • Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, понтомимимки. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
  • Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
  • Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
  • Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.
  • Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
  • Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.

Предварительная работа

  • Игровые упражнения: «Приветики», «Hello», «Я сам».
  • Беседа с детьми о животных Африки и их повадках.
  • Двигательные упражнения: «Осенние листочки», «Камешки».
  • Пальчиковые игры: «Рыбак», «Ежик», «мыши и кот».
  • Разучивание этюдов: «Ёж», «Заяц», «Подарки», «кочерыжка».
  • Чистоговорки: «Медведь», «Лебеди».

Оборудование: 2 набора стульев по количеству детей, малые цветные квадраты по количеству детей, большие цветные квадраты по количеству этюдов с заданиями, стол накрытый тканью, стол с пиктограммами (12 штук: радость, грусть, удивление, страх)

Музыкальный материал:

  • Игра «Мартышки», музыка В. Гоголева.
  • Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железнова.
  • Игра «Молчанка» Е. Макшанцева.

Сценарий занятия

Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель.

(положение детей)

Ведущий:

Как живешь? Вот так!
(большой палец)
А плывешь? Вот так!
(показ)
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!

(Педагог протягивает руки, призывая детей построить круг)

Игровое упражнение: «Приветствие»

Ай, тили-тили-тили
Мы поутру в сад ходили (по кругу)
Вот нас … повстречал (называем имя)
Как же он нас, привечал.

Дети: А вот так!

  • Добрый день
  • Привет
  • Жесты
  • Проигрываем все варианты детей

Все: Ответ детей на приветствие хором (3-4 варианта)

Ведущий: Ребята, посмотрите, сегодня у нас на занятии гости, поприветствуем их каждый по-своему. (вариант общего приветствия)

Ведущий:

Не печенье, не ватрушки
Не сметану, не ирис
Любим мы играть в игрушки
Днем и ночью, подивись.
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи, а вот шары.

Выбирайте, ребятишки, все что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?

Дети:

  • Музыку
  • Настроение
  • Игрушки

Ведущий: Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем её отгадать.

(Дети располагаются на ковре полукругом)

Упражнение двигательно-игровое «Любимая игрушка» (выполняются по желанию)

Ведущий: Я вам загадаю загадку про одну очень интересную игрушку, а вы попробуйте угадать.

Есть зеленые бананы,
Ловко лазить по лианам,
Это может … (обезьяна)

Ведущий: А какие обезьянки по характеру?

Дети: Веселые озорные.

Педагог приглашает детей в круг, вытягивая руки вперед.

Игра «Мартышки» муз. В. Гоголева

Мы веселые мартышки
Мы играем громко смехом (идут по кругу)
Все в ладоши хлопаем хлоп, хлоп
Все ногами топаем топ, топ
Надуваем щечки (надули)
Скачем на ножках прыг, прыг
И друг другу даже язычки покажем (язычок)
Оттопырим ушки
Хвостики вертушки
Пальчик поднесем ко рту (т-с-с)
Дружно прыгнем к потолку
Шире рот откроем
И гримасы строим (дети замирают с гримасами)

А как вы думаете, как еще можно двигаться?

  • игровой вариант
  • варианты детей (парами, врассыпную, движение спиной и т.д.)
  • подключить тело (части тела по очереди: голова, руки, ноги, туловище)

Ведущий: У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные, смешные мартышки. А как вы думаете, можно ли научить мартышек говорить? А с помощью чего?

  • Варианты детей
  • Конечный вариант – чистоговорки

Педагог предлагает детям сесть на стулья.

Ведущий: Кто желает выступить? (3-4 варианта) Послушайте, какая еще есть чистоговорка:

Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот

  • произносит педагог
  • жесты – с переходом на детей
  • в движении ––> с остановками
  • игра по кругу (с предметом)
  • изменяем темп, динамику

Педагог предлагает детям сесть на стулья, которые стоят попарно, таким образом, разделить детей на пары.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему обезьяны так быстро, ловко лазают по лианам?
Дети: (?) Потому что у них сильные, ловкие руки и пальцы!
Ведущий: А у нас?

Психогимнастика «Руки» (различное прикосновение)

Руки знакомятся сначала на себе
Руки ссорятся затем с другом
Руки мирятся
(работаем в парах)

А разминку сегодня проведет … (ребенок)

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1-2-3-4-5
Начинаем счет опять!
1-2-3-4-5
Вот и кончили считать.

Ведущий: А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз (дети достают цветные квадраты, в этот момент ведущий разлаживает на ковре большие квадраты с заданием) . А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте нам свой этюд.

Показ этюдов детьми

Разыгрываются знакомые этюды на усмотрение музыкального руководителя.

Ведущий: Вам понравились этюды? (Выслушать мнение детей) . А сейчас я приглашаю вас на музыкальный диван.

Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железновой (игра проводится под аудиозапись кассеты «Аэробика»)

Ведущий: Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (Дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг).

Игра «Молчанка» музыка Е.Макшанцевой

Раз, два – мы молчим!
Ничего не говорим.
(изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)
Раз и два и раз и два
Мы с тобой теперь друзья!
(кружатся со своей парой)

Игра проводится два раза.

Ведущий: Вы теперь все друзья! Вот наша встреча подошла к концу. В какие игры бы вам хотелось поиграть еще?
Дети: высказывают свое мнение.

Педагог проводит прощальную игру «Пузырь»

Раздувайся пузырь, (дети стоят кругу, взявшись за руки)
Раздувайся большой
И не лопайся – (отходят в стороны)
Он летел, летел, летел, (бегут по кругу)
И за веточку задел, хлоп! (сбегаемся в круг, обнимаемся)
В этом кругу прощаемся.

Литература :

  1. Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», «Владос», Москва 2003.
  2. М.Ю. Гоголева «Логоритмика в Д/с», Ярославль «Академия развития» 2006.
  3. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в Д/с», творческий центр, Москва 2003.
  4. В. Холмогорова «Азбука общения».
  5. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «речь» С-Петербург 2003.
  6. Н.Ф. Сорокина Программа «Театр – творчество - дети», Москва 1995.


 

Возможно, будет полезно почитать: