История возникновения и развития волейбола. Методика обучения и овладения элементами игры в волейбол детьми старшего дошкольного возраста

Алевтина Каленская
Обучение детей старшего дошкольного возраста спортивной игре «Волейбол»

Взаимодействие физ. инструктора с воспитателями и родителями (старшая группа)

Подвижные игры

Тема: передача мяча

Цель: упражнять в умении передавать мяч двумя руками сверху. Развивать согласованность движений ног, туловища и рук, мышечную си-лу.

Игра у стены

Дети встают у линии на расстоянии 2 м от стены. По сигналу ведущего начинают бросать волейбольный мяч о стену, ловят его иделают один шаг назад. Постепенно отступая от линии, бросают и ловят мяч. Выигрывает тот, кто ни разу не уронит мяч, и будет находится дальше всех от линии.

У кого меньше мячей.

Играют две равные команды, которые располагаются на своей половине площадки. У каждой команды по нескольку волейбольных мячей. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см. По сигналу взрослого игроки перебрасывают мячи на площадку противни-ка способом двумя руками сверху. Выигрывает команда, у которой на площадке после второго сигнала меньше мячей.

Охотники и утки.

Дети делятся на две команды – охотников и уток. На земле чертится большой круг (d=3-4 м). Утки размещаются в кругу, охотники вокруг круга. Охотники, перебрасывая большой надувной мяч, стараются попасть им в уток. Утки, в которых попали, выбывают из игры. Когда бу-дут запятнаны все утки, команды меняются местами.

Тема: Приём мяча двумя руками снизу.

Цель: способствовать формированию умения принимать мяч двумя руками снизу.

«Игра, играй, мяч не теряй!»

Играют пары, у которых один надувной мяч на двоих. По сигналу ведущего дети подбивают мяч снизу вверх несколько раз подряд. Причём, делают это так: один ребёнок подбрасывает мяч и отходит в сторону, другой принимает его снизу и выполняет удар, затем снова выполняет удар первый и т. д. до тех пор, пока мяч не упадёт. Побеждает пара, дольше всех не потерявшая мяч.

«Ловишка» в кругу

Дети становятся в круг (d=5-6 м, водящий в центре. Дети перебрасывают волейбольный мяч друг другу (через круг, стараясь выполнить приём мяча снизу; водящий в это время старается его поймать. Если водящий поймает мяч, он меняется местами с ребёнком, который бросал мяч.

Тема: Приём мяча сверху

Цель: развивать умение энергично отталкивать мяч пальцами рук после приёма «сверху».

Принял – садись

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонны одна параллельно другой. Каждая команда выбирает капитана, который встаёт на-против своей команды на расстоянии 2-2,5 м. У капитанов в руках по волейбольному мячу. По сигналу ведущего капитан бросает мяч (от груди из стойки волейболиста) первому игроку в своей команде. Тот ловит, возвращает капитану и сразу приседает. Так капитан обменива-ется передачами со всеми игроками команды. Когда последний в колонне игрок отдаёт мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Выигрывает команда быстро и точно выполняющая передачу мяча.

Тема: Подача мяча сверху

Цель: упражнять в умении подавать мяч способом «сверху». Развивать наблюдательность в подаче, обращая внимание на направление зама-ха, небольшую высоту подбрасывания мяча и точку удара по мячу.

Мяч капитану

Площадка разделена на две части. В игре участвуют две команды. Капитаны становятся в обруч, расположенный у дальнего края чужой площадки. Дети подают мяч способом сверху своему капитану, а противники стараются перехватить мяч и передать своему капитану.

Точно в цель

Вариант 1. По середине площадки кладут большой набивной мяч весом 1кг. Дети с волейбольными мячами стоят в 3-5 м от него за чертой. Каждый по очереди метает свой мяч в цель (набивной мяч). Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого набивной мяч откатился дальше.

Вариант 2. Дети с надувными мячами становятся в круг. Ведущий подбрасывает волейбольный мяч вверх, ребята метают в «летящую ми-шень».

Необычный волейбол

Играют так же как в волейбол, но с надувным мячом или детским воздушным шариком. В каждой команде от трёх до пяти человек. Задача игроков, ударяя пальцами или ладонями по шару, не давать ему опустится вниз на землю, заставить его перелететь за сетку (или проведён-ную на земле линию) на сторону противника. Команда за это получает очко. Кто первым наберёт 5 – 10 очков, тот победитель.

Тема: Передача мяча двумя руками сверху

Цель: совершенствовать умение осуществлять передачу мяча двумя руками сверху, изменять силу удара по мячу в зависимости от расстоя-ния.

Мяч в воздухе

Дети делятся на несколько команд по 5-6 игроков, образуя свой круг (d=3 м). У каждой команды по волейбольному мячу. По сигналу воспи-тателя (водящего) дети перебрасывают мяч двумя руками сверху в разных направлениях. По второму сигналу – работа с мячом прекращает-ся. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.

Спиральбол

К дереву или шесту (h=2-3 м) привязывается верёвка длинной 3-4 метра, на конце которой крепится волейбольный мяч. От шеста проводит-ся в противоположные стороны черта, делящая игровую площадку на две половины. Две команды участников располагаются по обе стороны черты. По сигналу ведущего начинается игра. Игроки одной из команд бьют по мячу так, чтобы он описал как можно больше кругов, и что-бы верёвка обвилась вокруг столба возможно большее количество раз. Игроки другой команды стремятся помешать этому, ударяя по мячу руками и отбрасывая его в сторону противника. Ударять по мячу разрешается без всякой очерёдности. Нельзя переступать черту и бить по мячу, находясь на территории соперников. Выигрывает команда, заставившая верёвку полностью обвить шест.

Вариант. В спиральбол можно играть и ногами, если волейбольный мяч заменить футбольным и спустить его до земли.

Тема: Атакующий удар

Цель: способствовать освоению удара кистью по мячу, развивать скоростно-силовые качества и координационные способности.

Софбол

В софбол играют двое (один на один). Для игры потребуется площадка длинной не менее 5 м и шириной не мене 3 м, в конце площадки – стена высотой 2,5 – 3 м. Оба игрока располагаются за линией подачи, которая находится на расстоянии 2 м от стены. Один из игроков под-брасывает волейбольный мяч и бьёт по нему так, чтобы он ударился об стенки и отскочил в зону подачи. Здесь его принимает второй игрок, который тот час посылает мяч в стенку. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не допустит ошибку.

Ошибка: посыл мяча мимо стенки; мяч не попадает в зону подачи. При допущении ошибок соперник получает очко. Игра продолжается до 15 очков.

Защита укрепления

Дети становятся по кругу. В центре этого круга (d = 6-8 м) обозначается маленький круг (d = 2-3 м, в центре которого кегля. Водящий стоит перед маленьким кругом, защищает кеглю от остальных игроков, старающихся волейбольным мячом её сбить. Игрокам из общего круга вы-ходить нельзя. Тот, кому удаётся сбить кеглю, идёт на место защитника.

Защита булав

Дети становятся вдоль начерченного круга на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В середину круга устанавливаются 5 булав, которые охраняют защитники. У игроков - волейбольный мяч. По сигналу ведущего дети перебрасывают мяч друг другу, а затем один из детей мета-ет мяч в центр, стараясь сбить булаву. Защитник имеет право ставить сбитую булаву на место, если она сбита не последняя. Когда все була-вы сбиты, водящего сменяет тот, кто сбил последнюю булаву.

Картошка

Участники встают за линией круга (d = 5-6 м) и выполняют передачи волейбольного мяча друг другу, если мяч падает на землю, игрок, ви-новный в этом, садится на корточки в середине круга, а остальные продолжают играть. Играющие могут бить по мячу и одной рукой, целясь в сидящего в круге, но только не после первого подбрасывания. Если метающий не попадает в сидящих, он так же садится в середину круга. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется один человек, или пока игроки, сидящие в круге, не поймают мяч с лёта. В этом случае последний игрок, допустивший ошибку, садится в середину круга, а все остальные встают за линию круга и продолжают игру.

Перестрелбол

В игре принимают участие две команды по 5-6 человек. Команды располагаются на разных половинах волейбольной площадки. В метре от лицевой линии на каждой стороне проводится линия «плена». Одна команда начинает игру с подачи, другая принимает мяч и разыгрывает его по правилам волейбола. После трёх ударов игроки переправляют мяч на сторону противника, который старается принять мяч и так же разыграть его. Игрок, который допускает ошибку (например, отбивает мяч за границу площадки или задерживает его в руках, отправляется на противоположную сторону за линю «плена» и его команда теряет подачу. Игадве команды, одна из которых подающая, ра продолжается.

Игроки команды стремятся выручить попавшего в плен. Разыгрывая мяч на своей половине, они стараются сделать пас через сетку к нему на площадку. Пленный должен поймать мяч в руки, а затем, чтобы выучиться, сделать правильную подачу на свою площадку. Если его подача не удалась, то он остаётся в плену, а мяч подаёт команда соперника. Пленный может ловить мяч от противников, если они его неудачно ра-зыграли, тогда он так же выручается после удачной подачи на свою сторону. Игра продолжается 10-12 минут. Итоги подводятся почислу иг-рающих, оставшихся в поле.

Учебная игра

Лапта волейболистов

Перед игрой выбирают двоих судей. Игра проводится на волейбольной площадке. Играющие делятся на две команда, одна из которых по-дающая, а другая - принимающая подачу по правилам игры в волейбол. Игроки размещаются на площадке по- разному. Подающие игроки находятся за линией подачи, а принимающие, как обычно, внутри самой площадки.

По команде первый игрок подаёт мяч через сетку на сторону противника, а сам быстро бежит за линией вокруг площадки и возвращается на своё место. В это время играющие противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой внутри площадки, стараясь сделать как можно больше передач, пока игрок бежит по кругу. В тот момент, когда игрок вернётся на место подачи, розыгрыш мяча пре-кращается. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не сделают перебежку. После этого подсчитывается общее количество передач, которые сделала принимающая команда во время перебежек противников. Затем команды меняются ролями и игра про-должается.

Литература:

1. Адашкявичене Э. Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду»., М: Просвещение,1992

2. Волошина Л. Н. «Игровые программы и технологии воспитания детей 5-7 лет» // Физическая культура 2003, № 4

3. В. Г. Гришин, Н. Ф. Осипов «Малыши открывают спорт»., М: Педагогика, 1978

4. Железняк Ю. Д., Портнов Ю. М. «Спортивные игры, техника, тактика обучения»., М: Академия, 2001

Педагогическое значение подвижных игр

Основой педагогического значения подвижных игр является выявление деятельности детей на различных ступенях возрастного развития, воспитания и обучения. Очень существенно раскрывать подвижные игры в значении занятий, направленных педагогом к всестороннему содействию физического воспитания детей.

Подвижные игры предоставляют особые возможности для комплексного развития и закрепления двигательных навыков и жизненного важных качеств, одновременное проявление которых протекает в различных связях и сочетаниях. Также важные качества приобретаются в условиях изменяющихся игровых ситуаций и относительной инициативы играющих.

В этом отношении подвижные игры приобретают большую вспомогательную роль для разрешения задач общей физической подготовки занимающихся. В занятиях с юными спортсменами используются игры при изучении элементов спортивной техники и для начального ознакомления с простейшими тактическими действиями.

В игровом методе возникают внезапные разнообразные условия борьбы за победу, требующие верных решений и действий, направляя учеников к применению уже закрепленных двигательных навыков в различных связях и сочетаниях. А отсюда представляется возможность для дальнейшего совершенствования этих двигательных качеств, образование и закрепление техники новых более сложных приемов в игровых действиях, если преодоление трудностей будет предоставлять для играющих сложную, но решаемую задачу.

Подвижная игра -- это первое проявление активной и сознательной деятельности детей. Она служит для них средством познания окружающего мира. Играя, дети приобретают много жизненного необходимых двигательных навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. А главной дидактической стороной педагогики и есть обучение двигательным действиям или же образования двигательных навыков у детей. Подвижные игры оказывают сильное влияние на общефизическое развитие детей, хорошо укрепляют нервно-мышечную систему, улучшают дыхание и кровообращение, пищеварение и обмен веществ.

Коллективные подвижные игры содействуют формированию правильных черт характера, нравственных качеств. Особенности содержания подвижных игр позволяют проводить их живо, занимательно. Огромное значение для привлечения внимания к игре, возбуждения к ней интереса со стороны играющих имеет путь достижения игровой цели -- характер и степень трудности препятствий, которые необходимо преодолеть в процессе игры. Нельзя упускать и то, что если результата в игре добиться легко, то такая подвижная игра не заинтересовывает надолго. Игра сложная, но доступная будет привлекательна и интересна.

Подвижные игры для обучения и совершенствования приёмов волейбола

Подвижные игры, направленные на обучение и совершенствование верхней передачи мяча:

«Свеча». На площадке чертится круг диаметром 1 м. Игроки располагаются в" колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач - над собой. Каждая передача должна быть не менее чем на 2 м выше роста игрока. Игроки наказываются штрафным очком за недостаточную высоту передачи и за выход за линию круга. По окончании задания победителем объявляется тот, у кого меньше штрафных очков.

«Передал -- выйди». Игроки в парах на расстоянии 4 м друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху- (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии и обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.

«Мяч партнеру». 6--8 игроков стоят по кругу и один в центре круга. По сигналу игроки, стоящие по кругу, передают мяч друг другу, а тот, который стоит в центре, пытается коснуться мяча. Мячи передают в различных направлениях. Центральный игрок, коснувшись мяча, становится в круг на место того, чью передачу он перехватил, а игрок из круга -- на место центрального, и игра продолжается.

«Передачи в движении». Игроки в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки в колоннах по сигналу тренера перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой. Дойдя до сетки, бросают в нее мяч и принимают его снизу двумя руками. Возвращаясь к своей колонне, игроки выполняют передачи двумя руками снизу. Затем то же делают вторые игроки и т. д.. За каждое падение мяча на пол команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, набравшая меньше штрафных очков.

«Спираль». Игроки располагаются в двух колоннах в затылок друг другу. Первые игроки в колоннах держат в руках по мячу. По свистку первый передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д. Когда мяч доходит до последнего в колонне, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему и т. д. Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший упражнение, получил мяч первым.

Рис.1

«Гонка мячей». Играющие становятся в круг на расстоянии двух-трех шагов один от другого, рассчитываются на «первый-второй». Все первые номера -- одна команда, вторые -- другая. Двум игрокам, стоящим рядом, дается по волейбольному мячу. По сигналу каждая команда начинает передавать мяч своим игрокам по порядку. Мячи идут в противоположные стороны. Выигрывает команда, которая дальше передала мяч. Передавать мяч через круг не разрешается.

«Борьба за мяч». Играющие делятся на две команды. Игроки одной из них, получив волейбольный мяч, стараются передавать его друг другу так, чтобы не дать перехватить игрокам другой команды. Соперники, в свою очередь, перехватив мяч, начинают передачи между собой. Игрокам обеих команд разрешается бегать в любом направлении, но без мяча (задерживать его в руках более 3 сек. не разрешается). Игра ведется на время. Выигрывает команда, владевшая мячом более продолжительное время.

«Догони мяч». Играющие делятся на группы по 8--10 человек; каждая группа играет самостоятельно. Один из играющих берет мяч и становится позади шеренги остальных участников, приготовившихся к бегу. Игрок, стоящий за.шеренгой, бросает мяч через головы играющих; вперед-вверх; те стараются не дать мячу упасть на землю, подбивая его вверх двумя руками снизу. Кому это не удается, тот становится «подающим», и игра возобновляется (рис. 1).

«Через сетку». Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2--3 команды, каждая команда, в свою очередь, делится на две группы, которые располагаются на разных сторонах площадки друг против друга,- лицом к сетке, в колонны по одному. Головные игроки стоят на линии нападения. По сигналу головные, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами убегают в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, дольше выполнявшая передачи.

«Вызов номеров». Игра проводится в двух командах. Занимающиеся в каждой команде рассчитываются по порядку номеров и, запомнив свои номера, становятся в круг. Один игрок с мячом стоит в центре круга. По сигналу тренера он начинает выполнять передачи мяча над собой. После третьей передачи этот игрок, выкрикнув чей-либо номер, бежит из "круга. Игрок, чей номер был выкрикнут, должен вбежать в круг и, не дав мячу упасть на землю, продолжить передачу мяча над собой.


Рис. 3

Игра длится 3 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 2).

«Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 м (рис. 3). По сигналу первый игрок колонны ударяет волейбольным мячом, об пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т. д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.

«Баскетбол».

Две команды играют в баскетбол, но ведение мяча и передачи партнерам осуществляются волейбольной передачей. При ведениях игроки, перемещаясь, подбивают мяч одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами об пол не разрешается. Передачи можно выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно посылать мяч в кольцо. Побеждает команда, забившая больше мячей.

«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки один напротив другого чертятся круги диаметром 2 м. В кругах располагаются игроки, которые поточно выполняют передачу мяча двумя руками сверху или снизу, стараясь попасть в противоположный круг. -Если мяч летит мимо круга, то игрок может не принимать его. В таком случае соперник получает штрафное очко. Игра длится 5 мин. Побеждает игрок, набравший меньше штрафных очков.

Рис.4

Рис.5

«Карусель». Две команды игроков образуют два круга. Игроки в кругах расположены в затылок один другому на расстоянии 2 м. По сигналу тренера один из игроков в каждой команде выполняет передачу мяча над собой и- перемещается по кругу вперед, на его место выходит следующий игрок и, не давая мячу упасть на землю, также выполняет передачу мяча над собой, затем убегает вперед и т. д. Игра проводится 3--5 мин. Побеждает команда, у которой было меньше потерь мяча (рис. 4).

«Кто точнее?» Перед игрой две команды выстраиваются в колонны по одному в 5 м от стены. На стене в 3 м от пола нарисованы квадраты 2x2 м. Игроки обеих команд по очереди выполняют удары по мячу (тренер указывает способ удара), стремясь попасть в квадрат, а затем уходят в конец колонны. Побеждает команда, больше попадавшая в квадрат (рис. 5).

Подвижные игры, направленные на обучение и совершенствование подачи мяча:

«Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на лицевых линиях площадки. У каждой команды по 5 мячей. По сигналу тренера игроки обеих команд поочередно выполняют по 5 подач, стремясь попасть в пределы площадки. Игроки обеих команд, ожидающие очереди на подачу, собирают мячи и подают их партнерам. Если игрок испортил подачу или наступил на линию, то подача не засчитывается. Побеждает команда, у которой было больше попаданий в площадку.

«Сумей передать и подать». Команды соревнуются в передачах мяча в стенку и подачах на точность. Играющие выстраиваются в две колонны около стенки -- в 3 метрах от нее. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стенку, после чего бегут к своим площадкам и подают по 3 подачи. Как только первый игрок из колонны закончил подавать, немедленно начинает передачу в стенку второй игрок и. т. д. Игроки, ожидающие очереди, собирают мячи и доставляют их партнерам к месту подачи За правильно" выполненную передачу игроку начисляется очко, за подачу-- 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях. Каждый игрок обеих команд по очереди выполняет по 5 подач, стремясь набрать больше очков, которые начисляются за попадание в квадрат с обозначенной цифрой (рис. 111). Цифра в квадрате соответствует количеству начисляемых очков. Способ выполнения подачи устанавливает тренер. Побеждает команда, набравшая больше очков. При ошибках на подаче перебивать мяч не разрешается.

При обучении детей волейболу по мере усвоения технических приемов необходимо использовать на уроках подвижные игры и эстафеты с отдельными его элементами. Их можно проводить как в основной, так и в заключительной части урока, а в зависимости от уровня подготовленности учащихся, количества волейбольных мячей и размеров спортивного зала – усложнять или упрощать.

Эстафеты с элементами волейбола

Самым сложным моментом в организации волейбольных эстафет является формирование команд. С одной стороны, выбранный способ деления на команды должен занимать минимальное количество времени, а с другой, команды должны быть примерно равными по силам. Кто, как не учитель, сможет сделать это правильно?

После каждой проведенной эстафеты следует разобрать типичные ошибки, чтобы не допускать в дальнейшем нарушений техники элементов волейбола.

Поймай и передай

На одной из разделенных волейбольной сеткой сторон площадки выстраиваются в колонны две, три или четыре команды лицом к сетке, расстояние до которой определяет учитель. На противоположной площадке напротив своих колонн на заданном расстоянии стоят ученики – по одному от каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат в руках мяч. По сигналу они выполняют подачу через сетку на противоположную сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на другой стороне площадки ученики стараются поймать мяч или подобрать его с пола, затем подбегают к ограничительной линии, обозначенной учителем, и выполняют передачу в свою колонну. Новый направляющий ловит мяч и повторяет задание. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах ученики примут передачи. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила

1. Подачи и передачи выполняют только из-за ограничительной линии, обозначенной учителем.
2. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку ученик повторяет упражнение.
3. При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.

4. Подачи выполняют все члены команды.
5. Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мяч над головой.

Мяч капитану

Команды выстраиваются в колонны не менее чем в 1 м друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном учителем, встают капитаны с мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводятся ограничительные линии. По сигналу капитаны посылают свои мячи любой волейбольной передачей первым игрокам в колоннах. Те выполняют встречную передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят передачу своим капитанам. Выигрывает команда, раньше выполнившая задание.

Правила


2. Не разрешается нарушать очередность выполнения передач в колоннах и пропускать передачи.
3. При неудачном выполнении ученик повторяет передачу.
4. При падении мяча его подбирает тот, кому была адресована передача.
5. По окончании эстафеты капитаны поднимают мячи над головой.
6. Можно порекомендовать менее подготовленных учеников ставить в начало колонн – тогда им будет легче выполнить передачу.

Передача мяча с третьего темпа

Спонсор публикации статьи интернет-сайт "Voxmate". Изучение английского языка онлайн. Вы сможете учить английский язык с помощью увлекательных игр, на сайте есть функция отслеживания своего прогресса в режиме реального времени, подбор игр происходит с учётом Вашего уровня и личных предпочтений, игры для взрослых и детей. Узнать подробнее и начать изучать английский Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: voxmate.ru .

Расстановка – та же, что и в предыдущей эстафете. Во главе колонн встают более подготовленные игроки – разводящие. По сигналу учителя капитан передает мяч разводящему, который выполняет передачу над собой и отходит чуть в сторону. Следующий за разводящим ученик выполняет передачу своему капитану и уходит в конец колонны. Разводящие во время проведения эстафеты не меняются. Игра заканчивается после того, как капитаны получили передачи от всех участников команд. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила

1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
2. Разводящий, не сумевший выполнить передачу над собой, должен повторить попытку.
3. При неудачной передаче мяч подбирает игрок, которому она адресована, и выполняет ответную передачу.
4. Запрещается нарушать очередность выполнения передач мяча в колоннах и пропускать передачи.

Мяч в обруче

Команды стоят в колоннах перед ограничительной линией. Перед каждой колонной лежат 3–4 обруча в 3 м один от другого. В каждом обруче находится волейбольный мяч. По сигналу направляющие в колоннах бегут к первому обручу, берут мяч, встают в обруч и выполняют верхнюю передачу над собой, затем ловят мяч, кладут его в обруч и бегут к следующему. Выполнив верхнюю передачу во всех обручах, игроки бегут к своим командам, передают эстафету следующим участникам и уходят в конец колонн. Когда последний участник возвращается к своей команде, все ученики в колоннах поднимают руки, сигнализируя о завершении эстафеты.

Правила

1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
2. Мяч при верхней передаче должен взлететь на высоту не менее 1 м над головой игрока.
3. Если мяч выкатится из обруча, участник эстафеты должен сам вернуть его на место.

Попади в щит

Игроки стоят в колоннах перед ограничительной линией. У направляющих в руках волейбольные мячи. Перед баскетбольным щитом на противоположной стороне площадки проводят ограничительную дугу при помощи 3–4-метровой веревки и мела. По сигналу направляющий бежит к ней и, стараясь не наступить на нее, выполняет верхнюю передачу, стремясь попасть в баскетбольный щит, затем подбирает мяч, бежит к своей колонне и передает его следующему участнику. Выигрывает команда, у которой окажется больше удачных попаданий.

Правила

1. Запрещается наступать на ограничительную линию.
2. Запрещается посылать мяч в щит броском, а не верхней передачей.
3. Разрешается выполнять передачу в щит не более трех раз – до первой удачной попытки.
4. Мяч нужно не бросать, а передавать в руки следующему участнику.

Подача в щит

Подвижные игры с элементами волейбола

Пионербол

Игру проводят по общепринятым правилам с теми же переходами, что и в волейболе, после выигрыша очка.

Варианты

1. Игра проводится по традиционным правилам, но двумя мячами.
2. Использовать можно только верхние передачи мяча.
3. Перебрасывать мяч через сетку можно только верхней передачей.
4. Все перебрасывания мяча заменяют верхними передачами.
5. Ввод мяча в игру выполняют нижней прямой подачей из-за линии нападения.

Мяч над головой

Учащиеся делятся на команды с равным числом игроков. Время игры – обычно 1–1,5 мин. – сообщается заранее. Одновременно могут играть две, четыре команды и более. Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки и берут мячи. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу учителя все играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Ученик, уронивший мяч или поймавший его, либо нарушивший правила, выбывает из игры и садится на скамейку запасных. Побеждает команда, у которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше игроков.

Правила

1. Не разрешается заступать на площадку команды соперников.
2. Не разрешается ловить мяч.

Мяч перед собой

Правила – те же, что и в предыдущей игре, но верхнюю передачу заменяют нижней.

Волейбольные салочки

Класс делится на две команды. Все игроки произвольно расходятся по площадке. Участники водящей команды надевают цветные ленточки через плечо или лыжные номера. По сигналу учителя они начинают передавать мяч друг другу любым волейбольным способом, затем ловят его и броском стараются осалить соперников. Осаленные игроки садятся на скамейку. Через 3–4 мин. игры команды меняются ролями. Выигрывает команда, осалившая больше игроков.

Правила

1. Передвигаться по площадке могут участники, у которых в данный момент нет мяча.
2. Игрок водящей команды, получивший мяч, может передвигаться по площадке только после выполнения им передачи.
3. Упавший на пол мяч передают игрокам водящей команды.
4. По предварительной договоренности игрок противоположной команды, поймавший мяч, может:

Передача центровому

Команды располагаются на площадке, образуя два, три круга или более. В середину каждого круга встает центровой с волейбольным мячом в руках. Каждая команда выбирает одного человека, который будет контролировать игру команды-соперницы. По сигналу центровой последовательно посылает мяч любой передачей ученикам, стоящим в его кругу. Тот выполняет ответную передачу. Соблюдая очередность, передачи выполняют все стоящие в кругу. Если до окончания игры центровой успел передать мяч всем игрокам, он продолжает выполнять передачи по второму кругу. Затем центровых игроков меняют.

Правила

1. Мяч передают по кругу строго по очереди.
2. Падение и ловля мяча не считаются ошибками, счет выполненных передач сохраняется.

Прими подачу

Класс делится на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне волейбольной площадки. Игроки второй встают на другой стороне площадки за лицевой линией в одну шеренгу, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу игрок второй команды выполняет подачу через сетку. Любой игрок первой команды должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, а тот – поймать мяч. Если это ему удается, первая команда получает одно очко. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила

1. Подача выполняется только по сигналу учителя.
2. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко.
3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой команде присуждают очко.
4. После приема мяча первая команда передает мяч второй под сеткой.
5. Игроки второй команды выполняют по одной подаче, соблюдая очередность.
6. Подачу можно выполнить любым волейбольным способом.

Фото Н.Журавка

Ольга Бритвихина ,
учитель физической культуры, МОУ СОШ № 24, г. Северодвинск, Архангельская обл.

О.А Корунец

инструктор по физической культуре

высшей категории

ГККП д/с № 1 «Айголек»

г.Степногорска

Акмолинской области

Казахстан

Волейбол для дошколят

(из опыта работы)

Как принято считать, что игровая деятельность обусловлена самой природой человека. Она обеспечивает потребность в постоянной тренировке организма. Главной особенностью игровой деятельности является возможность развития и совершенствования ребенка

Каждая игра имеет определенную цель, стремясь к достижению которой ее участники имеют возможность само реализовываться, творчески проявлять свои природные задатки и способности. Многообразие игр позволяет выделить три основные группы: подвижные, спортивные, народные. Для детей дошкольного возраста более понятны и доступны подвижные игры. Но знакомство со спортивными играми является отличным средством приобщения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Волейбол - один из самых распространенных, увлекательных и доступных видов спорта, получивших всенародное признании. Но сразу возникает вопрос, что общего между волейболом и дошколятами? И, вот поэтому, получаем ответ, чем раньше мы начнем вовлекать в эту интереснейшую игру, тем больше детей будут посещать волейбольные секции. Речь идет конечно не о самой игре, а об основных волейбольных элементах. С чем 6 летние дети справляются и получают огромное удовольствиеи желание заниматься.

Для обучения волейбольным элементам используются легкие резиновые мячи. Целесообразно сначала включать в тренировочный процесс разнообразные броски с последующей ловлей мяча через сетку. Это ускорит переход к освоению волейбольных элементов и преодоление страха летящего мяча, потому что при подачах мяч будет лететь с большей скоростью. И задача инструктора избавить ребенка от этого страха.

Для детей достаточно научить выполнять прямую верхнюю подачу, нижнюю прямую подачу, верхнюю передачу и прием мяча снизу. На противоположных сторонах зала дети располагаются в шеренгах и подают подачу через сетку друг другу.

Для того чтобы быстрее освоить тот или иной способ подачи, нужно выполнять упражнения, придерживаясь при этом следующих методических указаний, общих для всех способов подач:

    Следить за правильным исходным положением перед подачей.

    Учится невысоко и точно перед собой подбрасывать мяч.

3.Учится правильно выполнять движения при замахе и ударе по мячу. Особенно следить за расположением ладонной поверхности на мяче.

Овладев приемами и подачами ребенок получает богатое и разнообразное двигательное содержание. При регулярных занятиях, на которых осваиваются элементы волейбола даже 2 раза в неделю наблюдается устойчивое улучшение физических данных игроков.

А положительный результат тренировок является мощным стимулом к дальнейшему прогрессу.

Разминочные и разогревающие упражнения должны выполняться всеми занимающимися перед каждой тренировкой. Следует так же закреплять элементы на занятиях, это не займет много времени, а лучше всего в конце занятия, когда организм уже достаточно разогрет.

Следует давать подробные объяснения каждому элементу и приему, понятному для ребенка. Если над подачей дети могут работать групповым методом, то приемы мяча снизу и верхнюю передачу только отрабатывается индивидуально с каждым ребенком. И когда дети освоят основные волейбольные элементы предлагается им работать в парах.

Нужно стимулировать интерес к тренировкам у начинающих игроков. Похвала и одобрение инструктора очень важны для мотивации детей.

Для закрепления и отработки подачи и ловле мяча можно предложить детям игру в «Пионербол».

В этой игре они знакомиться с правильным расположением игроков и переходом на площадке.

«Пионербол» - являлся самой популярной дворовой игрой, заинтересовав детей может быть, из них и организует эту игру в своем дворе.

Обучение элементам волейбола способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствованию основных физических качеств.

Попробуйте!!! И у вас тоже получится,……а в процессе обучения вы увидите горящие глаза детей и радостные улыбки. Удачи вам и терпения!

Волейбол дошкольникам

Упражнения для ознакомления с первичными умениями владения мячом в волейболе.
Волейбол - это спортивная, командная игра, характеризующаяся разнообразной двигательной деятельностью. В переводе с английского звучит как «бить по мячу с лета» или «парящий мяч».
Чтобы освоить технику игры в волейбол, необходимо научиться выполнять элементарные действия с мячом (подбрасывание, ловля, броски мяча).
Рассмотрим упражнения с большим и малым мячами, которые способствуют развитию мышц плечевого пояса, туловища, мелких мышц рук, ловкости и глазомера.

Разминка

1) Исходное положение - стойка руки в стороны.
1- ладони на себя
2- опустить ладони вниз
2) и.п.- стойка руки вперед, сжаты в кулаках
1- разжаться кисти, развести пальцы в стороны
2- сжать
3) и.п- стойка руки вперед, пальцы широко расставлены
1-8- поочередно касаются все пальцы большого пальца, начиная с мизинца.

Упражнения с большим мячом

Упражнения в подбрасывании и ловле мяча.
1. Выполнить вращение мяча ладонями к себе и от себя.
2. Выполнить перекладывание мяча из правой руки в левую вокруг туловища, вокруг колен.
3. Подбрасывание мяча вверх и ловля перед собой.
4. Подбросить мяч вверх и выполнить задание: хлопок, присесть.
5. Бросок мяча об пол и ловля обеими руками.
6. Бросок мяча об пол и отбивание правой и левой рукой перед собой, сбоку.
7. Бросок мяча в стену и ловля двумя руками.

Упражнения с малым мячом

Объяснить, как держать мяч.
1- И.п.- стойка мяч в правой руке, поднять руки вверх, переложить мяч из правой руки в левую
2- ст. мяч в левой руке
3- переложить мяч за спиной из левой руки в правую
4- и.п

Подбрасывание мяча

1. Подбрасывание мяча перед собой одной рукой и ловля двумя руками.
2. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля двумя руками после задания.
3. Подбрасывание мяча перед собой правой рукой и ловля правой рукой ладонью вниз, ладонью вверх. Затем то же левой рукой.
4. Подбрасывание мяча правой рукой, ловля левой рукой. Затем смена рук.
5. Бросок мяча об пол перед собой и ловля его обеими руками после отскока.
6. Бросок мяча правой рукой об пол и ловля его правой рукой. Затем то же левой рукой.
7. Бросок мяча об пол правой рукой и ловля левой рукой. Затем другой рукой.

Выполняя упражнения с мячами, дети приобретут умения владеть мячом, что необходимо для дальнейшего освоения азов техники игры в волейбол.



 

Возможно, будет полезно почитать: