Какой массаж делать ребенку в 7 месяцев. Правильный массаж для ребенка в первые три месяца жизни

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

Второе полугодие жизни – это переломный этап не только для крохи, но и для его родителей: перед нами уже не котенок, полностью зависящий от воли матери или отца. Постепенно проявляется личность, настойчиво добивающаяся исполнения своих желаний. Он требует взять его на руки, напоить, покачать, поиграть и ни в коем случае не отворачиваться от него спиной и тем более – оставлять в одиночестве. А еще он любуется своим отражением в зеркале!

Психическое развитие ребенка

Если родители постоянно произносили названия окружающих ребенка предметов, то в 7 месяцев на вопрос «Где..?» он находит их взглядом. Кроха уже различает мать и папу, знает имена братьев и сестер. Результатом систематических тренировок становятся первые сознательно произнесенные слоги-повторения на фоне лепета.

Малышу уже мало простых погремушек. Любознательность требует открывающихся звенящих коробочек, кукол, резиновых игрушек-пищалок.

Если ребенка поят из чашки, то он, как правило, пьет аккуратно.

Познавательное развитие ребенка

С каждым днем 7-месячный малыш испытывает все меньше страхов перед окружающим миром и стремится его познавать. Он уже не плачет при появлении чужого взрослого, а внимательно его рассматривает, осмеливаясь с ним взаимодействовать (гулить в ответ на речь, улыбнуться, взять предложенную игрушку). Это возраст, когда младенца можно познакомить без слез с музыкальными игрушками или шумной бытовой техникой.

Погремушками кроха не только размахивает, но и стучит. При этом игрушки он берет сразу в обе руки и манипулирует с ними. За падающим предметом следит взглядом. Если во время движений ребенок наталкивается на жесткую игрушку, он самостоятельно с нее скатывается, не дожидаясь в плаче помощи родителей. А первые печальные опыты падения с высоты закрепляются пониманием опасности: малютка уже избегает края дивана или поручней кроватки и манежа.

Моторное развитие ребенка

Малыш уже предпочитает играть сидя, балансируя ручками и телом, широко разведя ножки, что позволяет ему все реже «заваливаться» на бок. Удерживаемый за подмышки взрослым, он стоит на разогнутых ногах, опираясь на всю стопу. Если родители уделяли внимание развитию навыка ползания, именно на седьмом месяце они увидят плоды своего труда: кроха пробует ползать не только по-пластунски, но и высоко поднимая попку и вставая на колени.

Ребенок может перевернуться на живот или на спину, любым способом пытаясь дотянуться до интересующей его вещи. При этом он учится использовать для помощи себе поручни, веревки или кольца.

Как делать массаж и гимнастику 7-месячному ребенку

Изменение комплекса гимнастических упражнений и массажа в возрасте 7 месяцев связано с его потребностью в свободе движений, в их разнообразии и точности. Благодаря ежедневным занятиям, кроха становится все более независимым, уверенным и одновременно осторожным. Зарядкой заниматься надо ежедневно, через час после любого приема пищи. Приводим рекомендуемую последовательность упражнений:

  • сидящему и держащемуся за кольца малышу перекрещивают руки на груди, а затем разводят их в стороны, выполняют круговые движения руками;
  • лежащему на спине крохе попеременно и вместе сгибают и разгибают ножки, имитируя шаги или езду на велосипеде;
  • массаж животика по часовой стрелке;
  • поворот тела со спины на животик через правый бок;
  • массаж мышц спины: разминание, поглаживание, похлопывание;
  • развести в стороны ручки малыша и в таком положении помочь ему сесть;
  • круговые движения разведенными в стороны руками;
  • в положении лежа – поднимать выпрямленные ноги;
  • руки взрослого – под поясницей лежащего ребенка – приподнимать его над опорой;
  • поворот тела со спины на животик через левый бочок;
  • лежащего на животе кроху приподнимать над поверхностью за выпрямленные над головой ручки;
  • стимулировать ползание на животе;
  • массаж грудной клетки: похлопывание, разминание и вибрация.

Выполнять весь комплекс лучше сразу, повторяя упражнения от 2 до 5 раз, но не доводя малыша до выраженного утомления. Помните: получающий удовольствие от занятий ребенок будет самостоятельно повторять его фрагменты в игре.

Кроха уже хорошо сидит, держит ровно спинку. Некоторые малыши уже умеют садиться самостоятельно, ползать на животе или четвереньках, вставать и стоять у опоры. Если малыш еще не сидит и не ползает, проконсультируйтесь с врачом, а также уделите больше времени занятиям гимнастическими упражнениями. Ползание – это очень важный и ответственный этап в развитии ребенка, ведь это упражнение укрепляет все виды мышц: мышцы ног, рук, спины, пресс. Ползание обеспечивает в дальнейшем ребенку крепкие мышцы спины и хорошую осанку. Бывает так, что дети не ползают, а сразу идут, это не очень хорошо, впоследствии такой ребенок уже спустя годы может начать жаловаться на боли в спине, и тогда врачи советуют тогда в комплекс лечебной гимнастики обязательно включить ползание.

Чаще всего малыши начинают ползать на животе, это очень радует их, ведь теперь они могут добраться до интересующих их предметов и . Затем малыш учится стоять на четвереньках, и, наконец, начинает передвигать ножками и ручками, сначала одновременно, так, что его движения больше похожи на прыжки зайца, затем ребенок осваивает перекрестное ползание, когда ручки и ножки передвигаются попеременно. Этот вид ползания считается самым совершенным и является хорошим показателем физического развития ребенка 7-9 месяцев. Для того, чтобы стимулировать кроху двигаться, важно не ограничивать его пространством одного манежа, выпускайте малыша на пол или широкую двуспальную кровать, диван. Но не оставляйте пока кроху одного в комнате, иначе пол будет у него ассоциироваться с одиночеством и он будет бояться передвигаться по нему.

Следите за тем, как ребенок сидит, его спинка должна быть прямой, грудная клетка не должна деформироваться при сидении . Поэтому не нужно обкладывать ребенка подушками, чтобы он сидел, лучше стимулировать его к самостоятельному сидению с помощью выполнения гимнастики и массажа. Когда мышца крохи окрепнут, он сядет и встанет самостоятельно.

Комплекс упражнений для ребенка 7 месяцев практически тот же что и . Трудные упражнения, которые тяжело давались крохе, можно теперь делать не по 1-2 раза, а по 3-4. Удлиняется и время проведения занятий, но неизменным остается условие: во время массажа и гимнастики малыш должен быть бодр и не должен хотеть спать и есть. Приведем комплекс упражнений.

Массаж, гимнастика для ребенка 7 месяцев

1. Массаж рук по известной уже ранее схеме: поглаживания, кольцевые растирания, разминания и вибрации.

2. Теперь выполните скрещивания рук на груди , а затем вращения руками по кругу из положения, лежа на спине. По 6-8 раз каждое движение.

3. Присаживания из положения, лежа на спине.

4. Массаж спины и ягодиц . Помните, что нельзя массировать позвоночник, массируются продольные мышцы спины, проходящие вдоль позвоночника. Начинайте и заканчивайте массаж поглаживаниями, их можно делать попеременно тыльной и внутренней стороной ладоней.

5. Подъемы туловища из положения, лежа на животе . Разведите руки крохи в стороны и потяните его вверх, малыш откинет головку назад, теперь поднимайте его до тех пор, пока он не станет на коленки. Если ребенку тяжело выполнять это упражнение, то достаточно делать его 1 раз в день.

6. Движения руками из положения, сидя . Вы можете сгибать и разгибать ручки в локтях, массировать ладошки, играть в ладушки, делать круговые движения и подъемы рук, когда малыш сидит.

7. Если малыш уже пытается вставать , вы можете поддержать это его желание, поместив его в манеж с боковыми опорами. Он по палочкам поднимется в нем, еще можно держать кроху за ручки, а он будет пытаться, опираясь на ваши руки, встать.

8. Ползание . Для стимулирования ползания можно выложить кроху на пол на ковер и разложить вокруг него игрушки так, чтобы он не мог дотянуться до них. Кроха сам перевернется со спины на живот будет придумывать способы добраться до интересующего его предмета. Помогите малышу подняться на четвереньки, сделать первые движения руками и ногами.

9. Поднимания ног из положения, лежа на спине . Поднимайте ноги поочередно, можно поднимать их немного в сторону так, чтобы ногой коснуться противоположного уха. Очень полезны и поднимания прямых ног ко лбу. Все эти упражнения стимулируют работу кишечника и отхождение газиков.

10. Массаж живота по описанной ранее схеме.

11. «Тачка» . Это достаточно трудное упражнение, но зато, оно укрепляет мышцы рук, спины и живота. Выполняется из положения, лежа на животе. Теперь приподнимите малыша над столом так, чтобы его ручки упирались в поверхность стола, а ножки поднимите, и придерживайте одной рукой, вторую руку подложите под животик крохи. Малыш должен запрокинуть головку и передвигать руками, как будто идет ими вперед.

Гимнастика с элементами массажа для ребенка 7 месяцев — видео:

К 6 месяцам ваш ребенок значительно повзрослел, он самостоятельно сидит и без труда переворачивается на живот, а если потянуть его за руки, он может подтянуться и встать на ноги. Кроме того, в его жизни произошло самое главное изменение: теперь он умеет передвигаться по дому ползком. Если 6-7-месячный ребенок уверенно ползает - это хороший показатель его физического и психического развития. Но встречаются дети, пропустившие этот важный жизненный этап, потому что их родители посчитали его потерявшей смысл стадией становления человека.

Было бы ошибочно согласиться с подобным мнением, так как ползание для малыша - естественный процесс, доставляющий ему массу удовольствия. Кроме того, это прекрасное физическое упражнение, укрепляющее все мышцы тела, особенно те, которые обеспечивают в будущем хорошую осанку. Хорошо, если ваш малыш научится ползать немного раньше, чем сидеть или вставать, потому что качество этих двигательных актов напрямую зависит от упражнений, предшествующих его переходу в «вертикальную» жизнь.

Важен не только то, что к 7 месяцам ребенок сидит, а к 12 - ходит, гораздо важнее то, как именно он это делает. Ведь неправильная посадка деформирует грудную клетку, а неправильная ходьба уродует ноги. Не меньшее значение имеет и качественное ползание: поскольку малыш в это время находится на четвереньках, его передвижения по квартире можно считать актом, предваряющим ходьбу.

На первом году жизни малыша наступает такой момент, когда он чувствует, что в состоянии оторвать тело от пола и встать на четвереньки. Этот момент можно назвать одним из важнейших открытий, которое позволяет ребенку двигаться вперед, не елозя по полу животом. Какое-то время он ползает, выбрасывая вперед обе руки и подтягивая за ними ноги.

Следующий этап - гомолатеральные движения. Суть их заключается в том, что ребенок вытягивает вперед одноименные руку и ногу, а после подтягивает к ним конечности другой стороны. Затем малыш осваивает самый эффективный способ ползания: опираясь на левую руку и правую ногу, он подтягивает правую руку и левую ногу. Именно этот вид передвижения доставляет малышу массу удовольствия, ведь если такое ползание на животе является движением ради движения, то перемещение на четвереньках уже можно назвать целенаправленной деятельностью.

После 6-7-месячного возраста пределы детской кроватки или манежа уже перестают удовлетворять растущие потребности ребенка в движении. Он нуждается в свободе, поэтому предоставьте ему возможность передвигаться по полу, креслам или широкому низкому дивану. Сделайте ему горку, чтобы подрастающий малыш мог без посторонней помощи вставать, вылезать из кроватки или ходить с опорой. В это время ребенку нужно научиться ориентироваться в знакомой ему комнате, поэтому постарайтесь не ограничивать его любопытство.

Однако по гладкой поверхности на четвереньках передвигаться тяжело. К тому же на голом полу холодно, да и лишняя нагрузка на мышцы тоже нежелательна, поэтому постелите на пол ковер, за чистотой которого нужно особенно тщательно следить: место для игр ребенка должно быть теплым, идеально чистым и безопасным.

Уберите из комнаты все неустойчивые предметы и постоянно помните о том, что двигательные навыки малыша развиваются очень быстро, что завтра он сможет доползти до тех вещей, которые сегодня вам кажутся не доступными для него. В связи с этим в детской комнате должно быть как можно больше свободного места и как можно меньше мебели.

Чтобы стимулировать у ребенка жажду познания, разложите интересующие его предметы в разных углах комнаты. С каждым днем малыш должен проползать все больше и больше. Можно рекомендовать позволить ему сначала ползать часто, но понемногу. Затем «сеансы» ползания нужно удлинить, ведь ваш ребенок должен не только изучать окружающий его мир, но и совершенствовать свои мышцы.

Ребенок старше 6 месяцев уже в состоянии правильно распределить работу собственных мышц, так как мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели конечностей полностью уравновешены.
Его движения становятся экономными и более целеустремленными. Например, 5-месячный малыш еще берет игрушку обеими руками, а 6-7-месячный - только одной. При этом он может перекладывать ее, постукивать ею о кроватку и т. д.

Малыш старше 6-месячного возраста способен напрягать одну мышечную группу, расслабляя при этом другую. Например, напрягая спину, расслабить брюшной пресс и т. д. В связи с этим можно выполнять уже более сложные упражнения, развивающие координацию движений. Причем их нужно сопровождать короткими и ясными просьбами («Повернись», «Сядь» и пр.), которые каждый раз должны быть одинаковыми и полностью соответствовать характеру действия.

Основные цели занятий с малышом 6-9 месяцев можно сформулировать следующим образом:

Научить ребенка правильно ползать на четвереньках;
- воспитать ритмичность и координацию движений;
- развить понимание человеческой речи. Для этого нужно:
- как можно чаще ласково обращаться к ребенку, используя при этом точные и краткие фразы;
- позволить малышу свободно передвигаться за пределами кроватки или манежа;
- вводить в обиход новые движения, требующие более сложной координации.

В этом возрасте руки и ноги малыша можно уже не массировать, а вот массаж живота, груди и спины нужно разнообразить и сделать более энергичным. При этом можно использовать практически все приемы массажа: поглаживание, разминание, растирание, вибрацию и др.

Комплекс 4

1. Скрещивание рук (6-8 раз).
2. Упражнения для ног:
- одновременное разгибание и сгибание ног (4-6 раз);
- попеременное разгибание и сгибание ног (по 4-6 раз каждой ногой).
3. Повороты на живот.
4. Массаж ягодиц и спины.
5. Ползание на четвереньках.
6. Массаж живота.
7. Приседания с прогибанием позвоночника (1-2 раза).
8. Круговые движения руками (4-6 раз).
9. Массаж стоп.
10. Подъем прямых ног (6-8 раз).
11. Подъем из положения лежа на животе (1-2 раза).
12. Массаж груди.
13. Приседание за согнутые руки (1-2 раза).
14. Упражнение «бокс» (по 5-6 раз каждой рукой).
15. Упражнение «тачка».

1. Скрещивание рук

Это хорошо знакомое упражнение (см. комплекс 3, упражнение 3) можно усложнить, вложив в руки малыша погремушки или другие удобные для захвата предметы. Движения выполняйте, то ускоряя, то замедляя темп, при этом ритмично считайте. Количество повторов - 6-8.

2. Упражнения для ног

Одновременное разгибание и сгибание ног описано в комплексе 3, упражнение 5. Количество повторов - 4-6.
Попеременное сгибание и разгибание выполняйте следующим образом: обхватив ноги малыша в области голеней сгибайте и разгибайте их, то ускоряя, то замедляя темп. Движения ног при этом должны напоминать ходьбу или бег. При выполнении этого пассивного упражнения работают все мышцы стопы и ног. Для того чтобы стопы работали лучше, обеспечьте ногам опору, подложив под подошвы ребенка свои мизинцы.

3. Поворот на живот

В 6-месячном возрасте поворот на живот ребенок выполняет уже без поддержки за руку, только по словесной просьбе, например «Повернись на живот». Если он не понял обращения, можно ему помочь, положив игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться, или слегка развернув его бедра.

4. Массаж ягодиц и спины

Его следует проводить в соответствии с рекомендациями, данными в комплексе 3, упражнение 7:
- поглаживание по всей длине спины и ягодицам (2-3 раза);
- растирание кончиками пальцев;
- пиление поверхности ягодиц и спины;
- растирание тыльной стороной согнутых пальцев;
- поглаживание (2-3 раза);
- разминание спинных мышц;
- разминание ягодиц поочередно каждой рукой (по 5-6 раз);
- поглаживание (2-3 раза);
- пощипывание или поколачивание области ягодиц.

5. Ползание на четвереньках

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. К этому возрасту малыш хорошо опирается на полностью выпрямленные руки и, скорее всего, уже пробовал ползать или хотя бы стоять на четвереньках. Если нет, попробуйте помочь ему, поставив на четвереньки, и побуждайте ползти, заинтересовывая яркой игрушкой.
Ползание считается пассивно-активным упражнением и очень хорошей тренировкой для мышц спины, рук, ног и плечевого пояса. После того как малыш начнет ползать самостоятельно, данное упражнение из занятий исключить, предоставив ребенку возможность передвигаться по полу в течение дня.

6. Массаж живота

Массаж живота описан в комплексе 3, упражнение 9:
- поглаживания (круговые, встречные и косых мышц живота - по 2-3 раза);
- растирание кончиками пальцев (2-3 раза);
- пиление прямых мышц живота (2-3 раза);
- пощипывания вокруг пупка;
- все приемы поглаживания (по 2-3 раза).

7. Приседание с прогибанием позвоночника

Данное упражнение описано в комплексе 3, упражнение 10. После того как ребенку исполнится 8 месяцев, его можно присаживать, поддерживая только за одну руку (рис. 41).
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Левой рукой придержите колени малыша, а правой возьмите его за правую руку. Словами побуждайте ребенка принять положение сидя, опираясь только на локоть. После того как он сделает это, проведите ему по спине пальцами снизу вверх вдоль позвоночника до полного ее разгибания.

Рис. 41. Приседание за одну руку

Затем медленно и плавно положите его на левый бок.
Это упражнение является тренировкой брюшного пресса. Его нужно выполнять 2 раза, в заключение укладывая ребенка сначала на левый, затем на правый бок. Опорные руки меняйте соответственно.

8. Круговое движение руками

Это знакомое упражнение можно усложнить, вложив в руки малыша кольца или другие удобные игрушки (см. комплекс 3, упражнение 15).
Движения рук должны быть медленными, так как данное упражнение достаточно сложное по их координации. Повторите его 4-6 раз, ритмично считая вслух.

9. Массаж стоп

Выполнение данного упражнения описано в комплексе 2, упражнение 11.

10. Поднимание прямых ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Большими и указательными пальцами обхватите его голени, а остальные поместите на область коленей. Выпрямите ноги малыша, поднимите их до вертикального положения, после чего медленно опустите. Затем поднимите их по очереди.
Повторите упражнение 6-8 раз.

11. Подъем из положения лежа на животе

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Пусть малыш обхватит большие пальцы ваших рук, а остальными нужно поддерживать его кисти. Выпрямите его руки и разведите их в стороны. Чтобы малыш случайно не согнул их в локтях, упритесь ладонями в его локтевые сгибы.
Затем поднимите его руки вверх до уровня ушей. В это время ребенок должен запрокинуть голову вверх и назад и упереться стопами вам в живот. Продолжайте подъем тела малыша до положения стоя на коленях. После того как ему исполнится 8 месяцев, это упражнение нужно выполнять с кольцами, а ребенка можно поднимать до положения стоя.
Подъемы туловища - активные движения, в этом упражнении задействованы мышцы спины, рук и ног. Количество повторов - 1-2, при этом нужно помнить, что руки ребенка в процессе выполнения упражнения должны находиться на уровне ушей: это предотвратит возможное повреждение плечевых суставов.

12. Массаж груди

Выполнение массажа груди описано в комплексе 2, упражнение 14:
- поглаживание верхней половины груди (2-3 раза);
- поглаживание межреберной части груди (2-3 раза);
- вибрационный массаж (2-3 раза);
- поглаживание (2-3 раза).

13. Приседание за согнутые руки

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте ему схватить указательные пальцы своих рук и разведите его руки на ширину плеч. Затем попросите его сесть и легко потяните за руки, побуждая сделать это. Упражнение нужно выполнить 1-2 раза.
Если малыш созрел для этого упражнения, он поднимет туловище и голову и, напрягаясь, подтянется, сгибая при этом руки в локтях. Если же с самого начала упражнения его руки остаются выпрямленными, выполнять его преждевременно: ребенок для него еще не созрел. В дальнейшем упражнение можно усложнить, вложив в руки малыша кольца.

14. Упражнение «бокс»

Данное упражнение описано в комплексе 3, упражнение 15. После того как малышу исполнится 8 месяцев, его можно выполнять в положении сидя.

15. Упражнение «тачка»

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Приподнимите его ноги горизонтально над полом так, чтобы малыш мог опираться на выпрямленные руки. Ноги также можно захватить одной рукой «вилкой», чтобы другой поддерживать малыша под живот. Из этого положения ребенок должен поднять голову и пойти вперед на руках.

Полугодовалый малыш развивается стремительно. Каждый прожитый день приносит что-то новое. Это касается не только эмоционального и психического развития, но и физического. Новые двигательные навыки и умения малыш в возрасте 6-8 месяцев демонстрирует с завидной регулярностью.

Ответ на вопрос, нужен ли ребенку массаж в этом возрасте, вполне очевиден: неокрепшая опорно-двигательная система крохи нуждается в поддержке и развитии. О том, как самостоятельно делать детский общеукрепляющий массаж ребенку в 6-8 месяцев, мы расскажем в этом материале.


Необходимость процедуры

6-месячному ребенку все интересно. Как правило, после полугода начинается период ползания, активного познания окружающего мира. Малыш нуждается в общении, развитии понимания родной речи. Многие детки начинают сидеть. Ползание считается наиболее благоприятным и правильным переходом от горизонтального положения (в котором малыш пребывал до этого возраста) к вертикальному.

С принятием нового положения тела возрастает нагрузка на конечности, суставы, позвоночник. Чтобы опорно-двигательная система развивалась правильно, обязательно нужно поддерживать мышцы и связки в активном и развитом состоянии. Массаж помогает справиться с этой задачей. Также он способствует развитию речи, ведь мама во время сеанса активно общается с крохой. Малыш вполне уже может отвечать ей веселым гулением, отдельными звуками и слогами.

Массажное воздействие основано на улучшении кровообращения, укреплении мышц, которые позволят суставам и позвонкам находиться в анатомически правильном положении даже при возрастающей нагрузке.

Активные дети при помощи массажа становятся более спокойными, а вялые и неактивные малютки оживляются. Это происходит из-за раздражения рецепторов кожи, которое происходит при массировании. Нервные окончания посылают интенсивные сигналы головному мозгу, деятельность которого заметно стимулируется, состояние нервной системы становится более сбалансированным.

Массаж для здорового ребенка носит название профилактического. Его мама вполне может проводить в домашних условиях.

Если у ребенка выявлены определенные патологии, требующие применения специального лечебного массажа, необходимо обратиться к специалисту для его проведения. Профессиональный массажист не допустит ухудшения состояния малыша, его действия будут иметь узкую направленность.


Особенности

Грудничок после полугода спит уже значительно меньше, а бодрствует чаще. Периоды бодрствования - отличное время для физического и умственного развития. Ими обязательно нужно пользоваться. Для ребенка после 6 месяцев классический массаж может преследовать две цели сразу - общеукрепляющий массаж и процедуры успокаивающего релаксационного характера.

В возрасте 6-7 месяцев длительность сеанса массажа увеличивается с 15 до 20 минут. Для ребенка в возрасте 7-8 месяцев продолжительность манипуляций можно увеличить до 30 минут. В массаже теперь присутствуют как активные, так и пассивные приемы. В первом случае малыш выполняет элементы гимнастики одновременно с массированием или после него, во втором происходят только массажные приемы.

Сами приемы используются более сложные, чем раньше. Воздействие становится более ощутимым, нагрузки возрастают. К уже знакомым приемам – поглаживаниям, растираниям, разминаниям – добавляются щипковая и ударная техники. О них расскажем ниже. Однако основа сеанса - классический массаж, как и ранее.

По-прежнему успокаивающий массаж проводят вечером, перед сном, перед купанием. Сеансы для укрепления мышц, суставов и связок проводят только днем, когда ребенку не предстоит длительного отдыха, поскольку он оказывает на нервную систему возбуждающее действие.


Подготовка

К сеансу массажа мама должна быть готова наилучшим образом.

  • С рук нужно снять кольца, браслеты, часы.
  • Короткие ногти и удаленный маникюр помогут сделать массаж более безопасным.
  • Заранее следует подготовить и массажное место. Вполне возможно, что пеленальный столик, на котором раньше проходили сеансы, уже не подойдет для этих целей: ребенок заметно вырос, ему нужно место для переворотов, «ползательных» движений. Маленький столик, который должен быть в качестве площадки для переодевания, уже не отвечает всем требованиям массажного стола. Лучше всего выбрать более широкий обеденный стол, а если в квартире нехолодный пол, процедуры можно делать даже на нем.
  • Для ребенка следует приготовить гимнастический коврик из ППУ – «пенку», она не пропускает холод.
  • Также пригодятся пеленка и пачка влажных салфеток на тот случай, если чадо решит справить естественную нужду прямо в разгар массажного сеанса.
  • Рядом с массажным местом следует поставить массажное масло или детский крем, положить сухое полотенце или бумажные салфетки для рук мамы, а также яркие и привлекающие внимание карапуза игрушки.
  • Возьмите фитбол, если он имеется.
  • Положите кольца и несколько крупных предметов, например, больших блоков-кубиков. Для чего они пригодятся, расскажем ниже.

Температура воздуха в помещении не должна превышать 21 градуса тепла. Следите за тем, чтобы не было открытых сквозняков, особенно если выполняете массаж на полу.

Мама должна раздевать ребенка и начинать его массировать только чистыми и теплыми руками. Согрейте предварительно ладони и пальцы, не забудьте смазать их тонким слоем детского крема.

Раздетому малышу нужно дать несколько минут привыкнуть к температуре воздуха, к прикосновениям, после чего можно начинать выполнять один из комплексов, который актуален для детей в возрасте от 6 до 8 месяцев.


Техника выполнения

Общие рекомендации для родителей деток указанной возрастной категории довольно просты: выполнять массаж нужно, как и раньше, усилив нагрузку. Иными словами, на первом этапе мама легко поглаживает все тело крохи, потом приступает к массажу ручек и ножек. При массировании конечностей важно, чтобы траектория движений рук массажиста была снизу вверх. Начинайте с разминания каждого пальчика и постепенно поднимайтесь выше.

Избегайте прямого массирования локтевого и коленного суставов, а также подколенной и подмышечных впадин.


После растирания можно сделать несколько пощипывающих движений кончиками пальцев. Следите, чтобы ребенку не было больно и неприятно. Потом проведите разминающие движения основных мышц и завершите массаж каждой ручки или ножки мягкими и успокаивающими поглаживаниями.

Переходите к массажу грудной клетки и живота. Делается это круговыми движениями вокруг пупка. После 6 месяцев к уже привычным поглаживаниям можно добавить несильные щипковые движения вокруг пупка для укрепления мышц животика. Грудную клетку массируют легкими поглаживаниями: щипки и удары в области ребер категорически запрещены.

В положении лежа на животе ребенку проводят массаж спины. К уже привычным растираниям для полугодовалых детей добавляют щипковые воздействия продольных длинных мышц, а также слабые удары ребрами ладоней вдоль позвоночника. Нельзя массировать сами позвонки.

Щипками и похлопываниями можно стимулировать и ягодицы. Все это - упражнения пассивные. Активные для каждого из возрастов свои. Рассмотрим их подробнее.


Комплекс для малышей 6-7 месяцев

После массажа ручек добавляйте упражнение «Боксер». Дайте малышу надежно ухватиться за ваши указательные или большие пальцы и совершайте его руками боксерские движения. Старайтесь делать это нередко. Такое упражнение очень полезно при гипотонусе, который приходит на смену повышенному мышечному тонусу после 6 месяцев жизни.

После массажа ножек дополнительно следует ввести упражнение «Лыжник». Возьмите малыша, лежащего на спине, за голени и делайте ножками скользящие движения, будто кроха идет на лыжах. Это упражнение прекрасно развивает голеностоп, что в будущем понадобится для освоения ходьбы.

Обязательными в этом возрасте являются сгибание и разгибание ножек, ручек. После массажа спинки предложите малышу достать игрушку, повернувшись к ней и потянувшись за ней из положения на спине, на животе.

Стимулируйте ползание, перевороты. Можно попробовать по окончании массажа подтягиваться вверх за ручки, а также присаживаться. С присаживаниями следует быть предельно осторожными: если ребенок еще не проявляет самостоятельных попыток садиться, делать это упражнение не нужно - избыточная нагрузка на позвоночник лишь навредит крохе.



Комплекс для детей 7-8 месяцев

Для таких детей комплекс усложняется некоторыми активными упражнениями. Сам массаж делается по вышеописанной схеме, ничего существенно нового в него привносить не следует. Однако комплекс активных приемов расширяется. Как правило, дети уже сносно ползают, а потому после массирования и приемов для укрепления спины добавьте упражнение для ползания с препятствиями. Вот для этого и понадобятся наши большие мягкие кубики-блоки, а также валики из полотенец. Научите ребенка переползать препятствия, огибать их, искать новые траектории движения.

Практикуйте после массажа рук потягивания: держите игрушку высоко над ребенком, пусть он пробует изо всех сил дотянуться до нее. После массажа ножек добавляют круговые движения ногами - будьте осторожны с коленными и тазобедренными суставами!

Присаживания можно выполнять потягивая ребенка как за обе ручки из положения лежа на спине, так и за одну ручку, при условии, что он уже пытается сидеть самостоятельно.

С 8 полных месяцев можно добавить упражнения сидя, например, «боксировать» ручками именно из такого исходного положения. Также добавляют активные приемы на развитие вестибулярного аппарата: полеты «самолетиком» на животе по комнате на руках папы (избегайте подбрасываний ребенка - они могут негативно отразиться на развитии его позвоночника).



С 8 месяцев можно начинать делать упражнение «Тачка» – его обожают все карапузы. Ребенок должен ходить на ручках, пока мама будет держать ножки приподнятыми.

Следующие советы помогут повысить эффективность массажа и не навредить малышу.

  • Не делайте массаж, если у ребенка режутся зубы или повысилась температура, также следует отказаться от занятий в дни профилактических прививок.
  • Проконсультируйтесь о возможности массажа и гимнастики для вашего малыша с педиатром.
  • Сопровождайте все свои манипуляции сказками, стишками, потешками и песенками. Для ребенка сеанс не должен быть обременительным и скучным. Для него это должна быть увлекательная игра. Не забывайте называть вслух названия частей тела, своих действий, это поможет малышу быстрее их запомнить и воспроизводить.
  • Если ребенок не в настроении и плачет во время массажа, откажитесь от занятия и перенесите его на более позднее время или на другой день. Только массаж, который доставляет малышу удовольствие, будь то расслабляющий или укрепляющий сеанс, будет наиболее полезным.
  • Не пытайтесь вместить в комплекс все упражнения, которые вы запланировали. Ориентируйтесь на состояние и настроение малыша. Любым номером в вашем списке можно пожертвовать, если чадо не слишком благодушно относится к массажу в целом.
  • При повышении температуры после сеанса массажа, при изменении самочувствия ребенка обязательно обратитесь к врачу.


 

Возможно, будет полезно почитать: