Рыцарский турнир. Средневековые развлечения: Рыцарский турнир

Рыцари это, пожалуй, самая интересная тема Средневековья после . В детстве наверняка многие мальчишки зачитывались произведениями о рыцарях и о рыцарских турнирах. Кто ни слышал о доблестном короле Артуре и его без страха и упрека. Не мечтал так же править, как и Артур в Камелоте.

Главным развлечением для каждого рыцаря был рыцарский турнир. Это специальные состязания, в котором рыцари демонстрировали свою доблесть, мастерство и отвагу. Со временем эти соревнования приобретали все большую пышность. Особое внимание на турнире уделяли прекрасным дамам. По истечении турнира побудитель получал славу и богатства.

Как проходили рыцарские турниры


Судя по историческим источникам, турниры с участием рыцарей появились в IX в. Сначала рыцари сражались на боевом оружии, концы копий были заточены. А вот поле XII в. турниры становятся большим и пышным развлечением. Время и место рыцарского турнира оглашалось заблаговременно, минимум за месяц. В разные концы страны отправлялись гонцы с письмами и приглашениями для .

Весь турнир проходил в два этапа. Сначала рыцари участвовали в конной сшибки. Такие сражение проходили между двумя наездниками. При помощи тупого копья наездник должен выбить из седла соперника. Разрешалось только бить в щит, строго запрещено было бить седока в открытую руку. Поединок заканчивался только после победы одно из соперников. могли менять копья, если они ломались, до двенадцати раз. Вторым этапом рыцарского турнира были сражения на мечах или булавах.

Участие в рыцарском красивом турнире было почетным. Туда допускались только феодалы с родословной, очень знатного рода. Кроме этого участие в рыцарском турнире было делом прибыльным. получал доспехи и оружие поверженного соперника. А победитель получал славу и выигрыш.

Вечером после соревнований всегда был пир, где чтили победителя. Многие знатные дамы во время турнира отдавали предпочтение тому или иному . В знак своей симпатии они дарили ему платок. А он все победы посвящал любимой женщине.

А знаете ли Вы что?

Европа переживала период феодальной раздробленности. Организаторы турнира опасались, что участники могут сводить друг с другом счеты. Для этого были придуманы новые правила мирного участия в турнире. Каждый участник перед участием в соревновании давал обещание, что в соревновании он участвует только ради презентации своего военного мастерства.

Участники рыцарских турниров


Как было сказано выше, к участию в турнире допускали только знатных, богатых и родовитых феодалов. Выступления были показательными. Но случалось, так что на турнире получали увечья, а иногда даже и погибали. Многие получали большой доход с турниров. Кроме того, что выигравший рыцарь в поединке получали доспехи проигравшего. Так же иногда рыцарей захватывали в заложники, а потом родственникам предоставляли возможность выкупить их.

После XIII в. правила во многом изменились. Запрещалось в качестве добыче забирать доспехи проигравшего рыцаря. Еще нельзя было захватывать в заложники и требовать выкуп. Турниры стали большим театром. не скупились на украшение своего обмундирования, лошадей. Его щит был украшен родовым гербом. Герб передавался по наследству или даровался королем. Так же каждый рыцарь должен был предоставить девиз, в котором выражал смысл своей жизни.

Жили рыцари во время турнира в шатрах, которые тоже украшали своим гербом. Доспехи блестели, их изготавливали специально ради турнира. Дамы в прекрасных туалетах смотрели на бои, участвовали в балах в честь победителя. Они одаривали молодых людей вниманием, давали им в знак благосклонности платок.

Турниры рыцарей утратили свое значение в начале Нового времени. Их проводили все реже и реже. Это было связано с появлением новых видов оружия, прежде всего огнестрельного. Значение турнира как забава утрачивает свое значение, и становиться занятием не популярным.

Рыцарский турнир видео

- военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли

«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Средневековые развлечения: Рыцарский турнир

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.



Условия (правила)

были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. "joust") - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.



Наверно многие мальчишки мечтали стать храбрыми рыцарями, а девушки прекрасными дамами, ради которых эти рыцари совершали бы подвиги и участвовали в турнирах. Многие люди до сих пор зачитываются приключениями короля Артура или рыцаря Айвенго. А в детстве многие дрались на деревянных мечах на воображаемых турнирах. О рыцарских турнирах снято немало кинолент и написано множество прекрасных романов.Рыцарь для многих это символ чести, мужества, смелости и долга. В общем каков сам по себе рыцарь конца 11 начала 12 века - это человек, который всю свою сознательную жизнь занимался в основном военным делом.Рыцари очень часто участвовали в междоусобных войнах и разнообразных военных походов. В остальное, не занятое военными делами время, средневековые рыцари предпочитали принимать участия в турнирах.Первое упоминание о проведении турниров приходится наконец 9 века. Вплоть до конца 12 века во всех турнирах сражались только на боевом (остро заточенном) оружие, что приводило к различным травмам, а иногда даже смерти рыцаря. Это происходило ещё из-за того, что доспехи на них были обычными, такие как кольчуга. Обычно рыцари делились на две группы, например англичане и саксонцы, а одиночки примыкали к одной из этих групп. О времени, месте и по поводу проведения рыцарского турнира объявлялось за несколько месяцев до начала, и отправлялись гонцы. Для того, что бы рыцари не сводили личные счёты во время проведения турнира, они давали клятву, что участвуют в турнире только ради совершенствования своего военного мастерства. Кроме этого, участие в турнире было очень доходным делом. Всё дело заключалось в том, что выигравший, забирал себе доспехи и коня проигравшего. А их стоимость была достаточно высока. Плюс ко всему очень часто захватывали в заложники и самого рыцаря в надежде на получение от его родных очень хорошего выкупа. Были случаи когда некоторые рыцари зарабатывали целое состояние на участиях в рыцарских турнирах. Но в конце 13 века были введены специальные более мирные правила проведения рыцарских турниров. Оружие было специально притупленное, и называлось мирным оружием, введены усиленные доспехи (такие как латы). Также запрещалось в случае проигрыша забирать доспехи, коня или пленить проигравшего рыцаря. Запретили наносить удары в правую руку, так как её не закрывал щит. Если рыцарь наносил удар в это место, то ему засчитывали штрафные очки. А при получении травмы из-за такого нарушения победа присуждалась травмированному. Турниры в основном состояли из двух частей. Первая часть-это конно-копейная сшибка (это когда два рыцаря неслись на конях навстречу друг другу стараясь выбить противника из седла копьём). Вторая часть турнира это одиночные или групповые битвы на мечах или булавах.И только в конце 13 века рыцарскими турнирами заинтересовались дамы. И турниры становятся более театральными. Рыцари украшают себя и своего коня доспехами, плащами и щитами на которых изображён их родовой герб. Герб был важной частью жизни любого рыцаря. Он доставался ему либо в наследство, либо в награду за заслуги перед королём. К каждому гербу прилагалось какое-либо выражение - девиз, он выражал жизненное кредо рыцаря. В качестве особого расположения к рыцарю дама могла вручить какой-нибудь аксессуар, в основном это как правило был платок или накидка. В начале 14 века произошло ещё одно изменение. Полосу где проходила конно-копейная сшибка разделили ограждением пополам. Приезжая на турнир рыцари ставили каждый свой шатёр (который был одним цветом с колером их родового герба) и украшали его своим щитом с гербовым изображением. Доспехи были специально выкованы для турниров и начищены до блеска, выбран самый лучший конь и самое уникальное оружие.Перед началом турнира проводился так называемый турнир оруженосцев. Они тоже мерились силой и ловкостью. Главным призом в их турнире было посвящение в рыцари перед всеми собравшимся людьми и возможность поучаствовать в турнире.В конце турнира происходила награда победителей, её получал самый отличившийся рыцарь турнира. Судьи под трубный хор громко выкрикивали имя победившего рыцаря, после чего он под звуки труб подходил к знатным дамам, для получения награды. Наградой служила какая-либо ценная золотая вещь (кольцо, шлем или меч). Если дама была благосклонна к победителю, то она вручала ему платок или бант, рыцарь цеплял его на свой шлем, чтобы прославлять свою даму. После этого он уходил, снимал доспехи, надевал праздничную одежду и шёл на пир, где ему уже было уготовано самое лучшие место. К концу 16 началу 17 веков проведение турниров пошло на убыль, они стали проводиться всё реже и реже. Это происходило в основном из-за того, что было положено начало создания регулярной армии. И появлением на вооружении огнестрельного вооружения.

Рыцарские турниры представляли собой воинские состязания, во время которых два всадника, вооруженных копьями, пытались выбить друг друга из седла. Это состязание могло быть самостоятельным или являться частью большого турнира, куда входили другие спортивные дисциплины, такие как рукопашный бой. Однако в основе самого турнира лежала система подсчета очков, при которой каждый реальный удар, нанесенный противнику, приносил нанесшему его рыцарю определенное количество очков, сумма которых зависела от того, куда именно пришелся удар. Так, если всадник наносил своему противнику удар по шлему, то он получал два очка, в то время как за удар по нагрудным латам было положено всего одно очко. Если всаднику удавалось выбить противника из седла, он получал три очка, и состязание считалось завершенным. Важно, что очки приносили только настоящие удары, при которых ломалось древко копья. Скользящие, нечестные удары и удары, не ломающие копья, не засчитывались. Для каждого турнира всадник вооружался тремя копьями, которые использовались в серии из трех атак. Перед каждым турниром все копья измеряли, чтобы убедиться, что они равной длины и никто из соперников не получит преимущества. Кроме того, каждое состязание проходило по строгим правилам, и только оруженосец имел право подавать всаднику новое копье и помогать ему, если его сбросили с лошади. Правила предписывали, чтобы у каждого рыцаря, принимавшего участие в турнире, была лошадь и собственные доспехи, потому что в случае поражения победитель мог потребовать их в качестве трофея. Конечно, было и самое важное правило: в турнирах могла принимать участие только знать. Если турнир был частью крупных состязаний, они также включали рукопашный бой. Он проводился почти по тем же правилам, что и турнир, и рыцарь, нанесший своему сопернику три удара, считался победителем. Какое оружие и стили боя разрешалось использовать, объявлялось непосредственно перед турниром.

В историческом плане рыцарские турниры возникли в классическом средневековье (1000 - 1300), и в их основу легли приемы владения копьем, существовавшие в кавалерии. К XVII в. турниры из кровавого спорта постепенно превратились в спортивные рыцарские состязания, какими их и помнят до сих пор. К примеру, в правление королевы Елизаветы I (1558 - 1603) турниры были окружены романтическим ореолом и стали известны скорее как развлечение, нежели демонстрация воинской доблести.

Для рыцарей война была образом жизни, основным или единственно возможным профессиональным занятием. Их карьера, :лава, богатство напрямую зависели от навыков владения оружием. Для поддержания формы и воспитания молодых рыцарей, не имевших боевого опыта, возникла потребность в специальных военных играх.

Ещё во время первого крестового похода (1096- 1099 гг.) рыцари развлекались в лагере игрой квинтана: всаднику надлежало на полном скаку попасть копьём в щит или голову манекена-мишени. В случае промаха или слишком медленного бега лошади в действие приводилась закреплённая на вращающейся балке рука манекена, ударявшая неудачника в спину. Из обычной тренировки эти игры постепенно превратились в состязания, где можно было отличиться и продемонстрировать своё превосходство в силе и ловкости.

В XI столетии существенные технические новации привели к появлению тяжёлой кавалерии и изменению тактики боя. Воины облачились в тяжёлые доспехи: сплетённую из металлических колец кольчугу с капюшоном и длинными рукавами; шл закрывавший лицо и шею; вскоре к ним чулки п рукавицы. Стали широко применяться шпоры, конские подковы; появилось высокое седло, обеспечивавшее более надёжную посадку всадника. Всё это позволило изменить технику владения копьём. Ранее удар наносился гремя способами: копьё метали, как дротик, или, зажав кистью руки, били сверху либо снизу, что затрудняло повторный удар.

XII век — поворотный период в развитии рыцарского турнира. Не столько королевские и церковные запреты, сколько эволюция самого турнира привела к тому, что он стал менее опасным-и более упорядоченным. Кровопролитные командные турниры — меле — постепенно ушли в прошлое. Состязания начали проводить на ограниченном пространстве перед стенами замка, на городской площади или специально построенном ристалище. А само слово «турнир» с того времени обозначает все виды мирных рыцарских состязаний с оружием.

Теперь стало возможно удерживать копьё под правым предплечьем и управлять им кистью руки, повысив тем самым точность удара. К тому же быстро возвратив копьё в исходное положение, воин вновь пускал его в дело. Благодаря этой новой технике начало применяться более тяжелое и длинное копье с щитком для упора кисти руки, ставшее основным оружием рыцарской атаки. Мчавшийся на огромной скорости всадник, одетый в тяжёлые доспехи, превращался в настоящий таран, способный, по словам византийской принцессы Анны Комнин, пробить стены Вавилона. Рыцарская кавалерия на несколько веков стала главной боевой силой, безраздельно господствовавшей на полях сражений Западной Европы.

Тяжёлое вооружение и сложная техника боя требовали от воина постоянных тренировок, большой физической силы, ловкости, совершенствования приёмов владения оружием и верховой езды. Кроме того, полная экипировка стоила слишком дорого, чтобы доверять её незакалённому воину.

В 60-х гг. XI в. - начале XII в. на севере Франции зародился и получил признание новый рыцарский вид спорта - турниры. А в 1125- 1130 гг. они уже прочно вошли в моду во Франции, Фландрии, Англии и Германии. Первоначально слово «турнир» обозначало внезапное столкновение отрядов противников во время войны, иную атаку, после которой обе стороны возвращались в лагерь. В начале XII - середине XIII в. турнир играл роль военной тренировки, вырабатывавшей у рыцарей навыки не только индивидуального, но и группового боя. Правила турниров ещё не были чётко определены, а риск физических увечий и гибели весьма велик. Турниры XII-XIII вв. мало отличались от стычек во время войны. Соревнование велось между двумя командами рыцарей, вступавшими в бой в открытом поле. Не существовало ещё специального турнирного оружия и доспехов: на турнирах рыцари сражались тем же, чем пользовались на войне. К обычному кольчужному доспеху с капюшоном и коническому шлему в 1150-1180 гг. добавились кольчужные чулки, а также кольчужные рукава и рукавицы, тесно облегавшие руки. В 1180-1220 гг. кольчужный доспех на груди стали усиливать металлическими или кожаными пластинами. Примерно в это же время начал распространяться большой, закрывающий лицо и шею шлем горшковидной формы с прорезями для глаз и доступа воздуха.

Участники турнира перед сражением. «Турнирная книга Рене Анжуйского». 1460-1465 гг.

Чтобы рыцари могли узнавать друг друга в бою, сверху на шлем крепилась деревянная или металлическая гербовая эмблема. Именно шлемы с гербовыми эмблемами выставлялись на «ярмарку гербов» - церемонию, во время которой герольды удостоверяли благородное происхождение участников турнира.

Вызывая зачинщика турнира на риста лище, его противник мог коснуться своим копьём одного из двух щит ов, висевших возле шатра: «щита мира» или «щита войны». В первом случае это означало, что рыцарь вызывает соперника на бой куртуазн ым, затуплённым, оружием, а во втором — свидетельствовало о намерени и сражаться насмерть боевым оружием.

Рыцарь вооруженный турнирным копьем, «Древнее оружие» 1842 г.

«Удар наносит храбрый англичанин

По панцирю тяжёлому копьём,

Гремят доспехи,но никто не ранен.

Вновь рыцари в порыве боевом,

Пылая гневом,чуждые испуга,

Отважно налетают друг на друга».

Вольтер.

«Орлеанская девственница»

В турнирной схватке разрешалось применять любые удары и любое оружие, кроме самострелов и луков с тяжёлыми бронебойными стрелами. Вполне этичным считалось атаковать группой одного противника, а продолжать участвовать в бою мог даже выбитый из седла рыцарь. Дозволялось сражаться и тем, кто потерял в бою свои доспехи и вооружение, поскольку не запрещалось использовать приёмы борьбы без оружия.

В начале XIII в. появилась более безопасная и менее кровопролитная форма турнира - беурд. Доспехом для него служили куртки из дубленой кожи или простёганной ткани, смягчавшие удары тупым оружием.

Беурд — дружеский турнир, проходивший между двумя командами рыцарей, единственный из всех состязаний не попадал под запреты Церкви. В беурдах разрешалось участвовать даже членам рыцарских монашеских орденов. Например, по уставу ордена тамплиеров рыцари могли сражаться только в беурде, и то при условии, что они не станут метать свои копья, а будут биться ими не выпуская из рук.

Сражение велось лёгкими тупыми копьями, деревянными мечами и палицами. В редких случаях, когда беурды проходили с особой роскошью, мечи и палицы делали из китового уса. Такое оружие стоило очень дорого, тем более что рукояти и клинки мечей, как правило, украшали позолотой или серебрили. Специальное вооружение для беурдов появилось в конце XIII в. и состояло из большого шлема и кожаных доспехов, более лёгких и эластичных по сравнению с металлическими. Когда беурды начали проводить в городах, в пылу сражения воины нередко разъезжались по городским площадям и улочкам. Поэтому обязательной частью экипировки участников беурда были бубенчики, пришитые к сбруе лошадей и доспехам всадников. Их звон предупреждал прохожих о приближении сражающихся рыцарей.

Другой разновидностью турнира стала джостра - парный поединок двух конных (реже пеших) рыцарей. Обычным оружием такого поединка являлось копьё, но могли применяться и боевые топоры, палицы или мечи. Всадники обменивались ударами, двигаясь навстречу друг другу полным галопом.

Джостра потребовала более прочных доспехов, защищающих всё тело рыцаря и способных выдержать прямое попадание тяжёлого копья со стальным наконечником. С середины XIII в. в употребление вошли тупые копья и наконечники в форме трезубца. Длина турнирных копий иногда достигала 11 футов (1 фут составляет примерно 30 см) от наконечника до щитка, прикрывавшего руку. Щиток всё больше увеличивался в диаметре и менял форму. Тяжесть турнирного

копья и его длина зависели от национальных традиций: французские рыцари предпочитали длинные, более гибкие копья, а немецкие - более короткие, но очень крепкие и тяжёлые.

«Перья шлемов, бляхи наручей, кольца панцирей разле~ стремительных ударов. Рыцари колют и рубят направо и в голову, то в грудь, отступают, сходятся, примериваются i сходятся, схватываются, извиваются, словно змеи, на к ал От наносимых ударов снопами сыплются искры».

Эволюция доспеха, начавшаяся в 20-30-х гг. XIV столетия, привела к возрастанию роли кованых стальных пластин, которые сперва усиливали кольчугу, а затем и вовсе заменили её. Это в полной мере относилось и к турнирному снаряжению. Большой шлем надевали для турниров с куртуазным оружием вплоть до начала XV в., в то время как для войны и смертельных поединков рыцари предпочитали шлем бацинет с подвижным забралом. В 30-х гг. XIV в. распространились новые элементы защитного вооружения из стальных пластин: для плеча и предплечья, латные перчатки, бжерелье для шеи, поножи и железные башмаки. Кольчуга становится короче, как и сюркотта (военная котта), которую носили поверх доспехов. Между сюркот- той и кольчугой уже с середины XIII в. одевают котту из кожи или простёганной подбитой ткани с закреплёнными на ней наподобие чешуи стальными пластинами.

Куртуазные мечи были тупыми. Чтобы при ударе такой меч не проникал в забрало шлема или щели между пластинами, его клинок делали шириной в четыре пальца, а для уменьшения веса — полым внутри. Небольшая крестовина турнирного меча прикрывала кисть и пальцы руки только от ударов, соскальзывавших по клинку вниз. Турнирная палица имела дисковидную гарду для защиты руки и изготовлялась из дерева. Она была легче боевой, а также более гибкой. Длина меча или палицы равнялась длине руки рыцаря, для которого они предназначались.

С конца XIV в. появляются грудины, снабжённые стальным крюком, а иногда также ремнями или петлями для пристегивания большого шлема. Грудины использовались исключительно на турнирах, равно как и специальная, усиленная стальными полосами рукавица для руки, в которой держали копьё. Эта рукавица вместе с крюком на грудине не только помогала удерживать копьё и уберегала кисть от повреждений, но и позволяла наносить удар силой всего корпуса, уменьшая нагрузку на руку. Левая часть тела и левая рука всё чаще защищались дополнительными стальными пластинами. В это же время широко распространяются стальные или кожаные конские доспехи, появившиеся ещё во второй половине XII в.

С XIV 7 столетии в турнирном вооружении происходит деление на куртуазное и смертельное оружие. Вероятно, смертельное турнирное оружие было точно таким же, как и обычное боевое, поэтому о нём нет упоминаний в письменных источниках. К куртуазному оружию относились тупые копья или копья с наконечником в виде трезубца, мечи, палицы, щиты, а также специальное защитное вооружение. В отличие от треугольного щита д ля смертельного боя - экю, куртуазный щит тарч имел овальную форму, а с правой стороны вырез для упора копья.

И XV в. экю вышел из употребления на войне, став атрибутом турнирных поединков. Щит изготовляли из дерева и обтягивали кожей; он также был снабжён ремнём, который вешали на шею, чтобы не потерять щит при ударе.

Куртуазные палицы и мечи использовались прежде всего на беурдах, в первой части схватки - палица и только затем меч; никакое другое оружие применять не дозволялось. Запрещалось иметь более одной палицы и меча, замена оружия слугами и оруженосцами определялась регламентом каждого турнира.
С XV в. вместо большого шлема на турнирах с куртуазными палицами и мечами вошёл в обиход шлем с забралом в виде вертикальной решётки - горилыо, который хорошо защищал от рубящих ударов, давая при этом лучший обзор.
Оружие для турнира должно было быть одинаковым для всех участников и изготовлено устроителем турнира; вызванные на поединок имели право выбирать его первыми. Перед началом состязаний длина и вес всех мечей, палиц и копий проверялись на соответствие установленным нормам, после чего оружие метили специальным клеймом, удостоверявшим его пригодность для состязаний.

Рыцарский турнир. Миниатюры. XV в.
Турнирные копья делали из мягких сортов древесины, осины или ели, чтобы при слишком большой нагрузке древки ломались, иначе всадник, нанёсший удар, рисковал вылететь из седла. В джостре счёт очков вёлся по сломанным копьям, а победа присуждалась рыцарю, сломавшему за турнир наибольшее количество копий.

Апогея развития турнир достиг в конце XV - первой четверти XVI в. при дворах императора Священной Римской империи Максимилиана I, короля Франции Франциска I и короля Англии Генриха VIII. Максимилиан I стал законодателем турнирной моды для всей Европы. При нём состязания проводились по правилам, чрезвычайно опасным для жизни сражающихся. Так, в конном копейном поединке штехцойге для победы надо было выбить противника из седла копьём с наконечником в виде трезубца. Поэтому доспех для штехцойга был особенно массивным, его вес достигал 60 кг. Специальный шлем, называвшийся «жабья голова», помещали на плечи кира сы так, чтобы при падении не пострадали шейные позвонки выбитого из седла рыцаря.

Участника турнира могли дисквалифицировать за отказ предъявить свое оружие судьям для осмотра, за крепление меча к кисти руки, за падение меча во время боя. Дисквалификация следовала удар ниже пояса, удар по лошади противника или по сопернику, оставшемуся без оружия. Запрещалось дважды во время боя снимать шлем, если только это не было связано с тем, что лошадь перестала повиноваться хозяину.

В другом виде копейного состязания, реннцойге, побеждал рыцарь, нанёсший точный удар в шлем или доспехи противника. Чтобы копьё, пробив доспехи, не причинило вреда сопернику, бронебойный конец наконечника имел небольшую длину, а дальнейшем) проникновению оружия препятствовал упор втулки. Иногда копьё делали так, чтобы при мощном ударе остриё вдавливалось внутрь втулки наконечника за счёт разрушения перемычки, изготовленной из менее прочного металла. К доспехам крепили на пружинных механизмах стальные пластины-щитки. При ударе пружины срабатывали и пластина откидывалась, демонстрируя точность попадания. Механизм мог быть встроен и в щит, который при точном и сильном ударе разлетался на куски.

Изощрённые турнирные доспехи этой эпохи были дифференцированы по видам поединков. Доспех из стальных пластин стал анатомическим - его формы скульптурно повторяли очертания тела, гибкое соединение пластин позволяло увеличить подвижность рыцаря. Голову защищал сферический! шлем с поднимающимся забралом - армэ. Вся поверхность такого доспеха была покрыта желобками и выступами, что облегчало вес стальных пластин и делало их более прочными. К тому же выступы и желобки размещались так, чтобы удар противника, попав на них, менял траекторию.

Снаряжение, предназначенное для пешего боя, часто снабжали дополнительной деталью — набедренниками в виде стальной юбки, хорошо защищавшей верх ноги от ударов двуручным мечом или алебардой.

Однако, несмотря на всё совершенство позднего турнирного доспеха, рыцарские схватки оставались делом весьма опасным. С середины XVI в. турниры в Западной Европе стали проводиться всё реже. На охлаждение к ним знати повлияла и трагическая гибель короля Франции Генриха II.

30 июня 1559 г. в Париже перед Турнельскпм дворцом проходил турнир в честь празднования свадьбы дочери Генриха II Елизаветы и короля Испании Филиппа II. Обломок копья соперника Генриха II

капитана шотландской гвардии Габриэля де Лоржа, графа де Монтгомери, прошёл сквозь забрало шлема и вонзился королю в глаз. Десять дней спустя Генрих умер в страшных мучениях. Особый трагизм этому турниру придали некие мистические обстоятельства. Было известно пророчество астролога Нострадамуса, написанное не позднее 1557 г. В 35-м четверостишии I центурии говорится: «Молодой лев превзойдёт старого. На п оле битвы в поединке один на один. В его золотой клетке ему выколют глаз».

Жена Генриха II Екатерина Медичи, знавшая это предсказание, просила супруга отказаться от участия в турнире. Дурные предчувствия мучили и маршала де Вьевиля; одевая доспехи на короля, он просил его отказаться от схватки. Был и ещё один зловещий знак: король участвовал в поединке на прекрасном коне, подаренном ему герцогам СавойскАм, звали коня - Злополучный.



 

Возможно, будет полезно почитать: