Лыжные трамплины

Что такое трамплин? Современный трамплин представляет собой сложный инженерный комплекс, рассчитанный на просмотр прыжков большим количеством зрителей. Например, трибуны трамплина в Виллингене (Германия) вмещают 38 тысяч зрителей.
Впервые международные строительные стандарты для трамплинов были разработаны ФИС (Международной федерацией лыжного спорта) в 1936 году. В то время было запрещено строить трамплины, с которых были бы возможны прыжки более чем на 80 метров. А в 1954 году в Целла-Мелисе (Германия) трамплин впервые был оборудован пластиковым покрытием, что позволило спортсменам тренироваться не только зимой, но и летом.
Ещё коротко об истории трамплинов
Первые трамплины были естественного происхождения. В начале 20-го века с ростом популярности прыжков на лыжах как самостоятельного вида спорта стали появляться искусственные трамплины. Один из старейших и ныне функционирующих трамплинов в Европе был построен в Гармиш-Партенкирхене в 1925 году.
В настоящее время в Германии, где прыжки на лыжах с трамплина - один из популярнейших зимних видов спорта, их построено свыше 320. В 1969 году были проведены первые соревнования на полётном трамплине в Планице (Великанка).
Изменение техники прыжков и увеличение дальности, в том числе и из-за появления V-стиля привело, в том числе, и к изменению профиля трамплинов. В 1980-2000-х годах многие старые трамплины пришлось полностью перепрофилировать или даже построить заново. Так трамплин в Гармиш-Партенкирхене был перестроен в 2007 году и теперь отвечает требованиям FIS.
Устройство трамплина
Трамплины состоят из:
* стартовой площадки,
* горы разгона,
* стола отрыва с уклоном около 10°,
* горы приземления,
* площадки остановки.
Трамплин для проведения соревнований высокого класса рекомендуется оборудовать подъёмником или лифтом. Так трамплин для Зимних Олимпийских игр 2010 (Ванкувер) обеспечивает возможность интервала между повторными прыжками спортсменов в 6 минут.

Разметка трамплина По международным правилам по обеим сторонам горы приземления должна быть следующая продольная разметка:
* от K-точки до точки HillSize - красная лента
* от K-точки в сторону начала зоны приземления (P-точки) должна быть отложена синяя лента на расстояние, соответствующее расстоянию от К-точки до точки HillSize
* от линии падения в сторону точки HillSize должна быть протянута зелёная лента на расстояние, соответствующее расстоянию от К-точки до точки HillSize
На трамплинах, соответствующих международным стандартам необходима, также поперечная разметка. Линии поперёк горы приземления имеют важное значение, в частности, для зрителей и болельщиков, поскольку позволяют сразу определить приблизительное расстояние, которое пролетел спортсмен. Обычно на крупных международных соревнованиях они делаются из еловых веточек. По правилам первая линия должна проходить за 10 метров от начала зоны приземления (P-точки), далее до точки Hillsize линии должны проходить с интервалом в пять метров. Однако часто первые линии идут через 10 метров, а интервал в пять метров появляется в зоне прыжков сильнейших лыжников, то есть в районе К-точки и точки HillSize. Последняя линия - линия падения, которую при съёмке сверху можно различить по зелёной ленте продольной разметки, идущей от нее вверх вдоль горы приземления.

Характеристики трамплинов

Трамплины разделяют по расчётной длине прыжка (её также называют мощностью трамплина) на:
* учебные (< 20 м),
* малые (20-45 м),
* средние (46-74 м),
* нормальные (75-99 м)
* большие (100-130 м)
* трамплины для полётов (145-185 м)
При этом измеряется расстояние со стола отрыва до так называемой К-точки, где вогнутая часть склона переходит в выпуклую (красная точка на изображении).
Летом 2004 года был введён новый показатель измерения трамплина - точка Hillsize (HS). Hillsize - это та точка на склоне, где он имеет угол наклона 32°.

Для современных трамплинов типичен отрицательный угол наклона стола отрыва по отношению к горизонтали 6-12°.
Технический директор соревнований может влиять на скорость разгона, изменяя длину пробега на горе разгона перемещением стартовой площадки между более высоким или более низким положением в стартовых воротах. Типичная скорость на столе отталкивания трамплина с К-точкой 120-125 м - около 90-93 км/ч, на полётных трамплинах - 102-104 км/ч.
Один из основных и непредсказуемых факторов влияющих на проведение соревнований это погода (ветер). Для обеспечения равных условий для всех участников соревнований современные трамплинные комплексы строятся с учётом розы ветров района. В сильный снегопад соревнования могут быть отменены, так как заметает гору разгона. Другой причиной отмены соревнований может быть сильный туман.

Трамплин в Холменколлене (Осло)

Зрительские трибуны трамплина в Виллингене

Комплекс трамплинов в Нижнем Тагиле

Комплекс трамплинов в Чайковском Пермского края

Комплекс "Русские горки" в Сочи

И хотелось бы добавить фотографию лыжника, прыгающего с этого трамплина.

Самый большой в мире трамплин в Викерсунде (Норвегия)

В стадии строительства

Видео, как ломали старый трамплин и строили новый в Викерсунде.

Краткая характеристика этого трамплина:

К-point - 195 метров
Hill-Size - 225 метров

На трамплине в Викерсунде норвежцем Йоханом Ременем Эвенсеном в 2011 году был установлен новый рекорд мира равный 246,5 метрам.

Прыжки на лыжах с трамплина - это один из самых популярных зимних видов спорта, который включён в программу Олимпийских игр в 1924 году.

В настоящее время в этой дисциплине проводятся соревнования на большом и малом трамплине, а также командное первенство на большом 120 метровом трамплине.

Правила и определение победителей в этой дисциплине не отличаются сложностью, что и привлекает тысячи болельщиков на трибуны. Учитывается как дальность конкретного прыжка, так и чистота техники. Последнее оценивается пятью судьями, которые ставят свои оценки за стилистику и технику. При этом каждый участник выполняет по две зачетных попытки, после чего выставленные оценки и дальность прыжка суммируется, и определяется победитель.

История возникновения вида спорта

Прыжки на лыжах с трамплина зародились в Норвегии и были изначально частью горнолыжного слалома. Однако, в последующем произошло разделение на слалом, то есть скоростной спуск со склона, когда лыжник проезжает между установленными фишками, и прыжки с трамплина, когда спортсмены стараются улететь как можно дальше, при этом правильно приземлившись после каждого такого полета.

Считается, что родиной этого вида спорта является норвежская провинция Телемарк. Сегодня телемарком в прыжках принято называть правильное приземление с соответствующей разножкой спортсмена. Уже в 1840 году в норвежской провинции Телемарк были обустроены специальные трамплины для прыжков на лыжах, проводился чемпионат Норвегии и в последующем турнир спортсменов со всей Скандинавии.

Официально первый чемпионат тут прошёл в 1868 году. Победитель этого соревнования показал результат в 19 метров. В прошлом техника таких прыжков практически не изменялась, соответственно, дальность полета росла крайне медленно. Однако, в последующем были построены новые трамплины с увеличенной горой разгона, что позволило кардинальным образом увеличить дальность прыжка.

Правила соревнований и техника прыжков

Вскоре этот зрелищный вид спорта стал пользоваться популярностью не только в Норвегии и Скандинавии, но и в Западной Европе. Уже в 1924 году прыжки с трамплина были включены в программу зимних Олимпийских игр. Параллельно была создана федерация прыжков на лыжах с трамплина, которая занималась разработкой правил проведения соревнований.

На официальном сайте федерации можно найти видео актуальных соревнований и исторические фото, которые позволят познакомиться с историей этого вида спорта. Первоначально состязания проводились на 70 метровом стадионе, а в 1992 году были утверждены правила проведения таких олимпийских соревнований. В настоящее время турниры проводятся на следующих объектах:

  • 90-метровый трамплин.
  • 120-метровый трамплин.
  • Полетный чемпионат мира.

За более чем двухвековую историю этого вида спорта существенно изменилась техника прыжков. Если первоначально спортсмены держали лыжи сведенными, что несколько ухудшало аэродинамику, то сегодня спортсмены применяют иную технику прыжка, что позволяет существенно увеличить дальность полета.

Ещё в восьмидесятых годах прошлого века спортсмены начали прыгать, разводя сразу же после отрыва от стола трамплина кончики лыж. Тело спортсмена прогибалось и оказывалось между разведёнными лыжами, что усиливало эффект аэродинамики. Фактически, прыгун опирался на воздух, что позволяло существенно увеличить дальность прыжка. Даже с небольшого 90-метрового трамплина при помощи такой современной техники удавалось прыгать на 100 метров и далее.

Критерии оценки спортсменов

Несмотря на кажущуюся простоту, такие прыжки на лыжах - это один из самых затратных и сложных видов спорта, так как требуется возводить огромные объекты и подыскивать место для правильного склона горы приземления. Поэтому большинство подобных центров находятся в гористой местности, где имеется возможность в естественных условиях обустроить гору приземления, что сокращает затраты на строительство необходимых спортивных объектов.

Первоначально победителей таких соревнований определяли исключительно по дальности их полёта, но уже в середине прошлого века правила проведения состязаний были изменены. Появились судьи, которые оценивали технику и выставляли соответствующие оценки за прыжок спортсмена и его приземление. Также в конце девяностых годов были приняты определенные нововведения, которые стали возможны благодаря появлению современных технологий, оценивающих силу ветра и вносивших поправки в оценки за дальность. В настоящее время результат каждого спортсмена складывается из следующих составляющих:

  • Дальность прыжка.
  • Оценки судей.
  • Корректировки за ветер.

Сегодня прыжки на лыжах - это высокотехнологичный спорт, в котором лучшие атлеты из различных стран мира соревнуются за Кубок мира, звание мирового и олимпийского чемпиона. Также большой популярностью пользуется рождественское Турне четырех трамплинов, которое является одним из самых значимых соревнований для летающих лыжников.

На сегодняшний день в мире построено четыре гигантских трамплина, общая мощность которых составляет 190−220 метров. На таких соревнованиях дальность прыжка лыжника может достигать 230 метров. Полёт спортсмена на таком трамплине - это завораживающее действо, когда лыжник находится в свободном падении около 15 секунд после отрыва от стола разгона.

Прыжки на лыжах - это высокотехнологичный зрелищный вид спорта, который привлекает тысячи болельщиков и миллионы телезрителей. Простые правила таких соревнований сочетаются с их динамичностью, что неизменно сказывается на зрительском интересе. Такой спорт за более чем двухвековую историю претерпел многочисленные изменения, что позволило сделать его более безопасным для спортсменов и еще более интересным и зрелищным.

Прыжки с трамплина







Сегодня получится слегка объемный пост, посвящен он передаче "Технологии спорта", в которой перед началом сезона рассказали о прыжках с трамплина: интересна как для болельщиков-любителей, так и со стажем.

Видео продолжительностью 25 минут можно посмотреть по данной ссылке . В блоге - стенограмма передачи с интересными моментами (выделено жирным ), которые есть также и в видео-формате. В общем, такой бюджетный вариант, кому важна суть. А так, идите по ссылке, редкая передача про прыжки с трамплина.

ТЕХНОЛОГИИ СПОРТА. ПРЫЖКИ С ТРАМПЛИНА

2011год. В Норвегии проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина (имеется в виду Викерсунд – прим.), весь спортивный мир замер в ожидании чуда: уже шесть лет не было ни одного мирового рекорда. Возможно, на этот раз болельщикам повезет, ведь соревнования проходят на только что построенном полетном трамплине мощностью 225 метров.

Говорят, что этот гигант – воплощение самых передовых научных технологий. Действительно, уже в первом квалификационном раунде норвежец Юхан Ремен Эвенсен устанавливает новый мировой рекорд – летающий лыжник преодолевает отметку в 246,5 метров. Еще семеро спортсменов бьют собственные рекорды. Радости болельщиков нет предела. Похоже, в прыжках на лыжах с трамплина наступила новая эра – эра рекордов и новых спортивных технологий.

Чтобы узнать, какие именно технологии реанимировали этот вид спорта, мы отправились в Финляндию в город Лахти, здесь проходит один из этапов Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина.

Кубок мира, 13:30

Перед началом соревнований спортсмены разминаются и отрабатывают отдельные элементы прыжка на земле. Все движения должны быть доведены до автоматизма, ведь спортсменам предстоит прыгать с одного из самых уникальных трамплинов мира. По мощности он, конечно, уступает норвежскому собрату: всего 130 метров вместо 225; но по технологиям – ничуть.

Как и все подобные сооружения, трамплин в Лахти состоит из стартовой площадки, гора разгона, стола отрыва, горы приземления и зоны выката. Этот исполин из бетона и стали построен в строгом соответствии с международными стандартами. Однако его конструкцию обычной не назовешь. Трамплин установлен не в профиль естественной горы, а на искусственном бетонном возвышении.

Вальтер Хофер, рейс-директор Кубка мира: «Больше, чем 100 метров над землей, пойдемте наверх».

На стартовую вышку ведет скоростной лифт. Представьте, что вы поднимаетесь на крышу 30-этажной башни. Еще одна особенность трамплина в Лахти – искусственная гора разгона. Отсюда спортсмены начинают свой полет.

Вальтер Хофер: «Угол наклона горы разгона 37 градусов, и спортсмены развивают скорость от 0 до 100 км/ч меньше чем за пять секунд».

Оптимальный угол горы разгона – 30-37 градусов, такое значение позволяет спортсмену набрать хорошую скорость. Если гора будет слишком пологая, то скорость разгона снизится, и лыжник не сможет показать хороший результат. Если спуск окажется слишком крутым, спортсмена под воздействием центробежной силы сильно прижмет к горе. Ему будет сложно оттолкнуться и занять в воздухе безопасное положение.

Поскольку от скорости разгона зависит длина прыжка, то немаловажную роль играет сама лыжня – ее нарезает специальная машина. Ширина должна составлять примерно 13 см, что соответствует ширине самой лыжи. Глубина – 3 см, она рассчитывается из соображений безопасности, чтобы лыжи во время спуска с горы не вылетали из углублений.

Лыжня разгона сделана из искусственного снега или льда. Под ней находится специальное охлаждающее устройство. Это обязательное условие. Чтобы все спортсмены выступали в равных условиях, снег не должен таять.

Торгейр Нордбю, техделегат: «Мы не используем никаких химических реагентов, препятствующих плавлению снега. Мы только поддерживаем нужную температуру с помощью холодильных установок».

Перед соревнованиями лыжню раскатывают прыгуны, которые не участвуют в чемпионате. И только потом на старт уходят профессионалы.

Кубок мира, 14:00

Первая зачетная попытка. На подготовку каждому спортсмену дается 10-15 секунд. Атлет занимает место на площадке. Сигналом к старту служит зеленый светофор, однако неожиданно загорается красный. Это значит, что прыжок отменен из-за погодных условий: усилился ветер, прыгать опасно.

Скорость и направление ветра контролируют специальные приборы. Вдоль всего трамплина установлены чувствительные датчики: они фиксируют параметры ветра и передают их в информационный центр.

Вальтер Хофер: «Здесь вы можете увидеть что-то вроде коридора, так как поток ветра никогда не бывает линейным, он всегда волнообразный. Мы делаем коридор, чтобы на верхней и нижней стороне скорость ветра была около 2,5 м/с».

Если ветер выходит за пределы коридора и дует сильнее, прыжок останавливают. Ведь любое дуновение ветра может сбить спортсмена с траектории. Система автоматически переключает зеленый сигнал светофора на красный, и спортсмен должен покинуть стартовую вышку.

Вальтер Хофер: «Это очень удобная система. Можно представить, сколько рук и ног, не говоря уже о жизнях, она спасла».

Ветер может быть очень опасен. На случай, если надежная электроника все же выйдет из строя, вдоль каждой стороны трамплина стоит восемь ветровых флажков и указателей направления ветра. По ним также можно судить о характере стихии.

А вот от сильного бокового ветра трамплин защищен металлической сеткой. Вальтер Хофер: «Эта сетка защищает гору разгона. Когда скорость ветра достигает 10 метров в секунду, то сетка ее уменьшает».

Кубок мира, 14:20

Наконец загорелся зеленый свет, и спортсмен может совершить прыжок. Летающий лыжник показал хороший результат – он преодолел отметку в 132 метра. Однако службе контроля необходимо удостовериться: не нарушил ли спортсмен правил экипировки.

Лыжника приглашают пройти повторный контроль. На эту процедуру может выйти любой выступающий: незначительное изменение в размере костюма или в длине лыж может дать спортсмену преимущество.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас мы будем измерять длину лыж, максимальная длина (для конкретного прыгуна – прим.) – 2,64 м. Эти лыжи – 2,63 м, нормально».

Лыжи должны соответствовать росту и весу атлета, максимальная длина может составлять 145% от роста спортсмена. Чем больше лыжи, тем больше площадь несущей поверхности, а, значит, и дальность полета. Если лыжи окажутся большего положенного размера, спортсмена ждет дисквалификация.

Зепп Гратцер, контролер экипировки: «Сейчас я проверяю размер костюма. Вытащите перчатки, пожалуйста… Этот размер в порядке».

По правилам, костюм может отставать от тела не больше чем на 6 см. Такой запас необходим для того, чтобы лыжнику было легче планировать в воздухе. Надев костюм большего размера, спортсмен получает незаконное преимущество, увеличивая за счет лишних сантиметров площадь несущей поверхности.

Еще один важный параметр – воздухопроницаемость материала. Чем она меньше, тем плотнее ткань, и тем лучше костюм держит спортсмена в воздухе.

Зепп Гратцер: «Воздухопроницаемость и толщину костюма я буду проверять с помощью специального прибора в разных частях костюма. Минимальная воздухопроницаемость – 40 литров. У этого костюма она равна 45,4, нормально».

Получается, этот костюм практически непродуваем. Это достигается за счет многослойности костюма: два слоя поролона и специальная ламинированная пленка между ними. Чем она плотнее, тем продуваемость ниже. Все три слоя склеиваются между собой и покрываются цветной тканью.

Комбинезон шьется по индивидуальным лекалам, ширина шва не должна превышать 12 мм. Это необходимо для того, чтобы контроллер смог определить, из каких материалов сделаны все части костюма. Размер воротника тоже строго регламентирован.

Вольфганг Меинингер, директор компании по производству костюмов: «И тут у нас есть ограничения, не больше 8 см. Воротник комбинезона не должен растягиваться, чтобы во время полета воздух не проникал под его верхнюю часть. В противном случае создается эффект парашюта, что дает спортсмену преимущество».

Кубок мира, 14:40

Соревнования вновь приостановлены. Неужели организаторы отменят выступления из-за нелетной погоды? Но судьи принимают решение снизить уровень стартовой площадки.

Стартовая площадка представляет собой скамейку, закрепленную на подвижной железной конструкции. Перенос площадки на метр выше или ниже позволяет обойти неблагоприятные погодные условия.

Вальтер Хофер: «Стартовые площадки должны двигаться, так как мы регулируем скорость разгона и расстояние. Иногда ветер встречный, тогда скорость должна быть меньше. Иногда ветер попутный, и скорость должна быть выше, чтобы достичь того же расстояния. Вот почему нам приходиться подстраиваться под условия ветра».

Кроме направлений ветра, на уровень стартовой площадки влияет температура воздуха. Например, если поверхность станет мокрой, скорость разгона замедлится. В этом случае площадку поднимают. Если лыжню подмораживает, скорость разгона увеличивается, тогда площадку опускают.

Судьи следят за тем, чтобы на горе разгона сохранялась одинаковая скорость для всех спортсменов.

Вальтер Хофер: «Это очень важно, мы не можем допустить, чтобы у кого-то было обидное преимущество. Что противоречит принципу этого вида спорта (видимо, съемка была, когда поправок на ветер и ворота не было – прим.)».

Кубок мира, 15:00

Наконец, стартовая площадка установлена. Спортсмен совершает прыжок, но результат далек от победного. Прыгуну необходимо собраться и подготовить лыжи ко второй попытке. Спортсмен отдает их мастеру на обработку.

Франц Фишер, сервисер: «Всем необходимо, чтобы лыжи были быстрыми на горе разгона и чтобы прыжок был хорошим и длинным».

В каждой команде подготовкой лыж занимается специальный человек, в его мастерской сотни коробочек с воском и пудрой, специальные щеточки и полировочные машины. Перед каждым прыжком мастер натирает лыжи специальным составом, в него входят воск, парафин, канифоль, смолы и жиры. В мази, предназначенной для повышенной температуры, содержание парафина увеличивается. Благодаря его водоотталкивающим свойствам, скольжение по лыжне в теплую погоду становится идеальным.

Франц Фишер: «Мы знаем, какая сейчас температура, проводили специальные исследования. Теперь мы знаем, какой воск необходим для подготовки лыж. Вот сейчас закончена одна лыжа. Когда будет готова вторая, можно идти на выступление».

В отличие от беговых, прыжковые лыжи в два раза шире и тяжелее. Благодаря своей массе они обеспечивают хорошую скорость при разгоне и безопасность во время приземления. Таким большим и увесистым лыжам наверняка полагаются очень надежные крепления. Ведь от того, насколько крепко сидит ботинок в креплении, порой зависит жизнь спортсмена.

Илья Росляков, член сборной России: «Вставляем ботинок, застегиваем носок. Лыжи свободно ходят, что чревато падением, поэтому сзади есть штырек и клипса, которые вставляются в заднюю часть ботинка. Теперь лыжа зафиксирована, то есть в полете я ее уже контролирую».

Для обеспечения максимальной безопасности лыжные крепления очень прочные, однако в случае падения крепление, связывающее лыжу с ботинком, отсоединяется, чтобы прыгун не переломал себе ноги. Ботинки имеют очень высокий подъем, что позволяет им сильно наклоняться вперед во время прыжка.

Проверим, насколько на самом деле надежны крепления. Для этого мы пригласили акробата. Кто, как не он, умеет профессионально висеть вниз головой. Но на этот раз перед акробатом стоит непростая задача. Необходимо испытать на прочность лыжные крепления своим весом (75 кг – прим.). Акробат должен провисеть на лыжах вниз головой в течение 30 секунд. Посмотрим, выдержат ли эти на первый взгляд хлипкие железки такую нагрузку.

Что же, крепления справились. Усложним задачу и попросим акробата сделать несколько отжиманий, тем самым увеличим нагрузку. И на этот раз все в порядке. Не опасаясь за надежность креплений, на этих лыжах смело можно разгоняться до 100 км/ч.

Поскольку прыжковые лыжи в два раза больше и шире беговых, можно предположить, что за счет своей площади они вездеходные и вполне могут состязаться с беговыми. Проверим нашу гипотезу на деле.

На старте два спортсмена. Один – в беговых, другой (Росляков – прим.) – в прыжковых лыжах. Им предстоит пробежать 50 метров на время. На старт, внимание, марш.

Но увы, наши предположения не подтвердились. В результате забега первым к финишу пришел спортсмен на беговых лыжах. Спортсмен на прыжковых заметно отстал от соперника. Для этого испытания лыжи для прыжков оказались слишком длинными, широкими и тяжелыми.

Кубок мира, 15:10

Полет каждого спортсмена на большом трамплине в Лахти длится около пяти секунд, а приземление занимает сотые доли. За это время судьи должны точно определить длину прыжка. В этом им помогает разметка горы приземления.

Вся разметка делается вручную. Первая и самая важная линия – линия конструкционной точки, к-поинт. Трамплин построен таким образом, что до этой линии могут допрыгнуть практически все спортсмены. Отсюда начинается начисление очков за длину прыжка.

Йоуко Торманен, комитет по прыжкам с трамплина: «Точка К находится на расстоянии 116 метров, там верхняя линия. За достижение этой точки спортсмен получает 60 баллов, каждая точка за этой линией дает 1,8 балла».

Далее гора приземления размечается параллельными линиями через каждые полметра, и так – до нижней линии Hill Size, которая определяет размер трамплина и является предельной. Однако чемпионы часто перепрыгивают HS, поэтому за ней также размечено еще несколько дополнительных секторов. Кстати, длина прыжка измеряется не по лыжам, а по ступням ног спортсмена.

Вдоль всей зоны приземления расположены видеокамеры, которые фиксируют каждое приземление.

Вальтер Хофер: «Эти камеры находятся в положении угла наклона приземления. На мониторе мы видим четыре сектора, и, когда спортсмен стартует, камеры начинают работать и следить за спортсменом, как он летит по секторам. Наконец, изображения с сектора приземления поступают к оператору, чтобы их можно было использовать. Затем расстояние измеряется и сообщается онлайн. Это занимает 4-5 секунд».

На случай, если видимость станет низкой и камеры не смогут четко увидеть сектор приземления, длину прыжка оценивают судьи.

Кубок мира, 15:20

На Кубке мира работает 25 судей, оценка выступления спортсменов скалывается из двух баллов: первый балл выставляют за длину прыжка, второй балл начисляют за технику исполнения. Даже если спортсмен прыгнул дальше всех, незначительная помарка может здорово сказаться на общем результате.

Вальтер Хофер: «Это кабина для пяти судей по технике прыжка, мы в кабине С. У каждого судьи есть электронный прибор, с помощью которого он может отнимать очки по трем категориям оценки».

Максимальная оценка за технику – 20 баллов, однако, чтобы их заработать, нужно изрядно потрудиться и показать идеальное исполнение во всех элементах прыжка.

Александр Арефьев, главный тренер сборной России: «Сгибание ног, например. – это самая грубая ошибка при выполнении прыжка на лыжах. Если спортсмен отталкивается с трамплина и сгибает ноги, то может быть очень опасным падение».

Поскольку прыжки на лыжах с трамплина – спорт далеко не безопасный, особое внимание спортсмены уделяют защитному шлему.

Шлем не просто обязательный элемент экипировки, но и важнейший ее атрибут. Профессиональные шлемы для спортсменов производят в Германии. Внешняя часть сделана из высокотехнологичного карбона. Этот полимер состоит из переплетенных нитей углеродного волокна, которые обрабатывают высокими температурами. Карбон прочнее стали, он очень жесткий и легкий. Благодаря карбону поверхность шлема очень прочная. Внутренняя часть шлема сделана из пены ЭПС, это вспененный полистирол.

Гранулы полистирола помещаются в прессовую форму, которая отлита по форме шлема. Затем под воздействием пара и давления гранулы расширяются и формируют клетки, которые заполняют форму.

Сигмунд Пиллер, компания по производству шлемов: «Во время удара застывшая пена сжимается и создает эффект пружины, тем самым уменьшая его силу».

Но прежде, чем эти шлемы появятся на головах спортсменов, они проходят тестирование. Для этого шлемы надевают на железную голову весом 5 кг. Затем ее поднимают на высоту полутора метров и бросают на металлическую пластину. При этом скорость падения головы составляет 25 км/ч.

Сигмунд Пиллер: «Посмотрите, это удивительно. При такой мощной нагрузке единственное, что повредилось, - это внешнее лакокрасочное покрытие. Внутри и в целом шлем цел и невредим».

Кубок мира, 16:00

Итак, выступления закончены. Пришло время подводить итоги, на очередном этапе Кубка мира первое место в командном зачете заняла австрийская сборная. Никаких сюрпризов, австрийцы – признанные лидеры. Новых рекордов также не было установлено, но есть все основания предполагать, что новая революция в прыжках на лыжах с трамплина не за горами.

В Европе уже строятся новые трамплинные комплексы с искусственным микроклиматом, а это значит, что погодные условия и другие внешние факторы в скором времени перестанут влиять на результаты выступлений, а болельщиков ждут неповторимые полеты и новые мировые рекорды. И все это благодаря новейшим технологиям спорта.

    Прыжки на лыжах с трамплина - зимний вид спорта, суть которого заключается в прыжках на максимально большое расстояние на лыжах со специального трамплина. Кроме дальности прыжка, важна и техника его исполнения.

    История возникновения и развития прыжков на лыжах с трамплина

    Прыжки на лыжах с трамплина зародились в Норвегии. Некоторые спортсмены, соревнующиеся в скоростном спуске с гор, начали перестраиваться только под прыжки на лыжах. Сначала, они прыгали с высоких естественных уступов на горных склонах, а немного позже стали возводить искусственные сооружения из снега. Первый зафиксированный прыжок равнялся 9,5 метрам.

    В 1862 году в Трюсиле (Норвегия) состоялось первое соревнование по прыжкам на лыжах с трамплина.

    Первыми международными соревнованиями по прыжкам с трамплина стали Северные игры их организовывала Международная лыжная федерация (ФИС). Северные игры включали в себя соревнования по всем имеющимся видам лыжного спорта, в том числе и по прыжкам на лыжмх с трамплина.

    В 1924 году прыжки с 70 метрового трамплина были включены в программу зимних Олимпийских игр в Шамони. С 1929 года по инициативе ФИС стали проводится чемпионаты мира по прыжкам на лыжах. До 1964 года лидерство в этом виде спорта держали норвежцы и финны.

    В 1964 году кроме прыжков с 70 метрового трамплина, появились прыжки с 90 метрового трамплина, а с 1992 года и прыжки со 120 метрового.

    Техника выполнения прыжков на лыжах

    Прыжок на лыжах с трамплина включается следующие фазы:

    • разгон;
    • уход со стола отрыва;
    • полет;
    • приземление.

    Спортсмены обладаю очень хорошей координацией движений, в момент приземления спортсмены должны выполнить разножку. При этом одна из ног должна быть выставлена вперёд, а другая отведена назад; обе ноги должны быть согнуты в коленях; колено задней ноги должно быть опущено вниз; руки расставлены выше плеч. Лыжи во время приземления параллельны и максимально сближены.

    Трамплин

    Современный трамплин для прыжков на лыжах представляет собой сложный инженерный объект, рассчитанный на просмотр прыжков большим количеством зрителей.

    По международным правилам по обеим сторонам горы приземления должна быть следующая продольная разметка:

    • от K-точки до точки HillSize — красная лента;
    • от K-точки в сторону начала зоны приземления (P-точки) должна быть отложена синяя лента на расстояние, соответствующее расстоянию от К-точки до точки HillSize;
    • от линии падения в сторону точки HillSize должна быть протянута зелёная лента на расстояние, соответствующее расстоянию от К-точки до точки HillSize.

    Экипировка и инвентарь

    К участию в соревнованиях допускается спортсмен только с инвентарем, одобренным ФИС.

    Лыжи для прыжков с трамплина состоят из деревянного каркаса с пластиковыми скользящим и декоративным слоями. Ширина трамплинных лыж 11,5 сантиметров по концам, и 10,5 см в месте крепления ботинка. Канты лыж практически параллельны. Длина лыж по правилам не может превышать рост спортсмена на 146%. Считается, чем длиннее лыжа, тем дальше улетает спортсмен, поэтому введена такая регламентация.

    Ботинки для прыжков с трамплина изготавливаются из мягкой кожи, так как должны обеспечивать спортсменам возможность быть параллельным к туловищу во время полета. Они крепятся к лыжам только своей передней частью.

    Судейство

    В состав главной судейской коллегии по прыжкам на лыжах входят:

    • Главный судья — главное ответственное лицо за проведение соревнований.
    • Технический делегат — консультант и помощник организационного комитета и судейской коллегии при организации и проведении международных соревнований.
    • Заместители главного судьи - судьи, обязанности которых определяет главный судья в зависимости от особенностей проведения соревнований.
    • Главный секретарь — руководит работой секретариата, отвечает за подготовку и оформление всей документации, относящейся к проведению соревнований, а также за правильность подсчета личных и командных результатов.

    В подчинении главной судейской коллегии должен находиться комендант и обслуживающий персонал соревнований. В состав могут быть назначены и другие официальные лица.

    Соревнования по прыжкам с трамплина на лыжах

    Олимпийские игры - самые престижные соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина. В программу зимних Олимпийских игр входит:

    • мужчины личное первенство (125 м),
    • мужчины командное первенство (125 м),
    • мужчины личное первенство (95 м).
    • женщины личное первенство (95 м).

    Чемпионат мира по прыжкам на лыжах с трамплина входит в программу Чемпионата мира по лыжным видам спорта, который проходит один раз в два года.

    Кубок мира — зимние соревнования, включающие в себя более 30 индивидуальных и командных стартов на трамплинах Европы, Северной Америки и Азии.

    2016-07-01

    Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Прыжки на лыжах с трамплина".

    Прыжки с трамплина - это вид спорта, который включает в себя прыжки на горных лыжах со специально оборудованных для этого трамплинов. Они являются вполне самостоятельным видом спорта, а также могут входить в соревновательную программу лыжного двоеборья.

    Качество исполнения прыжков оценивают пять судей, по двум разным направлениям:

    1. стиль (техника) выполнения;

    2. дальность прыжка (в соответствии со специальной таблицей).

    Результатом участника является сумма баллов от двух зачетных попыток. На Зимних Олимпийских Игра х принимать участие в соревнованиях по данному виду спорта могут не более четырех спортсменов, входящих в состав национальной сборной.

    История

    Впервые интерес к данному виду спорта проявили в Норвегии. Своим возникновением, это направление обязано народному норвежскому обычаю проводить состязания в искусстве катании с гор, более известному как «слалом». Спустя какое-то время, спортсмены начали выбирать именно это занятие в качестве основного направления. Изначально, норвежцы прыгали с достаточно высоких естественных уступов, которые были расположены на горных склонах, а уже потом стали возводить искусственные сооружения из снега - выступы и бугры.

    Стоит отметить, что в процессе зарождения менялось множество деталей спортивной дисциплины. Например, вначале прыгуны приземлялись на ровную поверхность, однако стало понятно, что идеальным решением будет выбор горы, являющейся местом приземления, поверхность которой будет слегка наклонена.

    «Родиной» этих прыжков, традиционно принято считать Телемарк - горную провинцию Норвегии. В 1840 году там уже существовали специально оборудованные места для прыжков и проводились настоящие соревнования.

    Однако регистрировать дальность прыжков начали лишь в 1868 году, и первым зафиксированным результатом был прыжок на 19 метров.

    Спустя какое-то время, гонки и прыжки с трамплинов в Норвегии стали вытеснять традиционный слалом и начали развиваться как самостоятельные виды спорта.

    Соревнования по прыжкам с трамплином

    Первыми международными соревнованиями по прыжкам с трамплином стали Северные игры. С 20-х годов 19 века их начала организовывать Международная лыжная федерация (ФИС). Северные игры включали в себя соревнования по всем имеющимся видам лыжного спорта, в том числе и по прыжкам с трамплином.

    И когда в 1924 году Международный олимпийский комитет регламентировал регулярное проведение Олимпиад, ФИС посчитала, что четырехлетний разрыв между играми слишком велик, стала ежегодно разыгрывать первенства по двоеборью, лыжным гонкам, а также прыжкам. Так продолжалось вплоть до 1929 года.

    Длительное время, именно норвежцы были безусловными победителями соревнований по прыжкам с трамплином, как на чемпионатах мира, так и на Олимпийских играх .

    Им каждый год удавалось удивлять своей манерой прыжков - они наклоняли тело вперед и «ложились» на воображаемую воздушную подушку. После долгого поиска тренеров и ученых, и последующего изучении всей тонкостей этого вида спорта, было разработано оптимальное положение спортсмена во время прыжка - лыжник должен расположить корпус своего тела практически параллельно лыжам, а руки плотно прижать к бокам. Такой стиль получил название «аэродинамический».

    И вот, наконец, в 1952 году финским лыжникам удалось «разрушить систему» и обойти норвежцев на соревнованиях. И в наши дни, уже нет страны, которая бы считалась абсолютным лидером в данном виде спорта.

    Развитие прыжков с трамплинов в России

    Впервые в России о прыжках на лыжах с самодельных снежных трамплинов заговорили в начале 1900-х годов в Москве и Петербурге.

    В Парголове под Петербургом был построен специальный деревянный трамплин, с которого можно было прыгать на 10 - 12 метров. Спустя какое-то время построили трамплин с искусственной горой, предназначенной для разгона.

    Неудивительно, что в скором времени популярность этого по-настоящему красивого и увлекательного вида спорта начала возрастать, однако соревнования по-прежнему носили только развлекательный характер.

    Первое официальное состязание по прыжкам на лыжах с трамплинов состоялось в России лишь в 1912 году, под Петербургом, в местечке, носящем название Юкка.

    В то время судьи определяли «чистоту» прыжков на глаз, чаще всего руководствуясь лишь собственными впечатлениями от действий спортсмена. Неудивительно, что уровень результатов было достаточно низким и на протяжении многих лет это «отставание» мешало российским лыжникам-прыгунам соперничать с представителями других стран. К примеру, если в 20-е годы минувшего века скандинавские прыгуны приземлялись на отметке в 50 метров, то первый советский чемпион Воронов показал самый высокий результат - 18, 5 метров.

    И лишь в 50-е годы нашим спортсменам удалось добиться успеха на международных соревнованиях.

    Прыжки на лыжах с трамплинов являются достаточно сложным видом спорта, потому как характеризуются четкой техникой, которая требует от спортсмена не только желания и стремления, но также быстроты, смелости и безупречной координации.

    В программу ЗОИ, один раз в четыре года входят сразу 4 дисциплины по личным (ЛП) и командным (КП) первенствам:

    * К-95 (ЛП) - женщины, трамплин 95 метров;
    * К-95 (ЛП) - мужчины, трамплин 95 метров;
    * К -125 (КП) - мужчины, трамплин 125 метров;
    * К-125 (ЛП) - мужчины, трамплин 125 метров.

    Техника прыжка

    Если говорить о технологии выполнения прыжков, то она включает в себя несколько основных действий: разгон, уход со стола отрыва, а также полетную фазу и, соответственно, приземление. Главное для спортсмена это слаженно выполнить все эти действия, при этом, не теряя координации движений.

    В момент приземления, ноги прыгуна, которые до этого лежали в одной плоскости, должны принять особое положение, которое называют «телемарк» - одна из ног выставлена вперед, в то время как вторая, напротив, отводится назад. Обе ноги должны быть согнуты в коленях, а лыжи, в момент приземления необходимо поставить параллельно и максимально сблизить друг с другом. В случае, если «телемарк» выполнен неверно, у спортсмена будут сняты баллы.

    Длина прыжка рассчитывается как расстояние, непосредственно, от края стола до ступней ног в тот момент, когда обе лыжи прикоснулись к земле всей поверхностью.



     

    Возможно, будет полезно почитать: