Коко шанель годы жизни и смерти. Ещё одна любовная связь. «Шанель – это не мода, Шанель – это стиль»: простые цитаты о главном от Габриэль Шанель

Биография Коко Шанель (настоящее имя Габриель Бонёр Шанель(Gabrielle Bonheur “Coco” Chanel)) началась 19 августа 1883 года во французском городе Сомюр, расположенном в департаменте Мэн и Луара, на правом берегу реки Луара. Габриель была второй дочкой коммивояжера Альберта Шанеля и Жанны Деволью. Поскольку семья Коко была небогатой, она была рождена в доме для престарелых. Работники этого заведения не отличались грамотностью, и когда один из работников Франсуа Пойту (Fran?

ois Poitu), не знал как записывается Шанель (Chanel), он, сделав ошибку, записывает девочку как Chasnel.

У Коко было две сестры Юлиана (1882-1913) и Антуанетта (родилась в 1887), а также три брата Альфонс (родился в 1885), Люсьен (1889) и Питер (родился и умер в 1891). Сама Коко Шанель указывает на то, что сама она родилась в Оверни в 1893 году, тем самым забрав у себя 10 лет жизни, но эту “теорию” ничего не подтверждает.

В возрасте 12 лет в биографии Коко Шанель произошли траурные события – ее мать умирает, от туберкулеза, а ее отец покидает семью, поскольку ему нужно было теперь зарабатывать много денег для содержания семьи. Поэтому малышам из семьи Шанель пришлось провести целых семь лет в сиротском приюте при католическом монастыре в Аубасине. Здесь Коко овладевает швейным мастерством, и во время каникул проводимых со
своими родственниками, она углубляет свои знания швейного дела, за счет “отхода” от монастырского стиля одежды. В возрасте восемнадцати лет, Коко начинает работать в местной швейной мастерской. Здесь и происходит переломный момент в биографии Коко Шанель, она знакомиться с французским миллионером Этьеном Балсаном, и в скорее после знакомства, они открывают общее дело.

Этьен и показал Коко, что значит жить богатой жизнью, одаривая ее различными бриллиантами, платьями, жемчугом. В это время она увлеклась шапочками, это хобби, кстати говоря, и поможет ей впоследствии прийти к славе. После разрыва с Этьеном она переезжает в Париж, где в 1913 году открывает свой первый магазин, в котором можно было приобрести фешенебельные дождевики и пиджаки. Но поскольку этот магазин не был расположен в “сердце” Парижа, она быстро разорилась, однако благодаря сильному характеру не сдалась. В эти довоенные годы Коко Шанель встречает еще одного человека, изменившего ее жизнь. Это был Артур Капель, в которого она очень быстро влюбляется. Благодаря Артуру, она открывает в округе Бретань магазин дамских шапочек. Эти шапочки очень уж понравились кино-знаменитостям Франции тех лет, и ее дела быстро пошли вверх. Вслед за этим открывается еще ряд магазинов по всей территории Франции, и появляются первые аристократические покупательницы.

Известно, что Коко Шанель избегала своей биографии, и ей всячески приходилось менять ее. Так она рассказывала, что после смерти своей матери, отец переехал в Америку, где стал довольно богатым, а ей самой пришлось жить с ее холодными тетушками, досаждавшими ей на протяжении всех юных лет. В 1920-м году в жизни Коко Шанель происходит еще одно событие. Она знакомиться с выдающимся русским композитором Игорем Стравницким, который был вынужден покинуть большевицкую Россию, и Коко предоставила свои апартаменты Игорю Федоровичу на первое время.

В 1923 году в первом журнале о моде Harper’s Bazaar, вышла статья об Коко Шанель. В этой статье Коко говорит, что привыкла делать одежду удобную для женщин, что большинство модельеров – это мужчины, и они делают очень неудобную одежду. Критикуя их, она предложила модельерам-мужчинам поносить одежду, которые они сами сделали, и убедиться, насколько это тяжело. Таким образом, Коко Шанель открыла новое течение в модельном деле, направленное на упрощение одежды.
Нельзя не отметить событие, произошедшее в биографии Коко Шанель в 1921 году. В это время она вместе с русским эмигрантом Эрнстом Бо сделали переворот в парфюмерии. Их духи Chanel № 5 стали первыми полиаромными духами, поскольку раньше все духи были моноаромными, и делались только из одного запаха – цветка.

В 1925 году происходит еще одно значимое событие в жизни Коко Шанель: при помощи Веры Ломбарди, она открывает Дом Шанель.
После начала второй мировой войны, Коко закрывает все свои магазины, называя это время «не временем моды». И она поселяется в гостинице Риц, и живет там около 30 лет. Отель Риц был для нее домом, даже когда Париж был оккупирован нацистами. В эти смутные времена, Коко и сама вынуждена была провести время в тюрьме, поскольку она была в тесных контактах с Верой Ломбарди, которую уличили в пособничестве Английским спецслужбам.

19 августа 1883 года на свет появилась Коко Шанель, женщина, история жизни которой легла в основу множества книг и фильмов. Особый интерес публики и по сей день вызывает личная жизнь Коко. Романы легендарной Шанель были бурными и яркими, но, к ее великому сожалению, не слишком удачными. Несмотря на то, что она годами создавала образ сильной и независимой женщины, мадемуазель Коко очень хотела выйти замуж. Но ни один из ее многочисленных романов не закончился долгожданной свадьбой. И чем хуже складывалась личная жизнь Коко Шанель, тем успешнее была профессиональная.

«За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась».

Бравый офицер Этьен Бальсан стал первой влюбленностью Коко. Насколько сильны и искренны были ее чувства по отношению к Бальсану судить теперь сложно, однако именно благодаря ему Шанель покинула кабаре, в котором работала певицей. Коко переехала в загородное поместье Этьена Бальсана, где вопреки своим ожиданиям не смогла обрести счастье. Положение Шанель в доме мало чем отличалось от положения прислуги. Для Этьена Бальсана юная певица была лишь развлечением, а когда Коко заявила о своем желание стать модисткой, возлюбленный просто поднял ее на смех. Однако именно Бальсан познакомил Шанель с Артуром Кейпелом — человеком, которому суждено было стать самой большой и трагичной любовью в ее жизни.

  • Артур Кейпел

Расставшись с Этьеном Бальзаном, Коко Шанель начинает жить с Артуром Кейпелом, сумевшим стать для нее не только любовником, но и верным другом. С его помощью Шанель делает первые шаги в качестве модельера и открывает бутик в Париже. Артур Кейпел, по прозвищу «Бой», слыл бабником, однако после встречи с Шанель закончил все свои многочисленные романы, чтобы полностью посвятить себя жизни с любимой. Несколько лет влюбленные были безмерно счастливы, пока Кейпел не начал возвращаться к старым привычкам. Все чаще у Боя завязывались романы на стороне, на что Коко приходилось закрывать глаза. Огорчал Шанель и тот факт, что Артур Кейпел очевидно не собирался на ней жениться, а спустя некоторое время и вовсе объявил, что отправляется под венец с совсем другой девушкой, принадлежащей к высшим кругам. Любовь Коко и страх остаться без любимого человека были настолько велики, что она соглашается стерпеть и это унижение. И по легенде даже шьет платье для избранницы Артура. Но и эти жертвы не помогли Шанель быть рядом с любимым вечно, жизнь внесла свои коррективы. В 1919 году Артур Кейпел погибает в автокатастрофе. Смерть любимого человека становится для Коко сильным ударом, приведшим к затяжной депрессии. Немало времени понадобилось великой Шанель, чтобы суметь пережить эту трагедию и найти в себе силы двигаться дальше. Несмотря на то, что в жизни Коко Шанель впоследствии появлялись другие мужчины, единственной своей настоящей любовью она всегда считала Артура Кейпела.

Спустя год после смерти Артура Кейпела Коко Шанель знакомят с князем Дмитрием Романовым, приходящимся кузеном императору Николаю II. Несмотря на весьма ощутимую разницу в возрасте (Шанель на тот момент было 37 лет, а князю Дмитрию не было и 30), знакомство быстро перерастает в роман. Дмитрий Романов помогает своей новой возлюбленной в расширении дела: знакомит с влиятельными людьми, предлагает использовать красивых девушек в качестве манекенщиц. Однако главной заслугой князя Дмитрия является то, что именно он сводит Шанель с парфюмером Эрнестом Бо, вместе с которым впоследствии они создадут легендарный аромат Chanel №5. Роман Дмитрия и Коко был недолгим. Примерно через год князь переезжает в США, где женится на весьма обеспеченной девушке. С Коко Дмитрию удается сохранить теплые дружеские отношения вплоть до своей смерти в 1942 году.


  • Герцог Вестминстерский

Самым красивым и длительным романом Коко Шанель стал роман с герцогом Вестминстерским. На момент начала отношений, у обоих за плечами было богатое прошлое. Коко Шанель пережила предательства и потерю близких людей, герцог был дважды разведен, поэтому им как воздух был необходим легкий и красивый роман. Эти отношения носили поистине королевский характер: приемы, путешествия, роскошные подарки. Коко Шанель и герцог Вестминстерский были везде желанными гостями и вели активную светскую жизнь. Ни у кого не оставалось сомнений, что не за горами свадьба. Но и в этот раз удача отвернулась от мадемуазель Коко. Герцог Вестминстерский страстно хотел наследника, которого Шанель из-за бесплодия, увы, не могла ему подарить. Некоторое время она еще надеялась, что герцог просто не сможет с ней расстаться и со временем забудет о своем желании иметь детей. Однако этого не случилось, и спустя 14 лет красивый роман был окончен.


  • Ганс Гюнтер фон Динклаге

После расставания с герцогом Вестминстерским у Шанель случилось несколько романов, один из которых чуть не стоил ей дела всей жизни. В годы Второй Мировой Войны мадемуазель Коко, которой на тот момент было уже за 50, познакомилась с немецким дипломатом Гансом Гюнтером фон Динклаге. Эти отношения Шанель рассматривала, как последний шанс обрести личное счастье, а потому не могла трезво оценить ситуацию. Она позволила мужчине не просто вскружить себе голову, но и заставить ее влезть в дела политические. Ганс оказался немецким шпионом и полковником вермахта, убедившим Коко Шанель организовать ему встречу с ее приятелем Уинстоном Черчиллем. По окончании войны, Коко Шанель была арестована. Ей предъявили обвинение в пособничестве фашизму. Шанель всё отрицала, утверждая, что с Гансом Гюнтером фон Динклаге ее связывали лишь любовные отношения. Власти Франции приняли решение позволить Коко добровольно покинуть страну, в случае отказа ее ждала тюрьма. Коко Шанель вместе со своим любовником уезжает в Швейцарию, где проживет почти 10 лет. Семейная жизнь опять не сложится. Некогда влюбленные будут бурно и часто ссориться, а по слухам иногда и драться. Расставшись с Гансом Гюнтером фон Динклаге, Коко Шанель оставляет попытки обрести семейное счастье, и последние годы своей жизни полностью посвящает работе.


ru.wikipedia.org

Биография

Биография

Родилась в Сомюре в 1883 году, хотя утверждала, что появилась на свет в 1893 в Оверни. Мать умерла, когда Габриель было двенадцать лет, позже её с четырьмя родными братьями и сестрами оставил отец; дети Шанель были тогда на попечении родственников и провели некоторое время в приюте. В 18 лет Габриель устроилась продавцом в магазин одежды, а в свободное время пела в кабаре. Любимыми песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что ей и дали прозвище - Коко. Габриель не преуспела в качестве певицы, однако во время одного из её выступлений офицер Этьен Бальзан (Etienne Balsan) был очарован ею. Она переехала жить к нему в Париж, но вскоре ушла к английскому промышленнику Артуру Кепелу (Arthur Capel). После связей с щедрыми богатыми мужчинами она была в состоянии открыть магазин в Париже в 1910, продавая дамские шляпы, и в течение года дом моды переместился на улицу Камбон, 31, где и находится по сей день, как раз напротив отеля «Риц».




«Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», - заявила в 1954 году Коко Шанель. А в феврале 1955 мадмуазель Шанель представила небольшую сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке. Женщины впервые смогли носить сумку удобно: просто повесить на плечо и совершенно о ней забыть.

Духи



В 1921 году появились знаменитые духи «Chanel № 5». Их авторство, однако, принадлежит русскому парфюмеру-эмигранту Эрнесту Бо. До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка.

Коко Шанель также популяризировала маленькое чёрное платье, которое можно было носить в течение дня и вечера в зависимости от того, как оно дополнено аксессуарами. В 1926 году американский журнал Vogue приравнял по универсальности и популярности «маленькое чёрное платье» к автомобилю «Ford».

Антракт

Несмотря на огромный успех моделей Шанель, в 1939 году Коко закрыла все бутики и дом моды, потому что началась Вторая мировая война. Многие кутюрье покинули страну, но Коко осталась в Париже.

Осенью 1940 года, пребывая в состоянии абсолютной бездеятельности и как следствие в почти полном забвении, Габриель встречает человека, который станет ее возлюбленным на последующие годы.



В июне 1940 ее племянник Андре Паласе был взят в плен немцами. В попытке вернуть племянника из неволи, Коко обратилась к немецкому дипломату Гансу Гюнтеру фон Динклаге, с которым давно была знакома.

Родился он в Ганновере в 1896 году. Мать его была англичанка, он получил прекрасное образование и одинаково блестяще разговаривал на английском и французском языках. Живой и остроумный, страстный любитель музыки, он к тому же был еще и красавцем. Друзья прозвали его «Шпатц», что по немецки значит «воробей», за ту легкость, с которой он порхал по жизни и влетал в сердца самых красивых женщин.



Галантный немец пообещал похлопотать и Андре Палас в итоге был освобожден. Нужно ли говорить, что Коко испытывала бесконечную благодарность Шпатцу за оказанную услугу и ее привязанность к нему от этого только возросла.

В тягостный период бездействия, начавшийся после закрытия ателье, Габриель, будучи одержима мечтой положить конец войне, в ноябре 1943 года хотела встретиться со своим другом Уинстоном Черчиллем, чтобы попытаться убедить его согласиться с принципами секретных англо-германских переговоров.

Габриель изложила свой план Теодору Момму, отвечающему в оккупационном правительстве за французскую текстильную промышленность, с которым ее познакомил Шпац. Теодор Момм передал предложение в Берлине Вальтеру Шелленбергу, который руководил Шестым управлением, контролировавшим службу внешней разведки. Против ожидания Момма, Шелленберг счел его предложение интересным, и была достигнута договоренность об операции «Модельхут» - «Модная шляпа». Впрочем, «операция» - слишком громко сказано: речь шла всего навсего о том, чтобы разрешить Габриель поездку в Испанию с пропуском, действительным в течение каких-нибудь нескольких дней, что бы встретиться там с Черчиллем.



Габриель едет в Мадрид, однако встреча не состоялась, так как Черчилль был болен, и она вернулась в Париж, удрученная провалом своей миссии. И, хотя вела она себя там явно нейтрально, все её контакты с немцами были замечены и «взяты на карандаш». По окончании войны на неё, в связи с этим, навесили ярлык пособницы фашистов, обвинили в коллаборационизме и даже «упекли» ненадолго за решётку…

Сам Уинстон Черчилль в 1944 году вступился за неё и договорился с новыми властями Франции о том, чтобы Мадемуазель отпустили, но французы были настолько агрессивно настроены против своей, некогда любимой «кутюрье», что её выпустили только с условием, что она покинет Францию.



Шпатцу к этому времени удалось покинуть Париж, но Габриель не имела никаких известий о нем. Она снова осталась одна. Стареющая, разлученная с любимым делом и стоящая на грани депрессии, Габриель отправилась на несколько лет лелеять свою тоску в Швейцарию.

Возвращение в мир моды



В 1954 году 71-летняя Габриель вернулась в мир моды и представила свою новую коллекцию. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Коко усовершенствовала свои классические модели, и в результате самые богатые и знаменитые женщины стали постоянными посетительницами её показов. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: изготовленный из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Коко вновь представила дамские сумочки, ювелирные изделия и обувь, которые впоследствии имели ошеломительный успех.



В 1950-1960-е годы Коко сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году легендарная актриса Кэтрин Хепберн исполнила роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».



10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Габриэль скончалась от сердечного приступа в отеле Риц; похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, на верхней части надгробия которой изображены пять львов.

С 1983 года Карл Лагерфельд принял руководство домом моды Шанель и стал его главным дизайнером.

В кинематографе

Итало-франко-британский телевизионный фильм «Коко Шанель», премьера которого состоялась 13 сентября 2008 года на канале Lifetime Television.
Французский фильм с Одри Тоту «Коко до Шанель» вышел на экраны в апреле 2009 года. Он собрал в прокате 50 млн $.
«Коко Шанель и Игорь Стравинский» - художественный фильм Яна Кунена, снятый по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь». В фильме рассказывается об отношениях между Коко Шанель и Игорем Стравинским.

Интересные факты

В честь 125-летия со дня рождения Коко Шанель глава Модного дома Chanel Карл Лагерфельд представил уникальный дизайн юбилейной монеты номиналом в 5 евро с изображением легенды мировой моды. Золотая монета (тираж 99 штук) оценена в 5900 евро, а одну из 11000 серебряных монет можно приобрести за 45 евро .

Коко Шанель

Габриэль Шанель родилась 19 августа 1883 в Сомюре – небольшом городке в долине Луары – однако почти всё детство провела в Оверни. Родители Габриель жили в нищете, слабая мать постоянно болела, а отец волочился за другими женщинами. Постоянно болеющая мать умерла от туберкулёза, когда Шанель едва исполнилось двенадцать. Ни отец, ни другие родственники не пожелали взять на себя заботу о Шанель и двух её сёстрах, поэтому девочек отправили в сиротский приют при католическом монастыре Обазин. Своего отца Шанель больше никогда не видела.

Новшества! Нельзя же постоянно бежать впереди времени. Я хочу создавать классику.
Коко Шанель

В восемнадцать лет перед Габриэль встал выбор: остаться в монастыре или продолжить образование в миру. Отказавшись от церковной жизни, она поступила на бесплатное место в пансион в городке Мулен. Сhanel твёрдо решила никогда не возвращаться к своему бедняцкому прошлому, её манила роскошная жизнь. Однако становиться заложницей брака по расчёту она не хотела – деньги означали для неё прежде всего свободу и независимость. Грёзам о будущем богатстве Шанель предавалась, стоя днём за прилавком модного магазина с ножницами и иголкой в руках, а вечером – на сцене кафешантана, где она выступала в ревю.



По названию одной из песен скромного кафешантанного репертуара она получила прозвище «Коко» - именно так подвыпившие солдаты вызывали Шанель на бис. Среди солдат, квартировавшихся в гарнизоне, было много аристократов, и вскоре у Габриэль появилось множество поклонников, которые не скупились на угощения и щедрые подарки. Один из офицеров по имени Etienne Balsan – наследник могущественной династии текстильных промышленников – пригласил её посетить семейное гнездо, и очень быстро они стали любовниками. Роскошь жизненного уклада Этьена произвела на Шанель неизгладимое впечатление, хотя стиль одежды содержанок, принятый в офицерском кругу, показался ей слишком мудрёным и неудобным – изысканные платья с корсетом, призванным создать S-образный силуэт, драпированные метрами ткани.

Тогда Шанель создала собственный стиль, основой которого послужил стиль одежды её друзей-мужчин. В ход пошли рубашки, галстуки, жакеты, бриджи для верховой езды (галифе) – все эти предметы мужского гардероба трансформировались в удобную женскую одежду, в которой Шанель себя чувствовала удобно. В период связи с Бальсаном она создала целую коллекцию шляпок, которая пользовалась большим успехом у популярных актрис. Иногда шляпки Шанель даже попадали на сцену. Именно тогда на будущую законодательницу мод впервые обратили внимание: в одной из газет появились рисунки её шляпок, которые пришлись по душе другим дизайнерам. Они усовершенствовали свои чересчур изысканные модели и упростили стиль.

Шанель (Сhanel) - деловая женщина




В 1912 Шанель познакомилась с Arthur "Boy" Capel – наследником английской династии углепромышленников и заядлым игроком в поло. Он стал любовью всей её жизни, а его трагическая смерть в автомобильной аварии в 1919 довела Шанель до отчаяния. Capel финансировал её переезд из мастерской Бальсана, где она шила свои шляпки, и помог открыть магазин в Париже, на Rue Cambon. Очень скоро название этой улицы стало неизменно ассоциироваться с именем Шанель, и эта связь только укреплялась на протяжении её жизни. Теперь Шанель стала деловой женщиной; от своей прошлой жизни она оставила лишь одно – цветок камелии, символ великосветских куртизанок. Белый шёлковый цветок камелии скоро превратился в роскошный аксессуар.

В 1913 Шанель открыла свой первый бутик – в Довиле, а через два года появился бутик и в Биаррице. Фланелевые жакеты, вязаные туники и прямые юбки от Шанель были «гвоздём» любого собрания, а дамы наконец-то почувствовали себя свободными. Хотя не Шанель первой освободила женщин от корсетов, именно её идеи способствовали эмансипации женщин. Она хотела освободить сознание женщин от духовной лености, которая делала их зависимыми от мужчин. Мода – это не только внешний вид и стиль одежды, но и стиль жизни, способ познания мира. До 1918 года в парижском магазине Шанель продавалась только летняя одежда для состоятельных матрон, которые проводили летний сезон в загородных домах.

В 1918 на прилавках впервые появились платья, элегантные бежевые ансамбли из платьев и пальто, вечерние платья из чёрного тюля, украшенные чёрным янтарём, - полный гардероб для городских модниц. Шанель тщательно работала над каждой деталью, и зачастую моделям приходилось часами простаивать без движения, пока пройма или воротник не приобретали идеальный вид. Благодаря этой дотошности за Шанель скоро закрепилась слава перфекционистки. Изначально при создании своих нарядов Шанель руководствовалась соображениями удобства: главное, чтобы одежда не стесняла движения. Её крой повторял линии тела, а коллекции отражали дух 1920-х. Близким другом Шанель был Пикассо, но в отличие от своих современников – модельеров Poiret и Schiaperelli – она никогда не поддавалась сиюминутным настроениям времени. Шанель оставалась верной своим убеждениям: она твёрдо верила в то, что предназначение одежды – быть удобной для того, кто её носит, а не возбуждать воображение окружающих.



Своё сорокалетие Шанель отметила выпуском первого флакона духов Chanel №5. В отличие от других дизайнеров, разливающих духи в изысканные хрустальные флаконы, Шанель выбрала весьма скромный и непритязательный дизайн флакона. И в этом она не изменила себе. В 30-х жизнь Шанель была уникальным смешением легкомысленного гламура и тяжёлого труда. За обедом она встречалась с художниками и аристократами, днями пропадала на рыбалке в компании самого богатого человека в Англии – герцога Вестминстерского, и играла в карты с Уинстоном Черчиллем. Шанель как будто брала у жизни реванш за безрадостную и безденежную юность и наслаждалась роскошью и неограниченными возможностями. Апартаменты Шанель располагались непосредственно над её фирменным бутиком на Rue Cambon. Квартира была роскошно и со вкусом обставлена антикварной мебелью XVIII века, на потолках красовались хрустальные люстры, на полу – персидские ковры с восточным орнаментом. Во времена Американской Великой Депрессии (1929 – 1933) Шанель обратилась к голливудскому продюсеру Сэмюелю Голдвину с предложением «одевать» звёзд его студии за $1 миллион в год. Таким образом Шанель планировала вернуть в Европу американские капиталы, ведь американки в это время экономили на нарядах от кутюр. Однако это предложение не получило поддержки, и в конце 30-х финансовое положение Шанель сильно ухудшилось на фоне надвигающейся второй мировой войны. В 1936 Шанель пережила самое горькое унижение – бастующие работники закрыли хозяйку в собственном ателье. Год назад от сердечного приступа умер её любовник, и в охваченном войной мире она чувствовала себя безумно одинокой. Когда в 1939 началась война, Шанель закрыла ателье и уволила всех рабочих. Почти всю войну она пробыла в Париже, а после её окончания эмигрировала в Швейцарию. В 1947 Кристиан Диор создал легендарный силуэт New Look, отличительной чертой которой стали приталенные жакеты, создающие осиную талию, и пышные юбки. Образы, которые Шанель удалось изгнать с подиума в 20-х, возвращались вновь. Женскую моду снова диктовали мужчины.

Уровни продаж её аромата Chanel №5 неуклонно падали, и в возрасте 70 лет Шанель приняла решение вернуться в мир моды. Она вернулась в свой старый бутик на Rue Cambon. Показ первой за пятнадцать лет коллекции Шанель состоялся 5 февраля 1954 года. Модные обозреватели назвали показ «меланхолической ретроспективой». Увидев будущее моды, они не смогли отличить его от прошлого. В модных тенденциях 1960-х неоднократно повторятся многие идеи 20-х годов, но в 1954 увидеть это было по силам лишь 70-летней Шанель. Через два сезона она полностью восстановила свои права: костюм нового покроя с обшитым шнуром приталенным жакетом и позолоченными пуговицами стал пределом мечтаний каждой модницы, вне зависимости от того, в самом ли деле костюм от Шанель, или подделка. Туфли с открытой пяткой и закрытым носком, ювелирные украшения из искусственных камней и печально известные сумочки на цепочке вскоре разошлись по всему миру.

Габриэль Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 87 лет в своём люксе в парижском отеле «Риц». По оценке журнала Time, на момент смерти Шанель ежегодный доход её империи составлял 160 миллионов долларов. Несмотря на огромное состояние Шанель, стены её номера не украшали дорогие картины, что делало его похожим на монастырскую келью, в которой прошли годы её отрочества. В 1983 Дом Шанель возглавил Карл Лагерфельд, однако проявил так мало пиетета к её памяти, что превратил этот несколько устаревший лейбл в популярный и желанный бренд. Логотип СС обрёл некоторую ироничность, и коллекции Шанель конца 90-х выглядели так, будто Лагерфельд вернулся к корням, к тому, с чего начиналась легенда: лёгким тканям и элегантной простоте кроя.

РОНИКА ЛИЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ

Коко Шанель (фр.Coco Chanel) ---Габриель Бонёр Шанель (фр. Gabrielle Bonheur Chasnel,
19 августа 1883,в городе Сомюре (фр. Saumur)(Франция - 10 января 1971, в отеле "Ритц", (Париж, Франция). Согласно желанию покойной, она похоронена на кладбище в Лозанне (Швейцария).

19 августа 1883 г. - в городе Сомюр во Франции появилась на свет будущая звезда мировой моды Габриель Коко Шанель.




1895 г. - отец определяет Габриель в сиротский приют монастыря в Обазине.

1901 г. - Габриель 18 лет. Она покидает приют и начинает самостоятельную жизнь, поступает на работу в магазин одежды, где находит своих первых клиентов и поклонников.
Проработав в магазине некоторое время Шанель уходит на подмостки французского кафешантана в провинциальном городке Мулен.




1906 г. - Шанель переезжает в замок богатого повесы Этьена Бальсана, который первым возвысил ее... - Руайо.

1908 г. - короткая стрижка от Шанель. Мода на короткие стрижки быстро получила отражение в модной индустрии и в 1908 году на подиум во время очередного показа вышли только модели с короткими стрижками.



1910 г. - Артур Кейпел(Английского промышленник и денди Артур Кэйпела по прозвищу Бой (Arthur "Boy" Capel), которого она называла своей единственной любовью) помог Коко Шанель основать небольшое дело - знаменитый салон «Моды Chanel» в доме № 21 по улице рю Камбон. Вскоре у нее появился Дом моделей на фешенебельном курорте Биарриц.

1913 г. - Коко Шанель предложила модель первого пляжного костюма.

1915 г., сентябрь - на ссуду Артура Кейпела Коко Шанель открыла в Биаррице уже не ателье, а настоящий дом моделей с коллекциями и платьями по 3000 франков.



1918 г. - Коко Шанель создала жакет кардиган.

1919 г. - переезжая из Парижа в Канны, в автокатастрофе погиб Артур Кейпел, и Шанель решила полностью углубиться в работу.

1920-е гг. - К. Шанель предложила идею ношения бижутерии, которую, в отличие от драгоценностей, можно было носить и с повседневной одеждой.



1920 г. - у Шанель поселился Игорь Стравинский с женой Верой.

1921 г. - Коко Шанель создает пальто на меху и новую марку духов.
Шанель впервые предлагают брюки в качестве повседневной одежды (она опередила время лет на 40).
Мальчишеская стрижка "бубикопф".
Коко встретила поэта Пьера Реверди, который после разрыва близких отношений до самой своей смерти оставался ее другом.



1924 г. - К. Шанель открыла мастерскую по производству бижутерии и бутик, в котором продавались ее духи.

1924 г. - решив серьезно заняться производством и продажей духов, Габриель Шанель заключила договор с братьями-промышленниками Пьером и Полем Вертхей мерами и создала компанию Les Parfums Chanel.

1925 г. - она представила коллекцию арт-деко.
У Коко Шанель начался затяжной роман с главным носителем твида - герцогом Хью Рисард Артур Вестминстерским.



1926 г. - Коко Шанель из выкройки простого платья-халата создала платье рубашечного покроя. Платье по виду напоминало рубаху с мужским воротником и манжетами, к низу которой (по линии талии) притачивается прямая или широкая присборенная юбка или юбка-колокол.
В ассортименте фирмы появилась косметика.
Плиссированная юбка.
То самое черное платье из крепа с V-образным вырезом.

1926-1931 гг. - Коко Шанель успешно пропагандировала английский стиль.

1928 г. - Пик успеха Шанель - Дом моды, открытый на улице Комбон, 31, в Париже. Для демонстрации моделей были приглашены манекенщицы только русского происхождения.

1929 г. -Коко Шанель открыла бутик по продаже аксессуаров «от кутюр». К. Шанель сыграла в этом роль пионера.



1931 г. - Сэмюэль Голдвин подписывает с Коко Шанель контракт на невиданную сумму - миллион долларов. Коко создает платья для великих звезд того времени: Кэтрин Хепберн и Глории Свенсон.

1931 г. - К. Шанель сумела «приспособить» свой стиль к новым требованиям - в летней коллекции. 1931 г. она впервые предложила белые вечерние платья из хлопковой ткани (пике, муслина, органзы, кружева) английской фирмы Ferguson Brother Ltd., снизив цены на модели на 30 %.

1932 г. - После работы в Голливуде в 1932 г. К. Шанель устроила благотворительную выставку драгоценностей, созданных по ее идеям графом Ф. ди Вердура.



1932 г. - в своих волшебных салонах на улице Фобур Сент-Оноре Шанель представляет свою первую коллекцию украшений «Гимн алмазам». Основным профессиональным партнером Шанель был Поль Ириб – автор большинства драгоценных украшений Chanel.

1935 г. - Поль Ириб упал на теннисном корте и мгновенно умер. Так горько закончилась для Шанель еще одна история ее неосуществленного замужества.



1939 г. - Шанель закрыла Дом моделей и вскоре покинула Францию. Она отправилась в Швейцарию, где провела долгих четырнадцать лет в бездеятельности.

1945 г. - из соображений безопасности Коко Шанель отбыла в Щвейцарию и провела там долгих семь лет.

1950-60-е гг. - Габриель Коко Шанель сотрудничала с различными голливудскими студиями, одевала таких звезд, как Одри Хепберн и Элизабет Тейлор.



1952 г. - в клинике скончался Шелленберг.

1953 г. - практически в семидесятилетнем возрасте Габриэль Коко Шанель вернулась в Париж.

1954 г. - "Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю", - заявила на исходе года Коко Шанель.



1956 г. - Коко Шанель доказала, что неслучайно носит звание королевы моды. Она представила свое новое творение – костюм-двойку без воротника с отделкой из тесьмы. Именно его прославила икона стиля Джеки Кеннеди-Онасис, и его во всем мире сегодня называют костюмом Шанель.

1970 г. - Коко Шанель представила новые духи "Chanel № 19", свежий, чуть горький аромат которых сегодня считается классическим парфюмерным букетом.



10 января 1971 г. - в возрасте 88 лет великая Габриэль ушла из жизни. Она похоронена в Лозанне в Швейцарии в могиле, окруженной пятью каменными львами.


Коко Шанель (настоящее имя - Габриель Бонёр Шанель) родилась 19 августа 1883 года в относительно небольшом французском городке Сомюр, основным источником доходов которого на сегодняшний день являются туризм, а также изготовление и выращивание винограда и виноделие.

Отец Коко, по роду занятий уличный торговец, сдал трех своих дочерей в приют после того, как их мать скончалась в возрасте 32-х лет. Девочке было 12 лет на момент, когда она видела отца в последний раз. Проведя свои последующие семь лет жизни в стенах Обазинского монастыря, Габриель воспитала строгость в своем характере, а любимыми цветами девушки стали черный и белый. В то же время обилие религиозных и обрядных предметов вдохновили её в будущем на использование в декоративных элементах своих коллекций стиля барокко, золота и драгоценных камней.

После выхода во взрослую жизнь Коко устроилась работать швеёй в ателье, а по вечерам успевала петь в кабаре. Именно там за Габриель закрепилось имя Коко. Гости обращались к ней так, потому что она часто исполняла песню "Кто видел Коко на Трокадеро?".

Обладая мальчишеским нравом, Габриель брала идеи своих нарядов в мужской моде и одевалась достаточно оригинально для того времени. Свои первые модели дамских шляпок она брала из модных на то время головных уборов и убирала всю излишнюю атрибутику из перьев, что придавало им легкость и элегантность. Первыми моду от Коко Шанель оценили на себе девушки из рабочего класса, но достаточно быстро она распространилась и в высшем обществе.

Первой любовью Габриель был богатый английский аристократ Бой Кейпел. Он познакомил девушку с литературой, Востоком и эзотерикой. При нём Шанель открыла свои первые магазины в Париже, Довиле и Биаррице. Работа для неё была источником независимости, Коко никогда не хотела быть содержанкой при богатом муже, как девушки из высшего света того времени.

Это может показаться невероятным, что усилиями всего одного человека завершилась одна эпоха в моде и началась другая, еще более сенсационным для того времени было то, что этим человеком была женщина. Коко изменила женский силуэт. Она укоротила длину платьев и обнажила лодыжки, освободила женщин от корсетов и ввела в моду одежду из джерси, а также короткие стрижки и загар.

В 1918 году в доме №31 на улице Камбон в Париже мадемуазель Шанель открыла свой первый Дом Моды. Маленькая деревенская девочка, выросшая в Обазинском монастыре, стала королевой Парижа. Прежде, чем освободить женщин, она освободила себя.

История любви Габриель Шанель закончилась внезапно со смертью Бойа Кейпела в автокатастрофе. В первый и последний раз в жизни Коко позволила себе заплакать. «Я или умру, - сказала она - или закончу то, что мы вместе начали».

В 1920 году, когда Европа стояла на пороге очередной войны, женщины с восторгом встретили наряды Шанель, подарившей им право на удобство. Потеряв любовь всей своей жизни, она пыталась заглушить тоску в своем сердце в Венеции в компании друзей. Подруга Мися познакомила мадемуазель Коко с Италией, русским балетом и своими друзьями Кокто, Стравинским, Дягилевым, Равелем и Пикассо. После чего в жизни Габриель Шанель выдалась возможность поработать над созданием костюмов для спектаклей Дюллена и Кокто, а также финансировать постановку балета «Весна священная». Позже она дала убежище Стравинскому и его семье, помогла Кокто во время его реабилитации и тайно оплатила похороны Дягилева в Венеции.

После революции 1917 года в царской России Коко Шанель довелось познакомиться с Великим князем Дмитрием (двоюродным братом русского императора Николая II), который был младше её на 8 лет. Влияние князя и его культуры вдохновило Великую Мадемуазель на создание вышивок, меховых изделий и украшений в византийском стиле. Благодаря ему Коко встретилась с Эрнестом Бо, парфюмером при царском дворе, и в 1921 году выпустила свой знаменитый аромат SHANEL №5.

Однажды в судьбе Коко возник настоящий аристократ, воплощение британской элегантности и непринужденной роскоши Герцог Вестминстерский, богатейший человек Великобритании. Габриель была очарована им. Это была красивая история любви, герцог приглашал её в свои дворцы и яхты, отправлял за ней частный поезд, осыпал цветами и драгоценностями, но чувства остыли до того, как Коко стала герцогиней.

В 1926 году Шанель, которая не выносила обилие кричащих разноцветных нарядов, объявила: «Я заставлю их ходить в черном!». Дело в том, что в то время черный цвет был приоритетом нарядов прислуги и траура. Но Коко возвела его в ранг абсолютного. Это стало орудием её успеха и годом рождения маленького черного платья.

Модницы со всех континентов желали носить платья от Шанель, и прежде всего этого хотели звезды Голливуда. Однако модельер не поддалась влиянию фабрики грез, так как понимала нависающее над ней давление огромной индустрии, и она приняла решение вернуться во Францию, где поселилась в отеле Риц, чтобы не подвергаться чьему-то мнению, а дальше продолжать работу над своими коллекциями.

В 1936 году во время весенней забастовки, Коко, владелица на тот момент множества бутиков, столкнулась с забастовкой 4000 рабочих, это был первый раз, когда ей пришлось уступить чьей-то воле.

В 1940 году, во время Второй мировой войны, племянник Коко Андре Паласе попадает в плен к немцам. Применив все свои связи, ей удается освободить его, однако эта свобода дорого обходится самой Габриель. Военный критик Хэл Воган в своей книге «В постели с врагом: тайная война Коко Шанель», вышедшей уже в послевоенное время, открыто заявляет, что Коко Шанель официально числилась в штате немецкой разведки и имела на своем счету ни одну успешную операцию. Это сотрудничество не могло остаться без внимания, и Коко была арестована по обвинению в пособничестве фашизму. Только благодаря вмешательству Черчилля женщину освобождают в 1944 году при условии, что она покинет Францию. Шанель была вынуждена перебраться в Швейцарию. На сегодняшний день официальный источник модного дома Шанель опускает эту неприятную страницу в биографии своей основательницы. На сайте Дома Шанель вскользь упоминается, что Шанель закрывает свои бутики в 1939 году и сразу перебирается жить в Швейцарию.

Во Францию и в мир моды Коко возвращается только в 1953 году в возрасте 70 лет. Первый показ мод прошел 5 февраля 1954. Коко со стороны наблюдала за показом, который проходил в гнетущей тишине. Французская пресса разгромила коллекцию, назвав её жалкой, а Шанель - престарелой. В то же время Америка восприняла коллекцию с восторгом, а знаменитый журнал LIFE написал: «В 71 год Габриель Шанель не просто создала новую тенденцию, она совершила революцию». К Шанель вернулось прежнее влияние и право диктовать свой стиль всему миру. Костюмы от Шанель полюбились не только рядовым гражданам, но и звездам кино. Их носили Марлен Дитрих, Бриджит Бардо, Ромми Шнайдер, Грейс Келли, Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор и другие.

Всю свою жизнь Коко создавала свой неотразимый стиль Шанель. Ей принадлежит создание бежевых босоножек с черным носком, ранее упомянутого маленького черного платья, приталенного жакета, стеганной сумочки с цепочкой через плечо. В это может быть трудно поверить, но до 1955 года не существовало такой привычной сегодня сумочки с ремнем, одеваемым на плечо. Женщины ходили с ридикюлями, длинный шнурок которых одевался на руку. Ридикюли появились еще в начале 19 века и прослужили полтора века, так как долгое время в женском гардеробе не были предусмотрены карманы.

Все последние годы своей жизни Великая Мадемуазель была ужасно одинока и в возрасте 80 лет все также каждый день ходила на работу, отдавая всю себя своим произведениям искусства. Перед приходом на работу Коко сотрудники ателье по сигналу портье распыляли на лестнице в доме №31 по улице Камбон её любимый аромат SHANEL №5.

10 января 1971 года, в воскресенье, свой единственный нерабочий день, в возрасте 87 лет Коко Шанель скончалась от сердечного приступа в отеле «Риц». Она просила не устанавливать на её надгробии могильных плит, чтобы ничто не мешало ей «вознестись в рай и шить одежду для ангелов». Похоронена в Швейцарии. Верхнюю часть надгробия женщины, рожденной под знаком льва и имевшей львиный характер, символично украшает барельеф с изображением пяти голов львов.

С 1987 года руководство домом Шанель принял модельер Карл Лагерфельд, который по сегодняшний день продолжает традиции Коко Шанель.


Коко Шанель сняла с женщин корсет, подарила черный цвет и революционные духи. Мы расскажем вам о биографии этой легендарной женщины и приведем некоторые её цитаты

«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!»

Шарм Коко Шанель заключался в ее особенной красоте, оригинальном, тонком уме и выдающемся характере, где любовь к свободе сочеталась с беспрестанной тягой к одиночеству…

Коко Шанель стала знаменитой не только благодаря своей деятельности в мире моды, но и бурными романами с представителями высшего света, коих в ее биографии немало, а так же высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей.

“Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.”

“Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.”

Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре, хотя говорила, что родилась на 10 лет позже в Оверни. Мать умерла, когда Габриель было всего шесть лет, позже умер и отец, оставив пятерых детей сиротами. Они были в то время на попечении родственников и некоторое время находились в детдоме. В 18 лет Габриель стала работать продавцом в магазине одежды, а в свободное от работы время выступала в кабаре. Излюбленными песнями девушки были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco», за что она и получила прозвище - Коко. Габриель не блистала в качестве певицы, но во время одного из её выступлений приглянулась офицеру Этьену Бальзану и вскоре переехала жить к нему в Париж. Спустя некоторое время она ушла к английскому бизнесмену Артуру Капелю. После отношений со щедрыми и богатыми любовниками она смогла открыть собственный магазин в Париже.


Интересно, что у неё всегда было большое количество романов и интриг, но все они так и не закончились чем-то серьёзным. Предложения ей делали довольно часто. Однажды герцог Вестминстерский попросил ее руки, на что она с характерной для нее иронией ответила: "На свете тысячи всяких герцогинь, но лишь одна Коко Шанель". Такой ответ не удивителен, ведь ее работа была для нее единственным смыслом жизни.

В 1910 году она открывает шляпное ателье-салон


Уже в 1912 году Коко создает свой первый Дом моды в Довиле, но Первая мировая война временно мешает ее планам. В 1919 году Шанель открывает Дом моды в Париже. В это время у Шанель уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет). Сама Коко сделала себе короткую стрижку, любила носить маленькие шляпки и солнцезащитные очки.

1921 году Коко представляет пальто на меху и новую марку духов «Chanel № 5»

“- Куда наносить духи?
- А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?”

“Мода - это то, что выходит из моды.”

…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур.Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет.

В 1926 году создала свое знаменитое маленькое черное платье, ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле


Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже и лишь по завершении войны уезжает в Швейцарию.

В 1954 году, в возрасте 71 года, Габриель снова вернулась в мир моды и презентовала свою новую коллекцию. Но прежней славы и почитания она добилась только несколько лет спустя. Коко видоизменила свои классические наряды на более современный манер, и самые богатые и знаменитые женщины мира стали посещать её презентации. Костюм «от Шанель» стал демонстрацией статуса нового поколения: созданный из твида, с обтягивающей юбкой, жакетом без воротника, покрытым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами. Также Шанель снова показала общественности женские сумочки, ювелирные украшения и обувь, имевшие потрясающий успех

“Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их подстегивает дух соперничества.

Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, женщины перестали бы одеваться.”

“Драгоценности - это целая наука! Красота - это грозное оружие! Скромность - это верх элегантности!”

В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».

“Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти.”

“Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.”

10 января 1971 года в возрасте 87 лет великая Коко умерла. Похоронили её в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. С 1983 года Карл Лагерфельд управляет домом моды Шанель и является его главным дизайнером.



“Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.”



Ежедневно Габриэль (Коко) Шанель начинала жить заново. Она щепетильно избавлялась от груза прошлого. Каждый новый день она удаляла из памяти всю тяжесть дня вчерашнего. Детство и период ее юности покрыты тайной. Она создавала свою легенду собственными руками, добавляя факты, сбивая с толку биографов. Габриэль отбросила, как ненужный хлам, 10 лет своей жизни и, осознав это почувствовала, что у нее теперь гораздо больше времени. Она стала плодотворнее размышлять, меньше уставать. Своей судьбой она доказала: будущее не вытекает из прошлого, в любой момент можно собственную карьеру начать и построить заново.

Любое препятствие на своём пути Шанель рассматривала как указатель нового пути.

Коко Шанель совершила парадокс благодаря образу своей жизни и движущей силе своего яркого таланта, потому ее биография настолько богата яркими фактами

“Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.”

Внешняя красота в женщине считалась ею составляющей успеха, иначе невозможно никого ни в чем по жизни убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее красота. Шанель говорила: "В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заботиться о нем сами…Ничто так не старит, как попытки молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, более привлекательных, чем три четверти неважно ухоженных молодых женщин". Сама Шанель была похожа на вечного радостного подростка. Она очень следила за собой и весила всю жизнь столько, сколько и в 20 лет.



 

Возможно, будет полезно почитать: